Категория материи и ее фундаментальное значение для философии. Материя как современная философская категория

Стремясь постичь природу объективной реальности, бытия, которые в философии принято обозначать с помощью категории «материя», люди уже в древности стали задумываться над тем, из чего состоит окружающий мир, есть ли какие-то «первоосновы», «первокирпичики» в строении материального мира. Поиск основы объективной реальности в философии называют проблемой субстанции. В древности существовали разные гипотезы:

Вода - основа всех вещей (Фалес);

Огонь – основа всего сущего (Гераклит);

В основе мира лежит не какое-то конкретное вещество, а бесконечная неопределенная субстанция – «апейрон» (Анаксимандр);

В основе мира – неделимая субстанция – атомы (Демокрит, Эпикур);

Первооснова мира – это Бог, Божественная мысль, Слово, Логос (Платон, религиозные философы).

Если в XVII в. под материей понимали вещество, то уже в XIX в. наука показала, что в мире имеются такие материальные объекты, которые не есть вещество, например электромагнитные поля, что возможен взаимопереход между веществом и энергией, светом.

Наиболее полная разработка этой категории дана в трудах современных материалистов. В материалистической философии «материя» выступает как наиболее общая, фундаментальная категория. В ней фиксируется материальное единство мира. Определение понятия «материя» было дано В.И. Лениным в его работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 г.). «Материя, - писал Ленин, - есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущения его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Смысл данного определения сводится к тому, что материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях. Понимание материи в этом случае не привязывается ни к какому конкретному ее виду или состоянию (веществу, полю, плазме, вакууму). Иначе говоря, 1) материя – субстанция, «общее в вещах». Уровень обобщения в ленинском определении материи – предельный. Но общее в природе существует через конкретные вещи и явления.2) Поэтому под материей понимают и единичное, которое воздействует на органы чувств, вызывая ощущения. Материя как объективная реальность способна воздействовать на наши ощущения, что создает основу для того, чтобы наше сознание могло воспринимать окружающий мир, то есть познавать эту объективную реальность. Материя – это нечто, что по своим качествам противоположно тому, что принято называть «сознанием», или субъективной реальностью.3) Единство общего и единичного в каждом конкретном объекте предполагает третье значение термина «материя», когда под ней понимается совокупность всех материальных образований в природе, существующих независимо от познания их человеком.

В философии существует несколько подходов к понятию (категории) «материя»:

- материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы – дух, человек, общество – порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

- объективно-идеалистический подход – материя объективно существует как порождение (объективация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;

- субъективно-идеалистический подход – материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (кажущееся явление, «галлюцинация») субъективного духа (существующего только в виде сознания человека;

- позитивистский – понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

В современной российской философии утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия – дух, человек, общество – проявления материи и производны он нее.

Все материальные объекты характеризуются некоторыми общими атрибутивными свойствами. (Словом «атрибут» в философии обозначают такое свойство, без которого материальный объект не может существовать.) К таким атрибутивным свойствам материи обычно относят: - системность (упорядоченность, структурную определенность); - активность (движение, изменение, развитие); - самоорганизацию; - пространственно-временную форму бытия; - отражение; - информативность.

Структурными элементами материи (материального мира) являются: неживая природа, живая природа, социум (общество).

3.Атрибутивные свойства материи: движение, пространство, время.

Движение (Д.) в философии рассматривается как важнейшее свойство материи. Д. не существует без материи, а материя не существует без движения. В широком смысле оно понимается как любое изменение вообще, начиная с простого пространственного перемещения предмета и заканчивая человеческим мышлением; т.е. Д . представляет собой не однотипный и не однородный процесс. Выделяют следующие типы Д ., характеризующие направленность изменения: 1) Д. по восходящей линии (от простого к сложному); 2) Д. по нисходящей линии (например, процесс старения); 3) ни восходящее, ни нисходящее (например, Д . маятника). Такое Д. возможно в сравнительно короткие промежутки времени.

Д. обладает следующими свойствами: объективность, всеобщность, неуничтожимость, абсолютность.

Объективность состоит в том, что Д. – это имманентное свойство материальных систем, оно существует независимо от сознания.

Всеобщность – любой объект свою устойчивость реализует через определенные процессы и изменения. В мире нет материальных объектов, которые были бы лишены Д.

Несотворимость и неуничтожимость Д. доказывается тем, что если мы признаем конечность Д ., то мы должны будем признать и существование материи без Д. (что невозможно). Важнейшим доводом является закон сохранения энергии: энергия не исчезает бесследно, а превращается из одной формы в другую, но количественно при этом сохраняется. Качественная неуничтожимость Энергии состоит в том, что ни одна ее форма не исчезает бесследно. Движение и Энергия связаны тем, что Энергия – это способность совершать работу и она, соответственно, является характеристикой Д.

