Выразите основные положения философии джайнизма. В чем заключается этика аскетизма? Философия для жизни

Джайнизм – это дхармическая религия, возникшая предположительно в IX-VI веках до н.э. и проповедующая ненанесение какого-либо вреда любому живому существу . Сказать точно, когда именно произошло зарождение религии, невозможно. Но, то, что она очень древняя, не вызывает сомнений у исследователей.

Основатель джайнизма – пророк Джина Махавира Вардхамана . Именно благодаря ему в данной религии появился термин «джина», который применяют только к тем, кто сумел освободиться от сансары и достичь дхармы. Джина – это высшее звание, наиболее почитаемый титул. С санскрита это слово означает «победитель».

Родина этого учения – Индия. Джайнизм никогда не выходил за ее пределы, хотя сегодня на Дальнем Востоке, в Западной Европе, Австралии и даже Северной Америке растет количество сообществ, члены которых поддерживают философию джайнизма.

Что такое джайнизм, каковы основы и особенности этого учения, узнайте прямо сейчас. Краткое описание религии представлено ниже.


В чем суть джайнизма

Основан джайнизм, в первую очередь, на беспрерывном самосовершенствовании души , чтобы в результате достичь всесилия, всезнания и вечного блаженства. Душа, избавившаяся от телесной оболочки и достигшая нирваны, становится дживой .

Согласно джайнизму, каждое существо – это индивидуальная, вечная душа. Можно освободиться от сансары и достичь мокши, но для этого нужно быть аскетом.

Основная символика джайнизма

Джайны (так называются последователи джайнизма) присваивают титул джина («победителя» или того, кто сумел освободиться от сансары и достичь духовного просветления) лишь избранным. Это самые почитаемые учителя джайнизма и всего их 24.

Называют их тиртханкарами или, дословно, «теми, кто нашел и указал путь к спасению». Их учениям следуют те, кто хочет достигнуть мокши.

Самоконтроль и развитие мудрости – верные пути. Освободившись от кармы, следуя «Трем драгоценностям джайнизма» (совершенные восприятие, поведение и знание) душа больше не испытает сансару (цикличные перерождения) . Тех, кто достиг мокши, называют сиддхами. Сансарины – это души, связанные кармой с землей.

Можно ли сказать, что джайнизм – это монотеистическая религия? Несмотря на то, что в свое время она предстала как реформаторское течение индуизма, ей не свойственен монотеизм. Учение не подразумевает веру в Бога, а видит основную цель в другом – избавлении от неправильных мыслей, речей и действий, самосовершенствовании души, освобождении от сансары, достижении божественного сознания . В этой религии нет высшего божества, создателя всего живого. Во Вселенной все регулируется самостоятельно.

Джайнизм отрицает суть кастовой системы и противоречит брахманизму . Учение гласит, что абсолютно каждый, независимо от принадлежности к определенной касте и сословию, может спастись от сансары . И хоть эта религия имеет схожесть с буддизмом, эти религии имеют отличия. Например, в том, что джайнизм очень строго относится к соблюдению нравственных норм.


Храм Ранакпур

Основные идеи джайнизма

Философия джайнизма базируется на следующих основах (ключевых положениях):

  • Вселенная состоит из живого («Джива») и неживого («Аджива»). При этом как Вселенная, так и Дхарма (следование нормам и правилам, необходимых для того, чтобы не нарушать космический порядок) бесконечны. Правда, все процессы в них происходят в циклическом порядке, повторяясь через какие-то временные промежутки.
  • Абсолютно все живое обладает душой.
  • Каждая душа священна, поэтому безгранично ценна. Ко всему живому следует относиться трепетно, ни в коем случае не вредить никому.
  • Душа мирянина принимает разные формы жизни в разное время (из-за того, что во Вселенной все происходит циклично) – человек, «недочеловек» (животные, растения и др.), сверхчеловек и существа ада.
  • Душа сама отвечает за свою жизнь как в настоящем, так и будущем. И когда она освобождается от сансары, становится свободной. При этом душа приобретает чистое сознание, восприятие, счастье.
  • Основная цель джайнизма – освободить душу от негатива, возникающего в результате неправильных мыслей, речей и действий. Этого можно достичь, руководствуясь принципами «Трех драгоценностей джайнизма».
  • Так называемые «Три драгоценности джайнизма» – это Совершенное знание, Совершенное воззрение, Совершенное поведение. Они помогают открыть путь к идеалу. Последователи считают, что нет высшего создателя. Все процессы, происходящие во Вселенной, гармоничным образом регулируются сами, без божественной руки творца или разрушителя. Благодаря этому, каждое живое существо, каждая душа способна достичь состояния божественности (свободы), следуя этическим нормам джайнизма и придерживаясь строгих принципов аскетизма.
  • Основой «Трех драгоценностей джайнизма» последователи учения называют сознание души, а не сознание тела. Отрешаясь от всего земного, человек постепенно становится абсолютно непредвзятым. У него нет желания причинять кому-то вред, усиливается уважение к взглядам других. Важно контролировать свои чувства, так как земные желания и эмоции провоцируют зависимость от материального мира. Это препятствует достижению мокши.
  • Аскетизм – условие существования джайнов. Строгое самоограничение, отсутствие потакания земным желаниям, избавление от страстей имеют важное значение на пути к достижению свободы души. Существует также понятие саллекхана. В джайнизме оно обозначает самоубийство с помощью жесткого поста (планомерного отказа от принятия пищи) с целью сохранения уровня духовности. Подобное чаще всего практикуют аскеты, чувствующие приближение старости или имеющие тяжелое физическое заболевание.
  • Божествами джайнизма являются Джины («победители»), Ариханты и Тиртханкары. Существуют также якши и якшини, обладающие сверхъестественными силами и способностью трансформироваться. В этой религии верят, что якши (божества мужского рода) обязательно окружают тиртханкаров с правой стороны, а якшини (божества женского рода) – с левой стороны. Несмотря на то, что якши и якшини имеют высшие силы, они точно так же, как и множество душ, вынуждены переживать новые жизни и смерти.
  • Мантра Навокар – основная молитва джайнизма. Во время ее произнесения человек выражает свое глубокое уважение к душам, которые достигли более высокого уровня свободы и духовности. Мантра также является важным напоминанием о нирване и мокше как конечной цели. Она делает счастливее.

Храм

Пять этических принципов, которые должны выполнять джайны

Учение джайнизма гласит, что и миряне, и монахи должны следовать пяти обетам . Они представляют собой этические принципы джайнизма, нормы поведения, без которых невозможно достичь конечной цели. К ним относятся:

  1. Ахимса – непричинение вреда живому . Если не выполнять этот обет, то всех остальных просто бессмысленно придерживаться. К этому принципу относят непричинение вреда не только физического. Слова и действия могут ранить не меньше, чем жестокое воздействие на телесное, поэтому нужно внимательно относиться к тому, что и как ты говоришь. Не стоит забывать и о неабсолютизме – уважении мнения и взгляда на мир другого существа. Игнорирование этого принципа пусть и косвенным образом может причинить вред.
  2. Сатья – искренность, открытость, благочестивость . Этот принцип тесно связан с обетом Ахимса. Так как нужно исключать проявление любого ненасилия, в том случае, если правдивость может повлечь за собой страдание кого-либо, лучше промолчать, чем соврать.
  3. Астейя – исключение любой возможности воровства . Название этого обета переводится как «некража». У джайны не должно быть желания присвоить себе что-то чужое. Алчность губит все стремления на пути к свободе души. Чтобы не возжелать того, что тебе не принадлежит, нужно ограничивать свои земные потребности. Каждый должен довольствоваться только тем, что ему удалось достичь собственным трудом (исключительно честным). Чтобы придерживаться принципа Астейи, не стоит забывать о том, что:
  • нельзя присваивать себе чужие вещи;
  • нельзя присваивать себе также те вещи, которые были забыты или обронены кем-то;
  • всегда нужно людей вознаграждать за выполненную ими работу и ее плоды, так как каждый человек проявляет при этом старания;
  • нельзя приобретать вещи, стоимость которых была удешевлена нечестным способом (украденные, продаваемые нелегально и пр.).
  1. Брахмачарья – не прелюбодействовать . Монахи должны полностью воздерживаться от сексуальных контактов или самоудовлетворения. В джайнизме нет строгого утверждения о том, что секс представляет собой что-то греховное. Учение предостерегает, что ради получения сиюминутного удовольствия энергия растратится попусту. А ведь ее можно направить на духовное самосовершенствование.
  2. Апариграха – не собирайте ценности бренного мира . Перед принятием монашества нужно полностью отказаться от всех материальных ценностей и собственности. Кроме этого, нужно отделиться от дома и семьи. Только так можно приблизиться к мокше. Миряне не должны отказываться от собственности, но должны избавиться от стремления к накопительству. Да и, вообще, собственность – это очень иллюзорное понятие, так как имущество, вначале принадлежавшее кому-то одному, перейдет во владение другому через какое-то время. Тратить свою жизнь на накопление материальных благ – глупо. Лучше потратить свою энергию и время на духовное развитие, которое бесценно.

