Молодёжные жаргонизмы и сленги. Нужна ли России солнечная энергетика

Безжалостная логика войны в большинстве случаев направлена на причинение противнику максимально непоправимого ущерба. Именно этим объясняется бурное развитие военных технологий и создание все новых средств массового уничтожения. Особой жестокостью среди них выделяются экспансивные пули, в настоящее время запрещенные для использования в военных действиях.

На фоне столь изощренных орудий массового убийства, как ядерное оружие или системы залпового огня, история пули экспансивного действия малоизвестна и уже почти забыта, хотя с ее «помощью» в свое время погибли мучительной смертью или были искалечены десятки, а может и сотни тысяч человек.

Как работают экспансивные пули

Что значит экспансивная пуля? Одно из значений латинского слова expansus – расширяемость. Применительно к пуле это означает, что в момент попадания в цель она резко увеличивается в диаметре, многократно усиливая поражающий эффект. Поражая человека, они раскрываются, подобно цветку. Отсюда пошло их зловещее название – «цветы смерти».


Выстрел экспансивной пули, как правило, приводил к летальному исходу, поскольку, раскрываясь она увеличивала очаг поражения тканей, оставаясь при этом внутри тела, в то время, как обычная пуля проходила навылет.

История появления

«Родина» патронов с экспансивной головкой — Англия XIX века, погрязшая в многочисленных колониальных войнах. Стоящие в то время на вооружении малокалиберные оболочные пули не причиняли противнику серьезного ущерба. Как уже говорилось, с близкого расстояния они пробивали тело навылет.

Разработка нового патрона была поручена британскому офицеру Невиллу Берти-Клею, служившему в арсенале Дум-Дум близ Калькутты. Позже название арсенала перешло к печально известной пуле. Берти-Клей видимо хорошо знал баллистику и физику и не стал изобретать велосипед. Он всего лишь спилил кончик у обычной пули.

Однако это нехитрое ноу-хау превратило ее в страшное средство поражения. К тому же теперь практически любой солдат мог изготовить экспансивный боеприпас с помощью простого напильника, сделав на них крестообразный надрез.

Впервые экспансивные пули были массово применены в сражении при Омдурмане (Судан). По воспоминаниям очевидцев, попадание приводило к обширным полостным ранам и тяжелейшим поражениям костей. Оставшиеся в живых обычно становились инвалидами, в связи с чем решением Гаагской мирной конференции 1899 года использование экспансивных пуль было запрещено. Спустя 8 лет уже на Второй Гаагской конференции данный запрет был продублирован.


Было создано 2 основных типа экспансивных пуль: с экспансивной полостью и полуоболоченные. Полуоболоченная экспансивного действия – это экспансивная свинцовая пуля в медной или латунной оболочке. Ее появление связано с созданием бездымного пороха – кордита. В момент выстрела после обычной свинцовой пули в канале ствола оставались мелкие осколки, отчего ствол со временем приходил в негодность.

Чтобы этого не происходило, свинцовые пули стали помещать в медную или латунную оболочку. При этом экспансивное действие сохранялось, но было значительно меньшим по сравнению с боеприпасами с экспансивной полостью.

С появлением высокоточных боеприпасов и бронежилетов применение экспансивных пуль в конфликтах практически сошло на нет. Сегодня основная сфера их применения – охота на крупного зверя. Здесь экспансивные боеприпасы востребованы.

Современные разработки

Однако разработки продолжаются. Так 3 года назад компания G2 Research представила современную версию экспансивной пули – 9 мм патрон G2R RIP с восемью маленькими зубцами – троакарами. По мнению некоторых экспертов, сегодня это «самая экспансивная пуля».

В результате выстрела экспансивной пули G2R RIP троакары, подобно кольцевой пиле, вгрызаются во встречные препятствия, расчищая дорогу к цели основному поражающему элементу – донной части. Плюс ко всему, зубцы-троакары создают турбулентный поток, стабилизирующий полет пули и обеспечивающий более точное поражение цели.

Что можно противопоставить

Стоит вспомнить о «близких родственниках» экспансивных снарядов — пулях со смещенным центром тяжести, одной из разновидностей остроконечных пуль, которые сменили в начале ХХ века устаревшие тупоконечные. Новые боеприпасы имели улучшенную аэродинамику, меньший вес и более высокую начальную скорость.


