Ознакомление детей с профессиями взрослых как способ формирования позитивных установок к труду. Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых. Профессии

с профессиями и трудом взрослых

Термин «профессия» (лат. professio - официально указанное занятие, специальность, от profiteer - объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода.

История возникновения профессий – в эпоху первобытных людей, когда не существовало разделения труда, не было и профессий. По мере развития общества между людьми возникали рыночные отношения и появилась специализация по видам труда. Люди становились рыбаками, охотниками. Кузнецами, гончарами, они обменивались продуктами своего труда. Знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда. Появились профессии. В настоящее время мир профессий очень широк и разнообразен. Профессия может объединять несколько специальностей. Врач – хирург, окулист, терапевт, стоматолог и т. д. Учитель- истории, географии, математики и т.д. Инженер – инженер-строитель, инженер-конструктор, инженер по технике безопасности

Есть понятие – занимаемая должность. Это круг обязанностей, которые исполняет человек независимо от специальности. – директор, зав. отделом, заместитель директора, помощник воспитателя, ст. воспитатель

Профессии имеют свою классификацию

Классы профессий

«Человек-человек»

«Человек-техника»

«Человек-знаковая система»

«Человек-художественный образ»

«Человек-природа»

Виды профессий

Связанные с медицинским обслуживанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой

Связанные с созданием конструкций, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники

Связанные с текстом, цифрами, формулами и таблицами, чертежами, схемами, звуковыми сигналами

Связанные с созданием художественных произведений, проектированием, моделированием, с воспроизведением изделий по эскизам

Связанные с изучением живой и неживой природы, уходом за животными и растениями, с лечением заболеваний растений и животных

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГТ к структуре ООП ДО, которые определяют содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей. В соответствии с ФГТ содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

  1. развитие трудовой деятельности;
  2. воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  3. формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека».

Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение – удовлетворять ту или иную потребность.

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.

Однако необходимо продуманное руководство процессом развития у детей знаний о труде взрослых.

Педагоги готовят детей к тому, чтобы они в свое время (каким бы далеким оно не казалось) могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому в перспективе ставятся следующие цели:

  1. формирование осознания того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это по сути основа жизни;
  2. воспитание чувства уважения к людям труда и результатам их деятельности;
  3. знакомство с представителями тех или иных профессий, спецификой их работы: выполняемыми ими трудовыми навыками, развитие их трудовых способностей.

Ознакомление с трудом взрослых и профессиями должно осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс.

Прокомментируйте, выражение: «При формировании у дошкольников представлений о социальной значимости труда взрослых наиболее эффективен интегрированный подход». Согласны вы с данным утверждением? Как вы понимаете данное утверждение?

Вся работа, осуществляемая в ДОУ в этом направлении, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Через интеграцию каких образовательных областей мы ведем эту работу?

Примерные виды интеграции области «Труд»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых)

«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых, детей)

«Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности)

«Социализация» (формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых)

«Физическая культура» (развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда)

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования ценностных представлений, связанных с трудовой деятельностью взрослых и детей)

«Музыка», «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Труд»)

Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практические сферы личности ребенка. Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволяет организовывать различные виды деятельности, подчиненные одной цели – ознакомлению с той или иной профессией.

Данная работа организуется через следующие виды деятельности:

  1. совместную деятельность взрослого с детьми:

Через НОД, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми);

Через образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, игровая деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры и т.д.)

  1. самостоятельную деятельность детей;
  2. взаимодействие с семьями воспитанников;
  3. организацию взаимодействия с учреждениями социума.

Организация работы с детьми

При построении образовательного процесса с детьми используются такие формы работы, как:

  1. организованная непосредственно образовательная деятельность;
  2. совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических трудовых действий;
  3. самостоятельная деятельность ребенка;
  4. познавательно-исследовательская, проектная деятельность ребенка;
  5. наблюдения за трудом взрослых;
  6. коммуникативная деятельность;
  7. чтение художественной литературы;
  8. художественно-творческая деятельность;
  9. игровая деятельность;
  10. моделирование;
  11. целевые прогулки и экскурсии;
  12. культурно-досуговая деятельность;
  13. экскурсии и встречи с людьми разных профессий;
  14. встречи с интересными людьми;
  15. живой пример окружающих взрослых.

Что необходимо знать дошкольнику о профессии?

Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме : название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.

Задание Придумайте и нарисуйте карточки-символы (пиктограммы), помогающие ребенку составить рассказ о любой профессии по схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.

Если младшие дошкольники знакомятся с трудом взрослых на основе непосредственных наблюдений за трудовыми действиями (профессии в детском саду), то старших дошкольников больше привлекает труд, протекающий за стенами детского сада. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограничены возможности наблюдения за трудом взрослых. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность, трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нем.

