Маяк: история и современность. Смотреть что такое "маяк" в других словарях

Маяки . Величественные исполины побережья. Тысячелетиями они указывают путь к родным берегам, оберегают мореплавателей от опасностей прибрежных вод, дают луч надежды на спасение. Не смотря на технический прогресс и XXI век, маяки по-прежнему являются неотъемлемой частью системы навигации на море. Помимо чисто технической стороны обеспечения безопасности на море, световые маяки привлекают многих как достопримечательность в любой местности мира. Посещение светового маяка для местности, где он расположен, является практически обязательным пунктом экскурсионной программы.

Маяк , высокое сооружение в гавани или на опасных местах прибрежья, на котором помещают сильный источник света (масло, керосин, газ, электричество) для указания дороги судам. Для усиления и отражения света на большое расстояние служат различные аппараты, состоящие из зеркал и призм. Маяки бывают с постоянным или переменным (вертящимся, мерцающим) светом. Знаменитый Маяк древности на острове Фарос около Александрии имел 160 метр. высоты, сооружен 283 до Р. Хр. (одно из семи чудес света), сохранился до XIV века.
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Александрийский (Фаросский) маяк

Александрийский маяк (Фаросский маяк) — маяк, построенный в III веке до н. э. на острове Фарос около египетского города Александрии, одно из 7 чудес света.
Высота Александрийского маяка, по разным оценкам, составляла от 120 до 140 метров. В течение многих столетий он был самым высоким сооружением на Земле.


Точная копия Александрийского маяка построена в городе Changsha (Китай)

Маяк Херсонесский основан в 1816 году и на протяжении своей долголетней службы, достигшей более 170 лет, играл и продолжает играть существенную роль в истории и жизни Черноморского флота.

Маяк первым встречал корабли эскадры адмирала Ф. Ф. Ушакова, вице-адмирала П. С. Нахимова, возвращавшиеся в порт Севастополь после блистательных побед. Маяк Херсонесский стал свидетелем невиданного массового героизма защитников Севастополя в 1942 году в боях в районе маяка. Несмотря на систематические обстрелы, бомбардировки с воздуха, израненный и сильно поврежденный маяк до самых последних дней героической обороны Севастополя обеспечивал путь советским кораблям и судам, прорывающимся через минные поля в осажденный город. Уже 9 мая 1944 года в день освобождения Севастополя на развалинах маяка вновь вспыхнул огонь.


Маяк Херсонесский

Маяк Толбухин — один из старейших маяков Балтийского моря. Расположен он на «отлинскои косе к северо-западу от Кронштадта. Он основан в 1719 году и с тех пор на протяжении 270 лет несет беспрерывно службу по обеспечению безопасности плавания в сложном по навигационным условиям районе Финского залива. Маяк построен по личному указанию Петра I. В одной из записок вице-адмиралу КрюЙсу 13 ноября года царь приказал: «…сделать Колм (маяк) каменный с фонарем на косе Котлинской. Сохранился и эскиз башни маяка, собственноручно составленный Петром I, на эскизе даны основные размеры башни и сделана приписка: «…протчее дается на волю архитекту».


Маяк Толбухин

Датой рождения Петропавловского маяка считается 1 июля 1850 года. Сооруженный из лиственничного леса маяк был виден с расстояния более 20 миль. Примерно такую же дальность видимости в ноч-ное время обеспечивал огонь осветительного аппарата маяка. Первым его смотрителем был прапорщик Губарев, отличившийся через несколько лет при обороне Петропавловска. Именно с этого маяка 17 августа 1854 года унтер-офицером Яблоковым был подан первый сигнал о приближении англо-французской эскадры к Петропавловску-Камчатскому. Спустя некоторое время его команда вступила в бой с пароходом «Вирага» имея одно орудие.

Маяк Петропавловский установлен на северо-восточной стороне устья Авачинской губы, на мысе Маячном. Построенный для обеспечения плавания судов Второй Камчатской экспедиции В. Й. Беринга — А. И. Чирикова, Петропавловский маяк продолжал действовать и в последующие годы. По этому маяку в Авачинскую губу входили фрегаты крупнейших морских экспе-диций XVIII века Д. Кука и Ф. Лаперуза, корабли И. И. Биллингса и Г. А. Сарычева.


Маяк Петропавловский

Маяк на Колке единственный маяк в Латвии построенный на острове. Остров исскуствено создан и находится в море. Остров создавали из насыпанных на бревна камней; камни привозили на лодках или зимой на санках по льду с островов Курземе и Эстонии. Вокруг острова сделана двойная стена из бревен с камнями внутри.
Строительство острова начали в 1872 году и в 1875 году зажгли огонь на временной башне маяка. Строители маяка говорили, что при забивке свай они постоянно натыкались на деревянные днища старых кораблей, бесчисленное множество которых затонуло на Домеснесском рифе.


Маяк Колка

Малореченский храм святого Николая Чудотворца — единственный на полуострове храм-маяк памяти погибших на водах и путешественников. Культовое сооружение храм-маяк находится возле Алушты в селе Малореченское на обрыве. Он заложен на высоком обрыве над морем и виден из многих точек южного берега полуострова.

Культовое сооружение храм-маяк святого Николая Чудотворца находится возле Алушты в селе Малореченское на обрыве. Храм Святого Николая Мирликийского посвящен путешественникам и тем, кто погиб на воде.



Морской Храм-маяк Николая Святителя (Московский патриархат)

Маяк Анива был установлен в 1939 году на небольшой скале Сивучья, возле труднодоступного скалистого мыса Анива. Этот район изобилует течениями, частыми туманами, подводными каменистыми банками.


Маяк Анива

Тевеннек (Lighthouse Tevennec) и Ля-Вьей (La Vieille) - эти два маяка являются настоящими световыми воротами Атлантического побережья Франции. Они уберегают от неприятностей корабли, проходящие возле очень опасного места Qndash, представляющего собой длинную цепь островов и подводных рифов. До 1875 г., пока не был установлен маяк Тевеннек, в этом месте пропало очень много судов. Маяки Тевеннек и Ля-Вьей указывают судам безопасный путь к берегам. Упоминания об этих маяках ведутся во многих приключенческих рассказах.


Маяк Ля-Вьей (La Vieille)


Маяк Ля-Вьей (La Vieille)

А маяк Тевеннек завоевал большую известность из-за своей тайны, которая была раскрыта не так давно. Под скалой, на которой установлен маяк, есть пещера, расщелины которой во время шторма наполняются водой и происходят резонансные колебания воды и воздуха, в результате чего получаются невероятно жуткие звуки. И пока тайна этих звуков не была раскрыта, многие смотрители маяка из-за страха от этих звуков лишились рассудка.


Маяк Тевеннек (Lighthouse Tevennec)

по праву заслужил свое название «Морской дворец». С особой величавостью эта гранитная крепость стоит в открытом море около острова Oussant. Де Кереон является последним обитаемым маяком, двери которого закрылись только в 2004 г.


Маяк де Кереон (Le Phare de Kereon)

Маяк Ля Жюман (La Jument) - это стометровый маяк, который величественно стоит просто в море на небольшом скальном отроге. Он расположен в самой западной Бретонской акватории на острове Уэссан (Франция)


Маяк Ля-Жуман (La Jument)


Маяк Ля-Жуман (La Jument)

Маяк Фур (Le Four) расположен недалеко от берегов Франции. Это огромная башня в открытом море, для которой нестрашны даже 30 метровые волны.


Маяк Фур (Le Four)


Маяк Фур (Le Four)

Маяк Акранес установлен на вулканических ландшафтах Исландии около Акранеса, 9-го самого густонаселенного города страны. Почти все жители Исландии живут на побережье из-за гористой лавовой пустыни и ледникового рельефа внутренней части территории.


Маяк Акранес

Маяк Пегги Пойнт является одним из самых оживленных туристических достопримечательностей в Новой Шотландии и одним из самых узнаваемых маяков в мире. В настоящее время принимается несколько решений о защите маяка по Акту о защите наследия маяков.


Маяк Пегги Пойнт

Живописный маяк Ковалам, расположен в Индии рядом с популярным курортом.


Маяк Ковалам

Маяк Сплит Рок , расположенный в Миннесоте, был построен в 1910 году после ряда кораблекрушений поблизости от озера Верхнее. Он был выведен из эксплуатации в 1960 году и в настоящее время является историческим памятником.


Маяк Сплит Рок

Самый восточный австралийский маяк поддерживается заповедником Мыс Байрон, который приобрел и сохранил здание в 1998 году. Объект в настоящее время используется в качестве базы для наблюдения за китами.


Маяк мыса Байрон

Этот маяк в Ки-Бискейн, Флорида , был создан в 1825 году для того, чтобы направлять корабли от рифа Флорида. Экскурсии по маяку и коттеджу смотрителя разрешены два раза в день.


Маяк мыса Флорида

Вы можете увидеть эту башню возле залива Сан-Франциско, но маяк был закрыт для туристов с 2001 года в связи с его плохим состоянием. Отремонтированный домик смотрителя служит молодежным хостелом, начиная с середины 1960-х годов.


Маяк Пиджеон Пойнт

Одним из украшений Боденского озера, находящегося на границе Германии, Швейцарии и Австрии, можно смело назвать архитектурный комплекс на пристани баварского города Линдау. Корабли, в том числе многочисленные пассажирские лайнеры, попадают сюда через своеобразные «ворота», образованные установленной на моле мраморной статуей льва, символа Баварии, и маяком высотой 33 метра: он находится на противоположном, западном, моле. Предшественником маяка была башня Мангентурм, служившая маяком с 1180 по 1300 год. Гавань была обустроена в 1811 году. Маяк, называемый «Новым маяком Линдау» , был построен в 1853-1856 годах во время реконструкции порта, и считается самым южным маяком Германии.


Маяк на Боденском озере

МАЯК
сооружение в виде башни, располагаемое в судоходных водах или на суше вблизи них. Он служит видимым ориентиром днем и испускает непрерывный свет или световые вспышки ночью, чтобы предупредить моряков об опасностях и помочь им в определении безопасного курса судна. Очень важна идентификация каждого маяка, в том числе координаты его местоположения. Маяки опознаются по характерному очертанию башни (днем) и по отличительным изменениям яркости света, его цвету, характеру световых импульсов маячных огней и т.д. (ночью). Благодаря разработке в первой половине 20 в. дополнительных навигационных средств безопасности маяки теперь часто оснащают другим важным сигнальным оборудованием. К нему относятся звуковая сигнализация, включаемая в условиях плохой видимости, и радиомаяки. Последние, обладающие большим радиусом действия (300 км и более), часто работают по установленному графику в ясную погоду, а также дополнительно включаются во время тумана, задымления или снегопада. Маяки оборудуют также радиолокационными станциями для помощи в навигации близ места их расположения или радионавигационными системами дальнего действия (типа "Лоран") с целью проводки судов в открытом море. Система "Лоран" имеет радиус действия 2100 км. По характеру выполняемых функций с маяками тесно связаны разнообразные плавучие вспомогательные навигационные средства, которые стали важным элементом безопасности судов и управления их движением. Хотя термин "маяк" обычно связывается с управлением движением судов, эти сооружения часто используются также для управления воздушным движением, особенно когда применяются радиотехнические средства. Сооружения, расположенные главным образом вдали от водных пространств и вдоль установленных воздушных трасс для указания пути самолетам, часто называют авиационными маяками ввиду большого сходства с их более ранней разновидностью. Наиболее известный из маяков древности - Александрийский, или Фаросский - был построен в 283-247 до н.э. на острове Фарос вблизи египетского города Александрия. Маяки условно делятся на крупные и малые, а те, в свою очередь, на расположенные на берегу или в море. Крупные маяки представляют собой высокие башни, они создают свет большой мощности и часто имеют дополнительные средства оповещения, например радиомаяки и звуковые устройства. На крупных береговых маяках обычно постоянно присутствует обслуживающий персонал. Малые маяки играют второстепенную роль, чаще всего работают в автоматическом режиме без постоянного присутствия персонала и располагаются вдоль внутренних или других близлежащих водных путей в судоходных водах либо на побережье между крупными маяками. Важные средства оповещения о навигационной опасности должны сооружаться вблизи опасного места или прямо над ним. В подобных случаях стационарное сооружение башенного типа может быть непрактичным, поэтому используются плавучие буи или бакены при малых размерах опасного места либо плавучие маяки на якорях с сигнальными огнями при больших размерах опасного места. На крупных плавучих маяках обычно постоянно присутствует экипаж; они требуют больших затрат на постройку и эксплуатацию, однако их можно снабдить теми же мощными сигнальными средствами, что и большие наземные маяки, и поэтому их установка в особо ответственных местах с интенсивным судоходством оправдана. Там, где это позволяют условия, вместо плавучих маяков оборудуются стационарные, закрепленные на морском дне. При проектировании и постройке подводных опор следует учитывать воздействие приливов и отливов, подводных течений, морских солей, льда и возможную эрозию дна. Поскольку сооружения, возведенные в море, подвергаются большему воздействию природных сил, чем где-либо еще, проектированию и строительству таких сооружений должно уделяться особое внимание. Общая проблема для всех сооружений, возведенных в открытом море, - коррозия металлов. Эта проблема усугубляется в условиях тропического климата. Материалами башен маяков могут служить камень, бетон, кирпич, чугун, качественная сталь, древесина и даже обычная сталь, когда коррозия не слишком велика, как на пресноводных озерах. Кирпичная кладка и гранит в качестве строительных материалов для сооружения важных маяков предпочтительны. Для изготовления световой камеры и арматуры широко применялась бронза, стойкая по отношению к коррозии. Однако сегодня вместо бронзы используется алюминий. На легких подводных грунтах для сооружения фундамента маяка используется конструкция кессонного типа, погружаемая в грунт и заполняемая бетоном. Песчаные отмели - самые трудные места для строительства маяков, и история дает немало примеров сооружения фундаментов в таких местах - порой удачных, но часто катастрофических. В качестве источника светового сигнала на маяках обычно используются прожекторы с лампами накаливания большой мощности. Разнообразие режимов работы, точная фокусировка светового пучка в оптических системах, чистота, безопасность, широкий набор точно определяемых характеристик, высокая и легко изменяемая концентрация световой мощности - главные факторы, обеспечившие успех ламп накаливания. На малых маяках местного значения широко применяются низковольтные лампы накаливания, питаемые током от переносных аккумуляторных батарей. Вероятно, важнейшим усовершенствованием оптического оборудования маяков стало применение линзы Френеля около 1820. Такие линзы, изготовленные из шлифованного и полированного стекла, быстро вошли в общее употребление, а при их повороте и комбинировании с цветными светофильтрами оказалось возможным получать большое разнообразие световых вспышек высокой мощности. Многообразие мощностных и световых характеристик еще более увеличилось с разработкой электрических ламп накаливания. В большинстве стран маяками и их навигационными средствами занимаются специально организованные службы. Эти службы имеют специальные суда для строительства, ремонта и эксплуатации маяков, а также установки и обслуживания бакенов и буев. В последнее время уменьшается количество крупных световых станций и плавучих маяков, и увеличивается число радиомаяков и дальнодействующих систем, а также бакенов и буев. Эти изменения вызваны не только необходимостью использования более мощных и современных радиотехнических сигнальных средств, но и более дешевой стоимостью эксплуатации. В случае светящих бакенов очень важна возможность точного указания места опасности. Чтобы маяки и другие сигнальные средства использовались в морской навигации с наибольшей эффективностью, моряки должны иметь всю необходимую информацию о них. Поэтому страны, осуществляющие морские перевозки, периодически публикуют перечни своих морских сигнальных средств, где указываются точное местоположение, тип, конструкция и рабочие характеристики действующих в данное время маяков и других сигнальных средств. Например, светящие средства характеризуются цветом и частотой световых вспышек, чтобы избежать ошибок при опознавании. Разные стороны отмелей обозначаются навигационными знаками разного цвета, указывающими безопасный курс судна. Звуковые сигналы, подаваемые в условиях плохой видимости, различаются длительностью гудков и порядком их следования, а сигналы радиомаяков - комбинациями "точек" и "тире", передаваемых на частоте, закрепленной за данным маяком. Для моряков также важно знать высоту светящего средства над уровнем моря и дальность его видимости, в связи с чем необходима информация о яркости и силе света источника. Радиомаяк излучает сигналы, пользуясь которыми штурман может определить положение своего судна. Радиолокационный маяк представляет собой приемо-передающую навигационную радиостанцию, которая позволяет определить, кроме своего местоположения, направление на маяк и расстояние до него. Некоторые маяки осуществляют синхронизированную раздельную передачу звукового сигнала и радиосигнала. Измеряя временную задержку между моментами приема этих сигналов, переданных одновременно, штурман может преобразовать ее в расстояние с учетом того, что задержка в 3 с приблизительно соответствует дальности в 1 км - такое расстояние проходит звуковой сигнал за 3 с при обычных погодных условиях. См. также НАВИГАЦИЯ .





