Рясы, бороды и длинные волосы. Почему некоторые православные батюшки не носят бороду

Длинная окладистая борода – неотъемлемый атрибут православного священника, как считает большинство россиян. Можно ли представить гладко выбритого попа? А между тем, в некоторых случаях батюшки не носят традиционной для них бороды.

Православная традиция

Обычай ходить с длинными волосами и растительностью на лице пришел на Русь вместе с распространением христианства.
Дело в том, что еще ветхозаветные иудеи носили бороды, следуя указанию книги Левит: «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» (глава 19 стих 27). Святые апостолы, отвергая многие библейские традиции, относительно бритья бороды придерживались тех же взглядов. Сам Иисус Христос, судя по иконографии и священным текстам, носил длинные волосы и растительность на лице.

Отличие православных христиан от католиков также увязано с этой темой. Известно, что римляне традиционно брились, а греки – нет. Западное духовенство считало, что пастор вправе сам решать: носить ему бороду или нет. Иерархи Византийской церкви в этом вопросе были категоричны, они запрещали всем мужчинам (не только священникам) стричь и брить бороды. Ведь такими их создал сам Бог.
Поскольку на Русь христианство пришло из Константинополя, в нашей стране установилась соответствующая традиция. Стоглавый собор, прошедший в Москве в 1551 году, даже запретил отпевать по канонам православной церкви безбородых покойников.

Сейчас мнения среди священнослужителей разделились. Консервативные попы считают бритье бороды признаком вероотступничества, а их более прогрессивные коллеги не видят прямой связи между растительностью на лице и духовностью человека. Вместе с тем, они признают, что хотя борода и не является обязательным атрибутом священника, в сознании россиян сложился устойчивый стереотип. Бритый «под ноль» батюшка воспринимается прихожанами с опасением: а почему он не следует церковным традициям?

Безбородый поп противоречит устоявшейся культурной парадигме, вызывает подозрения в тайной приверженности к сектантству, поэтому священнослужители не хотят бросать вызов общественному мнению своим внешним видом.

Русская зарубежная церковь

Все сказанное выше касается только нашей страны. Русская православная церковь за границей (РПЦЗ) гораздо более демократична в данном вопросе. Религиозная организация, действующая в США, Канаде, Великобритании, Австралии, Франции, Германии и других странах, где есть общины эмигрантов, разрешает своим сотрудникам бриться.

Как известно в 60-х годах ХХ века Америку и Европу захлестнула волна молодежного протестного движения хиппи. Парни и мужчины, объявившие своими ценностями «секс, наркотики и рок-н-ролл», выражали свой протест против устоев буржуазного общества, в том числе и своим внешним видом. Они носили бороды.
Тогда священники зарубежной православной церкви столкнулись с проблемой: их стали принимать за хиппи. Это было неприемлемо сразу по двум причинам:
христианская мораль несовместима с идеологией данного молодежного движения;
сотрудники полиции часто ошибочно принимали молодых священников за протестующих бунтарей, возникали недоразумения.

В такой ситуации руководство РПЦЗ решило, что бритье бороды допустимо, и лучше не разжигать разногласия в обществе своим внешним видом. Сейчас большинство сотрудников зарубежной православной церкви бреются еще и затем, чтобы бдительные граждане и спецслужбы не путали их с мусульманами, принимая за возможных террористов.

Обновленцы

1917 год стал переломным для всей нашей страны, православную церковь также пытались реформировать. Возникло обновленчество – движение за демократизацию русской духовной жизни, модернизацию управления приходами. Многие религиозные деятели призывали священнослужителей отказаться от устаревших обрядов, они считали, что церковь должна идти в ногу со временем.

Подчеркивая свои реформаторские идеалы, духовные иерархи обновленцев коротко стригли свои волосы, а бороду и усы тщательно брили. Например, Александр Иванович Введенский (1889-1946 гг.) не носил никакой растительности на лице. Он возглавлял «Живую Церковь», как еще называли данное религиозное движение, с 1922 года и до самой своей смерти.
Однако попытка модернизации русского православия не нашла поддержки среди большинства священников и паствы. Лишившись покровительства советской власти в 30-е годы XX века, обновленчество постепенно сошло на нет.

