Финансовое прогнозирование основа финансового планирования. Финансовое планирование, прогнозирование и бюджетирование

  • 10. Финансовое планирование и прогнозирование: содержание, значение и методы
  • 11. Финансовый контроль: сущность, принципы организации
  • 12. Методы проведения финансового контроля
  • 13. Государственный финансовый контроль и его организация
  • 14. Виды негосударственного финансового контроля. Значение аудита в рыночной экономике
  • 15. Бюджет: понятие и значение для экономического развития страны в разные исторические периоды
  • 17. Принципы бюджетной системы России
  • 18. Бюджетный процесс. Состав и реализация отдельных этапов
  • 19. Роль Федерального казначейства в бюджетном процессе
  • 20. Доходы бюджета и их классификация. Современная структура доходов федерального бюджета России
  • 24. Несбалансированность бюджета и его значение для экономики страны. Способы достижения баланса
  • 26. Государственный долг: понятие и процесс образования. Особенности долговых обязательств органов власти различных уровней
  • 28. Внебюджетные фонды и их организация в России
  • 29. Пенсионная реформа в России: проблемы и перспективы
  • 30. Финансы предприятий: понятия, принципы организации и характеристика финансовых потоков
  • 32. Внеоборотные ативы: понятие и состав. Амортизация как способ восстановления основных фондов предприятия.
  • 33. Оборотные активы: понятие и состав. Амортизация как способ восстановления основных фондов.
  • 34. Организация финансовой работы на предприятии.
  • 41. Минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет.
  • 43. Финансовый рынок. Понятие, формы финансовых активов, структура и функции финансового рынка.
  • Структура финансового рынка
  • 44. Основные участники и индикаторы финансового рынка.
  • 45. Кредитный рынок, его сегменты и формирование спроса на них.
  • 46. Рынок ценных бумаг, его структура и характеристика отдельных составляющих.
  • 47. Ценные бумаги и их классификация.
  • 48. Профессиональные участники рынка ценных бумаг и их особенности.
  • 49. Фондовая биржа и организация ее деятельности. Фондовые биржи в рф и других странах.
  • 50. Валютный рынок: функции, участники и классификация видов валютных рынков.
  • 51. Валютные операции. Либерализация валютных рынков на современном этапе.
  • 52. Страхование: участники и функции страхового рынка. Современное состояние страхового рынка в России и других странах.
  • 53. Отрасли и виды страховой деятельности. Перспективы развития страхования в России.
  • 54. Международные финансы и международная финансовая система.
  • 55. Финансовые системы разных стран: общие черты и особенности.
  • 56. Финансовая глобализация и мировые финансовые рынки.
  • 10. Финансовое планирование и прогнозирование: содержание, значение и методы

    Финансовое планирование представ­ляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соот­ветствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социаль­но-экономического развития, бизнес-планах, документах, определя­ющих финансовую политику.

    Цель финансового планирования - обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-плана­ми и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития.

    К основным задачам финансового планирования можно от­нести:

      определение объема финансовых ресурсов по каждому ис­точнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;

      определение объема и направлений использования финан­совых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;

      обеспечение сбалансированности материальных и финан­совых ресурсов, экономного и эффективного использования фи­нансовых ресурсов;

      создание условий для укрепления устойчивости организа­ций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

    Финансовое планирование охватывает ряд этапов:

      анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах;

    На первом этапе финансового планирования применяется ме­тод экономического анализа. Он позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем сравнения их с фактическими данными. При этом упор делается на выявление резервов увеличения доходов, определение мероп­риятий по повышению эффективности использования финансо­вых ресурсов, расчете ожидаемого исполнения плана.

    В рамках финансового планирования применяются следую­щие виды экономического анализа: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый анализ, факторный анализ.

      расчет плановых показателей;

    На втором этапе финансового планирования осуществляется растет плановых показателей - числовых величин, выражающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов. Делятся на утверждаемые, т.е. обязательные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых за­даний.

    В практике финансового планирования используются следу­ющие методы расчета показателей финансовых планов:

      экстраполяции. Заключается в определении финансовых по­казателей на основе установления устойчивой динамики их раз­вития.

      нормативный. Суть его состоит в том, что плановые показа­тели рассчитываются на основе установленных норм и финансо­во-бюджетных нормативов. Предполагает наличие прогрессив­ных норм и финансово-бюджетных нормативов, которые явля­ются качественной основой для финансового планирования, предпосылкой для соблюдения режима экономии.

      индексный. Предполагает широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых финансовых по­казателей. Его использование обусловлено развитием рыночных отношений, наличием инфляционных процессов.

      программно-целевой. Позволяет оценить и выбрать предпоч­тительные варианты производственного, социально-экономи­ческого развития в целевом, отраслевом и территориальном ас­пектах. Для программ характерно наличие цели, конкретизиру­емой в нескольких задачах, сочетание различных источников фи­нансирования ее реализации.

      составление финан­сового плана как документа

    На третьем этапе финансового планирования составляется финансовый план как документ, обязательный для исполнения, который, соответственно, подлежит утверждению уполномочен­ным органом или должностным лицом.

    На этом этапе используется балансовый метод, позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потреб­ностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономи­ческого развития, бизнес-плана, уставных документов; расходы органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций с их доходами; установить пропорции распределения средств по направлениям использования, получателям и т.п.; распределить по кварталам до­ходы и расходы.

    Кроме того, в рамках третьего этапа финансового планирова­ния в современных условиях широко применяется метод опти­мизации плановых решений, сущность которого заключается в раз­работке нескольких вариантов финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный.

    Финансовое прогнозирование представляет собой исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов хозяйство­вания и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предполо­жение об объемах и направлениях использования финансовых ресур­сов на перспективу.

    К основной цели финансового прог­нозирования, осуществляемого для научного обоснования показа­телей финансовых планов и способствующего выработке кон­цепции развития финансов на прогнозируемый период, можно отнести оценку предполагаемого объема финансовых ресурсов и определение предпочтительных вариантов финансового обеспе­чения деятельности субъектов хозяйствования, органов государ­ственной власти и местного самоуправления.

