Функции и виды речи. Язык и речь. Виды речевой деятельности

Конспект составила Анастасия Ооржак

Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смысл.

Языки бывают

— естественные;
— искусственные – разработанные людьми для решения определенных задач. Они правильные и систематичные, их легко изучать. Примеры: язык глухонемых, язык дорожных знаков, азбука морзе, языки программирования (машинные языки), эсперанто.

Языки также можно разделить по форме обозначающих знаков на:
— звуковые;
— изобразительные – в них для замещения объектов и качеств используются символы.

При этом существует еще 2 вида письменности:
— побуквенная – каждому звуку или сочетанию звуков приписывается определенный знак, потом можно легко озвучить;
— иероглифическое письмо – слова и предметы заменяются изображениями.

(В психологии считается, что единицей языка является слово.)

Часто говорят о вербальной и невербальной коммуникации.

Вербальная коммуникация связана со словами.

При невербальной коммуникации в качестве обозначающей формы могут выступать действия, мимические паттерны, жесты. Все они обращены к зрению.

Многие спорят, говоря, что невербальная коммуникация языком не является, т.к. происходит непосредственная трансляция эмоционального состояния. Однако, когда актер на сцене изображает, что он рыдает, а на самом деле он спокоен, — здесь можно говорить о языке.

Есть много способов передачи информации без слов – напр., символические языки, или языки символов. В них вещь, которая заменяет другую, – это символ.

В качестве символов могут использоваться цвета. Напр., черный – цвет скорби и траура; желтые цветы – к разлуке. Желтый цвет связан с увяданием, в то время как «золотой» – имеет положительную семантику.

Символизм количества – напр., у нас принято дарить нечетное количество цветов.

Приметы: черный кот – символ неудачи.

Символический язык варьируется от одной культуры к другой. Язык символов и жестов не кодифицированы (нет словарей по ним).

Речь – это процесс коммуникации людей с помощью того или иного языка.

В большинстве случаев имеется в виду именно общение людей. Хотя у животных и в компьютере – тоже что-то подобное. Ко всем ним можно применить более общение понятие – «коммунникация».

Виды речи связаны с формами используемых знаков и с тем, на кого направлена речь.

1. устная / письменная речь

Устная речь всегда предполагает собеседника и развертывается в некотором контексте, воспринимаемом обоими собеседниками. В устной речи жест может заменять собой целое предложение (Напр., на остановке трамвая: «Идет!»). Эмоциональность устной речи значительно выше.

Экспрессивная речь – наиболее эмоциональна (междометия, восклицания, нецензурные слова). Она наименее развернута и сильнее всего связана с контекстом.

2. внешняя / внутренняя речь
(внешняя направлена на других, внутренняя направлена на себя – «я как другой».
Сначала человек учится общаться с другими, а потом уже сам с собой.)

3. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

4. Функциональные стили речи и их особенности.

5. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.

Конкретный процесс использования вербальных знаков в целях общения, формулирования мыслей, оценки различных жизненных проявлений называется речью . Речь - это язык в действии. Речь теснейшим образом связана с личностью человека и особенно - с его мышлением. Она отражает индивидуальные, возрастные, половые, интеллектуальные и профессиональные особенности.

Существует множество видов речевой деятельности. Речь может быть:

1) Внешней или внутренней. Во внешней речи человек сталкивается с различным пониманием значений слов разными людьми, поэтому часто возникают недоразумения и непонимание. Внутренняя речь (разговор с самим собой) абсолютно понятна человеку. Общаться с другими тяжелее, чем с собой.

2) Устной или письменной. Письмо - это зафиксированная речь.

3) Пассивной (чтение, слушание) или активной (говорение, письмо).

4) Монологической или диалогической.

Также речь может быть быстрой или медленной, короткой или длинной, понятной, отчетливой или сумбурной, эмоционально выразительной или монотонной, естественной или манерной, тихой или громкой, яркой или невыразительной, интеллигентной или вульгарной, грамотной или неграмотной и т. д.

Иногда, даже не зная смысла слов, мы можем понять, о чем идет речь, из контекста или ориентируясь на грамматику.

Проверим наше знание языка и понимание его внутренних структурных связей, умение логически мыслить.

Упражнение. 30 слов, поочередно записать слово и антоним к нему. Слова и правильные ответы к ним:

1) Злость (доброта)

2) Господин (слуга, раб)

3) Нерасторопность (проворство, ловкость, прыть)

4) Позор (почет, слава, честь)

5) Соперник (партнер, коллега, единомышленник)

6) Черный (белый)

7) Прыгать (стоять)

8) Красивый (уродливый, безобразный, некрасивый)

9) Целина (пашня, пахотная земля, обработанная земля)

10) Гуманность (жестокость, мизантропия)

11) Смех (плач)

12) Атака (оборона, защита)

13) Буря (тишь, покой)

14) Скука (веселье)

15) Беда (радость)

16) Вершина (основание, подошва)

17) Тусклый (яркий)

18) Любить (ненавидеть)

19) Суша (море, вода)

20) Культура (невежество)

21) Женщина (мужчина)

22) Ребенок (старик)

23) Находка (потеря)

24) Надежда (отчаяние)

25) Мороз (жара, зной)

26) Работа (отдых, безделье)

27) Гладкий (шершавый)

28) Взять (отдать)

29) Похвала (брань, ругань, критика)

30) Адажио (аллегро, престо, скерцо).

Подсчитайте количество правильных ответов. Точно угаданный антоним - это 1 балл. Слова, приблизительно правильные (например, «позор - гордость» вместо «почет, слава»), - это полбалла. При хорошем или удовлетворительном знании языка и умении логически мыслить результат составит примерно 25-30 баллов.

По речи человека можно определить особенности его мышления. Интересно исследовать это характеристикам внутренней речи.

Речь - специфически человеческий род языковой деятельности, обеспечивающий коммуникацию людей и их общественно-историческое развитие.

Речевая ситуация – сложное соединение внешних обстоятельств и внутренних психологических реакций, которые побуждают собеседников обмениваться информацией. Чтобы речь была эффективной, следует соблюдать некоторые принципы:

Принцип речевого этикета (говорить со слушателем как с равноправным партнером, уважать мнение слушателя, быть заинтересованным во взаимодействии со слушателем).

Существуют следующие признаки (компоненты) речевой ситуации:

участники : адресант, адресат, аудитория;

предмет речи ;

обстоятельства : место, время, другие значимые условия;

канал общения – способ осуществления коммуникации – используется устная или письменная речь, условные знаки и прочее;

код : язык, диалект, стиль;

речевой жанр , например, научный доклад, беседа;

событие ;

цель - то, что могло бы быть, по мнению участников, результатом речи в данной ситуации;

оценка эффективности речи , например, заинтересовал ли доклад слушателей. (слайд)

Речевая ситуация определяется такими обстоятельствами, которые вынуждают человека нечто сказать – участвовать в речевой деятельности, при этом действовать посредством речи в более или менее строгом соответствии с определяющими ситуацию признаками. Весь сложный комплекс ситуативных признаков можно свести к следующим компонентам: кто – кому - о чём – где – когда – почему - зачем.

Для правильной, красивой речи характерны следующие свойства: точность, логичность, чистота, выразительность, богатство (разнообразие) и уместность.

1. Еще в древние времена точность признавалась основным достоинством речи.

