Горение твердого топлива: особенности и характеристика основных видов. Особенности сжигания твердого топлива

Cтраница 1


Процесс горения твердого топлива также состоит из ряда последовательных этапов. В первую очередь происходят смесеобразование и тепловая подготовка топлива, включающая подсушку и выделение летучих. Получающиеся при этом горючие газы и коксовый остаток при наличии окислителя далее сгорают с образованием дымовых газов и твердого негорючего остатка - золы. Наиболее длительным оказывается этап сгорания кокса - углерода, который является основной горючей составляющей любого твердого топлива. Поэтому механизм горения твердого топлива в значительной степени определяется горением углерода.  

Процесс горения твердого топлива условно можно разделить на следующие стадии: подогрев и испарение влаги, возгонка летучих и образование кокса, горение летучих веществ и кокса, образование шлака. При сжигании жидкого топлива кокс и шлак не образуются, при сжигании газообразного топлива имеются лишь две стадии - подогрев и горение.  

Процесс горения твердого топлива может быть разделен на два периода: период подготовки топлива к горению и период горения.  

Процесс горения твердого топлива можно условно разделить на несколько стадий: подогрев и испарение влаги, возгонка летучих и образование кокса, горение летучих, горение кокса.  

Процесс горения твердого топлива в потоке при повышенных давлениях приводит к уменьшению габаритов топочных камер и к значительному увеличению теплонапряжений. Топки, работающие при повышенном давлении, широкого распространения не получили.  

Процесс горения твердого топлива теоретически исследован недостаточно. Первая стадия процесса горения, приводящая к образованию промежуточного соединения, определяется протеканием процесса диссоциации окислителя, находящегося в адсорбированном состоянии. Далее идет образование углерод-кислородного комплекса и диссоциация молекулярного кислорода до атомарного состояния. Механизмы гетерогенного катализа применительно к реакциям окисления углеродсодержащих веществ основываются также на диссоциации окислителя.  

Процесс горения твердого топлива можно условно разделить на три стадии, последовательно накладывающиеся друг на друга.  

Процесс горения твердого топлива может рассматриваться как двухстадийный с нерезко очерченными границами между двумя стадиями: первичной неполной газификации в гетерогенном процессе, скорость которого зависит главным образом от скорости и условий подвода воздуха, и вторичной - сгорания выделившегося газа в гомогенном процессе, скорость которого зависит главным образом от кинетики химических реакций. Чем больше в топливе летучих, тем в большей степени скорость сгорания его зависит от скорости протекающих химических реакций.  

Интенсификация процесса горения твердого топлива и значительное повышение степени улавливания золы достигаются в циклонных топках. С, при которой зола плавится и жидкий шлак удаляется через летки в нижней части топочного устройства.  

Основу процесса горения твердого топлива составляет окисление углерода, являющегося главным компонентом его горючей массы.  

Для процесса горения твердого топлива безусловный интерес представляют реакции горения окиси углерода и водорода. Для твердых топлив, богатых летучими веществами, в ряде процессов и технологических схем необходимо знать характеристики горения углеводородных газов. Механизм и кинетика гомогенных реакций горения рассмотрены в гл. Кроме указанных выше вторичных реакций, перечень их следует продолжить гетерогенными реакциями разложения углекислоты и водяного пара, реакцией конверсии окиси углерода водяным паром и семейством реакций метанообразования, которые с заметными скоростями протекают при газификации под высоким давлением.  

Горение твердого топлива, неподвижно лежащего на колосниковой решетке, при верхней загрузке топлива показана на рис. 6.2.

В верхней части слоя после загрузки находится свежее топливо. Под ним располагается горящий кокс, а непосредственно над решеткой - шлак. Указанные зоны слоя частично перекрывают друг друга. По мере выгорания топливо постепенно проходит все зоны. В первый период после поступления свежего топлива на горящий кокс происходит его тепловая подготовка (прогрев, испарение влаги, выделение летучих), на что затрачивается часть выделяющейся в слое теплоты. На рис. 6.2 показано примерное горение твердого топлива и распределение температуры по высоте слоя топлива. Область наиболее высокой температуры располагается в зоне горения кокса, где выделяется основное количество теплоты.

