Интерактивное обучение – современные методики получения знаний. Интерактивные технологии обучения в доу, как метод реализации новых фгос

Инна Коваленко

«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - писал в свое время М. Горький. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, особенно актуально звучат слова М. Горького : «В карете прошлого никуда не уедешь…»

С каждым годом современные интерактивные технологии все плотнее входят в нашу жизнь, так использование компьютера стало делом совершенно обычным, и нынешнее поколение детей с самого рождения попадает в очень насыщенную информационную среду. Первыми игрушками современных детей становятся пульты от телевизоров, DVD проигрывателей, CD и DVD диски, мобильные телефоны, а уже потом куклы, машинки и дидактические игры. В настоящее время уже в большинстве российских семей имеется домашний компьютер, а может и не один, и дети с рождения наблюдают, как их родители проводят за ним несколько часов в день. К тому же дети видят, что на мониторе можно наблюдать то, что их больше всего в этом возрасте привлекает : картинки с детьми и животными, мультфильмы, видеоклипы и др. Как показывает практика, запрещать детям подходить к технике бесполезно , всегда привлекает именно то, что находится под запретом. Интерактивная методика основывается на обучении действием и посредством действия : человек лучше запоминает и усваивает то, что он делает своими руками. Главным условием развития личности ребенка в дошкольном возрасте является общение. Поэтому задача педагога специально организовать данную деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия – детей друг с другом, детей и взрослого. Для решения этой задачи педагог может использовать интерактивные технологии .

Использование интерактивных технологий и методов обучения в современном детском саду дает характеристику профессиональной компетенции педагога ДОУ,

Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком) . Следовательно, интерактивное обучение – это , прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.

Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение , организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. В процессе освоения учебного материала, дошкольники осуществляют совместную деятельность, это означает, что каждый вносит в работу свой вклад, происходит обмен опытом, знаниями и умениями. Причем это происходит в доброжелательной обстановке и при взаимной поддержке друг друга.

Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность , что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения. Интерактивная деятельность предполагает диалоговое общение, так как оно влечет за собой взаимопомощь, взаимопонимание и привлекает к решению задач совместными способами.

Организация интерактивного обучения может проходить в разных формах. Например, индивидуальная форма, предполагает самостоятельное решение поставленной задачи каждым ребенком; парная форма, используется для решения заданий в паре; при групповом подходе дети делятся на подгруппы; если задание выполняют все участники одновременно, данная форма называется коллективная или фронтальная; и наиболее сложная форма интерактивного обучения это планетарная. При планетарной форме группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем, озвучивает свой вариант проекта; после этого выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект. Основная цель педагога применять ту или иную компьютерную программу с учётом конкретных условий воспитательно -образовательного процесса, использовать ее содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у каждого конкретного ребенка. Именно от педагогического мастерства зависит то, как ненавязчиво и незаметно можно оживить образовательный процесс, расширить и закрепить полученный детьми опыт. Применение компьютерной техники и информационных технологий позволяет также повышать мотивацию детей к занятиям, обучать их сотрудничеству и новым формам общения друг с другом и педагогами, формировать осознанную оценку ребёнком своих достижений, поддерживать положительное эмоциональное состояние ребёнка в процессе занятий, повышать эффективность коррекционной работы.

Преимущества использования интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ неоспоримы и подтверждаются собственным практическим опытом :

предъявление информации на экране компьютера или на проекционном экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес ;

несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

стимулирует познавательную активность детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Можно сделать вывод, что при реализации воспитательно-образовательных задач и содержания образовательных областей сегодня просто необходимо внедрение интерактивных технологий при организации участников образовательного процесса.



Методическая разработка мастер-класса для педагогов дошкольных образовательных организаций
«Интерактивная технология «Карусель» как метод социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста с использованием ЛЕГО-конструктора»
Цель: создание условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов и родительской компетентности в условиях детского сада и семьи в процессе активного игрового взаимодействия по освоению интерактивной технологии «Карусель» с использованием ЛЕГО-конструктора.
Задачи:
Познакомить педагогов, с методическими особенностями технологии «Карусель» в ДОУ;
Познакомить родителей с использованием ЛЕГО конструктора в условиях детского сада и дома;
3. Формировать у педагогов умение применять интерактивную технологию с целью развития у детей коммуникативных навыков;
4. Мотивировать педагогов к саморазвитию и повышению квалификации, открытости в условиях реализации ФГОС ДО и стандарта педагога.
5. Проанализировать целесообразность применения технологии «Карусель» как средства формирования коммуникативных навыков.
Оборудование: наборы ЛЕГО, столы, стулья по количеству участников, стикеры, презентация опыта работы, лист бумаги, карандаши, фломастеры, цветовые сигналы, анкета.
Ход мастер-класса.
I. Презентация опыта работы.
Добрый день уважаемые коллеги. Меня зовут Некрасова Ираида Павловна, воспитатель1 КВ категории МБДОУ детский сад № 5.
Вашему вниманию представляю опыт работы на тему «Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи».
Формирование социально-коммуникативного развития дошкольников на педагогическом уровне определяется заказом общества на воспитание развитой личности ребенка.
Достаточный уровень сформированности социально-коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы.
Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, умеющих вербально и невербально, грамотно и смело выражать свои мысли. Что отражено в нормативных документах, представленных на слайде.
Все это актуализирует поиск реальных источников формирования социально-коммуникативных навыков дошкольников.
Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Представленная на слайде диаграмма отражает исследование социально-коммуникативного развития детей 5-6 лет детского сада 5 на начало 2015-2016 учебного года. Как можно видеть, способность детей 5-6 лет договариваться друг с другом во время игры, воспринимать проигрыш без обиды, понимать эмоции других детей сформированы на низком и среднем уровне.
Данные способности являются ключевыми для готовности детей к обучению в школе.
Анализ диагностики социально-коммуникативного развития позволил определить основную проблему.
Рабочей гипотезой нашей деятельности было предположение, что проектный метод обучения представляет собой гибкую модель организации образовательного процесса. Являясь муниципальным ресурсным центром и реализуя долгосрочный проект «ЛЕГО технологии в развитии дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи», включающий краткосрочные проекты с участием всех субъектов образовательных отношений и социальных партнёров, который позволит выстроить систему работы направленную на формирование социально-коммуникативных навыков дошкольником в соответствии ФГОС ДО.
На сегодняшний день нами намечен план, заключены договора с социальными партнёрами, приобретён ЛЕГО-конструктор. Дети и родители стали участниками фестивалей на муниципальном уровне: «Мир на ладошке: парад военной техники», «Лето в лукошке», фестиваль технического творчества «Шаг в будущее».
Наши наблюдения позволяют сделать вывод о том, что участие в фестивалях, занятия по ЛЕГО-конструированию на базе Дворца детей творчества и молодёжи, совместное конструирование на семейных клубах и игровой деятельности во всех возрастных группах детского сада способствует повышению уровня развития социально-коммуникативных умений обучающихся, у детей развивается умение слушать и слышать партнера, согласовывать свои действия с партнером равным и старшим по возрасту и социальному статусу, адекватно воспринимать сущность взаимодействия, преодолевать конфликтные ситуации. Приятно наблюдать во время участия в фестивале технического творчества «Шаг в будущее», что наши дети могут договариваться о совместной постройке, изменять её, исследовать и проводить испытания с детьми разными по возрасту и из разных детских садов и школ.
Проведённая работа, повышение квалификации, самообразование позволили мне принять участие в в профессиональном конкурсе.
II. Поиск, решение задачи, проблемы.
И сегодня предлагаю вам вместе со мной принять участие в определении целесообразности применения интерактивной технологии «Карусель», как метода социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста с использованием ЛЕГО-конструктора.
Данная технология предполагает образование двух колец: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это стоящие неподвижно дети, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это дети, перемещающиеся по кругу через определённый отрезок времени. Перед всеми детьми ставиться образовательная задача в виде легенды, истории где им необходимо решить эту проблему. Таким образом, они выполняют ряд творческих заданий при этом увлеченно беседуют, делятся своими мнениями, приходят к единому решению. Игра проходит динамично и результативно.
Сейчас вам необходимо определить место за столом в соответствии с выбранным вами стикером.
Красный стикер – ребёнок, жёлтый – родитель, зелёный – педагог. Участники нашей игры займите ваши места.
III. Мотивация к деятельности.
Нам пришло смс. «Дорогие дети, родители и педагоги наша семья недавно переехала в новую квартиру. Наш район «Солнечный» – новостройка, в нем уже появились магазины, больница, школа, детский сад. Но наши дети заскучали. Что должно появится в нашем микрорайоне, чтобы их жизнь стала интересней? (хочется подсказать вам, что маленький Ваня любит гулять качаться на качели, а Верочка – очень любит животных.) Мы хотели бы обратиться со своими предложениями к мэру города. Помогите нам спланировать развлечения для наших детей. С уважением, семья Ивановых».
- Давайте поможем семье Ивановых. В каждой группе нужно выбрать руководителя. Это будут мои помощники. Они присаживаются в центр круга.
- Остальные группы переходят по часовой стрелке к другому столу по звуковому сигналу.
IV. Планирование деятельности.
Совместное обсуждение решения задачи, проблемы. Работа в подвижных группах.
- На первом этапе вам нужно продумать проект и зарисовать его на бумаге. На это вам даётся 5 минут. Звонок колокольчика приглашает вас перейти в другую группу.
- На следующем этапе с помощью ЛЕГО-конструктора вам необходимо создать проект который должен соответствовать следующим параметрам.
1. Оригинальность;
2. Многофункциональность:
3. Прочность.
На это вам даётся 7 минут. Звонок колокольчика пригласит вас перейти в другую группу.
- На заключительном этапе вам нужно презентовать проект созданный вашими товарищами. На это вам даётся 5 минут.
- Приглашаем на презентацию проектов.
V. Рефлексия.
Выразите своё мнение с позиции ребёнка, родителя и педагога об эффективности данной технологии в представленной анкете.
Хочется услышать мнения детей, родителей, педагогов.
Для обратной связи в нашем микрорайоне «Солнечный» работает светофор, на который можно приклеить ваш стикер.
Зелёный свет - наша встреча вам показалась интересной,
Жёлтый свет если вы хотели бы данной технологией с другими педагогами и родителями.
Красный свет – ничего нового вы не узнали.
VI. Заключение.
Предлагаю вам буклет по работе с данной технологией!
Анкета.
1 .Способность к конструктивному ведению диалога:
- умение слушать партнера и адекватно понимать смысл его высказывания;
- умение находить противоречия и слабые места в рассуждениях партнера и подвергать их конструктивному обсуждению;
- умение воплощать собственную мысль в форму логически
стройного обобщающего суждения, доступного для восприятия окружающих.
2. Адекватность ориентировки в коммуникативном пространстве:
- умение конструировать образ «Я» на основе согласования
собственных и чужих представлений о себе;
- умение создавать «образ партнера» по коммуникации;
- умение адекватно воспринимать сущность конкретного взаимодействия.
3. Компетентность в моделировании акта межличностного взаимодействия:
- умение находить тему и планировать ход предстоящего общения;
- умение проектировать адекватные средства общения и реализовывать их на практике;
- умение избегать возможных конфликтов в общении и связанного с ними эмоционально-психологические напряжения.
Как вы считаете, какие показатели коммуникативной готовности к школьному обучению и признаки их проявления будут формироваться у детей с применением интерактивной технологии «Карусель»?
«+» качество проявляется
«-» не проявляется
РЕБЁНОК


Приложенные файлы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Теоретические основы и взгляды ученых на проблематику методов обучения. Функции и цели интерактивных методов обучения. Характеристика приемов и методов активного обучения. Анализ интерактивных игровых технологий в преподавании социологических дисциплин.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2014

    Интерактивные методы обучения. Актуализация познавательной деятельности учащихся. Ролевые игры, дискуссии, моделирование. Новые подходы в обучении. Внедрение интерактивных методов обучения на уроке истории. Практические применение игр на уроках истории.

    реферат , добавлен 23.11.2008

    Сущность и классификация интерактивных методов обучения. Применение на уроках методов, предназначенных для организации индивидуальной и групповой мыследеятельности. Исследование влияния активных методов обучения на уровень профессиональных знаний.

    дипломная работа , добавлен 15.08.2014

    Интерактивные формы и методы обучения как средство развития универсальных учебных действий обучающихся в седьмых классах на уроках алгебры. Групповые формы обучения на занятиях по математике. Разработка, проведение интерактивных занятий по теме "Функция".

    курсовая работа , добавлен 06.04.2015

    Понятие интерактивных методов обучения, их использование в учебном процессе. Повышение эффективности уроков с помощью интерактивных методов обучения при преподавании права в школе. Перенос знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную.

    реферат , добавлен 26.03.2014

    Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе; формы, методы, приемы и средства. Применение интерактивных методов обучения, задачи и риски. Особенности кейс-метода, классификация кейсов. Понятие технологий синквейн, инсерт, аквариум.

    презентация , добавлен 14.02.2012

    Особенности интерактивных форм и методов обучения в современной начальной школе. Развитие практических навыков и творческой активности младших школьников при использовании интерактивных методов на уроках технологии. Основные модели обучения в педагогике.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2017

    Особенности интерактивных досок и мультимедийных проекторов. Использование методов проектов, мозгового штурма и дебатов в процессе обучения информатике. Интерактивные технологии как средство повышения эффективности и качества урока, их целевые ориентации.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2015

  • правильное определение темы занятия, тщательный отбор программного содержания и задач;
  • включение предыдущего опыта детей в учебный процесс (использование метода апперцепции);
  • продуманное сочетание индивидуальных и групповых форм работы с детьми, смены видов деятельности дошкольников;
  • использование интерактивных методов обучения, активизация умственной деятельности детей на всех этапах занятия;
  • наличие высоких профессиональных качеств воспитателя, что обеспечит творческое сотрудничество и взаимодействие;
  • наличие содержательной игровой предметно-развивающей среды, богатого дидактического материала;
  • обязательный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их творческих способностей.

Интерактивные технологии в обучении дошкольников

Интерактивные технологии — означает взаимодействовать, общаться с кем-нибудь; это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой все участники (каждый свободно взаимодействует с каждым, участвует в равноправном обсуждении проблемы).

Интерактивность вырабатывает у ребенка ответственность, самокритичность, развивает творческий , учит правильно и адекватно оценивать свои силы, видеть «белые пятна» в своих знаниях. Основной элемент интерактивного занятия — диалог.

Во время интерактивного обучения дети активно общаются, спорят, не соглашаются с собеседником, доказывают свое мнение.

Одним из основных условий проведения занятия в ДОУ является использование интерактивных методов обучения, активизация умственной деятельности детей на всех этапах занятия.

Интерактивные методы обучения и взаимодействия с детьми

Интерактивные методы обучения — это способы целенаправленного взаимодействия взрослого с детьми, которые обеспечивают оптимальные условия их развития.

Интерактивное обучение дошкольников — это специфическая форма организации образовательной деятельности, целью которой является обеспечение комфортных условий для взаимодействия, при которых каждый ребенок чувствует свои успехи и, выполняя определенную интеллектуальную работу, достигает высокой производительности.

Интерактивные методы обучения обеспечивают такое обучение, которое дает возможность детям на занятии в парах, микрогруппах или малых группах прорабатывать учебный материал, беседуя, споря и обсуждая различные точки зрения.

Интерактивные методы обучения и развития речи дошкольников

Микрофон — метод работы, в ходе которого дети вместе с воспитателем образуют круг и, передавая друг другу имитированный или игрушечный микрофон, высказывают свои мысли на заданную тему.

Например, ребенок берет микрофон, рассказывает в нескольких предложениях о себе, и передает микрофон другому ребенку.

Все высказывания детей принимаются, одобряются, однако не обсуждаются.

Дебаты — метод работы, в ходе которого дети стоят в кругу, высказывают свои мысли на заданную тему, передавая микрофон друг другу, но высказывания обсуждаются: дети задают друг другу вопросы, отвечают на них, ища способ решения проблемы.

(Например, у Сережи плохое настроение, поэтому дети предлагают способы, как поднять настроение или устранить проблему, которая повлияла на настроение мальчика).

Вдвоем — метод работы, в ходе которого дети образуют рабочие пары и выполняют предложенное задание, например, по очереди описывают картину.

Цепочка — метод работы, в ходе которого дети обсуждают задания и вносят свои предложения в имитированный цепочку. Например, составляют сказку по таблице, в которой представлен ход будущей сказки в рисунках или в условных отметках.

Другой вариант использования данного метода: первый ребенок называет объект, второй — его свойство, третий — объект с теми же свойствами.

Например, морковь — морковь сладкая — сладким бывает сахар — сахар белый — белым бывает снег… и т.д.

Снежный ком — метод работы, в ходе которого дети объединяются в малые группы и обсуждают проблемный вопрос или выполняют общее задание, договорившись о четкую последовательность действий каждого члена группы.

Например, строят дом, где заранее договариваются об очередности действий каждого члена команды и о цвете, с которым будет работать тот или иной ребенок.

Синтез мыслей — метод работы, в ходе которого дети объединяются в малые группы, выполняя определенное задание, например, рисунок на листе бумаги.

Когда одна группа нарисует, то передает рисунок в другую группу, участники которой дорабатывают выполненное задание. По завершению работы составляют общий рассказ о том, что дорисовали и почему.

Круг идей — интерактивные методы обучения, когда каждый ребенок или каждая группа выполняют одно задание, например, составляют сказку по-новому, обсуждают ее, затем вносят предложения или идеи (например, как можно еще закончить сказку, чтобы Колобок остался живым; как помочь Колобку обхитрить лисичку и тому подобное).

Общий проект — метод работы, в ходе которого дети объединяются в несколько групп (3-4).

Группы получают разные задания, каждое из которых направлено на решение определенного аспекта одной проблемы, например, нарисовать свои любимые зимние развлечения и рассказать о них.

Каждая группа представляет свой «проект» — коллективную работу «Зимние развлечения» и совместно обсуждают его.

Ассоциативный цветок — метод работы, в ходе которого дети объединяются в несколько групп для решения общей задачи: на доске закрепляется «середина» цветка с изображением определенного понятия, например, «игрушки», «цветы», «фрукты», «животные».

Каждая группа подбирает слова-ассоциации или картинки-ассоциации, которые вклеивают вокруг этого понятия. Побеждает команда, которая создаст наибольший цветокнаибольшим количеством подобранных картинок-ассоциаций или слов-ассоциаций).

«Дерево решений» — метод работы, который включает несколько этапов:

  1. Выбора проблемы, не имеющей однозначного решения, например, «Что нужно дереву для счастья?».
  2. Рассматривание схемы, в которой прямоугольник — это «ствол» (который обозначает эту проблему), прямые линии — «ветки» (пути ее решения), а кружочки — «листочки» (решение проблемы).
  3. Решение проблемы: дети подгруппами договариваются, обсуждают и рисуют, например, бабочку, птичку и тому подобное, размещая их на «дереве решений» и объясняют свой выбор.

Метод многоканальной деятельности — метод работы с детьми, в ходе которого обязательно задействуются различные анализаторы: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние.

Например, при рассматривании картины целесообразно использовать такую последовательность: выделение объектов, изображенных на картине; представление объектов через восприятия различными анализаторами.

После рассмотрения всех объектов, изображенных на картине, стоит поставить детям творческие задания:

  • «прослушать» звуки картины через «наушники»;
  • вести виртуальные диалоги от имени изображенных персонажей;
  • почувствовать «аромат» цветов, изображенных на картине;
  • «выйти за пределы изображенного»;
  • мысленно коснуться картины, определить, какова ее поверхность (теплая, холодная), какая погода (ветреная, дождливая, солнечная, жаркая, морозная) и тому подобное.

Например, при рассмотрении картины «Прогулка в лесу» стоит задать следующие вопросы: Как вы думаете, о чем говорят девочки? Рассмотрите кору деревьев, какая она?

Послушайте звуки, как шелестит листва, стрекочет сорока и т.д.

Дискуссия — это метод коллективного обсуждения какого-то сложного вопроса. К дискуссии готовятся все участники образовательного процесса активно привлекаются все дети.

«Дискуссия» с английского — это то, что подлежит обсуждению, спору.

В конце дискуссии формулируется единое коллективное решение задачи, проблемы или рекомендации. Вопросов (задач) необходимо предлагать не более пяти.

Формулировать их следует так, чтобы была возможность высказать различные взгляды относительно выдвинутой проблемы.

Дети учатся высказывать собственное мнение: «Я думаю…», «Я считаю…», «По моему мнению…», «Я согласен, но…», «Я не согласен, потому что…».

«Мозговая атака (мозговой штурм)» — один из методов, который способствует развитию творчества и ребенка, и взрослого. Этот метод удобно использовать при обсуждении сложных проблем или вопросов.

Дается время для индивидуального размышления над проблемой (даже может быть до 10 мин.), а через некоторое время собирается дополнительная информация по поводу принятия решения.

Дети — участники «мозговой атаки» должны выразить все возможные (и невозможные с позиции логики) варианты решения проблемы, которые нужно выслушать и принять единственное правильное решение.

Викторина — метод-познавательная игра, которая состоит из речевых задач и ответов на темы из различных отраслей знаний. Она расширяет обще-познавательное и речевое развитие детей. Вопросы отбираются с учетом возраста, программных требований и уровня знаний детей.

Беседа-диалог — метод, направленный на соучастие детей с тем, кто выступает. В ходе занятия с подачи знаний, закрепления материала воспитатель ставит сопровождающие вопросы к детям, с целью проверки понимания ими представленной информации.

Моделирование — метод взаимодействия взрослого и детей для решения поставленной проблемы. Ситуация моделируется воспитателем специально.

«Что? Где? Когда?» активный метод, в ходе использования которого преобладает сотрудничество, творческое решение проблем, взаимный обмен мнениями, собственными знаниями и умениями и тому подобное.

«За и против» — метод работы с детьми, в ходе которого детям предлагается решить проблему с двух сторон: за и против. Например, ставится задача рассказать, почему нравится зима (аргумент — «за») и почему не нравится зима (аргумент — «против»).

Предвидение — метод работы с детьми, в ходе которого предлагается «предсказать» возможные варианты решения проблемы.

Например, предложить детям назвать все осенние месяцы, рассказать о том, что они ожидают от каждого месяца. Позже представить себя на месте одного из месяцев и рассказать о своих предсказаниях: «Я — первый месяц осени — сентябрь. Я очень теплый месяц. Меня любят все дети, потому что начинают ходить в школу…».

Следующий ребенок продолжает рассказывать об этом самом месяце (работа в парах).

«А что было бы, если бы… ?» — метод работы, в ходе которого предлагается детям подумать и высказать свои предположения, например: «А что было бы, если бы исчезли все деревья на Земле?», «А что было бы, если бы хищные животные в сказках стали вегетарианцами?» и тому подобное.

Воображаемая картина — метод работы, в ходе которого предлагается детям встать в круг и каждому ребенку по очереди описывать воображаемую картину (первому ребенку дают чистый лист бумаги с будто нарисованной картиной, затем он передает лист с мысленной картиной другому участнику игры, и тот продолжает мысленное описание).

«Что можно делать…?» — метод работы, в ходе которого дети учатся осознавать полифункциональные свойства предметов. Например: «Представьте, как еще можно использовать карандаш? (как указку, дирижерскую палочку, термометр, жезл и тому подобное).

Пример: «Жили себе дед и баба. И был у них собака Жук. И принес им Жук косточку, не простую, а сахарную. Баба варила ее, варила, и не сварила. Дед варил-варил и не сварил. Кошка прыгнула, котелок перевернула, косточку забрала и понесла. Дед смеется, баба смеется, и Жук весело лает: «Принесу я вам еще косточку, но не сахарную, а простую, чтобы быстро сварилась».

Другие интерактивные методы обучения

Кроме вышеназванных интерактивных методов обучения дошкольников в практике работы активно используются следующие: творческие задания, работа в малых группах, обучающие игры (ролевые и деловые, игры-имитации, игры-соревнования (старший дошкольный возраст), интеллектуальные разминки, работа с наглядными видео-и аудио-материалами, тематические диалоги, анализ жизненных ситуаций и тому подобное.

Таким образом, интерактивное обучение на занятиях (в том числе и интегрированных) происходит: в парах (2 ребенка), в микрогруппах (3-4 ребенка), в малых группах (5-6 детей) вместе с воспитателем.

При оценивании высказываний детей не стоит употреблять слово «правильно», а говорить: «интересно», «необычно», «хорошо», «прекрасно», «оригинально», что стимулирует детей к дальнейшим высказываниям.

Стоит запомнить! Когда ребенок дошкольного возраста вежливенько сидит на стульчике, смотрит на тебя и просто слушает — он не учится.

Недостаточное использование интерактивных методов

К сожалению, интерактивные методы обучения пока недостаточно используются в работе с дошкольниками. На это есть некоторые причины (по А. Кононко):

  • привычка многих воспитателей использовать в работе объяснительно-иллюстративные, монологические методы, проявлять конформизм, беспрекословно подчиняться требованиям и принципам других;
  • недоверие определенной части педагогов к инновационным диалоговым методам, опасения их;
  • дефицит опыта их эффективного применения, активного самоопределения, принятия ответственных решений, предоставление преимуществ кому-то (чему-то);
  • опасение выглядеть в глазах других «белой вороной», смешной, беспомощной, неумелой;
  • заниженная самооценка, чрезмерная тревожность педагогов;
  • склонность к чрезмерной критике;
  • неумение быстро переключаться, приспосабливаться к новым условиям и требованиям;
  • несформированность педагогической рефлексии, способности объективно себя оценивать, соотносить свои возможности, желания с требованиями времени.

Необходимость внедрения в образовательный процесс интерактивных методов очевидна, поскольку:

  • сегодня, как никогда ранее, повышаются требования к воспитанников;
  • происходит дифференциация и индивидуализация образования дошкольников;
  • изменяются требования к качеству дошкольного образования, ее оценка не только за уровнем знаниевой подготовленности, но и элементарной жизненной компетенции выпускников ДОУ, их способности применять знания в собственной жизни, постоянно их обновлять и обогащать.
  • 10 votes, average: