Степень выше бакалавра. Отличия квалификаций бакалавра и магистра от специалитета и друг от друга. Бакалавриат в России

В настоящее время в общепринятой системе российского высшего образования существует разделение выпускников на бакалавров, специалистов и магистров. Оказывается, между этими тремя учеными званиями существует ощутимая . Она заключается прежде всего в продолжительности обучения.

Принято считать, что студенты учатся ровно 5 лет. Это актуально для выпускников-специалистов. Для бакалавров продолжительность обучения составляет всего 4 года. Магистр должен проучиться в высшем учебном заведении 6 лет.

Далеко не для каждой специальности существует выбор продолжительности обучения и, соответственно, ученого звания. Чтобы узнать, какой способ обучения можно выбрать для интересующей специальности в выбранном вузе, нужно обратиться в деканат. Там можно выяснить для себя все интересующие вопросы.

При поступлении в учебное заведение студент не обязан сразу же определяться с продолжительностью обучения и его направленностью. Окончательно принять решение нужно будет по окончании 4 курса. Именно в это время студент может либо закончить обучение, получив степень бакалавра, либо продолжить учиться в вузе. Если студент захочет выучиться на специалиста, то ему останется учиться еще 1 год. Если же он захочет стать магистром, то в стенах родного вуза ему придется еще на 2 года.

Качество и специфика знаний бакалавров, магистров и специалистов

Бакалавр не может считаться человеком, получившим высшее образование. Скорее всего, окончание бакалавриата будет приравниваться к незаконченному высшему образованию. Несмотря на это, некоторые студенты предпочитают получить диплом бакалавра и на этом закончить обучение.

Специалист - человек с законченным высшим образованием. Он по специальности, но при этом его знаний недостаточно для проведения научной работы. Продолжительность обучения специалиста меньше, чем магистра, но качество знаний при этом не хуже. Такие выпускники более приспособлены для работы на производстве. Знания, полученные в магистратуре, пригодятся для дальнейшей работы в сфере науки. Как правило, выпускники магистратуры далее поступают в аспирантуру.

Степень магистра пригодится при поступлении в некоторые иностранные учебные заведения. В соответствии с законами ряда других государств, только окончание магистратуры засчитывается в качестве высшего образования.

Скоро лето. И выпускникам школы предстоит выдержать вступительные испытания в выбранный ВУЗ и получить профессию, которая будет сопровождать их на жизненном пути. Если до 2011 года с этим в принципе все было понятно, то сейчас высшее образование разделилось на «бакалавриат» и «магистратуру».

Кто же такие бакалавры? Является ли бакалавриат оконченным высшим образованием? Какие преимущества дает данная степень при поступлении на работу? Эти моменты вводят в замешательство родителей и абитуриентов, а в купе с предэкзаменационным мандражом могут довести до легкой паники. На эти и некоторые другие вопросы читатель сможет найти ответы в данной статье.

Болонская система

Для начала следует разобраться откуда появилась идея о двухуровневом образовании.

Данная модель была утверждена на конференции в Болонье в 1999 году. «Болонскую декларацию об образовании», в которой прописаны стандарты, Россия подписала в 2003 году, став сороковой по счету страной.

Болонская двухуровневая система успешно работает в Канаде, США и ряде других стран, обеспечивая не только высокий уровень образования, но и помогая молодым специалистам легче приспособиться к подвижности рынка и условиям неопределенности.

Значение слова «бакалавр»

Само слово «бакалавр» может быть переведено как молодой рыцарь-легионер, холостяк. По сути это достаточно верно описывает молодых юношей и девушек, находящихся в начале профессионального пути и поиска своего места под солнцем.

Система и условия

Степень бакалавра студент получает после четырех лет успешного обучения в высшем учебном заведении. Направленность может быть самая разная: бакалавр архитектуры, бакалавр экономики. Не все ВУЗы перешли на двухуровневую систему. Исключение составляют медицинские университеты и художественные институты.

