Чем устная речь человека отличается от письменной? Речь: классификация речи, виды и стили речи. Устная и письменная речь

Криминалистическая фоноскопия


Криминалистическая фоноскопия - отрасль криминалистической техники, изучающая закономерности формирования звуковой информации, ее отображения с помощью технических средств и разрабатывающая на этой основе эффективные приемы и методы ее использования в целях идентификации и диагностики источника звуков, а также средств фиксации звуковых сигналов, записанных на пленку, дискету либо другой современный носитель информации.

Объектами фоноскопического исследования являются различные фонограммы и технические средства, с помощью которых в настоящее время записываются или воспроизводятся звуковые сигналы (вплоть до мобильных телефонов). Значение фоноскопии в следственной и судебной практике за последнее время заметно возросло, поскольку письменные методы фиксации информации все чаще заменяются аудио- и видеозаписью, технические средства для осуществления которых становятся все более доступными. И как следствие, фонограммы все чаще фигурируют в материалах уголовных дел.

Устная речь (по своей физической природе) - акустический сигнал, образующийся в результате сложной анатомо-физиологической деятельности человека, включающей функционирование центральной нервной системы и речевого аппарата, который выполняет триединую функцию по образованию воздушной среды, голоса (фонация) и звуков речи (артикуляция). В процессе образования воздушной среды участвуют диафрагма, легкие, трахеи и бронхи, в фонации - гортань и голосовые связки, а в артикуляции - глотка, небная занавеска, ротовая и носовая полости, губы, язык и носоглотка.

С точки зрения фонологии устная речь характеризуется множеством фонетических признаков, которые передают ее артикуляционные и акустические особенности:

  • время,
  • частоту,
  • амплитуду,
  • интенсивность,
  • скорость,
  • диапазон и пр.

Подробнее

Анатомические и физиологические особенности устной речи обусловлены строением гортани и голосовых связок, а также типом дыхания. Проходящая через голосовую щель воздушная струя приводит голосовые связки в колебательное движение, в результате чего образуется голос определенной высоты, силы и тембра.

В число основных биологических факторов человека, влияющих на особенности фонации, входят: строение тела, симметричность голосового аппарата, работа желез внутренней секреции, а также возраст. Начиная с крика новорожденного и кончая старческим брюзжанием, человеческий голос претерпевает ряд превращений, связанных как с изменениями биологического характера, так и со случайными факторами. При этом с возрастом меняются не только высота и интенсивность голоса, но и его тембр.

Уже в детском возрасте, но особенно в период полового созревания изменяется строение гортани, преобразуя мальчишеский дискант или альт в баритон или даже бас мужчины. У девочек в это время наблюдается переход детского дисканта или альта в женское сопрано или контральто. Поэтому железы внутренней секреции играют значительную роль в анатомическом строении гортани и, следовательно, в голосообразовании. В пожилом возрасте, когда завершается процесс окостенения гортани, голос продолжает меняться вследствие уменьшения емкости и эластичности легких, сужения грудной клетки. Голос становится слабым, дребезжащим, глухим.

Связь между устной речью и физическими характеристиками человека отражает зависимость речеобразующего аппарата и речевой деятельности от анатомии и физиологии. Так, люди с низким голосом имеют более высокий рост и объем грудной клетки.

Помимо указанных характеристик, обусловливающих индивидуальность человеческого голоса, велико значение и путей формирования навыков устной речи. Они складываются как из внутренних биологических факторов, заложенных в индивидууме генетически, так и из внешних. К последним обычно относят окружающую среду, заболевания, перенесенные человеком, полученное образование, воспитание и т.д.

Под воздействием названных факторов человек, овладевая речью, учится управлять своим речевым аппаратом в соответствии с законами и правилами окружающей языковой среды. По мере формирования механизмов устной речи он пользуется всей системой речевых для изложения своих мыслей, все более автоматически подбирая грамматические и стилистические средства языка, логику высказывания. Со временем вырабатывается определенный динамический стереотип, слагающийся из привычного повторения (в однотипных ситуациях) интонаций и фраз определенной конструкции. Изменение динамического речевого стереотипа так же сложно, как и его формирование, потому оно требует значительных затрат времени и усилий .

Таким образом, устная речь - это особый вид человеческого общения, основанный на психофизиологических человека в условиях определенного общества.

Устная речь человека характеризуется фонетическими и лингвистическими признаками, которые, будучи индивидуальными и относительно неизменяемыми, дают возможность не только установить личные качества человека, чья речь записана на фонограмме, но и идентифицировать его. Фонетические признаки благодаря своей физической природе наряду с качественными имеют и количественные параметры, а потому поддаются изучению с помощью методов инструментального анализа. Они могут отображаться на спектрограммах, осциллограммах и др., оцениваться по результатам измерений, быть основой для однозначных выводов.

Подробнее об информации о личных свойствах человека, содержащаяся в его устной речи

Информация о личных свойствах человека, содержащаяся в его устной речи, условно делится на:

    1. смысловую (совокупность сведений, имеющихся в устном сообщении; свидетельствует об общем интеллектуальном развитии говорящего, его взглядах, наличии у него специальных, в том числе профессиональных, познаний, а также о его осведомленности относительно событий, фактов или обстоятельств, известных ограниченному кругу лиц);
    2. (более значима; будучи речевым выражением содержания и структуры устного высказывания, она отражает стиль, лексику, грамматический строй и логику последнего - именно те признаки, которые позволяют судить о физическом, психологическом и социальном образе личности, его половозрастных и конституционных характеристиках, анатомических особенностях речеобразующего тракта; она отражает черты характера, образование, интеллект, диалектные особенности, складывающиеся в зависимости от географического района формирования речи, что позволяет диагностировать особенности личности говорящего).

