Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей — Гипермаркет знаний

Между дыхательной и кровеносной системами?
4. Каковы функции носовой полости, гортани, трахеи и главных бронхов?
5. Как происходит голосообразование и формируются звуки речи?
6. Что такое гайморит, фронтит, тонзиллит?

Значение дыхания.

Человек может обойтись без пищи несколько недель, без воды - несколько суток, без воздуха - всего несколько минут. Питательные вещества в организме запасаются, как и вода, запас же свежего воздуха ограничен объемом легких . Вот почему необходимо непрерывное его обновление. Благодаря вентиляции легких в них поддерживается более или менее постоянный газовый состав, который необходим для поступления в кровь кислорода и удаления из крови углекислого газа, других газообразных продуктов распада, а также паров воды.

Он варьируется из-за мышц горла, движения корня языка и его положения во рту. Изменения формы и объема полости горла необходимы, особенно при формировании вокализации. В полости шейки матки установлены голосовые связки. Могут также быть носовые гласные, но в настоящем, однако, вокалы могут быть соблазнены только благодаря благодарности. Речь используется для изменения резонансного пространства, возникающего в результате движения языка, челюстей и губ, в дифференциации вокала; он также участвует в тексте согласных, поскольку стрикция в полости рта, которая образуется большинством согласных, делит пространство и, следовательно, характеристическую структуру и высоту шума.

Из предыдущих глав мы знаем, что происходит с тканями, когда к ним поступает недостаточное количество кислорода: функция ткани нарушается, потому что прекращается распад и окисление органических веществ, энергия перестает выделяться, и клетки , лишенные энергетического обеспечения, погибают.

В ротовой полости большинство звуков речи различаются. В нем есть пассивные и активные устные органы. Пассивные речевые органы, сами неподвижные, используются в качестве опоры для артикуляционных движений. Это место для формирования согласных струн. Следующие пассивные органы сочленения имеют значение для следующего.

Говорящие органы - движущиеся части речевой системы: нижняя челюсть, губы и язык; вне полости рта. В согласном, дорзальное произношение используется в согласных, когда оно вырабатывает поверхность языка, коронарное произношение, когда оно вырабатывает край языка с основным стриктурой в области десен, кончик языка - вершина вступает в контакт с полом. Язык также может вибрировать.

Дыханием называют обмен газов между клетками и окружающей средой. У человека газообмен состоит из четырех этапов:

1) обмен газов между воздушной средой и легкими;

2) обмен газов между легкими и кровью;

3) транспортировка газов кровью;

4) газообмен в тканях.

Система органов дыхания выполняет лишь первую часть газообмена. Остальное выполняет система органов кровообращения. Между дыхательной и кровеносной системами существует глубокая взаимосвязь. Различают легочное дыхание, обеспечивающее газообмен между воздухом и кровью, и тканевое дыхание, осуществляющее газообмен между кровью и клетками тканей.

С анатомической и физиологической точки зрения изучаются представители и их медицинские науки. Знания развиваются с века. и становится все более совершенным, он позволяет понять различные аспекты речевого производства и его трансформации, он широко используется в лечении нарушений речи и т.д. специализированный телефон, конечно, способен интерпретировать и инициировать создание записей других. Однако для их собственной лингвистической работы разные рентгеновские снимки, магнитно-резонансные записи и т.д. не являются излишними; записи спирометрических движений, которые всегда проявляют определенную реализацию при определенных условиях; поэтому используются десятилетия обобщенных, фактически идеализированных чертежей, которые отображают только то, что актуально.

Кроме обеспечения газообмена, органы дыхания выполняют еще две важные функции : участвуют в теплорегуляции и голосообразовании. При дыхании с поверхности легких испаряется вода, что ведет к охлаждению крови и всего организма. Кроме того, легкие создают воздушные потоки, приводящие в колебание голосовые связки гортани.

