Изучение самооценки учащихся. Роль самооценки младшего школьника в обучении


Психические особенности младшего школьника.

«Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются» (18, с. 44), – так характеризовал этот возраст Н.С. Лейтес.

Младший школьный возраст – время закрепления мотива достижения успеха в устойчивое свойство человека. Доверительность и открытость, послушание и исполнительность – важные личностные особенности младших школьников, усиление сознательного контроля и волевой регуляции деятельности. Это время формирования самооценки и нормального уровня притязаний. Ребёнок начинает различать свои способности и возможности, осознавать, что успех зависит от старания и прилагаемых усилий, а не только от имеющихся способностей (20).

Уровень развития самосознания переходит на другую качественную ступень. Ребёнок осознаёт себя не изолированным, а находящимся в системе человеческих отношений, т.е. у него появляется переживание себя как существа социального. Этот уросвень развития самосознания непосредственно связан с развитием особого личностного новообразования – внутренней позиции школьника .

Стремление к позиции школьника характеризует личность ребёнка в целом, определяя его поведение, деятельность и систему отношений к действительности и самому себе. Исследования доказали, что представление о себе тесно связаны с отношением к себе, т.е. самооценкой.

Л.С. Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться, оформляться самооценка – обобщённое, т.е. устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребёнка к себе. Самооценка опосредует отношение ребёнка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми, поскольку индивид созрел для такого анализа как физиологически, так и психически. Эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить своё уже целостное поведение в соответствии с социальными нормами (20).

Представление о себе в младшем школьном возрасте формируется в процессе оценочной деятельности самого ребёнка, в процессе его общения с другими людьми. Младшие школьники различают в себе больше качеств , чем дошкольники. Происходит обогащение психологического словаря, оценки и самооценки дифференцируются.

Знать самооценку ребёнка очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку младшего школьника. Как и всё в нём, она ещё только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддаётся воздействию, изменению.

Усваивая в процессе обучения и воспитания определённые нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников) относиться определённым образом как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он со всё большей определённостью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определёнными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей – один из основных компонентов самооценки.

В самооценке отражаются представления ребёнка как об уже достигнутом, так и о том, к чему он стремится, проект его будущего – пусть ещё несовершенный, но играющий огромную роль в саморегуляции его поведения в целом и учебной деятельности в частности.

В самооценке отражается то, что ребёнок узнаёт о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.
Особенности самооценки младших школьников.

Исследования показали, что у младших школьников обнаруживаются все виды самооценок:


  1. адекватная устойчивая

  2. завышенная устойчивая

  3. неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения.
Причём, от класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в то же время снижается тенденция к переоценке себя. Устойчивая заниженная самооценка встречается крайне редко. Всё говорит о том, что самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определённых качеств личности. Вышесказанное подтверждает решающую роль взрослых в становлении самооценки ребёнка.

Дети, имеющие адекватную самооценку в младшем школьном возрасте, активны, находчивы, бодры, обладают чувством юмора, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям, а после успешно решённой задачи выбирают такую же или более трудную.

Дети с завышенной устойчивой самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей.

Дети с завышенной неустойчивой самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха настаивают на своём или тут же переключаются на другую самую лёгкую задачу (38).

Заниженная неустойчивая самооценка у младших школьников проявляется ярко в поведении и чертах личности. Дети выбирают лёгкие задачи, они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чём-то боятся самой учебной деятельности. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.
Учебная деятельность и формирование самооценки.

На пороге школьной жизни у ребёнка возникает стремление удовлетворить свои возросшие потребности не в игровом, воображаемом, а в реальном плане, которым и становится учебная деятельность. Всё новое – новые правила в отношениях с другими людьми, новые нормы предметных действий раскрывают неизвестные до сих пор закономерности объектов. Мир начинает упорядочиваться системой научных знаний и понятий, которыми ребёнку надо овладеть. Учебная деятельность становится основной для младшего школьника (1).

Самопознание ребёнка осуществляется в учебной деятельности, которая в отличие от игровой является целенаправленной, результативной, обязательной, произвольной. Она оценивается окружающими и поэтому определяет положение школьника среди них, от чего зависит его внутренняя позиция, самочувствие, эмоциональное благополучие. В учебной деятельности ребёнок познаёт себя, у него складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля, саморегуляции.

Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать своё поведение, управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя . Процесс формирования самоконтроля напрямую зависит от уровня самооценки. Младшие школьники уже могут осуществлять самоконтроль, но только под руководством взрослого и с участием сверстников. Самосознание ребёнка осуществляется в учебной деятельности, представление о себе – основа самооценки младших школьников.

Вместе с новым видом деятельности укореняется и новый тип мышления, который приобретает ребёнок в школе. Это мышление ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны, закономерности взаимодействия с окружающим миром, и в этом мире ребёнку нужно найти своё место, выстроив схему взаимодействия Я – окружающие люди. «Вместе с новым типом знания в жизнь ребёнка входят новые книги – учебники. Работа с ними – одно из первых действий по овладению навыками самообразования. Ребёнок учится проверять себя, оценивать и сравнивать себя с другими» (1, с. 506).

Доминирующая роль учебной деятельности в формировании самооценки определяется тем, что именно она (учебная деятельность) формирует предпосылки отвлечённого теоретического мышления, что способствует возникновению рефлексии . Рефлексия – качественно новое свойство человеческой психики на данном этапе развития. Без умения рефлексировать собственные действия сформировать адекватную самооценку невозможно.

В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно-ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщённой. Обобщённая самооценка предполагает наличие способности к рефлексии, наличие эталона нравственного поведения (18, с. 149).

Развивающее обучение В.В. Давыдова - Д.Б. Эльконина; Л.В. Занкова даёт мощный толчок для развития рефлексивных умений, а, следовательно, создают площадку для формирования адекватной самооценки.

