Преображение Господне: иконография праздника. Икона преображение господне

Об этом событии сообщают все евангелисты кроме Иоанна (Мф.17:1–9, Мк.9:1–10, Лк.9:28–36). В целом их описания этого великого события очень похожи, апостолы лишь дополняют друг друга деталями происходившего.

Евангелие от Матфея 17:1-9

По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,

и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.

И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.

При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.

Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.

И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.

Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.

Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.

И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.


иконописец Юрий Кузнецов
В конце пути Своей земной жизни Спаситель Иисус Христос начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21). Видя, как апостолы опечалены этим известием, желая ободрить и поддержать их, Иисус Христос говорит: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16:28).

Нужно учитывать, что ученики Христа жили в общееврейской традиции ожидания Мессии, который будет земным царем Израиля. И, несмотря на то что они были свидетелями огромного количества чудес Божественной природы, совершенных Иисусом Христом, и не раз называли Его истинным Сыном Божиим, ученики, должно быть, все еще ждали, что Он провозгласит Себя царем Израиля. Чтобы апостолы верно восприняли и поняли грядущее, необходимо было, говорит преподобный Ефрем Сирин (один из великих учителей церкви IV века), чтобы «Господь явил им Царство Славы Своей прежде поругания Своего и честь прежде бесчестия, чтобы, когда будет взят и распят, они знали, что распят не по немощи, а добровольно для спасения мира».

Вид Спасителя, пригвожденного к Кресту, мог вызвать у учеников Христа чувство отчаяния, мысль о том, что все безвозвратно потеряно. Тайна искупления могла предстать их взору как поражение, как бессилие Мессии. В часы уныния, сомнений свидетельство трех апостолов о Преображении Господнем должно было укрепить в вере остальных учеников. Чтобы укрепить веру апостолов, дать им незыблемое свидетельство Своего Божества, Иисус Христос показал им Свою Божественную славу. Для этого Спаситель взял трех ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и поднялся вместе с ними на гору помолиться. Там во время молитвы Он «… преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».

Глубокий назидательный смысл Преображения Господня открывается нам за каждой деталью этого события. Высота горы означает, по блаженному Феофилакту (крупного византийского богослова XI века), возвышенность духа над земными привязанностями, без чего созерцание небесного невозможно. Инок Григорий (Круг) пишет: «И не сразу сделал их [апостолов] Господь свидетелями Своего Преображения, но по восхождении на вершину Фаворской горы, указывая этим, что не всюду и не во всяком состоянии можно сделаться свидетелями и соучастниками Преображения Господня, но лишь трудом восхождения. В жизни Церкви этим горним путем шли подвижники, устремленные к созерцанию. К явлению Божественного света их приводило восхождение на вершину безмолвия, и Церковь хранит множество свидетельств об этом свете, который был опытно постигаем при погружении в молитву и созерцание».

Таким явлением благодатного света завершилась беседа о смысле и назначении христианской жизни преподобного Серафима Саровского с его другом Мотовиловым. В беседе этой преподобный Серафим разъяснил Мотовилову, что ни чистота жизни, ни достоинство и богатство заслуг не являются конечным смыслом христианской жизни, но лишь необходимыми условиями к достижению этого смысла. То сокровище, которое одно достойно быть завершением жизни, есть полнота стяжания Святого Духа, когда душа человеческая, обретая полноту благодати, «светлеется Троическим единством».

Бог и Творец Вселенной распространяет Благодатный свет на землю и самый дальний уголок ее, на общество людей и на каждого отдельного человека. И все, что активно не сопротивляется Богу, может быть преображено к лучшему и прекрасному силою Божественной благодати.

Глаза человека открывают доступ к его душе. И когда Божественная благодать преображает внутреннюю, духовную жизнь человека, то такой человек преображается и внешне, лицо его излучает свет, и все существо его становится светоносным.

,
иконописец Юрий Кузнецов
Момент Преображения. В этом стремлении к озарению несотворенным светом и состоит духовный смысл нашей жизни. Образ этого стремления показал Сам Господь на Фаворе в Своей молитве. По свидетельству святителя Григория Паламы, имея в Себе от Себя Самого этот Божественный свет, Спаситель не нуждался в молитве для осияния Своей плоти, молился же Он чтобы показать, что блистание происходит от молитвы, от соединения ума с Богом. И преподобный Серафим Саровский считал молитву самым действенным способом проникнуться Святым Духом: «Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, но... молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять».

