Чувственные глаголы английского языка. Статические глаголы или глаголы состояния в английском языке

Глаголы английского языка, как известно, делятся на много категорий: с точки зрения переходности и непереходности, по роли в предложении (основные и вспомогательные), относительно образования форм (правильные и неправильные). Есть еще одна классификация, которая не имеет такого четкого отражения в русском языке, – это state verbs and action verbs, или, как их называют, глаголы состояния и действия.

Это деление играет в языке довольно важную роль, так как от типа используемой формы во многом зависит то, как будет строиться предложения, а также какое время нужно будет употребить. Для того чтобы разобраться в обоих видах, необходимо определить, когда используются типы, и какое употребление для них характерно.

Action Verbs

C английскими глаголами действия все довольно просто: это формы, которые способным образовывать длительное время и показывать процесс (их иногда называют dynamic verbs). Перечислить весь список таких слов будет весьма проблематично, так как их много. Проще говоря, это стандартные слова-действия, которые передают не ощущения, а реальный процесс – run, read, swim, follow, etc.

Стативные структуры имеют иной принцип образования и использования, поэтому на их особенностях, как грамматических, так и лексических, стоит остановиться более подробно.

State Verbs

Глаголы состояния в английском языке называются так не просто так. Дело в том, что использоваться они могут исключительно для того, чтобы показать определенную фазу действия, его состояние, а не длительный процесс. Характерная особенность этой категории, что в ней используются глаголы, не употребляющиеся в Present Continuous и любом другом длительном времени. Статичные глаголы имеют несколько подвидов, все из которых не употребляются в Continuous по характерным для английского языка причинам. Вот примеры того, какие глаголы состояния принято выделять:

  • глаголы чувств, то есть те, которые передают эмоциональное состояние человека – love, hate, like, adore, etc.;
  • глаголы восприятия, которые отображают не эмоции, а физические чувства, через которые человек воспринимает окружающий мир. К словам чувственного восприятия относятся observe, hear, see, smell, etc.;
  • статические слова, подчеркивающие умственную деятельность – know, understand, believe, suppose, etc.;
  • state verbs, отображающие абстрактные отношения – belong, possess, have, etc.;
  • действия, выражающие желания и намерения – wish, intend, want, etc.

Note: довольно часто даже такие слова, которые не употребляются в длительных конструкциях, могут использоваться для отображения процесса. Актуальны такие ситуации в тех случаях, когда значение подобных глагольных меняется, т. е. они приобретают иной, не свой классический смысл. Яркий пример – smell (пахнуть) и smell (нюхать). В первом случае образовать Continuous нельзя, а во втором можно. Или вот: admire в значении «восхищаться» и admire как «любоваться». Принцип такой же, как и в примере со smell.

Both State and Action Verbs

Правило деления слов-дейтствий на action и non-action verbs не всегда является жестким. Дело в том, что есть ряд структур, которых нельзя стопроцентно отнести ни к одной, но ко второй категории, то есть они могут и иметь, и не иметь форму Continuous в зависимости от ситуации.

В таких формах довольно большое значение имеет перевод. Наиболее часто любой из таких глаголов используется конкретном контексте, на который обязательно следует обращать внимание. В зависимости от того, какое значение приобретает слово, употребляется та или иная структура.

К этим действиям относятся такие, как see, have, think, etc., то есть те, которые фактически могут быть длительными, но при необходимости показывают определенное состояние. Вот несколько примеров того, как это выглядит:

· I think she will return as soon as she passes the last exam. Я думаю, она вернется, как только сдаст последний экзамен (глагол think передает значение «полагать, считать»)

· I’m thinking about tomorrow’s conference; don’t bother me. Я думаю о завтрашней конференции, не мешай мне (think передает значение «размышлять», т. е. показывает мыслительный процесс)

Вот еще одна пара, которая также часто имеет двойственность образования:

· We have a car, and we don not want to buy another one. У нас есть машина, и мы не хотим покупать еще одну (have передает абстрактное понятие владения)

· John will call you later; he is having dinner now. Джон перезвонит тебе позже, он сейчас ужинает (have употребляется в Continuous, так как это слово часто входит в состав различных устойчивых выражений: have shower, have dinner, etc.)

Отточить свои навыки в сравнении этих двух категорий помогут различные упражнения со сравнением action и state verbs. Таблица с regular и irregular verbs поможет без труда найти нужный вариант, если речь идет тех конструкциях, которые не имеют длительности. Осознавать эту разницу довольно важно, так как от типа используемой формы во многом зависит то, как будет строиться предложение и какие временные структуры в нем должны быть использованы.


Даже если вы недавно приступили к изучению английского языка, вам, наверняка, хорошо известны такие глаголы как: know (знать), love (любить), see (видеть), hear (слышать), think (думать) и т.п. Скорее всего, вы и сами нередко прибегаете к их использованию при построении различных фраз. И это совсем неудивительно, ведь в повседневной разговорной речи подобные глаголы встречаются довольно часто.

Однако многие изучающие английский язык, нередко допускают распространенные, на начальном этапе и не только, ошибки, связанные с использованием этих глаголов, с которыми надо быть особенно внимательными. Как раз тем, кто не желает мириться с подобным положением и решительно настроен исправить сложившуюся ситуацию – рекомендую прочесть эту статью. В ней мы будем обсуждать особенности некоторых глаголов (приведенных во вступительной части и не только), а также различные обстоятельства, при которых уместно их употребление в той или иной форме. Итак, приступим.

Если вы еще не знакомы с таким явлением, в английском языке, как stative verbs, то сейчас самое время познакомиться с ним поближе.
Это глаголы, название которых произошло от слова state, обозначающее “состояние” или “положение”. Еще встречаются и другие варианты названий, такие как non-action verbs или nonprogressive verbs. Эти глаголы отличаются от привычных для нас глаголов тем, что они служат не для описания каких-либо действий или событий, а для выражения существующих ситуаций или состояний. Например:

I am sure Sue will get this job. She knows* three foreigne languages and has* all the nesessary qualifications for it. - Я уверен, Сью получит эту работу. Она знает три иностранных языка и имеет все необходимые навыки для этого.

*knows и has, а также глаголы, приведенные в начале статьи, являются stative verbs. В отличие от action verbs, которые описывают конкретные действия, например: read (читать), write (писать) или work (работать), non-action verbs выражают различные состояния, чувства или процессы, связанные с умственной активностью. Например, has описывает состояние обладания необходимыми навыками, а know - это результат мыслительной деятельности человека.

Итак, давайте обратимся к более полному и упорядоченному списку статических глаголов или как еще их называют глаголов состояния. К stative verbs относятся, глаголы описывающие:

  • Умственную деятельность человека (know - знать, understand - понимать, believe - верить, think* - думать, remember* - помнить, forget* - забывать)
  • Желания (want* - хотеть, wish - желать, desire - сильно желать)
  • Эмоциональное состояние (love - любить, like - нравится, prefer - предпочитать, hate - ненавидеть, dislike - испытывать неприязнь, envy - завидовать, respect - уважать)
  • Принадлежность (have* - иметь, own - владеть, belong - принадлежать)
  • Чувственное восприятие (taste* - иметь вкус, smell* - иметь запах, hear - слышать, feel* - осязать, see* - видеть)
  • И другие существующие состояния (seem - казаться, look* - выглядеть, appear* - казаться, sound - звучать, cost* - стоить, weigh* - весить, be* - быть, exist - существовать)

В соответствии с одним из своих названий, большинство nonprogressive verbs не употребляются во временах группы progressive или continuous , т.е. с окончанием –ing.