Образующийся при горении топлива шлак капельками стекает с раскаленных кусочков кокса навстречу воздуху. Постепенно шлак охлаждается и уже в твердом состоянии достигает колосниковой решетки, откуда он удаляется. Шлак, лежащий на решетке, защищает ее от перегрева, подогревает и равномерно распределяет воздух по слою. Воздух, проходящий через решетку и поступающий в слой топлива, называют первичным. Если первичного воздуха для полного горения топлива не хватает и над слоем имеются продукты неполного горения, то дополнительно подают воздух в надслойное пространство. Такой воздух называют вторичным.

При верхней подаче топлива на решетку осуществляются нижнее воспламенение топлива и встречное движение газовоздушного и топливного потоков. При этом обеспечиваются эффективное зажигание топлива и благоприятные гидродинамические условия его горения. Первичные химические реакции между топливом и окислителем происходят в зоне раскаленного кокса. Характер газообразования в слое горящего топлива показан на рис. 6.3.

В начале слоя, в кислородной зоне (К),в которой происходит интенсивное расходование кислорода, одновременно образуется оксид и диоксид углерода СО 2 и СО. К концу кислородной зоны концентрация О 2 снижается до 1- 2 %, а концентрация СО 2 достигает своего максимума. Температура слоя в кислородной зоне резко возрастает, имея максимум там, где устанавливается наибольшая концентрация СО 2 .

В восстановительной зоне (В) кислород практически отсутствует. Диоксид углерода взаимодействует с раскаленным углеродом с образованием оксида углерода:

По высоте восстановительной зоны содержание СО 2 в газе уменьшается, а СО - соответственно увеличивается. Реакция взаимодействия диоксида углерода с углеродом эндотермическая, поэтому температура по высоте восстановительной зоны падает. При наличии в газах водяных паров в восстановительной зоне возможна также эндотермическая реакция разложения Н 2 О.

Соотношение количеств получающихся в начальном участке кислородной зоны СО и СО 2 зависит от температуры и изменяется согласно выражению

где Е со и E СO2 - энергии активации образования соответственно СО и СО 2 ; А - численный коэффициент; R - универсальная газовая постоянная; Т - абсолютная температура.
Температура слоя в свою очередь зависит от концентрации окислителя, а также от степени подогрева воздуха.В восстановительной зоне горение твердого топлива и температурный фактор также имеет решающее влияние на соотношение между СО и СО 2 . С повышением температуры реакции СО 2 +С=Р 2 СО смещается вправо и содержание оксида углерода в газах повышается.
Толщины кислородной и восстановительной зон зависят в основном от типа и размера кусков горящего топлива и температурного режима. С увеличением крупности топлива толщина зон увеличивается. Установлено, что толщина кислородной зоны составляет примерно три-четыре диаметра горящих частиц. Восстановительная зона толще кислородной в 4-6 раз.

Увеличение интенсивности дутья на толщину зон практически не влияет. Это объясняется тем, что скорость химической реакции в слое значительно выше скорости смесеобразования и весь поступающий кислород мгновенно реагирует с первыми же рядами частиц раскаленного топлива. Наличие кислородной и восстановительной зон в слое характерно для горения как углерода, так и натуральных топлив (рис. 6.3). С увеличением реакционной способности топлива, а также при уменьшении его зольности толщина зон сокращается.

Характер газообразования в слое топлива показывает, что в зависимости от организации горения на выходе из слоя могут быть получены или практически инертные или горючие и инертные газы. Если целью является максимальное превращение теплоты топлива в физическую теплоту газов, то процесс следует проводить в тонком слое топлива с избытком окислителя. Если же задачей является получение горючих газов (газификация), то процесс проводят с развитым по высоте слоем при недостатке окислителя.

Сжигание топлива в топке котла соответствует первому случаю. И горение твердого топлива организуют в тонком слое, обеспечивающем максимальное течение окислительных реакций. Так как толщина кислородной зоны зависит от крупности топлива, то чем больше размер кусков, тем более толстым должен быть слой. Так, при сжигании в слое мелочи бурых и каменных углей (крупностью до 20 мм) толщину слоя поддерживают около 50 мм. При тех же углях, но кусками размером более 30 мм толщину слоя увеличивают до 200мм. Необходимая толщина слоя топлива зависит также и от его влажности. Чем больше влажность топлива, тем больше должен быть запас горящей массы в слое, чтобы обеспечить устойчивое воспламенение и горение свежей порции топлива.

К твердому топливу относятся древесина, торф и каменный уголь. Процесс сгорания всех видов твердого топлива обладает сходными особенностями.

Топливо нужно размещать на колосниковой решетке печи слоями, соблюдая циклы сжигания - такие, как загрузка, подсушка, разогрев слоя, горение с выделе­нием летучих веществ, догорание остатков и удаление шлаков.

Каждая стадия сжигания топлива характери­зуется определенными показателями, которые оказы­вают влияние на тепловой режим печи.

В самом начале подсушки и разогрева слоя тепло не выделяется, а, наоборот, поглощается от разогретых стен топливника и несгоревших остатков. По мере то­го как топливо разогревается, начинают выделяться газообразные горючие компоненты, сгорающие в га­зовом объеме печи. Постепенно тепла выделяется все больше, и своего максимума этот процесс достигает при сгорании коксовой основы топлива.

Процесс горения топлива определяется его качест­вами: зольностью, влажностью, а также содержанием углерода и летучих горючих веществ. Кроме того, име­ет значение правильный выбор конструкции печи и режимов горения топлива. Так, при сжигании влаж­ного топлива затрачивается значительное количество тепла на ее испарение, из-за чего процесс горения за­тягивается, температура в топливнике повышается очень медленно или даже снижается (в начале горе­ния). Повышенная зольность также способствует за­медлению процесса горения. Из-за того что зольная масса обволакивает горючие компоненты, она ограни­чивает доступ кислорода в зону горения и, как след­ствие, топливо может сгорать не полностью, так что повышается образование механического недожога.

Цикл интенсивного горения топлива зависит от его химического состава, то есть соотношения между летучими газообразными компонентами и твердым уг­леродом. Сначала начинают сгорать летучие компо­ненты, выделение и воспламенение которых происхо­дит при сравнительно низких температурах (150-200° С). Этот процесс может продолжаться довольно долго, потому что летучих веществ, различных по своему хи­мическому составу и температуре воспламенения, очень много. Все они сгорают в надслоевом газовом объеме топливника.

Наибольшей температурой горения обладают оста­ющиеся после выделения летучих веществ твердые компоненты топлива. Как правило, их основу состав­ляет углерод. Температура их горения составляет 650-700° С. Твердые компоненты сгорают в тонком слое, расположенном над колосниковой решеткой. Этот процесс сопровождается выделением большого количества тепла.

Из всех видов твердого топлива самым популяр­ным являются дрова. В них содержится большое коли­чество летучих веществ. С точки зрения теплоотдачи лучшей считается древесина березы и лиственницы. После сгорания березовых дров выделяется много теп­ла и образуется минимальное количество угарного га­за. Дрова из лиственницы также выделяют много теп­ла; при их горении массив печи нагревается очень быстро, а значит, и расходуются они более экономич­но, чем березовые. Но вместе с тем после сгорания дров из лиственницы выделяется большое количество угарного газа, поэтому необходимо внимательно отно­ситься к манипуляциям с воздушной заслонкой. Мно­го тепла также выделяют дубовые и буковые дрова. В целом использование тех или иных дров зависит от наличия поблизости лесного массива. Главное, чтобы дрова были сухими, а чурки имели одинаковые раз­меры.

Каковы же особенности горения дров? В начале процесса температура в топливнике и газоходах быст­ро нарастает. Максимальное ее значение достигается в стадии интенсивного горения. При догорании про­исходит резкое снижение температуры. Для поддержа­ния процесса горения необходим постоянный доступ в топку определенного количества воздуха. В кон­струкции бытовых печей не предусматривается нали­чие специальной аппаратуры, которая регулирует по­ступление воздуха в зону горения. Для этой цели используется поддувальная дверка. Если она открыта, в топку поступает постоянное количество воздуха.