Смещенный центр тяжести приводил к тому, что в момент попадания в тело пуля не расплющивалась, а начинала хаотично «кувыркаться». При этом выходное отверстие могло образоваться в самом неожиданном месте. Нетрудно себе представить, что ранение от такой пули было не менее тяжелым, чем от экспансивной пули.

Армия США широко применяла пулю со смещенным центром тяжести М-193 к винтовке М-16 во время войны во Вьетнаме. Нашим ответом стал патрон 5.45 х 39 (7Н6) к автомату Ак-74, который прошел обкатку в Афганистане.

Тема урока: Современное состояние и перспективы биотехнологии.

Цель урока:

Сформировать знания учащихся о биотехнологии как многоотраслевой науке;

Развивать умения учащихся анализировать и делать выводы;

Воспитывать ответственное отношение к окружающему миру, умение применять знания на практике.

Оборудование: учебное электронное издание по курсу «Биотехнология», СD электронные уроки и тесты.

Ход урока:

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка домашнего задания.

    Для получения, каких видов продукции человек использует микроорганизмы?

    Чем селекция микроорганизмов отличается от селекции растений и животных?

    Какие методы используются в селекции микроорганизмов?

    В чем особенности методов генной инженерии?

    Какие перспективы открывают методы генной инженерии в селекции микроорганизмов?

2. Сообщение темы и цели урока.

Тема урока: Современное состояние и перспективы биотехнологии.

3.Актуализация знаний и постановка проблемы

Каковы современные методы использования живых организмов, какие методы и приемы? Формулирование целей занятия совместно с учащимися.

4. Изучение нового материала.

    Рассказ учителя с элементами беседы. /СD электронные уроки и тесты/

Биотехнология

Вот как объясняет ставшее за последнее время очень популярным словом “технология” “Словарь иностранных слов”: “Технология (от греческого techne - искусство, ремесло, наука - logos - понятие, учение) - совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов...”

Биотехнология - многоотраслевая наука (методы: генная инженерия, клеточная инженерия, культуры тканей)./

Почему биотехнология является многоотраслевой наукой?

Работа с ЦОР (в ходе работы с ЦОР учащиеся в тетради делают краткий анализ методов биотехнологии и делают выводы)

    Основы клеточной инженерии /СD «Биотехнология» Ур.2/

Дифференцировка клеток /6/

Метод изолированных протопластов /10/

    Генная инженерия /СD «Биотехнология» Ур.5/

Клонирование

Каковы перспективы клонирования как метода, каковы этические аспекты?

*Биотехнология в энергетике /СD «Биотехнология» Ур.9(7)/

    Экологическая биотехнология /СD «Биотехнология» Ур.10(1)/

Очистка сточных вод (2)

Биодиградация нефтяных загрязнителей (7)

    Биосорбция металлов из растворов /СD «Биотехнология» Ур.11 (9,10)/

4. Закрепление знаний уч-ся по вопросам:

    Чем объясняется бурное развитие биотехнологии?

    Почему считают, что в медицине биотехнологии добились успехов?

    В каких еще отраслях биотехнология добилась успеха?

    Каковы перспективы биотехнологии?

5. Закрепление.

Почему биотехнология сейчас так актуальна?

Промышленное производство продуктов питания, в первую очередь, белков и незаменимых аминокислот.

Повышение плодородия почв, производство биологически активных веществ для нужд сельского хозяйства.

Производство лекарственных препаратов и биологически активных веществ, повышающих качество жизни людей.

Использование биологических систем для производства и обработки промышленного сырья.

Производство дешевых и эффективных энергоносителей (биотоплива).

Использование биологических систем для утилизации отходов различного характера, биологической очистки сточных вод.

Создание организмов с заданными свойствами.

Тестовое задание. Работа в парах – взаимоконтроль.

1. Создание большого числа генетических копий одного индивидуума с помощью бесполого размножения – это

А) клонирование
Б) получение трансгенных организмов
В) создание чистых линий
Г) проявление гетерозиса

2. Искусственным переносом генов из одного организма в другой с целью получения более продуктивных трансгенных организмов занимается

А) генная инженерия
Б) клеточная инженерия
В) бионика
Г) микробиологическое производство

3. Отрасль хозяйства, которая производит различные вещества на основе использования микроорганизмов, клеток и тканей других организмов,-

А) бионика
Б) биотехнология
В) цитология
Г) микробиология

4. Какова роль клеточной инженерии в селекции растений

А) изменяет сроки размножения организмов
Б) изменяет природу ценных сортов
В) ускоряет сроки выведения сортов
Г) усиливает скорость роста организмов

5. Методы конструирования клеток нового типа на основе их культивирования, гибридизации, реконструкции используются в

А) генной инженерии
Б) клеточной инженерии
В) генетике
Г) бионике

Проверка тестовых заданий. Обмениваются тетрадями в парах. Проверяют тесты. Правильные ответы: А, А, Б, В, Б.

6. Итоги урока. Рефлексия

1. Мне сегодня урок _______________________________________________________

2. Я узнал ________________________________________________________________

3. Мне хотелось бы узнать больше о _________________________________________

4. Предложения___________________________________________________________

7. Домашнее задание

П. 68 Повторить записи в тетради, подготовить творческое задание на тему «ГМО за и против»

Современное состояние и перспективы биотехнологии

1. Что такое биотехнология?
2. Какие биотехнологические процессы и производства вам известны?
3. Где могут быть использованы методы клеточной и генной инженерии?

Биотехнология в практической деятельности человека.

С древних времен известны отдельные биотехнологические процессы, используемые в сферах практической деятельности человека. К ним относятся хлебопечение, виноделие, пивоварение, приготовление кисломолочных продуктов и т. д. Наши предки не имели представления о сути процессов, лежащих в основе таких технологий , но в течение тысячелетий, используя метод проб и ошибок, совершенствовали их. Биологическая сущность этих процессов была выявлена лишь в XIX в. благодаря научным открытиям Л. Пастера. Его работы послужили основой для развития производств с использованием разнообразных видов микроорганизмов. В первой половине XX в. стали применять микробиологические процессы для промышленного получения ацетона и бутанола, антибиотиков, органических кислот, витаминов , кормового белка.

Успехи, достигнутые во второй половине XX в. в области цитологии, биохимии, молекулярной биологии и генетики, создали предпосылки для управления элементарными механизмами жизнедеятельности клетки, что способствовало бурному развитию биотехнологии. Благодаря селекции высокопродуктивных штаммов микроорганизмов, эффективность биотехнологических процессов увеличилась в десятки и сотни раз.
Особенностью биотехнологии является то, что она сочетает в себе самые передовые достижения научно-технического прогресса с накопленным опытом прошлого, выражающимся в использовании природных источников для создания полезных для человека продуктов. Любой биотехнологический процесс включает ряд этапов:

подготовку объекта, его культивирование, выделение, очистку, модификацию и использование полученных продуктов. Многоэтапность и сложность процесса обусловливает необходимость привлечения к его осуществлению самых разных специалистов: генетиков и молекулярных биологов, цитологов, биохимиков, вирусологов, микробиологов и физиологов, инженеров-технологов, конструкторов биотехнологического оборудования и др.

Дальнейшее развитие биотехнологии как отрасли сельскохозяйственного производства позволит решить многие важные проблемы человечества.

Острейшей проблемой в целом ряде слаборазвитых стран, стоящей перед человечеством, является нехватка продовольствия. В связи с этим усилия биотехнологов направлены на повышение эффективности растениеводства и животноводства.

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей Холдинг «Ред Медиа» является одним из крупнейших на территории России производителей тематических телевизионных каналов для спутникового и кабельного вещания. Мы беседуем с генеральным директором телеканалов холдинга Романом Борисовичем Столярским.