Способности хорошо говорить, писать и умение правильно мыслить взаимосвязаны. «Кто ясно мыслит, ясно излагает», – так звучит известный афоризм. В. Г. Белинский отмечал: «Слово отражает мысль: непонятна мысль – непонятно и слово».

Точность связана со знанием предмета речи, значением слов, т. е. с культурой речи в целом.

Точность речи – это главным образом соответствие слов обозначаемым предметам (явлениям) действительности или соответствие между общепринятым значением слова и его применением в речи.

Точность как качество речи связывается прежде всего с лексическим уровнем в системе языка, значит, точность речи можно понимать как соблюдение в речи норм словоупотребления, если нормы такие признавать.

Следует разделять два вида точности: точность предметную и точность понятийную .

Первый вид точности создается экстралингвистической (внеязыковой) связью речь – действительность. Она состоит в соответствии содержания речи тому кругу предметов, явлений действительности, которые речью отображаются. В речи должны быть четко представлены явления жизни, предметы и события действительности, о которых говорится. В связи с этим человек должен хорошо знать то, о чем он говорит.

Существует еще и понятийная точность – соответствие содержания речи той системе понятий, которая в ней обозначена. По мнению Л. Н. Толстого: «Слово – выражение мысли, поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает».

Основными условиями, способствующими созданию точной речи, являются:

1) знание предмета речи;

2) знание языка, его системы, возможностей;

3) умение соотнести знания предмета со знанием языковой системы и ее возможностей в конкретном акте коммуникации.

2. Следующее качество речи – логичность .

Логичность может нарушаться даже при строгом употреблении слов. Для того чтобы достичь логичности речи, необходимо добиться смысловой непротиворечивости частей в одном высказывании и такой же непротиворечивости высказываний в целом тексте.

Логичность связана прежде всего с синтаксической организацией как высказывания, так и текста. Логичность бывает двух видов:

1) логичность понятийная;

2) логичность предметная.

Суть предметной логичности – в соответствии смысловых связей и отношений единиц языка в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности. Логичность понятийная есть отражение структуры логичной мысли и логичного ее развития в семантических связях элементов языка в речи.

Условие логичности:

1) овладение логикой рассуждения – «нормами или принципами правильного рассуждения в поисках новой истины». Прежде чем научиться логично говорить и писать, человек должен научиться логично мыслить;

2) знание языковых средств, способствующих организации смысловой связанности и непротиворечивости элементов речевой структуры.

3. Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя, т. е. речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной.

Выразительность зависит от разных условий. Среди них выделяют:

1) самостоятельность мышления. Стереотипное мышление и шаблонное чувство не позволяют пробиться росткам выразительности;

3) хорошее знание языка, его выразительных возможностей;

4) знание свойств и особенностей языковых стилей: художественного, научного, делового, публицистического, разговорного. Стиль накладывает свой отпечаток на средства языка;

5) систематическая и осознанная тренировка речевых навыков. Человеку необходимо учиться контролировать свою речь, отмечать выразительные и шаблонные моменты.

К выразительным средствам языка в первую очередь относят тропы и фигуры, а также вообще все единицы языка всех его уровней, начиная со звуков и заканчивая синтаксисом и стилями. Более выразительным может оказаться один звук, чем весь текст.

Для создания выразительности очень важна интонация

4. Богатство речи является одним из главных коммуникативных качеств речи.

Богатство речи обеспечивается активным запасом языковых средств каждого человека, т. е. запасом слов, их значений, запасом типовых интонаций и т. д.

Лексическое богатство проявляется в том случае, если в речи не применяется повторение одних и тех же слов, не несущих специального коммуникативного задания. Это возможно при условии большого активного запаса слов.

5. Другое коммуникативное качество речи – ее уместность.

Уместность – такая организация средств языка, которая делает речь отвечающей целям и условиям общения. Уместная речь соответствует теме разговора, его логическому и эмоциональному содержанию, рассчитана на определенный состав слушателей.

Выделяют несколько видов уместности:

1) уместность стилевая;

2) контекстуальная;

3) ситуативная;

4) личностно-психологическая.

Стилевая уместность регулирует уместность отдельного слова, оборота, конструкции. Для разговорной речи, например, характерны синтаксические конструкции – стереотипы: «Где авоська тут лежала?», «Московский вокзал, как мне пройти?»

Помимо уместности, на отдельных языковых уровнях выделяют уместность в определенных ситуациях речи.

Стили – это разновидности языка, обусловленные различиями в сферах общения и основными функциями языка.

Выделяется пять сфер общения (их также называют языковыми ситуациями): быт, наука, право, политика, искусство. Что касается основных функций языка, то их три: общение, сообщение, воздействие.

В зависимости от речевых ситуаций и функций языка выделяются следующие разновидности стилей: ЛИСТЫ

Разговорный стиль (бытовая сфера, функция общения, реже – сообщения);

Научный (сфера науки, функция сообщения);

Официально-деловой (сфера права, функция сообщения);

Публицистический (сфера политики и искусства, функции сообщения и воздействия);

Художественный (сфера искусства, функция эмоционального воздействия).

Характеристика стилей речи

Разговорный стиль служит прежде всего для непосредственного общения с окружающими нас людьми. Он характеризуется непринужденностью и неподготовленностью речи. В нем часто употребляются разговорные слова (молодые вместо молодожены, затеять вместо начать, нынче вместо теперь и т. п.), слова в переносном значении (окно – в значении ‘перерыв’). Слова в разговорном стиле нередко не только называют предметы, действия, признаки, но и содержат их оценку: молодчина, ловкач, безалаберный, приголубить, умничать, развеселый. Для синтаксиса разговорного стиля характерно употребление простых предложений. Широко в нем представлены предложения неполные, поскольку разговорная речь – это чаще всего диалог.

Научный стиль – это стиль научных работ, статей, учебников, лекций, рецензий. В них содержится информация о разнообразных явлениях окружающего нас мира. В области лексики научный стиль характеризуется прежде всего наличием специальной лексики, терминов (склонение, спряжение, теорема, биссектриса, логарифм и др.). Слова употребляются, как правило, в прямых своих значениях, так как научная речь не допускает двусмысленности и должна быть предельно точна.

Официально-деловой стиль обслуживает широкую область юридических, административных, дипломатических отношений. Его основное назначение – информация, сообщение. Этот стиль употребляется при написании различных документов, инструкций, уставов и т. п. Слова в нем употребляются в прямом значении, чтобы избежать их неправильного толкования. В лексике этого стиля много слов и устойчивых сочетаний, закрепленных именно за этим стилем: ходатайство, заявление, резолюция, приказ, протокол, апелляция, предъявить иск, возбудить дело; мы, нижеподписавшиеся. Частотны в синтаксисе данного стиля безличные предложения со значением необходимости, приказа (необходимо срочно подготовить, следует принять меры и т. п.).

Публицистический стиль – это стиль газет, выступлений на актуальные общественно-политические темы. К наиболее распространенным жанрам публицистики относятся передовая статья, корреспонденция, очерк, выступление на митинге, собрании и т. д. В произведениях публицистики обычно ставятся две задачи: во-первых, сообщение, информация об определенных социальных явлениях или актах и, во-вторых – открытая оценка излагаемых вопросов, чтобы активно воздействовать на слушающего или читающего, чтобы привлечь собеседника к поддержке той позиции, которую занимает и отстаивает автор.