Однако глаголы, обозначенные звездочкой, могут описывать не только различные состояния, но и действия, т.е. быть как статическими, так и динамическими. Как раз на такие stative verbs, которые принимают разные значения в зависимости от ситуации, мы и обратим наше пристальное внимание. Давайте рассмотрим примеры для сравнения:

Глагол taste
Right now the chef is tasting the sauce. – Прямо сейчас повар пробует на вкус соус. (действие)
The sauce tastes too salty. - Соус на вкус слишком соленый. (состояние)

Глагол smell
These flowers smell good. – Эти цветы пахнут приятно. (состояние)
Right now Tom is smelling the flowers. – Прямо сейчас Том нюхает цветы. (действие)

Глагол think
I think Bob is a kind man. - Я думаю (считаю), что Боб добрый человек. (состояние)
I am thinking about English grammar now. – Я думаю об английской грамматике сейчас. (действие)

Глагол see
I see a butterfly. Do you see it too? – Я вижу бабочку. Ты тоже видишь ее? (состояние)
Tom is seeing a doctor about his headaches. – Том идет к врачу по поводу своих головных болей. (действие)

Глагол look
Sue looks very happy. – Сью выглядит очень счастливой. (состояние)
Tina is looking out the window now. – Тина смотрит в окно сейчас. (действие)

Глагол appear
Sam appears to be sad. - Сэм кажется грустным. (состояние)
When the sun raises, it is appearing from below the horizon.- Когда восходит солнце, оно появляется из-за горизонта. (действие)

Глагол feel
Sue is feeling the cat’s fur. – Сью трогает кошачью шерсть. (действие)
The cat’s fur feels soft. – Кошачья шерсть на ощупь мягкая. (состояние)

Глагол have
Tom has a car. – У Тома есть машина. (состояние)
We are having a good time* at the party. - Мы хорошо проводим время на вечеринке. (действие)
*глагол have обозначает действие в следующих распространенных словосочетаниях:

  1. have a good time/a bad time - хорошо/плохо проводить время
  2. have a rest/a talk - отдыхать/поговорить
  3. have breakfast/lunch/dinner/supper - завтракать/обедать/ужинать
  4. have a cup of tea/a cup of coffe/a glass of water - выпить чашку чая/кофе/стакан воды
  5. have a bath/a shower - принимать ванну/душ

Глагол remember
I remember my first teacher. Do you remember yours? - Я помню своего первого учителя. А ты помнишь своего? (состояние)
I am remembering the wonderful days of my childhood. - Я вспоминаю прекрасные дни своего детства (действие)

Глагол weigh
This piano is too heavy for me to lift. It weighs too much. – Это пианино слишком тяжелое для меня чтобы поднять. Оно весит слишком много. (состояние)
Right now the grocer is weighing the bananas. - Прямо сейчас продавец взвешивает бананы. (действие)

Теперь вы знаете, что помимо динамических глаголов, описывающих определенные физические действия, существуют и глаголы состояния, которые не употребляются во временах группы Continuous. Однако некоторые статические глаголы, в определенных ситуациях, могут выступать в роли глаголов действия и это важно учесть при разговоре с собеседником, чтобы не допустить распространенных грамматических ошибок.

Перейти на полный

Статичные глаголы описывают состояния и редко используются в длительных временах.

Глаголы чувств

love, hate, like, dislike, hate, enjoy, adore…

I love chocolate ice cream – Люблю шоколадное мороженое

I enjoy going to parties – Мне нравится ходить на вечеринки

Глаголы предпочтения

want, need, prefer, fit, need, require, wish, hope, keep (= продолжать)…

This dress fits you perfectly – Это платье тебе в самую пору

I hope to see you this weekend – Надеюсь увидеть тебя на выходных

Умственные глаголы

think, suppose, expect, believe, understand, realize, remember, forget, notice, recognize, matter, mean, know, define, repeat, state, relate, discuss, describe, recognize, explain, express, identify, review, match, translate, paraphrase, judge, revise, see (= понимать)…

I expect they’ll be late – Надо думать , они опаздывают

I think he’ s lying – По-моему, он врёт

I see what you mean – Понимаю тебя

Глаголы восприятия

You look / are looking great today – Ты сегодня потрясна

English Joke

When a certain officer of the governor’s staff died, there were many applicants for the post, and some were indecently impatient. While the dead colonel was awaiting burial, one aspirant buttonholed the governor, asking:

«Would you object to my taking the place of the colonel?»

