Практики применения классификации операций сектора государственного управления. V. Классификация операций сектора государственного управления. Составление и исполнение бюджетов без косгу

Основные термины, способы установления, сферы использования классификации регулирует главный документ в области бюджетных правоотношений — Бюджетный кодекс РФ, который был утвержден еще в 1998 году федеральным законом № 145-ФЗ. В этом документе данному вопросу посвящена целая глава – четвертая.

Что такое КБК

Бюджетная классификация является одинаковой для всех бюджетов кодификацией доходов, расходов и источников покрытия дефицита , с помощью которой возможно осуществлять сопоставление показателей указанных бюджетов. Кодификация применяется в бюджетном процессе постоянно, начиная с момента формирования бюджета и заканчивая составлением отчета об его исполнении.

На основании статей 20-23.1 Кодекса за Министерством финансов РФ закреплены уникальные полномочия, подразумевающие закрепление перечня кодов и правил отнесения к ним показателей бюджета нормативно-правовым актом министерства – приказом.

На данный момент коды классификации установлены приказом указанного ведомства от 1 июля 2013 года №65н, утверждающим порядок применения КБК.

Статья 19 Кодекса разделяет классификацию на четыре основные части: доходную, расходную, источники финансирования дефицитов бюджета и операции сектора государственного управления (КОСГУ). Каждой из этих составляющих посвящены отдельные части вышеупомянутого приказа.

Структура кода на примере

КБК представляет собой двадцатисимвольный код, при этом для каждой составляющей части символов группировка разрядов своя.

Для доходов коды выглядят следующим образом:

Первые три символа отвечают за кодификацию администратора доходов, то есть дают определение того, какое именно ведомство ответственно за то или иное доходное поступление.

Следующий разряд в КБК разделяет доходы бюджета на определенные виды. Их всего два. Один из них объединяет в себе налоговые и неналоговые доходы, другой – безвозмездные поступления. Каждая группа в свою очередь разделяется на подгруппы. Так, у первой группы (налоговые и неналоговые доходы) таких подгрупп восемнадцать, а у второй всего семь. Детальный перечень всех подгрупп утвержден в составе приказа №65н.

Для обозначения расходов бюджета также используется двадцатисимвольный код, который несколько отличается от доходного по своей структуре. Единственное их сходство заключается в том, что и в том, и другом коде (как, впрочем, и в КБК источников покрытия дефицита) первые три разряда классифицируют главного распорядителя (администратора) средств бюджета, а последние три цифры соответствуют определенным КОСГУ.

Расходная классификация показателей бюджетов состоит также из кодов раздела (два символа – четвертый и пятый), подраздела (также два символа, шестой и седьмой), целевой статьи расходов (состоит из семи знаков – от восьмого до четырнадцатого разряда КБК) и вида расходов (три цифры).

При этом исключительное право устанавливать перечень и наименования разделов расходов (их всего четырнадцать), подразделов (у каждого раздела свои) и видов расходов (общие для всех расходов) принадлежит в нашей стране Минфину.

А вот с целевыми статьями не все так однозначно. Начиная с бюджета 2014 года, при его формировании применяется программный метод. А в связи с тем, что у Федерации, регионов и муниципалитетов имеются свои собственные программы, классифицировать их одинаково для всех бюджетов не представляется возможным. Поэтому в Бюджетный кодекс были внесены соответствующие уточнения, возлагающие полномочия по определению кодов целевых статей и правил их применения на финансовые органы бюджетов всех уровней.

При этом изменилась и структурная составляющая целевых статей. Во-первых, начиная с 2014 года в классификации впервые разрешили применять буквенные обозначения. Перечень их строго определен приказом №65н. Во-вторых, при программном бюджете первые две цифры в коде целевой статьи стали указывать на соответствующую государственную или муниципальную программы, третья цифра – детализировать подпрограмму, ну а последние четыре – кодифицировать конкретное направление расходов.

Где и как узнать КБК

В случае, если вы не являетесь работником финансового органа, вопрос о присвоении расходных кодов становится несколько неактуальным. Для индивидуальных предпринимателей, крупных и мелких фирм, а также физических лиц, являющихся налогоплательщиками, основной вопрос заключается в применении доходного КБК , а также в том, где и как его узнать.

Решением данного вопроса могут стать сайты, специализирующиеся на оказании помощи налогоплательщикам. Специальные сервисы могут помочь заполнить квитанцию для оплаты налога, в которой теперь необходимо указывать КБК.

Кроме того, выяснить код можно самостоятельно, обратившись к уже вышеупомянутому приказу Минфина России №65н. В данном приказе отдельным приложением за каждым федеральным ведомством закреплены те налоговые и неналоговые доходы, администратором которых оно является, с указанием полных кодов КБК.

Примеры разбора кодов

Для наглядности стоит привести несколько примеров применения кодов бюджетной классификации различных налоговых и неналоговых платежей.

НДС – налог на добавленную стоимость

Главным администратором НДС на товары, реализуемые на территории нашей страны, а также ввезенные к нам из Беларуси и Казахстана, является Федеральная налоговая служба России (код 182). Именно она отвечает за сбор налога, уплату по нему пеней и штрафов. А вот для НДС на товары из других стран администратором будет является Федеральная таможенная служба с кодом КБК 153.

Таким образом, при уплате налога КБК будут следующие:

  • для налога на российские товары – код доходного администратора бюджета «182», группа первая «1», подгруппа «03», статья доходов «01», подстатья «000», элемент «01», код подвида «1000», КОСГУ «110», для уплаты пеней по этому налогу изменяется подвид с «1000» на «2000», для штрафов – на «3000»;
  • для налога на белорусские и казахстанские товары – код администратора «182», группа «1», подгруппа «04», статья доходов «01», подстатья «000», элемент «01», код подвида «1000», КОСГУ «110», для пеней и штрафов подвид также изменяется на «2000» и «3000» соответственно;
  • в случае, если товары ввозятся из другой страны, коды будут такие же, как и для белорусских и казахстанских товаров, за исключением кода главного администратора. Он будет 153.

НДФЛ – налог на доходы физических лиц (2-НДФЛ, 3-НДФЛ)

У этого налога только один администратор доходов – Федеральная налоговая служба, имеющая код 182. При перечислении этого налога КБК будет зависеть от статьи Налогового кодекса, на основании которой взимается налог.

  • Для уплаты налога с доходов налогового агента в целом применяется следующий КБК – код администратора доходов бюджета «182», группа «1», подгруппа «01», статья доходов «02», подстатья «010», элемент «01», код подвида «1000», КОСГУ «110», для уплаты пеней по этому налогу изменяется подвид с «1000» на «2000», для штрафов – на «3000».
  • Для предпринимателей, частных нотариусов и лиц, занимающихся частной практикой, код следующий – администратор «182», группа «1», подгруппа «01», статья доходов «02», подстатья «020», элемент «01», код подвида «1000», КОСГУ «110», для штрафов и пеней подвид так же, как и для других налогов «2000» и «3000» соответственно.
  • Для физических лиц для уплаты налога с доходов, полученных в случаях, указанных в статье 228 Налогового кодекса, КБК является администратор «182», группа «1», подгруппа «01», статья доходов «02», подстатья «030», элемент «01», код подвида «1000», КОСГУ «110».

ЕНВД – единый налог на вмененный доход

Выплачивается организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на него добровольно. Уплата осуществляется по следующему коду: администратор «182», группа «1», подгруппа «05», статья доходов «02», подстатья «010», элемент «02», код подвида «1000», КОСГУ «110».

УСН – упрощенная система налогообложения

Коды классификации для уплаты этого налога разнятся в зависимости от того, что именно налогоплательщик выбрал в качестве объекта налогообложения:

  • Для выплат УСН с доходов КБК следующий: администратор «182», группа «1», подгруппа «05», статья доходов «01», подстатья «011», элемент «01», код подвида «1000», КОСГУ «110».
  • Для выплат УСН с разницы между доходами и расходами – администратор «182», группа «1», подгруппа «05», статья доходов «01», подстатья «021», элемент «01», код подвида «1000», КОСГУ «110».
  • Для зачисления минимального налога – администратор «182», группа «1», подгруппа «05», статья доходов «01», подстатья «050», элемент «01», код подвида «1000», КОСГУ «110».

Изменения в 2019 году

На 2019 год действуют следующие коды бюджетной классификации:

  • По пенсионным взносам по основным и пониженным тарифам: 182 1 02 02010 06 1010 160.
  • Медицинские взносы: 182 1 02 02101 08 1013 160.
  • Социальные взносы: 182 1 02 02090 07 1010 160.
  • Взносы на травматизм: 393 1 02 02050 07 1000 160.

Учитываются ли коды КОСГУ при планировании и исполнении бюджетов в 2016 году? Производится ли детализация поступлений и выбытий по кодам КОСГУ при формировании плана финансово-хозяйственной деятельности?

Различными нормативными актами, изданными в последнее время, исключаются ссылки на применение классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) из Бюджетного кодекса, Федерального закона № 83-ФЗ , Закона об автономных учреждениях и ряда других документов, регулирующих деятельность государственных (муниципальных) учреждений. Коды КОСГУ также исключаются из структуры кода бюджетной классификации РФ. При этом КОСГУ по-прежнему остается составной частью бюджетной классификации РФ. Бухгалтеры и экономисты учреждений, привыкшие к тому, что КОСГУ до 2016 года была чуть ли не основной классификацией, в соответствии с которой планировались и осуществлялись расходы и поступали доходы, сейчас гадают, стоит ли ее применять и если да то, в каких случаях. В статье постараемся разъяснить ситуацию с применением КОСГУ с 2016 года.

Составление и исполнение бюджетов без КОСГУ

Составление и исполнение бюджетов, начиная с бюджета на 2016 год, осуществляется без применения КОСГУ.

Планирование и использование доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета, составляющих бюджет, осуществляется в соответствии с установленными классификациями (группировками) доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета путем присвоения соответствующих кодов.

До 2016 года составной частью структуры кода классификаций (группировками) доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета являлся код КОСГУ (последние три цифры структуры кода). Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 22.10.2014 № 311-ФЗ в ст. 20, 21, 23 БК РФ, с 2016 года такой код из названных классификаций исключен.

Таким образом, теперь в составлении и исполнении бюджетов КОСГУ не участвует.

Соответствующие изменения внесены приказами Минфина РФ от 08.06.2015 № 90н, от 01.12.2015 № 190н в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания № 65н). О порядке применения Указаний № 65 при исполнении бюджетов в 2016 году разъяснено в Письме Минфина РФ от 04.02.2016 № 02-05-10/5485.

Согласно обновленным Указаниям № 65н сейчас вместо кода КОСГУ в последних трех цифрах структуры кода классификации доходов бюджета указывается аналитическая группа подвида доходов бюджета, классификации источников финансирования дефицита бюджета – аналитическая группа вида источников финансирования дефицита бюджета, классификации расходов бюджета – код вида расходов бюджета (далее – код ВР).

Стоит отметить, что коды аналитических групп подвида доходов бюджета и аналитических групп вида источника финансирования дефицита бюджета соответствуют ранее применяемым кодам КОСГУ. Поэтому переход на новые правила формирования кода классификации доходов бюджета и классификации источников финансирования дефицита бюджета особых затруднений не вызывает.

Что касается формирования кода классификации расходов бюджета, здесь все намного сложнее. Код ВР является более укрупненным группировочным кодом, чем код КОСГУ. Поэтому порядок его присвоения соответствующим расходам отличается от порядка присвоения кодов КОСГУ. Далее рассмотрим особенности применения кодов ВР.

Код ВР вместо кода КОСГУ.

В качестве методической помощи по переходу с кодов КОСГУ на коды ВР Минфин разработал различные сопоставительные таблицы, размещенные на официальном сайте в разделе «Бюджетная классификация РФ».