    Задачами финансового прогнозирования являются:

      увязка материально-вещественных и финансово-стоимост­ных пропорций на макро- и микроуровнях на перспективу;

      определение источников формирования и объема финан­совых ресурсов субъектов хозяйствования и субъектов власти на прогнозируемый период;

      обоснование направлений использования финансовых ре­сурсов субъектами хозяйствования и субъектами власти на прог­нозируемый период на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов

      определение и оценка финансовых последствий принима­емых органами государственной власти и местного самоуправле­ния, субъектами хозяйствования решений.

    В процессе финансового прогнозирования для расчета фи­нансовых показателей используются такие специфические мето­ды, как математическое моделирование, эконометрическое прог­нозирование, экспертные оценки, построение трендов и состав­ление сценариев, стохастические методы.

    Математическое моделирование позволяет учесть множество взаимосвязанных факторов, влияющих на показатели финансо­вого прогноза, выбрать из нескольких вариантов проекта прогно­за наиболее соответствующий принятой концепции производственного, социально-экономического развития и целям финан­совой политики.

    Эконометрическое прогнозирование основано на принципах экономической теории и статистики: расчет показателей прогно­за осуществляется на основе статистических оценочных коэффи­циентов при одной или нескольких экономических переменных, выступающих в качестве прогнозных факторов; позволяет рас­смотреть одновременное изменение нескольких переменных, влияющих на показатели финансового прогноза. Эконометрические модели описывают с определенной степенью вероятности динамику показателей в зависимости от изменения факторов, влияющих на финансовые процессы. При построении эконометрических моделей используется математический аппарат регрессионного анализа, который дает количественные оценки усред­ненных взаимосвязей и пропорций, сложившихся в экономике в течение базисного периода. Для получения наиболее надежных результатов экономико-математические методы дополняются экспертными оценками.

    Метод экспертных оценок предполагает обобщение и матема­тическую обработку оценок специалистов-экспертов по опреде­ленному вопросу. Эффективность этого метода зависит от про­фессионализма и компетентности экспертов. Такое прогнозиро­вание может быть достаточно точным, однако экспертные оценки носят субъективный характер, зависят от «ощущений» эксперта и не всегда поддаются рациональному объяснению.

    Трендовый метод, предполагающий зависимость некоторых групп доходов и расходов лишь от фактора времени, исходит из постоянных темпов изменений (тренд постоянных темпов роста) или постоянных абсолютных изменений (линейный временной тренд). Недостатком данного метода является игнорирование экономических, демографических и других факторов.

    Разработка сценариев не всегда исходит из научности и объек­тивности, в них всегда ощущается влияние политических пред­почтений, предпочтений отдельных должностных лиц, инвесто­ров, собственников, но это позволяет оценить последствия реа­лизации тех или иных политических обещаний.

    Стохастические методы предполагают вероятностный харак­тер как прогноза, так и связи между используемыми данными и прогнозными финансовыми показателями. Вероятность расчета точного финансового прогноза определяется объемом эмпири­ческих данных, используемых при прогнозировании.

    Результатом финансового прогнозирования является состав­ление финансового прогноза, который представляет собой систему научно обоснованных предположений о возможных направлениях бу­дущего развития и состоянии финансовой системы, отдельных ее сфер и субъектов финансовых отношений.

    Финансовое планирование - выбор целей по реальности их достижения с имеющимися финансовыми ресурсами в зависимости от внешних условий и согласование будущих финансовых потоков, выражается в составлении и контроле над выполнением планов формирования доходов и расходов, учитывающих текущее финансовое состояние, выраженные в денежном эквиваленте цели и средства их достижения.

    Цель внутрифирменного финансового планирования - обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств, достижение конкурентоспособности и прибыльности предприятия, а также планирование доходов и расходов предприятия, движения его денежных средств. Исходя из целей, перечисленных выше, внутрифирменное финансовое планирование - это многоплановая работа, состоящая из ряда и взаимосвязанных этапов:

    • - анализа финансовой ситуации и проблем;
    • - прогнозирования будущих финансовых условий;
    • - постановки финансовых задач;
    • - выбора оптимального варианта;
    • - составления финансового плана;
    • - корректировки, увязки и конкретизации финансового плана;
    • - выполнения финансового плана;
    • - анализа и контроля выполнении плана.

    Анализ ситуации и проблем заключается в изучении фактических данных за предыдущий период. Это дает возможность оценить финансовые результаты за прошедшее время и определить проблемы. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли и др.

    Прогнозирование будущих условий необходимо для определения внешней и внутренней среды, в которой будет протекать деятельность предприятия. На основе перспективных расчетов производственной деятельности предприятия, а также маркетинговых прогнозов изучения рынка, спроса и других факторов, прогнозируются будущие возможные финансовые результаты.

    Постановка финансовых задач заключается в определении на планируемый период параметров получения доходов, прибыли, предельных размеров расходов и основных направлений использования средств.

    Выбор оптимального варианта. На основе анализа тенденций и текущего финансового состояния рассматриваются несколько вариантов положений, в которых может оказаться предприятие, и оптимальные варианты развития финансов предприятия.

    Составление финансового плана. Составляется финансовый план предприятия в виде баланса его доходов и расходов.

    Корректировка, увязка и конкретизация финансового плана состоят в состыковке показателей финансового плана с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами в установлении конкретных сроков их достижения. Согласованные показатели финансового плана доводятся до соответствующих подразделении предприятия и конкретных исполнителей.

    Выполнение финансового плана. Это процесс текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, влияющий на его конечные финансовые результаты.

    Анализ и контроль в выполнении плана заключаются в определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с плановыми показателями, выявлении причин и следствий отклонений от плановых показателей, в подготовке мер по устранению негативных явлений.

    Процесс составления финансового плана предприятия заключается в расчете его показателей. Для этого используются различные способы и приемы расчета: расчетно-аналитический, балансовый, нормативный, метод оптимизации плановых решении, экономико-математическое моделирование.

    Выделяют следующие методы финансового планирования и прогнозирования:

    Расчетно-аналитический метод финансового планирования и прогнозирования - один из наиболее используемых в рыночной экономике методов планирования финансовых показателей. Финансовые показатели рассчитываются на основе анализа достигнутых показателей за прошлый период, индексов их развития и экспертных оценок этого развития в плановом периоде. Изучается связь финансовых показателей с производственными, коммерческими и другими показателями. Расчетно-аналитический метод используется в основном при расчете плановых показателей объема выручки, доходов, прибыли, фондов потребления и накопления предприятия.

    Балансовый метод финансового планирования и прогнозирования применяется при планировании распределения полученных финансовых средств. Суть его заключается в построении баланса имеющихся и наличии средств и потребности в их использовании.