От природы не растет

У некоторых мужчин борода и усы от природы либо совсем не растут, либо отдельные клочки волос прорываются сквозь кожу местами, что выглядит некрасиво. Ученые выделяют четыре основные причины такого явления:
гормональный дисбаланс, когда организм вырабатывает недостаточно тестостерона;
нехватка питательных веществ, необходимых для роста волос;
повреждение волосяных луковиц в результате различных заболеваний кожи;
наследственность, если у кого-то из предков была такая же особенность.
Отсутствие бороды – это редкость. Как правило, большинство мужчин не знают такой проблемы. Хотя среди разных народов количество безбородых представителей сильного пола варьируется.

Наличие небольших проблем со здоровьем или наследственные особенности не являются препятствием для принятия священнического сана. Хотя такому батюшке приходится нелегко. Ему нужно объяснять руководству и прихожанам, что он безбородый от природы. Далеко не каждому человеку легко докладывать о своем гормональном дисбалансе всем любопытствующим, объяснять, что он – не сектант и не вероотступник. Среди таких священников встречаются и духовно сильные люди, сумевшие преодолеть устоявшийся в обществе стереотип, но некоторые безбородые батюшки бывают вынуждены отказаться от служения.

Семинаристы

Учащиеся духовных семинарий, которые готовятся стать попами, как правило, бреются. Так принято. Лишь после принятия священнического сана молодой человек вправе отпустить длинную и окладистую бороду. Исключение делается лишь для старообрядцев, из уважения к их традициям.

Семинаристам ясно дают понять, что благообразная растительность на лице – это атрибут священнослужителя, как и длинные волосы. Прически учащихся должны быть аккуратными, не выделяющими их среди сверстников. Хотя и совсем коротко стричься тоже не дозволяется, чтобы избежать сходства с бритоголовыми.

Что и говорить, наличие или отсутствие бороды у священника – это вопрос и религиозно-политический, и культурно-реформаторский.

Рясы, бороды и длинные волосы

"Почему священники не могут быть как все? Поменьше выделяться из толпы: стричься, бриться и носить костюмы. Вон у католиков священники выбриты, подстрижены и в костюме. Их от мирян отличает только белая референтка на шее вместо галстука. А наши?!"

Такое часто приходится слышать от людей. Православные священники никогда не стремились быть похожими на всех остальных, их традиции не меняются вот уже два тысячелетия и меняться не собираются, их надо воспринимать такими, какие они есть. Их служение настолько оторвано от мирской жизни, что требует сохранения внешних атрибутов как прикрытия от всего внешнего. Священник находится на служении, а следовательно, носит форму; военный тоже обязан носить форму.

Так как же, согласно традициям, должен выглядеть православный священник? Наиглавнейшим атрибутом российских священников является борода. В некотрых местах, из-за сильного влияния Запада, далеко не все духовенство носит бороды.

Существует несколько традиций, напрямую связанных с радикальной или либеральной настроенностью духовного лица.

Старые священники, выходцы из интеллигенции, всегда очень любили коротенькие профессорские бородки, а выходцы из простого народа, как правило, носят пышные окладистые бороды-лопаты. Как правило, чем либеральнее священник, тем короче его волосы и борода.

Ношение длинных волос корнями уходит в глубокую ветхозаветную древность, когда посвященные Богу, не стригли волос, ногтей и не пили вина; правда, на современных священников последние два пункта не распространяются. Особенно смешно будут выглядеть нестриженные ногти.

Теперь об одежде. До революции белые священники (то есть женатые) всегда носили рясы и широкополые шляпы, монашествующие же шляп не носили. Сейчас священники шляпы давно не носят, на смену им пришли более традиционные скуфьи (куполообразная шапочка). Наперсные кресты появились только при императоре Павле.

В советское время священникам было запрещено появляться в рясе вне церкви. За много лет они настолько к этому привыкли, что когда Союз рухнул вместе со всеми large payday loans запретами, продолжали упорно следовать сей новой традиции, иногда даже запрещая молодым священникам ходить в рясах. В начале девяностых эти традиции были еще настолько сильны, что далеко не всякий батюшка решался спуститься в метро или пройтись по улице в рясе. Сейчас ситуация изменилась радикально, теперь гораздо меньше священников носят мирскую одежду.

