Классный час создание уюта в семье. Классный час "секреты счастливой семьи". « ДОМ И УЮТ В НЁМ»

Конспект классного часа «Украсим серые будни» для детей старшего возраста.

Ручина Ирина Юрьевна, воспитатель МБОУ «Детский дом №9», город Череповец, Вологодской области.
Описание материала: конспект классного часа для девочек (13-16) лет. Данный материал будет полезен воспитателям детских домов, работающих по теме «Формирование положительного образа семьи», педагогам дополнительного образования. Классный час помогает не только задуматься о роли женщины в семье, но и способствует творческому самовыражению детей. Дети на занятии учатся составлять букеты, сервировать стол для завтраков, обедов и романтических ужинов, украшать интерьер комнаты, самостоятельно планируют свою деятельность.
Цель: Формирование потребности в создании уютной обстановки в доме.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить создавать необычные, оригинальные букеты для сервировки стола к завтраку, обеду и романтическому ужину.
2. Совершенствовать умение сервировать стол.
3. Расширять спектр знаний воспитанниц о роли и значимости женщины-хозяйки в доме, семье.
Развивающие:
1. Активизировать и развивать мышление, восприятие через упражнение в анализе, синтезе, планировании деятельности, установлении причинно- следственных связей.
2. Активизировать речевую активность.
Воспитательные:
1. Воспитывать у девочек чувство хозяйки дома.
Материалы к занятию:
Салфетки, скатерти, посуда, вазы, природный материал (колосья пшеницы, ветки, засушенные листья), искусственные цветы, крупы, вазы с букетами для выставки, вазы для составления букетов), овощи и фрукты, конфеты, инструкционные карты, компьютер.
Предварительная работа:
Экскурсия в библиотеку, на выставку «Осенние фантазии», выставку «Цветы». Рассматривание журналов, по оформлению интерьера, составлению букетов, сервировки стола, шитье и вышивка скатертей, подготовка материалов для брошюры «Складываем салфетку», практическая работа по складыванию салфеток для праздничного стола.
Оформление выставки педагога группы «Мои увлечения».
Методы и приемы: словесный (пояснение, совет, использование пословиц, рассказ).
Наглядный (фотографии, образцы букетов, инструкционные карты, выставка ваз и букетов, материалы для составления букетов).
Практический (упражнение) составление букетов, оформление и сервировка стола, интерьера комнаты), анализ, подведение итогов.
Ход классного часа:
Воспитатель: В будущем у каждой девочки появляется свой дом, семья и она становиться хозяйкой дома.
Воспитатель: Как вы понимаете слово «хозяйка»?
Ответы детей:
Воспитатель:
Хозяйка – женщина, ведущая домашнее хозяйство.
Хозяйка – женщина, которая заботиться о доме, о семье, у которой в доме все в порядке, чисто, уютно, красиво.
Хозяйка – распорядительница, глава дома, семьи.
Хозяйка - хранительница домашнего очага.
Воспитатель: Как вы считаете, какими качествами характера должна обладать хозяйка?
Ответы детей: (приветливая, заботливая, добрая, внимательная, умная, доброжелательная, терпеливая, бережливая, вежливая, спокойная, аккуратная, ответственная, экономная).
Воспитатель: Что значит быть экономной хозяйкой?
Важно ли для женщины быть доброжелательной? Докажите примерами.
Воспитатель: Как вы думаете, должна ли быть хозяйка мастерицей, рукодельницей, если да, то объясните почему?
Воспитатель: В русской пословице говорится «хозяйкой дом стоит». Семья, домашняя работа требует от женщины не только тех качеств характера, которые вы перечислили, но хозяйка должна иметь богатую фантазию, проявлять, творчество, выдумку, чтобы порадовать своих близких красиво накрытым столом, вкусно приготовленным обедом, чисто прибранным и уютно оформленным домом.
Воспитатель: «Каков дом – таково и в нем» – так гласит народная мудрость. Счастье, когда родной дом радует человека, благотворно влияет на его самочувствие. Когда в нем тепло и уютно всем членам семьи, а это во многом зависит от хозяйки.
Воспитатель: К нам на занятие пришла Людмила Николаевна, педагог дополнительного образования.
Воспитатель: Людмила Николаевна, мы можем сказать, что вы искусная рукодельница, мастерица, про таких как вы говорят «у нее золотые руки», в вашем доме много интересных вещей, сделанных своими руками. Поделитесь опытом, как хозяйка (рассказ педагога).
«С детства я увлекалась разными рукоделиями. И сейчас люблю вязать, шить, работать с бисером, глиной, деревом и др. материалами. Я сделала несколько фотографий уголков своего дома, чтобы показать вам (показ слайдов). Еще я давно собираю разные вырезки из газет, журналов, советы по ведению домашнего хозяйства, рукоделию, приготовлению пищи. Рецепты я записываю и раскладываю по темам в ящике. Советы по шитью, вязанию у меня размещены в папках. Еще я покупаю журналы по рукоделию, где есть полезные рекомендации для хозяйки. (Показ работ, представленных на выставке). Все это помогает мне как хозяйке дома».
