Что такое имя нарицательное и собственное. Что такое собственные и нарицательные имена существительные

Русский язык – это сложная и в то же время стройная система. Слова состоят из морфем, предложения из слов, тексты из предложений. Каждая названная категория входит в состав определенного раздела: лексики, фонетики, словообразования, . Все слова в русском языке делятся на большие лексико-грамматические разряды. Эти разряды изучаются в морфологии. Этот раздел изучает части речи и их грамматические признаки. Пожалуй, самой многочисленной группой является группа имен существительных.

Важно! Имя существительное имеет общее категориальное значение предмета.

Они делятся по разным основаниям на группы. Имена существительные бывают собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными, мужского, среднего и женского рода, склоняемыми, несклоняемыми и разносклоняемыми. Имена собственные и нарицательные — предмет рассмотрения данной статьи.

Они пишутся в составе предложения с маленькой буквы, исключая те случаи, когда этого требуют правила пунктуации. Например, это может быть начало предложения или предложение с прямой речью.

Все имена нарицательные разделяются на подгруппы по значению:

  • Конкретные. Это слова, обозначающие понятия, которые осязаемы. Другими словами, эти предметы реальны, их можно взять в руки. Например: принтер, стол, ложка, телефон, пенал, органайзер, лисица, фортепиано, замок, дерево, сосна, земля, луна, спонсор, журнал.
  • Абстрактные. То есть такие, которые обозначают понятия, которые человек может чувствовать, но осязать их он не может. Примеры: любовь, дружба, смятение, испуг, эмоции, недомогание, ненависть, симпатия, привязанность, новизна, лукавство, притяжение.
  • Собирательные. Они обозначают группы людей, объединенных общим признаком. К примеру: детвора, студенчество, учительство, молодежь, пенсионеры, школяры.
  • Вещественные. Они обозначают какие-либо вещества. Например: манка, золото, нефть, пластмасса, стекло, кукуруза, перловка, горох.

Существительные собственные

Выделяется достаточно большая группа имен существительных, которые имеют значение уникальности, единичности, отдельности. То есть они каким-то образом выделяются из общего ряда предметов, явлений, понятий.

В русском языке их принято называть собственными. Имя существительное собственное пишется всегда с заглавной буквы. В ряде случаев могут писаться не только с заглавной буквы, но еще и в кавычках.

Познавательно! Уроки русского: – на встречу или навстречу

Собственные существительные делятся на типы:

  • Фамилии, имена и отчества людей, а также псевдонимы: Иван Бунин, Александр Грин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Антоша Чехонте, Теодор Драйзер, Виктор Гюго, Проспер Мериме.
  • Клички животных: Мурка, Мухтар, букет, Жданка, Милка, Черныш, Белый, Смелый, Пушок.
  • Названия из области географии и астрономии: Марс, Плутон, Большая Медведица, Забайкалье, Днестр, Припять, Москва, Саяны, Карпаты, Волга, Енисей, Альдебаран, микрорайон Изумрудный, деревня Васильевка, Байкал, Виктория, Австралия, Евразия.
  • Названия важнейших исторических событий, а также праздников: Бородинское сражение, Новый год, битва при Ватерлоо, Курская дуга, Сталинградская битва, Мамаев курган.
  • Наименования произведений искусства и литературных произведений: «Тихий Дон», «Молодая гвардия», «Отцы и дети», «Жизнь и необыкновенные приключения Робинзона Крузо», «Лунная соната», «Музыка слез», «Ленинградская симфония», «Утро в лесу», «Необыкновенные приключения Нильса с дикими гусями» .
  • Названия печатных периодических изданий, телевизионных и радиопередач, названия учреждений: «События», «Вести-маяк», Большой театр, МХАТ, Новоширокинский рудник, «Литературная газета», «Сегодня», «Свадьба в Малиновке», Новоорловская школа.

Особенности

Необходимо помнить, что четкого деления на собственные и нарицательные имена нет.

Важно! Существительные могут менять свой статус в зависимости от контекста и речевой ситуации.

Ярким примером ситуации, когда собственное стало нарицательным, является история с маркой авто «Мерседес», когда это слово стало означать любой большой и дорогой автомобиль, а также фирма «Ксерокс» стала обозначать копирование вообще. И наоборот, пример перехода нарицательного существительного в собственное: снежок – пес Снежок; продукты – магазин «Продукты».

Правильное написание собственных и нарицательных существительных объясняется достаточно легко.

Первые всегда пишутся с большой буквы. Вторые всегда нужно писать со строчной буквы, кроме случаев, которые подчиняются строгой закономерности пунктуационных правил русского языка.

Есть еще некоторые особенности собственных и нарицательных имен существительных. Эти особенности помогут точно определить, к какому разряду относится слово:

  • Собственные имена существительные не могут образовывать формы множественного числа. Исключением могут быть фамилии лиц одной семьи: чета Васильевых, семья Игнатьевых, Силиных, Четверяковых.
  • Нарицательные имена способны образовывать форму множественного числа. Исключением являются лишь те, которые всегда имеют форму только единственного числа (молоко, детвора, учительство) .

Полезное видео

Подведем итоги

Естественно, что носителям языка не составляет труда определить принадлежность существительного к той или иной группе. А вот иностранцам при изучении русского языка сделать это бывает достаточно сложно. По этой причине важны грамматические показатели собственных и . Наибольшую сложность составляют те случаи, когда происходит процесс перехода из одной группы существительных в другую. Прав был Антон Павлович Чехов, когда говорил, что незнание языка сродни состоянию, когда у человека нет паспорта. И действительно, русский язык по праву является одним из самых трудных языков с позиции грамматики в современном мире.

Имя существительное - одна из самых важных частей речи как в русском языке, так и во многих других индоевропейских языках. В большинстве языков имена существительные разделяются на собственные и нарицательные. Это разделение очень важно, так как у этих категорий разные правила правописания.

Изучение существительных в российских школах начинается со второго класса. Уже в этом возрасте дети способны понять, чем отличаются имена собственные от имен нарицательных.

Обычно учащиеся легко усваивают этот материал. Главное - подобрать интересные упражнения, при выполнении которых правила хорошо запоминаются. Для того чтобы правильно отличать имена существительные, ребенок должен уметь обобщать и относить знакомые предметы к определенной группе (например: «посуда», «животные», «игрушки»).

Собственные

К именам собственным в современном русском языке традиционно принято относить имена и прозвища людей, клички животных и географические названия.

Вот типичные примеры:

Имя собственное может отвечать на вопрос «кто?», если речь идет о людях и животных, а также на вопрос «что?», если речь идет о географических названиях.

Нарицательные

В отличие от имен собственных, нарицательные имена существительные обозначают не имя конкретного человека и не название конкретного населенного пункта, а обобщенное название большой группы предметов. Вот классические примеры:

  • Мальчик, девочка, мужчина, женщина;
  • Река, деревня, село, поселок, аул, кишлак, город, столица, страна;
  • Животное, насекомое, птица;
  • Писатель, поэт, врач, учитель.

Нарицательные имена существительные могут отвечать как на вопрос «кто?», так и на вопрос «что?». Обычно в упражнениях на различение младшим школьникам предлагается подобрать подходящее нарицательное к группе имен собственных , например:

Можно построить задание и наоборот: подобрать имена собственные к нарицательным .

  1. Какие вы знаете клички собак?
  2. Твои любимые имена девочек?
  3. Как могут звать корову?
  4. Как называются деревни, в которых ты побывал?

Такие упражнения помогают детям быстро усваивать разницу. Когда учащиеся научились отличать одни существительные от других быстро и правильно, можно переходить к изучению правил правописания. Эти правила несложные, и ученики начальной школы хорошо усваивают их. Например, в этом может помочь ребятам простой и запоминающийся стишок: «Имена, фамилии, клички, города - все с заглавной буквы пишутся всегда!».

Правила правописания

В соответствии с правилами современного русского языка, все имена собственные пишутся только с прописной буквы. Это правило характерно не только для русского, но и для большинства других языков восточной и Западной Европы. Заглавная буква в начале имен, фамилий, кличек и географических названий используется для того, чтобы подчеркнуть уважительное отношение к каждому человеку, животному, населенному пункту.

Нарицательные имена существительные, напротив, пишутся со строчной буквы. Однако, из этого правила возможны исключения. Обычно такое бывает в художественной литературе. Например, когда Борис Заходер переводил книгу Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все», русский писатель намеренно использовал прописные буквы в написании некоторых имен нарицательных, например: «Большой Лес», «Великая Экспедиция», «Прощальный Вечер». Заходер сделал это для того, чтобы подчеркнуть важность определенных явлений и событий для сказочных героев.

Такое встречается нередко как в русской, так и в переводной литературе. Особенно часто такое явление можно увидеть в адаптированном фольклоре - легендах, сказках, былинах. Например: «Волшебная Птица», «Молодильное Яблоко», «Дремучий Лес», «Серый Волк».

В некоторых языках капитализация - использование заглавной буквы - в написании имен может применяться в разных случаях. Например, в русском и некоторых европейских языках (французский, испанский) традиционно принято писать названия месяцев и дней недели с маленькой буквы. Однако в английском языке эти имена нарицательные всегда пишутся только с прописной буквы. Также написание имен нарицательных с заглавной буквы встречается в немецком языке.

Когда собственные имена становятся нарицательными

В современном русском языке бывают ситуации, когда собственные имена могут стать нарицательными . Такое происходит довольно часто. Вот классический пример. Зоил - это имя древнегреческого критика, который весьма скептически относился ко многим произведениям современного ему искусства и пугал авторов своими язвительными негативными отзывами. Когда античность ушла в прошлое, его имя было забыто.

Однажды Пушкин заметил, что одно из его произведений литературные критики восприняли весьма неоднозначно. И в одном из своих стихотворений он иронично назвал этих критиков «мои зоилы», подразумевая, что они желчны и язвительны. С тех пор имя собственное «Зоил» превратилось в нарицательное и используется, когда речь идет о человеке, несправедливо критикующем, ругающем что-либо.

Нарицательными стали многие имена собственные из произведений Николая Васильевича Гоголя. Например, «плюшкиными» часто называют скупых людей, а «коробочками» - пожилых женщин недалекого ума. А тех, кто любит витать в облаках и совсем не интересуется реальностью, часто называют «маниловыми». Все эти имена пришли в русский язык из знаменитого произведения «Мертвые души», где писатель блестяще показал целую галерею помещичьих характеров.

Имена собственные становятся нарицательными довольно часто . Однако бывает и наоборот. Имя нарицательное может стать собственным, если оно превращается в кличку животного или прозвище человека. Например, черного кота могут назвать «Цыган», а верную собаку - «Друг».

Естественно, эти слова будут писаться с прописной буквы, по правилам написания имен собственных. Обычно это происходит в том случае, если кличка или прозвище дается из-за того, что человек (животное) имеет какие-то ярко выраженные качества. Например, Пончика прозвали так из-за того, что он имел лишний вес и был похож на пончик, а Сиропчика - из-за того, что он очень любил пить сладкую воду с сиропом.

Отличать имена собственные от нарицательных очень важно . Если младшие школьники этому не научатся, они не смогут правильно применять капитализацию при написании имен собственных. В связи с этим изучение нарицательных и собственных существительных должно занимать важное место в школьной программе русского языка как родного и как иностранного.

Цель урока : Уточнение представлений учащихся о собственных и нарицательных именах.

Задачи урока :



3. Воспитывать уважение к родному краю, интерес к предмету, умение работать в коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ № 31 с углубленным изучением отдельных предметов»

Тема урока:

Имена собственные и нарицательные

Учитель начальных классов

Шайдуллина В.И.

г. Нижнекамск, 2012-2013 учебный год

Тема урока: «Имена собственные и нарицательные» 2-й класс

Цель урока : Уточнение представлений учащихся о собственных и нарицательных именах.

Задачи урока :

1. Обобщить знания об именах собственных и нарицательных.
2. Развивать речь, внимание, память, воображение, логическое мышление, наблюдательность.
3. Воспитывать уважение к родному краю, интерес к предмету, умение работать в коллективе.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

Я- маленькая частичка этого мира.

Внутри меня покой и согласие,

Покой и тепло. Своим теплом

Наш лучший друг – Глазастик.

Где же он?

Дети открывают глаза.

  1. Актуализация знаний.

1.Минута чистописания.

Откройте тетради. Напишите число, классная работа.

Классная работа.

Чч Цц Щщ Хх

- Прочитайте буквы. Запишите в тетрадь. Соблюдаем правила посадки при письме.

Охарактеризуйте звуки, которые они обозначают (согласные, глухие, непарные по звонкости-глухости)

Иван Ильич Щукин живёт в лесной сторожке.

Прочитайте предложение.

Какие орфограммы встретились в этих словах.

2. Словарная работа.

- Я буду загадывать загадки, вы будете их отгадывать.

  • Зверь лохматый, неуклюжий, не боится зимней стужи,
    Под корягою лесной спит под снежной пеленою.
    м..дведь
  • Закопали в землю в мае
    И сто дней не вынимали,
    А копать под осень стали-
    Не одну нашли, а десять!
    Как его названье, дети?
    к..ртоф..ль
  • Не живая, а идёт,
    Не подвижна, а ведёт.
    д..рога
  • У косого нет берлоги, не нужна ему нора.
    От врагов спасают ноги,
    А от голода - кора.
    за..ц
  • В два ряда дома стоят –
    Десять, двадцать, сто подряд,
    И квадратными глазами
    Друг на друга глядят.
    ул..ца
  • То он –блин, то он –клин,
    Ночью на небе один.
    мес..ц
  • Заворчал живой замок,
    Лёг у двери поперёк.
    с..бака
  • Назовите-ка, ребятки,
    Месяц в этой вот загадке:
    Дни его - всех дней короче,
    Всех ночей длиннее ночи.
    На поля и на луга
    До весны легли снега.
    Только месяц наш пройдёт,
    Мы встречаем Новый год.
    д..кабрь

Какие буквы мы вставим в слова? (гласные)

Назовите их. (Е А О Я И)

- Почему эти слова нам надо запомнить?

(Эти слова с безударной гласной непроверяемой ударением.)

- Запишите слова в тетрадь.

III. Физкультминутка.

IV. Работа над темой урока.

Когда я утром вошла в школу, охранник передал мне вот этот конверт:

- Так интересно подписан конверт, кому его отдать я не знала, а потом решила принести конверт вам, потому что исправив ошибки, вы сможете назвать тему нашего урока.

- Давайте, исправим ошибки (заклеить карточкой с заглавной буквой.)

- Попробуйте назвать тему нашего урока. (Заглавная буква в именах собственных, строчная в именах нарицательных.)

- Как вы думаете, почему имя называется собственным? (Собственно мне принадлежит, чья-то собственность)

- Какие у вас собственные имена? (Дети называют свои имена.)

- Да, у человека это имя. У города, реки, улицы - название. Назовите название нашего города, улиц, реки.

- А как пишутся собственные имена. (ответы детей)

- Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е. Измайлов.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города!
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой – уважения знак!

- Но, оказывается, у каждого из нас есть ещё имена и называются они нарицательные. Это множество одинаковых предметов, пишутся эти слова со строчной буквы.

Я подготовила для вас выставку словарей. Посмотрите, какие бывают словари.

А сегодня мы поработаем с орфографическим словарём.

А вы знаете, как расположены слова в словарях? (В алфавитном порядке)

Я предлагаю поработать со словом «город». В каждом словарике есть закладки. Откройте страницу и найдите слово «город». Прочитаем слово правильно и выделим ударение голосом.

Обратите внимание на написание этого слова. Произнесите, как правильно напишите это слово.

Слово «город» относится к именам нарицательным и является названием множества одинаковых предметов, пишется со строчной буквы.

- А сейчас помогите решить одну проблему (учитель поворачивается спиной к классу).

Азалия, когда у тебя День рождения?

А почему возникла пауза? (Две Азалии)

Какой выход из этой ситуации? (Назвать фамилию.)

- Давайте рассмотрим следующую ситуацию:

В нашей школе в одном классе учились два Ивановых Михаила и причём они были одной комплекции, одного роста, имели одинаковый цвет глаз и волос. Как к ним обращаться? Учительница нашла выход из данной ситуации, какой же это выход? (Называть мальчиков по имени и отчеству).

- Запишите в тетрадях свою фамилию, своё имя и отчество.

- Какое собственное или нарицательное имя вы записали?

А теперь запишите два имени нарицательных на тему «Зима»

- Назовите слова, которые вы записали. С какой буквы написали?

- Прочитайте словосочетания, объясните их написание.

Чёрное море – чёрное платье
река Быстрая – быстрая река
девочка Надежда – моя надежда

Игра «Лови ошибку» (работа в парах)

- Сейчас вы получите карточки, в каждой из них по два предложения, в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению: одно обозначает предмет, а другое – имя и фамилию. Запишите предложения в тетрадь пользуясь всеми правилами орфографии.

Цели :

  • систематизация знаний учащихся о правописании большой буквы в именах, отчествах, фамилиях;
  • знакомство с именами собственными, нарицательными;
  • учить отличать имена собственные от нарицательных; расширение словарного запаса детей;
  • развивать внимание, логическое мышление и интеллектуальное развитие учащихся.

Задачи:

Предметные:

  • познакомить с именами собственными и нарицательными;
  • учить применять правила правописания большой буквы в ФИО;
  • продолжить работу с толковым словарём;
  • создать условия для обогащения словарного запаса детей;
  • воспитание уважительного отношения к семье, к роду.

Метапредметные :

  • создавать условия для формирования интереса к новому учебному материалу;
  • развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в свою работу;
  • развивать умение работать в паре, оценивать своего товарища;
  • развивать воображение, анализировать, сопоставлять, обобщать;
  • формировать коммуникативные навыки (построение монологического высказывания, владение диалогической формой коммуникации, учёт мнения и позиции другого).

Личностные : формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям, развивать творческое воображение.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.

2. Минутка чистописания.

2 слайд. На доске записано: фмл ффмл

Определи порядок написания букв. Продолжи. (фффмл ффффмл )

Дайте характеристику звуку [ф].

3. Словарная работа. Знакомство с новым словом.

3 слайд . - К нам на урок пришли 2 девочки. Давайте с ними познакомимся. Но для этого надо решить задачу.

Оля и Юля имеют разные фамилии Сапожникова и Кузнецова. Какую фамилию имеет каждая из них, если Оля и Кузнецова живут в соседних домах? (Оля Сапожникова и Юля Кузнецова).

Но кто из них Оля, а кто Юля? Хотите узнать? (да)

- У девочки справа от вас в имени 4 звука. (Юля)

4 слайд. - Оля и Юля приготовили для вас задание.

5 слайд . Каждой букве соответствует знак. Составьте слово, которое зашифровано. (фамилия)

Что означает фамилия? (человек принадлежит семье)

Каким образом человек получает фамилию? (переходит от родителей)

Давайте посмотрим значение этого слова по словарю. Каким словарём нужно пользоваться? (толковым)

7 слайд. СЛОВАРЬ: Фамилия – 1. Наследственное семейное наименование, прибавление к личному имени. 2. Род. 3. Семья.

