Что относится к признакам диагностического обследования. Рекомендации к проведению диагностического обследования. Проблемы педагогической диагностики

Старший воспитатель: Решетникова А.О.

Главная цель диагностирования – получить не столько качественно новые резуль­таты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.
Общими признаками диагностического обследования, являются:
– наличие целей педагогического оценивания состояния диагностируемого объекта;
– систематичность и повторяемость диагностирования как вида профессионально-педаго­гической деятельности, осуществляемой в типичных ситуациях на определенных этапах педаго­гического процесса (вводная диагностика, промежуточная диагностика, итоговая и т. д.);
– использование методик, специально разработанных и (или) адаптированных к данным конкретным ситуациям и условиям;
– доступность процедур для их проведения воспитателями.
При проведении диагностического обследования необходимо руководствоваться следую­щими принципами.
Принцип последовательности и преемственности диагностики проявляется в последова­тельном переходе от одних этапов, критериев и форм и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности в образовательном процессе, в поэтапном усложне­нии и углублении процесса диагностики.
Принцип доступности диагностических методик и процедур – общепедагогические прин­ципы наглядности и доступности обучения применительно к задачам диагностического изучения воспитанников означают необходимость такого подбора (построения) методик, вопросов, зада­ний, которые были бы рассчитаны на реальный уровень развития детей, их опыт. Зрительная на­глядность заданий практического характера становится главным условием получения необходи­мой информации (тесты с картинками).
Доступность диагностики требует создания естественных условий диагностирования, что как раз и стимулирует естественность поведения.

Среди специфических принципов педагогической диагностики выделяют прогностичностъ диагностики. Она проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников.
Заметим, что понятие «зона ближайшего развития» введено Л. С. Выготским: «Существен­ным… является не столько то, чему ребёнок уже научился, сколько то, чему он способен нау­читься, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребенка в плане овладе­ния тем, чем он еще не владеет, но может овладеть с-помощью, по указанию взрослых, в сотруд­ничестве».
Кроме принципов, важно придерживаться общих рекомендаций.
Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «Очень хорошо!», «Вы молодцы!», «Я вижу, у вас все замечательно получается».
Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 15 минут.
При разработке диагностической процедуры и отборе диагностических средств учитыва­лись экономичность и надежность методик, их соответствие возрастным особенностям детей и возможность включения в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
В качестве основных методов, позволяющие выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, предлагаются наблюдения за детьми, изучение продуктов их деятельности (рисунков, аппликаций), несложные эксперименты (в виде отдельных поруче­ний ребёнку, проведения дидактических игр и пр.), беседы.
Регулярные наблюдения позволяют достаточно объективно оценить присущие возрасту достижения ребёнка (освоение им определенных способов; умственных действий, уровень овла­дения знаниями).
Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них – субъективизм наблю­дателя. Поэтому, чтобы избежать ошибок, следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдения по возможности, длительное время и лишь потом приступать к анализу результатов.
Наблюдения за ребёнком должны происходить в естественной ситуации: в группе, на про­гулке, во время прихода в детский сад и ухода из него.
Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является пе­реход педагога с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это не­избежно влечет за собой изменение его деятельности. Если в процессе повседневной работы ос­новная цель педагога – дать знания, добиться правильного ответа в данный момент, воспитывать, то в процессе проведения диагностики – получить достоверные данные об уровне развития ре­бёнка, сформированности тех или иных умений.
Предлагаемые задания составлены с максимальным учетом особенностей и возможностей детей младшего дошкольного возраста, их реального опыта, что обеспечивает адекватное пони­мание детьми их содержания.
СПОСОБЫ РАБОТЫ С ДИАГНОСТИЧЕСКИМИ КАРТАМИ
Результаты диагностического обследования каждого ребенка заносятся в диагностическую таблицу. На вертикальной оси приводятся фамилии детей и баллы за выполнение каждого зада­ния. На горизонтальной – номера диагностических заданий.
Целью данной работы является разработка системы комплексной диагностики детей до­школьного возраста, которая позволит качественно и оперативно оценивать динамику подготов­ленности детей дошкольного возраста, а также на качественном уровне оценить эффективность образовательной работы детских образовательных учреждений по «конечному ценному продук­ту» – дошкольник-выпускник.
Диагностические карты ориентируют воспитателя на некоторую, очень приблизительную, среднюю норму развития ребёнка. Стандартных детей не бывает, и диагностические карты могут быть только ориентиром на пути понимания особенностей ребёнка, его индивидуальности.
Результаты диагностики – это отправные точки индивидуальных образовательных маршру­тов для каждого ребёнка.

Диагностическое обследование младенцев и детей раннего возраста сопряжено с рядом трудностей, связанных с возрастными особенностями детей данных возрастных групп. Младенец – трудный испытуемый, который бывает в различных состояниях от сонливости до громкого плача. То, как ребенок реагирует на окружающий мир, во многом зависит от его уровня активности. Работа с ребенком раннего возраста значительно осложняется в связи с неразвитостью или недостаточностью произвольности поведения.

И.Ю.Левченко выделяет в качестве необходимых следующие требования к организации и проведению обследования:

Процедура обследования должна строиться в соответствии с особенностями возраста ребенка на основе активной деятельности, ведущей для его возраста;

Характер объектов и материала в принципе должен быть знаком ребенку, а способ общения с психодиагностом быть таким же, как и со знакомым взрослым;

Методики должны быть удобны для использования, давать возможность стандартизации и математической обработки данных, но одновременно выявлять качественные особенности процесса выполнения;

Анализ полученных результатов должен быть качественно-количественным, позволяющим выявить своеобразие развития ребенка и его потенциальные возможности;

Выбор качественных показателей должен определяться их способностью отражать уровни сформированности психических функций;

Следует продумать порядок предъявления заданий .

Работа психодиагноста начинается с рассмотрения запроса, затем следует этап сбора информации. Итогом работы является формулировка психологического заключения на основе обработки и интерпретации полученной информации.

При изучении жалоб важно выяснить время возникновения проблемы, связь их с условиями жизни ребенка. Следует помнить, что родители формулируют жалобу как проблему ребенка, однако в ряде случаев это может быть проблемой родителей, которые не осознают ее как свою. Поэтому необходимо уточнить содержание жалобы и ожидания родителей от ребенка.

Изучение ребенка включает целый ряд шагов:

    Анамнестический метод , включающий систему сведений медицинского, психологического, социального, педагогического характера. Анамнез обычно заполняется со слов родителей по специальной схеме, определенной спецификой учреждения, целями и задачами изучения. В анамнез включаются:

Общие сведения о ребенке (состав семьи, социальный статус родителей, причины обращения за консультацией и др.);

Сведения о протекании беременности (наличие токсикозов, угрозы выкидыша, заболевания матери, профессиональные вредности, стрессовые ситуации и т.д.);

Сведения о родах (доношенность – недоношенность, родовые травмы, асфиксия, стимуляция родов, продолжительность родов, оценка по шкале Апгар и др.);

Раннее развитие ребенка (начало сидения, ходьбы; гуление, лепет, время появления первых слов и фразовой речи, заболевания ребенка, травмы головы, обмороки, припадки, тики, нарушения сна и т.д.);

Диспансерный учет (указывается, у каких специалистов и в течение какого периода ребенок состоял на диспансерном учете);

Характерологические особенности ребенка (спокойный – беспокойный, общительный – замкнутый, агрессивный – добродушный и др.);

Посещение детских учреждений (ясли, с указанием трудностей адаптации в детской группе и др.) .

Оценивая развитие ребенка, необходимо учитывать общие сведения о времени появления тех или иных навыков в ходе развития (таблицы 3, 4):

Таблица 3

Развитие навыков у детей от рождения до трех лет .

Возрастной период

Сразу после рождения

4-6 недель

12-16 недель

В положении лежа лицом вниз – таз высоко, колени под животом

Улыбается матери

В положении лицом вниз – таз прилежит к кровати

Поворачивает голову на звук. Удерживает предмет, помещенный в руку

Тянется за предметом и хватает его, даже если он не помещается в руку

Перекладывает предметы из одной руки в другую. Жует. Сидит с протянутыми для поддержки руками. Лежа на спине, спонтанно поднимает голову. Сам ест печенье

Показывает указательным пальцем. Противопоставляет большой палец руки. Ползает, машет на прощанье рукой, хлопает в ладоши, играя в «ладушки». Помогает одевать его – держит руку для одежды, ногу для ботинка или перемещает предмет из одной руки в другую, чтобы засунуть руку в рукав.

Бросает предметы, ходит без помощи. Говорит 2-3 одиночных слова.

Ест сам полностью, если позволяют, берет чашку, пьет, ставит ее без помощи. Прекращает тянуть все предметы в рот, бросать вещи.

Копирует домашнюю работу матери (стирку, уборку и др.)

Начинает проситься на горшок

Хорошо бегает, ударяет ногой мяч, ходит самостоятельно вверх и вниз по лестнице, ступая двумя ногами на каждую ступеньку. Открывает двери. Забирается на стул, диван. Сочетает 3 слова в предложении. Хорошо обращается с ложкой. Говорит о непосредственно с ним произошедшем. Помогает одевать и раздевать себя. Слушает рассказы по картинкам. Употребляет местоимения «ты», «мне». Строит башню из 6 кубиков. Копирует карандашом горизонтальные линии, пытается чертить круг. Подражая, складывает один раз бумагу. Может назвать несколько картинок и предметов.

Прыгает на обеих ножках. Знает свое полное имя. Употребляет местоимение «я». Может ходить на цыпочках по просьбе. Может делать на бумаге складки. Строит башню из 8 кубиков. Копирует карандашом горизонтальные и вертикальные линии. Просится на горшок.

Поднимается по лестнице, наступая на каждую ступеньку одной ногой. Ездит на трехколесном велосипеде. Стоит несколько секунд на одной ноге. Повторяет 3 числа или предложение из 6 слогов. Знает свой возраст и пол, считает правильно 3 предмета. Играет в простые игры. Помогает в одевании (застегивает пуговицы, надевает туфли). Моет руки, сам ест. Наливает из кувшина. Строит башню из 9 кубиков. Имитирует конструкцию моста из 3 кубиков. Копирует карандашом крест и круг. Свободно использует местоимения. Часто спрашивает «почему?».

Таблица 4

Основные этапы речевого развития у детей младенческого и раннего возраста.

Возрастной

Речевые навыки

1-3 месяца

3-6 месяцев

6-9 месяцев

9-12 месяцев

1 год 3 месяца

2,5 - 3 года

Крик, кряхтение

Формирование гуления, появление «комплекса оживления», зрительного и слухового сосредоточения, примитивных эмоциональных реакций, "экспериментирование" с гласными звуками

Активное гуление, (отличающегося от предыдущего этапа большим разнообразием звуков, интонаций), появление губных звуков с гласными («ба», «па»). Данный период является начальным этапом перехода от гуления к лепету.

Активный лепет, усложнение и расширение объема движений губ, языка, мягкого неба, совершенствование функции дыхания, удлинение произвольный выдоха. Способность к регуляции громкости и тембра своего голоса в зависимости от эмоционального состояния. Ситуационное понимание обращенной речи.

Переход лепета в слоги, появление способности понимать и выполнять простые инструкции «дай», «на» (способность воспринимать функцию обращенной речи, регулирующую поведение), первые односложные слова «ба-ба», «ма-ма».

Появление однословных предложений.

Увеличение запаса слов до 30.

Увеличение запаса слов до 40-50, легко повторяет часто слышимые слова.

Появление фраз, двухсловных предложений.

Появление вопросов: «Что это?», «Куда?», «Где?». Увеличение запаса слов до 200-300. Начинает пользоваться прилагательными, местоимениями и предлогами. Появление трехсловных предложений.

Появление многословных предложений.

Активная речь с использованием сложноподчиненных предложений, при этом могут сохраняться трудности звукопроизношения (свистящие, шипящие).

Запас слов до 800-1000. Появление вопросов: «Когда?», «Почему?»

    Изучение документации ребенка с целью сбора (медицинская карта из детской поликлиники, история болезни ребенка, результаты медицинского обследования у разных специалистов и др.).

    Изучение продуктов деятельности (если таковые имеются и возможны для ребенка данного возраста).

    Наблюдение за деятельностью и поведением ребенка. При психологическом изучении наиболее важным является наблюдение за игрой, поведением, общением и работоспособностью ребенка.

Возрастные нормы психического развития относительны, индивидуальный темп развития может иметь много вариантов, оставаясь при этом в границах нормы. Поэтому сделать обоснованный вывод по какому-то показателю о том может только специалист. Однако предварительные внимательные наблюдения родителей и воспитателей могут стать ценным источником дополнительной информации для принятия решения. Для того чтобы качественно провести предварительные наблюдения за ребенком, родителям или воспитателю необходимо пользоваться достаточно подробными и обоснованными описаниями особенностей поведения детей в последовательных возрастных отрезках.

5. Беседа с родителями или ребенком проводится по специально составленной программе. Беседа может быть использована как начальный этап исследования в целях установления контакта или как вспомогательный метод исследования.

6. Экспериментальное изучение особенностей психического развития ребенка с использованием качественно-количественных методов оценки развития . Необходимо заметить, что трактовка тестовых результатов часто невозможна без качественного клинико-психологического анализа каждого отдельного случая. Качественный анализ особенностей психофизического развития ребенка позволяет более глубоко понять, развитие каких сторон психической деятельности недостаточно или страдает, и за счет чего может происходить компенсация.

На основе полученных диагностических данных формулируется психологическое заключение, которое включает в себя психологический диагноз и психологический прогноз.

Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования.

Значительная часть психодиагностических методик разрабатывалась в клинических целях. В связи с этим в психодиагностике появилось понятие «клинико-психологический диагноз». Клинико-психологический диагноз представляет собой полную картину личности с выделением в ней элементов со стойкой дисфункцией.

Указанные типы диагнозов не должны конкурировать между собой . Клинико-психологический диагноз в ряде случаев является основой психологического диагноза.

Л.С.Выготский выделил 3 уровня психологического диагноза:

1. Симптоматический (эмпирический). Ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основе чего строятся практические выводы.

2. Этиологический. Учитывает не только наличие симптомов, но и причины их возникновения.

3. Типологический. Заключается в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности. Данный уровень диагноза является собственно научным и наиболее объективно отражает картину личности.

Психологический диагноз неразрывно связан с прогнозом , под которым понимается оценка потенциального уровня развития, выделение критериев, которые считаются важными для дальнейшего развития.

Психологический диагноз и психологический прогноз являются обязательными компонентами психологического заключения.

Требования к психологическому заключению:

    Психологическое заключение должно соответствовать запросу и уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации.

    Заключение должно включать краткое описание процесса диагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретацию данных и выводы.

    В психологическом заключении необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения обследования (состояние обследуемого ребенка, особенности взаимодействия психолога и ребенка, нестандартные условия диагностического обследования и др.)

В литературе предлагается следующая схема клинико-психологического заключения:

1. Описание цели и задач исследования, сформулированных на начальных этапах диагностики, а также в связи с клиническим процессом (дифференциальная диагностика), в зависимости от предполагаемых заболеваний, определение глубины психического дефекта, изучение эффективности терапии.

2. Причина обращения к специалисту (по оценке родителей), кем направлен ребенок на консультацию. Жалобы родителей. Значимые данные из анамнеза.

3. Оценка реакций ребенка, особенности свободного поведения, интерес к игрушкам, предметам, особенности вступления в контакт. Взаимодействие с родителями.

4. Отношение ребенка к процессу диагностической работы (уровень понимания обращенной к нему речи, выполнение инструкций, отвлечения, сосредоточенность в выполнении различных заданий, утомляемость и др.).

5. Описание результатов конкретных методов исследования (приводятся названия методов и методик, используемых в диагностике). Эту часть заключения целесообразнее формировать не по отдельным методикам и психическим процессам, а в виде отдельных положений, доказываемых и иллюстрируемых полученными диагностическими данными с помощью разных методик. Указываются западающие и сохранные стороны психической деятельности ребенка, зона ближайшего развития.

6. Обобщение результатов диагностической работы и формулирование психологического диагноза, рекомендации по дальнейшему исследованию у других специалистов (психоневролог, дефектолог, логопед и др.), по психологической коррекции, по оказанию помощи ребенку со стороны родителей и др.) .

Написание психологического заключения является завершающим этапом диагностической работы.

Контрольные вопросы и задания.

    Чем определяется актуальность ранней диагностики психофизического развития детей?

    Каковы основные принципы ранней психологической диагностики?

    Перечислите методы, используемые в ранней диагностике.

    Дайте общую характеристику основного метода ранней психодиагностики.

    Какое значение в диагностике имеют возрастные нормы?

    Раскройте основные положения теории Л.С.Выготского, лежащие в основе ранней диагностики нарушений развития.

    В чем вы видите основные проблемы ранней диагностики?

    Назовите этапы диагностического обследования ребенка.

    Обозначьте основные требования к психологическому заключению.

от греч. diagnostikos – способный распознавать) – учение о методах и принципах распознавания и оценки состояния объекта, процесса, явления и постановки диагноза; процесс постановки диагноза. Первоначально понятие «Д.» использовалось в медицине. Однако затем этот термин стал применяться и во многих др. областях: Д. техническая, Д. плазмы, Д. предвыборной ситуации и др.

ДИАГНОСТИКА

греч. diagnostikos - способный распознавать). Диагностический процесс. Учитываются особенности диагностического мышления врача и значимость клинических признаков болезни, данных лабораторных исследований (биохимических, серологических, рентгенологических, электрофизиологических, патопсихологических и др.), роль социально-психологических, средовых и микросредовых факторов. Для последующего лечения и социально-трудовой реабилитации больного большое значение приобретает ранняя психиатрическая диагностика.

ДИАГНОСТИКА

от греч. diagnostikos - способный распознавать] - 1) раздел медицины, изучающий признаки болезней, содержание и методы исследования больного, а также принципы установления диагноза; 2) процесс распознавания болезни и изучения индивидуальных биологических и социально-психологических особенностей больного, включающий в себя всестороннее медицинское обследование, анализ полученных результатов, их интерпретацию и обобщение в виде диагноза.

Диагностика

греч. diagnostikos - способный распознавать) - идентификация болезни, синдрома, болезненного состояния, симптома, отклонения согласно принятой в психиатрии модели соответствующего расстройства. Обычно предполагает тщательное обследование с применением всех существующих ныне методов исследования с целью получить достаточный объем достоверной информации о состоянии пациента, изучение, анализ и синтез такой информации. Операциональная диагностика – установление диагноза по принятому стандарту критериев определенного психического расстройства (это, например, набор симптомов, критерий времени (например, в течение 1-го месяца, 2-х лет), критерий течения (периодическое, любое другое течение). Диагностика номотетическая (греч. nomos – закон, thesis – положение, утверждение) – классический подход к идентификация расстройства по перечню наиболее характерных его признаков. При этом учитываются все остальные признаки, но им придается дополнительное диагностическое расстройство. Диагностика политетическая – идентификация расстройства по перечню свойственных ему признаков с указанием количества последних, достаточных для диагноза. Например, если из 10 признаков у пациента присутствуют 2 или 3, этого считается достаточным для установления диагноза.

Диагностика

в клинической психологии) - идентификация болезни, расстройства, синдрома, состояния, пр. Термин используется по аналогии с медицинской моделью для указания на необходимость классификации и категоризации; предполагается, что диагностические категории определены. Диагностический тест - любой тест или процедура, используемые с целью точного определения характера и происхождения нарушения способности или расстройства. В психологии "диагностический" относится скорее к определению конкретного источника проблем индивида в какой-то области. Диагностическое интервью - распространенная процедура в клинической обстановке, при которой клиент или пациент интервьюируется с целью получения некоторого приемлемого определения характера расстройства и его этиологии и для планирования метода лечения. Дифференциальная Д. направлена на определение того, какая из двух (или более) схожих болезней (расстройств, состояний, пр.) имеется у индивида. Диагноз психологический - конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки его актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Предмет Д. п. - установление индивидуально-психологических различий в норме и патологии. Сегодня, как правило, установив средствами психодиагностики те или иные индивидуально-психологические особенности, исследователь лишен возможности указать на их причины, место в структуре личности. Такой уровень диагностики Л. С. Выготский назвал симптоматическим (или эмпирическим). Этот диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Л. С. Выготский отмечал, что данный диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Здесь работу психолога вполне можно заменить машинной обработкой данных. Важнейшим элементом Д. является выяснение в каждом отдельном случае того, почему определенные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия. Именно поэтому второй ступенью в развитии Д. п. является этиологический диагноз, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения. Высший уровень - типологический диагноз, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности. По словам Л. С. Выготского, диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности. Диагноз неразрывно связан с прогнозом. По Л. С. Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять "внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития". Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Развитие теории Д. в настоящее время является одной из наиболее важных задач отечественной психодиагностики.


В технической диагностике большое значение имеет описание объектов в системе признаков, обладающих большой диагностической ценностью. Использование неинформативных признаков не только оказывается бесполезным, но и снижает эффективность самого процесса диагностирования, создавая помехи при распознавании.

Количественное определение диагностической ценности признаков и комплекса признаков может быть проведено на основе теории информации.

Пусть имеется система D, которая находится в одном из n возможных состояний D i (i=1,2,…n). Пусть эта система – «система диагнозов», а каждое из состояний – диагноз. В большинстве случаев непрерывные различные состояния системы представляются совокупностью эталонов (диагнозов), причем выбор числа диагнозов часто определяется путем наблюдения за другой, связанной с ней системой – системой признаков.

Назовем простым признаком результат обследования, который может быть выражен одним из двух символов или двоичным числом (1 и 0).

С точки зрения теории информации простой признак можно рассматривать как систему, имеющую одно из двух возможных состояний. Если K j – простой признак, то два его состояния можно обозначить: K j – наличие признака, - отсутствие признака. Простой признак может означать наличие или отсутствие измеряемого параметра в определенном интервале; он может иметь и качественный характер (положительный или отрицательный результат испытаний и т.д.).

Для целей диагностирования область возможных значений измеряемого параметра часто разбивается на интервалы и характерным является наличие параметра в данном интервале. В связи с этим результат количественного обследования может рассматриваться как признак, принимающий несколько возможных состояний.

Сложным признаком (разряда m) называется результат наблюдения (обследования), который может быть выражен одним из m символов. Если, как обычно, в качестве символов выбрать цифры, то сложный признак (разряда m) может быть выражен m – разрядным числом (сложный признак 8-го разряда выражается восьмеричным числом). Сложный признак может быть связан и с обследованием качественного характера, если оценка содержит несколько градаций. Разряды признака называются диагностическим интервалом.

Одноразрядный признак (m = 1) имеет только одно возможное состояние. Такой признак не несет какой-либо диагностической информации и его следует исключить из рассмотрения.

Двухразрядный признак (m = 2) обладает двумя возможными состояниями. Состояния двухразрядного признака K j можно обозначить K j 1 и K j 2 . Так например, признак K j относится к измерению параметра x, для которого установлено два диагностических интервала: x ≤ 10 и x > 10. Тогда K j 1 соответствует x ≤ 10, а K j 2 обозначает x > 10. Эти состояния альтернативны, так как реализуется только одно из них. Очевидно, что двухразрядный признак может быть заменен простым признаком K j , если считать K j 1 = K j и K j 2 = .

Трехразрядный признак (m=3) имеет три возможных значения: K j 1 , K j 2 , K j 3 . Пусть, например, для параметра x приняты три диагностических интервала: x ≤ 5, 5 < x < 15, x ≥ 15. Тогда для признака K j , характеризующего этот параметр, возможны три значения:

K j 1 (x ≤ 5);K j 2 (5 < x < 15);K j 3 (x ≥ 15),

где m – разрядный признак K j имеет m возможных состояний: K j 1 , K j 2 ,… K jm .

Если в результате обследования выявлено, что признак K j имеет для данного объекта значение K j 1 , то это значение будем называть реализацией признака K j . Обозначая ее K* j , будем иметь K* j = K js .

В качестве диагностического веса Z реализации признака K j для диагноза D j может быть принято:

где - вероятность диагноза D при условии, что признак K j получил значение K js , P(D i) – априорная вероятность диагноза.

С точки зрения теории информации величина Z Di (K js) представляет собой информацию о состоянии D i , которой обладает состояние признака K js .

Если вероятность состояния D после того, как стало известно, что признак K j имеет реализацию в интервале S, увеличилась , то , т.е. диагностический вес данного интервала признака для данного диагноза положителен. Если наличие параметра в интервале S не изменяет вероятности диагноза, то , так как .

Диагностический вес на интервале S признака K j по отношению к диагнозу D i , может быть отрицательным (отрицание диагноза).

Диагностический вес наличия признака K j в интервале S можно представить в виде, более удобном для конкретных вычислений:

где P(K js /D i) – вероятность появления на интервале S признака K j для объектов с диагнозом D i , P(K js i) - вероятность появления этого интервала у всех объектов с различными диагнозами.

Эквивалентность равенств (21) и (22) следует из следующего тождества:

Равенства (21), (22) определяют независимый диагностический вес данной реализации признака для диагноза D i . Он характерен для ситуации, в которой обследование по признаку K j проводится первым или когда результаты обследования по другим признакам еще неизвестны (например, при одновременном обследовании по нескольким признакам). Он также характерен для случая, когда вероятность появления данной реализации признака не зависит от результатов предыдущих обследований.

Однако известно, что диагностическое значение реализации признака во многих случаях зависит от того, какие реализации признаков получились в предыдущих обследованиях. Бывает, что сам по себе признак не имеет существенного значения, но его появление после некоторого другого позволяет однозначно поставить диагноз (установить состояние системы).

Пусть проводится обследование сначала по признаку K 1 , а затем по признаку K 2 . При обследовании объекта по признаку K 1 была получена реализация K 1 S , и требуется определить диагностический вес реализации K 2 ρ признака K 2 для диагноза D i . В соответствии с определением диагностического веса:

Выражение (23) определяет условный диагностический вес реализации признака. Независимый диагностический вес этой реализации:

Если признаки K 1 и K 2 являются независимыми для всей совокупности объектов с различными диагнозами:

и условно независимыми для объектов с диагнозом D i

то условный и независимый диагностические веса реализации совпадают.

Диагностический вес той или иной реализации признака еще не дает представления о диагностической ценности обследования по данному признаку. Например, при обследовании по простому признаку может оказаться, что его наличие не имеет диагностического веса, тогда как его отсутствие чрезвычайно важно для установления диагноза.

Установим, что диагностическая ценность обследования по признаку k j для диагноза D i есть величина информации, вносимая всеми реализациями признака k j в установление диагноза D i .

Для m – разрядного признака:

Диагностическая ценность обследования учитывает все возможные реализации признака и представляет собой математическое ожидание величины информации, вносимой отдельными реализациями. Так как величина Z Di (k j) относится только к одному диагнозу D i , то это частная диагностическая ценность обследования по признаку k j , и она определяет независимую диагностическую ценность обследования. Значение Z Di (k j) характерно для случая, когда обследование производится первым или когда результаты других обследований неизвестны.

Величина Z Di (k j) может быть записана в трех эквивалентных формулах:

Диагностическая ценность обследования для простого признака:

Если признак k j является случайным для диагноза D i , т.е. , то обследование по такому признаку не имеет диагностической ценности (Z Di (k j) = 0).

Наибольшую диагностическую ценность имеют обследования по признакам, которые часто встречаются при данном диагнозе, а вообще редко и, наоборот, по признакам, встречающимся при данном диагнозе редко, а вообще – часто. При совпадении P(k j /D i) и P(k j) обследование не имеет никакой диагностической ценности.

Диагностическая ценность обследования вычисляется в единицах информации (двоичных единицах или битах) и не может быть отрицательной величиной. Это понятно из логических соображений: информация, полученная при обследовании, не может «ухудшить» процесс распознавания действительного состояния.

Величина Z Di (k j) может быть использована не только для оценки эффективности обследования, но и для целесообразного выбора величины диагностических интервалов (числа разрядов). Очевидно, что для упрощения анализа удобно уменьшать число диагностических интервалов, однако это может привести к уменьшению диагностической ценности обследования. С увеличением числа диагностических интервалов диагностическая ценность признака возрастает или остается прежней, но анализ результатов становится более трудоемким.

Известно, что обследование, обладающее небольшой диагностической ценностью для данного диагноза, может иметь значительную ценность для другого. Поэтому целесообразно ввести понятие общей диагностической ценности обследования по признаку k j для всей системы диагнозов D, определив ее как количество информации, вносимое обследованием в систему диагнозов:

Величина Z D (k js) представляет собой ожидаемое (среднее) значение информации, которое может быть внесено обследованием в установление неизвестного заранее диагноза, принадлежащего рассматриваемой системе (совокупности) диагнозов.

Текст записи:

1.Ситуации,связанные с применением психодиагнос

1.Ситуации,связанные с применением психодиагностики

Практическое применение психодиагностика находит в сфере образования в процессе оптимизации обучения и воспитания, расстановке кадров, профотборе, прогнозировании социального поведения, при консультировании и оказании психотерапевтической помощи, в судебной психолого-психиатрической экспертизе, прогнозировании психологических последствий изменения среды и т.д. В повседневной жизнедеятельности наиболее часто встречаются следующие типы эмпирических психодиагностических ситуаций:

а) консультация психодиагностическая – ситуация, при которой испытуемый является инициатором обследования и главным адресатом психодиагностической информации. В данном случае испытуемый по собственной воле обращается к психологу, принимая обязательство быть откровенным и активно участвовать в выработке решения, а консультант берет на себя ответственность оказания помощи испытуемому в решении его жизненных проблем.

Различают следующие виды консультаций: консультация по проблемам семьи и брака; психологическая профессиональная консультация; консультирование руководителей по проблемам стиля руководства и общения; психологическая консультация обучаемых (в школе, вузе);

б) отбор одна из ситуаций применения психодиагностики, при которой обследуемый самостоятельно принимает решение о поступлении в вуз, техникум, на курсы и т.п., а решение о его дальнейшей судьбе, после выполнения им психодиагностических заданий, принимают другие лица (члены приемной комиссии, комиссии профотбора, сотрудник отдела кадров);

в) принудительное обследование – ситуация применения психодиагностики, когда участие испытуемых в обследовании определяется по решению администрации или общественных организаций. К нему относятся массовые социологические и демографические опросы, а также проводимые по решению администрации или общественных организаций психологические информационные обследования, классные и домашние работы в школе, выполнение тестовых заданий студентами-психологами при разработке психодиагностических методик;

г) аттестация – психодиагностическая ситуация, характери­зующаяся высоким уровнем контроля за поведением испытуемого, принуждением его к участию в обследовании, принятием решения о судьбе обследуемого исходя из результатов оценки его психологических особенностей другими людьми помимо его желания. Проводится при аттестации руководящих и инженерно-технических кадров, в ходе судебной экспертизы, на экзаменах в выпускных классах школы, сессиях в вузах и т.п.

Кроме вышеперечисленных, имеются четыре типа психодиагностических ситуаций, выделенных на основании трех признаков: субъекта, цели использования полученных данных и ответственности психолога за выбор способов вмешательства в судьбу обследуемого. В ситуациях данного типа использование полученных данных осуществляется:

· непсихологом (специалистом-смежником) для постановки непсихологического диагноза или формулировки административного решения. Ответственность за отрицательные последствия вмешательства в судьбу обследуемого несет непсихолог. К этому типу относятся диагнозы в медицине, по запросу суда, комплексная психолого-психиатрическая экспертиза, оценка профессиональной пригодности по запросу администрации;

· психологом для постановки психологического диагноза при ответственности непсихолога за практические действия в отношении обследуемого (например, психодиагностика причин школьной неуспеваемости – диагноз ставит психолог, а коррекцию осуществляет учитель);

· психологом для постановки психологического диагноза при осуществлении им же коррекционного или профилактического воздействия (постановка диагноза в условиях психологической консультации);

· непсихологом (обследуемым) в целях саморазвития, коррекции поведения при ответственности психолога за результаты изменения судьбы обследуемого.

2. Типология психодиагностических задач

Психодиагностические задачи – задачи, возникающие перед практическим психологом при установлении психологических причин, обусловивших определенные параметры деятельности или психического состояния, а также определение места (положения) испытуемого по оцениваемому свойству среди других людей.

Психодиагностическая задача характеризуется особенностями объекта, методов и результатов решения. В структуре психодиагностической задачи выделяются цель, условия и проблемная ситуация.

Целью психодиагностической задачи является ответ на вопрос о причинах, обусловивших определенное состояние объекта психодиагностики, оцениваемых с точки зрения нормы, а также определение его места (положения) по оцениваемому качеству среди других людей.

Специфика условий состоит в том, что, отражая реальное отклонение диагностического объекта от нормы или его гипотетическую возможность, они не заданы эксплицитным образом (т.е. явно и в полном объеме) в самом начале решения задачи, а устанавливаются и формулируются психологом в ходе проведения обследования.

Проблемная ситуация – ситуация, возникающая при соотнесении условий психодиагностической задачи с ее целью и характеризующаяся неполнотой эмпирических сведений, полученных при обследовании, наличием разновероятных причин, обусловивших в качестве факторов то или иное состояние индивида.

В этой связи деятельность психодиагноста будет направлена на решение основных типов задач:

· установление диагноза на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака у обследуемого человека (группы людей);

· постановка диагноза, позволяющего находить место испытуемого или группы испытуемых среди других по выраженности тех или иных качеств;

· прогноз дальнейшего развития объекта обследования;

· определение наиболее эффективных способов работы с обследуемым.

3. Структура психодиагноического процесса

Психодиагностический процесс, характеризуя постановку психологического диагноза практическим психологом, представляет собой сложную процедуру, требующую специальной подготовки диагноста. Сложность психодиагностической процедуры заключается в наличии ряда этапов, отклонения в реализации каждого из которых приводят к возникновению диагностических ошибок, и обусловливается иерархическим строением объекта психодиагностики и многозначностью причинно-следственных связей между его элементами разных уровней.

Психодиагностический процесс характеризуется по форме его реализации, содержанию, степени сложности.

По форме осуществления он представляет собой опосредованное психодиагностическими методиками взаимодействие с обследуемым, направленное на установление психологического диагноза.

По степени сложности психодиагностический процесс выступает как обусловленная иерархическим строением объекта и многозначностью причинно-следственных связей между его элементами сложная процедура, требующая специальной подготовки психолога.

Таким образом, психодиагностический процесс – взаимодействие психодиагноста с обследуемым, опосредованное применением психодиагностических методик и процедур и направленное на установление психологического диагноза.

Этапы психодиагностического процесса. Количество и содержание этапов психодиагностического процесса зависит от задачи, имеющихся в распоряжении практического психолога психодиагностических средств и уровня его подготовки. Основными этапами психодиагностического процесса являются:

· принятие заказа (осознание проблемной, неблагополучной ситуации);

· постановка задачи исследования, выбор методик;

· сбор данных об объекте на феноменологическом уровне;

· обработка и интерпретация данных;

· выдвижение гипотезы о причинных основаниях, обусловивших данное состояние объекта;

· уточнение гипотезы в ходе дополнительного обследования, обобщение результатов;

· построение общей формулы психологического заключения (психологического диагноза), его индивидуализация и обсуждение с обследуемым и коллегами.

4. Объект психодиагностики, его структура и состояние

Объектом диагностического познания являются наделенные психикой конкретные люди. В основе решения задач психодиагностики лежит представление о многоуровневом строении объекта психодиагностики. Каждый из уровней имеет свою природу, отношения между ними определяются тем, что нижележащие уровни являются условием развития вышележащих, а вышестоящие управляют нижележащими.

В соответствии с таким пониманием объекта психодиагностика имеет дело с психическими проявлениями различных уровней. Эти проявления (признаки) можно непосредственно наблюдать, выявлять. Диагностические признаки – непосредственно наблюдаемые психические проявления, которые являются информативными для отнесения объекта к определенной диагностической категории. Учитывая имеющиеся нормы, на основании этих признаков становится возможным отнесение объекта к определенной диагностической категории.

Диагностические факторы психологические причины, механизмы проявления диагностических признаков, скрытые от непосредственного наблюдения и являющиеся «внутренней» основой для отнесения признаков к той или иной категории. Их принято называть еще «латентными переменными».

В этой связи различаются такие виды психодиагностики, как описательно-симптоматическая и причинная.

Описательно-симптоматическая диагностика – диагностика, которая регистрирует относительно поверхностные психические свойства, оказывающиеся в причинно-следственной цепочке развития в роли следствий. Их регистрация позволяет делать прогноз с некоторой вероятностной точностью, но не позволяет понять и скорректировать истинных причин развития, что особенно важно в случае нарушений развития, отклонений в поведении или личностно-эмоциональной дезадаптации.

Причинная диагностика – диагностика, которая регистрирует относительно более глубокие психические свойства или события, оказывающиеся в причинно-следственной цепочке в роли причин. Их регистрация позволяет понять, можно ли вообще произвести коррекцию хода развития и как конкретно можно скорректировать это развитие.

Диагностический вывод в этой связи представляет собой переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых факторов (например, по покраснению кожи можно догадаться о проявлении чувства стыда, по бледности лица – о чувстве волнения, тревожности, страха и т.п.). Особая трудность, однако, для однозначного вывода заключается в том, что между признаками и факторами не существует однозначного взаимосоответствия. Например, один и тот же внешний поступок может быть обусловлен различными психологическими причинами.

На основании выявления признаков и факторов у различных испытуемых возможно их отнесение к определенным диагностическим категориям. Диагностические категории – это широкий класс объектов (классы людей), которым выносится единый диагноз – диагностическое заключение (например, об уровне умственного развития, личностной зрелости, психологической адаптированности и т.п.).

Объект психодиагностики, обладая способностью к изменению, находится в одном из состояний, каждое из которых характеризуется множеством переменных. По отношению к норме объект имеет два состояния – нормальное и отклоняющееся.

В понятии нормы выделяются следующие аспекты:

а) норма как оптимальное состояние объекта (наиболее устойчивое, более всего соответствующее определенным условиям и задачам функционирования). С точки зрения данного аспекта в качестве нормального выступает состояние, обеспечивающее либо выживание человека, либо соответствие его поведения социальным нормам;

б) норма как исходное начало для сравнения (оценки) данных диагностического обследования (как результаты, представляющие собой исходное основание для сравнения различных испытуемых). Зачастую в этих целях используется формальный критерий, связанный со статистическим подходом к пониманию нормы, выведенный на основе сравнения результатов и их распределения у большого количества людей. Однако чрезвычайно трудно определить положение человека относительно нормы, если взять за основание для сравнения не один, а систему показателей. Получится, что «нормальных» людей будет меньшинство;

в) норма как отсутствие отклонений (отрицательный логический критерий). В соответствии с этим подходом нормальным будет признан тот человек, у которого в результате обследования будет установлено отсутствие признаков, относимых в психологии к различного рода отклонениям и психическим заболеваниям;

г) норма как описательная характеристика (положительный логический критерий), представляющая набор положительных признаков, которым должен соответствовать человек (группа).

Выделяются профессиональные, социальные, учебные и другие типы норм. Все они характеризуют определенную культуру конкретного общества на данном этапе его развития. Нормой в психологии считаются принятые в данном обществе на определенном этапе его развития правила и требования по отношению к различным параметрам проявлений психической активности человека.

Описание нормы через положительный логический критерий предполагает установление набора признаков психического здоровья, основанием для выделения которых служат как общечеловеческие ценности, так и признаки продуктивной деятельности здоровой самоактуализирующейся личности. В качестве критерия нормы называют достаточно обширный перечень признаков психически здорового человека, который включает в себя:

· причинную обусловленность психических явлений;

· максимальную приближенность субъективных образов к отражаемым объектам действительности и отношению человека к ней;

· соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражений;

· критический подход к обстоятельствам жизни;

· адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду);

· чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;

· чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах;

· способность изменять поведение в зависимости от смены жизненных ситуаций;

· самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных его членов;

· способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.

5. Психодиагностические средства

Среди психодиагностических средств, представляющих собой то, с помощью чего осуществляется психодиагностическая деятельность, различают три вида:

а) средства измерения и оценки, а также изменения состояния элементов объекта психодиагностики;

б) средства психодиагностического описания объекта практической деятельности психолога. К ним относятся: структурные модели объекта, классификация видов отклонений феноменологического уровня, классификация причин отклонений, плоские или иерархические схемы психологической детерминации типичных явлений феноменологического уровня, психодиагностические таблицы;

в) средства описания психодиагностического процесса и построения психодиагностического заключения (к ним относятся психодиагностограммы, диагностические алгоритмы, ЭВМ, а также логические методы постановки психологического диагноза).

Психодиагностические средства – средства, с помощью которых осуществляется психодиагностическая деятельность: средства измерения и оценки, а также изменения состояния элементов объекта психодиагностики, средства психодиагностического описания объекта практической деятельности психолога, средства описания психодиагностического процесса и построения психодиагностического заключения.

В наиболее строгой, обобщенно-формализованной форме логико-методические принципы и технологические приемы получения первичных данных об объекте отражены в психометрииматематизированной технологии создания стандартизированных измерительных психодиагностических методик. Под психометрией (от греч. мetron – мера) понимается технологическая научная дисциплина, содержащая научное обоснование и описание определенных методов измерения психических свойств, в частности методов конструирования психологических тестов. Психометрия – частный случай тестологии.

Важнейшим признаком психометрических процедур является их стандартизированность, предполагающая проведение исследований при возможно более постоянных внешних условиях.

Стандартизация теста – совокупность экспериментальных, методических и статистических процедур, обеспечивающих создание строго фиксированных компонентов теста (инструкции, набора заданий, метода обработки протоколов и подсчета баллов, способа интерпретации). В частном случае под стандартизацией понимается сбор репрезентативных тестовых норм и построение стандартной шкалы тестовых баллов. При этом в процессе апробации методики, используя довольно большую выборку, полученные сырые баллы (очки, оценки) переводятся в систему стандартизированных баллов, выступающих впоследствии в качестве тестовых норм, позволяющих соотносить отдельные результаты разных людей между собой.

На основании полученных данных строятся различные шкалы индивидуальных свойств и делается вывод о надежности и валидности конкретной методики (теста).

6. Психологический диагноз и методы его постановки

Психологический диагноз результат психодиагностического обследования, выраженный в простейшем случае в форме отнесения испытуемого к определенной психодиагностической категории, описания структуры выявленных свойств, объяснения причин текущего состояния объекта, прогноза его будущего поведения и развития и рекомендаций, определяемых целью обследования.

Как результат деятельности практического психолога он представляет собой соответствующее запросу логическое заключение о состоянии психологических переменных, обусловливающих определенные параметры деятельности или психического состояния обследуемого в понятиях современной психологической науки, позволяющее предсказать будущее состояние клиента в определенных условиях и сформулировать рекомендации по оказанию ему психологической помощи.

Психологический диагноз носит комплексный и системный характер и содержит:

· на симптоматическом уровне – описание структуры выявленных свойств (в частности, в виде профиля);

· на этиологическом уровне – возможное причинное объяснение текущего психического состояния индивида;

· на типологическом уровне – переход от описательных обобщений и гипотетических конструктов к теории личности, служащей основой для определения места и значения полученных данных и осуществления прогноза его будущего поведения или возможных событий в его жизни, а также разработка программы действий по оказанию психологической помощи (если это необходимо).

Предметом психодиагностического заключения являются психические расстройства, отклонения от нормы, психологические переменные индивида и группы, причины, факторы, влияющие на особенности поведения.

В структуре психологического диагноза (заключения) целесообразно выделять три блока:

1) соответствие феноменологическому уровню объекта психодиагностики (на этом уровне диагноз включает описание жалоб, симптомов, особенностей поведения клиента, его отношение к факту обследования);

2) отражение причинных оснований (здесь фиксируются данные об отдельных сферах личности, дается полная картина ее структуры, формулируются диагностические предположения);

3) описание предлагаемых мероприятий, которые находятся в компетенции практического психолога.

Основные требования к психологическому заключению состоят в следующем:

· психологическое заключение должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации;

· заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, т.е. используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретацию данных, выводы;

· в заключении необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования, таких как состояние респондента, характер контакта испытуемого с психологом, нестандартные условия тестирования и др.

Список использованной литературы

1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2 т. М.,1982.

2. Психодиагностика: теория и практика / Под ред. Н.Ф.Талызиной. М., 1986

3. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: Учебное пособие для студентов педвузов. М., Ростов/Д.: Феникс, 1996.