Нарушение мышления. Б. В. Зейгарник Нарушения мышления Нарушение критичности мышления зейгарник

  • 6. История становления клинической психологии. Основные разделы. Новые направления практической деятельности.
  • История клинической психологии.
  • 7. Клинико-психологическая характеристика рда. Проблема первичных и вторичных нарушений при раннем детском аутизме.
  • 8. Когнитивно-бихевиоральный подход к психотерапии личностных расстройств.
  • 33. Теоретические принципы и практические методы реабилитации больных с органическим поражением мозга
  • 9. Когнитивный дизонтогенез при шизофрении в детском возрасте. Экспериментальные исследования
  • 10. Личностные расстройства (психопатии) и их классификации (п.Б.Ганнушкин и его «триада», мкб-10).
  • 11. Методологические проблемы современной клинической психологии. Методический и этический аспекты.
  • 12. Модели внутренней картины болезни. Основные структурные и функциональные единицы.
  • 13. Нарушения восприятия при психических расстройствах: психологический и психиатрический подход. Экспериментальные исследования.
  • 14. Нарушение мотивации при психических расстройствах. Проблема формирования патологических мотивов.
  • 15. Нарушение памяти при органических поражениях мозга.
  • 16. Основные теоретические направления в современной личностно-ориентированной пт. Проблема оценки эффективности пт.
  • 17. Патология мышления при психических расстройствах. Психиатрический и психологический подход. Классификация нарушений мышления по Зейгарник.
  • 18.Предмет и задачи нейропсихологии. Современная нейропсихология – основные направления. Значений нейропсихологии для клинической практики и общей психологии.
  • 19. Предмет и задачи психологического изучения психосоматических явлений.
  • 20. Предмет психологии аномального развития. Основные понятия, асинхрония и гетерохрония развития в детском возрасте.
  • 21. Префронтальные лобные отделы мозга и их роль в регуляции деятельности
  • 22. Принципы построения диагностического исследования в патопсихологии
  • 23.Принципы психологического исследования в клинике
  • 24. Проблема дизонтогенеза в клинической психологии. Виды классификаций дизонтогенеза.
  • 25. Проблема писхологического онтогенеза телесности. Возможности и ограничения объективного метода в исследовании телесности человека.
  • 26.Проблема детской психосоматики. Возрастная динамика вкб.
  • 27. Психологическая структура нарушений познавательной деятельности при шизофрении.
  • 28. Психологическая структура нарушений познавательной деятельности при олигофрении.
  • 29. Психологическая экспертиза: виды и задачи.
  • 30. Психологические особенности детей с задержкой психического развития.
  • 31. Психосоматическая проблема. Основные положения культурно-исторического подхода.
  • 32. Психотерапия личностных расстройств. Выбор психотерапевтической стратегии в зависимости от типа личностных расстройств.
  • 34. Теория системной динамической организации впф. Основные понятия нейропсихологии: симптом, синдром, фактор – определение, примеры.
  • 35. Три структурно-функциональных блока мозга, строение и функции.
  • 17. Патология мышления при психических расстройствах. Психиатрический и психологический подход. Классификация нарушений мышления по Зейгарник.

    Нарушения мышления являются одним из наиболее часто встречающихся симптомов при психических заболеваниях.

    Психиатры при описании патологии мышления при психич. расстройствах акцентируют внимание на симптомах нарушения (можно сказать, про бред – совокупность болезненных представлений, рассуждений и выводов, овладевающих сознанием больного, искаженно отражающих действительность и неподдающихся коррекции во вне; навязчивые идеи; мутизм, разоравнность, нарушение темпа, символичность мышления). Т.о. в психиатрии констатируются нарушения, в то время как психологи исследуют причину патологии, механизмы нарушений, описанные в психологических терминах с помощью патопсихологический исследований. Б.В. Зейгарник и осуществила такой подход, описав классификацию нарушений мышления.

    Нарушения мышления носят разнообразный характер.

    Классификация Зейгарник:

    3 вида патологии мышления:

      нарушение операционной стороны мышления. При некоторых формах патологии психической деятельности у больных теряется возможность использовать систему операций обобщения и отвлечения.

      1. снижение уровня обобщения : в суждениях больных доминирует непосредственность представления о предметах и явлениях, сугубо конкретные связи между предметами. Сложна задача классификации (предметы слишком различны по своим конкретным свойствам). (эпилепсия, олигофрения )

        искажение процесса обобщения : больные в суждениях отражают лишь случайную сторону явлений, несущественные отношения между предметами. Проблемы с классификацией (чаще у шизофреников, психопатов ) – руководство чрезмерно общими признаками, объединение вилки, стола и лопаты по твердости. Речь носит вычурный характер, проблемы с пиктограммой – формальные и бессодержательные связи. Вербальные ассоциации – только 30% адекватно, остальное – эхолалии, по созвучию, речевые штампы, т.е. уход от содержательной стороны задания. Слово не является инструментом обобщения ни для а), ни для б).

      нарушение динамики мышления - мышление, как процесс протекающий во времени

      1. лабильность мышления : Мышление характерно потоком ассоциаций, не поддающихся контролю. Неустойчивость способа выполнения задания, больные сбиваются. Соскальзывание, отвлекаемость. При классификации спустя некоторое время оставляют правильный путь решения:

        1. Чередование обобщения и конкретики.

          логические связи подменяются случайными сочетаниями.

          Образование одноименных групп

    (Часто при МДП в маниакальной фазе .)

        Инертность мышления : инертность связей прошлого опыта, не могут менять избранный способ работы. Замедленность интеллектуальных процессов, плохая переключаемость, заторможенность. Больные могут увязать в деталях, что мешает обобщению. (Часто при эпилепсии, травмах, УО)

      нарушение мотивационного (личностного) компонента мышления утеря целенаправленности мышления. Источником человеческого действие является осознанные потребности. Связь нарушения мышления с изменением мотивационной сферы наблюдается при разных формах псих. болезней.

      1. разноплановость мышления : суждения в разных плоскостях. Больные правильно усваивают инструкции, могут обобщать, сравнение на существенных признаках. Но они не выполняют задание в требуемом направлении: их суждения протекают в разных руслах. Нет единой логики, единого плана. Основа классификации не носит единого характера (шизофрения ) – напр. то св-ва предметов, то личные вкусы.

        резонерство : непродуктивные многоречивые рассуждения, склонность к бесплодному мудровствованию (эпилепсия – конкретность, шизофрения – непонятность, психопатия – демостративность). Для психиаторов – нарушение мышления, но для психологов – не столь нарушения, сколько повышенная аффективность, неадекватное отношение, стремление подвести любое, даже незначительное, явление под какую-то концепцию. Выражается в претенциозно-оценочной позиции больного и склонности к большому обобщению по отношению к мелкому объекту суждений. Пафос, многозначительность.

        Разноплановость и резонерство находят отражение в речи (хар-р разорванность) – симптом нарушения речи как функции обобщения.

      нарушение процесса саморегуляции познавательной деятельности

      1. В условиях необходимости организации своих действий (напр. неопределенности, выбора, затруднения) не способны к осуществлению целенаправленной деятельности. Невозможность целенаправленной организации мыслительных действий. Напр. актуализация латентных, необычных свойств предметов, абстрактность построений – у шизофрении ; конкретность, детализация, ригидность – эпилепсия . По ошибкам – исправляют сами, вместе в экспериментатором или не исправляют.

    Нарушения мышления при:

    органическом поражении ЦНС – лабильность, неравномерность уровня внимания, может быть грубое снижение мыслительных операций: трудности обобщения, синтеза, анализа, конкретно-ситуационного решения.

    Б. Альцгеймера – снижение интеллекта, памяти, внимания. на поздних этапах – распад интеллектуальной деят-ти.