Также увязка кодов ВР и кодов КОСГУ представлена в приложении 5.1 к Указаниям № 65н, которым необходимо руководствоваться в 2016 году (Письмо Минфина РФ от 04.02.2016 № 02-05-10/5485).

Наиболее распространенными кодами ВР, в частности, являются:

1) при закупке товаров, работ и услуг – код ВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». Сюда включаются многие расходы, возникающие в рамках заключенных договоров (расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, прочих услуг, расходы на приобретение основных средств, материальных запасов и прочие расходы);

2) при выплате заработной платы – код ВР 111 «Фонд оплаты труда учреждений»;

3) при возмещении командировочных расходов – код ВР 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда». Стоит отметить, что данный код включает несколько видов командировочных расходов (возмещение суточных, расходов на приобретение проездных билетов, расходов на оплату найма жилья).

Исключение КОСГУ из нормативной базы для государственных (муниципальных) учреждений

Исполнение бюджетов осуществляется, в том числе, через казенные учреждения, являющиеся участниками бюджетного процесса. Кроме того, в расходовании бюджетных средств участвуют бюджетные (автономные) учреждения, к которым эти средства поступают в виде субсидий. Таким образом, изменения, связанные с отменой КОСГУ для исполнения бюджетов, затронули также нормативную базу, регламентирующую деятельность государственных (муниципальных) учреждений, а именно:

1) в части осуществления операций (расходов) за счет средств учреждений:

а) операции со средствами бюджетных учреждений больше не учитываются по кодам КОСГУ (п. 5 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ исключен Федеральным законом от 29.12.2015 № 406-ФЗ (далее – Федеральный закон № 406-ФЗ));

б) расходы, производимые бюджетными (автономными) учреждениями, за счет средств целевых субсидий (в том числе субсидий на цели осуществления капитальных вложений), не будут проверять на соответствие кодам КОСГУ (п. 16 ст. 30 Федерального закона № 83-ФЗ и п. 3.10 ст. 2 Закона об автономных учреждениях, в редакции Федерального закона № 406-ФЗ);

2) в части финансового планирования:

а) из формы бюджетной сметы, а также порядка ее заполнения исключили указания на коды КОСГУ. Теперь показатели сметы формируются в разрезе кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов (п. 4, 8, 11 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденных Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н, в редакции Приказа Минфина РФ от 17.12.2015 № 201н (далее – Приказ № 201н));

б) из формы плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетных (автономных) учреждений, а также порядка его формирования исключили детализацию по кодам КОСГУ (Приказ Минфина РФ от 24.09.2015 № 140н «О внесении изменений в Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 г. № 81н» (далее – Приказ № 140н)). Детализация плановых показателей по выплатам учреждения теперь осуществляется по кодам ВР. Причем согласно обновленной редакции Приказа № 140н (в редакции Приказа № 201н) такую детализацию необходимо производить уже с 1 января 2016 года (то есть при составлении планов финансово-хозяйственной деятельности на 2016 год);

3) в части раскрытия и опубликования информации об учреждении. При предоставлении и размещении на официальном сайте www.bus.gov.ru информации о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества коды КОСГУ не указываются. Например, при публикации сведений о кассовых выплатах учреждения (Порядок предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденный Приказом Минфина РФ от 21.07.2011 № 86н, в редакции Приказа № 201н).

Применение КОСГУ для ведения учета и составления отчетности

С 2016 года КОСГУ используется исключительно для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ. Об этом свидетельствуют обновленные редакции ст. 18 БК РФ и разд. V Указаний № 65н.

Исходя из приведенных норм законодательства государственные (муниципальные) учреждения продолжают использовать КОСГУ в 2016 году в целях ведения учета и составления отчетности.

Порядок применения кодов КОСГУ приведен в разд. V Указаний № 65н. В нем отмечено, что особенности использования кодов КОСГУ в целях бухгалтерского (бюджетного) учета также могут быть определены в нормативных актах Минфина, регулирующих бухгалтерский (бюджетный) учет.

При использовании учреждениями кодов КОСГУ в 2016 году необходимо учитывать следующие новшества:

1) доходы государственных (муниципальных) учреждений от поступлений субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания теперь отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ. Напомним, что ранее они учитывались по статье 180 «Прочие доходы» КОСГУ;

2) на подстатью 212 «Прочие выплаты» КОСГУ теперь следует относить возмещение работникам (сотрудникам) расходов, связанных со служебными командировками, в том числе:

  • расходов на проезд к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы транспортом общего пользования, соответственно, к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы;
  • расходов на наем жилых помещений;
  • дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных);
  • иных расходов, произведенных работником в служебной командировке с разрешения или ведома работодателя в соответствии с коллективным договором или локальным актом работодателя.

Следует отметить, что ранее на подстатью 212 КОСГУ относились лишь расходы на выплату суточных. Остальные оплачивались по различным статьям КОСГУ исходя из их экономического содержания;

3) если расходы на проезд к месту служебной командировки и обратно возникают на основании заключенных договоров по оказанию транспортных услуг, их следует отражать по подстатье 222 «Транспортные услуги» КОСГУ;

4) если расходы на наем жилого помещения на период направления работников (сотрудников) в служебные командировки возникают на основании заключенных договоров гражданско-правового характера на оказание услуг по проживанию в жилых помещениях, то данные расходы должны быть отнесены на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Перечисленные новшества введены в Указания № 65н Приказом Минфина РФ от 01.12.2015 № 190н.

Особенности применения КОСГУ для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета.

В бюджетном (бухгалтерском) учете государственных (муниципальных) учреждений КОСГУ учитывается при формировании рабочего плана счетов.

Рабочий план счетов утверждается учреждениями в рамках формирования учетной политики (п. 21 Инструкции № 157н).

Напомним, что номер счета бюджетного (бухгалтерского) учета, включаемый в рабочий план счетов, состоит из 26 разрядов.

Согласно п. 21 Инструкции № 157н, п. 3 Инструкции № 174н , п. 3 Инструкции № 183н коды КОСГУ указываются учреждениями в 24 – 26-м разрядах номера счета рабочего плана.