Наиболее действенные способы ознакомления с трудом взрослых – наблюдения за трудовым процессом, экскурсии, беседы и встречи с представителями профессий, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Однако наглядное восприятие требует интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Знакомство с профессиями в ходе специально организованных образовательных ситуаций, когда перед детьми ставится проблема, которую необходимо решить, непосредственно образовательной деятельности также способствуют расширению, закреплению и систематизации знаний детей, полученных в ходе непосредственного общения с представителями профессий. Во время таких ситуаций интегрируются различные образовательные области, используются разнообразные методы и приемы (наглядные, словесные, практические, проблемно-поисковые, игровые). Задание. Смоделируйте любую педагогическую ситуацию.

Решение педагогических ситуаций может перерасти в проект. В последнее время используются все активнее проектные формы работы с детьми. Проведение исследований на темы профессий (возникновение, актуальность в мире, содержание деятельности) развивает познавательную, творческую активность детей, способствует формированию и систематизации знаний о труде людей.

Центральное место в работе отводится игре. Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.

Подготовка к играм в профессии идет везде, где только ребенок может ознакомиться с теми или иными качествами специальностей, накопить необходимый объем информации, пусть даже минимальный, но исходя из которого, уже можно воссоздать в игре отдаленное подобие данного вида человеческой жизнедеятельности.

Этот процесс условно можно представить как комплекс, состоящий из следующих составных компонентов:

  1. получение сведений о профессиях от родителей;
  2. от воспитателей детского сада;
  3. от сверстников и детей более старшего возраста;
  4. из своих наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми;
  5. приобретение дополнительных навыков, не относящихся непосредственно к теме игры, но которые в ней могут быть использованы (изготовление игрушек, лепка, рисование, умение делать аппликацию и т.д.)

Вопрос: с какими профессиями необходимо знакомить детей в разных возрастных группах.

В младших группах происходит знакомство с трудом близких взрослых, понятными им профессиями людей, которые детей окружают: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра (врач), повар, продавец.

В средних группах добавляются профессии шофера, почтальона, врача и знание о профессиях родителей.

В старших группах детям показывают результаты труда, его общественную значимость, добавляются профессии учителя, работников сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, мастеров народно-прикладного искусства, результатами их труда. Дети играют в магазин, аптеку, поликлинику. Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). В играх на тему транспорт совершенствуются знания Правил дорожного движения. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.

Детей седьмого года жизни продолжают знакомить с профессиями родного города. В сюжетно-ролевых играх изображают работу членов семьи, быт, труд людей, героическое прошлое и настоящее нашей Родины. Расширяются представления о разных специальностях (на самолете летают пилоты, на пароходе есть капитан, штурман, матрос, кок и т.д.).

Воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал увлекательной деятельностью для детей. В создание условий входит обогащение детей знаниями о реалиях окружающего: о предметах, явлениях, событиях; кроме того, детям необходимо знать о взаимоотношениях людей в рамках определенных условий, о взаимодействиях на профессиональном поприще. Для организации работы в группах оформляются специальные Центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом.

Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится семье. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, т.к. на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это, прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведение художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т.е. всего увиденного и услышанного.

Одной из форм работы может быть проведение дня или недели родительских профессий, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий. Беседы с родителями. Рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов, а главное живое общение с мамой или папой вызывают неподдельный интерес дошкольников. Если есть возможность, можно сходить на экскурсию на место работы гостя.

Совместно с родителями организуются фотовыставки, оформляются альбомы, которые можно подарить в младшие группы. Родители привлекаются к проектной деятельности.


Велика роль взрослого, который обращает внимание ребёнка на то, как появилась и развивалась та или иная профессия, на значимость труда представителей любой профессии для жизни общества. , стимулирует желание детей в дальнейшем получить интересную и нужную профессию и заниматься полезным трудом на благо своей Родины.

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с миром профессий предполагает решение разнообразных задач трудового воспитания.

В процессе знакомства необходимо придерживаться определённой системы, формируя у детей чёткие представления о:

— названии профессии;

— месте работы человека этой профессии;

— материале для труда;

— орудиях труда;

— трудовых действиях;

— результатах труда;

личностных качествах, важных для представителя этой профессии;

— пользе труда для общества.

Предлагаем вашему вниманию занятие по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями.

Занятие «Много профессий разных»

Программные задачи: познакомить детей с многообразием мира профессий в обществе, историей их появления; формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям; расширять кругозор; воспитывать уважение к труду и людям любой профессии.

Материал и оборудование: костюм Знайки, доска, .

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, послушайте стихотворение.

Ничто никогда не выходит само:

Само не приходит к нам на дом письмо,

Само не способно смолоться зерно,

Само стать костюмом не может сукно,

Само не умеет свариться варенье,

Само не напишется стихотворение.

Мы делать всё это обязаны сами,

Своей головой и своими руками.

В. Лунин

О чём говорится в этом стихотворении? (Ответы детей.) Ничего само по себе не сделается, нужен труд людей разных профессий. Сегодня мы с вами узнаем много интересного о профессиях. К нам в гости пришёл Знайка. (Появляется взрослый в образе Знайки.) Он хорошо знаком с разными профессиями и может рассказать нам о них.

