Как перейти к статическому глотанию. Инфантильное глотание консультация по логопедии на тему. Упражнения для языка

Как глотание влияет на формирование прикуса

Что важно знать родителям о функции глотания их детей? Почему неправильное глотание влияет на формирование неправильного прикуса?

Как Вы думаете, сколько мышц участвует в акте глотания? Целых 22 мышцы! При глотании работают не только челюстно-лицевые мышцы, но и мышцы глотки, а также подъязычной области. Ведь глотание – это сложный рефлекторный мышечный акт, при котором в результате сокращения одних и расслабления других мышц пищевой комок перемещается через глотку и пищевод в желудок .

Выделяют два вида глотания: инфантильный (с рождения ребенка и до 2 лет) и соматический (от 2 лет).

Почему младенец во время приема пищи, а именно при сосании, может одновременно дышать?

Малышам присущ инфантильный (лат. infantilis младенческий) тип глотания, в процессе которого благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенца создаётся отрицательное давление, и молоко поступает в ротик малыша, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку, то есть осуществляется пассивное протекание жидкости к глотке. А у взрослых это абсолютно невозможно. Ребенок рождается уже с заложенным, хорошо развитым рефлексом глотания, который перестраивается к прорезыванию молочных зубов (24-30 месяцев).

По мере прорезывания молочных зубов функция сосания заменяется функцией жевания, и у ребенка происходит перестройка типа глотания с инфантильного на соматический (греч. soma тело). То есть, до 2 – 2,5 лет инфантильный, младенческий тип глотания является нормальным. После прорезывания всех молочных зубов педиатры и детские стоматологи рекомендуют родителям изменить рацион питания ребенка – ввести в рацион пищу для пережевывания: фрукты, сырые овощи, подсушенный хлеб. При употреблении только жидкой или мягкой пищи, даже несмотря на наличие зубов у малыша, полноценный акт жевания не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит.

Признаки соматического глотания:

  • Губы сомкнуты без напряжения
  • Круговая мышца рта неподвижна
  • Лицо спокойно, мимические мышцы вокруг рта неактивны
  • Язык отталкивается от слизистой оболочки нёба сразу позади верхних передних зубов

Если после прорезывания всех молочных зубов во время глотания у Вашего ребенка:

  • губы не смыкаются
  • губы сомкнуты, но в момент глотания язык отталкивается от губ, губы сжимаются, сокращается круговая мышца рта
  • язык находится между зубов и отталкивается от губ (Вы можете проверить – при глотании разведите губы ребенка, и если язык находится между зубами – нарушение глотания)
  • участвует подбородочная мышца, при глотании можно наблюдать ямочки на коже подбородка
  • участвуют мышцы шеи

Все это признаки инфантильного (атипичного) глотания, которое после 2 – 2,5 лет жизни ребенка не является физиологичным, а, наоборот, приводит к множеству ортодонтических проблем: ведь человек глотает около 600 раз в сутки, в том числе 200 раз во время еды, 50 раз во время сна, 350 раз в остальное время и большинство глотков делается бессознательно. При таком частом давлении языка на зубы происходит чрезмерный наклон передных зубов вперед.

Из-за того, что язык большее время находится между зубами, формируется открытый прикус, и если даже выровнять зубы и исправить прикус, но не нормализовать положение и функцию языка, зубы снова займут прежнее положение и прикус «искривится».

При сжатии губ во время атипичного глотания происходит сильное блокирующее давление на передний участок челюстей.

В результате преобладания внешнего мышечного давления (щеки, губы) над внутренним (язык) происходит:

  • деформация зубных рядов
  • формирование неправильного прикуса
  • искривление зубов
  • нарушение артикуляции языка
  • формирование неправильного произношения звуков (чаще всего межзубной сигматизм)

При инфантильном типе глотания язык выполняет лишь самые простые движения, язычная мышца развивается слабо. Нередко в таких случаях ошибочно ставится диагноз – макроглоссия.