Ряса представляет собой длинную широкую одежду с очень широкими рукавами, прикрывающими почти всю ладонь. Но ряса - это верхняя одежда, под ней положено носить подрясник, который от рясы отличается узкими рукавами с манжетами, как на рубашке, более узким покроем и наличием глубоких карманов, в которые должен обязательно помещаться требник - довольно увесистая книга небольшого формата, содержащая тексты треб. Ряса не имеет карманов, так что воры-щипачи отдыхают.

По поводу отсутствия карманов в рясе - еще один анекдот из нашей реальности. Едет священник в метро. И вдруг чувствует, что кто-то пытается залезть к нему в несуществующий карман. Батюшка делает вид, что ничего не замечает, наблюдая, что будет дальше. Вор предпринимает еще одну тщетную попытку найти вожделенную поповскую мошну. В следующее мгновение рука воришки попадает в руку смеющегося священника. «Ну что, поправил свое материальное положение?»

Надо сказать, что ряса хорошо удерживает тепло в холод и защищает от зноя в жару. Правда, в сильную жару во всем черном можно расплавиться, поэтому летняя одежда, как правило, светлых тонов.

Существует и своеобразная поповская мода; рясы, подрясники и скуфейки могут отличаться покроем. Например, сейчас очень распространены так называемые греческие рясы и скуфьи, пришедшие в Россию из Греции. Провинциальные священники очень любят разноцветные скуфьи из бархата. А в семидесятые-восьмидесятые годы среди духовенства была мода на разноцветные рясы, которая прошла уже в середине девяностых. Среди священников по сей день существует мода на широкие вышитые цветными нитками и бисером пояса, которые надевают на подрясник.

Священнические и богослужебные одежды, как правило, шьют на заказ; готовые изделия продаются, но в меньших количествах. Обычная ряса стоит две-три тысячи рублей. Подрясник - до двух тысяч. Зимняя ряса стоит как хорошее пальто. Правда, охотников носить зимние рясы среди духовенства немного. В качестве зимней одежды священники предпочитают носить обычные пальто, дубленки или куртки. Скуфья - от трехсот рублей до тысячи. Зимняя - на натуральном меху, как обычная меховая шапка.

Богослужебные одежды мы описывать не будем, так как об этом можно прочитать в любом катехизисе. Их очень много, они имеют совершенно разное назначение. Основные - это фелонь и епитрахиль, без них священник не может служить Литургию. Одно стоит сказать, что некоторые элементы богослужебного облачения являются наградами, которые, как и военным, дают за выслугу лет и другие заслуги.

Например, самая первая награда - так называемый набедренник, элемент богослужебного облачения прямоугольной формы, который носят на боку, поэтому он и называется набедренником. Следующая награда - камилавка, бархатный головной убор синего или красного цвета. Одевают ее только на богослужении (не путать со скуфьей, которая носится вне 1000 dollar loans fast богослужений и имеет другую форму). Далее следует наперсный крест - позолоченный крест четырехконечной формы, а не шестиконечной, как у начинающих священников. На церковном сленге называется «золотой крест».

После золотого креста идет крест с украшениями вместе со званием протоиерея (прото - первый или старший, а обычный священник - иерей). После креста с украшениями - митра, особый головной убор из парчи, украшенный камнями или стразами. После митры - палица, ромбовидное украшение из парчи, надеваемое, как на и набедренник, сбоку. Вот, пожалуй, и все священнические награды.

Досуг

Может создаться впечатление, что священники совсем не умеют отдыхать. Это вовсе yearly free credit report не так. Священники очень любят посидеть за столом в приятной компании, за душевными разговорами, и очень любят петь. Представители духовного сословия в основном обладают превосходными голосами, зачастую достойными оперного театра. Причем некоторых хлебом не корми - дай попеть. Репертуар может быть самым разнообразным. Особенно любят батюшки соревноваться, кто громче и дольше протянет. Голоса у них бывают настолько мощны, что никакие динамики не нужны. А других хлебом не корми - дай поспорить на богословские темы.