В лексике этого стиля много слов и фразеологических оборотов общественно-политического характера: прогрессивное человечество, борьба за мир, передовые идеи.

Художественный стиль используется в художественных произведениях, чтобы нарисовать картину, изобразить предмет или событие, передать читателю эмоции автора. Высказывания художественного стиля отличаются образностью, наглядностью, эмоциональностью. К характерным языковым средствам стилям относятся слова с конкретным значением, слова в переносном употреблении, эмоционально-оценочные слова, слова со значением признака, предмета или действия, слова со значением сравнения, сопоставления; глаголы совершенно вида с приставкой за-, обозначающие начало действия, переносное употребление форм времени и наклонений (В эту-то Дуняшу и влюбись Аким!), эмоционально-окрашенные предложения: Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, и на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце (А. Чехов).

Язык художественной литературы представляет собой наиболее полное выражение общенационального языка. В произведениях художественной литературы художник слова пользуется почти не ограниченной свободой в выборе языковых средств для создания наиболее убедительных, запоминающихся образов, для эстетического воздействия на читателя. Поэтому язык художественной литературы способен включить в себя все богатство литературного и общенародного языка.

Разговорно-бытовой стиль используется для непосредственного повседневного общения в разных сферах деятельности: обиходно-бытовой, неофициально-профессио-нальной и других. Правда, есть одна особенность: в быту разговорный стиль имеет устную и письменную формы, а в профессиональной сфере – только устную. Сравните: разговорные лексические единицы – читалка, препод, шпора и нейтральные – читальный зал, преподаватель, шпаргалка. В письменной речи профессионального содержания разговорная лексика недопустима.

Разговорная речь – речь некодифицированная, ей свойственны неподготовленность, импровизация, конкретность, неофициальность. Разговорно-бытовой стиль не всегда требует строгой логики, последовательности изложения. Но ему присущи образность, эмоциональность выражений, субъективно-оценочный характер, произвольность, простота, даже некоторая фамильярность тона.

В разговорном стиле различаются следующие жанры: дружеская беседа, частный разговор, записка, частное письмо, личный дневник.

В языковом плане разговорная речь отличается обилием эмоционально окрашенной, экспрессивной лексики, так называемых слов-конденсатов (вечерка – «Вечерняя Москва») и слов-дублетов (морозилка – испаритель в холодильнике). Для нее характерны обращения, уменьшительно-ласкательные слова, свободный порядок слов в предложениях. При этом чаще употребляются предложения более простые по конструкции, чем в других стилях: неполнота, незаконченность составляют их особенность, что возможно благодаря прозрачности речевой ситуации (например: Ты куда? – В десятую.; Ну, что? – Сдал!). В них часто содержатся подтекст, ирония, юмор. Разговорная речь несет в себе много фразеологических оборотов, сравнений, пословиц, поговорок. Она тяготеет к постоянному обновлению и переосмыслению языковых средств, возникновению новых форм и значений.

Академик Л.В. Щерба называл разговорную речь «кузницей, в которой куются словесные новшества». Разговорная речь обогащает книжные стили живыми, свежими словами, оборотами. В свою очередь книжная речь оказывает на разговорную речь определенное воздействие: она дисциплинирует ее, придает ей более нормированный характер.

Следует отметить еще одну особенность разговорного стиля: для него большое значение имеет знание речевого этикета как в письменной, так и в устной форме. Кроме того, для устной разговорной речи очень важен учет специфики внеязыковых факторов: мимики, жестов, тона, окружающей обстановки. Такова общая характеристика разговорно-бытового стиля.

Речь является исторически сложившейся формой коммуникации людей посредством языка. При этом речь и язык представляют собой диалектическое единство, сложившееся в результате длительного исторического развития. Однако на вопрос о сущности связи между языком и речью в науке нет единого ответа. Некоторые ученые не делают различия между речью и языком, используют эти слова как синонимы: язык - это и есть речь. Другие противопоставляют эти понятия, утверждая, что в паре "речь - язык" к компетенции психологии относится только речь как феномен индивидуальной природы, язык же - явление не психологическое, асоциальное, и потому изучается лингвистикой.

В конце XIX в. швейцарский лингвист Ф. де Соссюр (1857- 1913) провел четкую границу между языком и речью. Язык - это надындивидуальное, общее явление, социальное по своей природе. Речь состоит в использовании языка, она текуча, неустойчива, переменчива. До Соссюра лингвисты изучали в основном вопросы происхождения и изменения языков, он впервые обратил внимание на то, что каждый язык имеет свою внутреннюю организацию - структуру, образованную отношениями входящих в нее элементов. Элементами языковой структуры являются знаки. Язык как система знаков служит средством осуществления человеческого общения и мышления. В то же время эта система независима от индивида, человек рождается в определенной языковой среде, а освоение родного языка ведет к развитию речи и формированию мышления.

Раздел современной науки, изучающий природу и функционирование языка и речи, называется психолингвистикой. Для более глубокого понимания сущности этих явлений она использует данные и подходы двух наук - психологии и лингвистики.

Говоря о роли речи в общественной и социально-психологической жизни человека, принято выделять две ее главные функции, тесно связанные между собой: коммуникативную и интеллектуальную.

В своей коммуникативной функции речь выступает как средство общения между людьми, выступая как сообщение и побуждение к действию. При сообщении субъект может указывать на какой-либо предмет или явление - в этом случае мы говорим об указательной, или индикативной, функции речи - либо высказывать свое суждение по какому-то вопросу - предикативная функция. Помимо сообщения о каких-либо событиях речь может быть направлена на то, чтобы повлиять на собеседника: побудить его к какому-то действию, поступку, вызвать у него какие-либо чувства, мысли, переживания, желания.

Кроме содержания, передаваемого посредством словесных значений, в речи выражается эмоциональное отношение к тому, о чем говорят. Через интонацию и тон, сопровождающие речь выразительные движения (поза, мимика, жесты), живость и образность выражений, структуру построения предложения и отбор слов выражаются настроение и чувства, происходит эмоциональный обмен между людьми, осуществляется эмоционально-выразительная функция речи.

Интеллектуальная функция заключается в том, что речь выступает как средство выражения мыслей, их образования и развития. Речь как носитель системы значений различного типа определяет способ формирования, формулирования и понимания мыслей. Основной единицей как речи, так и мышления является слово, за каждым из которых закрепляется определенное значение. Значение слова - это всегда обобщение. Общение между людьми возможно, когда все субъекты коммуникации пользуются одними и теми же словесными знаками с одними и теми же значениями. Общественная одинаковость знаков делает возможным адекватное общение и понимание друг друга. Обозначение имени явлений, предметов, действий, введение его в иерархическую систему, в которую организованы все значения, - этот процесс определяется как сигнификативная функция речи.