    2. НАРУШЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО КОМПОНЕНТА МЫШЛЕНИЯ

    В клинике психических заболеваний наблюдаются нарушения мышления, обусловленные нарушениями личности. К ним можно отнести разноплановость мышления, нарушение критичности и саморегуляции.

    Мышление является сложной саморегулирующей формой деятельности. Оно определяется целью, поставленной задачей. Существенным этапом мыслительной деятельности является сличение получаемых результатов с условиями задачи и предполагаемыми итогами. Для того чтобы этот акт сличения выполнялся, человеческая мысль должна быть активной, направленной на объективную реальность. Утеря целенаправленности мышления приводит не только к поверхностности и незавершенности суждений, но и к тому, что мышление перестает быть регулятором действий человека.

    Однако положение о том, что мышление является регулятором действий, не следует понимать так, будто мышление следует рассматривать как источник, как движущую силу поведения. Ф. Энгeльc писал: "Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления, вместо того чтобы объяснять их из своих потребностей (которые при этом, конечно, отражаются в голове, осознаются), и этим путем с течением времени возникло то идеалистическое мировоззрение, которое овладело умами в особенности со времени гибели античного мира"

    Следовательно, источником человеческого действия являются осознанные потребности, возникшие в результате общественно-трудовой деятельности человека. Потребность, осознанная человеком, выступает для него в виде конкретных жизненных целей и задач. Реальная деятельность человека, направленная на достижение этих целей и разрешение данных задач, регулируется и корригируется мышлением. Мысль, пробужденная потребностью, становится регулятором действия; для того чтобы мышление могло регулировать поведение, оно должно быть целенаправленным, критичным, личностно мотивированным.

    Не существует мышления, оторванного от потребностей, мотивов, стремлений, установок, чувств человека, т.е. от личности в целом. Об этом писал С. Л. Рубинштейн в своей книге "О мышлении и путях его исследования": "Вопрос о мотивах, о побуждениях анализа и синтеза мышления вообще... это по существу вопрос об истоках, в которых берет свое начало тот или иной мыслительный процесс" .

    Л. С. Выготский постоянно подчеркивал, что мысль не последняя инстанция, что сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наши влечения и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции.

    При построении своей теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперин указывает на необходимость прежде всего формирования мотива к действию.

    За последние годы наметился подход к мышлению как деятельности управления поиском решения задач. Хотя этот аспект, продиктованный кибернетическими исследованиями, безусловно, оказался плодотворным для психологии мышления, он вместе с тем вызвал у ряда исследователей односторонний подход в анализе процесса мышления, мышление стало рассматриваться как аналог работы электронно-вычислительных машин. Оно стало сводиться к элементарным информационным процессам, к манипуляции символами. О. К. Тихомиров правильно отмечает, что распространение кибернетики привело к концентрации внимания на схеме любой деятельности, а "проблема специфически человеческих особенностей деятельности отодвигается на второй план" [185,31 ].

    Между тем, говоря о "пристрастной" природе человеческой деятельности, А. Н. Леонтьев пишет, что "личностный смысл выражает именно его (субъекта. - Б. 3.) отношение к осознаваемым объективным явлениям" [110, 281 ]. Естественно, что измененный личностный смысл должен сыграть существенную роль в строении и протекании мыслительной деятельности.

    Связь нарушения мышления с изменением мотивационной сферы наблюдается при разных формах душевных болезней. Уже при анализе того вида патологии мышления, который мы называли "искажением уровня обобщения", можно по существу говорить о нарушении мотивационного компонента мышления. Как отмечалось, больные, у которых выступило подобное нарушение, опирались в своих суждениях на признаки и свойства, не отражавшие реальные отношения между объектами.

    Особенно четко такие нарушения выявились при некоторых экспериментальных пробах, требовавших выделения и отбора признаков, на основе которых возможен синтез и обобщение (например, при разных вариантах классификации объектов). Мы приводили способы классификации объектов подобными больными, когда ложка могла быть объединена с автомобилем "по принципу движения", шкаф объединялся с кастрюлей, потому что у "обоих есть отверстия". Нередко предметы объединялись на основании их окраски, расположения в пространстве или стиля рисунка. Подобная повышенная облегченная актуализация формальных ассоциаций, неадекватных сближений была выявлена и другими исследователями. Так, Ю. Ф. Поляков и Т. К. Мелешко приводят пример, когда больной видит сходство между карандашом и ботинком в том, что "оба оставляют след". Описывая подобные явления, они объясняют их тем, что случайные, маловероятные связи актуализируются у больных с такой же частотой, как и упроченные. Это положение правильно. Следует, однако, разобраться в том, что представляют собой в психологическом отношении понятия "существенные", "упроченные", "значимые" или, наоборот, случайные признаки или свойства предметов.

    Значимым, существенным является для человека то, что приобрело смысл в его жизнедеятельности. Не частота появления того или иного признака или свойства предмета делает его значительным или существенным, а та осмысленность, та роль, которую этот признак сыграл в жизни человека. Существенность признака и свойства, значимость самого предмета или явления зависят от того, какой смысл они приобрели для него. Явление, предмет, событие могут в разных жизненных условиях приобретать разный смысл, хотя знания о них остаются те же. А. Н. Леонтьев прямо указывает, что явление меняется со стороны "смысла для личности".

    Вместе с тем значение вещей, совокупность наших знаний о них остаются устойчивыми. Несмотря на то что личностная направленность и содержание мотивов могут оказаться различными, основная практическая деятельность формирует устойчивость предметного значения вещей.

    Наше восприятие мира всегда включает в себя и смысловое отношение к нему, и его предметно-объективное значение. При известных обстоятельствах превалирует то одна, то другая сторона, но обе они слиты в гармоническом единстве.

    Конечно, изменение эмоций, сильные аффекты могут и здорового человека привести к тому, что предметы и их свойства начнут выступать в каком-то измененном значении. Однако в экспериментальной ситуации, как бы она ни была значима для больного, объекты выступают в своей однозначной характеристике. Посуда всегда выступает как посуда, а мебель - как мебель. При всех индивидуальных различиях - разнице в образовании, при всей разнородности мотивов, интересов - здоровый человек при необходимости классифицировать объекты не подходит к ложке как "движущемуся предмету". Операция классификации может проводиться в более или менее обобщенном плане, но предметное значение объекта, с которым человек совершает ту или иную операцию, остается устойчивым. Поэтому признаки, на основании которых проводится операция классификации, актуализирующиеся при этом свойства предметов носят в известной мере характер стандартности и банальности. У ряда больных шизофренией эта устойчивость объективного значения вещей нарушилась.

    Конечно, и у них вырабатывались общие (по сравнению с нормой) знания о вещах и явлениях. Они едят ложкой и в качестве средства передвижения используют троллейбус; применительно к выполняемой интеллектуальной задаче - классификации предметов - эти же больные могли отнести ложку к категории посуды или шкаф к категории мебели, но одновременно с этим ложка могла выступить и как объект "движения". Наряду с актуализацией обычных, обусловленных всей прошлой жизнью свойств признаков, отношений между предметами и явлениями могли оживляться и неадекватные (с точки зрения нормальных представлений о мире) связи и отношения, которые приобретали смысл лишь благодаря измененным установкам и мотивам больных. То единство, в которое включалось значение предмета и смысловое отношение к нему, терялось благодаря изменению в сфере мотивов и установок. Особенно ярко выступало нарушение личностного компонента в том виде нарушений мышления, который мы охарактеризовали как "разноплановость мышления".

    Разноплановость мышления . Нарушение мышления, обозначенное как "разноплановость", заключается в том, что суждения больных о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях. Больные могут правильно усваивать инструкцию. Они могут обобщить предлагаемый им материал; актуализируемые ими знания о предметах могут быть адекватными; они сравнивают объекты на основании существенных, упроченных в прошлом опыте свойств предметов. Вместе с тем больные не выполняют задания в требуемом направлении: их суждения протекают в разных руслах.

    Речь идет не о том всестороннем, свойственном мышлению здорового человека подходе к явлению, при котором действия и суждения остаются обусловленными целью, условиями задания, установками личности.

    Речь идет также не о тех колебаниях уровня и содержания суждений, возникающих как результат измененной динамики мышления. Как мы говорили выше, при непоследовательности суждений больные на какой-то отрезок времени лишаются возможности правильно и адекватно рассуждать. Однако это не представляет собой утерю целенаправленности мыслительной деятельности как таковой. Действия больного адекватны цели и условиям, поставленным экспериментатором (например, больной оставляет обобщенный способ решения и начинает объединять объекты на основании конкретного признака), но его действия проводятся в плане классификации: он объединяет предметы на основании свойств, признаков самих предметов. При разноплановости мышления сама основа классификации не носит единого характера. Больные объединяют объекты в течение выполнения одного и того же задания то на основании свойств самих предметов, то на основании личных вкусов, установок. Процесс классификации протекает у больных в разных руслах.

    Приводим для иллюстрации некоторые примеры больного Г- на (шизофрения, параноидная форма).

    Таблица 12

    Выполнение задания "классификация предметов" (больной Г-н с "разноплановостью" мышления)

    Предметы,
    объединенные больным в группы

    Объяснение больного

    Слон, лошадь, медведь, бабочка, жук и другие животные Животные
    Самолет, бабочка Группа летающих (бабочка изъята больным из группы животных)
    Лопата, кровать, ложка, автомобиль, самолет, корабль Железные. Предметы, свидетельствующие о силе ума человеческого (самолет изъят из группы летающих)
    Цветок, кастрюля, кровать, уборщица, пила, вишня Предметы, окрашенные в красный и синий цвета
    Слон, лыжник Предметы для зрелищ. Людям свойственно желать хлеба и зрелищ, об этом знали древние римляне.
    Шкаф, стол, этажерка, уборщица, лопата Мебель. Это – группа выметающих плохое из жизни. Лопата – эмблема труда, а труд не совместим с жульничеством
    Цветок, кусты, деревья, овощи и фрукты Растения
    Стакан, чашка, кастрюля Посуда

    Из приведенной таблицы видно, что больной Г-н выделяет группы то на основании обобщенного признака (животные, посуда, мебель), то на основании материала (железные), цвета (картинки окрашены в красный и синий цвета). Другие предметы объединяются на основании моральных и общетеоретических представлений больного (группа "выметающих плохое из жизни", группа, "свидетельствующая о силе ума человеческого", и т.п.).

    Некоторые больные руководствуются при выполнении задания личными вкусами, обрывками воспоминаний. Так, больной С-в (параноидная форма шизофрении), выполняя задание на "классификацию предметов", пытается образовать группы животных, растений, но тут же добавляет: "Но если подходить с точки зрения моего личного вкуса, то я не люблю грибы, я выброшу эту карточку. Когда-то отравился грибами. А вот это платье мне тоже не нравится, оно не изящное, я их положу в сторону. А вот моряк мне нравится, и спорт я признаю (объединяет моряка и лыжника в одну группу)".

    Таким образом, больной теряет цель задания не потому, что он истощился, а потому, что выполняет классификацию исходя то из "личного" вкуса, то кладя в основу воспоминание о том, что он "отравился грибами".

    Другой больной К-н (шизофрения), описанный нами совместно с П. Я. Гальпериным, при классификации предметов не соглашается отнести собаку в группу выделенных им домашних животных: "Я не стану есть собачину". Направленность на объективное содержание действия утрачивается, наряду с адекватными суждениями выступает "разноплановый" характер мышления. Подобная разноплановость была обнаружена нами при выполнении задания "исключение предметов".

    Приводим для иллюстрации некоторые примеры из эксперимента больной шизофренией (простая форма) в табл. 13.

    Таблица 13

    Выполнение задания "исключение предметов" (больной Г-н с "разноплановостью" мышления)

    Предъявленные картинки

    Высказывания больной

    Лампа керосиновая, свеча, электрическая лампочка, солнце Надо выделить солнце, это естественное светило, остальное – искусственное освещение
    Весы, термометр, часы, очки Очки, отделю, не люблю очков, люблю пенсне, почему их не носят? Чехов ведь носил
    Барабан, фуражка, зонтик Зонтик не нужен, сейчас носят плащи. Зонтик – это устаревший атрибут, я – за модернизм

    Как видно из табл. 13, больная способна выполнить задание на обобщенном уровне; она исключает солнце как естественное светило, но тут же выделяет очки на основании личного вкуса: "она не любит их" не потому, что они не являются измерительным прибором. На таком же основании она выделяет и зонтик.

    В результате одновременного сосуществования, переплетения всех этих разных аспектов, различных подходов к заданию суждения. определения и выводы больных не представляют собой планомерного, целенаправленного выполнения задания. В мыслительной деятельности больных переплетаются логические суждения, обрывки представлений, элементы воспоминаний, желаний.

    Аналогичные нарушения мышления отмечала и Г. В. Биренбаум при исследовании больных шизофренией. Она указывала, что у больных мышление "течет как бы по различным руслам одновременно". Определяя этот симптом как "минование сущности", Г. В. Биренбаум отмечала, что больные часто подменяли выполнение задания выявлением субъективного отношения к нему (устное сообщение).

    При выполнении любого самого простого задания больные подходили не с позиций, обусловленных конкретной ситуацией эксперимента, а руководствовались измененным отношением, измененными жизненными установками. При этом могло и не быть непосредственного привнесения содержания психопатологического симптома в экспериментальную ситуацию (например, больной не "вплетал" элементы бреда в выполнение задания). Однако наряду с адекватными ассоциациями оживлялись связи, имеющие какое-то отношение к болезненным установкам больного, выступающие в данной конкретной ситуации как "причудливые". Предметное значение вещей становится в одной и той же смысловой ситуации неустойчивым, подчас противоречивым.

    * В тесной связи с подобной "разноплановостью" находится и символика мышления некоторых больных шизофренией. Именно из-за "разноплановости" мышления и эмоциональной насыщенности обыденные предметы начинали выступать у них в виде "символов".

    Подобное неадекватное увязывание не стоящих в связи друг с другом вещей, представлений выступает потому, что для больного становится возможным рассмотрение самых обыденных вещей в неадекватных ситуации аспектах.

    Приведенные данные находятся в соответствии со многими клиническими данными. Анализ историй болезни этих больных, наблюдения за их поведением в жизни и больнице выявили неадекватность их жизненных установок, парадоксальность их мотивов и эмоциональных реакций. Поведение больных отклонялось от обычных нормативов. Прежние интересы, взгляды больных отступают на задний план перед неадекватными, болезненными установками. Больной мог не заботиться о своих близких, но он проявлял повышенную озабоченность по поводу "пищевого рациона" своей кошки, другой больной мог оставить свою профессию и, обрекая семью на лишения, занимался тем, что целыми днями расставлял вещи перед фотообъективом, так как, по его мнению, "видение в различных ракурсах приводит к расширению умственного кругозора".

    Парадоксальность установок этих больных, смысловая смещенность приводили к глубокому изменению структуры любой деятельности, как практической, так и умственной. В качестве существенного выступало то, что соответствовало измененным парадоксальным установкам больного. При выполнении экспериментальных заданий, требовавших сравнения и отбора признаков, подобная смысловая смещенность приводила к оперированию неадекватными.

    Если больной, который видел смысл жизни в расстановке предметов перед фотообъективом, классифицировал предметы на основании их расположения на картинках, то выбор такого принципа являлся для него осмысленным.

    В тех случаях, когда больной захвачен бредовыми переживаниями, "разноплановость" мышления выступает отчетливо и в клинической беседе. В ситуации, аффективно не насыщенной, "разноплановость" мышления может выступить лишь в рудиментарной форме. Однако, как мы видели выше, она может отчетливо выявиться в экспериментальной ситуации. В этих случаях смысловая смещенность приводит к актуализации незначимых, "латентных" (С. Л. Рубинштейн) свойств, сосуществующих с адекватными. Мышление лишается целенаправленности.

    В своем докладе на XVIII Международном конгрессе психологов в Москве (1966 г.) "Потребности, мотивы, сознание" А. Н. Леонтьев говорил о том, что "усвоенные человеком значения могут быть более узкими или более широкими, менее адекватными или более адекватными, но они всегда сохраняют свой объективированный, как бы "надличный характер" [111,9 ]. Очевидно, у описываем "Резонерство" ых нами больных этот "надличный" характер значений теряется.

    Еще более четко выступает роль измененного личностного отношения в структуре того вида патологии мышления, который обозначается в психиатрической клинике как резонерство.

    Это расстройство мышления определяется клиницистами как "склонность к бесплодному мудрствованию", как тенденция к непродуктивным многоречивым рассуждениям. Иначе говоря, резонерство выступает для психиатров как само нарушение мышления. В действительности же это лишь феноменологическое описание. Наши исследования показали, что механизмом "резонерства" являются не столько нарушения интеллектуальных операций, сколько повышенная аффективность, неадекватное отношение, стремление подвести любое, даже незначительное, явление под какую-то "концепцию".

    Нередко неадекватные суждения отмечаются даже у больных, у которых вообще эксперимент не выявляет нарушений познавательных процессов. Так, больной психопатией, который в опыте на пиктограмму подбирает адекватные связи для запоминания слова "развитие", рисует двух людей, расходящихся в разные стороны, объясняя: "Это разлука, разлука приводит к усовершенствованию, ведь разлука это печаль, а чувство печали облагораживает человека, снимает мещанскую шелуху самодовольства". Другая больная при предъявлении пословицы "Не все то золото, что блестит" говорит: "Это значит, что надо обращать внимание не на внешность, а на внутреннее содержание", и тут же добавляет: "Но все же я должна сказать, что с точки зрения диалектики, это не совсем правильно, ведь существует же единство формы и содержания, значит, надо обратить внимание и на внешность".

    Психологическая характеристика симптома резонерства была предметом специального исследования Т. И. Тепеницыной . Как показали результаты ее исследования, неадекватность, резонерство больных, их многоречивость выступали в тех случаях, когда имела место аффективная захваченность, чрезмерное сужение круга смыслообразующих мотивов, повышенная тенденция к "оценочным суждениям". Т. И. Тепеницына пишет, что "резонерство выражается в претенциозно-оценочной позиции больного и склонности к большому обобщению по отношению к мелкому объекту суждений" [183, 72 ].

    Для иллюстрации приводим данные истории болезни и протоколов больной В. П.

    Больная В. П., 1940 г. рождения. Образование среднее. Диагноз: шизофрения, параноидная форма.

    Раннее развитие больной протекало без особенностей. В школу пошла с 7 лет. Училась хорошо. Росла упрямой, резкой девочкой. Была "заводилой" среди детей. Стремилась во всем быть первой.

    После окончания школы поступила в торговый техникум, который успешно окончила. В 1959-1960 гг. стала чрезмерно "деятельной", настроение было всегда "восторженное", легко знакомилась с людьми.

    В 1961 г. поступила в вуз. Много занималась. Впервые ловилась несвойственная ранее больной подозрительность.

    Стала злобной, грубой. Начала подозревать своего мужа в "плохих поступках". Привела его в милицию. Там была осмотрена психиатром и стационирована в психиатрическую больницу. При поступлении в больницу была малодоступной, злобной, возбужденной. Считала, что "враги" в сговоре с мужем, связаны с враждебными людьми. В больнице пробыла 24 дня. Лечилась аминазином и инсулином. Выписана в хорошем состоянии. Дома чувствовала себя хорошо. Успешно сдала зачеты. Вскоре состояние опять ухудшилось. Нарушился сон. Опять появилась подозрительность, выгоняла мужа из дома. Появились страхи.

    В ноябре 1963 г. была стационирована повторно. При поступлении манерна, дурашлива, на лице неадекватная улыбка. Заявила, что слышит "голоса из космоса", испытывает на себе постороннее воздействие. Кто-то "действует на ее мысли", "ощущает, что в разных частях тела что-то дергается". Временами возбуждена, стремится куда-то бежать, то плачет, то смеется. Проявляет агрессию по отношению к больным. В период лечения стелазином состояние улучшилось. Стала спокойнее, правильнее себя вести. Со стороны внутренних органов и центральной нервной системы патологии не выявлено.

    Данные общего экспериментально-психологического исследования (данные Т. И. Тепеницыной). Во время исследования настроение больной приподнятое, довольна. Тон высказываний - пуэрильно-восторженный. Много и беспричинно смеется. Манерна, многоречива. Обнаружила хорошую память, из 10 слов сразу же воспроизводила 10, почти в том же порядке, могла дословно повторить сложные тексты.

    Приводим в качестве иллюстрации протоколы выполнения больной экспериментальных заданий: при выполнении классификации особенно отчетливо выступает склонность к "претенциозным высказываниям". Так, объединяя в группу предметы: "пилу, стакан, бутылку, куртку", больная объясняет: "Предметы домашнего обихода и инструменты"; "петуха, моряка, женщину" - "Петух гордый, моряк стройный, а женщина красивая"; "дерево, жука" - "Дерево можно к жуку, потому что никто не знает, откуда произошли деревья и никто не знает, откуда произошли жуки"; "велосипед, кровать, стол" - "Техника, так как там затрачен труд такой же, как для того, чтобы сделать велосипед... Стол сюда же, тоже затрачен конкретный труд"; "птицу и собаку" - "Птичка и собачка к животным: они дышат. Можно сюда и моряка и женщину, потому что они произошли от обезьяны"; "стакан, петух" (перекладывает картины из первой группы) - "Общее - Это жизнь! Потому что, если бы не было петуха, не было бы и курицы; если бы не было курицы, не было бы и яйца! Выдуть яйцо - будет скорлупа, будет стакан, в него можно налить!"; "часы, пароход" - "Это тоже техника, во-первых; во-вторых, пароход работает по московскому времени. Московское время работает по Ому, по Архимеду, по Плутарху. Этот корабль не утонет, если будет работать по часам".

    Попытки экспериментатора вмешаться, помочь больной, направить работу по нужному руслу ни к чему не приводят. Классификация предметов остается незавершенной.

    Аналогичные результаты выявляются при определении слов: "дружба", больная определяет: "Дру-жба! Это такое чувство!.. Это большое, большое чувство, которое толкает людей на хорошие поступки... Это люди оказывают друг другу помощь в трудную минуту, это даже чувство любви в какой-то степени. Дружить можно не только... Дружба может быть не только среди людей, дружба бывает и среди животных. Дружба - это хорошо! Дружба - это хорошее чувство, которое испытывают люди и животные, которое позволяет людям делать друг другу хорошее..."; "голова" - "Голова - это та часть тела, без которой жить невозможно. Не-воз-мож-но! Это, как говорит Маяковский, "мозг класса, сила класса". В голове расположен мозг - мозг тела, сила тела - вот что такое голова. Без руки жить можно, без ноги - можно, а без головы не рекомендуется".

    Приводим примеры сравнения понятий. Больная должна сравнить понятия "часы и термометр"; она отвечает: "Это жизнь! Градусник-это жизнь! И часы - это жизнь! Ибо градусник нужен, чтобы измерять температуру людей, а время измеряют часы. Не было бы жизни, если не было бы часов и не было бы градусника, а не было бы градусника, больным бы не мерили температуру и не мерили бы температуру воздуха; не мирили бы температуру воздуха - не могли бы предсказывать погоду, прогноза не могло быть, а если бы не было часов, то люди были бы как стадо: они не всегда выходили бы на работу, только по солнцу, а солнце не всегда видно - зимой его нет"; "птица и самолет" - "Сходство - крылья. Потому что рожденный ползать, летать не может. Человек тоже летает, у него есть крылья. У петуха тоже есть крылья, но он не летает. Он дышит. Рожденный ползать летать не может!"

    Т. И. Тепеницына отмечает, что аффективность проявляется и в самой форме высказывания: многозначительной, с неуместным пафосом. Иногда только одна интонация испытуемого позволяет расценить высказывание как резонерское; так, суждения, звучащие в громкой речи как типично резонерские, при письменной записи вместе с потерей интонаций теряют и свой резонерский оттенок.

    Грамматический строй речи этой категории больных отражает эмоциональные особенности "резонерства". Своеобразен синтаксис, своеобразна лексика резонерских высказываний. Больные часто используют инверсии, вводные слова.

    Разноплановость и резонерство вольных находят свое выражение и в речи, которая приобретает, по выражению клиницистов, характер "разорванности". По существу же это тоже симптом нарушения речи как функции общения.

    Приведем пример речи больного Ч-на.

    Экспериментатор . Ю. С., а часы Вы мне думаете отдать?

    Больной . Не, не, не.

    Э.: Это ведь чужая вещь.

    Б.: Вещь, не вещь, человек, не человек (затем на ряд вопросов больной отвечает только неадекватной мимикой и жестами).

    Э.: Зачем Вы губами шевелите?

    Б.: Губы у меня всегда одинаковые.

    Э.: Одинаковые?

    Б.: Да. А зубы у меня растут откуда или нет? Вот вы мне говорите...

    Э.: Зубы растут?

    Б.: Зубы есть, но не могу с Вами играть.

    Э.: Зубами?

    Б.: Нет, Вы не смейтесь, Ваше величество... Вот я продал флаг, потом продам орудие и на оружиях этих... (неразборчиво, тихо).

    Э.: Что? Я не расслышал.

    Б.: Ничего больше... А свет есть свет. Ну, что ли, тьма... Да, значит. Вы хотите сказать, что дальше нас нельзя найти.

    Э.: Почему?

    Б.: Вот, к примеру, человек зависит от человечества. В общем, так, пускай. Спит человечество, он говорит только с ним. У моего отца есть, а вот этого - нет.

    Э.: Чего нет?

    Б.: Ну, чего обещались. Ну, все-таки просто народы до народности было.

    Э.: До народности было?

    Б.: Вы, Ваше величество, не смотрите, только не указывая, так, красное, бледное, бело. Все это не... (неразборчиво).

    Э.: Не понимаю, что Вы говорите.

    Б.: А вот не продаете. Вы скажите, как я думаю? Вот, вот, ну, жандарм. Вам психология надобна?

    Э.: Разве я жандарм?

    Б.: То есть в каком смысле? Что его съедят... Ну, нехорошо... с отрицательной осадкой. Посмотрите на них, кто такая (неразборчиво)... Вы хотели меня обидеть... и я мог бы, но деньги мои тают.

    Э.: Это метафора?

    Б.: Да это неважно... (пропуск). Вы сегодня не выходите из кабинета, а в кабинет никого не пускаете. Там я... всегда готов.

    Э.: К чему готов.

    Б.: Да это неважно... Сына народного (неразборчиво).

    Э.: Что же важно, я не понимаю.

    Б.: Да я сам тоже не знаю (смеется)... Дайте я покурю, а Вы больше не толкайте меня сюда...

    Э.: Вы сами пришли.

    Б.: Я человек был честный, я хотел на кухню смотреть. У меня есть часы, на которых есть поверенный. А вот у меня братишка - простой мастеровой. И если бы каждый вот так думал за себя, все бы (неразборчиво)...

    Э.: Вы отдадите мне часы?

    Б.: Часы я только что скушал. Но если я так буду кушать, то и вообще (говорит неразборчиво, тихо)...

    Э.: То что?

    Б.: У меня нет нуля. И это мне нехорошо. Я экономлю... Все человечество экономит... а я хочу сделать его честь.

    Э.: Зачем, Ю. С.?

    Б.: Вы, папа, не смейтесь... Я так, просто говорю...

    Э.: Зачем, с какой целью?

    Б.: Папа, покушай вот эту вещь (дает пепельницу).

    Э.: Разве она съедобна?

    Б.: А сколько раз тебя сломали (неразборчиво)... Сломано, посмотри, папа, сломано.

    Э.: Она же не съедобна.

    Б.: Да, она-то не съедобна.

    Э.: Значит, ее нельзя есть.

    Б.: Если он возьмет его - купите, а сами, он продаст его, - не пейте (показывает на графин с водой).

    Нередко подобные больные говорят независимо от присутствия собеседника (симптом монолога). Приведем пример монологической речи больного Н. (шизофрения, состояние дефекта). При внешне упорядоченном поведении и правильной ориентировке в обстановке монотонным, спокойным голосом больной часами произносит монологи, не проявляя при этом никакой заинтересованности во внимании собеседников.

    Почему, я вот почему, мне, конечно, никто не сказал об этом, и где я не вычитал это, это и нигде не показано. Я думаю и твердо, конечно, знаю, что эта материя движения, весь земной шар (непонятно). Да, я думаю, долго я думал об этом деле, но вижу, что значит это - живая материя, она, находясь, вот значит живая материя, вот я думаю, что потом я думаю, раньше я учился, сколько я не учился, все же учился, воздух - не живой, ну, кислород, водород, все это мертвые вещества, а мне теперь представляется, что вся населяющая окружающую атмосферу зелень окутывает; ну, живое существо, совершенно живое существо, совершенно живое существо, совершенно живое вот, и оно состоит, цветя, его представляю, как этот дым, только не сразу, как он появляется, вот как уже разошелся, чуть-чуть заметно и состоит из таких мельчайших существ, проста трудно различить, вот, и они имеют страшную силу, конечно, они вселятся куда хотите, через поры любого вещества, вот. Все это двигает в то же время, вот я считаю, что и зарождалось то. Почему женщина, вот эта материя, по-моему, весь род на земле происходит.

    Анализ приведенных образцов "разорванной" речи приводит к следующим выводам.

    Во-первых, в довольно длительных высказываниях больных нет никакого рассуждения; больные произносят ряд фраз, но не сообщают в них никакой содержательной мысли, не устанавливают никаких, хотя бы ложных, связей между предметами и явлениями.

    По внешней форме первый отрывок напоминает разговор двух людей: в некоторых ответах больного даже содержится какой-то отклик на вопрос экспериментатора. По существу же представленная даже в диалогической форме речь больного не служит функции общения: больной ничего не сообщает экспериментатору, ни о чем не пытается у него узнать. Называя экспериментатора то жандармом, то папой, больной не обнаруживает намека на соответствующее этому отношение к нему. Попытка экспериментатора направить речь больного на какую- нибудь тему не удается; если больной и реагирует на вопрос экспериментатора, то только как на раздражитель, который дает начало новому непонятному потоку слов. Как подчеркивает В. А. Артемов, направленность на содержание является одной из характерных особенностей восприятия речи. У наших больных эта особенность утеряна.

    Во-вторых, в речи больных нельзя обнаружить определенного объекта мысли. Так, больной называет ряд предметов - воздух, материю, художника, происхождение человека, красные кровяные шарики, но в его высказывании нет смыслового объекта, нет логического подлежащего. Приведенные отрывки нельзя изложить другими словами.

    В-третьих, больные не заинтересованы во внимании собеседника, они не выражают в своей речи никакого отношения к другим людям. "Разорванная" речь этих больных лишена основных, характерных для человеческой речи признаков, она не является ни орудием мысли, ни средством общения с другими людьми.

    Эта особенность речи больных, отсутствие функции общения, в сочетании с ее другой особенностью, с ее непонятностью для окружающих, делает ее схожей с так называемой эгоцентрической речью ребенка.

    Нарушения мышления могут возникнуть потому, что выпадает постоянный контроль за своими действиями и коррекция допущенных ошибок. Подобный вид нарушения мышления можно охарактеризовать как нарушение критичности мышления.

    Вопрос о критичности мышления решался в психологии только в общем плане. С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что только в процессе мышления, при котором субъект более или менее сознательно соотносит результаты мыслительного процесса с объективными данными, возможна ошибка и что возможность осознать ошибку является привилегией мысли. Выделяя качества ума, Б. М. Теплов указывает на критичность и оценивает ее как умение строго оценивать работу мысли, тщательно взвешивать все доводы за и против намечающихся гипотез и подвергать эти гипотезы всесторонней проверке. Л. С. Выготский неоднократно подчеркивал, что осознание и овладение идут рука об руку. Именно в недоучете возможности овладения своими действиями, суждениями Л. С. Выготский видел основной недостаток теории Курта Левина.

    Проблема критичности освещена также в работах А. Г. Спиркина, Е. В. Шороховой, Л. И. Божович и ее сотрудников в связи с проблемой формирования сознания и самосознания.

    Понятие критичности в психопатологии неоднозначно; часто имеется в виду критичное отношение к бреду, к галлюцинациям и другим болезненным переживаниям. В данном параграфе подвергается анализу тот вид критичности, который состоит в умении обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с объективными условиями.

    При выполнении экспериментальных заданий обнаружилась особая группа ошибок, которую можно было характеризовать как бездумную манипуляцию предметами. Так, например, в опыте на классификацию объектов больные, не вслушавшись в инструкцию, бегло взглянув на карточки, начинали раскладывать предметы по группам, не проверяя себя. Так, один из больных начинает складывать в одну группу карточки, лежащие рядом: "медведь", "термометр", "лопата", "шкаф"; в другую группу собирает карточки, находящиеся по краям: "гриб", "птица", "велосипед".

    По существу говоря, само задание не выступило для больного как таковое. При указании экспериментатора, что группы надо отбирать по смыслу, чтобы карточки подходили друг к другу, больной правильно сортирует карточки, выделяя группы по обобщенному признаку (животные, мебель, люди, растения).

    Это безразличное отношение к своим ошибкам достигало у некоторых больных самой нелепой формы. Так, например, один больной, сохранивший навык счета, при вычислении возраста своей дочери допустил столь грубую ошибку, что дочь оказалась моложе его на два года. Когда экспериментатор обратил внимание больного на абсурдность его вычисления, он, не смутившись, ответил: "Все может быть". Например, другой больной, которому показывается серия картинок, изображающих нападение волков на мальчика, идущего в школу, едва взглянув на картинки, ответил: "Мальчик лезет на дерево, хочет нарвать яблок, вероятно". Экспериментатор : "Посмотрите внимательнее". Больной : "Мальчик спасается от волков". Еще один больной, едва выслушав просьбу экспериментатора объяснить пословицу: "Куй железо пока горячо", отвечает: "Да, да, железо должно быть расплавленным, иначе оно не ковко" - и тут же объясняет правильно: "Не надо откладывать дело в долгий ящик".

    Больные могут осмыслить содержание басни, условный смысл инструкции, понять переносный смысл пословицы, вычленить обобщенный признак и вместе с тем допустить грубейшие ошибки, действовать не в направлении инструкции, неправильно отнести фразы к пословице. Следовательно, больные могли понимать условие задания и в то же время действовать вразрез этим пониманием.

    Проблеме нарушений критичности у психически больных была посвящена работа И. И. Кожуховской . Обнаруженные различные проявления нарушений критичности дали автору основание для некоторой их систематизации.

    Среди различных форм некритичности И. И. Кожуховская выделила аспект, имеющий прямое отношение к описываемому нами явлению "нарушение критичности мышления".

    В прежних главах мы неоднократно указывали, что отношение больного к эксперименту всегда мотивировано пониманием смысла самого исследования. Больной в ситуации психоневрологического учреждения всегда руководствуется более или менее значимыми мотивами. Поэтому у больных, как правило, выступает и отношение к своим ошибкам. И. И. Кожуховская отмечает, что именно градация отношений больного к допускаемым ошибкам может в какой-то степени служить показателем критичности мыслительной деятельности больных. Ею было показано, что критичность больных проявлялась по-разному: одни из них сами исправляли свои ошибки, другие делали это только под "нажимом" экспериментатора, третьи отстаивали свои решения. При этом И. И. Кожуховская отмечает очень интересный факт, что в основном не поддавались коррекции ошибки, связанные с разноплановостью суждений. Иными словами, не поддавался коррекции тот вид нарушений мышления, который связан с нарушением мотивационной сферы больных. Этот обнаруженный И. И. Кожуховской факт имеет принципиальное значение и перекликается с выводом работы нашего аспиранта Талат Мансур Габрияла , который тоже выявил, что именно в структуре разноплановости мышления особенно отчетливо выявляется нарушение мотивационного компонента (рис. 3).

    Особенно четко выступали ошибочные, случайные решения больных в заданиях, хотя и простых по содержанию, но требующих контроля за своими действиями не только в конце работы, но на каждом отдельном этапе выполнения задания. Для иллюстрации приведем данные дипломной работы М. И. Урусовой-Белозерцевой, проведенной под нашим руководством в 1959 г.

    Больным предлагались небольшие рассказы с пропущенными отдельными словами; испытуемые должны заполнить эти пропуски (вариант методики Эббингауза).

    В качестве испытуемых выступали больные с поражением лобно-базальных разделов мозга. Были предложены следующие рассказы.

    1. Лев стал... и не мог ходить на... Тогда он решил жить хитростью; залег в своей берлоге и притворился... И вот другие звери стали приходить и навещать больного... А когда они приходили, он набрасывался на них и... Пришла лисица, но в берлогу не вошла, а остановилась у... Лев спросил у нее: "Чего же ты не войдешь ко мне?" А... отвечала: "Я вижу много следов, которые ведут к твоей.., но не вижу.., которые вели бы обратно".

    2. Один человек заказал пряхе тонкие... Пряха спряла тонкие нитки, но человек сказал, что нитки... и что ему нужны нитки самые тонкие. Пряха сказала: "Если тебе эти не тонки, то вот тебе другие", и она показала на... место. Он сказал, что не видит. "Оттого и не видишь, что они очень тонки. Я и сама их не вижу". Дурак обрадовался и заказал себе еще таких.., а за эти заплатил деньги.

    По данным В. И. Урусовой-Белозердевой, из больных описываемой группы лишь четверо сначала прочитали рассказ; остальные 14 испытуемых заполнили пропуски "с ходу", не обращая внимания даже на следующую за ними фразу.

    Следует отметить, что контрольные опыты, проведенные над больными со снижением уровня обобщения, но с критическим отношением к себе, выявили иную картину: даже те больные, которые плохо справлялись с заданиями, всегда прочитывали весь рассказ, обдумывали вставляемое ими слово.

    Приводим образцы выполнения этих задач больными описываемой группы * .

    * (В скобках приведены слова, которые должны быть вставлены; курсивом отмечены слова, вставленные больными. )

    Больной Т.: "Один человек заказал пряхе тонкие руки (нитки). Пряха спряла тонкие нитки, но человек сказал, что нитки нет (толсты) и что ему нужны нитки самые тонкие. Пряха сказала: "Если тебе эти не тонки, то вот тебе другие", и она показала другое (пустое) место. Он сказал, что не видит. "Оттого и не видишь, что они тонки, я и сама их не вижу". Дурак обрадовался и заказал себе еще две руки (ниток), а за эти заплатил деньги".

    Больной Т.: "Лев стал рычать (стареть) и не мог ходить на охоту. Тогда он решил жить хитростью: залег в своей берлоге и притворился спящим (больным). И вот другие звери стали приходить навещать больного оленя (льва). Когда они приходили, он набрасывался и съедал их".

    Анализируя ошибочно вставленные слова, В. И. Урусова-Белозерцева отмечает следующие типы ошибок: а) вставленные слова можно было употребить лишь в контексте с ближайшими словами, но в отрыве от последующих слов и всего сюжета в целом; б) вставленные слова носят совершенно случайный характер; в) вставленные слова взяты из других рассказов.

    В приведенных исследованиях И. И. Кожуховской был подвергнут анализу вопрос о влиянии оценки экспериментатора на критическое отношение больных к продукту своей деятельности. Для этого была использована методика Эббингауза в варианте Урусово-Белозерцевой, но с измененной инструкцией: после того как испытуемый заполнил текст, экспериментатор доводил до его сведения, что им допущены ошибки и ему надлежит их исправить.

    Замечания экспериментатора по-разному отразились на отношении к работе испытуемых. Здоровые испытуемые (контрольная группа) внимательно просматривали текст и исправляли ошибки. Часть больных с критическим отношением к ситуации эксперимента тоже исправляла ошибки, иногда даже выявляя парадоксальное явление: они были настолько озабочены проверкой, так напряженно проверяли, что их усилия приводили к новым ошибкам, и лишь определенная часть больных оставалась безразличными к проверке, у них не возникала установка на исправление ошибок. Это были больные шизофренией, в клинической картине которых наблюдались симптомы вялости, безучастия. Экспериментально-психологическое исследование, проведенное с этими больными, тоже обнаружило не столько изменение их познавательных процессов, сколько измененную мотивацию. Об этом свидетельствуют и количественные данные, приведенные в работах И. И. Кожуховской.

    Суммируя, можно сказать, что описанные в этом параграфе нарушения мышления, названные нами как "нарушение критичности мышления", по существу выходят за пределы нарушений познавательных процессов и должны рассматриваться как невозможность осознать и оценить свое поведение в целом, т. е. как некритичность к своей личности, как следствие нарушения подконтрольности поведения в широком смысле этого слова. Приведенные данные показывают невозможность анализа психической деятельности через анализ нарушений его отдельных процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления. Это положение, хорошо известное в отечественной психологии, особенно отчетливо выступает при разрешении любой задачи психиатрической практики. Так, например, при проведении трудовой или судебной экспертизы нередко встает вопрос о нарушении мышления или памяти больного. Экспериментальное психологическое исследование показывает при этом, что в действительности же нарушен контроль за своими действиями. Нарушение подконтрольности поведения принимает разные формы, в том числе и форму нарушенного мышления.

    Несмотря на то, что нарушение мышления является наиболее часто встречающимся симптомом при нервно-психических заболеваниях, однако единой квалификации или единого принципа анализа этих нарушений нет. Потому что исследования базировались на различных психологических теориях и на различных философско-методологических положениях. Зейгарник, проанализировав все положения и теории, касающиеся нарушения мышления, пришла к выводу, что мышление является деятельностью, которая опирается на систему понятий, направленные на решение задач. Система подчинена цели, учитывая условия, в которых эта задача осуществляется. Поэтому для успешного выполнения задания необходимо удерживать эту цель, осуществлять программу операций и алгоритмом, а также сопоставлять ход выполнения заданий с ожидаемым результатом. На основе этого сравнения и происходит коррекция неправильных ходов. Зейгарник выделила следующие виды нарушения мышления:

    2)Нарушение динамики мышления

    3)Нарушение мотивационного компонента мышления

    4)Нарушение критичности мышления

    1)Нарушение операционной стороны мышления . Мышление опирается на известную систему понятий, которые дают возможность отразить действие в обобщённых и отвлечённых формах (или в формах обобщения и исключения). При некоторых психических заболеваниях больные не могут использовать систему операций обобщения и исключения, а нарушение операционной стороны мышления сводятся к двум крайним вариантам:

    · Снижение уровня обобщения . Состоит в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях, а оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. При выполнении экспериментального задания больные не в состоянии из множества признаков отобрать те, которые наиболее полно раскрывают понятие. Особенно ярко такой вид патологии мышления выявляется при выполнении больным методики «классификация предметов». Частные признаки предметов, например, живёт в лесу, в доме, больше определяют суждения больных, чем общий признак, например животные, растения. Иногда больные создают большое количество мелких групп на основании чрезвычайно конкретной предметной связи между ними. В некоторых случаях больные объединяют предметы как элементы какого-нибудь сюжета, но классификацию не производят. Такого рода решения обозначаются как конкретные ситуационные сочетания и наблюдаются у больных с эпилепсией, с органическими нарушениями головного мозга и у олигофренов. У этих больных такой психотической симптоматики как бреда, галлюцинации и расстройств сознания не наблюдается, но им трудно выполнить операции классификации, где лежит выделение обобщенного свойства предмета, а также отвлечения от множества других конкретных свойств и особенностей. Иногда больные подходят к изображённым предметам с точки зрения их жизненной пригодности и не понимают того теоретического действия или той условности, которая скрыта в задании. То есть в заключении можно сказать, что у таких больных нарушено умение абстрагироваться от конкретных деталей.



    · Искажение процесса обобщения . Чаще всего наблюдается у больных простой вялотекущей и галлюцинаторно-параноидной формой шизофрении. Если при снижении процесса обобщения больные не выходят за пределы частных единичных связей, то у больных с искажением процесса обобщения суждения отражают лишь случайную сторону явления, а не существенные отношения. Это видно при выполнении больными экспериментальных заданий, где наблюдается актуализация случайных ассоциаций и конкретный опыт больного не используется в данном случае. Поэтому связи, которыми оперирует больной, не отражают ни содержание явлений, ни смысловых отношений между ними. Например, при выполнении ними методики «классификация предметов» больные объединяют вилку, стол, лопату по принципу твёрдости, а грибы, лошадь и карандаш по принципу связи органического и неорганического. При выполнении методики пиктограмм для запоминания словосочетания «тёплый ветер» рисует 2 треугольника, а вкусный ужин – «два кружочка», а на слово «сомнение» рисует рыбу сома. Еслидля больных со снижением уровня обобщения выполнение методики пиктограмм представляло трудности в силу того, что им сложно отвлечься от отдельных конкретных значений слова, то больные шизофренией выполняли перечисленные выше задания с большой лёгкостью, потому что они образовывали связи, не соотнося с поставленную перед ними задачу с содержанием. И поэтому рисунки у них не отражали ни реального содержания слова, ни словосочетания. Таким образом, мышление больных с шизофренией характеризуется искажением процесса обобщения.

    2)Нарушение динамики мышления (мыслительной деятельности). Известно, что мышление – это процесс, состоящий из мыслей, которые имеют начало, течение и конец, то есть обладают динамикой. Одним из видов нарушения динамики мыслительной деятельности является непоследовательность суждений , характерной особенностью которого является неустойчивость способов выполнения задания. Так больные с органическим поражением головного мозга, последствием ЧМТ, атеросклероз, эти больные легко усваивают инструкцию (методика «классификация предметов»). Начинают раскладывать карточки по обобщённому признаку, но через короткий промежуток времени оставляет правильный путь выполнения задания и переходят на путь случайных сочетаний. Можно наблюдать чередование обобщённых и конкретно ситуационных сочетаний. При этом начинает образовываться большое количество разных групп. Если больному дать возможность отдохнуть и переключится на что-то другое, то через некоторое время больной снова начинает правильно выполнять задания. Это говорит об истощении корковой нейродинамики больных. Вторая характеристика этих больных – лабильность мышления . Это наблюдается у больных с ЧМТ, атеросклерозом, биполярное-аффективное расстройство (маниакально-депрессивных психоз) в маниакальной фазе. Лабильность мышления – нарушение динамики мышления, которое выражается в чередовании адекватных и неадекватных решений. Ошибки больных при выполнении заданий состояли в том, что логические связи подменялись случайными ассоциациями, больные объединяли в одну группу предметы, потому что карточки оказались рядом. Иногда больные замечали ошибки, исправляли их. Такое чередование адекватных и неадекватных решений (нарушение динамики) не приводило к грубым нарушениям построение мышления, но нарушало умственную работоспособность в целом. Третья характеристика – инертность мышления (ригидность мышления). У больных с эпилепсией, последствиями ЧМТ, у олигофренов. В основе этого нарушения лежит инертность связи прошлого опыта, то есть это когда больным сложно менять избранный способ выполнения работы, а также изменять ход своих суждений, а также переключатся из одного вида деятельности на другой. Интеллектуальные процессы характеризуются у них тугоподвижностью, медлительностью и состояние таких больных в общем-то можно назвать декомпенсированным. Например, выполняя методику «классификация предметов», они могли правильно выделить основной признак предмета, но допускали ошибки из-за того, что нужно переключится на новый способ решения задания. Выполняя методику «пиктограммы», больные сразу рисовали рисунок, условное обозначение, если для опосредования можно было нарисовать человека. Но как только человека там нарисовать невозможно, они не могли условно отобразить слово или слова. Выполняя методику «классификация предметов», они не только не объединяли в одну группу диких и домашних животных, но и каждое и этих животных выступало у них как единичный экземпляр. В результате, само задание «классификация предметов» не выполняется даже на конкретном уровне. Потому что процесс классификации, сортировки, переключения для них затруднён. Сложности при выполнении методики «исключение лишнего». У этих больных конкретные связи прежнего опыта инертно доминируют в их мыслительной деятельности и поэтому определяют весь дальнейший ход суждений. У больных эпилепсией, которые стремятся всё уточнить, исчерпываются в результате все гипотезы связи между предметами и это является предпосылкой или основанием для возникновения эпилептического резонёрства, которое характеризуется обстоятельностью и излишней детализацией. Другими словами это называется вязкостью мышления. Полноценность мыслительной деятельности заключается не только в том, что человек в состоянии выполнить ту или иную мыслительную операцию, проанализировать или синтезировать материал, выделить существенное, но и в том, что эта способность к правильным операциям является устойчивым способом действия. Это говорит о том, что в мышлении должна быть сохранена не только операционная сторона, но и его динамика.

    3)Нарушение мотивационного компонента мышления. Известно, что мышление – это деятельность, которая характеризуется целью и поставленной задачей. Утеря целенаправленности мышления приводит не только к поверхности и незавершённости суждений, но и к тому, что мышление перестаёт быть регулятором действий человека. Действия человека подчинены потребностям и поэтому для того, чтобы мышление могло регулировать поведение, оно должно быть целенаправленным, критичным и личностно мотивированным. Связь нарушения мышления с изменением мотивационной сферы наблюдается при различных формах психозов или душевных болезней. Это в основном те больные, у которых было замечено искажение процесса обобщения. Эти больные при выполнении «классификации предметов» показали, что у них нарушалась устойчивость объективного значения вещей, например: ложка и автомобиль объединялись по общему признаку движения. То единство, которое включало значение предметов и смысловые отношения к нему терялось из-за изменения в сфере мотивов и установок. А нарушение личностного компонента (или мотивационного) видно в таком феномене, расстройстве как разноплановость мышления – заключается в том, что суждения больных о каком-либо явлении протекает в разных плоскостях. То есть больной выделяет группы («классификация предметов») то на основании обобщённого признака (животные посуда мебель), то на основании материала, то цвета. Ни одному из этих признаков они не отдавали предпочтения. А некоторые больные руководствовались личными вкусам или обрывками воспоминаний. В результате различных подходов к выполнению задания, суждения определения и выводы больных не представляли собой планомерного и целенаправленного выполнения задания. А в мыслительной деятельности больных переплетались логические суждения и обрывки представлений, воспоминаний, желаний. Характерным для таких больных является и резонёрство – это склонность к бесплодному мудрствованию, которое ведёт к непродуктивным многоречевым рассуждениям. Резонёрство у этих больных не столько говорит об их нарушении интеллекта, сколько о повышенной аффективности, неадекватном отношении и стремлении подвести любое явление под какую-то концепцию. Главным является то, что попытка экспериментатора вмешаться, помочь больному правильно выполнить задание ни к чему не приводит и классификация остаётся незаверёшнность. И резонёрство, и разноплановость мышления больных находит своё отражение и в их речи, которая приобретает характер разорванности.

    4)Нарушение критичности. Больные с шизофренией, органическими поражениями ГМ и прогрессирующим параличом. С.Л. Рубинштейн подчёркивал, что только в процессе мышления, при котором субъект более или менее сознательно соотносит результаты мыслительного процесса с объективными данными, возможность ошибок и возможность осознавать ошибку является привилегией мысли. В психопатологии критичность мышления означает: критичное отношение к бреду, галлюцинациям и другим болезненным переживаниям (симптомам). Вышеперечисленные больные при выполнении методики классификации предметов чаще всего безразлично относятся к своим ошибкам и такое же отношение у них при выполнении других методик. Замечания экспериментатора по-разному отражаются на отношение к работе испытуемых. Если взять 2 группы испытуемых – здоровая (контрольная группа): внимательно относилась к выполнению задания, проверяли и исправляли ошибки в течении всего процесса выполнения заданий. Та же часть больных, у которых критичность в какой-то степени была сохранена, тоже исправляли ошибки, а некоторые так переусердствовали в исправлении ошибок, что это приводило к появлению новых ошибок. Из-за ригидности мышления. Анализируя выполнения задания разными группами испытуемых, можно сказать, о том, что у некоторых испытуемых нарушение критичности мышления выходят за пределы нарушений познавательной деятельности и характеризуется невозможностью осознать и оценить своё поведение в целом , также у больных наблюдается некритичность к своей личности. И всё это является следствием нарушения подконтрольности поведения в широком смысле этого слова.

    Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

    Можно искать по нескольким полям одновременно:

    Логически операторы

    По умолчанию используется оператор AND .
    Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

    исследование разработка

    Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

    исследование OR разработка

    Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

    исследование NOT разработка

    Тип поиска

    При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
    По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
    Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

    $ исследование $ развития

    Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

    исследование*

    Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

    " исследование и разработка"

    Поиск по синонимам

    Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
    В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
    В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
    Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

    # исследование

    Группировка

    Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
    Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

    Приблизительный поиск слова

    Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

    бром~

    При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
    Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

    бром~1

    По умолчанию допускается 2 правки.

    Критерий близости

    Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

    " исследование разработка"~2

    Релевантность выражений

    Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
    Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
    Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

    исследование^4 разработка

    По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

    Поиск в интервале

    Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
    Будет произведена лексикографическая сортировка.

    Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
    Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.