Еще любят священники выезжать с друзьями на природу. Семьями, или чисто мужскими компаниями, к кому-нибудь на дачу, с банькой. Ведь попариться в русской бане и понырять в сугроб они тоже большие мастера. Причем пару нагоняют по-русски! Баня - это всегда компания и задушевные разговоры, это настоящее русское удовольствие, от которого отказываются только «язвенники».

У священства бывают и отпуска - как положено, раз в год, на месяц или на две недели, в зависимости от ситуации на приходе. Очень сложно вырваться в отпуск сельским батюшкам: там, где в храме один священник, это чревато тем, что debt consolidation pros and cons богослужебный круг придется прерывать, храм закрывать, прихожанам объяснять ситуацию или искать замену на время отпуска, а это на селе практически невозможно. Поэтому зачастую многие сельские священники по многу лет не бывают в отпуске.

Чтобы уйти в отпуск, пишут прошение епархиальному архиерею, он в свою очередь решает, отпускать священника или не отпускать. Кстати, в официальных формулировках нет такого понятия, как отпуск для отдыха. Формально отдых служителю церкви не положен. Поэтому в прошении пишут «разрешить отпуск для лечения».

Один день из жизни рядового священника

Так как же проходит обычный день обычного священника? Попробуем составить распорядок дня с комментариями. Прежде всего, следует отметить, что у священнослужителей ненормированный рабочий день.

Подъем в 6.00-7.00

Завтрак отсутствует. Священник служит литургию строго натощак. Перед службой, после 24 часов, ни есть, ни пить категорически нельзя, даже лекарства.

Начало службы в 7.00 или в 8.00. Священник появляется в храме задолго до официального начала службы.

Литургия длится два-три часа, сразу после нее начинаются храмовые требы - венчания, молебны, отпевания, панихиды, крестины.

Окончание службы в 13 или 14 часов. А теперь обратите внимание, что священник на ногах без еды и питья к этому времени уже семь часов!

Обед примерно в 14 часов. Многие упрекают священников: мол, очень часто батюшки толстые или с брюшками. Наверное, едят много. Жизнь у них такая изобильная и праздная, вот и толстеют. Попытаемся ответить на вопрос, откуда берутся брюшки.

Во-первых, как вы думаете, после шести-семичасового служебного дня, без еды и питья, на ногах, при колоссальной эмоционально-психической нагрузке, - какой будет аппетит? О каком здоровом питании в такой ситуации может идти речь? А после обеда у священника выдается час-другой свободного времени, которое loans el paso tx no credit check он, как правило, стремится употребить на сон, так как просто валится с ног от усталости. Хотя бывает, что этого времени вовсе нет. Поэтому если человек склонен к полноте, то в этих благоприятных условиях вес начинает превышать положенные нормы.

Во-вторых, брюшки - это профессиональное заболевание. Скажите, много ли оперных певцов без животиков? Наверное, нет. Так вот, живот - это от голосовых нагрузок, которые ничуть не меньше, чем у профессиональных певцов. Это связано с физиологическими изменениями в организме, когда во время пения повышается внутреннее давление в легких и брюшной полости. А батюшки, не обладающие сильным голосом, как правило, и брюшка не имеют.

17 часов - вечерняя служба. Ее может и не быть, тогда батюшка сразу после обеда и до вечера отправляется на требы - это причащение и соборование больных на дому или в больнице, освящение квартир. Это могут быть и похороны, с поездкой на кладбище.

Многие священники вечером преподают на различных богословских курсах. Многие посещают дома престарелых, колонии, безнадежных больных и так далее и тому подобное. Дел у священника всегда много.

Если есть вечерняя служба, она заканчивается самое раннее в 19 часов, а может и в 20, и в 21. А далее исповедь и личные беседы с прихожанами.

В 21 или 22 часа - окончание рабочего дня.

После 22 часов ужин.

На этом, пожалуй, остановимся.

Профессиональные заболевания

Варикозное расширение вен - от постоянных нагрузок на ноги.

Сердечно-сосудистые заболевания, гипертония - от эмоциональных нагрузок.

Ожирение; о нем говорилось выше.

Желудочные заболевания - от неправильного питания и постоянных стрессов.