Знайка. Здравствуйте, ребята! А вы знаете, что обозначает слово «профессия»? (Ответы детей.) Какие профессии вы знаете? Чтобы вспомнить и назвать, какие существуют профессии, давайте совершим с вами маленькое путешествие. Сейчас мы находимся с вами в детском саду. Здесь работают люди разных профессий. Кто ухаживает за детьми и воспитывает их? (Воспитатель, помощник воспитателя.) Кто готовит пищу для детей? (Повар.) Кто стирает бельё? (Прачка.) Кто убирает территорию детского сада? (Дворник.)

Вечером за вами придут родители, чтобы забрать домой. Кем работают ваши мамы и папы? (Ответы детей.) Вместе с родителями вы пойдёте домой, может быть, посетите магазин. Кто работает в магазине? (Продавец, кассир.)

Воспитатель на доске размещает иллюстрации с изображением соответствующих профессий.

В. Вы садитесь в автобус, кто им управляет? (Водитель.) Вы входите в дом. Кто его построил? (Строители.) Перед сном вам мама читает книгу. Кто написал её? (Писатель или поэт.) Вот сколько разных профессий мы смогли вспомнить только за одно маленькое путешествие.

Сейчас давайте проверим, насколько хорошо вы знаете профессии и трудовые действия людей этих профессий.

Дидактическая игра «Угадай профессию по трудовым действиям»

Цель: совершенствование умения детей соотносить действия людей с их профессией.

Ход игры

Педагог с детьми становится в круг, в центре которого ребёнок. Все идут по кругу и говорят:

Что ты делаешь - не знаем.

Поглядим и угадаем.

Ребёнок в центре имитирует трудовые действия, показывая их не только движениями, но и по возможности передаёт звуками. Например, чистит пылесосом пол, едет на машине, стрижёт волосы, стирает бельё, кружится в танце, поёт в микрофон и т.д. Дети угадывают, кто это делает, и называют трудовое действие.

Знайка. Как вы думаете, ребята, профессии были всегда? (Ответы детей.) В давние-давние времена мужчины занимались охотой, рыбалкой, изготовлением орудий для охоты и труда, строительством жилища. Женщины собирали плоды и ягоды, работали в поле, шили одежду из шкур животных, готовили пищу, поддерживали огонь в очаге, растили детей.

Со временем появились мастера: одни из них хорошо делали оружие, другие - посуду, третьи шили одежду. Так возникали профессии. Со временем их становилось всё больше. Одни профессии появлялись, а другие исчезали. Так, вначале была профессия землекопа (это человек, который с помощью лопаты выкапывал ямы, траншеи). Но появились экскаваторы, а с ними и профессия экскаваторщика, а профессия землекопа исчезла за ненадобностью. Долгое время существовала профессия извозчика (этот человек управлял повозкой, в которую были запряжены лошади), но появились автомобили, с ними и профессия водителя, а профессия извозчика исчезла.

В. И сегодня существует очень много профессий. Все они важны и нужны, потому что приносят пользу людям. Как нужно относиться к людям разных профессий? (Нужно уважать людей всех профессий, ценить их труд.)

Давайте сейчас мы с вами поиграем.

Дидактическая игра «Не пропусти профессию»

Цель: развитие у детей умения выделять из множества слов те, которые обозначают названия профессий.

Ход игры

В. Становимся в круг. Я буду называть разные слова. Когда встречается название профессии, вы подпрыгиваете на месте. Слушайте внимательно: лампа, врач, ножницы, шофёр, болтун, роза, строитель, архитектор, фантазия, воробей, маляр, осень, гроза, листок, парикмахер, продавец, санки, мышь, библиотекарь, камень, доярка.

Знайка. А как человек выбирает профессию? Почему один хочет стать учителем, другой - строителем, третий - космонавтом? (Ответы детей.) Правильно, человек выбирает профессию в зависимости от того, что ему нравится. Некоторые с самого детства выбирают свою будущую профессию, мечтают о ней. Ребята, а кем вы хотите стать, когда вырастете? (Ответы детей.) Что нужно делать человеку, чтобы его мечта о профессии воплотилась в жизнь? (Нужно хорошо учиться, много знать, стремиться осуществить свою мечту.)

В. Что необходимо человеку, чтобы люди его ценили и уважали? (Стать умелым, самым лучшим в своей профессии, таким, чтобы люди сказали: «У него золотые руки», «Он - мастер своего дела».)

Знайка. Существует множество разных и интересных профессий. Каждый из вас, когда вырастет, решит, чем заниматься и на какой профессии остановить свой выбор.

На свете много профессий разных,

И все они людям нужны,

От самых простых и до самых важных,

Все они в жизни важны.

С. Масинчер

Очень важно, чтобы человек подобрал себе дело по душе. Счастлив тот, кто занимается любимым делом и зарабатывает деньги, кто правильно выбрал себе профессию.

В. Давайте вспомним о каких профессиях мы сегодня говорили? (Ответы детей.)

Н. Литвина, Е. Смолер

Организация: ГБОУ Школа № 1374

Населенный пункт: г. Москва

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром является актуальной и на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства.