В зависимости от того, кем именно является джайн, строгость соблюдения обетов будет разной. Монахами этические принципы выполняются максимально строго.

Фото надписи на фреске в храме Джайнов «Ненасилие — главный принцип Джайнизма»

Какими должны быть джайны

Безусловно, поведение джайнов напрямую диктуется этическими нормами и принципами джайнизма. Мирянам достаточно соблюдение только норм морали, а вот монахам полагается приобщиться к аскетизму и странствующему образу жизни. Им необходимо находиться в селении не более одного дня, а в городе – не более 3-х. Правда, в одном случае это правило видоизменяется. В сезон дождей монахам и монахиням нужно находиться в одном месте, чтобы не нанести вред живым существам, у которых проходит период размножения.

В джайнизме существуют разные ритуалы и обычаи. Например, церемония махамастабхишека имеет важное значение. Она совершается раз в 12 лет в Шраванабелголе на горе Гомматагири, где статуя Бахубали поливается заранее приготовленной смесью из простокваши и молока .

Монахи должны носить простые одежды. Волосы ранее запрещалось отращивать. И их нужно было не просто сбривать, а вырывать с корнем.

Так как самым большим грехом для джайна является причинение вреда живым существам (химса), монах должен подметать перед собой дорогу специальной метелкой и процеживать воду для питья, чтобы не допустить убийства даже незаметного для невооруженного глаза существа. Также нельзя джайну перемещаться в темноте, так как он не видит, куда ступает.

И монахам, и мирянам нельзя заниматься скотоводством, ловлей, охотой, земледелием, так как каждое из этих дел приводит к нанесению вреда живым существам . Поэтому чаще всего деятельность джайнов связана ростовщичеством, ювелирным делом или торговлей.

Раскол джайнизма

Возникновение некоторых религиозных разногласий между джайнами привело к расколу. Выделилось два основных направления, последователями которых стали дигамбары («одетые в воздух») и шветамбары («одетые в белые одежды») . Первые никогда не носили одежду, а вторые облачались в белое одеяние.

Дигамбары, в свою очередь, разделились на главные и второстепенные школы. К главным относят Терапантха, Бисапантха, Таранапантха. К второстепенным причисляют Гуманапантху и Тотапантху.

Внутри направления шветамбаров тоже произошло деление на школы. Это Стханакваси, Муртипуджака и Терапантхи.

Все же, «литературным сердцем» джайнизма принято считать канон шветамбаров. Он был составлен в IV веке до н.э. Окончательно он оформился приблизительно в X-XI веках. Но, дигамбары, являющиеся последователями ортодоксального учения, принимают в счет только самую древнюю часть канона. Есть и другая, неканоническая литература, но она оказывает меньшее влияние на джайнов.


Джайнизм сегодня

На сегодняшний день в Индии совсем немного последователей джайнизма – всего 0,5% (около 3 млн. человек), поэтому в своей численности джайны проигрывают, например, буддистам.

Джайнами в Индии называют последователей Джины -"победителя". Соответственно, - это тоже победители. В русском языке "победитель" - это человек, выигравший битву, взявший верх над соперником, противником. Джайны же - победители самих себя. Это люди, обуздавшие свои чувства и страсти. Это победители в борьбе за торжество духа над телом, высшей природы человека над низшей.

Переписью 1991 г. зарегистрировано 3354 тыс. джайнов, что составляет 0,4% распределенного по признаку религиозной принадлежности населения страны. Они проживают в основном в западных штатах ( , ), а также на юге Индии. Отмечена тенденция к миграции джайнов из других штатов в эти регионы. Обращений в джайнизм из других вер не отмечено, и численность общины растет за счет естественных причин.

Джайнизм часто называют атеистической верой, поскольку ее последователи отрицают существование первопричины тварного мира, т.е. отрицают бога - творца и владыки вселенной. По космологии джайнизма, бесконечны, реальны и существуют вечно. В телесной оболочке человек живет посередине между верхними и нижними мирами на всем пространстве земли. Нижние миры принадлежат демонам, подвергающим тяжким мучениям души грешников - людей, живших не по вере. Высшие миры расположены на горе Меру, находящейся в Гималаях, в центре "пупа земли". На вершине горы сияет светлый, безоблачный мир, где в вечном блаженстве пребывают души праведников, достигших мокши - освобождения от цикла рождений и смертей. Ниже на склоне горы обитают боги индусского пантеона и души джайнов, только приблизившихся к мокше, но не достигших полного совершенства. Таким образом, наличие богов допускается, но они не считаются высшими существами, ибо приравнены к людям, не до конца праведным.

Основателем джайнизма считается Вардхамана - младший сын правителя небольшого княжества на территории современного Бихара. По преданию, Вардхамана родился в 599 и умер в 527 г. до н.э. В возрасте 28 лет он отрекается от богатства и славы и 12 лет подвергает себя суровым аскетическим испытаниям. На второй год отшельнической жизни в местности, населенной дикими племенами, он отказывается от одежды и ходит совершенно обнаженным. Его проповеди находят все большее число сторонников. Он получает признание как ("перевозчик через бытия") и получает титулы Джины и Махавиры ("великого героя"). Под последним он более всего почитаем в настоящее время. В период между обретением высшей духовности и мокшей Махавира создает свою религиозно-этическую систему, ставящую его в ряд крупнейших мыслителей того времени. Махавира жил в эпоху Будды, Лао Цзы, Конфуция, Платона и Перикла. Этот период в истории человечества считается осевым, переломным. Хотя комплексно он изучен недостаточно, можно, вероятно, говорить о нем как о периоде энергичных философских поисков справедливого устройства общества и осознания места человека в мире.

В золотом веке мир был освещен сиянием "древ исполнения желаний". По мере их исчезновения мир погружался во мрак, и люди испугались, впервые увидев на небе , луну и звезды. Только вмешательство тиртханкара, объяснившего происходящее, предотвратило всеобщую панику. Появление очередного тиртханкара означало поворот космического колеса вверх, в направлении нового золотого века. Джайнский канон утверждает, что до Махавиры в мир приходили 23 тиртханкара, срок жизни которых колебался от 8400 до одной тысячи лет. Особым почитанием у современных джайнов пользуется первый тиртханкар Ришабха и его сын Бахубали , или Гоматешвара. Последнему посвящено большинство изваяний характерного облика - обнаженный, с загадочной улыбкой, с непропорционально длинными руками, ибо, по поверьям джаинов, чем длиннее у человека руки, тем счастливее складывается его судьба. Джайны установили в своих святых местах (их более 250) множество статуй Бахубали. Самая почитаемая из них находится в штате . Эта статуя высотой в 18 м высечена древними скульпторами из каменного монолита, стоящего свободно, без опор, и считается одним из чудес света. Статуя олицетворяет Бахубали в состоянии мокши и символизирует не только мощь человеческого духа, но и его единение с природой: у ног Бахубали изваяны муравейники и змеи. Его ноги овивают лианы в соответствии с легендой о том, что перед достижением мокши он простоял два года неподвижно на одном месте и его ноги заросли побегами лиан.

В феврале 1981 г. джайны организовали пышное празднество освящения статуи по случаю тысячелетия ее установки. На праздник собралось около 400 тыс. паломников со всех концов Индии, а также множество джаинов, постоянно проживающих за границей. Джайнские монахи совершили омовение статуи водой из тысячи медных кувшинов. Затем на нее было вылита тысяча литров молока, 150 литров кокосового сока и настой шафрана. Наконец, она была осыпана рисовой пудрой и благовонными специями. Премьер-министр Индира с вертолета разбрасывала над статуей лепестки роз. Богатые джайны соревновались за право собственноручно вылить на голову статуи кувшин с молоком. Первые семь кувшинов были "проданы" за 100 тыс. рупий каждый. "Это был типично индийский праздник, - пишет очевидец, - смешение поп-арта, народной традиции, трайбалистской клановости, целомудренной благожелательности, духа искупления и очищения". Через 12 лет, в 1993 г. был повторен, но с меньшим размахом.