Во время учебы в бакалавриате учащийся получает фундаментальные знания по основным общеобразовательным дисциплинам и специальным предметам.

В этом есть плюсы. Узкая специализация, которая сейчас изучается в магистратуре, ранее была вшита в общую программу. Это осложняло выпускникам ВУЗа получение другой профессии и переквалификацию.

Выбор пути

После окончания бакалавриата у новоявленного бакалавра появляется выбор.

  1. Он может устроится на работу, причем степень бакалавра приравнивается к получению полного высшего образования. Потому в конкурсе на получение интересующей должности, бакалавр может участвовать наравне с магистрами.
  2. Второй вариант: поступление в магистратуру. Магистратура, по сути, промежуточное звено между выпускником ВУЗа и ученой степенью. В магистратуру необходимо сдавать экзамены. Срок обучения составит 2 года. Магистратуру гипотетически можно окончить в любом ВУЗе страны или за рубежом. Сложность здесь возникает при учете качества знаний, полученных во время обучения в бакалавриате. Дело в том, что бакалавриат можно окончить в негосударственном ВУЗе, качество образования в которых, в некоторых случаях, заставляет желать лучшего. При чем магистратуры при этих учебных заведениях нет. Это может стать преградой в сдаче экзаменов для продолжения обучения и получения второй ступени высшего образования.
  3. Третий вариант: бакалавр может устроиться на работу по специальности, набраться опыта, утвердиться в правильности выбора профессии и лишь после этого поступить в магистратуру и окончить ее уже осознано.

При окончании бакалавриата выдает диплом о высшем образовании, при окончании магистратуры - еще один диплом, но уже об окончании магистратуры.

Желающие могут продолжить свою карьеру, поступив в аспирантуру и защитить кандидатскую и докторскую диссертации.

Немного из отечественной истории

Все новое - это хорошо забытое старое. Мало кто знает, что двухуровневая система образования существовала в России еще в XVIII веке. Было разделение на кандидатов и магистров наук. Кандидаты - это выпускники, окончившие с отличием высшее учебное заведение. При желании и стремлении к наукам, они имели право поступления в магистратуру. Подготовка к сдаче экзамена занимало достаточно серьезный отрезок времени - порядка четырех лет. Уровень обучающихся, сдавших экзамен в магистратуру, приравнивался по квалификации к уровню европейских докторов философии. По сути магистр того времени был кандидатом наук времени нынешнего. Система просуществовала недолго и была упразднена в начале XX века, как и все научные степени. Иерархия среди ученых мужей была восстановлена лишь в 1934 году.

Споры вокруг бакалавров

Степень бакалавра порождает споры у работодателей, родителей и абитуриентов. Может ли считаться бакалавриат полноценным высшим образованием? Ответ однозначный: может.

Неполное высшее образование - это два года учебы в высшем учебном заведении, четыре успешно сданные сессии подряд и справка из деканата, подтверждающая сроки обучения и изученные студентом дисциплины. Справка о неполном высшем образовании - документ, который можно предъявлять потенциальному работодателю. Кроме того, если студент, спустя два года обучения, пришел к выводу, что выбранный ВУЗ или профессия утратили для него всю прелесть и очарование, на подвиги не мотивируют и тяготят, то с данной справкой можно обратиться в другой ВУЗ. Таким образом существенно сократив сроки обучения и избежав повторного изучения пройденных дисциплин.

В случае же с бакалавриатом - процесс обучения на данном этапе считается завершенным, диплом действителен.

Отличия магистров и бакалавров

Бакалавры отличаются от магистров по уровню теоретических и узконаправленных знаний. Бакалавриат прежде всего заточен на навыки, которые имеют практическое применение в выбранной профессии. Магистратура глубже погружает слушателей в теоретические аспекты и научные гипотезы.