Так, о половой принадлежности могут свидетельствовать слова категорий рода ("твой - твоя", "позвонил - позвонила", "рад - рада" и т.д.). Кроме того, в разговоре женщины более эмоциональны, они привычно употребляют экспрессивно окрашенную лексику вроде "кошмар", "прикол", "жуть" и т.п. Мужчины чаще выражают свои эмоции, прибегая к иронии, грубым и даже бранным словам. Половую принадлежность говорившего можно определить и на основе анализа диапазона голоса по высоте основного тона и по тембру. Различия здесь обусловлены менее развитой брюшной и грудной мускулатурой, меньшим объемом легких и меньшей длиной голосовых связок у женщин.

Сведения о примерном возрасте говорившего можно почерпнуть из автобиографических упоминаний, малоизвестных сообщений или обстоятельств, которые имели место в прошлом, по использованию вышедших из активного употребления слов (оборотов) или новейших словечек и выражений. О молодом возрасте говорившего может свидетельствовать категоричность суждений по самым разным вопросам. Пожилые люди чаще более осторожны в высказываниях, имеют склонность давать советы и поучать собеседника.

Об образовании и культурном уровне человека можно судить исходя из использованного им словарного запаса, полноты и точности выражения мыслей, речевых оборотов, наличия в устной речи характерных лексических признаков, а также произношения.

Общие признаки устной речи

Общие признаки устной речи отражают свойства, присущие речи человека в целом. Сочетание значений общих и частных признаков индивидуализирует личность. Общие и частные признаки взаимосвязаны, но определяющими являются общие признаки, к которым следует отнести:

    1. уровень владения устной речью,
    2. соответствие речи определенным нормативным требованиям грамматики и орфоэпии (совокупности норм национального языка, обеспечивающих единство его звукового оформления).

Лексические признаки устной речи представляют собой совокупность слов, выражений и оборотов, употребляемых для изложения мыслей. Так, литературный стиль, наличие в речи профессиональных и технических терминов указывают на образованность и культурность человека. Люди с богатым словарным запасом обычно выражают свои мысли словами, емкими по значению и наиболее близкими к конкретной ситуации. Люди с бедным словарным запасом ограничиваются повторением одних и тех же слов и фраз, недостаточно выразительных и последовательных, а потому довольно примитивных.

В последнее время вследствие роста уровня образования речь стала приближаться к нормам литературного языка. Однако в ней довольно часто наблюдаются особенности диалекта, который отражает речевую специфику определенной местности. Более того, человек, владеющий литературным языком, в состоянии стресса или эмоционального возбуждения проявляет признаки диалекта, характерного для местности, где он учился говорить или долго проживал. На этом основана экспертная диагностика места рождения или длительного проживания человека.

Диалект - местные речевые особенности языка, распространенного на некоторой территории. Диалекты различаются тем резче, чем дальше друг от друга находятся носители языка, в то время как в устной речи жителей смежных районов наблюдаются общие признаки бытующих там диалектов. Диалектные особенности говорящего включают:

    • лексику (слова, фразы),
    • грамматические формы (склонения, спряжения, сочетания слов, фонетический строй и др.),
    • просодические признаки (интонация, ударение, темп речи, акцент).

Особенности конкретного территориального диалекта наиболее ярко выражаются в лексике. Определенные слова одного диалекта не встречаются в других, в различных диалектах одинаковые слова употребляются в разном значении. Особенности территориальных диалектов проявляются также во фразеологии, грамматических формах и просодических признаках речи.

Наиболее устойчиво территориальные диалектные особенности проявляются в речи людей старшего поколения, безвыездно живущих в одной местности, причем у женщин они заметнее, чем у мужчин.

Социальные диалекты, т.е. лексические признаки и фразеологические особенности устной речи, характеризующие ту или иную социальную группу людей, имеют основное значение при определении профессии и других социальных характеристик человека. При этом необходимо учитывать, что в любой области человеческой деятельности есть словарный запас, который постепенно накапливается и видоизменяется. Так формируется своеобразная терминология, которая и обусловливает лексический состав (характерные слова и выражения) и фразеологические особенности речи людей одной профессии или одного рода занятий.

Социальные диалекты территориально не обособлены, поэтому в одной местности их может быть несколько. К разновидностям социального диалекта относятся:

    • профессионализмы (слова или обороты речи, свойственные лицам, объединенным по роду профессиональной деятельности; при анализе фонограмм следует обращать внимание не только на наличие профессионализмов, но и на точность их употребления);
    • жаргон , или арготизмы (арго-засекреченный).

Жаргон в прямом смысле этого слова представляет собой условный язык мошенников, воров, рэкетиров, проституток, наркоманов и др. Жаргонная лексика создается путем искусственного изменения существующих слов или их употребления со своеобразным значением, чтобы разговор был понятен только лицам определенного круга. Так, общеизвестные слова воры употребляют с иным значением: "лихорадка" - разбор дела в суде, "зелень" - доллары и т.п. Жаргонные слова и выражения получили в последнее время весьма широкое распространение среди населения, особенно в молодежной среде.

Родной язык говорившего устанавливается по акценту, т.е. особенностям произношения, свойственным говорящему не на родном языке. Так, белорусы, говорящие по-русски, вместо звука "я" нередко употребляют звук "а", ("трапка", "зарадка" и т.п.), а казахи часто говорят "бапли" или "вапли" вместо "вафли", "быль" или "биль" вместо "был". О национальной принадлежности человека можно судить и на основе анализа интонаций. Интонация - это манера повышения или понижения тона голоса при произношении, отражающая какие-либо чувства говорящего. Посредством интонации регулируются сила звука и его мелодика, локализация и общая длительность пауз внутри фраз. Интонация конкретизирует манеру высказывания, придает ему определенную звуковую окраску, отражает особенности говора.

