Что означает цветок курая. Курай (растение):описание, использование. Исторические флаге Башкирии



Курай — самый известный и популярный башкирский национальный инструмент. Можно сказать, что это — символ башкирского народа. Цветок курая изображен на государственном флаге республики.

Но был ли курай всегда башкирским инструментом? И вообще, какова история его происхождения? Несмотря на то, что этот музыкальный инструмент по праву возведен в народе и республике до уровня культа, исследований на эту тему практически нет. Диссертация Ильясова Т. Т. дает очень детальное описание инструмента, его роль и место в новейшей истории башкирского народа, но не дает ответа на главный вопрос — откуда этот музыкальный инструмент появился у башкир.http://v4.udsu.ru/files/1295719106.pdf

А ведь многих интересует этот вопрос. И по праву. Курай — действительно не только главный музыкальный инструмент, но и символ, и гордость башкирского народа. Тем интереснее будет узнать читателю, что таковым он стал относительно недавно. По крайней мере, связывать его с башгардами и бурджанами — древним этносом, являющимся коренным для башкир, — не приходится.

А ОТКУДА ТОГДА КУРАЙ ПОЯВИЛСЯ У БАШКИР И КОГДА?

Давайте для начала выявим главные отличия курая от других духовых инструментов, которые есть практически у всех народов:
1. Курай изготавливается из полого стебля зонтичного растения, носящее одноименное название.
2. Курай не имеет специального приспособления для извлечения звука, как у абсолютного большинства духовых инструментов. В этом его главная уникальность.
3. Курай имеет определенную длину и определенное количество отверстий для игры.
4. Игра на курае, как правило, сопровождается горловым пением.
5. Каждая мелодия, исполняемая на курае, имеет свою легенду.

Есть ли в мире музыкальные инструменты, идентичные кураю по параметрам, по которым он считается уникальным? Принято считать, что нет. Но он есть. Это монгольский "цуур". Его изображение вы видите на фото.

А вот как на нем играют.
http://yandex.ru/video/pad/search…

Цуур так же как и курай изготавливается из полого стебля зонтичного растения, который произрастает в лесах Алтая и Хингана.
Он имеет такую же уникальную конструкцию, как и курай. То есть у него нет специального звукоизвлекающего приспособления.
Цуур имеет определенную длину, которая измеряется размером ширины ладони музыканта. Количество отверстий и расстояние между ними тоже идентично кураю (иногда меньше на одну, что не существенно).
Цуурчи (так принято называть музыканта, играющего на цууре) дополняет исполнение горловым пением. А перед этим обязательно должен рассказать легенду мелодии.

И еще… Почти все песни, исполняемые на цууре, относятся к категории "протяжных песен" ("узун куй") и посвящены прославлению главной горы (Алтая, Хингана), реки и т. д. А также есть мелодии под названием "Черный иноходец" ("Кара Юрга") и др.

И еще… Все помнят башкирскую народную сказку о курае. Она состоит из двух не совсем связанных друг с другом частей. В первом повествование идет о злом хане, который имел рог. Вторая часть легенды повествует о юноше, который услышал, как ветер играет на сломанном стебле растения и изготовил из него музыкальный инструмент. Так вот, сказка с сюжетом первой части легенды о курае есть и у казахов. Но там уже история о создании курая не упоминается. А вот у монгол есть легенда о происхождении цуур. Она полностью повторяет сюжет из башкирской легенды о происхождении курая.

Хорошо, эти два инструменты идентичны. Но каким образом они родственны? И как монгольский цуур мог попасть на Урал? Или все было наоборот?

КАК КУРАЙ ПОПАЛ НА УРАЛ?

Чтобы ответить на этот вопрос мы должны уточнить два момента.
1. Среди какой группы башкир распространен курай?
2. В какой исторический период последний раз соприкасались монголы и башкиры.

Ну начнем, наверное, со второго. Потому что ответ лежит на поверхности. В начале 13-го века Башкирия вошла в состав улуса хана Джучи, сына монгольского императора Чингизхана. Вместе с Джучи Чингизхан послал на завоевание Башкирии 2 тысячи воинов племени унгират (кунграт) и 2 тысячи воинов племени джалаир. Вместе с семьями. Жена Чингизхана Бортэ была из племени унгиратов (кунграт). Вот что об этом пишется в источниках: "Родство с ханским родом обусловило высокое положение унгиратов в Монгольской империи. Хонкираты, обитавшие в XII — начале XIII в.в. на берегах р. Толы (Монголия), расселились главным образом в улусе Джучи (Золотая Орда), приняли в свой состав зависимые (покоренные) тюркские племена и быстро тюркизировались, сохранив в тюркском произношении свой этноним."

Кстати, и в Западной Монголии племена унгиратов, джалаиров и сальжуитов кочевали рядом. Я упомянул здесь сальжуитов потому, что наряду с кунгратами, сальжуиты тоже составляют монгольский компонент у современных башкир. А джалаиры в настоящее время, как этнический компонент у башкир не упоминается. В память о них остались только названия двух рек: Лесной Зилаир и Крепостной Зилаир. Ну и производные от них названия района и поселка — районного центра. Видимо, они кочевали вместе с кунгратами и среди них и растворились. Потому что территория современного расселения потомков кунгратов — башкирского племени тунгаур находится в бассейне именно этих двух рек. Хотя, согласно письменным упоминаниям о ранних кунгратах в Башкирии, первоначально они кочевали вдоль бассейна реки Демы. А Нойоном (эмиром) у них был родной младший брат жены Чингизхана — Алчин (Алшин). До недавнего времени на берегу Демы существовала деревня Альшей, давшее название современному Альшеевскому району. После экспансии в западную Башкирию мангытов и минцев из Крыма и Причерноморья под предводительством Габдуллы хана, потомки кунгратов были вынуждены мигрировать на юго-восток современной Башкирии. Случилось это после поражения Тухтамыша перед Тамерланом в конце 14-го века. Башкиры, как известно, воевали на стороне Тохтамыша.

А при чём тут курай? А при том, что завезли курай на Урал кунграты, потомками которых является современное башкирское племя тунгаур.
История этого племени была до сих пор мало изучена. С легкой руки академика Р. Кузеева историки Сальман Ярмуллин и Фуат Сулейманов связывали происхождение этого племени с древнебашкирским союзом племен, Приаральем и еще далее Тюркским каганатом. А само название племени с древнемонголо-маньчжурским этнонимом Тангор, упоминаемым в китайских хрониках. Конечно же, это в корне не верно. Если бы тунгауры пронесли свое самоназвание от начала тысячелетия (когда оно единственный раз было упомянуто), через все перепитии сначала Восточного, потом Западного Тюркского Каганата, Эфталитских войн, союза с башгардами и бурджанами, конгломерата с баджнаками (печенегами), они точно попали бы во все хроники современников. Осколки этноса сохранились бы и у других соседних народов, как это случилось со всеми другими племенными образованиями. Но тунгауры в следующий раз упоминаются чуть ли не в 17-м веке только. И уже только в составе башкир.

Тунгауры имеют такую же тамгу, как у казахских, каракалпакских и узбекских кунгратов — С (полумесяц). Ораном (боевым кличем башкирских тунгауров является "Кунграт", ну и, наконец, тунгауры и каракалпакские кунграты имеют одну гаплогруппу — N1c или еще называемую N-tat (ханскую), потому что эту гаплогруппу, по мнению некоторых исследователей, носил Чингизхан.

Со временем, башкирские кунграты утратили свое первоначальное название и стали называться по имени одного из своих предводителей — тунгаурами. Тунгаур (а если более правильно — Дунгэур) — очень распространенное монгольское имя, в переводе означающее — бубен. Так звали, например, одного из сыновей Батый хана. Случаи, когда определенная группа родственных семей или даже целый народ начинает называется по имени предводителя, история знает сплошь и рядом: узбеки, ногаи, башкирские усэргэне, кубаляки и т. д.

ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ КУРАЯ.