Хорошо видеть сравнение записи рентгеновского снимка с лыжаграммой, представление положения речевых органов в момент пикового момента артикуляции, когда наименьшее воздействие на окружающую среду оказывает реализация. Из горла воздух поступает в гортань. Гортань представляет собой треугольную пирамиду, более широкую сверху, сужающуюся вниз. Горилка является одновременно органом голоса, и в результате высокоспециализированной деятельности ее конструкция очень сложна. Гортань посылается слизистой оболочкой, покрытой многоэпителиальным эпителием, эпителиальные челноки двигаются к горлу, бросая крошечные тела с воздуха.

Строение и функция органов дыхания у человека (рис. 59). Органы, которые подводят воздух к альвеолам легких, называются дыхательными путями. Верхние дыхательные пути: носовая и ротовая полости, носоглотка, глотка. Нижние дыхательные пути: гортань, трахея, бронхи.

Бронхи многократно ветвятся, образуя бронхиальное дерево. По ним воздух достигает альвеол, где и происходит газообмен. Каждое из легких занимает герметически замкнутую часть грудной полости. Между ними расположено сердце. Легкие покрыты оболочкой, которая называется легочной плеврой.

Внутренняя часть гортани разделена на три секции: атриум гортани, громкоговоритель и подиум. Ларингеальный воздух входит в трахею - эластичную, сплющенную трубку, которая соединяет верхнюю часть гортани с нижней гортанью и разветвляется на два крупных бронха. Трахея разделена на яремную и грудную части. Правый бронх толще и короче и более вертикально, что-то связано с расширением трахеи. Левая лопасть тоньше и проходит горизонтально. В результате этого инородного тела, который получает трахею, чаще попадают в правые бронхи.

Легкие в сундуке - это правильные органы дыхания, в которых происходит обмен газа между кровью и воздухом. Легкие имеют коническую форму, вырезанные с одной стороны. Верхняя часть легкого называется верхней, нижней частью легкого. Оба легкого немного отличаются: легкие правы шире и короче левого. На каждом легком мы выделяем три области: диафрагму, ребро и медиальную. Их форма адаптирована к контурам грудной стенки и прилегающим к легким органам. Легкие отделены друг от друга краями. Каждое легкое разделяется на доли.

Носовая полость состоит из нескольких извилистых ходов, разделенных сплошной перегородкой на левую и правую части (рис. 60). Внутренняя поверхность носовой полости выстлана мерцательным эпителием. Он выделяет слизь, увлажняющую поступающий воздух и задерживающую пыль. Слизь содержит вещества, губительно действующие на микроорганизмы. Реснички мерцательного эпителия изгоняют слизь из носовой полости.

В стенках носовой полости проходит густая сеть кровеносных сосудов. Горячая артериальная кровь движется в них навстречу вдыхаемому холодному воздуху и согревает его.

На верхней стенке носовой полости много фагоцитов и лимфоцитов, а также антител (см. § 18).

В задней части носовой полости находятся обонятельные клетки, воспринимающие запахи. Появление резкого запаха ведет к рефлекторной задержке дыхания.

Таким образом, верхние дыхательные пути выполняют важные функции: согревания, увлажнения и очищения воздуха, а также защиты организма от вредных воздействий через воздух.

Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, а затем в глотку, с которой сообщается и ротовая полость.

Поэтому человек может дышать и носом и ртом. При дыхании носом воздух в носовой полости прогревается, очищается от пыли и частично обеззараживается, чего не происходит при дыхании ртом. Но через рот дышать легче, и потому уставшие люди инстинктивно дышат через рот.




Из глотки воздух попадает в гортань.

Вход в трахею начинается через гортань (рис. 61). Она представляет собой широкую трубку, суженную посередине и напоминающую песочные часы. Гортань состоит из хрящей. Спереди и с боков ее прикрывает щитовидный хрящ. У мужчин он несколько выступает вперед, образуя кадык.

