Имя существительное - одна из самых важных частей речи как в русском языке, так и во многих других индоевропейских языках. В большинстве языков имена существительные разделяются на собственные и нарицательные. Это разделение очень важно, так как у этих категорий разные правила правописания.
Изучение существительных в российских школах начинается со второго класса. Уже в этом возрасте дети способны понять, чем отличаются имена собственные от имен нарицательных.
Обычно учащиеся легко усваивают этот материал. Главное - подобрать интересные упражнения, при выполнении которых правила хорошо запоминаются. Для того чтобы правильно отличать имена существительные, ребенок должен уметь обобщать и относить знакомые предметы к определенной группе (например: «посуда», «животные», «игрушки»).
Собственные
К именам собственным в современном русском языке традиционно принято относить имена и прозвища людей, клички животных и географические названия.
Вот типичные примеры:
Имя собственное может отвечать на вопрос «кто?», если речь идет о людях и животных, а также на вопрос «что?», если речь идет о географических названиях.
Нарицательные
В отличие от имен собственных, нарицательные имена существительные обозначают не имя конкретного человека и не название конкретного населенного пункта, а обобщенное название большой группы предметов. Вот классические примеры:
- Мальчик, девочка, мужчина, женщина;
- Река, деревня, село, поселок, аул, кишлак, город, столица, страна;
- Животное, насекомое, птица;
- Писатель, поэт, врач, учитель.
Нарицательные имена существительные могут отвечать как на вопрос «кто?», так и на вопрос «что?». Обычно в упражнениях на различение младшим школьникам предлагается подобрать подходящее нарицательное к группе имен собственных , например:
Можно построить задание и наоборот: подобрать имена собственные к нарицательным .
- Какие вы знаете клички собак?
- Твои любимые имена девочек?
- Как могут звать корову?
- Как называются деревни, в которых ты побывал?
Такие упражнения помогают детям быстро усваивать разницу. Когда учащиеся научились отличать одни существительные от других быстро и правильно, можно переходить к изучению правил правописания. Эти правила несложные, и ученики начальной школы хорошо усваивают их. Например, в этом может помочь ребятам простой и запоминающийся стишок: «Имена, фамилии, клички, города - все с заглавной буквы пишутся всегда!».
Правила правописания
В соответствии с правилами современного русского языка, все имена собственные пишутся только с прописной буквы. Это правило характерно не только для русского, но и для большинства других языков восточной и Западной Европы. Заглавная буква в начале имен, фамилий, кличек и географических названий используется для того, чтобы подчеркнуть уважительное отношение к каждому человеку, животному, населенному пункту.
Нарицательные имена существительные, напротив, пишутся со строчной буквы. Однако, из этого правила возможны исключения. Обычно такое бывает в художественной литературе. Например, когда Борис Заходер переводил книгу Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все», русский писатель намеренно использовал прописные буквы в написании некоторых имен нарицательных, например: «Большой Лес», «Великая Экспедиция», «Прощальный Вечер». Заходер сделал это для того, чтобы подчеркнуть важность определенных явлений и событий для сказочных героев.
Такое встречается нередко как в русской, так и в переводной литературе. Особенно часто такое явление можно увидеть в адаптированном фольклоре - легендах, сказках, былинах. Например: «Волшебная Птица», «Молодильное Яблоко», «Дремучий Лес», «Серый Волк».
В некоторых языках капитализация - использование заглавной буквы - в написании имен может применяться в разных случаях. Например, в русском и некоторых европейских языках (французский, испанский) традиционно принято писать названия месяцев и дней недели с маленькой буквы. Однако в английском языке эти имена нарицательные всегда пишутся только с прописной буквы. Также написание имен нарицательных с заглавной буквы встречается в немецком языке.
Когда собственные имена становятся нарицательными
В современном русском языке бывают ситуации, когда собственные имена могут стать нарицательными . Такое происходит довольно часто. Вот классический пример. Зоил - это имя древнегреческого критика, который весьма скептически относился ко многим произведениям современного ему искусства и пугал авторов своими язвительными негативными отзывами. Когда античность ушла в прошлое, его имя было забыто.
Однажды Пушкин заметил, что одно из его произведений литературные критики восприняли весьма неоднозначно. И в одном из своих стихотворений он иронично назвал этих критиков «мои зоилы», подразумевая, что они желчны и язвительны. С тех пор имя собственное «Зоил» превратилось в нарицательное и используется, когда речь идет о человеке, несправедливо критикующем, ругающем что-либо.