T-C.: Насколько хорошо, по Вашему мнению, развит российский рынок платного ТВ?
Роман Столярский:
До последнего времени этот рынок развивался очень динамично: в течение пяти прошедших лет проникновение кабельного и спутникового ТВ увеличилось в три раза и достигло, в среднем по России, 40% от всей телевизионной аудитории. В денежном исчислении к концу 2007 года объем рынка вырос до 650 млн долларов. Это на 170 млн больше, чем годом раньше. Миллиардный прогноз на 2008 год вполне может стать реальностью, учитывая годовую динамику. На территории РФ сейчас распространяется около 200 неэфирных каналов. Число активных операторов кабельного вещания составляет около 600. Хотя нужно отметить, что существует несколько тысяч операторов в небольших городах и населенных пунктах, которые осуществляют свою деятельность без лицензий и договоров с производителями контента. Во многих крупных городах проникновение кабельных сетей превысило 80%, а в некоторых случаях и 90%. В общем, количественные показатели позволяют говорить об активном росте рынка. Например, прирост аудитории 12 наших каналов в этом году составлял порядка 800 тыс. - 1 млн человек в месяц и на текущий момент превышает 25 млн зрителей.
Что касается развития в области контента на отечественных кабельных и спутниковых каналах, то здесь, видимо, есть еще большой потенциал для роста. Нужен новый качественный и уникальный продукт, в том числе и собственного производства каналов. Сейчас порядка 70% эфирного времени на большинстве нишевых телеканалов занимает закупной контент зарубежного производства.
T-C.: Какие тенденции сейчас наблюдаются на российском рынке платного ТВ?
Р.С.:
Первая тенденция, взявшая начало еще в 2007 году, - процесс слияний и поглощений крупными операторами мелких. По оценкам некоторых моих коллег в профессиональном сообществе, в перспективе может вообще остаться только «большая тройка» или «четверка» операторов кабельного вещания, как это сейчас есть на рынке сотовой связи. Я думаю, что эта точка зрения имеет право на существование, но в несколько ином контексте: три или четыре оператора с холдинговой структурой будут контролировать около 50-60% рынка, а остальная доля будет принадлежать локальным операторам, которые не захотят быть поглощенными или будут неинтересны покупателям как бизнес-активы с невысокой рентабельностью.
Вторая тенденция - пакетная интеграция цифровых услуг провайдерами, когда через один кабель или телефонную линию абоненту предлагаются Интернет, телефон и телевидение. Пока данная услуга доступна преимущественно в крупных городах с высоким уровнем развития технической инфраструктуры, но перспективы весьма впечатляют. По оценкам специалистов, в России сейчас насчитывается около 32-34 млн телефонных линий, проведенных к частным домохозяйствам. Умножив это число на средний коэффициент 3, дающий число пользователей, а не только платящих абонентов, мы получаем потенциальную аудиторию примерно в 80% от всего населения России.
Другие, менее существенные тенденции, но имеющие место быть, - продолжающийся рост общей абонентской базы кабельных и спутниковых каналов, появление новых каналов практически каждый месяц, постепенное увеличение числа рекламодателей на нишевых каналах.
T-C.: Чем объясняется бурное развитие холдинга «Ред Медиа» в 2007 году? Можно ли объяснить это бурным ростом российского рынка платного ТВ?
Р.С.:
То, что мы идем в ногу с рынком, а кое-где и опережаем, безусловно, является одним из факторов успешного развития, и в 2007 году у нас был действительно бурный рост бизнеса. Мы запустили четыре новых канала - «Интересное ТВ», «Кухня ТВ», «ТВ Бульвар», HD Life - и получили значительный прирост аудитории. Совокупный объем продаж холдинга вырос в пять раз. В 2007 году на наши каналы обратили внимание многие крупные рекламодатели и исследовательские компании, чьи аналитические данные используются маркетологами при выборе рекламных носителей для размещения.
Причины успеха просты - тщательный предварительный анализ рынка, продуманный бизнес-план и оптимально подобранная профессиональная команда, нацеленная на результат.
T-C.: По какому принципу подбирается пакет каналов «Ред Медиа»? Исходя из каких соображений принимается решение о создании того или иного канала?
Р.С.:
Телеканал сегодня - это бренд, торговая марка, которая выводится на рынок по тем же принципам, что и любой другой продукт. Мы анализируем конкурентную среду, ищем свободные ниши, разрабатываем краткосрочную и долгосрочную стратегии развития, оцениваем рентабельность проекта и срок его окупаемости. Одна из самых важных составляющих - креативный подход, дающий возможность найти уникальную нишу. Один из таких примеров - создание телеканала «Индия ТВ». Вроде бы ни для кого не секрет, что в СССР индийские фильмы были очень популярны, но вот каким образом использовать эту популярность, до нас никто, видимо, не придумал. Мы привлекли специалистов, имеющих связи с индийской киноиндустрией, оценили коммерческую привлекательность проекта и в июле 2006 года запустили в эфир канал «Индия ТВ». Сейчас его смотрят более 14 млн человек в России, странах СНГ и Балтии.