Причины, вызывающие атипичное глотание:

  • длительное сосание соски, соски-пустышки
  • соска подобрана неправильно (при искусственном вскармливании): большая по размеру, большое отверстие в соске, нефизилогическая форма соски и другое
  • позднее введение прикорма в рацион малыша
  • позднее или недостаточное включение в рацион твердой пищи
  • позднее прорезывание молочных зубов
  • ранняя потеря, удаление передних молочных зубов
  • частые простудные заболевания у ребенка
  • короткая уздечка языка
  • ротовое дыхание

Что нужно делать, если у ребенка наблюдается атипичное глотание?

Прийти на консультацию к ортодонту. Доктор внимательно осмотрит Вашего ребенка, установит причину и предложит соответствующее лечение в зависимости от ситуации и возраста малыша. Для маленьких детей, как правило, назначается гимнастика для губ и языка. Также существуют специальные ортодонтические аппараты для тренировки мышц. Частая практика – ортодонт работает совмесно с логопедом. Если же причина атипичного глотания в короткой уздечке языка – доктор направит Вашего ребенка на консультацию к хирургу-стоматологу для проведения пластики уздечки языка. Если у Вашего ребенка частые насморки, он спит с открытым ротиком и Вы слышите, что ребенок иногда храпит, то доктор порекомендует отвести ребенка на консультацию к ЛОР-врачу.

врач-ортодонт Антонина Фартушная

Тренировка глотательных мышц это лучший способ улучшить свою способность глотать. Вот, несколько различных упражнений разработанных экспертами в области дисфагии для реабилитации.

Упражнение Шейкер

Лягте на спину и поднимите голову, как если бы вы пытались зафиксировать свой взгляд на пальцах. В то время как вы делаете это, старайтесь не поднимать плечи. Это простое упражнение улучшает глотательные способности, если оно выполняется от 5 до 57 раз в день в течение не менее шести недель. Если это упражнение получается у вас хорошо, увеличивайте продолжительность каждого подъема головы и количество повторений.

Движение гиоидный подъем

Это довольно простое упражнение, хотя это может звучать больше как задача, выполняемая в одном из реалити-шоу. Положите несколько небольших кусочков бумаги (около 2,5 сантиметров в диаметре) на одеяло или полотенце. Затем возьмите какой-нибудь мелкий, чистый предмет в рот и начните сосать один из кусочков бумаги за кончик. Продолжайте сосать, пока есть упомянутая бумага. Делайте это над чашкой или похожим контейнером, и остановитесь, когда бумага закончится. Это позволит выплюнуть бумагу в контейнер. Ваша цель, - выплюнуть от 5 до 10 кусочков бумаги в контейнер.

Движение Мендельсона

Это простое упражнение очень эффективно для улучшения глотательного рефлекса. Оно заключается в глотании собственной слюны. Обычно, когда слюна входит в пищевод, во время глотания, ваше "Адамово яблоко" (жесткая область примерно на полпути вниз по передней части шеи) движется вверх, а затем вниз. Для этого упражнения, держите кадык в верхней точке в течение примерно 2 до 5 секунд каждый раз. Вы можете помочь ему оставаться там сначала пальцами, для того, чтобы лучше понять движение, которое собираетесь сделать. Но упражнения сможет помочь вам только тогда, когда Вы сможете задерживать кадык без посторонней помощи. Повторяйте это упражнение несколько раз в день.

Глоток с полным усилием

Цель этого упражнения состоит в улучшении контакта между различными мышцами используемые во время акта глотания. В сущности, упражнение состоит в глотании. Но, когда вы это делаете, вы должны попытаться сжать все мышцы участвующие в глотания так сильно, как можете. Вам не нужно глотать пищу во время выполнения упражнения. Просто делайте это сухой глоткой. Выполняйте это упражнение от 5 до 10 раз, 3 раза в день.

Надгортанный глоток

Вы должны попробовать это упражнение без пищи в первую очередь. Когда оно будет хорошо получаться у вас, вы можете попробовать его с едой во рту. Это упражнение состоит из простых шагов. Во-первых, сделайте глубокий вдох. Задержите его, сделайте движение, как будто вы глотаете, и прокашляйтесь как бы, для устранения остатков слюны или пищи, которые, как бы, пошли вниз мимо ваших голосовых связок.

Движение супер надгортанный глоток

Это упражнение похоже на надгортанный глоток, описанный выше, но с дополнительной изюминкой. После того как вы сделайте глубокий вдох, потерпите при глотании. Создаваемое давление, помогает при глотании и увеличивает силу вашей глотательной мышцы.