И сейчас курай, как музыкальный инструмент, распространен в основном среди тунгаурских башкир. Можно сказать больше, 70 процентов всех кураистов, освоивших технику игры на инструменте не в школе и не в музыкальном кружке, а у родителей — представители тунгаурских башкир. Почти все знаменитые кураисты до 80-х годов 20-го века были тунгаурами. А и остальные тоже — соседние тунгаурам бурзянцы и катайцы. Крамольно, наверное, об этом писать, но остальные башкиры курая не знали. Ни в одной деревне вдоль рек Белой (ниже впадения в него Нугуша), Ашкадара, Демы, Юрюзань, Ай, Сунь, Танып, Караидель, Тюй, Сарс, Сармасан и др башкиры на курае не играли. Широкое распространия курай получил значительно позже. Сначала во времена совместных походов башкирских полков в составе войск Золотой Орды, потом Российской армии. Во времена проведения совместных йыйынов, свадеб и других торжеств. Позже, начиная с советского времени — уже через преподавание в кружках, училище искусств и т. д. Мощнейший импульс развитию курая дало его размещение на Государственном Флаге Республики Башкортостан. Он стал символом республики. Открылись целые классы и факультеты по его преподаванию в училище искусств и в Академии искусств. В каждом районе открылись кружки по преподаванию игры на курае, появились целые ансамбли. Большую роль в популяризации инструмента сыграли такие мастера, наши современники, как Мухамат Ичкужин, Азат Аиткулов, Юлай Гайнетдинов, Роберт Юлдашев, Расуль Карабулатов, Азат Бикчурин и др. Благодаря им он стал поистине визитной карточкой башкирского музыкального творчества, да и всей республики. Низкий поклон им!
Но так было не всегда. В 70-ее годы 20-го века на одно из торжеств республиканского уровня было решено пригласить 70 кураистов. Искали по всей республике. Еле- еле наскребли. Курай — практически вымирал. На своей прародине — в Монголии он практически уже изчез.http://m.youtube.com/watch?v=Ml0SmD6ngP0 . Последний настоящий цуурчи умер в 2003-м году. Сейчас там его пытаются возрождать, но шансов очень мало.

У КАКИХ НАРОДОВ ЕЩЕ ЕСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ПОХОЖИЕ НА КУРАЙ?

Курай — уникальный, в своем роде, музыкальный инструмент. Он может существовать только там, где произрастает.
Поэтому его нет ни у татар, ни у казахов. Просто природные условия не позволили распространиться ему в степные и лесостепные зоны.

Кунграты были очень пассионарным и воинственным племенем. Кунгратские воины участвовали почти во всех завоевательных походах Чингизхана, его детей и внуков. Оседали на завоеванных территориях. Так осколки кунгратов появились в составе узбеков, каракалпаков, казахов. Есть они даже в Иране. Но у этих потомков кунгратов цуур не сохранился. Потому, что семена растения, из которого изготовляется инструмент в этих краях не приживался.

А вот в Китае, у озера Канас, есть небольшая этническая общность тувинцев. Местные исследователи считают их потомками солдат армии Чингизхана. У них тоже есть музыкальный инструмент, похожий на курай. Они называют его ШООР

У бурят-хондогоров (потомков хунгиратов) тоже сохранился инструмент. Они называют его СУУР. У киргизов есть — ЧООР, у горных алтайцев — ЧОГУР.

У всех этих народов инструмент уже на грани исчезновения и поэтому не так знаменит, как наш курай. У некоторых он имеет более совершенную, не такую архаичную, форму. Но нам они интересны с точки зрения возможности провести параллель с нашим инструментом. Через монгольский ЦУУР (ЦУУР-АЙ) (встречается и такое звучание название этого инструмента) мы можем выйти на более широкий простор поиска родственников нашего КУРАЯ, не так ли?

Несомненно, все эти инструменты имеют один корень. А еще? А если еще упоминания об этом инструменте, удревняющие ее историю? Есть.

Вот цитата: "Эксперты полагают, что прообразом шоора был древний китайский музыкальный инструмент «хуцзя», который имеет 1600-летнюю историю. Существует несколько видов «хуцзя», а шоор является одним из них. Этот музыкальный инструмент так давно появился, что шоор называют в Китае «музыкальной окаменелостью».

Герб, флаг, гимн Башкортостана являются официальными символами республики. Что они изображают и какое значение имеют их символы? Об этом поговорим чуть ниже.

Герб Башкортостана: описание и значение

Герб республики имеет круглую форму. Такая форма гербового щита пришла из Византии, она характерна для многих народов Азии. Центральной фигурой является изображение развернутого влево. Его освещают солнечные лучи золотистого цвета. У подножия памятника находится зеленый

Герб Башкортостана обрамляет национальный орнамент региона. Ниже щита находится лента, окрашенная в цвета голубой, белый, зеленый. В центре на белой полосе находится надпись: «Башкортостан».