Джайны обставляют свои праздники весьма пышно. В ноябре 1974 г. отмечалось 2500-летие со времени достижения мокши Махавирой. Для организации празднества был создан Национальный консультативный совет, в который вошли не только джайны, но и представители других общин, а также центрального правительства, выделившего на праздник 5 млн. рупий. Празднества завершились многолюдной процессией по улицам Дели. В ней приняли участие жрецы джайнских сект, монахи и монахини, босые и одетые в белые одежды или же нагие. Участники несли красочные транспаранты и воздушные шары с джайнскими изречениями. Со скромным видом монахов контрастировали пышно убранные , и с седоками в богатых одеждах и красочная толпа музыкантов. Символом нового времени были знаменосцы на мотороллерах. С тех пор годовщина отмечается ежегодно.

Не следует думать, что жизнь джаинов - это сплошной праздник. Относительно редкие торжества и церемонии принятия монашеского сана мирянами преследуют цель показать силу веры, финансовые и организационные возможности общины. Они используются для ее консолидации, ибо предоставляют случай для встреч различных сект, монахов и мирян в обстановке благочестия и религиозного экстаза, а для многих - способ снятия стрессов путем отвлечения от повседневных забот.

Праздники и постоянные передвижения монахов по стране используются для проповеди этического учения джайнизма, опирающегося на "три жемчужины": совершенная вера, совершенное знание веры, совершенное поведение. Подобно индуизму, в вере джаинов центральное место отводится поведению человека. Но индуизм придает значение ритуала каждому действию индуса даже в обыденной жизни. Джайны на первый план выдвигают принципы правильного поведения. Среди них особое место занимают и апариграха.

Слово ахимса означает "ненасилие". Но для джаинов это гораздо более широкое понятие - ненанесение вреда всему живому. поведения монахов и многих мирян предписывают им строгое , исключающее из диеты не только мясо и рыбу, но также яйца, ряд продуктов животноводства и даже корнеплоды. Монахам разрешено употреблять в пищу только , растущие над поверхностью земли. Джайнские монахи закрывают рот марлевой маской, дабы случайно не проглотить летающее насекомое. Во время странствий они специальным веником обмахивают перед собой землю, чтобы не раздавить ползающие существа. Им запрещено странствовать во время муссонных дождей, когда наружу выползает и вылетает множество тварей.

Упомянутые правила определяют также выбор джайнами рода занятий. В основном это предприниматели, в том числе главы крупнейших концернов, торговцы, ростовщики, ювелиры, представители свободных профессий, ученые. На юге Индии многие семьи джайнов являются землевладельцами, но сами они землю не обрабатывают, ибо это связано с уничтожением живых существ в земле и на растениях. В целом это зажиточная община, в которой нет бедняков и нищих. Джайны не признают каст, но останавливаются перед осуждением или отрицанием кастовой системы. В общине сохраняются рудименты кастовых различий, но они размыты.

Принцип апариграхи (нестяжательства) предписывает добровольный отказ от накопления богатства и материальных благ, превышающих минимальные потребности семьи. Богатство джайнов-мирян, по их представлениям, не вступает в противоречие с этим принципом, поскольку богатые считаются не владельцами своих богатств, а их попечителями и распорядителями в интересах всей общины. Такой взгляд подкрепляется широкой благотворительностью джайнов. Принцип апариграхи, дополненный заветами быть честными, не воровать, не прибегать к обману в делах, по мнению некоторых исследователей, сближает джайнизм с кальвинизмом и позволяет воспитывать у джайнов склонность к рациональному мышлению, к деловой хватке, необходимой в условиях рынка. Деловой этике в джайнских семьях учат с детства. Наблюдателей поражает умение джайнских мальчиков в уме вычислять сложные проценты - трудное занятие даже для взрослых.

Джайны делятся на два толка - дигамбров и шветамбров, Дигамбры, или "одетые в воздух", более ортодоксальны и аскетичны. По примеру Махавиры монахи-дигамбры не носят никакой одежды. Они не признают за женщинами возможности достижения мокши и не принимают их в монашеские ордена. По их понятиям, изначальный канон джайнов утрачен. Существует лишь позднейшее его изложение. Прямым путем достижения мокши они считают добровольное самоумерщвление посредством голодания. В октябре 1987 г. таким образом ушел из жизни глава толка дигамбров Бадри Прасад Махарадж. Сейчас подобные подвиги во имя веры редки.

Шветамбры, или "одетые в белое", более умеренны. Они носят простую белую одежду. Их воззрения допускают принятие женщин в монахини и признают их способными достигнуть мокши. Они считают священные тексты джайнов изначальным учением и в меньшей степени, чем дигамбры, изнуряют себя аскетизмом. При обряде посвящения в монахи шветамбры сбривают волосы с головы кандидата; дигамбры подвергают его мучительной процедуре выщипывания волос.

Последователи обоих толков делятся на секты. У дигамбров это висапантхи, каштха, сена и терапантхи; у шветамбров - анчала, кхаратара и тара. Общеиндийскую известность приобрела секта терапантхи, глава которой Ачарья Тулси основал в 1949 г. движение ануврат, играющее заметную роль в общественной жизни страны. Целью движения является воспитание индивидуума в духе отказа от проявлений озлобленности, тщеславия, лжи и жадности. На этой основе впоследствии должно быть перестроено все индийское общество. В 1995 г. Ачарья Тулси передал руководство сектой преемнику, которого зовут Ачарья Махапраджна.

В целом мирные отношения между представителями двух толков джайнизма в последнее время подвергаются испытанию. Возник спор о принадлежности храмового комплекса Самет Шикхар в штате Бихар, который привлекает до полумиллиона паломников и приносит доход от 50 до 60 млн. рупий в год. Комплексом управляют шветамбры. Свои права они подтверждают фирманом (указом) императора Акбара от 1593 г., в котором право распоряжаться храмовым комплексом передавалось тогдашнему главе шветамбров Ачарье Хирсуришвару. Дигамбры требуют совместного управления святыней. Аналогичный спор возник и вокруг храма Макши в штате . Переговоры представителей обоих толков и властей продолжаются, но перспективы решения спора в обозримом будущем не видится. А пока он вносит разлад в жизнь общины джайнов.

Джайнизм (на санскрите джина – победитель) является национальной индийской религией, появившейся примерно в середине I тысячелетия до нашей эры, хотя первые письменные свидетельства об этой религии относятся только ко времени царя Ашоки (сер. III в. до н.э.). Джайнизм никогда не распространялся вне индийского общества. В отличие от других индийских религий джайнизм мало изучен и почти неизвестен на Западе, поскольку джайнистские секты ведут замкнутый образ жизни и не занимаются прозелитизмом. Учение джайнизма не претендует на единственно верный путь к постижению истины, однако джайны верят в достижение освобождения и неджайнистами.

Джайнизм как религиозная система исследуется в рамках индологии. Он представлен в работах таких ученых как П. Дандас, Д. Датта. С. Чаттерджи, Н.Р. Гусева, Н.А. Железнова, А.С. Костюченко, Н.Г. Краснодембская, А.А. Терентьев и других.

В настоящее время число последователей невелико, всего 0,5 % от всего населения, что составляет около 3 млн. человек, которые проживают компактными группами в крупных городах почти исключительно в центральной (Бихар, Гуджарат, Орисса) и южной Индии, особенно в Бомбее. Общины джайнов всегда играли значительную роль в экономике страны, поскольку сфера их деятельности была связана с торговлей и ростовщичеством, так как воинский и крестьянский труд несовместим с принципом ахимсы (не насилие). В финансовых вопросах джайнами также были установлены и соблюдаются ряд правил и этических принципов, которые принесли доверие и авторитет джайнистскому бизнесу. К тому же, джайны активно занимаются благотворительностью, строят храмы, школы, приюты, ветеринарные лечебницы, жилища и т.д. За пределами Индии джайнизм практикуется только в диаспорах, среди крупнейших предпринимателей и монополистов индийского происхождения в Англии, США, странах Южной Азии.

История джайнизма. Согласно джайнской истории, она имеет еще более древнее происхождение. Основатель джайнизма Вардхамана, известный как Махавира («Великий Герой»), является только ее поздним реформатором и признается в качестве 24 пророка (тиртханкара ), последнего в этом цикле развития вселенной. Само слово джайнпроисходит от санскритского джина, «победитель», и подразумевает победу над оковами, которые налагает фе­номенальный мир. Следует отметить, что титулы Джина и Махавира были присвоены также основателю буддизма Шакьямуни и к другим лицам, которые подчинили свою низшую материю высшему духу.

Первым тиртханкарой (переправу создающий) считается Ришабха, который выполняет функции культурного героя: обучает людей искусствам и ремеслам, устанавливает социальную структуру, вводит традиции и обычаи. В течение многих столетий являлись другие великие учителя и проповедовали джайнизм, каждый раз придавая религии новый импульс к развитию. Биографии всех тиртханкар сходны между собой. Они все происходят из варны кшатриев, матери их получают предзнаменования о великих деяниях их детей, которые от рождения обладают 34 благими свойствами (блестящими телами, здоровьем и красотой, нимбом вокруг головы, ораторским даром, подчиняющим людей, богов и животных). Последний тиртханкара Вардхамана был старшим современником Будды Шакьямуни, родился в 599 году до нашей эры, умер 527 году до нашей эры. Вардхамана родился в городе Вайшали в царской семье, был вторым сыном в семье, что позволило ему беспрепятственно начать свою духовную практику в возрасте 28 лет, с согласия своих родных. Он становится странствующим аскетом и начинает свое суровое подвижничество, которое длится в течение двенадцати лет. Результатом такой интенсивной духовной практики становится просветление, после чего Вардханама организует свою общину последователей и начинает активно проповедовать свое учение.


Адепты учения вербовались преимущественно из кшатрийских родов. Еще при жизни Вардхаманы джайнизм становится могущественным нищенствующим орденом, пользовавшимся покровительством индийских князей, преимущественно тех династий, с которыми были родственные связи. Первоначально джайнизм завоевывает популярность в Северной Индии, но в первые века новой эры джайны активно переселяются в Южную Индию, где активно утверждаются и пользуются поддержкой царствующих династий Сатаваханов (до III в. н.э.), Кадамба (IV-VI вв.), Чалукьев (VI-VIII вв.). В V веке джайнизм становится доминирующей религией, однако с XIII веке южноиндийский джайнизм начинает ослабевать и утрачивать свои позиции, что было вызвано мусульманскими завоеваниями Индии и усилении влияния индуистской традиции бхакти . Джайнизм проповедует суровый аскетизм и жесткий реализм в видении реальности. Поэтому религия аскетов не смогла конкурировать с новым всплеском индуизма, с его эмоциональным служением божеству (бхакти). Даже в самой общине джайнов происходит раскол по вопросу крайней аскетической позиции, связанной с ношением одежды. Последователи школы дигамбара («одетые небом») считают, что святой не должен иметь ничего, даже одежды, и что спасение при этой жизни для жен­щин невозможно. Школа шветамбара («одетые в белое») не соглашается с этими пунктами вероучения. Они рассматривали одежду как необходимость и даже признали женщину Малли в качестве одной из тиртханкар, что, естественно, оспаривается дигамбарской традицией. Первоначально оба направления существовали в рамках одной общины, но со временем разногласия стали усиливаться и в 79-82 годах до нашей эры привели к окончательному разделению на два направления.

Вероучение. Священные тексты. Джайнизм является неортодоксальной религией Индии, отвергает авторитет Вед и устанавливает свой собственный канон текстов – Джайнские Агамы и Сиддханты . По преданию у Махавиры были 11 близких учеников, сохранившие его устные поучения, которые легли в основу шветанбарского канона, принятом на вседжайнском соборе в Паталипутре (в конце IV в. до н.э.), однако письменно зафиксирован он был значительно позже на соборе в г. Валабхи (Гуджарат) (в середине V в. н.э.). В канон входят 45 сочинений, по своей структуре они состоят из кратких афористических высказываний, приписываемых Махавире, и обширной комментаторской литературе, обосновывающих и разъясняющих их. Кроме этого, джайнская литература включает различные внеканонические произведения по грамматике, поэтике, религиозной философии, исторические предания, космологические трактаты. Дигамбары не признают священного канона шветамбаров, поскольку считают, что подлинные тексты были безвозвратно утрачены. Они создают более поздний канон, состоящий из четырех вед: «Пратхамануйога » (исторические предания), «Каранануйога » (космологические тексты), «Дравйануйога » (религиозно-философские трактаты), «Чаранануйога » (этические и ритуальные предписания). Однако относительно основ вероучений дигамбары и шветамбары не имеют принципиальных разногласий.

Теология. Вероучение джайнизма имеет значительный анимистический компонент, душой наделяются не только животные, но и растения, явления природы. Души не имеют начала и конца, и они вечно индивидуальны и делятся на три большие категории: еще не развитые, находящиеся в процессе развития и освобожденные, свободные от перерождений. Целью джайнизма является реализации изначальной чистоты души от кармических пут, что позволяет освободится от страдания и самсарического бытия. Джайнизм отрицает существование бога-творца, признает существование множества божеств, дэвов и асуров , которые, в отличие от индуизма, не находятся в противоборствующих отношениях. Все божества составляют четыре больших племени: бхаванавасины («во-дворцах-живущие»), вьянтара («блуждающие»), джйотишка («светила»), вайманика («небесные»). Особым классом божеств являются локантики («на рубеже мира»), которые ждут человеческого воплощения, чтобы достичь мокши. Среди божеств присутствует строгая иерархия, среди них выделяются индры – правители, саманника – аристократия, траястримша – высшие государственные служащие, паришадья – придворные, атмаракша – гвардия, локапала – полиция, айика – армия, пракирнака – торговцы и ремесленники, абхийогья – слуги, килбишка – чернь. Все божества подвластны закону воздаяния и каждый отрабатывают свою карму. Джайнизм не считает божеств выше самосовершенствующегося человека, искореняющего прошлую карму и ненарабатывающий новую. Джайнизму призывает к всеобщей ахимсе, которая рассматривается как сострадание и любовь, почтению ко всем формам жизни, строгому соблюдению правил вегетарианства, аскетизма, ненасилия даже для самозащиты и неучастию в войнах.

Высшими существами, единственными объектами поклонения джайнов являются тиртханкары, особенно три последних (Ариштанеми , Паршванатхе , Вардхамана ), образ каждого отмечен цветовой символикой, ему соответствует какое-то животное, созвездие и есть богиня – покровительница. Все освобожденные души считаются выше богов, преодолев все мирские несчастья и пройдя путь самосовершенствования, джины – победители полностью разрывают все связи с миром, становятся абсолютно бесстрастны и безразличны к миру. Поэтому эмоциональное служение тиртханкарам бесполезно, они не проявят милосердие и не пошлют помощь в трудных жизненных ситуациях. Только размышление, осознание собственного «я» и строгая аскетическая дисциплина приведет душу к освобождению. Подобные установки в вероучение отнюдь не способствуют популяризации джайнизма. Хотя определенные компромиссные элементы возникают, в частности начинают почитаться джайнами некоторые индуистские божества. Так, когда ряды джайнизма пополнились приверженцами Кришны, то были установлены взаимосвязи между двадцать вторым тиртханкарой Ариштанеми и Кришной. Согласно другим представлениям, Вишну после своего воплощения в Раму становится сиддхом и прочие.

Антропология. В джайнизме словом «джива » обозначаются вечные духовные сущности, чрезвычайно многообразные, заполняющие собой всю вселенную. К категории джива относятся не только люди, животные, божества, но и души растений и неорганических объектов, таких как металлы, камни, а также элементов огня, земли и пр. (в отличие от индуизма). Дживы отличаются количеством органов чувств. Низшие обладают только осязанием, люди и боги обладают шестым органом чувств (манасом ) и являются разумными. Внутренней сущностью всех джив является сознание. В неорганических телах сознание пребывает в скрытом латентном состоянии, в органическом теле оно деятельно, активно (в сравнении с пассивным пурушей индуизма). Дживы заполняют собой все пространство физических тел. Считается, что они сжимаются и расширяются в соответствии с тем объемом тела, в которое они воплотились. Дживы находятся в эволюционном развитии от полной неразвитости (нигода-джива ) до совершенства (сиддха-джива ). Душ, находящихся в состоянии нигода, огромное количество. Они образуют целые колонии тонких растений, имеющих общее питание и дыхание, которые наполняют собой весь мир. Из них выходят души, замещающие вакансии сущностей, достигших освобождения. Считается, что все освободившиеся места от безначального прошлого до настоящего времени были заполнены только частью одной нигоды. Исходя из этого, мир не может лишиться живых существ, или это случится в очень отдаленном времени. Поэтому вопрос о конце земной жизни джайнами не обсуждается. Выделяют нитья сиддха – вечно совершенные дживы, мукта – освобожденные дживы и баддха – зависимые дживы. Первые два класса джив не будут воплощены, они смогли очиститься, и пребывают в состоянии совершенства, абсолютно независимо от всего мирского. Они являютя чистым бытием и бесконечным сознанием, обладают идеальным совершенным познанием (анантадджняна ), бесконечным восприятием (анантадаршана ), бесконечной силой (анантавирья), бесконечным блаженством (анантасукха ). Божества, по своему статусу, стоят ниже освобожденных душ. Дживы, блуждающие в самсаре, могут иметь либо «пищевое» тело (аударика ), которым обладают земные существа, либо «изменчивое тело» (вайкрия ), меняющееся по желанию владельца. Эти тела получают разные астральные сущности, божества и демоны. Люди, развившие в результате своих духовных практик сверхъестественные способности, эманируют «выделяемые тела» (ахарака ). Кроме тела джива имеет ауру (лешья ). Она представляет собой ореол, окружающий всякое живое существо и характеризует уровень нравственного совершенства личности, чем она светлее, тем джива совершенней.