В узкой части гортани находятся голосовые связки. Их две пары, но в голосообразовании участвует лишь одна, нижняя пара. Связки могут сближаться и натягиваться, то есть изменять форму щели, которая образуется между ними. Когда человек спокойно дышит, связки разведены. При глубоком дыхании они разводятся еще дальше, при пении и речи они смыкаются, остается лишь узкая щель, края которой вибрируют. Они-то и являются источником звуковых колебаний, от которых зависит высота голоса. У мужчин связки длиннее и толще, их звуковые колебания ниже по частоте, поэтому и мужской голос более низкий. У детей и женщин связки тоньше и короче, а потому их голос более высокий.




Звуки, образующиеся в гортани, усиливаются резонаторами - околоносовыми пазухами - полостями, находящимися в лицевых костях, заполненных воздухом (рис. 62). Под влиянием воздушной струи стенки этих полостей немного вибрируют, вследствие чего звук усиливается и приобретает дополнительные оттенки. Они определяют тембр голоса.

Звуки, издаваемые голосовыми связками, еще не речь. Членораздельные звуки речи формируются в ротовой и носовой полостях в зависимости от положения языка, губ, челюстей и распределения звуковых потоков. Работа перечисленных органов при произнесении членораздельных звуков называется артикуляцией.

Правильная артикуляция формируется особенно легко в возрасте от года до 5 лет, когда ребенок овладевает родным языком. При общении с маленькими детьми не надо шепелявить, копировать их неправильное произношение, так как это ведет к закреплению ошибок и нарушению речевого развития.

Трахея и главные бронхи.

Из гортани воздух попадает в трахею. Это довольно широкая трубка, которая состоит из хрящевых полуколец с мягкой стороной, обращенной к пищеводу, который примыкает к трахее сзади (см. рис. 59, А).

Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием. Колебания его ресничек выводят пылевые частицы из легких в глотку. Это называется процессом самоочищения легких. Внизу трахея ветвится на два главных бронха - правый и левый. Бронхи имеют хрящевые кольца, которые защищают их от спадения во время вдоха . У мелких бронхов вместо колец остаются небольшие хрящевые пластинки, а в мельчайших бронхах - бронхиолах отсутствуют и они.

Инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей.

Околоносовые пазухи. Некоторые кости черепа имеют воздушные полости - пазухи. В лобной кости есть фронтальная пазуха, в верхнечелюстной - гайморова пазуха (рис. 62).

Грипп, ангина, ОРЗ (острое респираторное заболевание) могут вызвать воспаление слизистой оболочки околоносовых пазух. Чаще страдают гайморовы пазухи. Их воспаление - гайморит. Нередко бывает и воспаление лобной пазухи - фронтит. При гайморите и фронтите наблюдается нарушение носового дыхания, выделение из полости носа слизи, нередко гнойной. Иногда повышается температура. Работоспособность человека снижается. Необходимо лечение у оториноларинголога - специалиста, занимающегося лечением людей с заболеваниями уха, горла и носа.

Миндалины.

Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, потом в глотку и гортань. За мягким нёбом, а также у входа в пищевод и гортань находятся миндалины. Они состоят из лимфоидной ткани, подобной той, которая находится в лимфатических узлах. Миндалины содержат множество лимфоцитов и фагоцитов, задерживающих и уничтожающих микробов, но при этом иногда они сами воспаляются, становятся отечными и болезненными. Возникает хроническое заболевание - тонзиллит.

Аденоиды - опухолевидное разрастание лимфоидной ткани у выхода из носовой полости в носоглотку. Иногда (рис. 63) увеличенные аденоиды перекрывают проход воздуха и носовое дыхание затрудняется.

Тонзиллит и разросшиеся аденоиды необходимо своевременно лечить: оперативно или консервативно (т. е. без операции).

Дифтерия - инфекционное заболевание, распространяющееся воздушно-капельным путем. Чаще дифтерия поражает детей, но болеют ею и взрослые. Начинается она как обычная ангина. Повышается температура тела, на миндалинах появляются серовато-белые налеты. Шея опухает из-за воспаления лимфатических желез (рис. 64, Б).



Возбудитель дифтерии - дифтерийная палочка. Продуктом ее жизнедеятельности является ядовитое вещество - дифтерийный токсин, который поражает проводящую систему сердца и сердечную мышцу. Возникает тяжелое и опасное заболевание сердца - миокардит.

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации

Цели урока:

  • углубить и обобщить знания по дыхательной системе, изучить голосообразование и голосовой аппарат, познакомиться с профилактикой и гигиеной органов дыхания.

Задачи урока:

Обучающие: изучить анатомические и морфологические особенности голосового аппарата человека, механизма голосообразования и ознакомиться с гигиеническими правилами сохранений голоса и здорового состояния голосового аппарата;

Развивающие: продолжить формирование у учащихся интеллектуальных умений;

Воспитательные: воспитание нравственных качеств личности, приобретение опыта профилактики заболеваний дыхательной системы.

Основные термины:

  • Дыхание - обмен газов между клетками и окружающей средой.
  • Тканевое дыхание - обмен газов между кровью и клетками тканей.
  • - орган голосообразования.
  • – основной орган дыхания.

Ход урока:

Проверка домашнего задания.

Дайте короткий ответ на вопросы:

1.Какие бывают виды кровотечений ?

2.Какие признаки артериального кровотечения и какую первую помощь необходимо оказать при этом виде кровотечения?

3.Какие признаки внутреннего кровотечения ? Как оказать первую помощь?

4.Какие признаки капиллярного кровотечения? Как оказать первую помощь?

5.Какие признаки венозного кровотечения ? Как оказать первую помощь?

Значение дыхания.

Без воздуха человек может продержаться всего несколько минут, так как запас воздуха ограничен объемом лёгких. Благодаря вентиляции лёгких в них поддерживается более или менее постоянный газовый состав, который необходим для поступления в кровь кислорода и удаления из крови углекислого газа, других газообразных продуктов распада, а также паров воды. Функция ткани нарушается, если прекращается распад и окисление органических веществ, энергия перестает выделяться, и клетки, лишенные энергетического обеспечения, погибают. Дыханием называют обмен газов между клетками и окружающей средой. У человека газообмен состоит из четырех этапов:

Обмен газов между воздушной средой и лёгкими,

Газов между лёгкими и кровью,

Транспортировка газов кровью,

Газообмен в тканях.

Система органов дыхания выполняет лишь первую часть газообмена. Остальное выполняет система органов кровообращения, между дыхательной и кровеносной системами существует глубокая взаимосвязь. Различают лёгочное дыхание, обеспечивающее газообмен между воздухом и кровью, и тканевое дыхание, осуществляющее газообмен между кровью и клетками тканей. Кроме обеспечения газообмена, органы дыхания выполняют еще две важные функции: участвуют в теплорегуляции и голосообразовании. При дыхании с поверхности лёгких испаряется вода, что ведет к охлаждению крови и всего организма. Кроме того, лёгкие создают воздушные потоки, приводящие в колебание голосовые связки гортани.

На рисунке 1 перечислено биологическое значение дыхания.

Рис. 1. Биологическое значение дыхания.

Давайте посмотрим, почему дыхание так важно для человека:

Органы дыхательной системы, дыхательные пути.

Органы, которые подводят воздух к альвеолам лёгких, называются дыхательными путями. Верхние дыхательные пути:

Носовая полость,

Ротовая полость,

Носоглотка,

Нижние дыхательные пути:

Гортань,

На рисунке 2 Вы видите основные органы дыхательной системы.


Рис. 2. Основные органы дыхательной системы.

Давайте посмотрим видео , которое объясняет нам, как функционируют органы дыхания:

Лёгкие являются основным органом дыхательной системы. Это парный орган, занимающий почти весь объем грудной клетки. Различают правое и левое лёгкое. По форме они представляют собой усеченные конусы, верхушкой обращенные к ключице, а вогнутым основанием - к куполу диафрагмы. Верхушка лёгкого достигает I ребра. Наружная выпуклая поверхность прилегает к ребрам. С внутренней стороны, обращенной к средостению, в каждое лёгкое входят главный бронх, лёгочная артерия, лёгочные вены и нервы. Они образуют корень лёгкого; в нем находится большое количество лимфатических узлов, защищающих от проникновения в лёгкие патогенных микроорганизмов. Место вхождения бронхов и сосудов в лёгкие называется воротами лёгкого. На рисунке 3 представлены легкие.


Рис. 3. Легкие.

По своим размерам правое лёгкое шире и короче, чем левое. Левое лёгкое в нижнепередней области имеет выемку, образованную сердцем. Каждое лёгкое делится на доли, правое - на три, левое - на две. Многочисленные разветвления бронхов составляют бронхиальное дерево.

Носовая полость состоит из нескольких извилистых ходов, разделенных сплошной перегородкой на левую и правую части. Внутренняя поверхность носовой полости выстлана мерцательным эпителием, который выделяет слизь, увлажняющую поступающий воздух и задерживающий пыль. В слизи содержатся вещества, уничтожающие микроорганизмы. Реснички изгоняют слизь из носовой полости. В стенках носовой полости проходит густая сеть кровеносных сосудов. Горячая артериальная кровь движется в них навстречу вдыхаемому холодному воздуху и согревает его. На верхней стенке носовой полости много фагоцитов, лимфоцитов, а также антител. В задней части носовой полости находятся обонятельные клетки, воспринимающие запахи. На рисунке 4 показана носовая полость.

Рис. 4. Носовая полость.

Трахея - дыхательное горло - начинается на уровне VI-VII шейных позвонков. Она представляет собой трубку, состоящую из 16-20 хрящевых гиалиновых полуколец, соединяющихся между собой кольцевидными связками. Длина трахеи 10-15 см; различают шейную и грудную ее части. На уровне верхнего края V грудного позвонка трахея делится на два главных бронха - к левому и правому лёгкому. Левый бронх проходит под дугой аорты, а правый огибается лежащей поперек непарной веной. Правый бронх более короткий, несколько шире левого; отходит от трахеи под тупым углом. Слизистая оболочка трахеи выстлана многорядным призматическим реснитчатым эпителием, не образует складок. Реснички способны волнообразно двигаться от лёгких наружу. Попавшие на слизистую оболочку мелкие частицы обволакиваются слизью и выталкиваются из организма при кашле или чихании.

Бронхи многократно ветвятся, образуя бронхиальное дерево. По ним воздух достигает альвеол, где и происходит газообмен. Каждое из лёгких занимает герметически замкнутую часть грудной полости. Между ними расположено сердце. Лёгкие покрыты оболочкой, которая называется лёгочной плеврой.

Голосообразование.

Процесс образования звука голоса называется голосообразованием, или фонацией. Звукообразование является результатом сложного и тонкого взаимодействия всех частей гортани, которое осуществляется через широкую сеть нервных связей с головным мозгом.

У млекопитающих и многих птиц имеются голосовые связки. У человекообразных обезьян они сходны с человеческими. Но ни одно животное не способно к сознательной членораздельной речи. Речь осуществляется вследствие существования в мозге специальных центров речи. Ответьте на вопрос: где в коре полушарий большого мозга находятся центры речи? (Центр двигательных механизмов речи локализован в лобной доле коры, центры памяти, относящиеся к речи - в теменной, а центры контроля речи - в височной доле). Центры речи согласовывают работу мышц всего речевого аппарата и связаны с процессами жизнедеятельности.

На рисунке 5 показан процесс образования звуков.


Рис. 5. Образование звуков.