Строгого запрета на бритьё бороды у служителей православной церкви в настоящее время нет. Но есть множество причин, почему у православных священников имеются бороды.

Фактрум заглянул в старинные своды церковных правил и разобрался, почему священники носят бороду.

Что говорят церковные каноны по поводу бороды

В православной церкви священник, согласно традициям, должен носить бороду. Своими корнями это правило уходит ещё во времена жизни Христа. Как известно, Христос бороду не брил и отращивал длинные волосы, поскольку был воспитан в назорейской общине. И на всех иконах лик Господа изображался исключительно с окладистой бородой, усами и длинными волосами.

Бороды священников в России было запрещено брить согласно апостольским наставлениям и правилам Вселенского Собора. Кроме того, брадобритие в Ветхом Завете открыто называлось грехом. И в самой Библии есть отсылки к тому, что служителям церкви и истинно верующим не стоит стричь бороды. По мнению православной церкви, бритьём волос на лице человек выказывает своё недовольство ликом, что дал Господь. По этой причине Стоглавый собор в России издал правило о проведении погребальной службы над безбородыми. Умершего мужчину без бороды нельзя было отпевать, и после погребения за такого человека запрещено было ставить свечи в церквях. А в 1347 году в Вильно за категорический отказ побрить бороды язычники казнили троицу христиан. До прихода к власти Петра I удаление растительности на лице порицалось церковью. Это даже приравнивалось ко греху прелюбодейства. За бритьё бороды вполне могли отлучить от церкви.

Позиция старообрядцев по вопросу бороды у священников совпадает с православной церковью. Они верят, что только носители бороды смогут попасть в Царство Небесное. Больше того, безбородому нельзя заходить ни в одну старообрядческую церковь. Строги они и в отношении тех, кто единожды обрил бороду и не признался в этом. Таких людей старообрядцы хоронят без подобающих обрядов.

В современной православной церкви борода попа не является обязательным атрибутом его внешности. Однако подавляющее большинство священников не бреет бороды. Этим они отдают дань христианским традициям. За растительностью на лице и голове тщательно ухаживают, потому что неопрятным перед прихожанами священник быть не может.

Кому из священнослужителей разрешено не носить бороду?

Юношам, учащимся в духовной семинарии, разрешается бриться и не отращивать бороду. Грех ли брить бороду для семинаристов? Нет, безбородыми они остаются потому, что так принято. Лишь с окончанием учёбы и вхождением в сан молодой священник может начать отращивать бороду.

Делают послабления и для тех священнослужителей, у кого борода не растёт от природы. Согласно канонам, у попа должна быть длинная и окладистая борода. А если у мужчины, принявшего сан, борода растёт неопрятными клочками, то он имеет полное право сбривать её.

Православные священники, живущие за границей, могут не носить бороды. Почему батюшки носят бороду в России, а за границей обходятся без неё? Потому что в шестидесятых годах мир захлестнула волна воинствующих хиппи. Священников, носящих бороды, стали путать с ними. Чтобы не иметь проблем с полицией, зарубежные батюшки начали брить бороды с разрешения РПЦЗ. Также священники-обновленцы, ратующие за модернизацию православной церкви, ходят без бороды.

Католические священники тоже не носят бород и усов. Так повелось со времён Древнего Рима, когда отсутствие бороды говорило о принадлежности к высшим слоям общества. Однако некоторые папы римские носили бороды, например, Юлий II и Климент XI.

(8 голосов : 4.75 из 5 )

протоиерей Артемий Владимиров

315 лет назад Петр Первый ввел налог на бороды, сделав исключение для Церкви. Отец Артемий объясняет, почему семинаристов сегодня заставляют бриться, и правда ли, что у консервативных священников бороды длиннее, чем у либеральных.

- Почему православные носят бороды?
- Вспоминая этот указ Всероссийского Императора, который, благодаря своим советникам, умел пополнять государственную казну из ничего, мы с вами должны признать, что борода является прерогативой не только православного мира. Но все народы древности, как об этом свидетельствуют археология, живопись и литература, в бороде видели неотъемлемую часть мужеского достоинства, очевидно, отождествляя ее с добродетелями мужества, мудрости, стати, сильного мужского ума. Средние века и новейшее время во многом подчинили одежду и внешность людей европейскому стандарту.