Причиной воплощения дживы является особый вид субстанции – карма , которой насчитывается 97 видов, разбитых на 8 групп. По воззрениям джайнов карма является тонким видом материи, которая проникает в душу и загрязняет ее. Карма вызывается различными действиями, которые дают свои последствия – негативные, позитивные или нейтральные. Реализованная карма удаляется из души, очищая душу, но новая наработанная карма загрязняет ее вновь. Многочисленные кармы формируют особое тело – кармашарира . Одни виды кармы создают препятствия познавательной деятельности и обусловливают неведение собственной духовной сущности (джнянанаварания ); другие – закрывают интуицию (даршанаварания ); третьи – скрывают блаженную природу души и порождают зависимость от удовольствия и страдания (ведания ); четвертые – нарушают правильное отношения к эмоциям, привязанностям и вызывают сомнения, ошибки, различные психические нарушения (мохания ). Оставшиеся четыре вида кармы определяют продолжительность жизни в данном теле (аюшка ); различные характеристики тела (нама ); национальность, касту, семейное и социальное положение индивида (готра ); препятствие в проявлении энергии души, сострадании и добродетели (антарая ). Вся совокупность карм видна на цветах лешьи, которые бывают черного, синего, серо-сизого, оранжевого, розового, белого цветов, в зависимости от степени кармической загрязненности. В свою очередь, сиддхи, очистившие свои кармы, лешьи не имеют.

Целью джайнизма является освобождение дживы от кармического вещества, тем самым следует трансформация самсарного дживы в освобожденного сиддху. Свободный от материи джива называется Атманом, который, по своей сути, есть чистое сознание, не испорченное материей. Природа души есть чистое сознание, энергия, блаженство и всеведение. Такое состояние достигается, когда все слои кармыудалены, и душа может подняться к сводам вселенной, из тьмы к свету, выше богов и потоков трансмиграции, где душа будет пребывать вечно в уединенном блаженстве мокши. Мокшав джайнизме определяется как освобождение, чистое одиночество и бесконечный покой, свобода от действий и желаний, свобода от кармы и перерождений. В вероучении джайновотсутствует вера в Бога-творца, некий Абсолют, поэтому идею растворения и соединения с неким безличностным началом джайны опровергают.

Духовный путь джайнизма обусловлен последовательным эволюционным развитием души, когда они получают лучшие рождения в соответствии с количеством личной кармы,которую они смогли удалить за время предыдущей жизни. Между рождениями души пребывают в одном из семи адов, шестнадцати небес или четырнадцати небесных миров. Постепенно душа освобождается от груза кармы, тянущей ее вниз и поднимается в более легкие слои, к вершине вселенной, где пребывают освобожденные души.

Космология. Вся вселенная состоит из материи, физической основы мира, и имеет атомистическую структуру. Все физические объекты, воспринимаемые чувствами, состоят из атомов (ану ) – бесконечно малых, первичных, вечных элементов. Они бывают тонкими и грубыми, бесчисленное количество тонких атомов занимают пространство более грубого атома, формируя ее различные свойства. Все материальные вещи порождаются сочетанием атомов, которые могут взаимопритягиваться, образуя соединения при их несхожести. Скандхи (соединения) непостоянны, поскольку атомы постоянно изменяются, приобретая новые свойства. Из этой особенности атомов следует положение о том, что не существует первоэлеметов земли, воды, огня и воздуха. Различные элементы дают однородные атомы путем различных комбинаций.

Мифологическая картина мироздания близка общеиндийской и включает три мира, представленных в виде трех усеченных пирамид. Верхний мир (урдхвалока ), имеет форму двух пирамид, повернутых основаниями друг к другу. Вершина средней пирамиды покоится на вершине пирамиды нижних миров. В точке соприкосновения средней и нижней пирамиды находится средний мир (мадхьялока ).

Нижний мир (Аддхалока) представляет собой 8400000 горячих и холодных адов, в которых отрабатывают дурную карму грешники в течение миллионов и миллионов лет. Ады расположены семью слоями и время в них протекает по-разному – максимальное время пребывание в адах одной земли равно минимальному времени пребывания в нижележащем слое. Кроме страдающих обитателей адских земель подземные миры населяют божества бхаванавасины («во-дворцах-живущие») и вьянтара («блуждающие»). Последние обитают прямо на границе адов и срединного мира. Большинство из них вышли из индуисткого мифологического комплекса.

Средний мир представляет собой землю со всеми ее обитателями, расположенных на 8 кольцеобразных континентах, разделенных океанами, с центром вокруг святой горы Меру. Божественные сущности джйотишка («светила») обитают в пространстве между землей и верхним миром. При этом, срединные миры являются ключевыми, поскольку именно здесь притекает кармическое вещество к душе и джива может сознательно избавляться от нее.

Верхний мир состоит из 10 (у шветамбаров) и 11 (у дигамбаров) слоев, подразделенных на 62 или 63 подслоя соответственно, которые представляют собой самостоятельные небесные царства. В центре каждой небесной сферы находится дворец владыки (индрака-вимана ), от которого лучами по сторонам света лежат дворцы его подчиненных. Там пребывают различные божества джайнизма класса вайманика («небесные»). Важной характеристикой божественных обитателей небес является цвет лешьи, обусловленной кармической чистотой каждой сущности.

Над верхним миром располагается высшая область (Сиддхашила ) – это место пребывания в вечности тиртханкар и сиддхов – освободившиеся души из опутывающей кармы и адживы, сохраняющие свою индивидуальность.

Эти миры существуют вечно и неизменны, только область среднего мира подвержена ритмическим изменениям – прогрессу и регрессу. Джайнистская космология не поддерживает эсхатологические воззрения индуизма. Мир проходит через бесконечно сменяющих друг друга гигантских периодов нисходящего и восходящего развития (от беззаботности золотого века через упадок и страдание к деградации и кризису, а затем все в обратном порядке). В каждом из полуциклов есть своих 24 тиртханкары. В настоящий период уже была проявлена вся духовная линия тиртханкаров, из которых мудрец-аскет Махавира был последним. Теперь в течение 21 тысячи лет будет самое худшее время, и когда упадок достигнет своего предела, цикл сменится периодом восходящего развития, в котором проявятся свои 24 тиртханкары, а также 12 чакравартинов (идеальных правителей) и 9 триад героев (типа Рама-Лакшмана-Равана).

Психология. Согласно воззрениям джайнизма, джива представляет собой сознание, отяжеленное кармической материей и ограниченное ей. Каждое сознание вечно и индивидуально и каждый человек должен предпринять свои собственные усилия для очищения его и последующего освобождения. Кармаможет быть преодолена только очищением, покаянием и аскетизмом. Духовный путь джайна лежит через жесткую аскетическую дисциплину и строгое религиозное послушание. Он основан на трех драгоценностях (ратнатрая ):правильном воззрении (даршана ), правильном познании (джняна ) и правильном поведении (чаритра ).

Правильноевоззрение обусловливаетвидение мира как дуалистические отношения субстанций – живое (джива) и неживое(аджива), связанных кармой. Фиксируются определенные этапы взаимоотношения живого и неживого: притекание карм к душе, опутывание души кармами, остановка карм, уничтожение карм, освобождение (мокша). Если сознание не окрашено гневом (кродха ), гордыней (мана ), хитростью (майя ), жадностью (лобха ), то все притекшие кармы отпадают, не внедряются в душу. В противном случае кармы вступают в связь с кармическим телом и влияние их проявится в последующей судьбе дживы. Защита от внедрения карм лежит в принятии религиозных обетов, а искоренение накопленного кармического вещества строится на внешнем и внутреннем подвижничестве.

Правильное познание сводится к движению от ограниченного знания, дающему начальные возможности познания себя, правильное понимание цели и использование эффективных средств для этого, к совершенному всепознанию, наступающему только при освобождении. Средств познания выделяется пять: обычное чувственно-логическое познание (мати ); познание с помощью знаков, символов или слов авторитетного учителя (шрута ); ясновидение (авадхи ); телепатия (маннах-парьяя ); всеведение очистившихся душ (кевала ). Первым трем способам познания присуще ошибаться, последние два считаются абсолютно правильным источником.

Этика . Совершенное поведение относится к этической составляющей учения и предполагает самосовершенствование, проходящее через четырнадцать ступеней. Миряне джайны могут развиваться только до 11 ступени, чтобы пройти на следующий уровень, следует принять посвящение в монашество. Монашество делится на несколько категорий: садху (простой монах), упадхьяя (наставник), ачарья (настоятель), тиртханкар , сиддха .

Образ жизни всех джайнов – это постоянная работа над собой (изучение священных текстов, йога, жесткий самоконтроль). Все джайныпринимают пять обетов. Первым и важнейшим обетом является непричинение вреда живому (ахимса ) представляет собой не просто безвредность, но и является положительной добродетелью в отношении всего живого. Поэтому джайны не употребляют в пищу мяса, рыбы, яиц, некоторых видов растений, содержащих много семян. Запрещены виды деятельности, которые могут навредить живому (земледелие, строительство, металлургия и др.). Вторым обетом выступает милосердие и правдивость речи (сатья ). Третий – не воровство и честный способ зарабатывания денег (астья ), четвертый – не стяжательство (апариграха ). Пятый обет (брахмачарья ) следует понимать не просто как целибат, но и самоотречение от всех живых интересов.

Соблюдения абсолютного целибата и бедности придерживаются только монахи. При этом аскеты-дигамбары отказываются даже от одежды. Следует отметить, что сознание обычного человека сразу же проявляет различение между обнаженным и одетым человеком и чувство стыда. Этот факт характеризует неразвитость сознания и весьма далекие перспективы освобождения от самсары. Джайнская этика также выделяет греховность, которой считается химса (агрессия), неверность, нечестность, невоздержанность, жадность, гнев, самомнение, хитрость, скупость, ненависть, злословие, клевета, лицемерие и прочие. Духовные заслуги вызывают терпение, смирение, простодушие, чувство удовлетворенности, добродетельные дела и забота об окружающих. Удовольствие считается источником греха, а терпение высшей добродетелью. Следует развивать в себе безразличие как к удовольствию, так и к страданию. Строгая дисциплина джайнов доходит до крайних форм тапаса – ритуального самоубийства. В отличие от многих религиозных систем мира, в джайнизме допускается религиозное самоубийство (саллекхана-врата ) – оставление тела при неотвратимости смерти в несчастье, в голоде, в старости, в болезни ради сохранения достигнутого уровня духовности. Однако быстрые способы самоубийства считаются неприемлемыми, поскольку приводят к демоническим воплощениям. Предписывается крайний пост и постоянное удержание в сознании некоторых священных мантр, и только тогда во время смерти становится достижима мокша.

Культовая практика джайнизма включает ритуалы мирянина, ритуалы монахов и аскетов и храмовую службу. Ритуалы мирян включает шесть ежедневных обязанностей: самайика – восхваление тиртханкаров; поклонение учителям и аскетам; покаяние в совершенных проступках; отказ от намерения совершать вредоносные действия; временное отречение от тела и принятие благочестивого образа жизни. Дополнительно принимаются множество обетов – вести монашескую жизнь в течение некоторого времени, выполнять практики отшельничества и молчания, проводить ежедневные медитации, двухдневные строгие посты в неделю. Ряд ритуалов близки общеиндийским. Например, обряды подношения огня, в память о сожжении тела Ришабхи, а также ритуалы жизненного цикла джайна, направленных на увеличение благих качеств и защиту от негативных воздействий (рождение ребенка, имянаречение, начало обучения (упаяна ) и его окончание, брак, ритуалы смерти и погребения). Кроме этого, к религиозной жизни джайна относятся принесении даров, отмечание праздников (Дивали, Парьюшана – аскетического времени для мирян, Сиддха-чакра-пуджа – починание всех святых и т.д.), посещении храмов и мест силы, паломничества к местам рождения, просветления и смерти тиртханкар. Места, где джайнские аскеты совершали обряд саллекханы (добровольной голодной смерти) начинают обладать особой силой. Святой аскет, ушедший в состоянии самадхи, открывает своим уходом в том месте прямой путь в трансцендентную реальность. Наиболее известными центрами массового паломничества являются храмовые комплексы Вимала Васахи (XI в.), посвященный первому тиртханкару Ришабхе, и Луна Васахи (XIII в.), посвященный двадцать второму тиртханкару Неминатхе, на горе Абу (юго-запад Раджастхана), а также храмы священной горы Гирнар (Саураштр) и другие

Ритуалы монахов и аскетов подразделяются на ежедневные (молитвы, процедуры очищения, медитации, чтение текстов, внутренние духовные пуджи, сбор подаяния, обдумывание совершенных прегрешений и раскаяние о неблагих своих деяниях) и специальные (обряды инициации на каждой ступени духовного пути). Первые три уровня длятся девять лет, и в течение этого времени человек может вернуться в мир и выполнять обязанности домохозяина. Если же все испытания были выдержаны, то проводится ритуал полного посвящения в монашество, обряд удаления волос с головы (кешалунчана ) путем их выщипывания; потом дается новое имя, совершаются обряды поклонения своему гуру и монашеской общине.

Храмовое служение состоит в почитании тиртханкар – статуй мужчин, обнаженных или окутанных тканью и убранных драгоценностями, золотом, сидящих в позе лотоса. Пуджари (жрецы храмов) ежедневно окрашивает их тела специальной пастой, выполняет храмовые пуджи, сопровождаемые чтением мантр и религиозных гимнов, подношение цветами, огнями, курениями и другое.

Организационная структура джайнизма. Джайнизм не возражает против сложившейся в индийском обществе кастовой системы, однако привносят в нее новые смыслы. Поскольку рождение в определенных кастах определяется прошлыми кармическими заслугами, то гордость за брахманское происхождение считается большим грехом. Более того, джайны употребляют само слово «брахман» как почетный титул по отношению к лицам, даже не принадлежащим к касте брахманов. По своей структуре община джайнов четверичная, она включает монахов и монахинь, мирских братьев и мирских сестер. При этом миряне являются неотъемлемой частью джайнской общины, монахи их не отодвигают на периферию религиозной жизни. Организационно джайнская община не изолировалась от индуизма и для бытовой обрядности джайнов-мирян часто приглашаются индуистские священнослужители. Поэтому индуизм принимает джайнизм в качестве касты джайнов в свою стратификационную структуру общества. Согласно своим внутренним расхождениям, джайнизм состоит из двух течений – дигамбары и шветамбары, которые, в свою очередь, делятся на более мелкие секты и группы. Разногласия между ними касается только второстепенных вопросов, но не основных положений вероучения. Наиболее распространенными подсектами дигамбаров являются Висапантхи, Дравида, Каштха, Нанди, Сена, Терапантхи. Важнейшие подсекты шветамбаров – Анчала, Кхаратара, Тара.

Литература

1. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. М.Ф.Альбедиль и А.М. Дубянского. – М: Республика, 1996. – С23-28; С.485-530

2. Гусева Н.Р. Джайнизм. – М.: Наука, 1968. – 124 с.

3. История религии. В 2 т. Т.1. Учебник / Под ред. И.Н.Яблокова. – М.: Высшая школа, 2002. – С. 321-328.

4. Радхакришнан С. Индийская философия. Т.1. – Ирпень: Радогост, 2005. – С.213-255.

5. Религиоведение / Энциклопедический словарь. – М.: Академический проект, 2006. – С. 285-287.

6. Религиоведение: Учебное пособие / Под ред. М.М.Шахнович – СПб.: Питер, 2006 . – С. 77-80.

6-5 вв до н.э.