Принято выделение следующих видов речи: письменная и устная. Устная речь - это речь внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух, она, в свою очередь, разделяется на диалогическую и монологическую. Диалогическая речь разговорная, неполностью развернутая, ситуативная, многое в ней не высказывается благодаря контексту, понятному участникам разговора. В диалогической речи большое значение имеет интонация, эмоциональный фон высказывания, мимика и пантомимика говорящих, т.е. невербальные средства общения (подробнее см. 8.3). Развернутость, полнота и расчлененность диалогической речи могут быть различными. Если собеседники понимают друг друга буквально "с полуслова", их высказывания могут быть максимально сокращены. Это определяется тем, насколько четко они представляют то, о чем говорят, насколько им это ясно из того, что было сказано раньше, что происходит сейчас; а также тем, много ли общего между собеседниками, велико ли их стремление понять друг друга. Напротив, отсутствие внутреннего контакта между собеседниками, различие в отношении к предмету речи может создавать трудности в понимании истинного смысла речи и требует более полного и развернутого ее построения.

Монологическая речь - это речь одного человека, она более развернута и грамматически оформлена по сравнению с диалогической, логически связана и систематична.

Письменная речь реализуется в формах, доступных зрительному восприятию, закреплена в виде письменного текста, что дает большую свободу в обращении с нею. При формулировании высказываний в письменной речи происходит поиск наилучшего способа оформления сообщения, возможен перебор различных вариантов, можно проверить и перепроверить построение предложения в целях более точного выражения смысла. Существующий в письменной речи разрыв во времени и пространстве между ее порождением и восприятием делает ее более безличной, лишенной общего ситуативного контекста между автором и адресатом. В этом заключается основное ее отличие от устной речи. В устной, разговорной речи наличие общей ситуации, объединяющей собеседников, использование выразительных средств, интенсивный непосредственный эмоциональный обмен обеспечивает возможность взаимопонимания без тщательной проработки предметно-смыслового содержания. В случае письменной речи требуется более систематическое и логически связанное изложение.

При всех различиях письменной и устной речи нельзя их противопоставлять, тем более что ни та, ни другая не представляет собой однородного целого. Существуют различные виды устной и письменной речи. Устная речь может быть разговорной речью, беседой, а может - публичным выступлением, лекцией, докладом. Письменная речь также весьма разнообразна: это и научные трактаты, монографии, статьи, и произведения эпистолярного жанра. В последнее время в связи с развитием технического прогресса и совершенствованием средств связи появляется новый вид речи - письменный по форме, но близкий к устной речи по смыслу и характеристикам. Это тот тип речевых высказываний, который используют в сообщениях, чатах, системах быстрого обмена сообщениями: предложения и слова подвергаются сокращениям, для передачи содержания и эмоционального контекста активно используются символы и анимация, сленг и аббревиатуры; игнорируются правила орфографии и пунктуации.

Существенна дифференциация речи на внешнюю, произносимую вслух, и внутреннюю. Последняя отличается от первой не только тем, что осуществляется беззвучно, - она выполняет другую функцию и имеет иное строение. Внешняя речь связана с процессом коммуникации, обмена информацией, внутренняя речь не является средством общения, основная ее функция - обеспечение процесса мышления и регуляции деятельности. Проявления внутренней речи наиболее явны при решении задач, мысленном планировании, чтении текстов про себя. В плане внутренней речи происходит упорядочивание воспринимаемой информации, проводится самоинструктирование, осуществляется анализ собственных действий и переживаний. По своей структуре внутренняя речь представляет собой обобщенные семантические комплексы, состоящие из фрагментов слов и фраз, с которыми группируются наглядные образы и условные знаки. Не предназначенная для чего-либо другого, она строится как конспект или оглавление, в ней намечается тематика мысли и опускается то, что должно быть сказано. При столкновении человека с затруднениями или противоречиями его внутренняя речь приобретает более развернутый характер и может переходить во внутренний монолог, в шепотную или громкую речь.

Понятие видов речевой деятельности пришло в методику преподавания родного языка из методики преподавания иностранного языка. Оно принадлежит известному лингвисту и педагогу академику Льву Владимировичу Щербе.

В сущности, это - понятие как методическое, так и психологическое. Ведь обучение чтению, письму и письменной речи, устной речи - это, по сути, формирование специфических речевых навыков и основанных на них речевых или коммуникативно-речевых умений (имеется в виду применение навыков для решения различных конкретных, прежде всего коммуникативных, задач).

Виды речевой деятельности - это и есть различные виды речевых навыков и речевых умений.

Понятие видов речевой деятельности в методике родного языка позволяет более четко представить себе психологические закономерности формирования соответствующих навыков и умений. Логично ожидать, что методические приемы, виды упражнений и т.д. должны быть соотнесены со структурой и формированием соответствующих психологических механизмов, всегда комплексных и многоуровневых.

На практике необходимость обеспечивать формирование отдельных психологических операций и их комплексов не может не считаться с фактом взаимодействия разных видов речевой деятельности, их взаимной переплетенности, особенно при решении сложных коммуникативных задач. Так, недооценка работы по формированию фонематического слуха порождает множество ошибок в письме.

«Мыслит не мышление, мыслит человек», - писал в одной из своих работ великий психолог Л.С. Выготский Клюев Е.В.Речевая коммуникация. М.: Рипол Классик, 2012. Так же точно пишет не рука, говорит не язык, слушает не ухо. Человек как целостный субъект психической деятельности, как личность использует свои речевые (в широком смысле) навыки и умения в жизни для решения встающих перед ним проблем. И быть, скажем, грамотным нужно не столько для того, чтобы получить аттестат зрелости, сколько для того, чтобы стать полноценным человеком среди других людей, реализоваться полностью.

К основным видам речевой деятельности относятся:

  • - говорение (устное выражение мысли);
  • - слушание (восприятие речи на слух и ее понимание);
  • - письмо (графическое, письменное выражение мысли);
  • - чтение (т.е. восприятие и понимание чужой записанной речи); различают чтение вслух и тихое чтение - чтение про себя.

Именно эти виды речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения.

В каких бы условиях ни осуществлялась речевая коммуникация, с помощью каких бы средств ни передавалась информация, в основе ее лежит единая модель речевой коммуникации. Элементами этой модели являются:

a. Отправитель информации или адресант - говорящий или пишущий человек.

b. Получатель информации или адресат - читающий или слушающий человек.

c. Сообщение - текст в устной или письменной форме. Без текста, без информации невозможна речевая коммуникация, сам процесс общения.

Теперь рассмотрим каждый из видов речевой деятельности отдельно:

1. Говорение . Обучение общению в старших классах строится с ориентацией на аутентичные (или приближенные к ним) ситуации общения в школе, семье, в общественных местах. При этом основное внимание уделяется развитию этики общения на межличностном и межкультурном уровнях.

Говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию; Совершенствование навыков говорения включает в себя повышение готовности к поддержанию беседы на различные темы и овладение техникой речи. Для того, чтобы быть готовым поддерживать разговор на различные темы в публичном и частном общении, человеку необходимо постоянно заниматься самообразованием в широком смысле слова, т.е. приобретать новые знания, причём не только по своей специальности, но и другие знания в области науки и искусства, представляющие общественный интерес, развивать самостоятельность мышления, пытаясь дать полученной из книг и газет информации собственную оценку, читать художественную литературу, для того чтобы глубже разбираться в жизни и совершенствовать стиль своей речи.

  • 2. Чтение . Как вид речевой деятельности развивается на основе аутентичных текстов разного жанра, имеющих коммуникативную и личностно-ориентированную направленность. Прежде чем приступить к работе над текстом, учителю рекомендуется определить, с какой целью данный текст может быть использован:
    • - для ознакомления с общим содержанием текста (ознакомительное чтение);
    • - для выборочного ознакомления с определенными положениями текста (просмотровое чтение);
    • - для подробного изучения содержания прочитанного материала (изучающее чтение).

