Дислалия у детей с нормальным психофизическим развитием. Дислалия. Диагностика и лечение нарушений звукопроизношения

Дислалия - это нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и интеллекте. Неправильное произношение при дислалии проявляется в отсутствии, смешении или замещении звуков, что приводит к искажению речи. Такое отклонение считается естественным явлением для речевого развития детей в возрасте с рождения до пяти лет из-за физиологической незрелости артикуляционного аппарата.

Здесь есть нюанс: если ребёнку три года, то он должен чисто произносить звуки [с], [з], [ц], если четыре - [ш], [ж], [ч], [щ], пять - [л]. Проблемы с произношением у ребёнка старше 5 лет (отсутствие, неправильное произношение, например, язык находится между зубами при произнесении звуков [с], [з], [ц]; замена их на другие, например, с-ш, з-ж, ч-ть – повод для срочного посещения логопеда.)

При диагностировании дислалии специалист изучает состояние фонематических процессов, общей, ручной моторики, строение и подвижность речевого аппарата. Для восстановления нормального звукопроизношения у ребёнка может потребоваться консультация других специалистов - стоматолога, отоларинголога, невропатолога.

Без специальной подготовки сложно определить причины дислалии и подобрать коррекционные упражнения, соответствующие структуре дефекта, поэтому родителям детей с такой патологией редко удаётся самостоятельно исправить произношение ребёнка. Лучше всего обратиться с этой проблемой к специалисту, владеющему коррекционными методиками. Например, существует около 50 способов постановки звука Р, каждый из которых может быть, как эффективным, так и бесполезным у конкретного ребёнка с таким дефектом.

Ниже расскажем что такое дислалия у детей и какие методы её устранения существуют (иногда применяют термин «лечить», но это не совсем корректно).

Виды дислалии

В зависимости от причины вызвавшей нарушение, выделяют следующие виды дислалии:

  1. Функциональная форма характеризуется возрастной незрелостью артикуляционного аппарата. Мышцы языка, губ, мягкого нёба ещё недостаточно окрепли для того, чтобы выполнять точно скоординированные движения, необходимые для произношения отдельных звуков. Эта форма дислалии также встречается у детей, контактирующих со взрослыми или детьми с дефектами речи, при «сюсюканьи» родителей, в семьях, где речевому развитию ребёнка не уделяют должного внимания.
  2. Функциональная дислалия, в свою очередь, делится на акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую и артикуляторно-фонетическую формы. В первом случае нарушено восприятие и воспроизведение звуков по акустическому признаку (твёрдые-мягкие, глухие-звонкие), во втором их часть заменяется сходными по артикуляции фонемами (машина-масина, ряба-ляба). При артикуляторно-фонетической форме дислалии искажение правильного произношения обусловлено неправильными позициями органов артикуляции (картавость).
  3. Механическая (органическая) дислалия возникает в результате нарушения строения речевого аппарата – узкое и высокое «готическое» нёбо, короткая уздечка языка, препятствующая артикуляции звуков верхнего подъёма и другие дефекты. Такая форма дефекта может иметь наследственный характер. Достаточно часто, одновременно с механическим видом, диагностируется физиологическая дислалия.
Существуют понятия простая и сложная дислалия. При постановке диагноза выделяют мономорфная дислалия включающую в себя минимальное количество простых дефектов произношения и полиморфную разновидность. Полиморфная дислалия имеет в основе нарушения артикуляции и различения большого количества звуков.

Классификация дислалии в зависимости от искажения артикуляции:

  • Ротацизм - характеризуется неправильным произношением твёрдого и мягкого [р].
  • Йотацизм - дефект произношения йот [j].
  • Хитизм - неправильное произношение твёрдого и мягкого [х].
  • Каппацизм - нарушенное произношение твёрдого и мягкого [к].
  • Гаммацизм - нарушенное произношение твёрдого и мягкого [г].
  • Сигматизм - нарушение артикуляции свистящих и шипящих [с, з, ц, ж, ш, ч, щ].
  • Ламбдацизм - дефект произношения твёрдого и мягкого [л].

Причины появления нарушения речи

Органическая и механическая дислалия развивается под влиянием физического дефекта артикуляционного аппарата, препятствующего правильному произношению звуков.

В большинстве случаев, этот диагноз ставиться тем детям, которые имеют проблемы в строении речевого аппарата:

  • расщелина твердого неба – «волчья пасть»;
  • расщелина верхней челюсти – «заячья губа»;
  • неправильный прикус – прогения или прогнатия;
  • отсутствие зубов, их неправильное расположение, расстояния между зубами;
  • короткая подъязычная связка («уздечка»);
  • слишком большой или слишком маленький язык (макро- и микроглоссия);
  • неправильное строение челюстно-лицевых костей;
  • недоразвитость нижней челюсти.

Для устранения речевого дефекта при наличии одного из возможных патологических состояний пациент нуждается в комплексной помощи разных специалистов.

Причины функциональной дислалии:

  • ослабленность ребёнка, вызванная соматическими и инфекционными заболеваниями;
  • нарушение фонетического восприятия;
  • ММД, задержка психического развития в анамнезе;
  • задержка развития речи;
  • неблагополучное социальное окружение: педагогическая запущенность, тесный контакт с носителями неправильной речи, ограниченность контактов с обществом.

Симптомы проявления нарушения

Взрослый человек без труда может заметить отклонение от нормы в восприятии и воспроизведении звуков детьми, хотя в практике логопеда чаще встречаются случаи, когда родители не замечают все отклонения в произношении их ребёнком.

При замене звуков дети не различают схожие фонемы по звучанию и заменяют один звук другим. Чаще всего симптоматика проявляется косноязычием. Например, ребёнок путает глухие и звонкие согласные, мягкие и твёрдые (дерево-терево, лапа – ляпа). Если разница в артикуляции незначительна, и звуки образуются в одном и том же месте, например: вместо [Р] может звучать [Л] или [Д] (рыба – лыба), вместо Ц – Ч (цыплёнок – чипленок) и т. д.

Иногда ребёнок испытывает трудности с выбором звука, хотя может правильно его произносить в отдельных словах (говорит Шапка, но допускает ошибки каСя в слове каша), то есть один и тот же звук произносится различно в зависимости от ситуации. В отдельных случаях дети произносят звуки русского языка нетипичным для языковой системы образом – горловое (французское) [Р], специфическое [З], похожее на английское the.

Замены и смешение фонем относится к фонематическим дефектам, искажение звуков – к фонетическим видам патологии.

Диагностика нарушения речи

Для определения дефектных звуков логопед предлагает ребёнку повторить за ним слова или назвать то, что изображено на картинке. Данный материал подобран таким образом, что охватывают все группы звуков. Мало того, звук должен находиться в разных позициях: в начале, в конце, и в середине слова, учтены также мягкие и твёрдые согласные.

Родители должны подготовиться к тому, что логопеду могут потребоваться сведения о наличии или отсутствии патологий беременности и родов. Специалист может назначить дополнительные обследования у других специалистов (проверку зрения, слуха, особенностей психического развития). При диагностировании у ребёнка тугоухости, кроме логопеда, ему понадобится помощь и отоларинголога.

Диагностика включает в себя ряд фонематических тестов, которые направлены на проверку умения различать близкие в произношении звуки. При механической форме патологии нельзя избавиться от дефекта в произношении некоторых звуков, если не устранить источник их появления. Поэтому лечение дислалии начинается именно с этого.