«Not at all,» the governor replied tartly. «See the undertaker.»

На прошлой неделе я рассказывала вам про конструкцию Complex Object - сложное дополнение .

Ее мы используем, чтобы сказать, что один человек хочет/ожидает/надеется/думает, что другой что-то сделает или не сделает. Например: Я хочу, чтобы она полила цветы.

В этой статье мы разберем Complex Object с глаголами чувственного восприятия : видел, слышал, наблюдал и т.д. На пример: Они наблюдали, как он танцевал.

Построение предложений с такими глаголами отличается, и здесь есть свои нюансы.

В статье я вам подробно расскажу про эту конструкцию и про образование предложений с её помощью.

Из статьи вы узнаете:

Что такое complex object с глаголами чувственного восприятия?


Мы уже разбирали в прошлой статье, что Complex Object мы используем , когда один человек хочет/ожидает, что другой человек что-то сделает или не сделает.

Например: Я хочу, чтобы вы прочитали эту статью.

Однако есть особый вид глаголов (действий) - это глаголы чувственного восприятия :

  • увидел
  • услышал
  • заметил
  • наблюдал и другие

В Complex object мы используем их, чтобы сказать, что видели/слышали/заметили, как другой человек что-то сделал.

Давайте посмотрим, на два примера.

Обычное предложение: Я увидела разбитую вазу.

Complex Object : Я увидела, как он разбил вазу.

Как видите, в первом предложении мы видим какой-то предмет. А во втором действие другого человека. Это и есть сложное дополнение.

В таких предложениях есть два объекта:

  • Тот, кто видит/слышит/замечает (я увидела)
  • Тот, кого видят/слышат/замечают (он разбил)

В Complex Object предложения с глаголами чувств строятся по особым правилам. Давайте рассмотрим как.

Внимание: Хотите преодолеть языковой барьер и заговорить на английском? Узнайте на бесплатном уроке, как наши студенты !

Правила построения предложений complex object с глаголами чувств

В образовании таких предложений есть несколько нюансов. Давайте рассмотрим их:

1. На первое место в предложении мы ставим главное действующее лицо - тот, кто видит, слышит и т. д.: I, you, she, he, they, we.

Например:

She....
Она....

2. На второе место мы ставим наши глаголы чувств в прошедшем времени:

see- saw - видел
hear - heard - слышал
feel - felt - почувствовал
observe - observed - наблюдал
watch - watched - смотрел, наблюдал
notice - noticed - заметил

Например:

I saw....
Я видела....

She heard....
Она видела....

3. После действия идет тот человек, от кого хотят, чтобы он сделал что-либо. Обратите внимание, как меняются наши местоимения:

I - me
you - you
He - him
she - her
they - them
we - us

Это происходит потому, что здесь местоимение не является главным действующим лицом, а является дополнением - тот, кого видим, слышим и т.д.

Например:

I saw him....
Я видела, как он....

She heard them....
Она слышала, как они....

  • Мы говорим, что видели какой-то факт. То есть вы просто посмотрели на что-то, услышали что-то. В этом случае глагол (действие) стоит в начальной форме без частицы to перед ним: read, go, study

Например:

I saw him read a book.
Я видела, как он читал книгу (просто увидела, как он сидит с книгой, не важно сколько времени).

She heard them sing a song.
Она слышала, как они пели песню (просто услышала пение)

  • Мы говорим, что видели какой-то процесс. То есть, что действие продолжалось какое-то время. В этом случае мы добавляем окончание -ing к глаголу (действию)

Например:

I saw him reading a book.
Я видела, как он читал книгу (подчеркиваем, что он делал это в течении какого-то времени).

