Начальный курс по географии. Полезные материалы по географии. Методы обучения в географии

География одна из наук о планете Земля — нашем общем доме, единственная планета Солнечной системы, где живёт представитель вида Homo sapiens — человек разумный. На ней обитают и мирно сосуществуют многочисленные представители животного и растительного мира. Есть материки, океаны и воздух, без которого жизнь невозможна. К сожалению, обитаемые миры, покорённые человеком галактики и вселенные, остаются реальностью только в мире научной фантастики.

Земля из космоса (вид с поверхности Луны) ()

Пределы обитаемой Ойкумены — это то, что изучает география. Границы изведанного мира значительно расширились, когда человек впервые облетел планету, вышел в космическое пространство, смог месяцами и годами жить и работать в условиях невесомости на станциях, выведенных на планетарную орбиту. И всё-таки, несмотря на активное развитие науки и технологии, единственной космической поверхностью, на которую ступил человек, остаётся наш спутник Луна.


Луна - спутник Земли ()

Борьба за первенство в космосе потеряла свою актуальность, но возросла роль географии в современном мире. Сегодня ни одной стране мира, насколько бы развитой она не была, не вытянуть космические путешествия за пределы системы Земля-Луна только с помощью своего экономического потенциала. Поэтому вопрос о том, зачем необходимо изучать географию, актуален именно сейчас, потому что будущее за совместными мировыми проектами. Именно коллективное сотрудничество множества стран, участвующих в строительстве, разработке, выделении финансовых средств и интеллектуальных ресурсов способно помочь человечеству подняться в освоении космоса на ещё одну ступеньку.

Сегодня подобный проект уже существует — это международная космическая станция (МКС), построенная силами нескольких государств (начало строительства — 1998 год), изначально ведущих в космической отрасли. Россия лидер ещё и потому, что первая в мире запустила на орбиту Земли отечественную космическую станцию «Салют».


Международная космическая станция )

Следующая станция после Луны для молодого поколения ясна — это Марс. А сейчас самое время знакомства с новой наукой, которая поможет понять значение географии в целом, узнать, насколько наша планета уникальна и неповторима не только в Солнечной Системе, но и сама по себе, несущая жизнь во всём многообразии видов.


Планета Марс ()

Земля — это не только одна из планет Солнечной системы, ей посчастливилось быть обитаемой. Поэтому роль географии в решении глобальных проблем человечества велика и воистину необъятна. Человека окружает удивительный по красоте, многообразный и неповторимый мир. В нём действуют свои законы и ежесекундно происходят те или иные природные процессы и явления, которые влияют на человека положительно или отрицательно.


Вид на гору Фудзияма, Япония ()


Северное сияние, Финляндия ()

Люди видят смену сезонов года, как рассветы сменяются закатами, а по небу проносятся облака и грозовые тучи. Становятся свидетелями разрушительных землетрясений, извержений вулканов, наводнений и цунами. Читают новости о новых видах животных и растений, об изменении границ и названий государств и о многом другом. «Что», «где» и «почему» — главные вопросы, которые издревле волнуют людей. Роль географии в жизни человека состоит в том, чтобы объяснять природу происходящих вокруг процессов и явлений.


Торнадо, США ()


Извержение вулкана Шивелуч, Камчатка, Россия ()


Волна цунами, высотой в 1,5 метра, Япония ()

Тема географии и географических фактов широко представлена всемирным кинематографом. Создано богатое наследие художественных и документальных фильмов о роли географии в мире. Ей посвящали свои труды — стихи и прозу — поэты и писатели золотого и серебряного века: И. Ландо, Ф.Тютчев и т.д.

Не отстают от признанных мастеров пера и школьники 21-го века. Перевернув первую страницу учебника, они незаметно погружаются в мир интереснейшего предмета, узнавая истинную роль географии в современном обществе. Свои эмоции от регулярных географических открытий они стараются перенести на бумагу.

Одно из главных значений географии в жизни человека — это расширение его кругозора. На протяжении жизни люди своими глазами видят, как меняется мир, в котором они живут. Изменения русел рек и климата, появление и исчезновение озёр, новых видов животных и растений, государств и тому подобное происходит не где-то на Марсе или Венере, а рядом с нами каждый день. Быть частью этих изменений, понимать их причины, уметь прогнозировать будущее и стремиться сделать жизнь на планете лучше — этому и учит удивительная географическая дисциплина.


Южная часть России (вид из космоса) ()

Что изучает география и кто её придумал?

В целом, география — это наука о Земле. Термин образован из двух греческих слов «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю).Дословно переводится как «описание земли» или «землеописание». Следовательно, география естественная наука, цель которой описывать процессы, происходящие в окружающем пространстве. Почему именно греческие слова стали основой для ввода нового термина в жизнь?

С этим географическим моментом связана интереснейшая история, возраст которой более 2000 лет.

Считается, что имя учёного, давшего название науке «география», Эратосфен Киренский, величайший древнегреческий философ. Он жил на рубеже 3-го и 2-го веков до нашей эры. Сегодня можно с уверенностью сказать, насколько мощным для развития науки стал прорыв, которому с лёгкой руки дал старт Эратосфен, вклад в развитие географии этого человека оказался воистину великим.

Основоположник науки «география» впервые использовал термин в своих философских трудах. До нашего времени сохранились упоминания о книге Эратосфена «география». Хотя ничего удивительного в этом нет — он был вторым главным хранителем знаменитой Египетской Александрийской библиотеки (после грека Зенодота Эфесского, филолога и поэта, комментатора Гомера), существовавшей в античной Александрии. Естественно, что ему был открыт доступ к трудам соотечественников, и тех, кто жил до них.

Именно доступ к многочисленным материалам побудил античного учёного создать обобщённый географический трактат. На вопрос, что сделал Эратосфен для географии, кратко можно ответить следующим образом: он заново переписал данные обо всех населенных землях своей эпохи. При этом Эратосфен опирался только на фактический материал, подтвержденный папирусами и другими источниками знаний.


Эратосфен Киренский ()

Благодаря своему труду на многие века Эратосфен стал тем, кто открыл географию как науку. Причина не только в том, что он придумал своему детищу новое имя. Живой ум учёного выхватил из изученных описаний важные факты и впервые сформулировал причинно-следственные связи, которые до сих пор являются актуальными. Поэтому недаром считается, что Эратосфен — «отец» географии.

Прежде всего, надо разобраться в том, какой вклад в географию внёс Эратосфен, почему он запомнился своим современникам больше всего, и как вышло, что именно его выводы дошли до нашего времени почти в неизменённом состоянии.

  • Эратосфену приписывают «рождение» понятия «климатические пояса Земли». Он смог математически точно объяснить границы между ними, которые и сейчас аналогичны современным взглядам на экватор, тропики и полярные круги, только называл немного иначе.
  • Он также первопроходец в создании карт. Его картографический труд, дошедший до наших дней — это карта Ойкумены. Он перенёс на неё всю актуальную информацию о новых землях, полученную благодаря военным экспедициям Александра Македонского и его последователей. Её главные достоинства: вполне угадываемые контуры суши и морей на значительном отрезке земной поверхности, с возможностью реального расчёта расстояний. В поисках своего «рая» — удивительной Индии, — Колумб считал эталоном именно карту Эратосфена. Он по ней планировал своё путешествие, доказывая относительную близость объекта поиска, если двигаться от европейских берегов в западном направлении.
  • Эратосфен вычислил земную окружность по экватору (40 тысяч км), «промахнувшись» всего 200 км. А это такой пустяк, если учесть чем пользовался для своих измерений и умозаключений великий учёный-грек, живший 22 века назад, далёкий от калькуляторов и современных смартфонов.


Карта Эратосфена - Обитаемая Ойкумена ()

Умозаключения Эратосфена помогли в дальнейшем сформировать критерии, по которым определился главный предмет пристального изучения новой дисциплины. В данном случае «земная поверхность» — это то, что изучает физическая география с древних времён и до наших дней. Эратосфен оказался не только выдающимся аналитиком античности, но и настоящим учёным, оказавшим влияние на развитие науки географии на последующие тысячелетия.

Роль, значение и место географии в хозяйственной деятельности человечества

Говоря о роли географии в целом, надо помнить, что её суть почти не изменилась. Ведь недаром вопрос: «Почему географию называют древней наукой?» — считается уместным до сих пор. Современный человек, вооруженный знаниями и новейшими технологиями, занимается тем же, что и человек древнейший: описывает и изучает поверхность земли и её изменения, отображая это в доступной ему форме. В отличие от наших далёких пращуров, которые оставляли свои знания об окружающем мире в виде примитивных угольных рисунков на стенах родной пещеры, в распоряжении человека имеется более широкий спектр инструментов и приборов. С их помощью он описывает новое явление и фиксирует его различными методами: графическими, в виде текстового файла, 3Д формата, телеметрии и т.п.


Метеостанция Владивосток, Россия )

Первоначальному накоплению географических знаний, как ни странно, способствовали междоусобные и захватнические войны. Отсюда начинается отсчет, сколько лет науке географии. Издревле завоеванные земли заселялись семьями победителей, народности смешивались, росла торговля, а вместе с ней и спрос на экзотический товар и специи.

Древний Египет, как самый процветающий и сильный регион, снаряжал военные компании в центральную часть Африканского континента, по побережьям Красного моря и Средиземноморья ещё в начале 3-го столетия до н.э. Соответственно, кругозор людей расширялся. Копились и приумножались знания об окружающих пространствах, прогрессировали умения в области использования небесных светил как основных ориентиров, облегчавших путь древним путешественникам. Поэтому роль географии в жизни общества росла, так как от правильных знаний, например, зависел успех ведения земледелия и скотоводства. Если бы люди не наблюдали ежегодно за разливом рек и другими периодическими природными явлениями, древние отрасли хозяйства не смогли бы успешно развиваться. Таким образом, география способствовала появлению древних календарей и заложила основы, объясняющие смену сезонов.


Понятие Календаря )

Тогда же силами и наблюдениями предков современных пакистанцев были открыты муссонные ветра, влияющие на земледелие и животноводство Юго-Восточной Азии. Географические компоненты присутствуют и в древнеиндийских трактатах. Например, в «Ведах» есть целая глава о космологии того времени, а в «Махабхарате» имеется список океанов, горных систем и священных рек.

Подводя краткий итог, можно с уверенностью сказать, что в начале своего развития география имела значение описательного характера. Где бы человек ни жил, он всюду занимался накоплением знаний, которые передавались из поколения в поколении не только обменом личного опыта, но и посредством сложения поэм, стихов, философских трудов и т.п.


Передача и обмен знаниями ()

Ответ на вопрос, «какие объекты изучает география?» многолик и многогранен. Парой слов его не охватить. Потому что географическая оболочка, в которой живёт человек — это сложная структура, в которой все природные элементы тесно взаимосвязаны между собой. Нарушить связи между ними проще простого, понять и сохранить неизменными — намного труднее.

Однако, специфичность и многочисленность объектов исследования привели к тому, что единая географическая дисциплина разделилась на ряд узконаправленных отраслевых ветвей. И теперь география это система наук!


Система географических наук ()

Основное деление коснулось природы и экономики. Поэтому география в системе географических наук делится на две части: физическую и экономическую, изучает природу и законы развития мирового хозяйства соответственно.

С недавнего времени выделяют и третью — социальную, так как эра глобальных географических открытий уже закончилась, а изучение условий жизни и деятельности населения планеты как части природы происходит до сих пор.

Существует и неофициальное деление, в котором отдельно от этих трёх ветвей выделяют географическую картографию.

Однако и это не предел разделения. Вопросы в каждый части географии настолько объёмны, что каждая отраслевая группа дробится дальше, напоминая дерево с ветками. Например, физическая география распадается на три подгруппы, анализирующие разные предметы исследования.

  • Землеведение — отслеживает особенности географической оболочки.
  • Ландшафтоведение — рассматривает многообразие природно-территориальных комплексов.
  • Палеогеография — рассказывает о физико-географических условиях земного геологического прошлого.

Эти научные дисциплины тоже объёмные, поэтому имеют свою иерархию по видам изучаемых объектов. Они могут объединяться в общий альянс, изучая один элемент географической оболочки, но под разными углами. Так, в частности, альянс по изучению водных объектов подразделяется на следующие науки-категории:

  • о климате (климатология);
  • о погодных условиях (метеорология);
  • о рельефе (геоморфология);
  • о океанах (океанология);
  • о льдах (гляциология);
  • о природных водах (гидрология).


Древо Географии ()

В зависимости от глубины исследования и количества предметов изучения, эти науки дробятся дальше. Например, гидрология изучает воду во всём её многообразии, но вода это не только дождь и снег. На планете множество водных объектов, требующих более детального изучения. Так возникла лимнология, изучающая озёра планеты и их особенности, болотоведение, где из названия уже ясен предмет пристального внимания учёных-географов и т.п. Подобное дробление необходимо, чтобы успешно решать задачи современной науки географии.

Разнообразные типы почв и живых организмов «раскладывают по полочкам»:

  • Почвенная география.
  • Биогеография.

Развитие технического прогресса в течение 20-го века показало, как география связана с другими науками. Стали появляться новые географические учения, возникающие на стыке соприкосновения с иными самостоятельными не географическими дисциплинами. Так, например, появилась география:

  • медицинская;
  • экологическая;
  • инженерная;
  • социально-экономическая;
  • картографическая и т.д.

Изучив богатое на ветви географическое древо, можно подвести итог, зачем изучать географию: предмет настолько многогранен, что необходимы десятки других дисциплин, чтобы понять что, как и почему происходит на планете в целом и вокруг человека в частности.


Разноликое человечество ()

Как изменялась специфика предмета изучения географии с древних времён до настоящего времени

Сегодня поразительно думать о том, что история развития географии как науки началась в глубокой древности. Для накопления знаний о земной поверхности и отображении их на географических картах и в описаниях, человечеству потребовались тысячелетия. Причём, география живая наука, и накопительный процесс познаний продолжается до сих пор. Современным школьникам и студентам достаточно открыть атлас — и весь мир перед их глазами. Тогда как их современники, жившие более двух тысяч лет назад, озадачивались вопросом: далеко ли от них находится край земли.

В течение долгого времени, пока география «взрослела», до получения ею полноценного «аттестата» — титула самостоятельной науки, формировались и совершенствовались основные формы организации исследований. Изначально это были пешие и гужевые путешествия и экспедиции. Потом им на смену пришли комплексные наблюдения на специально оборудованных станциях (антарктические, арктические, высокогорные, глубоководные, шахты). И технический апогей 21-го века — мультикомплексные исследования с космических орбитальных станций, которые решают задачи современной географии.

Белых пятен на мировой карте уже давным-давно нет, но в мире достаточно мест, куда до сих пор ещё не ступала нога «белого» человека и таких районов достаточно:

  • части внутренней Антарктиды;
  • дебри Амазонки;
  • высокогорная область Тибета;
  • горные районы Кордильер, Анд и великих Гималаев;
  • российская необъятная Сибирь и Дальний Восток;
  • центральные районы Австралии;
  • районы Великих пустынь — Сахары, Гоби и т.п.


Дебри Амазонки ()


Гималаи, панорама ()


Антарктида, панорама с высоты птичьего полёта ()

Начальная физическая география — это основа всех последующих знаний о земной поверхности. Структура курса представлена 4-мя рубриками, изучив которые станет понятно, что изучает современная география:

  1. Земная поверхность в плоскостном начертании.
  2. Оболочки планеты: лито, атмо, гидро, био.
  3. Человечество как объект изучения.
  4. Взаимодействие природы и человека.

Итогами изучения этих тем будут новые знания о том:

  • как использовать изображение Земли на планах и картах и определять «адреса» географических объектов;
  • как обобщать полученный «багаж знаний»;
  • как правильно описывать процессы, происходящие в 4-х основных географических оболочках плане.

Процесс изучения начальной физгеографии даёт старт воспитанию географической культуры, пониманию специфического языка науки, способности самостоятельно искать ответы на вопросы, используя многочисленные ресурсы географической направленности.


Дети с глобусом ()

Словарь

Гужевой транспорт — вид транспорта, в котором повозки приводятся в движение животными (лошадьми, волами и т.п.). Образовано от слова «гуж» — кожаная или верёвочная петля в упряжи.

Цели обучения географии

Основная цель обучения географии вытекает из главной цели обучения и воспитания – формирование всесторонне развитой личности. В этом плане география хорошо выделяется среди других предметов и является единственным, в сферу рассмотрения, которого входят естественные, общественные, социальные объекты и явления. Исходя из этого, цели географии достаточно широки:

1.Очень важно раскрыть географическую картину мира, которая включает природу, население и хозяйство. Важно раскрыть понимание территориальных различий окружающего мира, объективность его характера и значения для жизни людей; 2. Выработать научные взгляды на взаимосвязь природы и объектов, на пространственные особенности этой взаимосвязи; 3. Воспитание нравственности, формирование широко взгляда на мир и любви к своей Великой Родине; 4. Раскрыть основы общественного производства, охраны природы и рационального природопользования с социально-экономической и естественнонаучной точки зрения.

Замечание 1

Известный российский географ В.П. Максаковский в такое понятие как «географическая культура » вводит следующие основные компоненты – географическая картина мира, географическое мышление, методы географии, язык географии. Он считает, что эти компоненты как признаки одинаково важны и для специальной, и для массовой географической культуры.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа 460 руб.
  • Реферат Начальный курс физической географии 280 руб.
  • Контрольная работа Начальный курс физической географии 220 руб.

Географическая культура современного человека и, в первую очередь, школьника, в широком её понимании, слагается из составных частей:

  1. Научное восприятие окружающего мира;
  2. Владение географическим языком – географические понятия, термины, названия;
  3. Развитое аналитическое (географическое) мышление с умением находить причинно-следственные связи;
  4. Развитые пространственные представления и умение «переложить» географическое знание на карту, умение ей пользоваться;
  5. Обязательная геоэкологическая образованность, экологическое сознание;
  6. Умение все географические знания использовать на практике, в повседневной жизни.

Что изучает физическая география

Изучение географии начинается с начального курса физической географии . В этом начальном курсе впервые раскрываются понятия о природном комплексе, взаимосвязи его компонентов и его целостности. В курсе дается начальное представление о самом крупном природном комплексе Земли – географической оболочке и основных её составляющих – литосфере , гидросфере, атмосфере и биосфере.

Развитие литосферы происходит под влиянием внешних и внутренних процессов. Важнейшая закономерность географической оболочки – круговорот всех веществ. Малый и большой круговорот воды связан со всеми оболочками, но ведущая роль принадлежит гидросфере. Изменение одного компонента географической оболочки приводит к изменениям всех её составляющих.

Замечание 2

Начальный курс физической географии, рассматривая общие географические понятия о целостности географической оболочки, закладывает фундамент для дальнейшего изучения географии. Курс содержит богатые возможности формирования научного мировоззрения. Именно в этом курсе начинает развиваться абстрактное мышление, закладываются основы экологического воспитания, бережного отношения к природе, к той среде, в которой живет человек. Начальный курс физической географии формирует многие умения, необходимые не только для наблюдения природных явлений, но и правильного поведения в природе.

В физической географии выделяется три раздела:

  1. Общее землеведение , рассматривающее общие закономерности в строении и развитии географической оболочки планеты;
  2. Физическая география материков и океанов , изучающая особенности природы крупнейших природных комплексов мира – материков и океанов;
  3. Ландшафтоведение. В сфере его изучения находятся геосистемы на региональном или локальном уровне.

Начальный курс этой очень интересной и важной науки рассматривается не только в школах в качестве обязательного предмета, но также в колледжах и университетах.

Методы обучения в географии

Любая наука, в том числе и география (в данном случае - физическая и экономическая ), имеют свои методы исследования. Мы рассматриваем географию, которая изучается в учебных заведениях всех типов – школы, колледжи, вузы – речь идет о преподавании этой дисциплины, которое тоже имеет свои методы. В этом плане, по характеру познавательной деятельности, можно выделить следующие методы обучения :

  1. Объяснительно-иллюстративный. Метод дает возможность учителю, преподавателю передать учебную информацию с использованием наглядного пособия. На базе закладываемого запаса теоретических знаний позже можно организовать самостоятельную работу с аудиторией. Отрицательным моментом является то, что восприятие, осмысление, запоминание происходит пассивно со стороны обучающихся – школьников, студентов;
  2. Репродуктивный метод. При использовании этого метода чаще всего происходит закрепление знаний и формирование умений и навыков. Специально организованная система заданий позволяет организовать деятельность аудитории во время учебного процесса по многократному воспроизведению знаний и умений. В данном случае организуется и побуждается деятельность, логика действий определяется планом или инструкцией. Все действия выполняются по образцу, т.е. репродуцируются;
  3. Метод проблемного изложения. Цель этого метода заключается в том, чтобы показать, что путь к познанию, движение к истине, является сложным путем и продемонстрировать образец доказательного решения. Проблема ставится и четко формулируется, а также решается самим преподавателем. Учащиеся только следят за ходом рассуждений, осмысливают и запоминают, получая, таким образом, образец научного рассуждения;
  4. Частично-поисковый метод. Главная его цель – обучить поиску решения проблемы или её отдельных этапов. Научить самостоятельному применению знаний и вести поиск новых. Безусловно, этот метод может применяться с опорой на уже имеющиеся знания и большую роль при этом играет эвристическая беседа – система логически взаимосвязанных вопросов, которые соединены таким образом, что каждый последующий вытекает из содержания ответа на предыдущий вопрос;
  5. Исследовательский метод. Это не что иное, как самостоятельное изучение нового материала. Технология применения метода выглядит следующим образом:
  • Наблюдение и изучение фактов;
  • Постановка проблемы;
  • Выдвижение гипотезы;
  • Создание плана решения;
  • Осуществление намеченного плана;
  • Формулировка результатов;
  • Проверка результатов;
  • Вывод о том, где можно применить результаты проведенного исследования.

    Данный метод в реальном учебном процессе используется очень редко, потому что требует больших затрат времени и хорошую подготовку учащихся к исследовательской работе через выполнение все усложняющихся заданий. Помимо хорошей подготовки к исследовательской работе необходима еще мотивация учащихся для включения в деятельность.


«Согласовано»

Руководитель ШМО

_____________.

Протокол № ___ от

«____»____________2011 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР МОУ

_____________

«____»____________2011 г.

«Согласовано»

Директор МОУ

Морозова.Н.Ф.

Приказ № ___ от «___»____2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Ухорской Светланы Юрьевны

I квалификационная категория

по учебному курсу «География. Начальный курс»

6 класс

Базовый уровень

2015 - 2016 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)

Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

    стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2008 г.

    примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2008 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2008 г.

Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии.

Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Цель курса:

заложить основы географического образования учащихся.

Задачи, решаемые в этом курсе, для достижения поставленной цели, можно сформулировать следующим образом:

Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

    основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

    географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

    существенные признаки географических объектов и явлений;

    находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;

    приводить примеры

    составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

    определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

    применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

    учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

    наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

    проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Используемый УМК:

    Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.

    И.В.Колесник.География.6 класс.Рабочая тетрадь.,Издательство «Лицей»,2010г.

    Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.

    Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1-го учебного часа в неделю.

Обращаем внимание на то, что в Федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации 1 час в неделю учебного предмета «География» в VI классе перенесен в региональный (национально-региональный) компонент. Этот час рекомендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса географии ( VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности. В связи с тем,что программа рассчитана на два класса выделяю отдельно 6 и 7 класс.6 класс: I раздел- « Источники географической информации»- 10 часов, раздел II – «Природа Земли и человека»-25.Итого 35 ч.

Учебно-тематическое планирование по географии

КОЛ-ВО ЧАСОВ

УРОКА

ТИП УРОКА

ТЕМА УРОКА

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Д.З.

Пар.§.

РАБОТА С ТСО,учеб. нагл.пособ..

ПРАКТИКА

Раздел: I . Источники географической информации. (10 ч.)

Введение.Что изучает география,развитие географических знаний.Виды геогр.изображ.

Знать:источники географической информации.Уметь работать с глобусам. Определять географические координаты, определять способы изображения земной поверхности

Просмотр видеофильм:.Имена на карте.(Никитин,Хабаров) написание конспектов,работа с текстом.

Анализ конт.карт

Индивидуальный опрос

1,2.

1 неделя сентября.2-5.

Урок формирования новых знаний

Нанесение на конт.карту географических объектов и явлений,их описание маршрутов исследования.

Уметь работать с глобусам, познакомиться с географическими координатами, научиться использовать условные знауи

Практика № 1 Нанесение на конт.карту маршрутов исследования

Работа с картой.,

атласом

К.к

Комбинированный урок

От плана местности к геог.карте.План местности.Чтение топографических карт.

Знать:ориентирование, план, азимут,компас.Определение высоты точки на местности, горизонтали,условные знаки, топография.

Показывать:

Условные топографичес-кие знаки, виды масштаба.

Практика №2 Чтение карт,планов.,определить месторасположение географических объектов

Урок формирования новых знаний

Географическая карта-особый источник информации. Легенда.Масштаб,стороны горизонта

Знать: виды масштаба, уметь применять в практике,научить решать задачи,используя масштаб.

Стороны горизонта, азимут, измерять расстояния.

Пр.№3 Определение направлений на местности и плане, в

масштабе.

Анализ карт,планов.

27-22

сентября.

Комбинированный

Составление простейших планов.Условные знаки.

Определять стороны горизонта, азимут, измерять расстояния.

Виды съемок

:маршрутная.полярная,

глазомерная

Пр.№ 4 Решение пр.задач. Составление простейшего плана местности

Анализ карт,

планов.

Комбинированный

Методы изучения Земли.Значение.Работа географов.Использование географической карты,геог.источников.

Познакомить с особыми источниками информации.

Научить писать конспекты по уроку.

Просмотр «Русские картографы»,написание конспектов

Пр.р. 5. Составление харак.карт.

Самост.работа.Фронтальный опрос

8-6

октября

Комбинированный

Глобус. Градусная сеть на глобусе и карте,широта,долгота.

Пр.№6. Определение географических координат

Самостоятельная работа

11. 12.

15-13

октября

Комбинированный

Географическая широта.

Научить определять географические координаты

Пр.№7 Определение элементов гр.сети и географических координат

Контрольная работа №1

22-20

октября

Итого за 1 четв.

8

7

1

Комбинированный

Геграфическая долгота.

Научить определять географические координаты

Пр.№8 Определение

географических координат

29-27.0ктяб.

Урок систематизации знаний

Обобщение знаний по теме «Карта.»

Знать,что такое космическая.Картографическая и стат.методы.

Закрепить знания и научиться применять в практике

Работа с карточками

Работа с географическими координатами

тестирование

12-10

ноября

Раздел II . При рода Земли и человек. (24) ЛИТОСФЕРА (7)

7

Урок формирования новых знаний

Земля –планета Солнечной системы.Солнце источник жизни на Земле. Форма.Размеры Земли.Влияние космоса. Литосфера .

Знать:форму и размеры Земли,строение Земли,планеты Солнечной системы.

Формировать знания о оболочках Земли.

Просмотр:

« Строение Земли». Физическая карта полушарий, коллекция горных пород

Пр.р. 1 Составление и объяснения схем: «Положение Земли»

Самостоятельная работа,инд опрос

16,3

19-17

ноября

Урок формирования новых знаний

Положение Земли в Солнечной системе,движение вокруг своей оси,солнца.Развитие геогр.знаний о Земле.

Знать положение Земли в солнечной системе,дни равноденствия и солнцестояния,уметь монологически высказываться о мире в древности.

Физическая карта полушарий,

Пр. №2.

Объяснение схем: движение вокруг своей оси,солнца.

Работа с картой,

фронт. опрос

26-27

ноября

Комбинированный

Земная кора.Строение. Горные породы.

Основные географические понятия и термины географические явления и процессы.

Пр.раб. №3 «Изучение свойств минералов.Различие гор по высоте ».

К.карта,фронт.опрос.

17.

18.

декабря

Урок формирования новых знаний

Вулканы,землетрясения.Основные зоны землетрясения.

Геология, археология.

Шкала землетрясений.

Физическая карта полушарий, карта «Строение земной коры».

Работа с тетрадью,пр.р.№4, «Нанесение на карту осн.зон землетрясение и вулканизма»!

К.карта.

Самост.раб.

18. 19

10-8

декабря

Комбинированный

Рельеф Земли,основные формы рельефа суши и дна мирового океана.Типы гор по высоте

Знать термины и влияние рельефа на жизнь и деятельность людей

Физическая карта полушарий.

Пр.р.№5 «Различие гор и равнин по высоте»

К.карта.

тестиование

20.

17-15

декабря

Комбинированный

Равнины. Типы равнин по высоте

Описывать равнины по плану.

Уметь работать с контурной картой

Работа с тетрадью

Контрольная работа №2

П.21

24-22

декабря

2 четверть

Полуг

18 уроков

16

5

Итого 13

1

Итого 2

Комбинированный

Минеральные ресурсы Земли Воздействие хозяйственной деятельности людей на литосферу.

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов, явлений,знать меры по сохранению и рац.исп.рес.

Физическая карта полушарий.

Работа с тетрадью

Фронтальный опрос

П.22

января

Гидросфера (6)

Комбинированный

Гидросфера водная оболочка Земли.Чости гидросферы:Мировой океан,воды,суши.

Знать строение,состав гидросферы: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океане, течения.

Физическая карта полушарий,

Объснять схемы мирового океана.Выявить наибольшие части гидросферы

Самостоятельная работа с картой

января

Комбинированный

Части мирового океана, свойства вод. Методы изучения.Мировой круговорот.

Уметь определять ФГП частей мирового океана

Называть и показывать физическую номеклатуру. Знать;Соотношение в % суши и водной поверхности. Уметь;описывать по плану учебника

Пр.р.№1 нанесение на к/к. Частей мирового океанаПерешейки, острова, полуострова согласно программе.

К.карта.

января

Комбинированный

Источники пресной воды на Земле. Проблемы,связанные с пресной водой.Реки,озера,подземные воды.

Знать; состав вод суши,особенностирек,озер,под.вод.Уметь;описывать по плану учебника

Физическая карта полушарий.

Океаны и их составные части согласно программе, нанесение на к/к.

К.карта

Урок обобщения знаний

Значение рек для природы и человека. Наводнения, правила безопасности.

Хозяйственное значение.

Знать прородное и хозяйственное значение рек,примеры наводнений в мире,Рациональное использование водных ресурсов.Природные памятники гидросферы.

Карта Мирового океана.

Работа с таблицами,рисунками,видеоуроком.Пр.р. 2. «Описание реки»

фронт.опрос.

февраля

Урок систематизации знаний

Ледники. Искусствен-ные водоемы.Гидроресурсы своей местности.

Уметь ориентироваться по карте и свободно показывать ФН.

Работа по карте

Уметь показывать физическую номенклатуру

тестирование

Термины,сообщения

Урок систематизации знаний

Коррекция, обобщение знаний по теме Гидросфера

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений

Карта Мирового океана.

Работа с тетрадью

Контрольная работа

3

Атмосфера (7)

Урок формирования новых знаний

Атмосфера –воздушная оболочка Земли. Из чего состоит атмосфера. Человек и атмосфера

Знать и понимать основные географические понятия и термины по теме « «Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода» .

Работа с рабочей тетрадью

Наблюдения за погодой

Самост.работа

Схемы по п.35

Урок формирования новых знаний

Изменение состава атмосферы во времени.Нагревание воздуха и его температура.Типы ветров.Давление.

Географические явления и процессы в атмосфере

использоватьнаблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности

Пр.р.

Наблюдения за погодой

Самост.работа

П.36-38

Урок формирования новых знаний

Влага в атмосфере.Атмосферные осадки.

Знать распределение тепла и влаги на поверхности Земли

Физическая карта полушарий.

Работа с тетрадью

Фронт.опрос

П.40

марта

3 четверть.

Урок формирования новых знаний

Элементы погоды,способы их измерения,Роза ветров,суточные и годовые колебания температуры.

Знать причины образования ветра

Наблюдения за погодой

П.39

Комбинированный

Погода,климат.Пути адаптации человека к климатическим условиям.

Использовать учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий

Работа с рабочей тетрадью

Наблюдения за погодой

П.42-43

апрель

Комбинированный

Построение графика хода температуры,диаграммы облачности, розы ветров

Работа с рабочей тетрадью

Работа с тетрадью

фронтальный

Зад.по тетр.

Урок обобщения

Итоговое тестирование

Использовать полученные знания

тестирование

апреля

БИОСФЕРА (4)

Урок формирования новых знаний

Биосфера. Устройство.Разнообразие растительного и живого мира.

Знать;распространение растений и животных на земле. Природные ландшафты

приводить примеры : использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды

Работа с тетрадью

Индив.

П.46

апрель

Урок формирования новых знаний

Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы ПК. Природные зоны мира.

Понимать географические процессы и явления в биосфере

приводить примеры : использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,

Практическая работа:Описание природных зон.

К.карты

Работа с картами

П.47

33

3

Урок систематизации знаний

Присобление организмов к среде обитания. Организмы в мировом океане

Моделировать базовые общеучебные навыки и умения.

Работа с карточками

Работа с тетрадью

Контрольная работа.

П.48

34

4

Урок систематизации знаний

Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду.Взаимосвязи компонентов природы. Природные комплексы.

Моделировать базовые общеучебные навыки и умения.

Работа с карточками

Работа с тетрадью

Самостоятельная работа

П.50

34 урока+ 1ч. резерв= 35

Итого.

13

4+4

Календарно-тематический план

п\п

урока

Тема урока

Домашнее задание

Практические работы

Дата изучения

Дата проведения урока

РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ.

1

1

Что изучает география? Вращение Земли и ее следствие.

§1, §2, 44 Практическая работа РТ с.4-6, Зд:1-3

Изображение Земли на глобусе и карте.

2

1

План местности. Условные знаки. Масштаб.

§4, 5, РТ с.18-21,Зд:1,2

3

2

Ориентирование на местности. Компас. Азимут

§6,

4

3

Географическая карта. Градусная сеть. Параллели и меридианы.

§10

§11, К/К с.42-43, Зд:1

5

4

Географические координаты (широта, долгота)

§12, 13; К/К с.44-45, Зд:1, с.48-49, Зд:1,3,4,5

6

5

Работа с картой (урок-практикум.)

Определение расстояний, направлений, географических координат точек на карте

ПРИРОДА ЗЕМЛИ.

Как устроена наша планета.

7

1

Облик земного шара. Материки и океаны. Части мирового Океана.

Практическая работа

§3,9,23,24

РТ с.25-27,Зд:1,2

К/К с 52-53, Зд:1,2,4,6

«Работа с контурной картой»

8

2

Свойство вод мирового океана. Температура и соленость вод.

§ 25

9

3

Движение вод в Мировом океане. Волны, цунами, приливы, отливы, течения.

§26,§27 К/К с 52-53, Зд:3

Внутренние строение Земли.

10

1

Горные породы, слагающие земную кору.

§17

11

2

Внутреннее строение Земли. Методы изучения земных глубин. Земная кора и литосфера.

§16

12

3

Движение литосферных плит.

§18

13

4

Землетрясения.

§18

14

5

Вулканы, горячие источники, гейзеры.

§19

Рельеф Земли.

15

1

Рельеф, его назначение для человека. Изображение рельефа на планах и картах.

§14, 15 РТ с.16-17,Зд:1,2; с.23-24, Зд:1,2.

16

2

Основные формы земного рельефа. Горы и равнины суши.

§20, К/К с.46-46, Зд:1

17

3

Равнины. Образование равнин и их изменение во времени.

§21, п. 1,2,4 К/К с.50-51, Зд:1,2,4,5

Работа с контурной картой. «Нанесение географической номенклатуры».

19

4

Урок обобщение и контроля знаний.

Атмосфера и климат Земли.

20

1

Атмосферный воздух Температура воздуха.

§35 §36 §37, Практическая работа: РТ с.28-30. Зд:1 а),б)

21

2

Атмосферное давление. Ветер.

§38,39

22

3

Атмосферные осадки облака.

§40, §41

23

4

Погода и климат. Влияние погоды и климата на здоровье людей.

§42, 43, РТ с.34. Зд:3

24

5

Циркуляция атмосферы. Наблюдение за погодой. Практическая работа „Наблюдение за погодой и обработка собранных материалов : составление графика температуры “.

«Составление таблицы «Воздушные массы и постоянные ветры земного шара»».

25

6

Климат Земли. Работа с климатическими картами (урок-практикум).

Вода – кровеносная система Земли.

26

1

Круговорот воды в природе.

§22

27

2

Реки в природе и на географической карте.

§30

28

3

Озера. Ледники. Горное и покровное оледенение.

§31,32

29

4

Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота.

§29

30

5

Урок обобщения знаний

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – СРЕДА ЖИЗНИ.

31

1

Биосфера – живая оболочка Земли.

§47

32

2

Географическая оболочка.

§48

33

3

Взаимодействие человека и природы. Стихийные бедствия. Виды хозяйственной деятельности и степень их воздействия на природу.

§49

ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ

34

1

Человечество – единый биологический вид. Численность населения земли.

§51§52

35

2

Государства на политической карте мира.

Практическая работа: К/К с.54-55, Зд:1,2,3,4,5

Практическая работа „Определение положения государства на материке; нанесение на контурную карту границ государств, названных в теме, столиц и определение их географических координат“

Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 – го класса:

Тема ”План и карта”

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

Тема ”Литосфера”

Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская (Русская), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.

Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.

Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.

Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.

Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.

Тема ”Гидросфера”

Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.

Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.

Рифы: Большой Барьерный риф.

Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.

Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.

Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.

Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.

Тема ”Человечество на Земле”

Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.

Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япон

Учитель: Ухорская С..Ю.

География - общеобразовательный предмет, который начинают изучать в средних классах школы. Программа по географии включает в себя три блока - общую географию, физическую географию и экономическую географию. Все эти разделы очень важны для тех, кто хочет открыть для себя новый мир, познать процессы, которые в нем происходят. Тем более что многие школьные предметы так или иначе базируются на знании географии.

Компактно и наглядно

Изучение этого предмета невозможно представить без наглядных материалов - таблиц, схем, диаграмм и, конечно же, географических карт. составлена таким образом, что в ней предусмотрено время для самообразования школьников. Необходимый материал для этого можно найти в учебниках, но зачастую его оказывается недостаточно, чтобы хорошо понять тему. Обучение предполагает также написание рефератов на различные темы. Многие школьники изучают географию через Интернет, получая недостающую информацию на различных ресурсах. Для помощи школьникам в изучении географии онлайн существуют специальные сайты с видеоуроками и текстовой информацией, сформированной в соответствии с программой по географии для общеобразовательной школы.

Такие ресурсы не предлагают готовые работы по предмету - подобные сайты предназначены для дистанционного обучения. Они дают школьникам возможность побывать на уроках , получить ту информацию по предмету, которую они пропустили или не поняли. Это отличное подспорье в самообразовании. Основным преимуществом видеоуроков является наглядность. Это не сухой текст учебника или статья с сайта. Материал в видеоуроках дается преподавателем точно так, как это происходит на занятиях в школе. В подборке видеоуроков по географии онлайн отражена вся программа по предмету, что исключает необходимость перемещения с ресурса на ресурс в поисках материала и экономит время учеников.

В поисках информации - в интернет

Школьная программа по географии охватывает огромный пласт материала, который освоить самостоятельно не под силу ни одному ученику. Часы, отпущенные на изучение предмета в классе, не позволяют педагогу в полном объеме осветить все темы, школьникам приходится самостоятельно разбирать недопонятый материал. Еще 10-15 лет назад единственным подспорьем для детей при изучении географии были учебники и энциклопедии.

В современном мире овладевать знаниями можно не выходя из дома, просто подключившись к сети Интернет и набрав в строке поисковой системы запрос «география онлайн ». Для написания реферата информацию по-прежнему надо собирать по крохам на разных ресурсах, а для восполнения пробелов в знаниях достаточно лишь побывать на видеоуроках. Такой вариант обучения подходит и тем, кто не может постоянно ходить в школу по каким-либо причинам. Нередко это трудности со здоровьем, которые служат предпосылкой для обучения только дома. Хотя многие школьники просто предпочитают обучаться удаленно, не посещая класс.

Так как основной целью любого обучения является формирование всесторонне образованной и развитой личности, то обучение географии преследует ту же цель. Но эта наука имеет характерные отличительные особенности, так как является чуть ли не единственным предметом, который рассматривает как естественные процессы, происходящие в природе, так и общественно-социальные объекты. Очень часто предметом рассмотрения становится влияние деятельности человека на окружающий мир. Поэтому цели, которые преследует география, имеют всеобъемлющий характер:

  • Во-первых, необходимо дать понять, что такое географическая картина мира с ее природными богатствами, населением и хозяйственной деятельностью человека. Научить определять территориальные различия, их характер, значение в жизни коренного населения.
  • Во-вторых, с научной точки зрения посмотреть на взаимосвязь социальных объектов и природы, на территориальные черты и особенности их взаимодействия.
  • Воспитывать в подрастающем поколении нравственность, миролюбие и патриотизм.
  • Показать этапы развития производственной деятельности человека, его отношение к охране природы и рациональному подходу при использовании ее богатств. Все эти аспекты необходимо рассматривать с научной точки зрения.

Ученым с мировым именем российским географом В.П.Максаковским в понятие "географическая культура" были введены такие компоненты, как географическая картина мира, географическое мышление, язык и методы познания географии. Он считал это важным не только для узкоспециальной географической, но и для массовой культуры.

В понятие "географическая культура" для любого современного человека, в том числе и школьника, входит следующее:

  • изучать окружающий мир с научной точки зрения;
  • уметь пользоваться географическим языком через понятия и термины;
  • аналитически мыслить и всегда выявлять причинно-следственные связи;
  • уметь пользоваться картой и показывать на ней все пространственные представления о мире в рамках географии;
  • быть подкованным в области геоэкологии, развивать чувство экологического сознания;
  • знать, как научные географические познания применять на практике.

Предметы изучения физической географии

Представление о науке начинается с вводного курса обучения, который называется физическая география. На этом уровне происходит знакомство с таким понятием, как природный комплекс, его компонентами и их взаимосвязью.

В начале идет ознакомление с самым крупным природным комплексом Земли, которым является географическая оболочка с 4-мя ее основными составляющими: литосферой, гидросферой, атмосферой и биосферой.

Неотъемлемой закономерностью географической оболочки является круговорот веществ. На формирование литосферы оказывают влияние внутренние и внешние факторы. Если говорить о малом и большом круговороте воды, то ведущую роль здесь играет гидросфера, хотя связан он со всеми географическими оболочками Земли. Как только произойдут небольшие изменения в каком-либо одном компоненте географической оболочки, так моментально изменения коснутся и всех ее остальных составляющих.

Главная цель, преследуемая начальным курсом физической географии, состоит в том, чтобы показать целостность строения географической оболочки, заложить фундамент науки для дальнейшего ее изучения. Благодаря этому создаются предпосылки для развития научного мировоззрения. Начиная с этого курса идет развитие абстрактного мышления, формируется основа геоэкологического воспитания, поднимаются вопросы, связанные с природоохранной деятельностью. И еще он учит не только наблюдать за природными явлениями, но и разумно вести себя, прикасаясь к богатствам природы.

Три раздела физической географии:

1. Землеведение - рассматривает вопросы геоморфологического строения и развития твердой географической оболочки.

2. География материков и океанов - изучает природные особенности этих комплексов;

3. Ландшафтоведение - оценивает состояние геосистемы на региональном уровне.

Начальному курсу физической географии уделяется очень большое значение, поэтому он изучается не только в школах, колледжах, но и в университетах.

С помощью каких методов происходит обучение

Географию условно делят на физическую и экономическую, для каждой из которых существуют свои методы изучения. Так как физической географии уделяют внимание, практически, на всех уровнях обучения (от школы до университета), то существуют различные методики преподавания этой дисциплины. Метод обучения зависит от характера познания этой науки, например:

1. Иллюстративно-объяснительный - основан на применении наглядных пособий, которые помогают учителю максимально раскрыть тему урока и тем самым получить положительный эффект от такой подачи материала. Как только будет накоплена база теоретических знаний, можно перейти на самостоятельную работу аудитории. У этого метода существует и отрицательный момент: обучаемые пассивно запоминают и осмысливают предмет.

2. Репродуктивный метод побуждает кдействию. С помощью этого метода закрепляются знания, формируются навыки. Он нацелен на многократное воспроизведение полученных знаний. В процессе воспроизведения активируется логика, побуждается деятельность. Все это проходит в соответствии с планом действий, по определенному образцу (инструкции).

3. Способ проблемного изложения тоже преследует определенную цель. Через сложный путь познания истины демонстрируется выход из сложившейся ситуации, как образец борьбы с проблемой, которая четко формулируется преподавателем и им же решается. Учащимся остается только следить за ходом мысли учителя и запоминать доказательство, которое является образцом научного изложения.

4. Поисково-частичный метод настроен на практическое обучение учащихся находить способ решения поставленной проблемы. Благодаря этому методу можно самостоятельно применять собственные знания и получать новые. Конечно, этот метод опирается на уже приобретенные знания и одна из главных ролей здесь отводится эвристической беседе, которая выстраивается по системе логически связанных вопросов, соединенных между собой следующимпринципом: следующийвопрос содержится в ответе на предыдущий.

5. Исследовательский-этометод самостоятельного изучения нового материала, алгоритм которого проходит по следующей схеме:

  • процесс изучения интересующих фактов;
  • выявление проблемы;
  • гипотеза появления этой проблемы;
  • разработка плана действий;
  • поэтапная работа в соответствии с намеченным планом;
  • подведение результатов;
  • контрольная проверка;
  • итог: где могут пригодиться результаты данного исследования.

К сожалению, этот метод практически не доступен ученикам, так как реализация его не обходится без больших затрат, на его осуществление уходит большое количество времени и нужна тщательная подготовка учащихся, которые должны быть еще и мотивированы для такого рода деятельности.