Митрополит Филарет, рассуждая о Преображении Господнем, поясняет нам: «Дух молитвы, сливаясь с Духом Божиим, исполнил светом душу Иисусову. Преизбыток сего света, не сдерживаясь в душе, пролился на тело, одежду и просиял в лице». Символ восхождения на гору говорит нам также о том, что уединение и безмолвие благоприятствуют глубокой молитве. Многозначительно и само избрание Христом места, где свершилось Преображение Господне, так как Фавор по-еврейски означает чертог чистоты и света. Возводя учеников именно на Фавор, Господь желал, чтобы из самого названия горы следовало, что для принятия Божественного света необходима нравственная чистота.

Патриарх Пимен (Извеков) в своем слове на предпразднство Преображения Господня рассказывает нам, что и выбор трех учеников был не случаен: «Петр был взят на Фавор, как камень веры. Господь сказал ему: «...на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16, 18). Апостола Иоанна Богослова по достоинству называют Апостолом любви, и можно назвать его камнем любви. Сам он имел любовь и любовь проповедовал: «...Любите не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3, 18). Апостол Иоанн Богослов настолько проникся добродетелью любви, что усмирял ею врагов. Любовь помогала ему везде в течение всей его жизни и, особенно, в изгнании на острове Патмос. Третьим камнем Фаворской горы был апостол Иаков - образец терпения. Итак, чтобы удостоиться видеть светозарное Преображение Господне, надо быть или столпом веры, или носителем любви, или уметь терпеливо принимать то, что посылается в жизни. Эти добродетели могут сделать нас достойными восхождения на Фаворскую гору», то есть преобразить свою душу и следовать путем, который указал Спаситель.

При Преображении Господнем явились два ветхозаветных пророка, Моисей и Илия , которые беседовали с Иисусом. Толкователи Священного Писания говорят о том, что это была беседа о Голгофской жертве, о предстоящих Христу страданиях, о том, что грехи человеческие будут искуплены кровью Сына Божьего. На иконе «Преображение Господне» мы видим, что пророки склонили головы перед Спасителем, они как будто говорят: «Мы исполнили все Твои повеления». Они полны священного трепета: вот Господь идет в Иерусалим завершить их дела и принять Крест ради спасения людей. И пророк Илия, и законодатель Моисей, и святые апостолы видят в просиявшем Лице Иисуса Христа Бога и совершенного Человека - в единой ипостаси два естества, «неслитно и нераздельно» соединенные.

Символичным является и явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей». Изображения Илии и Моисея на отдельных вершинах горы напоминают о явлении им Бога на Синае и Хориве, о чем упоминается в тексте службы на Преображение Господне.

Образ преображенного Христа так прекрасен, так дивен, настолько наполнен благодатью Святого Духа, что апостолам хотелось бы, чтобы время, жизнь, вечность здесь остановилось. Преподобный Симеон Новый Богослов об этом говорит такими словами: «Благодать Духа Святого, которая приходит как умный свет, приходит с тихостью, принося обрадование. То есть отсвет вечного света и отблеск непрестающего блаженства, который делает человека другом и сыном Божиим и Богом, насколько это вместимо для человека». И испытав это чувство, апостол Петр говорит: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Петр как будто бы все еще смотрит на Иисуса Христа по-земному и не понимает, что Он и есть источник этой Благодати. Тут же апостолам дается еще одно наставление: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Преподобный Ефрем Сирин в своем слове о «Славе Христова Преображения» пишет: «Радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне… Тройственное было здесь свидетельство: глас Отца, Моисей и Илия. Они предстояли пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга – Пророки на Апостолов, и Апостолы на Пророков, святой Моисей видел освещенного Симона – Петра, домоправитель, поставленный Отцом, взирал на домоправителя, поставленного Сыном; Ветхозаветный девственник Илия видел новозаветного девственника Иоанна; тот, кто вознесся на огненной колеснице, взирал на того, кто возлежал на пламенных персях Христовых. Таким образом, гора представляла собой Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих».

Преображение Господне есть явление Сына, при котором Отец свидетельствует гласом из светлого облака Святого Духа, то есть это откровение всех Лиц Святой Троицы. Троичная природа Бога проявляется еще только в двух праздниках: Пятидесятнице и Богоявлении . Также Преображение Господне говорит нам о том, что в Спасителе соединены два естества - Божественное и человеческое. Во время Преображения Божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста, оно произошло «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами». На Фаворской горе возвышенная догматическая истина о воплощенном Боге Слове была явно представлена всему человечеству.