Аутентичный текст рассматривается как основа личностно-ориентированного общения. Это означает, что с помощью взаимосвязанных упражнений обеспечивается постепенный переход от опосредованного общения (с опорой на текст) к непосредственному общению (активное использование языковых и речевых средств в ситуациях общения) Львов М.Р. Основы теории речи. Мю: ИЦ «Академия», 2012.

К числу умений, которые необходимо сформировать на завершающей ступени обучения, относятся следующие:

Рецептивные умения :

  • - Предвосхищать содержание текста с помощью заголовка, схемы, комментария, иллюстративного материала с опорой на наводящие вопросы.
  • - Понимать общее содержание прочитанного с выделением основной мысли, идеи, ключевой информации.
  • - Понимать полное содержание прочитанного с опорой на известные лексические единицы и языковые средства.
  • - Извлекать из прочитанного нужный факт или событие.
  • - Прогнозировать события и факты, опираясь на заголовок, схему, комментарий, иллюстративный материал, с обсуждением в парной или групповой работе.

Репродуктивные умения :

  • - Воспроизводить прочитанное с опорой на ключевые слова, план, наводящие вопросы.
  • - Делить текст на смысловые части, выделять в них главное.
  • - Сокращать текст за счет устранения второстепенной информации для последующей передачи его содержания в форме диалога или монолога.
  • - Конструировать диалог в форме интервью, разговора на основе прочитанного текста.
  • - Составлять реферат, записывать тезисы.

Репродуктивно-продуктивные умения :

  • - Раскрывать и обсуждать проблемы с опорой на текст.
  • - Составлять план выступления по проблеме и делать краткие записи к каждому пункту плана.
  • - Передавать содержание текста от имени автора, 3-го лица, от себя лично.
  • - Реконструировать текст в интервью, беседу и инсценировать его в парной (или групповой) работе.
  • - Обобщать проблему, привлекая уже известные факты из других областей повседневной жизни.

Продуктивные умения:

  • - Использовать новые языковые и речевые средства, заключенные в ситуациях общения.
  • - На основе текста писать реферат или небольшой доклад для выступления в классе.
  • - Участвовать в проектной работе по известной теме.

Навыки чтения неодинаковы у разных людей. Иногда выпускники школ читают достаточно быстро, но малоэффективно, быстро забывая содержание прочитанного. Развитие навыков чтения помогает перерабатывать большее количество информации и экономить время. На этапе зрительного восприятия текста важную роль играют:

a. фиксация взгляда - остановка глаз на доли секунды при восприятии написанного;

b. движение глаз - передвижение взгляда с одного участка текста на другой;

c. поле зрения - участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда.

Типичными недостатками чтения являются:

  • - Регрессии, т.е. неоправданные, механические возвраты к уже прочитанному, замедляющие процесс чтения.
  • - Артикуляция, т.е. внутреннее проговаривание читаемого текста, замедляющее скорость чтения в 3-4 раза.
  • - Малое поле зрения. Когда за одну фиксацию взгляда воспринимается 2-3 слова, глазам приходится делать много остановок. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз. Человек, обученный технике чтения, за одну фиксацию взгляда может воспринимать всю строку, а иногда и абзац.
  • - Слабое развитие механизма смыслового прогнозирования. Умение предугадывать написанное и делать смысловые догадки необходимо для повышения эффективности чтения.
  • - Низкий уровень организации внимания. Скорость чтения большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для восприятия, если бы могли контролировать своё внимание. У медленно читающего человека внимание быстро переключается на посторонние мысли и предметы, поэтому интерес к тексту снижается.
  • - Отсутствие гибкой стратегии чтения. Нередко люди, начиная читать не ставят перед собой никакой цели, не используют правил обработки текста. На самом деле, в зависимости от цели чтения можно выбрать такие способы как чтение-просмотр, ознакомительное чтение, углублённое чтение.

Мысли формируются в языковых формах, выраженных вслух или письменно. Различия между устной речью и письменной определяются способом кодирования (в устной речи - это акустический код, в письменной - графический), выразительными возможностями, частотой употребления в реальной жизни.

3. Письмо . Речь письменная - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях -- типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда -- особая задача обучения письменной речью в школе.

Поскольку текст письменной речи может быть воспринят одновременно или, во всяком случае, большими «кусками», восприятие письменной речи во многом отличается от восприятия устной речи.

Учитывая практическую значимость письменного речевого общения, письмо как вид речевой деятельности развивается на основе только аутентичного учебного материала.

Учащиеся должны уметь:

  • 1. Выписывать из текста ключевые слова, опорные предложения, нужную информацию.
  • 2. Делать нужные записи для последующего обсуждения проблемы.
  • 3. Составлять и заполнять анкету.
  • 4. Отвечать на вопросы анкеты, текста.
  • 5. Писать заявление о приеме на работу.
  • 6. Писать краткую или развернутую автобиографию.
  • 7. Писать деловое письмо, употребляя нужную форму речевого этикета.
  • 8. Писать письмо личного характера с использованием правил речевого этикета носителей языка.

Письменная форма речи является основной для официально-делового и научного стилей речи, для языка художественной литературы. Публицистический стиль использует в равной мере письменную и устную формы речи (периодическая печать и телевидение). Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить её постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи. Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими ошибками. Если в устной речи применяется интонация как средство смыслового выделения частей высказывания, то на письме используются знаки пунктуации, а также различные средства графического выделения слов, сочетаний и частей текста: использование иного типа шрифта, полужирный шрифт, курсив, подчёркивание, обрамление, размещение текста на странице. Указанные средства обеспечивают выделение логически важных частей текста и выразительность письменной речи.

В условиях спонтанной устной речи сознательный выбор и оценка используемых в ней языковых средств сведены до минимума, в то время как в письменной речи и в подготовленной устной речи занимают значительное место. Различные виды и формы речи строятся по специфическим закономерностям (например, разговорная речь допускает значительные отклонения от грамматической системы языка, особое место занимает логическая и тем более художественная речь) Звегинцев В.А. Предложение и его отношение к языку и речи. М., 1976. Речь изучается не только психологией речи, но и психолингвистикой, физиологией речи, лингвистикой, семиотикой и другими науками.

4. Слушание. Это восприятие звуковых сигналов и их понимание; Слушание является составной частью процесса общения и включает два этапа: этап первичного анализа звукового сигнала и его психомеханической обработки; этап смысловой интерпретации.

Ученые обнаружили существенный разрыв между количеством информации, высказанной диктором, оратором, участником обычного разговора и количеством информации, воспринятой слушателями. Экспериментально установлено, что при восприятии речи на слух человек в среднем достигает только 25%-ного уровня эффективности за 10 минут. Даже в неофициальных беседах слушатель усваивает в среднем не более 60-70% того, что говорит собеседник.

Причиной такого разрыва является ряд типичных недостатков слушания:

  • - бездумное восприятие, когда звучащая речь является лишь фоном для какой-либо деятельности;
  • - обрывочное восприятие, когда интерпретируются лишь отдельные части звучащей речи;
  • - узость восприятия, т.е. неумение критически проанализировать содержание сообщения и установить связь между ним и фактами действительности.