She heard them singing a song.
Она слышала, как они пели песню (подчеркиваем, длительность действия, пели в течении какого-то времени)

Давайте рассмотрим схемы построения обоих видов предложений.

Говорим о факте

В этом случае используем глагол в начальной форме без частицы to. Такое предложение мы используем, когда говорим про какой-то факт, то есть что-то произошло. Например: Я видела, как машина подъехала.

Схема такого предложения:

Действующее лицо + saw/heard/felt + тот, кого видели + действие

I me
You you
We saw us read
They heard them come
She noticed her sleep
He him
It
it

They saw her enter the room.
Они видели, как она вошла в комнату.

She noticed him take a key.
Она заметила, он взял ключ.

Мы прибавляем окончание -ing, когда хотим подчеркнуть длительность действия, то есть то, что наблюдали какой-то процесс. Например: Она смотрела, как они переходили дорогу (смотрела за процессом того, как они шли через дорогу).

Схема такого предложения:

Действующее лицо + saw/heard/felt + тот, кого видели + действие с окончанием -ing

I me
You you
We saw us reading
They heard them going
She noticed her sleeping
He him
It
it

I heard her singing .
Я слышала, как она поет.

We observed him doing it.
Мы наблюдали, как он делает это.

Отрицательные предложения в Complex object с глаголами чувств


Мы можем сказать, что не видели, не заметили, не слышали, как другой человек делает что-то. Для этого на нужно поставить отрицание в первой части.

Отрицание образуется с помощью вспомогательного глагола did и отрицательной частицы not (сокращено didn"t).

При этом наши глаголы see, hear, notice мы оставляем в начальной форме.

Говорим о факте

Действующее лицо + didn’t + see/hear/feel + тот, кого видели + действие

I me
You you
We see us read
They didn"t hear them come
She notice her sleep
He him
It
it

They didn’t see him leave.
Они не видели, как он ушел.

She didn’t hear them broke a vase.
Она не слышала, как они разбили вазу.

Подчеркиваем длительность действия

Схема предложения:

Действующее лицо + didn’t + see/hear/feel + тот, кого видели + действие с окончанием -ing

I me
You you
We see us reading
They didn"t hear them going
She notice her sleeping
He him
It
it

We didn’t watch him jogging.
Мы не смотрели, как он бегает.

He didn’t notice us waving him.
Он не заметил, как мы махали ему.

Вопросительные предложения в Complex object с глаголами чувств

Мы можем спросить, видел ли, заметил ли, слышал ли человек, как кто-то другой делал что-то.

Для этого вспомогательный глагол did нужно поставить на первое место в предложении.

Сами действия see, hear, notice будут стоять в начальной форме.

Говорим о факте

Схема такого предложения будет:

Did + действующее лицо + see/hear/feel + тот, кого видели + действие?

I me
you you
we see us read?
Did they hear them come?
she notice her sleep?
he him
it it

Did he see her get into the car?
Он видел как она села в машину?

Did they notice him open a door?
Они заметили, как он открыл дверь?

Подчеркиваем длительность действия

Схема такого предложения будет:

Did + действующее лицо + see/hear/feel + тот, кого видели + действие с окончанием -ing

I me
you you
we see us reading?
Did they hear them going?
she notice her sleeping?
he him
it it

Did they watch him playing football?
Они смотрели, как он играл в футбол?

Did she observe them doing home work?
Она наблюдала, как они делал уроки?

Итак, мы разобрали теорию, а теперь давайте потренируемся составлять такие предложения на практике.

Задание на закрепление

Переведите следующие предложения на английский язык:

1. Он наблюдал, как она читала книгу.
2. Они заметили, как он курил.
3. Мы не видели, как она пришла.
4. Вы слышали, как они постучали?
5. Он не видел, как она плакала.
6. Она наблюдала, как они плавают?