Апостолы, восприняв Божественную благодать, пережили мгновения неизреченной духовной радости и всем сердцем желали продлить это счастье. Но спустились вниз с горы, так же как и Моисей, озаренные этим светом, чтобы нести частицу Божественной благодати дальше в мир. Точно так же и мы призваны научиться с благоговением и доверием открывать свою душу навстречу изливаемой на нас Богом благодати и, воспринимая ее, преображать себя и окружающий мир. Преподобный Серафим Саровский, переживший озарение Божественным светом, любил повторять: «Стяжи мир, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Рассказ составлен при использовании материалов
сайта Московского Патриархата,
сайта Храма Христа Спасителя,
книги «Православная икона. Канон и стиль»

Об иконографии Преображения Господня

,
иконописец Юрий Кузнецов
В основу иконографии Преображения Господня ложится евангельское повествование. На иконах, фресках, миниатюрах в центре изображается Спаситель, стоящий на горе, по сторонам от него - пророки, у подножия горы - павшие ниц апостолы. Этот иконографический сюжет закрепился уже к середине VI века (мозаика церкви Святой Екатерины на Синае), с течением времени добавлялись разнообразные детали, но в целом содержание иконы не менялось.

Спаситель обычно изображается в белых одеждах (согласно Евангелию) и в ореоле круглой или овальной формы. Чаще всего Моисей изображается молодым, а Илия - старцем. В руках Моисей обычно держит книгу или, в более поздних вариантах, скрижали Завета.

В русских иконостасах XVI–XVII веков икона «Преображение Господне» в нарушение хронологического повествования становится в праздничном ряду между иконами «Вход в Иерусалим» и «Распятие» как элемент страстного цикла, поскольку Преображение понималось как прообраз грядущих Христовых страстей, что нашло отражение и в святоотеческих толкованиях и в богослужебных текстах праздника.

Инок Григорий (Круг) такими словами описывает икону «Преображение Господне»: «Вершина горы Фавор, на которую Спаситель возвел избранных учеников, наполнилась излиянием Божественного света, неизреченной славой Божества. И этим излиянием Божественного света наполнена вся икона праздника. Вся поверхность ее становится как бы светоприимной. Распределение изображений на иконе – облако, осеняющее Спасителя, движение лучей, знаменующих Божественные силы энергии, движение Фаворской горы и падающих стремглав апостолов, – вся основа иконы говорит о свете и определяется светом. Светом наполнены облако – слава Духа Святого, осенившая Господа, и одеяние Спасителя, белизна которого пронизана тонкой сетью золотых лучей, также знаменующих излучение Божественных сил.

Отражение света, льющегося от Господа, просветляет ризы Моисея и Илии, и ризы апостолов, падших на землю, и ступенчатые выступы Фаворской горы. Сама же гора как бы наполнена одушевленной волей приготовить место Спасителю. Очертания ее, поднимаясь, суживаются к вершине и на самом верху распадаются на три малых уступа, образуя место для Спасителя и для двух Его собеседников: для Илии, ходатая от живых, и Моисея, ходатая от мертвых. Складки их одежд так же, как поднятые вихрем одежды апостолов, наполнены таинственным светом, идущим от Спасителя. Апостолы иногда изображены падающими стремглав, иногда лишь повергшимися на землю и укрывающими лица одеждами. Божество, по определению преосвященного Иннокентия Херсонского, скрытое под завесой плоти, обнаружило Свое присутствие и блистало как молния. Молитва до того возбудила и подвигла скрытую в человечестве Иисусовом полноту Божества, что она, преисполнив душу Богочеловека светом своим, проникла сквозь тело и просияла в лице, не вмещаясь здесь, осияла и преобразила самую одежду».

От фигуры Спасителя во все стороны исходят ослепительные потоки несозданного света, эта благодатная энергия пронизывает окрестные горы, деревья, камни, людей – весь мир Божий, всякое творение, всю Вселенную и преображает его. Спасительным действием благодати Божией поддерживается и жизнь самого человека. Это единственная в мире сила, способная преобразить нас, воззвав к свету из тьмы заблуждений и ошибок, падения и отчаяния.

Значение иконы
Икона «Преображение Господне», несущая на себе Свет Фаворский и все великолепие откровения о Божественной сути Господа, которая открылась на горе Фавор, осеняет собой едва ли не все малые и большие церкви. Все Отцы Церкви, размышляя о Преображении, сходятся в главном: Преображение Его – знак человечеству о его истинном лике. Там, на той горе, лицом к лицу встретились вознесенные в Царствие Небесное ветхозаветные пророки – Моисей, Илия, осененные когда-то Божественным Светом, и апостолы, пока еще земные представители Нового Завета. Известно, что когда Моисей получал Его Заповеди на горе Синай, то и он воссиял таким же Божественным светом, на его лицо невозможно было смотреть, и, сойдя с горы, он был впредь вынужден закрывать лицо платом, а Илия был вознесен на небо огненной колесницей. Так утверждалась преемственность и единство Ветхого и Нового Заветов и истинная суть Христовой богочеловеческой личности: «… явилось облако и осенило их; и устрашились <апостолы>, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный; слушайте Его» (Лк. 9; 34–35).