Согласно общепризнанной миоэластической теории, звуковые волны возникают в голосовой щели в результате сопротивления сомкнутых голосовых складок давлению выдыхаемого воздуха, что вызывает их колебание. Пропустив порцию воздуха, складки снова смыкаются в силу эластичности, затем цикл повторяется. В результате возникают периодические порывы (толчки) воздуха, т. е. звуковые колебания определённой частоты. Частота колебаний воспринимается как высота звука. В акустике частота звука измеряется в герцах (Гц).

Гортань – орган голосообразования. Вход в трахею начинается через гортань. Она представляет собой широкую трубку, суженную посередине и напоминающую песочные часы. Гортань состоит из хрящей. Спереди и с боков ее прикрывает щитовидный хрящ. У мужчин он несколько выступает вперед, образуя кадык. В узкой части гортани находятся голосовые связки. Их две пары, но в голосообразовании участвует лишь одна, нижняя пара. Связки могут сближаться и натягиваться, то есть изменять форму щели, которая образуется между ними. Когда человек спокойно дышит, связки разведены. При глубоком дыхании они разводятся еще дальше, при пении и речи они смыкаются, остается лишь узкая щель, края которой вибрируют. Они-то и являются источником звуковых колебаний, от которых зависит высота голоса. У мужчин связки длиннее и толще, их звуковые колебания ниже по частоте, поэтому и мужской голос более низкий. У детей и женщин связки тоньше и короче, а потому их голос более высокий. На рисунке 6 показано строение гортани.

Рис. 6. Гортань.

Звуки, образующиеся в гортани, усиливаются резонаторами – околоносовыми пазухами – полостями, находящимися в лицевых костях, заполненных воздухом. Под влиянием воздушной струи стенки этих полостей немного вибрируют, вследствие чего звук усиливается и приобретает дополнительные оттенки. Они определяют тембр голоса. Звуки, издаваемые голосовыми связками, еще не речь. Членораздельные звуки речи формируются в ротовой и носовой полостях в зависимости от положения языка, губ, челюстей и распределения звуковых потоков. Работа перечисленных органов при произношении членораздельных звуков называется артикуляцией. Правильная артикуляция формируется особенно легко в возрасте от года до пяти лет, когда ребенок овладевает родным языком. При общении с маленькими детьми не надо шепелявить, копировать их неправильное произношение, так как это ведет к закреплению ошибок и нарушению речевого развития.

Заболевания дыхательных путей.

Некоторые кости черепа имеют воздушные полости – пазухи. В лобной полости есть фронтальная пазуха, в верхнечелюстной – гайморова пазуха. Грипп, ангина, ОРЗ (острое респираторное заболевание) могут вызвать воспаление слизистой оболочки околоносовых пазух. Чаще страдают гайморовы пазухи. Их воспаление – гайморит. Нередко бывает и воспаление лобной пазухи – фронтит. При гайморите и фронтите наблюдается нарушение носового дыхания, выделение из полости носа слизи, нередко гнойной. Иногда повышается температура. Работоспособность человека снижается. Необходимо лечение у врача отоларинголога, занимающегося лечением людей с заболеваниями уха, горла и носа.

Аденоиды - опухолевидное разрастание лимфоидной ткани у выхода из носовой полости в носоглотку. Увеличенные аденоиды перекрывают проход воздуха и носовое дыхание затрудняется. Тонзиллит и разросшиеся аденоиды необходимо своевременно лечить: оперативно или консервативно (т.е. без операции). На рисунке 7 – аденоиды.

Рис. 7. Аденоиды.

Миндалины. Из носовой полости воздух попадает в носоглотку, потом в глотку и гортань. За мягким небом, а также у входа в пищевод и гортань находятся миндалины. Они состоят из лимфоидной ткани, подобной той, которая находится в лимфатических узлах. Миндалины содержат множество лимфоцитов и фагоцитов, задерживающих и уничтожающих микробов, но при этом иногда они сами воспаляются, становятся отечными и болезненными. Возникает хроническое заболевание – тонзиллит (рисунок 8).

Рис. 8. Миндалины.