С 2016 года в структуре номера счета (в разрядах с 15 – 17-й) бюджетным (автономным) учреждениям также следует указывать аналитический код поступлений (выбытий), соответствующий (п. 2.1 Инструкции № 174н, п. 3 Инструкции № 183н):

  • по доходам – коду аналитической группы подвида доходов бюджета;
  • по расходам – коду вида расходов;
  • по источникам финансирования дефицита бюджета – коду аналитической группы вида источников финансирования дефицита бюджета.

Например, для начисления расходов на возмещение суточных командированным сотрудникам за счет средств субсидии на выполнение государственного задания бюджетное учреждение культуры включит в рабочий план счетов следующий счет:

Особенности применения КОСГУ для составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

В соответствии с инструкциями № 191н , 33н государственные (муниципальные) учреждения обязаны применять КОСГУ для составления следующих форм бюджетной (бухгалтерской) отчетности:

  • отчета о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723) и отчета о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721). Данные формы заполняются бюджетными и автономными учреждениями;
  • отчета о движении денежных средств (ф. 0503123) и отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121). Данные формы составляются казенными учреждениями.

Информацию о финансовых поступлениях и выбытиях в перечисленных формах следует заполнять с детализацией по КОСГУ.

Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) заполняется бюджетными (автономными) учреждениями, начиная с отчетности за I квартал 2016 года, в разрезе аналитических кодов, соответствующих виду поступлений (доходов, иных поступлений, в том числе от заимствований (источников финансирования дефицита средств учреждения), виду выбытий (расходов, иных выплат, в том числе по погашению заимствований). То есть в разрезе той аналитики, по которой отражаются плановые показатели в плане финансово-хозяйственной деятельности. В частности, детализацию по выплатам в указанном отчете необходимо проставлять по кодам ВР. Ранее показатели по выплатам в таком отчете отражались тоже в разрезе кодов КОСГУ.

Начиная с 2016 года при планировании и исполнении бюджетов КОСГУ не применяется. Поскольку государственные (муниципальные) учреждения напрямую или косвенным образом участвуют в исполнении соответствующих бюджетов, ссылки на применение КОСГУ исключены из нормативных актов, связанных, в частности:

  • с финансовым планированием таких учреждений;
  • с осуществлением кассовых выплат (проведением операций) за счет средств учреждений;
  • с раскрытием и размещением информации об учреждениях на сайте www.bus.gov.ru.

Несмотря на это, КОСГУ остается обязательной для применения в целях ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности. Государственные (муниципальные) учреждения в 2016 году продолжают использовать коды КОСГУ для формирования рабочего плана счетов и применения таких счетов, кроме того, в разрезе таких кодов заполняют отчетные формы бюджетной (бухгалтерской) отчетности.

Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.12.2015 № 227н).

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.12.2015 № 228н).

Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. Приказ Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н (в ред. Приказа Минфина РФ от 31.12.2015 № 229н).

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н (в ред. Приказа Минфина РФ от 17.12.2015 № 199н).

Все операции сектора государственного управления в Российской Федерации имеют четко выраженную систему классификации.

В построение классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) заложено 3 принципа:

1) принцип влияния на чистую стоимость активов;

2) принцип влияния на секторы экономики;

3) принцип раздельного учета операций между подсекторами.

Классификация операций сектора государственного управления приведена в приложениях 4, 11, 16 к учебному пособию. Она включает 8 разделов:

100 Доходы

200 Расходы

300 Поступление нефинансовых активов

400 Выбытие нефинансовых активов

500 Поступление финансовых активов

600 Выбытие финансовых активов

700 Увеличение обязательств

800 Уменьшение обязательств.

Дальнейшая детализация классификации операций сектора государственного управления производится посредством статей и подстатей.

Классификация операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) группирует операции исходя из воздействия, которое они оказывают на активы и пассивы сектора государственного управления.

Введение кодов операций сектора государственного управления в состав кода бюджетной классификации является принципиальным отличием от ранее действующей бюджетной классификации. Введение КОСГУ позволяет:

Классифицировать не только движение денежных средств, но и активов и обязательств сектора государственного управления;

Применять метод начисления в бухгалтерском учете бюджетной сферы.

В статистике государственных финансов активы подразделяются на: нефинансовые и финансовые, а пассивы определяются обязательствами сектора государственного управления. При этом для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации должно выполняться базовое соотношение:

НФА + ФА = О +ЧСА, (1)

где НФА - нефинансовые активы;

ФА - финансовые активы;

О - обязательства;

ЧСА - чистая стоимость активов.

Таким образом, чистая стоимость активов представляет собой разность между совокупными активами и обязательствами:

ЧСА = (НФА + ФА) - О. (2)

Доходы и расходы представляют собой операции, соответственно увеличивающие или уменьшающие чистую стоимость активов сектора государственного управления. Остальные операции рассматриваются с точки зрения поступления или выбытия активов, увеличения или уменьшения обязательств сектора государственного управления.

Структура экономических активов сектора государственного управления представлена на рисунке 3.

В соответствии с принципом воздействия на активы и пассивы КОСГУ не относит к доходам, например, средства от продажи основных средств. Если те или иные элементы основных средств реализуются по балансовой стоимости, то такие операции не затрагивает величину чистой стоимости активов. Ее результатом является изменение структуры соотношения активов и пассивов за счет обмена одного актива (нефинансового актива) на другой актив (финансовый актив). Подобная операция отражается, с одной стороны, как поступление финансовых активов (код 510 «Поступление на счета бюджетов» или 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности» КОСГУ). А с другой стороны - как выбытие нефинансовых активов (код 410 «Уменьшение стоимости основных средств» КОСГУ).

Пример_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рис. 3. Структура экономических активов сектора государственного управления.