По материалам сайта

Инфантильное глотание.

Глотание - сложный комплекс двигательных реакций, благoдаря которым пища перемещается из полости рта через пищевод в желудок. Глoтательный рефлекс относится к врожденным. Важно отметить, что при правильно протекающем акте глотания кончик языка в норме должен упираться в переднюю треть твердого нёба.

Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глoтания, которое в первые месяцы носит название инфантильного. Благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенца создаётся отрицательное давление и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку. До прорезывания первых зубов такой инфантильный тип глотания, при котором язык упирается в губы, является физиологической нормой. Но по мере прорезывания молочных зубов сосание заменяется жеванием, а тип глотания у ребёнка перестраивается на соматический. Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань.

Если же ребенок постоянно потребляет жидкую или полужидкую пищу, несмотря на наличие у него зубов, то полноценный акт жевания не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит. В момент глотания ребенок с инфантильным типом глотания прокладывает язык между верхним и нижним зубными рядами, что способствует формированию открытого прикуса. При этом в акте глотания участвуют околоротовые мышцы, т.е. заметно напрягаются нижняя часть круговой мышцы рта, подбородочная мышца и мышцы шеи, что легко обнаружить, попросив ребенка сглотнуть слюну.

Причины инфантильного глотания:

Сохранение инфантильного типа глотания может быть oбусловлено:

Длительным сосанием соски,

Поздним включением в рацион твердой пищи,

Поздним прорезыванием временных зубoв,

Короткой уздечкой языка,

Ротовым дыханием.

К неправильному типу глотания также может привести:

Использование длинной соски, которая занимает весь рот младенца и касается мягкого неба, что препятствует правильной функции языка, мягкого неба и глотки.

Нарушения возникают и при наличии большого отверстия в соске, через которое молоко и молочные смеси в большом количестве поступают в полость рта, ребенок захлебывается поступающей пищей и может ее проглотить лишь после удаления соски из полости рта и вытекания пищи через углы рта. При этом переднее положение языка, регулирующего пoток молока, может закрепиться и стать причиной неправильного глотания.

Хронический тонзиллит, аденоидные разрастания, также способствуют смещению языка вперёд.

Если же ребёнок постоянно употребляет жидкую или полужидкую пищу, несмотря на наличие у него зубов, то полноценный акт жевания у него не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит.

При инфантильном типе глотания язык ребёнка привыкает только к простейшим движениям, поэтому язычная мышца развивается слабо (язык недостаточно развит и подвижен).

Лечение:

При нарушении функции глотания намечается определенный план лечения. Для начала необходимо научить ребенка правильно глoтать.

Упражнения для нормализации функции глотания.

Сидя перед зеркалом, голову держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь развернуть, живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе. Упражнения выполняются в медленном темпе на счёт 1-2-3-4 с повторением от 1 0 до 1 5 раз ежедневно.

1. Жуём твёрдую пищу.

Грызём, жуём, глотаем – морковку, яблоки, мясо, сухари, баранки, сушки....

2. Оближем губки.

Полуоткрыть рот, облизывать верхнюю и нижнюю губу, проводя языком от одного угла рта к другому

3. Качели.

Попытаться достать языком перегородку носа, подбородок.

4. Маляр.

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

5. Чистим верхние зубы.

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

6. Посчитай верхние зубы.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

7. Лошадка.

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Выполнять 50-60 раз.

9. Поэтапное полоскание.

Полоскание горла поэтапно: минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.

10. Зеваем, жуём, глотаем.

Запрокинув голову: имитировать жевательные движения, позёвывать, жевание и глотание с закрытым ртом.

11. Футбол.

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

12. Карандаш.

Применяют упражнение с карандашом - располагают карандаш поперек зубного ряда, удерживают его сжатыми зубами. Кончик языка перемещают то выше, то ниже карандаша.

13. Учимся глотать.

а. На кончик языка накладываете резиновое кольцо (нарезанное из пипетки). Ребенок поднимает язык кверху и прижимает его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сжимает, губы смыкает (исходное положение). Вы просите его проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка и резинового кольца. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Следует терпеливо объяснить цель упражнения. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй - 2 раза (утром и вечером) по 5-6 раз. в последующие дни - 3 раза в день по 10-12 раз.

