Основы дрессировки собак. Теоретические основы дрессировки Приучение щенка к месту

Ну вот наконец-то у вас в доме появилось маленькое четвероногое чудо – щенок. И все бы хорошо, мечта сбылась, но щенок вас не слушается. А все потому, что его нужно дрессировать (или воспитывать). Ведь щенок как ребенок, он не знает что можно, а что нельзя, и он не понимает, чего вы от него хотите.

Итак, воспитанием собаки необходимо заниматься с момента появления щенка в доме, а не с 6-7 месяцев, как считают некоторые. Если пересчитать собачий возраст на человеческий, то 6-7 мес. – это 3,5-4 года в человеческом исчислении. Представьте если детей начинать обучать в этом возрасте, как будет трудно им что то объяснить, а им что то понять.

Конечно начинать воспитание собаки следует с самого простого – с приучения к кличке , к ошейнику, к месту, команде «ко мне» и «фу». Это является общим курсом дрессировки собак которые с 5 месяцев можно пройти с инструктором. Но перед тем как пойти в школу родители учат детей азам – считать, говорить, различать цвета. Так и щенка нужно подготовить к «школе».

Основные команды

Процесс обучения щенка должен проходить для него незаметно в процессе игры. Собака научится вас прекрасно понимать, если с ней разговаривать. Начнем наше воспитание собаки с приучения к кличке.

Позовите щенка по имени, и дождитесь, пока он сконцентрирует свое внимание на вас, позовите «ко мне» и поставьте на отведенное место миску с едой. Когда щенок направится к миске, ласково повторяйте «ко мне» и дайте ему поесть. На первое время команду сопровождают произнесением клички, для того чтобы привлечь внимание щенка. Постепенно кличку убирают.

Отрабатывать команду нужно и в течении всего дня. Как только малыш обратит на вас внимание командуйте «ко мне». Главное делать это ласково. Если щенок не спешит к вам подходить, повторите «ко мне» более настойчиво и подкрепите слова лакомством. Если щенок все еще не спешит, повторяя команду отдалитесь от него. Подход закрепите лаской и лакомством. Команда «ко мне» должна выполняться энергично, сразу и полностью. Добивайтесь полного выполнения команды каждый раз. Если щенок это усвоит, то он никогда вас не поведет.

Команда «фу»

Щенок – это маленький ребенок и как все дети он будет много шалить. Чтобы это не вошло в привычку он должен знать команду «фу». Ее произносят резким и строгим голосом. Она должна выполняться беспрекословно и моментально. Одновременно с произнесением команды «фу» легонько ударьте собаку прутиком по крупу. Ни в коем случае нельзя ударять рукой или поводком!!! Рука – это символ ласки и она дает еду. Если ударить поводком это может привести к страху перед ним и прогулки станут мучением.

Со временем с помощью этой команды можно приучить собаку не подбирать отбросы на улице. Собаки подбирают эти отбросы не от голода, а от сохранившихся инстинктов добывать еду. К тому же собакам нравится вкус подгнившего мяса. Можно сочетать отработку команды «фу» с отучением подбирать все подряд с земли. Перед прогулкой попросите кого-нибудь разложить на пути вашего маршрута куски мяса посыпанных перцем, или любой другой горькой приправой. Спровоцируйте щенка взять кусок и скомандуйте «фу», вкус ему должен не понравиться и он будет постепенно ассоциировать что команда «фу» остерегает его от неприятных ощущений.

Во время воспитания собаки все команды требуют ежедневного повторения до полного их усвоения. Далее они повторяются по мере необходимости. Если щенку надоело занятие не принуждайте его, в этом возрасте должна быть для нее праздником и игрой. Не наказывайте щенка во время упражнений. Он не должен бояться занятий а охотно «играть» с вами. Если вы раздражены или у вас нет настроения – не проводите урок. Собаки очень чутко чувствуют эмоции и настроение людей, такое занятие может дать негативные последствия. В процессе дрессировки щенок должен радоваться общению с вами и выполнение ваших команд должно быть для него счастьем.

Теоретические основы дрессировки

Все методы дрессировки по различным программам основаны на общих принципах, описанных академиком И. П. Павловым. Приучая собаку к определенному поведению в заданной обстановке, дрессировщик вырабатывает у нее условный рефлекс. Острый ум собак позволяет им реагировать на сложные сигналы человека, использовать прежний опыт и приспосабливать свое поведение к новым условиям, однако не стоит забывать, что высшая нервная деятельность животных отличается от человеческой. К примеру, собаки не способны мыслить отвлеченно. Они постигают только то, что могут понюхать, увидеть, услышать, попробовать на вкус. Это делает необходимым обучение собаководов-любителей работе с их питомцами.

Обычно обучение разделяется на 3 части: изучение теории, техника дрессуры и практическая работа на площадках.

Функции нервной системы собаки крайне сложны. Она не только управляет работой внутренних органов, но и помогает животному реагировать на окружающую среду, используя в качестве ориентиров раздражители: запахи, звуки, зрительные образы и так далее.

В естественных условиях собака реагирует не на какие-то отдельные раздражители, а на их совокупность. Каждый раздражитель воздействует на определенные чувствительные окончания нервных клеток – рецепторы. Принятый рецептором сигнал поступает по нерву в анализирующий его отдел головного мозга, где и происходит окончательная обработка информации. Благодаря анализу животные реагируют не на все раздражители, воздействующие на их организм, а только на самые важные из них. Реакция на несущественные в данный момент раздражители тормозится.

Наибольшее количество рецепторов собрано в коже и органах чувств собаки. При дрессировке роль этих органов крайне велика, необходимо знать, как пес воспринимает мир. Так, например, далеко не все собаководы знают, что их питомцы не различают цветов. Действительно, собака видит мир в черно-белой гамме. Вместе с тем, зрение позволяет ей уловить особенности движения, походки человека, его мимику, жесты.

Известно, что собака видит идущего человека лишь на расстоянии 500–700 м, что ограничивает использование зрительных воздействий при дрессировке.

Намного лучше развит у собак слух. Собаки воспринимают звуковые волны до 40 тыс. колебаний в секунду. Они четко различают слабые шорохи, тихо произнесенные команды, незначительные шумы. Звук, который собака способна расслышать с расстояния 24 м, человек воспринимает лишь на расстоянии 6 м. Наилучшее развитие получило у собак обоняние. Его сила превышает самый острый человеческий нюх в 11,5 тыс. раз. Это значит, что им доступны около полумиллиона дополнительных запахов, которые не способны воспринять люди.

Все эти особенности используются опытными дрессировщиками при развитии у собак рефлексов на определенные условия.

Павлов разделил все рефлексы на простые и сложные. К первым относятся врожденные реакции, подразумевающие ответ на один раздражитель, например, сосательный рефлекс, который проявляется как у новорожденных животных, так и у человеческих младенцев, если коснуться их губ, сужение зрачков на ярком свету, отдергивание конечности при болевом воздействии. Сложные рефлексы, также называемые инстинктами, являются ответом организма на группу раздражителей. Все инстинкты можно условно подразделить на те, которые служат самосохранению, и инстинкты, направленные на продолжение и сохранение рода. К первым относятся оборонительный, пищевой, инстинкт чистоплотности и т. п. Вторая группа включает в себя инстинкты размножения и заботы о потомстве.

У собак лучше всего развито обоняние

Формирование сложных условных рефлексов в ответ на определенные раздражители в виде ситуации, команды, жеста и называется дрессировкой.

Кроме сложных и простых, Павлов разделял рефлексы на условные и безусловные. Все прежде описанные реакции можно отнести к безусловным, врожденным рефлексам, передаваемым из поколения в поколение.

Условные рефлексы, в отличие от них, возникают в процессе жизни и воспитания молодого животного. В естественных условиях их развитием собака обязана родителям, однако со времен одомашнивания большую часть воспитательной работы взял на себя человек.

Прежде чем приступать к дрессировке, хозяину следует тщательно изучить психические особенности питомца

Перед тем, как начать дрессировать собаку, следует выявить ее психические особенности.

Известно, что у собак существуют 4 основных типа сложных инстинктивных реакций: половая, оборонительная, пищевая и ориентировочная. В зависимости от врожденных данных и воспитания щенка эти реакции проявляются в разной степени. Перед тем как выбрать, по какому курсу тренировать животное и какими методами пользоваться, специалисты проводят тест на преобладающую реакцию.

Исследование проводит дрессировщик (хозяин) под руководством инструктора и с помощью 2 незнакомых собаке помощников.

Для проведения этого теста молодую собаку помещают в незнакомые для нее условия. На полигоне обязательно должны быть укрытия. В качестве времени тестирования рекомендуется выбрать раннее утро до кормления или через 4 ч после него.

Первым этапом испытания становится реакция собаки на уход хозяина.

Животное привязывают на полигоне и оставляют в одиночестве. Через некоторое время один из помощников создает шум, а спустя несколько минут спокойно проходит в 5 м от собаки и прячется в укрытие. Как только первый помощник скрылся, второй появляется из укрытия с прутом в руке и идет к животному, активно нападает на него, а затем скрывается. На последнем этапе дрессировщик ставит перед своим питомцем кормушку с пищей и снова скрывается в укрытии. Второй помощник повторяет нападение, пытаясь отнять у собаки кормушку.

Активно-оборонительная реакция

Все это время инструктор наблюдает за поведением животного и делает заключение о преобладающей у него реакции. Наиболее часто встречаются собаки со следующими преобладающими реакциями:

пищевая. У собаки с преобладанием этой реакции наблюдается жадность в поедании корма, отсутствие в этот момент реакции на помощника. К спокойно проходящему мимо нее человеку такая собака ласкается, а на нападающего огрызается;

ориентировочная. Собака активно исследует площадку, принюхивается, прислушивается, тянется к помощнику, чтобы обнюхать его. При нападении не огрызается, к спокойно подходящему человеку ласкается и обследует его одежду на запахи. Пищу ест не сразу;

Если у собаки преобладает активно-оборонительная реакция, то при попытках отнять пищу она полностью переключает внимание на помощника, нападая на него с лаем, к миске возвращается не сразу.

активно-оборонительная. Собаки этого типа быстро реагируют на смену обстановки. При появлении незнакомого человека ориентировочная реакция у нее быстро сменяется оборонительной: животное лает, нападает на человека. Реакция на травлю еще ярче;

пассивно-оборонительная. Собака с преобладанием этой реакции в новой обстановке начинает трусливо оглядываться, убегает от помощников, ест урывками или не ест вообще;

активно-оборонительная в комплексе с пищевой. Животное активно набрасывается на постороннего и при первой возможности одновременно поедает пищу. В ситуациях, когда кормушка отсутствует, ведет себя как чисто активно-оборонительный тип.

Как и у людей, у собак проявляются 4 типа темперамента: холерик (возбудимый), сангвиник (подвижный), флегматик (инертный) и меланхолик (слабый).

Собака-холерик отличается подвижностью, неуравновешенностью, возбудимостью. У собак этого типа с трудом вырабатывается выдержка в различных положениях, но при хорошем контроле это крайне работоспособные животные.

Сангвиники, в отличие от холериков, более уравновешенны и отлично поддаются дрессировке.

Пассивно-оборонительная реакция

Флегматичные собаки отличаются большой уравновешенностью и малой подвижностью. Они крайне медленно вырабатывают условно-рефлекторную реакцию, но запоминают выученные навыки надолго. Излишне флегматичных собак не рекомендуется дрессировать вообще.

У собак-меланхоликов условные рефлексы вырабатываются с трудом и сохраняются недолго. Нервные процессы у них слабые. Это крайне неуравновешенные собаки, малопригодные к дрессировке.

Чаще всего эти типы высшей нервной деятельности проявляются у собак в смешанном виде. Определить темперамент собаки можно только в процессе дрессировки. Это определение осложняется тем, что внешняя реакция животного не всегда совпадает с его типом нервной деятельности. В связи с этим дрессировщики предпочитают в работе с собаками ориентироваться на внешнее поведение своих питомцев, проводя наблюдения в различной обстановке и в разное время.

Типы поведения собак: а – умеренно-возбудимый; б – малоподвижный, спокойный;

Типы поведения собак (продолжение): в – возбудимый; г – пассивно-трусливый

При неправильной дрессуре без учета темперамента, типа поведения и преобладающей реакции у собак могут возникнуть неврозы. Чаще всего нарушение условно-рефлекторной деятельности наблюдается в форме постепенно или быстро нарастающей вялости, угнетенного состояния, боязни дрессировщика или повышенной возбудимости, суетливости, хаотичности движений, нечеткого исполнения команд.

Кроме неправильного обращения с собакой во время дрессировки и нежелания дрессировщика учитывать ее психические особенности, причиной невроза может стать нечеткий график работы, слишком сильные внешние раздражители, отвлекающие собаку от выполнения упражнений, перенапряжение, монотонность занятий, поспешный переход от простых к сложным упражнениям, применение подряд двух противоречивых команд, например, «Фас!» и «Фу!».

Опасность развития неврозов заключается в том, что они протекают хронически, нарушения в высшей нервной деятельности проявляются стойко. Собаки неадекватно реагируют на внешние раздражители и неспособны к дрессировке.

Для того чтобы устранить возникший у животного невроз, следует временно прекратить занятия, дать собаке отдохнуть несколько дней, а в более тяжелых случаях даже недель или месяцев. Также, по совету ветеринара, возможно применение препаратов брома, кофеина и других медикаментов. После выздоровления собака втягивается в работу постепенно, дрессировщику необходимо следить за тем, чтобы вызвавшие у собаки заболевание раздражители не воздействовали на него во время дрессуры. Лучше всего помогает смена обстановки: переход на другой рабочий полигон, введение в отработку навыков новых помощников.

Для предупреждения неврозов следует учитывать особенности восприятия собаками раздражителей и факторов внешней среды. Некоторые из них, неучтенные дрессировщиком, могут сильно повлиять на работоспособность собаки. Так, например, жаркая или холодная погода снижает работоспособность животного, особенно при работе по следу.

Наиболее благоприятна для работы с собакой температура от 25 до –15 °С. При слишком холодной погоде собаку рекомендуется укрывать попоной, при жаркой давать ей больше отдыхать и пить. Приучать животное работать в условиях, отличающихся от тех, в которых оно выросло, следует лишь при полном усвоении навыка.

Еще одним немаловажным фактором внешней среды является ветер. Восприятие звуков снижается при попутном ветре и повышается при встречном. При работе по следу наиболее благоприятны встречное и попутное движение воздуха, ветер же сбоку сбивает собаку со следа.

Еще одна тонкость, которую следует учитывать – влажность почвы. При работе собаки с запахами влажные почва и воздух способствуют их сохранению, сухость же, наоборот, ослабляет запах следа. Снег почти не влияет на остроту запахов для животного, в отличие от сильно ослабляющего их дождя.

Следует помнить, что во время снегопада и дождя результативность работы животного снижается, собака хуже выполняет команды, дольше ищет след и работает менее активно.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Справочник. Дрессировка собак автора Крузерман Г В

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ДРЕССИРОВКИ 1. Типы нервной деятельности (НД) собак и изменения методики дрессировки применительно к типам нервной деятельности. По работе коры головного мозга служебные собаки распадаются на четыре основные группы:1) возбудимые, 2) тормозимые, 3)

Из книги Разведение собак автора Хармар Хиллери

Из книги Гончие автора Маскаева Юлия Владимировна

Теоретические основы дрессировки Под дрессировкой понимается целенаправленный обучающий процесс, в результате которого собака усваивает навыки, необходимые ей для помощи человеку в определенном виде деятельности. В частности, курс дрессировки гончей включает

Из книги Ротвейлеры автора Сухинина Наталья Михайловна

Основы дрессировки щенков Питомцу, как правило, необходимо дружеское расположение и чуткое отношение со стороны всех членов семьи, в которой он живет. Но наиболее прочная эмоционально-психологическая связь устанавливается между собакой и ее хозяином, и от поведения

Из книги Дрессируем собаку автора Зайцева Ирина Александровна

6 ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДРЕССИРОВКИ Воспитывать и дрессировать собаку нужно уже в щенячьем возрасте. Некоторые несложные навыки можно привить щенку уже с 1,5-2 мес. Приступая к воспитательной дрессировке щенка, следует учитывать следующее:– необходимо соизмерять

Из книги Дрессировка служебных собак автора Бочаров Владимир Иванович

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДРЕССИРОВКИ Использование собак для служебных целей невозможно без предварительной дрессировки.Выработанные и закрепленные при дрессировке действия обеспечивают хорошее послушание (дисциплину) собаки и подготавливают ее к выполнению

Из книги Ретриверы автора Куропаткина Марина Владимировна

Основы общей дрессировки Самый главный постулат тренировки собаки – постоянное соблюдение соотношения между поведением животного и его последствиями.Ретривер ведет себя определенным образом, и это приводит к каким-либо действиям со стороны окружающих. Соотношение

Из книги Собака-проводник слепого автора Орехов Николай Егорович

Основы специальной дрессировки ретривера По статистике лишь 50% владельцев охотничьих собак проводят со своими питомцами курс домашней дрессировки (общего послушания), вторая половина не может этого делать либо от недостатка времени, либо по неопытности. Обеспечить

Из книги Кинологическое обеспечение деятельности органов и войск МВД РФ автора Погорелов В И

III. ОСНОВЫ ДРЕССИРОВКИ СОБАК Общее представление о поведении собак и их дрессировке Поведение - это характер жизни и действий животных в различных условиях. В естественных условиях поведение направлено прежде всего на сохранение жизни и воспроизведение.Дрессировка -

Из книги Собаки и их разведение [Разведение собак] автора Хармар Хиллери

Основы дрессировки собак - проводников Весь комплекс, из которого слагается дрессировка собаки - проводника, состоит из общего и специального курсов.Общий курс дрессировки необходим для выработки у собаки навыков послушания, правильного поведения в различных

Из книги Служебная собака [Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства] автора Крушинский Леонид Викторович

ЧАСТЬ I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЛУЖЕБНОЙ

Из книги Геологические поиски с рудорозыскными собаками (Основы дрессировки собак на поиски руд по запаху) автора Орлов Александр Павлович

1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ И ДРЕССИРОВКИ СОБАК Эффективность и качество подготовки собак к различным видам деятельности требуют от специалистов-кинологов знания зоопсихологии, этологии, физиологических основ поведения и дрессировки животных, а также умения применять

Из книги автора

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ДРЕССИРОВКИ Общая дрессировка собак - выработка дисциплинирующих навыков: подчиняться, делать что-либо по команде и так далее. Выработав эти навыки у собак, можно будет позднее готовить их к различным специальным службам: поиск по следу, сторожевая и др. Но

Понятие о дрессировке

Под дрессировкой собак понимается приучение их выполнять или прекращать какие-либо определенные действия по сигналам дрессировщика.

Научной основой методики дрессировки собак является учение академика И.П. Павлова о высшей нервной деятельности (поведении) животных.

В свете этого учения дрессировка представляет собой процесс выработки условных рефлексов или установление временных связей в коре больших полушарий головного мозга собаки.

Все действия собаки представляют сложные безусловные и условные рефлексы.

Безусловные рефлексы , иначе называемые инстинктами, являются врожденными. К ним у собаки относятся: ориентировочный, пищевой, оборонительный, половой и родительский инстинкты.

Условные рефлексы также представляют собой сложные действия собаки, но в отличие от безусловных рефлексов они являются не врожденными, а приобретенными, т.е. выработанными собакой в процессе ее жизни.

Действия собаки, выработанные в процессе ее жизни и закрепленные многократными повторениями, называются навыками.

У собаки навыки могут вырабатываться самостоятельно, без участия человека и с его участием.

Навык, выработанный у собаки в процессе дрессировки, принято называть приемом. Следовательно, дрессировка представляет собой выработку у собаки навыков или приемов.

Рефлексы проявляются у собаки при наличии соответствующих раздражителей.

Раздражителями называются любые воздействия внешней и внутренней среды организма, которые вызывают ответное действие.

Раздражители подразделяются на безусловные и условные.

Безусловные раздражители своим воздействием вызывают у собаки проявление безусловных рефлексов или инстинктов. Так, например, каждый новый для собаки раздражитель - звук, запах или вид предмета - вызывает у нее проявление ориентировочного рефлекса в виде прислушивания, принюхивания или всматривания.

Раздражитель, физически воздействующий на организм собаки и приводящий к болевому ощущению, вызывает у нее проявление оборонительного рефлекса, т.е. действий, направленных к самозащите в активной форме в виде нападения или в пассивной - в спасании бегством.

Раздражитель внутренней сферы организма, например кровь, лишенная питательных веществ (голод), воздействуя на организм собаки, вызывает у нее проявление пищевого рефлекса.

Гормон, выделяемый половыми железами, вызывает у нее проявление полового инстинкта и т.д.

Условные раздражители своим воздействием вызывают у собаки проявление условных рефлексов (навыков), выработанных собакой в процессе ее жизни.

Условными раздражителями в процессе дрессировки будут являться различные сигналы дрессировщика, на которые у собаки вырабатывается навык.

Чтобы выработать у собаки какой-либо навык (прием), необходимо сначала подать сигнал (условный раздражитель), затем - безусловный раздражитель, который вызывает у собаки требуемое действие. Путем повторений у собаки вырабатывается сложный условный рефлекс - производить требуемое действие по одному сигналу (условному раздражителю).

Следовательно, дрессировка основана на образовании у собаки условных рефлексов. Быстрота образования условных рефлексов у собаки зависит от ряда причин, главным образом от типа нервной системы, возраста, условий содержания собаки и др.

В молодом возрасте, примерно от 6 месяцев до 2 лет, образование необходимых навыков у собаки проходит быстрее, чем в старшем возрасте.

Выработка навыков у собаки ускоряется, когда она содержится около, человека, близко и часто общается с ним.

Методы отработки приемов

В дрессировке собак применяются четыре различных способа выработки навыков или отработки отдельных приемов: вкусопоощрительный, механический, контрастный и подражательный. Каждый из этих способов имеет свои положительные и свои отрицательные стороны.

Выбор того или другого способа при дрессировке собаки зависит от ряда обстоятельств, как, например, от индивидуальных особенностей дрессируемой собаки, от приема, отрабатываемого у собаки, и пр.

Вкусопоощрительный способ отработки приема заключается в том, что дрессировщик при отработке какого-либо приема использует только пищевые раздражители.

Например, дрессировщик должен выработать у собаки способом вкусопоощрения навык - подходить к нему по команде. Для этого он производит следующие действия: сначала подает сигнал-команду «ко мне» (условный раздражитель), затем показывает собаке пищу (условный пищевой раздражитель), чем побуждает собаку подойти к нему, и после ее подхода отдает ей показываемую ранее пищу, подкрепляя этим безусловным раздражителем желаемое действие. После нескольких повторений у собаки вырабатывается навык подходить к дрессировщику по одному его сигналу-команде «ко мне».

Способ вкусопоощрения широко применяется при отработке различных приемов у молодых и взрослых собак.

Механический способ отработки приема заключается в том, что дрессировщик при отработке какого-либо приема у собаки условный раздражитель сопровождает безусловным механическим или болевым раздражителем.

Например, дрессировщик должен выработать у собаки механическим способом навык - садиться по сигналу. Для этого он производит следующие действия: вначале подает сигнал-команду «сидеть» (условный раздражитель), затем производит давление рукой на круп собаки (безусловный механический раздражитель), побуждая этим собаку сесть; давление на круп прекращает после посадки собаки.

Путем повторений вырабатывается и закрепляется навык, в результате чего собака по одной команде, не сопровождаемой давлением руки, начинает садиться.

Механический способ имеет ограниченное применение в дрессировке собак. У спаниелей этим способом отрабатывается только команда «нельзя».

Контрастный способ отработки приема заключается в том, что дрессировщик условный раздражитель сопровождает безусловным механическим раздражителем, побуждая собаку совершить требуемое действие, после чего применяет безусловный пищевой раздражитель как средство поощрения собаки за выполнение сигнала.

Например, дрессировщик должен выработать у собаки контрастным способом навык - подход по команде. Для этого он подает команду «ко мне» (условный раздражитель), одновременно подтягивая собаку за поводок (безусловный механический раздражитель), побуждая этим собаку подойти к нему. После подхода собака поощряется кусочком пищи (безусловный пищевой раздражитель). После нескольких таких повторений у собаки вырабатывается прочный навык подходить к дрессировщику по одной команде «ко мне», без подтягивания за поводок. При настоящем способе факторами, побуждающими собаку к выполнению какого-либо приема, являются два контрастных, противоположных по своему значению, раздражителя: механический (болевой) и пищевой.

В результате воздействия двух различных по своему действию безусловных раздражителей у собаки быстро вырабатывается необходимый навык. Выработанный этим способом навык является наиболее прочным.

Контрастный способ - лучший из всех способов для отработки у собак целого ряда приемов, поэтому этот способ широко применяется при дрессировке охотничьих собак, в частности спаниелей.

Подражательный способ . В поведении собак можно наблюдать инстинкт подражания, который проявляется в форме целого комплекса различных действий, сходных с действиями другой собаки, производящей их на виду у первой.

Так, например, если одна собака с лаем набрасывается на человека, то и вторая собака, находящаяся невдалеке от первой, присоединяется к ней, подражая ее действиям.

Это свойство одной собаки подражать в своих действиях другой широко используется в натаске, нагонке и притравке охотничьих собак, в том числе и спаниелей.

Раздражители, применяемые в дрессировке собак

Все раздражители, применяемые в дрессировке собак, подразделяются на условные и безусловные.

Условными раздражителями являются все сигналы, подаваемые дрессировщиком при дрессировке собаки, а также во время охоты с нею.

Сигналы являются основным средством для управления подготовленной собакой.

Сигналы подразделяются на: команды, подаваемые голосом, жесты, подаваемые движением правой руки, и звуки, производимые свистком.

Любой сигнал, подаваемый дрессировщиком собаке, превращается в условный раздражитель с момента начала выработки у нее на этот сигнал соответствующего навыка.

Все сигналы должны быть неизменяемыми. Измененный сигнал для собаки является новым или безразличным раздражителем и не вызовет у нее нужного действия.

Команды - это отдельные слова. Каждая команда состоит из строго определенного сочетания звуков и произносится всегда с четко выраженной интонацией.

В дрессировке собак применяются: интонация ласки, интонация приказания и интонация угрозы.

Интонация ласки применяется для поощрения собаки после выполнения ею какой-либо команды. Для поощрения собаки служит восклицание «хорошо», которое всегда должно произноситься громко, протяжно и обязательно с интонацией ласки.

Интонация приказания применяется в командах, требующих от собаки какого-либо действия. Такие команды, как, например, ко «мне», «сидеть», «лежать», «подать», «дай», «место», должны подаваться коротко, четко, не громко и обязательно с интонацией приказания.

Интонация угрозы применяется в запрещающей команде «нельзя», а также в повторных командах.

Безусловные раздражители применяются в дрессировке при начальной обработке приема.

В дрессировке применяются безусловные раздражители двух видов: механические и пищевые. К механическим раздражителям относятся: давление руки дрессировщика на крестец или холку собаки, рывок за поводок и удар прутиком. Сила физического раздражителя должна всегда соответствовать росту, возрасту и характеру собаки. К щенку, молодой и взрослой робкой собаке применяются физические раздражители слабой силы. По отношению к взрослой, крупной и в особенности к злобной и упрямой собаке сила физического раздражителя должна увеличиваться.

Во всех случаях излишне сильный физический раздражитель может вызвать у собаки торможение вырабатываемого действия или проявление оборонительного инстинкта.

Пищевой раздражитель - «лакомство» - пища, более охотно поедаемая собакой.

Хорошим «лакомством» являются мясо или баранки, порезанные небольшими кусочками. Чтобы пищевой раздражитель более сильно воздействовал на собаку, ее дрессировку всегда необходимо проводить до кормления или спустя полтора-два часа после кормления.

Средства воздействия дрессировщика на собаку

При воспитании щенка, при дрессировке, натаске и использовании взрослой собаки на охоте дрессировщик в зависимости от различных обстоятельств применяет различные средства воздействия. К таким средствам относятся: поощрение, принуждение и запрещение.

Поощрение . Применяется как средство воздействия на собаку за выполнение ею сигнала дрессировщика.

Поощрением для собаки, в зависимости от обстоятельств, может служить восклицание «хорошо», оглаживание рукой или дача кусочка «лакомства». Для того, чтобы восклицание «хорошо» и оглаживание собаки превратить в условный раздражитель, необходимо восклицание и оглаживание подкреплять кусочком «лакомства». После этого одно восклицание «хорошо» или оглаживание будет воздействовать на собаку так же, как и «лакомство».

Если собака действительно четко выполнила сигнал дрессировщика, надо поощрять ее щедро, не скупясь.

При правильном поощрении у собаки усиливаются привязанность и доверчивость к дрессировщику, что облегчает ее воспитание, дрессировку, натаску и использование на охоте.

Принуждение . Применяется как средство воздействия на собаку, когда она не выполняет сигнала дрессировщика, хотя на этот сигнал у нее имеется выработанный соответствующий навык. В зависимости от обстановки принуждением может быть рывок поводком или удар прутиком. Как правило, принуждение всегда применяется после повторной команды, поданной с угрожающей интонацией, в результате чего в последующем одна команда, поданная с угрожающей интонацией, будет воздействовать на собаку так же, как и непосредственное принуждение.

В применении принуждения необходимо соблюдать осторожность. Излишне сильное принуждение воспитывает у собаки боязнь к дрессировщику и одновременно ослабляет ее привязанность к нему. Наоборот, уклонение дрессировщика от принуждения, а также слишком слабая сила принуждения воспитывают недисциплинированную, непослушную собаку.

Запрещение . Применяется как средство воздействия на собаку для прекращения любого ее действия, нежелательного для дрессировщика. Для этого применяется команда «нельзя». Вначале эта команда сопровождается болевым раздражителем. В дальнейшем одна команда «нельзя», без подкрепления, будет воздействовать на собаку так же, как и рывок за поводок или удар прутиком, в зависимости от того, чем подкреплялась эта команда раньше. Четкое выполнение команды «нельзя» - один из признаков дисциплинированности собаки.

Наиболее часто встречаемые ошибки в дрессировке собак

Ошибки дрессировщика - это неправильные его действия при дрессировке собаки, из-за чего у собаки не вырабатывается нужный навык, а, наоборот, вырабатывается ненужный, нежелательный.

К ошибкам дрессировщика нужно отнести:

  • а) неправильное понятие о том, что собака способна понимать человеческую речь. В результате дрессировщик часто изменяет команды, на которые вырабатывает у собаки тот или иной новый навык. Так, например, команду «лежать» в одном случае он подает «лежать», в другом - «ложись». Для собаки каждая измененная команда является новым звуковым раздражителем. Поэтому затрудняется выработка нужного навыка, а если он уже был выработан, то в таких случаях не проявляется;
  • б) нарушение основного правила в выработке условных рефлексов. Ошибка заключается в том, что условный раздражитель не предшествует безусловному раздражителю, а следует после него. Например, дрессировщик сначала дает собаке рывок поводком, а затем команду «нельзя», в результате чего у собаки не вырабатывается навык прекращать свои действия по команде, которая при данном условии не может превратиться в условный раздражитель;
  • в) запаздывание с применением безусловного раздражителя. Эта ошибка состоит в том, что дрессировщик, отрабатывая у собаки какой-либо прием, вводит безусловный раздражитель спустя некоторое время после сигнала, в результате чего у собаки вырабатывается запаздывающий условный рефлекс. Например, дрессировщик, приучая собаку садиться по команде, долго медлит с подкреплением ее безусловным раздражителем - давлением руки на круп собаки. В результате этого у собаки долго не вырабатывается нужный прием, а когда он будет выработан, то получается запаздывающим;
  • г) грубое обращение с собакой задерживает у нее выработку требуемых навыков и воспитывает у нее недоверчивость и боязнь к дрессировщику;
  • д) чрезмерная ласка и постоянная игра с собакой резко снижают послушание собаки дома и на охоте.

Все вышеуказанные ошибки являются главными методическими ошибками, наиболее часто встречающимися у молодых дрессировщиков. Каждый охотник-дрессировщик должен помнить, что терпение, настойчивость и ласка при дрессировке собаки обеспечат ему хорошего помощника на охоте.

Бернский зенненхунд легко поддаётся воспитанию и дрессировке. Но прежде чем требовать что-то от собаки, надо определиться, что именно вы хотите от него. С маленьким Берном надо быть терпеливым, последовательным. Крик и удар не сделает щенка вашим другом. Послушание и доверие достигается ласковым словом, протянутой для ласки рукой.

Берн - собака в основном послушная, но не механическая игрушка - хочу поставлю, хочу положу - у него свои желания, он не ваш раб, он ваш друг, поэтому прежде, чем дать команду, продумайте её: так ли важно посадить в слякотный снег своего друга (может, попробовать на себе).

Обучением малыша можно заниматься в игре, он, доверяя вам, очень захочет ещё больше понравиться, но если заупрямился, силой не возьмете. Отвлеките и снова повторите то, что не получили в прошлый раз, но повторите не завтра. Будьте сами последовательны, начните воспитание своей собаки с себя.

Первой вашей общей победой будет принятие щенком ошейника и поводка. Конечно ошейник должен быть мягким (и снова примерьте его на себя). Приучаем постепенно, щенок должен привыкнуть к тому, что на шее теперь ошейник, и за ним таскается что-то длинное, и никак не отстает.

Взяв в руки поводок не тащите щенка за собой, поводок ваш помощник, он не позволит щенку бежать сломя голову куда глаза глядят, походите за малышом, он должен понять что это совсем не страшно. Легким потягиванием объясните в какую сторону идти, но когда поводок станет обычным атрибутом прогулки не позволяйте щенку таскать вас в разные стороны, Берн вырастет и его физическая сила позволит ему таскать вас как захочется, но захочется ли этого вам?

Обычно собака идет с левой стороны, команда «рядом» и левая сторона фиксируется сразу и не изменяются по нашему желанию, это закон. Команда «сидеть» - и мы берем щенка под горлом нажимаем на попу сверху, сажаем и хвалим, и так несколько раз.

Занятия идут не долго, чтобы щенок не устал, это вы работаете, а он играет.

Команда «место». Отводится определенное место,желательно удобное для вас и для собаки, пес должен спокойно наблюдать за происходящим, и подведя щенка к месту сажаем его и проговариваем команду.

Команда «лежать». У левой ноги щенку протягивают лакомство, зажатое в руке, движение руки веред и вниз, одновременно команда и надавливание на холку щенка. После выполнения команды щенком из положения рядом, отрабатывается команда на расстоянии 1-2 метров.

Команда «стоять» даётся к 6 месяцам. Дается из положении сидя. «Стоять», левая рука под живот, приподнимаем, «хорошо»! Заработок в рот!

Команда «ко мне». Идя с собакой рядом, приостановитесь, отойдите чуть назад, дайте команду и потяните поводок на себя, не сильно, чтобы не было протеста, вы работаете в основном голосом, даётся лакомство.

Каждая команда выполняется последовательно, произнесенное имя - уже привлечение внимания, и каждый раз это игра, не для вас, вы работаете на много лет вперед, для щенка, вы оба должны получать удовольствие от дрессировки и общения. Только так.

Очень важно во избежании порчи каких то важных для вас предметов – книг, обуви, проводов и чего-либо ещё – уберите. Это решит проблему, ведь за изгрызанными туфлями последует наказание, но ведь их не убрали вы! Начните с себя!

Для понимания физических основ дрессировки интересно следующее наблюдение Лоренца: он утверждал, что собака выбирает хозяина из членов семьи в определенном возрасте (3-4 месяца).

Если же приобрести собаку более старшего возраста, то, возможно, вырастить ее преданной однолюбкой уже не удастся.

Введя в науку термин рефлекс, Р.Декарт, возможно, и не подозревал, что в современной физиологии высшей нервной деятельности (ВНД) этот термин станет одним из основных. По определению Декарта, рефлекс — закономерный ответ организма на внешний агент. Это понятие затем дополнялось и усложнялось, и сейчас рефлексы делят на два вида: безусловный (врожденный) и условный (приобретенный).

Безусловными являются рефлексы отдергивания руки от горячего предмета, зажмуривание глаз при движении в их сторону какого-то предмета (взмах руки), чихание, кашель и т. п. Сложные безусловные рефлексы называются инстинктами. Известны такие из них, как половой, пищедобывательный, защиты потомства, сохранения собственной жизни и др. Часто в реальной жизни они конкурируют между собой: более сильный инстинкт подавляет более слабый. Например, мать, несмотря на опасность, защищает своих детенышей, а не спасается бегством. В этом случае великий инстинкт материнства, направленный на сохранение вида, оказывается сильнее инстинкта самосохранения..

Сейчас доказано, что некоторые компоненты безусловных рефлексов формируются при жизни животных. Интересно явление импринтинга (запечатления), описанное К. Лоренцом. Известно, что новорожденные цыплята уже «знают», что им надлежит следовать за мамой-несушкой.

Оказалось, что если едва вылупившимся цыплятам показать какой-либо небольшой движущийся предмет, например мячик, они принимают его за свою родительницу и начинают следовать за ним, точно так же, как следовали бы за наседкой. Если спустя некоторое время к цыплятам впустить их настоящую маму, они на нее не обратят внимания. Интересно, что импринтинг возможен только на определенной стадии развития организма, позднее рефлекс уже не реализуется.

Необходимым условием «дозревания» ряда безусловных рефлексов являются игры. Рефлексы преследования убегающего предмета заложены в собаке изначально. Но только в игре она обучается, как правильно схватить, в игре она обучается быть хищником.

Условные рефлексы в отличие от безусловных образуются только при жизни животных.

Различают классические (павловские) инструментальные условные рефлексы.

Классические встречаются очень часто. При попадании слабого раствора кислоты в ротовую полость начинается сильное слюноотделение, — это безусловный рефлекс. Однако если мы себе представим, что едим лимон, то почувствуем, как рот наполняется слюной. Роль безусловного раздражителя (сока лимона) здесь сыграл условный раздражитель — ассоциация со вкусом лимона. Известен случай, как один человек сорвал концерт духового оркестра: на виду у музыкантов он начал чистить лимон; прошло несколько минут, и оркестр смолк, музыканты не смогли дуть в свои трубы — их рты наполнились слюной.

Классические условные рефлексы по Павлову

Великий русский физиолог И.П.Павлов впервые подробно описал классические условные рефлексы. После смерти академика изучение условных рефлексов продолжили его ученики. Чтобы возникли условные рефлексы, необходимы четыре условия.

  1. Связь во времени условного и безусловного раздражителей. В самом деле, для того чтобы организм на действие условного раздражителя (запах, вид пищи) отвечал как на действия безусловного (попадание пищи в организм), т. е. секрецией слюны, желудочного сока (а в этом, собственно, и состоит условный рефлекс), необходимо, чтобы условный и безусловный раздражители воспринимались как часть одного целого события. Любопытно, что у кошек, сколько исследователи ни пытались, не могли добиться выработки условного рефлекса поддразниванием животного кусочком мяса. Дело в том, что биология кошки такова, что для нее вид пищи и поедание ее по времени не связаны. Она может часами подстерегать в засаде мышку, видеть ее, прежде чем поймать. Разумеется, обладай кошка условным рефлексом, она просто изошла бы слюной за столь длительное время.
  2. Условный раздражитель должен предшествовать безусловному. Если каждый раз перед кормлением подавать световой (вспышка света) или звуковой (звонок) сигнал, то собака быстро «понимает», что после сигнала дадут пищу, и заранее «вырабатывает» желудочный сок и слюну. Если же условный сигнал давать после кормления, то условный рефлекс хоть и вырабатывается, но очень долго и с большим трудом. Существует временной оптимум между условным и безусловным стимулами, когда рефлексы вырабатываются быстрее всего.
  3. Безусловный раздражитель должен быть сильнее условного. Под этим подразумевается, что условный раздражитель сам по себе не должен действовать как безусловный. Например, можно дать звонок такой силы, что собака и думать забудет про еду — убежит куда глаза глядят. С другой стороны, если собака не ела неделю, ее, возможно, не испугает и взрыв фугаса. Опыты показали, что если безусловный раздражитель очень сильный, то в качестве условного можно использовать такой, который в других условиях является безусловным. Например, через пол камеры, в которой сидела собака, пропускали слабый ток (отрицательный безусловный раздражитель); собаке это, естественно, не нравилось — у нее учащался пульс, она пыталась убежать из клетки. Но после того как каждый удар тока стали сопровождать кусочком мяса, собака стала относиться к току философски и уже не взвизгивала, а виляла хвостом.
  4. Необходимы повторные сочетания безусловных и условных раздражителей. Как для высокоразвитых, так и для низкоразвитых животных количество сочетаний, необходимых для выработки условного рефлекса, приблизительно одинаково и составляет 20- 40 повторов. Описан случай, когда рефлекс вырабатывался и был устойчив после двух, а иногда даже и после одного сочетания. Например, один сильный удар тока от подсоединенного к куску мяса конденсатора может навсегда отучить собаку подбирать с земли.

Отдельно от классических стоят инструментальные условные рефлексы, впервые описанные Конорским и Миллером. Если подкреплять какое-либо случайное движение животного (например, сгибание лапы), то можно его обучить этому движению, т. е. выработать условный рефлекс. Инструментальные рефлексы существенно отличаются от классических (павловских). Здесь уже пет переноса восприятия безусловного раздражителя на условные.

Инструментальные рефлексы — всегда двигательные. Чтобы животное получило пищевое подкрепление (в классических рефлексах — безусловный раздражитель), оно после действия условного сигнала (свет, звук и т. п.) должно совершить какие-то определенные движения (нажать на педаль, дернуть за кольцо и др.). Методика выработки инструментальных рефлексов более сложна. Сначала животное обучают производить какое-либо действие. Для этого его ставят в условия, когда вероятность совершения этого действия увеличивается, и каждый факт совершения действия подкрепляют лакомством.

Животное постепенно «понимает», чего от него хотят, и уже само стучит лапой по педали в ожидании подкрепления. Затем подкрепляют только действия, совершенные после условного сигнала, поданного экспериментатором. Действия животного после выработки инструментального рефлекса можно усложнить. Например, можно добиться нажатия на педаль со строго определенной силой или научить нажимать не сразу после сигнала, а через некоторое время и пр. Для этого подкрепляют только те действия животного, которые ближе к требуемым.

В инструментальных условных рефлексах, кроме положительного подкрепления (пищевого) , может быть и отрицательное (болевое). В этом случае схема рефлекса несколько иная. Животное получает отрицательное подкрепление, если после подачи условного сигнала не совершит определенного действия. Изучены рефлексы избавления и избегания. Рефлексом избавления называется условный рефлекс, при котором животное каким-либо действием нейтрализует болевой раздражитель. Например, отключает нажатием на педаль ток, подаваемый на пол клетки. При реакции избегания животное заранее предотвращает действие отрицательного подкрепления тем же, например нажатием на педаль, но только до включения тока.

Выработка инструментальных условных рефлексов — это научное название дрессировки животных. Все закономерности, описанные при изучении инструментальных рефлексов, действуют и при дрессировке. Замечено, что если условный рефлекс не подкреплять, то он угаснет. Например, если кролик по сигналу дергает за кольцо и при этом не получает морковку, то очень скоро он перестанет обращать внимание на условный стимул. Процесс вытормаживания (угасания) условного рефлекса имеет свои особенности. Он происходит не сразу. Допустим, животное, не получая подкрепления, перестало совершать инструментальные движения.

Но через несколько условных стимулов оно опять совершает инструментальное действие. Постепенно паузы между условно-рефлекторными движениями удлиняются. Но для полного угасания рефлекса требуется гораздо больше сочетаний, чем для его выработки. Угашенный рефлекс очень легко восстановить. Инструментальные условные рефлексы и классические условные рефлексы, несмотря на отмеченные выше различия, имеют ряд общих черт.

Для обоих условных рефлексов характерно угасание при неподаче безусловного раздражителя (подкрепления). Если после угасания рефлекса появится новый раздражитель, то рефлекс восстанавливается. Например, экспериментатор неоднократным подкреплением добился, что животное перестало реагировать на условный стимул. Но вот хлопнула дверь или зазвонил телефон — и животное опять начало совершать вызванное условным рефлексом движение, которому ее обучили.

Для обоих типов условных рефлексов характерно: чем труднее рефлекс вырабатывается, тем быстрее угасает. После угасания рефлекса через некоторое время он может самопроизвольно восстановиться.

Отмечено, что если подкрепление давать не каждый раз, угасание происходит медленно.

Аксиомы дрессировки собак

Изученные особенности рефлексов и их угасание позволяет вывести несколько аксиом практической дрессировки:

  1. Переучивать всегда труднее, чем обучать.
  2. Отучить собаку что-либо делать можно лишь при условии отрицательного подкрепления каждого ее неправильного действия. Например, чтобы собака не брала корм с земли, надо за ней следить и каждый раз наказывать; в противном случае отучить собаку подбирать корм практически невозможно: она будет следить?а дрессировщиком и подбирать, когда он отвлечется.
  3. В новых условиях выработанный условный рефлекс может оказаться неработающим. Многие дрессировщики жалуются, что их собаки, безошибочно работая дома, на площадке начинают ошибаться, отвлекаться. В таких случаях рекомендуется заниматься с собакой в самых различных условиях, приучая работать при любых отвлекающих факторах.
  4. Выработанный условный рефлекс можно подкреплять не каждый раз. Еще Павловым был предложен принцип временной связи — способность нервной системы образовывать связи между любыми раздражителями и видами деятельности. Временная связь — понятие более широкое, чем условный рефлекс. Вся наша жизнь — это комплекс привычек и автоматических действий. Мозг (и весь организм) устроен таким образом, чтобы, работая, потреблять минимум энергии. Поэтому многие наши действия автоматизированы — совершаются без участия сознания. Биологический смысл временной связи — не только экономия энергии, но и экономия времени. Временная связь позволяет организму подготовиться к какому-то событию до его фактического осуществления, что дает огромное преимущество. Древние пресмыкающиеся вымерли, возможно, еще и потому, что не обладали такой пластичной нервной системой, как млекопитающие.

Важной особенностью организма является способность к привыканию (не путать с привычкой!). Привыкание — вид негативного обучения — постепенное уменьшение ответа на повторное действие раздражителя или на его непрерывное действие. Например, собака четко реагирует на стук двери настораживанием. Но если стук раздается каждую минуту, то она прекращает обращать на него внимание.

Характеристики привыкания по Томпсону и Спенсеру

Томпсон и Спенсор предложили следующие характеристики привыкания».

  1. При повторении раздражителя ответная реакция уменьшается.
  2. Прекращение действия раздражителя — восстановление способности к ответной реакции.
  3. При повторяющихся сериях действий раздражителя привыкание углубляется.
  4. Чем чаще подается раздражитель, тем быстрее происходит привыкание.
  5. Привыкание зависит от интенсивности раздражителя.
  6. Если продолжать воздействовать раздражителем после наступления привыкания, оно усугубляется.
  7. После действия сильного раздражителя восстанавливается ответная реакция на первый раздражитель.

Привыкание — широкий класс явлений, и его частный случай — угасание условного рефлекса. Привыкание к новым условиям, по существу, сводится к угасанию ориентировочной (оборонительной) реакции на неизвестные раздражители или на их непривычное сочетание или интенсивность. Так постепенно собак приучают к поездкам в транспорте, к громкому шуму, многолюдию, выстрелам и т.п.

Один из самых одаренных учеников академика Павлова, П.К.Анохин, создал теорию функциональной системы, за которую был награжден Ленинской премией. Суть теории состоит в утверждении существования в мозге специализированной системы, включающей весь мозг и периферию и направленной на достижение адаптивного результата.

На животное действует раздражитель. Включается блок памяти. Происходит синтез настоящих событий с запечатленными в памяти. Вырабатывается программа действий. Параллельно создается модель будущего результата. Совершается действие. Подается информация о результате действия. При рассогласовании модели с реальным результатом снова запускается ориентировочная реакция. Цикл начинается сначала. При совпадении результата действия с моделью происходит остановка механизма.

Функциональная теория Анохина признана в России и за рубежом, широко используется в прикладных целях, и ее знание может оказаться полезным в практической дрессировке. Рассогласование модели будущего с реальностью порой приводит к неожиданным результатам.

Интересный случай из практики

Владелец одной злобной, хорошо отдрессированной собаки поспорил, что никто не сможет отнять охраняемую ею вещь. Вызвавшийся доброволец повел себя не так, как ожидала собака. Он не стал предлагать ей лакомство, не пытался уговорить ее лаской, не пытался отогнать от вещи палкой. Ко всему этому собака была готова. Человек встал на четвереньки, взял в зубы портфель, и, рыча, пополз прямо на собаку. Та растерялась и попятилась. Забрав вещь, человек задним ходом благополучно вернулся в безопасное место — животное не успело за короткое время скорректировать программу своего поведения. И когда потом, уже «сообразив», она бросилась на обидчика, тот был вне досягаемости.

Одно из основных понятий физиологии высшей нервной деятельности — мотивация, т.е. состояние организма, отклоненного от некоего биологического оптимума. Организм стремится к снижению уровня мотивации, т.е. удовлетворению своих потребностей. По Скиннеру, подкрепление (снижение мотивации) увеличивает вероятность реакции. Без наличия мотивации нельзя выработать условный рефлекс. Например, нельзя обучить сытую собаку какой-либо команде, используя в качестве подкрепления корм. Мотивация — мощный фактор, влияющий на функциональное состояние мозга. Всеми признано, что каждый вид деятельности характеризуется определенным специфическим состоянием мозга. Кроме мотивации состояние мозга определяют следующие факторы: совокупность генетических программ, пластичности мозга (способность к перестройке), память, окружающая обстановка, состояние метаболических систем.

Надо хорошо себе представлять, что для реализации условного рефлекса необходимо наличие у собаки определенного состояния мозга. Если она излишне возбуждена или заторможена, не успела выгуляться, больна, она все «забывает» или начинает путаться. Когда же она входит в норму, пропавший рефлекс без дополнительных усилий сам восстанавливается.

Вам понравилось? Делитесь с друзьями!

Ставьте Лайк! Пишите комментарии!