При воспалении гортани необходима следующая помощь:

Дифтерия – инфекционное заболевание, распространяющееся воздушно-капельным путем. Чаще дифтерия поражает детей, но болеют ею и взрослые. Начинается дифтерия как обычная ангина. Повышается температура тела, на небе появляется серовато-белый налет. Шея опухает из-за воспаления лимфатических желез. Возбудитель дифтерии – дифтерийная палочка. Продуктом ее жизнедеятельности является ядовитое вещество – дифтерийный токсин, который поражает проводящую систему сердца и сердечную мышцу. Возникает тяжелое и опасное заболевание сердца – миокардит. Для профилактики здоровым людям вводят противодифтерийную вакцину. Она создает активный иммунитет, который может сохраняться несколько лет.

Наряду с кратковременно протекающими болезнями, например гриппом, ангиной, существуют хронические заболевания дыхательной системы. Наиболее грозными является туберкулез и рак лёгкого. Они начинаются незаметно, и несколько месяцев или даже лет человек о них может и не подозревать. Между тем лечение наиболее успешно в начальной стадии болезни. Флюорография – это исследование грудной клетки путем фотографирования изображения со светящегося рентгеновского экрана, за которым находится обследуемый. Отснятые пленки исследуют специалисты. Если они обнаруживают отклонения от нормы, больного приглашают в соответствующее учреждение для более детального обследования.

Выводы.

1.Дыханием называют обмен газов между клетками и окружающей средой. У человека газообмен состоит из четырех этапов: 1) обмен газов между воздушной средой и легкими; 2) обмен газов между легкими и кровью; 3) транспортировка газов кровью; 4) газообмен в тканях.

2.Система органов дыхания выполняет лишь первую часть газообмена. Остальное выполняет система органов кровообращения. Между дыхательной и кровеносной системами существует глубокая взаимосвязь.

3.Различают легочное дыхание, обеспечивающее газообмен между воздухом и кровью, и тканевое дыхание, осуществляющее газообмен между кровью и клетками тканей.

4.Органы, которые подводят воздух к альвеолам легких, называются дыхательными путями. Верхние дыхательные пути: носовая и ротовая полости, носоглотка, глотка. Нижние дыхательные пути: гортань, трахея, бронхи.

Контролирующий блок.

1.Что такое дыхание и для чего оно нам нужно?

2.Что представляет собой система органов дыхания?

3.Какие существуют виды дыхания?

4.Что относится к верхним дыхательным путям?

5.Что относится к нижним дыхательным путям?

Домашнее задание.

Составьте таблицу, в которой вы перечислите все органы дыхательных путей и перечислите их функции и характеристики.

Туберкулез и рак лёгких. Возбудитель туберкулеза – палочка Коха. Она может попасть в организм через дыхательные пути, а также вместе и пищей, например с непрокипяченным молоком, полученным от больной туберкулезом коровы. В неблагоприятных условиях болезнетворные микробы активизируются. Они проникают в лёгкие (чаще) или другие органы и там размножаются, что ведет к заболеванию. Флюорография позволяет вовремя выявить и рак лёгкого. Это заболевание наиболее часто встречается у курящих людей. Болезнь начинается с того, что эпителиальная ткань некоторых бронхов перерождается и начинает разрастаться. Опухоль оказывает угнетающее влияние на жизнедеятельность организма, ведет к его крайнему истощению, а затем к смерти. Флюорография должен проходить каждый человек хотя бы раз в два года. Лицам, работа которых связана с людьми, а также учащимся флюорографию необходимо проходить ежегодно.

Давайте посмотрим видео, в котором рассказывается о туберкулезе:

Список литературы:

2.Урок на тему «Значение дыхания.Органы дыхательной систем» Васильева И.Н., учитель биологии, МОУ СОШ №19.

3.Никишов А.И., Рохлов В.С., Человек и его здоровье. Дидактический материал. М., 2001.

Отредактировано и выслано Борисенко И.Н.

Над уроком работали:

Рыбакова Е.Н.