б. Исходное положение то же. Только теперь Ваш ребенок должен удерживать кольцо в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.

в. Исходное положение то же. Теперь Вы научите своего ребенка правильно глотать, не отрывая языка от неба просите его проглатывать слюну с сомкнутыми губами. Упражнение повторяют 3 раза в день по 10 раз. При этом необходимо следить за тем, чтобы губы были расслаблены.


Опыт восстановительного обучения при дисфагии получен в совместной работе логопедов в отделении неврологии. Обследование акта глотания адаптировано для качественного использования логопедами в работе.

Дисфагия — это нарушение акта глотания. Проявляется затруднением или невозможностью глотания, болями в момент глотания, попаданием пищи или жидкости в нос, гортань, трахею.

Причины дисфагии - воспалительные процессы полости рта, глотки, пищевода, гортани, средостения, инородные тела, рубцовые сужения и опухоли, диффузный спазм пищевода, некоторые нервные заболевания.

В отделении неврологии нарушение акта глотания пациент преодолевает при помощи логопеда.

В первые сутки после перевода или поступления больного в отделение мы оцениваем качество глотания. Для этого мы используем шкалу оценки дисфагии, протокол, тест трех глотков. В которых подробно описываем качество работы мимико-артикуляторной мускулатуры, голоса и дыхания, мягкого неба.

Представляем вашему вниманию программу коррекционного воздействия для пациентов с нарушенным актом глотания.

Осмотр логопеда

  • По кормлению.
  • По характеру пищи.
  • Мимическая гимнастика для самостоятельных занятий.

Б) Занятия логопеда.

Шкала для оценки симптоматики у пациента:

0 - дисфагии нет (нормальная диета без ограничений).
1 - затруднение с проглатыванием твёрдой пищи, жидкая пища не вызывает затруднений.
2 - возможность глотать только жидкость.
3 - трудности с проглатыванием жидкости или слюны.
4 - полная дисфагия.

1. Подготовка оборудования.

  • Подходящий стол и стул.
  • Поддерживающие предметы, например подушки.
  • Специальные кружки, ножи, тарелки, нескользящие коврики.
  • Салфетки.

2. Создание соответствующей атмосферы.

  • Хочет ли пациент есть вместе с другими.
  • Обеспечение изолированности пациента, если это необходимо.
  • Ограничение отвлекающих моментов до минимума (выключить телевизор, радио, установить ширму/задернуть занавеси вокруг пациента).
  • Создание спокойной, положительной, ненапряженной атмосферы.

3. Подготовка пациента.

  • Очищение ротовой полости.
  • Правильное позиционирование.
  • Логопед определяет подходящую консистенцию пищи.
  • Старайтесь, чтобы еда выглядела аппетитной.
  • Постарайтесь, чтобы она была достаточно теплой, так как пациентам с дисфагией требуется длительное время для приема пищи.
  • Если пациент не чувствует теплую пищу во рту или у него повышенная чувствительность, кормите его пищей комнатной температуры.
  • Предлагайте твердую и жидкую пищу в разное время. Таким образом, жидкости не будут проталкивать твердую пищу вниз по глотке, и пациент не будет глотать плохо прожеванную пищу или поперхиваться жидкостью. Обе эти предосторожности снижают риск аспирации.

Упражнения для восстановления глотания:

  • Имитировать знакомые движения:

– покашливать «кхе-кхе».
– зевать, широко раскрывая рот.
– изображать свист без звука, напрягая ротовую полость.
– полоскать горло.
– храпеть.
– глотать манную кашу – «ням, ням и глоток».

  • Твердо, как бы тужась, произносить звуки «а» и «э» 3-5 раз.
  • Высунув язык, говорить звук «г».
  • Беззвучно произносить звук «ы», выдвигая вперед нижнюю челюсть.
  • Глотать капли воды из пипетки.
  • Тянуть звук «м», сомкнув губы (на сколько хватает воздуха, то есть выдоха).
  • Тянуть звук «и» то высоко, то низко на одном выдохе, одновременно вибрируя пальцами по гортани.