Салават Юлаев является национальным героем, сыном Он был поэтом, воспевавшим в своих стихах народные подвиги, красоту родного края. Его изображение на гербе символизирует борьбу за национальную свободу, силу, справедливость и единение народов Башкирии. Фигура Салавата является сборным образом джигита-воина.

Курай является местным растением, близким родственником дудника и борщевика. Цветок, изображенный на гербе, имеет семь соцветий. Он символизирует ровно семь древних родов, которые проживают на территории республики, и их единение.

Как изменялся герб?

В 1744 году герб Башкортостана имел совершенно другой вид. Тогда ещё не было Башкортостана, а территория, на которой проживали башкиры, называлась Уфимским воеводством. Век спустя оно стало называться Уфимской губернией. На серебряном губернском гербе изображалась бегущая куница, а щит был увенчан императорской короной и окаймлен дубовыми листьями с голубой лентой.

В XX веке территория стала Автономной Башкирской ССР. Государственный символ полностью сменил облик. Герб Башкортостана был выполнен в социалистических красно-золотых цветах. В центре овального щита находилась фигура человека на бегущей лошади. В руке он держал красный флаг. В нижней части находился серп и молот. Композицию окаймляли колосья пшеницы, переплетенные красной лентой. В изголовье располагалась красная звезда.

В 1937 году фигуру человека на коне сменило полномасштабное изображение серпа и молота. Над ним находилась надпись с названием республики. Внизу располагалась красная лента с девизом, призывающим пролетариев объединяться. Гербовый щит стал более фигурным, а пшеничные колосья не перевязывала лента.

Разработка современного герба

В 1992 году, когда Башкортостан стал суверенной республикой в составе Российской Федерации, понадобилось утвердить новый герб Республики Башкортостана. Создание символа заняло около двух лет. В комиссию Верховного Совета поступило сорок различных вариантов. Из них была выбрана версия с вертикальным изображением национального флага. В центре находился тулпар - крылатый конь, а обрамлял щит орнамент.

Позднее оказалось, что тулпар уже стал символом Казахстана, поэтому версию пришлось отклонить. Одновременно с этим преподаватель искусства из Красноусольска подал вариант герба, где в центре располагалось изображение белого волка - тотемного животного башкир. Фоном служили горы Урала, башкирский солярный знак и изображение солнца. Однако и этот вариант был отвергнут.

В конце концов, в 1993 году Верховный Совет утвердил современный герб Башкортостана, центральными изображениями которого являются памятник Юлаеву и рисунок цветка курая. Автор герба - художник Фазлетдин Ислахов. Памятник был повернут в правую сторону и выполнен вместе с обрамляющим орнаментом в коричневом цвете.

В 1999 году был утвержден новый вид герба, где коричневый заменен на золотой, а памятник повернут влево.

Флаг и гимн Башкортостана

Флаг Башкирии принят и утвержден в 1999 году. Прямоугольное полотнище флага разделено на три горизонтальные равновеликие полосы разных цветов. В центре располагается круглая эмблема, внутри которой цветок курая с семью соцветиями. Цветок выполнен в золотом цвете. Как и в гербе, курай символизирует дружбу между родами, объединившими башкиров.

Верхняя полоса флага имеет голубой цвет. Она символизирует небо, означая чистоту помыслов, ясность и доброжелательность народа. Средняя полоса белого цвета говорит о миролюбивости и светлых надеждах. Последняя полоса окрашена в зеленый цвет - это знак вечной жизни и свободы.

Гимном республики является композиция «Республика». Автором слов является Р. Бикбаев и Р. Шакур, музыку написал композитор Ф. Идрисов. Гимн существует как на национальном языке Башкирии, так и на русском.

Сначала цветок курая появился на Государственном флаге Республики Башкортостан 25 февраля 1992 года. Новый флаг представляет собой прямоугольное трехцветное полотнище с эмблемой, состоящее из горизонтальных равновеликих по ширине полос: верхняя полоса синего цвета, средняя - белого цвета и нижняя - зеленого цвета. В центре белой полосы золотистым цветом изображена эмблема - круг, внутри которого находится стилизованный цветок курая, состоящий из семи лепестков. Соотношение ширины флага к его длине - 1:2.

Синий означает ясность, добродетель и чистоту помыслов народов республики; белый - их миролюбие, открытость, готовность к взаимосотрудничеству; зеленый - свободу, вечность жизни.

Широко распространенный в республике цветок курая символизирует дружбу, семь его лепестков - семь родов, положивших начало консолидации народов Башкортостана на его территории. Окружность, обрамляющая цветок, - знак вечного движения. Синий и белый цвета флага совпадают с цветами флага России. Подтверждение того, что башкиры веками жили в мире и дружбе с Россией и прозорливые предки их почти что четыре с половиной столетия тому назад связали свою судьбу с Россией на договорной основе. Это и подтверждение того, что Башкирия в 1919 году стала первой автономной советской республикой в составе РСФСР. Ныне союз этот обретает новое содержание.

12 октября 1993 года цветок курая распустился на Государственном гербе Башкортостана, который представляет собой изображение памятника Салавату на фоне восходящего солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено два соцветия курая, лента, окрашенная в цвета Государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю "Башкортостан".

Салават Юлаев - башкирский национальный герой, народный поэт, воспевавший подвиги башкирских богатырей, родную природу, его творчество проникнуто духом борьбы против всякого гнета, передавалось из уст в уста.

Однако на гербе изображена не конкретная личность. Памятник Салавату - обобщенный образ джигита-воина, борца за свободу и справедливость, он более двух веков символизирует дружбу и единение народов Башкортостана.

(Виктор Сапрыков, Российская Федерация сегодня)

Современный герб Уфы: серебряная куница, бегущая по красно-голубому полю. Его автор - ведущий архитектор института "Башнефтепроект" Юрий Еремеев.

Если в 60-е годы герб не отражал никаких правовых функций города, то в конце 80-х и начале 90-х стал наблюдаться рост самостоятельности местных органов власти, что вызвало новый интерес к единому городскому символу. Это и явилось одной из причин объявления конкурса по созданию современного герба Уфы в 1988 году. Проходил он в два тура. По условиям состязания требовалось отразить в гербе специфику города, его исторические и природные достопримечательности, культурные, национальные, хозяйственно-экономические и другие особенности. В результате большинство проектов (их было 22) оказались перенасыщены различными элементами. Шестеренка, колба, реторта, подшипник, каравай, памятники - далеко не полный перечень фигур, с трудом размещенных на гербовых щитах.

У Еремеева было два варианта. В первом он взял за основу печать Уфимской приказной избы XVII века. На ней помещена куница, под ней расположено изображение стилизованного растения. Герб представлял собой пересеченный щит: в верхней части - бегущая куница (исторический символ города), в нижней - цветок курая (символ Башкортостана). Под щитом лента с текстом: "Уфа - столица БАССР". За основу второго был выбран губернский герб, существовавший до 1917 года, так как изображение куницы на нем более выразительно и монументально, чем на гербе 1782 года. А конкурсные требования заложены в геральдические цвета.

Оба проекта заняли призовые места. После доработки, 14 февраля 1991 года на VII сессии городского Совета народных депутатов был утвержден второй вариант. Поле щита на нем рассечено на две равные части. Правая, голубого цвета, символизирует красоту природы, окружающей город, воды рек, на месте слияния которых основана Уфа. Левая, красного цвета, является символом стойкости города и его жителей на протяжении всей истории (стороны герба определяются от лица, держащего щит). Единственной геральдической фигурой является изображение серебряной бегущей куницы с червлеными глазами и языком. Оно принято как элемент старого герба ввиду исторической ценности. Современный герб получился простым, лаконичным, запоминающимся и хорошо читающимся на расстоянии, то есть отвечающим всем требованиям геральдики. Он на протяжении уже десяти лет является символом города.

Сначала цветок появился на Государственном флаге Республики Башкортостан, который утвердили 25 февраля 1992 года, хотя Башкирская ССР обрела новый статус значительно раньше - 11 октября 1990 года.

Вполне естественно, что разработчики первым делом обратили свой взор к прошлому, к флагу, который, как оказалось, появился еще в начале XIX века. Сведения о нем крайне скудные, но кое-какие описания все-таки сохранились, и благодаря им можно представить, как он выглядел: на фоне двуглавого орла и шестиугольных звезд, разбросанных по всему полотнищу, были начертаны слова из Корана.

Двуглавый орел - герб Российской империи, поскольку большая часть Башкирии в 1557 году добровольно присоединилась к России. К середине XVI века Юго-Восточная Башкирия, или основная ее территория, находилась в составе Ногайской Орды, Западная Башкирия - в составе Казанского ханства. Северо-Восточная (Зауральская) - Сибирского ханства. Зауральские башкиры вошли в состав России в конце XVI века после распада Сибирского ханства Кучума. Принятие русского подданства спасло башкир от гнета ногайцев, казанских и сибирских ханов, а также от междоусобиц собственных феодалов.

В административном отношении Башкирия с 1744 года входила в Оренбургскую губернию, и это означает, что флаг того времени не мог быть государственным. Он являлся, скорее всего, символом определенной социальной группы - башкирского казачества. Не исключено, что именно с этим флагом башкирские казачьи полки сражались против войск Наполеона в 1812 году. Башкиры исповедуют ислам. И звезды на флаге олицетворяли "светильники ближайшего из семи небес, созданных наряду с землей за два дня Аллахом".

Предлагалось принять за основу и тот флаг, который утвердило 21 августа 1918 года первое башкирское правительство. В фармане (приказе) сохранилось его описание. Он представлял собой полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - синего, средней - зеленого и нижней - белого цветов. В соответствии с фарманом, синий цвет означал принадлежность башкир к тюркоязычной группе народов, зеленый - толковался как приверженность башкир исламу, белый - говорил о стремлении народа к миру, благополучию и счастью.

Из числа новых, предложенных на конкурс вариантов флага наибольшее внимание привлекли два. Один - с изображением полумесяца - общего для мусульманских стран символа, который возник во время Османской империи, образовавшейся в ХV-ХVI веках (подробнее об этом см. "Наука и жизнь" ?? 5,6, 1992 г.). На другом изображался стилизованный древнеиндийский знак - свастика: равноконечный крест с загнутыми под прямым углом или овально, чаще в направлении часовой стрелки, концами. Свастика на санскрите означает?связанное с благом? и использовалась для обозначения благоприятного, счастливого объекта, толковалась как знак света и щедрости. Ее изображения сохранились на произведениях декоративного искусства в странах Европы, Азии, реже Африки и Америки. Свастику можно увидеть на древнегреческих вазах, греческих и сицилийских монетах. В раннем христианстве ее именовали гаммированным крестом, так как в ней соединены четыре исходящие из одной точки буквы Г (греческая гамма). Но, по вполне понятным причинам, этот вариант отклонили сразу. Среди отвергнутых комиссией был и вариант флага с полумесяцем, поскольку он указывает на принадлежность к определенной религии и является конфессиональным признаком, а в Башкирии постоянно проживает много русских, чувашей, украинцев и представителей других национальностей, не исповедующих ислам. Государственный символ должен нести атрибуты, объединяющие все нации, проживающие в государстве, в одно целое.

Члены комиссии отдали предпочтение проекту, представляющему собой прямоугольное полотнище с горизонтальыми равновеликим по ширине полосами зеленого, белого, синего цветов (снизу - вверх). В центре белой полосы золотым цветом изображена эмблема - круг, внутри которого находится стилизованный цветок курая, состоящий из 7 лепестков, распространенный в Башкирии. Соотношение ширины флага к его длине - 1:2.

В откликах на проекты, поступивших в комиссию, содержалось немало вопросов, и главный из них - а не будет ли данный вариант флага повторением принятого в 1918 году? Но одобренный комиссией вариант существенно отличается от прежнего проекта флага, который имел иной порядок расположения полос, и это не формальный признак. Так, флаги России и Нидерландов состоят из трех равновеликих полос одних и тех же цветов: белого, синего и красного, но расположенных по-разному. И это не единичный пример. Флаги Гвинеи и Мали представляют собой полотнища с тремя равновеликими вертикально расположенными полосами красного, зеленого и желтого цветов. Но на флаге Гвинеи их порядок один: слева, у древка, красный цвет, в середине - желтый, справа - зеленый. У флага Мали - слева направо идут зеленый, желтый и красный цвета.

Неодинаковое значение и у двух одинаковых по цвету полое обоих флагов. В геральдике голубой цвет служит символом величия, красоты, ясности; зеленый - изобилия, надежды, свободы. В проекте государственного флага Башкортостана синий цвет - цвет неба - означает ясность, добродетель и чистоту помыслов народов республики; зеленый - свободу, вечность жизни.

Многие указывали на то, что зеленый цвет - цвет ислама. Это верно, но лишь отчасти. Зеленый цвет присутствует в государственных флагах таких немусульманских стран, как Ирландия, Мексика, Португалия, Италия, Боливия, Бразилия, Венгрия, Болгария.

Белый цвет в геральдике олицетворяет миролюбие, открытость, готовность к взаимосотрудничеству. Вот почему парламентера, направляющегося для ведения переговоров, обязательно сопровождает лицо, несущее белый флаг. Такое правило закреплено в Приложении к Гаагской 1907 года конвенции о законах и обычаях сухопутной войны.

Синий и белый цвета нового флага такие же, как и на флаге Российской Федерации, - как подтверждение того, что башкиры веками жили в дружбе с Россией, что предки их более четырех столетий тому назад связали свою судьбу с Россией на договорной основе. В 1919 году башкирское правительство обратилось к правительству РСФСР с просьбой о помощи в борьбе с армией Колчака, в результате чего было подписано "Соглашение Российского рабоче-крестьянского правительства с Башкирским правительством о советской автономии Башкирии". Таким образом, Башкирия - первая автономная советская республика в составе РСФСР. Союз этот обретает новое содержание в наше время, о чем записано в Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан.

Варианты гербов, предложенные на обсуждение конку рема комиссии. На одном из них - волк, который считается прародителем тюркских племен. На другом - крылатый конь, воспетый во многих эпических сказаниях

На проекте флага имеется и эмблема, которой не было на флаге 1918 года. Ее окружность - знак вечного движения. Изображенный в ней цветок курая широко распространен в лесостепной зоне.

Работа над новым гербом проходила значительно медленнее. Авторы его проектов долгое время оказывались в плену старых канонов. Снова и снова появлялись на проектах то венок с колосьями, то серп и молот. Некоторые попытки новаций, например, изображение нефтяной вышки, оказались еще более неудачными, поскольку ассоциировались не с материальным изобилием, а с экономическим и экологическим неблагополучием.

Из 40 вариантов проектов герба, поступивших в конкурсную комиссию, сначала отобрали один, который предлагалось обсудить на сессии Верховного Совета Республики Башкортостан. Он представлял собой изображение крылатого коня на фоне вертикально расположенного Государственного флага. Коня и флаг обрамлял национальный орнамент с надписью: "Башкортостан".

Конь - верный спутник человека символизирует устремленность народа в будущее, его могущество, благородство и верность своему долгу. Свойства, которыми наделяют коня, - храбрость льва, зрение орла, сила волка, быстрота оленя, ловкость лисицы. В течение тысячелетий конь оставался спутником человека, опорой и источником благополучия земледельца. Он вошел в эпические сказания многих народов, в том числе и башкирского. Золотой цвет орнамента - знак возрождения, процветания.

После завершения двухгодичного конкурса, когда Комиссия Верховного Совета по вопросам народного образования, науки, культуры, национальных и интернациональных традиций, охраны исторического наследия приняла к рассмотрению этот проект герба, преподаватель школы искусств поселка Красноусольский Гафурийского района И.Шаяхметов внес альтернативный проект, который поддержали многие депутаты.

Он представлял собой круглый щит, разделенный на две части. В верхней - на белом фоне - поднимающееся над Уралом солнце со стилизованным цветком курая. Во все стороны от солнца расходятся лучи. В нижней половине герба графически представлены Уральские горы, окрашенные в синий цвет, на фоне которых находится фигура бегущего белого волка. Все это обрамляет зеленая кайма с национальным орнаментом и внизу надпись: "Башкортостан".

Образ волка в мифологических представлениях народов Евразии и Северной Америки преимущественно связан с культом предводителя боевой дружины и родоначальника племени. Предание о волке-прародителе издревне бытовало у тюрок. И одна из гипотез происхождения слова "башкорт" связана с понятием "главный волк" ("баш" - "главный", "корт" - "волк").

Президиум Верховного совета отверг и этот вариант и вынес на рассмотрение сессии парламента в октябре 1993 года новый проект герба - с изображением Салавата Юлаева. Его автор - художник издательства?Китаи? Ф. X. Ислахов.

Салават Юлаев - башкирский национальный герой, сподвижник Е. И. Пугачева во время Крестьянской войны 1773-1775 годов, поэт-импровизатор, произведения которого передавались народными поэтами и певцами из уст в уста.

В докладе, посвященном проекту герба, на сессии парламента отмечалось, что по правилам геральдики в гербах не принято изображать конкретную личность. Однако необходимо иметь в виду, что портретного изображения Салавата Юлаева не сохранилось и памятник Салавату Юлаеву представляет собой обобщенный образ джигита-воина, борца за свободу и справедливость.

Народные депутаты приняли этот проект герба, и теперь в Положении о новом государственном символе говорится: "Государственный герб Республики Башкортостан представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего Солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображены соцветие курая и лента, окрашенная в цвета Государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю "Башкортостан".

В цветном изображении Государственного герба Республики Башкортостан памятник Салавату Юлаеву и орнамент - золотистого, цветок курая - зеленого, восходящее Солнце - светло-золотистого цвета, лучи Солнца - желтого, фон между памятником и орнаментом - белого, внутренняя и наружная окружности - темно-золотистого цвета".

Через полтора с лишним года после принятия флага у Республики Башкортостан появился и национальный герб - еще один символ государственного суверенитета.

Источники: Наука и жизнь, 9/94, 16-19

Герб Республики Башкортостан является государственным символом Республики Башкортостан. Принят Парламентом Республики Башкортостан 6 июля 1999 года. Числится за № 164 в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации.

Герб Республики Башкортостан представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву на фоне восходящего Солнца и его лучей, вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая, символ мужества народов. Лента, окрашенная в цвета государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю: «Башҡортостан». В цветовом изображении герба памятник Салавату Юлаеву и орнамент - золотистого, цветок курая - зелёного, восходящее солнце - светло-золотистого, лучи солнца - жёлтого, фон между памятником и орнаментом - белого, внутренняя и наружные окружности - темно-золотистого цветов.

Салават Юлаев - башкирский национальный герой, народный поэт, воспевавший подвиги башкирских батыров, родную природу, его творчество проникнуто духом борьбы против всякого гнёта, передавалось из уст в уста. Однако на гербе изображена не конкретная личность. Памятник Салавату - обобщенный образ джигита-воина, борца за свободу и справедливость, он символизирует дружбу и единение народов Башкортостана.


Государственный флаг


Синий цвет означает ясность, добродетель и чистоту помыслов народов Республики Башкортостан; белый - миролюбие, открытость, готовность к взаимному сотрудничеству народов Республики Башкортостан; зелёный - свободу, вечность жизни.

Цветок курая - символ дружбы, семь его лепестков, расположенных в центре белой полосы, символизируют семь родов, положивших начало единению народов, проживающих на территории Республики Башкортостан.


Государственный гимн

Слова (на башкирском) - Равиль Бикбаев, Рашит Шакур
Слова (перевод на русский) - Фарит Идрисов, Светлана Чураева
Музыка - Фарит Идрисов

Текст на башкирском языке

Перевод на русский язык

Башҡортостан, hин hөйөклө ғәзиз ер,
Халҡыбыҙҙың изге Ватаны.
Сал Уралдан ҡалҡа бар тарафҡа
Тыуған илдең тыныс ал таңы

Дан hиңә, Башҡортостан!
Илен hөйгән азат халҡыңа дан!
Рәсәй менән бөйөк берҙәмлектә
Сәскә ат, Башҡортостан!

Башҡортостан, hин хөрмәтле данлы ил,
Еңеү яулап алға бараһың.
Киләсәккә яҡты нур-моң сәсә
Һинең ғорур рухлы байрағың.

Республикам, йондоҙ булып балҡы hин,
Күҡрәп йәшә, гүзәл илебеҙ.
Тыуған ерҙә hүнмәҫ усағыбыҙ,
Туған телдә тынмаҫ йырыбыҙ

Башкортостан, Отчизна дорогая,
Ты для нас священная земля.
С Урала солнце всходит, озаряя
Наши горы, реки и поля.

Славься, наш Башкортостан!
Судьбой народу ты для счастья дан!
С Россией мы едины - и всегда
Процветай, Башкортостан!

Башкортостан - ты наша честь и слава,
Доброй волей, дружбой ты силен.
И стяг твой реет гордо, величаво -
Он свободой, братством окрылен.

Республика, сияй звездой прекрасной,
Ты ликуй в свершеньях и трудах!
Родной очаг пусть никогда не гаснет,
Пусть ведут нас песни сквозь года.