Система РО В.В. Давыдова – Э.Б. Эльконина большое значение придаёт формированию детского контроля и оценки, что также формирует самооценку личности ребёнка. Взрослая и детская оценка должна идти параллельно друг другу, учитель контролирует и оценивает для того, чтобы скорректировать процесс обучения, учащийся, выполняя всё более усложняющиеся действия, растёт как объект учебной деятельности. Учитель ведёт тщательный анализ продвижению ученика в предмете и выстраивает обучение так, чтобы дать возможность ученику лучше раскрыться. Ученик, в свою очередь, тоже отслеживает своё продвижение в предмете , но не на основе данных учителя, а на основе собственных наблюдений, осознавая свои сильные и пока ещё не сформировавшиеся умения. Свои достижения дети фиксируют на «линеечках» самооценки (в 1 классе). Во 2 классе дети заводят журнал достижений или журнал роста. Ученики в виде схем или словесно фиксируют правильное или ошибочное выполнение каждого шага, причём, задания учащиеся классифицируют и систематизируют.

В 3 классе вводится работа с карточками, дети развивают умение оценивать как ход своих суждений и действий, так и конечный результат, формируется умение оценивать уровень своей готовности (прогностически), границу отработанного и неуверенного действия, умение подбирать задания для отработки плохо усвоенного материала.

В 4 классе вводится полный цикл контроля и оценки.

Дети учатся:


  • составлять проверочные задания различной сложности (и самостоятельно выбирать сложность);

  • приписывать баллы сложности;

  • характеризовать ошибки, выдвигать гипотезы об их причинах;

  • составлять коррекционные задания (41, с. 4-6).
Данная поэтапно-цикличная работа формирует здоровую самооценку школьника и сохраняет высокую мотивацию к обучению.

Процесс обучения по системе Л.В. Занкова также способствует формированию адекватной самооценки школьника, так как строится таким образом, чтобы ученик добывал знания самостоятельно, а учитель только помогал ему, направляя на нужный путь. Урок ведётся в форме дискуссии, где поощряется каждый ответ. Л.В. Занков говорил: «Ошибка – находка для учителя!» Неправильный ответ наведёт на правильный. Это условие является образующим для создания в классе развивающей среды, а также для формирования здоровой самооценки каждого школьника.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 37

Учитель начальных классов:

Петрик Любовь Александровна

Смоленск, 2014г.

Самооценка младших школьников

Самооценка - сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет, в том числе и регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Есть тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности.

Самооценка - это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная самооценка (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.

Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: "Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!" Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

Самооценка может быть адекватной, завышенной либо заниженной.

Как проявляется уровень самооценки в поведении?

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой . Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

Самооценка в младшем школьном возрасте формируется в основном под влиянием учителя. Особое значение дети придают интеллектуальным возможностям и тому, как их оценивают другие (взрослые и сверстники). При этом им важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна. Самооценка и связанный с ней уровень притязаний являются личностными параметрами умственной деятельности и позволяют судить о том, как проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности. Поэтому психологу и педагогу важно следить за формированием самооценки.

Можно и нужно прослеживать уровень самооценки, проводя контрольное тестирование каждые полгода. Результаты будут более достоверными, если использовать при тестировании разные методики, а также, если исследования будут проводиться в различных условиях (успеха и неуспеха). Полученные данные можно сопоставлять и обобщать.

Предлагаю использовать методику А.И. Липкиной "Три оценки". Ученикам предлагается выполнить любое письменное задание. Работа оценивается тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной. Перед раздачей тетрадей с проставленными оценками ученикам говорят: "Три учительницы из трех разных школ проверяли Ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании, поэтому они поставили разные оценки. Обведи кружком ту оценку, с которой ты согласен".

Затем проводится индивидуальная беседа с каждым ребенком, в ходе которой выясняются ответы на вопросы:

1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, сильным или слабым?

2. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

3. Твоя работа заслуживает оценки "3", а учительница поставила "5", обрадуешься этому или огорчишься?

В ходе беседы взрослый старается не навязывать свое мнение, ответы фиксируются и анализируются.

Уровень самооценки определяется по следующим показателям:

    совпадение или несовпадение самооценки с оценкой учителя;

    характер аргументации самооценки: аргументация, направленная на качество выполнения работы; любая другая аргументация; устойчивость или неустойчивость самооценки о которой судят по степени совпадения характера выставленной учеником самому себе отметки и ответов на вопросы.

Уровень самооценки можно выявить и с помощью рисуночных тестов : они информативны как в дошкольном возрасте, так и в начальной школе. Можно попросить нарисовать человека, семью, несуществующее животное. Эти методики наряду с другими показателями помогают оценить социально благополучие ребенка, уровень его самооценки. Низкая самооценка - маленькая фигурка, расположена не по середине листа, а с краю, плохо прорисованы детали, либо использование темных цветов, штриховки.

Об адекватной самооценке говорит хорошо прорисованная фигура, расположенная в центре листа, хорошо прорисованное лицо и части одежды, достаточно длинные руки и ноги. Завышенная самооценка - слишком большая фигура, сильно украшенная, все остальные фигуры на рисунке кажутся невзрачными и незаметными.

Если у дошкольников наличие завышенной самооценки является нормальным явлением, при условии, что она проявляется непостоянно (не во всех тестированиях), то у школьников завышенная самооценка (также, как и заниженная) требует внимания педагога, психолога и родителей.

Проверить, какая самооценка у вашего ученика, можно с помощью

теста "Лесенка".

Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке - чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, поэтому можно его об этом переспросить. А теперь спросите, на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

· Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него

заниженная самооценка.

· Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).

· А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.

Но для младших школьников завышенной считается самооценка, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

Что же делать, если самооценка Вашего ученика неадекватна (сильно завышена или занижена)? Уровень самооценки может изменяться, особенно в младшем школьном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи - все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.

У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения. Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко.

Влияние успеваемости младших школьников на их самооценку несомненно. Дети, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, получают чаще всего отрицательные оценки. Слабоуспевающим школьник становится на каком-то этапе учения, когда обнаруживается определенное расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это недостаточно осознается, а главное, не принимается младшим школьником: большинство неуспевающих детей 1 и 2 классов переоценивают результаты своей учебной деятельности. K 4 классу уже выявляется значительный контингент отстающих детей о пониженной самооценкой. Тот, который часто терпит неудачу, ожидает и дальше неудачу, и наоборот, успех в предшествующей учебной деятельности предрасполагает к ожиданию успеха в дальнейшем. Преобладание в учебной деятельности у отстающих детей неуспеха над успехом, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведет к нарастанию у них неуверенности в себе и чувства неполноценности.

Организуя учебно-воспитательную работу, учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку младших школьников.

Анализируя литературу по изучаемой проблеме, можно составить

    Оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника. Учитель должен давать содержательную оценку работе ученика. Совершенным процесс учебно-познавательной деятельности будет только тогда, когда оценка не завершает его, а сопровождает на всех ступенях.

    В учебной деятельности необходимо сравнивать детей, которые обладают приблизительно одинаковыми способностями, но достигают в учебной деятельности разных результатов из-за различного отношения к учению.

    Необходимо использовать взаимное рецензирование, при этом отмечать достоинства и недостатки, высказывая мнения об оценке. После рецензирования работа возвращается автору, и учащиеся самостоятельно анализируют свою работу.

    Предлагать слабо успевающему ученику, с заниженной самооценкой, оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику.

    Необходимо включать ситуации, актуализирующие самооценку ребенка, ставящие перед ним задачу осознания особенности своей работы, ее сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребенка на собственные способы действия.

    Необходимо вводить тетради «Моя учеба», в которых учащиеся по специальной схеме делают записи, анализируя и оценивая свою работу на уроке, определяя меру усвоения материала, степень его сложности, выделяя наиболее трудные моменты работы.

    Необходимо предлагать детям самостоятельно оценивать классные и домашние задания до того как отдать на проверку учителю, после того как работы проверил и оценил учитель, необходимо обсуждать случаи несовпадения оценок. Выяснить основания, на которых строят самооценку дети и показатели, по которым оценивает учитель.

    Необходимо использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самооценка младших школьников .

Меркурьева Ирина Михайловна

Методическое объединение

Учителей начальных классов.

26.03.2014.

1. Что такое самооценка и как она складывается в младшем школьном возрасте .

Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности.

На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности (“Я большой”, “Я сильный”), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. Самооценка начинает выступать в качестве важнейшего регулятора поведения человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитании.

Формирование самооценки связано с активными действиями ребенка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определенным требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности.

Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов. И это осознание не появится автоматически: родителям и воспитателям надо учить ребенка видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих.

В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, а подвластна оценкам окружающих, прежде всего оценкам учителя. То, как оценивает себя ребенок, представляет собой копию, почти буквальный слепок оценок, сделанных учителем. Значит, надо учить ребенка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым ее промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному в себе школьнику новые основы самооценки.

Нужно также помочь ребенку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение учителя, товарищей. Психологи утверждают, что неспособных детей нет, каждый к чему-то имеет особые склонности. Один хорошо рисует, другой мастерит, у третьего дома живой уголок. Родители могут содействовать тому, чтобы их ребенок открылся товарищам своими лучшими сторонами. Младшие школьники, особенно те из них, кто испытывает затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них. Ребенок, уверенный в себе, не боится трудностей, не пасует перед ними, находит в себе силы для их преодоления.

2. Самооценка младших школьников с разной успеваемостью

У успешных учеников формируется высокая, часто завышенная самооценка, а у слабых – низкая, преимущественно заниженная. Однако отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности - возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребенка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.

Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми.

Ребята, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, получают чаще всего отрицательные оценки. Слабоуспевающим школьник становится на каком-то этапе учения, когда обнаруживается определенное расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это недостаточно осознается, а главное, не принимается школьником: большинство неуспевающих детей I и II классов переоценивают результаты своей учебной деятельности. К IV классу уже выявляется значительный контингент отстающих детей с пониженной самооценкой, и мы видим нарастающую из класса в класс тенденцию неуспевающих учеников к недооценке своих и так весьма ограниченных успехов.

И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей – явление далеко не безобидное для школьника. Привычка к определенному положению в классном коллективе – “слабого”, “среднего” или “сильного”, задающего тон в учебе, - постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка.

3. Самооценка младших школьников как средство повышения уровня успеваемости

Задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно эффективно. Трудность лишь в том, чтобы добиться адекватной самооценки у каждого учащегося. Для этой цели уже в 1-м классе необходимо начать формировать такую самооценку. Система контроля и оценки также ставит перед нами важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

От уровня самооценки зависит активность личности, её стремление к самовоспитанию, её участие в жизни коллектива. Принято различать адекватную (или реальную) и неадекватную завышенную или заниженную - самооценку. Эти определения появляются в сравнении с реальными возможностями младшего школьника. Самооценка не остается стабильной, в зависимости от успехов в деятельности, возрастных особенностей она имеет тенденцию изменяться.

Самое большое влияние на развитие самооценки оказывает школьная оценка успеваемости, она, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка, поэтому следует различать оценку деятельности и оценку личности и не переносить одно на другое. Младшие школьники негативный отзыв о своей работе воспринимают как оценку: ты - плохой человек. Оценка учителя является основным мотивом и мерилом их усилий, их стремлений к успеху, поэтому не надо сравнивать его с другими детьми, а показывать ему положительные результаты собственной работы прежде и теперь. Используя прием сравнения для показа ученику его собственного, пусть даже очень малого продвижения вперед по сравнению со вчерашним днем, мы укрепляем и поднимаем доверие к себе, к своим возможностям. Для развития адекватной самооценки необходимо создавать в классе атмосферу психологического комфорта и поддержки.

4. Внедрение правила самооценки технологии оценивания учебных успехов

Авторы образовательной системы «Школа 2100» разработали правила технологии оценивания учебных успехов (образовательных достижений) учащихся. Краткий перечень представлен в «Проверочных и контрольных работах» по окружающему миру (Е.В.Сизова, Н.В.Харитонова).

2-е правило: «Самооценка»

Оценку определяют учитель и ученик сообща.

  • Если оценивание проводится после сдачи письменного задания учителю, например, проверочная работа, то ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную ему отметку, в диалоге с учителем давая оценку своей работе.

Для реализации этого правила ученик должен освоить порядок действий по самооценке.

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик)

1й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно

Было получить в результате?

2й шаг . Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3й шаг . Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4й шаг . Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью

(кто помогал, в чем)?

Со 2-го класса, после обучения детей использованию таблицы требований (см. 4-е правило), к этому алгоритму может быть добавлен новый шаг.

5й шаг . Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?

Начиная с 3-го класса, после введения правила уровней успешности (см. далее) к этому алгоритму могут добавляться новые шаги для оценивания учеником своих успехов и определения своей отметки в баллах.

6й шаг . Каков был уровень задачи-задания?

– Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только давно полученные знания? (Необходимый уровень.)

– В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны прежние знания в новой ситуации, либо нам нужны новые только сейчас получаемые знания)? (Программный уровень.)

– Такие задачи мы никогда не учились решать или же использовались правила и факты, которые мы на уроках не изучали? (Максимальный уровень.)

7й шаг . Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.

8й шаг . Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи отметку,

Которую ты себе поставишь.

Алгоритмы введения правила «Самооценка»

1. Совместная выработка порядка оценивания

1й шаг. Учитель предлагает ученикам научиться самим оценивать свою работу. Для этого

Задает следующие вопросы: «С чего начнем оценивать свою работу?..»,

«Что сделаем после этого?» и т.д.

2й шаг. По итогам в виде опорных сигналов (рисунков, ключевых слов) оформляется

Указанный выше алгоритм самооценки из четырех пунктов.

  • Если оценивание проводится сразу, после того как ученик предъявил свое решение (например, устный ответ на уроке), то учитель и ученик определяют оценку (если требуется – отметку) в диалоге (кратком или развернутом)
  • Если оценивание проводится после сдачи письменного задания учителю, например, проверочная работа, то ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную ему отметку, в диалоге с учителем, давая оценку своей работе.

2. Действия при подготовке к урокам, на которых будет развиваться умение самооценки

1й шаг. Сначала, планируя уроки, учитель отбирает для них только минимум содержания

Учебного материала, так как время уйдет на развитие у учеников умения

Самооценки, в дальнейшем более сознательное отношение детей к учебе

Компенсирует не слишком подробное изучение нескольких тем.

2й шаг. При планировании урока учитель выбирает, на каком этапе, при выполнении

Какого задания будет проговаривать с учеником алгоритм самооценки.

3. Действия по развитию у учеников умения самооценки

1й шаг. Сначала учитель просит оценивать результаты своей работы наиболее

Подготовленных учеников (на одном уроке 2–3 ученика).

2й шаг. Первое время учитель помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму

Самооценки (указывая на опорные сигналы). Ученик дает ответы, учитель

Поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки

Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценка.

Необходимо активизировать внимание ученика вопросами: «Какой шаг по оценке

Твоей работы мы уже сделали?» и т.п.

3й шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается дать по очереди

Всем ученикам класса.

4й шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов учитель предлагает ученикам

Самим, глядя на опорные сигналы, задавать себе эти вопросы и отвечать на них.

Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке

Письменных заданий. На доске появляется образец правильного ответа, и каждый

Ученик в своей тетради оценивает свое решение (выполнение).

5й шаг. Когда ученики начинают оценивать себя, не глядя на опорные сигналы, учитель

Может убрать их и доставать, только если у кого-то возникают затруднения.

4. Действия при сформированном умении самооценки

1й шаг. Планируя урок, учитель перестает сокращать учебный материал.

2й шаг. Алгоритм самооценки сворачивается: после предложения учителя оценить свой

Ответ следует краткая фраза ученика: «Цель достигнута, ошибок не было», или

«Решение я получил, но с помощью класса», или «Полностью без ошибок решил

Задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» – хорошо».

3й шаг. После проверки письменных работ, ученик получает право аргументированно

Оспорить оценку и отметку учителя. После фразы ученика: «Я не согласен

С выставленной отметкой».учитель предлагает ему объяснить свое мнение,

Используя алгоритм самооценки

Если мнение учителя отличается от мнения ученика, который завысил или занизил свою оценку, необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции 3й шаг.

После проверки письменных работ, ученик получает право аргументированно оспорить оценку и отметку учителя. После фразы ученика: «Я не согласен с выставленной отметкой» учитель предлагает ему объяснить свое мнение, используя алгоритм самооценки

Если мнение ученика и учителя совпадают, можно вести урок дальше.

Если мнение учителя отличается от мнения ученика, который завысил или занизил свою оценку, необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции. Учитель предлагает ему объяснить свое мнение, используя алгоритм самооценки

Каких ошибок надо избегать

1. На первом этапе отработки правила учитель планирует на урок максимум содержания, поэтому не хватает времени на самооценку.

2. Учитель пропускает обучающий этап проговаривания самооценки, требуя от учеников сразу самостоятельных действий по алгоритму.

3. В 1-м, 2-м классах учитель требует весь алгоритм самооценки(5 пунктов).

Особые ситуации

1. Не каждый ученик готов публично давать самооценку, следовательно, необходимо учитывать, что таким детям нужна психологическая помощь, и по возможности первое время не вызывать их, пока ребята не преодолеют психологический барьер.

2. Если ученик хочет выйти на более высокий уровень, но ему это не удается, такому ученику требуется индивидуальный подход, при этом учитель в индивидуальной беседе объясняет ребенку, что каждый уровень – это определенный успех. Не удается в этом умении сейчас, может получиться в другом. Учитель должен помнить, что каждый ребенок талантлив по-своему. Задача учителя с помощью самооценки дать возможность ученику найти свой уровень успешности.

3. Если ученики начинают излишне критично оценивать ответ своего товарища, то учитель может вовлечь их в диалог при условии, что это не обидит отвечающего, а дети при этом аргументированно анализируют ответ по сути задания.

4. Ситуация: ученик, например Миша, не успевает делать задание со всем классом, у него – ошибка (не освоен новый порядок действий). Вместо того, чтобы подгонять ученика: «Быстрее! Быстрее!!», надо сделать следующее:

У ч и т е л ь (Мише): В чем у тебя затруднение?

Миша либо говорит, либо в растерянности смотрит на задание и на учителя.

У ч и т е л ь: Кто может помочь и объяснит Мише, как сделать это задание?

У ч и т е л ь (после объяснения других учеников): Миша, теперь объясни сам, как ты понял, в чем у тебя ошибка. Как тебе надо сделать это задание? Что ты можешь сказать тем, кто тебе помог?

Если ученик прав, учителю стоит поблагодарить его за то, что он помог найти ошибку

при проверке.

Если ученик не прав, учителю необходимо объяснить, на основании чего он принял со!

ответствующее решение, постараться согласовать позиции.


Постепенно дети начинают воспринимать оценки как ярлыки и переносят оценки за ту или иную деятельность на личность. Например, школьник, получивший тройку за несколько контрольных работ, начинает казаться одноклассникам не очень хорошим человеком, характер которого и способности также можно оценить лишь на 3 балла. Так у детей развивается привычка наклеивать ярлыки и переносить оценочные высказывания учителей на личность сверстников в целом.

Формированием правильной самооценки редко занимаются целенаправленно, предоставляя ребенку возможность самостоятельно сложить мнение о себе самом. Однако немногие ребята могут правильно оценить свой характер и поступки, поэтому в большинстве случаев дети нуждаются в деликатной и ненавязчивой помощи мудрых взрослых.

Особенности самооценки младших школьников

Психологи провели глубокие диагностические исследования среди большого количества . Им удалось выяснить, что у детей этого возраста присутствуют разные виды самооценок: адекватная, завышенная и заниженная. Каждый из этих видов самооценки может быть устойчивым или гибким. Всех детей можно разделить на несколько групп, согласно видам самооценки, которыми они обладают:

  1. Дети младшего школьного возраста с адекватной самооценкой обычно выглядит энергичными и активными. Их можно назвать находчивыми и усидчивыми. Они с удовольствием учатся, не испытывая отторжения к критике, они открыты к общению и обладают чувством юмора. Новые задачи они считают привлекательными и интересными. Для поддержания дружбы им не приходится прикладывать значительных усилий.
  2. Дети, самооценка которых устойчиво , прилагают очень много сил, чтобы преуспеть в деятельности любого рода. Им нравится проявлять полную самостоятельность в решениях и выборе друзей. Они не уважают общественные правила. Если у ребенка завышенная самооценка, он обычно самоуверен и считает, что может без помощи и поддержки окружающих добиться больших успехов как в учебе, так и в межличностных отношениях.
  3. Младшие школьники, у которых самооценка завышена, но при этом неустойчива, склонны слишком высоко себя оценивать, преувеличивать свои возможности, переоценивать личные качества и результаты своего труда. Они пытаются браться за задания, выполнить которые им явно не по силам. Когда они терпят неудачу (а так случается чаще всего), они либо резко меняют вид деятельности, либо упорно продолжают настаивать на том, что могут выполнить данную работу. У них формируются многочисленные социальные связи, но почти всегда непрочные.
  4. Если у ребенка занижена самооценка, он будет предпочитать самые легкие задачи и задания, ведь сделать их у него больше шансов. Процесс учебы вызывает у него тревогу и волнение. У такого ребенка нет достижений, на основе которых он может оценить себя более высоко, однако он стремится не потерять хотя бы то самоуважение, которое у него есть. в подобных обстоятельствах становится крайне необходимо, ведь, имея плохое мнение о себе, ребенок не понимает, как правильно общаться, что делать на уроках и как выстраивать отношения со взрослыми. От всех окружающих он подсознательно ждет неприятностей. У него развивается негативная внутренняя позиция.

Функции самооценки младших школьников

Самооценка школьника выполняет несколько функций:

  • обучающая — когда ребенок выполняет упражнения, а потом оценивает их результат, он заново повторяет учебный материал;
  • стимулирующая — невыполненные упражнения побуждают школьника приложить больше сил в следующий раз;
  • мотивационная — воспитывает стремление добиваться своего;
  • аналитическая — побуждает использовать структурное мышление и упорядочивать опыт и знания.

Все эти функции психология считает ключевыми для возрастного развития детей. Любая деятельность — школьная, бытовая или игровая — дает возможность ребенку развивать те или иные навыки. Адекватная самооценка дошкольника опирается на совокупность их правильной оценки.

Диагностика самооценки младшего школьника

Современная педагогика может предложить разнообразные способы и упражнения, которые позволяют выяснить мнение дошкольников о самих себе. Специальные мероприятия, которые призваны определить, какова самооценка школьника, должны проводиться перед уроками, чтобы мышление и эмоции детей не были перегружены.

Методика для определения самооценки обычно является комплексной, то есть она включает в себя как минимум 3-4 разных упражнения:

  1. Педагог предлагает ребенку изобразить себя, нарисовать. Школьник должен охарактеризовать рисунок, объяснить, нравится ли ему тот, кого он изобразил. Педагог должен поинтересоваться, какие качества у нарисованного мальчика или девочки самые хорошие, а какие — плохие.
  2. Важная часть методики — предложить детям придумать себе новые имена. Детская фантазия зачастую превосходит все ожидания взрослых, и названные имена могут дать много информации психологам.
  3. Популярна и тестовая методика: детям выдают бланки опросников, и на вопросы они дают ответы, которые после обрабатываются.

Диагностика самооценки должна быть разносторонней. Делается она для того чтобы понять, нуждается ли самооценка дошкольников в корректировке, и если нуждается, то в какой именно. Адекватная самооценка у младшего школьника встречается нечасто. Важно помнить, что самооценка в таком возрасте способна быстро меняться, поэтому диагностические упражнения должны проводиться не реже 1 раза в месяц.

Низкая самооценка у ребенка

Очень низкая самооценка у ребенка встречается не так уж часто. Каждый такой . Чаще всего это тяжело больные либо страдающие алкоголизмом родители. Изредка фиксируется низкая самооценка детей, родители которых придерживаются крайне авторитарного стиля воспитания. Такие папы и мамы готовы в любой момент применить физическое наказание. Поэтому ребенок растет в страхе и . Такие дети обычно ведут себя достаточно скромно, легко соглашаются с ровесниками и учителями, предпочитают держаться в тени, неохотно участвуют в общих играх и не любят отвечать перед всем классом. Им крайне тяжело добиваться поставленных целей, а также выполнять домашнее задание и заниматься творчеством. Их самореализация сильно страдает, поскольку они всегда скованны, замкнуты и избегают общения.

Младшие школьники, у которых пониженная самооценка, обычно отказываются от предложенных им заданий, так как не уверены в своих силах и способностях справиться с поручениями. У них очень велик страх совершения ошибки, ведь дома за любую провинность они могут быть сильно наказаны. Из-за таких особенностей поведения дошкольники с низкой самооценкой имеют очень мало друзей. Их личностные качества плохо развиты. У сверстников нет возможности установить с ними прочное дружеское общение, потому что правильно оценить сами себя такие дети не могут. Критика для них — больной вопрос, здесь возможны 2 крайности: либо ребенок крайне резко, негативно и болезненно воспринимает любое замечание, либо абсолютно равнодушен к критике и полностью ее игнорирует.

Самосознание и самооценка у детей дошкольного возраста начинают определять социальный статус дошкольника. Педагогам и другим взрослым следует об этом помнить, потому что неосторожное слово или необъективная оценка может оказать губительное влияние на социальные связи и заниженную самооценку у ребенка. Детей необходимо принимать такими, какие они есть, и в любом случае относиться к ним с пониманием и любовью.

Завышенная самооценка у ребенка

Завышенная самооценка у ребенка — это сигнал к тому, что школьнику нужна помощь психолога. Дети с высокой самооценкой обычно ведут себя очень активно. Им нравится быть лидерами и привлекать других детей участвовать в их собственных играх. Они охотно предлагают свои идеи и добиваются участия остальных в выбранных ими развлечениями. Им хочется и нравится быть во всем первыми. Самоутверждение для них очень важно. Поэтому любую возможность для самореализации они используют на 100%.

Благодаря самооценке дети учатся договариваться о компромиссе, строить межличностные отношения, давать объективную оценку своим возможностям и ставить перед собой посильные задачи. Ребята с чрезвычайно завышенной самооценкой зачастую очень ярко и громко выражают свои эмоции. Они стремятся привлекать к себе как можно больше внимания, но при этом отличаются сильным снобизмом и пренебрежением к чувствам других людей. Несмотря на очевидные лидерские задатки, такие дети неспособны стать хорошими друзьями и завоевать уважение одноклассников. Педагоги утверждают, что даже результаты контрольных работ или соревнований школьники с завышенной самооценкой не воспринимают всерьез и продолжают считать себя лучше других детей. Реакция на критику и замечания у них нередко агрессивная. Когда одноклассники или взрослые не отвечают их ожиданиям, ребенок с завышенной самооценкой способен применить насилие, чтобы «наказать» других людей за собственные неудачи.

Коррекция самооценки младшего школьника

Чтобы понять, как повысить самооценку ребенку, следует обратиться к накопленному педагогическому опыту. Современные педагогические системы предлагают максимально избегать сравнения детей между собой. Это защищает их от многих комплексов и конфликтных ситуаций, а также позволяет им развиваться и выстраивать социальные связи более свободно и уверенно. Такая методика приобретает все больше сторонников, поскольку показывает превосходные результаты.

Любому ребенку гораздо более комфортно учиться, расти и заниматься творчеством в обстановке, где сравнивают его успехи с его же деятельностью в более раннем периоде. Ребенок таким образом сосредотачивает свое внимание на собственной работе и оценочное суждение выносит в первую очередь о себе самом. Окружающие люди становятся его источником психологической поддержки, а не потенциальными источниками критики.

Особо осторожно и аккуратно взрослые должны поступать, когда ребенку предстоит публично дать оценку самому себе. Это новый опыт у большинства дошкольников, и лишь единицам из них удается получить от него положительное впечатление. Ребенку необходимо оказать полноценную поддержку и помочь ему перешагнуть через внутренние барьеры.

Лучше начинать оценивать себя перед ровесниками, потому что педагогу сложно скорректировать реакцию класса всего класса сразу. Гораздо легче направлять ситуацию в необходимое русло, когда количество детей ограничено. Хорошей помощью могут служить наводящие вопросы, на которые ребенок мог бы кратко ответить «да» или «нет». Они являются своего рода подсказками и учат детей быть объективными, однако не терять при этом достоинства и оставаться вежливыми.

Необходимо прививать детям благодарность за оценку их деятельности и уважение критических замечаний. Младший школьный возраст — это как раз то время, когда следует показать детям ценность справедливых и объективных чужих оценок. Для ребенка это очень важно.

Школьник со здоровой самооценкой понимает, что периодические неудачи — это естественно и нормально. Он воспринимает их спокойно и ищет возможность извлечь полезу и ценный опыт, который поможет в будущем быть более успешным и достигать высоких результатов.

Нередко родители считают похвалу основным инструментом повышения самооценки ребенка, однако это не совсем правильно. Похвала должна быть уместной и справедливой. В психологии известно, что задача взрослого — найти и использовать основание для комплиментов, однако ребенок должен доверять оценке взрослого. Если дети поймут, что слова поддержки и высокие оценки на самом деле просто попытка ими манипулировать, ценность похвалы будет нивелирована в их глазах, и корректировать самооценку у таких младших школьников станет намного сложнее.

Похвала и критические замечания не должны быть лишены эмоциональной окраски. Эмоциональная окраска должна быть умеренной, а мнение взрослого — абсолютно искренне. Дети хорошо замечают фальшь. Педагоги и родители должны проявлять мудрость и терпение, а не лицемерить и говорить то, что на самом деле не считают.

Психологи утверждают, что с возрастом школьники все менее склонны переоценивать себя и свои возможности, а их способность давать себе правильную оценку возрастает.

Коррекция самооценки младших школьников — необходимая работа в любом детском коллективе. Ее должны проводить только опытные педагоги и психологи. Она должна проводиться сразу после того как прошла диагностика самооценки младших школьников. Психика ребенка младшего школьного возраста очень подвижна, для нее характерна большая гибкость, и если корректировку отложить, то спустя некоторое время она уже может оказаться неуместной и принести больше вреда, чем пользы.

Всегда нужно учитывать особенности самооценки младших школьников и помнить, что эти особенности зависят от возраста. Школьники, которые учатся в 4-7-м классах, имеют совершенно другие психологические черты и навыки.

Особенности самооценки подростка

Самооценка подростка имеет свои отличительные черты. Во время переходного возраста ребенок критически оценивает весь свой опыт. Мнение других людей и личные успехи, на которых раньше строилась самооценка подростка, утрачивают прежнее значение в его глазах. На первое место выходит его социальное положение среди сверстников. Именно они заявляют моральные и нравственные ценности, на которые опирается самооценка подростка. Например, для юношей большую роль приобретают физическая подготовка и выносливость. Юные девушки начинают высоко ценить внешнюю привлекательность.

У подростка еще нет устойчивой психики, эмоции мешают ему рассуждать здраво. Гормональные изменения, которые стремительно происходят в этом возрасте, вызывают психическую неустойчивость. Особенности самооценки в подростковом возрасте необходимо учитывать во время школьных занятий и мероприятий, проводимых психологом или педагогом.

Самооценка подростка не имеет той гибкости, которая присуща детям дошкольного или младшего школьного возраста. Однако ее можно изменить, если подобрать правильные методы и проявить настойчивость. Самооценка подростков может совершенно не соответствовать их поведению, поэтому оценивать ее следует только квалифицированным специалистам.

Характерные особенности самооценки в юношеском возрасте носят временный характер. Старшие школьники имеют гораздо более уравновешенный характер. В этом возрасте они сосредоточены на своем будущем.

Развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте — это ответственный и необходимый труд, плоды которого не видны сразу, но его значение переоценить невозможно. Самооценка младших школьников оказывает мощное влияние на их личность, способности к обучению и общению, развитие характера и интерес к творческой деятельности. Родители и педагоги должны превосходно знать, как поднять самооценку ребенку, в каких бы жизненных обстоятельствах он ни находился.

Самооценка - сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет, в том числе, и регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Есть тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности.

Особенностью детей младшего школьного возраста является полное признание ими авторитета взрослого (в отличие от дошкольного периода на первый план выходит авторитет учителя), они безоговорочно принимают его оценки. Таким образом, в этом возрасте самооценка ребенка напрямую зависит от характера оценок, которые взрослый дает личностным качествам ребенка и его успехам в различных видах деятельности. Младшие школьники стоят на позиции: "Я то, что обо мне говорят взрослые и другие окружающие". В этом возрасте уже встречаются различные типы самооценок: завышенная, адекватная и заниженная.

Самооценка в младшем школьном возрасте формируется в основном под влиянием учителя. Особое значение дети придают интеллектуальным возможностям и тому, как их оценивают другие (взрослые и сверстники). При этом им важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна. Самооценка и связанный с ней уровень притязаний являются личностными параметрами умственной деятельности и позволяют судить о том, как проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности. Поэтому психологу и педагогу важно следить за формированием самооценки.

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя. То, как оценивает себя ребенок, представляет собой копию, почти буквальный слепок оценок, сделанных учителем. У хороших учеников формируется, как правило, высокая, часто завышенная самооценка, у слабых - низкая, преимущественно заниженная. Однако отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности - возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребенка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.

Иной комплекс личностных качеств начинает складываться, в связи с высокой самооценкой, у сильных учеников. Их отличает уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми.

И недооценка, и переоценка своих сил и возможностей - явление далеко не безобидное для школьника. Привычка к определенному положению в классном коллективе - “слабого”, “среднего” или “сильного”, задающего тон в учебе, - постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. В общественной жизни класса на центральные роли претендуют отличники, слабым ученикам достаются в лучшем случае лишь роли исполнителей. И все отношения детей также начинают складываться под влиянием этого, уже “узаконенного” деления класса по результатам учебной деятельности. “Звездами”, к которым больше всего тянутся сверстники, в начальной школе оказываются те ребята, у которых в дневниках преобладают пятерки. Лишь позже, в подростковом возрасте, оценки и самооценки учащихся будут менять свои основания и сами меняться. Ребята начнут высоко ценить и качества хорошего товарища, и смелость, и ловкость, и увлеченность чем-то, и глубину интересов. В младшем же школьном возрасте на первом месте среди оснований для самооценки, как правило, стоят учебные успехи и оценка поведения ребенка учителем.

Можно ли все-таки помочь ребенку, изменив условия формирования его самооценки? На этот вопрос следует ответить утвердительно, хотя сделать это не всегда бывает просто. В первую очередь, конечно, надо всемерно учить его умению учиться - умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Это важно не только непосредственно в процессе учебы, но и в любой другой деятельности, и в игре тоже. Самооценка младших школьников зачастую складывается лишь по результатам; сам процесс деятельности и предшествующие этапы планирования и прогнозирования не находят в ней отражения. Значит, надо учить ребенка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым ее промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному в себе школьнику новые основы самооценки.

Важно также помочь ребенку проявить себя - осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение учителя, товарищей. Психологи утверждают, что неспособных детей нет, каждый к чему-то имеет особые склонности. Один хорошо рисует, другой мастерит, у третьего дома живой уголок. Родители могут содействовать тому, чтобы их ребенок открылся товарищам своими лучшими сторонами. Младшие школьники, особенно те из них, кто испытывает затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих. Поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них. Ребенок, уверенный в себе, не боится трудностей, не пасует перед ними, находит в себе силы для их преодоления.

Каждый ребенок хочет ощущать уважение и признание товарищей. Это желание является важнейшим фактором формирования личности. Какими бы различными ни были наши дети, ни один из них не может оставаться равнодушным к тому, как его оценивают другие.

Но помощь, поддержка, похвала - это одна сторона нашего отношения к ребенку. Уже в младшем школьном возрасте необходимо формировать также и самокритичность. Особенно это важно для более сильных в учебе учеников - с высокой, подчас завышенной оценкой. Только в этом случае они научатся ставить перед собой возрастающие по трудности задачи и искать их решения.

При определенных условиях уже у дошкольника можно сформировать самооценку, являющуюся подлинным регулятором его деятельности. Это удается сделать в тех случаях, когда правильно организована сама деятельность ребенка, когда его учат анализировать ее ход.

В одном из психологических исследований было рассмотрено. Как меняются оценки дошкольниками своей работы и работы товарищей (на материале трудовых умений), если их учить анализировать свои действия и сравнивать их с действиями товарищей. Оказалось, что в ходе такого обучения у малышей заметно возрастало критическое отношение к своей деятельности, усложнялись критерии оценки. Старшие дошкольники уже высказывали недовольство собой, искали пути исправления своих недостатков.

В определенном отношении самооценка всегда есть оценка ребенком своих возможностей включения в новый вид деятельности - в новую игру, в процесс общения, в решение учебных задач.

Это очень важно, ибо, приступая к новой деятельности, учащийся всегда должен уметь оценить свои знания, умения, особенности и возможности - в соотношении с определенными целями деятельности, способами, операциями и т. п.

Самооценка обычно понимается как нечто целостное. Однако в зависимости от конкретного содержания того, что оценивается, она имеет разную направленность. Вот, завершив какую - либо работу, учащийся оценивает ее - по заданию учителя или самостоятельно. Такая самооценка как бы обращена в прошлое, к уже выполненной работе - это ретроспективная оценка. Ее можно выразить либо обобщенными суждениями: “Выполнил работу правильно (неправильно), хорошо (плохо)”, либо частными, касающимися отдельных сторон работы, тех или иных этапов деятельности замечаниями.

Однако для того, чтобы научиться эффективно, без лишних, а тем более ошибочных операций что-то делать, решать те или иные задачи, мало одного взгляда в прошлое. Надо еще уметь предвосхищать, прогнозировать необходимые операции, как бы проигрывая их в уме, до совершения реальных действий, и на этой основе оценивать свои возможности. Такая самооценка обращена в будущее, она является своего рода гипотезой решения; ее можно назвать прогностической.

У младших школьников необходимо формировать оба эти вида самооценки. Учебная деятельность создает для этого благоприятные условия. Работу ученика постоянно оценивают в школе и дома, цель этих оценок - постепенно подвести учащегося к пониманию и собственной оценке тех изменений, которые происходят в нем самом, в структуре его знаний, в развитии его умений и навыков. И сам школьник в коллективе сверстников постоянно является свидетелем и участником взаимооценок, обсуждения разных способов решения учебных задач и проблем, возникающих в общении, применения разных критериев к оценке этих решений.

Однако формирование самооценки у младших школьников не обходится без сложностей.

Факторы становления самооценки

Для успешного решения педагогических задач учитель должен иметь четкое представление о тех факторах учебной деятельности младшего школьника, которые влияют на самооценку и развитие личности ребенка.

а) Влияние школьной оценки

Школьная оценка непосредственно влияет на становление самооценки школьника. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.

У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.

Их самооценка развивается своеобразно. А.И. Липкина, изучая динамику самооценки в начальных классах, выявила следующую тенденцию.

Первоначально дети не соглашаются с позицией отстающих, которая закрепляется за ними в 1-2 классах, стремятся сохранить высокую самооценку. Если им предложить оценить свою работу, большинство оценит выполненное задание более высоким баллом, чем оно того заслуживает.

При этом они ориентируются не столько на достигнутое, сколько на желаемое: «Надоело получать двойки. Хочу хотя бы тройку». «Учительница мне никогда не ставит четыре, все тройки или двойки, я сам поставил себе четыре». «Я же не хуже всех, у меня тоже может быть четыре».

Нереализованная потребность выйти из числа отстающих, приобрести более высокий статус постепенно ослабевает. Количество отстающих в учении детей, считающих себя еще более слабыми, чем они есть на самом деле, возрастает почти в 3 раза от I к IV классу. Самооценка, завышенная в начале обучения, резко снижается.

Как переживают такую тяжелую учебную ситуацию младшие школьники?

У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности и даже безнадежности. Даже в тех случаях, когда дети компенсируют свою низкую успеваемость успехами в других областях, «приглушенное» чувство неполноценности, ущербности, принятие позиции отстающего приводят к негативным последствиям.

б) Чувство компетентности

Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности -- нового аспекта самосознания в младшем школьном возрасте. Если чувства компетентности в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности, его личностное развитие искажается.

Дети сами осознают важность компетентности именно в сфере обучения. Описывая качества наиболее популярных сверстников, младшие школьники указывают, в первую очередь, на ум и знания.

Для развития у детей правильной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения), но и донести свои положительные ожидания до каждого ученика, создать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке.

Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения -- чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней. Они не захваливают хороших учеников, особенно тех, которые достигают высоких результатов без особого труда. И, наоборот, поощряют малейшее продвижение в учении слабого, но старательного ребенка.

в) Влияние семейного воспитания

Становление самооценки младшего школьника зависит не только от его успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей -- поддержание престижа (разговоры дома вращаются вокруг вопроса: «А кто еще в классе получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д.

В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты его школьной жизни («В классе из окон не дует?» «Что вам давали на завтрак?»), или вообще, мало что волнует -- школьная жизнь почти не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?» -- рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего особенного».

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка -- то, на что он претендует в учебной деятельности. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех и вместе с мамой или бабушкой переживают «четверку» как трагедию. Их представления о будущем столь же оптимистичны: их ожидают эффектная внешность, незаурядная профессия, материальное благополучие и популярность.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в настоящем, ни в будущем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

г) Появление и влияние рефлексии

Если ребенок приходит в школу, принимая ценности и притязания родителей, то позже он в большей или меньшей мере начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место среди сверстников. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия и, тем самым, создаются новые подходы к оценке своих достижений и личностных качеств.

Самооценка становится, в целом, более соответствующей действительности, суждения о себе -- более обоснованными. В то же время здесь наблюдаются значительные индивидуальные различия. Следует особо подчеркнуть, что у детей с завышенной и заниженной самооценкой изменить ее уровень крайне сложно.

Анализ особенностей и факторов становления самооценки у младших школьников позволяет составить рекомендации для учителей по формированию самооценки младших школьников:

1) Оценка должна служить главной целью - стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника. Учитель должен давать содержательную оценку работе ученика. Совершенным процесс учебно-познавательной деятельности будет только тогда, когда оценка не завершает его, а сопровождает на всех ступенях.

2) В учебной деятельности необходимо сравнивать детей, которые обладают приблизительно одинаковыми способностями, но достигают в учебной деятельности разных результатов из-за различного отношения к учению.

3) Необходимо использовать взаимное рецензирование, при этом отмечать достоинства и недостатки, высказывая мнения об оценке. После рецензирования работа возвращается автору и учащиеся самостоятельно анализируют свою работу.

4) Предлагать слабо успевающему ученику, с заниженной самооценкой, оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику.

5) Необходимо включать ситуации, актуализирующие самооценку ребенка, ставящие перед ним задачу осознания особенности своей работы, ее сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребенка на собственные способы действия.

6) Необходимо выполнять работу над ошибками, в которой учащиеся по специальной схеме делают записи, анализируя и оценивая свою работу на уроке, определяя меру усвоения материала, степень его сложности, выделяя наиболее трудные моменты работы.

Особенностью детей младшего школьного возраста является полное признание ими авторитета взрослого (в отличие от дошкольного периода на первый план выходит авторитет учителя), они безоговорочно принимают его оценки. Таким образом, в этом возрасте самооценка ребенка напрямую зависит от характера оценок, которые взрослый дает личностным качествам ребенка и его успехам в различных видах деятельности.

Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности.

Учебная деятельность является одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на формирование самооценки младшего школьника, поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности младших школьников и учитывать индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.