Методы коррекции дислалии

Ни один квалифицированный логопед не исправляет все звуки одновременно. Вначале коррекции подлежит звук, базовый для группы фонем. Если нарушена артикуляция нескольких групп, начинают с той группы фонем, которая появляется у человека раньше по возрастным нормам.

Базовые звуки для разных групп:

  • С – для свистящих, далее З, Сь, Зь, Ц;
  • Ш – для шипящих, далее Ж, Ч, Щ;
  • К – для заднеязычных, далее Г. Х. Кь, Гь, Хь.

Этапы постановки звуков:

  1. подготовительный;
  2. постановка;
  3. автоматизация фонемы в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи;
  4. дифференциация смешиваемых или заменяемых звуков.

Мнение эксперта

Буйнова Надежда Валерьевна

Детский логопед, опыт работы более 20 лет

Минимальное количество занятий с логопедом при дислалии – 2 раза в неделю. Ежедневно родители должны закреплять изученный с педагогом материал, выполняя задания. Ожидаемый результат виден лишь через 2–3 месяца работы, этот срок зависит от возраста ребёнка, структуры дефекта, количества нарушенных звуков, регулярности занятий, домашней работы родителей, квалификации логопеда.

Подготовительный этап

На этом этапе артикуляционный аппарат подготавливается к восприятию и воспроизведению фонемы.

Направления работы:

  • отработка речевого дыхания;
  • развитие фонематического слуха;
  • отработка правильного артикуляционного уклада речевого аппарата;
  • работа над мелкой моторикой рук;
  • отработка опорных звуков.

Ребёнок под руководством логопеда разучивает и отрабатывает комплекс артикуляционных упражнений, тренирующих движения губ, языка, щёк, мягкого нёба, нижней челюсти. К ним присоединяются упражнения на отработку направленной воздушной струи. Одновременно малыш посредством различных упражнений развивает восприятие, память, внимание, мышление, общую и мелкую моторику.

Постановка

На этом этапе соединяются все достижения по освоению правильной артикуляции, направленной воздушной струи, голоса. Существует игровой способ постановки звука, осознанный способ по подражанию и механический способ укладывания органов артикуляции в нужную позицию при помощи специальных инструментов. Логопед избегает называть звук, над которым он работает вместе с ребёнком, чтобы в сознании малыша не закрепился старый, неверный стереотип. Итог этого этапа – правильное произношение ребёнком звука без любой помощи.

Автоматизация

Для закрепления поставленного звука в речи его сначала отрабатывают или в открытых слогах в сочетании с гласными А, О, У, Ы (ла, ча, лы, ши), или в закрытых слогах (ас, ар, ац, ещ). Далее звук ставят в положение между двумя гласными (аша, ушу, озо, узу), в слоги с несколькими согласными рядом (шка, ску, тла, рба).

После автоматизации в слогах, приходит очередь автоматизации звука в начале, конце, середине слова. Каждое слово или название картинки проговаривают до 5 раз и повторяют этот урок дома. В начале автоматизации звук, над которым работают, слегка выделяется силой голоса и длительностью произношения, затем этот приём не используют.

После отработки звука в словах подбирают речевой материал для его автоматизации в предложениях, стихотворениях, в прозе, в обычной речи.

Дифференциация

На этом этапе ребёнка учат различать звуки, которые он смешивает, и правильно их произносить. Логопед обращает его внимание на разницу в положении органов артикуляции при произношении звуков, сходных акустически и по двигательным признакам, различать их на слух.

Дифференциация происходит последовательно – звуки различают сначала изолированно, затем в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.

Родителям нужно помнить, что недоразвитие фонематического слуха перейдёт во время обучения в школе в такие сложные патологии, как дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма). Их коррекция гораздо сложнее и продолжительнее, чем коррекция дислалии. Нарушения речи негативно влияют на развитие памяти, внимания, мышления, речевого слуха, поэтому родителям ребёнка с дефектным произношением следует как можно раньше обратиться за профессиональной помощью.

Первый тип – следствие наличия дефектов зубочелюстной системы. Нарушенный прикус, заячья губа, слишком короткая уздечка губы верхней или нижней, дефекты неба - мягкого или твердого; нарушения строения языка могут стать причиной развития дислалиии у детей.

Иногда для исправления ситуации необходима хирургическая операция, например, при короткой подъязычной уздечке. И чем раньше она будет выполнена, тем меньше усилий понадобится для исправления речевых нарушений.

Мероприятия по исправлению прикуса при грамотном подходе дают хороший результат.

Нехватка общения

Дислалия функциональная развивается у детей, как правило, вследствие возникновения задержки психо-речевого развития. Такое состояние развивается в результате воздействия окружающей среды, условий, в которых растет малыш.

Расстройство фонематического типа может возникать из-за наличия у ребенка болезней, которые провоцируют задержку развития психики и речи.

Причиной может стать нехватка внимания и заботы со стороны родителей. А также стремление ребенка подражать речи людей из окружения, обладающих неправильным произношением.

Поэтому лучше, чтобы малыш в период формирования у него речи общался с такими людьми реже.

Кроме того, данное речевое нарушение может стать следствием недостатка общения, когда с ребенком слишком мало разговаривают.

Характеристика ребенка с расстройством

Дислалия не только мешает окружающим понимать малыша, но и создает для ребенка трудности в общении и усложняет процесс его социальной адаптации.

Например, в детском саду ровесники могут начать подшучивать над таким ребенком. Ему вряд ли позволят читать стихи на разных праздничных мероприятиях, тем самым исключая его из этого вида деятельности.

Все это может стать причиной стеснительности малыша. Он может замкнуться и уйти в себя, начать избегать общения со сверстниками, чтобы как можно меньше разговаривать и подвергаться насмешкам.

Характерные признаки

Дислалия у ребенка проявляется в нарушении произношения звуков. Характер таких нарушений может быть разным.

Иногда дети пропускают звуки в словах. В других случаях они произносят их неверно, заменяя одни звуки на другие.

  • вместо «машина» малыш произносит «мафына» или «масина»;
  • слово «рыба» звучит у него как «лыба», «лампа» как «рампа».

Бывает, что ребенок проговаривает звуки правильно в одних словах, а в других – искажает.

Нсформированность или недоразвитость речи из-за повреждения коры головного мозга алалия. Как помочь своему ребенку?

Диагноз ставит врач

Диагностировать расстройство речи должен врач-логопед. Его задача – выяснить, к какой форме относится нарушение речи у ребенка. А затем предложить варианты исправления дефекта.

Чтобы процесс формирования правильной речи у детей происходил как можно быстрее и легче, специалисты рекомендуют показывать ребенка профессиональному логопеду регулярно еще до того, как ему исполнится четыре-пять лет.

Методы устранения расстройства в домашних условиях

Коррекция различных видов дислалии требует разного подхода.

В ситуации, если нарушения носят функциональный характер, большая роль в исправлении дефектов отводится родителям и другим родственникам, с которыми много общается ребенок.

Необходимо придерживаться следующих правил и советов:

  1. Во-первых, специалисты советуют перестать сюсюкать и начать разговаривать с малышом, произнося слова правильно. Это стоит делать с самого его рождения.
  2. Во-вторых, не стоит ругать ребенка за то, что он не может пока четко выговаривать слова. Вместо того, чтобы его стыдить, лучше позаниматься с ним, используя разные упражнения. Например, забавные стихотворения.
  3. Нужно выполнять несложные упражнения. Существует множество артикуляционных упражнений, которые помогают улучшить произношение. Их лучше делать в форме игры и перед зеркалом. Ребенок может дуть на игрушку-вертушку или сдувать с ладони «снежинки» из ваты, или же задувать горящую свечу. Можно поиграть в «окошко»: ребенку нужно широко открывать рот и закрывать. Другое упражнение, «маячок», представляет движения вправо и влево нижней челюстью.
  4. Можно играть в психологические игры. Например, изобретать для предметов, название которых ребенок искажает, новые ассоциации. Так под «мафынкой» может подразумеваться смешной некий предмет, которого вообще нет в реальной жизни. При этом машинка настоящая будет в сознании ребенка связываться с правильным произношением этого слова.

Если же домашние занятия не дают желаемого эффекта, а ребенок уже перешагнул возраст в пять лет, стоит обратиться к логопеду.

Помощь врача

Врач проводит обследование детей с дислалией и при необходимости, направит на консультацию к стоматологу (для выявления анатомических нарушений речевого аппарата) или неврологу – при дислалии функционального типа.

Работа самого врача-логопеда состоит в том, чтобы сформировать у ребенка умения и навыки верного произношения звуков. Для этого специалист учит малыша воспроизводить фонемы, распознавать разные звуки, слышать свое произношение и оценивать его, вырабатывать навыки правильной артикуляции.

Врачу важно найти самый «короткий» путь к исправлению нарушений.

При этом используется комбинация разных методов, которые выбираются в зависимости от типа нарушений и степени их выраженности у конкретного ребенка.

Сроки лечения

Сколько времени понадобится для устранения нарушений речи? Это определяется множеством факторов, в том числе индивидуальными особенностями ребенка и позицией родителей.

При небольших нарушениях коррекцию удается провести за один-два месяца. В более сложных случаях требуется от трех до шести месяцев.

Чем младше ребенок, тем процесс идет быстрее. Сложная дислалия у детей дошкольного возраста встречается гораздо реже, чем школьников

Профилактика речевых нарушений

Избежать развития дислалии у детей помогает ранняя профилактика. Одно из основных ее условий – формирование здорового образа жизни малыша с первых же дней его жизни.

Важный способ предотвращения развития расстройства – общение.

С ребенком надо много разговаривать, даже когда он сам еще не произносит слоги. Можно просто рассказывать ему о том, что вы делаете: готовите, убираетесь, играете. Описывать предметы и людей, которые встречаются на улице. Читать сказки и стихи, петь песни.

Чтобы у ребенка не сформировалась дислалия механического характера, стоит обратить внимание на его прикус. Проверить, правильно ли расположены верхние и нижние зубы по отношению друг к другу можно у врача.

Если большая часть зубов не соприкасается друг с другом, между ними появляется чересчур большая щель. В нее проваливается язык, и это мешает ребенку говорить правильно.

Одной из причин появления аномалий прикуса долгое время считалось излишнее пристрастие родителей к пустышкам.

Современные формы выпускаются анатомической формы и, по мнению медиков, не оказывают такого влияния на формирование положения зубов, как их предшественницы

Этот раздел создан чтобы позаботиться, о тех, кому необходим квалифицированный специалист, не нарушая привычный ритм собственной жизни.

Дислалия у детей дошкольного возраста

Дислалия - нарушение звукопроизношения при наличии нормального слуха и сохранной иннервации аппарата речи. При дислалии избирательно нарушается звуковое оформление речи - ребенок или не может произнести звук, искажая произношение и пропуская звук, или заменяет один звук на другой.

Это наиболее частое нарушение среди расстройств речи у детей дошкольного возраста – 25-30% детей имеют недостатки произношения, которые уже наблюдаются после 4-4,5 лет. При дислалии особенность нарушения речи состоит в том, что дефектное произношение не оказывает особого влияния на другие стороны речи – ее грамматический строй, словарный запас, умение выстраивать предложения.

Однако, следует понимать, что у детей вместе с неправильным произношением формируется неправильное восприятие звуков, что вызывает трудности звукового анализа, который необходим для овладения навыков грамотной речи, письма и чтения.

Виды дислалии

Различают простую и сложную дислалию.

При простой дислалии имеет место дефект в произношении одного звука или группы звуков, однородных по произношению (например, шипящих ш, щ, ж, ч).

При сложной дислалии нарушено произношение относящихся к разным группам звуков (например, шипящих ш, щ, ж, ч, свистящих з, ц, с, сь), а некоторые звуки могут неправильно озвончаться или оглушаться (например, вместо суп – суб).

Часто вместе с произносимыми неправильно звуками речи дети и воспринимают их также искаженно, не различают сходные звуки в устной речи, а затем и буквы при письме (вместо дочка слышат точка и др.)

Дефектными в произношении чаще всего являются свистящие звуки – з, с, сь, ц, шипящие - ш, щ, ж, ч, соноры - л, ль, р, рь. Звуки в, ф, й, г, гь, д, дь, к, кь, х, хь, т, ть нарушаются реже. Как правило, нарушается вся группа звуков, то есть если ребенок не произносит чисто звук ш, то страдает произношение всех звуков, входящих в группу - ж, щ, ч. О

чень часто к логопеду обращаются родители, считая что ребенок не произносит звук р, а у него нарушено произношение всего ряда соноров. Детям младше 3 лет дефектные звуки ставить рано, но следует готовить их артикуляционный аппарат к правильному произношению.

Возрастное нарушение звукопроизношения (физиологическая дислалия) - расстройство, которое наблюдается у детей младше 5 лет и связано с недостаточным развитием органов артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба), и недостаточно сформированным фонематическим (речевым) слухом.

Поэтому в период дошкольного возраста (у детей 4-6 лет) отмечается недостаточно чистая и ясная по звучанию речь. Дети с дислалией должны заниматься с квалифицированными специалистами. При оказании своевременной помощи, даже сложная дислалия бесследно проходит в подавляющем большинстве случаев.

Дислалия

Среди всех известных речевых проблем самой распространенной является дислалия. Чаще всего она встречается в детском возрасте и заключается в различных дефектах произношения звуков родного языка – искажениях, заменах, смешениях, вплоть до полного их отсутствия в речи. При этом существует достаточно широкое мнение, что дислалия у детей – преходящее явление, которое с возрастом проходит. Однако подобное речевое нарушение свойственно и взрослым людям. При этом в большинстве случаев основные «корни» проблемы следует искать все-таки в детстве. Впоследствии дефектное звукопроизношение нередко оказывает крайне неблагоприятное влияние на всю последующую жизнь.

Причины дислалии

Все потенциальные причины дислалии могут быть разделены на две группы:

  • Органические. Нарушение произношения возникает вследствие каких-либо аномалий в строении артикуляционного аппарата – зубов, челюстей, языка, нёба. Это могут быть как врожденные, так и приобретенные дефекты: отсутствие зубов, неправильный прикус, укороченная подъязычная связка, высокий свод нёба. Любая из перечисленных аномалий способна привести к дефектам речи, свойственным дислалии;
  • Социально-биологические. Речь ребенка развивается по подражанию. Многие родители недостаточно общаются со своим малышом, не обращают внимания на развитие у него произносительных навыков. Это часто становится причиной дислалии, ведь в подобной ситуации трудно ожидать спонтанного появления у ребенка правильной речи. Задержка формирования навыков произношения, свойственных родному языку, часто приводит к развитию и закреплению дефектного звукопроизношения.

Отдельно выделяют возрастные причины дислалии у детей дошкольного возраста. В данном случае речевой дефект является физиологической нормой и не требует коррекции. Однако для исключения формирования патологических навыков произношения необходимо внимательно относиться к развитию речи маленьких детей. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы коммуникативных возможностей, которые играют важнейшую роль в течение всей последующей жизни.

Формы дислалии

В зависимости от причин, которые способствуют появлению речевого дефекта, могут иметь место две основные формы дислалии: механическая и функциональная. Первая из них может возникать в любом возрасте при наличии органических изменений в речевом аппарате. При этом у детей нарушения произношения чаще связаны с такой патологией языка, как укороченная уздечка, либо с неправильным прикусом, то есть аномальным расположением челюстей по отношению друг к другу. Плохая речь взрослых может быть обусловлена возрастными изменениями, в первую очередь, отсутствием зубов.

Функциональная форма дислалии имеет несколько разновидностей. Такое деление обусловлено выделением наиболее существенных признаков речевого нарушения, что позволяет сделать логопедическое воздействие более целенаправленным. Всего выделяют три формы функциональной дислалии:

  • Акустико-фонематическая. В основе данного нарушения лежит недостаточность развития речевого слуха, вследствие чего происходит смешение звуков, близких по акустическим признакам, например, по звонкости-глухости. В ряде случаев неполноценность восприятия звуков на слух приводит к их пропуску в речи;
  • Артикуляторно-фонематическая. Подобная форма дислалии возникает в случае недостаточного усвоения правильных положений органов речевого аппарата при произнесении тех или иных звуков, в результате чего происходит их смешение;
  • Артикуляторно-фонетическая. Для данного вида дислалии характерно искаженное произношение звуков, обусловленное неверно усвоенными артикуляционными позициями.

Сложная дислалия

При дислалии может нарушаться произношение разного количества звуков. Если дефектно воспроизводится один из них либо несколько, относящихся к одной группе, например, только свистящие, дефект считается простым. Если же нарушено произношение звуков из разных групп, говорят о наличии сложной дислалии. Чаще всего она является следствием недоразвития фонематического восприятия, то есть речевого слуха.

При этом трудности коррекции связаны не столько с количеством дефектно произносимых звуков, сколько с необходимостью достаточно кропотливой работы по развитию их восприятия на слух. Как правило, именно фонематические проблемы становятся причиной того, что ликвидация сложной дислалии требует достаточно длительного времени. Немаловажное значение имеет и возрастной фактор.

У взрослых дефектность произношения чаще связана с формированием неправильных артикуляционных позиций, при этом речевой слух обычно развит достаточно хорошо. Дислалия у детей в подавляющем большинстве случаев обусловлена именно недостаточно развитым фонематическим восприятием, в результате чего закрепляется дефектное произношение многих звуков.

Вопреки сложившемуся мнению, как простую, так и сложную дислалию можно устранить без последствий практически в любом возрасте. При механической ее форме требуется, в первую очередь, избавление от дефектов в артикуляционном аппарате. Если добиться этого достаточно сложно, например, при неправильном прикусе, коррекция речевых дефектов, тем не менее, вполне доступна. Нормированный акустический эффект звука можно получить разными путями.

Неправильное произношение встречается у людей разного возраста. В подавляющем большинстве случаев истоки данной проблемы находятся в раннем детстве. Малыши, в силу вполне понятных объективных причин, не могут самостоятельно решать, как именно им говорить в течение всей своей последующей жизни. В связи с этим именно на родителях чаще всего лежит вина за возникновение и закрепление у детей такого речевого нарушения, как дислалия. А ведь с дефектами звукопроизношения вполне можно справиться, для этого достаточно вовремя обратиться к логопеду.

Видео с YouTube по теме статьи:

Информация является обобщенной и предоставляется в ознакомительных целях. При первых признаках болезни обратитесь к врачу. Самолечение опасно для здоровья!

На лекарства от аллергии только в США тратится более 500 млн долларов в год. Вы все еще верите в то, что способ окончательно победить аллергию будет найден?

В нашем кишечнике рождаются, живут и умирают миллионы бактерий. Их можно увидеть только при сильном увеличении, но, если бы они собрались вместе, то поместились бы в обычной кофейной чашке.

Многие наркотики изначально продвигались на рынке, как лекарства. Героин, например, изначально был выведен на рынок как лекарство от детского кашля. А кокаин рекомендовался врачами в качестве анестезии и как средство повышающее выносливость.

Если бы ваша печень перестала работать, смерть наступила бы в течение суток.

Вес человеческого мозга составляет около 2% от всей массы тела, однако потребляет он около 20% кислорода, поступающего в кровь. Этот факт делает человеческий мозг чрезвычайно восприимчивым к повреждениям, вызванным нехваткой кислорода.

Кроме людей, от простатита страдает всего одно живое существо на планете Земля – собаки. Вот уж действительно наши самые верные друзья.

В Великобритании есть закон, согласно которому хирург может отказаться делать пациенту операцию, если он курит или имеет избыточный вес. Человек должен отказаться от вредных привычек, и тогда, возможно, ему не потребуется оперативное вмешательство.

Желудок человека неплохо справляется с посторонними предметами и без врачебного вмешательства. Известно, что желудочный сок способен растворять даже монеты.

Американские ученые провели опыты на мышах и пришли к выводу, что арбузный сок предотвращает развитие атеросклероза сосудов. Одна группа мышей пила обычную воду, а вторая – арбузный сок. В результате сосуды второй группы были свободны от холестериновых бляшек.

Для того чтобы сказать даже самые короткие и простые слова, мы задействуем 72 мышцы.

Человеческие кости крепче бетона в четыре раза.

Человек, принимающий антидепрессанты, в большинстве случаев снова будет страдать депрессией. Если же человек справился с подавленностью своими силами, он имеет все шансы навсегда забыть про это состояние.

У 5% пациентов антидепрессант Кломипрамин вызывает оргазм.

Существуют очень любопытные медицинские синдромы, например, навязчивое заглатывание предметов. В желудке одной пациентки, страдающей от этой мании, было обнаружено 2500 инородных предметов.

Кровь человека «бегает» по сосудам под огромным давлением и при нарушении их целостности способна выстрелить на расстояние до 10 метров.

Каждый раз, когда у ребёнка поднимается температура, болит горло, появляется насморк и кашель, родителей беспокоит вопрос – это обычная простуда или грипп? В эт.

Дислалия

Дислалия – различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха, при необходимости – консультации стоматолога, невролога, отоларинголога. Логопедическое воздействие при дислалии включает 3 этапа: подготовительный, формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативных навыков.

Дислалия

Дислалия – нарушение нормированного произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС или органов слуха. Дислалия является наиболее распространенным в логопедии речевым нарушением, которое встречается у 25-30% (по некоторым данным – 52,5%) дошкольников (5-6 лет), 17-20% младших школьников (1-2 класс) и у 1% детей более старшего возраста. В последние годы в структуре дислалии преобладающими стали полиморфные нарушения звукопроизношения, которые препятствуют дальнейшему нормальному овладению письменной речью и способствуют возникновению дисграфии и дислексии.

Классификация дислалии

С учетом причин нарушения звукопроизношения выделяют механическую (органическую) и функциональную дислалию. Механическая дислалия связана с дефектами анатомического строения артикуляционного аппарата. Функциональная дислалия обусловлена социальными факторами либо обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга.

Функциональная дислалия, в свою очередь, подразделяется на моторную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора) и сенсорную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора). При моторной функциональной дислалии движения губ и языка становятся в некоторой степени неточными и недифференцированными, что обусловливает приблизительность артикуляции звуков, т. е. их искажение (фонетический дефект). При сенсорной функциональной дислалии затрудняется слуховая дифференциация акустически сходных фонем (твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих), что сопровождается смешением и заменами звуков в устной речи (фонематический дефект) и однотипным заменам букв на письме. В случае одновременного наличия сенсорной и моторной недостаточности говорят о сенсомоторной форме дислалии

В зависимости от несформированности тех или иных признаков звуков (акустических или артикуляторных) и характера дефекта (фонетического или фонематического) выделяют акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую и артикуляторно-фонетическую дислалию.

С учетом количества нарушенных звуков дислалия может быть простой (при неправильном произношении 1-4 звуков) и сложной (при дефектном произношении более 4-х звуков). Если нарушается произношение звуков из одной артикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих), говорят о мономорфной дислалии; если из разных артикуляционных групп (например, свистящих и шипящих одновременно) – о полиморфной дислалии.

Фонетические дефекты произношения звуков разных групп (искажения) при дислалии принято обозначать терминами, образованными от букв греческого алфавита:

  • Ротацизм – недостатки произношения [р] и [р’]
  • Ламбдацизм - недостатки произношения [л] и [л’]
  • Сигматизм - недостатки произношения шипящих [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящих [с], [с’], [з], [з’]
  • Йотацизм – недостатки произношения [й]
  • Гаммацизм – недостатки произношения [г] и [г’]
  • Каппацизм – недостатки произношения [к] и [к’]
  • Хитизм - недостатки произношения [х] и [х’]
  • Дефекты озвончения и оглушения – замены звонких согласных парными глухими и наоборот
  • Дефекты смягчения и твердости - замены мягких согласных парными твердыми звуками и наоборот

При дислалии часто встречаются сложные комбинированные дефекты (сигматизм + ротацизм, ламбдацизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм + дефекты смягчения и т. д.)

В том случае, если при дислалии имеет место фонематический дефект (замены звуков), к названию недостатки звукопроизношения прибавляется приставка «пара-»: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм, парайотацизм, парагаммацизм, паракаппацизм, парахитизм.

Причины дислалии

В основе неправильного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, чаще всего встречаются короткая уздечка языка или верхней губы; реже – макроглоссия (массивный, язык), микроглоссия (узкий, маленький язык), толстые, малоподвижные губы. При укороченной подъязычной связке, прежде всего, страдает произношение верхнеязычных звуков; при аномалиях губ – губных и губно-зубных звуков. Макро- и микроглоссия обычно наблюдаются у детей с общим физическим или умственным недоразвитием.

Дефекты строения костной основы речевого аппарата представлены неправильным прикусом (глубоким, перекрестным, открытым, прогенией, прогнатией), аномалиями зубных рядов (диастемами, редко расположенными или мелкими зубы и т. д.), высоким узким (готическим) или низким плоским верхним нёбом. Анатомические дефекты, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм зубочелюстной системы.

Следует отметить, что нарушения произношения, связанные с такими органическими дефектами речевого аппарата, как расщелины верхней губы, мягкого и твердого нёба, относятся не к дислалии, а к ринолалии.

При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения. В этом случае причинами дислалии выступают социальные или биологические факторы. К числу неблагоприятных социальных факторов относят подражание детей неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной), подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье»), случаи билингвизма в семье, педагогическая запущенность.

К факторам биологической природы, вызывающим функциональную дислалию, причисляют общую физическую ослабленность у часто болеющих детей, минимальную мозговую дисфункцию, способствующую запаздыванию речевого развития, несформированности фонематического слуха, речевых укладов и их переключений.

Симптомы дислалии

Дефекты звукопроизношения при дислалии представлены пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков.

Под пропуском звука подразумевается его полное выпадение в той или иной позиции (в начале, в середине либо в конце слова). Замена звука – это стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости. Если ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в речевом потоке (т. е. употребляет их то уместно, то неуместно), говорят о смешении звуков. В этом случае механизм дислалии связан с незаконченностью усвоения системы фонем.

Искажение звуков – это ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка (например, велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и др.). Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии.

При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии – группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции ([з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н]), поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.

Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируется в соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова, правильно используются падежные окончания, единичное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.

Наряду с патологическими формами дислалии в логопедии выделяют так называемую физиологическую дислалию, возрастное косноязычие или физиологические несовершенства речи, обусловленные возрастной несформированностью фонематического слуха или движений органов артикуляции. Такие недостатки звукопроизношения в норме исчезают самостоятельно к 5 годам.

Диагностика дислалии

Диагностическое обследование речи при дислалии начинают с выяснения особенностей течения беременности и родов у матери, перенесенных заболеваний у ребенка, раннего психомоторного и речевого развития, состояния биологического слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата (по медицинской документации). Затем логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.

Собственно диагностика устной речи при дислалии включает обследование состояния звукопроизношения и выявление дефектно произносимых звуков с использованием соответствующего дидактического материала. В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения (отсутствие, замена, смешение, искажение звуков) в различных позициях - изолированно, в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных), словах (в начале, середине, конце), фразах, текстах. Затем проверяется состояние фонематического слуха – способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.

В логопедическом заключении отражается форма дислалии (механическая или функциональная), вид дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая), разновидность неправильного звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.).

Дифференциальную диагностику дислалии, прежде всего, следует проводить со стертой дизартрией.

Коррекция дислалии

Работа по коррекции дислалии выстраивается в соответствии с тремя этапами работы: подготовительным, этапом формирования первичных произносительных навыков и этапом формирования коммуникативных навыков.

При механической дислалии на подготовительном этапе необходимо устранение анатомических дефектов в строении артикуляционного аппарата (пластика уздечки языка или верхней губы, курс ортодонтического лечения). При моторной функциональной дислалии в подготовительный период проводится развитие речевой моторики (артикуляционная гимнастика, логопедический массаж); при сенсорной функциональной дислалии – развитие фонематических процессов. Также для правильного звукопроизношения важным является формирование направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработка произношения опорных звуков.

Этап формирования первичных произносительных навыков при дислалии включает постановку изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, т. е. с использованием логопедических зондов или смешанным способом); автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и дифференциацию звуков (при их смешении).

На заключительном этапе по коррекции дислалии формируются навыки безошибочного употребления отработанных звуков во всех ситуациях общения.

Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже 3-х раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика. Продолжительность занятий при простой дислалии от 1 до 3-х мес.; при сложной дислалии – 3-6 мес.

Прогноз и профилактика дислалии

В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, регулярностью занятий, участием родителей. У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируются быстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учеников среднего и старшего звена.

Профилактика дислалии требует своевременного выявления анатомических нарушений в строении органов речи, окружение ребенка правильными образцами для речевого подражания, всестороннюю заботу о физическом развитии и здоровье детей.

– возрастное несовершенство звукопроизношения у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Выражается в звуковых заменах, пропусках и смешениях. При этом все звуки-заменители произносятся нормативно. Наблюдается дефект смягчения, пропуски согласных при стечении. Сочетается с несформированностью грамматического строя и связного высказывания. Распознается в рамках консультирования ребенка логопедом. Не нуждается в специальной педагогической коррекции, исчезает самостоятельно после пяти лет. Для подготовки периферических органов речи может быть рекомендовано выполнение специальных артикуляционных упражнений.

Общие сведения

Физиологическая дислалия (возрастное косноязычие) – это закономерный этап речевого онтогенеза каждого нормально развивающегося ребенка. Данное состояние в логопедии не расценивается как речевая патология, однако специально выделяется для дифференциации речевой нормы от отклонений. Все недочеты звукопроизношения – элизии, субституции, смешения звуков – носят временный, преходящий характер. Верхняя возрастная граница физиологического несовершенства речи – 5-6 лет. Согласно исследованиям последних лет, чисто возрастное своеобразие произношения звуков встречается лишь у 22% дошкольников, у остальных детей имеют место патологические формы нарушения звукопроизношения (механическая или функциональная дислалия , стертая дизартрия), которые не проходят по мере взросления ребенка самостоятельно и требуют логопедической коррекции.

Причины физиологической дислалии

Речь детей до 5-летнего возраста еще не полностью сформирована, а потому не лишена дефектов звукопроизношения. Эти речевые недостатки имеют под собой физиологическую (возрастную) основу. Несовершенства звуковой стороны речи у дошкольников могут быть объяснены следующими группами факторов:

  • Неподготовленностью речевого аппарата (языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти). Большая часть фонем не сразу возникает в речи в правильном виде. Сначала дошкольник пропускает звуки или использует звуки-заменители (субституты), которые уже есть в его речевом активе. По мере укрепления мышц речевого аппарата, овладения правильными артикуляционными укладами и переключениями он постепенно осваивает сложные фонемы. В первое время произношение отличается неустойчивостью: новый звук присутствует лишь в части слов, а в остальных случаях по-прежнему заменяется субститутом или опускается.
  • Несформированностью фонематического слуха . В младшем дошкольном периоде ребенок еще не готов четко воспринимать и дифференцировать все речевые звуки. Поэтому типичным для данного возрастного этапа является смешение акустически близких фонем. К четырем годам ребенок уже способен заметить акустические различия между собственным несовершенным и нормативным звукопроизношением, поэтому он старается «подтягивать» свою речь к образцу – речи взрослых.

Возраст с двух до пяти лет является сензитивным для развития устной речи. К концу этого периода речеслуховой и речедвигательный аппараты уже способны правильно воспринимать и произносить все звуки родного языка. У детей с интеллектуальной и речевой нормой овладение звуковой стороной языка происходит по подражанию, поэтому физиологическая дислалия не требует специального вмешательства.

Этапы усвоения звуков

Сроки и последовательность появления звуков речи у детей обусловлены физиологической готовностью речедвигательного аппарата к их артикулированию и речеслухового анализатора к их восприятию и различению. В первые два года жизни ребенок усваивает произношение гласных ([а], [о], [э]) и губно-губных согласных ([п], [б], [м]) – из этих звуков складываются первые слова малыша («папа», «баба», «мама»). В 2-3 года появляются другие несложные по артикуляции гласные ([и], [ы], [у]), а также губно-зубные ([в], [ф]), переднеязычные ([т], д], [н]), среднеязычный ([й]), заднеязычные ([к], [г], [х]) звуки. Сложные в плане артикуляции согласные, требующие точных движений языка и сильной воздушной струи, входят в речь с 4 до 5 лет: это свистящие ([с], [з], [ц]) и шипящие ([ш], [ж], [ч], [щ]). Наконец, к 5-6 годам последними появляются соноры ([р], твердый [л]).

Таким образом, к старшему дошкольному периоду дети полностью овладевают фонемным составом родного языка. После этого возраста любые фонологические нарушения (даже единичные замены правильно произносимых звуков другими) не могут считаться вариантом нормы и нуждаются в исправлении. Также к физиологическому косноязычию не относятся звуковые искажения (межзубное, горловое, боковое и другое ненормативное произношение) – эти случаи подлежат коррекции в любом возрасте с момента выявления.

Симптомы физиологической дислалии

В период возрастного косноязычия речь ребенка звучит не очень разборчиво и четко. Это связано с недостатками произношения отдельных фонем: их отсутствием, заменами на более простые или смешением акустически и артикуляторно близких звуков, смягчением. Кроме этого, наблюдается несовершенство грамматической структуры и повествования.

Среди звуковых замен в период физиологической дислалии наиболее характерным является употребление свистящих взамен шипящих («масина» вместо «машина», «зук» вместо «жук»), переднеязычных взамен свистящих («тянки» ‒ «санки»). До определенного возраста звук «р» отсутствует совсем («ека» ‒ «река») или заменяется на [й] («йяк» ‒ «рак»), на [л] («голка» ‒ «горка»), на [в] («павк» вместо «парк»). Среднеязычный звук [й] также может выступать заменителем сонорного [л] («йопата» ‒ «лопата»). Взамен заднеязычных часто употребляются переднеязычные («дусь» ‒ «гусь», «тубик» ‒ «кубик»). Твердые согласные обычно произносятся смягченно («зяйка» ‒ «зайка), иногда мягкие фонемы заменяются на твердые («тота» ‒ «тетя»). Дети затрудняются в произношении стечения согласных – обычно произносится один из звуков, остальные опускаются.

Безударные слоги нередко «выпадают» из слова, в новых и сложных по структуре словах отмечается перестановка звуков и слогов местами. Примерно с 3-4 лет дети осваивают правильное употребление падежных окончаний и предлогов. Связная речь формируется к 4 годам: появляются сложные предложения, ребенок может пересказать сказку, рассказать стишок. Нормой для этого возраста является нарушение логики повествования, рассказ с сокращениями или излишней детализацией, придумывание и опускание частей рассказа. Все эти недочеты при физиологической дислалии постепенно уменьшаются, и к 6 годам детская речь становится правильно оформленной в фонетическом и грамматическом плане.

Диагностика

Обычно в 4-5 лет дети проходят плановый профилактический осмотр логопеда в дошкольном учреждении или детской поликлинике. Во время диагностики устной речи специалист выявляет дефекты звукопроизношения и дает им квалифицированную оценку. Чтобы отдифференцировать физиологическую дислалию от речевой патологии (органической и функциональной дислалии, дизартрии , ОНР), проводится всестороннее обследование ребенка, включающее:

  • Сбор общего и речевого анамнеза . В процессе беседы с мамой выясняется течение беременности и родов, наличие у ребенка родовых травм, хронических заболеваний. Особое внимание уделяется речевому развитию – от первого крика новорожденного до становления фразы и связной речи.
  • Осмотр органов артикуляции . При визуальном осмотре оценивается анатомическое строение речевого аппарата, наличие аномалий прикуса, языка, губ, строения мягкого и твердого неба. При выполнении специальных упражнений обращается внимание на подвижность артикуляторных органов, объем точность и скорость выполнения движений.
  • Проверку слуховой дифференциации . Для этого в игровой обстановке логопед предъявляет парные картинки с наиболее часто смешиваемыми звуками, просит повторить за ним слоги с чередуемыми звонкими и глухими согласными.
  • Выявление дефектно произносимых фонем . С помощью специально отобранного речевого материала поверяется произношение речевых звуков при их нахождении в разных позициях: в начале, середине и конце слова. В ходе проверки выявляются нарушенные звуки и характер дефектов – пропуск, замена, смешение или искажение, озвончение/оглушение, смягчение и др.
  • Обследование лексико-грамматического компонента и связной речи . В ходе обследования используются наглядные пособия, дидактические игры и игровые приемы. Логопед может попросить ребенка прочесть любимый стишок, рассказать сказку, составить рассказ по картинке.

Если речь ребенка развивается в соответствии с возрастной нормой, коррекционная работа при физиологической дислалии не проводится. Иногда для подготовки речевого аппарата к появлению звуков рекомендуется самостоятельное проведение артикуляционной гимнастики под контролем родителей. Следующая консультация логопеда должна состояться в 6-6,5 лет перед поступлением в школу.

Профилактика нарушений речи

Предпосылками к овладению нормативным звукопроизношением выступают организация правильного речевого окружения в семье и детском коллективе. С самого рождения с ребенком необходимо разговаривать, «оречевляя» свои действия и называя предметы, находящиеся в поле зрения малыша. С раннего возраста нужно воспитывать у ребенка привычку смотреть на говорящего, следить за движениями его губ и языка. Речь взрослых должна быть небыстрой, фонетически и грамматически правильной. Категорически не допускается копирование неправильного детского произношения. Для развития слухового внимания и памяти полезны игры на звукоподражание, запоминание чистоговорок и стихов, чтение книг.

Неблагоприятно влияют на становление детской речи дефекты произношения у взрослых (ротацизм, сигматизм, гнусавость, заикание), ситуация двуязычия, пребывание ребенка среди сверстников с неправильной речью. Поправлять ошибки в речи ребенка на этапе физиологической дислалии нужно спокойно и ненавязчиво. При отсутствии дефектов в строении речевого аппарата, сохранном слухе, интеллекте и иннервации речевой мускулатуры дошкольник способен самостоятельно, путем подражания правильному образцу, преодолеть возрастное косноязычие.

Дислалия - речевой дефект, характеризующийся патологией произношения звуков при отсутствии нарушения слуха и обеспеченности органов речевого аппарата нервными клетками. То есть дислалия представляет собой распространенное логопедическое нарушение, не связанное с патологиями ЦНС и слухового аппарата. Имеет несколько форм, которые наблюдаются у детей разных возрастов (как правило, у детей дошкольного возраста и школьников). Следовательно, дислалия у детей и методы ее устранения напрямую зависят от формы дефекта.

10-м пересмотром Международной классификации болезней (мкб-10) дислалии был присвоен код F80 (специфические расстройства речевой артикуляции).

Формы и причины дислалии

Как мы говорили ранее, существует несколько разновидностей дислалии, причины появления которых также отличаются. Принято выделять следующие формы:

При наличии симптомов моторной и сенсорной дислалии диагностируют сенсомоторную.

  • Простая (мономорфная). Характеризуется искажением одного или нескольких звуков одной группы;
  • Сложная дислалия (полиморфная). Характеризуется искажением одного или нескольких звуков разных групп. При сложной дислалии наблюдается неправильное произношение более 4-х звуков;
  • Механическая (органическая). Этот вид нарушения произношения звуков связан с патологиями речевого аппарата, возникшими в процессе эмбрионального развития (аномальное строение неба или зубочелюстного аппарата, непропорциональные размеры языка и т.д.) или в ходе жизнедеятельности (на фоне травмы). Также нередко механическая форма данного логопедического нарушения возникает из-за генетической наследственности;

Причинами появления функциональной дислалии принято считать:

  • Хронические и/или длительные заболевания (инфекционные заболевания, расстройства ЖКТ и т.д.), приводящие к общему ослаблению организма;
  • Родители не уделяют/уделяют мало времени недостаткам произношения, коррекция ошибочного воспроизведения звуков не производится;
  • Наличие в кругу семьи человека, имеющего неправильное произношение звуков, влечет за собой подражание малышом неправильного проговаривания звуков;
  • Неправильная артикуляция;
  • «Сюсюкание» взрослых с дитем. Это наблюдается во многих семьях, хотя специалисты настоятельно рекомендуют исключить подобное «уменьшительно-ласкательно-искаженное общение». Ребенок - это маленький человек. Вы же не «сюсюкаетесь» с взрослыми людьми;
  • Родители разговаривают на разных языках или в семейном кругу принято вести общение на иностранном языке, а в детском саду все разговаривают на русском;
  • Нарушение фонематического слуха;

Примечание. Безусловно, дислалия регистрируется при умственной отсталости, однако, в данной ситуации данный речевой дефект не может быть расценен, как изолированный, и является последствием нарушения психики и, как следствие, нарушения интеллектуального развития.

Оценка проводится по нескольким критериям: усидчивость, память, мышление, речь, развитие. Характеристика детей с данной формой речевого расстройства следующая:

Для установки диагноза требуется участие квалифицированного специалиста (логопеда), который, проведя всестороннюю оценку, установит наличие или отсутствие нарушения звукопроизведения.

Первоначально проводится опрос родителей, выясняется ход течения беременности (инфекционные заболевания беременной, патологии беременности и т.д.), а также ход процесса родоразрешения. Далее проводится сбор информации о перенесенных маленьким пациентом травмах и инфекционных заболеваниях.

В дальнейшем специалист проводит оценку строения речевого аппарата малыша, наличие/отсутствие явных патологий, анализ фонематического слуха. Вся собранная информация заносится в речевую карту обследования.

При выявлении аномалий в строении речевого аппарата ребенок направляется к соответствующему специалисту, занимающегося решением данных вопросов. Как правило, это врач-хирург и врач-ортодонт. При выявлении функциональной формы речевого дефекта маленький пациент и его родители направляются к врачу-неврологу. Помимо этого, не лишним будет посетить оториноларинголога для проверки функционирования слухового аппарата.

Исходя из всего вышесказанного, следует, что лечение дислалии напрямую зависит от формы речевого нарушения.

Механическая форма данного нарушения речи лечится посредством влияния на дефект челюстно-лицевой области. Это может быть хирургическая операция или длительный процесс терапии с помощью специального фиксирующего оборудования, которое устанавливает стоматолог-ортодонт после проведения необходимых анализов и оценки дефекта. Так как костная структура организма детишек растет и развивается в процессе взросления, то наилучшее время устранения дефекта речевого аппарата - с 5 до 6 лет.

В дальнейшем, устранение этого нарушения звукопроизношения является задачей специалиста-логопеда.

Функциональная дислалия, а также другие виды этого речевого дефекта лечатся с помощью логопеда. Логопед проводит необходимые упражнения для детей, которые позволяют сформировать правильное распознание и произношение звуков. Другие методики направлены на развитие внимания и концентрации. Также помимо логопедических упражнений, специалист проводит специальный массаж и дыхательные упражнения с детьми.

В процессе терапии данного речевого недуга немаловажная роль отводится родителям. Родители должны внимательно подходить к вопросу терапии своего малыша, повторять упражнения в домашних условиях, создать спокойную и благоприятную обстановку во избежание психологического давления. Если у «ребятенка» не получается сразу повторить правильно - это не трагично. Следует чаще хвалить малыша даже при условии, что у него не получается. Поверьте, он старается.

В дальнейшем навыки закрепляются, четкое и правильное проговаривание звуков доводится до полного автомата, используется специальное оборудование и методики подражания. Не меньшую важность имеет психологическая сторона вопроса, которой также уделяется внимание на этом этапе.

Полиморфное нарушение звукопроизношения - это один из видов дислалии (картавости), проявляющееся расстройством произношения нескольких звуковых групп. Диагноз ставится детям старше 5-ти лет при сохраненном интеллекте, иннервации и целостности органов артикуляции. Дислалия - самая распространенная логопедическая патология. По статистике около 53% детей дошкольного возраста 5-6 лет, 20-30% 7-8 лет и 1% взрослого населения страдают этим нарушением. Нарушение звукопроизношения на сегодняшний день имеет тенденцию к полиморфизму и чаще приводит к нарушению письма.

Виды нарушений звукопроизношения

Классификация нарушений звукопроизношения выделяет следующие формы:

  • Механическая (органическая) - характеризуется наличием врожденного или приобретенного структурного дефекта аппарата артикуляции при адекватной регуляции высшей нервной деятельностью.
  • Функциональная форма ставится, когда исключена морфологическая патология ЦНС и органов речевого аппарата, при наличии симптомов дислалии. В ней выделяют моторную и сенсорную. Первая обусловлена нейромолекулярным сдвигом в центре произношения из-за чего движения губ, языка, щек и других органов артикуляции несколько затруднено. Сенсорная - проявление нейродинамического потрясения в теменной области, которая отвечает за звуковосприятие.
  • Физиологическая - транзиторная форма дислалии всего человечества, которая в норме проходит сама до 5-ти летнего возраста.
  • Мономорфная форма - простое нарушение звукопроизношения, которая затрагивает до 4-х звуков из одной группы, например, свистящих.
  • Полиморфное нарушение звукопроизношения - это сложная форма, при которой страдает больше 4-х звуков и может быть из разных звуковых групп.

Дислалия - это, прежде всего, патология активного и пассивного орального аппарата речи, в который входит язык, губы, щеки, зубы, твердое небо и т.д. Однако нарушение звукопроизношения нередко возникает на фоне структурных или функциональных патологий других анализаторов. Таким образом, дислалия бывает:

  • Артикулярно-фонетическая.
  • Акустико-фонематическая.
  • Артикулярно-фонематическая.

Также дислалия в логопедии делится по фонетической классификации. В ней патология делится в зависимости от проблемного звука.

  • Сигматизм - наиболее частая форма дислалии, которая проявляется нарушением свистящих и шипящих звуков (ш, ж, щ и с, з). Отдельно проявляется, как щечный, межзубный, губной сигматизмы и затруднения в произношении тех же звуков парасигматизмы.
  • Нарушение произношения сонорных звуков, к которому относятся ламбдаизм и праламбдаизм, ротацизм, и параротацизм. Первая форма характеризуется расстройством воспроизведения звуков «л» и «ль». Ротацизм - нарушение произношения звука «р».
  • Нарушения создания заднеязычных звуков - сюда входи гамма-, каппацизм, и хитизм (дефект произношения звуков «к, кь, г, гь, х, хь»).
  • Йоттацизм - нарушение произношения букв, содержащих звук «й»: «я», «ю».
  • Дефект звонкости - замена звонких согласных глухими и наоборот.
  • Дефект мягкости - замена мягких согласных твердыми и наоборот.

Причины возникновения дислалии

Причины возникновения дислалии бывают органические, функциональные и биологические. К первой категории относятся заболевания, которые приводят к морфологическому повреждению речевого аппарат. Наиболее частыми причинами этого являются:

  • Аномалии строения губ и языка. К данным дефектам относятся микро- и макроглоссия (маленький и большой язык), коротка уздечка верхней губы или в подъязычной области. Короткая языковая связка проявляется нарушением в воспроизведении верхних звуков. Микро- и макроглоссия характерны для детей с генетическими мутациями, например, при синдроме Дауна.
  • Неправильное строение костного каркаса аппарата артикуляции. Данная категория включает в себя неправильный прикус (прогения и прогнатия). Дефект зубных рядов (диастема, аномально редкие, а также мелкие зубы), нефизиологичную форму твердого неба (готическое). Описанные нарушения могут быть врожденными или приобретенными.

Функциональная патология возникает на фоне негативных социальных условий. К ним относятся:

  • Билингвизм - эта причина полиморфного нарушения звукопроизношения реализуется через чрезмерную загрузку нервной системы ребенка. Особенно сильно заметно в семьях, где в языке одного из родителей искажаются звуки, например, во французском «р».
  • Педагогическая запущенность - недостаток внимания, воспитания родителями детей.
  • Отсутствие правильной речи у родителей - дислалия в данном случае, обусловленная постоянным подражанием детьми своим родителям, которые плохо говорят.

Кроме того, к функциональным относят неправильную артикуляцию и нарушение фонематического слуха при сохраненном фонетическом. Причины патологии обусловлены общей соматической (физической, неврологической) ослабленностью. Чаще всего такие состояния возникают при хронических заболеваниях.

Симптомы дислалии и дифференциальная диагностика с дизартрией

Симптомы больного оцениваются врачом-логопедом. Во внимание берутся все дефекты звуковоспроизведения (пропуски, искажения, замены, смешения).

  • Под пропусками подразумевается полное выпадение звука на любом участке предложения или слова. Дислалия характеризуется выпадением звуков с различных звуковых групп. Если ребенку, время от времени удается уместно употребить определенный звук, то речь идет о смешанной дислалии, которая возникает при недостаточном усвоении фонетических структур.
  • Искажение - это неправильная механическая работа органов артикуляции, в результате чего фоны произносятся неправильно, например, при межзубном или боковом способе создания звука «с».

Такие виды нарушений звукопроизношения, как функциональная и механическая дислалия, тоже имеют свои особенности. Первая характеризуется неправильным произношением одного или нескольких звуков в одной группе. В свою очередь, как механическая форма зачастую имеет несколько звуковых расстройств из разных групп.

Не стоит путать дислалию с нарушением звукопроизношения при экстрапирамидной дизартрии. Последняя представляет собой императивные гиперкинезы мышц артикуляционного аппарата. При этом язык буквально сворачивается в трубочку, а общее состояние пациента напряженное. Кроме того, представленная форма проявляется расстройствами эмоционально-волевой сферы и мимики. Дизартрия - это нарушение звукопроизношения, которое в отличие от дислалии связано с поражением подкорковых структур. При этом в речевом аппарате возникают гипертонус и патологическая импульсация в головной мозг.

Нарушение звукопроизношения у детей можно диагностировать после достижения пятилетнего возраста. Во внимание берется разговорная и письменная речь ребенка.

Диагностика и лечение нарушений звукопроизношения

Диагностика полиморфного нарушения звукопроизношения базируется на клинической картине пациента, инструментальных методах исследования и консультации и . Клиническая картина у детей с представленной патологией в 90% случаев проявляется исключительно речевым дефектом. Остальные 10% детей имеют неврологическую симптоматику, повышенную возбудимость, эмоциональную лабильность.

Инструментальные методы применяются для определения анатомического дефекта органов речи, органической и функциональной патологии головного мозга. Очень важна консультация ЛОР-врача, так как большое количество заболеваний ротовой полости, ушей вызывают нарушение звукопроизношения. Психолог необходим, для определения, возможной психологической травмы.

Дислалия практически не требует серьезных медикаментозных вмешательств и легко устраняется работой одного логопеда. Однако, в некоторых случаях, когда существуют врожденные или приобретенные анатомические дефекты речевого аппарата, может понадобиться операция. В лечении дислалии лучшим методом является профилактика, которая достигается путем правильного воспитания и постоянного общения с ребенком.