Следует помнить, что основные профессиональные знания и навыки человек получает с опытом работы в конкретной области. Теоретические догмы хороши в стерильных условиях, при соблюдении всех параметров. На практике все иначе. Потому оказавшись лицом к лицу с конкретной практической проблемой в работе, придется не только опираться на знания, полученные в институте, но и полагаться на свои внутренние личностные качества. Это учитывают работодатели при отборе кандидатов. Так как такие черты как коммуникабельность, ответственность, эмпатия, стрессоустойчивость от степени образования зависят лишь косвенно, и являются чертами характера кандидата, привитыми родителями, развитыми в процессе самосовершенствования или полученными при рождении.

Двухступенчатая система образования: плюсы и минусы

Бакалавриат - это удобно. Уменьшение временных затрат на получение высшего образования, возможность выбора дальнейшего пути, мобильность. Это дополнительные возможности для успешной самореализации и осознанного, не навязанного обществом или внутренними авторитетами, пути. Потоки информации обрушиваются на мир, появляются новые технологии, возникают профессии, о существовании которых люди даже не догадывались. И здесь бакалавриат дает фору специалитету, который на сегодняшний момент становится фрагментом прошлого.

Сегодня, когда система находится все еще на уровне становления, есть сомнения и колебания.

Родители, желающие своим детям успешной карьеры и самого лучшего, все еще называют бакалавриат техникумом. Работодатели, в отделе по персоналу которых работают директора по персоналу, помнящие Ленина, с опаской принимают на ведущие должности бакалавров. Но это стадия внедрения изменений, неопределенность которой в ближайшее время сойдет на нет. Как и минусы бакалавриата в целом. Хотя стоит заметить, что на руководящие должности, связанные с узкоспециализированными моментами, бакалавру будет претендовать не просто. Вероятнее всего, в данном случае, при конкурсном отборе эту должность отдадут магистру.

Система образования, стандартизированная по западному образцу, открывает возможность для выпускников, продолжить обучение в магистратуре за пределами родины.

Следует так же помнить, что поступить в аспирантуру бакалавр, не закончивший магистратуру, не может.

Бакалавр - это молодой специалист с открытой дорогой к самореализации и построению отличной карьеры. Поступать в магистратуру или нет - выбор каждого. Главное быть и чувствовать себя компетентным специалистом в выбранной области. Уверенность и открытость новым знаниям, стремление к успеху и готовность к переменам - это качества людей, добивающихся успехов не только в карьере, но и в жизни в целом.

Бакалавр, само слово в переводе с английского означает подвассал или поместье, теперь же это слово означает академическую степень, квалификацию, полученную студентом после прохождения основной программы обучения. Впервые эта степень использовалась ещё в средневековые времена, в университетах и академиях Западной Европы. В России данная степень начала присваиваться учащимся в 1993 году.


Обычный срок подготовки к получению данной степени составляет не более 6-х лет, в некоторых странах Европы, таких как Англия и Германия, он составляет 3 года, ну а в США, Шотландии и Канаде он составляет 4 года.

Легче всего эту степень получить в Испании и Франции, в этих странах, степень бакалавра присваивается учащимся по окончанию средней школы, что даёт им право поступать в вуз.

Сама степень присваивается только после сдачи соответствующих экзаменов и защиты выпускной работы, которая представляет собой что-то вроде дипломного проекта, но в несколько упрощённой форме. Работа защищается перед Государственной аттестационной комиссией.

Наличие степени Бакалавра даёт право продолжать учебу в магистратуре. Сейчас система Российского образования находиться на стадии бурного развития и изменения.