В печах с периодической загрузкой потребность в воздухе меняется в зависимости от стадии горения. Когда происходит интенсивное выделение летучих веществ, кислорода обычно не хватает, поэтому воз­можен так называемый химический недожог топлива и выделенных им горючих газов. Это явление сопро­вождается потерями теплоты, которые могут дости­гать 3-5%.

На стадии дожигания остатков наблюда­ется обратная картина. Из-за переизбытка воздуха в печи увеличивается газообмен, что приводит к зна­чительному повышению потерь тепла. Согласно ис­следованиям, вместе с уходящими газами в период дожигания теряется до 25-30% тепла. Кроме того, из-за химического недожога на внутренних стенках топливника и газоходов оседают летучие вещества. Они обладают низкой теплопроводностью, поэтому полезная теплоотдача печи снижается. Большое ко­личество сажистых веществ приводит к сужению ды­мохода и ухудшению тяги. Чрезмерное скопление са­жи может также стать причиной возникновения пожара.

Сходным с дровами химическим составом облада­ет торф, который представляет собой остатки пере­гнивших растительных веществ. В зависимости от способа добычи торф может быть резным, кусковым, прессованным (в брикетах) и фрезерным (торфяная крошка). Влажность этого вида твердого топлива со­ставляет 25-40%.

Наряду с дровами и торфом, для топки печей и ка­минов зачастую применяется уголь, который по свое­му химическому составу представляет собой соедине­ние углерода и водорода и обладает высокой теплотворной способностью. Однако не всегда удает­ся приобрести действительно качественный уголь. В большинстве случаев качество этого вида топлива оставляет желать лучшего. Повышенное содержание в угле мелких фракций приводит к уплотнению топ­ливного слоя, в результате чего начинается так назы­ваемое кратерное горение, носящее неравномерный характер. При сжигании крупных кусков уголь также сгорает неравномерно, а при чрезмерной влажности топлива значительно снижается удельная теплота го­рения. К тому же такой уголь в зимний период слож­но хранить, потому что под воздействием минусовых температур уголь смерзается. Во избежание подобных и других неприятностей оптимальная влажность угля должна составлять не более 8%.

Следует иметь в виду, что использование для топки бытовых печей твердого топлива - дело достаточно хлопотное, особенно если дом большой и обогревает­ся несколькими печами. Помимо того что на заготов­ку уходит много сил и материальных средств и боль­шое количество времени затрачивается на подноску дров и угля к печам, около 2 кг угля, к примеру, вы­сыпается в поддувало, из которого удаляется и выбра­сывается вместе со скапливающимся там пеплом.

Для того чтобы процесс сжигания твердого топли­ва в бытовых печах проходил с наибольшей эффектив­ностью, рекомендуется поступать следующим обра­зом. Загрузив в топливник дрова, нужно дать им разгореться, а затем засыпать большими кусками угля.

После разгорания угля его следует засыпать более мелкой фракцией с увлажненным шлаком, а через некоторое время сверху поместить смоченную смесь пепла и мелкого угля, выпавшего через колоснико­вую решетку в поддувало. При этом огня не должно быть видно. Затопленная таким образом печь спо­собна в течение целых суток отдавать тепло в поме­щение, так что хозяевам можно спокойно занимать­ся делами, не заботясь о постоянном поддержании огня. Боковые стенки печи будут горячими благода­ря постепенному сгоранию угля, равномерно отдаю­щему свою тепловую энергию. Верхний слой, состо­ящий из мелкого угля, выгорит полностью. Разгоревшийся уголь можно также присыпать сверху слоем предварительно увлажненных отходов уголь­ных брикетов.

После топки печи нужно взять ведро с крышкой, лучше, если оно будет прямоугольной формы (из не­го удобнее выбирать уголь с помощью совка). Сначала нужно убрать из топливника слой шлака и выбросить его, затем ссыпать в ведро смесь мелкого угля с пеп­лом, а также пережог и пепел и все это увлажнить, не перемешивая. Поверх полученной смеси уложить около 1,5 кг мелкого угля, на него - 3-5 кг более круп­ного. Таким образом производится одновременная под­готовка печи и топлива к следующему разжиганию. Описанную процедуру необходимо повторять постоян­но. Используя такой метод топки печи, не придется каждый раз выходить во двор, чтобы просеять пепел и пережог.

Задание………………………………………………………………………..3

Введение……………………………………………………………………...4

Теоретическая часть

1. Особенности горения твердого топлива ……………………….....6

2. Сжигание топлива в камерных топках ….………………………….9

3. Место и роль твердого топлива в энергетике России ……………..12

4. Снижение выбросов золовых частиц из топок котлов конструктивными и технологическими методами……………………14

5. Золоулавливание и типы золоуловителей…………………….…….15

6. Циклонные (инерционные) золоуловители…..……………………..16

Расчетная часть

1. Исходные данные…………………………………………………….18

2. Расчет элементарного состава рабочего топлива…………………..19
3. Расчет масс и объемов продуктов сгорания топлива при сжигании в котельных …………………………………...…………………………..19

4. Определение высоты трубы Н…………………………….…………20

5. Расчет рассеивания и нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу……………………………………….…20

6. Определение требуемой степени очистки……………………….… 21

Обоснование выбора циклона……………………………………………..22

Применяемые устройства……………………………………………. ……23

Заключение………………………………………………………………….24

Список использованной литературы……………………………………...26

Задание

1. По заданным расчетным характеристикам твердых топлив определить элементарный состав рабочего топлива.

2. Используя результаты п.1 и исходные данные, рассчитать выбросы и объемы продуктов сгорания твердых частиц А, оксидов серы SO x , оксида углерода CO, оксидов азота NO x , расход газов, поступающих в дымовую трубу при рабочих условиях котельной установки.

3. По результатам п.2 и исходным данным определить диаметр устья дымовой трубы. Определить высоту трубы H.

4. Определить наиболее ожидаемую концентрацию С м (мг/м 3) вредных веществ: оксида углерода СО, сернистого газа SO 2 , оксидов азота NO x , пыли, (золы) в приземном слое атмосферы при неблагоприятных условиях рассеивания.



5. Сравнить фактическое содержание вредных веществ в атмосферном воздухе с учетом фоновой концентрации (С м +С ф) с санитарно-гигиеническими нормами (ПДК), если ПДК СО =5 мг/м 3 , ПДК NO 2 = 0,085, ПДК SO 2 =0,5 мг/м 3 , ПДК пыли =0,5 мг/м 3 .

7. Определить требуемую степень очистки и дать рекомендации по снижению выбросов, если фактический выброс М какого-либо вещества превышает расчетный норматив (ПДВ).

8. Разработать и обосновать применяемые способы и устройства для очистки сбросных вредных веществ.

Теоретическая часть

Введение

Промышленное производство и другие виды хозяйственной деятельности человека сопровождаются выделением загрязняющих веществ в окружающую природную среду.

Значительный ущерб окружающей среде наносят котельные установки, использующие сжигание твёрдых, жидких и газообразных топлив при нагреве воды для систем отопления.

Основным источником негативного воздействия энергетики являются продукты, образующиеся при сжигании органического топлива.

Рабочая масса органического топлива состоит из углерода, водорода, кислорода, азота, серы, влаги и золы. В результате полного сгорания топлив образуются углекислый газ, водяные пары, оксиды серы (сернистый газ, серный ангидрид и зола). К числу токсичных относятся оксиды серы, зола. В ядре факела топочных камекотлов большой мощности происходит частичное окисление азота воздуха топлива с образованием оксидов азота (оксид и диоксид азота).

При неполном сгорании топлива в топках могут образовываться также оксид углерода СО 2 , углеводороды СН 4 , С 2 Н 6 , а также канцерогенные вещества. Продукты неполного сгорания весьма вредны, однако при современной технике сжигания их образование можно исключить или свести к минимуму.

Наибольшую зольность имеют горючие сланцы и бурые угли, а также некоторые сорта каменных углей. Жидкое топливо имеет небольшую зольность; природный газ является беззольным топливом.

Выбрасываемые в атмосферу из дымовых труб электростанций токсичные вещества оказывают вредное воздействие на весь комплекс живой природы и биосферу.

Комплексное решение проблемы защиты окружающей среды от воздействия вредных выбросов при сжигании топлив в котельных агрегатах включает:

· Разработку и внедрение технологических процессов, снижающих выбросы вредных веществ за счет полноты сгорания топлив и др.;

· Внедрение эффективных методов и способов очистки сбросных газов.

Наиболее эффективный путь решения экологических проблем на современном этапе – создание технологий, приближенных к безотходным. При этом одновременно решается проблема рационального использования природных ресурсов, как материальных, так и энергетических.

Особенности горения твердого топлива

Горение твердого топлива включает два периода: тепловую подготовку и собственно горение. В процессе тепловой подготовки топливо прогревается, высушивается, и при температуре около 110 начинается пирогенетическое разложение составляющих его компонентов с выделением газообразных летучих веществ. Длительность этого периода зависит главным образом от влажности топлива, размера его частиц и условий теплообмена между окружающей топочной средой и частицами топлива. Протекание процессов в период тепловой подготовки связано с поглощением теплоты главным образом на подогрев, подсушку топлива и термическое разложение сложных молекулярных соединений.

Собственно горение начинается с воспламенения летучих веществ при температуре 400-600, а выделяющаяся в процессе горения теплота обеспечивает ускоренный прогрев и воспламенение коксового остатка.

Горение кокса начинается при температуре около 1000 и является наиболее длительным процессом.

Это определяется тем, что часть кислорода в зоне у поверхности частицы израсходована на сжигание горючих летучих веществ и оставшаяся концентрация его снизилась, кроме того, гетерогенные реакции всегда уступают по скорости гомогенным для однородных по химической активности веществ.

В итоге общая длительность горения твердой частицы в основном определяется горением коксового остатка (около 2/3 общего времени горения). У молодых топлив, имеющих большой выход летучих веществ, коксовый остаток составляет менее половины начальной массы частицы, поэтому их сжигание (при равных начальных размерах) происходит достаточно быстро и возможность недожога снижается. Старые виды твердых топлив обладают крупным коксовым остатком, близким к начальному размеру частицы, горение которого занимает все время пребывания частицы в топочной камере. Время сгорания частицы с начальным размером 1мм составляет от 1 до 2,5 с в зависимости от вида исходного топлива.

Коксовый остаток большинства твёрдых топлив в основном, а для ряда твердых топлив почти целиком состоит из углерода (от 60 до 97 % органической массы топлива). Учитывая, что углерод обеспечивает основное тепловыделение при сжигании топлива, рассмотрим динамику горения углеродной частицы с поверхности. Кислород подводится из окружающ0щей среды к частице углерода за счет турбулентной диффузии (турбулентного массопереноса), имеющей достаточно высокую интенсивность, однако непосредственно у поверхности частицы сохраняется тонкий газовый слой (пограничный слой), перенос окислителя через который осуществляется по законам молекулярной диффузии.

Этот слой в значительной мере тормозит подвод кислорода к поверхности. В нем происходит догорание горючих газовых компонентов, выделяющихся с поверхности углерода в ходе химической реакции.

Выделяют диффузионную, кинетическую и промежуточную область горения. В промежуточной и особенно в диффузионной области интенсификация горения возможна усилением подвода кислорода, активизацией обдувания потоком окислителя горящих частиц топлива. При больших скоростях потока уменьшаются толщина и сопротивление ламинарного слоя у поверхности и усиливается подвод кислорода. Чем выше эта скорость, тем интенсивнее перемешивание топлива с кислородом и тем при более высокой температуре происходит переход из кинетической в промежуточную зону, а из промежуточной - в диффузионную зону горения.

Аналогичный эффект в части интенсификации горения достигается уменьшением размера частиц пылевидного топлива. Частицы малых размеров имеют более развитый тепломассообмен с окружающей средой. Таким образом, при уменьшении размера частиц пылевидного топлива расширяется область кинетического горения. Повышение температуры приводит к смещению в область диффузионного горения.

Область чисто диффузионного горения пылевидного топлива ограничена преимущественно ядром факела, отличающимся наиболее высокой температурой горения, и зоной догорания, где концентрации реагирующих веществ уже малы и их взаимодействие определяется законами диффузии. Воспламенение любого топлива начинается при относительно низких температурах, в условиях достаточного количества кислорода, т.е. в кинетической области.

В кинетической области горения определяющую роль играет скорость химической реакции, зависящая от таких факторов, как реакционная способность топлива и уровень температуры. Влияние аэродинамических факторов в этой области горения незначительно.

Горение твёрдого топлива проходит в две стадии: тепловая подготовка; само горение.

На первой стадии топливо подогревается, просушивается. При 100 С начинается пирогенетическое разложение составляющих топлива с выделением газообразных летучих веществ. (Зона I). Длительность этого процесса зависит от влажности топлива, размера частиц, условий теплообмена между частицами топлива и топочной средой.

Горение топлива начинается с воспламенения летучих (зона II). t в этой зоне 400-600 C. При горении выделяется тепло, к-е обеспечивает ускоренный прогрев и воспламенение коксового остатка. {Два необходимых условия, чтоб топливо сгорело: температура и достаточное количество окислителя. В любых топках существует 2 ввода: по одному идёт топливо, а по второму – окислитель}

Этот процесс происходит за десятые доли секунд. Летучие горят от 0,2 до 0,5 секунды. Выделяется Q, когда t 800-1000 – зона III начинается. Горение кокса начинается при температуре 1000 С и происходит в III области. Этот процесс длительный. 1 – T газовой среды вокруг частицы. 2 – T самой частицы . I – зона термической подготовки, II – зона горения летучих в-в, III – горение коксовой частицы.

III – гетерогенный процесс. Ск-ть зависит от ск-ти подвода кислорода. Время горения коксовой частицы от ½ до 2/3 всего времени горения (от 1 до 2,5 с) – зависит от вида и размера топлива. У молодых топлив процесс углефикации не завершен большой выход летучих. Коксовый остаток < ½ начальной массы частицы. Горение идет быстро, возможность недожога низкая. У стар. топ. большой коксовый остаток, ближе к начальн размерам частиц. Время горения 1 мм ~ 1-2,5 с. Кокс остаток С = 60-97% массы топлива органического. 1 – пов-ть коксовой частицы, 2 – узкий ламинарный слой с толщиной δ,3 – зона турбулентного потока .

Кислород подводится из окружающей среды к частице углерода за счёт турбулентной диффузии, имеющей высокую интенсивность, но возле поверхности частицы находится тонкий газовый слой (2), где подвод окислителя подчиняется з-нам молекулярной диффузии (лам сл) – тормозит подвод кислорода к поверхности частицы. В этом слое происходит догорание горючих газовых компонентов, выделяющихся с поверхности углерода в ходе химических реакций.

Количество кислорода, подводимого в единицу времени к единичной поверхности частицы посредством турбулентной диффузии определяется:

GОК = А(СПОТ – ССЛ) (1) , А – к-т турбулентного массообмена. Такое же к-во кислорода диффундирует ч/з погр слой за счет молекулярной диффузии:

GОК = D δ (ССЛ – СПОВ) (2) D – к-т мол диф-и ч/з погр слой δ. ССЛ = G ОК * δ D + СПОВ, GОК = А(СПОТ – G ОК * δ D – СПОВ) , GОК = А*( С ПОТ – СПОВ) 1+ Аδ D = ( С ПОТ – СПОВ) 1 А + δ D = αД*(СПОТ – СПОВ) , 1 А + δ D = αД – обобщённая константа скорости диффузии.

Кол-во подведен ок-ля зависит от αД и разности концентраций потока и пов-ти. Подвод кислорода к реагирующей поверхности топлива определяется скоростью диффузии и концентрацией кислорода в потоке и на реагирующей поверхности.

В установившемся режиме горения количество кислорода, подводимого к поверхности реагирования диффузией равно количеству кислорода, которое прореагировало с этой поверхностью.

ωР = αД(СПОТ – СПОВ) . В тоже самое время скор-ть горения: ωГ = k*СПОТ, если они равны, то может определить: ωГ = 1 1 K + 1 α Д * С ПОТ = kГ*СПОТ. K Г = 1 1 K + 1 α Д = K * α Д α Д + K (*) – приведенная константа горения. 1 k Г= 1 K + 1 α Д – обобщенное сопротивление процессу горения. 1/k – кинетическое сопротивление, определяется интенсивностью протекания хим р-и горения; 1/αД – физич (диффузионное) сопротивление – зависит от интенсивности подвода окислителя.

В зависимости от сопротивления различают кинетическую и диффузионную область гетерогенного горения.

I – кинетическая область (ωГ = k*СПОТ) , II – промежуточная область, III – диффузионная область (ωГ = αД*СПОТ)

В соответствии с законом Аррениуса, скорость химической реакции зависит от температуры. αД (конст ск-ти диф-и) слабо реагирует на температуру. При температуре меньше, чем 800-1000 С, химическая реакция протекает медленно, не смотря на избыток О2 около твёрдой поверхности. В этом случае 1/k большое значение – горение тормозится кинетикой р-и (t мала) и область называется Кинетической областью горения . (1/k >> 1/αД) . k<<αД, kГ ~k (*) – Т. к. р-я вялая, кислород, подводимый диффузией не расходуется и его концентрация у поверхности реагирования примерно равна концентрации в потоке ωГ = k*СПОТ – это ск-ть горения в кинетической области.

Скорость горения в кинетической области не изменится при усиленном подводе кислорода, путём улучшения процессов аэродинамики (обл-ть I ), а зависит от кинетического фактора, а именно температуры . Подвод ок-ля >> потребления – концентрация на пов-ти почти не меняется. По мере повышения t скорость реакции растёт, а концентрация О2 и С падает. Дальнейшее t ведёт к увеличению скорости горения и её значение ограничивается недостатком подвода О2 к поверхности, недостаточной диффузией. Концентрация кислорода у поверхности →0 .

Область горения, в которой скорость процесса зависит от диффузионных факторов, называется Диффузионной областью III . Здесь k>>αД (Из * ): kГ~αД. Скор-ть диффузион горения огр-ся доставкой О2 к пов-ти и его концентрацией в потоке.

Диффузионная и кинетические области разделяется промежуточной зоной II, где скорость подвода кислорода и скорость химической реакции примерно равны между собой. Чем меньше размеры твёрдого топлива, тем больше площадь тепломассообмена.

В обл-ти II и IIIгорение можно усилить подводом ок-ля. При больших скор-тях ок-ля сопротивление и толщина ламинарного слоя ум-ся и подвод ок-ля усиливается. Чем выше скор-ть, тем интенсивнее перемешивается топливо с О2 и тем при более t происходит переход из кинетической в пром, затем в диф-ю обл-ть. При уменьшении размеров частиц увеличивается область кинетического горения, т. к. частицы малых размеров имеют более развитый тепломассообмен с окружающей средой.

D1>d2>d3 , v1>v2>v3

D – размер частиц пылевидного топлива, v – ск-ть перемешивания топлива с воздухом – ск-ть подачи ок-ля

Воспламенение любого топлива нач-ся при относительно низких t при дост кол-ве ок-ля (I). Чисто диф горение III – огранич ядром факела. Увеличение температуры ведёт к смещению в область диффузионного горения. Зона диффузионного горения находится от ядра факела и до зоны догорания, где концентрация реагирующих веществ мала и их взаимодействие определяется законами диффузии.

Таким образом, если горение протекает в диффузионной или промежуточной области, то при уменьшении размера частиц пылевидного топлива, процесс смещается в сторону кинетического горения. Область чисто диффузионного горения ограничена. Это наблюдается в ядре факела с максимальной температурой горения. За пределами ядра горение происходит в кинетической или промежуточной области, которая характеризуется сильной зависимостью скорости горения от температуры.

Кинетическая и промежуточные области горения протекают и в зоне воспламенения пыле-воздушного потока, а сжигание топлив всех видов с предварительным смесеобразованием протекает в диффузионной или промежуточной области.