Мимические жесты. Психология мимики и жестов

Люди живут среди людей. Общаются, обмениваются информацией, делятся своими эмоциями не только используя речь, но и при помощи мимики и жестов. Способность человека общаться без слов называют невербальным общением. Масса литературы написана о том, что означают жесты и мимика человека, которые так или иначе мы замечаем в разговоре друг с другом.

Кто-то не особо придает этому значение, а кому-то важно понимать, что на самом деле стоит за словами. Важно понимать значение жестов и мимики человека.

Психологи, врачи, рекрутеры, следователи, руководители - вот далеко не полный перечень профессий, в которых люди внимательно всматриваются в собеседника в надежде заметить дополнительную информацию о нем. Анализируют, как лежит рука, куда развернута нога, и пытаются определить, какое это имеет значение. Нужно добавить, что мужчина и женщина могут в разговоре использовать одинаковые жесты, значение которых может трактоваться по-разному. Например, поправить прическу - это женское движение, значение которого - желание нравиться. А если мужчина зашел в помещение, снял шапку и поправил взъерошенные волосы? То есть нужно учитывать и обстоятельства, при которых совершаются данные движения, а уже потом трактовать их значение.

Как понять человека по мимике и жестам

Даже если наш вид деятельности не связан с психологией, наверное, всякий образованный человек читал популярную статью, книгу или хотя бы раз в жизни слышал о том, как понять человека по жестам и мимике. Мы знаем значение положения рук, так называемые «открытые» и «закрытые» позы. Значение положения тела, которое может сказать о заинтересованности человека в беседе, о том, расположен ли он к собеседнику.

Существует описание движений и жестов в момент, когда человек говорит неправду или испытывает сильное волнение. Есть мнение, что если человек скрестил руки перед собой, то это означает, что он настороженно к вам относится.

Нам советуют внимательно вглядываться, наблюдать за собеседником и следить за своими движениями, чтобы вдруг мы не сказали своими жестами больше, чем словами. Например, руки, спрятанные в карманах, - попытка скрыть неуверенность в себе. Рука, сжатая в кулак, - концентрация внимания, самоутверждение.

А в других источниках пишут, что походка с руками в карманах и «волочение ног» означает скрытый характер и угнетенное состояние духа. Так как понять человека по мимике и жестам?

Язык жестов и мимики человека так многообразен, что сложно понять, какие из них имеют значение, а какие - нет. При детальном рассмотрении собеседника можно приобрести навык чтения мимики и жестов.

Со временем даже помнить их значение, понимать, что на данный конкретный момент испытывает человек, но не больше. Реальное понимание особенностей психики окружающих нас людей дает тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. Вооружившись системными знаниями, любой человек обретает способность непроизвольно понимать желания и поступки других людей, расшифровывать их излюбленные фразы-ключевики, жесты и мимику и читать их как открытую книгу.

Мимика и жесты сквозь призму Системно-векторной психологии

Системно-векторная психология - точное научное знание, раскрывающее восьмимерность человеческой психики. Восемь векторов, восемь типов личности. Каждый вектор имеет свое название согласно эрогенной зоне. И определить наличие у человека того или иного вектора или сочетания векторов возможно, в том числе при невербальном общении. И не только определить, но и понять, какими качествами и свойствами обладает человек. Какие у него привычки, желания, какова его сексуальность.


Обладатели кожного вектора очень часто используют жест - поднятый указательный палец вверх или угрожающе потрясают указательным пальцем. Вообще, движения человека с кожным вектором в развитом состоянии отличаются особой точностью.

Походка быстрая, в толпе людей он никогда не столкнется с прохожим, будет искусно лавировать, срезая углы, экономя время и расстояние. Он спортивного телосложения, гибкий, подтянутый. Обладателя кожного вектора в неразвитом или плохом состоянии тоже видно. Это он будет все ронять на ходу, будет делать много лишних движений, а в стрессовом состоянии начнет мельтешить. С таким лучше не связываться - везде опаздывает, вносит путаницу, не сдерживает обещаний. Тарабанит пальцами по столу или дергает ногой. Тенденциозно особенностями мимики кожника являются тонкие поджатые губы, почти исчезающая верхняя губа. Его отличает быстрая речь, короткие фразы. Может вообще говорить и писать аббревиатурами, сокращать слова. В состоянии нереализации в его речи мы слишком часто можем слышать слова «нет» и «нельзя». На вопросы, которые задают ему, может отвечать неохотно, уклончиво или вопросом на вопрос. О себе ничего, о других расспросит все.

В его речи мы может слышать рациональные вопросы: «Зачем тебе это надо? Что тебе это даст?» Польза-выгода - вот то, что движет таким человеком. Любые действия должны быть либо полезны лично для его здоровья, либо выгодны для его благосостояния. Первый вопрос кожника: «Сколько это стоит? За сколько ты это купил?» Экономия - это видовая роль обладателя кожного вектора. В недостаточно развитом состоянии он экономит все для себя: время, срезая путь до остановки, продукты в собственном холодильнике, свет в своей квартире, слова в разговоре. Развитые свойства кожного вектора способствуют тому, что он начинает экономить для других. Проектирует мосты через реку или аэропорты, экономя для всех время и пространство. Именно поэтому слова «польза-выгода» являются ключевыми, по ним мы понимаем, что за человек перед нами и какими свойствами психики он обладает.

Знаменитый анальный вектор

Основной характерный жест представителей анального вектора - потирание ладоней одна о другую или потрясание кулаком. Речь таких людей нетороплива, очень обстоятельная и с большим количеством деталей и подробностей. Перебивать такого человека не рекомендуется, он остановится, с упреком посмотрит на вас и начнет свой рассказ заново. «НО» - это обязательное слово в речи человека с анальным вектором. В любой бочке меда он ищет ложку дегтя. В развитом состоянии он становится экспертом своего дела, доводя его до идеала. Анализирует и доводит до совершенства, устраняя малейшие неточности и недочеты.

В данном случае его «но» - это поиск ложки дегтя для улучшения, для идеального состояния всего, к чему прикасается обладатель анального вектора.


Если же человек с большими задержками в развитии и нереализованный в своих качествах и свойствах, то в его речи будут часто звучать слова так называемой «туалетной лексики». Он будет все критиковать и пачкать. Любимая тема разговора - «куда мы катимся». Склонен к ностальгии: «раньше и трава была зеленей, и люди лучше». Также маркером анального человека являются слова: «только без обид», «я вас не обидел», «вы только не обижайтесь». Обида - это свойство психики только человека с анальным вектором.

Он бывает недоверчив, и это недоверие проявляется в словах «знаю я вас» или «меня не проведешь». Быть настоящим мужчиной для него очень важно, поэтому он стремится подчеркнуть свою мужественность, отращивая усы и бороду. В речи также подчеркивает: «ну я же мужик, мужик сказал - мужик сделал».

Походку таких людей легкой не назовешь, идут тяжелой поступью, но всегда прямо. Если выбрал путь, то не свернет с него ни за что. Не будет лавировать среди пешеходов. Идет прямо, и сам он человек прямой.

Люди не от мира сего

Мимика, жесты, речь - их проявление или отсутствие у человека говорят о многом, помогая раскрыть психику человека. Обладатели звукового вектора - люди «не от мира сего». Глубоко погружены в себя, это можно заметить по взгляду.

Сами в себе и взгляд обращен внутрь себя, что проявляется отсутствием мимики. Предпочитают молчание, а если приходится говорить, то голос еле слышен, для ответа им нужно время, чтобы переключиться от сосредоточения на себе, поэтому после того, как вы зададите вопросы, ответ последует через пару секунд: «А? Что? Это вы мне?» Делают паузы, иногда фразы обрывочны, часть сказали, а часть так и осталась в голове. Иногда можно заметить, что во время разговора прикрывают глаза.

Очень часто в их речи встречается местоимение «я». Живому общению могут предпочесть общение посредством интернета и мессенджеров. Обладателя звукового вектора вы узнаете по ключевому слову «тишина». Зная эти особенности и имея знания по системно-векторной психологии, вы сможете с легкостью сказать о том, что обладатель звукового вектора - это интроверт и абсолютный эгоцентрик. Он занят познанием самого себя, поисками смысла жизни и духовным поиском. Вы никогда не встретите его в шумной компании, веселью он всегда предпочтет тишину и уединение. Ночь - это его время, но не для безудержной вечеринки, а для тишины и одиночества. Состояние абсолютного комфорта для звуковика - тишина.

Он же - обладатель идеального музыкального слуха. В жизни обладатель звукового вектора реализует себя в качестве музыканта, композитора и оперного певца, философа, теолога, поэта, программиста, физика.

Значение жестов и мимики человека-вождя

Обладателей уретрального вектора можно встретить не так часто. Даже не имея знаний по системно-векторной психологии, вы не забудете встречу с таким человеком. Его поведение навсегда останется в вашей памяти. И значение его жестов и мимики надолго сохранит сильное впечатление.


Жесты и движения стремительные, широкие, с большим размахом. Обладатель уретрального вектора не заходит, а влетает в помещение. Про таких говорят: «Идет, а под ним асфальт плавится». Широкая улыбка почти всегда присутствует на его лице, взгляд динамичный. Распахнутая рубашка на груди. Ему всегда жарко - горячая кровь. Реакция всегда молниеносная.

Заметив такие яркие жесты и мимику, имея системные знания, вы сможете дать характеристику психического и физического состояния. Вы будете знать, как вести себя с таким человеком и что от него можно ожидать. Такой человек от рождения обладает внутренней свободой. Его невозможно ни в чем ограничивать. Для него не существует слова «нельзя», нет ограничений даже там, где они должны быть. Он всегда и во всем идет на повышение. Поэтому если в жизни уретральника появляются алкоголь или наркотики, то он спивается или погибает от передозировки. Гордыня - невозможность к движению назад, только вперед. Он не умеет сдаваться или проигрывать, лучше погибнуть. Кроме того, не признает никаких авторитетов, он сам для себя авторитет. Храбрец, источник новых идей и вождь, объединяющий стаю, - вот только часть характеристик уретрального вектора.

Мимика и жесты, присущие людям с обонятельным вектором

Численность людей с обонятельным вектором - всего лишь 1%. Можно сказать, редкий тип людей. Заметить его крайне трудно. Он ничем не приметен. Когда обонятельник входит в помещение или выходит из него, никто не замечает, как и когда он это сделал. Отвернулся, а его уже нет. Повернулся, а он стоит и смотрит на тебя пристальным взглядом. В одежде предпочитает серый, незаметный цвет. Вы не увидите особой жестикуляции. Черты лица застывшие, невыразительные. Тем не менее, есть в его внешности то, что отличает от всех. На лице вы можете заметить недовольную гримасу «лицо старой девы». Его взгляд внимательный, проницательный, колючий, пронизывающий и пугающий.

Взгляд такого человека на бессознательном уровне вызывает страх. Тенденциозно у него большой нос и скошенный подбородок. Речь такого человека неразборчива, невнятна, его трудно услышать и все, что он скажет, будет двусмысленно. Обладатель обонятельного вектора не склонен демонстрировать как радость от жизни, так и плохое настроение. Он бессознательно «чует» состояния и мысли людей, поэтому на его лице маска постоянного отвращения.

Люди, которые умеют «говорить» глазами

Обладатели зрительного вектора - люди, мимика и жесты которых очень ярко выражены. Эмоциональная амплитуда огромная, и вся палитра эмоций видна на их красивом лице. Большие, широко распахнутые глаза, обрамленные пушистыми ресницами. Разговор «глаза в глаза» для них - обычный способ общения.

Даже выходя из автобуса, постучав по плечу впереди стоящего, они непременно будут пытаться заглянуть в глаза, спрашивая: «Мужчина, вы выходите?» Про обладателей зрительного вектора также говорят, что у них «умные» глаза. Яркий экстраверт, демонстративная личность, сложно такого человека представить без жестов и мимики. Речь такого человека красивая, грамотная, с придыханием.

Часто использует слова «как красиво», «посмотри», «представь себе», «ужасно», «страшно красиво».

Системно-векторная психология дает возможность за внешними проявлениями видеть внутренне содержание, то есть психику человека. Обладательницы зрительного вектора добрые, отзывчивые, сопереживающие, влюбчивые. У них хорошо развито воображение. Самые обучаемые и наблюдательные, ни одна мелкая деталь не ускользнет от их внимательного взгляда. Им же присуща совестливость и стыдливость. Про них говорят: «делают из мухи слона». Склонные преувеличивать. Они так чувствуют, со всей своей огромной эмоциональной амплитудой переживают любую ситуацию. Вот далеко не полный перечень качеств и свойств психики человека со зрительным вектором.

Вывод из всего сказанного

Несомненно, когда мы читаем жесты и мимику человека, невербальные сигналы имеют огромное значение. Они придают нашему общению особую окраску, делают его живым и интересным. А при наличии знаний по системно-векторной психологии, видении полной картины психического состояния окружающих, любой человек может научиться идеальной коммуникации. С системными знаниями общение станет легким и предсказуемым, так как человек будет вам понятен с первых слов и жестов. Ведь недаром говорят: «Счастье - это когда тебя понимают». После тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана вы будете легко понимать людей .

«… Каждый из нас хотя бы раз в жизни мечтал стать или побыть хотя бы немного человеком-рентгеном, то есть видеть людей насквозь, знать, что у них в голове, каково их состояние здоровья, о чем они думают, что они сделали, каковы их истинное лицо и сексуальные предпочтения.

Шерлок Холмс, экстрасенсы, шаманы, йогины, Дон Хуан Карлоса Кастанеды и прочие беллетристические люди-рентгены примером своих способностей всепроникающего зрения снесли голову сотням миллионов людей. Одни только мечтали, как стать человеком-рентгеном, другие пытались, а третьи - стали.

Думаю, все шансы стать человеком-рентеном есть у того, кто изучит Системно-векторную психологию Юрия Бурлана. Около 90 часов я потратил на лекции онлайн и ни на секунду об этом не жалею…» 29 Май, 2018

Общепринято считать, что человек с образованием психолога или социолога видит прочих людей насквозь. Достаточно бросить один взгляд на своего собеседника, как на поверхность тут же всплывает вся его подноготная: особенности характера, привычки, слабые и сильные стороны, а может быть, даже биография вплоть до времен появления на Руси христианства. Может быть, со стороны это звучит и смешно, но именно так думает большинство обывателей, а если и не большинство, то та часть, которая ничего не знает о психологии. Об этих заблуждениях поговорим чуть позже. Сейчас мы начинаем новую серию статей на сайт, которая касается психологии, в частности, рассмотрим язык мимики и жестов человека.


Психолог – это не волшебник-экстрасенс. Качественный психолог, в первую очередь, это лекарь, а не хирург, и уж тем более не маг. Однако в каждой шутке есть доля истины, и наш с вами случай – не исключение. Правда заключается в том, что профессиональный психолог умеет наблюдать за позами и жестами людей и на основе этих наблюдений делать определенные выводы. Это необходимо для получения дополнительной информации об реципиенте. К слову сказать, данные навыки полезны не только в сфере деятельности психологии, но и в повседневной жизни (ведении переговоров, бизнесе и т.д.).

Чем именно может быть полезно умение распознавать и интерпретировать жесты и телодвижения? Во-первых, вам будет намного легче заводить новые знакомства. Во-вторых, в случае делового общения, вам легче будет договориться с собеседником, найти общий язык и облегчит путь к определенному компромиссу. Это лишь верхушка айсберга, но, чтобы окунуться намного глубже и оценить весь масштаб преимуществ, вам необходимо работать над собой, развиваться в данной области и тренировать внимание. В данной статье же мы разберем лишь самую малую часть из всех возможных: дистанцию, рукопожатие, взгляд и манипуляции с сигаретой\очками.

Все мы, наверняка, слышали о таком термине, как «личное пространство». Он отображает тот факт, что у каждого человека есть определенная зона комфорта, нахождение в которой посторонних людей вызывает у него негативные эмоции. Легко сделать вывод, что чем ближе (в физическом плане) находится к вам человек, тем лучше его отношение к вам. Бессознательное сокращение дистанции, что собеседнику комфортно в вашем обществе, и он испытывает к вам определенные симпатии. Соответственно, если он старается соблюдать дистанцию и отстраняется во время ваших попыток сократить ее, это означает, что на данный момент он не готов к сближению.


Во-первых, не стоит воспринимать данную информацию в крайней форме. Сокращение дистанции должно происходить легко и незаметно, тем более, оно должно находиться в рамках приличий. Не стоит форсировать события и «ломиться» в личное пространство человека. Это может вызвать резкую негативную реакцию, воспринять ваши движения, как угрозу, и закрыться для дальнейших контактов. Так же стоит помнить, что есть такие черты личности, как интроверты (нелюдимые и замкнутые, ориентированные на себя) и экстраверты (общительные и открытые, ориентированные на общество). У первых личное пространство может охватывать намного больший радиус, а у вторых, соответственно, меньший. Учитывайте это, старайтесь быть непринужденными, тактичными и ненавязчивыми.

Рукопожатие

Ладони способны довольно красноречиво продемонстрировать искренность человека или рассказать о его намерениях, но в данной статье мы разберем только случаи их участия в традиционном мужском приветствии. В случае, если вы впервые встретились с человеком и приветствуете друг друга рукопожатием, то оно может нести в себе одно из трех значений: превосходство, покорность и равенство.


  • Во время властного рукопожатия рука вашего собеседника захватит вашу таким образом, чтобы его ладонь была развернута вниз.
  • Во втором случае ситуация будет противоположной, ладонь собеседника будет обращена вверх. Это может означать, что он желает передать вам инициативу или отдаться вашей воле в каком-либо деле.
  • Рукопожатие с демонстрацией равенства – это классическое рукопожатие, в котором ладони находятся в одинаковом положении.
  • Рукопожатия с хрустом в пальцах, а так же при помощи не согнутой прямой руки, это признаки агрессивности человека.
  • Пожатие кончиков пальцев (не выполненное до конца рукопожатие) говорит о неуверенности и желании удержать реципиента на удобном для себя расстоянии.

Встретились со случаем властного рукопожатия, но не хотите идти на поводу у вашего оппонента? Завидев протянутую к вам руку, ладонь которой обращена вниз, сделайте следующее. Обхватите ее за запястье и с силой встряхните. Это сделает вас хозяином положения.


Если вы вошли к реципиенту, например, в кабинет, без приглашения или предварительной договоренности, то не стоит первым предлагать рукопожатие, это может пагубно сказаться на деле, так как человек может быть не рад вашему визиту. Не стоит заставлять его делать то, что он не хочет. Дождитесь, пока он сам не протянет к вам руку либо вовсе обойдитесь без данного ритуала.

Это далеко не все виды рукопожатий, а лишь наиболее часто встречающиеся. Позднее мы опубликуем полноценную статью на тему правил рукопожатия. Следите за новыми статьями.

Настоящее общение может быть устроено лишь в том случае, если вы общаетесь с собеседником «с глазу на глаз». При этом с одними людьми вы можете ощущать себя вполне комфортно, тогда как с другими будете испытывать недоверие и неудобства. Это зависит от длительности и характера взгляда, а так же от того, как долго человек может выдержать ваш взгляд.


Если человек недостаточно искренен с вами, ваши взгляды во время диалога будут пересекаться редко. Если ваши взгляды пересекаются более чем две трети от общего времени общения, то это означает одно из двух:

  1. собеседник находит вас привлекательным или проявляет к вам иной интерес (зрачки расширены);
  2. собеседник настроен враждебно и посылает вам своего рода вызов (зрачки сужены).

Чтобы расположить к себе собеседника ваши взгляды должны встречаться, примерно, 60-70% от всей длительности диалога. Во время важных переговоров не стоит надевать солнцезащитные очки, которые создадут эффект «разглядывания в упор».

Курение и очки

Практически все вспомогательные средства, используемые человеком, могут помочь понять его ход мыслей. Подобных вещей великое множество, но в данном случае мы рассмотрим только сигареты и очки.


Курение – способ подавления внутреннего напряжения

Курение – своеобразный способ подавления внутреннего напряжения и его тоже можно интерпретировать. Часто, если во время делового диалога человек закуривает, это означает, что он хочет потянуть время перед принятием решения. Помахивание сигаретой, ее покручивание и иные жесты говорят о том, что человек испытывает большее напряжение, чем обычно. Немаловажно, куда выдыхает дым курильщик. Направление символизирует его отношение к сложившимся обстоятельствам. Положительно настроенный и уверенный в себе человек будет выпускать дым вверх, а скрытный и подозрительный – вниз. Выдувание дыма из уголка рта вниз символизирует еще большее негативное отношение. Выдувание через ноздри – признак высокомерного человека.

Если человек постоянно, со своего рода маниакальным усердием, стряхивает пепел с конца сигареты, это говорит о его тяжелом внутреннем состоянии. Если человек закурил сигарету и практически сразу затушил ее, это может означать его желание завершить диалог. В этом случае будет уместно самому подвести разговор к завершению, словно это была ваша идея.

Есть мнение, что человек кладет себе в рот какие-либо предметы в том случае, когда хочет испытать то чувство безопасности, что сопровождает младенцев во время сосания материнской груди. Это правило действует как в случае с очками, так и с сигаретами.

В случае, если от человека требуется сделать определенный выбор, сосание дужки, протирание линз, а так же постоянное снимание и надевание очков может символизировать о том, что он тянет время, либо еще не пришел к окончательному решению. В данном случае стоит выждать, давая собеседнику шанс на размышления. Поигрывание очками с последующим откладыванием их в сторону символизирует о намерении завершить разговор.

В заключение

И так, мы с вами прошлись по нескольким пунктам в интерпретации жестов собеседника, но это, как я уже писал выше, лишь мизерная часть из тех знаний, которыми обладают современные психологи и социологи. В дальнейшем, мы еще больше углубимся в язык мимики и жестов, но на сегодня я с вами прощаюсь.

Берегите свое время. Всего доброго.

Профессор Балязин Виктор Александрович , Заслуженный врач Российской Федерации, Профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой нервных болезней и нейрохирургии Ростовского государственного медицинского университета, г. Ростов-на-Дону.

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ К ВРАЧУ

Мартиросян Вазген Вартанович

Профессор, Доктор медицинских наук, Ассистент кафедры нервных болезней РостГМУ с 1958 года, Врач невролог высшей квалификационной категории

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ К ВРАЧУ

Фомина-Чертоусова Неонила Анатольевна, Кандидат медицинских наук, Ассистент кафедры нервных болезней и нейрохирургии, Врач невролог, эпилептолог высшей квалификационной категории

Эмоции - это форма реакций отражающих состояния нервной системы и настроение человека, возникающих в ответ на различные влияния внутренней и внешней среды организма. Эмоциональные реакции следует рассматривать как одну из форм приспособления организма к условиям существования на основе эволюционного подхода. Дарвин разработал теорию о происхождении эмоций, изучил анатомо-физиологические основы и выражения эмоций, установив при этом, какие мышцы лица и туловища принимают участие в осуществлении эмоциональных реакций. Дарвин выделил 3 основных принципа эмоциональных выражений: 1) принцип полезных ассоциированных привычек, 2) принцип антитеза, 3) принцип непосредственного влияния общего возбуждения нервной системы. Дарвин показал генез различных эмоций животных и человека с позиций теории эволюции. Нервный субстрат эмоций связан с корой головного мозга и подкорковыми образованиями (таламусом, гипоталамусом, стриопаллидарной системой), действующими в тесной взаимосвязи между собой. Отдельные подкорковые системы имеют свою специфику. Зрительный бугор дает эмоциональную окраску различного тона и степени, стриопаллидарная система участвует в осуществлении внешнего выражения эмоций, гипоталамус регулирует вегетативные, сосудистые, нейро-эндокринные функции и метаболизм при эмоциональных состояниях. Болевая эмоция вызывает приспособительные движения, предохраняющие от боли,- напряжение мышц, позу или положение туловища, плач, стон, крик и вазомоторные расстройства.

В. И. Ленин говорил, что диалектический путь познания истины, познания объективной реальности осуществляется переходом созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике. Такова закономерность и эмоциональных реакций при влиянии внешней среды.

Умственная деятельность поддерживается эмоциональным тонусом, что соответствует высказыванию И. П. Павлова о том, что подкорка заряжает кору. Эмоции играют большую роль в жизни человека. Эмоциональные реакции связаны с ощущениями, восприятиями, представлениями, мыслями, т. е. с познавательным процессом. Вот один из примеров влияния эмоций на умственную деятельность. Майер, открывший закон превращения энергии, поехал в Индонезию в качестве пароходного врача. Он писал, что с такой любовью взялся за работу по исследованию закона превращения энергии, что мало интересовался частью света, которую проезжал, и, оставаясь на борту, беспрепятственно отдавался работе, причем чувствовал такое вдохновение, какого ни раньше, ни позже этого времени не ощущал. При поведенческих реакциях эмоции проявляются двояко: 1) как формирование потребности, выражающееся в ожидании, беспокойстве, и 2) как осуществление потребности, связанное с чувством приятного, удовольствия, наслаждения. Эмоции разделяли на отрицательные и положительные. Среди эмоций выделяют печаль, испуг, тревогу, страх, страдание, смущение, гнев, разочарование, горе, радость, любовь, волнение и др. Во время эмоций изменяется тонус поперечнополосатых мышц, происходит спазм или расслабление гладких мышц, колебания артериального давления, изменения позы туловища и координации движений, расстройства обмена веществ. Эмоциональные выражения человека проявляются на ранней стадии развития организма. Так, первичные эмоции (плач, улыбка) обнаруживаются у новорожденного ребенка. У плода, преждевременно изъятого по медицинским показаниям и помещенного в благоприятные условия циркуляции и питания, наблюдаются мимические проявления. На прикосновение щетинкой к верхней губе появляется гримаса, сходная с мимическими реакциями взрослого человека, выражающая отвращение, брезгливость, чувство неприятного. У плода можно наблюдать выражение «скорби», всхлипывания. Маленький ребенок выражает свое недовольство плачем и громким криком. Постепенно ребенок начинает сдерживать свои чувства. Взрослый человек при болях стонет, плачет. Мимика с момента рождения развивается и совершенствуется. У взрослого человека плач бывает не только от боли, но и от радости. Моторика человека изменяется с возрастом. Гипоталамус, четверохолмие, ядра лицевого нерва составляют анатомический субстрат, который участвует в осуществлении мимических реакций, проявляющихся взаимосвязанно с деятельностью коры головного мозга. Экстрапи- рамидная система влияет на тонус мимических мышц, темп их деятельности, интенсивность их иннервации, а также автоматические и выразительные движения. Непосредственным выразителем мимики является мускулатура лица. Мимические мышцы, иннервируемые лицевым нервом, выполняют различные функции, что обусловливает все многообразие мимики. В мимических выражениях принимают участие также глазодвигательные нервы. В мимической деятельности важна соразмерность движений, которая обусловлена комплексными сочетаниями мозжечковой системы с вестибулярными и сенсорными механизмами.

Вольтер в стихотворении «Неудавшийся портрет (маркизе де Б.)» так выразил сочетание различных эмоциональных нюансов: «Легко ль писать с тебя портрет: строга и весела, капризна и сурова, шалуньей кажешься, но нет, себе наперекор ты благонравна снова». И. М. Сеченов в «Физиологии нервной системы» описал мимические акты, отметив роль врожденных сочетанных движений, показал, что они имеют рефлекторный характер. Всякое мимическое движение лица И. М. Сеченов рассматривает как конец рефлекса, осложненного психическими элементами.

Изучая эмоции, П. Ф. Лесгафт показал значение развития и воспитания, т. е. роль факторов внешней среды, в выражении эмоций. М. И. Аствацатуров разделил эмоции на корковые и подкорковые. Е. К. Сепп высказал положение, что сокращения мимических мышц во время эмоций имеют биологическое значение и создают благоприятные условия для мозгового кровообращения.

Кеннон считал, что физиологической основой эмоций являются нервные процессы, происходящие в зрительном бугре. По И. П. Павлову, физиологической основой эмоций служит не только подкорка, но и кора головного мозга. Во время эмоций происходят изменения дыхания, кровообращения, гормональных функций, состава крови, содержания сахара в крови, симпато-адреналовых веществ. Воздействуя на эмоциональную сферу, можно вызвать изменение физиологических функций, связанных с нашими ощущениями. Путем воображения удается реализовать внушение. Например, представьте себе, что я держу в руке лимон, у которого отрезана одна долька. Я продолжаю резать ножом, с которого капает капля лимонного сока, следующую дольку, причем кожа лимона разрезается с трудом, выжимается косточка, которая падает на блюдце с несколькими каплями сока, затем я отрезаю дольку лимона и продолжаю дальше резать лимон, а у самого при виде этого появляется ощущение кислого во рту и выделяется слюна. Разве вы не ощутили кислоты во рту, если детально воображали себе эту картину?

Многие из вас, вероятно, могли пережить эмоцию страха высоты, когда появляется боязнь, неуверенность, головокружение, иногда чувство тошноты, т. е. эмоция страха с вегетативно-висцеральными проявлениями.

Подкорковые узлы являются центрами важнейших безусловных рефлексов. Благодаря тесному взаимодействию коры головного мозга и подкорки происходит возбуждающее влияние из подкорковых узлов на клетки коры головного мозга и динамика их при ослаблении корковых функций. И. П. Павлов приводил наблюдение военного невроза, при котором бывший командир, засыпая, начинал кричать, махать руками или ногами, отдавал приказы, командовал- словом, переживал сцены войны. Нарушение соотношения между раздражительным и тормозным процессом в коре головного мозга приводит к возникновению отрицательно окрашенных эмоций. Необходимо подчеркнуть ошибочность взглядов Фрейда, который считал либидо основой эмоций. И. П. Павлов писал, что поведение животного складывается из балансирования раздражительного и тормозного процессов, приуроченных к различным агентам. Если вызвать раздражительный процесс и затем ограничивать его тормозным процессом, то животное, испытывая трудность, начинает визжать, лаять, рваться из станка. Наши чувства приятного, неприятного, ощущение легкости и трудности, радости и горя, торжества и отчаяния связаны с изменением нервной динамики в коре головного мозга и подкорке. Чувство всегда сильнее рассуждений (Моруа). Возникновение сильных контрастных переживаний, эмоциональные переживания, которые проявляются у человека при выполнении сложных задач, И. П. Павлов объяснял явлениями взаимной индукции. Эмоции оказывают влияние на способ заучивания путем использования зрительных, слуховых, кинестетических стимулов. У одних запоминается задание при включении зрительных образов, у других - при выключении. Образования и изменения динамических стереотипов, ломка их и сопровождаются эмоциональными проявлениями. При возобновлении временной связи, т. е. при воспоминании о пережитой эмоциональной реакции (обида и др.), могут вновь возникнуть волнения, измениться выражение лица и обычно появляются соответствующие вегетативные проявления на лице и во внутренних органах (сердце). П. К. Анохин создал теорию эмоций, положив в основу ее представление о целостности физиологических образований, осуществляющих эмоциональные реакции. С биологической точки зрения считается, что положительные эмоциональные ощущения закрепляются как механизм, поддерживающий организм на оптимальном уровне.

Значение второй сигнальной системы для возникновения и изменения эмоционального состояния человека, роль слова как раздражителя выявляется в экспериментальных и клинических наблюдениях. Слова - не только возбудитель эмоциональных переживаний, но и раздражитель, вызывающий вазомоторные и другие вегетативные реакции. При внушении можно выявить сосудистые реакции на лице, изменения сердечной деятельности,.. дыхания, пульса, газообмена, функций желудочно-кишечного тракта, мимики и другие проявления, наблюдающиеся при эмоциях. Процессы, происходящие в коре и подкорке, являются физиологической основой эмоций. Эмоциональные реакции осуществляются при участии ретикулярной формации мозгового ствола. Кора головного мозга получает информацию о происшедших в организме реакциях, связанных с эмоциями, в результате чего возникают ощущения приятного удовлетворения или, напротив, неудовлетворения. Разрушение подкорковых образований приводит к нарушению внешнего выражения эмоций. Гесс и сотрудники, раздражая гипоталамус, влияли на поведение животного. При удалении коры головного мозга у «таламических» и «гипоталамических» животных Бард установил, что болевое раздражение дает более отчетливое внешнее выражение ярости и гнева. Новейшими данными установлено участие в процессе эмоций амигдалярного комплекса (рис. 47, А), гиппокампа, коры поясной извилины, орбитальной коры и других областей головного мозга, в частности активирующего влияния ретикулярной формации мозгового ствола (рис. 47, Б). Эти образования являются посредниками между гипоталамусом и корой головного мозга в формировании эмоций. Импульсы к лимбической системе идут от ретикулярной формации; другой путь более сложный: от таламуса в гиппокамп, отсюда по волокнам свода в мамиллярные тела гипоталамуса и далее по мамил- ло-таламическому тракту в переднее ядро таламуса и затем в лимбическую извилину.

Амигдалярное тело связано с подкорковыми узлами и корой головного мозга и может играть роль облегчающего или

Рис. 47. Взаимосвязи коры и подкорки.

А - некоторые связи амигдалярного тела с подкоркой и корой: 1 - лобно*

теменная доля; 2 -■ височная доля; 3 - островок; 4 - амигдалярное тело;

б - хвостатое тело; 6 - гипоталамус; 7 - ретикулярная формация;

Б - влияние ретикулярной формации мозгового ствола: влияние на кору го-
ловного мозга (а), на тонус мышц (б), на сердечно-сосудистую систему (в),
на симпатико-адреналовые функции (г); В - нейро-эндокринные взаимосвязи
и их роль при эмоциях.

тормозя щего образования, способного снизить или повысить общий тонус эмоционального состояния. Лимбическая система, имеющая отношение к эмоциям и внутренним органам, получает сигналы, идущие через ретикулярную формацию и гипоталамус, и это влияет на проявление эмоционального состояния. Экспериментально при электрических воздействиях на глубинные структуры мозга можно вызвать различные эмоциональные проявления в зависимости от локализации раздражения, силы, частоты и продолжительности действия тока. При электрических раздражениях глубинных структур мозга выявляется усиление эмоционального фона или развитие патологического эмоционального состояния, не связанного с предшествующим настроением. Установлена корреляция между изменением эмоционального состояния и характером электросубкортико- граммы гиппокампа, перегородки и других структур головного мозга. К эмоциям относятся переживания сладострастных ощущений, приятные ощущения, при которых возникает влечение к их повторению. Иногда эмоции проявляются в виде «беспричинной радости», «безотчетного страха» «беспредметной тоски». Для понимания физиологических основ эмоций имеет значение учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, различных в зависимости от силы раздражительного и тормозного процессов. Лица сильного неуравновешенного типа с сильным раздражительным процессом и слабым тормозным процессом (безудержный тип) при неблагоприятной ситуации реагируют бурно, проявляют аффективные реакции с гневом и яростью. При эмоциональных перенапряжениях у них легко возникают растерянность, неуверенность в себе, отчаяние. Лица сильного уравновешенного типа с выраженным раздражительным и тормозным процессами сдержанно реагируют на случившееся и быстро находят выход из затруднительного положения. Сильный уравновешенный спокойный тип высшей нервной деятельности характеризуется достаточно хорошо выраженными раздражительным и тормозным процессами, причем тормозной процесс преобладает над раздражительным. Лица уравновешенные обдумывают каждый шаг и в результате принимают правильное, твердое и обдуманное решение. Таким образом, от типа высшей нервной деятельности зависит эмоциональная реактивность. Индивидуальные различия характера и силы переживаний связаны с особенностями взаимодействия сигнальных систем. И. П. Павлов выделил художественный, мыслительный и промежуточный типы. Одним из важных выражений эмоциональных состояний являются изменения сердечно-сосудистой деятельности. При положительных эмоциях артериальное давление вследствие увеличения работы сердца и сосудов повышается, не оставляя значительных следовых реакций. При отрицательных эмоциях (страх, горе) происходит возбуждение деятельности сердца и сосудов и остается большой след после эмоциональной реакции. Такое отличие связано с особенностями отрицательных эмоций: с генерализованным распространением возбуждения и последующей задержкой выравнивания метаболических сдвигов. При отрицательных эмоциях особенно выявляются функции гипоталамуса и

неспецифических ядер таламуса, ретикулярной формации (рис. 47, В), т. е. систем, которые участвуют в осуществлении реакции «напряжения». Адреналовая система вовлекается не только гуморальным путем, но и через ретикулярную формацию, симпатическую систему и через связи гипоталамуса с гипофизом (адренокортикотропный гормон стимулирует симпатико-адреналовую систему на периферии). Эмоциональные напряжения, волнения, «эмоциональный стресс» играют большую роль в патогенезе гипертонической болезни, висцероспазмов и дискинезий, нейродерматозов, коллагенозов, вегетативных дисфункций, неврозов. Избыточное выделение в кровь адреналина, норадреналина, адренокортикотропного гормона при отрицательных эмоциях вызывает артериальную гипертензию и может вызывать гипертонические пароксизмы и кризы. Фагоцитарная активность лейкоцитов изменяется при неврозах, болевых раздражениях и волнениях (например, у студентов во время экзаменов).

Кеннон считал, что вегетативные реакции, возникающие при эмоциональных напряжениях, направлены на мобилизацию ресурсов организма для выхода из трудного положения. В выражении эмоции участвуют респираторные функции (учащение и углубление дыхания), секреторные функции («губы пересохли» и др.), деятельность сфинктеров желудочно-кишечного тракта (дискинезия желчных путей и кишечника). Эмоциональные потрясения могут вызвать повышение температуры тела (нарушение терморегуляции, осуществляемой гипоталамусом). Иногда во время эмоциональной реакции человек дрожит, иногда ощущает, что «в жар бросило». Нам нередко удается задержать внешнее выражение эмоций (мимика, речь п др.), но на вегетативные, висцеральные и гормональные (адренергические и др.) проявления трудно повлиять. Эмоции можно рассматривать в эволюционном плане как полезные приспособительные реакции.

Внешним выражением эмоций являются мимика, жесты, поза туловища, моторика. И. М. Сеченов считал, что все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному явлению - мышечному движению. «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение». Мимические выражения очень вариабельны и по малейшим изменениям мимики можно выявить изменение настроения и эмоционального состояния человека. Первичная интеграция эмоций связана с подкорковыми образованиями и особенно с ядром лицевого нерва, при участии которого реализуются мимические выражения. Па основе связей коры и подкорки с лицевым нервом формируются различные нюансы мимики, при посредстве которой человек проявляет многообразие эмоциональных выражений. Мимика верхней части лица в основном проявляется в наморщивании лба, подъеме бровей кверху, нахмуривании. Дарвин придавал лобной мышце

характер настороженности при явлениях опасности. При напряжении внимания появляются вертикальные складки посередине лба. Нередко при аффекте у человека появляются вертикальные складки лба над переносицей. В покое эти складки разглаживаются. Изменение горизонтального или вертикального расположения бровей наблюдается при эмоциональных выражениях горя, заботы, страдания. Художник имеет также свой стиль, «почерк». Прекрасное выражение мимики страдания представлено в картине Делакруа «Резня в Хиосе», в скульптурной группе «Лаокоон», где изображается страдание в результате борьбы со змеями.

Эмоциональные выражения проявляются не только мимикой, но и состоянием глаз. В картине Веласкеса «Иннокентий X» (1650) художником отражен зловещий взгляд, выражающий хитрость, властность, проницательность, скрытность. Характер взгляда, положение бровей, величина и равномерность глазных щелей, направление взгляда (в сторону, вверх, прямо), блеск или тусклость глаз изменяются при внешних выражениях эмоций. Взгляд может быть зорким, сосредоточенным, холодным, тоскливым, печальным, задумчивым, умоляющим, радостным, лукавым, завистливым, заискивающим, укоряющим, суровым, нежным, гордым, ласковым и т. п. В романе «Война и мир» Л. Н. Толстым дано большое количество оттенков выражения глаз, отчетливо передающих различное эмоциональное отношение человека. Выражение лица слепого человека застывшее, неподвижное, взгляд устремлен вдаль. Зрачки могут отражать различные нюансы эмоциональных переживаний. В глазах можно увидеть выражение испуга, печали, радости, горя, безучастия («глаза спят»). Во многих художественных произведениях можно найти яркие выражения: «по глазам прочел», «негодующий, суровый взгляд и губы плотно сомкнуты», «выражение глаз говорило». М. Горький описывал глаза: обиженные, грустные, злые, утомленные, влажные. Л. Н. Толстой в романе «Анна Каренина» писал: «В ней всегда поражало выражение глаз, кротких, спокойных и правдивых, и в особенности ее улыбка, всегда переносившая Левина в волшебный мир». Шопен в дневнике писал, что «в моих глазах отражались ее глаза, теплые, страстные…». «Ее ласкающие взоры отуманили меня» (Ж. Санд).

В нижней половине лица наиболее активно мимика осуществляется в движениях рта. Плотно закрытый рот, стиснутые зубы, крепко сжатые губы выражают определенность и решимость, целеустремленность. Расслабление рта в результате снижения тонуса соответствующих мышц вызывает мимику, указывающую на снижение активности человека. Л. Н. Толстой так описал мимику при волнении: «Щеки его начали нервически подергиваться то на одну, то на другую сторону, придавая его лицу неприятное выражение. Глаза его тоже были не такие, как всегда: то они смотрели нагло-шутливо, то испуганно оглядывались» («Война и мир»), Бальзак описал мимическое выражение при тревоге: «Незаметная морщинка, прорезавшая белое лицо, еле уловимое подергивание лица, слегка нахмуренные брови, почти неприметно вздрагивающие губы».

В мимических реакциях иногда угол рта принимает большое участие. Опущение угла рта Дарвин оценивал как рудимент плача. В. М. Бехтерев придавал значение для оценки тонуса состоянию углов рта: при подавленности, тоскливом настроении, депрессивном состоянии и при плаче от боли, горя, радости углы рта опущены. Обратите внимание на известную картину А. Г. Венецианова «Гадание на картах» (1842). Гадающая сосредоточенно смотрит на карты, думает, ищет разгадку, а другая с любопытством и нетерпением ждет ответа (рис. 48).

При состоянии радости, бодрости отмечается определенная собранность, хороший тонус мимических мышц и выравнивание углов рта. При смехе углы рта оттягиваются назад и кверху. Иронический смех сопровождается «искривлением» одного угла рта (функция треугольной мышцы нижней губы). Изменение положения рта может указывать на внешнее выражение эмоций, сопровождающихся насмешкой, сарказмом. Круговая мышца рта вызывает проявление мимики, сопровождающейся смехом. Смех, переживаемый внутри, проявляется закрытым ртом, радостным выражением глаз, иногда в сочетании с мелким дрожанием нижней части лица. Мимическое выражение смеха многообразно. Различают характерный, выраженный, полноценный смех (смех «от души») и абортивный, подавленный, когда человек не хочет смеяться, но из вежливости поддерживает радостное настроение, которое имеется у собеседника. Улыбка, как и смех, может быть различной. При улыбке углы рта растягиваются в сторону. Улыбка может быть торжествующая, когда человек одержал какую-то победу, нежная, добрая при виде ребенка, злобная при виде врага и т. д. Изучение эмоциональных проявлений, отмеченных у Л. Н. Толстого в романе «Война и мир», позволило выделить около 100 оттенков улыбки человека.

Прекрасное изображение эмоции радости и счастья представлено во всемирно известной картине Леонардо да Винчи «Монна Лиза». Рисуя, Леонардо заставлял развлекать Монну Лизу пением и шутками, чтобы на лице ее не было отпечатка грусти, и ему удалось запечатлеть нежную улыбку (рис. 49). И. Е. Репин дал прекрасное изображение различных эмоций в своих картинах (рис. 50, А). К таким шедеврам можно отнести его знаменитую картину «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану». В картине обращает на себя внимание эмоция смеха на лицах всех изображенных запорожцев. Смех II. Е. Репин выразил различно: то в виде лукавой усмешки, то в виде громового хохота. Смех показывает уверенность запорожцев в своей мощи, и этим выражаются патриотические чувства (рис. 50, Б).

В портретной живописи знаменитых художников имеется много ярких образов, в которых отражены переживания и эмоциональные выражения. Так, на портрете старика Рембрандт изобразил лоб с глубокими морщинами как результат глубоких раздумий и забот, шдумчиво устремленный вперед взор, отражающий сосредоточенность и усталость, и характерные, натруженные руки. В общем облике показана мудрость и внутренняя сила. В. И. Суриков написал прекрасный портрет «человека с больной рукой, который замкнут.

углублен в свои переживания» («он смотрит на зрителя, но не общается с ним»). Под глазами лежит тень, выступают скулы, щеки запавшие. В. И. Суриков страдал болезнью сердца и умер через 3 года после того, как написал эту картину, в которую вложены его мысли о болезни. В портрете Ф. М. Достоевского, написанным В. Г. Перовым, раскрываются эмоциональные переживания великого русского писателя - певца униженных и оскорбленных, обладавшего огромной силой ума и чувств. Выражение лица характерное: нахмуренные брови, устремленный вперед, сосредоточенный взгляд, сжатые губы, впалые щеки, согнутая поза туловища и выразительный жест рук (пальцы охватывают колени). В этом портрете показаны страдания, мучительные переживания и напряженная работа мысли. При эмоциях имеет выражение пантомимика, т. е. сочетание движения туловища и лица. Так, при большом горе страдание выражается пантомимикой: голова и плечи опущены, спина сгорблена, руки безвольно висят вдоль туловища. Напротив, у человека в радостном состоянии повышена двигательная активность, он возбужден; больной много говорит, усиленно жестикулирует, вскакивает с места и опять садится, ходит по комнате и т. п.

В процессе жизненного опыта вырабатывается способность управлять своими чувствами, сдерживать эмоциональные реакции, человек научается владеть собой. Так, удается подавлять чувство приятного при беседе и поддерживать разговор, не выявляя своего’ отношения. Для того чтобы не расстроить близкого человека, иногда пытаются скрывать свои чувства, и лишь по выражению глаз можно заметить волнение, недовольство или раздражение. Мать В. И. Ленина М. А. Ульянова, приходя на свидание к детям, находящимся в тюрьме, держалась ровно, не выдавая волнения, глядела на детей решительно и спокойно. На свидании с Анной Ильиничной Ульяновой она не выдала горя матери и не рассказала о казни Александра.

Жесты наряду с мимикой, изменением позы туловища применяют актеры для создания у зрителей правдоподобных выражений переживаний человека. Жесты, темп, приемы разговора, манера интонации играли большую роль в истории французского театра. Шекспировский Гамлет говорил: «Не маши без толку руками, соразмеряй жесты со словами, слова с жестами для того, чтобы не насиловать благоразумной умеренности природы». К. С. Станиславский создал систему, в которую включается внутренняя и внешняя работа актера над собой и над ролью, выработка техники выражения эмоциональных состояний, позволяющие вызвать творческое самочувствие и сделать установку моторики, соответствующей передаче внутренних переживаний. Станиславский так охарактеризовал портрет дирижера А. Г. Рубинштейна, созданный Репиным: «Огонь взгляда, движения мышц лица, рук, туловища, вызывавшие бурные порывы и страстную игру оркестра».

Жесты иногда красноречивее слов. Людям, и не только музыкантам, свойственно дирижировать. «Возьмите пианиста, говорит И П. Павлов, вся его механическая выучка, все его движения осно паны на бесконечном числе временных условных рефлексов, происходящих от двигательного аппарата рук и пальцев».

Для выражения эмоций большое значение имеют голос, тон. На это обращал внимание еще В. М. Бехтерев. Эмоциональные выражения варьируют в зависимости от тембра, интонации, силы, выразительности речи. Голос может быть ласковым и, наоборот, суровым, неприветливым. Одно и то же слово изменяет свое эмоциональное значение в зависимости от выразительности, с которой оно произнесено. При неуверенности голос человека звучит робко, нерешительно. Напротив, человек, убежденный в правоте, говорит громко, четко, мягко приводит необходимые доказательства. А. С. Макаренко не случайно писал, что он сделался настоящим мастером тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, выработал у себя нюансы в постановке лица, фигуры, голоса. Бернард Шоу считал, что есть 50 способов сказать слово «да» и 500 оттенков слова «нет», а написать эти слова можно только одним способом.

Музыкальная речь и меняющийся тембр и ритм могут передать внутреннее переживание. Музыка играет большую роль в создании эмоциональных переживаний. Так, в опере сочетаются вокальные мелодии, инструментальная музыка, хореографическое искусство. Выразительность пения, художественность театральных образов, красота декораций создают определенные эмоции. Ритм, темп, гармония, интонация голоса, музыкальная выразительность и мелодия - все это имеет эмоционально-выразительный смысл. В операх Глинки, Чайковского, Верди и др. язык мелодий вызывает эмоциональные переживания. Впечатления от просмотра кинокартины, концерта, театрального представления зависят от воздействия на наши эмоции раздражений, влияющих на зрительный, слуховой анализаторы и специальные зоны в коре головного мозга, реализующие музыкальные эффекты при включении таламо-подкорковых центров, дающих своеобразную выразительность эмоциональным проявлениям. Художественные образы на сцене созданы Ф. И. Шаляпиным, который прекрасно владел голосом, ритмом, пластикой, дыханием, умением подать звук.

В искусстве можно найти прекрасные примеры, отражающие роль эмоций и их внешних проявлений. Выдающийся испанский живописец Гойя, основоположник реализма, открывший путь Домье, Курбе, Мане, выражал эмоции художественным приемом в «капри- чос» (рис. 51, А, Б). И. Крамской искал выразительности эмоций в картине «Неутешное горе». Многие картины художника волнуют и вызывают эмоциональные реакции. В литературе много ярких примеров описания эмоциональных состояний. Альфонс Доде (автор Тартарена из Тараскона», «Короли в изгнании»), страдавший резкими болями, так описал болевую эмоцию: «Боль вползает во все, что я вижу, в мое воображение и в мои рассуждения. Это полное насыщение человека болью». Студентам и врачам важно знать примеры преодоления отрицательных эмоций. Писатель Н. Островский, потеряв зрение и страдая резкими болями в конечностях, писал, что <41 постепенно стал так устанавливать свою психику, чтобы не заме-

Рис. 51. Картины

Гойи.

А - «Сон разума рожлает
чудовищ»;

Б яг «Сон о лжи и непо-
стоянстве»,

чать донимающих его болей, и добился того, что мог выключать боль на любом участке тела. Работая над собой, он научился переключать сознание, не обращать внимания на «крики тела».

В живописи Леонардо да Винчи выработал приемы, пользуясь которыми можно показать мимику и движения тела, характерные для различных эмоций. Большое значение имеет жест в рисунках Делакруа Соколова-Скаля, Брюлова (рис. 52, А, Б, В, Г) и др. Многие крупнейшие художники создавали образцы жеста, отражающего эмоции. Большое разнообразие жестов представлено в замечательных работах Родена, Боттичелли и др. (рис. 53). К. С. Станиславский придавал огромное значение жесту, и это запечатлено в его фотографиях в различных ролях (рис. 54).

При эмоциональных напряжениях нарушается нервная и эндокринная регуляция, изменяется состояние сердечно-сосудистой системы, дыхание, секреторные и моторные функции желудочно-кишечного тракта, температура тела и др. Роль эмоциональных потрясений и нервно-психических перенапряжений обнаруживается в генезе нарушений мозгового и коронарного кровообращения. В развитии некоторых соматических заболеваний имеют значение длительно действующие эмоциональные перенапряжения, например при гипертонической болезни, стенокардии, язве желудка, сахарном диабете, нейродермите и др.

При многих заболеваниях мимика и глаза отражают эмоциональное состояние больного. Страдания и болезни ярко переданы в произведениях многих писателей. И. С. Тургенев в рассказе «Живые мощи» талантливо описал выражение больной бронзовой болезнью: «Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая кожа - ни дать ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать, только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос. У подбородка, на складке одеяла, движутся, медленно перебирая пальцами, как палочками, две крошечные руки тоже бронзового цвета… Лицо не

Рис. 53. Выражение эмоций в скульптурах и картинах известных художников.

а -.«Мысль» Родена; б - «Мыслитель» Родена; в - «Ромео и Джульетта» Родена;

г - «Покинутая» Боттичелли.

Рис. 54. Жесты и поза, выражающие различные эмоции.

а - К. С. Станиславский в роли Гаева; б - доктора Штокмана; в - Фамусова;
г!- Аргона; д, е - позы рук К. С. Станиславского в связи с эмоциями.

только не безобразное, даже красивое, но страшное, необычайное. И тем страшнее кажется мне это лицо, что по нем, по металлическим его щекам, я вижу - силится… силится и не может расплыться улыбка. Голос словно испарялся из едва шевелившихся губ. Темное, неподвижное лицо с устремленными на меня светлыми и мертвенными глазами».

Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» ярко описал болезнь князя Андрея: «Он спал недолго и вдруг в холодном поту тревожно проснулся. Когда он, очнувшись в холодном поту, зашевелился на диване, Наташа подошла к нему и спросила, что с ним. Он не ответил ей и, не понимая ее, посмотрел на нее странным взглядом». Нарушение мозгового кровообращения так описано Л. Н. Толстым: «С графом Безуховым сделался шестой удар. Вдруг в крупных мускулах и морщинах лица графа появилось содрогание. Содрогание усиливалось, красивый рот покривился, из перекривленного рта послышался неясный хриплый звук. Глаза и лицо больного выказывали нетерпение… В то время как графа переворачивали, одна рука его беспомощно завалилась назад, и он сделал напрасное усилие, чтобы перетащить ее. Заметил ли граф тот взгляд ужаса, с которым Пьер смотрел на эту безжизненную руку, или какая другая мысль промелькнула в его умирающей голове в эту минуту, но он посмотрел на непослушную руку, на выражение ужаса в лице Пьера, опять на руку, и на лице его явилась так не шедшая к его чертам слабая, страдальческая улыбка, выражавшая как бы насмешку над своим собственным бессилием. Неожиданно при виде этой улыбки, Пьер почувствовал содрогание в груди, щипанье в носу, и слезы затуманили его зрение». Реактивное состояние Наташи Ростовой описано так: «Признаки болезни Наташи состояли в том, что она мало ела, мало спала, кашляла и никогда не оживлялась. Она не только избегала всех внешних условий радости: балов, катанья, концертов, театра; но она ни разу не смеялась так, чтоб^1 из-за смеха ее не слышны были слезы. Она не могла петь. Как только начинала она смеяться или пробовала одна сама с собой петь, слезы душили ее». В романе «Анна Каренина» так описана болезнь Анны: «Она покорно легла навзничь и смотрела пред собой сияющим взглядом… Весь день был жар, бред и беспамятство. К полночи больная лежала без чувств и почти без пульса… К утру опять началось волнение, живость, быстрота мысли и речи, и опять кончилось беспамятством». Образно дана в романе характеристика физических страданий Кити Щербацкой, Алексея Вронского и других персонажей: «Исхудавшая и румяная, с особенным блеском в глазах вследствие перенесенного стыда Кити стояла посреди комнаты… Она вспыхнула, и глаза ее наполнились слезами». Л. Н. Толстой писал, что «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Этим он показал разнообразие отрицательных эмоций. Так, у больных инфарктом миокарда в глазах можно найти выражение страха, тревоги. У Поля Сезана, который страдал сахарным диабетом, были красные воспаленные глаза, одутловатое лицо, слегка сизый нос, особое выражение лица. Расстройства моторики

Рис. 55. Мимика больных с различными формами заболеваний.

и дрожательный паралич; б -опухоль лобной доли; в - судорога взора при пар-
кпнсонизме; г - атеросклеротический паркинсонизм; д - псевдобульбарный паралич;
«* атеросклеротический гиперкинез лица; ж - герпетический менингит; з-аневризма
правой внутренней сонной артерии; и - атеросклеротическая хорея.

бывают при поражениях лобных долей (изменение мимических движений, апраксия, психомоторные нарушения). На рис. 55, 56, 57, 58, 59 показаны изменения мимики у больных с различными заболеваниями нервной системы.

Мимика нарушается у больных в коматозном состоянии. Нами установлено, что, несмотря на утрату сознания, рефлекторно могут выявляться мимические автоматизмы. Так, при нанесении чрезмерно болезненных раздражений у больного в коме возникают эмоциональные реакции, которые обычно проявляются также при сохранности сознания: расширяется зрачок, появляется мимика страдания, иногда стон. При давлении в надглазничной точке или при вытягивании вперед нижней челюсти возникает мимическая реакция. При раздражении слизистой оболочки носа ваткой, слегка смоченной нашатырным спиртом, появляются чиханье и мимическая реакция, при перкуссии по скуловой дуге возникает движение лицевых мышц на стороне раздражения. При выраженной коме лицо больного ами- мнчпое, взгляд безучастный, веки полузакрыты, зрачки узкие, <: углублением комы черты лица заостряются, взгляд становится стеклянным», зрачки расширяются, появляются вегетативные реак-

Рис. 58. Лица больных миопатией.

а, б - Ландузи-Дежерина; в. г - Эрба.

ции на лице (лицо чаще бледное, цианотичное, нередко пепельно- серое). При травмах головного мозга выпадают мимические реакции, как и при других коматозных состояниях. Динамика мимических расстройств зависит от глубины комы, степени повреждения головного мозга и локализации поражения. При опухолях головного мозга отмечается заторможенность, оглушенность, при которой на лице появляется выражение сонливости, апатии, безразличия, но при опухолях лобной доли больные бывают расторможены, склонны к шуткам, эйфоричны, некритичны к своему состоянию.

Мимические расстройства особенно наблюдаются при поражении лицевого нерва. Лицо при мимических движениях перекашивается в здоровую сторону. Кожные складки, особенно лобные, сглаживаются или исчезают на пораженной половине, угол рта опуска-

Рис. 59. Различные фазы выражения лица у больной с боле-
вым тиком при невралгии тройничного нерва.

ется, щека при выдохе отдувается в результате атонии мышц и при дыхании парусит. Глазная щель на стороне поражения лицевого нерва бывает шире (парез круговой мышцы глаза), моргание становится резким. При зажмуривании глаз на пораженной стороне глазная щель не смыкается, вследствие поражения круговой мышцы глаза (заячий глаз) остается белая полоска склеры (симптом Белла). При взгляде вверх образуется более широкая полоска склеры между нижним веком и роговицей (симптом Негро). При попытке крепко зажмурить глаз из положения с опущенными веками (при парезе) здоровый глаз закрывается, а на больной стороне верхнее веко стремительно поднимается вверх (симптом Дюпюи-Дютана). Иногда возникает парадоксальное приподнимание века на пораженной стороне при взгляде вниз и при желании крепко закрыть глаз (симптом Дюпюи-Дютана-Сестана). Активные мимические движения на стороне поражения значительно ослабевают. Появляются маскообразность половины лица, и при улыбке и смехе еще резче выявляется асимметрия лица.

Своеобразно изменяется мимика больного при лицевом гемиспазме. Судороги появляются в группе мимических мышц и постепенно распространяются на всю половину лица. Чаще спазм начинается с круговых мышц глаза, затем распространяется на другие мимические мышцы: глаз при этом зажмуривается, носогубная складка углубляется, угол рта оттягивается, кончик носа искривляется в ту же сторону, сокращаются мышцы подбородка и шеи, иногда во время спазма подтягивается кверху ушная раковина. Бровь на соответствующей стороне под влиянием сокращения лобной мышцы поднимается кверху, что в сочетании с зажмуренным глазом производит впечатление гримасы.

При лицевом параспазме судорожно сокращаются круговая мышца рта, лобные мышцы, мышцы щек, подбородка и в связи с этим резко изменяется мимика больного. В некоторых случаях голова откидывается назад, напрягаются грудино-ключично-сосковые мышцы. Эмоциональные проявления (смех, плач, пение) могут прекратить, а иногда, наоборот, спровоцировать спазм мимических мышц. При поражении паллидо-нигральной системы наблюдается акинетико-ригидный синдром, при котором гипокинезия или акинезия сочетаются с амимией. При гиперкинетически-гипотоническом синдроме в результате поражения стриатума возникают различные гиперкинезы, захватывающие мышцы лица и резко изменяющие мимику больного. Могут быть паракинезии и дискинезии. В мышцах лица отмечаются гримасничанье, тики, подергивания. Во время ги- перкинезов искажаются комплексные выразительные движения, при которых в первую очередь страдают тонкие дифференцированные проявления мимики.

Внешние выражения эмоциональных реакций при паркинсонизме следующие: лицо амимичное, маскообразное, рот часто полуоткрыт, иногда изо рта вытекает слюна; речь мало модулированная, монотонная, замедленная, без эмоциональной окраски. Эмоциональные реакции становятся застывшими, например мимика плача принимает тонический характер, продолжается значительно дольше, чем обычно, временами наступают судорожные сведения кверху глазных яблок. Поза больных приобретает характерную форму: голова и туловище согнуты, руки приведены к туловищу. При болезни Паркинсона обращает на себя внимание маскообразность лица, отсутствие выражения радости, печали, изумления и других эмоциональных проявлений. Мимические движения, возникнув, имеют тенденцию к застыванию, отмечается редкое мигание (веки при этом полностью смыкаются). Отсутствует жестикуляция, речь невнятная, тихая, монотонная без модуляций. При хорее Гентингтона нарушается эмоциональная сфера, изменяется настроение, утрачивается эмоциональная подвижность, развивается эмоциональная тупость; на этом фоне возникают порывистость, непоседливость. Отмечаются повышенная возбудимость понижение тормозных процессов, склонность к аффективным вспышкам. Выражение лица отражает эмоциональное состояние больного. Мимика изменяется в связи с выраженными гиперкинезами лица, вызывающими гримасничанье, подергивание носом, сопение, всхлипывания, вытягивание губ трубочкой. Нарушается артикуляция, речь прерывистая, голос глухой.

При миопатиях нарушение мимики проявляется в виде характерного признака (лицо миопата): отсутствие морщин, плохое смыкание век, слабость круговой мышцы рта, выпячивание губ. Из-за слабости мышц невозможны свист, надувание щек, смыкание губ. Речь становится нечеткой, смазанной, больные плохо произносят губные звуки. На лице сглаживаются складки кожи, и больные выглядят моложе своих лет. При хронической прогрессирующей офтальмоплегии лицо приобретает особый вид из-за птоза обоих век. Обычно верхние веки опущены, иногда до уровня зрачков, брови подняты кверху, на лбу из-за сокращения мышц выступают поперечные складки. Выражение лица изменяется и напоминает лицо засыпающего человека. При выраженной офтальмоплегии движения глазных яблок отсутствуют, веки опущены и больной может следить за движением предметов, поворачивая голову в сторону и вверх. Выражение лица изменяется, лицо бывает нахмуренным, иногда пробегает

улыбка при которой, как и при плаче, рот широко растягивается и у глаз образуются мелкие морщинки. Наблюдается недостаточна сосредоточенность внимания и безразличие из-за снижения

‘ аЛЭмоции влияют на течение заболеваний. Продолжительность жизни больных раком больше у тех, кто не знает о своей болезни и спокойнее относится к своему заболеванию, и короче у больных, ко торые знают о болезни и волнуются, тяжело переживая свои страда ния. Эти данные позволили Клоперу определять прогноз продолжительности жизни у больных раком.

С эмоциональной сферой связаны так называемые иатрогенные заболевания (от греческих слов «иатрос» - врач, «геннас» - произвожу). У больных могут возникнуть страх, боли в сердце после неудачно сказанного слова врача. Некоторые больные с неврогенными заболеваниями, ознакомившись случайно с медицинской Документацией начинают создавать у себя ложное впечатление болезн, эмоционально переживают и заболевают неврозом. Поэтому всегда надо предупреждать возможность иатрогении.

Большое значение имеют слова врача, и на этом построен большой раздел психотерапевтического воздействия Современные достижения науки позволяют вести решительную борьбу с «ирраци нальным» в патологии, раскрывать причинно-следственные связи в этиологии болезней и объяснять закономерности возникновения развития болезней с учетом расстройств эмоциональной сферы. l.to- ит задача о разработке нейрофизиологических и биохимического аспектов эмоций с целью тренировки нервных функции преодоления отрицательного действия на организм эмоциональных реакции и выработки путей профилактики нейрогенных заболевании.

Согласно исследованиям, только десятую долю информации человек передает словами. Остальная часть приходится на жесты, мимику и интонацию. Для первого интуитивного «сканирования» человека необходимо примерно 10 секунд. Люди далеко не всегда говорят то, что думают, но тело не умеет врать. Скрытые чувства находят выход через жесты. Психология невербального общения очень широка и многогранна. Научившись понимать жесты человека и их значения, узнать правду будет намного проще.

Классификация жестов

Когда повышается эмоциональный фон человека, он перестает следить за своим телом. Но при попытке разгадать мысли окружающих необходимо учитывать и ситуативные факторы, чтобы суждение было верным. Например, если человек скрещивает руки на груди в сильные морозы, это может означать только то, что ему холодно, а не скрытость и замкнутость.

Жестикуляция человека делится на виды:

Общепринятая;

Эмоциональная;

Ритуальная;

Индивидуальная.

Движения руками

Изучая жесты человека и их значения, особое внимание стоит уделить рукам. Именно их движения составляют большую часть общения. Многие из них стали настолько привычными и обыденными, что их перестали замечать. Но даже простые жесты при более детальном рассмотрении могут оказаться занимательными.

Рукопожатие

Когда один человек здоровается с другим, манера может о многом сказать. Властные люди подают ее ладонью вниз. Когда присутствует уважение, рука подается ребром вниз. Если человек отличается уступчивостью и умеет находить компромиссы, он протягивает ее ладонью вверх. Морально слабые люди неуверенно и очень слабо, а агрессивные, напротив, - очень сильно, в это время их рука полностью выпрямлена и напряжена.

Открытые и закрытые жесты

Задумываясь о том, как понять человека по жестам, необходимо знать, что они бывают открытыми и закрытыми. Под первыми понимают те движения, когда человек разводит руки в сторону или демонстрирует ладони. Они свидетельствуют о том, что он готов к контакту и открыт для общения.

К закрытым жестам относят те, которые помогают человеку выстроить психологический барьер. Тело может закрываться не только руками, но и посторонними предметами. Такие манипуляции говорят о том, что человек не доверяет собеседнику и не готов перед ним открываться. Это могут быть сцепленные «в замочек» пальцы или скрещенные руки.

Изучая жесты человека и их значения, специалисты пришли к выводу, что люди, которые кладут ладонь на ладонь или сцепляют руки за спиной, чувствуют свое превосходство над окружающими и отличаются высоким самомнением. Об агрессии могут свидетельствовать руки, заложенные в карман, когда при этом большой палец остался снаружи.

Прикосновения к лицу

Если во время беседы собеседник постоянно трогает лицо, уши или шею - это должно насторожить. Скорее всего, он врет. Движения рук около рта могут говорить о том, что человеку не хватает поддержки и одобрения. Но стоит учитывать и наружные факторы: возможно, собеседник чешет глаза и трогает нос из-за простуды или аллергии.

Люди, которые чем-то увлечены, часто подпирают щеку. Если человек чешет подбородок, значит он находится в процессе принятия какого-то важного решения.

Наклоны

Чтобы найти взаимопонимание, важно знать, о чем свидетельствуют мимика и жесты человека. Психология невербального общения - ключ к успеху. Многие движения осуществляются на подсознательном уровне, поэтому контролировать их практически невозможно.

Когда человек испытывает симпатию к собеседнику и готов идти с ним на контакт, он обычно к нему наклоняется. Если он сидит, корпус может подаваться вперед, но ноги при этом остаются на месте. Наклоняясь набок, он демонстрирует дружеский настрой. Когда собеседник откидывается на спинку стула, возможно, ему наскучил разговор, и он потерял к нему интерес.

Личные границы

Для чего нужно знать, как читать жесты человека? У людей существуют определенные правила, касающиеся их личной территории и пространства. Человек, который любит нарушать их и вторгаться в чужие границы, обожает проявлять силу и красоваться на публике. Уверенные люди зачастую занимают чуть больше места: они вытягивают ноги, удобно располагают руки. Скованный человек старается принять позу эмбриона.

Не каждый готов впустить собеседника в свое личное пространство. Если человек внутренне напрягается, скрещивает руки и отодвигается назад, значит он не готов к близкому контакту.

Если человек далеко стоит…

Человек, который становится вдалеке от собеседника, кажется высокомерным. Но на самом деле он просто боится сблизиться с окружающими. Его может раздражать внешний вид или тема разговора, и он хочет быстрее прекратить общение. Зачастую люди, которые привыкли дистанцироваться, в душе испытывают страх.

Копирование движений

Желая разобраться в том, как понять человека по жестам, стоит обратить внимание, не копирует ли он чужие движения. Когда собеседник подражает, это свидетельствует о том, что он испытывает симпатию и настроен позитивно.

Раскачивание

Такие телодвижения, а также соответствующие жесты и мимика человека говорят о внутреннем беспокойстве или нетерпении. В минуты волнения взрослые люди могут раскачиваться с пятки на носок, чтобы немного успокоиться. Но собеседнику такое поведение вряд ли понравится: оно отвлекает и сбивает говорящего, мешая ему сосредоточиться.

Ерзание

Когда люди начинают нервничать, их тело может выдать множество различной информации. Ерзание говорит о не меньше, чем мимика и жестикуляция. Когда человек чувствует себя неуверенно, он совершает различные движения, например заламывает руки или ерзает на стуле. Это помогает ему отвлечься от неприятной ситуации.

Если собеседник постоянно теребит галстук, возможно, он соврал или просто хочет покинуть общество, в котором находится.

Наклоны головы

Склоненная набок голова - признак того, что собеседнику интересна беседа, он готов слушать и заинтересован в ее продолжении. Такие жесты человека и их значения однозначны и говорят о том, что он полностью сконцентрирован на восприятии информации.

Кивание головой и резкие движения

Психологи давно заметили, что если человеку не нравится то, что он слышит, он бессознательно делает резкое движение головой в противоположную сторону от говорящего. Таким образом, он создает преграду между собой и источником дискомфорта.

Люди, которые постоянно кивают в ответ на речи собеседника, привыкли всем угождать. Им очень хочется всем нравиться и получать одобрение окружающих. Как правило, эти люди недостаточно уверены в себе и боятся быть отвергнутыми.

Если человек мотает головой из то так он выражает внутреннее несогласие с собеседником.

Опущенная и вскинутая голова

Человек, который ведет беседу с низко опущенной головой - скромный и неуверенный, он страдает от низкой самооценки. Возможно, в данный момент он переживает депрессию или глубоко несчастлив.

Вскинутая голова и задранный подбородок - признак агрессивности и враждебности. Возможно, человек чувствует нависшую угрозу и готов пойти на любые крайности, чтобы обезопасить себя.

Если собеседник постоянно откидывает голову назад, это может свидетельствовать о презрении или высокомерии.

Почесывание

Это движение не имеет значения только в том случае, когда человек чем-то болен. В других ситуациях он является показателем того, что собеседник испытывает неловкость или неуверенность. Гораздо проще найти контакт с окружающими, если знать, что означают мимика и жесты человека. Психология невербального общения поможет решить ситуацию, не доводя ее до конфликта. Иногда люди могут почесывать затылок, если им что-то не нравится. Вовремя предложив собеседнику альтернативный вариант, можно избежать споров и критики.

Зачастую человек почесывается, если не понял вопрос. Изменив формулировку и более детально пояснив, что от него требуется, можно дать ему время на подготовку ответа.

Движения плечами

Такие жесты могут свидетельствовать о том, что человеку безразлично происходящее, или он врет. Также это можно расценить как неуверенность в сказанных словах. Во время неправдивого рассказа люди пожимают плечами очень быстро. Такое передергивание помогает им собраться и выглядеть собранным и спокойным. Поднятые плечи - признак незащищенности.

Жесты флирта

Когда человек хочет привлечь внимание противоположного пола, он дотрагивается до волос или поправляет одежду. Иногда присутствует повышенная жестикуляция и взволнованность. Женщины могут накручивать локон волос на палец или поправлять макияж. Мужчины при общении с дамой, которая вызывает у них симпатию, хотят казаться сильными и уверенными в себе. Они ставят руки на пояс или закладывают их в карманы, играют ремнем, привлекая внимание.

Замаскированные жесты

Они помогают человеку достичь нужного уровня спокойствия и защищенности. Вместо прямого скрещивания рук используются различные предметы: запонки, ремешок часов или браслеты. Но результат этих манипуляций всегда один и тот же: одна рука оказывается поперек тела, создавая таким образом защиту. Это свидетельствует о нервозности.

Болтание руками

Для полноценного общения очень важно понимать, что означают жесты человека. Если во время разговора одна рука у него хаотично болтается, рисует какие-то линии или описывает круги, это может говорить о том, что собеседник обманывает.

Если человек хочет выразить критику или недоволен происходящим, зачастую он принимает такую позу: одна рука подпирает подбородок, а указательный палец выпрямлен. Другая рука может поддерживать локоть. Если в совокупности с этим опущена одна или две брови, то внутри человек явно не одобряет собеседника.

Потирание шеи

Когда человек во время общения потирает ухо или шею, скорее всего, он не до конца понимает, что от него требуется. Его уверения, что ему все ясно - обман. Конечно, если такие действия не вызваны вчерашним сквозняком и болевыми ощущениями.

Рот, прикрытый рукой

Трение века также может свидетельствовать о том, что собеседник говорит неправду. Если обман довольно серьезный, человек может отводить глаза в сторону или опускать вниз, поглаживать шею или уши. Но все эти признаки стоит рассматривать в комплексе.

  • Люди, которые хотят подчеркнуть свои непоколебимые позиции, могут совершать руками твердые жесты, чтобы акцентировать внимание на переходе от одной темы к другой. Наглядно демонстрируют такие жесты людей фото.

  • Если обстановка сильно накалена, стоит использовать движения руками, чтобы немного разрядить ее. Серьезные фразы можно иллюстрировать веселыми жестами. Это немного взбодрит аудиторию и зарядит атмосферу позитивом.
  • Не стоит становиться клоуном и совершать нелепые движения. Жесты и мимика человека должны привлекать внимание к основной беседе, а не отвлекать от нее. К тому же они должны быть понятны всем присутствующим.