Одной из задач социально-коммуникативного в рамках реализации ФГОС ДО развития является формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. В дошкольном детстве формированию у детей знаний о труде взрослых, доступного понимания его роли в жизни людей придается особое значение. Дошкольникам необходимо показать м многообразие профессий и на основе этих знаний формировать представление о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей.

Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Ребёнок всюду, в детском саду, семье, доступном ему общественном окружении, сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и родителями.

В своей работе я использую различные методы ознакомления детей с трудом взрослых:

  1. Беседы о различных профессиях, во время которых воспитатель не только знакомит с трудом взрослых, новыми профессиями и закрепляет знания, но и формирует у детей положительно-эмоциональное отношение к тому, о чем он беседует с ними.
  2. Наблюдения, которые проводятся не только в здании детского сада, но и на прогулке. Ребята наблюдают за работой дворника, водителя мусорной машины, водителя снегоуборочной машины
  3. Экскурсии, на которых дошкольники узнают об особенностях данной профессии, и встречи с людьми разных профессий. Начиная с младшей группы, для дошкольников проводятся экскурсии по ознакомлению с профессиями работников детского сада: воспитателя, помощника воспитателя, медсестры, повара и другими. Для старших дошкольников, помимо знакомства на занятиях с такими профессиями как завхоз, почтальон, швея, строитель, каменщик, сварщик, библиотекарь и другими, также организованы встречи с родителями, которые знакомят ребят с такими профессиями как врач, военный, сотрудник МЧС, инспектор ГБДД, спортсмен, сотрудник банка. Внимание детей обращают на средства, инструменты, которые нужны для разных профессий.
  4. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. О профессиях ребята узнают и с помощью различных игр: сюжетно-ролевых, дидактических, театрализованных игр.

В процессе знакомства с профессиямибольшинство детей не могли ответить, кем же работают их родители, какая профессия у мамы или папы. Ответы детей были однотипные: «Моя мама работает на работе», или «Моя мама работает бухгалтером» (но ответить, что делает бухгалтер рассказать не могли). Воспитанники с родителями и воспитателями решили совместно найти решение проблемы. Самым эффективным в решении данной проблемы является проектный метод, который основывается на личностно-ориентированном подходе. Свой проект ребята с родителями назвали «Профессии моих родителей».

Вашему вниманию предлагается визитная карточка детско-родительского проекта «Профессии моих родителей»

Краткая аннотация проекта «Профессии моих родителей»

Название проекта

«Профессии моих родителей»

Вид проекта

Исследовательско-творческий

Длительность

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст (подготовительная группа)

Актуальность

  • Целью ранней (детской) профориентации является приобщение детей к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развитие интереса к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (сотрудники детского сада, родители).
  • В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию речи.

Цели и задачи проекта

Цель:

Познакомить детей с разнообразием профессий родителей и важности труда в любой профессиональной деятельности, привлечь родителей к профессиональной ориентации детей.

Задачи:

  • Расширять навыки самостоятельной исследовательской деятельности воспитанников
  • обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности
  • обогащать представления детей о профессиях родителей;
  • дать обобщенные представления о взаимосвязи труда людей разных профессий;
  • показать значимость профессиональной деятельности взрослых для детей;

Обогащать словарный запас; развивать коммуникативные навыки;

- создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании.

- формировать чувство уважения к труду взрослых и бережное отношение к его результатам, желание оказывать помощь.

Планируемые результаты

После завершения проекта дошкольники смогут:

Узнавать и называть профессии и место работы родителей, владеть обобщающим понятием «профессия», обогатиться словарный запас, коммуникативные навыки.

Задумаются о том, кем они будут, когда вырастут.

Краткое содержание проекта

Предлагаемый проект проводится в рамках проекта структурного подразделения.

Реализация проекта отвечает следующим педагогическим принципам - это целенаправленность проекта на основные задачи дошкольного воспитания и развития, вариативность содержания форм и методов работ, комплексности и сотрудничества.

Этапы реализации проекта

1 этап «Подготовительный»

«Проблемная ситуация»

Кем и где работают мои родители?

Кем бы я хотел стать, когда вырасту большой?

Что я знаю

Что я хочу узнать

О профессиях работников детского сада

Я хочу больше узнать о профессии моих родителей

В ходе данного этапа проводится предварительная работа: определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата, разработка конспектов занятий и бесед по ознакомлению детей с профессиями.

2 этап «Организационный»

1. Оформление информационного стенда для родителей

2. Организация развивающей предметной среды:

Подбор художественной литературы в книжном уголке

Подбор иллюстраций, фотоматериалов, раскрасок

Пополнение и изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Парикмахерская», «Детский сад», «Мы - водители», «Мы – строители», «Больница»

Подбор дидактических словесных, настольных игр по ознакомлению с профессиями.

3 этап «Познавательно-творческий»

Проведение целевых экскурсий по детскому саду

Просмотр презентаций о профессиях (устаревших), беседы о новых современных профессиях

Беседы о профессиях родителей

Чтение художественной литературы (сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки)

Организация дидактических словесных, настольных, сюжетно-ролевых игр «Собери картинку», Кому что нужно», «Угадай профессию», «Что делает?» и др.

Продуктивная деятельность:

создание коллективной работы «Повар», рисование «Все работы хороши – выбирай на вкус», аппликация «Космонавт»,

Конкурс чтецов «Все профессии нужны, все профессии важны»

Конкурс рисунков «Путешествие в мир профессий»

  1. этап «Презентационный»

Проводится анализ деятельности, обобщение результатов работы, представление результатов проекта в виде:

  • Презентации проектов родителей и детей
  • Тематического досуга «Кем быть?»
  • Итоговая презентация проекта группы.

Краткое описание проекта

Описание методов оценивания

В начале проектной деятельности организуются экскурсии для детей, на которых они ближе знакомятся с профессиями работников д/с.

Беседы и презентации о профессиях, чтение художественной литературы, экскурсии в медицинский кабинет, прачечную, изучение пословиц и поговорок о труде, творческая коллективная работа.

Условиями реализации проекта являются: создание интереса у детей, участие родителей и педагогов детского сада в реализации проекта, создание родителями совместно с детьми презентаций о профессиях, проведение тематического досуга «Кем быть?»

Описание форм образовательной деятельности

Формы и методы реализации проекта

Образовательные области

Виды деятельности

Познавательное развитие

1. Познавательные занятия и беседы

  • «Из истории профессий»
  • «Все работы хороши, выбирай на вкус»
  • «К дедушке на ферму»
  • «Защитники России»
  • «Библиотека»
  • «Предметы – помощники»
  • «Школа. Учитель»
  • «Сельскохозяйственный труд»
  • «Профессия космонавт» и др.

2.Дидактические игры:

  • «Кому что нужно»,
  • «Для чего нужен этот предмет?»,
  • «Умные машины»,
  • «Хорошо - плохо»,
  • «Кем я хочу стать?»,
  • «От слова к слову»,
  • ««Знаю все профессии»,
  • «Собираемся на работу»,
  • «Угадайте, что я делаю»».
  • «Кто знает больше профессий»
  • «Произнеси правильно»
  • «Добавь словечко»
  • «Что сначала, что потом»

Настольные игры:

«Профессии»

«Кому нужны инструменты»

«Собери картинку»

«Дорожные знаки»

3.Экскурсии- наблюдения по детскому саду, экскурсия детей к родителям на работу

4. Рассматривание картин, альбомов, иллюстраций на тему «Профессии».

Художественно-эстетическое развитие

1. Рисование: конкурс рисунков «Путешествие в мир профессий»

2. Аппликация: коллективная работа «Повар», «Космонавт»

3. Работа с раскрасками.

4. Пение, прослушивание

5. Тематический досуг «Кем быть?»

Физическое развитие

Подвижные игры:

  • «Почтальон»
  • «Водители»
  • «Летчики»
  • «Изобрази профессию»
  • «Пожарные на учениях»

Физминутки

Социально –коммуникативное развитие

1. Сюжетно-ролевые игры:

  • «Магазин»,
  • «Столовая»,
  • «Супермаркет»,
  • «Ферма»,
  • «Парикмахерская»,
  • «Школа»,
  • «Театр»,
  • «Ателье»,
  • «Библиотека»,
  • «Поликлиника»,
  • «Детский сад»,
  • «Салон красоты»
  • «Мы-строители»
  • «Мы – пожарные»

2. Составление творческих рассказов:

  • «Профессии моих родителей»
  • «Кем я буду, когда вырасту большой»

3. Трудовое воспитание:

Беседы о труде взрослых в детском саду, целевые экскурсии в детском саду

Трудовая деятельность на прогулке:

подметание дорожек, веранды сортировка выносного материала, развешивание кормушек, скворечников на территории детского сада.

Дежурство в уголке природы, по столовой, на занятиях.

Хозяйственно – бытовой труд:

приучать наводить порядок в группе; убирать постель после сна, подклеивать книги, ремонтировать игрушки, стирать кукольную одежду

Речевое развитие

1. Чтение художественной литературы:

С. Маршак «Почта», Д.Родари «Чем пахнут ремесла» С. Михалков «А что у вас?»; «Дядя Степа», «Дядя Степа-миллиционер», К. И. Чуковский «Айболит», «Кем быть? » В. Маяковский, «Строители» Б. Заходер

2. Беседы с детьми

«Кем быть»

«Без труда не будет и плода»

«Кто не работает, тот не ест»

«За что говорят спасибо»

«Почему люди трудятся вместе»

3. Драматизация отрывков художественных произведений С. Михалков «А что у вас?»

4. Вечер загадок о профессиях.

5. Заучивание стихов, пословиц, поговорок о профессиях

6. Конкурс чтецов «Все профессии нужны, все профессии важны»

Взаимодействие с родителями

  • Консультации для родителей
  • Совместное создание презентаций и профессиях родителей, презентация проекта

Результат проекта:

Презентация проекта для всей группы детьми и родителями.

Дошкольники познакомились с профессиями родителей, некоторые посетили рабочее место мамы или папы.

Расширили свой кругозор, знакомясь с неизвестными для них профессиями.

Узнали, что труд взрослого очень важен, результаты труда надо уважать, бережно относится к ним и оказывать помощь в труде.

Обогатился словарный запас дошкольников, расширены коммуникативные навыки.

У ребят появилось мечта, что когда они вырастут, то получат профессию такую же как у одного из родителей.

Использованные источники

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Подготовительная группа. Конспект занятий - М.: УЦ.ПЕРСПЕКТИВА, 2008, 248 С.
  2. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011. 80 с.
  3. Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива». 2013. – 104 С.
  4. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012.- 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ» (5)
  5. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005 – 88 с.
  6. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников. - М., 1988.
  7. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. - Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. – 52 с.
  8. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: программно-методическое пособие.- М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2005.- 143 с.
  9. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2004 – 96 с.
  10. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования /Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3е изд., исправ.и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2014 – 368 с.
  11. Петрова В.И., Стульник Т.Д Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов. - М.,: Мозаика-Синтез, 2007.- 80 с.
  12. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях.- М.: Сфера, 2005 – 64 с.
  13. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2008.
  14. Проектная деятельность старших дошкольников/ сост. В.Н. Журавлева: Учитель, 2011.- 202 с.
  15. Шадрина Л.Г., Фомина Е.П. Развиваем связную речь. Методические рекомендации.- М.: ТЦ Сфера, 2012 (Библиотека Воспитателя)
  16. Шаламова Е., Реализация образовательной области "Труд" в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями, Детство- Пресс, 2012, 207с.
  17. Шорыгина Т.А.Профессии, какие они? Издательство ГНОМ и Д, 2010.

Вывод

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых.

Среди задач по воспитанию и образованию, общество ставит ряд вопросов, направленных на нравственно-трудовое воспитание школьников. Формированию запаса знаний у детей о труде взрослых придается достаточно важное значение. При ознакомлении с трудом взрослых ставится цель донести детям конкретную информацию в виде знаний и представлений о труде, воспитать уважительное отношение к взрослому труду, оценивать его по достоинству. Итак, сегодня начинается знакомство детей с профессиями. Детям о профессиях рассказывать следует как можно раньше. Тогда появляется перспектива у ребенка выбрать себе профессию по душе, ориентироваться на свои пожелания и стремления. А для этого родители обязаны подмечать, к чему больше всего стремится их ребенок.

Как познакомить детей с профессиями

Это советуют делать как можно раньше. Бережное отношение к взрослому труду, умение работать в составе коллектива – это те отличительные качества, которые рекомендуется воспитывать в малыше как можно раньше. Отдельное значение в придается ознакомлению с трудом взрослых людей. Рассказы о существующих специальностях расширяют детский кругозор, воспитывают уважительное отношение к чужой работе.

Знакомя с профессиями, мы стараемся расширить представление о труде, обобщаем детские знания об этом понятии. В это же время мы начинаем формировать удетей навыки комбинировать различные события, создавать игровые сюжеты, согласованно действовать с партнерами.

Проходит знакомство детей с учетом местных условий с определенными видами труда в промышленной и транспортной отраслях, расширяется их представление о трудовой деятельности определенных профессий. При этом следует разнообразить игровые сюжеты, постоянно насыщая их новыми персонажами.

Как правильно рассказывать о профессиях

  • Прогуливаясь с ребенком по улице, приучайте его выбрасывать мусор только в урны. Рассказывайте ему, что по утрам дворники убирают улицы, чтобы они были чистыми и красивыми. Посещая магазин, обращайте внимание малыша, что все товары были доставлены и выгружены рано утром, а к вашему посещению продавцы успели их распределить по прилавкам.
  • Обязательно расскажите о своей работе. Старайтесь при этом разъяснить смысл вашего труда, его важные аспекты для окружающих людей. К примеру, папа строитель. Вместе с другими рабочими он возводит дома, чтобы в них могли жить люди. В этом рассказе можно остановиться на остальных специальностях людей, которые работают с вами в одном коллективе. Старайтесь внушить ребенку, что вам доставляет удовольствие нести людям пользу, от работы своей вы получаете удовлетворение. При этом старайтесь не внушать малышу, чем хороша именно ваша профессия по сравнению с остальными. Это может создать определенное пренебрежительное отношение к остальным людям. Ведь если разобраться, кто-то должен и полы мыть, и мусор вывозить.
  • Очень удобно рассказывать ребенку о профессиях во время игр. Появляется возможность провести ознакомительные беседы с разнообразных инструментах и приспособлениях.
  • Иногда родители думают, что с будущей профессией можно определиться в более старшем возрасте, к окончанию школы. И это мнение не является ошибочным. Методисты утверждают, что основные понятия закладываются в трехлетнем возрасте. В это время ребенок активно впитывает в себя любую информацию.
  • Еще один способ рассказа – чтение книжек, просмотр кинофильмов. Более старшему возрасту можно предложить поиграть в различные игры – в больницу, в магазин и прочее. В это время можно обсуждать действия того или иного персонажа, прислушиваясь к высказываниям ребенка. Очень хорошо, если перед школой ваш ребенок посещает садик. Именно там можно играть в игры со своими сверстниками, представляя себя в них то одним, то другим героем.
  • Правильным решением будет проводить экскурсионные походы на предприятия. Дети смогут наблюдать за работой взрослых, следить за их действиями, видеть специальную одежду и рабочие инструменты. После этого рекомендуется проводить уроки по профессиональной ориентации, старшим классам организовывать тестирование, чтобы определить тип личности.

Встречаются малыши, которые еще в саду утверждают уверенно, кем планируют стать. Девочки собираются петь на сцене, а – спасать людей из огня, быть героями. Случается и такое, что , вырастая, сменяет одну профессию на другую, не имея возможности определиться окончательно. Но со временем и он находит занятие по своей душе.

Отметим, что знакомить детвору с профессиями важно в юном возрасте. Ваш рассказ помогает в дальнейшем формировании личности, определении ее места в обществе

Уже в дошкольном возрасте можно сделать первые предположения о развитии интереса к труду взрослых. У ребёнка в этом возрасте закладываются предпосылки будущей профессиональной деятельности.

Важным направлением социального и познавательного развития дошкольников выступает ознакомление с трудом взрослых.

В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребёнок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Поначалу внимание детей привлекают лишь внешние моменты. Последовательное ознакомление с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них представление о сути и значении трудовых действий, об общественном устройстве жизни в целом.

Наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребёнка. В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении развития интереса к труду взрослых: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах у детей, ограничены возможности наблюдения за их трудом. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения дошкольников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образных представлений о нём.

Основной источник, питающий игру ребёнка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. В сюжетно – ролевой игре знания, впечатления ребёнка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразуются.

В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать. Поэтому необходимо создавать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых.

Умелый отбор содержания занятия по ознакомлению с окружающим является очень важным фактором развития интереса к труду взрослых у детей дошкольного возраста.

При этом очень существенно, как это содержание доводится до сознания детей, какими приемами пользуется воспитатель.

Для обеспечения системности в работе, нами была разработана схема использования информационно-коммуникативных технологий по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых и закреплению полученных знаний

2. Беседы о профессии, рассматривание иллюстраций

3. Экскурсии

4. Дидактические игры

5. Сюжетно – ролевая игра

Наиболее доходчивы и убедительны живые образы, подлинный пример профессий взрослых. Жизненная наглядность (наблюдения, экскурсии) обеспечивает наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми знаний. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Педагоги при развитии интереса к труду взрослых у детей, как правило, пользуются наглядными методами, умело сочетая их со словесными (рассказы, беседы); удельный вес последних может повышаться в работе со старшими детьми. Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы.

В развитии интереса к труду взрослых у детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом знакомиться с профессиями взрослых: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых - наблюдения и экскурсии. Очень важно отобрать для наблюдений такие виды работ, которые ценны в воспитательном отношении, содержание которых доступно для понимания детьми, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых.

При развитии интереса к труду взрослых у детей очень важно соблюдать постепенность в расширении сведений. Следует иметь в виду, что обилие впечатлений приводит к тому, что дети получают отрывочные, поверхностные сведения; мало воздействующие на формирование правильного отношения к труду, на выработку трудовых навыков и умений.

В процессе наблюдении за работой взрослых необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление возможно выработать у них правильные представления о профессиях взрослых, правильное отношение к нему.

Ознакомление с трудом взрослых и собственная деятельность детей должны тесно между собой переплетаться.

Игра – исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых.

Выбор профессий, с которыми воспитатели знакомят детей, определяется по следующим факторам: возраст детей, профессии родителей группы, интересы детей, социальные объекты рядом с детским садом (магазин, аптека, парикмахерская, почта, сбербанк).

Несомненно, самым зрелищным и действенным способом знакомства с трудом взрослых является – экскурсия: В магазине можно увидеть как работает кассир, в аптеке дети познакомятся с названиями аппаратов (тонометр, фонендоскоп), в парикмахерской дети познакомятся с необычными ножницами и разнообразными приспособлениями для оформления причёсок.

Ещё один способ знакомства с трудом взрослых, который используется не часто, но не менее действенен, чем экскурсия, - это приглашение гостей. Мы приглашаем к себе в гости театральные коллективы для знакомства детей с профессией артиста. С профессией библиотекаря дети знакомятся в процессе представления новинок детской литературы представителями библиотек на базе ДОУ. Впечатляюще выглядела для детей (да и для взрослых) поездка в пожарную часть города Димитровграда. Пожарные машины и знакомство с настоящими пожарными произвели на детей неизгладимое впечатление.

После антиплагиата

Знакомство детей с профессиями взрослых

Несомненно, у детей в дошкольном возрасте развивается интерес к труду взрослых. У ребенка на данном периоде начинает формироваться предпосылки к будущей профессии.

Значительным направлением познавательного и социального развития детей дошкольного возраста является знакомство с трудовой деятельностью взрослых.

Ребенок начинает сталкиваться с профессиями взрослых изначально в детском саду, потом в семье, а также в доступном ему общественном окружении, принимается пользоваться его результатами. Первоначально детей интересуют лишь внешние моменты. Поэтапное знакомство с профессиями мира взрослых в ближайшем окружении, а затем за пределами детского сада дает возможность вырабатывать у них понятие о значении и сути трудовых действий, о социальном устройстве жизни в целом.

Значимая роль в многогранном развитии личности ребенка заключается в наблюдении за трудом взрослых и пояснению его значения в жизни людей. Конечно, в работе детского сада могут быть свои трудности в реализации развития интереса детей к труду взрослых: большая часть времени трудовая деятельность взрослых происходит не на глазах у ребенка, он ограничен возможностью наблюдать, как работают его родители и ближайшее окружение. Следовательно, нужно найти формы и пути приближения к труду взрослых у дошкольников, представив его значимость в социуме, представив результаты трудовой деятельности, сущность труда, также определить условия, которые наиболее действенные на развитие образных представлений трудовой деятельности у дошкольников.

Игра-исторический вид деятельности детей. В игре дети отражают труд взрослых. Основной источник, питающий игру ребёнка, это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребёнка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразуются. В дошкольном возрасте дети показывают живую заинтересованность к трудовой деятельности взрослых, в игре и в быту стремятся им подражать. Следовательно, нужно создать такие условия, при которых дети могли бы использовать наглядные примеры поведения взрослых. Умелый отбор содержания занятия по ознакомлению с окружающим миром является очень важным фактором развития интереса к труду взрослых у детей дошкольного возраста.

При этом очень немаловажно, как это содержание доводится до сознания детей, какими приемами пользуется воспитатель. Для обеспечения системности в работе, нами была разработана схема использования информационно-коммуникативных технологий по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых и закреплению полученных знаний.

1. Встречи с людьми разных профессий

2. Диалоги о профессии, рассматривание иллюстраций

3. Экскурсии

4. Дидактические игры

5. Сюжетно-ролевые игры

6. Компьютерные игры, презентации.

Наиболее доступны для понимания и убедительны живые образы, реальный образец профессий взрослых. Жизненная наглядность (экскурсии, наблюдения) обеспечивает наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми знаний. Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Педагоги при развитии интереса к труду взрослых у детей, как правило, пользуются демонстративными методами, умело совмещая их со словесными рассказами, беседами; удельный вес последних может повышаться в работе со старшими детьми. Важное место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы.

В развитии заинтересованности к труду взрослых у дошкольников существенную роль играет чтение художественной литературы. Своей образностью, эмоциональностью, живостью детская книга вызывает сильное впечатление у детей, заряжает энтузиазмом знакомиться с профессиями взрослых: поднимает интерес, уважение к труду, желание быть как литературные герои любимых произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Наиболее действенные способы познакомить детей с трудовой деятельностью взрослых это экскурсии и наблюдения. Самое главное подобрать для наблюдений такие виды работ, содержание которых доступно для понимания дошкольниками, которые вызывают желание подражать трудовому поведению взрослых и которые имеют вес в воспитательном отношении.

Несомненно, самым зрелищным и действенным способом знакомства с трудом взрослых является экскурсия: В магазине можно увидеть, как работает кассир, в аптеке дети познакомятся с названиями аппаратов (тонометр, фонендоскоп), в парикмахерской дети познакомятся с необычными ножницами и разнообразными приспособлениями для оформления причёсок.

Ещё один способ знакомства с трудом взрослых, который используется не часто, но не менее действенен, чем экскурсия, это приглашение гостей. Мы приглашаем к себе в гости театральные коллективы для знакомства детей с профессией артиста. С профессией библиотекаря дети знакомятся в процессе представления новинок детской литературы представителями библиотек на базе ДОУ. Впечатляюще выглядела для детей (да и для взрослых) поездка в пожарную часть города Димитровграда. Пожарные машины и знакомство с настоящими пожарными произвели на детей неизгладимое впечатление.

Главное придерживаться постепенности в расширении знаний при развитии заинтересованности у детей к труду взрослых. Нужно иметь в виду, что огромное количество впечатлений может привести к тому, что дети получат поверхностные сведения, которые мало влияют на формирование правильного отношения к труду, на выработку трудовых навыков и умений.

В процессе наблюдении за работой взрослых необходимо давать небольшое количество запаса знаний, постепенно их, расширяя и углубляя, дополняя известное новыми знаниями, тем самым закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублении детей в познаваемое явление возможно выработать у них правильные представления о профессиях взрослых, правильное отношение к нему.

Работа по ознакомлению с профессиями очень интересна и для детей и для взрослых. Педагоги, готовя материал для детей, и сами узнают не мало нового о необычных профессиях (водолаз, космонавт, палеонтолог и др.)