Для того чтобы развить навыки эффективного слушания, необходимо уметь ответить для себя на следующие вопросы:

Для чего необходимо слушать? Каковы факторы эффективного слушания? Как слушать?

Для чего необходимо слушать? Этот вопрос помогает оценить то полезное, что можно извлечь для себя при прослушивании лекции, устного выступления, телепередачи, речи собеседника. Полезным может оказаться:

  • - Получение информации. Это главная цель слушания в профессиональной деятельности, однако полезную для себя информацию можно почерпнуть не только из лекций и речей на производственных совещаниях, но и бытовых разговоров.
  • - Развлечение. Это одна из важных потребностей человека. Цель развлечения присутствует в обычных разговорах и в слушании некоторых телепередач.
  • - Воодушевление. Часто человек слушает не для того, чтобы узнать факты, а для воодушевления. Это также одна из потребностей человека.
  • - Анализ фактов и идей. Необходим для более полного восприятия речи и включения полученной информации в структуру имеющегося опыта и знаний.
  • - Улучшение собственной речи. Наблюдение за речью других учит человека более внимательно относиться к собственной речи.

Факторами эффективного слушания являются:

  • - Отношение слушателей. Для успеха общения необходимо объективное, непредубеждённое, кооперативное отношение слушателей. Самоуверенные люди обычно являются плохими слушателями. Образованный человек обычно более внимателен, чем необразованный. Малообразованные люди становятся пассивными слушателями, т.к. у них мало знаний, с которыми можно сопоставить слова оратора.
  • - Интерес слушателей. Замечено, что люди проявляют больший интерес к знакомым вещам, чем к незнакомым, а также интересуются практически полезными и новыми идеями. Поэтому выступающий в своей речи должен проявлять энтузиазм, говорить о волнующих и конкретных вещах, использовать язык действия.
  • - Мотивация слушателей. Внимание слушателей усиливается, если речь затрагивает вопросы, связанные с основными жизненными потребностями и чувствами человека. Такими мотивами являются самосохранение, интерес к собственности, желание расширить влияние, забота о репутации, привязанности, сентиментальность, вкус.
  • - Эмоциональное состояние. Нежелательные эмоции, которые мешают непрерывному вниманию, могут исходить из состояния подавленности слушателя, его отношения к оратору, его возражений по поводу утверждений оратора.

Чтобы слушание приносило пользу, необходимо развивать в себе следующие умения:

  • 1) умение концентрироваться;
  • 2) умение анализировать содержание;
  • 3) умение слушать критически;
  • 4) умение конспектировать.

Умение концентрироваться позволяет постоянно следить за ходом изложения мысли и всеми деталями сообщаемого. Это умение предполагает следующие приёмы:

  • - Займите объективную и кооперативную позицию по отношению к говорящему.
  • - Вспомните, что вы уже знаете о предмете речи.
  • - Продумайте тему и попробуйте угадать, как говорящий будет её развивать.
  • - Подумайте, чем содержание речи может помочь вам.
  • - Умение анализировать содержание необходимо, в первую очередь, для слушания публичных речей, т.к. они содержат различные идеи, и если одну из них упустить, то нарушится связь между частями текста.

Умение анализировать опирается на следующие приёмы:

  • - определение цели речи;
  • - определение композиции речи;
  • - определение главной темы речи;
  • - определение главных идей оратора;
  • - определение форм аргументации;
  • - определение форм резюмирования и заключительных выводов.

Умение слушать критически можно развить, если выполнять следующие действия:

  • - Связывайте то, что говорит выступающий, со своим собственным опытом. Вы можете соглашаться с оратором, откладывать решение до получения дальнейших сведений, подвергать сомнению слова оратора.
  • - Резюмируйте и систематизируйте то, что услышали. Опережайте оратора и старайтесь предугадать, как он будет развивать главную тему.
  • - Анализируйте и оценивайте то, что услышали. Соотносите высказывания говорящего с действительностью, друг с другом и с целями речи.
  • - Умение конспектировать требуется в тех случаях, когда слушателю важно сохранить для себя запись лекции, доклада, выступления. При конспектировании рекомендуется придерживаться следующих принципов:
  • - Используйте короткие предложения и абзацы. Записывайте только важные положения и фактический материал. Используйте сокращения и символы. Делайте разборчивые записи. Подчёркивайте важные идеи. Периодически просматривайте записи.

Тема 1. Разновидности речи.

Язык и речь. Язык – естественно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система, способная выразить всю совокупность понятий и мыслей человека и предназначенная прежде всего для целей коммуникации. Язык – это условие развития и продукт человеческой культуры.

Речь – конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую или письменную форму. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, то есть и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом.

Общая характеристика речи обычно дается через ее противопоставление языку. Язык и речь в совокупности образуют единый феномен языка. Речь есть воплощение, реализация языка, который обнаруживает себя только в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное назначение. Если язык – это орудие (средство общения), то речь есть производимый этим орудием вид общения. Речь материальна, она воспринимается органами чувств, язык же (система знаков) включает в себя абстрактные аналогии единиц речи. Речь есть последовательность слов, она линейна, язык вносит в эту линейную последовательность иерархичные отношения, он имеет уровневую организацию. Речь стремится к слиянию слов в речевом потоке, язык сохраняет их отдельность. Речь отнесена к объектам действительности и может рассматриваться с точки зрения своей истинности или ложности, к языку истинная оценка неприемлема. Речь конкретна и неповторима, язык абстрактен и воспроизводим. Речь подвижна, язык стабилен, речь бесконечна, система языка ограничена определенным набором составляющих.

Основными качествами культурной речи являются:

Точность речи. Характеризует речь со стороны её содержания, то есть характеризует то, насколько точно говорящий описывает данную ситуацию, насколько его описание соответствует действительности.

Различают точность предметную и понятийную. Предметная точность опирается на связь речи и действительности (сказал то, что есть на самом деле). Понятийная точность задается связью речи и мышления (сказал то, что и хотел сказать).

Основные условия, способствующие созданию точной речи:

Знание предмета речи (то есть того, о чем говорится);

Знание языка, на котором происходит общение;

Хорошие речевые навыки, вырабатываемые постоянной практикой общения.

Логичность речи . Характеризует речь со стороны её структуры, организации, композиции. Общими условиями логичности речи является, прежде всего, владение логикой рассуждения, а также знание языка, коммуникативных возможностей языковых средств.

Выразительность речи . Выразительность речи – это такая её особенность, которая помогает поддерживать интерес и внимание слушателя.

Условия, от которых зависит выразительность речи:

Самостоятельность мышления говорящего;

Хорошее знание языка, его выразительных возможностей;

Тренировка речевых навыков;

Богатство и разнообразие речи. Достигается за счет использования в речевом общении разнообразных языковых средств.

Уместность речи . Речь должна быть уместной, то есть соответствовать цели, условиям общения, составу и настроению слушателей.

Классификация разновидностей речи. Основанием классификации разновидностей речи могут быть различные факторы, которые дают возможность выделять внешнюю и внутреннюю, устную и письменную формы существования речи, диалогическую и монологическую речь, функционально-смысловые типы речи.