Какое значение слова нам ближе, понятнее? (семья)

Слово фамилия означает семья.

8 слайд . Запишем в тетрадь: ФАМИЛИЯ,

Как произошли фамилии? (версии детей)

9 слайд. Работа с учебником стр. 56. Страничка для любознательных.

Кем был твой прадед на Руси,
Свою фамилию спроси.
Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов –
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярёва дёготь гнал.
В дегтярне горбил спину.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи.
В атаки воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучит как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Взглядись – и ты увидишь в них
Историю России.

Давайте вернёмся к нашим девочкам и подумаем, как образовались их фамилии? 10 слайд . – А знаете ли вы, что означает ваша фамилия? (версии детей)

Кроме фамилии у человека есть отчество. Как образовано оно? (от имени отца)

11 слайд. Запишем в тетрадь: ОТЧЕСТВО, ИМЯ.

В каком словаре проверим правильность написания слов? (орфографическом)

4. Введение в тему урока.

– Какая тема урока? Над чем мы сегодня будем работать? (...)

Мы будем работать над правописанием большой буквы в ФИО. Узнаем какие существительные относятся к именам собственным и нарицательным.

12 слайд. “ Тема урока”

5. Работа над новым материалом.

13 слайд . - Прочитайте. На какие две группы можно разделить слова?

Алёнушка. Сестрица. Петрович. Боря. Брат. Титов. Медведев. Отец. Сергеевич.

14 слайд . Ответы на задание.

Запишите в тетрадь слова, которые всегда пишутся с заглавной буквы.

Как вы думаете, эти слова называются имена собственные или нарицательные? (дети высказывают предположение)

15 слайд . Работа над правилом СТР. 52, 53 Имена собственные, нарицательные.

Ваше предположение оказалось верным?

6. Закрепление нового материала.

Упр. 90. Какое слово лишнее? Почему? Спишите слова в алфавитном порядке.

Какие ещё слова пишутся с заглавной буквы?

16 слайд.

Рассмотрите схему, объясните, какие существительные являются именами собственными?

17 слайд . Физкультминутка. Если вы услышите слово, которое надо писать с маленькой буквы, т. е имя нарицательное, то наклоняетесь вперёд и достаёте пол кончиками пальцев обеих рук. Услышав имя собственное, прогибаетесь назад, поднимаете руки вверх.

Юрий, космонавт, Андрей, пилот, Марина, ученица, солнце, Борисов, Семёнова, Таня, тетрадь, Оля.

Работа с текстом Упражнение 98.

Работа в паре. Ребусы. 18 слайд

Какие имена вы записали? Полные или краткие?

Назовите полные имена. Какое имя лишнее.

Как называют людей, у которых одинаковые имена? (тёзка)

А как называют людей, у которых одинаковые фамилии? (однофамильцы).

7. Подведение итогов.

Что нового узнали?

Что особенно запомнилось на уроке?

Какие задания вызвали затруднения?

Домашнее задание: творческое: Узнать происхождение своей фамилии. Написать рассказ о своей семье.

  • Красный – В следующий раз всё получится.
  • Жёлтый – Старался, но не всё получилось.
  • Зелёный – Я старался и всё получилось.

Открытый урок, 2 класс. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.

Цель : познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить различать имена собственные и нарицательные.
Задачи:
образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;
развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию у учащихся внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему городу, гордости за своих земляков.
Планируемые предметные результаты:
- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы.
Ресурсы:
компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку В. П. Канакина.

Ход урока

I Организация начала урока
- Солнце поднимается,
Утро начинается,
Город просыпается,
А в городе просыпаются жители…
(на слайде рисунки: солнце, город, девочка, мальчик, щенок и записаны слова – солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)
- Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти хорошо.
- Покажите «смайликом» с каким настроением вы пришли на урок.
- Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!
II Актуализация опорных знаний
- Прочитайте слова, записанные на экране.
(солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок)
- Какой частью речи они являются? (именем существительным)
- Почему вы так решили?
(обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)
- Как можно разделить данные существительные на две группы?
(одушевлённые и неодушевлённые)
- Какие существительные называются одушевлёнными?
- Какие существительные называются неодушевлёнными?
- Разделите лист перегибанием на две части.
-Запишите самостоятельно в первый столбик с маленькой буквы неодушевленные имена существительные, во второй столбик – одушевленные.
- Проверьте себя.
(на слайде: солнце девочка утро мальчик город щенок)
- Оцените правильность выполнения «смайликом»
- Молодцы, с этим заданием справились.
На следующем слайде вы видите слова: Амина, София, Тимур, Мурад, Шарик, Бобик, Хасавюрт, Махачкала, дети, карандаш, петух, Рыжик, кот, город, утро.
-выберите из них название городу, имя мальчику, имя девочке, кличку щенку.
- Почему эти слова написаны с заглавной буквы?
- Молодцы, правила вы знаете. А сегодня мы узнаем что - то новое об этих словах.
-Чтобы узнать тему урока, нужно выполнить задание.
Распределите слова по группам - имя человека, отчество, фамилия. Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - без названия.
Вспомните правила работы в парах и приступайте.
(на слайде:
Распределите слова по группам:
Ася, Руслановна, Амир, ученик, Алиева, Алиевич, Гаджиев, дом,.
имя отчество фамилия

Оцените «смайликом» работу своей пары: дружно, сплоченно вы работали или нет.
- Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?
- Какие слова не попали ни в один из этих столбиков?
(на слайде таблица)
- А теперь оцените «смайликом» правильно ли ваша пара выполнила задание.
- Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков от последнего?
- Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков?
- Учёные в русском языке уже давно придумали специальные термины. Слова первых трёх столбиков назвали собственными именами существительными, а последнего – нарицательными именами существительными.
III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.
- Попробуйте назвать тему нашего урока.
(на слайде:
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.)
- Что вы уже знаете об именах собственных и нарицательных?
А чему хотели бы научиться? поставьте цель урока.
Сегодня на уроке мы узнаем …
научимся …
попробуем …
- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.
IV. Открытие нового знания
- А вы знаете, что обозначают термины «собственные имена существительные», «нарицательные имена существительные»?
- Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, потому что имена, отчества, фамилии есть у всех людей, но у каждого оно своё, личное и никто их у вас не может отобрать. Это ваше, собственное, больше ничьё. Собственное имя называет только вас.
- С какой буквы пишутся имена собственные?
- А все остальные – несобственные - имена существительные нарицательные имена существительные, они называют, нарицают любой предмет, но не дают ему имени.
- В каком столбике у нас написаны имена собственные? А имена нарицательные?
- Прочитаем правило в учебнике на странице 52.

-С какой буквы они пишутся?
-А у кого еще может быть своё собственное имя?
Правильно клички животных, названия рек, городов, улиц – это тоже имена собственные.
(слайд)
Приведите примеры собственных имён существительных.
- Прочитаем правило в учебнике на странице 53.

С какой буквы они пишутся?
Приведите примеры нарицательных имён существительных.
Физминутка.
РАНО УТРОМ В ПАРК ХОДИЛИ,
ТАМ СНЕГОВИКА ЛЕПИЛИ.
А ПОТОМ С ГОРЫ КАТИЛИСЬ,
ВЕСЕЛИЛИСЬ И РЕЗВИЛИСЬ.
В КАТЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,
В МАРИНУ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,
В ВАРЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ.
ПОЛУЧИЛСЯ СНЕЖНЫЙ КОМ.
ХОЛОДНО ГУЛЯТЬ ЗИМОЙ,
ПОБЕЖИМ СКОРЕЙ ДОМОЙ!
Встретились ли в словах физминутки собственные имена существительные?
- Покажите «смайликом» как вы поняли, какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными.
V. Первичное закрепление знаний
Молодцы, но у вас ещё впереди есть уроки, на них вы разберётесь до конца в этой теме.
- А теперь давайте учиться различать имена собственные и нарицательные.
- Снова посмотрите вокруг себя, на карточках вы видите записанные имена существительные. Подойти, снять любую карточку, прочитать существительное и определить, какое оно – собственное или нарицательное и объяснить почему.
- Какие существительные мы называем собственные?
С какой буквы они пишутся?
- Какие существительные мы называем нарицательные?
С какой буквы они пишутся?
VI. Вторичное закрепление знаний
- Какие слова, кроме имён, отчеств и фамилий людей относятся к именам собственным.
- Где в жизни мы встречаемся с именами собственными?
- Как называется город, в котором мы живём?
- Наш город маленький, но очень красивый, у него есть своё собственное красивое имя – Хасавюрт.
Слайд

Наш город имеет свою историю, традиции, праздники. В нашем городе жили и живут замечательные люди, о которых вы много говорите дома, в школе.Уроженцами Хасавюрта являются многие знаменитые спортсмены, такие как братья Адам и Бувайсар Сайтиевы, Артур Бетербиев, братья Мавлети Адам Батиров, Махач Муртазалиев.
Достопримечательностями города являются храм Знамения Божьей Матери на ул. Орджоникидзе, до недавнего времени - крупнейший православный храм на Северном Кавказе. В Хасавюрте также имеется большая мечеть. Построен Исламский университет имени Саитбега Даитова.
В центре Хасавюрта Дылымского кольца имеется памятник, посвящённый Герою Советского Союза Э. Б. Джумагулову.

Поэт Григорий Афанасьевич Симаков волею судеб приехал в Дагестан в 1986 году. Два года своей жизни он отдал г. Хасавюрту, где и начал печататься в городской газете «Дружба». Самым первым его опубликованным поэтическим произведением стали стихи о Хасавюрте.

Я изъездил почти всю Россию,
Но всегда мой кончается путь
В моём городе светло-синем,
Под названием Хасавюрт.

Здесь живут люди с добрым сердцем,
Словно братья, одной семьёй.
Украинцы, кумыки, чеченцы.
Всем ты Родиной стал город мой.

Ты домами к солнышку тянешься.
Как цветущий сиреневый куст
И делами своими ты славишься.
О тебе люди песни поют.

Над тобой небо синее, синее.
Над тобой зори маком цветут.
Для меня нет на свете красивее
И милее тебя Хасавюрт.

Мы сейчас будем работать в группах.
Вам сейчас необходимо восстановить рассказ о нашем городе, вставив, где нужно собственные имена существительные.

Мой город.
______________ - мой город. Он очень красивый. Рядом с городом течёт река ___________________ . В нашем городе родились и выросли замечательные люди.В центре Хасавюрта имеется памятник, посвященный Герою Советского Союза___________________.

Слова для справок: Хасавюрт, Ярыксу, Джумагулову.

Какой у вас получился рассказ? (слайд)
VII. Рефликсия деятельности
Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли ли мы целей?
Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)…
научился …
могу похвалить себя и одноклассников за ….
Домашнее задание: У. стр. 52, 53 правило по выбору,Р. Т. стр.27 упр. 57, 58.
или составить весёлый рассказ (5 - 6 предложений) на тему «Мой класс» и подчеркнуть в нём имена собственные
Оцените «смайликом» свою работу на уроке.
С каким настроением вы заканчиваете урок, покажите «смайликом».
Я сегодня была у вас в гостях. А в гости принято ходить с подарками. Угадайте цвет той коробки, в которой лежит подарок. Есть подсказка – на коробке написано нарицательное имя существительное.
МОЛОДЦЫ!