Россия принимает Болонскую систему образования, согласно которой, с 1сентября 2009 года, степень магистра и Бакалавра станут основными при поступлении в высшее учебное заведение России. Обладание дипломом бакалавра даёт ряд преимуществ:
1. Студент имеет право поступать в магистратуру и продолжать обучение или же начать полноценную карьеру. Кроме того, обладатель данной степени может пройти ускоренный курс обучения и получить степень Мастера в течение одного года, а это уже более или менее солидная научная степень.
2. Степень Бакалавра является признанной степенью по международной классификации, её обладатель не только может поступить в любой зарубежный вуз, но и устроиться на работу в зарубежную компанию, так как там данная степень высоко цениться работодателями. Человек, получивший степень бакалавра может стать полноценным офисным работником, так как он обладает достаточными знаниями для работы с информацией, людьми и документами.
3. Степень бакалавра считается широко специализированной. Бакалавр обладает широким спектром знаний и может легко переквалифицироваться. Программы подготовки бакалавров позволяют в течение одного года перейти од одной профессии к другой, в то время как студенту, не получившему данную степень, по окончании 5-ти летнего образования, для получения новой специальность необходимо пройти ещё 3 года обучения, квалифицирующегося как второе высшее образование. При этом, 3 ода дополнительно обучения производятся на коммерческой основе, в то время как бакалавр может перейти на другую профессию уже в магистратуре, на бюджетной основе, так как это считается продолжение обучения.
4. Студент, приобрётший степень бакалавра проходит лишь 4-х годичное обучение в вузе, после чего он становиться квалифицированным специалистом, получает полноценный диплом об окончании высшего учебного заведения и приобретает экономическую самостоятельность.
5. При наличии диплома бакалавра из одного вуза, студент может поступать в магистратуру любого другого вуза. Однако в этом случае может возникнуть необходимость сдачи дополнительных экзаменов, что связанно с разницей учебных планов разных высших учебных заведений.

  1. Специалист проходит обучение в вузе на протяжении 5-ти лет, по истечению которых он получает диплом специалиста-практика и возможность работы только по полученной специальности.
  2. Бакалавр проходит курс обучения в вузе на протяжении 4-х лет, получает диплом о высшем образовании, что даёт ему возможность продолжить обучение в магистратуре в течение 2-х лет. Кроме того, при поступлении в магистратуру, бакалавр имеет право выбрать профессию, отличную от той, на которую он учился на протяжении 4-х предыдущих лет. Право поступить в магистратуру имеют только обладатели степени бакалавра. Набор в магистратуру происходит на конкурсной основе, примерно 20% от претендентов продолжают своё обучение в магистратуре.

Первые два года обучения, как специалистов, так и бакалавров, одинаковы, в это время они получают базовые знания. Уже начиная с третьего года обучения, появляются различия в программах. Если студент, не имеющий степень бакалавра, проявит желание перейти на программу обучения бакалавра, ему необходимо будет сдать не только экзамены, обязательные для получения степени бакалавра, но и экзамены, покрывающие разницу в программах.

Какова же разница между специалистом и магистром? - Магистров готовят специально для научных трудов, специалистов же, для профессиональной деятельности. Выбор остаётся за вами.

Более чем в 50 странах мира и прежде всего в Европе действует двухуровневая система высшего образования. Вузы ежегодно выпускают из своих стен в «профессиональную» жизнь бакалавров и магистров. Правомочен вопрос – откуда же, в таком случае, берутся специалисты? Тоже из вузов и даже могут потом стать магистрами, как и бакалавры. Чтобы окончательно не запутаться, чем отличается бакалавр от специалиста, заглянем в историю.

Происхождение понятий «специалист» и «бакалавр»

Бакалавры появились еще в средние века в Восточной Европе, уже тогда это понятие относилось к студентам университетов, достигшим некой ступени мастерства, степени. Одна из версий происхождения слова «бакалавр» сводится к тому, что достигшим этой степени, вручали плод лавра, и звучало это как «bacca lauri». Термин «специалист» в свою очередь относится исключительно к советскому пространству. Дипломированным специалистом назвался, да и сейчас называется человек, получивший диплом о высшем образовании по конкретной специальности. В большинстве стран постсоветского пространства, в том числе в России и на Украине степень «специалист» уже отменена. Таким образом, можно сказать, что основное отличие бакалавра от специалиста кроется в терминах: бакалавр – это ученая степень, специалист – квалификация.