T-C.: Какой сейчас спрос на HD-телеканалы? Чем он отличается от спроса на обычные телеканалы?
Р.С.:
В России HD-телевидение пока остается уделом небольшой части зрителей. Причин тому несколько. Во-первых, большинство кабельных операторов еще не готовы к вещанию в HD-формате. Во-вторых, стоимость приемного оборудования для конечного пользователя сравнительно высока: как минимум, нужно купить HD-совместимый телевизор и специальный ресивер. В-третьих, каналов и качественного контента в HD-формате у нас еще очень мало. Соответственно, и спрос на HD-каналы пока не принимает массового характера. Но я уверен, что все эти проблемы по своей сути являются не проблемами, а только этапом начального развития. Для России, в отличие от Великобритании или Японии, HD-телевидение стало реальностью только несколько лет назад.
T-C.: Как планируется развивать пакет HD-телеканалов?
Р.С.:
Создание своего пакета HD-каналов мы начали с телеканала HD Life, который начал вещание в марте 2007 года. Сейчас он распространяется со спутниковой платформы «НТВ-Плюс» и в кабельной сети «АКАДО». Канал завоевал признание хоть и не многомиллионной, но постоянной аудитории. Мы имеем возможность создавать и новые каналы в HD-формате, но это вопрос не ближайших месяцев - собственное производство качественного HD-контента требует новых значительных инвестиций, которые окупят себя не так скоро.
T-C.: Не торопится ли «Ред Медиа», устанавливая аппаратуру, способную выводить в эфир 12 телеканалов в стандарте HD?
Р.С.:
Это оборудование уже установлено и работоспособно. Я бы не сказал, что мы торопимся. Во-первых, мы решаем стратегическую задачу для рынка: создание вещательной платформы - это один из первых шагов по созданию HD-телевидения в России. Во-вторых, оборудование не простаивает и сейчас. Технические возможности аппаратуры позволяют передавать сигнал как в HD, так и в SD-формате, а с платформы «Ред Медиа» осуществляется вещание не только наших 11 SD-каналов и одного HD, но также 7 телеканалов других производителей.
T-C.: В какие пакеты включают операторы каналы «Ред Медиа»?
Р.С.:
Формирование пакета - это прерогатива оператора. Как правило, около половины наших каналов находится в базовых пакетах спутниковых и кабельных операторов. В отдельные пакеты включаются эротический канал «Русская ночь» и, в силу своего формата, канал HD Life.
T-C.: Какую долю в доходах «Ред Медиа» занимают доходы от продажи рекламы, а какую - доходы от продаж телеканалов? Каковы тенденции на увеличение/ уменьшение долей?
Р.С.:
Мы находимся в рамках общих рыночных тенденций. А они таковы, в том числе и в Европе, что размер прибыли от абонентской подписки превышает доходы от рекламы. Соотношения 50/50 удалось добиться пока только в США и Великобритании - странах, которые стали фактически пионерами массового цифрового вещания в мире. Думаю, к этому придем и мы.
T-C.: Как растет аудитория каналов «Ред Медиа» в сетях кабельных операторов? Есть ли какая-то зависимость от географического расположения операторов и почему?
Р.С.:
В этом году мы ежемесячно заключали несколько договоров с новыми партнерами, которые прежде не транслировали наши каналы, а также добивались увеличения числа наших каналов в пакетах операторов, с которыми уже работали. Как я уже говорил выше, охват аудитории, таким образом, увеличивался каждый месяц не меньше чем на 800 тыс. человек. Какой-то четкой зависимости между ростом аудитории и географическим расположением я бы не выводил. К примеру, в апреле мы получили дополнительную аудиторию в Казани и Самаре, в мае - в Челябинске и Ярославле, а в июне наши каналы включили в свои пакеты несколько операторов из семи областей России; ну и так далее.
T-C.: Как растет аудитория каналов «Ред Медиа» в сети спутникового телевидения «Триколор ТВ»? Чем объясняется быстрый рост?
Р.С.:
С платформы «Триколор ТВ» транслируются семь наших каналов - «Авто Плюс», «Боец», «365 дней ТВ», «Индия ТВ», «Комедия ТВ», «МНОГОсерийное ТВ» и «Русская ночь». Шесть каналов, исключая «Русскую ночь», включены в пакет «Оптимум», который включен у большинства абонентов оператора. Поэтому быстрый рост аудитории объясняется просто - увеличивается абонентская база «Триколор ТВ», а вместе с ней и аудитория наших каналов.
T-C.: Что показали измерения аудитории телеканалов компаниями «ГфК-Русь» и TNS Gallup Media? Одинаков ли интерес к разным телеканалам?
Р.С.:
Пока преждевременно говорить о сравнительных результатах измерений, поскольку в измерения «ГфК» мы попали еще в 2007 году и уже имеем данные за несколько кварталов, а пилотные результаты измерений TNS были получены только два месяца назад. Пока можно говорить о том, что данные по аудитории каналов показали близкие качественные характеристики, а количественные в разных случаях имеют разницу в 10-15%. Примечательно, что исследования как TNS, так и «ГфК» показали одну четверку наших каналов-лидеров по охвату аудитории - «Авто Плюс», «МНОГОсерийное ТВ», «365 дней ТВ», «Индия ТВ».
T-C.: Спасибо за интервью.

