Жить с одним полушарием: что такое пластичность мозга? Нейропластичность мозга. Упражнения, направленные на стимуляцию нейронной пластичности и нейрогенеза Что такое пластичность мозга

Те, кто не способен изменить своё мышление, не могут изменить ничего.

Джордж Бернард Шоу, ирландский драматург и романист, лауреат Нобелевской премии по литературе

Ничто в мире не стоит на месте, и мы должны к этому приспосабливаться. С каждым годом изменения протекают всё стремительнее, поэтому сейчас для нас особенно важно обладать гибким мышлением и развивать пластичность своего мозга.

Пластичность мозга, или нейропластичность, - это способность мозга формировать новые нейронные связи. Именно она позволяет нейронам - нервным клеткам, из которых состоит наш мозг, - корректировать свою работу в ответ на изменения в окружающей среде и приспосабливаться к ним.

Норман Дойдж, психиатр и психоаналитик, в своей книге «Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга» рассказывает о людях, мозг которых сумел восстановиться после тяжёлых нарушений, например после инсульта. Автор доказывает, что этот орган может изменяться, реорганизовываться и формировать новые нейронные связи на протяжении всей жизни, а не только в детстве, как наука утверждала раньше.

В любом возрасте человек может улучшить работу мозга или поддержать её на прежнем уровне. Даже с приближением старости мозг способен изменять свою структуру и работу только благодаря мыслям и действиям человека. Для этого нужно развивать гибкость своего мышления.

Гибкость мышления, или когнитивная гибкость, - это способность человеческого мозга преодолевать привычные реакции и схемы мышления в непривычных условиях и создавать новые.

То есть умение адаптироваться к новым ситуациям, дробить сложные задачи на маленькие кусочки, импровизировать и применять различные стратегии в зависимости от стоящих перед ним целей. Это свойство мозга позволяет переключиться и подумать о чём-то с разных точек зрения.

Почему важно иметь гибкое мышление

Человеку свойственно стремиться к постоянству. Перемены пугают тем, что заставляют покидать . Но установка на непринятие изменений и неспособность к ним приспособиться мешает нам устраивать свою жизнь.

Обратите внимание на пожилых людей. Почему они так стремятся везде установить свой порядок? Норман Дойдж утверждает, что стареющий человек постепенно теряет способность к изменениям, между его мышлением и внешним миром возникает несоответствие. Незаметно он начинает вмешиваться в каждую мелочь и старается подогнать её под знакомые стандарты.

Именно пластичность мозга наделяет нас способностью преодолевать те ментальные барьеры, которые мешают выйти за пределы устоявшегося порядка вещей.

Чем больше вы развиваете свой ум на протяжении всей жизни, тем меньше рискуете столкнуться с болезнью Альцгеймера и слабоумием. Но отсутствие гибкости мышления влияет на нас не только с возрастом. Если мы перестаём , то больше не ощущаем полноту жизни. Наш мозг начинает скучать без активной деятельности и в принятии решений ограничивается только закреплёнными в нём установками. Сначала нам кажется, что уже некуда расти, а потом мы становимся уверены в этом.

Стремление к новому - одна из черт характера, которые позволяют оставаться здоровым и счастливым и способствуют личностному росту по мере взросления.

Роберт Клонингер, психиатр

Что отличает людей с гибким мышлением

Человек, обладающий гибким умом, постоянно переосмысливает способы решения проблемы и находит новые, чтобы справиться с задачей лучше, проще и быстрее.

Этой способностью были наделены многие успешные люди, которыми мы восхищаемся. Залог их плодотворной деятельности - ежедневное стремление к новому.

Важно не переставать задавать вопросы. Любопытство имеет собственную причину для существования. Можно лишь благоговейно восхищаться тайнами вечности, существованием или удивительной структурой действительности. Достаточно попытаться каждый день хотя бы понемногу постигать эту тайну.

Альберт Эйнштейн, физик-теоретик, лауреат Нобелевской премии

Леонардо да Винчи поддерживал своё любопытство всю жизнь, и сегодня его считают одним из уникальнейших людей в истории. Страсть к познанию привела его к успеху в самых разных областях: да Винчи посвятил себя искусству, технике, философии и естественным наукам.

Неординарность великих людей - результат их собственных желаний и усилий. Яркое воображение, любопытство и наблюдательность - вот те качества, которые мы должны перенять.

Я всегда делаю то, что не умею делать. Так я могу научиться этому.

Пабло Пикассо, художник

Рассматривайте все явления под разными углами - это поможет найти новые пути к развитию.

Используйте своё воображение: представьте ситуацию с точки зрения своих друзей и знакомых. Скорее всего, вы найдёте множество новых путей решения проблемы или увидите изъяны в своей работе, которые можно исправить.

Выходите из зоны комфорта

Измените контекст или среду, которые вас окружают, и вы почувствуете, как меняется ваш ум. Выйдите из своей привычной роли и делайте то, в чём раньше сомневались и чего избегали.

Общайтесь с людьми из разных кругов, будьте открыты их мнениям и представлениям. Прислушивайтесь к идеям, с которыми вы не согласны, и, прежде чем отвергать их, анализируйте.

Доверяйте эмоциям и интуиции

Логическое мышление действительно помогает справиться с уже знакомыми проблемами, когда достаточно следовать известным техникам. Но, когда приходится иметь дело с чем-то новым, существующие правила и устоявшиеся методы иногда оказываются непродуктивными.

Обычно процесс мышления происходит сверху вниз: от аналитики к действиям. Но, столкнувшись со сложной задачей, попробуйте дать свободу .

Интуиция - это нечто такое, что опережает точное знание. Наш мозг обладает, без сомнения, очень чувствительными нервными клетками, что позволяет ощущать истину, даже когда она ещё недоступна логическим выводам или другим умственным усилиям.

Никола Тесла, учёный, изобретатель

Будьте любопытны

Задавайте вопросы всему миру и ищите на них ответы. Интересуйтесь тем, что вас окружает. Записывайте всё, что заставило вас задуматься, все идеи и мысли.

Не переставайте учиться и стремиться к новому. Пластичность ума рождается из новизны, которая помогает развитию мозга на протяжении всей жизни. И если вас пугают перемены, помните: они делают вас сильнее.

"Под пластичностью мозга подразумевается способность нервной системы изменять свою структуру и функции на протяжении всей жизни в ответ на многообразие окружающей среды. Этому термину не так просто дать определение даже несмотря на то, что в настоящее время он широко применяется в психологии и нейронауке. Он используется для обозначения изменений, происходящих на различных уровнях нервной системы: в молекулярных структурах, изменения экспрессии генов и поведения".

Нейропластичность позволяет нейронам восстанавливаться как анатомически, так и функционально, а также создавать новые синаптические связи. Нейронная пластичность - это способность мозга к восстановлению и реструктуризации . Этот адаптивный потенциал нервной системы позволяет мозгу восстановиться после травм и нарушений , а также может уменьшить последствия структурных изменений, вызванных такими патологиями, как рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, когнитивное расстройство, бессонница у детей и т.д.

Различные группы неврологов и когнитивных психологов, изучающих процессы синаптической пластичности и нейрогенеза, пришли к выводу, что батарея когнитивных клинических упражнений для стимуляции и тренировки мозга CogniFit ("КогниФит") способствует созданию новых синапсов и нейронных цепей, помогающих реорганизовать и восстановить функцию повреждённой зоны и передачу компенсанционных способностей . Проведённые исследования свидетельствуют о том, что пластичность мозга активируется и укрепляется при использовании данной программы клинических упражнений. На рисунке ниже вы можете увидеть как развивается нейронная сеть в результате постоянной и соответствующей требованиям когнитивной стимуляции.

Нейронные сети до тренировок Нейронные сети после 2-х недель когнитивной стимуляции Нейронные сети после 2-х месяцев когнитивной стимуляции

Синаптическая пластичность

Когда мы учимся или получаем новый опыт, мозг устанавливает серию нейронных связей. Эти нейронные сети представляют собой пути, по которым нейроны обмениваются между собой информацией. Эти пути формируются в мозге при обучении и практике, как, например, в горах образуется тропа, если по ней ежедневно ходит пастух со своим стадом. Нейроны взаимодействуют между собой посредством соединений, называемых синапсом, и эти коммуникационные пути могут восстанавливаться в течение всей жизни. Каждый раз, когда мы приобретаем новые знания (путем постоянной практики), коммуникация или синаптическая трансмиссия между участвующими в процессе нейронами усиливается. Улучшение коммуникации между нейронами означает, что электрические сигналы более эффективно передаются на протяжении всего нового пути. Например, когда вы пытаетесь распознать что за птица поёт, между некоторыми нейронами образуются новые связи. Так, нейроны зрительной коры определяют цвет птицы, слуховой коры - её пение, а другие нейроны - название птицы. Таким образом, чтобы идентифицировать птицу, нужно многократно сопоставить её цвет, голос, название. С каждой новой попыткой, при возвращении к нейронной цепи и восстановлении нейронной передачи между вовлечёнными в процесс нейронами, эффективность синаптической трансмиссии повышается. Таким образом, коммуникация между соответствующими нейронами улучшается, и процесс познания с каждым разом происходит быстрее. Синаптическая пластичность является основой пластичности человеческого мозга.

Нейрогенез

С учётом того, что синаптическая пластичность достигается путём улучшения коммуникаций в синапсе между существующими нейронами, под нейрогенезом подразумевается рождение и размножение новых нейронов в мозге. В течение длительного времени идея о регенерации нейронов в мозге взрослого человека считалась чуть ли не ересью. Учёные верили, что нервные клетки умирают и не восстанавливаются. После 1944 г., и особенно в последние годы, научным путём было доказано существование нейрогенеза, и сегодня мы знаем, что происходит, когда стволовые клетки (особый вид клеток, расположенных в зубчатой извилине, гиппокампе и, возможно, в префронтальной коре) делятся на две клетки: стволовую и клетку, которая превратится в полноценный нейрон, с аксонами и дендритами. После этого новые нейроны мигрируют в различные области (включая удалённые друг от друга) мозга, туда, где они нужны, поддерживая тем самым нейронную дееспособность мозга. Известно, что как у животных, так и у людей внезапная гибель нейронов (например, после кровоизлияния) является мощным стимулом для запуска процесса нейрогенеза.

Функциональная компенсационная пластичность

В научной литературе по нейробиологии широко раскрыта тема снижения когнитивных способностей при старении и объяснено, почему пожилые люди демонстрируют более низкую когнитивную производительность, чем молодёжь. Удивительно, однако далеко не все пожилые люди показывают низкую производительность: у некоторых результаты ничуть не хуже, чем у молодых. Эти неожиданно разные результаты у подгруппы людей одного и того же возраста были исследованы научным путём, в результате чего было обнаружено, что при обработке новой информации пожилые люди с большей когнитивной производительностью используют те же самые области мозга, что и молодёжь, а также другие области мозга, которые не используются ни молодыми, ни другими пожилыми участниками эксперимента. Этот феномен сверхиспользования мозга пожилыми людьми был исследован учёными, которые пришли к выводу о том, что использование новых когнитивных ресурсов происходит в рамках компенсационной стратегии. В результате старения и снижения синаптической пластичности мозг, демонстрируя свою пластичность, начинает реструктурировать свои нейрокогнитивные сети. Исследования показали, что мозг приходит к этому функциональному решению путём активации других нервных путей, чаще задействуя области в обоих полушариях (что обычно характерно только для более молодых людей).

Функционирование и поведение: обучение, опыт и окружение

Мы рассмотрели, что пластичность - это способность мозга изменять свои биологические, химические и физические характеристики. Однако меняется не только мозг - также меняется поведение и функционирование всего организма. За последние годы мы узнали о том, что генетические или синаптические нарушения мозга происходят в результате как старения, так и воздействия огромного количества факторов окружающей среды. Особенно важны открытия о пластичности мозга, а также о его уязвимости в результате различных расстройств. Мозг учится на протяжении всей нашей жизни - в любой момент и по разным причинам мы получаем новые знания. Например, дети приобретают новые знания в огромных количествах, что провоцирует значительные изменения в мозговых структурах в моменты интенсивного обучения. Новые знания можно получить и в результате пережитой неврологической травмы, например, в результате повреждения или кровоизлияния, когда функции повреждённой части мозга нарушаются, и нужно учиться заново. Есть также люди с жаждой знаний, для которых необходимо постоянно учиться. В связи с огромным количеством обстоятельств, при которых может потребоваться новое обучение, мы задаемся вопросом, меняется ли каждый раз при этом мозг? Исследователи полагают, что это не так. По-видимому, мозг приобретает новые знания и демонстрирует свой потенциал пластичности в том случае, если новые знания помогут улучшить поведение. То есть для физиологических изменений мозга необходимо, чтобы следствием обучения были перемены в поведении. Другими словами, новые знания должны быть нужными. Например, знания о еще одном способе выживания. Вероятно, тут играет роль степень полезности. В частности, развить пластичность мозга помогают интерактивные игры. Было доказано, что такая форма обучения повышает активность префронтальной коры головного мозга (ПФК). Кроме того, полезно играть с положительным подкреплением и вознаграждением, что традиционно используется при обучении детей.

Условия реализации пластичности мозга

Когда, в какой момент жизни мозг наиболее подвержен изменениям под воздействием факторов окружающей среды? По-видимому, пластичность мозга зависит от возраста, и предстоит сделать ещё немало открытий о влиянии на неё окружающей среды в зависимости от возраста субъекта. Однако нам известно о том, что умственная деятельность как здоровых пожилых людей, так и пожилых людей, страдающих нейродегенеративным заболеванием, положительно влияет на нейропластичность. Важно то, что мозг подвержен как положительным, так и негативным изменениям ещё до рождения человека. Проведённые на животных исследования показали, что если будущие матери находятся в окружении положительных стимулов, у младенцев образуется больше синапсов в определённых областях мозга. И наоборот, при включении яркого света при беременных, который вводил их в состояние стресса, количество нейронов в префронтальной коре головного мозга (ПФК) плода снижалалось. Кроме того, похоже, что ПФК более чувствительна к воздействию окружающей среды, чем остальные области мозга. Результаты этих экспериментов имеют важное значение в споре "природа против окружения", поскольку демонстрируют, что окружающая среда может менять нейронную экспрессию генов. Как эволюционирует мозговая пластичность со временем и каков результат воздействия на неё окружающей среды? Этот вопрос является важнейшим для терапии. Проведённые генетические исследования животных показали, что некоторые гены меняются даже в результате непродолжительного воздействия, другие - в результате более длительного воздействия, в то время как также существуют гены, на которые не удалось никак повлиять, и даже если удалось, то в результате они всё равно вернулись в своё первоначальное состояние. Несмотря на то, что термин "пластичность" мозга несёт позитивный оттенок, на самом деле, под пластичностью мы также подразумеваем и негативные изменения мозга, связанные с дисфункциями и расстройствами. Когнитивная тренировка очень полезна для стимулирования положительной пластичности мозга. С помощью систематических упражнений можно создать новые нейронные сети и улучшить синаптические связи между нейронами. Однако, как мы отметили ранее, мозг не обучается эффективно если учёба не является полезной. Поэтому при обучении важно ставить и достигать свои личные цели.

1] Определение взято из: Колб, Б., Мохамед, A., & Гибб, Р., Поиск факторов, лежащих в основе пластичности мозга в нормальном и повреждённом состоянии, Revista de Trastornos de la Comunicación (2010), doi: 10.1016/j.jcomdis.2011.04 0.007 Этот раздел является производным от работы Колба, B., Мохамеда, A., & Гибба, Р., Поиск факторов, лежащих в основе пластичности мозга в нормальном и повреждённом состоянии, Revista de Trastornos de la Comunicación (2010), doi: 10.1016 / j . jcomdis.2011.04.007

Еще 30 лет назад человеческий мозг считался органом, который заканчивает свое развитие во взрослом возрасте. Однако наша нервная ткань эволюционирует всю жизнь, отвечая на движения интеллекта и изменения во внешней среде. Пластичность мозга позволяет человеку учиться, исследовать или даже жить с одним полушарием, если второе было повреждено. T&P рассказывают, что такое нейропластичность и как она работает на физиологическом и молекулярном уровне.

Развитие мозга не замирает, когда завершается его формирование. Сегодня мы знаем, что нейронные связи возникают, гаснут и восстанавливаются постоянно, так что процесс эволюции и оптимизации в нашей голове не прекращается никогда. Это явление носит название «нейрональная пластичность», или «нейропластичность». Именно она позволяет нашему разуму, сознанию и когнитивным навыкам адаптироваться к изменениям окружающей среды, и именно она является ключом к интеллектуальной эволюции вида. Между клетками нашего мозга постоянно возникают и поддерживаются триллионы связей, пронизанных электрическими импульсами и вспыхивающих, как маленькие молнии. Каждая клетка на своем месте. Каждый межклеточный мостик тщательно проверен с точки зрения необходимости его существования. Ничего случайного. И ничего предсказуемого: ведь пластичность мозга - это его способность приспосабливаться, улучшать себя и развиваться по обстоятельствам.

Пластичность позволяет мозгу переживать удивительные перемены. Например, одно полушарие может дополнительно взять на себя функции другого, если то не работает. Так произошло в случае Джоди Миллер - девочки, которой в возрасте трех лет из-за не поддававшей лечению эпилепсии почти целиком удалили кору правого полушария, заполнив освободившееся пространство спинномозговой жидкостью. Левое полушарие почти мгновенно стало адаптироваться к создавшимся условиям и взяло на себя управление левой половиной тела Джоди. Спустя всего десять дней после операции девочка покинула больницу: она уже могла ходить и пользоваться левой рукой. Несмотря на то что у Джоди осталась только половина коры, ее интеллектуальное, эмоциональное и физическое развитие идет без отклонений. Единственным напоминанием об операции остается легкий паралич левой части тела, который, однако, не помешал Миллер посещать занятия по хореографии. В 19 лет с отличными оценками она окончила школу.

Все это стало возможным благодаря способности нейронов создавать между собой новые связи и стирать старые, если они не нужны. В основе этого свойства мозга лежат сложные и малоизученные молекулярные события, которые опираются на экспрессию генов. Неожиданная мысль ведет к появлению нового синапса - зоны контакта между отростками нервных клеток. Освоение нового факта - к рождению новой клетки мозга в гипоталамусе . Сон дает возможность растить необходимые и удалять ненужные аксоны - длинные отростки нейронов, по которому нервные импульсы идут от тела клетки к ее соседкам.

Если ткань повреждена, мозг узнает об этом. Часть клеток, которые раньше анализировали свет, могут начать, к примеру, обрабатывать звук. Судя по данным исследований, в том, что касается информации, у наших нейронов просто зверский аппетит, так что они готовы анализировать все, что им только предложат. Любая клетка способна работать со сведениями любого типа. Ментальные события провоцируют лавину событий молекулярных, которые происходят в телах клеток. Тысячи импульсов регулируют производство молекул, необходимых для мгновенного ответа нейрона. Генетический пейзаж, на фоне которого разворачивается это действо, - физические изменения нервной клетки - выглядит невероятно многоплановым и сложным.

«Процесс развития мозга позволяет создавать миллионы нейронов в правильных местах, а потом «инструктирует» каждую клетку, помогая ей сформировать уникальные связи с другими клетками», - рассказывает Сьюзан МакКоннел , ученый-нейробиолог из Стэнфордского университета. «Можно сравнить это с театральной постановкой: она разворачивается по сценарию, написанному генетическим кодом, но у нее нет ни режиссера, ни продюсера, а актеры ни разу в жизни не разговаривали друг с другом до того, как выйти на сцену. И несмотря на все это, спектакль идет. Для меня это настоящее чудо».

Пластичность мозга проявляется не только в экстремальных случаях - после травмы или болезни. Само по себе развитие когнитивных способностей и памяти тоже является ее следствием. Исследования доказали, что освоение любых новых навыков, будь то изучение иностранного языка или привыкание к новой диете, усиливает синапсы. При этом декларативная память (например, запоминание фактов) и процедурная память (например, сохранение моторных навыков езды на велосипеде) связаны с двумя известными нам типами нейропластичности.

Структурная нейропластичность: постоянная развития

С декларативной памятью связана структурная нейропластичность. Каждый раз, когда мы обращаемся к знакомой информации, синапсы между нашими нервными клетками меняются: стабилизируются, усиливаются или стираются. Это происходит в мозжечке , миндалинах , гиппокампе и коре больших полушарий каждого человека каждую секунду. «Приемники» информации на поверхности нейронов - так называемые дендритные шипики - растут, чтобы усваивать больше сведений. Причем если процесс роста запускается в одном шипике, соседние тут же охотно следуют его примеру. В постсинаптических уплотнениях - плотной зоне, которая есть в некоторых синапсах, - вырабатывается больше 1000 белков, которые помогают отрегулировать обмен информацией на химическом уровне. По синапсам курсируют множество различных молекул, действие которых позволяет им не распасться. Все эти процессы идут постоянно, так что с точки зрения химии наша голова выглядит как пронизанный транспортными сетями мегаполис, который всегда находится в движении.

Нейропластичность обучения: вспышки в мозжечке

Нейропластичность обучения, в отличие от структурной, возникает вспышками. Она связана с процедурной памятью, отвечающей за чувство равновесия и моторику. Когда мы садимся на велосипед после долгого перерыва или учимся плавать кролем, в нашем мозжечке восстанавливаются или возникают впервые так называемые лазящие и моховидные волокна: первые - между крупными клетками Пуркинье в одном слое ткани, вторые - между гранулярными клетками в другом. Множество клеток меняется вместе, «хором», в один и тот же момент, - так что мы, ничего специально не вспоминая, оказываемся способны сдвинуть с места самокат или удержаться на плаву.

Моторная нейропластичность тесно связана с явлением долговременной потенциации - усилением синаптической передачи между нейронами, которое позволяет надолго сохранить проводящий путь. Сегодня ученые полагают, что долговременная потенциация лежит в основе клеточных механизмов обучения и памяти. Это она на протяжении всего процесса эволюции различных видов обеспечивала их способность приспосабливаться к изменениям окружающей среды: не падать с ветки во сне, копать подмерзшую почву, замечать тени хищных птиц в солнечный день.

Очевидно, однако, что два типа нейропластичности позволяют описать далеко не все изменения, которые происходят в нервных клетках и между ними на протяжении жизни. Картина мозга, похоже, так же сложна, как картина генетического кода: чем больше мы о нем узнаем, тем лучше понимаем, как мало нам в действительности известно. Пластичность позволяет мозгу приспосабливаться и развиваться, менять свою структуру, улучшать свои функции в любом возрасте и справляться с последствиями болезней и травм. Это результат одновременной совместной работы самых разных механизмов, законы которой нам еще только предстоит изучить.

Многие ученые считали, что наш мозг не меняется с детства. С момента взросления он больше не трансформируется. Новые открытия, сделанные в последние десятилетия, говорят о том, что прежние утверждения не верны.

Теория нейропластичности мозга подтверждает, что данный орган может меняться и делает это, ведь он гибкий, как пластилин.

Что такое нейропластичность?

Нейропластичность - это способность мозга изменять себя на протяжении всей жизни.

Метаморфозы могут быть как физические, так и функциональные; происходить под влиянием факторов как внешней среды, так и внутренней.

Концепция нейропластичности мозга является весьма новым видением, ведь раньше ученые считали, что данный орган имеет возможность изменяться только в раннем возрасте и теряет эту способность во взрослой жизни. Отчасти они были правы, ведь в детстве он намного пластичнее, но это совершенно не значит, что мозг взрослого человека - статичный орган.

Пластичность мозга определяет нашу способность к обучению. Если человек может приобретать новые знания, навыки, избавляться от старых плохих привычек - его мозг пластичен. Помогает в приобретении новых способов мышления именно внимание и умение его концентрировать.

Как работает нейропластичность?

Наш мозг представляет собой целостную энергосистему, в которой большое количество различных лабиринтов и ходов. Некоторые пути хорошо нам известны, мы продвигаемся по ним с определенной регулярностью - это наши привычки.

Нам не стоит труда повторить это действие еще раз, ведь оно доведено до автоматизма и перешло на еще более высокий надсознательный уровень, когда нам не требуется подключения сознания.

Эти автоматические действия, которые мы делаем верно, легко и без усилий, никак не развивают наш мозг.

Например, если музыкант уверенно владеет инструментом, он не смотрит на клавиши, новичку же приходится все время следить за своими пальцами.

Также к знакомым тропам нашего мышления можно отнести методы, к которым мы прибегаем для решения тех или иных задач, наши эмоции и чувства, которые испытываем каждый день. Эта дорога уже истоптана и хорошо известна, нашему мозгу теперь проще преодолевать этот путь.

Как реагирует мозг на новые задания?

Если нам приходится решать ранее не знакомые задачи, испытывать новые эмоции или чувства, наше мышление ведет нас другим путем.

Первый шаг по незнакомым дорогам всегда сложный , можно даже физически почувствовать, как ваши извилины начали работать, может заболеть голова или пульсировать в определенных участках - это включаются в работу те нейроны, которые до недавнего времени спали крепким сном.


Это и есть нейропластичность.

Перестраивая мозг, мы можем добиться качественно нового уровня его функционирования. Пока мы осваиваем новые маршруты, а старые не используем, вторые начинают "зарастать мхом".

Мозг пластичен: если не делать над собой усилия и не развивать его, он склонен к деградации; если же тренировать, "бурить" в нем новые "скважины", то нейронных связей становится больше, кроме того, усиливается их прочность.

Уникальность человека в том, что мозг управляет им, но можно научиться самому контролировать коварный орган . Это сложнее, чем вы думаете, но абсолютно реально для всех.

Если мы избавились от вредной привычки и научились мыслить более позитивно - это и есть использование пластичности мозга на практике.

Если вы умете фокусировать внимание на той способности, которую желаете приобрести, вы можете изменить функционирование вашего мозга.

Принципы ремоделирования:

Мотивация и заинтересованность - лучшие помощники нейропластичности.

Чем больше стараний вы прилагаете, тем заметнее изменения.

Первый результат временный. Чтобы изменения приобрели постоянный характер, нужно убедить мозг в их значимости.

Нейропластичность - это не только положительные изменения, которые происходят благодаря нашим стараниям, но и отрицательные.

Если вы сделали усилие над собой - это шаг вперед, если не сделали, то вы не остались стоять на месте, а сделали два шага назад.

Почему с годами приобретать знания становится тяжелее?

Это зависит не только от развития нейропластичности мозга, но и от полученного опыта. В школьные годы мы приобретаем множество знаний. Кто-то их усваивает легко, для кого-то нужно больше времени.

Сознание большинства прилежных учеников убеждено, что эти навыки станут полезными, поэтому память "упрашивает" мозг запомнить некоторый объем информации, что он с удовольствием и делает.

Если в будущем данная информация не находит практического применения, то мозг говорит: "Ну и зачем мне эти знания, которые я так долго держал в своих архивах?".

Получается, эти данные занимали серьезную нишу в нашей голове, хорошо, если хоть однажды ими удалось блеснуть перед друзьями или начальством.

В следующий раз мозг уже не сможет принять в свою "библиотеку" информацию, которую не удастся практически применить.

Теперь он отбирает только жизненно необходимые знания.

Если умения или факты лежат в нашей голове без дела, они в какой-то момент начнут "разлагаться" и приносить вред нашему психическому здоровью.

Все знания должны быть задействованы.


Нельзя назвать нейропластичность однозначно сильным качеством мозга. Ведь это и наша слабость, особенно если мы не осознаём её действие.

Эффективность многократного повторения рекламы и работа пропаганды доказывают: с помощью обучения человеческий мозг можно «настроить» на изначально чуждые ему потребности и эмоции, сделав для нас жизненно необходимым определённый товар, а народ соседнего государства - смертельно опасным (вот так развели Украину на вечную борьбу с "агрессором" -прим. В.Л.).

Одни и те же модели отношений в романтических фильмах, одни и те же сексуальные стимулы в порнографии, политические лозунги на ютьюб-каналах и эмоциональные утверждения флешмобов в соцсетях, которые мы потребляем день за днём, меняют структуру нашего мозга.

А вместе с ней - нашу психофизиологию, эмоциональность и убеждения.

Зная, как чувствителен наш мозг к опыту, человеку будущего, возможно, придётся стать гораздо внимательнее и избирательнее, чтобы самому контролировать его работу.


НЕЙРОПЛАСТИЧНОСТЬ

Установки в сессии «Нейропластичность» направлены на:

- усиление процессов нейропластичности в отношении развития любых навыков

- значительное замедление возрастного угасания пластичности нейронных сетей мозга

- стимуляцию процессов нейрогенеза (создания новых нейронов)

- ускоренное развитие любых тренируемых способностей (от психических до физических)

Кому будет наиболее полезна сессия «Нейропластичность»?

- людям, осваивающим сложные двигательные навыки (спорт, рисование, танцы, боевые искусства, игра на музыкальных инструментах и пр.)

- тем, кто хочет отказаться от вредных привычек и/или сформировать полезные (благодаря этой сессии, подобные процессы происходят в разы быстрее)

- людям, запоминающим и обрабатывающим большие объемы информации (изучение иностранных языков, научная работа, медицина, программирование и пр.)

- тем, кому постоянно приходится управлять своими реакциями и оперативно менять модели поведения (актеры, продавцы, работники спецслужб)

- пожилым людям, чувствующим возрастное снижение когнитивных функций (ухудшение памяти, внимания, четкости мышления)

- тем, чья деятельность связана с творчеством и требует большой гибкости ума (инженеры, писатели, сценаристы, режиссеры, архитекторы)

Механизм пластичности нейронных сетей мозга лежит в основе любого обучения и развития на самом базовом уровне. Теперь, отчетливо понимая какой невероятный потенциал заложен в саму суть Вашего мозга, Вы можете сфокусироваться на том, в каком направлении Вы хотели бы измениться к лучшему, а сессия «Нейропластичность» Вам в этом поможет.