Общение между людьми может происходить в разных формах: разговор, в котором собеседники задействованы непосредственно, общение носит устный характер; чтение различного рода книг, официальных бумаг и др., которые имеют письменную форму. В общении могут принимать участие разное количество людей, связанных разными же социальными, личностными отношениями. Участники коммуникации могут играть в ней активную или пассивную роль (полилог, диалог и монолог ). В зависимости от содержательно-смысловых и композиционно-структурных признаков текста выделяют такие типы речи, как описание, рассуждение, повествование.

Разновидности речи по форме выражения мысли. Речь является не только способом выражения мысли, но и способом ее формирования. По наличию или отсутствию собеседников выделяют следующие формы речи: внутренняя речь и внешняя речь, а в свою очередь внешняя речь существует в двух формах: устной и письменной.

Внутренняя речь выделяется как самостоятельный специфический способ формирования и формулирования мысли. Внутренняя речь характеризуется тем, что процесс оформления мысли осуществляется без ее выражения, устного или письменного. Определяющие ее процессы могут осуществляться как средствами языка, так и средствами внутреннего, индивидуального кода, являющегося высшей формой абстракции вербального мышления.

Если человек намерен высказаться, он предварительно обдумывает свою речь. Обдумывание начинается с ориентировки в ситуации общения. Обдумывание речи почти всегда предшествует основным формам взаимодействия человека с другими людьми, играя роль «черновика» письменной речи (Л.С. Выготский). Без внутренней речи человеку не обойтись, без нее нельзя мечтать, надо научиться обдумывать свои высказывания, ведь «кто ясно мыслит, тот ясно излагает».

Проблема внутренней речи относится к числу наиболее сложных и все еще недостаточно изученных. Первоначально считали, что внутренняя речь по своей структуре подобна внешней, разница лишь в отсутствии звуковой реакции, так как это речь «про себя». Оказалось, что это далеко не так. Исследователи показали, что в процессе внутренней речи присутствуют движения языка и гортани. Исследования Н.И. Жинкина доказали, что внутренняя речь протекает со значительно большей скоростью, чем внешняя. Наряду со словами во внутренней речи могут быть использованы образы, то есть предмет речи может быть не назван, а представлен себе в виде его образа, часто в виде образа-схемы.



Развернутая внешняя речь существует в двух формах: устной и письменной . В свою очередь устная речь может быть разделена на диалогическую, монологическую, полилогическую речь.

Если речь предназначена другому человеку, которого видишь и слышишь, используется устная форма. Подлинная устная речь создается в момент говорения. Устная речь – это импровизация. Она создается на ходу, в процессе акта коммуникации, поэтому основным признаком устной речи является ее неподготовленность.

Устная речь рассчитана на смысловое восприятие собеседником произносимой речи, создаваемой в момент говорения, поэтому в зависимости от различных обстоятельств и речевого опыта говорящего устная речь может быть гладкой, плавной, более или менее прерывистой. Прерывистость выражается наличием непроизвольных пауз, повторением отдельных слов, слогов, звуков, «растягиванием» звука типа [э] и выражениями типа

Как это сказать?..

Как бы… и т.д.

Если случаев прерывистости немного, и они отражают поиски говорящим нужного, оптимального для данной речевой ситуации средства выражения мысли, то их наличие не мешает воспринимать высказывание, а порой активизирует внимание слушателей. Но, с другой стороны, паузы, самоперебивы, срывы начатых конструкций могут отражать состояние говорящего, его волнение, несобранность, незнание того, о чем говорить.

Для устной речи характерны две особенности: избыточность и лаконизм. Избыточность – это прямые повторы слов, словосочетаний, предложений, чаще повторы мыслей, когда используются близкие по значению слова, соотносительные по содержанию конструкции. Лаконизм – это краткость, использование в целях передачи информации мимики, жестов, выразительных движений тела, интонации. Важнейший признак, влияющий на появление разновидностей устной речи, - характер коммуникации: официальная/неофициальная. Официальная коммуникация может быть личной и публичной. Неофициальная – только личной. Слушатели непринужденного рассказа – полноценные участники акта коммуникации: они могут перебивать говорящего, задавать ему вопросы, что не свойственно адресату публичного официального сообщения. Публичная коммуникация делится на два подвида: массовая (радио, телевидение и т.д.) и коллективная (лекция, доклад, выступление на собрании и т.д.) Основное различие между ними состоит в том, что при массовой коммуникации отсутствует обратная связь между говорящим и слушающим. Это исключает для оратора возможность узнать (увидеть, услышать, почувствовать) реакцию слушателей и отреагировать на нее. Другая важная особенность массовой коммуникации - использование технических средств (радио, телевидение и т.п.).

Непринужденное неофициальное общение – основная часть жизни человека (дома, в разных бытовых ситуациях). Оно, как правило, осуществляется при помощи разговорного языка. Эта разновидность речевого общения характеризуется неподготовленностью и непосредственностью общения.

Письменная речь – это речь без непосредственного собеседника, ее мотив и замысел полностью определяются пишущим. И поэтому весь процесс контроля над письменным высказыванием остается в пределах деятельности пишущего, без коррекции со стороны читателя. Вся информация, выражаемая в письменной речи, должна опираться на достаточно полное использование развернутых грамматических средств языка, так как она не имеет почти никаких внеязыковых дополнительных средств выражения. Она не предполагает ни знание адресатом ситуации общения, ни речевого контакта, не располагает средствами мимики, жестов, интонации.

Монолог, диалог, полилог. Монологическая, диалогическая и полилогическая речь различаются между собой с точки зрения структуры, лежащей в основе речевой ситуации. Различия в структуре и речевой ситуации определяются распределением ролей между участниками речевого акта.

Монологический текст – это устная или письменная речь одного лица. В основе речевого акта лежит одностороннее отношение: передача информации ® получение информации. Монологический текст представляет собой линейную цепочку предложений и существует в различных формах устных высказываний, таких, как речь оратора, лектора, выступления по радио, телевидению. Монологическая речь, имеющая адресата (публичная речь) характеризуется такими общими признаками, как наличие в ней обращений, местоимений и глаголов 2 лица, а также глаголов повелительного наклонения и других форм волеизъявления. Речевые типы монолога обусловлены присущими ему коммуникативными функциями (повествование, рассуждение, описание, оценка, исповедь, самохарактеристика). Монолог приближается к письменной речи, его характеризуют более сложные синтаксические конструкции.

Диалогический текст представляет собой чередование высказываний двух или нескольких участников речевого акта, каждый участник выступает в процессе речевого акта то в роли говорящего, то в роли слушающего. В основе диалога лежит двустороннее отношение (стимул « реакция), допускающие различные координации.

Диалог – генетически исходная и наиболее развитая форма непосредственного общения. Специфика этого взаимодействия в коммуникативном плане заключается в том, что в его основе лежит диалогическое единство: выражение мыслей и их восприятие, реакция на них. Диалог состоит из взаимосвязанных реплик собеседников. Процесс двустороннего общения происходит в конкретной ситуации, в которой каждый из участников общения попеременно выполняет роль говорящего (слушающего). Результатом приема информации и ее передачи являются сочетания реплик, которые комбинируются в зависимости от целей общения каждого участника и составляют определенные высказывания (например, вопросник, интервью, анкета) и ответы (рассказ, отчет, сообщение), которые тоже могут составлять целое высказывание.