Святитель Ефрем Сирин пишет об этом: «Радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Радовались и Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели, и услышали глас Отца, свидетельствующий о Сыне <…>. Таким образом, гора представляла собой Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих». А Иоанн Златоуст говорит, что событие Преображения было дано нам, чтобы «показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

Это отблеск того Света, какой освещал лики тех, кто встречался с Ним здесь, в этом мире. Перечитайте «О цели христианской жизни – беседы Серафима Саровского с Мотовиловым», открытые среди бумаг частого собеседника преподобного старца помещика Н.А. Мотовилова Сергеем Александровичем Нилусом, российским православным писателем. В этой рукописи записано свидетельство о преображении святого преподобного Серафима, которое произошло при одной из бесед с Мотовиловым, записанной им.
«Тогда о. Серафим взял меня крепко за плечи и сказал мне:
– Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием. Что же ты не смотришь на меня?
Я отвечал:
– Не могу, батюшка, смотреть, потому из глаз ваших молнии сыплются. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли.
О. Серафим сказал:
– Не устрашайтесь, ваше Боголюбие, и вы теперь сами так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе вам нельзя было и меня таким видеть».

И вот какое подробное свидетельство о видении преображения, подобном тому, что видели апостолы на горе Фавор, оставил нам Н.А. Мотовилов: «Я взглянул <…> в лицо его, и напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение его уст, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то руками вас держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху меня и великого старца. Возможно ли представить себе положение, в котором я находился тогда?» И в самом конце: «Исходившее же от него неизреченное блистание света видел я сам своими собственными глазами, что готов подтвердить и присягою».

К духовному преображению зовет нас вся история человечества, записанная в Священном Писании от начала Бытия, и, по милости Божией, уже сейчас это иногда явственно с нами происходит. Как светлеют, сияют благодатью лица прихожан во время общей молитвы в храме, когда эта молитва слаженна и сердечна, и во время причащения Святых Даров, и еще некоторое время, когда мы покидаем церковь, уходя к мирским делам! Значит, все в сердцах наших, в труде духовном, в стяжании Духа Святого, к которому призывает все святоотеческое наследие. Молитва преображает нас, ведь и Иисус взошел с апостолами на гору не встретиться с пророками, а именно помолиться (Лк. 9; 28). Он до этого часто удалялся, чтобы побыть одному в молитве, но не было, видно, тогда срока, чтобы и постолы, им избранные, первыми из людей увидели его истинный, воплощенный Богочеловеческий образ.

С Божественным откровением – «Сей есть Сын Мой Возлюбленный», которое пришло с Преображением Господним, срок настал. И икона, запечатлевшая память о событии, которое вдохновляло не одно поколение иконописцев, говорит нам, что мы теперь живем в Новом Завете как новое человечество , которому предстоит войти в Царствие Небесное, раз уж мы выбрали этот нелегкий, но единственно возможный для нас и верный путь.

Что же за событие изображено на иконе этого двунадесятого праздника? Господь взял трех Своих учеников, Петра, Иакова и Иоанна, возвел их на гору Фавор, и преобразился перед ними. «Просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет», «блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить». Вот какие слова подбирают Евангелисты, чтобы приоткрыть нам тайну Преображения Нашего Спасителя.

И тоже рассказывает нам об этих событиях, только - на своем языке. Давайте попробуем его понять!

В центре - Господь. От Него исходит дивный свет. Сияют Его одежды. Они ослепительно белые и покрыты золотым блеском, - это лучи Его Божественной славы. Действительно, таким апостолы Его никогда не видели. Христос предстал перед Своими учениками Истинным БОГОМ - Сыном Божиим.

Но кроме этого, икона сообщает нам очень важную вещь. Она говорит о том, что Христос при этом ни на одно мгновение не перестал быть и ЧЕЛОВЕКОМ! То есть Господь есть и Бог, и Человек. Что же на иконе говорит об этом? Посмотрите: фигура Господа заключена в сияющую шестиконечную звезду. На самом деле это два треугольника. Вот эти-то треугольники и говорят о том, что в Господе Иисусе Христе - два естества: Божественное и человеческое. А то, что эти треугольники изображены соединенными один с другим, говорит о необыкновенной, непостижимой тайне, - тайне СОЕДИНЕНИЯ Божественного и человеческого в Спасителе.