Нарицательными стали многие имена собственные из произведений Николая Васильевича Гоголя. Например, «плюшкиными» часто называют скупых людей, а «коробочками» - пожилых женщин недалекого ума. А тех, кто любит витать в облаках и совсем не интересуется реальностью, часто называют «маниловыми». Все эти имена пришли в русский язык из знаменитого произведения «Мертвые души», где писатель блестяще показал целую галерею помещичьих характеров.
Имена собственные становятся нарицательными довольно часто . Однако бывает и наоборот. Имя нарицательное может стать собственным, если оно превращается в кличку животного или прозвище человека. Например, черного кота могут назвать «Цыган», а верную собаку - «Друг».
Естественно, эти слова будут писаться с прописной буквы, по правилам написания имен собственных. Обычно это происходит в том случае, если кличка или прозвище дается из-за того, что человек (животное) имеет какие-то ярко выраженные качества. Например, Пончика прозвали так из-за того, что он имел лишний вес и был похож на пончик, а Сиропчика - из-за того, что он очень любил пить сладкую воду с сиропом.
Отличать имена собственные от нарицательных очень важно . Если младшие школьники этому не научатся, они не смогут правильно применять капитализацию при написании имен собственных. В связи с этим изучение нарицательных и собственных существительных должно занимать важное место в школьной программе русского языка как родного и как иностранного.
Цель урока : Уточнение представлений учащихся о собственных и нарицательных именах.
Задачи урока :
3. Воспитывать уважение к родному краю, интерес к предмету, умение работать в коллективе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ № 31 с углубленным изучением отдельных предметов»
Тема урока:
Имена собственные и нарицательные
Учитель начальных классов
Шайдуллина В.И.
г. Нижнекамск, 2012-2013 учебный год
Тема урока: «Имена собственные и нарицательные» 2-й класс
Цель урока : Уточнение представлений учащихся о собственных и нарицательных именах.
Задачи урока :
1. Обобщить знания об именах собственных и нарицательных.
2. Развивать речь, внимание, память, воображение, логическое мышление, наблюдательность.
3. Воспитывать уважение к родному краю, интерес к предмету, умение работать в коллективе.
Ход урока
- Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
Я- маленькая частичка этого мира.
Внутри меня покой и согласие,
Покой и тепло. Своим теплом
Наш лучший друг – Глазастик.
Где же он?
Дети открывают глаза.
- Актуализация знаний.
1.Минута чистописания.
Откройте тетради. Напишите число, классная работа.
Классная работа.
Чч Цц Щщ Хх
- Прочитайте буквы. Запишите в тетрадь. Соблюдаем правила посадки при письме.
Охарактеризуйте звуки, которые они обозначают (согласные, глухие, непарные по звонкости-глухости)
Иван Ильич Щукин живёт в лесной сторожке.
Прочитайте предложение.
Какие орфограммы встретились в этих словах.
2. Словарная работа.
- Я буду загадывать загадки, вы будете их отгадывать.
- Зверь лохматый, неуклюжий, не боится зимней стужи,
Под корягою лесной спит под снежной пеленою.
м..дведь
- Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали-
Не одну нашли, а десять!
Как его названье, дети?
к..ртоф..ль
- Не живая, а идёт,
Не подвижна, а ведёт.
д..рога
- У косого нет берлоги, не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода - кора.
за..ц
- В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.
ул..ца
- То он –блин, то он –клин,
Ночью на небе один.
мес..ц
- Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
с..бака
- Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год.
д..кабрь
Какие буквы мы вставим в слова? (гласные)
Назовите их. (Е А О Я И)
- Почему эти слова нам надо запомнить?
(Эти слова с безударной гласной непроверяемой ударением.)
- Запишите слова в тетрадь.
III. Физкультминутка.
IV. Работа над темой урока.
Когда я утром вошла в школу, охранник передал мне вот этот конверт:
- Так интересно подписан конверт, кому его отдать я не знала, а потом решила принести конверт вам, потому что исправив ошибки, вы сможете назвать тему нашего урока.
- Давайте, исправим ошибки (заклеить карточкой с заглавной буквой.)
- Попробуйте назвать тему нашего урока. (Заглавная буква в именах собственных, строчная в именах нарицательных.)
- Как вы думаете, почему имя называется собственным? (Собственно мне принадлежит, чья-то собственность)
- Какие у вас собственные имена? (Дети называют свои имена.)
- Да, у человека это имя. У города, реки, улицы - название. Назовите название нашего города, улиц, реки.
- А как пишутся собственные имена. (ответы детей)
- Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е. Измайлов.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города!
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой – уважения знак!
- Но, оказывается, у каждого из нас есть ещё имена и называются они нарицательные. Это множество одинаковых предметов, пишутся эти слова со строчной буквы.
Я подготовила для вас выставку словарей. Посмотрите, какие бывают словари.
А сегодня мы поработаем с орфографическим словарём.
А вы знаете, как расположены слова в словарях? (В алфавитном порядке)
Я предлагаю поработать со словом «город». В каждом словарике есть закладки. Откройте страницу и найдите слово «город». Прочитаем слово правильно и выделим ударение голосом.
Обратите внимание на написание этого слова. Произнесите, как правильно напишите это слово.
Слово «город» относится к именам нарицательным и является названием множества одинаковых предметов, пишется со строчной буквы.
- А сейчас помогите решить одну проблему (учитель поворачивается спиной к классу).
Азалия, когда у тебя День рождения?
А почему возникла пауза? (Две Азалии)
Какой выход из этой ситуации? (Назвать фамилию.)
- Давайте рассмотрим следующую ситуацию:
В нашей школе в одном классе учились два Ивановых Михаила и причём они были одной комплекции, одного роста, имели одинаковый цвет глаз и волос. Как к ним обращаться? Учительница нашла выход из данной ситуации, какой же это выход? (Называть мальчиков по имени и отчеству).
- Запишите в тетрадях свою фамилию, своё имя и отчество.
- Какое собственное или нарицательное имя вы записали?
А теперь запишите два имени нарицательных на тему «Зима»
- Назовите слова, которые вы записали. С какой буквы написали?
- Прочитайте словосочетания, объясните их написание.
Чёрное море – чёрное платье
река Быстрая – быстрая река
девочка Надежда – моя надежда
Игра «Лови ошибку» (работа в парах)
- Сейчас вы получите карточки, в каждой из них по два предложения, в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению: одно обозначает предмет, а другое – имя и фамилию. Запишите предложения в тетрадь пользуясь всеми правилами орфографии.
Русский язык – это сложная и в то же время стройная система. Слова состоят из морфем, предложения из слов, тексты из предложений. Каждая названная категория входит в состав определенного раздела: лексики, фонетики, словообразования, . Все слова в русском языке делятся на большие лексико-грамматические разряды. Эти разряды изучаются в морфологии. Этот раздел изучает части речи и их грамматические признаки. Пожалуй, самой многочисленной группой является группа имен существительных.
Важно! Имя существительное имеет общее категориальное значение предмета.
Они делятся по разным основаниям на группы. Имена существительные бывают собственными и нарицательными, одушевленными и неодушевленными, мужского, среднего и женского рода, склоняемыми, несклоняемыми и разносклоняемыми. Имена собственные и нарицательные — предмет рассмотрения данной статьи.
Они пишутся в составе предложения с маленькой буквы, исключая те случаи, когда этого требуют правила пунктуации. Например, это может быть начало предложения или предложение с прямой речью.
Все имена нарицательные разделяются на подгруппы по значению:
- Конкретные. Это слова, обозначающие понятия, которые осязаемы. Другими словами, эти предметы реальны, их можно взять в руки. Например: принтер, стол, ложка, телефон, пенал, органайзер, лисица, фортепиано, замок, дерево, сосна, земля, луна, спонсор, журнал.
- Абстрактные. То есть такие, которые обозначают понятия, которые человек может чувствовать, но осязать их он не может. Примеры: любовь, дружба, смятение, испуг, эмоции, недомогание, ненависть, симпатия, привязанность, новизна, лукавство, притяжение.
- Собирательные. Они обозначают группы людей, объединенных общим признаком. К примеру: детвора, студенчество, учительство, молодежь, пенсионеры, школяры.
- Вещественные. Они обозначают какие-либо вещества. Например: манка, золото, нефть, пластмасса, стекло, кукуруза, перловка, горох.
Существительные собственные
Выделяется достаточно большая группа имен существительных, которые имеют значение уникальности, единичности, отдельности. То есть они каким-то образом выделяются из общего ряда предметов, явлений, понятий.
В русском языке их принято называть собственными. Имя существительное собственное пишется всегда с заглавной буквы. В ряде случаев могут писаться не только с заглавной буквы, но еще и в кавычках.
Познавательно! Уроки русского: – на встречу или навстречу
Собственные существительные делятся на типы:
- Фамилии, имена и отчества людей, а также псевдонимы: Иван Бунин, Александр Грин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Антоша Чехонте, Теодор Драйзер, Виктор Гюго, Проспер Мериме.
- Клички животных: Мурка, Мухтар, букет, Жданка, Милка, Черныш, Белый, Смелый, Пушок.
- Названия из области географии и астрономии: Марс, Плутон, Большая Медведица, Забайкалье, Днестр, Припять, Москва, Саяны, Карпаты, Волга, Енисей, Альдебаран, микрорайон Изумрудный, деревня Васильевка, Байкал, Виктория, Австралия, Евразия.
- Названия важнейших исторических событий, а также праздников: Бородинское сражение, Новый год, битва при Ватерлоо, Курская дуга, Сталинградская битва, Мамаев курган.
- Наименования произведений искусства и литературных произведений: «Тихий Дон», «Молодая гвардия», «Отцы и дети», «Жизнь и необыкновенные приключения Робинзона Крузо», «Лунная соната», «Музыка слез», «Ленинградская симфония», «Утро в лесу», «Необыкновенные приключения Нильса с дикими гусями» .
- Названия печатных периодических изданий, телевизионных и радиопередач, названия учреждений: «События», «Вести-маяк», Большой театр, МХАТ, Новоширокинский рудник, «Литературная газета», «Сегодня», «Свадьба в Малиновке», Новоорловская школа.
Особенности
Необходимо помнить, что четкого деления на собственные и нарицательные имена нет.
Важно! Существительные могут менять свой статус в зависимости от контекста и речевой ситуации.
Ярким примером ситуации, когда собственное стало нарицательным, является история с маркой авто «Мерседес», когда это слово стало означать любой большой и дорогой автомобиль, а также фирма «Ксерокс» стала обозначать копирование вообще. И наоборот, пример перехода нарицательного существительного в собственное: снежок – пес Снежок; продукты – магазин «Продукты».
Правильное написание собственных и нарицательных существительных объясняется достаточно легко.
Первые всегда пишутся с большой буквы. Вторые всегда нужно писать со строчной буквы, кроме случаев, которые подчиняются строгой закономерности пунктуационных правил русского языка.
Есть еще некоторые особенности собственных и нарицательных имен существительных. Эти особенности помогут точно определить, к какому разряду относится слово:
- Собственные имена существительные не могут образовывать формы множественного числа. Исключением могут быть фамилии лиц одной семьи: чета Васильевых, семья Игнатьевых, Силиных, Четверяковых.
- Нарицательные имена способны образовывать форму множественного числа. Исключением являются лишь те, которые всегда имеют форму только единственного числа (молоко, детвора, учительство) .
Полезное видео
Подведем итоги
Естественно, что носителям языка не составляет труда определить принадлежность существительного к той или иной группе. А вот иностранцам при изучении русского языка сделать это бывает достаточно сложно. По этой причине важны грамматические показатели собственных и . Наибольшую сложность составляют те случаи, когда происходит процесс перехода из одной группы существительных в другую. Прав был Антон Павлович Чехов, когда говорил, что незнание языка сродни состоянию, когда у человека нет паспорта. И действительно, русский язык по праву является одним из самых трудных языков с позиции грамматики в современном мире.
Имена существительные делятся на собственные и нарицательные по их значению. Сами определения этой части речи имеют старославянские корни.
Термин «нарицательное» происходит от «нарицание», «нарекание», и используются для общего названия однородных, похожих предметов и явлений, а «собственное» означает «особенность», индивидуальное лицо или единичный предмет. Такое называние отличает его от других однотипных предметов.
Например, нарицательным словом «река» определяются все реки, но Днепр, Енисей – названия собственные. Это постоянные грамматические признаки существительных.
Что такое имена собственные в русском языке
Имя собственное — это исключительное наименование предмета, явления, лица, отличного от других, выделяющегося из иных множественных понятий.
Это имена и прозвища людей, названия стран, городов, рек, морей, астрономических объектов, исторических событий, праздников, книг и журналов, клички животных.
Также свои имена могут иметь корабли, предприятия, различные учреждения, бренды изделий и многое другое, требующее особого наименования. Могут состоять из одного или нескольких слов.
Правописание определено следующим правилом: все имена собственные пишутся с большой буквы. Например: Ваня, Морозко, Москва, Волга, Кремль, Россия, Русь, Рождество, Куликовская битва .
Названия, имеющие условное или символическое значение, заключаются в кавычки. Это названия книг и различных изданий, организаций, фирм, мероприятий и др.
Сравните: Большой театр, но театр «Современник», река Дон и роман «Тихий Дон», пьеса «Гроза», газета «Правда», теплоход «Адмирал Нахимов», стадион «Локомотив», фабрика «Большевичка», музей-заповедник «Михайловское».
Обратите внимание: одни и те же слова, в зависимости от контекста, бывают нарицательными или собственными и пишутся согласно правилам. Сравните: яркое солнце и звезда Солнце, родная земля и планета Земля.
Имена собственные, состоящие из нескольких слов и обозначающие единое понятие, подчеркиваются как один член предложения.
Рассмотрим на примере: Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение, которое сделало его знаменитым. Значит, в этом предложении подлежащим будут три слова (имя, отчество и фамилия).
Типы и примеры собственных существительных
Имена собственные изучает лингвистическая наука ономастика. Этот термин образован от древнегреческого слова и означает «искусство давать имена»
Эта область лингвистики занимается исследованием информации о наименовании конкретного, индивидуального объекта и выделяет несколько типов наименований.
Антропонимами называют собственные имена и фамилии исторических личностей, фольклорных или литературных персонажей, известных и простых людей, их прозвища или псевдонимы. Например: Абрам Петрович Ганнибал, Иван Грозный, Ленин, Левша, Иудушка, Кощей Бессмертный.
Топонимы изучают появление географических наименований, названий городов, улиц, в которых могут отражаться специфика ландшафта, исторические события, религиозные мотивы, лексические особенности коренного населения, экономические признаки. Например: Ростов-на-Дону, Куликово поле, Сергиев Посад, Магнитогорск, Магелланов пролив, Ярославль, Черное море, Волхонка, Красная площадь и др.
Астронимы и космонимы анализируют появление наименований небесных тел, созвездий, галактик. Примеры: Земля, Марс, Венера, комета Галлея, Стожары, Большая Медведица, Млечный путь .
Есть в ономастике другие разделы, изучающие имена божеств и мифологических героев, наименования народностей, клички животных и пр., помогающие понять их происхождение.
Имя нарицательное — что это такое
Эти существительные называют любое понятие из множества подобных. Они имеют лексическое значение, то есть информативность, в отличие от имен собственных, которые таким свойством не обладают и только называют, но не выражают понятие, не раскрывают его свойств.
Нам ничего не говорит имя Саша , оно лишь идентифицирует конкретного человека. В словосочетании девочка Саша , мы узнаем возраст и пол.
Примеры нарицательных существительных
Нарицательными именами названы все реалии окружающего нас мира. Это слова, выражающие конкретные понятия: людей, животных, явления природы, предметы и др.
Примеры: врач, студент, собака, воробей, гроза, дерево, автобус, кактус .
Могут обозначать абстрактные сущности, качества, состояния или характеристику: смелость, понимание, страх, опасность, мир, могущество.
Как определить собственное или нарицательное имя существительное
Имя нарицательное можно отличить по значению, т. к. оно называет предмет или явление, относящиеся к однородным, и грамматическому признаку, потому что оно может изменяться по числам (год — годы, человек — люди, кошка – кошки ).
Но многие существительные (собирательные, отвлеченные, вещественные) не имеют формы множественного числа (детство, темнота, нефть, вдохновение ) или единственного (заморозки, будни, потемки ). Пишутся нарицательные существительные с маленькой буквы.
Собственные имена существительные являются отличительным наименованием единичных предметов. Они могут употребляться только в единственном или множественном числе (Москва, Черемушки, Байкал, Екатерина II ).
Но если называют разные лица или предметы, могут употребляться во множественном числе (семья Ивановых, обе Америки ). Пишутся с заглавной буквы, при необходимости в кавычках.
Стоит отметить: между собственными и нарицательными именами постоянно происходит обмен, им свойственно переходить в противоположный разряд. Нарицательные слова вера, надежда, любовь стали в русском языке собственными именами.
Многие заимствованные имена первоначально тоже были нарицательными. Например, Петр – «камень» (греч.), Виктор — «победитель» (лат.), София – «мудрость» (греч.).
Часто в истории имена собственные становятся нарицательными: хулиган (английская семья Хулихэн с дурной репутацией), вольт (физик Алессандро Вольта), кольт (изобретатель Сэмюэл Кольт). Литературные персонажи могут приобретать нарицательность: донкихот, иудушка, плюшкин.
Топонимы дали название многим предметам. Например: ткань кашемир (Кашмирская долина Индостана), коньяк (провинция во Франции). При этом одушевленное имя собственное становится неодушевленным нарицательным.
И наоборот, бывает, что родовые понятия становятся ненарицательными: Левша, кот Пушок, синьор Помидор.