ЛИТЕРАТУРА
Политехнический словарь. М., 1976

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "МАЯК" в других словарях:

    Маяк - Маяк, Великобритания. МАЯК, сооружение башенного типа, устанавливаемое обычно на берегу или мелководье. Служит навигационным ориентиром для судов. Оборудуется так называемыми маячными огнями, а также устройствами для подачи звуковых сигналов,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Light house) 1. Искусственное сооружение, служащее для определения места судна при плавании в виду берегов и для лучшего опознания берега с целью избежания опасностей. Обыкновенно маяк представляет собой башню, на которой ночью обязательно… … Морской словарь

    Маяк - (Кирилловка,Украина) Категория отеля: Адрес: Улица Калинина 150, Кирилловка, 72563, Украина … Каталог отелей

    Маяк - (Челябинск,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Дарвина 2А, Челябинск, Росс … Каталог отелей

    МАЯК, башнеобразное строение с высоко расположенной световой камерой, находящееся на берегу моря для того, чтобы судна не сбились с курса ночью. Маяки строят на суше и в море, иногда вблизи порта или гавани, а иногда в знак того, что в том или… … Научно-технический энциклопедический словарь

    Маяк - Приспособление для наблюдения за развитием трещин: гипсовая или алебастровая плитка, прикрепляемая к обоим краям трещины на стене; две стеклянные или плексигласовые пластинки, имеющие риски для измерения величины раскрытия трещины и др. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

: Маяк - сооружение, которое нельзя назвать просто сооружением. Маяки всегда притягивали взоры и внимание людей своим романтизмом, особым значением для моряков, и даже своей уединенностью на мысах и крутых скалах, выступающих в море а девушки утверждают, что еще и формой. На протяжении многих сотен лет маяки имели огромное значение для морской навигации, часто становясь фактически спасением для изможденных штормами экипажей кораблей, возвращающихся домой или идущих в чужой порт. С развитием современных технологий, в том числе и в морской навигации, оптические маяки уже не играют такую значительную роль, уступая радиомаякам и спутниковым системам. Но стоят, все еще стоят, будто битые временем морские волки, мигающие в ночи башни на берегах морей и бухт.

Около маяка я был десятки раз, а вот внутрь попасть все не удавалось...

3. Херсонесский маяк знаком и узнаваем многими. Он расположен у входа в Севастопольскую бухту, в ее юго-западной части, на далеко выступающей в море оконечности мыса Херсонес (не путать с заповедником Херсонес, который расположен непосредственно в городе Севастополь).
Первые сведения о маяке в этих местах появились в 1789 году, спустя 6 лет после того, как в Ахтиярскую бухту впервые вошли российские военные корабли.
Обустройство морской военной базы и закладка города Севастополь требовала, в том числе, и организация навигационных сооружений. Одним из которых и стал Херсонесский маяк.

4. Строить Херсонесский маяк начали в 1816 году вместе с Тарханкутским. Руководил выбором места и строительством Леонтий Спафарьев, директор маяков самой развитой в этом отношении акватории Российской Империи – Финского залива.

5. Маячная башня представляла собой 36-ти метровый пустотелый каменный конус с двухметровыми стенами у основания. К уровню маячной комнаты толщина стен уменьшалась до одного метра. Как показал опыт эксплуатации, запас прочности конструкции позволял успешно противостоять колоссальным знакопеременным ветровым нагрузкам, ударам штормовых волн и даже сейсмическим ударам. Маяк пережил самое серьезное крымское землетрясение XIX-XX веков, которое было в 1927 году.

6. Еще в XIX в. для маячной прислуги возле башни построили дома. Сначала прислуга ютилась всего в нескольких комнатах, но позже появился небольшой жилой маячный городок, который, впрочем, не раз страдал от штормов и бурь.
В наше время одно из помещений оборудовано под маячно-техническое. В нем располагается вся необходимая радиоаппаратура, а также автоматическая система, управляющая маяком

7. В самом начале, в 1816 году, в качестве источника света на маяке было пятнадцать ламп Арганда с хлопчатобумажным фитилем, пропитанным сурепным маслом. Горелка, защищенная открытым сверху стеклянным колпаком, напоминала привычную нам керосиновую лампу (хотя последняя, впрочем, изобретена лишь 37 лет спустя). Лампы помещались в фокусе полированных параболических зеркал.
Позже осветительный аппарат модернизировали для обеспечения проблескового режима работы. Зеркала и лампы поместили на круглый поплавок, опущенный в чашу со ртутью. Сложный шестеренчатый механизм, принцип работы которого аналогичен работе часов с гирями, придавал поплавку равномерное вращение с заданной скоростью.
В конце XIX в. зеркальный осветитель демонтировали. Вместо него установили светооптический аппарат на основе линз Френеля, состоящих из примыкающих друг к другу концентрических колец небольшой толщины, имеющих в сечении форму призмы.
После войны осветительная система снова была модернизирована и проблесковый режим работы обеспечивается уже не вращением оптического аппарата, а периодическим включением-выключением лампы.
Сегодня уже нет необходимости постоянного присутствия смотрителя в маячной комнате на башне, ручного разжигания маяка и наблюдения за тем, чтобы свет не погас.
Всем этим управляет автоматическая система в служебном здании около маяка.

8. Смотритель в назначенное время только должен повернуть ручку включения маяка.

9. Назначенное время он смотрит в таблице освещенности, которая составляется на каждый месяц на основании времени рассвета и заката каждого дня

10. Это часы, которые подвешены в специальной системе, нивелирующей влияние гравитации земли

12. Аппарат прямой связи с главной навигационной службой и стикер с позывными

13. На стене в комнате смотрителя маяка олдскульный плакат по технике безопасности и такой же олдскульный аккумуляторный фонарь. И только мобильный телефон выдает современность

14. Но пора идти внутрь башни. Ведь впереди самое интересное

15. Несмотря на таблички с годом 1816, самой башне не 200 лет.
Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) башня была почти полностью разрушена и заново отстроена в 1950-1951 гг. из железобетона, облицованного инкерманским белым камнем.

15. Как устроена маячная башня?
Как я уже говорил, она имеет высоту 36 метров. Нижняя часть - пустотелый конус с винтовой лестницей и четырьмя ярусами световых окон для освещения лестницы.
В верхней части располагается маячная комната (с круглым окошком и оградой по контуру), в которой сначала располагалась система розжига маяка, а также ночью находился смотритель. На самом верху - колпак, в котором располагается лампа. Колпак имеет 360-градусной остекление, чтобы свет маяка был виден отовсюду.

16. Маячная комната под световым колпаком. Здесь низкий потолок и совсем нет места, чтобы развернуться. Небольшой стол, телефон экстренной связи и маленькое окно-иллюминатор

17. И вот - святая святых - в люке показывается горящая в ночи лампа маяка

18. Сегодня используется система с кварцево-галогенная лампа мощностью 1 кВт, установленная во время послевоенной отстройки маяка в 1951 году.
Проблесковый режим работы обеспечивается не вращением оптического аппарата, а периодическим включением-выключением лампы. Причем, чередование длительности импульсов обеспечивает передачу азбукой Морзе сигнала «СВ» - Севастополь.
Кроме того, на мысе работает круговой радиомаяк КРМ-300, передающий тот же сигнал «СВ» на дальность до 150 миль (280 км). Помимо него имеется аппаратура более точной навигационной системы «Маяк-75», принцип действия которой основан на измерении времени между сигналами ведущей и ведомой станций и вычислении расстояния до них. Станция «Маяк-75» работает совместно с аналогичными, расположенными на мысах Тарханкут, Фиолент и у Геническа.

19. Момент розжига лампы. Потом на нее смотреть физически невозможно

20. Вид на маячный городок с башни маяка.
Городок тоже появился не сразу. Первое время обслуживающий персонал ютился в крохотных плохо отапливаемых домах - 20 человек в 4 комнатах.
В начале 1870-х годов построили первое двухэтажное здание для размещения нижних чинов. Правда, это здание было сильно повреждено штормом 1876 года.
После шторма вокруг маяка возвели брекватер, защищающий башню и маячный городок с моря.
Сегодня здесь несколько двухэтажных зданий, в которых живут люди, так или иначе обеспечивающие или обеспечивавшие функционирование маяка и его оборудования.

21. Ночью с маяка открывается прекрасный вид в открытое море.
Кстати, огонь маяка ясной ночью видно примерно с расстояния в 16 миль (30 километров)

21. Башня маяка ночью

22. Так выглядит 36-метровая башня с моря

23. Один из десятков закатов, которые я провел на берегу под маяком

24. Вечерний Херсонесский маяк

Маяк - сооружение, которое нельзя назвать просто сооружением. Маяки всегда притягивали взоры и внимание людей своим романтизмом, особым значением для моряков и даже своей уединенностью на мысах и крутых скалах, выступающих в море.

На протяжении многих сотен лет маяки имели огромное значение для морской навигации, часто становясь фактически спасением для изможденных штормами экипажей кораблей, возвращающихся домой или идущих в чужой порт.

С развитием современных технологий, в том числе и в морской навигации, оптические маяки уже не играют такую значительную роль, уступая радиомаякам и спутниковым системам. Но стоят, все еще стоят, будто битые временем морские волки, мигающие в ночи башни на берегах морей и бухт.

Херсонесский маяк является одним из моих любимых мест в Крыму. Около маяка я был десятки раз, а вот внутрь попасть все не удавалось...

Херсонесский маяк знаком и узнаваем многими. Он расположен у входа в Севастопольскую бухту, в ее юго-западной части, на далеко выступающей в море оконечности мыса Херсонес (не путать с заповедником Херсонес, который расположен непосредственно в городе Севастополь).

Первые сведения о маяке в этих местах появились в 1789 году, спустя 6 лет после того, как в Ахтиярскую бухту впервые вошли российские военные корабли.

Обустройство морской военной базы и закладка города Севастополь требовала, в том числе, и организация навигационных сооружений. Одним из которых и стал Херсонесский маяк.

Строить Херсонесский маяк начали в 1816 году вместе с Тарханкутским. Руководил выбором места и строительством Леонтий Спафарьев, директор маяков самой развитой в этом отношении акватории Российской Империи - Финского залива.

Маячная башня представляла собой 36-ти метровый пустотелый каменный конус с двухметровыми стенами у основания. К уровню маячной комнаты толщина стен уменьшалась до одного метра. Как показал опыт эксплуатации, запас прочности конструкции позволял успешно противостоять колоссальным знакопеременным ветровым нагрузкам, ударам штормовых волн и даже сейсмическим ударам. Маяк пережил самое серьезное крымское землетрясение XIX-XX веков, которое было в 1927 году.

Еще в XIX в. для маячной прислуги возле башни построили дома. Сначала прислуга ютилась всего в нескольких комнатах, но позже появился небольшой жилой маячный городок, который, впрочем, не раз страдал от штормов и бурь.

В наше время одно из помещений оборудовано под маячно-техническое. В нем располагается вся необходимая радиоаппаратура, а также автоматическая система, управляющая маяком

В самом начале, в 1816 году, в качестве источника света на маяке было пятнадцать ламп Арганда с хлопчатобумажным фитилем, пропитанным сурепным маслом. Горелка, защищенная открытым сверху стеклянным колпаком, напоминала привычную нам керосиновую лампу (хотя последняя, впрочем, изобретена лишь 37 лет спустя). Лампы помещались в фокусе полированных параболических зеркал.

Позже осветительный аппарат модернизировали для обеспечения проблескового режима работы. Зеркала и лампы поместили на круглый поплавок, опущенный в чашу со ртутью. Сложный шестеренчатый механизм, принцип работы которого аналогичен работе часов с гирями, придавал поплавку равномерное вращение с заданной скоростью.

В конце XIX в. зеркальный осветитель демонтировали. Вместо него установили светооптический аппарат на основе линз Френеля, состоящих из примыкающих друг к другу концентрических колец небольшой толщины, имеющих в сечении форму призмы.

После войны осветительная система снова была модернизирована и проблесковый режим работы обеспечивается уже не вращением оптического аппарата, а периодическим включением-выключением лампы.

Сегодня уже нет необходимости постоянного присутствия смотрителя в маячной комнате на башне, ручного разжигания маяка и наблюдения за тем, чтобы свет не погас. Всем этим управляет автоматическая система в служебном здании около маяка.

Смотритель в назначенное время только должен повернуть ручку включения маяка:


Назначенное время он смотрит в таблице освещенности, которая составляется на каждый месяц на основании времени рассвета и заката каждого дня:

Это часы, которые подвешены в специальной системе, нивелирующей влияние гравитации земли:

Аппарат прямой связи с главной навигационной службой и стикер с позывными:

На стене в комнате смотрителя маяка олдскульный плакат по технике безопасности и такой же олдскульный аккумуляторный фонарь. И только мобильный телефон выдает современность:

Но пора идти внутрь башни. Ведь впереди самое интересное.

Несмотря на таблички с годом 1816, самой башне не 200 лет. Во время Великой Отечественной войны (1941—1945) башня была почти полностью разрушена и заново отстроена в 1950—1951 гг. из железобетона, облицованного инкерманским белым камнем.

Как устроена маячная башня? Как я уже говорил, она имеет высоту 36 метров. Нижняя часть - пустотелый конус с винтовой лестницей и четырьмя ярусами световых окон для освещения лестницы.

В верхней части располагается маячная комната (с круглым окошком и оградой по контуру), в которой сначала располагалась система розжига маяка, а также ночью находился смотритель. На самом верху - колпак, в котором располагается лампа. Колпак имеет 360-градусной остекление, чтобы свет маяка был виден отовсюду.

Маячная комната под световым колпаком. Здесь низкий потолок и совсем нет места, чтобы развернуться. Небольшой стол, телефон экстренной связи и маленькое окно-иллюминатор:

И вот - святая святых - в люке показывается горящая в ночи лампа маяка:

Сегодня используется система с кварцево-галогенная лампа мощностью 1 кВт, установленная во время послевоенной отстройки маяка в 1951 году. Проблесковый режим работы обеспечивается не вращением оптического аппарата, а периодическим включением-выключением лампы. Причем, чередование длительности импульсов обеспечивает передачу азбукой Морзе сигнала «СВ» - Севастополь.

Кроме того, на мысе работает круговой радиомаяк КРМ-300, передающий тот же сигнал «СВ» на дальность до 150 миль (280 км). Помимо него имеется аппаратура более точной навигационной системы «Маяк-75», принцип действия которой основан на измерении времени между сигналами ведущей и ведомой станций и вычислении расстояния до них. Станция «Маяк-75» работает совместно с аналогичными, расположенными на мысах Тарханкут, Фиолент и у Геническа.

Момент розжига лампы. Потом на нее смотреть физически невозможно:

Ночью с маяка открывается прекрасный вид в открытое море. Кстати, огонь маяка ясной ночью видно примерно с расстояния в 16 миль (30 километров):

Башня маяка ночью:

Так выглядит 36-метровая башня с моря:

Один из десятков закатов, которые я провел на берегу под маяком:


Кликабельно 1920 рх

Помните, я вам показывал . Не хотелось там забивать тему всяческими интересностями и подробностями, там и так было на что посмотреть:-)

А вот сейчас я расскажу вам вообще о маяках. Узнаем что нибудь необычное, самое самое, интересное.

Маяк — средство навигационного оборудования морских театров в виде капитального сооружения башенного типа, предназначенное для определения места судов в море. Это сооружение обладает яркой контрастной окраской, визуально выделяющей его на фоне окружающей местности. Маяки оснащаются сильным источником света и, как правило, снабжаются оптическими средствами для усиления светового сигнала, чтобы быть хорошо заметными и в ночное время.

Маяк может также подавать судам звуковые сигналы и (или) передавать радиосигнал, чтобы выполнять свою функцию и в условиях недостаточной видимости (временной, как во время тумана, или постоянной — например, вызванной условиями рельефа местности).


Из-за применения современных навигационных технологий роль маяков как навигационного средства несколько снизилась, и в настоящее время количество работающих маяков во всём мире не превышает полутора тысяч.

Долгое время на вершинах маяков просто разжигали костры - других источников света не существовало. Затем начали использовать масло, нефть, газ (керосино-калильные и ацетиленовые горелки). Наконец в дело пошло электричество.
Важнейший шаг в оснащении маяков мощными источниками света был сделан в 1820 году, когда здесь установили линзы Френеля, увеличившие интенсивность световых пучков. Сегодня в качестве источника света на крупных маяках используются прожекторы с лампами накаливания большой мощности, а на маяках местного значения обычно ограничиваются низковольтными лампами, питаемыми от переносных аккумуляторных батарей.

Навигационные башни строили и древние египтяне, и финикийцы, и греки, и римляне, и викинги. Любопытно, что в число семи канонических чудес света по праву включен Александрийский (Фаросский) маяк, построенный в 283-247 годах до н. э. при фараоне Птолемее II на острове близ Александрии. Работы по возведению трехъярусного 120-метрового здания (рекорд, не преодоленный, между прочим, по сей день!) заняли неправдоподобно малый срок - всего пять лет. Сколько рабов погибло при этом, никто, разумеется, не считал. Важен был результат, и он был достигнут; долгие века циклопическое сооружение приводило в восторг иноземных торговцев и путешественников, чьи корабли бросали якоря в александрийской гавани.

Описания маяка поражают и сегодня. В основании он представлял собой квадрат со стороной в 30 метров, первый 60-мет-ровый «этаж» был сложен из каменных плит, а над ним возвышалась еще 40-метровая башня, облицованная мрамором. На стометровой высоте постоянно поддерживался огромный костер, свет от которого усиливался с помощью сложной системы зеркал. Дрова для этого «вечного огня» доставлялись наверх по спиральной лестнице, настолько пологой и широкой, что по ней поднимались повозки, запряженные ослами!

Между прочим, архитектор маяка - Сострат Книдский - был настолько доволен своим творением, что рискнул, вопреки строгому предписанию фараона, оставить на здании свою «метку». Надпись, гласящую: «Сострат, сын Декстифона из Книда, посвятил богам-спасителям ради мореплавателей», архитектор скрыл под слоем штукатурки, на которой красовалось лишь имя фараона. Впрочем, Сострат ничем не рисковал, так как был уверен, что не доживет до того дня, когда штукатурка осыплется.

Первыми крамольную надпись увидели римские путешественники уже во времена Юлия Цезаря и Клеопатры, когда египетское государство окончательно пало под натиском римлян. Было это спустя два с лишним столетия после смерти и Птолемея, и Сострата. Маяк все еще действовал, а разрушился он лишь во время землетрясения XIV века.

Александрийский Маяк был самым высоким сооружением в мире и находился на древнем острове Фарос . Александрийский Маяк был гарантией безопасного возвращения моряков в Большую Гавань. Высота Александрийского маяка, по разным оценкам, составлял от 120 до 140 метров. В течение многих столетий он был самым высоким сооружением на Земле. Именно поэтому маяк включем в список 7 древних чудес света.

В 332 году до н.э Александр Македонский завоевал Египет и решил основать там новую столицу - Александрию.

Быстрыми темпами развивалась морская торговля и все острее стояла потребность в маяке, который бы указывал безопасный путь в александрийскую гавань. И в итоге на восточной оконечности острова Фарос, лежащего на расстоянии 1290 м от Александрии, был построен на маяк, получивший название острова. Связь имени маяка и его функции оказалось настолько крепкой, что с того времени слово "фарос" стало корнем слова "маяк" на многих языках. В высоту маяк достигал 135 м и его свет был виден на 60 км - расстоянии. Построил его архитектор Сострат Книдский в 280 г. до н.э. на скале, возвышающейся на восточном берегу острова Фарос.

Нижней частью маяка была четырехгранная призма 60-метровой высоты с основанием в виде квадрата, длина стороны которого составляла 30 м.
Внутри маяка хранился разный инвентарь, а основанием средней части служила плоская крыша, украшенная громадными статуями Тритона по углам.

Крышей служила башня, облицованная белым мрамором. Верх маяка был сооружен в виде цилиндрической колоннады, возглавленной 7-метровой фигурой из бронзы морского повелителя Посейдона. Огромный костер служил главным источником света. До сих пор не установлен феномен дальности свечения и яркости маяка. По некоторым версиям такой эффект достигался с помощью огромных полированных зеркал, по другим - из-за использования прозрачных шлифованных камней - линз.

В мае 1100 года сильнейшее землетрясение уничтожило маяк почти до основания. После этого, в средние века основание Александрийского маяка было встроено в турецкую крепость Кайт Бей. На данный момент она превратилась в египетский военный порт, поэтому добраться до остатков не могут даже ученые - археологи.


Точная копия Александрийского маяка построена в городе Changsha (Китай)

С тех пор маяки строились повсеместно, из любого подручного материала: дерева, камня, кирпича, бетона, железобетона, алюминия (в последние годы стали строить маяки даже из легкого и упругого фибергласса).

У британцев вообще особое отношение к маякам. Знаменитый писатель Роберт Луис Стивенсон с детства бредил морем -его отец и дед строили маяки. Дед, построивший маяки на самых труднодоступных скалистых берегах Северного моря, даже удостоился от Вальтера Скотта титула «вице-короля великой маячной империи» (дед автора «Острова сокровищ» был одним из основателей Управления северных маяков).


Линзы Френеля в Национальном морском музее в Париже.

Одним из самых важных этапов развития маяков стало изобретение в 1820 году линз Френеля , позволивших значительно увеличить силу света — до 80 000 свечей, при этом источником света был всего лишь горящий фитиль! Это приблизительно равно силе света фары современного автомобиля.

А вот первым на американском континенте {если не считать гипотетических навигационных огней древних майя и инков) стал деревянный маяк, возведенный на островке близ Бостона в 1716 году. А с обретением североамериканскими колониями независимости и образованием Соединенных Штатов система береговых маяков была передана первым президентом Джорджем Вашингтоном непосредственно под юрисдикцию федерального казначейства. Американцы, как народ практичный, с самого начала отнеслись к средствам морской навигации серьезно - как к делу сугубо «денежному».

В России интенсивное возведение маяков началось, как нетрудно догадаться, при Петре, когда держава стала стремительно наращивать морской флот. Самым первым маяком на территории России принято считать маяк Дагерортский (Кыпу), построенный в 1531 году.

Вторая мощная волна строительства маяков пришлась на 1950-е годы. К тому времени советская промышленность освоила серийный выпуск маячных светооптических аппаратов с силой света от 50 тысяч до 3 миллионов свечей и дальностью действия до 30 морских миль, а архитекторы и инженеры научились строить монолитные бетонные башни с помощью переставной металлической опалубки.


Кликабельно 4000 рх

На сегодняшний день один из самых высоких и мощных маяков в мире установлен у западных берегов Франции. Там, перед самым входом в пролив Ла-Манш, расположен маленький островок Уэссан, а еще дальше в море, в 30 милях от этого острова, из воды поднимается одинокая безымянная скала. Вот на ней-то в середине 1980-х годов строители и исхитрились воткнуть 100-метровый маяк, свет от которого при отражающих облаках виден уже на британских островах Силли, также находящихся при входе в Ла-Манш. А между маяком и этими островами ни больше ни меньше, а 169 километров.


Йокогамская Морская Башня

Этот маяк, наверное, самое амбициозное сооружение, когда-либо созданное строителями маяков, хотя формально рекордсмен высоты - маяк в японском городе Иокогама (высотой 106 метров и мощностью 600 тысяч свечей). Но эта вполне урбанистическая стальная башня, возведенная на территории одного из самых оживленных портов мира, может поразить воображение разве что публики, начисто лишенной романтики. Да и называется он просто - Йокогамская Морская Башня. То ли дело маяк на одинокой скале у «врат» Ла-Манша!Есть в Ла-Манше еще одим маяк.


Кликабельно 1900 рх

Название мыса происходит от латинского слова “palus”, что означает лагуна. Мыс Кабо-де-Палос замыкает южную часть Малого моря. Побережье в этом месте отличается небывалой красотой, воды этой зоны входят в Морской заповедник Кабо-де-Палос и островов Ормигас в связи с ценностью биологических видов, которые их населяют. Множество бухт формируют близлежащее побережье (Кала-Фриа, Кала-Роха, Кала-Реона, Кала-ла-Галера и прочие). Их прозрачная вода привлекает многих, кому нравится отдыхать в подобных местах. Морское дно вблизи островов Ормигас очень красиво, там нравится бывать любителям подводного плавания.

По данным древних историков Плиния и Авиена, во времена античности на этом мысе находился древний храм бога Баала Хаммона, которого древние римляне впоследствии стали называть Сатурном.,

В XVI веке при правлении короля Филипа II, на этом месте была построена сторожевая башня для защиты местных жителей от нападений берберийских пиратов. Однако во времена Ренессанса башня была разрушена, а из ее фрагментов в 1862 году и был построен ныне существующий маяк.

Кликабельно 1400 рх

Маяк расположен на небольшой возвышенности, на высоте 81 м над уровнем моря и 51 м над уровнем равнины в восточной части мыса. Впервые он заработал 31 января 1865 года. Каждые десять секунд он излучает две вспышки белого света, которые ночью видны за 23 морские мили от маяка.

Ну с самым высоким маяком мы кое как разобрались, давайте теперь узнаем, а какой маяк самый старый?

Дедушка маяков Hook Head - самый старый в Ирландии и один из старейших действующих маяков в мире. Он был построен монахами еще в V веке, которые и следили, чтобы он не погас в течении следующих шести столетий. В нынешнем виде маяк существует без малого 800 лет.

Его построили между 1170 и 1184 годами норманны из местного известняка и жженой извести, смешанной с кровью быка. Даже сегодня следы крови и извести можно увидеть сквозь покрытия маяка. Сегодня маяк - одно из самых популярных мест в Ирландии.


Клкиабельно 4000 рх , панорама

В настоящее время самый мощный в мире маяк, находящийся во Франции, пронзает ночное небо ослепительным лучом в 500 миллионов свечей. Черно-белый маяк Креах, высота которого составляет 54,85m, стоит на острове Уэссан во французской Бретани.


А вот этот маяк находится на острове Оверон, у западного побережья Франции.

Атлантическое побережье Франции известно своими штормовыми ветрами и высокими волнами, многочисленными выходами гранита. Так что без маяка здесь не обойтись. Свет маяка Креах можно заметить с расстояния 60 км. В старинном машинном зале открыт музей морской сигнализации Кроме того, можно посетить еще одну достопримечательность - маяк Стифф, открытый еще в 1700 году. К тому же, этот маяк действует до сих пор.

Ну а теперь обратимся к самому приятному - САМЫЕ КРАСИВЫЕ МАЯКИ МИРА. Конечно же этот критерий относителен, но все же..

Атлантическое побережье Франции издревле жило морем, рыболовством и торговлей. Портовый Брест - вдоль этих берегов всегда оживленно плавали небольшие торговые и рыбацкие суденышки - на юг Франции, в Испанию и дальше. Но на пути парусников находилось очень неприятное место - длинная цепь островов и подводных рифов, уходящая далеко в море - Шоссе-де-Сэн (Chaussée de Sein).


Огромное количество судов там пропало. И вот в 1869 году было решено поставить маяк на острове Тевеннек (Tevennec) - самом первом опасном месте, если плыть с севера на юг Франции. Более пяти лет ушло на возведение маяка, и в 1875 году на нем вспыхнул огонь. Таким образом он вместе с маяком Ля-Вьей (La Vieille) образовывали некие световые ворота и кораблям нужно было держаться между ними.



