Анализ стихотворения Есенина С.А. «Береза. «Анализ стихотворения Есенина «Берёза

Долгова Елизавета

План анализа стихотворения

3. Тема (о чем).

6. Сюжет (если есть).

8. Жанр (если есть).

11. Место в русской лирике.

Работа ученицы 5-А класса Долговой Елизаветы

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Тема стихотворения Сергея Есенина - восхищение березой зимой. Автор показывает читателю красоту любимого дерева, создавая настроение радости, которое испытывает сам, когда видит березу в необычном, зимнем наряде.

В 1-й строфе Есенин пишет о березе «принакрылась снегом» (а не «покрылась»). Мы чувствуем здесь ласку, трепет, нежность. А дальше! Сравнение «точно серебром» помогает увидеть блеск снега.

Во 2-й строфе перед нами – «пушистые ветки», укрытые снегом. Поэт использует красивую метафору «распустились кисти белой бахромой». Снег как бы появляется постепенно, будто распускается цветок. Есенин олицетворяет березу: «И стоит береза», придавая дереву живой облик: перед нами словно живая русская девушка. Замечателен эпитет «в сонной тишине». Мы представляем эту тишину: будто выходишь во двор, а вокруг ни души, все еще спят. Третья строфа очень насыщена поэтическими образами. Метафора «и горят снежинки» заставляет увидеть блеск и сверкание снега. А эпитет «в золотом огне» помогает представить золотое ожерелье снежинок, которые переливаются на заре.

4-я строфа дает уже не описания, а показывает действия. Здесь главный образ – заря:

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Под словом «серебро» Есенин подразумевает снег (мы уже встречались с подобными случаями).

Стихотворение «Белая береза» создает радостное, лирическое настроение.

Скачать:

Предварительный просмотр:

План анализа стихотворения

2.Творческая история (если известна).

3. Тема (о чем).

4. Основная мысль, идея (что хотел сказать автор этой темой).

5. Композиция (построение). Какие части можно выделить, как они связаны между собой.

6. Сюжет (если есть).

7. Особенности поэтического языка:

А) тропы (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения), гиперболы, аллитерация (звукоподражание), анафора (одинаковое начало строк), антитеза и т.п.;

Б) необычные с точки зрения лексики слова: синонимы, антонимы, устаревшие, диалектные слова и причины их использования;

В) ряды однородных членов, вопросительные и восклицательные предложения, инверсия (обратный порядок слов) и т.п.

8. Жанр (если есть).

9.Особенности размера и рифмы.

10. Впечатление, произведенное на читателя.

11. Место в русской лирике.

Анализ стихотворения С.Есенина «Белая береза»

Работа ученицы 5-А класса Долговой Елизаветы

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Тема стихотворения Сергея Есенина - восхищение березой зимой. Автор показывает читателю красоту любимого дерева, создавая настроение радости, которое испытывает сам, когда видит березу в необычном, зимнем наряде.

В 1-й строфе Есенин пишет о березе «принакрылась снегом» (а не «покрылась»). Мы чувствуем здесь ласку, трепет, нежность. А дальше! Сравнение «точно серебром» помогает увидеть блеск снега.

Во 2-й строфе перед нами – «пушистые ветки», укрытые снегом. Поэт использует красивую метафору «распустились кисти белой бахромой». Снег как бы появляется постепенно, будто распускается цветок. Есенин олицетворяет березу: «И стоит береза», придавая дереву живой облик: перед нами словно живая русская девушка. Замечателен эпитет «в сонной тишине». Мы представляем эту тишину: будто выходишь во двор, а вокруг ни души, все еще спят. Третья строфа очень насыщена поэтическими образами. Метафора «и горят снежинки» заставляет увидеть блеск и сверкание снега. А эпитет «в золотом огне» помогает представить золотое ожерелье снежинок, которые переливаются на заре.

4-я строфа дает уже не описания, а показывает действия. Здесь главный образ – заря:

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Под словом «серебро» Есенин подразумевает снег (мы уже встречались с подобными случаями).

Стихотворение «Белая береза» создает радостное, лирическое настроение.

План стилистического анализа стихотворения «Белая береза» С.Есенина

Стихотворение "Береза" было написано Сергеем Александровичем в 1913г., т.е. до начала трагических событий, изменивших историю Российской империи (Первая мировая война, революция 1917г., гражданская война и пр.). 18-летний Есенин, только-только радикально изменивший образ жизни с деревенского на городской, остается верен прежним идеалам крестьянской жизни, воспевая в стихах красоты своей малой Родины.

Стиль – художественный.

Цель – воздействие на чувства и мысли читателей с помощью создания образов.

Основная функция - эстетическая.

Адресат речи – широкий слой общества – интеллигенция, рабочие, студенты и т.д.

Тема текста – С.Есенин способен видеть в самом простом и обычном - красоту и великолепие, как волшебник оживляя силой слова привычные с детства картины.
Стихотворение "Береза" относится к раннему периоду творчества С.А.Есенина, где русская природа и деревенский быт определяли тематику его стихов. Прелесть этого естественного мира сливается у поэта с горячей любовью к Родине, к России. Природа, деревня и родина объединяются в его стихах в едином чувстве прекрасного. Любовь к Родине была для Есенина одним из самых могучих источников всей его поэзии.

Тип речи – описание

Вид речи – монолог

Форма речи – письменная

Сфера общения – художественная

Жанр стихотворения - пейзаж, трогательный, проникновенный и нежный.
Особенности композиции: в стихотворении всего четыре строфы, первая является смысловым центром произведения.

Название стихотворения просто и незамысловато, однако очень символично, т.к. береза - для поэта, как и для большинства русских людей, - символ России, а так же глубокий поэтический женский образ, неоднократно встречающейся в творчестве поэта ("…Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы…", "…как жену чужую, обнимал березку.").

Для передачи эмоционального настроения автор использует изобразительно-выразительные средства и фигуры речи.

Структура стихотворения, очевидно, кольцевая, т.к. первая и последняя строфы коррелируют между собой ("…принакрылась снегом, точно серебром", "…обсыпает ветки новым серебром".). Отсутствие в стихотворении завязки, развития сюжета, кульминации и развязки говорит о кольцевой структуре произведения.

Яркий, самобытный язык Есенина изобилует сравнениями, олицетворениями и метафорами, что создает яркий и самобытный, ни на кого не похожий поэтический стиль Сергея Александровича.

Олицетворения: "…береза…принакрылась снегом…", "…горят снежинки…", "…заря,… обходя кругом, обсыпает ветки…" и т.д.
Эпитеты: "белая береза", "сонная тишина", "золотой огонь".

Сравнения: "…принакрылась снегом, точно серебром.", "…распустились кисти белой бахромой".

Прелесть пейзажа, его сказочность и фольклорность создает такой прием, как инверсия: "…и стоит береза", "…и горят снежинки".

Два выражения: «серебро» и «в золотом огне» привлекают особое внимание, потому что они создают настроение торжественности и красоты зимней березы.

Мы видим грациозность и недоступность этой холодной красоты, но вот слова «под моим окном» делают березу роднее, ближе. Она напоминает изящный образ невесты в белом подвенечном наряде и в фате («кисти белой бахромой»). «Горят снежинки в золотом огне» - это сияющий венец невесты.

В последней строфе главная роль отведена заре. Особая роль зари подчеркнута союзом а , который выделяет ее и включает в общее движение жизни. В ней сочетаются степенность, величавость. Она заботится о березе, как мать, благословляющая свою дочь.
Необходимо обратить внимание на фонетические особенности стихотворения: изобилие протяжных гласных звуков, особенно (е) и (о) (белая, береза, снегом, серебро, сонной, в золотом огне, обходя кругом и т.д.) и сонорных согласных (р), (н).

1. Белая - ключевое слово (белый ангел, белая церковь, белая Русь, белые одежды). Белый цвет в старину отождествляли с божественным, он означал причастность к Богу: белый ангел, белые ризы, белые одежды святых. Образ белой березы вызывает ощущение радости, сияющего света, чистоты, начала новой жизни.

2. Олицетворение (как невеста).

3. Сравнение многозначное (дорогой; красивый, филигранной работы).

4. Художественная деталь. Белой краской по белому (сокрытая жизнь).

5. Союз “и” объединяет лирическое повествование.

6. “Берёза” на индоевропейских языках - блистательная, гордая, царственная.

7. Местоимение “моим” подчёркивает личностное отношение, сопричастность поэта к изображающему.

8. Принакрылась снегом - слово "принакрылась" создает ощущение одушевленности образа березы, которая предстает живой, одухотворенно, во многом похожей на женщину. В одном ее движении угадывается и желание быть красивой. И стремление упрятать, сберечь то, что таится внутри. И попытка сохранить то очарование, что излучает она - легкая, изящная, ослепляющая белизной.

9. Но есть заря - божественное явление, она стережёт берёзу, усиливает её роль. Так что Есенин, описывая берёзу, символ Руси, выражает свои патриотические чувства.

10. Деепричастный оборот заставляет сделать паузу, что передаёт степенность происходящего, рисует величавую картину.

Стихотворение буквально поется, подобно народной песне.
Несмотря на то, что перед нами стихотворение - пейзаж, личность автора легко понятна читателю. Это явно очень молодой, восторженный и слегка наивный человек, полный любви к родной природе и окружающему миру.

Сергей Александрович Есенин – это поэтическая гордость русского народа. Его творчество – это живой родник, который способен вдохновить, заставить гордится и желать прославлять свою Родину.

Еще в детстве, в Рязанской губернии, бегая по полям, катаясь на лошади, плавая в Оке, будущий поэт осознал насколько прекрасна русская земля. Он любил свой край, свою страну и воспевал её в своих произведениях ярко, красочно, применяя различные выразительные средства.

Особые отношения сложились у автора с берёзкой. Этот персонаж, воспет Сергеем Александровичем многократно, показан в различных произведениях, в разное время года, с разным настроением и лирического героя, и самого дерева. Есенин буквально вдохнул душу, и будто очеловечил берёзу, сделав её символом русской природы. Есениновская берёзка - это символ женственности, изящества, игривости.

История создания стихотворения «Береза»

Прекрасное и лирическое стихотворное произведение «Береза» относится к поэзии раннего периода творчества, когда совсем еще молодой рязанский парень, которому едва исполнилось девятнадцать лет, только начинал входить в мир литературы. Работал он в то время под псевдонимом, поэтому долгое время никто не догадывался, что это восхитительное произведение принадлежит Сергею Александровичу.

Простое по образам, но очень впечатляющая стихотворение «Береза» было написано поэтом в 1913 году, тогда ему было восемнадцать лет и оно относится к самым первым его произведениям. Оно было создано в тот момент, когда юноша уже покинул свой родной и близкий сердцу уголок, но его мысли и воспоминания постоянно возвращали в родные места.

Первый раз «Береза» была опубликована в популярном литературном журнале «Мирок». Это произошло накануне революционных переворотов в стране, в 1914 году. В то время, пока еще никому не известный поэт, творил под псевдонимом Аристон. Пока это были первые есенинские стихи, которые впоследствии станут эталоном описания русской природы в поэзии.


Береза

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Сила стихотворения



Есенинское стихотворение «Береза» - это образец умелого и искусного словесного рисования. Само дерево береза всегда было символом России. Это русская ценность, это фольклорная изюминка, это связь с прошлым и будущем. Можно сказать, что произведение «Берёза» – это лирический гимн красоте и богатству всей земли русской.

К основным темам, которые описывает Есенин можно отнести следующие:

Тема любования.
Чистота и женственность этого русского дерева.
Возрождение.


Береза в стихотворение похожа на русскую красавицу: она такая же гордая и нарядная. Все ее великолепие можно увидеть в морозный день. Ведь вокруг этого прелестного деревца завораживающая живописная картина русской природы, которая в морозные дни особенно хороша.

Для Сергея береза – это символ возрождения. Исследователи есенинского творчества утверждали, что свой талант и силу для написания своих новых стихотворных шедевров он брал именно в воспоминаниях из своего детства. Береза в русской поэзии всегда была символом радостной жизни, она помогала человеку не только утешиться в трудные и печальные для него дни, но и позволяла жить в гармонии с природой. Конечно же, гениальный русский поэт знал устное народное творчество и помнил фольклорные притчи о том, что когда становится трудно, сложно или гадко на душе, то стоит просто подойти к березе. И это прекрасное и нежное дерево, выслушав все переживания человека, облегчит его страдания. Только после беседы с березой, по странным легендам, на душе у человека становится тепло и легко.

Художественно-выразительные средства


Любуясь родной природой, чтобы выразить к ней всю свою любовь и восхищение Есенин использует различные художественно-выразительные средства:

★Эпитеты: огонь золотой, береза белая, кайма снежная, тишина сонная.
★Метафоры: береза снегом принакрылась, кайма распустилась кистями, снежинки в огне горят, обходит лениво, ветки обсыпает.
★Сравнения: снегом укрылась береза «точно серебром».
★Олицетворение: «принакрылась» - это глагол, который имеет возвратный суффикс - сь.


Такое использование художественно-выразительных средств позволяет подчеркнуть прекрасный образ березы, ее значительность для всего русского народа. Кульминация всего произведения достигается уже в третьей строфе, где каждое словосочетание содержит какое-то выразительное средство. Но критики творчества Есенина обращают внимание на вторую строку этого стихотворения, где указывается и ограничивается пространство самого поэта. Именно поэтому образ березы такой близкий, понятный и родной.

Это стихотворение вошло в самый первый цикл есенинской лирики, который написан специально для детей и носит воспитательный характер. Это стихотворение призывает и учит детей любить и восхищаться родной природой, замечать её малейшие изменения и быть самому частью этого большого и прекрасного мира. Любовь к родному краю – вот основная мысль этого есенинского произведения, которое по содержанию глубокое, а по объему небольшое. Деление на строфы в этом произведении нарушает обычное традиционное построение поэтических текстов, но за глубоким его содержанием читатель этого даже не замечает. Параллельная рифмовка делает его легко читаемым.

Стилистика и синтаксис стихотворного есенинского творения прост, что позволяет легко понять его содержание любому читателю. В нем нет нагромождения согласных или гласных звуков, нет никаких фонетических особенностей, которые бы затрудняли понимание этого стихотворения. Это позволяет добиться того, что даже детям младшего возраста сюжет этого стихотворения понятен. Поэт использует для своего текста двухсложный размер. Так, весь текст написан хореем, что делает его простым для запоминания.

Анализ стихотворения


Известно, что именно с прекрасным деревом березой у Есенина связаны приятные, теплые детские воспоминания. Еще в раннем детстве маленький рязанский паренек Сережа любил наблюдать за тем, преображается это дерево при любых погодных условиях. Он видел это дерево прекрасным с зелеными листьями, которые весело играли на ветру. Наблюдал как оно оголялось, сбрасывая осенний наряд, обнажая свой белоснежный ствол. Смотрел как берёза трепетала на осеннем ветру, и последние листочки осыпались на землю. И вот с приходом зимы, милая сердцу берёзка, одевала чудный серебристый наряд. Именно потому, что береза является для самого рязанского поэта родной и любимой, частицей его края и души, он посвящает ей свое стихотворное творение.

Остановимся подробнее и детальнее на образе березы, который создан Евениным с такой нежностью и любовью. В описании этого дерева прослеживается грусть и печаль самого Сергея Александровича. Ведь теперь он оторван от своего родного уголка, и его прекрасная детская пора не возвратится вновь. Но в самом простом и незатейливом сюжете о березе показано и мастерство будущего великого поэта, чье имя останется навсегда в памяти народа. С приятным и особым изяществом поэтический мастер описывает наряд русской красавицы. Зимнее платье березы, по словам поэта, соткано из снега. Но даже снег у Сергея Александровича необычен! Он и пушистый, и серебристый, и переливающийся, и разноцветный. Поэт неоднократно подчеркивает, что он горит и переливается по-особенному, словно в нем собраны все цвета радуги, которые теперь отражаются в утренней заре.

Детально описывает поэтический и живописный мастер слова и ветки дерева, которые ему якобы напоминают кисти бахромы, но только она снежная, искрящаяся и прелестная. Все слова, которые поэт подбирает для описания изысканы, и в то же время просты и понятны всем.

В простом стихотворении Сергей Есенин соединил сразу несколько поэтических образов: Родины, матери, девушки. Он будто нарядил свою березу в женские эксклюзивные одежды и теперь радуется её кокетству. Кажется, что сам поэт стоит на открытии в себе чего-то нового и таинственного, им пока неизведанного и поэтому любовь к женщине у него ассоциируется еще с прекрасной березой. Исследователи есенинского творчества предполагают, что именно в это время поэт в первый раз влюбляется.

Поэтому такое простое и кажущееся таким наивным, на первый взгляд, стихотворение «Белая береза» вызывает огромную гамму самых различных чувств: от восхищения до меланхолической грусти. Понятно, что каждый читатель этого стихотворения рисует свой образ березы, к которому потом и адресует прекрасные строки есенинского произведения. «Береза» - это прощальное послание к родным местам, к родительскому дому, к детству, которое было таким радостным и беззаботным.

Этим стихотворением Есенин открыл себе путь в мир поэзии и литературы. Путь, недолгий, но такой яркий и талантливый.

«Береза»


Стихотворение «Береза» относится к ранней лирике С.Л. Есенина. Оно было впервые напечатано в 1914 г. в журнале «Мирок» под псевдонимом Аристон. В то время читатель еще не догадывался о том, что под неизвестной подписью скрывается имя поэта необычайного дарования, исключительного таланта, поэта, чьи стихи будут входить в душу каждого русского человека с раннего детства и на долгие годы станут эталоном русской пейзажной лирики.

Стихотворение «Береза» по праву можно считать школой словесного рисования. Береза - традиционный в национальной культуре символ России, поэтому название художественного произведения расширяет его проблематику. В ходе развития лирического сюжета любование конкретным уголком природы перерастает в гимн красоте всей русской земли. Тему любования подчеркивают поэтичные эпитеты, метафоры и сравнения, плавно перетекающие друг в друга. Они появляются словно из сказочного царства снежной королевы: «белая береза», «принакрылась снегом, точно серебром», «снежною каймой распустились кисти», «горят снежинки в золотом огне». Олицетворение, выраженное возвратным глаголом «принакрылась» подчеркивает одухотворенность образа березы, его цельность и значительность. Береза ассоциируется с горделивой, нарядной русской девушкой-северянкой, чья природная красота лишь расцветает в морозный день. Благодаря причудливой игре изобразительных средств, типичный среднерусский зимний пейзаж перевоплощается в удивительное, необычайное зрелище.

Завораживающий контраст динамики и статики в этом стихотворении подчеркивает кульминационный характер третьей строфы, в которой поэтическое рисование достигает максимальной глубины своего великолепия:

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

В стихотворении принципиально важна вторая строка («Под моим окном»), столь конкретно очерчивающая поэтическое пространство произведения, в результате чего подчеркивается, что образ березы является близким и понятным каждому человеку.

Как известно, стихотворение входит в цикл есенинских стихотворений, написанных для детей. Таким образом, произведение несет в себе не только эстетическое, но и воспитательное значение. Оно повествует не о плакатно-парадной, а о конкретной, пронизывающей всю сущность человеческого бытия любви к тому уголку земли, где родился и вырос человек.

Стихотворение «Береза» построено настолько гармонично, что читатель даже не всегда осознает, что деление на строфы не соответствует традиционному построению. По сути же, четыре строфы легко укладываются в два четверостишия с параллельной рифмовкой, но С.А. Есенину необходимо было это деление для того, чтобы каждая деталь стихотворения приобрела дополнительную выразительность.

К образу березы С.А. Есенин многократно обращался в своем творчестве, каждый раз наполняя его новыми качествами и неповторимыми оттенками. На его основе создавались незабываемые метафоры («страна березового ситца») и оригинальные сравнения («как жену чужую целовал березку»). Береза для С.А. Есенина - это одновременно символ русской природы и женской красоты. В нерасторжимом единстве спаяны в нем образ родины, матери и возлюбленной - все самое светлое, чем живет человек в этом мире.

Сочинение

Великий русский поэт Есенин Сергей Александрович написал огромное количество различных прекрасных произведений. Но с раннего детства я больше всего люблю его стихотворение «Берёза». Это произведение было написано поэтом в 1913-ом году, когда ему было всего восемнадцать лет. В это время Есенин жил в Москве, родное село Константиново далеко позади, но юный поэт верен своей родине, он посвящает множество произведений красоте природы.

Название стихотворения Есенина «Берёза», казалось бы, выглядит слишком просто, но это совсем не так. Поэт вкладывал в название глубокий смысл. Как и для многих других творческих людей, для Есенина берёза – это не просто дерево, она очень символична. Во-первых, берёза для Есенина – это символ России, которую он бесконечно любил! Во-вторых, неоднократно в своём творчестве поэт сопоставлял ей образ женщины.

Стихотворение Есенина «Берёза» - это немного грустное, очень красивое и трогательное описание пейзажа, которым любуется лирический герой произведения из своего окна. И несмотря на то, что основное в этом произведении – описание пейзажа, мы всё же видим и самого лирического героя. Скорее всего, это ещё юный человек, ибо подобным образом восторгаться старому человеку невозможно. Лирический герой стихотворения Есенина «Берёза» очень любит природу, он способен видеть красоту, любоваться ей. Кроме того, в его характере прослеживается много ноток наивности и инфантильности.

В раннем творчестве поэта, к которому и относится стихотворение Есенина «Берёза», всегда преобладала тема природы и деревни. Любовь к родине и окружающему миру – это один из самых важных талантов, которым был наделён поэт. Без этого невозможно представить стихотворение «Берёза» Есенина, да и любое другое его произведение.