Абсолютность Д. ставит вопрос о существовании покоя.Д. и покой - противоположности, которые предполагают и не исключают друг друга, поэтому это единство противоположностей. Покой, т.е. отсутствие движения – вероятная сторона данного единства. Д. абсолютно, а покой относителен. Покой проявляется в равновесии, во временной стабильности и устойчивости явлений. Наличие покоя необходимое условие существования качественно определенных вещей. Покой относителен по отношению к некоторым материальным объектам, но не к материи в целом. Он относителен по отношению к отдельным видам Д., но не к Д . в целом. Так что, Д. и покой это две стороны одной медали, диалектически противоречивые свойства всякого материального объекта. Они взаимообусловлены: сохранение структуры предмета есть результат непрекращающегося взаимодействия его частей.

Ф. Энгельс выделил следующие формы движения материи: - механическая форма (преимущественно в пространстве); - физическая (теплота, изменение агрегатных состояний вещества); - химическая (превращение веществ); биологическая (обмен веществ); социальная (изменения в обществе). Каждая из них связана со специфическим материальным носителем.

Пространство и время (П. и В.) есть атрибуты материи, непрерывно связанные с движением, без которых она не существует. П. выражает протяженность и структурность любых объектов, порядок их сосуществования и расположения. Время выражает длительность существования объектов, последовательность причинно-следственных отношений и смены состояний материи. П. и В . не существуют отдельно от движущейся материи и друг от друга.

В истории философии существует два основных подхода по поводу расположенности материи во времени и пространстве:

1. Субстанциональный;

2. Реляционный.

Сторонники первого – субстанционального подхода (Демокрит, Эпикур) считалиП. и В. отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей, П. и В . рассматривали как межсубстанциональные.

П. отождествлялось с пустотой (местом), понимаемой как самостоятельная субстанция, благодаря которой все явления и процессы получают пространственные характеристики. Эта идей сыграла существенную роль в процессе становления классической физики. В. тоже рассматривается как самостоятельная сущность, как «длительность вообще», как условие всех возможных изменений. В. имеет свое «течение», независимо от того, происходит что-либо или не происходит.

Сторонники второго – реляционного подхода (Аристотель, Лейбниц, Гегель) – воспринимали П. и В. как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Реляционная концепция В. исходила из первичности движения, изменения конкретных объектов, относительно которых в зависимости от характера изменений формируются временные отношения. В. выступает как выражение упорядоченности, последовательности происходящих изменений.

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, в соответствии с которой:

- В. – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе их развития;

- П. – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

П. и В. тесно переплетены между собой. То, что совершается вП ., происходит одновременно и воВ ., а то, что происходит во В ., находится в П . Гегель, соединяя П. и В. с движением (Д .), утверждал, что они действительны только при наличии Д ., изменения чего-либо. А Д ., по Гегелю, является непосредственным единством П. и В.

Теория относительности, открытая в середине XX в. Альбертом Эйнштейном: - подтвердила правильность реляционной теории – то есть понимание П. и В. как отношений внутри материи; - перевернула прежние взгляды на П. и В . как вечные, неизменные величины.

С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было доказано, что если какой-нибудь объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта П.и В. изменяться – П. (материальные объекты) уменьшится, аВ. замедлится. Таким образом, П. и В. относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

Категории П. и В. носят универсальный характер, так как применимы для анализа и объективной, и субъективной реальности, то есть носят всеобщий характер. Всеобщность обусловлена единством бытия и абсолютным характером происходящих в нем изменений.

П. и В. также имеют свои свойства. Свойствами П. традиционно называют следующие: 1. Объективность П. (общее свойство П. и В.). Данное свойство вытекает из признания объективной реальности движущейся материи. Объективность П. и В. признают не все: некоторые считают эти категории формами человеческого созерцания. Такую позицию пытаются доказать научно: с течением времени представления о П. и В. неоднократно менялись. Но следует учитывать безусловную разницу между представлениями о П. и В. и о реальном П. и В . 2. Протяженность П. – выражается в устойчивости связи элементов в системе; величина протяженности зависит от внутренних и внешних связей тел, структуры объекта. Протяженность есть всеобщая черта П. 3. Трехмерность П ., т.е. характеристиками его являются длина, ширина и высота. Данное свойство связано с некоторыми свойствами движения (Д .): Д. точки дает линию (1 измерение), Д. линии – плоскость (2 измерение), а Д . плоскости – объем (3 измерение). В науке давно говорят о наличии более, чем трех измерений, так, в физике традиционно считают, что 4-ым измерением для П. является В. Трехмерное П. характеризует привычный для человека мир и при обнаружении большего числа измерений возможны какие-либо новые представления о данной категории. (Сами положения о трехмерности П. лежат в основе теоремы линейной алгебры: максимальное число линейно независимых векторов равно трем, но данная теория не доказана). 4. Единство прерывного и непрерывного. Прерывность П. выражается в дискретности (раздельности) вещественных тел, но материя не только вещество, но и поле, которое непрерывно, соответственно есть единство прерывного и непрерывного.

Свойствами В. являются следующие: 1. Объективность – поскольку материя объективно движется, а В. атрибут материи, то соответственно оно тоже объективно. 2.Длительность как свойство В. проявляется в фактах возникновения каждого последующего момента вслед за окончанием предыдущего. Никакой процесс не может происходить мгновенно – он длится во времени; длительность обусловлена сохранностью материи и последовательным пребыванием материи в разных качествах.

Признается существование и психологического П. и В. Их особенности и характеристики обусловлены психикой отдельного человека, а также внешними обстоятельствами его существования. Так, психологическое (субъективное, перцептуальное) В. зависит от смысла деятельности человека, его настроения и способности к восприятию информации. Если деятельность человеку нравится и у него нормальная переработка информации, то В. течет быстро и наоборот, а от процесса и скорости усвоения информации зависит интеллект человека.

Следовательно, понятие психологического (перцептуального) В. выражает особенность восприятия В. конкретным человеком. Смешение субъективного и объективного В . приводит к выводу, что никакого В. вообще нет и именно такой позиции придерживались Демокрит и Аристотель. Суть их взгляда была в том, что время есть некая фикция, которая при ближайшем рассмотрении рассыпается: прошлого уже нет, будущее еще не наступило и есть только «теперь». Прошлое продолжается в настоящем и получает свое определение в связи с настоящим. Реальное прошлое есть всегда прошлое некоторого настоящего.

В. однонаправленно и необратимо, то есть прошлое порождает настоящее и будущее, но возвратить прошлое невозможно; оно недоступно воздействию, как и будущее. Эти свойства обусловливают асимметрию причинно-следственных отношений: действие всегда направлено от причины к следствию, но не наоборот. Если бы следствие порождало причину, то все следствия должны были исчезать в породивших их причинах. Однако в жизни имеют место такие явления, которые ставят под сомнение данное свойство В . Так, существует такое понятие, как «петля времени», т.е. случаи перемещения во времени из прошлого в настоящее или из настоящего в прошлое – эти перемещения противоречат свойству однонаправленности В . Однако так или иначе, но объективно в данный момент В. существует только настоящее, а прошлое и будущее существует только через настоящее: прошлое в виде культурного наследия, а будущее в виде возможностей. При этом однонаправленность В . не означает, что у Д. есть какая-то конечная цель или состояние, т.к. время вечно.

Со второй половины XX в. В . изучается также и в рамках гуманитарных наук и искусства. В конце прошлого века стали выделять художественное П. и В. Сейчас некоторые ученые полагают, что есть несколько видов В .: биологическое, историческое, геологическое и т.д.

Можно выделять П. и В . социального бытия. Единицей социального пространства может выступать деревня, полис, феодальное поместье, национальное государство и т.п. Ощущение времени в различные эпохи связано с темпом жизни, с применением календарей, часов, с насыщенностью жизни событиями, с динамичностью социальных процессов в целом. Социальное В. – форма бытия общества, выражающая длительность исторических процессов, их смены, возникающих в ходе деятельности людей.

Таким образом, понятие П. и В . имеют смысл для объективной и субъективной реальности, поскольку всякая действительность дифференцирована, структурирована, а мир находится в состоянии движения.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. В чем заключается суть философской проблемы бытия?

2. В чем состоит сложность определения категории «материя»? Как это определение может быть сформулировано?

3. Раскройте взаимосвязь пространства и времени друг с другом и с движением материи.

4. Объясните суть субстанционального и реляционного подходов по поводу расположенности материи во времени и пространстве.

Материя как современная философская категория

Материю следует рассматривать прежде всего как субстанцию, на и благодаря которой строятся все отношения и изменения в мире, в том числе и сознание.

Сама категория материи, как и любое общее понятие, является абстракцией, созданием чистой мысли. Но это не вздорная, а научная абстракция. Бесплодна попытка отыскать материю вообще как некое вещественное или бестелесное первоначало. Когда ставится цель отыскать единообразную материю как таковую, то создается ситуация наподобие той, если бы желали вместо вишен, груш, яблок видеть плод как таковой, вместо кошек, собак и овец и т.д. - млекопитающее как таковое, газ как таковой, металл как таковой, химическое соединение как таковое, движение как таковое. В современном философском понятии материи должны отражаться всеобщие черты бесконечного множества чувственно воспринимаемых вещей. Материя не существует помимо вещей, их свойств и отношений, а только в них, через них. Важно поэтому зафиксировать такие свойства материи, которые принципиально отличали бы ее в рамках основного вопроса философии от сознания как собственной противоположности. Такое определение материи предложено В.И. Лениным в книг" "Материализм и эмпириокритицизм": "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности. которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них" (25. Т. 18. С. 131). В этом определении получила завершение идея, которая наметилась уже у Гольбаха и была развита еще у некоторых мыслителей (в частности, у Н.Г. Чернышевского и Г.В. Плеханова).

Здесь материя определяется через сопоставление духовного и материального. Материя вечна, существует вне человеческого сознания и совершенно безразлична к тому, что мы о ней думаем. Понятие же материи - только приближенное отражение этой объективной реальности. То есть понятие материи вообще - не формальное обозначение, не условный символ для множества вещей, а отражение сущности каждой из них и всей их совокупности, основа бытия, существующая во всем и порождающая все существующее.