Маяк La Jument.


Этот маяк находится на острове Уэссан (расположенный в самой западной точке бретонской акватории во Франции). La Jument построен прямо в море на скальном отроге недалеко от берега и имеет высоту 100 метров.

помните, это , как смотритель выходил курить в шторм:-)

Маяк де Кереон (Le Phare de Kereon).

Хранители маяков проходят весь путь, начиная от "ада" (маяки в открытом море), через "чистилище" (острова) и до "рая" (континента) в одиночестве, причем не только метафизическом. В XX веке хранителями часто становились ветераны Первой мировой войны; как ни странно, и после Второй мировой эта профессия считалась "привилегированной" для инвалидов войны. Современный уровень техники делает ненужным присутствие человека в здании маяка.


В 2004 г. Кереон ("Морской дворец"), последний обитаемый маяк в море, закрыл свои двери с прекрасной розой ветров из красного и черного дерева. Сегодня здесь больше никто не живет.

Маяк Фур (Le Four) .

Маяк-башня Фур (Four) (категории "ад"), который способен противостоять волнам 30-метровой высоты.

Маяк Ар-Мен (Ar-men).

Маяк Ар Мен (в переводе с брет. «скала») — маяк на береговом рифе острова Иль-де-Сен во французской Бретани. Получил свое название от одноименной скалы, на которой он был сооружен в период с 1867 по 1881 год. Маяк широко известен благодаря своей изолированности и трудностям, возникшим при его строительстве (маяк стоит в открытом океане в 5-ти километрах от ближайшего берега, это остров Сен, что у западного побережья Франции), а также сложностей, связанных с эвакуацией персонала с маяка. В сообществе хранителей маяков считается одним из самых сложных мест работы, за что получил прозвище «Ад адо́в».

Решение строить маяк в совершенно невозможном месте было принято после кораблекрушения фрегата Sane в 1859-м году (в этой точке океана есть лишь узкий проход среди подводных скал, одно из опаснейших мест для мореплавания, прозванное дорогой из ада в ад). Проблема была в том, что единственная скала в том районе, на которой можно было что-то построить, выступала над поверхностью моря лишь на пару метров. В принципе, этого было бы достаточно при спокойной воде, но океан в том месте тихим не бывает практически никогда. Несколько экспедиций возвращались из рекогносцировок с вердиктом "строить нельзя". Но без маяка кораблекрушения бы продолжались и проект таки продавили.

Строительство началось в 1867 году, высадкой на скалу группы рабочих. Так стартовала подготовка скального основания (сверление шурфов и установка арматуры). Люди работали прямо во время сильного волнения, со страховками и в специальной обуви, чтобы не быть сметенными волнами, перехлестывавшими через скалу. Короткими сменами, во время отливов. Такая подготовка шла два года.

Основные работы начались в 69-м, выкладкой гранитных блоков и заливкой бетонного основания маяка из портленд-цемента, стойкого к воздействию морской воды. 40 часов работы давали один кубометр основания.

Строительство шло 15 (!) лет, при этом катастроф, человеческих жертв практически не было, лишь в 81-м погиб один из рабочих, оказавшихся в воде (хотя самих случаев смыва человека в океан было множество и в процессе работ, и после). В процессе строительства были опасения, что конструкция получится непрочной и не выдержит ударов волн, ведь размер скалы лишь чуть больше диаметра башни маяка! Но маяк стоит, лишь стены потравлены морской водой.

Первый сигнал маяка можно было увидеть в ночь с 30 на 31 августа 1881 года. И он работает до сих пор, пройдя несколько технических модернизаций.

В конце 1980-х годов Маяк Ар-Мен был электрифицирован и оснащен галогеновой лампой мощностью 250 Вт. Был автоматизирован одним из первых, и с 10 апреля 1990 года работает полностью в автоматическом режиме.

Высота маяка:

  1. Высота над уровнем моря: 33,50 м
  2. Габаритные размеры: 37 м
  3. Высота Длина: 33,50 м

Источник света

  1. с 1 октября 1897 года — дизельное топливо (производятся на острове Иль-де-Сен)
  2. с 1903 года — пары́ нефти
  3. 1988 год — электрификация (галогенные лампы по 250 Вт)
  4. 1990 год — автоматизация

Маяк на острове Вьерж (Ile Vierge).

Самый высокий маяк в Европе находится на острове Вьерж (Ile Vierge) близ Плугерно (Plouguerneau). Маяк имеет высоту 82,5 метра и был построен в 1897 году, а рядом с ним находится маленький маячок, но он немного старее - он был построен в 1845 году. Берег легенд (Cote d’ Legende) относится к департаменту Финистер (Finistere), который известен своими бухтами - Абэр-Ильдю (Aber-Ildut), Абэр-Бенуа (Aber Benoît) и Абэр Врак (Aber Wrac"h). Как раз в устье последней и расположен маяк.

Маяк Les Pierres-noires ("Камни-негритянки").

Маяк находится в городе Conquet во Франции. Он строился с 1867 по 1871 год. 1 мая 1872 года маяк начал свою работу. В то время на строительство этого проекта было потрачено 325 тысяч франков золотом.


Маяк Roches-Douvres.

Действующий маяк в Côtes-d"Armor (Франция). Высота маяка 60 м и он считается 24-м по высоте маяком в мире.

Маяк расположен на скалистом рифе Roches-Douvre, который считается очень опасным за счет того, что во время прилива полностью покрыт водой и с поверхности его не видно. Маяк Roches-Douvres считается одним из наиболее удаленных от материка в Европе, он расположен в 30-ти километрах от французского побережья.

К зданию можно добраться только на катере с берега. Сам маяк полностью закрыт от общественности.

Маяк Игл (Needles) .

Маяк с виду самый обычный, но место, где он находится в заливе Alum Bay, отличается сказочной красотой.

Местность, где находится маяк представляет собой узкий скалистый хребет, который местами возвышается до 120 м в высоту. Эти скалы всегда представляли большую опасность для морских судов. Но в 1781 торговцы и судовладельцы подали прошение на строительство маяка. Они получили патент в январе 1782 года.


Давайте теперь что нибудь необычное поищем среди маяков. Ну вот например...

Маяк Rubjerg Knude, Дания

Первый раз свет в маяке Rubjerg Knude зажгли 27 декабря 1900. Маяк построили на самой высокой точке прибрежного склона, на высоте 60 м над уровнем моря и в 200 метрах от береговой линии. Стоимость строительства составила 176 000 крон.


Вот такой он был в начале...

Высота башни маяка составляет 23 метра, и когда маяк был построен, он находился в 200 метрах от воды, а вокруг него не было крупных дюн. С течением времени море придвинулось ближе и, одновременно с этим, с утеса ветром надуло большое количество песка. Песок скапливался перед маяком и вокруг него. Песок заполнил колодец и погубил садовые посадки. Чтобы остановить песок, были установлены решетки из сосновой древесины, и насажены луговик дернистый и клевер. Но в результате этих мер дюна только выросла. Чем больше растений засаживали, тем сильнее увеличивалась дюна. В конце концов, она достигла такого размера, что свет маяка перестал быть виден с моря. 1 августа 1968 борьбу с песком прекратили, и маяк зажгли в последний раз.


В 1980 открылся Музей песчаных отложений, а маяк стал площадкой для экспозиции Исторического музея Вендсюссель, посвященной пескам и песчаным отложениям. В 1992 от борьбы с песчаными наносами окончательно отказались. Дюна продолжала мигрировать на северо-восток и постепенно засыпала здания. Музей песчаных отложений был закрыт в 2002.

Здания маяка заброшены. Песок подобрался к маяку вплотную, и природа отвоевывает территорию. Чем ближе маяк оказывается к утесу, тем более изолированным он будет. Береговая эрозия стала причиной того, что утес оказывается все дальше и дальше от воды, а песчаная дюна постоянно растет. В 1992 от борьбы с наступлением песка окончательно отказались, и теперь песку разрешили постепенно "съесть" здания маяка. На сегодняшний день дюна переместилась за маяк и стала почти на 20 метров ниже.

До утеса приблизительно 60 метров, а поскольку эрозия береговой линии в последние годы съедала почти по 3 метра ежегодно, маяк окажется на берегу меньше чем за 20 лет, и 125 лет драмы станут историей.


Или вот например есть такой маяк-церковь!

Для обеспечения безопасности мореплавания в районе островов устанавливались вехи и баканы. Но к 1860-м годам, когда на остров стали совершать регулярные рейсы крупные пароходы из Архангельска и других портов Белого моря, потребовалось более совершенное навигационное ограждение, способное обеспечивать безопасность плавания не только днем, но и ночью.

На вершине 74-метровой Секирной горы в 1861 г. была построена церковь. В двухэтажном здании без алтарных апсид расположено две церкви: внизу - Михаила Архангела и во втором этаже - церковь Вознесения. По проекту архитектора Шахларова, здание храма, верхняя точка которого находилась на высоте 98 метров от подошвы горы, изначально предполагалось использовать в качестве маяка.

В 1862 г. купол церкви был надстроен башенкой маяка и с 1 августа 1862 года началась пробная эксплуатация маяка (в разных источниках называется 1862 или 1867 год). Маяк расположен в световом барабане над куполом

Необычный вид этой конструкции невольно обращал на себя внимание богомольцев, и они не видели в ней ничего крамольного. Свет, идущий от креста и указывающий странникам верный путь к Соловецкой обители, приобретал для них особое символическое значение.

Первоначально предполагалось, что обслуживать маяк, как и обещал настоятель монастыря, будут монахи под наблюдением назначенного Гидрографической частью Архангельска смотрителя. Однако архимандрит Порфирий неожиданно отказался от своего обещания выделять людей, заявив, что пользы для себя от маяка он никакой не видит, кроме лишних хлопот и издержек, и у него нет «способных к такому делу людей».

Истинная причина такого поворота была в другом: настоятель опасался, что «деяния и образ жизни маячников, не соответствующие жизни отшельников, будут нарушать спокойствие братии».

После долгих уговоров и убеждений сошлись на том, что Гидрографическая часть назначит на маяк смотрителя и одного рядового матроса, а монастырь выделит в помощь им 2-х послушников или одного наемного работника. В 1897 году монастырь все же принял маяк на полное обслуживание.

До 1904 г. в нём были установлены керосиновые лампы, а затем поставлены французские аппараты.

В 1960-е годы маяк был капитально отремонтирован и переведен на электропитание. В настоящее время маяк вместе с Секирной церковью входит в состав Соловецкого монастыря и им же обслуживается под присмотром Соловецкой группы средств навигационного оборудования.

Маяк до сих пор является самым высоким маяком на Белом море (верхняя точка храма находится на высоте 98 метров от уровня моря), работая в автоматическом режиме, обеспечивает дальность видимости до 10 миль.

А вот современное...

В с.Малореченское под Алуштой создан Мемориальный комплекс "Памяти погибших на водах", включающий в себя церковь Св.Николая и Музей катастроф на водах.

Храм Святого Николая Мирликийского посвящен тем, кто погиб на воде, и путешественникам. Высота храма с верхним и нижним уровнями составляет 54 метра. Вместо традиционного купола церковь венчает золотой крест, под которым шар - символ Земли. Именно в шаре и устроен маяк для морских судов. В декоративном обрамлении использована морская тематика.

Подобных храмов в мире насчитывается около десяти. В России одна - В Белом море,на Соловках, в Финляндии - в Свеаборге.

А вот еще один из френдов подсказал, что оказывается существуют и плавучие маяки.

Еще в древности, в местах, где условия не позволяли строить башни, использовали плавучие маяки, или суда с маячным оборудованием. Так же,как и у традиционных маяков башенного типа, у плавучих маяков своя длинная и увлекательная история. Первым из них была римская галера, пустившаяся в плавание во времена Юлия Цезаря. Располагавшаяся высоко на мачте жаровня с раскаленными углями освещала ночное небо. Единственным неудобством было то, что горячая зола сыпалась на потные спины гребцов, прикованных цепями к скамьям.

Но к рабам тогда было особое отношение, и поэтому никому не было до этого дела. В 1729 году в устье Темзы появился первый речной плавучий маяк, а еще 60 лет спустя - первый плавучий морской (в Северном море). Вскоре их число стало увеличиваться.

Но в последние годы плавучие маяки уступили место автоматическим бакенам и маякам - металлическим конструкциям, напоминающим платформы с буровыми вышками.

А вот фото этого маяка прислал читатель блога Сергей:-)

Это рабочий маяк в Крыму в местечке (поселке) Межводное.

  • Самым известным пришествием, связанным с маяками, было таинственное исчезновение одновременно трех смотрителей маяка на Островах Фланнана в декабре 1900 года.
  • Во Франции береговая линия не обозначалась огнями вплоть до XVII века, делалось это для предотвращения нападения пиратов.
  • Одна из немногих, действующая до сих пор, церковь-маяк — Вознесенская церковь, сооружена в 1867 году на Секирной горе Большого Соловецкого острова (см. Соловецкие острова).
  • Статуя Свободы с 1886 по 1902 года использовалась как маяк.
  • Самый западный маяк России, построенный в 1813—1816, находится в городе Балтийске. Он указывает путь кораблям, следующим в порты Балтийска,Светлого и Калининграда.
  • Маяк Вестерлихтторен (Westerlichttoren) был изображён на нидерландской банкноте в 250 гульденов.
  • Первым зарегистрированным маяком был Маяк Александрии, построенной в 200 до н.э на острове Форос (Pharos) египетским Императором Птолемеем (Ptolemy). Форосский маяк считается одним из Семи Чудес Света. Высота маяка была 150 метров (492 фута) - это приблизительно в три раза выше, чем современные маяки.
  • Римские императоры построили много маяков, чтобы помочь своим войскам в навигации. В 90 году н. э. император Калигула (Caligula) приказал соорудить маяк в Дувре, Англия. Этот маяк считается самым старым маяком в Англии, и он все еще стоит у основания Дуврского замка.
  • В 1543 году был построен самый высокий кирпичный маяк в мире, Лантерна (Lanterna) в Генуе. Его высота - 75 м (246 футов).
  • Первым каменным маяком в мире считается Smeaton Eddystone, который находится к югу от Плимута, Англия. Этот маяк был построен в 1756 году отцом градостроительства Англии Джоном Смеатоном. Он освещал при помощи 24 свечей. Eddystone простоял 47 лет, пока в нем не случился пожар, после этого его демонтировали и построили на соседней скале.
  • Сегодня эквивалент огня маяка составляет около 20 миллионов свечей. И современные маяки работают на ксеноновых лампах высокого давления.
  • Самым высоким маяком в мире считается стальная башня в Парке Ямашита (Yamashita) в Йокогаме. Его высота 106 метров (348 футов).

http: //alp.org.ua
http: //newsme.com.ua
http: //www.apxu.ru
http: //life.comments.ua
http: //loveopium.ru