Вокруг Христа - круг голубого сияния. Голубой цвет на иконе означает Небесное Царство. То есть, Господь не только предстал перед учениками как Бог, но еще и показал им Свое Царство.

Рядом со Христом жители этого Царства - великие пророки Илия и Моисей. Пророк Илия не испытал земной смерти - он был взят на Небо живым! А пророк Моисей получил от Господа Божественный Закон - десять заповедей. Он же написал Пятикнижие, то есть первые пять книг Ветхого Завета, - вот он держит эту книгу в руке.

Обратите внимание на то, каким образом икона показывает нам, что Моисей и Илия - действительно жители Царства Божьего. Каждый из них прикасается к этому сияющему голубому кругу. Илия - рукой, а Моисей - книгой. Вот так икона и говорит нам об их причастности к Царству Небесному.

Святые пророки со вниманием и благоговением склонились ко Христу. Они беседуют со Христом о предстоящих Ему Крестных страданиях, о той Жертве, которую Он желал принести для спасения всех людей.

Теперь посмотрим, что же происходит с учениками Христа? Они явно потрясены тем, что им открылось. Преображение Христа, свершившееся у них на глазах, Его сияющий вид поразил их. Евангелие сообщает нам, что апостолы «были в страхе», «очень испугались». И икона тоже очень красноречиво передает их состояние. Петр упал на колени, заслоняет глаза рукой от нестерпимо сияющего света. Иоанн и Иаков упали навзничь, руками они закрывают свои лица, пытаются заслониться от пронизывающего их Божественного света.

Из апостолов только Петр изображен на иконе лицом ко Христу. Это не случайно! Восхищённый всем увиденным, именно он воскликнул: «Господи! Хорошо нам здесь быть».

Но Господь знает, что еще не пришло время, остаться им в этом Царстве, что впереди Его ждут страдания и смерть. Именно для того Христос и преобразился перед учениками, чтобы в тот день, когда ученики увидят Его распинаемым, они поняли, что Он добровольно, по Своей воле пошел на эти страдания.

Вот так икона раскрывает перед нами смысл Великого праздника Преображения Господня!

19 августа (6 августа по ст. ст.) Православная Церковь празднует Преображение Господне - событие земной жизни Спасителя, описанное у святых евангелистов (Мф. 17: 1-13, Мк. 9: 1-12; Лк. 9: 28-36). По их свидетельству, приближаясь к вольным страданиям на кресте, Господь, взяв трех ближайших учеников (апостолов Петра, Иоанна и Иакова), поднялся на гору Фавор, где преобразился перед ними, являя им Свою Божественную славу. Там Ему предстали ветхозаветные пророки Моисей и Илия.

Несмотря на то, что вспоминаемое событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, оно отмечается в августе, а не в феврале, так как иначе празднование приходилось бы на время Великого поста. По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от празднуемого 27 сентября (14 сентября по ст. ст.) Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте.

По всей видимости, праздник Преображения был установлен уже в IV веке - в это время равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня.

В основу иконографии праздника было положено евангельское повествование. На иконах, фресках, миниатюрах рукописей Спаситель, стоящий на горе, изображается в центре композиции, по сторонам от него - пророки, у подножия горы - павшие ниц апостолы.

Одним из древнейших образов Преображения является мозаика апсиды церкви св. Аполлинария (Сан Аполлинаре ин Классе) в Риме (середина VI в.). По определению В. Н. Лазарева, Преображение представлено здесь в «абстрактной редакции» - фигура Христа в центре заменена изображением огромного четырехконечного креста в медальоне, над ним - десница Господа. По сторонам на облаках - полуфигуры Моисея и Илии, а ниже, посреди деревьев, изображены три агнца, по всей видимости, символизирующие трех учеников Спасителя. Подобный вариант иконографии характерен для раннехристианского искусства, изобилующего символами, однако, он не находит дальнейшего распространения.

Другой пример иконографии демонстрирует знаменитый памятник той же эпохи - мозаики монастыря св. Екатерины на Синае. Сцена Преображения выбрана для декорации конхи апсиды монастырской церкви не случайно. Гора Синай - место ветхозаветной теофании, явления Господа Моисею. В мозаике же представлено явление Господа во славе апостолам, то есть событие Нового Завета, при котором также присутствует пророк Моисей. Пророки и апостолы изображены здесь на золотом фоне, в белых одеждах. Стоящий в центре композиции благословляющий Спаситель окружен сиянием славы - из овальной голубой мандорлы исходят лучи света.