    Баланс при этом имеет следующий вид:

    Он - остатки средств на начало года;

    П - поступления средств в планируемом периоде;

    Р - расходы в планируемом периоде;

    Ок - остаток средств на конец планового периода.

    Нормативный метод финансового планирования и прогнозирования используется при наличии установленных норм и нормативов, например, норм амортизационных отчислений, налоговых ставок и тарифов взносов в государственные внебюджетные фонды (пенсионный, медицинского страхования и др.), нормативов потребности в оборотных средствах и др.

    Нормативы, используемые при финансовом планировании, устанавливаются:

    органами власти и управления на федеральном, региональном, местном уровнях (ставки амортизационных отчислений, налогов, взносов во внебюджетные фонды);

    ведомствами (нормы предельных уровней рентабельности, предельных отчислений в резервные фонды и др.);

    предприятиями (нормы потребности в оборотных средствах, кредиторской задолженности, запасов и сырья, отчислений в ремонтный фонд и др.).

    Метод оптимизации плановых решений состоит в разработке ряда вариантов плановых показателей и выборе из них оптимального. В качестве критериев выбора вариантов показателей для последующего включения их в финансовый план могут быть использованы: минимум приведенных затрат, максимум приведенной прибыли, минимум текущих затрат, максимум прибыли на рубль вложенного капитала, минимум времени на оборот капитала, максимум дохода на рубль вложенного капитала и др.

    Экономико-математическое моделирование используется при прогнозировании финансовых показателей на срок не менее чем пять лет. Экономико-математические модели позволяют найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на них. Такие модели строятся на функциональной и корреляционной связи. Применение экономико-математических моделей дает возможность быстро рассчитать несколько вариантов показателей и выбрать наиболее оптимальный из них.

    К объектам финансового планирования относятся:

    • - выручка от реализации продукции, услуг и прибыль;
    • - амортизационные отчисления;
    • - объем оборотных активов и их прирост;
    • - ресурсы в капитальном строительстве;
    • - платежи в бюджет;
    • - взносы во внебюджетные фонды.

    В ходе составления финансового плана предприятия должны решаться следующие задачи:

    • - определение основных финансовых показателей предприятия на плановый период;
    • - увязка финансовых показателей с производственными и коммерческими;
    • - выявление резервов увеличения доходов и прибыли предприятия;
    • - определение путей повышения эффективности использования финансовых ресурсов.

    Финансовые планы предприятия могут быть перспективными, текущими и оперативными.

    Перспективный финансовый план составляется на длительный срок, В нем даются оценки основных финансовых показателей в перспективе.

    Текущий финансовый план составляется на год с поквартальной разбивкой. Этот план обеспечивает увязку производственных и финансовых показателей деятельности организаций.

    Оперативные финансовые планы включают составление платежного, налогового и кассового плана на месячный срок с декадной разбивкой.

    Таким образом, финансовое планирование - это деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися у хозяйствующих субъектов. Пропорциональность - рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и его величиной после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам РФ. Через увеличение или уменьшение этого соотношения государство может стимулировать либо ограничивать их развитие. Финансовое планирование - составная часть планирования экономики.

    Движение финансовых ресурсов отражается в соответствующих финансовых планах, состоящих из доходной и расходной частей. Важную роль в обеспечении пропорциональности и сбалансированности развития экономики играют балансы финансовых ресурсов (финансовые балансы). Финансовый баланс представляет собой свод всех доходов и расходов бюджета и государственных внебюджетных фондов, в него включается также прибыль организаций, остающаяся в их распоряжении, и амортизация. Финансовый баланс построен на основе сопоставления доходов с расходами. Превышение расходов над доходами (доходов над расходами) определяет дефицит (профицит) финансового баланса.

    Финансовый баланс является основным аналитическим инструментом при проектировании бюджета Российской Федерации и прогнозировании источников капитальных вложений, формирующихся на территории субъекта РФ. Он составляется на основе отчетного финансового баланса за предыдущий год, ожидаемых в текущем году итогов и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

    Важнейшей составной частью финансового планирования является бюджетное планирование. В процессе бюджетного планирования определяются направления распределения и перераспределения бюджетных ресурсов в соответствии с целями и задачами, поставленными в Бюджетном послании Президента РФ и конкретизированными в бюджетной политике. Как часть финансового планирования бюджетное планирование является одним из важнейших инструментов регулирования экономики и подчинено требованиям финансовой политики государства.

    Под финансовым прогнозированием понимают предвидение возможного финансового положения государства, обоснование перспективных показателей финансовых планов. Финансовое прогнозирование предшествует финансовому планированию и основано на концепции развития финансовой политики страны на среднесрочный, долгосрочный периоды. Цель финансового прогнозирования - определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования на долгосрочный период. Финансовые прогнозы позволяют наметить и проанализировать разные варианты финансового обеспечения развития страны и ее регионов, формы и методы реализации финансовой политики.

    Финансовое прогнозирование предполагает применение различных методов: построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих экономические процессы; корреляционно-регрессивный анализ; метод непосредственной экспертной оценки.

    Финансовое планирование на предприятии: принципы, содержание, цели, задачи .

    Устойчивая работа предприятий в рыночных условиях невозможна без использования современных методов управления финансами. Одним из основных направлений повышения эффективности финансового менеджмента является совершенствование внутрифирменного финансового планирования и контроля Отечественный и зарубежный практический опыт говорит о том, что проблема совершенствования финансового планирования на микроуровне продолжает оставаться актуальной. Планирование стабилизирует деятельность предприятия в условиях непредсказуемости рыночных отношений.

    Планирование деятельности организации имеет два тесно связанных и взаимообусловленных аспекта:

    • * общеэкономический -- с точки зрения теории фирмы;
    • * управленческий -- как функция менеджмента, которая заключается в умении прогнозировать деятельность компании и использовать этот прогноз в целях ее развития.

    Планирование помогает устранить излишние трансакционные издержки внутри корпорации по торговым сделкам (контрактам), например на поиск покупателей и поставщиков, проведение переговоров о предмете сделки, оплату услуг консультантов и др.

    Планирование дает ответы на вопросы:

    • 1. На каком уровне развития находится предприятие (его экономический потенциал) и каковы результаты его финансово-хозяйственной деятельности.
    • 2. При помощи каких ресурсов, включая и финансовые, могут быть достигнуты цели предприятия?

    На основе системы долгосрочных и оперативных планов осуществляют организацию запланированных работ, мотивацию персонала, контроль результатов и их оценку с помощью плановых показателей. Корпорация не в состоянии полностью устранить предпринимательский риск, но может снизить его негативные последствия с помощью умелого прогнозирования.

    Преимущества планирования следующие:

    • * планирование обеспечивает использование благоприятных возможностей в условиях изменяющейся рыночной конъюнктуры;
    • * в результате планирования проясняются многие возникающие проблемы;» планирование стимулирует управленческую деятельность;
    • * обеспечивается четкая координация действий между структурными подразделениями (филиалами) корпорации;
    • * руководство обеспечивается необходимой информацией;
    • * оптимизируется распределение ресурсов.

    Финансовый план -- это обобщенный плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. Этот план необходим для получения качественного прогноза будущих денежных потоков. Данный плановый документ предполагает составление текущих и капитальных бюджетов, а также прогнозирование финансовых ресурсов на один - три года. В России до недавнего времени такой план составлялся в форме баланса доходов и расходов (на год с поквартальной разбивкой).

    По определению Р. Брейли и С. Майерса, финансовое планирование -- это процесс, включающий:

    • * анализ инвестиционных возможностей и возможностей текущего финансирования, которыми располагает корпорация;
    • * прогнозирование последствий принимаемых решений;
    • * обоснование выбора варианта из ряда возможных решений для включения его в окончательный план;
    • * оценку соответствия достигнутых результатов параметрам, установленным в финансовом плане.

    Отметим также, что в основе прогнозирования -- наиболее вероятные события и результаты. В процессе планирования специалисты должны предусмотреть не только оптимистический, но и пессимистический варианты развития событий. Кроме того, по мнению указанных авторов, финансовое планирование не призвано минимизировать риски. Напротив, это процесс включает и планирование рисков: какие риски следует принять, а какие отвергнуть.

    Ф. Ли Ченг и Д.И. Финнерти финансовое планирование понимают как процесс анализа дивидендной, финансовой и инвестиционной политики, прогнозирования их результатов, воздействия этих результатов на экономическое окружение корпорации и принятия решений о допустимом уровне риска и выборе проектов.

    Модели финансового планирования предназначены для уточняющего прогнозирования путем определения взаимосвязи решений о дивидендах, инвестициях, источниках и методах финансирования корпорации.

    Главной целью финансового планирования является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины денежных потоков за счет собственных, заемных и привлеченных с фондового рынка источников финансирования.

    Данная цель подразумевает:

    обеспечение производственного, научно-технического и социального развития корпорации прежде всего за счет собственных средств;

    увеличение прибыли преимущественно за счет роста объема продаж и снижения издержек производства и обращения;

    обеспечение финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности баланса корпорации, особенно в период реализации крупномасштабных инвестиционных проектов.

    Задачи финансового планирования заключаются в:

    • * использовании экономической, правовой, учетной и рыночной информации, а также сведений о финансовой и инвестиционной политике компании;
    • * анализе и оценке взаимосвязи решений о дивидендах, финансировании и инвестициях;
    • * прогнозировании последствий управленческих решений, с целью избежать влияния негативных событий и четко представлять взаимосвязь оперативных и долгосрочных решений;
    • * выборе решений, которые выполнимы в рамках принятых финансового и инвестиционного планов;
    • * сравнительной оценке результатов реализации выбранных решений и целей, установленных финансовым планом.

    Финансовое прогнозирование: сущность, элементы цикла прогнозирования, методы его осуществления

    Прогнозирование представляет собой выработку на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Оно может осуществляться как на основе экстраполяции прошлого в будущее с учетом экспертной оценки тенденций изменений, так и на основе прямого предвидения изменений.

    Прогнозирование не сводится к некоему техническому упражнению, но это и не "вольная фантазия ума". Прагматическая сторона процесса прогнозирования - умение соизмерять уровень неопределенности с имеющимися ресурсами для ее преодоления.

    Прогнозирование не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Данный процесс заключается в разработке полного набора альтернативных финансовых показателей и параметров, позволяющих определить варианты развития финансового состояния объекта управления на основе наметившихся тенденций.

    Прогнозирование имеет специфические методологические основы, отличные от методологии планирования. Состав показателей прогноза может значительно отличаться от состава показателей будущего плана. В чем-то прогноз может оказаться менее подробным, чем расчеты плановых заданий, а в чем он будет более детально проработан.

    Рис. 1

    К методам прогнозирования относятся: методы экономической статистики, математико-статистические методы изучения связей, методы экономической кибернетики и оптимального программирования, эконометрические методы, методы исследования операций и теории принятия решений и др.

    Бюджетирование на предприятии. Цели, виды, формат основных бюджетов .

    Бюджетирование -- это процесс разработки плановых бюджетов (смет), объединяющих планы руководства предприятий (корпораций), и в первую очередь производственные и маркетинговые планы.

    Е.С. Стоянова определяет процесс бюджетирования как «составную часть финансового планирования, т. е. процесса определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов».

    Цель бюджетирования -- обеспечение производственно-коммерческого процесса необходимыми денежными ресурсами как в общем объеме, так и по структурным подразделениям.

    Для достижения этой главной цели должны быть решены основные задачи бюджетирования:

    • · установление объектов бюджетирования;
    • · разработка системы бюджетов -- операционных и финансовых;
    • · расчет соответствующих показателей бюджетов;
    • · вычисление необходимого объема денежных ресурсов, обеспечивающих финансовую устойчивость, платежеспособность и ликвидность баланса предприятия;
    • · расчет величины внутреннего и внешнего финансирования; выявление резервов дополнительного привлечения средств;
    • · прогноз доходов и расходов, а также капитала предприятия на предстоящий период (квартал, год).

    В общей системе бюджетов выделяют основной (консолидированный) и локальные бюджеты.

    Основной бюджет -- это финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей.

    Локальные бюджеты служат исходной информационной базой для составления основного бюджета. Главной причиной, по которой предприятия теряют значительную часть своих доходов, не составляя основной бюджет, является отсутствие достоверных сведений о своих покупателях и рынке сбыта. В результате возникают трудности в прогнозировании реального объема продаж продукции (работ, услуг). С позиции оптимизации доходов значение имеет не только правильное составление основного бюджета на предстоящий год, но и систематический контроль его выполнения, что помогает минимизировать непредвиденные финансовые потери.

    Процесс бюджетирования имеет непрерывный или скользящий характер. Исходя из плановых финансовых показателей, установленных на год, в процессе текущего финансового планирования (до наступления планового периода) разрабатывается система квартальных бюджетов. В рамках квартальных бюджетов составляют месячные бюджеты. Скользящее бюджетирование гарантирует непрерывность системы оперативного планирования финансовой деятельности предприятия.

    Для совершенствования финансового менеджмента на предприятиях России необходимо внедрение системы финансового управления и бюджетирования.

    Финансовое управление -- процесс упорядоченных действий по формированию рациональной структуры управления и контроля . Процесс финансового управления предполагает создание единого информационного поля и постановку системы планирования, учета, анализа и контроля над движением денежных средств. Цель создания подобной технологии -- рост доходности и стоимости (цены) предприятия. Внедрение бюджетного управления предполагает:

    • · подготовку организационной структуры (Положение об оргструктуре и должностных обязанностях специалистов, штатное расписание);
    • · формирование финансовой структуры предприятия (Положение о финансовой структуре и о центрах финансового учета);
    • · внедрение технологии учета -- бухгалтерского, налогового и управленческого;
    • · разработку Положения о бюджетировании (Бюджетный стандарт предприятия);
    • · определение центров финансового учета (производственных, сбытовых, снабженческих и других подразделений);
    • · составление операционных и финансовых бюджетов по предприятию в целом и в разрезе центров финансового учета.

    Основная идея системы бюджетирования состоит в том, что ведущие параметры экономической деятельности предприятия учитываются на уровне его отдельных структурных подразделений в разрезе видов доходов и расходов. Для этого создают соответствующие центры ответственности: доходов, расходов, прибыли и инвестиций.

    Центр ответственности -- это набор статей бюджета предприятия (объединенных по общему признаку), за планирование и выполнение которых несет ответственность один из менеджеров предприятия или руководитель структурного подразделения (филиала). В рамках процесса бюджетирования руководитель центра ответственности отвечает за:

    • * организацию планирования и нормирования вверенных ему статей доходов и расходов;
    • * правильность планирования соответствующих статей бюджета;
    • * контроль выполнения статей бюджета;
    • * принятие решений по устранению отклонений плановых статей бюджета от фактических параметров (если такое отклонение превышает 5%).

    На практике центры ответственности создают в форме центров финансового учета (ЦФУ).

    В основу такого разделения положен критерий «стратегии бизнеса», т. е. возможность выделения из общей стратегии компании основных направлений, каждое из которых закрепляют за отдельной бизнес-единицей. Бизнес-единица отвечает за успешную реализацию одного из направлений. Важную роль при формировании центров финансового учета играет организация управленческого учета доходов и расходов в каждой бизнес-единице, что позволяет построить учетную политику так, чтобы можно было определить конечный финансовый результат.

    Бюджетирование предоставляет руководству предприятия следующие преимущества:

    • · служит инструментом планирования и контроля;
    • · повышает эффективность принятия управленческих решений;
    • · позволяет четко распределить ответственность и полномочия руководителей подразделений и специалистов;
    • · повышает объективность оценки деятельности структурных подразделений и филиалов.

    Бюджеты подразделяются на операционные и финансовые.

    В состав операционных бюджетов включают:

    • § бюджет продаж;
    • § бюджет производства;
    • § бюджет производственных запасов;
    • § бюджет затрат на материалы и энергию;
    • § бюджет расходов на оплату труда;
    • § бюджет амортизационных отчислений;
    • § бюджет общепроизводственных расходов;
    • § бюджет коммерческих расходов;
    • § бюджет управленческих расходов;
    • § бюджет доходов и расходов (прогноз отчета о прибылях и убытках).
    • § Финансовые бюджеты:
    • § бюджет движения денежных средств;
    • § бюджет по балансовому листу (прогнозного баланса активов и пассивов);
    • § бюджет формирования оборотных активов и источников их финансирования;
    • § капитальный (инвестиционный) бюджет.

    Бюджеты могут классифицироваться также по следующим признакам:

    • * по периодичности составления -- периодический и постоянный (стабильный);
    • * по способу расчета показателей -- базирующийся на данных истекших периодов и разрабатываемый "с нуля";
    • * по учету влияния изменений -- фиксируемый, изменяемый и многовариантный.

    В состав консолидированного (сводного) бюджета предприятия включают:

    • · исходные прогнозные данные (объемы производства и реализации, капиталовложений и др.);
    • · сводный бюджет по доходам и расходам. Бюджет расходов включает локальные бюджеты производственных, коммерческих, управленческих, а также общих затрат по корпорации в целом (полную себестоимость продукции, работ, услуг);
    • · прогноз отчета о прибылях и убытках (форма № 2);
    • · прогноз отчета о движении денежных средств (форма № 4);
    • · прогноз баланса активов и пассивов (по укрупненной номенклатуре статей -- форма № 1).

    Доходный раздел консолидированного бюджета прогнозируют на основе плана продаж (реализации) продукции и плана денежных поступлений из прочих источников. Кроме того, необходимо учесть входные остатки денежных средств на балансовых счетах корпорации: касса (50), расчетные счета (51), валютные счета (52), специальные счета в банках (55), переводы в пути (57).

    Расходный раздел консолидированного бюджета рассчитывают на основе:

    • · бюджета материальных затрат в расчете на производственную программу;
    • · бюджета расходов на электроэнергию;
    • · бюджета фонда оплаты труда;
    • · плана-графика налоговых выплат;
    • · плана-графика взносов в государственные социальные внебюджетные фонды;
    • · плана-графика погашения кредитов;
    • · бюджета прочих расходов.

    На практике нередки случаи задержки платежей за отгруженную продукцию либо взаимозачета встречных платежей. В такой ситуации фактическую доходную часть консолидированного бюджета понижают. Поэтому для ликвидации дефицита следует оперативно пересматривать (корректировать) его доходные и расходные статьи. Корректировка бюджета находится в компетенции руководства предприятия.

    Организация бюджетирования на предприятии

    Многие предприятия составляют бюджеты по центрам финансового учета -- центрам прибыли, затрат и профит-центрам.

    Центр финансового учета (ЦФУ) -- структурное подразделение, осуществляющее ряд основных и вспомогательных видов деятельности и способное оказать воздействие на доходы или расходы от данной деятельности. В состав ЦФУ включают:

    • 1. профит-центр, деятельность которого связана с подразделениями, генерирующими прибыль (например, цех с законченным циклом производства продукта, транспортный цех и т. д.);
    • 2. центр затрат, деятельность которого связана со структурными подразделениями, не приносящими прибыль (например, отделы снабжения и комплектации, вспомогательные и обслуживающие хозяйства);
    • 3. венчур-центр, деятельность которого связана с подразделениями, от которых ожидают прибыль в будущем.

    Возможна и другая классификация ЦФУ исходя из специфики хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

    Для разработки бюджетов используют следующую информацию:

    • - прогнозные данные о выручке от продажи продукции (работ, услуг);
    • - данные по переменным производственным издержкам в разрезе каждой товарной группы;
    • - обобщенные данные по постоянным издержкам с распределением их по отдельным видам, что позволяет обоснованно оценить рентабельность отдельных изделий;
    • - прогнозные данные об удельном весе бартерного обмена, взаимозачетов в общем объеме выручки от реализации продукции;
    • - прогнозы, касающиеся налоговых платежей, взносов в государственные внебюджетные фонды, банковских кредитов и возможностей их погашения;
    • - данные о производственном потенциале предприятия (состав и структура основных средств, уровень их физического износа, коэффициенты выбытия и обновления, фондоотдачи и рентабельности);
    • - прогноз объема капиталовложений и источников их финансирования;
    • - прогноз состава и структуры оборотных активов, величины их прироста и источников финансирования, показателей оборачиваемости и доходности оборотных активов и др.

    Первоочередные действия для перехода к бюджетному управлению:

    • · Анализ экономического потенциала (ресурсного и финансового).
    • · Внедрение управленческого учета и отчетности.
    • · Учет персонала.
    • · Построение системы финансового управления, т. е. выделение центров финансового учета.
    • · Подготовка операционных и финансовых бюджетов и соответствующей отчетности для контроля их исполнения.

    Управление бюджетированием начинают с назначения директора по бюджету. Директором по бюджету обычно назначают финансового директора (вице-президента по экономике и финансам в акционерном обществе). Он выступает в качестве штатного эксперта и координирует деятельность отделов и служб предприятия. Директор по бюджету руководит работой бюджетного комитета, состоящего из специалистов верхнего звена управления предприятием. Комитет по бюджету -- постоянно действующий орган, который занимается проверкой стратегических и финансовых планов, дает рекомендации и разрешает спорные вопросы, возникающие в процессе разработки и утверждения бюджетов. В западных корпорациях подобное структурное подразделение называют «группа стратегического планирования» или «группа финансового анализа и планирования».

    1. Сущность финансового планирования и прогнозирования.

    2. Система финансовых планов.

    Сущность и содержание финансового планирования и прогнозирования

    Планирование и прогнозирование - важнейшие элементы сознательного управления экономическими и социальными процессами. Планирование и прогнозирование позволяет предусмотреть ход развития отдельных отраслей, звеньев хозяйства и народного хозяйства в целом, предопределить рациональные пропорции в развитии экономики, изменение темпов роста отдельных отраслей.

    Финансовое планирование является составной частью экономического и социального планирования. Это обусловлено особенностями, товарного производства предполагающего движение валового внутреннего продукта в натурально-вещественной и стоимостной форме. Денежные средства имеют относительную самостоятельность с движением материально-вещественных элементов воспроизводства.

    Прогнозирование должно предшествовать планированию. Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Поскольку прогнозирование - система научно-обоснованных представлений о возможностях состояния объекта в будущем и альтернативах его развития то прогнозы, как правило, носят вероятностный характер, дают оценку нескольких вариантов развития. Многовариантные расчеты, использование ЭВМ уменьшают ошибки прогнозов. Если планирование, которое выступает, как средство реализации прогнозов не подтверждает выводов прогнозирования, то осуществляется корректировка прогнозов.

    План - документ, в котором отражаются цели, приоритеты, ресурсы и источники их обеспечения. Планирование - разработка планов. Отличие планирования от прогнозирования заключается в конкретности показателей, их определенности по времени и количеству.

    Финансовое планирование - научный процесс обоснования на определенный период порядка и сроков движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений. Объектом финансового планирования выступает финансовая деятельность государства или хозяйствующего субъекта.

    Успешное функционирование финансов и активное влияние на общественные процессы во многом зависит от предварительного моделирования движения финансовых ресурсов, формирования, распределения и использования фондов денежных средств на всех уровнях хозяйствования. Это предполагает создание системы взаимосвязанных заданий, показателей, определение оптимальных форм мобилизации денежных поступлений, что осуществляется в результате финансового планирования и прогнозирования.

    Объектом финансового планирования является финансовая деятельность государства, хозяйствующего субъекта или отдельные финансовые операции.

    В тоже время финансовое планирование выступает как субъективная деятельность государства, субъектов хозяйствования по обоснованию эффективности принимаемых экономических и социальных решений с учетом их обеспеченности источниками финансирования. Финансовое планирование как субъективная деятельность людей, только тогда дает положительные результаты, когда базируется на познании объективных экономических закономерностей развития общества, тенденциях движения финансовых ресурсов, их источников, результативности ранее проводимых финансовых мероприятий.

    Возникновение финансового планирования связано с определенным уровнем развития производительных сил, товарно-денежных отношений, усилением роли государства в общественном воспроизводстве и регулировании экономики.

    В России первые сведения об общей смете доходов и расходов государства относятся к 1654г. Но систематическое составление бюджета начато осуществляться лишь с 1812г. после образования Министерства финансов. В конце XVII- начале XIX столетия большинство стран составили план своего государства - государственный бюджет. В XX веке возникли другие формы финансового планирования охватывающего не только общегосударственные ресурсы, но и финансы отраслей, ведомств, хозяйствующих субъектов.

    Широкое распространение финансовое планирование получило в СССР в условиях социалистической системы хозяйствования, где финансовые планы начали составляться с 1918г. В Республике Беларусь в связи с военными действиями первый финансовый план - бюджет был разработан лишь в 1921г. Этот финансовый план отличался значительным дефицитом, фактически 92% всех его расходов.

    В большинстве развитых стран осуществляется финансовое планирование, разрабатывается бюджет, другие финансовые планы на уровне государства. Финансовое прогнозирование и планирование становится важным элементом государственного регулирования.

    В условиях рынкам возрастает значение финансового планирования на микроуровне, поскольку от финансового положения хозяйствующего субъекта зависит и его нормальное функционирование, и само существование субъекта. С помощью финансового планирования прогнозируются доходы и их рациональное распределение, конечные результаты. Для этого обосновываются финансовые задания, показатели, характеризующие движение финансовых ресурсов на разных стадиях кругооборота.

    Советский опыт организации финансового планирования подтверждает его большое значение в регулировании общественными процессами. Финансовое планирование используется как экономический рычаг административно-командной системы для укрепления господствующей роли государства в экономике, централизации в его руках значительной доли материальных и финансовых ресурсов. Планирование носило директивный, перераспределительный характер во многих случаях финансовые задания мало зависит от финансовых возможностей объектов хозяйствования, регионов от результатов их деятельности, собственных доходов.

    На всех уровнях хозяйствования планирования осуществлялось от уровня достигнутых показателей прошлого периода, скорректированных на предполагаемые изменения. В условиях перехода к рынку повышается роль индикативного планирования, возрастает значение внутрифирменного планирования.

    Финансовое планирование обладает общими признаками, которые позволяют выделить его из единой системы государственного планирования. К этим признакам можно отнести особые объекты, сферы планирования, цель и характер планирования, форму основных показателей.

    1. Объектом финансового планирования всегда выступает финансовая деятельность на всех уровнях управления.

    2. Сфера действия финансового планирования охватывает в основном перераспределительные процессы, осуществляемые посредством финансов при образовании, распределении и использовании фондов денежных средств.

    3. Финансовое планирование охватывает стоимостную сторону воспроизводственного процесса. Целью финансового планирования является обоснование финансовых возможностей обеспечения намеченных проектов и их эффективности.

    4. Все финансовые показатели рассчитываются в стоимостной форме. Они базируются на производственных показателях. В процессе финансового планирования осуществляется не просто перерасчет натуральных данных в стоимостные, а определяется эффективность намечаемых затрат, выбор наиболее оптимальных путей мобилизации доходов, их распределения исходя из конечных результатов.

    Организация финансового планирования, отвечающая объективным требованиям, предполагает осуществление его на определенных принципах. Принципы, как основные положения данной стадии управления остаются неизменными для всех фаз, меняется лишь механизм и методы их реализации. В зависимости от подходов к определению принципов существуют различные определения принципов финансового планирования. В современной экономической литературе выделяются следующие принципы, на которых базируется методология финансирования. К ним относятся: принцип объективной необходимости, принцип научности, принцип эффективности, принцип комплексности и единства цен.

    Принцип объективной необходимости финансового планирования означает, что данный процесс необходим на всех уровнях финансовой деятельности, как важнейший инструмент и способ определения финансовых возможностей; прогнозирования рациональных стоимостных пропорций по движению денежных ресурсов для эффективного выполнения намеченных программ.

    Принцип научности финансового планирования понятие, означающее использование научно-обоснованных методов расчета показателей, а также применение научно-обоснованных нормативов и норм; обоснование плановых заданий с учетом общественных и научных потребностей; учет закономерностей развития общества, тенденций в движении денежных средств; объективную оценку сложившуюся экономической и социальной ситуации; выбор оптимальных решений с учетом долгосрочной выгоды; достижение максимальных доходов при минимальных затратах.

    Принцип эффективности, отражающий качественную сторону данного процесса и ориентирующий его на получение положительных финансовых результатов по отдельным операциям от деятельности каждого хозяйствующего субъекта, на достижение экономического или социального эффекта.

    Принцип комплексности и единства цен предполагает согласование производственных и финансовых заданий, движения материальных и финансовых ресурсов, планов на разных уровнях управления. При этом требуется сочетание общегосударственных, коллективных и научных экономических интересов участников воспроизводства. Только при соблюдении этого принципа в сочетание с другими возможно определение эффективной, разумной финансовой политики государства и каждого самостоятельного субъекта.

    Воздействие финансового планирования на повышение эффективности общественного производства в целом отдельного хозяйствующего субъекта во многом зависит от методов финансового планирования. Методы финансового планирования - это приемы расчета показателей.

    В практике финансового планирования применяются методы: метод экономического анализа, финансовых расчетов, нормативный метод, экономико-математическое моделирование, балансовый метод.

    Экономический анализ движения финансовых ресурсов за истекший период, который проводится во взаимосвязи с производственными заданиями, позволяет выявить тенденцию развития и причины отклонений полученных показателей от планов-проектов. Экономический анализ позволяет дать оценку исходного уровня доходов, расходов, резервов, результативности действующих финансовых отношений.

    Способ финансовых расчетов, исходя из достижений прошлых лет, широко применялся в СССР. Базируясь на данных прошлых лет, с помощью коэффициентов уточнялись задания истекшего года и определялись расходы, доходы, прибыль и другие показатели нового периода. Такой порядок не стимулировал выявление внутрихозяйственных резервов, режима экономии не учитывал в должной мере прогрессивных изменений в производстве, его организации, движении денежных средств и другое.

    Нормативный метод повышает реальность финансовых расчетов. Для этого требуются научно-обоснованные нормы и нормативы. Нормативы (ставки налоговых и других платежей в бюджет, внебюджетные фонды и другие финансовые институты) должны быть стабильны на ряд лет. Это позволяет государству и отдельным товаропроизводителям реально оценивать свои финансовые возможности на перспективу. Нормативы не остаются неизменными при изменении условий хозяйствования, они периодически пересматриваются.

    Экономико-математическое моделирование в планировании финансовых показателей позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, которые влияют на величину этого показателя. Как правило, с помощью моделирования разрабатываются несколько вариантов плана, и выбирается лучший.

    Основным способом согласования разделов финансовых планов является балансовый метод. Он заключается в том, что путем построения баланса достигается увязка имеющихся финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод позволяет осуществлять взаимную увязку расходов с источниками их покрытия, согласовать стоимостные и натуральные пропорции и разные показатели, предупредить возможные диспропорции между расходами и поступлениями денежных средств в определенные отрезки времени.

    Реальность и обоснованность финансовых заданий, отдельных показателей находит конкретное выражение в составлении и исполнении финансовых планов.

    Глотова Ирина Ивановна,научный руководитель, канд. экономических наук, доцент, ФГБОУ ВПО СтГАУ, г.Ставрополь

    Биджев Казбек Султанович,студент 3 курса, учетнофинансового факультета ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», г. Ставрополь[email protected]

    Финансовое планирование и прогнозирование

    Аннотация.Центральным звеном организации любого дела является планирование. Оно позволяет выбрать самый рациональный и эффективный способ достижения целей. Проработанный и согласованный план это средство, с помощью которого можно контролировать, производить и управлять бизнесом. Планирование не дает полной гарантии успеха, но планирование позволяет подготовиться к различного рода неожиданностям.Ключевые слова:Финансы, планирование, прогнозирование, стратегия, капитал, бизнес.

    Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельноcти сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения. Становление рынка и предпринимательства в России предполагает не только разгосударствление экономики, приватизацию предприятий, их демонополизацию для создания свободного экономического сектора, развитие конкуренции, либерализацию цен и внешнеэкономических связей предприятий, но и финансовое оздоровление народного хозяйства, создание адекватной системы финансовых отношений.Финансы предприятий, будучи частью общей системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.Финансовое планирование тесно связано с планированием производственнохозяйственной деятельности. При административнокомандной экономике составление финансового плана заключалось в механическом пересчете показателей производственного плана в финансовые показатели. Никакой самостоятельности у предприятий не было: все нормы спускались "сверху". Но сейчас, с развитием рыночных отношений финансы стали основным видом ресурсов, именно их ограниченность начинает лимитировать производство. В связи с этим в значительной степени возрастает роль финансового планирования, изменяется его содержание как на предприятиях, так и в рамках всей финансовой системы страны.Финансовый план систематически обновляется. В него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, на рынке, где действует фирма, так и в экономике в целом. Грамотно составленный план увеличивает шансы любой компании на успех.Важными направлениями работы финансового менеджера являются финансовое планирование и прогнозирование. План и прогноз -понятия не тождественные, каждый из них как инструмент управления выполняетсвою роль.В широком смысле слова финансовое прогнозирование заключается в изучении возможного финансового положения предприятия в будущем, разработке основных направлений стратегии в области финансов для обеспечения необходимой устойчивости предприятия при финансировании определенных расходов. Такой прогноз имеет значение прежде всего для самого предприятия, поскольку постоянными задачами при продолжающейся деятельности остается привлечение капитала и предупреждение банкротства. В условиях цивилизованного рынка конкуренция побуждает увеличивать объем продаж, снижать издержки, обеспечивать качество продукции, диверсифицировать производственную деятельность, что требует постоянного притока капитала и финансовой устойчивости.Наряду с этим понятие прогноза употребляется применительно к расчетам, необходимым для составления финансовых планов, например, прогноз объема реализации продукции, прогноз величины затрат и т.п. Это придает расчетам определенную гибкость, позволяет вносить коррективы в зависимости от изменившихся обстоятельств.Прогноз перспектив финансового состояния предприятия имеет значение и для внешних пользователей экономической информации. В их число входят банки, которые в процессе кредитования обеспечивают финансовыми ресурсами предприятие –ссудозаемщика, заинтересованы в своевременном погашении кредита, имеют доступ к текущей финансовой отчетности клиентов и возможности для анализа и прогнозирования. По опыту западных стран можно сказать, что в банках проводится значительная работа по прогнозированию банкротства предприятий.

    В широком смысле план это система целевых показателей развития и функционирования объекта, включая этапы, способы достижения и распределение ресурсов, а

    прогноз это предсказание о развитии и исходе событий или явлений на основе имеющихся данных.Менеджмент предприятия может планировать только те параметры и показатели, которые от него зависят и которыми он может управлять: как правило, большую часть расходов и меньшую часть доходов.

    Все, что касается развития и подвержено риску, является прогнозированием, то есть инструментом научного предвидения и вариантного анализа. К зоне развития и зоне риска относится большая часть доходов предприятия, его зависимость от баланса спроса и предложения, от действий конкурентов, экономического развития региона, влияния государства и многих других факторов.В классической технологии финансового планирования в качестве базы для планирования будущей деятельности предприятия используется плановый объем продаж, а затем под него составляются остальные параметры. Это означает, что сам способ планирования изначально предполагает высокий риск исполнения всех планов и бюджетов предприятия. Нереализованные планы приводят к потерям и убыткам, а приобретенные активы становятся бременем для предприятия. Знание и использование методов прогнозирования и учет всех существенных факторов позволяет сделать планы более точными и снизить риски.Жизнедеятельность фирмы невозможна без планирования, "слепое" стремление к получению прибыли приведет к быстрому краху. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное и краткосрочное планирование, которые рассчитаны на меньшийсрок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику. Основой планирования является план сбыта, так как производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объемпроизводства, который,в свою очередь, определяет планирование всех видов ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов. комплексные программы, которые представляют собой систему научноисследовательских, организационнохозяйственных и других мероприятий, направленных на достижение поставленных целей, сбалансированных по ресурсам и исполнителям.Каждая страна, с учетом специфики национальной экономики, использует определенные подходы в прогнозировании и планировании экономических и социально значимых процессов, постоянно совершенствуя эти модели, применительно к изменяющимся условиям как внутри страны, так и на мировой экономической авансцене.Эффективность финансового планирования и прогнозирования, успех решения стоящих перед ними задач в определяющей степени зависят от комплексного взаимосвязанного использования всей системы финансовых планов, совершенствования методики их разработки, объективности и полноты информационной базы, уровня экономического анализа и оценки намечающихся тенденций, обоснованности их факторов.Таким образом, можно отметить, что вусловиях рыночной экономики существенно повышается значимость и актуальность финансового планирования. Очевидно, что от должной организации финансового планирования коренным образом зависит благополучие не только одного предприятия, но и всей страны в целом. Наиболее объективное и точное финансовое прогнозирование является залогом успеха внедрения и выполнения принятых методик и управленческих решений. Бизнес не можетрассчитывать на процветание, не разрабатывая финансовых планов и не контролируя их выполнение. Поэтому в развитых странах планирование –один из важнейших инструментов регулирования хозяйства.

    Ссылки на источники1. Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб.пособие.–М.: Издательский Дом “Дашков и К”, 2012. –308 с.2. Ковалев В.В. Финансовый анализ. М.: "Финансы и статистика", 2011. –345 с.3. Володин А. А. Управление финансами предприятий: учеб. пособие, 2011. 128 с.4. Савкина. Р.В. Планирование на предприятии. –М.: Дашков и К, 2013.