Беседовал Максим Мирошников.

Бурные события 1848-1849 годов, завершившие эпоху чешского национального Возрождения, были подготовлены нараставшим в течение семидесяти лет освободительным движением – важным этапом в развитии общественной мысли, революционной идеологии, национальной художественной культуры.

Отличительной чертой общественно-культурной жизни Чехии в условиях революционной ситуации 40-х годов XIX века был ее острополитический характер. Этому способствовали провозглашение – хотя и на короткий период – свободы печати, возросший художественный опыт деятелей чешской культуры, да и сама атмосфера Весны народов.

По всей стране распространяется небывалое до того времени число газет и журналов (главным образом радикально-демократического направления). В них открыто звучат политические речи.

Со сцены пражского Сословного театра раздаются пламенные призывы к защите отечества, непримиримости к реакции – внешней и внутренней, и если зачастую они вложены в уста Гусу, Жижке и другим национальным героям, то это отнюдь не ослабляет, а, напротив, усиливает производимый эффект, о чем ярко свидетельствует как реакция зрительного зала, так и отклики прессы.

Ян Гус и Ян Жижка

А на балах, приобретающих в эти годы значение общественно-политических клубов, обсуждаются актуальные проблемы современной жизни, звучат едкие эпиграммы Карела Гавличка-Боровского, исполняются музыкальные произведения, даже в названиях которых проявляются политические симпатии их создателей («Сон Жижки»).

Ходят по рукам статьи-памфлеты, красочно оформленные листовки со словами политических песен, призывающих к борьбе, высмеивающих действия австрийских властей, прославляющих славное боевое прошлое народа, его культуру и язык. А поскольку они поются на мелодии популярных, хорошо известных чешских песен, они мгновенно распространяются по всей стране. Небывалую популярность приобретают польские песни - песни родственного славянского народа, имеющего большой опыт политической борьбы и богатую песенную традицию.

«Повсюду ругают немцев-чужеземцев… повсюду звучат песни. Балы и славянские беседы устраиваются ежедневно. Реют чешские знамена» , – свидетельствует гость революционной Праги, поляк С. Целарский, вспоминая при этом Варшаву 1830-1831 годов.

Итак, сдвиги в общественном сознании и конфликты, которыми была ознаменована революционная ситуация в Чехии в канун 1848 года, нашли яркое отражение в сфере культуры. При этом оказалось, что не все выразительные средства и жанры сохранили свою эффективность в новых условиях. Ведущую роль начинают играть те виды культуры, которые способны реагировать на быстрые изменения в общественном климате и обеспечить мгновенный и непосредственный контакт с широкой демократической аудиторией, которые могут восприниматься коллективно. Этим в первую очередь объясняется бурное развитие публицистики, подчинившей себе все литературные жанры, интенсивный рост драматургической продукции, предпочтение в поэзии небольших лирических жанров, прежде всего гражданской лирики, песни.

Театр

Особым вниманием в этот период пользуется театр. Театральная программа, разрабатываемая в 30-е годы Й.К. Тылом, многолетняя борьба за ее воплощение создали предпосылки для существования политического театра революционных лет.

Поднявшаяся к революции чешская буржуазия учла всю силу его идеологического воздействия. По вопросам театра высказываются крупные общественно-политические деятели, о нем ведутся споры и дискуссии в печати. Интенсивность самой театральной жизни, рост драматургической продукции, реакция публики на спектакли - все это свидетельствует о немаловажной роли, которую играет театр в жизни Чехии в 40-е годы XIX века.

Политический характер чешского театра подтверждает и то обcтоятельство, что во главе его стоял Й.К. Тыл, который был дeпутатом сейма и представлял интересы сограждан. Почти все деятели театра принимали непосредственное участие в политической борьбе. Среди них И.И. Колар, близкий кругам радикалов, Ян Кашка - один из организаторов народных гвардий, автор брошюр-инструкций для этих вооруженных отрядов буржуазии. Драматурги и критики выполняли важные функции в новых политических органах (И. Фрич, Ф. Миковец). Из всех областей театральной культуры драматургия испытывала наиболее глубокое воздействие общественно-политической борьбы. Понимаемая как эффективное средство распространения важнейших общественно-политических идей, драма пользуется особым вниманием.

Театру вменялось в обязанность, чтобы у него было определенное отношение к происходящему, чтобы он отражал конкретные политические требования, ставил проблемы, волновавшие общество. Это вызвало к жизни агитационную драматургию, спектакли, имеющие политический смысл. Примером такой пьесы может служить «Мать Слава» Тыла (премьера спектакля состоялась в 1848 году в Сословном театре). Спектакль был приурочен к Славянскому съезду и показан его участникам.

Однако пьес подобного рода было немного. Драмы, поставленные на чешской сцене в конце 40-х годов, имели одну общую черту – это были пьесы современного звучания, использовавшие исторический материал. В условиях революционной ситуации драматурги, так же как публицисты, авторы песен, художники, обращаются к историческим событиям, и прежде всего к гуситскому движению. Сюжет о народной революции XV века, во-первых, легко соотносился с революционной проблематикой современности, и, кроме того, он давал возможность драматургам поставить большие этические проблемы. Можно было, не воспроизводя конкретную обстановку, обнажить сущность драматических ситуаций современности.

Не случайно постановки этих пьес, в первую очередь героических драм Й.К. Тыла, воспринимались в это время как политические события. Их успех имел характер политической демонстрации. Примером может служить премьера пьесы Тыла «Ян Гус» в Сословном театре Праги в 1848 году. Из отзывов пражской чешской и немецкой прессы мы узнаем, что за полтора часа до начала спектакля вся площадь перед театром была заполнена народом. В антрактах к этой толпе выходили те, кто смог попасть в зрительный зал, и передавали содержание каждого акта. В спектакле не было ни одной фразы, разоблачавшей пороки церкви, которая бы не заглушалась громкими аплодисментами.

С такой реакцией чешский театр встретился впервые. Ее вызвали сила революционного звучания пьесы, смелость драматурга, развернувшего перед восставшей Прагой картину бескомпромиссной борьбы с отступничеством и изменой.

В высшей степени злободневные свободолюбивые идеи пронизывают романтические драмы-сказки Тыла 1848-1849 годов. Не случайно одна из первых таких пьес («Упрямая баба») была названа современной критикой «политической школой народа». Неотъемлемую часть этих пьес составляли боевые куплеты, в которых автор высказывал свое отношение к обстановке в стране. Программная песня пьесы «Упрямая баба» – «Сбиты цепи и решетки» – исполнялась на каждом представлении несколько раз и завоевала популярность в Праге, её всюду пели.

Тот факт, что именно в 1848 году рождается идея создания чешcкого Национального театра путем участия всех слоев нации в сборе средств на его строительство, свидетельствует о том, что театральный вопрос занимает важное место в борьбе чешского общества за национальное самоутверждение, национальную культуру.

Девиз: «Народ – себе», под которым проходил сбор средств на строительство Национального театра, стал одним из политических лозунгов этого времени.

Публицистика

Характерная особенность культурного развития Чехии второй половины 40-х годов XIX века – бурный подъем публицистики.

«В журналистике отныне заключена вся наша литература… » – констатировал в начале 1849 года Карел Сабина, защищая право радикалов на самостоятельную политическую газету, подчеркивал, что он не склонен доверять в эти дни книгам, так как они не способны дать то, что можно ждать от газет и журналов – непосредственный и быстрый контакт с читателем, возможность мгновенной реакции на события: «Газеты пишут народы… книги же пишут отдельные лица. Газеты – это сама эпоха, сама борьба за бытие и небытие, газеты – это суд, на котором все открыто печати».

В 1848-1849 годах в Праге выходит 37 политических газет – небывалое до того времени количество. Резко возрастают тиражи газет и журналов. Усиливается их дифференциация. В условиях завершения Возрождения живой интерес к прессе способствовал политическому образованию широких масс. Это хорошо осознают сами редакторы.