Полилог – это форма речи, которая характеризуется сменой высказываний нескольких говорящих и непосредственной связью высказываний с ситуацией. Полилог часто приобретает форму группового общения (беседа, собрание, дискуссия, игра и др.). Стороны, участвующие в полилоге, весьма активны в речевом отношении и обычно придерживаются принципа ответственности: в любой момент каждый обязан быть в курс того, что говорится, и обязан обеспечить возможность остальных быть в курсе того, что говорится. В полилоге происходит накопление информации, выносимой отдельными ее участниками. Для полилога характерны тематические перескоки, сложное взаимодействие реплик, разрыв диалогических единств. Участники полилога (два и более двух) видят и слышат друг друга. Выбор говорящим адресата осуществляется с помощью взгляда, жеста, кивка головой. Эти сигналы распознаются всеми одновременно.

Функционально-смысловые типы речи. В зависимости от содержания, композиции выделяются различные типы речи. Под типом речи понимается речевой отрезок (текст) со специфическим обобщенным значением (предмет и его признак, предмет и его действие; оценка события, явления; причинно-следственные отношения и т.д.), которое выражается определенными языковыми средствами.

Описание – это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков. Описание может быть бытовое, портретное, интерьерное, пейзажное, научно-техническое, описание положения дел. Глаголы в описании используют обычно в форме несовершенного вида настоящего и прошедшего времени. Характерная особенность описания как типа речи – статичное расположение предметов, отнесенных к определенному моменту речи.

Повествование представляет собой рассказ о событиях и служит для передачи последовательности различных событий, явлений, действий. Эта последовательность передается с помощью глаголов совершенного вида, которые показывают развертывание повествования. Обычно предложение в повествовании не бывает очень длинными, не имеет сложной структуры.

Рассуждение – словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение передает ход развития мысли, идеи и должно обязательно приводить к получению нового знания о предмете речи. Данный тип речи характеризуется наличием абстрактной лексики, сложных предложений, передающих ход рассуждения. Рассуждения должно содержать посылку, основную мысль (умозаключение) и вывод, который вытекает из всего хода рассуждения.

Речевое взаимодействие и речевая ситуация. Исследователи выделяют следующие элементы речевого общения: речевое взаимодействие (высказывание, текст), речевую ситуацию, речевое событие.

Речевым взаимодействием называется процесс установления и поддержания целенаправленного прямого или опосредованного контакта между людьми посредством языка. Речевое взаимодействие предусматривает участие следующих компонентов: адресанта (отправителя информации), адресата (получателя), предмета речи (о чем говорят), речевого акта (говорение или письмо), средство взаимодействия (высказывание или текст).

Важнейшую роль в речевом общении играет речевая ситуация, т.е. контекст общения. Речевая ситуация – это конкретные обстоятельства, в которых происходит речевое взаимодействие. Примеры речевых ситуаций: необходимость ответить на вопросы, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т.д. Речевое событие – это конкретная, законченная форма речевого общения. Речевое событие состоит из двух главных компонентов: устной речи и того, что ее сопровождает (мимика, жесты и др.)

Речь в межличностном общении. Межличностную коммуникацию определяют как взаимодействие между небольшим числом коммуникаторов, которые находятся в пространственной близости и в большой мере доступны друг другу, т.е. имеют возможность видеть, слышать, легко осуществлять обратную связь. Это речевое общение небольшого числа находящихся рядом и хорошо знакомых друг другу людей, обладающее некоторыми отличительными особенностями:

1) персональная адресация, т.е. индивидуальное обращение собеседников друг к другу, учет взаимных интересов;

2) спонтанность и непринужденность: условия непосредственного общения не позволяют заранее спланировать разговор;

3) ситуативность речевого поведения: предмет речи виден или известен собеседникам, что позволяет использовать невербальные средства;

4) эмоциональность (эмоционально-индивидуальное восприятие говорящими темы разговора, собеседника).

В связи с перечисленными особенностями в межличностном общении кроме собственно информационной и фатической функции проявляются также функции эмотивная (связана с субъективным миром адресанта, с выражением его переживаний, его потребностью быть понятым) и конативная (связана с установкой на адресата, со стремлением воздействовать на него).

Рассматривая речь в межличностном общении, нельзя обойти роль слушающего, т.к. он может влиять на речевое поведение говорящего. В современной социально-психологической литературе большое внимание уделяется анализу стилей слушания. Среди важнейших навыков следует вывделить приемы нерефлексивного, рефлексивного (активного) и эмпатического слушания.

Нерефлексивное слушание состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваться в речь собеседника своими замечаниями. По форме нерефлексивное слушание представляет собой использование кратких реплик типа «Да?», «Продолжайте, это интересно», «Понимаю» и т.д.

Рефлексивное (активное) слушание – это обратная связь с говорящим, используемая для контроля точности восприятия услышанного. Основными видами рефлексивных ответов являются: выяснение («Не повторите ли еще раз»); перефразирование («По вашему мнению…», «Если я вас правильно понял…»); отражение чувств «Мне кажется, что вы чувствуете…»); резюмирование («Если подытожить сказанное вами…»).

Эмпатическое слушание – понимание чувств, переживаемых другим человеком и ответное выражение своего понимания этих чувств. Эмпатическое слушание в отличие от рефлексивного – это более интимный вид общения, оно противоположно критическому восприятию.

Речь в социальном взаимодействии. Речевое общение предполагает общение людей как представителей тех или иных групп (национальных, возрастных, статусных, профессиональных и т.д.) с учетом их ролевой позиции; передачу информации множеству лиц (публичная речь или СМИ).

В социальном взаимодействии выражен обслуживающий характер речевой деятельности: здесь речь направлена на организацию совместной деятельности людей. Это определяет более строгую регламентацию речевого поведения.

Основные правила речи в социальном взаимодействии:

1) высказывание должно содержать столько информации, сколько требуется для выполнения текущих целей общения; излишняя информация иногда вводит в заблуждение;

2) высказывание должно быть правдивым; нельзя говорить того, на что нет достаточных оснований;

3) высказывание должно быть релевантным, т.е. соответствовать предмету разговора;

4) высказывание должно быть ясным: необходимо избегать непонятных выражений, неоднозначности.

Речь имеет решающее значение в процессе обучения и воспитания детей. Речь ребенка почти наполовину эгоцентрична (отсутствуют оттенки значений, игнорируется точка зрения собеседника на предмет речи); взрослые же говорят и даже думают социально («приспосабливают» информацию к ситуации речи, к уровню собеседника).

Речевая деятельность является одним из инструментов утверждения социального статуса участников общения. Социально-символическими средствами демонстрации социального статуса являются формы обращения. Сравним обращения: «дамы и господа», «товарищи», «друзья», «эй ты, голубчик». Сходную функцию в русском языке выполняют формы приветствия и прощания.

Гражданский статус человека четко обозначается обращением «господин», «товарищ», «гражданин».

Приемом использования речи для повышения своего статуса могут быть различного рода переименования, например, профессий (вместо «мусорщик» - «работник санитарной службы».

К вербальным социально-символическим средствам также относится намеренная имитация произношения (мы приспосабливаем наш язык, произношение к языку партнера, если он нам нравится).

Важным при утверждении или повышении статуса является выбор стиля произношения. Выделяют высокий (подчеркнуто правильное употребление слов и построение предложений; воспринимается как более официальный, дистанцированный стиль) и низкий (разговорная речь, воспринимаемая как неформальная, дружеская); влиятельный и невлиятельный стили.