Джайнизм

Одна из неортодоксальных систем индийской философии. Джайнизм – это система идеалистического плюрализма, сложившаяся к началу н.э. В корне философии джайнизма лежит учение о таттвах – “сущностях”. Таттва – это исходный материал, из которого строится мир, и вместе с тем фундаментальная истина, из которой строится знание. Двумя главными таттвами являются джива (душа), основное свойство которой – сознание, и аджива (всё, что не является душой). Материя в джайнизме – это одна из разновидностей адживы., обладающая качествами осязаемости, звука, запаха, цвета и вкуса. Материя атомарна, доступна органам чувств, подвержена изменениям, не имеет начала и конца и не является результатом божественного творчества. Кроме того, существует ещё тонкая, так называемая “кармическая материя”, обуславливающая связь души с телом. Единои̌ души, или высшего Бога, не существует. Душ в мире столько же, сколько существ. Всякая душа потенциально всеведуща, всепроникающа и всемогуща, но её возможности ограничены конкретным телом, в котором она живет. В корне этики джайнизма лежит учение о непричинении зла живому существу.

551-479 до н.э.

Джайни́зм (санскр.
Размещено на реф.рф
जैन, jaina IAST от санскр.
Размещено на реф.рф
जिन, jina IAST , ʼʼпобедительʼʼ ) - древняя дхармическая религия, появившаяся в Индии приблизительно в IX-VI веках до н. э. ; согласно самому учению, джайнизм существовал всегда . Основателем (или же, согласно другим версиям, известным рассказчиком более старых традиций ) учения считается кшатрий Вардхамана или Джина Махавира. Джайнизм проповедует ненанесение вреда всем живым существам в данном мире. Философия и практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства. Всякая душа, преодолевшая телесную оболочку, оставшуюся от прежних жизней, и достигшая нирваны, называется джинои̌ . В древних текстах джайнизм часто приравнивается к джайн дхарме и шраман дхарме . В современном мире джайнизм представлен небольшой, но влиятельной религиозной общинои̌, насчитывающей 5-6 миллионов приверженцев в Индии , а также успешно растущими сообществами из иммигрантов в Северной Америке, Западной Европе, на Дальнем Востоке, в Австралии и других частях мира .

  • Всё живое, каждая вещь обладают душой.
  • Каждая душа священна и обладает врожденным бесконечным знанием, восприятием, силой и счастьем (скрытых в её карме).
  • Поэтому следует относиться ко всему живому как к себе, никому не вредить и нести добро.
  • Каждая душа ответственна за свою жизнь в настоящем и будущем.
  • Когда душа освобождается от кармы, она становится свободной и приобретает божественное (чистое) сознание, бесконечное знание, восприятие и счастье.
  • Совершенное воззрение, Совершенное знание и Совершенное поведение (ʼʼтри драгоценности джайнизмаʼʼ) открывают путь к идеалу. В джайнизме нет понятия высшего божественного создателя, спасителя или уничтожителя. Вселенная саморегулируется, и каждая душа потенциально может достичь божественного сознания (сиддха) собственными усилиями.
  • Основной молитвой в джайнизме является мантра Навокар.
    Размещено на реф.рф
    Её можно петь в любое время дня. Практикуя эту мантру, человек показывает свое уважение освободившимся душам, заключенным всё ещё в человеческие формы (арихантам), полностью освободившимся душам (сиддхам), духовным учителям (ачарьям) и всем монахам. Обращаясь к ним, джайны приобретают вдохновение и встают на путь истинного счастья и полной свободы от кармы. В этой главной молитве джайны не просят об одолжениях или материальных благах. Эта мантра служит как простой показатель глубокого уважения к тем, кто более развит духовно. Мантра также напоминает приверженцам джайнизма о конечной цели - нирване и мокше.
  • Сознание души, а не сознание тела является основой совершенного воззрения, условием совершенного знания и основой совершенного поведения. Оно ведёт к состоянию отрешения от земных вещей, а значит, к непредвзятости, ненасилию, что означает сострадание, прощение в мыслях, словах и действиях в отношении к другим существам, а также к уважению взглядов других (неабсолютизму).
  • Джайнизм особенно подчёркивает важность контроля чувств, так как привязанность к земному, зависимость от материального мира, боязнь утрат могут удалить человека от настоящей природы ᴇᴦο души и завести в тёмный туннель невежества, ненависти и насилия.
  • Цель джайнизма - освобождение души от негативных эффектов, вызванных неправильными действиями, мыслями и речами. Эта цель должна быть достигнута через очищение кармы, в случае если использовать ʼʼтри драгоценности джайнизмаʼʼ.
  • Основными божествами в джайнизме являются Джины, Ариханты и Тиртханкары, которые побороли внутренние страсти и приобрели божественное (чистое) сознание. Джайнизм признает, что существуют якши и якшини. Якши и якшини относятся к категории божеств, называемой ʼʼвьянтараʼʼ (ʼʼблуждающиеʼʼ), и обладают рядом сверхъестественных сил, включая способность изменять размер и форму. По джайнской легенде, царь богов Индра повелел якшам и якшиням следить за благополучием тиртханкаров˸ по этой причине они и окружают каждого джину во время ᴇᴦο земной жизни . Эта вера нашла своё отражение и в джайнском искусстве˸ их изображения присутствуют в каждом храме и рядом с любой статуей джины. Они неизменно изображаются в паре˸ якша (божество мужского пола) - справа от тиртханкары, а якшиня (божество женского рода) - слева. Даже несмотря на то, что они наделены высшими силами, Якши и якшини также блуждают в цикле рождений и смертей, как и большинство обыкновенных душ. В ранние века джайнской истории их рассматривали просто как преданных джины, но с течением времени люди начали поклоняться и им.

Называется джиной . В древних текстах джайнизм часто приравнивается к джайн дхарме и шраман дхарме . В современном мире джайнизм представлен небольшой, но влиятельной религиозной общиной, насчитывающей 5-6 миллионов приверженцев в Индии , а также успешно растущими сообществами из иммигрантов в Северной Америке , Западной Европе , на Дальнем Востоке , в Австралии и других частях мира .

Джайнистские библиотеки - старейшие в Индии .

Предписания и вероучение

Скульптура, изображающая двух основателей джайнизма: слева - Рушабха, первый из 24 титханкаров, герой легенд, чье существование не было подтверждено историками; справа - Махавира , последний из 24 титханкаров, который систематизировал и реформировал религию и философию джайнизма. Положение фигур характерно для джайниского искусства. Их тела идеализированы, почти лишены рельефности, что обусловлено упражнениями йоги, покоем и освобождением от плоти (они находятся в позе кайотсарга )

Джайнизм утверждает, что любое существо (джива , санскр. जीव ) является индивидуальной и вечной душой . Когда душа полностью освобождается от сансары (достигает мокши), она может достичь всеведения (божественного сознания). Но для этого необходимо быть аскетом , а не мирянином , поэтому в религиозных установлениях придается большое значение аскетизму .

Последователей джайнизма называют джайнами . Высшее звание в джайнизме - джина - «победитель». Этот титул присваивают наиболее почитаемым религиозным учителям , достигшим дхармы и освободившимся от сансары . Практикующие джайны следуют учениям двадцати четырёх особых джин, которые известны как тиртханкары («создатели переправы», «те, кто нашел и показал путь к спасению»). Традиционно считается, что двадцать четвёртым и последним тиртханкаром был Шри Махавира («великий герой», считающийся основателем современного джайнизма), живший с 599 по 527 год до н. э. Двадцать третьим тиртханкаром был Шри Парсва, живший с 872 по 772 год до н. э. Первым же тиртханкаром был великий царь Ришабха, живший во времена, когда люди ещё не умели писать и считать.

Джайнизм призывает к духовному совершенствованию через развитие мудрости и самоконтроля (врата , санскр. जीव ). Целью джайнизма является открытие истинной природы души человека. Совершенное восприятие (ананта дарсан , санскр. अनन्त दर्शन् ), совершенное знание (ананта джна , санскр. अनन्त ज ) и совершенное поведение (ананта каринта , санскр. अनन्त चरित्र ), известные как «три драгоценности джайнизма», являются путем к освобождению души человека (к мокше) от сансары (круговорот рождений и смертей). Мокша достигается после освобождения от кармы . Достигших мокши зовут сиддхами (освобожденными душами), а тех, кто связан с землей посредством кармы, - сансаринами (мирские души). Каждая душа должна следовать пути, описанному джинами, чтобы достичь безграничной свободы.