В дальнейшем иконографическая схема, подобная схеме синайской мозаики, будет лежать в основе всех образов Преображения в византийском и древнерусском искусстве.

Примерно с XII века она будет дополнена изображениями восходящих и нисходящих с горы апостолов во главе с Христом. Подобные детали повсеместно встречаются в памятниках XIII-XIV веков - росписях церкви Благовещения в Грачанице (1321) и церкви Богородицы Перивлепты в Мистре (третья четверть XIV в.).

На храмовой иконе начала XV века из Преображенского собора Переславля-Залесского (ныне в Третьяковской галерее), приписываемой кисти Феофана Грека, в средней части иконы слева и справа изображены группы апостолов, следующих за Христом. В этом памятнике, как и в других произведениях, созданных после окончания богословских споров о природе Фаворского света , ощутимы особый динамизм и движение, пронизывающее всю композицию. Апостолы, ослепленные Божественным светом, изображены в резких ракурсах. Так, Иоанн и Иаков, закрывая лицо руками, представлены падающими. На новгородской иконе XVI века из собрания Государственного Эрмитажа все три апостола изображены в причудливых позах вниз головами. Под влиянием идей исихазма в иконографии Преображения происходит еще одно изменение - значительно усложняются формы мандорлы, окружающей Христа.

В более поздних памятниках появляется еще ряд иконографических деталей, делающих повествование о Преображение более подробным. Так, на некоторых иконах XVI-XVII веков по сторонам от Христа изображаются не только пророки Моисей и Илия, но и восстание Моисея из гроба и перенесение на гору Фавор на облаке Илии. Обоих ветхозаветных праведников сопровождают ангелы. По толкованию отцов Церкви, Илия, который не умер, но был во плоти взят Господом на небеса, представляет собою мир живых, тогда как Моисей представляет собою мир мертвых . Одним из древнейших изображений «воскресающего» Моисея, основанным, вероятно, на недошедшем до наших дней тексте, является образ Моисея в белых погребальных пеленах из армянского рукописного Евангелия 1085 года . В дальнейшем он изображается стоящим в прямоугольном гробе-саркофаге. Подобные примеры встречаются в греческой живописи XV-XVI веков, а также в русских иконах, например «Преображении» 1595 года из собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника, иконе второй половины XVII века из Угличского музея.

Подробнейший извод Преображения использован в иконе из частного собрания К. В. Воронина середины XVII века. Помимо сцен восхождения и спуска апостолов с горы и воскрешения Моисея, в центральной нижней части композиции расположены две редкие сцены. Под изображением Христа на вершине Фавора представлены стоящие и созерцающие чудо апостолы. Ниже они изображены еще раз, традиционно упавшими ниц, однако Спаситель стоит посреди учеников и поднимает их, согласно евангельскому тексту, говоря: «Встаньте и не бойтесь» (Мф. 17: 7). Аналогичный момент представлен и на иконе конца XVII века из собрания Русского музея (Санкт-Петербург): Христос поднимает апостола Петра за руку и касается спины апостола Иоанна.

Несколько слов необходимо сказать о значении сцены Преображение в составе храмовых росписей и особенностях ее местоположения в пространстве храмов.

Поскольку Преображение понималось как прообраз грядущих Христовых страстей, что нашло отражение и в святоотеческих толкованиях и в богослужебных текстах , этот сюжет в нарушение хронологического повествования являлся элементом страстного цикла. Так, в росписи церкви Спаса на Нередице (1199 г., Новгород Великий) Преображение представлено среди страстей, рядом со сценой «Вход в Иерусалим». В росписи церкви Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1313 г., Псков) Преображение расположено между «Входом в Иерусалим» и «Омовением ног» .

В русских иконостасах XVI-XVII веков Преображение становится обозначением страстного цикла, замещая его в праздничном ряду между «Входом в Иерусалим» и «Распятием».

Преображение Господне – событие, которое легло в основу большого праздника в Католической, Православной и Армянской апостольной церквях. Проявление Божественной натуры Иисуса перед его учениками отображено в иконе (автор Феофан Грек), она является не только ценной церковной реликвией, но и настоящим достоянием всего человечества.

Дата появления

Спасо-Преображенский собор возвели в середине 12 века, а в 15 веке он стал одним из домонгольских храмов, которые князь Василий Дмитриевич восстанавливал и переосвящал. После этого события в 1403 году одной из Храмовых икон стала «Преображение», к этому году и относят дату ее создания.