Однако в лоне русского Православия всегда господствовали консервативные воззрения на сей счет. И сегодня, увидев бороду на улицах столичного города, можно сразу догадаться, что перед нами либо православный христианин, либо представитель какой-то иной традиционной мировой религии, ведь бородами не брезгуют и иудеи и мусульмане.

Но мы с вами, возвращаясь к обычаям, принятым у православных христиан, скажем, что не в бороде счастье. Отрастить длинную бороду ума не нужно. И, конечно же, нравственное достоинство христианина ни в малой мере не зависит от того, как он относится к ношению бороды.

Оговоримся, для православных священнослужителей наличие бороды является неотъемлемым требованием к их внешнему виду, ибо все в жизни пастырей должно быть увязано не только с двухтысячелетней христианской традицией, но и с несколькими тысячами лет библейского бытия. Еще в ветхозаветных Моисеевых книгах, в частности, в книге Левит, мы находим описание внешности священнослужителей и указание не повреждать края бороды своей ().

Нет, конечно, мы не будем утверждать, что подобные обрядовые постановления строго обязательны для современного священника. Но существуют тонкие, почти неуловимые нюансы, которые воспринимаются чутким сердцем православного народа.

Народ наш, консервативный и традиционный, конечно принимает любого батюшку. Но про себя все же отмечает: ах, как жаль, что батюшка обкорнал свою бороду, оставив вместо нее крысиный хвостик а ля Троцкий или наподобие куцей бородки, принадлежавшей «всесоюзному козлу», как, если я не ошибаюсь, называл Калинина Иосиф Сталин.

Увидев молодого священника с гладко выбритыми щеками, его ухоженную под революционный манер бородку,внимательные люди отмечают – а это батюшка «прогрессивного» толка, не слишком озабоченный вхождением в традицию…

Однако это всего лишь психологические наблюдения, и прошу читателей правильно воспринять мои слова. Мы сейчас беседуем более об эстетике, чем об этике, и ни в коей мере не бросаем тень на тех священников, которые тяготятся ношением длинной бороды.

Так верно ли говорят, что длинная борода это признак консервативного священника, а короткая – либерального?

С некоторой натяжкой можно это предположить, но не будем нашим наблюдениям придавать силу правила. Главное, безусловно, в качестве твоих помыслов, в образе твоих мыслей и жизни. Но некий намек на сущность дела в особенностях внешнего вида, конечно, содержится. Вы помните изречение отца Павла Флоренского, который говорил, что одежда, а стало быть, и внешность, есть продолжение личности человека, — и поэтому самые малые малости нашего туалета, одеяние, внешность, говорят об определенном устроении души.

И если вы Шерлок Холмс, то есть человек психологичный и наблюдательный, то, безусловно, встречая человека «по одежке», составляете о нем некое первичное впечатление. Тем паче, имеет внутреннее право на свое суждение священник, который отличается опытностью, всегда находясь в центре внимания, под перекрестьем десятков, а может и сотен взглядов.

Поэтому любой батюшка должен давать себе отчет, что все его вкусы, пристрастия и привычки, имеющие отношение к внешнему облику, всегда могут стать пищей для напряженного размышления. Особенно это справедливо в отношении священников, которые появляются в телевизионном окошке.

- А почему семинаристов заставляют свои бороды брить?
- Для того, чтобы отличить это сословие от тех, кто уже принял священный сан. Едва лишь только семинариста рукоположат в диаконы, как он начинает и внешним видом отличаться от своих собратьев. Впрочем, исключение, как мне помнится (я преподавал в Московских духовных школах более 10 лет), делалось для семинаристов из старообрядческих согласий. Уважая их консерватизм и не желая никаких драм, имевших место при Петре Великом, им дозволялось ходить в черных семинарских кителях и при этом носить свои окладистые бороды.

Записал Кирилл Миловидов

«Апостольские постановления» в книге первой говорят: «Не должно… на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте бород ваших».

Стоглавый Собор 1551 года решения которого, впрочем, спустя век на Большом Московском Церковном Соборе были названы написанными с «простотою и невежеством» – строго запретил пострижение бороды. Тем, кто ослушался, полагалась суровая кара: «Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служите, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести».

Причиной смерти Святых Виленских мучеников XIV века Антония, Иоанна и Евстафия стал отказ обрить свои бороды. Для святых, которые воспринимали человека как образ и подобие Божие, было немыслимо отступить от него.

В конце концов, борода стала пусть и не главной, но одной из причин раскола церквей на Восточную и Западную. Одним из обвинений, которые выдвинули православные греки католикам-латинянам было брадобритие: «И не желают они обратить внимание на Писание, которое говорит: «да не бреете брад ваших» (Лев.19, 27), как и совсем не хотят признать, что лишь женам благопристойно этот вид при творении устроил Бог».

Борода в двадцать первом веке – это дань православной традиции, рабочая необходимость или утилитарная мода?

Иеродиакон Феодорит (Сеньчуков)

врач-реаниматолог:

Мужчина вообще должен быть с бородой. Бритые мужчины возникли в языческом мире вместе с появлением гомосексуальных традиций в древнем Риме. Кроме того, безбородыми стало удобно быть воинам чтобы их не схватили за бороду.

Православный человек – человек мирный, он готов защищать отечество, но это не профессиональная его принадлежность. Обязательно должны быть бородаты священнослужители, монахи и, как правило, носят бороды и миряне.

В Лавре Саввы Освященного действовало правило: туда не принимали безбородых. Делали это, кстати, из тех же самых соображений – чтобы как можно дальше дистанцироваться от ассоциаций с гомосексуальностью.

В Лавре жили в кельях, уединенно: безбородых не допускали, чтобы не возникало каких-то греховных подозрений и желаний. Борода была маркированием себя как людей нормальных. Если у послушника не росла борода, его отправляли в Лавру Феодосия Великого там жили общежитием, все у всех на виду, совершать что-то греховное на людях было сложнее.

Специального канона про ношение бороды нет. Это традиция. Понятно, что в более поздние времена появились другие традиции. Петр Первый поощрял брадобритие, но все это было нам чуждое, взятое с Запада. Я не очень большой русофил, но бритые подбородки – это не православная традиция.

Если посмотреть, во всех православных странах люди носят бороды. В зависимости от того, насколько тесно страна в разные исторические эпохи контактировала с Западом, бород может быть меньше или больше, но они есть всегда.

Лично я не брил бороду никогда кроме момента обучения на военной кафедре и военных сборов. Отпустил бороду сразу, как только закончил школу. В разные времена она имела разную форму. В молодости, когда я был мирянином, борода была небольшого размера, это была этакая эспаньолка, а, когда стал более воцерковлен, борода выросла большая, окладистая.

Говоря совсем откровенно, форму бороды я поменял, когда у меня умерла жена. Пока супруга была жива, я много занимался наукой и носил такую бороду, которая была более приемлема для той среды, где я тогда общался.

Потом я остался один. Возникли мысли о монашестве, заботы о карьере и науке стали волновать меньше. Сейчас ношу такую бороду, какая соответствует монашескому сану – монаху нельзя ни бриться, ни стричься.

Есть ли неудобства от бороды? Есть такой анекдот: бородатого человека спросили, куда он кладет бороду, когда спит – под одеяло или на одеяло. После этого вопроса спать человек перестал – так крепко задумался. В работе не мешает, а в жизни даже удобней – не надо тратить времени на бритье.

Даже если по каким-то причинам бороду придется сбрить, отпущу ее вновь при первой же возможности. Без нее – это как голым на улицу выйти: наверное, можно, но неловко и неудобно.

Максим Исаев

доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права МГИМО:

Ношу бороду с 2004 года. Ходить с ней стал после того, как защитил докторскую. Можно сказать, что специфика моей работы способствовала появлению бороды.

Женщинам борода не нравится – легкомысленные они! Борода для православного мужчины – это определенное достоинство и смысл его мироощущения. Будучи с бородой, он принимает на себя определенные обязательства – в первую очередь, соответствовать образу Господа Бога нашего, ведь Господь же создал нас по своему образу. И если посмотрим иконографию, то Господь наш Иисус Христос везде изображен с бородой. Поэтому, надо стремиться к тому, чтобы Ему соответствовать.

Можно вспомнить многие исторические примеры, когда православные люди оказывались в неволе, были понуждаемыми к басурманскому образу жизни, но, тем не менее, оставались православными. И борода в данном случае – это часть традиции православия. Даже не представлю себе митрополита, извините, с босой рожей – ни у нас, ни у греков. Это возможно у католиков и протестантов, но там другие традиции.

В нашем климате борода может быть очень даже полезна – согревает в морозы. Единственный минус – долго расчесывается по утрам.

Владимир Лавров

доктор исторических наук, профессор Николо-Угрешской православной духовной семинарии, главный научный сотрудник Института российской истории РАН:

К концу советской эпохи ношение бороды не приветствовалось, но и не запрещалось. Социализму свойственно стремление к усредненности, одинаковости. И бородачи как-то выбивались из общих рядов строителей коммунизма. Если же борода была окладистая, то она могла свидетельствовать о вере. А верующему не дозволялось быть учителем, офицером и так далее.

Я отпустил бородку, будучи еще некрещеным. Просто кожа слишком раздражалась после бритья. В КПСС занять выгодную должность не рвался. Но коммунисты нередко спрашивали о профессии. И затем выносили вердикт: «Ну, историку можно».

После осознанного крещения, в процессе воцерковления и осознания себя русским стала возникать внутренняя потребность в окладистой бороде. Однако отпустил ее только несколько лет назад в связи с расставанием с любимой женщиной.

Надеялся, что такая борода поможет преодолеть внутренние страсти и укрепиться в русской православной вере. В некоторой степени она, конечно, помогла, но не более того… Борода уже окладистая и седая, но страсти в сердце и не думают стихать. Хотя, с бородой стыднее…

Александр Басалаев, фотограф, журналист:

Свою бороду я ни разу не сбривал с 1980 года. За это время она была короткая, средняя, длинная, была и такая, что дорастала буквально до пупа. Я говорю в шутку, что моя борода благополучно прожила от московской Олимпиады-80 до сочинской олимпиады.

Появилась борода так: я отслужил в армии, поступил в институт, и вот мы, группа студентов, решили к Новому году отпустить бороды. После Нового года все сбрили, а я нет.

Борода появилась раньше, чем я крестился, и напрямую с православием не связана. Но родился-то я в православной стране! По обе стороны моих родителей в предках казаки. По матери дед, его фамилия была Мордюков, бороду не носил – он воевал, потом работал на руководящих должностях, ему было не положено.

А вот по отцу – Басалаев, он всегда был с бородой. Предки по отцовской линии были из казаков, которые еще с Ермаком покоряли Сибирь. Остались фотографии деда. Может быть, моя борода как-то связана с этими фотографиями – точно я ответить себе не могу.

Вот сейчас пришел мой сын из армии и тоже отпустил бородку, такую молодежную, современную. Я через него пытался понять. Спрашивал: зачем тебе борода, почему носишь? Но и он тоже не смог до конца объяснить. Борода – это что-то подкорковое, передающееся по семейной традиции.

Борода не значит, что я хочу создать себе имидж православного. По работе я часто снимаю в храмах и вижу, что священники иногда посматривают – не у всех же священников растет борода – и вот они посматривают, не то, что с завистью, нет, а оценивающе.

Однажды в Кремле я снимал встречу президента с особой королевских кровей. Дело было сразу после трагедии 11 сентября. И вот тогда редактор мне порекомендовал: перед походом в Кремль сделать бороду из длинной в короткую.

А еще чеченцы иногда спрашивают: тебя на улице не останавливают? И я могу сказать честно: из-за бороды меня не останавливали ни разу. А если и останавливали, то не борода была виновата, а находились другие предлоги. И со времен Советского Союза ничего плохого в адрес своей бороды я не слышал.

Ни жена, ни дети меня не видели без бороды, поэтому и сравнивать не могут. А еще меня приглашали позировать в школу Андрияки, рисовали портреты. Один из них назывался: «Мужик в красной рубахе Саша Басалаев».