Специальные упражнения для мимических мышц:

  • поднимать брови вверх;
  • морщить брови («хмуриться»);
  • закрывать глаза (последовательность выполнения этого упражнения: посмотреть вниз; закрыть глаза, придерживая веко пальцами на стороне поражения, и держать глаза закрытыми в течение минуты; открывать и закрывать глаза 3 раза подряд);
  • улыбаться с закрытым ртом;
  • щуриться;
  • опустить голову вниз, сделать вдох и в момент выдоха «фыркать» («вибрировать» губами);
  • свистеть;
  • расширять ноздри;
  • поднимать верхнюю губу, обнажив верхние зубы;
  • опускать нижнюю губу, обнажив нижние зубы;
  • улыбаться с открытым ртом;
  • погасить зажженную спичку;
  • набрать в рот воду, закрыть рот и полоскать его, стараясь не выливать воду;
  • надувать щеки;
  • перемещать воздух с одной половины рта на другую попеременно;
  • опускать углы рта вниз при закрытом рте;
  • высовывать язык и делать его узким;
  • открыв рот, двигать языком вперед-назад;
  • открыв рот, двигать языком вправо-влево;
  • выпячивать вперед губы «трубочкой»;
  • следить глазами за двигающимся по кругу пальцем;
  • втягивать щеки при закрытом рте;
  • опускать верхнюю губу на нижнюю;
  • кончиком языка водить по деснам попеременно в обе стороны при закрытом рте, прижимая язык с разной степенью усилия.

Упражнения для улучшения артикуляции:

  • произносить звуки [о], [и], [у];
  • произносить звуки [п], [ф], [в], подводя нижнюю губу под верхние зубы;
  • произносить сочетание этих звуков: [ой], [фу], [фи] и т. д.;
  • произносить слова, содержащие эти звуки, по слогам (о-кош-ко, Фек-ла, и-зюм, пу-фик, Вар-фо-ло-мей, и-вол-га и др.).

Протокол оценки функции глотания

1) Малеева Ирина Ивановна,
логопед отделения опухолей головы и шеи
ГБУЗ ГКБ №5 ДЗМ г.Москва

2) Волошина Елена Владимировна,
логопед отделения нейрохирургии
ГБУЗ ГКБ №5 ДЗМ г.Москва

В некоторых случаях после перенесенного инсульта могут сохраняться расстройства глотания (дисфагия ), в значительной степени затрудняющие самостоятельное функционирование пациентов. Тем не менее, при регулярных занятиях лечебной физкультурой, направленной на укрепление мышц, задействованных в акте глотание, пациенты могут восстановить самостоятельное глотание, не нуждаясь в посторонней помощи или назогастральном зонде.

  1. Имитировать знакомые движения:

— покашливать « кхе-кхе»

— зевать, широко раскрывая рот

— изображать свист без звука, напрягая ротовую полость

— полоскать горло

— храпеть

— глотать манную кашу- «ням, ням, ням и глоток»

  1. Твердо, произносить звуки «а» и «э» (как бы тужась) — 3-5 раз
  2. Высунув язык, говорить звук «г»
  3. Беззвучно произносить звук «ы», выдвигая вперед нижнюю челюсть
  4. Глотать капли воды из пипетки
  5. На сколько хватает выдоха тянуть звук «м», сомкнув губы
  6. Постукивая пальцами по гортани на одном выдохе тянуть звук «и» то низко, то высоко
  1. Принимать пищу и пить можно только сидя, при невозможности поднять головной конец кровати как минимум на 30 градусов
  2. После еды необходимо сохранять вертикальное (или близкое к нему) положение в течение 20-25 минут перед тем, как лечь
  3. Принимать пищу необходимо медленно и маленькими порциями, несколько опуская подбородок к груди – это облегчает глоток.
  4. Основу рациона должны составлять густые напитки и еда (кисломолочные продукты, кисель, пюре, желе, суфле, котлеты, суфле и проч.)
  5. Запрещен прием всех крошащихся продуктов (печенья, продукты со злаками, орехи и проч.) – ими легко поперхнуться.
  6. Также не желательно есть мясо кусками и цитрусовые — волокна очень тяжело пережевываются
  7. Не рекомендуется смешивать пищу и напитки за один прием: пить желательно до или после еды.
  8. После еды следить, чтобы во рту не оставались кусочки пищи: необходимо прополоскать рот или очистить ротовую полость салфеткой. Если пациент поперхнулся нужно дать возможность откашляться, поить при этом не следует, так как жидкость легко проникает в дыхательные пути.

Часто задаваемые вопросы:

  • Мешает ли назогастральный зонд нормальному глотанию?

Все зависит от типа и качества назогастрального зонда: они бывают различных диаметров, ригидные или со спадающимися стенками. Таким образом, если использовать современные материалы дискомфорт от использования зонда будет минимальным. От этого также зависит, как часто Вам прослужит конкретный зонд: несколько недель (некачественные зонды со временем становятся твердыми, гибкость их снижается) или месяцев.

  • Как плавно переходить от назогастрального зонда к нормальному питанию?

Как правило, параллельно со стоящим зондом начинают кормление через рот небольшими порциями несколько раз в день в приподнятом положении головы. При этом принципиальным является использование кремообразной пищи. Такая консистенция позволит облегчить запуск рефлекторного акта глотания за счет стимуляции рецепторов ротоглотки, в отличие от жидкой пищи, которая, растекаясь в полости рта, не успевает запустить эти механизмы. Также не следует использовать твердую или крошащуюся пищу, твердые и мелкие кусочки которой очень легко вдохнуть. Первое время кормление с чайной ложки должно быть очень медленным и неспешным, пациенту будет очень трудно. Используйте маленькие порции, следите за тем, когда произойдет глоток (это видно на передней поверхности шеи по движениям гортани). Будьте готовы к тому, что пациент будет долго держать пищу во рту. Проявите максимальное терпение.
Главным критерием эффективности глотания является отсутствие кашля: если пациент начал кашлять — это верный признак, что пища попадает в дыхательные пути и риск инфекции и асфиксии очень велики. В таком случае необходимо дать пациенту время откашляться и возобновить попытки кормления через рот спустя несколько дней. Если удается принять небольшое количество пищи через рот без появления кашля, можно плавно наращивать кратность и/или объем получаемой через рот пищи, соответственно уменьшая количество питания через зонд до тех пор, пока от зонда не получится полностью уйти. Не забывайте, что для нормального функционирования организма, необходимо получение порядка 1,5-2 литров жидкой пищи в сутки.

  • Сколько раз в день кормить и чем чтобы Быстрей поуправиться?

Основной рекомендацией является частое кормление малыми порциями. Если исходить из суточной потребности в 2 литрах пищи в сутки и выборе 4-х кратного питания, то приблизительно режим питания будет выглядеть следующим образом:

8:00 — 9:00 — Завтрак (600 мл)
12:00 — 13:00 — Обед (500 мл)
16:00 — 17:00 — Полдник(500 мл)
20:00 — 21:00 — Ужин(400 мл)

При выборе 5-и кратного питания:

8:00 — 9:00 — Завтрак (500 мл)
11:00 — 12:00 — Второй завтрак (400 мл)
15:00 — 16:00 — Обед (400 мл)
18:00 — 19:00 — Полдник(400 мл)
21:00 — 22:00 — Ужин(300 мл)

Составляя распорядок питания Вы не должны забывать о собственном удобстве и прочих личных делах. Оптимальным будет кормление 4-5 раз в день в часы удобные для Вас, но с приблизительно равными временными интервалами: организм пациента постепенно привыкнет к Вашему распорядку. Многие думают, что они должны посвящать близкому человеку, нуждающемуся в уходе, все свое время и отдавать все силы, пока усталость буквально не свалит их с ног. Но это не правильно! Необходимо полноценно отдыхать! Тогда Вы значительно более эффективно будете справляться с таким тяжелым физически и психологически делом, как уход за больным человеком.

Примерный набор продуктов для зондового кормления Вы можете найти в ЭТОЙ статье . Если же тратить время на приготовление питательных смесей у Вас нет и материальное положение позволяет, можете воспользоваться готовыми специализированными сбалансированными смесями, продающимися в аптеках города. Они содержать весь набор питательных веществ, витаминов, микроэлементов и обладают оптимальной консистенцией. Следует обратить внимание, что если пациент страдает сахарным диабетом или другой патологией ограничивающей перечень возможных для питания продуктов, это стоит учитывать и не добавлять их в рацион.

Вконтакте