Частные признаки устной речи

Частные признаки устной речи отражают отдельные стороны её элементов, речевых навыков. К ним можно отнести:

    • темп, ритм, плавность речи;
    • наличие речевых расстройств и др.

Частные признаки звучащей речи подразделяются на три группы:

    1. ординарные (возникающие в процессе нормального функционирования речеобразующего тракта и обусловленные артикуляционно-голосовыми навыками; они составляют основу экспертного исследования звучащей речи);
    2. патологические (признаки речевых расстройств, появляются вследствие врожденных и приобретенных аномалий речи, голоса и слуха);
    3. спорадические (единичные, непостоянные признаки голоса или речи, возникающие под воздействием случайных факторов - болевых, алкогольного или наркотического опьянения, простуды и т.п.).

Интонация включает совокупность следующих элементов:

    • мелодику (изменение основного тона голоса),
    • паузы между словами и фразами,
    • интенсивность произнесения отдельных слов в речевом потоке,
    • темп речи и тембр голоса.

По этим признакам различают более 20 видов интонации, например выражающей вопрос, восторг, удивление, призыв, страх, отвращение, гнев, радость, отрицание и т.д. Все эти виды интонации имеют в диалектах отклонения от норм, что в основном обусловлено характерными особенностями мелодики того или иного диалекта и своеобразием акцента, с которым произносятся некоторые слова и фразы. При анализе интонационных особенностей территориального диалекта необходимо пользоваться специальной литературой (диалектологическими атласами русского языка).

Любой национальный язык и каждый его диалект имеют свои интонационные особенности. Например, для русского языка свойственны некоторое повышение голоса в начале фразы, более или менее ровная по тону середина, значительное повышение голоса в конце повествовательной фразы и его легкое повышение в конце вопросительных фраз. Характерными чертами устной речи людей, не владеющих в совершенстве русским языком, являются интонационные особенности их родного языка, ошибочное построение фраз, неверные согласования.

Диагностические исследования фонограмм устной речи проводятся для определения некоторых анатомических и физиологических характеристик человека, например:

    • шепелявость и гнусавость речи свидетельствуют о таких заболеваниях нервной системы, как парез и афазия;
    • по тембру голоса можно определить рост и объем грудной клетки говорившего.

Неправильная артикуляция при произнесении звуков "с" и "з" (шепелявость ) чаще всего является следствием дефекта в строении челюстей и зубов либо недостатков слуха, не позволяющих контролировать собственную речь.

Гнусавость - патологическое изменение тембра голоса с искажением произнесения звуков речи - обычно обусловлена искривлением носовой перегородки или образованием в носу полипов.

Парез - заболевание, приводящее к ослаблению двигательных функций речевого аппарата. При нем затрудняется артикуляция отдельных звуков, в которой активную роль играет язык: "ч", "р", "ш", "ж" и др.

Афазия - сбой в работе некоторых участков головного мозга - влечет расстройство речи, когда разрушается сама структура слова, затруднен переход от одного слога к другому, темп речи медленный, часты паузы.

Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Общение дает возможность раскрыть человеку свои чувства, переживания, рассказать о радостях и горестях, о взлетах и падениях.

Общение для человека - его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта.

На первый взгляд, кажется, что содержание понятия «общение» всем понятно и не требует особых разъяснений. А между тем общение - это очень сложный процесс взаимодействия людей. Проблемами общения занимаются представители разных наук - философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др.

Именно при помощи речи чаще всего происходит общение между людьми. Речевая деятельность человека является самой сложной и самой распространенной. Без нее невозможна ни какая другая деятельность, она предшествует, сопровождает, а иногда формирует, составляет основу любой другой деятельности человека (производственной, коммерческой, финансовой, научной, управленческой и др.).

Устная речь - это звучащая речь, применяемая для непосредственного общения, а в более широком понимании - это любая звучащая речь. Исторически, это самая первая форма речи, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются произносимые звуки, возникающие в результате сложной деятельности органов произношения человека. С этим явлением связаны богатые интонационные возможности устной речи. Интонация создаётся мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произнесения. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень чёткости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием, что может передать всё богатство человеческих чувств, переживаний, настроений и т.п. Восприятие устной речи при непосредственном общении происходит одновременно и по слуховому, и по зрительному каналам. Поэтому устную речь сопровождают, усиливая ее выразительность, такие дополнительные средства, как характер взгляда (настороженный или открытый и т.п.), пространственное расположение говорящего и слушающего, мимика и жесты. Так, жест может быть уподоблен указательному слову (указание на какой-то предмет), может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т.д., служить контактоустанавливающим средством, например поднятая рука знак приветствия (при этом жест имеют национально-культурную специфику, поэтому использовать их, особенно в деловой устной и научной речи, нужно осторожно). Все эти лингвистические и экстра лингвистические средства способствуют повышению смысловой значимости и эмоциональной насыщенности устной речи.

Одной из особенностей устной речи является - отсутствие возможности вернуться в какой-то определённый момент речи ещё раз, в силу чего говорящий вынужден мыслить и говорить одновременно, т.е. он думает как бы «на ходу», поэтому устной речи могут быть свойственны: неплавность, фрагментарность, деление единого предложения на несколько коммуникативно-самостоятельных единиц.

Устная речь - может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа). Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью. Неподготовленное устное высказывание формируется постепенно, порциями, по мере осознания того, что сказано, что следует сказать далее, что надо повторить, уточнить. Говорящий постоянно следит за тем, чтобы его речь была логична и связна, выбирает соответствующие слова для адекватного выражения своей мысли.

Это устная речь, это то, что мы слышим, а слышим мы что-то около пятой части того, что сказано. Мы отбираем лишь те слова ("звукообразы"), которые нам понятны, близки или заинтересовали нас чем-то. Всё остальное пропускаем. Мы вынуждены так поступать, поскольку в потоке речи слова текут друг за другом, и всякий образ рождается по принципу метонимии, по смежности, чисто логическим схватыванием соседнего и подверстыванием.

В отличие от письменной речи, которая строится в соответствии с логическим движением мысли, устная речь разворачивается посредством ассоциативных присоединений.

Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка, однако она имеет несомненное преимущество в разговорно - бытовом стиле речи. Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи: устную научную речь, устную публицистическую речь, виды устной речи в сфере официально - делового общения, художественную речь и разговорную речь. Следует отметить, что разговорная речь оказывает влияние на все разновидности устной речи. Поэтому в устной речи используются эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, даже просторечные элементы.

Устная речь:

Звучащая;

Создается в процессе говорения;

Характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений различного рода, повторы, незаконченность выражения мысли).

Письменная речь:

Графически закрепленная;

Может быть заранее обдумана и исправлена;

Характерны некоторые языковые особенности (преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, страдательных конструкций, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов).

Устная речь отличается от письменной также характером адресата. Письменная речь обычно обращена к отсутствующим. Тот, кто пишет, не видит своего читателя, а может лишь мысленно представить его себе. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает. Напротив, устная речь предполагает наличие собеседника. Говорящий и слушающий не только слышит, но и видят друг друга. Поэтому устная речь нередко зависит от того, как ее воспринимают. Реакция одобрения или неодобрения, реплики слушателей, их улыбки и смех – все это может повлиять на характер речи, изменить ее в зависимости от этой реакции.

Говорящий создает, творит свою речь сразу. Он одновременно работает над содержанием и формой. Пишущий имеет возможность совершенствовать написанный текст, возвращаться к нему, изменять, исправлять.

Различен и характер восприятия устной и письменной речи. Письменная речь рассчитана на зрительное восприятие. Во время чтения всегда имеется возможность перечитать непонятное место несколько раз, сделать выписки, уточнить значения отдельных слов, проверить по словарям правильность понимания терминов. Устная речь воспринимается на слух. Чтобы ее воспроизвести еще раз, необходимы специальные технические средства. Поэтому устная речь должна быть построена и организована таким образом, чтобы ее содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями.

Вот что писал о разном восприятии устной и письменной речи И.Андроников в статье "Слово написанное и сказанное":

Если человек выйдет на любовное свидание и прочтет своей любимой объяснение по бумажке, она его засмеет. Между тем та же записка, посланная по почте, может ее растрогать. Если учитель читает текст своего урока по книге, авторитета у этого учителя нет. Если агитатор пользуется все время шпаргалкой, можете заранее знать - такой никого не сагитирует. Если человек в суде начнет давать показания по бумажке, этим показаниям никто не поверит. Плохим лектором считается тот, кто читает, уткнувшись носом в принесенную из дому рукопись. Но если напечатать текст этой лекции, она может оказаться интересной. И выяснится, что она скучна не потому, что бессодержательна, а потому, что письменная речь заменила на кафедре живую устную речь.

В чем тут дело? Дело, мне кажется, в том, что написанный текст является посредником между людьми, когда между ними невозможно живое общение. В таких случаях текст выступает как представитель автора. Но если автор здесь и может говорить сам, написанный текст становится при общении помехой.

Письменная форма речи чаще всего представлена нормированным (кодифицированным) языком, хотя имеются такие жанры письменной речи, как заявления, письма, докладные, объявления и под., в которых может быть отражен разговорный язык и даже просторечие.

Устная форма речи неоднородна в стилистическом отношении и проявляется в трех разновидностях: нормированная (кодифицированная) речь, разговорная речь, просторечие. Каждая из этих разновидностей характеризуется особыми коммуникативными и стилевыми признаками (понятие стиля см. далее).

Кочубеевский гуманитарно-технический колледж

Филиал ГОУ ВПО «Невинномысский государственный

гуманитарно-технический институт»

Реферат

По дисциплине: русский язык

Тема: «Устная речь»

Выполнил: студент 4-го курса,

Серов Р. .

Преподаватель: Панюкова С.В.

с. Кочубеевское 2011

Введение………………………………………………………………...3.стр.

Устная форма речи……………………………………………….…….4.стр.

Особенности устной речи……………………………….………….…6.стр.

Обучение и развитие навыков устной речи……………….………...8.стр.

Вывод……………………………………………….…………………...10.стр.

Список использованной литературы………………………………….11.стр.

Введение.

Эта тема была выбрана для написания реферата потому, что наше восприятие: информации происходит в двух формах речи, а именно: устной и письменной.

В наше время, время информационных технологий, обе формы речи тесно переплетаются друг с другом. Обе формы речи играют огромную роль в нашей жизни. И та и другая занимают примерно одинаковое место по своей значимости. С одинаковым успехом любой письменный текст может быть прочитан вслух, а устный - записан при помощи различных технических средств. Существуют такие жанры письменной речи, которые предназначены для того, чтобы их озвучивали со сцены или экрана телевизора. И наоборот,в литературных произведениях широко используются приёмы стилизации под « устность»: диалогическая речь, в которой автор стремится сохранить особенности, присущие устной спонтанной речи, монологические рассуждения персонажей от первого лица и т.п. Практика радио и телевидения привела к созданию своеобразной формы устной речи, в которой устная и озвученная письменная речи постоянно сосуществуют и взаимодействуют (например, интервью).

Основой и письменной, и устной речи является литературная речь , выступающая как ведущая форма существования русского языка, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определённые нормированные образцы. Она является таким средством общения, нормы которого закрепляются как формы образцовой речи, т.е. они фиксируются в грамматических словарях, учебниках и т.д. Распространению этих норм способствуют учебные и культурные заведения, средства массовой информации. Литературная речь – абсолютно универсальна!

Однако устная и письменная формы речи являются самостоятельными, имеют свои характеристики и особенности.

1.УСТНАЯ РЕЧЬ.

Устная речь - это звучащая речь, применяемая для непосредственного общения, а в более широком понимании – это любая звучащая речь. Исторически, это самая первая форма речи, она возникла гораздо раньше письма. Материальной формой устной речи являются произносимые звуки, возникающие в результате сложной деятельности органов произношения человека. С этим явлением связаны богатые интонационные возможности устной речи. Интонация создаётся мелодикой речи, интенсивностью (громкостью) речи, длительностью, нарастанием или замедлением темпа речи и тембром произнесения. В устной речи большую роль играют место логического ударения, степень чёткости произношения, наличие или отсутствие пауз. Устная речь обладает таким интонационным разнообразием, что может передать всё богатство человеческих чувств, переживаний, настроений и т.п. Восприятие устной речи при непосредственном общении усиливается благодаря мимике и жестам говорящего человека. Так, жест может выражать эмоциональное состояние, согласие или несогласие, удивление и т.д. Все эти лингвистические и экстралингвистические средства способствуют повышению смысловой значимости и эмоциональной насыщенности речи.

Одной из особенностей устной речи является – отсутствие возможности вернуться в какой-то определённый момент речи ещё раз, в силу чего говорящий вынужден мыслить и говорить одновременно, т.е. он думает как бы «на ходу», поэтому устной речи могут быть свойственны: неплавность, фрагментарность, деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных единиц.

Устная речь – может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа).

Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью. Неподготовленное устное высказывание формируется постепенно, порциями, по мере осознания того, что сказано, что следует сказать далее, что надо повторить, уточнить. Говорящий постоянно следит за тем, чтобы его речь была логична и связна, выбирает соответствующие слова для адекватного выражения своей мысли.

Устная речь так же, как и письменная, нормирована и регламентирована, однако нормы устной речи совсем другие. «Многие так называемые огрехи устной речи – функционирование незаконченных высказываний, слабая структурированность, введение перебивов, автокоментаторов, контакторов, реприз, элементов колебания и т.п. – является необходимым условием успешности и эффективности устного способа коммуникации». 1 Слушающий не может удержать в памяти все грамматические и семантические связи текста, и говорящий должен учитывать это; тогда его речь будет понята и осмыслена. В отличие от письменной речи, которая строится в соответствии с логическим движением мысли, устная речь разворачивается посредством ассоциативных присоединений. Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка, однако она имеет несомненное преимущество в разговорно – бытовом стиле речи. Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи: устную научную речь, устную публицистическую речь, виды устной речи в сфере официально – делового общения, художественную речь и разговорную речь. Следует отметить, что разговорная речь оказывает влияние на все разновидности устной речи. Поэтому в устной речи используются эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика, образные сравнительные конструкции, фразеологизмы, пословицы, поговорки, даже просторечные элементы.

2.Особенности устной речи.

Для устной речи как для речи, создаваемой в момент говорения, характерны две особенности – избыточность и краткость высказывания (лаконизм), которые, на первый взгляд, могут показаться взаимоисключающими друг друга. Избыточность, т.е. прямые повторы слов, словосочетаний, предложений, чаще повторы мыслей, когда используются близкие по значению слова, другие, соотносительные по содержанию конструкции, объясняется условиями созданиями устного текста, стремлением донести до слушателей определенную информацию. Об этой особенности устной речи писал еще Аристотель: «… Фразы, не соединенные союзами, и частое повторение одного и того же в речи письменной по справедливости отвергаются, а в устных состязаниях эти приемы употребляют и ораторы, потому что они сценичны».

Поскольку устной речи свойственна (в большой или меньшей степени) словесная импровизация, то - в зависимости от различных обстоятельств – устная речь может быть более или менее гладкой, плавной, более или менее прерывистой. Прерывистость выражается в наличии непроизвольных, более длительных (сравнительно с остальными) остановок, пауз (между словами, предложениями), в повторении отдельных слов, слогов и даже звуков, в «растягивании» звука типа [э] и в выражениях типа Как это сказать?

Все эти проявления прерывистости речи раскрывают процесс создания высказывания, а также затруднения говорящего. Если случаев прерывистости немного, и они отражают поиски говорящим нужного, оптимального для данной речевой ситуации средства выражения мысли, их наличие не мешает воспринимать высказывание, а порой активизирует внимание слушателей. Но прерывистость устной речи – явление неоднозначное. Паузы, самоперебивы, срывы начатых конструкций могут отражать состояние говорящего, его волнение, несобранность, могут свидетельствовать и об определенных затруднениях того, кто творит устное слово: о том, что он не знает, о чем говорить, что сказать, и о том, что он затрудняется в выражении мысли.

3.Обучение и развитие навыков устной речи

Среди некоторых родителей часто бытует ошибочное мнение, что если ребёнок знает цифры и названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе.

Однако, освоение ребёнком этих навыков и знаний не является самодостаточным условием и критерием его подготовленности к школе. Опыт и практика преподавания в школе показывают, что при нормальном общем развитии любой ребёнок, систематически посещая школу, может овладеть этими знаниями и навыками в предельно короткий срок.

Иногда детскому психологу приходится слышать жалобы родителей 6-ти летних детей на то, что, несмотря ни на усиленные домашние занятия с ребёнком, ни на занятия в специальных кружках по подготовке ребёнка к школе, некоторые дети так и не осваивают чтение и счёт к началу занятий.

Помимо знания цифр и букв есть нечто более важное, что подчас упускают родители в их работе по подготовке детей к школе. Это - устная речь ребёнка, развитие которой является необходимыс условием для успешного усвоения им письменной речи (чтения).

Будущий школьник должен иметь достаточный словарный запас, уметь граммотно и логично излагать мысли, запоминать и читать стихи, а также пересказывать короткие тексты. От степени богатства и грамматической правильности устной речи ребёнка зависит понимание им прочитанного, что является как бы трансформацией цепочек зрительных символов (букв) в цепочки слуховых стимулов (фонем).

Т.е. имеется в виду как бы озвучивание прочитываемого текста.

Иными словами, каждому ребёнку необходимо обладать к началу занятий в первом классе школы достаточным уровнем развития связной устной речи и мышления.

Что же означает понятие """"связная устная речь""""?

Связная речь - это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженных конкретными и точными словами, соединёнными в грамматически правильные предложения.

Без помощи и руководства взрослого связная речь развивается очень медленно или не развивается совсем, что особенно характерно для детей с различными нарушениями развития.

Подготавливая своего ребёнка к школе, родители видят свой долг в обучении его связной речи, буквам и цифрам, понятиям цвета и числа, чтению и счёту. Это правильно и абсолютно нормально.

Кропотливые занятия очень важны, но также чрезвычайно необходимы для развития ребёнка и разнообразные детские игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества.

Однако, незаметно для родителей, процесс подготовки ребёнка к школе иногда превращается лишь в бесконечную цепь вопросов и ответов, полностью занимая свободное время малыша, лишая его возможности играть и развлекаться и притупляя его природные любознательность и инициативу.

Чтобы избежать этого и, в то же время, ускорить и облегчить процесс усвоения малышом необходимых навыков, его родителям необходимо совместить в своей работе по подготовке ребёнка три одинаково важных и взаимно связанных компонента-общение с ребёнком, игра с ним и его обучение.

При этом можно использовать как простые, известные всем нам с детства обучающие игры, так и специальные и разработанные психологами методики обучения.

Для того, чтобы Ваш ребёнок одновременно и получал удовольствие от этих игр, и успешно осваивал необходимые для его развития навыки, Вам, его родителям не понадобится ни специальное помещение, ни абсолютная тишина. Все это можно делать с тем же, если и не большим, успехом в свободной и совершенно непринуждённой обстановке-на берегу моря или озера, на детской площадке, во время поездки в автобусе или на поезде.

ВЫВОД:

В наше время обе формы речи неразделимо связаны между собой и, переплетаясь в одно целое, составляют полноценное общение. С развитием сотовой связи люди получили возможность общения по телефону, как посредством устной, так и письменной речи. С развитием Интернет – технологий люди имеют возможность преодолевать пространство и время, общаясь посредством устной и письменной речи на выбор. Трудно представить себе современное общение только посредством устной или только посредством письменной формой речи – это всё равно, что лишить себя одного из чувств (осязания, обоняния и т.д.).

Нам в равной степени необходимы обе формы речи, чтобы полноценно воспринимать, анализировать и передавать информацию в быстро меняющемся мире. Если бы хоть одной из них не было, то её следовало бы придумать.

Список использованной литературы :

    Максимов В. И. Русский язык и культура речи, М.: Гардарики, 2004.

    Бубнова Г. И., Гарбовский Н. К. Письменная и устная коммуникации: синтаксис и просодия. М., 2001. С. 8.

    Введенская Л.А, Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону 2005г

    Васильева А.Н. Основы культуры речи.-М, 2007

    Бубнова Г. И., Гарбовский Н. К. Письменная и устная коммуникации: Синтаксис и просодия. М., 2001.

    Вахек И.К Проблемы письменного языка. М 2006.

    Зализняк А.А. О понятии графемы, лингвистические исследования. М, 1999г.

1 Бубнова Г. И., Гарбовский Н. К. Письменная и устная коммуникации: Синтаксис и просодия. М., 2001. С. 8.

Разновидности устной речи : устную научную речь , устную публицистическую речь , виды устной речи в сфере официально – делового общения, художественную речь и разговорную речь ...

  • Обучение устной речи студентов младших курсов

    Реферат >> Педагогика

    Различают следующие виды устной речи : диалогическую и монологическую. Наиболее простой разновидностью устной речи является диалог... пользуется другими словами, оборотами речи . Вторая разновидность устной речи – монолог, который произносит...

  • Речь как инструмент мышления

    Реферат >> Психология

    Процесса: превращение мысли в речь (письменную или устную ) и извлечение мысли, содержания... диалога письменной устной и т.д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их... пользуемся в своей письменной и устной речи . Такую речь в силу названных ее особенностей...

  • Общение - явление многоплановое. Одна из его составляющих - речь. Классификация речи поэтому достаточно сложна и имеет много разных оснований. Рассмотрим же основные из них.

    Какой она бывает

    Классификация видов речи может существовать согласно форме, в которой происходит обмен информацией. То есть, речь бывает устной (при помощи звуков) либо письменной (с использованием специальных символов).

    Если ориентироваться на число участников коммуникации, то ее можно поделить на монологическую, диалогическую и полилогическую. Стиль речи зависит от того, в какой сфере общения она функционирует, и может быть научным, публицистическим, официально-деловым, художественным или разговорным.

    Классификация форм речи по композиционно-структурным признакам, а также по содержательно-смысловым относит любой ее тип либо к описанию, либо к повествованию, либо к рассуждению. Рассмотрим более подробно каждое из данных делений.

    Язык и речь. Устная и письменная речь

    Под устной речью (форма, противопоставляемая письменной ее разновидности) подразумевается речь произносимая, то есть звучащая. Она относится к первичным формам существования любого языка.

    Под письменной понимается та речь, которая изображена на физическом носителе - бумаге, полотне, пергаменте и т. п. с использованием графических знаков письменности, предназначенных специально для этого. Исторически она появилась позже относительно устной.

    Форма, в которой главным образом существует русский язык, называется литературной речью. Главный признак ее - сознательное использование средств общения с ориентацией на соблюдение конкретных норм и правил. Приводятся они в справочниках, словарях и учебных пособиях. Обучение нормам ведется в школе, культурных учреждениях и СМИ.

    В условиях реальных коммуникаций письменная и устная речь постоянно пересекаются, взаимодействуют и проникают одна в другую. Часть жанров, относящихся к письменной речи, впоследствии озвучивается - это ораторские выступления (в том числе уроки речи) или драматургия. Литературное произведение очень часто содержит в себе подобные образцы в виде монологов и диалогов действующих лиц.

    Чем хороша устная речь

    Важнейшим преимуществом устной речи перед письменной является возможность моментальной передачи информации. Различие между этими двумя формами заключается еще и в том, что устный диалог чаще всего позволяет участникам видеть друг друга и корректировать содержание и форму произносимого в зависимости от реакции собеседника.

    Рассчитанная на восприятие человеческим ухом, устная речь не нуждается в точном буквальном воспроизведении. В случае же такой необходимости приходится использовать определенные технические средства. Произносится при этом все "набело", без предварительных поправок.

    Общаясь письменно, автор речи не имеет возможности осуществлять обратную связь со своим адресатом. Поэтому реакция последнего мало на что влияет. Читающий впоследствии имеет возможность возвращаться к отдельным постулатам любое количество раз, а пишущий располагает временем и средствами корректировать и дополнять написанное.

    Преимуществом письменного общения является более точное и фиксированное изложение информации, возможность передачи ее в будущие времена. Письменная речь служит основой научной и любой деловой деятельности.

    Другие ее особенности...

    В качестве материальной формы, воспроизводимой на письме с использованием букв алфавита, в устной речи служат звуковые волны, испускаемые человеческим речевым аппаратом. Благодаря этому ей присуще всё богатство интонационных возможностей. Средства формирования интонации - это интенсивность, темп разговора, звуковой тембр и т. п. Многое в ней зависит от чёткости произношения, расстановки логических ударений, длительности пауз.

    Важные характеристики устной речи - спонтанность, многоканальность и необратимость. Зарождение мысли и ее высказывание при этом происходит практически одновременно. В зависимости от речевого опыта оратора и прочих обстоятельств устной речи может быть присуща плавность либо прерывистость, фрагментарность.

    ...и виды

    Ориентируясь на реакцию слушателей, произносящий может выделить наиболее важные моменты, использовать комментарии, уточнения и повторы. Данные особенности больше всего характеризуют неподготовленную устную речь. Классификация речи по этому признаку противопоставляет ей другую - подготовленную, существующую в виде лекций либо докладов.

    Для этой формы характерна четкая структура, продуманность. В спонтанно произносимом тексте, характерном для неподготовленной устной речи, много пауз, повторений отдельных слов и звуков, не несущих никакого смысла (типа "э-э-э", "вот", "значит"), намеченные к произнесению конструкции порой срываются. В такой речи больше речевых ошибок, коротких, неполных и не всегда правильных предложений, меньше причастных и деепричастных оборотов.

    По функциональным разновидностям виды устной речи также различаются. Она может быть научной, публицистической, художественной, разговорной, а также применяемой в официально-деловой сфере.

    О письменной речи

    Письменная речь не предназначена конкретному собеседнику и зависит полностью от пишущего. Как уже было отмечено, возникла она на исторически более позднем этапе развития человечества и существует в виде искусственно созданной знаковой системы, разработанной для того, чтобы зафиксировать произносимые звуки. То есть, знаки для обозначения издаваемых звуков служат ее материальными носителями.

    В отличие от устной, письменная речь не только служит для непосредственного общения, но и позволяет усвоить и воспринять знания, накопленные на протяжении развития всего человеческого общества. Такая речь является средством коммуникации в случаях невозможности непосредственного диалога, когда собеседников разделяет время либо пространство.

    Признаки письменной речи

    Обмениваться посланиями в письменной форме начали уже в древние времена. В наши дни роль письменности снижена с развитием современных технологий (например, телефона), но с изобретением Интернета, а также факсимильных сообщений формы такой речи вновь оказались востребованными.

    Основным свойством ее можно считать способность долгосрочного хранения передаваемой информации. Основной признак использования - строго регламентированный книжный язык. Главными единицами письменной речи служат предложения, задача которых - выразить логические смысловые связи достаточно сложного уровня.

    Именно поэтому в письменной речи всегда присутствуют хорошо продуманные предложения, характеризуется она закрепленным порядком слов. Такой речи не присуща инверсия, то есть применение слов в обратном порядке. В отдельных случаях это и вовсе недопустимо. Ориентируется письменная речь на визуальное восприятие, в связи с чем четко структурирована - страницы имеют нумерацию, текст поделён на параграфы и главы, используются разные виды шрифтов и т. п.

    Монолог и диалог. Примеры и суть понятий

    Классификация речи по количеству участников была предпринята еще в древние времена. Деление на диалоги и монологи применялось в таких сферах, как логика, риторика, философия. Термин "полилог" возник в конце 20 века и обозначает разговор с участием числа лиц больше двух.

    Такой форме, как диалог, свойственно попеременное высказывание обоих собеседников в непосредственной связи с конкретной ситуацией. Сами высказывания при этом называются репликами. По смысловой нагрузке диалог представляет собой обмен мнениями, зависящими от друг от друга.

    Диалог целиком и любая из его частей может восприниматься как отдельный текстовый акт. Структура диалога включает в себя части, именуемые зачином, основой и концовкой. В качестве первого из них используются общепринятые формы речевого этикета, приветствие или вводная реплика в виде вопроса или суждения.

    Каким бывает диалог

    Основная часть может быть от совсем краткой до очень длинной. Любой диалог имеет свойство быть продолженным. В качестве концовки используются реплики согласия, ответа или стандартного речевого этикета ("до свидания" или "всего доброго").

    В сфере разговорной речи диалог считается бытовым и ведётся с использованием разговорной лексики. Тут допускается не самый удачный выбор слов, повторы, отступление от литературных норм. Такому диалогу свойственны эмоции и экспрессия, неровность, разнообразие тем, отклонение от основной линии обсуждения.

    В литературных источниках также встречается диалог. Примеры - общение героев, роман в письмах или подлинная переписка исторических лиц.

    Он может быть, как информативным, так и не очень. В последнем случае - состоит преимущественно из речевых форм и не содержит полезных сведений. Для информативного диалога характерна потребность в общении с целью получения новых данных.

    Поговорим о монологах

    Что такое монолог? Примеры его встречаются не реже. Этим термином обозначают высказывание кого-либо в развернутой форме, предназначенное для себя или других и имеющее некую организованность в смысле композиции и законченности. В художественном произведении монолог может стать составным компонентом или самостоятельной единицей - например, в форме моноспектакля.

    В общественной жизни в форме монолога практикуются речи ораторов, лекторов, выступления дикторов радио и телевидения. Монологи больше всего характерны для книжной речи в устной форме (выступления в судах, лекции, доклады), он же может и не иметь своим адресатом конкретного слушателя и не предполагать ответной реакции.

    По цели высказывания данная форма речи относится либо к информационной, либо к убеждающей, либо к побуждающей. Информационная - это передающий знания монолог. Примеры - всё те же лекции, доклады, отчёты или выступления. Речь убеждающего свойства ориентирована на эмоции тех, кому предстоит ее слушать. Это поздравления, напутствия и т. п.

    Побуждающая речь, как видно из названия, призвана сподвигнуть слушателей на определённые действия. В качестве примера можно привести призывы, протесты и речи политиков.

    Полилог - что за зверь?

    Классификация стилей речи с недавних пор (конец прошлого столетия) пополнилась понятием полилога. Даже среди лингвистов оно еще не вошло в широкий обиход. Это разговор нескольких лиц сразу. Ситуативно он ближе к диалогу, так как объединяет слушающих и говорящих. Существует полилог в формах дискуссий, бесед, игр, собраний. В нём происходит обмен информацией, вносимой каждым, и все в курсе того, о чём идёт речь.

    Правила, по которым строится полилог, следующие: говорить участникам предписывается убедительно и достаточно кратко, все, кто составляет его, обязаны следить за сюжетом обсуждения и быть внимательными, принято задавать вопросы и уточнять непонятные моменты, а также вносить необходимые возражения. Вестись полилог должен в корректной и дружелюбной форме.

    Разные типы текстов

    По выполняемым функциям также существует различная речь. Классификация речи по данному признаку делит ее на тексты с отражением фактической действительности и те, которые содержат мысли и рассуждения об этом. В зависимости от значения, любой из них можно отнести к повествовательному, описательному и относящемуся к рассуждениям.

    В описаниях изображается какое-либо явление с перечислением признаков, ему присущих. Оно может быть портретным, пейзажным, интерьерным, бытовым, научным и т. д. Ему присущи статичность, и построено оно на главной отправной точке, содержащейся в самом предмете или его отдельной части. Мысль развивается за счет добавления к сказанному новых признаков.

    Тип, именуемый повествованием, представляет собой рассказ о событиях и действиях, происходящих на протяжении какого-то времени. Композиция его включает в себя завязку с последующим развитием, продолжение, кульминацию и заканчивается развязкой.

    Под рассуждением понимаются изложенные в словах подтверждения и разъяснения определённой мысли или высказывания. Композиция обычно состоит из тезиса, приводимых его доказательств и заключительных выводов.

    ...и стилей

    Современная лингвистика упорядочила само понятие "речь". Классификация речи в зависимости от цели общения, как уже упоминалось в начале статьи, сведена к пяти различным речевым стилям (повседневному или разговорному, научному, официально-деловому, публицистическому и художественному). Так, разговорный стиль задействован главным образом в быту и в повседневных коммуникациях. Для него характерна устная речь с преобладанием диалогов.

    В области научно-технической сферы с описанием различных теорий и технологий преобладает научный стиль - строго выверенный и не допускающий вольных оборотов. Официально-деловой применяется в законодательной сфере и при любом виде формального общения. Для него характерны множество фиксированных конструкций, значительное преобладание письменный речи, большое число монологов (докладов, лекций, выступлений, судебных речей).

    Для общественно-политической сферы всегда применялся и применяется стиль публицистический, существующий зачастую в форме ярких эмоционально окрашенных монологов побуждающего характера.

    Художественному стилю подвластна сфера искусства. Здесь правит бал многообразие выражений, богатство форм и языковых средств, строгие официальные конструкции здесь практически не встречаются.

    Выбор жанров и стилей диктуется содержанием речи и видом ее коммуникативной направленности, проще говоря - целью общения. Именно от них зависят те приемы, которые будут использоваться в диалоге или монологе, а также композиционная структура каждой конкретной речи.