Местонахождение

Изначально икона была частью иконостаса в Спасо-Преображенском соборе в Переславле-Залесском. Сегодня это почетный экспонат в Государственной Третьяковской галерее, город Москва.

Описание иконы

Написана икона на липовой доске, размером 184×134 см. Картина создана Феофаном Греком согласно традициям византийской живописи.


Центральная фигура – это Христос, на вершине горы Фавор он прошел преображение и представлен в белых одеждах, излучающий сияние. По бокам от него два пророка – Моисей и Илья, которые предсказали явление Мессии. Ниже Иисуса Феофан Грек изобразил трех апостолов – Иакова, Петра и Иоанна, они поднялись вместе с Иисусом на гору, чтобы помолиться и стали невольными свидетелями Преображения.

Композиция иконы сочетает в себе различные эмоции: страх и трепет апостолов, которые не просто стали свидетелями чуда, они наполняются божественным светом, впитывая его и изменяясь. Сияние излучает сам Христос, светом пропитан весь холст, он стал главной темой Преображения. Белые одежды Иисуса делают Божественный свет еще ярче, ореол вокруг фигуры и остроконечные отблески сияния, кажется, заполняют каждый сантиметр иконы.

Изображено действие вертикально, за счет этого Феофану Греку удалось подчеркнуть разделение Божественного события и земной жизни. Но чудесное сияние стирает границы, будто объединяя два мира, оно отражается от одежд и кожи апостолов, лаская и вспыхивая на их лицах.

Преображение не видоизменяло Иисуса, только лишь показало, что во Христе сочетается два естества – человек и божество. Два явившихся пророка, один живой, другой умерший, также символичны: это знак, что Иисус имеет власть, как над мертвыми, так и над живыми, как над небом, так и над землей.

Вид Сына Божьего на иконе не грозный, что отходит от традиций Феофана. Здесь он изобразил лицо Христа более мягким, смягченным, а взгляд, обращенный на своих учеников, кроткий и внимательный.

Четко на иконе отслеживается динамика действий: с левой стороны изображено восхождение на гору, центральная композиция – это непосредственно процесс преображения, а справа – нисхождение процессии с горы. Примечательно, что на обратном пути с горы Иисус запретил рассказывать своим ученикам об увиденном, «пока Сын Человеческий не воскреснет». Еще одна особенность – это ангелы в верхних углах иконы, которые несут на облаках двух пророков.

Если присмотреться, то можно рассмотреть под основным тоном красок на иконе более темный цвет, эскиз будущей картины. Этот черновой подготовительный рисунок не всегда совпадает с окончательным вариантом иконы. Например, не совпадает в двух вариантах картин движения рук кланяющихся апостолов.


На изображении в центральном люнете константинопольского храма святой Софии Христос держит Евангелие, раскрытое на словах: «Я свет миру» (Ин. 8, 12). В Преображении тема света является одной из главных. Она проходит через всю восточную иконопись, является неотъемлемым ее признаком и превращает ее в величественную «солнечную мистику». Некогда каждый монах-иконописец начинал свое служение с написания иконы Преображения. Такое посвящение в искусство учило прежде всего тому, что икона создается не столько красками, сколько Фаворским светом. Согласно Преданию, присутствие Святого Духа проявляется именно в светоносности самой иконы, оно устраняет всякий иной источник света в иконографической композиции.

В конце Литургии святого Иоанна Златоустого хор поет: «Видехом Свет Истинный, прияхом Духа Небеснаго», т.е. мы видели свет, потому что приняли Духа. Это свидетельство реально пережитого: мы действительно созерцали свет. Поэтому святой Симеон Новый Богослов говорит: «Бог есть Свет, и Он сообщает Свое сияние тем, кто с Ним соединяется, в меру их очищения…» Значит те, кто не видели этого Света, не видели Бога, потому что Бог есть Свет…


Икона изображает Христа, являющегося апостолам в «образе Божием», как одна из Ипостасей Троицы, это явление есть Троическое Богоявление, когда звучит голос Отца, а Святой Дух является светоносным облаком. «Свете неизменный Слове, Света Отца нерожденна, в явлением свете Твоем, днесь на Фаворе Свет видехом Отца, Свет и Духа, светом наставляющаго всю тварь» (светилен утрени Преображения). В этом свете прозреваются грядущие события; перед Своими страданиями Господь говорит: «Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» (Ин. 13, 31). «Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю» (Ин. 12, 28).

В Преображении – Пресвятая Троица явила Себя по преимуществу в славе несотворенного Божественного света. В нем все свет, все наполняется им и все в нем таинственно видоизменяется. «И просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17, 2). Икона Преображения являет нам этот неземной свет, который опрокидывает апостолов в тот момент, когда они воспринимают его.

Иконография праздника сначала носила символический характер. Впервые композицию на сюжет Преображения можно увидеть в росписи Равенны. Мозаика в церкви Сан-Аполлинарио-ин-Классе (VI в.) выполнена в духе раннехристианских иносказаний. В алтарной апсиде изображен крест в круге сияющих звезд, по сторонам греческие буквы α и ώ. Также по сторонам креста расположены полуфигуры Моисея и Илии, над крестом – длань Бога Отца. В нижней части композиции находятся изображение горы Фавор с деревьями, среди которых помещены три агнца, символизирующие апостолов Петра, Иакова и Иоанна». В дальнейшем иконография Преображения представляет конкретные изображения Христа, пророков, апостолов и практически не претерпевает изменений.


Преобразившийся Спаситель изображен в круге славы – мандорле (мандорла (от итал. mandorla – миндалина) – в христианской иконографии миндалевидное сияние, окружающее Христа и Богоматерь, когда хотели представить Их во Славе) на вершине горы беседующим с Моисеем и Илией. Ризы Его сверкающей белизны. Фигуры пророков в одних случаях касаются мандорлы, а в других находятся за пределами ее. Сама же форма мандорлы может быть в виде круга или в виде эллипса с заостренными углами. Фигуры Спасителя и пророков помещены на горках. От мандорлы или от самой фигуры Христа нисходят три луча, упирающиеся в лежащих апостолов. На иконе Моисей (справа) держит в руке книгу; обычно это скрижали Завета. Илия (слева) изображен старцем с длинными волосами.

Святой Иоанн Златоуст указывает на причины, которые объясняют присутствие Моисея и Илии во время Преображения. Эта же тема присутствует во многих литургических текстах. Во-первых, Моисей воплощает Закон, насажденный Отцом Небесным. Во-вторых, оба они – пророки и прообразуют то, что совершил Христос. В-третьих, оба сподобились видеть таинственное явление Господа: первый – на Синае, второй – на горе Хорив. Ветхий Завет сообщает о волнующем эпизоде, когда Моисей пожелал увидеть лицо Бога: «[Моисей] сказал: покажи мне славу Твою… И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот место у Меня: стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо… Когда сходил Моисей с горы Синая и две скрижали Откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лицо его сияет, и боялись подойти к нему… И когда Моисей перестал разговаривать с ними, то положил на лицо свое покрывало» (Исх. 33, 20–23; 34, 29–30, 33).


Тот, кто видел славу Божию, ныне на иконе предстоит Слову Воплощенному. Также здесь присутствует Илия, который ощущал присутствие Бога Израиля «в веянии тихого ветра» (3 Царств 19, 12–13). И, наконец, в-четвертых, Моисей олицетворяет мир мертвых, тогда как Илия, восхищенный в небесные сферы на огненной колеснице,– посланец живых. Все это отражено как в литургических текстах, так и в иконографии: «С земли апостолы, как бы с неба – Илия Фесвитянин, а из мертвых – Моисей» (2-й канон, песнь 8-я, тропарь 3-й),– по словам творца канона на Преображение, преп. Иоанна Дамаскина. А на фреске XII века в церкви Спаса Преображения на Нередице (Новгород) один Ангел выводит Моисея из гроба, а другой сопровождает Илию, выходящего из облака. Христос является здесь как Господь живых и мертвых, грядущий во Славе пакибытия.

Восходя на гору Сионскую, израильтяне пели 42-й псалом «Суди меня, Боже»: «Пошли свет Твой и истину Твою; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою» (Пс. 42, 3). Святая гора является важнейшим элементом библейского пейзажа. На иконах Христос часто изображается стоящим или сидящим на вершине горы, где берут начало эдемские реки, бьет Источник жизни, разделяющийся затем на четыре потока. Новый Адам, Христос, восстанавливает природу в соответствии с замыслом Божиим: «Иже с Моисеом глаголавый древле на горе Синайстей образы, глаголя, Аз есмь Бог Сый: днесь же на горе Фаворстей преображься, началообразное показа лучами облистаяся» (стихира на малой вечерни, глас 1-й). «Фаворская гора светом покрывашеся, ученицы Твой, Слове, повергоша себе долу на земли, не терпяще зрети невидимаго зрака, Ангел и служаху страхом и трепетом, небеса убояшеся, земля вострепета, видяще на земли славы Господа» (стихира на великой вечерни, глас 6-й).