Итак, материя - прежде всего реальность, реальность объективная, существующая вне и независимо от человека, но это такая реальность, которая может быть обнаружена только через ощущения (разумеется, чувственное отражение может быть непосредственным или опосредованным приборами - будь то микроскоп, телескоп, синхрофазотрон и др.). Такое определение материи выражает суть материализма как учения. Оно является дальнейшим развитием основного вопроса философии, и в этом состоит его мировоззренческое значение.

Материя, будучи объективной реальностью, является первичной по отношению к сознанию. Она не предполагает никакой причины или условия для своего существования, а, напротив, сама является единственной причиной сознания. Материя есть то, что Б. Спиноза называл причиной самое себя. При этом материя не какая-то сверхчувственная, сверхъестественная реальность, она дана человеку в ощущениях (непосредственно или опосредованно с помощью приборов), что, в свою очередь, делает ее доступной познанию.

Материя как первопричина всего существующего реализует свою сущность через бесконечную совокупность конкретных существований, начиная от элементарных объектов неживой природы и кончая сложнейшими социальными системами. В анализируемом определении материи обнаруживаются два аспекта - онтологический и гносеологический. С онтологической точки зрения материя - единственный субъект всякого бытия. Вещи, свойства, взаимодействия, телесные и духовные процессы свою конечную причину имеют в материи. Абсолютное противопоставление материального и духовного возможно тем самым только в рамках основного вопроса философии. С гносеологической же точки зрения материя - объект, субъект и средство познания, а ощущения, мышление - его продукт.

Категория материи является важнейшим методологическим регулятивом, поскольку последовательное отстаивание материалистического мировоззрения оказывается существенным в конкретно-научных исследованиях. Следует не смешивать здесь философское понятие материи с исторически меняющимися естественнонаучными концепциями строения и свойств тех или иных фрагментов обозримого мира. Наука может с математической точностью отражать подробности строения и состояния отдельных системных материальных объектов. Философский же подход характеризуется тем, что он абстрагируется от свойств отдельных вещей и их совокупностей, и в многообразии мира усматривает его материальное единство.

Мир является материальным. Он состоит из различных предметов и процессов, которые превращаются друг в друга, возникают и исчезают, отражаются в сознании, существуя независимо от него. Ни один из этих предметов, взятый сам по себе, не может быть отождествлен с материей, но все их многообразие, включая их связи, составляет материальная действительность. Категория материи является фундаментальным философским понятием. Диалектико-материалистическое определение этого понятия было дано Лениным: “МАТЕРИЯ есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них”. В этом определении выделено 2 основных признака:

1) материя существует независимо от сознания;

2) она копируется, фотографируется, отображается ощущениями. 1я х-ка означает признание первичности материи по отношению к сознанию, вторая - признание принципиальной познаваемости материального мира.

Многие материалисты 18-19 в определили материю как совокупность неделимых корпускул (атомов), из которых построен мир. Но Ленин дает совершенно иное определение материи. На каждом этапе познания и практики человек осваивает только некоторые фрагменты и аспекты неисчерпаемого в своем многообразии мира. Поэтому бессмысленно определять материю через перечисление ее известных видов и форм. Остается только один способ определить материю - выделить такой предельно общий признак, который характеризует любые виды материи независимо от того, познаны они уже или еще только будут познаны в будущем. Таким общим, признаком является свойство "быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания". Определяя материю посредством этого признака, диалектический материализм неявно предполагает бесконечное развитие материи и ее неисчерпаемость.

В основе современного научного представления о строении материи лежит идея ее сложной системной организации. Любой объект материального мира может быть рассмотрен в качестве системы, то есть особой целостности, которая характеризуется наличием элементов и связей между ними. Любая молекула тоже является системой, которая состоит из атомов и определяет связи между ними. Атом также представляет собой системное целое - состоит из ядра и электронных оболочек, расположенных на определенных расстояниях от ядра. Ядро каждого атома, в свою очередь, имеет внутреннюю структуру.

Материальные системы всегда взаимодействуют с внешним окружением. Некоторые свойства, отношения и связи элементов в этом взаимодействии меняются, но основные связи могут сохраняться, и это является условием существования системы как целого.

Стремясь постичь природу объективной реальности, бытия, которые в философии принято обозначать с помощью категории ʼʼматерияʼʼ, люди уже в древности стали задумываться над тем, из чего состоит окружающий мир, есть ли какие-то ʼʼпервоосновыʼʼ, ʼʼпервокирпичикиʼʼ в строении материального мира. Поиск основы объективной реальности в философии называют проблемой субстанции. В древности существовали разные гипотезы˸

Вода - основа всех вещей (Фалес);

Огонь – основа всего сущего (Гераклит);

В базе мира лежит не какое-то конкретное вещество, а бесконечная неопределенная субстанция – ʼʼапейронʼʼ (Анаксимандр);

В базе мира – неделимая субстанция – атомы (Демокрит, Эпикур);

Первооснова мира – это Бог, Божественная мысль, Слово, Логос (Платон, религиозные философы).

Если в XVII в. под материей понимали вещество, то уже в XIX в. наука показала, что в мире имеются такие материальные объекты, которые не есть вещество, например электромагнитные поля, что возможен взаимопереход между веществом и энергией, светом.

Наиболее полная выработка этой категории дана в трудах современных материалистов. В материалистической философии ʼʼматерияʼʼ выступает как наиболее общая, фундаментальная категория. В ней фиксируется материальное единство мира. Определение понятия ʼʼматерияʼʼ было дано В.И. Лениным в ᴇᴦο работе ʼʼМатериализм и эмпириокритицизмʼʼ (1909 г.). ʼʼМатерия, - писал Ленин, - есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущения его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от нихʼʼ. Смысл данного определения сводится к тому, что материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях. Понимание материи в данном случае не привязывается ни к какому конкретному её виду или состоянию (веществу, полю, плазме, вакууму). Иначе говоря, 1) материя – субстанция, ʼʼобщее в вещахʼʼ. Уровень обобщения в ленинском определении материи – предельный. Но общее в природе существует через конкретные вещи и явления.2) Поэтому под материей понимают и единичное, которое воздействует на органы чувств, вызывая ощущения. Материя как объективная реальность способна воздействовать на наши ощущения, что создает основу для того, чтобы наше сознание могло воспринимать окружающий мир, то есть познавать эту объективную реальность. Материя – это нечто, что по своим качествам противоположно тому, что принято называть ʼʼсознаниемʼʼ, или субъективной реальностью.3) Единство общего и единичного в каждом конкретном объекте предполагает третье значение термина ʼʼматерияʼʼ, когда под ней понимается совокупность всех материальных образований в природе, существующих независимо от познания их человеком.

Материя (от лат. materia - вещество) - философская категория для обозначения физической субстанции, обладающей статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности); материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Материя - фундаментальная исходная категория философии, обозначает объективную реальность, единственную субстанцию со всеми ее свойствами, законами строения и функционирования, движения и развития. Материя самодостаточна и не нуждается в том, чтобы ее непременно кто-нибудь осознавал.

Категория "материя" введена в философию для обозначения объективной реальности. Существует несколько определений этой философской категории, но в качестве базовой можно рекомендовать следующую: материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Материалистическая философия всегда опиралась на до­стижения науки, а ее собственный уровень развития обуслов­ли­вался уровнем развития науки в це­лом. Само понятие мате­рии не оставалось неизменным на различных этапах развития материализма, оно всегда развивалось и совершенствовалось, с каж­дым этапом все глубже и точнее отражая объективную действительность. Исто­рия фило­софии свидетельствует о том, что понимание материи в различных фи­лософских учениях на­ходится в строгом соответствии с тем, как согласовы­вается в этих учениях представление о единстве мира с многообра­зием его проявлений, как понимается представителями той или иной формы философии взаимосвязь или соотношение об­щего и отдельного.

Вообще, если предметом изуче­ния является та или иная категория, то нужно проследить историю ее развития. Нужно показать, как эта категория воз­никла, как она развивалась, как она напол­нялась современным содержанием. Изучение ка­тегорий в их исторической связи, в их становлении и разви­тии дает возможность лучше понять их современное содержа­ние и помогает наиболее правильному их использованию в практике мышления. Изучение истории понятия «материя» исклю­чительно важно еще и потому, что оно выступает как бы опре­деленной моделью, позволяющей показать некоторые про­блемы историографии понятий.

В соответствии с уровнем развития способа производ­ства, практики и науки в становлении материалистического понятия материи можно указать на три глав­ных этапа:

наивно-материалистический - материя то, из чего состоят вещи и во что они превращаются, их «начала» или «элементы»;

механический - мате­рия это масса или вещество, сами вещи, состоящие из элементов (частиц, ато­мов, молекул и т. п.);

диалектико-материалистический - материя это объек­тивная реальность, существующая в виде бесконечного многообразия законо­мерно взаимосвязанных и взаимодействую­щих между собой в пространстве и во времени качественно и количественно различных ее видов и форм бытия, микро- и макротел и систем.

Философы Древней Греции строили свое учение о мате­риальном мире на базе тех же элементов, которые характерны для индийской философии чарваков (то есть вода, воздух, огонь и земля), но пошли в этом вопросе дальше. Они пони­мали под материей такую реальность, которая существует не­зависимо от сознания. Они полагали, что материя - это своего рода строительный материал, из которого строятся предметы мира и стремились свести все многообразие объек­тивного мира к одному какому-то веществу: к воде (Фалес), к воздуху (Анаксимен), к огню (Гераклит), к неопреде­лен­ному элементу - апейрону (Анаксимандр), которые, по их мнению, и являются первоначалами, первокирпи­чиками мира. Они еще не могли отказаться от конкретного, вещественного пред­ставления о материи, но настойчиво и упорно шли по пути преодоления этой ве­щественности.

Древнегреческие материалисты не располагали общим по­нятием, тожде­ственным категории материи. Философская тер­минология, употребляемая нами сегодня, – продукт длитель­ного развития, она создавалась в процессе форму­лирования и решения философских проблем. При этом, как правило, разви­тие шло от конкретных понятий, часто заимствованных из обыденного нефилософ­ского мышления, к понятиям более аб­страктным и общим. Древнегреческие фи­лософы в немалой сте­пени содействовали созданию материалистической кате­гории материи.

Положение Фалеса о том, что первоос­новой всего яв­ляется вода, пред­ставляется нашему современному мышлению одновременно близким и далеким. Наивность этой мысли Фа­леса очевидна, од­нако его формулировка вопроса была та­кова, что ответ на него должен был когда-нибудь привести к созданию категории материи. Понятие Анаксимандра «апейрон», наоборот, является уже более абстрактным. Анакси­мен вместо неопределенной материи Анакси­мандра вновь представил абсолютное в определенной форме природы, по­ло­жив в основу всего сущего воздух.

Взгляды представителей милетской школы развивались и видоизменялись в разных направлениях. Их синтезировал Эмпе­докл в своем учении о четырех «корнях» (огонь, воздух, вода, земля). Хотя это уче­ние было отходом от идеи единой основы всего сущего, тем не менее оно явилось прогрессом постольку, поскольку объясняло возник­новение расчлененных явлений посредством сочетания четырех «корней». Таким образом, у Эмпедокла впервые обнаруживается попытка понять различие явле­ний как различие их построения.

Возникновение атомистической философии Левкиппа и Де­мокрита - боль­шой шаг вперед в истории древнегреческого материализма. Они считали, что все явления природы, земные и небесные тела и их свойства - результат сочетания формы, порядка и положения различных по величине и весу, невиди­мых и неде­лимых, находящихся в извечном движении «первочастичек» материи - атомов. Демокрит учил, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Чувственные впе­чатления Демокрит объяснял различием порядка, формы и по­ложения, действующих на ощущающее тело атомов. Демокрит очень ясно обнаруживает основную линию, основную задачу ма­териализма, заключающуюся в объяснении мира сознания, исходя из анализа материального мира. Сила учения Демо­крита, как и всего древнегреческого ма­териализма, состоит в попытке свести все разнообразие мира к единой материальной основе. Взгляды атомис­тов заслужи­вают внимания и в силу их высокой понятийной абстракт­ности, и воз­рождение этих взглядов в XVII веке было очень важно для создания новей­шего понятия «материя».

Эпикур и Лукреций, продолжая учение Левкиппа и Демо­крита об атомах и пустоте, утверждали, что все в природе материально, как материальны и все свойства неживых и жи­вых тел. Они считали, что безграничность числа атомов и их сочетаний обусловливает и безграничность миров во Вселен­ной.

Однако видна не только сила, но и слабость древнегре­ческого материализма. Во-первых, он подменял представление о мире в целом пред­ставлением о какой-то частичке этого мира. Во-вторых, этот мате­риализм, по существу, растворял идеальное в материальном, элементы созна­ния - в эле­ментах бытия. Получалось так, что реально существующая про­блема соотноше­ния материи и духа, бытия и мышления оказывалась поглощен­ной общим уче­нием о бытии. Раз все существующее сводилось только к воде или только к огню, или только к атомам и пустоте, то для проблемы соотношения предметов и их образов, бытия и мышления как бы не оставалось места.

Крупней­шим представителем древнегреческих идеалистических школ, оппонирующих материалистическим воззрениям, был Платон, утверждавший, что идеи действительно су­ществуют и принци­пиально отличаются от вещей. Он доказывал, что нельзя сво­дить все существующее только к материальным вещам, как это делали древнегреческие материалисты. Так возникло серьез­ное препятствие на пути к образованию единого, всеохваты­вающего понятия «материя». Аристотель опровергал разделение мира на мир вещей и мир идей, он дока­зывал и под­черкивал, что идеи - это образы действительности, бытия, которое нельзя удваивать, делить на две части. Аристотель выделил в бытии две его стороны: материю и форму. Материя - это потенция, субстрат единичного бытия, а форма - актуальность единичного бытия, эйдос всякой вещи. Материя нашего мира оформлена, поэтому в нем нет материи без формы, равно как и формы без материи. Заслугой Аристотеля является то, что он впервые в истории философии ввел в употребление понятие «материи» в абстрактно-логической форме.

Свое дальнейшее развитие понятие материи получило в трудах метафизи­ческих материалистов, которые, как и древ­ние материалисты, не могли в доста­точной мере сосредото­чить внимание на философском аспекте проблемы мате­рии и, главным образом, выявляли ее фи­зические свойства. Они понимали, что материю нельзя отож­дествлять с наблюдаемыми в природе конкретными видами ве­щества. Однако, как и древним материалистам, материя пред­ставлялась им первоосно­вой всех объектов природы. Под ма­те­рией понимали атом, гипотетическую наименьшую частицу вещества. К этому времени развивающаяся классическая меха­ника определила ряд физических свойств вещества. Это побу­дило метафизических материалистов к отождествле­нию понятия материи с представлениями о веществе, с его механи­ческими свойствами. К числу таких свойств материалисты стали отно­сить тя­жесть, инер­цию, не­делимость, непроницаемость, массу и др.

Представление о материалистической категории материи, совокупно от­ра­жающей объективную реальность, существующую вне нашего сознания и не­за­висимо от него, становится по­стоянным составным элементом европейского мышления в эпоху, когда синтетическое суммирование явлений объек­тивной реальности в одну категорию было облегчено односто­ронностью философского и научного мышления.

Для материалистических философов XVII века «материя» была уже кате­го­рией, которая в своих основных и существен­ных чертах совпадает с нашим поня­тием материи: она была высокообобщенным отображением объективной реальности, была категорией, которая отображала всю объективную действи­тельность.

В естествознании XIX столетия уровень развития науки накладывал опре­делен­ные ограничения на понимание материи - она определялась с позиции ме­ханической атомистики и, как правило, отождествлялась с одним видом материи – ве­ществом. Ма­терия (вещество) рассматривалась домарксовскими материалистами как состоящая из неделимых, неизменных, простейших частиц-атомов, не имеющих качеств. Качественно отличные предметы материального мира представлялись ими как разнообразные про­странственно-временные ком­бинации этих атомов. Материи предписывалась абсолют­ная дискрет­ность, нали­чие неизменных, вечных свойств, таких, напри­мер, как масса, инерция и т. п.

Новый этап в развитии категории «материя» начинается с применения К. Марксом и Ф. Энгель­сом этой категории к об­ласти общественных явлений. Преж­ние материалисты рассмат­ривали материю лишь с одной стороны, лишь как источ­ник об­разования сознания. Теперь же развитие материи надо было рас­сматривать не односторонне, не пассивно, а как активный двусторонний процесс; надо видеть, что не только материя творит созна­ние, но и сознание, в свою оче­редь, действует на материю. Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами. Идеальное в практической жизни может специфически, по-своему порождать материальное. Не только материальное превращается в идеальное, но и наоборот.

Диалектико-материалистическое представление о материи и ее свойствах получило развитие и на основе выдающихся достижений науки XIX и начала ХХ вв.

Важнейшими из этих открытий явились: открытие закона сохранения и пре­вращения энергии Р. Майером, периодического закона химических эле­ментов Д. И. Менделеевым, теории электричества и магне­тизма (Фарадей и Максвелл); открытие электрона, его струк­туры и свойств; радия и радиоактивного излучения. Эти вы­дающиеся открытия объединяет принцип признания материаль­ности всех явлений и процессов объективного мира. Благо­даря им в науке сложилось качественно новое, диалектико-материалистическое представление о материи и ее свойствах.

Таким образом, диалектика становления научного пред­ставления о материи нашла свое выражение в его историч­ности; в обусловленности его возникновения и изменения уровнем развития науки и техники, общим уровнем знания лю­дей о явлениях объективного мира на каждом данном этапе развития общественной

На разных этапах научного познания существовали различные модели понимания материи:

атомистическая модель (Демокрит);

эфирная модель (Декарт);

вещественная (Гольбах).

В материальном понимании субстанциальной основой мира является материя. До 20в считалось, что существует два вида материи: вещество и поле (механистическая, электромагнитное поле - Фарадей). Падение механической модели, привело к созданию новой модели.

Начало утверждаться понимание того, что кроме вещества существует другой вид материи – поле. А это привело к мысли о некорректности отождествления материи с одним из ее видов. Современные ученые предлагают рассмотреть основу всего существующего как единство вещества и поля с одной стороны, информации с другой стороны, и энергии с третьей.

Философское понимание материи заключается в том, что материя есть абстракционное понятие, которое используется для обозначения объективной реальности, т.е. всего многообразия окружающего нас мира существующего вне, до и независимо от человеческого сознания.

В философии под реальностью понимается все существующее в действительности. Различают объективную и субъективную реальность. Объективная реальность - это то, что существует вне сознания человека: пространство, время, движение; субъективную реальность можно определить как явление сознания, ощущения, восприятия человеком чего-либо и все то, что с этим связано.

Для определения объективной реальности, которую человек может ощущать, копировать, фотографировать, отображать (но которая существует вне его сознания и ощущений) в философии существует понятие материи. Условно материю можно разделить на две группы: то, что познано человеком и то, что стоит за гранью его познания, однако это деление очень условно, между тем, очевидна его необходимость: говоря о материи, мы можем анализировать только то, что познано человеком.

Что первично - мышление или бытие, природа или дух, что чему предшествует: материальный мир сознания или сознание материальному миру? В зависимости от решения основного вопроса философии в истории философии выделяются две основные линии, два основных лагеря - материализм, первичным считает природу, бытие, материю, и идеализм, который видит первооснову в духе, сознании.

Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм.

Сама категория материи, как и любое общее понятие, является абстракцией, созданием чистой мысли. Но это не вздорная, а научная абстракция. Бесплодна попытка отыскать материю вообще как некое вещественное или бестелесное первоначало. Когда ставится цель отыскать единообразную материю как таковую, то создается ситуация наподобие тай, если бы желали вместо вишен, груш, яблок видеть плод как таковой, вместо кошек, собак и овей и т.д. - млекопитающее как таковое, газ как таковой, металл как таковой, химическое соединение как таковое, движение как таковое. В современном философском понятии материи должны отражаться всеобщие черты бесконечного множества чувственно воспринимаемых вещей. Материя не существует помимо вещей, их свойств и отношений, а только в них и через них. Важно поэтому зафиксировать такие свойства материи, которые принципиально отличали бы ее в рамках основного вопроса философии от сознания как собственной противоположности.

Категория материи является важнейшим методологическим регулятивом, поскольку последовательное отстаивание материалистического мировоззрения оказывается существенным в конкретно-научных исследованиях. Следует не смешивать здесь философское понятие материи с исторически меняющимися естественнонаучными концепциями строения и свойств тех или иных фрагментов обозримого мира. Наука может с математической точностью отражать подробности строения и состояния отдельных системных материальных объектов. Философский же подход характеризуется тем, что он абстрагируется от свойств отдельных вещей и их совокупностей, и в многообразии мира усматривает его материальное единство.

Методологическая роль категории материи имеет важное значение, во-первых, потому, что по мере прогресса конкретных наук встают старые вопросы о понимании объективного мира и его законов, об отношении понятий и теорий к объективной реальности. Во-вторых, исследование конкретных материальных форм наряду с частными вопросами выдвигает массу проблем философского характера, таких как соотношение прерывности и непрерывности бытия, неисчерпаемость познания объектов.

Если сказать, что под материей понимается внешний мир, существующий независимо от нашего сознания, то многие согласятся с таким подходом. Он коррелируется и с представлениями на уровне здравого смысла. И в отличие от некоторых философов, которым казалось несерьезным рассуждать на уровне обыденного мышления, материалисты принимают эту "естественную установку" в качестве основы своих теоретических построений.

Но, соглашаясь с таким предварительным пониманием материи, принимая его как нечто само собой разумеющееся, люди не испытывают чувство удивления и восхищения его глубоким смыслом, богатством методологических возможностей, которые открываются в его содержании. Оценить его значение нам поможет небольшой исторический анализ предшествующих концепций материи, понимания сущности этой категории.

Ограниченность материализма XVIII в. в понимании материи выражалась прежде всего в абсолютизации достигнутых научных знаний, попытках "наделить" материю физическими характеристиками. Так, в трудах П. Гольбаха наряду с самым общим пониманием материи как мира, воспринимаемого с помощью органов чувств, говорится о том, что материя обладает такими абсолютными свойствами, как масса, инерция, непроницаемость, способность иметь фигуру. Это значит, что главным принципом материальности признавалась вещественность, телесность окружающих человека предметов. Однако при таком подходе за пределами материальности оказывались такие физические явления, как электричество и магнитное поле, которые явно не обладали способностью иметь фигуру.

Существовало и понимание материи как субстанции, что особенно характерно для философии Б. Спинозы. Субстанция - это не мир, окружающий человека, а нечто, стоящее за этим миром, обусловливающее его существование. Субстанция обладает такими атрибутами, как протяжение и мышление. При этом оставалось, однако, непонятно, как связана единая, вечная, неизменная субстанция с миром изменяющихся вещей. Это давало повод для иронических метафор, сопоставления субстанции с вешалкой, на которую навешиваются различные свойства, оставляя ее неизменной.

Ограниченность понимания материи в его обоих вариантах отчетливо обнаружилась в XIX в. Обычно главной причиной, вызвавшей необходимость перехода к новому пониманию материи как философской категории, называют кризис методологических оснований физики на рубеже XIX и XX вв. Как известно, наиболее значительным достижением философии марксизма было открытие материалистического понимания истории. Общественное бытие, согласно этой теории, определяет общественное сознание. Однако экономические отношения лишь в конечном счете определяют функционирование и развитие общества; общественное сознание, идеология относительно самостоятельны и также влияют на социальное развитие. Этим марксистская теория отличается от "экономического детерминизма".

В марксистской теории как бы расширяются границы материальности, к которой относятся не только сами предметы с их вещественностью и телесностью, но также свойства и отношения (не только огонь, но и свойство теплоты, не только сами люди, но и их производственные отношения и т.д.). Именно в этом состоит вклад марксизма в понимание материи, который до сих пор недостаточно исследован.

Понимание материи как объективной реальности, существующей независимо от человека и не тождественной совокупности его ощущений, способствовало преодолению созерцательности предшествующей философии. Это вызвано анализом роли практики в процессе познания, которая позволяет выделять новые предметы и их свойства, включенные на данном этапе исторического развития в объективную реальность.

Особенность такого понимания материи состоит в том, что материальными признаются не только телесные предметы, но также свойства и отношения этих предметов. Стоимость материальна, потому что это количество общественно необходимого труда, затраченного на производство продукта. Признание материальности производственных отношений послужило основой материалистического понимания истории и исследования объективных законов функционирования и развития общества.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07