«Мы глубоко убеждены, – читаем в газете «Пражский вечерний лист», – что большая часть населения, которая до сего времени мало обращала внимания на литературу и общественную жизнь, ныне приобщена к чтению нашей газеты. Следовательно, на нас падает обязанность активного воздействия на политическое мышление».

Журналы реагируют на революционную ситуацию, они меняют свою структуру. Беллетристика уступает место политическому комментарию, фельетону, диалогу, «картинкам из жизни» и другим жанрам, характерным для газет. Происходит стирание четких граней между публицистическими и беллетристическими жанрами.

Это можно увидеть на примере эволюции фельетона. Если в середине 40-х годов раздел фельетона в газете включал биографии современных общественных деятелей, военачальников, дневники, статистические обзоры и подобные материалы, то уже через несколько лет в нем стала появляться литературная и театральная критика, небольшие зарисовки пражской жизни в форме легкого шутливого рассказа, отрывки из произведений древнечешской литературы и современной беллетристики, как чешской, так и зарубежной.

Все более тесное сближение литературы с публицистикой было вызвано стремлением авторов приблизить действительность к читателю.

За годы революционного подъема была создана база чешской журналистики. Почетное место в ней заняла политическая публицистика, раскрывающая основные противоречия и тенденции общественной жизни, утверждающая идею борьбы. Журналы предоставили возможность чешским писателям публиковать произведения, идейно и тематически ориентированные на современность. Получили дальнейшее развитие традиционные беллетристические жанры, возникли новые.

Бурный размах журналистики в конце 40-х годов создал условия для сатиры, в том числе политической, расцвет которой стал одним из ярких моментов культурного развития этих лет. Уже с начала 40-х годов отсутствие сатиры в чешской литературе, в частности в публицистике, ощущалось как определенный недостаток. Актер Ян Кашка призывает Рубеша – редактора журнала «Палечек, любитель шуток и правды» чаще обращаться к сатире: «Жаль, очень жаль, что ты так редко вкладываешь в руки своему Палечеку хлыст. Выделывая свои веселые коленца, он легко мог бы нанести им пару ударов, а смех смягчил бы их».

Большие заслуги в развитии политической сатиры этих лет принадлежат К. Гавличку-Боровскому – автору эпиграмм, сатирической прозы и политических песен. В начале 1849 года начинают выходить три сатирических журнала, в том числе «Шотек» под редакцией Гавличка-Боровского. На его страницах Гавличек мог в какой-то степени воплотить свои давнишние представления о сатире, сопровождая ее для большей наглядности рисунками. Гравюры С. Пинкаса, иллюстрирующие диалоги, уличные сцены, сообщения, усиливали воздействие печатного слова.

1849 год считается годом рождения чешской карикатуры.

Песни

Говоря о специфике общественно-культурной жизни Чехии 40-х годов, нельзя не упомянуть о массовых песнях, завоевавших в эти годы огромную популярность. Своими корнями они уходят к «крамаржским песням» .

Взят и способ их распространения – в виде листовок с указанием адреса книгоиздателя. Темы этих песен – призывы к восстанию, комментарии к событиям в Чехии и за рубежом, прославление чешского языка.

Большое распространение получают польские песни. Обращение к польской культуре вообще характерно для чешской поэзии, публицистики, драматургии этого периода. В ней чехи видели пример, которому они в какой-то степени стремились подражать. Кроме того, симпатии к этой славянской культуре имели в Чехии глубокие традиции.

Вклад чешской культуры 40-х годов XIX века

Чешская культура 40-х годов XIX века внесла большой вклад в сокровищницу национальной культуры:

  • Она оставила богатую драматургию, вошедшую в историю национального театра на равных правах с драматургией второй половины XIX века.
  • Определяются пути и принципы создания чешского национального театра.
  • 1848 год дал новую программу чешской литературе: в статье К. Сабины «Демократическая литература» впервые было выражено требование связать литературу с революционными изменениями действительности.
  • Стремительное развитие публицистики обогатило художественную литературу, вызвало к жизни политическую сатиру.
  • Драматургия и публицистика много сделали для воспитания чешского читателя и зрителя, они способствовали формированию национального сознания народных масс, тем самым активно включаясь в социальное и национальное движение.


Л.Н. Титова «Специфика культурного развития Чехии в условиях революционной ситуации 40-х годов XIX века», 1978 г.