Отличия подготовки бакалавров и специалистов

  1. Чем отличается бакалавриат от специалитета, так это сроками обучения. Бакалавру предстоит просидеть за партой всего 4 года, в то время как специалисту 5-6 лет в зависимости от специальности.
  2. Первые два года будущие бакалавры и будущие специалисты обучаются по одной программе, разделение начинается на третьем курсе. В то время как бакалавры продолжают изучать предметы широкого профиля, специалист переходит к узкопрофильным дисциплинам.
  3. Разница между бакалавром и специалистом по окончании вуза состоит в том, что специалист получает диплом по своей специальности, а бакалавр об общем высшем образовании.
  4. Бакалавр и специалист могут продолжить обучение в магистратуре. Но для бакалавра-магистра и специалиста-магистра разница состоит в том, что первый формально продолжает получать высшее образование и может это делать , а для специалиста – это второе образование, в любом случае платное.
Плюсы и минусы

Получается, что ответить на вопрос, что выше бакалавр или специалист практически невозможно. И тот и другой получили высшее образование, и тот и другой могут работать по профессии. К плюсам выбора в пользу бакалавра можно отнести возможность обдумать выбор специализации. К примеру, окончив ВУЗ можно начать работать и уже в зависимости от сферы деятельности сделать выбор в магистратуре. Специалист рискует, получив специальность, так и не найти ей применение на практике.

Очевидным плюсом степень бакалавра будет для студента, собирающегося уезжать заграницу, поскольку диплом бакалавра – унифицированный стандарт. В то же время при приеме на работу в России или на Украине степень бакалавра оценивается неоднозначно – это минус. Многие работодатели воспринимают такое образование как незавершенное, вроде обо всем и ни о чем одновременно. В свою очередь европейские и американские работодатели с энтузиазмом принимают бакалавров в сотрудники с перспективой обучения «под себя».

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что выбирая высшее образование – специалист или бакалавр, нужно в первую очередь ориентироваться на свои личные планы. Мечтаете о или о скорейшей экономической самостоятельности, тогда бакалавриат, еще в старших классах определились со специальностью – очевидно, специалитет.

В далёком 1997 году Россия присоединилась к единому европейскому образовательному пространству. Это произошло после подписания Болонской конвенции, которая предполагает переход на так называемую двухуровневую образовательную систему. С этого года все вузы страны предлагают будущим студентам бакалаврскую, магистерскую программы обучения и подготовку специалистов. На первом уровне стоит бакалавриат и его «базовые» знания, на втором уровне магистратура и специалитет. В чём же заключается разница между этими ступенями образования?

Определение степеней образования

Современным студентам после окончания школы (или техникума) приходится очень нелегко. Мало того, что от них чаще требуется определиться с будущей профессией «здесь и сейчас» и сдать соответствующее количество экзаменов, так ещё и с образовательными программами какая-то путаница. Кто-то кричит, что бакалавриат - это незаконченное высшее образование и нужно обязательно закончить магистратуру, кто-то утверждает, что специалитет как программу обучения давно исключили, кто-то вообще не разбирается во всех этих образовательных уровнях и с закрытыми глазами несёт свои заветные документы в первый попавшийся вуз.

Для того чтобы такого не произошло с вами, попробуем разобраться, в чём же различие этих таинственных образовательных уровней.

Бакалавриат

Изначально академическая шапочка предназначалась магистрантам, но затем её стали использовать и бакалавры

Начнём с самого простого (а для кого-то самого сложного) - с бакалавриата. Бакалавриат - это начальная ступень высшего образования. Бакалавриат является полноценным высшим образованием со всеми вытекающими последствиями.

Степень бакалавра:

  • степень (квалификация) бакалавра подтверждает получение высшего профессионального образования;
  • программа рассчитана на четыре года обучения;
  • по окончании обучения студент должен пройти итоговую аттестацию (сдать госэкзамены) и/или защитить диплом;
  • после завершения обучения на бакалавриате студент имеет право поступить в магистратуру.

Теперь рассмотрим все положения более подробно.

Подать документы в бакалавриат могут выпускники школ, колледжей, техникумов и училищ. Конечно, для этого нужно сдать соответствующие экзамены ЕГЭ (они будут зависеть от специальности, которую вы хотели бы получить).

Диплом бакалавра означает, что выпускник вуза прошёл четыре года обучения и получил базовое высшее образование. Работодатели по всему миру понимают это утверждение, поскольку бакалавриат является частью двухуровневого европейского образования.

После окончания обучения студент, претендующий на получение бакалаврской степени, обязан пройти итоговую аттестацию и/или защитить выпускную квалификационную работу (в народе «диплом»). Переняв европейские стандарты обучения, в России не стали утруждать себя переписыванием образовательных программ и пересмотром аттестации будущих выпускников вуза. По сути, многие студенты сейчас учатся всё по тем же программам, которые успешно действовали до 1997 года и были рассчитаны на 5 лет обучения.

Такая система действует не на всех специальностях. Некоторые всё-таки предполагают только экзаменационную аттестацию без каких-либо письменных подтверждений.

Для тех, кто не хочет ограничиваться базовыми знаниями, предусмотрена магистерская ступень. После завершения обучения на бакалавриате выпускник может с чистой совестью подавать документы в магистратуру. Причём необязательно выбирать магистратуру по своей же специальности, вы можете выбрать что-то совершенно другое и получить в итоге две разных специальности.

Выделим преимущества и недостатки бакалаврской степени.

  • недолгий срок обучения;
  • степень даёт право на трудоустройство как в России, так и за рубежом;
  • степень даёт право на продолжение обучения;
  • после бакалавриата есть возможность поступления в магистратуру даже в другой вуз и на другую специальность.
  • низкий спрос на бакалавров среди ведущих работодателей на территории РФ (здесь всё дело состоит в путанице из-за одновременного существования бакалавриата и специалитета в нашей стране, из-за этого многие работодатели думают, что бакалавр имеет более ограниченный набор знаний, нежели специалист, хотя это одна и та же программа обучения);
  • ограниченное количество бюджетных мест в магистратуре (из-за перехода на двухуровневую систему образования количество бесплатных мест в магистратуре значительно урезали, а конкурс ужесточили).

Многие также ошибочно думают, что уровень знаний и жёсткость требований на бакалавриате значительно ниже, чем на специалитете и в магистратуре. Чаще всего это не так. Это зависит от вуза, в котором вам предстоит обучаться, от специальности, которую вы выбрали, а также от педагогического состава учебного заведения.

Магистратура

Магистратура является очевидным плюсом в резюме

В магистратуру могут пойти люди, имеющие диплом бакалавра или специалиста.

Получение магистерской степени предполагает шесть лет обучения в вузе. В эти шесть лет включено обучение на бакалавриате (четыре года) и непосредственно магистерская программа обучения (два года). Предполагается, что эту степень выбирают те студенты, которые планируют продолжать свою научную деятельность.

Обучение в магистратуре предполагает более узкую образовательную направленность. Если бакалавриат считается базовым уровнем образования, обучаясь на котором студенты получают общие (начальные) знания о специальности, то магистратура рассчитана на более сознательное отношение к предмету изучения (студент должен чётко знать, что ему интересно, и направить свои силы на более глубокое изучение предмета научного изыскания).

На протяжении двух лет обучения в магистратуре студент-магистрант обязан работать над магистерской диссертацией. По окончании обучения он должен будет защитить свой магистерский диплом, что позволит ему получить соответствующую его научной степени «корочку».

Выделим преимущества и недостатки получения магистерской степени.

  • после окончания бакалавриата необязательно сразу поступать в магистратуру. У вас есть время немного отдохнуть и подумать над своим будущим;
  • магистратура позволяет резко сменить свою специальность. Если, например, у вас имеется бакалаврская степень по одной специальности, но вы всегда мечтали о другой, то магистратура прекрасный инструмент для осуществления своей мечты;
  • степень бакалавра и степень магистра можно получать в разных вузах. Причём это касается не только отечественных образовательных учреждений. Вы можете поступить в магистратуру за рубеж.
  • ужесточение конкурса на бюджетные места. В связи с переходом на двухуровневую систему образования, конкурс на бюджетные места стал гораздо более жёстким, студентов подбирают по определённым критериям и заслугам;
  • проблема с рабочей занятостью. Если вы бедный студент, у которого проблемы с финансами, то знайте, устроиться вы сможете только на работу, сочетающуюся с учебным графиком. Современное засилье студентов, желающих учиться и работать (читай «числиться в университете, но не посещать его») очень велико, поэтому за прогулы, даже по причине занятости на работе, вас могут легко отчислить и в тот же день найти вам замену;
  • малый срок обучения. Здесь речь не о том, что жаждущим знаний даётся малое количество времени для получения этих знаний, а о том, что за два года вам предстоит написать довольно объёмный научный труд. Если вы не сталкивались с этим на бакалавриате (не защищали диплом, а только сдавали госэкзамены), то вам будет очень тяжело приноровиться к такому формату аттестации в такие короткие сроки. Тем более, если вы работаете и одновременно учитесь.

Специалитет

Во многих странах СНГ специалитет уже отменён

Переходим к самому непонятному образовательному курсу - специалитету. Это направление является отмирающей ступенью высшего образования, поскольку после перехода на европейскую систему в нашей стране (почему-то) не захотели отказаться от этого формата получения высшего образования.

В наши дни достаточно тяжело найти учебное заведение, которое предоставляло бы возможность студентам выбрать в качестве программы обучения специалитет, но некоторые вузы (особенно в провинции) предоставляют такую возможность, что вызывает ещё большую путаницу среди и без того испуганных будущих студентов.

Квалификация специалиста - это также высшее профессиональное образование. Путаница начинается на моменте итоговой аттестации. Здесь многие начинают путать бакалавриат и специалитет, причём сравнивая их, обнаруживают, что обучение на бакалавриате занимает всего четыре года, а на специалитете пять лет (при условии, что все остальное у этих квалификаций совпадает). Такое открытие заставляет многих думать, что бакалавриат - это неоконченное высшее образование, в то время как специалитет полноценное и законченное.

Развеем мифы: и степень бакалавра, и квалификация специалиста являются высшим профессиональным образованием. Проблема только в том, что в России не стали утруждать себя переработкой учебных планов и системы аттестации выпускников вузов, поэтому оставили всё как есть и добавили к этому двухуровневую систему образования.

В идеале специалитета вообще не должно у нас существовать, студенты должны сразу поступать на бакалавриат, а затем при желании продолжать обучение в магистратуре и аспирантуре. При этом будущие бакалавры должны в конце своего обучения сдавать только госэкзамены (без защиты научного труда).

В реальности у нас до сих пор существует две практически идентичные ступени получения высшего образования, у одной из которых просто отняли один год обучения (который, к слову, чаще всего не «раскидывают» с точки зрения учебного плана на оставшиеся 4 года, а включают в последний год). Поэтому студенты-бакалавры обязаны освоить всё то, что осваивают студенты-специалисты, за четыре года и за это время умудриться написать квалификационный научный труд и подготовиться к госэкзаменам.

Единственным существенным плюсом и отличием специалитета от бакалавриата является тот факт, что по окончании обучения на специалитете студент может сразу подавать документы в аспирантуру. Это очень удобно для тех, кто намерен строить научную карьеру.

Рассмотрим преимущества и недостатки специалитета.

  • преимущество при устройстве на работу в пределах РФ. Новая система получения высшего образования так до сих пор и не была полностью перенята в России, поэтому многие работодатели считают, что специалитет - это полноценное высшее образование, в то время как бакалавриат - это неполное или недостаточное;
  • возможность сразу поступить в аспирантуру. Хорошая новость для тех, кто собирается связать свою жизнь с наукой - получение квалификации специалиста позволит вам сразу же поступить в аспирантуру;
  • магистратура считается вторым высшим образованием. Для тех, кто хочет освоить что-то новое, специалитет также будет очень удобен - после завершения обучения на специалитете, вы можете поступить в магистратуру на другую специальность. По окончании магистратуры вы будете считаться обладателем двух высших образований.
  • диплом специалиста не котируется за рубежом. Зарубежные работодатели не знают, кто такой специалист и с чем его едят. Они привыкли к двухуровневой системе образования, и нечто похожее на бакалавриат, но при этом отличающееся от него по некоторым критериям, их не устраивает;
  • многие университеты уже практически избавились от специалитета. Несмотря на то что такое явление как квалификация специалиста всё ещё существует в нашей стране, быстро найти университет, предоставляющий возможность пятилетнего обучения, тяжело;
  • степень бакалавра и степень специалиста приравниваются. Это должно было стать понятным ещё на моменте сравнения бакалавриата и специалитета. Эти две ступени предусматривают один учебный план, одинаковую аттестацию, так что и дипломы здесь будут одинаковы с точки зрения весомости.

Аспирантура

В некоторых странах аспирантура уже считается как полноценная работа, а не обучение

Аспирантура является первой ступенью на пути к научной карьере. Она не является обязательным элементом при получении высшего образования и рассматривается как отдельный образовательный блок.

Степень кандидата наук (аспирант):

  • время обучения в очной аспирантуре 3 года, в заочной 4 года;
  • по окончании обучения в аспирантуре студент-аспирант обязан защитить диссертацию, которая позволит получить степень кандидата наук;
  • за всё время обучения в аспирантуре будущий кандидат наук обязан сдать три кандидатских экзамена, а также подготовить несколько научных публикаций;
  • аспирантура даёт право вести занятия в вузах, а также принимать экзамены;
  • после завершения обучения в аспирантуре можно поступить в докторантуру.

Аспирантура предусматривает наличие стремления у студента заниматься научной деятельностью, а также преподавать в высших учебных заведениях.

В чём разница между бакалавриатом, специалитетом, магистратурой и аспирантурой

Разницу можно увидеть в сравнительной таблице, приведённой ниже.

Таблица: отличия образовательных ступеней

Пункты сравнения Бакалавриат Специалитет Магистратура
Критерии отбора поступающих Абитуриенты со средним общим образованием Степень бакалавра/квалификация специалиста
Время обучения 4 года 5 лет 2 года
Степень (квалификация) Научная степень (бакалавр) Профессиональная квалификация (специалист) Научная степень (магистр)
Образовательная база Базовая подготовка (не предусмотрено узконаправленное исследование) Общая подготовка, которая направлена на получение практических знаний в выбранной специальности Глубокое изучение специализации, рассчитанное на продолжение научной деятельности
Форма итоговой аттестации Сдача госэкзамена и защита диплома Защита магистерского диплома
Следующий уровень обучения Магистратура Магистратура или аспирантура Аспирантура
Профессиональные перспективы Возможность устроиться на любую должность, предусматривающую наличие высшего образования

Подводя итоги сказанному, хочется ещё раз отметить: несмотря на то что система получения высшего образования в России достаточно запутана, она не так сложна. Все три ступени двухуровневой системы европейского образования являются полноценным высшим образованием. Бакалавриат и специалитет являются практически идентичными ступенями, поэтому их очень часто путают или не различают. И бакалавриат, и специалитет - это первый (базовый) уровень системы высшего образования. Специалитет практически полностью исключён из предлагаемых вариантов получения высшего образования, его место занимает бакалавриат.

Магистратура является второй необязательной ступенью высшего образования и рассчитана на тех студентов, которые хотят более детально изучить свою специальность.

Аспирантура, в свою очередь, является первой ступенью научно-исследовательской карьеры. Студент может поступить, пройдя первые два уровня высшего образования.