Воспитатель: Ничто не впечатляет так сильно как вещи, сделанные своими руками, поэтому и мой дом украшают вышивки, букеты, сделанные из бисера, природных материалов, самодельные вазы. Также как и Людмила, Николаевна, я делаю подборки по рукоделию приготовлению блюд, советы по ведению домашнего хозяйства. Все вы можете посмотреть на выставке в группе.
Воспитатель: Украсить дом можно с помощью разных материалов, причем на изготовление некоторых вещей не потребуется ни копейки денег, лишь фантазия и мастерство рук. Душой любого дома являются детали интерьера, будь то самодельная скатерть или вышитая картина, разнообразные вазочки, букеты цветов, сделанные своими руками. Все декоративные изделия, сделанные своим трудом, а не купленные в магазине, не только отражают личный вкус, создают неповторимость, но и экономят семейные деньги.
Воспитатель: На занятиях в «Домашней мастерской» вы изготавливали изделия, которыми можно украсить свой дом.
Мы назвали наше сегодняшнее занятие «Украсим серые будни».
Воспитатель: Какое настроение чаще всего бывает у людей осенью? (тоскливое, грустное, плаксивое, ничего не хочется делать, появляется усталость, раздражительность).
Воспитатель: Как мы можем помочь себе и своим близким поднять настроение, избавиться от хандры и уныния (внести разнообразие, устроить небольшой праздник, включить веселую музыку, украсить дом, сделать красивый букет).
Воспитатель: Сегодня мы рассмотрим один из вариантов поднятия хорошего настроение и оформим столы для завтрака, обеда, и романтического ужина.
Воспитатель: Чем отличается убранство праздничного стола от каждодневного? (должна быть красивая посуда, необычно украшенная скатерть, интересно оформленные салфетки, красивый букет).
Воспитатель: Какое чувство и настроение должен вызвать внешний вид празднично накрытого стола? (веселое, радостное, у мужчин вызывает чувство влюбленности, восхищения, гордости за хозяйку).
Воспитатель: Да, действительно, убранство стола и вид приготовленных блюд может вызвать аппетит, положительные эмоции.
Оживить помещение и поднять себе настроение лучше всего с помощью веселых ярких красок.
Воспитатель: Вам было дано задание, продумать оформление стола:
Юле – к завтраку, Тамаре – к обеду, а Кристине, так как она самая старшая и возможно скоро будет встречаться с молодым человеком, нужно приготовить стол для романтического ужина.
Воспитатель: Как вы готовились?
(работали с журналами, книгами, ходили в библиотеку, подбирали посуду, материалы для оформления стола, интерьера, знакомились с вариантами оформления букетов, подбирали материалы для брошюры «Складываем салфетку».
Что у вас получилось, мы сейчас посмотрим. При оформлении стола можете пользоваться инструкционной картой.
(сервировка стола).
Воспитатель: оформление стола - особое искусство. Как бы хорошо ни был сервирован стол, праздничную завершенность ему придадут только букеты или цветочные композиции. Цветы, эффектные композиции придают особую выразительность и радуют наше сердце, позволяют придать совершенно неповторимую атмосферу любому торжеству, поэтому сейчас мы будем с вами составлять букет для вашего стола. Ваш букет должен быть выполнен в единой тональности с окружающими предметами, которые вы приготовили к занятию, и подходить к вашему столу.
Внимательно рассмотрите те предметы, которые разложены на столе.
(на столе разложены засушенные листья, миски с разными крупами, фрукты, овощи, искусственные цветы, колоски, ленточки, конфеты, ленточки).
Вопросы: Юля, что обычно готовят на завтрак? Что можно взять для составления букета для завтрака? (крупу, злаки, полевые цветы).
Тамара, чтобы ты использовала при составлении букета для обеда? Почему?
Кристина, как ты считаешь, что можно использовать при составлении твоего букета? Обоснуй свой выбор.
Воспитатель: Прежде чем вы приступите к работе, я вам напомню несколько правил по составлению букета, или композиции (демонстрацией образцов).
Чтобы составить радующую глаз композицию, нужно брать нечетное количество цветов, а количество добавлений (веток, колосков, камушков, лент, ракушек других украшений может быть разным).
Если букет расположен в центре стола, то цветы должны выглядеть со всех сторон одинаково.
Ваза с цветами будет выглядеть привлекательной, если высота букета будет выше вазы, а ширина будет равна ширине вазы.
Цветочные композиции не должны быть громоздкими, чтобы не мешать сидящим за столом.
Цветочное оформление обязательно следует сочетать с цветовой гаммой интерьера.
На столе разложены разные вазы, вы выберите себе ту, которая больше всего подойдет к вашему букету, а также выберите те предметы, из которых будете составлять букеты.
Практическая работа детей:
Воспитатель: У вас получились прекрасные букеты. Придумайте названия цветочных композиций и сервировки вашего стола, объясните, почему именно это название вы выбрали.
Воспитатель: Расскажите, как вы назвали свой стол, почему именно так вы решили украсить его, какие цвета использовали при оформлении, на чем можно сэкономить деньги, оформляя стол.
Презентация первого ребенка.
Букет «Доброе утро.

Оформление стола «Голубые краски утра».

Воспитатель: Юля расскажи и покажи, каким способом ты свернула салфетку.
Презентация второго ребенка.
Букет «Осенние фантазии».

Оформление стола «Осенний вальс».


Воспитатель: Тамара, на чем можно сэкономить деньги при оформлении твоего стола?
Презентация третьего ребенка.
Букет «Солнечные брызги».

Оформление стола «Девичья радость».



Воспитатель: Кристина, чем отличается оформление стола для романтического ужина от повседневного?
Воспитатель: Вы блестяще справились с заданием, проявили свое мастерство, оригинальность, выдумку, фантазию. Вы изготовили скатерти, салфетки, которые пригодятся еще не раз, вы сделали оригинальные букеты, которые в дальнейшем могут украсить нашу группу, а интересные вазы, которые вы сделали своими руками могут быть прекрасным подарком для друзей. Мы думаем, что вы поняли, что без особых затрат можно создать теплую, уютную, атмосферу, которая располагает к приятной беседе за семейным столом. Вы, как будущие хозяйки не только красиво накрыли стол, но и сэкономили семейные деньги. Вы наверно поняли, что можно сделать себе праздник и праздник для близких, поднять настроение, стоит только проявить выдумку, набраться терпения и самое главное, чтобы у вас было желание сделать так, чтобы близким людям было с вами хорошо, чтобы в вашем доме было всегда тепло, уютно, чтобы в вашем доме было больше светлых, веселых дней. Сидя за таким красиво накрытым столом, хочется общаться, говорить друг другу комплименты. А в подарок мы вам дарим небольшую брошюрку «Учимся складывать салфетки», которая пригодиться в вашей будущей жизни.
Рефлексия:
Воспитатель: На каком этапе работы вам интереснее всего было работать, когда вы подбирали материал, когда изготавливали вазы и шили салфетки, и придумывали букеты, или когда накрывали на стол?
Что с сегодняшнего занятия вы возьмете в вашу будущую семейную жизнь?
Как вы считаете, удалось ли нам украсить серые дни?

Создание положительного настроя на урок.

Ребята, мы собрались сегодня с вами для общения. А общаться с вами с каждым днём становится все интереснее и интереснее, потому что вы с каждым днем становитесь все взрослее и с вами уже можно обсуждать самые серьезные и важные вопросы.

Давайте сегодня обсудим такой очень важный вопрос:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас,друзья?


Это слово каждый знает.
Ни на что не променяет!
К цифре «7» добавлю «я»
Что получится?

А почему это слово ни на что не променять? Оно так дорого стоит?

И какова его цена?

Но все-таки,что -то ценное в этом слове есть?

О каких же ценностях мы сегодня поговорим?

Все ли вы знаете о семье?

А, что бы хотели о ней узнать?

Да, «Семья»- словечко странное,

Хотя не иностранное.

Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» - мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

А если есть собака?

Выходит восемь «Я»?

Нет, если есть собака,

Выходит «Во!» - семья.

А,что же в вашем понимании СЕМЬЯ?

Где мы можем узнать точное значение этого слова?

Значение слова «Семья» по Ожегову(cловарь): «Семья» -группа живущих вместе близких родственников.

-Семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное - они родные друг другу.

Ни один человек не входит в мир один на один, мы входим в него через семью.

-Семья -это кровные родственники- отец и мать, дедушки и бабушки, братья и сестры.

Полезно знать, что слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды.

Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии и заботиться друг о друге.

Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нем зацветают и первые цветочки-сынки и дочки. Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого ни сил, ни времени.

Семейные узы- беззвучные струны,

Услышат их песню родные сердца.

Мелодией слаженной солнечно-лунной

Наполнят друг друга они до конца!

- А, какие семьи были раньше?

Раньше семьи были большие: несколько поколений родных жили под одной крышей. Старшие передавали свой опыт младшим, взрослые заботились о тех, кто уже не мог работать. Жили весело и дружно. Подтверждение этому мы находим даже в сказках, пословицах и поговорках.

Давайте попробуем составить эти пословицы и поговорки из отдельных слов.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Дом без хозяйки- сиротка.

Не нужен клад, когда в семье лад.

Чем богаты, тем и рады.

Когда семья вместе, так и душа на месте.

Сейчас семья стала иной, но ее суть осталась прежней: воспитание детей, забота друг о друге.

Как вы считаете, ребята все ли семьи одинаковые?

Конечно, нет.

Все семьи разные. Они отличаются своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой и традициями.

Ребята, как вы понимаете слово «традиция»?

Традиции - это обычаи, привычки, практическая деятельность, которые передаются из поколения в поколение.

А какие традиции есть в ваших семьях?

Каждой группе задание: выбрать на столе все известные семейные традиции.

АССОЦИОГРАММА

почитание старших забота о младших любовь к ближнему

помощь и поддержка СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ праздники приобщение к труду общение с близкими совместный отдых

трудовая деятельность

Ребята, это замечательно, что ваша семейная жизнь так богата традициями.

А, возможна ли другая семейная жизнь?

Давайте прочитаем еще одно определение слова СЕМЬЯ.

Значение слова «Семья» по Ожегову: «Семья» - Объединение людей, сплоченных общими интересами)

Где могут объединяться люди с общими интересами?

Где можно встретить такую семью?

О какой семье мы поговорим?

Нам повезло, есть у нас и еще одна семья - это наш класс.

А,почему нас можно назвать семьей?

Мы вместе проводим много времени, трудимся, учимся, занимаемся полезными делами, веселимся и отдыхаем, т.е. у нас есть что?...

А, значит «наш класс-это …семья»

И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… (взаимопонимание, уважение, любовь, доверие, поддержка)

Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу.

А как вы заботитесь и помогаете друг другу дома в семье?

А значит у каждого из вас есть свои обязанности?

- Точно так же у нас в классе - никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге.
- Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно. А для этого давайте составим правила и будем по ним жить.

Правила семейной школьной жизни
Мы будем:

  • Называть друг друга по именам.
  • Защищать наших друзей, если их обижают.
  • Помогать им в беде.
  • Помогать им в учебе.

Мы не будем:

  • Грубить друг другу.
  • Пускать в ход кулаки.
  • Говорить друзьям обидные слова.

И год от года наша семья будет все дружней, все крепче.

А у меня, и у ваших родителей - забота, чтобы вы выросли хорошими людьми. И для этого мы прикладываем все силы.

Любовью и терпением взрослых достигается согласие; непрестанным трудом - достаток и благополучие.

Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».

Потому что-

Семья- это счастье, любовь и удача,

Семья- это летом поездки на дачу,

Семья- это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья- это труд, друг о друге забота,

Семья- это много домашней работы.

Семья- это важно! Семья- это сложно!

Но счастливо жить без семьи невозможно.

Так, что же такого ценного в семье?

Мы не часто говорим о ценностях, которые укрепляют нашу семью.

Некоторые ценности семейной жизни мы приобретаем сами. Некоторые передаются нам из поколения в поколение.

А, какие семейные ценности могут передаваться?

Материальные: семейное имущество, передаваемое по наследству. Это и дом, и предметы быта, и драгоценности.

А, вот, о каких ценностях идет речь в мультфильме «Барбоскины», вы скажете после просмотра.

Какие же вечные ценности вы увидели?

Какие выводы вы можете сделать о ценностях?

Имея все эти ценности: и культурные, и духовные, и материальные, какая будет семья?

Как вы думаете, а у вас счастливая семья? Почему?

Счастливая семья- это колодец, из которого черпаются ценности для будущей взрослой жизни. Именно здесь, ребята, вы научитесь ответственности, уважению, состраданию, искренности.

Чтобы всем в семье было хорошо, давайте соберем этот колодец счастья.

Семья будет счастливой, если в ней будут царить…


СЕМЬЯ


Вы, молодцы ребята.

Смогли мы ответить на все ваши вопросы сегодня?

Что же важное для себя вы сегодня взяли?

Нужны ли вам эти полученные знания, для чего нужны?

Синквейн - это «стихотворение», состоящие из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

Первая строка - одно ключевое слово(сущ.) , определяющее содержание синквейна.

Вторая строка - два прилагательных , характеризующих данное понятие.

Третья строка - три глагола , показывающих действие понятия.

Четвертая строка - короткое предложение , в котором автор высказывает свое отношение.(пословица, высказывание)

Пятая строка - одно слово , обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

И в заключении хочу всем пожелать:

Семейная радость

Счастливые лица!

Желаю всем семьям

Любовью светиться!

Пусть в семьях весёлый

Звучит детский смех,

Добрый и радостный

Праздник для всех!

Любовь процветает

Кругом по Земле!..

Мир вашему дому

И в каждой семье!

ХОД УРОКА

  1. Вступительная беседа.

- Здравствуйте ребята,

В целях укрепления духовных, экономических и социально-культурных основ благополучия и развития семьи 2008 год Президентом Российской Федерации объявлен Годом Семьи. Поэтому наш первый урок будет посвящён этой теме: «Построим дом счастья» (слайд 1).

(слайд 2) На доске высказывание: «Домашний очаг должен быть не местопребыванием, а местом, куда мы всегда возвращаемся».

А.Монтерлан

-«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», - утверждал Л.Толстой. О доме родном, родимом, отцовском сложено и до сих пор слагается неисчислимое множество стихов, песен и легенд. По своей значимости родной дом стоял в ряду таких понятий русского народа, как жизнь, совесть, Родина, земля, добро, отец и мать. Дом этот всегда отличается от других домов, хотя конструкции строительства могут быть схожи. Разница заключается в самой атмосфере семьи, семейных привычках, традициях - культуре семьи. Сегодня мы построим «Дом счастья» - дом, состоящий из мудрых мыслей, добрых слов, хорошего настроения.

2. Основная часть

1)традиции (слайд 3)

Культура семьи передается по наследству от поколения к поколению. Учитывая опыт старших, фундамент нашего дома мы начинаем закладывать с кирпичика «Традиции» . (слайд 4)

Каждая семья создает свои традиции, однако строится молодая семья не на пустом месте, но имея за плечами опыт родительских семей, семей своих родных и близких. Иные традиции передаются от дедов и прадедов.

Во многих семьях существует традиция праздновать дни рождения и другие знаменательные даты, отмечать за дружеским застольем общенародные праздники. Очень важно, чтобы взаимоуважение и взаимопонимание стали традицией, а тактичность и высокие отношения вошли в привычку и остались в семье на всю жизнь.

2) сотрудничество (слайд 5)

Многие ребята, стоящие на пороге взрослой самостоятельной семейной жизни, выступают за сотрудничество, а не за конфронтацию в семейных отношениях. Каждой семье присущ свой стиль жизни. Традиции наших предков позволяют заложить следующий кирпичик для строительства «Дома счастья» под названием «Сотрудничество» (слайд 6).

Самым конструктивным способом взаимоотношений в семье психологи считают сотрудничество. Оно основано, прежде всего, на взаимном уважении взрослых и детей. Родители здесь не играют в демократию и свободу со своими детьми, а действительно считают даже самых маленьких из них личностями, заслуживающими уважения.

Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, в тех семьях, где предпочитают сотрудничество. Начинаются же такие отношения с общения, с задушевных бесед. Мир и лад в доме - высшая ценность. Здесь никогда не кричат, потому что понимают, что криком невозможно решить ни одну проблему.

Семьи, в которых отношения строятся по принципу сотрудничества, отличают взаимная тактичность, вежливость и выдержка, умение уступать, вовремя выходить из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.

3) дружба (слайд 7)

Народная мудрость гласит: «маленькие дети спать не дают, а с большими сам не уснешь». В чем же секрет взаимопонимания и добрых отношений между родителями и детьми разных возрастов? Секрет очень прост. Нужно развить у детей способность дружить, и впоследствии она создаст основу для нормальной семейной атмосферы. Обязательное условие для счастья молодой семьи в нашем доме - кирпичик «Дружба» (слайд 8).

Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором враждуют, где нет добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Психологи отмечают как важнейшие признаки дружбы взаимопонимание, сопереживание, глубокую эмоциональную привязанность.

Дружба воодушевляет и окрыляет, делает человека целеустремленнее, благороднее, увереннее в себе, добрее и, конечно же, воспитывает бескорыстие. Вспомним древний афоризм: «То, что отдал, - твое, что взял, - потеряно». Это как бы соревнование за право быть более добрым, сердечным, уступчивым. И здесь не бывает проигравших. Такая дружба обогащает и возвышает, дает каждому из нас возможность почувствовать себя счастливым.

4) труд

Как и другие положительные качества, любовь к труду прививается с детства в кругу семьи. На ней основаны уважение к трудящимся, вкус к работе, чувство долга и целый ряд других показателей, высоко ценящихся в любом обществе во все времена (слайд 9).

Без трудолюбия невозможно стать настоящим человеком. А вот и другая подходящая к теме мудрость: ни дня без напряженного труда. С самого детства и на всю жизнь. Чтобы молодая семья прожила долго и счастливо, нашему дому просто необходим кирпичик «Труд» (слайд 10).

Основа жизни семьи - честный, добросовестный общественно полезный труд. Трудовая атмосфера в семье формируется постепенно. Каждодневный труд всех членов семьи обеспечивает необходимую гармонию во взаимоотношениях, гарантирует материальное благополучие.

Дети оказывают взрослым посильную помощь. Взрослые воспринимают труд как источник благосостояния, что естественно передается детям. Справедливо заметил К.Д.Ушинский: «Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, - это воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья».

5) здоровье

Какой бы нравственный принцип мы ни взяли, очевидно то, что усваивается он с раннего детства и в семье. Растущий человек очень рано задумывается над проблемами добра и зла, справедливости и несправедливости, а ответы на свои вопросы ищет, прежде всего, у старших. Настоящая любовь родителей всегда поднимает тонус жизни семьи, вызывает ощущение радости, создает благодатную обстановку для нравственного воспитания ребенка (слайд 11). Условие эмоционального здоровья семьи - подлинность чувств, когда поступок находится в гармонии с душевным состоянием. Поэтому следующим кирпичиком для нашего дома будет «Здоровье» (слайд 12) .

Здоровье - одна из важнейших жизненных ценностей человека, это состояние полного благополучия, которое включает в себя следующие составляющие:

♦ высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям.

♦ уверенность в себе, основанная на умении управлять своими поступками, чувствами и мыслями.

♦ стремление и умение управлять собственным здоровьем.

Ученые утверждают, что здоровье современного жителя нашей планеты преимущественно определяется его образом жизни, т.е. повседневным поведением. «Все в твоих руках!» - утверждал один мудрец. Каждый сам выбирает тот образ жизни, который обеспечит здоровье и счастье себе и каждому из членов его семьи.

6) красота (слайд 13)

Человек не может воспринимать окружающий его мир одним лишь умом, ему необходимо подключить сюда и свое сердце, и свои чувства. Эстетика, понятие о красоте, потребность в ней прочно вошли в нашу жизнь, ставят юных членов семьи перед необходимостью первых самостоятельных нравственных оценок: что хорошо и что плохо. Помня об этом, мы с вами должны заложить в строительство нашего дома кирпичик с названием «Красота» (слайд 14) .

Человек всегда стремился к прекрасному, недаром эстетика зародилась около 2500 лет назад и сразу во многих государствах и в разных частях света.

Наш дом предоставляет нам неограниченные возможности для творчества, духовного развития и самосовершенствования. Людям, любящим свой дом, он не только платит красотой и уютом, но и помогает сплотиться молодой семье, незаметно решить многие проблемы. Он приучает к творчеству, которое одаривает минутами бесценного общения с красотой.

7) чистота

Дома мы проводим значительную часть времени - отдыхаем, занимаемся учебой, любимыми делами, отмечаем семейные праздники, ведем домашнее хозяйство. Здесь растут и получают первые жизненные уроки дети; формируются внутрисемейные отношения, традиции, складывается особая семейная атмосфера домашнего очага (слайд 15). Гармоничное сочетание предметов убранства и приятная цветовая гамма создают ощущение душевного покоя, уюта, способствуют восстановлению сил. Следующий необходимый нашему дому кирпичик - «Чистота» (слайд 16).

Каково на дому, таково и самому», - гласит народная мудрость. Наш дом - место психологической защищенности и комфорта. Но сам по себе он таковым не становится. Чтобы было тепло и уютно в доме, помимо душевности в отношениях между близкими людьми нужен элементарный порядок. Чистота, как известно, и залог здоровья, и необходимое условие комфорта в нашем доме.

Наверное, вы замечали, что порядок в доме легче поддерживать, чем наводить. А нужно-то совсем немного: каждому члену семьи убирать за собой, и тогда чистота и порядок будут в радость.

8) понимание

Человеку важно, чтобы у него благоприятно складывались взаимоотношения с членами семьи, испытывать в семье эмоциональное благополучие (слайд 17). Определение счастья включает желание быть понятым. Стремление и умение понимать другого составляет основу здорового психологического климата любой семьи. Для полного счастья нашему дому нужно «Понимание» (слайд 18).

В семье важна атмосфера взаимопонимания между супругами, между родителями и детьми. Дети скрепляют чувства своих родителей. Благополучие детей невозможно без родительских любви, доверия и понимания. «Счастье - это когда тебя понимают». Дети должны понимать своих родителей, заботу о них. Но счастье - в обоюдности, а значит, в том, чтобы и родители понимали детей.

9) уважение

Что означает подготовка молодых людей к семейной жизни? Формирование чувств, воли, культуры поведения человека, создание морального и эстетического фундамента личности (слайд 19). Необходимо воспитывать мальчиков и девочек, юношей и девушек в духе подлинного уважения друг к другу.

Очень важен для строительства нашего дома кирпичик «Уважение» (слайд 20) .

Уважение ко всем, кто вас окружает, уважение к другому человеку, к его переживаниям, потребностям и интересам - ведущее требование нравственных взаимоотношений между людьми вообще и будущими членами семьи в частности.

В семье, где выстраиваются уважительные отношения (старших - друг к другу и к младшим, а младших - к старшим и друг к другу), имеет место и взаимопомощь, поддерживается оптимистический настрой.

10) любовь

Для воспитания нравственной личности очень важно, растет ли ребенок в семье любящих и заботящихся друг о друге и о детях родителей (слайд 21). Взаимная любовь родителей - главный воспитательный фактор. Благополучие и счастье молодой семьи в нашем доме невозможны без кирпичика «Любовь» (слайд 22)

-«Тайна сия великая есть», - говорили древние о любви. Только когда в семье царит настоящая любовь, она становится высочайшей ценностью, ничем не заменимым очагом искренности и человеческой теплоты. Во многом счастье семьи и ее нравственный климат зависят оттого, царит ли в ней доверительная, полная любви атмосфера между супругами, между родителями и детьми. Любить, значит, понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, значит, жить дружно и счастливо. Вспомним слова писателя Сент-Экзюпери: «Не смотреть друг на друга, но смотреть в одном направлении - вот что значит любить».

11) настроение (слайд 23)

Строительство любого дома всегда заканчивается возведением крыши. Крыша нашего дома для молодой счастливой семьи называется «Хорошее настроение» . (слайд 24)

Дома должно быть интересно, и семья должна давать добрую пищу детскому воображению и чувствам. Улыбка и положительные эмоции - сочувствие, душевное равновесие, утешение, уверенность, оптимизм - создадут то, что можно назвать семейным очагом, который сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, согревает, дает пищу чувствам и отдых душе. В таком доме всегда царит хорошее настроение.

Итак, мы построили с вами «Дом счастья». Счастье человека в семье - наибольшая нравственная ценность. Где, как не в семье, получает человек то, к чему он стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим и любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят... (слайд 25)

Дом, как известно всем давно,

Это не стены, не окно,

Это не стулья со столом;

Это не дом.

Дом - это то, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь,

Яростным, добрым, нежным, злым,

Еле живым.

Дом - это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом,

Это твой дом.

Е. Куменко

Мы желаем каждому из вас построить такой же «Дом счастья» для своей семьи. Будьте здоровы и счастливы!


Внеклассное мероприятие

« ДОМ И УЮТ В НЁМ»

Цель: формирование у учащихся представления о семье; содействие в развитии добрых, доверительных, отзывчивых отношений между членами семьи; развитие творчества, взаимовыручки, чувства сотрудничества; воспитание уважения, любви, внимания к членам семьи, к старшим.

Оборудование: презентация, магнитофон, запись песен, пригласительный билет, матрешка, листы, карандаши, фломастеры, части дома (фундамент, крыша, стены, окна), матрешка, картинки для оформления дома внутри, выставка семейных фотографий «Моя семья», детских рисунков «Мой дом»,

Ход занятия.

Слайд 1.

Звучит музыка. Класс разделен на 4 группы.

Добрый день, мои юные друзья! Садитесь по удобнее. Для того, чтобы узнать, чему посвящён наше занятие, отгадайте ребус.

- Верно. Наше занятие посвящено семье.

Слайд 2

а 2008 год объявлен годом семьи. Слайд 3

Как вы понимаете слово «семья»? (ответы детей).

Слайд 4

- Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близки и родные люди, те. кого мы любим. с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

В семейном кругу мы с вами растем.

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

Когда вы слышите слово дом, что вы себе представляете?

(уют, тепло, свою комнату, мама…)

У всех живых существ есть свои домики. А вот, какие бывают дома.

Слайд 1. (ласточка)

Слайд 2.(мышка)

Слайд 3.(лягушка)

Слайд 4.(гнездо)

Слайд 5.(цыпленок)

Слайд 6.(курица)

Где чей дом?

Ласточка живет под крышей.

В теплой норке - домик мыши

У лягушки дом в пруду,

А у пеночки в саду.

Эй, цыпленок, где твой дом?

Он у мамы под крылом.

Во всем мире люди живут в домах. А дома бывают самые разнообразные.

(у ребят карточки с названием, отгадав, карточку откладываем).

Крестьянский дом в украинской и белорусской деревне?

Жилище кочевников (ЮРТА)

Дворец и крепость рыцарей, феодалов. (ЗАМОК).

Кочевой переносной шалаш, крытый шкурами, у народов Севера (ЧУМ),

Крытое углубление в земле, вырытое для жилья (ЗЕМЛЯНКА),

Временное помещение из натянутой ткани (ПАЛАТКА).

(МНОГОЭТАЖКА)

А в каком доме живет ваша семья? (Сообщение детей)

Друзья, вы задумывались, почему так говорят: «Мой дом – моя крепость»? (ответы детей).???????

Несомненно у человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть, место, где человеку тепло и уютно. Сегодня мы с вами будем строить дом нашей мечты.

В старину говорили, «прежде чем построить дом, выбирай соседа». Добрососедние отношения ценились привыше всего.

«Давайте познакомимся». Дети рассказывают о своих семьях, на экране слайды с семейными фотографиями).

- Вот мы и познакомились, узнали много интересного о ваших семьях.

Итак, все на стройку! В строительстве любого дома главное – фундамент , а в игре – начало. Вот мы и начнем. Давайте заложим фундамент нашего дома, на основе которого будет держаться всё. Для этого, вам нужно досказать пословицы, в которых отражены народная мудрость, жизненный опыт, тонкий юмор.

(собрать 2 части пословиц).

    В гостях хорошо, а …(дома лучше).

    Не красна изба углами, а … (красна пирогами).

    Не нужен клад когда (в семье лад)

    Когда семья вместе, так …(и душа на месте).

А теперь продолжаем стройку. На фундамент устанавливаем стены : стены состоят из кирпичиков улыбок и дружбы . Любовь и счастье наполняет наш дом только тогда, когда в нём всем жильцам хорошо и уютно. А значит, они нужны друг другу.

(Рассматриваем рисунки детей).

А есть у нас еще стихи о членах семьи, о семье.

Мама – это солнечный свет,
Взгляд чудесных, ласковых глаз.
Сохранит от тысячи бед
И поможет тысячу раз.

Детство – золотая пора,
Как чудесно знать, что со мной
Мама, словно ангел добра,
Друг мой самый лучший, родной.

Маму очень я люблю.

Папу очень я люблю.

Мама мне печёт коврижки,

Папа мне читает книжки.

Папа, мамочка и я –

Наша дружная семья.

Весёлые частушки о семье.

1. Мне нельзя сказала мама

Нынче ровно тыщу раз!

Об отмене злого слова

Надо выпустить указ.

2. Наша мамочка не спит –

Всё кастрюльками гремит.

И наш папочка не спит –

Всё газетками шуршит.

3. Причитает громко мама:

Как меняется программа!

По тетрадкам сына Васи

Не пойму в каком он классе.

4 .- Ах, откуда же, сестричка,

Эти вредные привычки?

Отвечает храбро Вера:

Я с тебя беру примеры!

5. Баба … - чемпион

В кулинарном спорте,

Всех сразил «Наполеон» -

Сто слоёв ведь в торте.

6 . Мама с папой и братишка –

Вот она моя родня!

Ох, спасибо, дорогие.

Что вы есть все у меня.

Я думаю вы со мной согласитесь, что стены готовы. Они надежные, прочные. В стенах нашего дома тепло и уютно. А теперь нам нужны окна.

1.Обвести свою ладонь – это как бы окна

2.Пальчики- члены вашей семьи

3.Обвести кружком, кто главный в доме.

У каждого дома есть крыша как защита от дождей, вьюги, холодного ветра, всяких бед. Крыша будет прочной и надёжной, если она будет весёлой.

(Показывается крыша с надписью «Хорошее настроение»).

А сейчас я расскажу вам известную сказку, а вы, услышав в ней ошибку, хлопайте в ладоши. Итак…

Жили-были…

Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька, да сын Ванюшка. Собрались раз отец с матерью в город и говорят Маше: “Ну, Галя, будь умницей: иди куда хочешь, но братца береги. А мы вам с базара компьютер привезем. Вот дедушка с бабушкой уехали, а Таня посадила братца на крышу, а сама на дискотеку побежала. Вдруг, откуда не возьмись, налетели гуси-страусы, подхватили Петеньку и унесли. Вернулась Таня, а деда нету! Кликала она, кликала – дед не откликается. Выбежала она в чистое поле, видит, гуси – вороны метнулись вдалеке и пропали. Бросилась она догонять их, видит – печка стоит. “Газовая плита, а газовая плита, скажи, куда крокодилы полетели?” “Залей меня водой, - говорит плита, - тогда скажу.” Залила Оля плиту водой, она и сказала, куда бежать. Побежала Галя дальше. Видит, груша стоит, вся апельсинами увешана. “Слива, слива, скажи, куда обезьяны полетели?” “Приклей обратно мои мандарины – тогда скажу.” Приклеила Оля мандарины, груша ветки подняла и сказала, куда девочке дальше идти.

Чем сказка заканчивается?

Физминутка.

Давайте пожелаем своему дому:

(встали пальцы скрестили над головой)-крыша моему дому

(пальцы скрещенные внизу)- крепкие стены моему дому

(глаза вверх)- свет в моем дому

(глаза вниз) – покой в моем доме

(глаза вправо) –радость в моем доме

(глаза влево) – счастье в моем доме

(глаза прямо в даль)- любви моему дому.

Дом готов. Мы справились с заданием. Еще раз похлопаем друг другу. Предлагаю обустроить его внутри.

Звучит музыка, из картинок обустраивают комнату: самовар, картина, стулья, стол, скатерть, шкаф, ковер,пирожки.

«Красна изба не углами, а пирогами» . А какой же дом без ароматных пирогов (ставлю картинку) , которые готовят ваши мамы, бабушки.

У « Матрешки» рецептов полное лукошко. (Дети заранее приносят рецепты, 2-3 зачитываем).

Вот вы построили свои дома.

Очень важно иметь свой дом. Без него человек не может быть счастлив.

Ваши дома находятся в огромном мире.

Пусть в вашем доме живет тепло и уют, радость и любовь.

Если внеклассное занятие вам принесло пользу, возьми желтый блин и положи в желтый конверт, а если ничего не узнали, считаете, что разговор был бесполезен, положите в черный конверт, черный блин.