Аналогичным образом к расходам не относятся операции, связанные, например, с приобретением основных средств. Результатом такой операции также является изменение структуры баланса активов и пассивов. При этом один актив (приобретенный нефинансовый актив) меняется на другой актив или обязательство (выплаченные денежные средства либо обязательство в виде кредиторской задолженности). С одной стороны подобная операция отражается как поступление нефинансовых активов (код 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ), а с другой - как выбытие финансовых активов или увеличение обязательств (код 610 «Выбытие со счетов бюджетов» или код 730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности» КОСГУ).

Пример_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КОСГУ построена таким образом, чтобы обеспечить полное соответствие остатков (запасов) активов и пассивов сектора государственного управления на начало и конец отчетного периода изменениям этих остатков (запасов) в течение отчетного периода, то есть проведенным за отчетный период операциям.

КОСГУ применяется при формировании номера счета Плана счетов, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006г. № 25н «Инструкция по бюджетному учету». Номер счета Плана счетов состоит из 26 разрядов, последние три из которых определяются КОСГУ. Таким образом, решается задача интеграции бюджетной классификации и Плана счетов.

Использование КОСГУ при формировании номера счета Плана счетов обеспечивает возможность:

Вести учет по методу начисления и по кассовому методу;

Отражать операции исходя из воздействия, которое они оказывают на активы и пассивы сектора государственного управления.

Рассмотрим более подробно структуру активов и обязательств сектора государственного управления.

К нефинансовым активам относятся:

Основные средства (например: здания, сооружения);

Непроизведенные активы (например: земля, ресурсы недр);

Нематериальные активы (например: патенты, товарные знаки);

Амортизация основных средств;

Материальные запасы (например: канцтовары, запчасти);

Вложения в нефинансовые активы (например: капитальные вложения, изготовление материалов, готовой продукции, работ, услуг);

Нефинансовые активы в пути (например: основные средства, нематериальные активы, материалы в пути).

К основным средствам относятся:

Жилые помещения;

Нежилые помещения;

Сооружения;

Машины и оборудование;

Транспортные средства;

Производственный и хозяйственный инвентарь;

Библиотечный фонд;

Мягкий инвентарь;

Драгоценные и ювелирные изделия;

Прочие основные средства.

К материальным запасам относятся:

Медикаменты и перевязочные средства;

Продукты питания;

Горюче-смазочные материалы;

Строительные материалы;

Прочие материальные запасы;

Готовая продукция.

К финансовым активам относятся:

Денежные средства учреждения (на банковских счетах, во временном распоряжении, в пути, касса, денежные документы, аккредитивы, денежные средства в иностранной валюте);

Средства на счетах бюджетов;

Средства на счетах органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов;

Финансовые вложения (депозиты, акции и иные формы участия в капитале, облигации, векселя);

Расчеты с дебиторами по доходам;

Расчеты по выданным авансам;

Расчеты с дебиторами по бюджетным ссудам и кредитам;

Расчеты с подотчетными лицами;

Расчеты по недостачам;

Расчеты с прочими дебиторами.

К обязательствам относятся:

Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам (внутренним и внешним);

Расчеты с поставщиками и подрядчиками (расчеты по оплате труда, услугам связи, транспортным услугам, коммунальным услугам, арендной плате за пользование имуществом, услугам по содержанию имущества, прочим услугам и т.д.);

Расчеты по платежам в бюджеты;

Прочие расчеты с кредиторами;

Расчеты по невыясненным поступлениям в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов;

Расчеты по выплате наличных денег органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов;

Расчеты по операциям единого счета бюджета в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов;

Внутренние расчеты по поступлениям в бюджет между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов;

Внутренние расчеты по выбытию средств из бюджета между органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов;

Расчеты с кредиторами по прочим операциям в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

Группировка статей в экономической классификации доходов, экономической классификации расходов и экономической классификации источников финансирования дефицитов бюджетов имеет некоторые отличия от группировки статей в КОСГУ.

Схематично соотношение между КОСГУ и экономической классификацией доходов, экономической классификацией расходов и экономической классификацией источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации представлено на рисунке 4.

КОСГУ Экономическая

классификация

Доходы
Расходы
Поступление нефинансовых активов
Выбытие нефинансовых активов
Поступление финансовых активов
Выбытие финансовых активов

Источники финансирования дефицитов бюджетов

Увеличение

обязательств

Уменьшение обязательств

Рис. 4. Соотношение между КОСГУ и экономической классификацией доходов, экономической классификацией расходов и экономической классификацией источников финансирования дефицитов бюджетов.

Экономическая классификации доходов бюджетов:

100 Доходы (кроме кода 171)

400 Выбытие нефинансовых активов (в части кодов 410, 420, 440)

Экономическая классификация расходов бюджетов:

200 Расходы (все коды)

300 Поступление нефинансовых активов (в части кодов 310, 320, 340)

500 Поступление финансовых активов (в части кода 530, 540)

600 Выбытие финансовых активов (в части кодов 620, 640)

Экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов:

100 Доходы (в части кода 171)

300 Поступление нефинансовых активов (в части кодов 310, 330)

400 Выбытие нефинансовых активов (в части кодов 410, 430)

500 Поступление финансовых активов (в части кодов 510, 520, 530, 550)

600 Выбытие финансовых активов (в части кодов 610, 620, 630, 650)

700 Увеличение обязательств (все коды)

800 Уменьшение обязательств (все коды)

Главное различие в группировке статей в экономической классификации доходов, экономической классификации расходов и экономической классификации источников финансирования дефицитов бюджетов по сравнению с группировкой в КОСГУ связано с различием в аналитических целях, которые преследуются при группировке.

Основная аналитическая цель экономической классификации доходов, экономической классификации расходов и экономической классификации источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации – обеспечить формирование показателя дефицита/профицита бюджета и отразить, за счет каких источников органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют финансирование этого дефицита или каким образом они используют средства превышения доходов над расходами. Показатель дефицита/профицита бюджета традиционно анализируется при кассовом исполнении бюджета, когда основное внимание органов государственной власти и местного самоуправления сосредоточено на поступлении и выбытии денежных средств в результате операций по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета. При этом, исходя из целей проводимой государственной политики и бюджетного законодательства, в доходы и расходы бюджета включатся некоторые операции, которые с точки зрения экономического содержания доходами или расходами не являются. В качестве примера из рассматриваемой экономической классификации расходов можно привести операции по предоставлению бюджетных кредитов или операции по приобретению оборудования, которые с точки зрения экономического содержания должны относиться не к расходам, а к операциям с активами.

Пример_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основная аналитическая цель КОСГУ – обеспечить группировку операций исходя из их экономического содержания и того воздействия, которое эти операции оказывают на изменение нефинансовых активов, финансовых активов, обязательств и чистой стоимости активов.

Четкая взаимосвязь между экономической классификацией доходов, экономической классификацией расходов, экономической классификацией источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации и КОСГУ обеспечивает возможности:

Применения единых кодов при ведении учета государственных и муниципальных финансов кассовым методом и методом начислений;

Согласования классификации операций, проводимых в течение отчетного периода, с классификацией остатков (запасов) государственных и муниципальных активов и обязательств;

Формирования отчетности, отражающей реальное экономическое содержание проведенных в секторе государственного управления операций и влияние этих операций на состояние государственных и муниципальных активов и пассивов;

Формирования отчетности в структуре закона (решения) о бюджете, которая определяется целями проводимой государственной политики и положениями действующего бюджетного законодательства.

В данной статье мы рассмотрим коды КОСГУ. Узнаем об определениях из нормативных актов и разберем наиболее распространенные ошибки.

Не секрет, что ведение учета операций в государственных учреждениях отличается от коммерческих организаций. Это обусловлено тем, что помимо стандартных законодательных актов в части бухгалтерского и налогового учета для государственных организаций, особенно это касается бюджетных учреждений, существует целый ряд законов, которые максимально контролируют их деятельность и регламентируют определение каждой операции посредством применения специальных кодов для быстрой идентификации ее в соответствующей контролирующей службе.

Коды КОСГУ: раскрытие термина и понятия

Данные коды являются классификатором доходов и расходов государственных организации и до недавнего времени они использовались при оплате для идентификации расходов. Но уже больше года для целей оплаты и проведения процедуры закупок их не используют, но государственные учреждения их применяют в рамках внутреннего учета, в том числе бухгалтерского, а также при составлении отчетности.

Порядок применения классификатора операций

В бухгалтерии любого государственного учреждения можно найти таблицу с кодами операций, которые применяются практически ко всем бухгалтерским проводкам, связанным непосредственно с основной деятельностью предприятия. В классификаторе все операции сгруппированы по единому принципу в зависимости от экономического содержания. При этом каждая группа имеет более детальную классификацию (разбита на подстатьи) для доходов, расходов и бюджетного финансирования. Это упрощает процесс ведения учета и составления отчетности.

На законодательном уровне утверждены восемь основных групп, они представляют собой очень укрупненные статьи, которые дают общее понимание совершенной или планируемой операции. Значение таких групп определяются первой цифрой их трех.

Код Наименование Описание
100 Доходы В данной группе отражаются все доходы, связанные с непосредственной деятельностью учреждения
200 Расходы В данной группе отражаются все расходы, связанные с непосредственной деятельностью учреждения
300 Увеличение нефинансовых активов В данной группе отражаются операции, связанные с поступлением активов, несвязанных с производственной деятельностью
400 Уменьшение нефинансовых активов В данной группе отражаются операции, связанные с выбытием активов, несвязанных с производственной деятельностью
500 Увеличение финансовых активов В данной группе отражаются операции, связанные с поступлением активов, таких как вклады, чеки, наличные деньги, обязательства других организаций перед данным учреждением и т.д.
600 Уменьшение финансовых активов В данной группе отражаются операции, связанные с выбытием активов, таких как вклады, чеки, наличные деньги, обязательства других организаций перед данным учреждением и т.д.
700 Увеличение обязательств В данной группе отражаются операции, связанные с увеличением обязательств учреждения
800 Уменьшение обязательств В данной группе отражаются операции, связанные с погашением обязательств учреждения

Детализация кодов классификаций операций

Перечисленные выше статьи имеют достаточно укрупненное значение, поэтому на практике для удобства планирования используют более детализированный список статей. Данная детализация происходит уже по второму знаку из последних трех в коде. Детализация происходит по основным направлениям ведения деятельности для доходов (также существует статья для учета прочих доходов), при этом данные статьи могут детализироваться при необходимости и по третьему знаку, чтобы разделить виды доходов:

110 – Группа, определенная для налоговых доходов бюджетной организации, которые перечисляются налоговыми агентами в установленные сроки и в размере, исчисленном в рамках налогового законодательства;

130 – Группа доходов от платных услуг, оказываемых государственным учреждением населению и другими организациям;

160 – Группа доходов от перечисления страховых взносов, установленных налоговым законодательством;

180 – Группа прочих расходов, определенная для всех расходов которые не попали в предыдущие статьи.

Аналогичная детализация предусмотрена и по остальным группам, в том числе и расходам государственного учреждения. До недавнего времени данные коды в части определения расходов использовались при формировании плана по закупкам:

210 – Группа, определенная для всех расходов, связанных с заработной платой сотрудников данного государственного учреждения, при этом данная статья также имеет детализацию по третьему знаку;

211 – Расходы, связанные с оплатой труда сотрудников, где учитываются все расходы, которые, так или иначе, связанны с данным направлением расходования средств государственного учреждения, кроме страховых взносов и все прочих расходов определенных налоговым законодательством;

213 – Расходы, связанные с оплатой труда сотрудников, которые не попали в предыдущую статью, которые включают все перечисления в бюджетные фонды и налоговые обязательства;

220 – Группа предназначена для учета всех расходов по приобретенным работам, услугам, аренде и т.д. При этом, как и остальные группы, данная группа расходов имеет детализацию по третьему знаку;

260 – Расходы на социальное обеспечение населения, которые включают пенсии, медицинские, страховые и прочие пособия, а также прочие обязательства бюджетных учреждений перед населением;

290 – Группа прочих расходов, которые по объективным причинам не попали в предыдущие статьи, при этом данная статья расходов должна быть не больше десяти процентов от общей суммы расходов.

Нормативно-правовые акты, регулирующие КОСГУ

В таблице рассмотрены правовые акты:

Применение классификатора операций в работе государственных учреждений

Как уже говорилось выше, данный классификатор применяется в государственных учреждениях в нескольких случаях:

  1. В бухгалтерском учете и отчетности для ведения и контроля всей внутренней деятельности учреждения, а также для статистики государственных финансов;
  2. При оплате, в процессе заполнения платежного поручения указывается соответствующий код операции и назначения платежа;
  3. В плане закупок, при формировании плана по закупкам по каждой позиции расходов присваивается конкретный код из классификатора.

Коды видов расходов как альтернатива КОСГУ

В начале 2016 года произошли изменения инициированные Министерством финансов, которое определило новую систему классификации для указания назначения платежа в платежном поручении и составлении плана по закупкам в целях формирования планового бюджета для организаций, занятых в государственном секторе. В настоящее для данных целей применяется коды видов расходов. При этом данная новая система предусматривает более развернутую детализацию по некоторым статьям.

Код КВР Описания Код КОСГУ Описания
110 Группа, определенная для всех расходов, связанных с заработной платой сотрудников казенных учреждений 210 Группа, определенная для всех расходов, связанных с заработной платой и другими выплатами персоналу
120 Группа, определенная для всех расходов, связанных с заработной платой сотрудников государственных (муниципальных) учреждений
130 Группа, определенная для всех расходов, связанных с заработной платой сотрудников в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны
140 Группа, определенная для всех расходов, связанных с заработной платой сотрудников государственных внебюджетных фондов
244 Прочее приобретение различных товаров, работ, услуг 221 Расходы на услуги связи и телекоммуникаций
222 Расходы на услуги связанные с перевозками
223 Расходы на услуги коммунальных служб
290 Прочие расходы

КОСГУ в платежном поручении

Типовые ошибки применения КОСГУ

Ошибка № 1. Искажение статистических данных

Неправильный код из классификатора в конечном итоге приведет к ошибкам отражения операций в бухгалтерском учете организации, а также к искажению статистических данных при составлении отчетности. Существующая система классификации достаточно проста и прозрачна, поэтому если у плательщика есть какие вопросы с определением кода, то его всегда можно уточнить непосредственно в структурном отделении учреждения, в которое должны быть перечислены средства.

Ошибка № 2. Формирование плана закупок

Составления плана закупок – это, наверное, сама непростая и кропотливая работа для любого государственного учреждения. Это обусловлено жестким контролем со стороны проверяющих органов власти именно данного аспекта деятельности учреждений. Любая ошибка в сформированном плане (некорректный код операций) может привести к тому, что он не будет согласован, а это может повлечь за собой множество проблем, главная из которых неполучение своевременно бюджетных средств на погашение существующих обязательств.

Ошибка № 3. Оплата посредством применения онлайн систем

В наше время активно уменьшается необходимость покидать офис или дом для погашения своих обязательств, для этого необходимо просто воспользоваться онлайн порталом государственной службы и совершать оплату через онлайн приложение банка. Но никогда нельзя забывать о том, что даже в этом случае всегда надо проверять корректность всех реквизитов и кодов из классификатора для предотвращения возможных ошибок, а также задержек перечисления денежных средств и идентификации платежа.

Распространенные вопросы и ответы на них

Вопрос № 1. По какому коду КОСГУ необходимо платить НДС?

Ответ: При формировании платежного поручения все реквизиты назначения платежа в первую очередь необходимо уточнить в соответствующей налоговой службе, чтобы избежать возможности совершения ошибок. Для налоговых платежей предусмотрен код 130 – это налоговые доходы бюджетных организаций.

Вопрос № 2. Существуют ли штрафные санкции за некорректную увязку кодов КОСГУ и КВР?

Ответ: Все возможные комбинации соответствии двух классификацией, утверждены на законодательном уровне. Необходимо четко понимать, что данные коды применяются в бухгалтерском учете каждого конкретного государственного учреждения, а это значит, что некорректный код может привести к искажению данных учета. Такие нарушения, безусловно, могут привести к применению штрафных санкций.

Вопрос № 3. Существуют ли ограничения по применению кодов?

Ответ: Да, некоторые коды являются достаточно специфичными и соответственно актуальны только для конкретных учреждений. Любые изменения или пояснения по применению классификаторов регулярно на своем официальном сайте публикует Министерство Финансов, поэтому за всеми уточнениями лучше обращаться туда.

Новые положения установлены в Приказе Минфина от 08.06.2018 № 132н (ред. от 30.11.2018) в части формирования кодов бюджетной классификации. Теперь бюджетные и автономные учреждения обязаны применять новый порядок при определении КВР по всем совершаемым операциям. Ранее закреплены виды расходов, КОСГУ в Приказе 65н, с изменениями на 2020 год устаревший Приказ использовать недопустимо.

Изменены правила формирования КОСГУ — новый Приказ Минфина России от 29.11.2017 № 209н (ред. от 30.11.2018). Работать по старым правилам недопустимо!

Важно четко понимать, в чем разница КБК и КОСГУ. Код бюджетной классификации представляет собой 20 символов, он определяет содержание операции. КОСГУ — это всего три цифры. Шифр используется для дополнительной детализации операций бюджетного учета.

Получатели бюджетных средств, такие как главные распорядители бюджетных средств (ГРБС), казенные, бюджетные и автономные учреждения, должны вести учет, составлять планы и отчеты по единым нормам и в соответствии с требованиями законодательства. Перечень требований и правил по применению специальных кодов, определяющих соответствующие значения бюджетного (бухгалтерского) счета, устанавливается Минфином для всех участников процесса.

Для специалистов это означает, что государственные (муниципальные) расходы и доходы классифицируются по различным признакам: планируемые и незапланированные, текущие и капитальные, по уровню принадлежности соответствующего бюджета, а следовательно, и по применению специальных кодов и т. д.

С 2020 года изменен порядок применения КБК и КОСГУ! Инструкция 65н по бюджетному учету с изменениями в 2020 году упразднена. Используйте в работе положения Приказов Минфина № 132н и № 209н.

Понятие КОСГУ

Даже у опытных бухгалтеров вызывает затруднение расшифровка, что такое КОСГУ в бюджете. Классификация операций сектора государственного управления — это часть классификации счета, которая позволяет группировать затраты госсектора экономики в зависимости от экономического содержания и включает в себя группу, статью и подстатью.

С 2016 года статьи КОСГУ не применяются получателями средств при формировании планов доходов и расходов, но применяется в учете и отчетности. В 2020 году требуется применять ее для учреждений и организаций государственного сектора при составлении рабочего плана счетов, ведении учета и отчетности. Порядок утверждения плана счетов бюджетного учета закреплен в Приказе Минфина № 162н (в ред. 31.03.2018).

Классификация ОСГУ представляет собой следующие группировки:

Ранее в структуре кода бюджетной классификации (КБК) применялась КОСГУ, с 2015 года в части затрат код заменен на код видов расходов.

Расшифровка КВР

Определим, как звучит расшифровка, что такое КВР в бюджете. Это код вида расходов. Но по сути, это часть классификации КБК, следовательно, часть бухгалтерского счета. Он включает группу, подгруппу и элемент видов расходов.

Структура КВР — это три числа с 18 по 20 разряд в структуре КБК расходов бюджетов. КВР представлен следующими группами:

  • затраты на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами;
  • закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
  • социальное обеспечение и иные выплаты населению;
  • капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности;
  • межбюджетные трансферты;
  • предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям;
  • обслуживание государственного (муниципального) долга;
  • иные ассигнования.

Коды видов расходов используются при определении структуры КБК расходных операций. Если составляется код для доходного поступления, то используйте АГПД в бюджете — это код аналитической группы подвида доходов. Шифры представляют собой укрупненную группировку кодов ОСГУ. Например, при отражении субсидии на выполнение муниципального задания АГПД — 130, а КОСГУ — 131.

Особые случаи при применении КОСГУ и КВР в 2020 году

Отражение в 2020 году некоторых расходов по КОСГУ в учете изменилось. 21.10.2019 Минфин скорректировал правила применения кодификаторов. На этот раз исключили всего одну увязку, которая предназначена для расчетов с военнослужащими. Речь идет о КВР 133 и подстатье 262 КОСГУ в части выплат пособий по уходу за ребенком.

Ранее законодатели ввели совершенно новые коды, например, для отражения поступлений. Также были изменены названия старых кодировок и расширены значения действующих.

Так, например, введен новый шифр ОСГУ 266, на который следует относить социальные пособия и компенсации, предоставленные персоналу государственного (муниципального) учреждения в денежной форме. Что относят в состав социальных пособий? На КОСГУ 266 относите пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня болезни. То есть пособие, выплачиваемое за счет средств работодателя. На код относите ежемесячное пособие по уходу за ребенком до трех лет (в размере 50 рублей). Все категории выплат и компенсаций закреплены в ст. 10.6.6 главы 2 Приказа № 209н.

Чиновники из Министерства финансов довели до пользователей отдельное Письмо от 29.06.2018 № 02-05-10/45153, в котором отражены методические рекомендации по применению новых КОСГУ.

На практике проведения закупок по нескольким КВР возникают вопросы с правильным отражением кодов, что определяется применением классификации. Для этого случая бюджетная классификация КВР предусматривает особый порядок. В 34-36 разрядах ставится 0, если эти траты подлежат отражению по нескольким КВР.

Таблица соответствия

Поскольку КВР более укрупненная группировка, чем классификаторы ОСГУ, для упрощения применения соответствующих кодов Минфином утверждена таблица соответствия. Сопоставление КВР и КОСГУ бюджетных учреждений и организаций государственного сектора представлено таблицей. Документ содержит последние изменения, которые следует применять в 2020 году.

Наименование

Наименование

100 Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами

110 Расходы на выплаты персоналу казенных учреждений

Фонд оплаты труда учреждений

Заработная плата

Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда

Транспортные услуги

Прочие работы, услуги

Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме

Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда учреждений лицам, привлекаемым, по законодательству, для выполнения отдельных полномочий

Заработная плата

Транспортные услуги

Прочие работы, услуги

Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме

Иные выплаты текущего характера физическим лицам

Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений

Начисления на выплаты по оплате труда

Работы, услуги по содержанию имущества

Прочие работы, услуги

Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме

Социальные компенсации персоналу в натуральной форме

Поступление нефинансовых активов

120 Расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов

Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов

Заработная плата

Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме

Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда

Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме

Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме

Транспортные услуги

Прочие работы, услуги

Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме

Социальные компенсации персоналу в натуральной форме

Ответственность за нарушение

Стоит отдельно обозначить уровень ответственности, которая предусмотрена за нарушение бюджетного законодательства. По сути, уровень наказания за неверное отражение КВР и кодов ОСГУ в бухгалтерском учете учреждений напрямую зависит от их типа.

К примеру, если ошибку допустит казенное учреждение, и хозяйственная операция отражена по неверному КВР, контролеры вправе признать такую ошибку нецелевым использованием бюджетных средств. За такие нарушения предусмотрена административная ответственность по статье 15.14 КоАП.

С бюджетными учреждениями дела обстоят иначе. В соглашении на доведение субсидии на выполнение государственного или муниципального задания КВР не указывается. Следовательно, бюджетник определяет кодировки самостоятельно. И привлечь госучреждение за нецелевое использование при неверном выборе КВР нельзя. Но неверный код отражен в отчетности — а это уже нарушение правил ведения бухучета (ст. 15.11 КоАП) и составления отчетности (ст. 15.16.6 КоАП).