  • Не причинять вреда живому (Ахимса).
  • Быть искренним и благочестивым (Сатья).
  • Не красть (Астейя).
  • Не прелюбодействовать (Брахмачарья).
  • Не привязанность (Апариграха).

Ахимса, «ненасилие», является основополагающим, его несоблюдение делает бессмысленным выполнение других принципов. Его иногда интерпретируют как «не убий», но это понятие намного шире. Оно означает - не причинять вреда или оскорблений всему живому ни непосредственно, ни косвенно. Нельзя помыслить о нанесении вреда кому бы то ни было, нельзя произносить речей, способных обидеть кого-либо. Также следует уважать взгляды других (неабсолютизм и принятие различных мнений).

Принцип Сатья, «правдивости», должен также соблюдаться всеми людьми. Так как главенствующим принципом является Ахимса, то если правда может вызвать насилие, то лучше, с этической точки зрения, промолчать. Тируваллувар в своей классической книге «Тируккурал» посвятил целую главу объяснением понятия «правдивость».

Астейя, в буквальном переводе «некража», означает строгую приверженность своей собственности, подавление желания завладеть чужим, то есть принцип осуждает алчность. Каждый должен довольствоваться тем, что ему удалось приобрести собственным честным трудом. Астейя означает сокращение физических потребностей и стремление к духовным ценностям. Основными рекомендациями при выполнении этого принципа являются следующие:

  • Всегда справедливо вознаграждать людей за труд и за результаты.
  • Никогда не брать чужих вещей.
  • Никогда не брать вещей, которые обронены или забыты другими.
  • Никогда не покупать более дешёвые вещи, если цена была уменьшена нечестным способом (прим. финансовые пирамиды, нелегальная торговля, украденные вещи и т. д.).

Брахмачарья, «монашеский обет безбрачия», означает полное воздержание от секса, но только монахов. Брахмачарья не осуждает секс вообще, но предостерегает от бесполезной траты сексуальной энергии в погоне за сиюминутным удовольствием.

Апариграха, «нестяжательство», отказ от собственности и материальных ценностей перед принятием монашества. После этого отказа человек понимает, как отделить себя от вещей и собственности, также от дома и семьи, а следовательно, становится ближе к мокше. Для мирян, Апариграха означает избавление от стремления к накоплению, так как само понятие собственности иллюзорно. Однажды принадлежавшее одному, станет вскоре собственностью другого. Апариграха учит не ставить целью жизни накопление материальных благ, а тратить энергию на духовное развитие .

Основные положения

Тиртханкары

Джайны верят, что истинное знание (дхарма) угасало и вновь появлялось циклически на протяжении всей истории. Тех, кто вновь открывает дхарму, называют тиртханкарами. Буквально тиртханкара означает «создатель переправы». Джайны, как и буддисты, сравнивают процесс очищения человека с пересечением бурной реки - с испытанием, требующим терпения и осторожности. «Создатели переправы» уже пересекли реку, и поэтому могут направлять других. Их также называют «победителями» (джина), потому что они достигли свободы своими собственными усилиями.

Более ортодоксальные дигамбары (санскр. दिगम्बर , digambara IAST , букв. «одетые в воздух » ) признают аутентичными только древнейшие части этого канона. Среди неканонической литературы наибольшее значение имеют сочинения первого систематизатора джайнизма Умашвати ( -V века), в частности его «Татгвартхадхигама-сутра» , Сиддхасены Дивакара (VI век), Гамачандры ( -XII века) и особенно знаменитое изложение учения джайнизма «Йогашастра» .

Жизнь в миру

См. также

Примечания

  1. Jain Symbol . Jainworld. Архивировано из первоисточника 14 октября 2012. Проверено 29 марта 2012.
  2. Helmuth von Glasenapp,Shridhar B. Shrotri. 1999. Jainism: an Indian religion of salvation. P.24. «Thus not only nothing, from the philosophical and the historical point of view, comes in the way of the supposition that Jainism was established by Parsva around 800 BCE, but it is rather confirmed in everything that we know of the spiritual life of that period.»
  3. Dundas, Paul. 2002. The Jains. P.17. «Jainism, then, was in origin merely one component of a north Indian ascetic culture that flourished in the Ganges basin from around the eighth or seventh centuries BCE.»
  4. Helmuth von Glasenapp,Shridhar B. Shrotri. 1999. Jainism: an Indian religion of salvation. P.15 «Jainas consider that religion is eternal and imperishable. It is without beginning and it will never cease to exist. The darkness of error enveloping the truth in certain, periodically occurring aeons clears up again and again so that the brightness of the Jaina-faith can sparkle again anew.»
  5. Dundas, Paul. 2002. The Jains. P.12 «Jainism is believed by its followers to be everlasting, without beginning or end…»
  6. Varni, Jinendra; Ed. Prof. Sagarmal Jain, Translated Justice T.K. Tukol and Dr. Narendra Bhandari. Samaṇ Suttaṁ IAST . New Delhi: Bhagwan Mahavir memorial Samiti. «The Historians have so far fully recognized the truth that Tirthankara Mahavira was not the founder of the religion. He was preceded by many tirthankaras. He merely reiterated and rejuvenated that religion. It is correct that history has not been able to trace the origin of the Jaina religion; but historical evidence now available and the result of dispassionate researches in literature have established that Jainism is undoubtedly an ancient religion.» Pp. xii - xiii of introduction by Justice T.K.Tutkol and Dr. K.K. Dixit.
  7. Joel Diederik Beversluis (2000) In: Sourcebook of the World’s Religions: An Interfaith Guide to Religion and Spirituality , New World Library: Novato, CA ISBN 1-57731-121-3 Originating on the Indian sub-continent, Jainism is one of the oldest religion of its homeland and indeed the world, having pre-historic origins before 3000 BCE and the propagation of Indo-Aryan culture…. p. 81
  8. Jainism by Mrs. N.R. Guseva p.44
  9. Wolfram Alpha: Jainism: country, population, types, central figure, ... . Wolfram Alpha .(недоступная ссылка - история ) Проверено 23 июня 2012.
  10. Indian Census . Censusindia.gov.in. Проверено 1 сентября 2010.
  11. Estimates for the population of Jains differ from just over four million to twelve million due to difficulties of Jain identity, with Jains in some areas counted as a Hindu sect. Many Jains do not return Jainism as their religion on census forms for various reasons such as certain Jain castes considering themselves both Hindu and Jain. The 1981 Census of India returned 3.19 million Jains. This was estimated at the time to be at least half the true number. There are an estimated 25,000-30,000 Jains in Europe (mostly in Britain), 20,000 in Africa, 45,000 plus in North America (from Dundas Paul The Jains . - Routledge, 2002. - P. 271. - ISBN 0-415-26606-8 , 9780415266062 ) and 5,000 in the rest of Asia.
  12. The Jain Knowledge Warehouses: Traditional Libraries in India, John E. Cort, Journal of the American Oriental Society, Vol. 115, No. 1 (January - March, 1995), pp. 77-87
  13. Яблоков И. Н. История религии. В 2 томах. Том 1. 3-е издание.
  14. Гусева Н. Р. Джайнизм. М., 1968.
  15. Шалаграм - Кунта Йога - Двенадцать фрактальных мандал
  16. ANEKANTVAD
  17. А. Седловская Религии мира. Том 1. Джайнизм 2006 г.

Ссылки

  • Проект:Словники/Джайнизм

Литература

  • Гусева Н. Р. Джайнизм. М., 1968.
  • Костюченко В. С. Диалектические идеи в философии джайнизма. // Философские науки. - 1975. - № 6. - С. 90-98.
  • Бонгард-Левин. Г. М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М.,Главная редакция восточной литературы издательства «Наука », 1980.
  • Терентьев А. А. Джайнские представления о сущности человека. - Новосибирск, 1983.
  • Лысенко В. Г. , Терентьев А. А., Шохин В. К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. - М., 1994. - 383 с. ISBN 5-02-017770-9
  • Железнова Н. А. Учение Кундакунды в философско-религиозной традиции джайнизма. М., 2005.-343 с. ISBN 5-02-018454-3
  • Сингх А. Корпус знания, разработанный в джайнских науках о жизни, как основание морального комплекса.// Проблема знания в истории науки и культуры. - СПб., 2001. - С. 227-234. ISBN 5-89329-412-2
  • Сингх Н. Джайнская теория измерения и теория трансфинитных чисел // Проблема знания в истории науки и культуры. - СПб., 2001. - С.235-252.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :