В какой день нельзя ходить. Когда ходят на кладбище

Для православной культуры традиционно большое уважение к умершим. В связи с этим выделяют особое время, в которое люди могут почтить покойных родственников молитвой. Такие дни называются родительскими субботами, и в церковном календаре таких значится семь в году. Сразу же оговоримся, что речь не идет о поминовении сугубо родителей. В эти дни следует вспоминать всех ушедших близких, а не только кровных родственников первой линии. Просто традиционно, приходя на кладбище, люди стремятся к месту упокоения своих самых любимых. Потому со временем особые дни памяти умерших получили в народе название «родительских», затем это наименование приобрело вполне официальный статус.

Не каждый из нас может себе позволить из-за напряженного рабочего графика отметить их все, но самые основные не следует пропускать. К таким относятся две Вселенские родительские субботы, когда православные почитают всех усопших христиан. Первая такая суббота приходится за одну неделю до начала Великого поста, а вторая - перед Пятидесятницей. Каждый год их даты сдвигаются. Что делают на родительский день на кладбище и как его принято отмечать?

Одним из первых вопросов, которые встают перед не сильно сведущим в церковных обычаях человеком, является такой: обязательно ли посещать кладбище в родительский день. По мнению многих священнослужителей, этот момент важный, но не главенствующий. Первое, что должен сделать верующий христианин в родительскую субботу - это отправиться на богослужение в храм.

Причем сначала нужно пойти в церковь в пятницу вечером, накануне родительской субботы. В это время там служат великую панихиду. А на следующее утро снова отправляйтесь в дом Божий, где предстоит послушать заупокойную Божественную литургию и затем общую панихиду. Это дает молящимся возможность испросить у Господа милосердия для усопших и прощения их прегрешений. Кроме того, удобно будет подать записку с именами умерших, чтобы в церкви помолились за их упокоение.

Еще одной традицией родительских дней является приношение в храм продуктов питания и вина. Первые используются священниками для раздачи милостыни неимущим и бездомным, которых опекает каждый приход. А вино в последующем может быть использовано в храме для того, чтобы совершать литургию. Обратите внимание на то, что родительские дни выпадают перед началом постов, поэтому при выборе продуктов, которые вы планируете пожертвовать в храм, отдайте предпочтение именно постным.

Только после посещения церкви можно отправляться на кладбище, чтобы помянуть усопших возле могил. Там первым делом зажгите церковную свечку или поминальную лампадку, которую можно поставить на надгробие. Затем помолитесь о покойном и немного помолчите, вспоминая о нем.

Согласно церковной традиции, отправляться на кладбище в этот день не является твердым требованием. Многие священники сходятся во мнении, что это можно сделать в любой другой удобный день, особо не привязываясь к конкретным датам. Для наших усопших родных и близких больше важна память о них и молитвы об их упокоении, чем какие-то машинально выполняемые действия. Но вот поход в родительские дни в храм считается более строгой рекомендацией. Поэтому человеку, который хочет правильно почтить память своих предков, следует заранее отложить все планы сразу на два дня - вечер пятницы и первую половину субботы.

Но даже в вопросе с обязательным посещением церкви в родительскую субботу возможны послабления, касающиеся людей, которые по объективным причинам не могут посетить литургию и панихиду. В таком случае верующие должны уединиться в своем доме возле «красного угла» (место, где висят иконы) и искренне помолиться за усопших.

Главными в родительские дни являются высокие мысли и молитвы верующих, память об умерших, а посещение места вечного упокоения считается хоть и важным, но второстепенным действием.

С чем нужно идти на кладбище

Отправляясь в родительский день к местам погребения, можно, в принципе, прийти и с пустыми руками. Важно захватить только освященные свечки, чтобы зажечь их на могилке. Но поскольку немногие из нас не могут себе позволить приходить на место упокоения родных часто, то, как правило, если уж решились туда идти, то стараемся устроить широкие поминки. При этом многие допускают грубые ошибки, так как не знают правил о том, что берут на кладбище в родительский день.

В первую очередь, допустимо взять свежие поминальные цветы, чтобы украсить ими надгробие. При этом некоторые священники не рекомендуют покупать для украшения могил венки из искусственных цветов, другие же относятся к этому вопросу снисходительно. Дело в том, что особых религиозных правил на сей счет не существует. Некоторые священнослужители советуют воздержаться от искусственных цветов, исходя исключительно из их неэкологичности, а не каких-то особых религиозных табу. Поэтому вопрос с цветами остается на усмотрение каждого конкретного человека.

Другое дело, что есть ряд указаний, касающихся того, как украшать надгробие цветами. Приняты следующие правила.

  1. Число цветов в букете или венке должно быть четным.
  2. Класть букет необходимо венчиками цветков к изголовью могилы.
  3. Цветовая гамма бутонов - в сдержанных тонах.

Допустимо брать на кладбище на родительские дни некоторые продукты питания, в частности, сладости: печенье и конфеты. Наверняка каждый видел выложенные на могилы пакеты с ними внутри, так как многие считают, что, оставляя сладости на надгробии, тем самым они «угощают» ими своих умерших родных. Более того, нередко встречаются на могилах даже такие, казалось бы, неуместные вещи, как стопки с налитой водкой или другим спиртным, а также сигареты. Священнослужители называют подобные подношения суевериями, которые дожили до наших дней еще со времен язычества. Тогда такие действия считались нормой, сейчас же подобные подношения со стороны верующих православных христиан недопустимы.

Принесенная на кладбище в родительские дни еда может быть оставлена, но не на надгробиях, а рядом - на специальных столиках, которые часто устанавливают возле могил. Это делается для того, чтобы неимущие люди могли прийти, взять себе культурно оставленные продукты, и тем самым помянуть усопшего. Еще одним аргументом, высказываемым против приношения еды на могилы, является то, что часто она становится добычей воронья или беспризорных собак, которых встречается там довольно много. Они лишь разорвут пакет, растаскают фантики да обертки, намусорят.

Наиболее разумным будет даже не оставлять продукты возле могилы, хоть и на столе, а раздать неимущим, которые обычно просят подаяние у входа на территорию. А вот по отношению к оставляемым на кладбище сигаретам и спиртным напиткам церковь четко высказывается отрицательно.

Трудиться никто не запрещал

Родительская суббота считается траурным днем, поскольку мы должны поминать усопших, однако трудиться физически не запрещается. Поэтому вполне допустимо немного прибраться на могилках и возле них. Речь не идет о генеральной уборке, а именно о том, чтобы подправить внешний вид: возможно, понадобится убрать сорняки, сменить увядшие цветы.

Рекомендуется большое прибирание совершить заранее, чтобы в родительский день посвятить время молитвам и мыслям о покоящихся родных. Как правило, порядок на кладбище люди наводят после зимы, как только сошел снег и просохла земля. Тогда к родительскому дню уже не будет необходимости делать большой объем работы.

Также этот день может быть посвящен созидательным мероприятиям. В частности, разрешается делать такие работы, как подстричь газон, если он высажен, побелить деревья или высадить рассаду.

Наиболее часто возле могил высаживают такие цветы

Луковичные цветы хороши для кладбища тем, что некапризны и красивы. К их минусам можно отнести то, что они цветут преимущественно весной и в начале лета. А также осенью их обязательно необходимо выкапывать, чтобы заново высаживать следующей весной. Гораздо проще будет с неприхотливыми однолетниками, например, бархатцами, или с хризантемами и другими многолетниками, которые не требуют особого ухода. Единственное условие: выбирайте низкорослые сорта цветов, чтобы они не заслоняли собой надгробие и памятник. На родительский день разрешено также подкрасить ограду, поправить крест, если это необходимо.

А вот чего на кладбище нельзя делать категорически, так это оставлять после себя мусор. Это выказывание неуважения не только к умершим, но и к живым, которые приходят туда навестить своих усопших родных. И такое строгое правило распространяется не только на родительские дни.

Что следует делать на поминках

Одним из наиболее острых вопросов, который смущает многих современных людей, касается того, как поминать в родительский день на кладбище. Довольно распространено такое явление, когда люди приходят на места упокоения, чтобы вспомнить близких, а в итоге поминки плавно перетекают в настоящие празднества. Священнослужители считают такое поведение на кладбище непозволительным в любой день года, а не только в родительские.

Поминать усопших возле могилы допустимо, можно немного пригубить спиртное и закусить его небольшим количеством пищи. Но на этом поминки и должны закончиться. Кушать нужно дома, а не на кладбище, где лучше предаваться думам о вечной жизни души и молитвам.

Разрешено носить в родительские дни на кладбище такие продукты, как блины, крашеные яйца, пасхи, кутью. Такая снедь будет уместна для скромных поминок. Спиртное приносить на кладбище можно, но употреблять его рекомендуется в крайне малых количествах. Более того, если у человека проблемы с алкоголем и сильное желание выпить, то священники советуют, наоборот, сдержать свой порыв и помянуть лишь едой, тем самым отдав дань уважения покойным. Кроме того, во время небольшой поминальной трапезы недопустимо поднимать бокалы и чокаться ими, провозглашая тосты - это дурной тон. После того, как помянули покойного, не забудьте тщательно прибраться за собой, чтобы разбросанные объедки не привлекали к могиле внимание бродячих собак. И уж тем более не выливайте на холмик остатки спиртных напитков.

Также некоторых людей волнует вопрос о том, как себя правильно вести на кладбище в родительскую субботу, чтобы не навлечь недовольство окружающих. Этот день считается у православных христиан траурным, а потому и вести себя нужно соответствующе: громко не разговаривать и бурно не смеяться. Все-таки само место не располагает к увеселительному пикнику. Поэтому скромность и спокойствие в поведении будут наиболее уместны. Наилучшим способом помянуть покойных станет молитва с зажженной свечей в руках. Если есть такая возможность, пригласите к могиле священника, чтобы он совершил литию (это недлинная заупокойная служба).

Иногда разобраться в традициях, связанных с поминанием усопших, кажется непростым делом из-за наслоения религиозных правил на языческие поверья. К сожалению, последние оказались довольны сильными и до некоторой меры даже стали частью менталитета русского человека. Поэтому многие заблуждения до сих пор остаются распространенным явлением, как, например, подношение чарки усопшему.

Чтобы окончательно разобраться в том или ином вопросе насчет правил, можно обратиться за советом к священнику, который с радостью подскажет, как правильно поступить во время того или иного религиозного праздника. Что касается самого выбора дня, когда поминать родных, то не обязательно делать это в церковные даты. Священнослужители говорят о том, что можно прийти на кладбище в любое удобное время. В частности, помянуть на день рождения усопшего или в день его ангела.

Наверно невозможно найти такого человека, для которого посещение кладбища не было бы равнозначно встрече с близким, но уже усопшим родственником. Русским людям свойственно уделять родственникам как можно больше внимания. И уход одного из них в мир иной ничего не меняет, только теперь постоянно посещается его могилка, за которой осуществляется надлежащий уход.

Однако не всем людям известно, что имеются определенные правила посещения кладбища. Имеются дни, когда посещение усопших не только возможно, но и желательно. Но при этом есть и такие, в которые от посещения умерших лучше воздержаться.

Когда посещают кладбище

Кладбище считается традиционно сакральным местом. Смерть является закономерным итогом, венчающим жизнь каждого человека, а потому кладбища множатся и расширяются в ходе естественных событий. Поэтому часто можно услышать вопрос о том, насколько часто должны посещаться могилы близких людей, покинувших наш бренный мир.

Надо сказать, что это личное дело каждого индивидуума. Одни чувствуют насущную потребность в таких походах и совершают их очень часто. Другие же приходят строго по установленным дням. Церковью же даются свои рекомендации о периодичности посещения кладбища. Но она при этом никого не заставляет им строго следовать.

Они просто могут быть взяты за основу, а удобный график каждый определяет для себя сам, в соответствии со своим видением этого вопроса.

Когда можно ходить на кладбище

Имеется перечень дней, в которые желательно посещать кладбище:

  • В день захоронения.
  • По прошествии трех, девяти и сорока дней со дня смерти.
  • Ежегодно в день смерти.
  • В дни поминовения. Речь тут идет о понедельнике и вторнике недели, наступающей вслед за Пасхальной.
  • В мясопустную неделю, которая наступает за неделю до начала Великого поста.
  • Во вторую, третью и четвертую субботы Великого поста.
  • В Троицкую субботу - день предшествующий празднику Святой Троицы.
  • В Дмитровскую субботу, которая приходится на первую субботу ноября.

Когда идти на кладбище - до или после светлого праздника Пасхи?

Посетить кладбище можно до Пасхи. Для этого выделены специальные дни, которые называются Родительскими субботами. На протяжении Великого поста их три и любой из них может быть выбран для прихода на могилы близких людей.

После Пасхи для похода на кладбище выделен специальный день, который называется Радуница. Это первый, после пасхальной недели, вторник. Перед тем, как пройти к местам захоронений родственников, церковь рекомендует посетить церковь и воздать молитву об усопших и поставить свечки за их упокой.

Когда нельзя ходить на кладбище

Православием определены дни и временные периоды, когда посещение захоронений не приветствуется:

  • Рождество Христово, Благовещение, Пасха.
  • В Троицу тоже лучше посетить церковь, а не кладбище.
  • Любой день после заката солнца.
  • Во время протекания беременности женщинам лучше воздержаться от посещения умерших. А также не желательно это делать при менструальном цикле. Хотя представительницы слабого пола вправе сами решать, следовать этим рекомендациям или нет.

В некоторых источниках содержится информация о том, что в день рождения покойного посещать его последнее пристанище также не надо. Считается достаточным упоминание его добрым словом в кругу близких для него людей.

Как следует себя вести, когда ходят на кладбище

Людям, собравшимся посетить кладбище, не надо надевать одежду ярких цветов. Лучше всего для этого мероприятия подходят классические белый и черный цвета. Но можно подобрать в гардеробе что-нибудь, окрашенное в приглушенные тона.

Ноги желательно полностью закрыть, для этой цели можно воспользоваться брюками или длинной юбкой. Обувь также лучше всего одевать закрытого типа. На голове желательно иметь головной убор или обыкновенный платок.

  • Воздержаться от выражения чрезмерных эмоций.
  • Поведение должно быть чинным и спокойным.
  • Не надо громко смеяться или плакать.
  • Браниться нельзя.
  • Мусор должен складываться в специально для этой цели отведенные места.
  • Не плюйте на освященную землю.
  • Для исправления нужды пользоваться только местами, предназначенными для этого.
  • При посещении могилы приветствуется зажигание на ней свечи.
  • Возле надгробия лучше воздержаться от принятия пищи и напитков. Лучше это сделать по возвращении домой.
  • На могилы нельзя наступать и перепрыгивать через них тоже запрещено.
  • Не следует распоряжаться на чужом захоронении, если только об этом специально не попросили родственники человека в нем покоящегося.
  • Вещь, упавшую на мертвую землю, лучше на ней и оставить. Если же она очень вам нужна, то ее можно поднять, но взамен надо что-нибудь положить. Это может быть цветок, печенье или конфета.
  • Закончив все дела на кладбище, надо уходить, не оборачиваясь, и ни в коем случае не возвращаться.
  • Перед уходом с кладбища следует тщательнейшим образом помыть руки, очистить от налипшей земли обувь и сполоснуть инструмент, которым производились работы. Если такой возможности нет, то все это надлежит сделать сразу после возвращения домой.

Время для посещения кладбища каждый человек выбирает сам. Естественно, никто не говорит, что делать это надо как можно чаще, но и придавать память забвению тоже нельзя. Прислушайтесь к своему сердцу, и оно наверняка подскажет вам правильное решение.

Если могилы близких вам людей находятся настолько далеко от места вашего проживания, что у вас просто нет возможности их навещать, то это не страшно. Главное, чтобы сохранялась память, хотелось помянуть. Для этого вполне достаточно пойти в церковь и поставить свечу за упокой. Но при этом надо помнить, что нельзя поминальные свечи зажигать в дни, Светлой седмицы и Страстной недели.

Кроме того, у батюшки в церкви может быть заказано моление об усопших (панихида) или усиленное моление (лития). Молитва может возноситься и самостоятельно. При этом читается Псалтырь или чин литии, совершаемой мирянами.

Независимо от обстоятельств, надо всегда помнить о своих близких, покинувших землю. А посещая их могилы, следует вести себя подобающим образом. Надо всегда помнить о святости земли, в которой покоятся усопшие.

Почему нельзя ходить на кладбище по средам

Этому имеются свои объяснения:

  • С древних времен люди считали, что в середине недели, происходит восстание душ усопших из могил для того, чтобы им собраться всем вместе. Как уверяли наши бабушки, если кто в этот день придет на кладбище, то незваный гость может быть забран этими душами в загробный мир.
  • Священники, отвечают на этот вопрос совсем иначе. По их мнению, нет никаких противопоказаний против посещения кладбища в среду, если именно этот день стал урочным. Отменять его руководствуясь какими-то приметами просто глупо. Церковью вообще не приветствуется верование в приметы, гадания и нечистую силу.

Как посещать кладбище в первый год после смерти близкого родственника

В течение этого года на могилу усопшего можно ходить исключительно по субботам. Именно эти дни признаны церковью для поминовения умерших. Надо постараться разъяснить всем близким, что слишком часто ходить на место захоронения почившего родственника нельзя, так как это может негативно сказаться на здоровье.

Имеются несколько дней в году, когда осуществляется особое поминовение:

  • Суббота на девятой пред пасхальной неделей, называемая Мясопустной.
  • Суббота второй недели под названием Вселенская Родительская.
  • Еще одна Вселенская родительская суббота, но на четвертой неделе держания Великого поста.
  • Радуница, которая всегда выпадает на первый после пасхальной недели вторник.
  • Троицкая суббота седьмой недели после празднования Пасхи.
  • Дмитриевская суббота - третья неделя после Покрова.

После года семья умершего накрывает поминальную трапезу, раньше она называлась «угодня». Эти поминки являются четвертым и завершающим поминальным семейно-родовым столом. Но при этом необходимо помнить, что как живых нельзя поздравлять с днем рождения заранее, так и поминальный стол должен накрываться либо день в день, либо на несколько дней раньше.

В этот день родственники идут в храм и заказывают панихиду по усопшему. После этого следует посетить могилу, возложить на нее цветы и поставить поминальную свечку.

Памятник ставится не раньше, чем через год после смерти человека. При этом лучше руководствоваться народной мудростью, которая гласит: «Не чапай зямлю после Пакрову да Радунщы». В переводе на современный язык это означает, что в том случае, когда год со дня смерти выпал на завершающую часть октября, то есть после Покрова, то временем установки памятника должна быть только весна, после Радуницы.

По завершении работ по установке памятника, крест еще на протяжении одного года должен лежать возле могилы. Только по истечении этого срока его можно выбросить или закопать под могильной плитой или цветником.

В течение трех лет принято отмечать как день рождения усопшего, так и дату его смерти. После того, как этот срок истечет принято отмечать только день перехода человека в мир иной. А также умершего вспоминают по всем годовым церковным праздникам, в которые положено поминать предков.

Не каждый современный человек умеет возносить молитвы Господу, еще меньше людей знают, какие молитвы читаются по умершим. Если выучить одну-две из них, то не исключено, что это поможет вернуть покой душе, пораженной невосполнимой утратой.

Действительно ли по средам нельзя ходить на кладбище? А в какие дни можно? Как часто это можно и нужно делать? Все знают ответы на эти вопросы? Конечно, нет. Знают только люди глубоко верующие, часто бывающие в церкви и выполняющие все церковные предписания.

Основная же масса иногда прислушивается к старшему поколению, но чаще всего действует по правилу «куда все, туда и я». Ну, и существует категория людей ни в кого и ни во что не верящих. Такие, как правило, действуют на свое усмотрение.

Библия о посещениях могил родных и близких

  • дни поминовений, то есть 3-й, 9-й и 40-й дни после смерти;
  • день кончины;
  • Радоница;
  • суббота (суббота считается заупокойным днем).

Радоница или Радуница – это праздник поминовения умерших, в просторечии его называют родительским днем. Празднуется на девятый день после Пасхи. В этот день принято радоваться за тех, кто покинул этот суетный мир, избавился от физической оболочки, освободился от страданий и тяжелой жизни.

Праздник святой Троицы

Для каждого привычным стало явление, когда в день святой Троицы, огромное количество людей спешит на кладбище навестить покоящихся там своих родных и близких. И мало кто знает, что церковь не советует посещать кладбище в этот день, можно сходить на могилку к родным накануне, но не в день святой Троицы. То же касается и праздника Пасхи, ведь это праздник живых. Лучше в эти дни просто сходить в церковь.

Важен ли день недели для посещения кладбища

И библия, и церковь либо советуют, либо не советуют посещать кладбище в какие-либо дни, но прямых запретов не ставят, тем более о том, что нельзя бывать на кладбище по средам, вообще нигде не упоминается.

Никто не может запретить навещать могилы своих близких, если у человека возникло такое желание или необходимость. Часто посещение кладбища помогает людям справиться с утратой, привести мысли в порядок и успокоиться.

Поэтому, когда лучше навестить могилу близкого человека, каждый для себя выбирает сам. И совершенно не важно, какой это будет день, понедельник, среда или любой другой день недели.

Беседа с игуменом Феодором (Яблоковым) о внешнем убранстве могил, православной традиции и истинной пользе для души.

– Отец Феодор, Вы, наверное, видели: вдоль дорог, на местах аварий, часто ставят памятники, иногда даже с оградками. Насколько это соответствует православной традиции?

– Традиция ставить кресты вне кладбища, устанавливать поклонные кресты на особо отмеченных местах, например распутьях дорог или при въезде в какое-то селение, была на Руси испокон веков. Делалось это для того, чтобы человек, увидев поклонный крест, задумался и помолился. Бывало, на месте трагедии ставили храмы. Церковь во все времена старалась освящать такие места, чтобы люди молились здесь с особым чувством, воспоминая Господа и поминая усопших – своих погибших сродников. Видимо, установка крестов на месте гибели в ДТП имеет тот же смысл: чтобы, проезжая место трагедии, человек помолился об усопших, а заодно и просто снизил скорость. Это может уберечь от очередной трагедии. Но, конечно, злоупотреблять такими вещами и делать дубли кладбищ вдоль дорог не стоит, потому как могильный крест подобает устанавливать на месте захоронения, нежели на месте гибели. А вот что совершенно неуместно – это когда на столбы крепят рули, венки и всякие посторонние вещи, не относящиеся к молитве.

– А на кладбищах возлагать венки правильно?

– Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Все зависит от того, какой смысл вкладывается теми, кто приносит венки. У древних римлян был обычай в мае возлагать розы на могилу умерших предков. К сожалению, эта языческая практика в конце XIX века пришла и на нашу землю, что привело к тому, что Святейший Синод в 1889 году вынужден был запретить на похоронах венки и надписи на них. Тогда же было принято решение и о воспрещении светской музыки при погребении. Пришедшие к власти большевики реанимировали и укрепили похоронную традицию язычников, вытеснив остатки христианского понимания погребения. Например, похороны Ленина больше походили на цветочно-веночное шоу, несмотря на то, что на дворе стояла зима, чем на нормальное прощание с усопшим человеком.

Внешне похожая, но по смыслу совершенно иная православная традиция провожать и поминать усопших цветами и ритуальными венками берет свое начало в раннем христианстве. Первые последователи Христа, принося к гробам умерших живые цветы и венки, выражали надежду на воскресение и вечную жизнь, а также символически подчеркивали христианские добродетели умершего. В наше время в особые дни поминовения павших воинов Святейший Патриарх, архиереи и духовенство с большим чувством и молитвой возлагают на их могилы венки. Но, во-первых, обязательно из живых цветов, а во-вторых, обязательным элементом цветочной композиции венка является крест. Фактически возлагается крест из цветов. И в этом имеется глубокий смысл – почтение памяти и молитва.

Но, увы, пока наша современная традиция в этом вопросе далека от христианской.

– Вы подчеркнули, что цветы должны быть именно живые. Но по какому кладбищу не пройдись – все могилы утопают в искусственных цветах и венках…

– По установившейся традиции, впитавшей в себя дух живой веры, живой Церкви, живой любви, цветы в храме должны быть обязательно живые. Искусственные цветы в доме Божием не допускаются. И могилка как некая проекция, как малое место нашего моления об усопших по духовному взгляду тоже должна иметь в себе только живые цветы, живые поминовения. Мы с вами все время говорим о том, что наша вера живая, и что наша любовь должна быть живой. Потому что вера Христова – это живая вера в исполнении заповедей Божиих. И наша живая вера желает, чтобы все вокруг нас было живое, в том числе и на могиле усопших. Испокон веков в России на траурных мероприятиях использовались исключительно живые цветы, кустарники и ветви хвойных деревьев. Особое место в траурной традиции занимали ель, сосна, можжевельник – вечнозеленые растения, символизирующие вечную жизнь. Обычай устилать дорогу траурной процессии хвойными ветвями до сих пор сохранился в различных регионах России. А искусственные цветы, венки, как и венки без креста, – это уже наследие советского времени. Пластмассовые или тряпичные цветы – символ искусственного существования, а не живой жизни.

– А может, это пластмассовое наваждение на могилах следствие наших суррогатных чувств? Все вокруг стало ненастоящим, может, и венки потому кладут искусственные, что чувства у нас тоже отчасти фальшивые, настроенные на внешний эффект, а не на внутреннюю суть?

– Я бы не стал так утверждать. Обычно люди даже не думают о том, какие цветы надо приносить и какой в этом смысл. Во-первых, они живут, не размышляя, по устоявшемуся алгоритму. Если бы им объясняли, как правильно, возможно, это нашло бы отклик в их душе.

Во-вторых, причиной может быть и нищета, особенно это касается стариков. Несут те цветы, на которые хватает денег. Тридцать рублей хватило на искусственный цветочек – бабушка его и несет. Но ведь она от сердца это делает, хотя и не совсем правильно с точки зрения Православия. Но может, она творит дела милосердия и молитвы за усопшего, что гораздо нужнее его душе, чем живой цветочек.

Но главная причина все-таки том, что люди не просвещены, они оторваны от Церкви и от духа Православия.

Когда и как следует посещать кладбище? И есть ли необходимость часто наведываться к месту захоронения, если родственники регулярно поминают усопшего в церкви?

– Отец Ульян Кречетов, духовник Московской епархии, однажды привел такой пример: святитель Филарет Московский по смерти своей явился своим сродникам и сказал: «Пожалуйста, придите на мою могилу, наведите там порядок». Таким образом, усопшие просят, чтобы родственники следили за их могилами. То есть уход за могилой – это возможность отдать дань памяти усопшим, выразить свои чувства. Но это далеко не самое главное средство, конечно. Основным остается молитва. Прежде всего – в храме, затем – на самой могиле. Приходя на кладбище, наша главная задача посвятить это время не какой-то выдуманной беседе с умершим. Собеседовать мы можем только в молитве об усопшем. Если же близкий усопшего вступает в непосредственный «диалог» на могиле, он начинает разговор неизвестно с кем. Порой это приводит к иллюзиям, из-за которых человек подпадает под власть демоническую.

Почему это происходит? Да потому, что, во-первых, такой человек имеет неправильное духовное устроение. Он считает, что усопший потерян для него и находится в какой-то оторванности. А Церковь говорит об обратном: горевать об усопших не следует, потому что смерть – это рождение в Вечности . Не случайно само отпевание проводится священниками не в черных, траурных одеждах, а в белых облачениях. Сродни отпеванию такое Таинство, как Крещение. Крещение – это рождение в духовную христианскую жизнь, а отпевание – в жизнь вечную.

Нам, грешным, этого не понять, но первые христиане радовались, когда кто-то из них умирал. Безусловно, смерть близкого напоминает хирургическую операцию: от нас, живущих, отсекается какая-то часть духовного тела. И это разделение приносит много боли. Но духовной задачей человека, пережившего смерть родственника и оставшегося в Церкви Воинствующей , является осознание того, что духовные связи с усопшим не прерываются. Раньше здесь, на земле, мы беседовали с этим человеком и молились за него. Никто не мешает нам любить его и после смерти, молясь за его душу и совершая дела милосердия. Святые отцы говорят, что милостыня и дела, в память усопших совершаемые, приносят им великое утешение *. В этом состоит настоящая, истинная память об усопших, а не в роскошном обустройстве места захоронения.

– Но есть люди, которые практически живут на кладбище: то на могилке надо убраться, то привести памятник в порядок, то оградку поправить.

– Могила – место воскресения мертвых в Судный День. И, конечно, мы должны содержать ее в чистоте. Но постоянно ходить на кладбище незачем. Такая поглощенность местом захоронения может возникать у людей, которые не разделяют душу и тело. Им кажется, что человека закопали целиком. Слава Богу, такое искаженное восприятие бывает не часто. Плохо, если скорбящие люди не осознают своей зависимости от посещения кладбища и наведываются туда чуть ли не каждый день. При этом, как правило, в храм они не заходят! Таким людям Бог не нужен, и Церковь не нужна. Им нужен только их усопший родственник. Проходя же мимо храма, горюющие, как ни странно, категорически не желают посетить то место, где можно непосредственно помочь душе усопшего.

Существуют ли какие-то правила по обустройству могил?

– Лучше всего на надгробный крест разместить иконочку Спасителя. А если хочется, чтобы фотография усопшего была на кладбище, то лучше пристроить ее на оградку сбоку. Тогда не будет возникать такой неудобной ситуации, когда священник на панихиде вынужден чуть ли не молиться на усопшего вместо икон! Человеку необходимо обратиться от созерцания места погребения к созерцанию Бога, к молитве и общению с Ним. Ведь именно через молитву мы можем доставить утешение усопшему.

Фотография усопшего на распятии – это кощунство. Но еще большим кощунством является помещение его снимка дома в иконном ряду, рядом с образами! На самом деле должно быть четкое разделение: Христос, святые Церкви Божией и наши сродники, о которых мы молимся. Для них тоже должно быть почетное, но другое место.

Бывает, родители усопшего младенца впадают в другую крайность: приносят на могилку ребенка игрушки и вместе с ними, получается, и часть его внутреннего мира. Эти вещи, совсем не полезные для души, переносятся не только на кладбище, но и в собственную душу. Они отвлекают родителей от главного – от молитвы. Потому что, придя на могилку, на которой множество игрушек, невозможно молиться, все напоминает об утрате. Куда полезнее разместить иконочку, вместо горьких слез – привести батюшку и помолиться. На самом деле все души младенцев находятся в чине отпевания и именуются как блаженные, то есть уже избавленные от страданий. Поэтому в поминовении усопших младенцев больше нуждаются сами родители.

То же можно сказать и по поводу дорогих памятников и несметного количества венков. Когда мы приходим в храм Божий и приносим к иконе живые цветы, то проявляем нормальное религиозное чувство. Другое дело, когда состоятельные люди тратят огромные средства на горы искусственных венков, в которых могилы буквально утопают. И саму могилу-то за этим «великолепием» на панихиде не видно. Но при этом рядом на кладбище сидят нищие, мимо которых проезжают и не останавливаются машины с дорогими венками…

Господа не поразишь богатым убранством могил, но его можно поразить жертвенностью и любовью к нуждающимся людям и к Церкви Божией. Это должны осознать те люди, которые вместо того, чтобы помочь усопшему делами милосердия, удовлетворяют собственное тщеславие, питают свои страсти, оправдываясь тем, что они таким образом проявляют любовь к усопшему. На самом-то деле не усопшего они любят, а себя!

Те, кто устраивают могилытак, чтобы все было солидно, дорого и престижно, лишь вредят душе умершего и себя вгоняют в грех. Прискорбно, когда последний приют близкого становится местом самоутверждения и гордыни его родных.

– Есть категория людей, которые заранее заботятся о комфортном месте на кладбище ближе к выходу или к церкви, на центральной аллее, рядом с известными людьми. Какое отношение должно быть к выбору места на кладбище?

– Если понять, что могила – это не последняя квартира, где живет умерший, а место воскресения, то все встанет на свои места. Ведь Бог воскресит с любого места. Причем удобство, престижность, богатые украшения могил не будут иметь для Страшного Суда никакого значения. Вся эта мишура нужна исключительно живущим.

Мы знаем примеры отношения к местам захоронения многих святых. Например, великий святой подвижник, аскет, преподобный Нил Сорский, умирая, оставил своим ученикам завещание, в котором просил бросить его тело в лесу на съедение зверям и предать погребению без почестей со словами: «Ибо много тело согрешило Богу». Мы видим, что святые гораздо больше заботились об участи свой души, чем о месте погребения. Они понимали, что смысл и суть – не в месте захоронения. Но современные люди далеки от таких высоких духовных рассуждений и, к сожалению, нередко руководствуются тщеславными соображениями и удобством.

Когда принято посещать кладбище?

– Во-первых, это дни общецерковного поминовения, в которые нужно посещать и храм, и кладбища: родительские субботы в течение года (Радоница, Троицкая и Димитриевская родительские субботы), а также родительские субботы, связанные с Великим постом (мясопустная и великопостные родительские субботы). Во-вторых, можно и нужно помянуть усопшего в день его кончины, то есть в день его рождения в жизнь вечную. Если мы хотим помянуть человека по церковным правилам, необходимо в этот день зайти в храм Божий и священника на могилу пригласить для того, чтобы помолиться более усердно о душе усопшего. Памятные даты тоже подходят для молитвенного поминовения: день рождения, день Ангела. В эти дни тоже нужно и церковное поминовение заказать, и священника пригласить на могилку. Если батюшки нет рядом, сейчас, слава Богу, во многих молитвословах есть чин литии, совершаемой мирянином. Нужно просто взять молитвослов и от всей души помолиться. Когда же нет возможности посетить могилу, можно литию и кафизму Псалтири об усопшем и дома почитать перед молитвенным уголком. Все это будет служить огромным утешением для родственников и для усопшего.

– Как должен выглядеть памятник, чтобы не противоречить православным традициям?

– Безусловно, это должен быть крест. Он может быть деревянный или каменный. Крест напоминает о том кресте, который нес усопший на протяжении земной жизни. Хорошо, если на нем будет написана эпитафия с глубоким духовным смыслом. В наши дни допускаются и каменные надгробья.

Но какой бы памятник не был, надо не забывать, что душам усопших нужны не надгробия и эпитафии, а наши молитвы. Все мы здесь временно. И могильные кресты, и кладбища не вечны. И памятник имеет смысл только на то время, пока люди молятся за душу того, чей прах лежит под ним. Поэтому место захоронения должно быть местом, где было бы удобно молиться и где бы все благоприятствовало обращению к Богу…

– А все эти дивной красоты кладбищенские скульптуры в виде ангелочков – откуда пошла такая традиция? И насколько она уместна на могиле, если, конечно, речь идет не о каком-то известном человеке, место упокоения которого следует выделить?

– Поражающие взгляд скульптуры и пантеоны известны с эпохи Возрождения, были они и в безбожное советское время, но особой популярностью пользовались в 1990-е годы. К христианству все это не имеет отношения, потому как место захоронения – это место молитвы. Как правило, в православной церковной традиции скульптурам нет места. Если посмотреть со светской точки зрения, то для некоторых людей такие скульптуры – придание определенной индивидуальности,какая-то ассоциация с усопшим. Например, на одном памятнике на кладбище рядом с нашим храмом всех Святых г. Климовска изображена баскетбольная корзина с мячом. К духовной жизни это не имеет никакого отношения, но для близких умершего, наверное, что-то значит.

– А эпитафии на памятниках имеют какой-то смысл?

– Эпитафия – это замечательная и нужная традиция. Это не набор слов, как кто-то может подумать, она написана со смыслом и должна заставлять задуматься. А еще лучше, если эта фраза отзовется молитвой, горячим обращением к Богу. Эпитафия вообще имеет смысл только в том случае, если пробуждает молитву за умершего. А если слова на памятнике обожествляют самого покойного или служат посланием умершему: «Мы тебя помним» или «Помним. Любим. Скорбим», то смысла в этом немного. К кому в данном случае обращаются? Неужели покойный встанет и прочитает написанное?

А бывают и такого рода эпитафии: «Я жил славно, хорошо. Спасибо всем за внимание». И к чему это? Разве такой текст помогает думать о душе? Эпитафия же со словами Евангелия обязательно затронет душу человека, и он помолится за умершего, чтобы Господь даровал ему утешение. Назначение эпитафии – призывать людей к молитве о прощении грехов усопшего.

– Обязательно ли нужны ограда вокруг могилы и лавки со столом? На кладбище рядом с вашим храмом, например, даже предлагают «ритуальные лавки». Это как?

– Вот представьте: до нашего кладбища от города идти3 километра. Люди шли, чтобы помолиться, потрудиться, что-то прополоть. Почему бы не сесть и отдохнуть на лавочке у могилы? Ничего в этом плохого нет. И положить что-то на столик при этом, подкрепиться, покушать. Но, конечно, это надо не для того, чтобы, сидя на лавке, устраивать возлияние на могиле, а покойнику на столике еду оставлять.

– Отец Феодор, Вы, наверное, обращали внимание на гробовое «великолепие» современных похорон – есть гробы чуть ли не с кондиционерами, со стеклами заднего вида. Это та самая нездоровая мера, о которой Вы говорили?

– Для многих шикарные похоронные атрибуты – возможность показать свой уровень достатка. Дескать, «вот я из такого-то общества, и гроб должен соответствовать моему статусу». Они прямо так и называют – еврогроб, как евроремонт. Странно, что еще «евроотпевание» к таким гробам не заказывают (смеется ).

Хотя традиционно на Руси не было принято «щеголять» на похоронах ни гробами, ни другими атрибутами. Даже великих святых хоронили в простых, строганных из дерева, неотесанных гробах. А монахов и ныне по этой традиции хоронят.

– Откуда все это у современного человека? Вам не кажется, что дорогие поминки, шикарные гробы и памятники – это в какой-то степени отголоски язычества? Стремление «откупиться» от души умершего, умилостивить покойного, чтобы он не беспокоил с того света?

– Наверное, бывают и такие представления, но полагаю, что не часто. Порой близкие умершего считают, что если не додали ему чего-то при жизни или обидели, то теперь могут компенсировать все дорогим памятником или катафалком. То есть в некоторых случаях эти подношения приносятся из-за чувства вины.

Но в большинстве случаев это делается из тщеславных соображений: чтобы показать уровень достатка, подчеркнуть свой общественный статус. Причем, чем дальше люди от Церкви, тем важнее для них эта внешняя сторона.

– Так как же относиться к похоронной индустрии? Ведь именно с нее начинается эта внешняя часть.

– Мы, православные, одеваемся в одежды, которые сшила индустрия, а не монахи в монастыре. Пользуемся телефонами, фотоаппаратами – это тоже налаженное производство. Но есть индустрия, которая служит благому православному делу, а есть индустрия для развращения душ.

Почему православному человеку в тяжелой ситуации не прибегнуть к помощи ритуальных агентов или фирм, которые профессионально и достойно умеют организовать похороны? Но выбирать такие фирмы лучше всего по рекомендациям знакомых, чтобы не попасть на рвачей, которые будут бессовестно наживаться на горе.

При подготовке к ритуальным мероприятиям важно не впадать в крайности и тщеславие. Во всем надо знать меру. Ведь как говорит мудрая русская пословица: «Богатством гроба не удивишь Бога». Для души умершего, прежде всего, важны молитвы ближних и Церкви, а также дела милосердия и творение милостыни. Забывать это ни в коем случае нельзя. Духовное превыше внешнего и материального.

* См., в частности, «Слово об усопших в вере, о том, какую пользу приносят им совершаемые о них Литургии и раздаваемые милостыни» преподобного Иоанна Дамаскина.

Несомненно, кладбище — это одно из этих мест, в которых приходящие люди чувствуют себя некомфортно, у них меняется настроение. Оно себя уважать, относиться с большой осторожностью. Обычно приходят сюда в предназначенные для этого дня или годовщины смерти родственников близких. Иногда бывает что люди посещают в другие дни, например из-за того что работают в тот день могут посетить это место только вечером. Многие из нас соблюдают суеверия, приходят на кладбище исключительно утром.

Объяснение суеверия:

Стопроцентного разъяснения с достоверными фактами, зачем нужно делать именно так, на данный момент нет. Но существует много суеверий на тему кладбища и покойников помимо этой. Сюда не приходят ночью, а малышей страшат покойниками, взрослые люди, что действуют согласно ей, не меняют к примете свое отношение.

Большинство из нас понимают, что параллельный мир существует. Поэтому кладбище ночью вызывает у многих из нас панику и ужас. Идет это все из детства, когда нас еще маленьких детей родители пугали кладбищем в ночное время суток, нечистью и мертвецами поэтому, даже находясь во взрослом возрасте человек, ощущает дискомфорт и прибавляет шаг, при прохождении через кладбище в темное время суток.

Иногда те люди, которые не верят в вампиров и привидений, неупокоенные души понимают, что кладбище пустынное место на отшибе и может служить местом для сбора в бомжей, асоциальных элементов, или обычных маргиналов.

Даже обычный проходящий ночной сторож кладбища для человека, идущего ночью через него серьезный повод для испуга. По этим причинам не стоит посещать кладбище ночью.

Всегда считается, что покойники ждут посещения своих родных только утром. Подтверждения такого суеверия попросту нет, и священнослужители ее подтверждают. На данный момент большинство людей посещают кладбище именно во второй половине дня после работы.

Миряне произносят молитвы в то время суток которое им удобно, Господь слышит все молитвы в независимости от того в какое время они произнесены. Точно также вне времени и человеческого пространства находятся души покойников, именно поэтому им абсолютно все равно, в какое время суток будет посещать их родной человек.

Одна из причин, почему нельзя посещать кладбище в районе обеда возникает из-за длительности пребывания на кладбище. То есть когда близкие приходят помянуть умерших родственников они обязаны помолиться об усопшем человеке. Если недалеко есть священник, можно произвести панихиду. Если же никого нет, то следует помолиться по церковной книге. Согласно христианским традициям только после этого можно убирать на могиле.

Два этих процесса занимают большое количество времени, поэтому если приходить на кладбище после обеда, то там можно задержаться надолго. Ходят сюда именно во второй половине дня по причине того, что в это время здесь меньше людей, минимум суеты, нет очередей для того чтобы поставить свечу за упокой в храме близ кладбища.

Мнение церкви

Если спросить мнение можно ли посещать кладбище в обеденное время у любого священнослужителя, то его ответ будет что конечно можно. Если вы сомневаетесь, стоит ли посетить кладбище не утром, в обед, то можно проконсультироваться дополнительно в церкви. По своей сути когда идти и сколько здесь находиться зависит только ли того времени которое вам необходимо для того, чтобы убрать могилу, помянуть родственников и помолиться. Тут все зависит от длительности посещения.

Если Вы планируете просто убрать могилу, то можно прийти после обеда. А если вам нужно посетить большое количество могил, помолиться, помянуть, убрать, то лучше всего посещать это место именно утром.