В какие дни не отпевают усопших. Если человек не отпет можно ли заказать сорокоуст. Погребение и поминовение усопших

Как помочь умирающему?

Смерть - это последний земной удел каждого человека, после смерти душа, разлучившись с телом, предстает на суд Божий.

Страшно, когда человек умирает и не осознает это. Великое благо, если родственники позаботились о предсмертном напутствии и призвали священника к умирающему (разумеется, не против его желания) совершить над ним таинства Исповеди , Причастия и Соборования .

Если умирающий не был крещен, то, в первую очередь, над ним совершается таинство Крещения. Это - лучшее напутствие для души, готовящейся вступить на дорогу к вечности. Эти Таинства не совершаются над человеком, находящимся в бессознательном состоянии и не способным засвидетельствовать свою волю

Для чего читается «отходная»?

В момент разлучения души с телом, по свидетельству многих, переживших клиническую смерть, человек испытывает чувство томления. Он видит нечистых духов, ужасных обликом, слышит их страшные голоса.

Облегчает переход в вечность чтение над умирающим особых церковных молитв – «Канона молебного на исход души» , который написан от лица умирающего, но может быть прочитан священником или кем-то из близких.

Если человек умирает в больнице, канон можно читать дома. Главное - поддержать молитвой душу в эти самые тяжелые для нее минуты.

Первые дни после смерти

Древним обычаем является чтение Псалтири по усопшему. Боговдохновенные псалмы утешают скорбящие сердца ближних покойного и служат помощью душе, разлучившейся с телом. Не обязательно находиться рядом с почившим, читать Псалтирь можно в любом месте и в любое время.

Вместо Псалтири на Светлой седмице по традиции читают одну из книг Нового Завета. Чтение Деяний святых апостолов чрезвычайно благотворно и поучительно, оно содержит в себе и молитву о усопшем и утешение родным.

Рекомендуется как можно раньше заказать о усопшем сорокоуст - молитвенное поминовение в храме за Божественной литургией в течение сорока дней подряд. Если позволяют средства, закажите сорокоуст в нескольких храмах или монастырях. В дальнейшем сорокоуст можно возобновлять или сразу подать записку на долгосрочное поминовение - полгода или год.


Сорокоуст о упокоении

Приготовление тела к захоронению

Покойника освобождают от одежд, подвязывают челюсть и полагают на лавку или на пол, подстелив ткань. Для омовения используют губку, теплую воду и мыло, крестообразными движениями трижды отирая все части тела, начиная с головы.

Омытое и облаченное тело, на котором обязательно должен быть крестик (если сохранился - крестильный), полагают на стол лицом вверх. Уста покойного должны быть сомкнуты, глаза закрыты, руки сложены на груди крестообразно, правая поверх левой.

Голову христианки покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причем его концы можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест.

В руки вкладывают Распятие (существует специальный погребальный тип Распятия).

Если тело передается в морг, то до приезда сотрудников похоронных служб желательно омыть и облачить почившего.

Гроб выносят из дома ногами вперед с пением "Трисвятого". Несут гроб родные и близкие, облаченные в траурные одежды.

Сорокоуст о упокоении

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

Когда и где совершается отпевание?

Отпевание и погребение обычно совершаются на третий день (при этом в отсчет дней всегда включается самый день кончины, т.е. для умершего в воскресенье до полуночи третий день придется на вторник). Отпевание может совершаться в храме, в кладбищенской часовне, в часовне при морге, дома и на кладбище.

Как происходит отпевание в храме?

Не забудьте взять в храм свидетельство о смерти. Если по каким-то причинам доставка гроба в храм задерживается, обязательно предупредите священника и попросите о переносе времени отпевания.

В храме тело покойного помещают на специальную подставку ногами к алтарю, а около гроба крестовидно ставят подсвечники с возжженными свечами. Крышку гроба оставляют в притворе или во дворе. Допускается вносить в церковь живые цветы. Все молящиеся имеют в руках горящие свечи. На отдельно приготовленный столик возле гроба ставят поминальную кутью, со свечой посередине.

Молящиеся стоят с зажженными свечами. Гроб до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий).

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Что означает «венчик» на лбу

Тело умершего увенчивается «венчиком» с изображением Иисуса Христа, Богоматери и Предтечи, и с надписанием «Трисвятого», чествуя чрез то усопшего как победителя, окончившего земную жизнь, сохранившего веру и надеющегося получить от Господа Иисуса венец небесный, уготованный верным по милосердию Бога и по молитвенному ходатайству Божией Матери и Предтечи.

О чем молятся при отпевании

Служба отпевания состоит из многих песнопений. В них кратко изображается вся судьба человека: за нарушение первыми людьми, Адамом и Евой, заповеди Творца человек снова обращается в землю, из которой был взят, но несмотря на множество грехов, он не перестает быть образом славы Божией, а потому Святая Церковь молит Господа, по Его неизреченной милости, простить усопшему грехи и удостоить его Царства Небесного.

В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой усопший разрешается (освобождается) от обременявших его запрещений и грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, и усопший отпускается в загробную жизнь примиренным с Богом и ближними.

Как прощаются с покойным

После разрешительной молитвы под пение стихир "Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему, благодаряще Бога..." происходит прощание с покойным. Последнее целование знаменует вечный союз верующих в Господа Иисуса Христа. Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и венчику на лбу.

В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба или руку священника. По окончании отпевания тело усопшего с пением Трисвятого провожается на кладбище. Если священник не сопровождает гроб до могилы, то предание земле совершается там, где происходило отпевание - в храме или дома. Со словами "Господня земля и исполнение ея (то есть все, что ее наполняет), вселенная и вси живущий на ней" священник крестообразно посыпает землей закрытое покрывалом тело усопшего. Если перед кончиной над усопшим совершалось соборование, то оставшееся освященное масло также крестообразно возливается на тело.

Панихида

Панихида начинается обычным возгласом: "Благословен Бог наш всегда, ныне, и присно, и во веки веков". Затем читается Трисвятое по Отче наш. Господи помилуй 12 раз. Слава и ныне. Приидите поклонимся...псалом 90-й: "Живый в помощи Вышняго...". В этом псалме пред нашим духовным взором предстоит отрадная картина перехода в вечность истинно верующей души по таинственному пути, ведущему к обителям Отца Небесного. В символических образах аспидов, львов, скимнов и драконов псалмопевец выражает мытарства души на этом пути. Но здесь псалмопевец изобразил нам и Божественное охранение верной души усопшего: "Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы; перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его". Верная душа говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю".

Что «гарантирует» отпевание

Отпевание, как таковое, действительно не является пропуском в рай. Даже Разрешительная молитва, читаемая священником над телом, отнюдь не является прощением всех его грехов, а только тех, которые тот осознал, но не донёс до исповеди в силу забывчивости или не успел.

Как опускают гроб в могилу

В могилу усопшего обычно опускают лицом к востоку, с той же мыслью, с какой принято молиться на восток – в ожидании наступления Утра вечности, или Второго пришествия Христова, и в знак того, что умерший идет от запада (заката) жизни к Востоку вечности.

При опускании гроба в могилу поется Трисвятое. Крест может быть сделан из любого материала, но обязательно правильной формы. Он ставится у ног усопшего, Распятием к лицу покойного – чтобы при всеобщем воскресении умерших, восстав от гроба, он мог взирать на знамение победы Христа над диаволом. Так же ставятся и надгробные памятники с высеченными на них крестами.

Крест над могилой христианина – это молчаливый проповедник блаженного бессмертия и грядущего воскресения.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка)

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию - первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Как отпевают младенцев?

Над умершими младенцами, принявшими таинство Крещения, совершается особое последование, как над безгрешными, непорочными созданиями. В его составе нет молитв об оставлении грехов, но есть прошения сподобить младенца Царства Небесного по неложному обетованию Господа (Мк. 10, 14) .

Хотя младенец не совершил никаких подвигов христианского благочестия, но, очистившись в святом Крещении от первородного греха, соделался непорочным наследником вечной жизни.

Чин погребения младенцев изобилует словами утешения скорбящим родителям. Его песнопения свидетельствуют о вере Церкви в то, что блаженные младенцы после кончины становятся молитвенниками обо всех, кто любил их на земле. Отпевание по этому чину совершается над детьми до семи лет.

Совершается ли отпевание некрещеных и неродившихся младенцев?

Некрещеных младенцев, в том числе и нерожденных, не отпевают. О загробной участи таковых свт. Григорий Богослов говорил: «они не прославятся и не накажутся праведным Судией... ибо не всякий, не достойный наказания, достоин уже и чести, равно как и всякий, не достойный чести, достоин уже и наказания».

Что такое заочное отпевание и в каких случаях оно совершается?

Ранее заочное отпевание допускалось Церковью только в том случае, когда тело усопшего было недоступно для погребения (пожары, наводнения, войны и другие чрезвычайные обстоятельства).

Сейчас это явление стало распространенным, - во-первых, из-за отсутствия храмов во многих городах и селах; во-вторых, из-за дороговизны транспортных и других похоронных услуг, вследствие чего родственники умершего христианина решают сэкономить на отпевании.

Последнее крайне прискорбно, так как лучше отказаться от поминок, венков, надгробного памятника, но приложить все усилия и привезти тело в храм, в крайнем случае, - позвать священника домой или на кладбище. Тем не менее, Церковь идет навстречу людям и при нужде совершает заочный чин отпевания, несколько сокращенный по сравнению с обычным.

Заочное отпевание нужно заказать до похорон, не забыв взять в церковь свидетельство о смерти.

В храме дадут венчик, свиток бумаги с текстом разрешительной молитвы и кулечек с землей. Как уже говорилось, венчик нужно положить на лоб усопшего, молитву - в правую руку, а землю рассыпать по телу крестообразно - от головы к ногам и от правого плеча к левому.

Бывает, что заочное отпевание совершается спустя какое-то время после похорон. Тогда погребальную землю нужно рассыпать по могиле, а венчик и молитву зарыть в могильный холм на небольшую глубину.

Свеча о упокоении

В православном храме свечи об упокоении усопших принято ставить перед распятием Господним. Подойдя к распятию и находящемуся перед ним квадратному подсвечнику (тетраподу),зажечь свечу можно от любой горящей свечи, находящейся на подсвечнике, и поставить ее в свободную ячейку.
При этом верующий человек должен прочесть хотя бы краткую молитву (необязательно вслух): «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего».

Напротив, те, кто сознательно ставит заупокойные свечи «на смерть» живущим, навлекают на себя гнев Господень, потому что благодать Божия, наполняющая «храмы Бога Живаго», не может служить духовной мерзости и нечистоте. Кто творит подобные волхвования и кто в них верит - живут не по духу, а по плоти. О таких апостол Павел сказал: «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо Закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8:5 - 7).

Что происходит с душой после смерти?

Первые два дня душа пребывает еще на земле и с сопровождающим ее ангелом посещает те места, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, дел добрых и злых. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Себе.

Потом душа, возвращаясь от Лица Божия, в сопровождении ангелов заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. Так она пребывает шесть дней - с третьего до девятого. На девятый день Господь повелевает ангелам опять представить душу к Нему на поклонение.

После вторичного поклонения Богу ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Господню, где решается ее участь - назначается место, которого она удостоилась по своим делам.

Отсюда ясно, что днями усиленной молитвы за умерших должны быть третий, девятый и сороковой дни после смерти. Эти сроки имеют и другой смысл. Поминовение усопшего в третий день совершается в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Молитва в девятый день - воздаяние чести девяти ангельским чинам, которые, как слуги Царя Небесного, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Как правильно поминать усопших?

Чтобы правильно помянуть усопшего в памятный день, нужно прийти в храм к началу службы и подать заупокойную записку с его именем. Записки принимаются заказные и на панихиду.

Проскомидия - первая часть Божественной литургии. Во время нее из особых хлебцев-просфор священник извлекает маленькие частички, молясь о живых и мертвых (поданных в заказных записках). Впоследствии, после Причащения, эти частички будут опущены в Чашу с Кровью Христовой под молитву: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде честною Твоею Кровию и молитвами святых Твоих».

В переводе с греческого «панихида» означает «всенощное пение». Еще в эпоху римских гонений вошло в обычай ночное моление за усопших.

Сущность панихиды - молитвенное поминовение усопших братьев и сестер, которые, хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой свои немощи.

Совершая панихиду, Церковь напоминает всем живущим о том, как души усопших восходят от земли на Суд Божий, как со страхом и трепетом предстоят они на этом Суде, исповедуя свои дела перед Господом.

Не дерзая определять посмертную участь покойного, которая станет известна лишь после Суда, Церковь напоминает нам о Божественном милосердии и побуждает молиться за умерших, дает возможность сердцу излиться в слезах и прошениях за близкого человека.

Записку нужно озаглавить «О упокоении», имена писать разборчиво, ставя их в родительном падеже (например, Петра, Марии). У священнослужителей указать их сан, полностью или в понятном сокращении (например, митр. Иоанна, диакона Василия). Дети до семи лет именуются младенцами; усопшие в период до сорокового дня - новопреставленными; в годовщину смерти - приснопамятными. Отдельно указываются воины.

Самым простым и самым распространенным способом жертвы за умершего является покупка свечи. В каждом храме есть канун - особый подсвечник в виде прямоугольного столика со множеством ячеек для свечей и небольшим распятием. Именно сюда ставят свечи с молитвой о упокоении, здесь совершаются панихиды и заочные отпевания.

Почему не всех самоубийц отпевают?

Это люди, которые не захотели претерпеть до конца отмеренные им испытания и самостоятельно покусились на то, что лежит единственно во власти Божией - человеческую жизнь. Точно так же у нас не положено отпевать и убийц в том случае, если они не раскаялись в содеянном.

Есть люди, которые, по всей видимости, совершили самоубийство, но их всё равно отпевают. Это, во-первых, душевнобольные, не отдающие себе полного отчета в своих действиях. Случайные самоубийцы - т.е. не рассчитавшие дозу алкоголя, выпившие по ошибке яд, случайно разрядившие в себя ствол при чистке оружия, вывалившиеся из окна, желая просто попугать родственников или пошутить над друзьями, исценируя попытку самоубийства и т.д.

Во-вторых, это те, кто пожертвовал своей жизнью для спасения жизни чужой.

Приходит в наши семьи часто неожиданно, но к сожалению неизбежно… Мы попросили священника Михаила Михайлова ответить на самые распространенные вопросы о смерти, что такое отпевание, как правильно вести себя на отпевании и на кладбище.

–Батюшка, был ли человек сотворен смертным?

– Бог не сотворил смерти. Бог сотворил человека бессмертным. Но Адаму была дана одна заповедь, преступление которой означало отпадение, отречение от Бога и от Жизни Вечной. Греческий богослов митрополит Иерофей (Влахос) пишет: “Грех, вследствие которого родилась смерть, – это падение Адама в раю сладости. Бог, дав человеку заповедь не есть от запретного плода, в то же время известил его: “В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь” (Быт. 2, 17). И действительно, после совершения этого греха смерть вошла в человеческое естество; сначала смерть духовная, которая заключается в отлучении человеческой души от Бога, а потом смерть телесная – разлучение души с телом”. Адам отпал от Бога духовно, а вслед за тем последовала и смерть телесная.

Но пришел Христос, Сын Божий, спасти человека от греха и спасти человека от смерти. До Воскресения Христова врата Рая были закрыты и все, даже праведники, шли в ад. Поэтому на иконе Воскресения Христова мы видим людей, на главах которых сияют нимбы. Христос открыл нам врата Жизни Вечной и с того момента смерть – это рождение для вечной жизни.

– Как человек должен подготовиться к своей кончине и когда надо начинать готовиться?

– Христианину нужно помнить о том, что он смертен, что Господь может взять нас в любую минуту, совершенно неожиданно для нас. Господь говорит: «В чем застану, в том и сужу», а святые отцы напоминают: «поминай час смертный и вовек не согрешишь».

Каждый вечер мы читаем молитву «Господи, неужели мне одр сей гроб будет?», это значит, что отходя ко сну, мы должны помнить, что можем и не проснуться. Поэтому нужно каяться в грехах перед Богом каждый день и час, нужно регулярно исповедоваться, причащаться, жить так, чтобы быть готовым предстать на Суд Божий и уповать на милость Его.

– Как поступить близким людям? Нужно ли им напоминать своим невоцерковленным пожилым близким, что нужно готовиться к смерти?

Думаю, обязательно нужно, с любовью. Ведь потом мы же и будем «кусать локти», что не наставили человека на путь спасения, не причастили. Сколько любой священник знает случаев, когда родственники приходят в храм в самый последний момент, просят придти к умирающему, но часто бывает уже слишком поздно…

Например недавно причащали 100 летнего человека, который ни разу за всю жизнь не причащался. Человек прожил 100 лет и ни разу не причастился! Слава Богу, он был в сознании и было возможно напутствовать его.

Был случай у знакомого священника, пригласили его домой к умирающей бабушке, она была без сознания. Нельзя причащать человека без сознания, поэтому о.Сергий громко спросил ее: «Будем причащаться?»- и она на какой-то момент пришла в себя и ответила: «Да!». О. Сергий причастил ее, и она буквально через полчаса почила.

Не нужно дотягивать до последнего. У всех на слуху поговорка «memento mori» – помни о смерти. Нужно помнить о смерти всегда. Как приходим в этот мир, так и уйдем. Молодых людей мы готовим стать родителями, а пожилым нужно напоминать о смерти. Мы же готовимся ко сну после дневных забот. Так и наша жизнь: проснулись – родились, радуемся жизни, потом ответственность, заботы – проходит жизнь, к концу устаем, хотим отдохнуть, готовимся к переходу в мир иной.

– Не обидятся ли наши ближние на то, что мы им об этом им напоминаем? Ведь сейчас особенно на Западе, а понемногу и в нашей стране тема смерти становится почти запретной, ее все стараются избегать…

– Скорее всего, они обидятся, когда наступит этот смертный час, и они поймут, сколько они упустили. В моей личной практике был такой случай: председатель одного колхоза, причастившись первый раз перед смертью, был просто удивлен, почему он раньше не причащался, вот теперь он умирает, а как же раньше–то без Церкви обходился…

Человек пред лицом смерти становится совершенно другим. Мы этого не пока пережили, но каждый это переживет, отношение к прошедшей жизни меняется перед лицом смерти, вся жизнь в мгновение проходит перед глазами человека. Хорошо, если сподобимся тихой христианской кончины, но ведь как много и трагических смертей. Поэтому надо быть готовым к смерти всегда.

– Нужно ли скрывать от близких тяжелый диагноз? Нужно ли утешать их, говоря, что у них ничего страшного со здоровьем, или нужно стараться готовить их к переходу в Жизнь Вечную?

– Сейчас медицина отошла от того, чтобы не говорить о таком диагнозе, человека в любом случае надо как-то готовить.

В этом году на Светлой седмице отпевал р. Б. Галину. Молодая женщина, она тяжело болела. Я ее с супругом венчал. Она знала о болезни, знала, что болезнь неизлечима и говорила мне, что эта болезнь заставила ее совершенно по–другому посмотреть на жизнь. Они с супругом верующие из верующих семей, ей было легче.

А каково человеку неверующему на пороге Вечности? Поэтому нужно как-то тихонечко готовить человека, какой бы диагноз ни был.

– Значит, говорить человеку о том, что все будет хорошо, что он обязательно поправится – неправильно?

– Не неправильно, надежду можно давать, но надо объяснить, что все нам дает Господь.

Я знаю людей, смертельно больных раком, которые по воле Божией выздоравливали. Господь судит. И нужно готовить человека к принятию воли Божией, нам Господь еще отпускает какое-то время. Близким очень тяжело и тяжело самим больным в последние минуты. Облегчить их участь, их боль – наша задача. Быть рядом с умирающим человеком нелегко и не у всех хватает сил. Близкие умирающего иногда раздражаются, злятся, чуть ли не бьют больного, а после смерти рыдают, корят себя за неиспользованное время, за свою грубость. Господь нам дает возможность, а мы не используем это время для подготовки. Важно подводить людей к самому пониманию смерти как естественного перехода – из этой жизни в Жизнь вечную. Мы все носим одежду, но она ветшает со временем. Мы выкидываем истрепанную вещь и не печалимся. Так и наше тело, оболочка – она ветшает. Но мы с радостью облечемся в одежды новые, которые даст нам Господь, переселимся в Его обители. Это как ожидание встречи с родителями. Она всегда радостна.

К тому же, нередко, люди печалятся о себе: «Оставили меня…»! Я вспоминаю одно отпевание. Женщина смертельного скорбела и убивалась, у гроба почившего мужа. Потом ей задали какой-то отвлеченный вопрос, она сразу сменила свое поведение и спокойно ответила, как актер, отыгравший роль, потом опять вернулась ко гробу и начала причитать с удвоенной силой!

– То есть важно отличать, когда мы печалимся о судьбе почивших близких, а когда мы просто жалеем себя, что нам без них плохо?

– Конечно, тяжело терять близких, родителей, или детей. Но нужно смотреть на все здраво. Если Господь забирает ребеночка – значит так нужно. Ведь как часто люди жалуются на судьбу, часто приходится слышать от людей: «Сын (или дочь) пьет, непотребно себя ведет, родителей избивает! Лучше б в детстве умер!». Если Господь забирает даже самого близкого человека – это все по Его воле делается.

– В XIX в. в книгах много рассказывалось о том, как матери вымаливали больных детей, а потом не могли их воспитать и удержать от греха и душевной погибели и просили Бога, чтобы Он забрал дитя, если есть на то Его воля, пока не стало совсем поздно…

– Конечно, возьмем старые времена: на селе рожали по 20 детей и половина умирала, но особой скорби не было, люди печалились, но понимали, что это нормально. Те, кто выживали становились крепкими и здоровыми. Все в жизни промыслительно и ранняя смерть может физически отрезать человеку путь ко греху.

Очень часто смерть наших близких может служить нам вразумлением, особенно смерть молодого человека. Помню такой случай. Когда я служил в Лефортово, привезли как–то в храм молодого некрещеного человека, он разбился на машине. Много молодежи пришло, весь двор заполнили, стоят, требуют, чтоб его отпели, на батюшку чуть ли не с кулаками бросаются. А батюшка пожилой стал им объяснять, что некрещеного нельзя отпевать и очень мудро им ответил: «Вот смотрите, он некрещеный, а из вас много ли здесь крещеных? Он как пример для вас, чтоб вы задумались, покрестились, вот принесут вас к порогу церкви и что будет? Вы требуете чтоб неверующего отпевали, а почему? Потому что душа ваша требует. Вы же понимаете, что нужно в церковь его нести». Потом какая-то часть из тех молодых людей крестилась. Получается, что смерть их близкого друга сподвигла их ко крещению, заставила задуматься о вечном.

– Батюшка, как врач реанимации и священник можете ли Вы сказать, что человек, исповедавшийся и причастившийся, готовый к смерти, отходит по–иному, чем нераскаянный грешник?

За 17 лет своего служения, а до этого, будучи медиком, я видел всего 2-3 людей, отказавшихся от Причастия перед смертью. Обычно же, когда люди видели крестик, они совершенно по–другому относились к медицинскому работнику. Однажды к нам в больницу в очень тяжелом состоянии попала пациентка – руководитель хора общины пятидесятников и когда я уже выходил из реанимации, она взяла меня за руку и попросила за нее молиться. Пятидесятники не поминают усопших, а она, видя крестик, попросила. Кончина у причастившегося человека другая, спокойствие, даже в тяжелой болезни, он принимает все как из рук Божьих. Перед смертью человек видит другой, сокрытый от нас мир, и по–другому смотрит на все, ценности уже совсем другие. И он больше ни о чем и думать не может. К примеру, зуб болит – хочется на стену лезть, ни одежд красивых, ни сериалов тебе не надо, температура под сорок – какая там музыка, кино, осуждать кого-нибудь, лишь бы выздороветь, одна надежда на Бога и врачей. Конечно, много происходит и чудесных случаев.

Одна матушка болела раком, но болей почти не было, она смиренно все переносила. Господь судил ей еще год прожить, ее муж, священник, причащал ее каждый день. Она знала о своей тяжелой болезни, но смиренно все воспринимала и кончина ее была тихой и спокойной.

– А знаете ли Вы такие случаи когда темные силы не давали человеку причаститься?

– Да конечно, один умирающий, к которому меня позвали, изрыгал проклятия, плевался, и я не дерзнул его причастить. Но перед самой смертью, когда началась агония, он начал звать священника, но было уже поздно. Какие силы бы не забирали человека, отходит он все равно на Божий суд.

– Имеют ли значение такие формальные вещи как цена гроба, материал и т.д. или просто важно, чтоб на гробе был православный крест?

– Цена не имеет значения. На Афоне, например, хоронят не в гробу, а завернув в простыню. А неких князей мира сего хоронят в шикарнейших гробах. Ну и что с того? Ведь сказано: «раб и владыка вкупе предстоят, царь и воин, богатый и убогий в равнем достоинстве» (стихиры на отпевании). Конечно, не нужно пренебрегать благолепием. Все должно быть просто, но достойно. Хочется еще отметить, что на Руси не было понятия «гроб», говорили «домовина» – добротный дом, не вычурный но добротный.

Обычно перед концом человек не в состоянии позаботиться о себе, поэтому долг всякого верующего – сделать все, чтобы переход в иной мир сложился для умирающего по-христиански. Близкие умирающего должны проявить к нему всю свою любовь и теплое участие, простив и забыв взаимные обиды и ссоры. Не утаивание близкой кончины, а помощь в приготовлении к великому переходу в загробный мир – вот главнейшая обязанность родственников.

Нужно обязательно пригласить к умирающему священника, хорошо, если перед кончиной человек исповедуется и причастится. Но нужно стараться сделать это заблаговременно – не откладывать на последний момент, потому что в самый последний момент может быть уже поздно: несколько минут промедления – и человек – без сознания.

В минуты разлучения души с телом читается Канон молебный Пресвятей Богородице от лица человека с душею разлучающагося и не могущаго глаголати. Он читается от лица “человека, с душею разлучающагося и не могущаго глаголати”. Молчат уста умирающего, но Церковь от его лица изображает всю немощь грешника, готового покинуть мир, и поручает его Пречистой Деве, помощь Которой призывается в стихах отходного канона. Канон этот заканчивается молитвой священника о разрешении души умирающего от всяких уз, об освобождении от всякой клятвы, о прощении грехов и упокоении в обителях святых.

Если человек долго и тяжело страдает и не может умереть, то над ним читается еще другой канон на исход души, называемый Канон, чтомый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет. Оба канона на исход души в случае отсутствия священника могут и должны быть прочитаны у одра умирающего мирянином с опущением молитв, предназначенных для чтения только священником.

– Отпевание. Как правильно все устроить? Можно ли отпеть в морге?

Святейший Патриарх Алексий говорил, что морг – не место для отпеваний, отпевание хорошо совершить в храме при больнице, в храме на кладбище или в любом другом храме. Прежде, чем совершить отпевание усопшего в морге, удостоверьтесь в том, что отпевание будет проведено не лжесвященником и в том, что у него есть разрешение на отпевание. Дело в том, что много самозванцев, которые, выдавая себя за священников Русской Православной Церкви, совершают “отпевания” в моргах и на кладбищах Московской области.

– Какие дни особого поминовения усопших?

До 40-го дня усопший именуется новопреставленным. Поминовение новопреставленного в первое время по кончине важно и необходимо особенно потому, что оно облегчает душе усопшего такой нелегкий переход из временной жизни в вечную и помогает проходить так называемые мытарства. Особые дни поминовений новопреставленного – третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни берет начало в глубокой древности. В Апостольских постановлениях написано: “Совершайте же и третины почивших в псалмах, в чтениях и молитвах ради Воскресшего в третий день, и девятины в воспоминание сущих здесь почивших, и сорокоуст по древнему образцу, ибо так народ израильский оплакивал Моисея, и годовщину памяти покойного.” Существует также обычай поминать усопшего в каждую годовщину по смерти, в день рождения и день Ангела. В эти дни собираются самые близкие родственники, чтобы помянуть усопшего молитвою за совместной трапезой. В церкви же подают записку на Литургию или заказывают панихиду, освящают коливо. В году есть отдельные дни, преимущественно посвященные молитвам за усопших.

Это так называемые родительские дни:

1. Вселенская мясопустная родительская суббота. Она бывает за неделю до Великого поста. Название мясопустной эта суббота получила по следующему за ней дню – “Недели мясопустной”, т. е. Дню, в который последний раз разрешается есть мясо.

2. 2-й недели Великого поста.

3. Родительская вселенская суббота 3-й недели Великого поста

4. Родительская вселенская суббота 4-й недели Великого поста

5. Радоница – вторник второй недели после Пасхи. Радоницей этот день назван в ознаменование радости живых и усопших о Воскресении Христовом.

6. 9 мая – день поминовения всех погибших и трагически умерших в период Великой Отечественной войны.

7. Троицкая вселенская родительская суббота – суббота перед днем Святой Троицы. В настоящее время сложился неправильный обычай считать родительским днем сам праздник Троицы.

8. В день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (11 сентября по новому стилю) Церковь совершает поминовение православных воинов, за Веру и Отечество на поле брани убиенных. Поминовение это установлено в 1769 году во время войны с турками и поляками по указу императрицы Екатерины II.

9. Димитревская родительская суббота – суббота за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю), Небесного Покровителя благоверного великого князя Димитрия Донского. Одержав победу на Куликовом поле, князь Димитрий совершил поименное поминовение павших на поле брани воинов накануне своего дня Ангела. С тех пор Церковь поминает в этот день, названный народом Димитриевской субботой, не только воинов, погибших за Отечество, но и всех усопших православных христиан.

В родительские дни православные христиане посещают храм, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун) – различные продукты (за исключением мясных). Продукты на панихидный стол приносят и в другие дни, когда совершается панихида, т.е. это есть милостыня за усопших. В весенние и летние родительские дни (Радоница и Троицкая суббота) принято после церкви посетить кладбище: поправить могилки умерших родственников и помолиться уже рядом с их погребенными телами.

– Как правильно вести себя на кладбище?

На кладбище не нужно пить, еду оставлять, разве что если птичек покормить. А если приносить и оставлять еду – это язычество, усопший же не выйдет чтобы покушать. И яйца пасхальные освященные нельзя оставлять – достанутся они собакам и птицам и это будет поругание святыни. Для поминовения усопшего лучше нищим пищу отдать, чтоб помолились.

– Какие обычаи, связанные с погребением, являются греховными и суеверными?

Перечислить все суеверия, наверное, и невозможно – столько их – закрывать зеркала, рюмка водки с хлебом «на помин души», запрещение садиться на табуретки, на которых стоял гроб, выливание водки на могилу и так далее. Не нужно им следовать, в них верить. Всегда нужно помнить – Господь забирает человека, когда Сам произволяет, человек находится на Суде Божием, поэтому главное – это наша молитва о человеке. Наша молитва и церковная.

– Надо ли близким говорить чтобы не придавали значения суевериям?

– Думаю, сказать можно, с любовью. Объяснить, что главное – это молиться за усопшего. Я, например недавно сказал и меня послушали.

– На могильном кресте не должно быть фотографии усопшего?

– Нет, ни в коем случае. Иногда помещают внизу на табличке но не на самом кресте.

– Батюшка, как быть с кремацией? Можно ли кремировать усопшего?

Если некуда захоронить, денег нет или везти очень далеко, иными словами, если нет другого выхода.

Церковь как тело Христово, как совокупность живых и умерших во Христе, может по благодати, данной ей от Бога, молиться за усопших, приносить за них бескровное жертвоприношение (вынимать частицы из просфор на проскомидии литургии), провожать в последний путь особым чином молитв – отпеванием, служить панихиды, литии, вечерние заупокойные службы (парастасы).

На третий день по кончине умерший православный христианин удостаивается церковного отпевания и погребения. Отпевание – это заупокойное богослужение, единожды совершаемое над телом умершего. Значение этого богослужения настолько велико, что в древности относили его к церковным Таинствам и придавали особое мистическое значение. И, действительно, кроме обычных заупокойных молитвословий, над умершим читается (обязательно священником) разрешительная молитва, в которой прощаются умершему бывшие на нем клятвы, а также грехи, в которых он покаялся на исповеди или забыл покаяться по неведению, и умерший с миром отпускается в загробную жизнь. Текст этой молитвы тут же влагается в правую руку усопшего его родными или близкими. Если молитва не прочитана священником над усопшим, а просто вложена родственниками в руку покойного, то она никакой силы не имеет и никакой роли не играет.

Кто лишается церковного отпевания

Лишаются церковного отпевания лица, сознательно лишившие себя жизни. От них следует отличать людей, лишивших себя жизни по неосторожности (случайное падение с высоты, потопление в воде, отравление несвежей пищей, гибель на производстве и т. д.), которые не признаются самоубийцами. Сюда же относят самоубийство, совершенное в состоянии острого приступа душевного заболевания или под воздействием больших доз алкоголя (так называемое «патологическое опьянение»).

В Православной Церкви принято относить к самоубийцам лиц, погибших «при разбое», то есть совершивших бандитский акт (убийство, вооруженный грабеж) и умерших от полученных ран и увечий. Жертвы бандитского нападения сюда, безусловно, не относятся.

Для того чтобы совершить отпевание человека, совершившего самоубийство в невменяемом состоянии, родственникам его следует предварительно обратиться в Епархиальное управление и испросить письменное разрешение правящего архиерея, подав ему прошение и приложив к нему медицинское заключение о причине смерти их близкого.

Священник в сомнительных случаях и при отсутствии письменного разрешения архиерея может отказаться от совершения отпевания, особенно при намеренной попытке родственников скрыть истинную причину смерти покойного. При регистрации отпевания в сомнительных случаях представитель церковного совета может ознакомиться со «Свидетельством о смерти», выданным отделом ЗАГСа.

Поминовение на Божественной Литургии (Церковная записка)

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении - только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию - первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Отпевание младенцев

Над младенцами, умершими по Святом Крещении, совершается особое отпевание как над непорочными, безгрешными, в котором Святая Церковь не молится об оставлении грехов умерших, но только просит сподобить их Царства Небесного.

Над умершими же младенцами, которые не сподобились Святого Крещения, не совершается отпевания, так как они не очищены от прародительского греха. О будущей участи младенцев, умерших без Крещения, святой Григорий Богослов говорит, что «они не прославятся, ни накажутся от Праведного Судии, как такие, которые хотя не запечатлены, впрочем не злы, и потерю более потерпели, нежели сделали. Ибо не всякий, не достойный наказания, достоин уже и чести, равно как не всякий, не достойный чести, достоин уже и наказания».

Заочное отпевание

Бывают случаи трагической смерти, когда невозможно найти тело человека (утонувшего при кораблекрушении, погибшего на войне или в результате авиакатастрофы, при террористическом акте и т.д.) или когда человек пропадает без вести и родные узнают о его смерти через много лет. В таких случаях появилась традиция совершать так называемое заочное отпевание. Но допустимо оно только в случае крайней нужды и действительной необходимости, а не по лености и нерадению родственников умершего и не потому, что «так проще».

В последние годы, к сожалению, сложилась совершенно недопустимая практика, когда родственники усопшего приходят в храм, «заказывают» заочное отпевание и тут же уходят по своим делам. Через несколько дней (в лучшем случае) они являются «за земелькой», то есть тогда, когда их близкий уже отпет священником в полном одиночестве, когда, кроме незнакомого священника, ни одна родственная покойному душа даже и не думала молиться о его упокоении. Такое отношение к умершему показывает черствость души его родственников и полное безразличие к загробной участи усопшего. Эти качества не могут быть присущи христианину, а следовательно, такое отношение к церковной молитве за усопшего является предосудительным.

Если все же по каким-либо объективным причинам тело вашего покойного родственника не было принесено в храм для совершения над ним отпевания, нужно прийти в церковь и попросить священника совершить отпевание заочно. Для этого необходимо точно выяснить, когда и в какое время будет совершено это отпевание, для того чтобы вы смогли на нем присутствовать и усердно молиться за своего усопшего.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Несколько слов о «земельке»

В Чине отпевания нет никакого указания на освящение земли, которой священник крестообразно посыпает «мощи» усопшего перед закрытием крышки гроба, произнося при этом слова: (Пс. 23, 1).

Но этому символическому действию наши современники стали придавать магическое значение. Отношение к этой земле превратилось в дремучее суеверие, выражающееся в том, что люди, далекие от Церкви, весь смысл христианского отпевания видят лишь в получении заветной «земельки». Но главное - совершить обряд церковного погребения, чтобы молитвы Церкви исходатайствовали ему милость у Бога, перед Которым он вот-вот предстанет. А сама земля никакой пользы душе усопшего не приносит.

В современной практике (ради утешения скорбящего) сложилась традиция, когда во время заочного отпевания священник трижды благословляет землю, произнося все те же слова: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23, 1). Однако, повторимся, на такое действие нет никаких указаний в церковном Уставе. По окончании заочного отпевания эту землю можно крестообразно высыпать на могилу усопшего, если таковая имеется: яко земля еси, и в землю отыдеши (Быт. 3, 19).

Если же христианин был кремирован, то землю можно высыпать в урну с прахом покойного и таким образом символически предать его земле. Однако и это делать вовсе не обязательно.

Если же могила человека отсутствует или находится очень далеко от места проживания родственников и добраться до нее не представляется возможным, то землю после заочного отпевания брать ни к чему.

Сорокоуст о упокоении

Этот вид поминовения усопших можно заказать и в любой час – в этом тоже нет никаких ограничений. Великим постом, когда намного реже совершается полная литургия, в ряде церквей так практикуют поминовение – в алтаре в течение всего поста прочитывают все имена в записках и, если служат литургию, то вынимают частички. Нужно только помнить о том, что в этих поминаниях могут участвовать крещеные в Православной вере люди, как и в записках, подаваемых на проскомидию, разрешается вносить имена только крещеных усопших.

Отпевание в морге

В последние годы некоторые ритуальные агентства включают в свой набор «услуг» отпевание в морге. К этой практике нужно относиться очень осторожно.

Если по каким-то уважительным причинам не представляется возможным отпеть покойного в храме Божием, тогда в виде исключения допускается совершить отпевание усопшего на дому. И только в том случае, если и это оказывается неисполнимым, тогда необходимо узнать, где, в какой обстановке совершается отпевание в морге: есть ли для этого специально выделенная ритуальная комната, в которой находятся хотя бы иконы, панихидный столик (канун), подсвечники. Зайдите в эту комнату, убедитесь, что в ней подобающая обстановка.

Затем обязательно узнайте имя и фамилию священника, который обычно отпевает покойников в этом морге: настойчиво поинтересуйтесь, в каком храме он служит, и затем обязательно обратитесь в тот храм, чтобы убедиться, действительно ли названный вам священник - штатный клирик этого храма, а не ряженый самозванец или священник, запрещенный в служении.

Если у вас закрались какие-то сомнения, договоритесь с администрацией морга и пригласите знакомого вам священника из храма, прихожанином которого вы являетесь.

Но все же - приложите все усилия для того, чтобы отпеть вашего дорогого усопшего в церкви.

О кремации

«Совершенно недопустимо для православного христианина потворствовать развитию греховной языческой традиции сожжения тел усопших. Вспомним слова Священного Писания: Адаму же сказал: ...в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят (Быт. 3, 17, 19). Достойно предать тело покойного земле с соответствующими заупокойными богослужениями, совершенными в храме Божием, есть первейшая христианская обязанность родственников покойного, за исполнение которой каждый даст ответ на Страшном Суде Божием. Потому сожжение тела усопшего является тяжким грехом - поруганием храма Божия: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы (1 Кор. 3,16–17)».

Однако в корне неверно считать, что кремированные люди не воскреснут на Суд Божий! «Господь Иисус Христос, говоря о последнем Страшном Суде, который определит участь человека в Вечности, указывает на возвращение к жизни всех когда-либо умерших людей: Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы (Мф. 25, 31–32). Все народы - это все люди, когда-либо жившие на земле: и верующие, и атеисты, и праведники, и грешники, и жившие до Рождества Христова, и наши современники,- абсолютно все.

Христос прямо говорил: Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22, 32). Это означает, что однажды созданная Богом сущность (человеческая жизнь) не может быть уничтожена, а образ Божий, носителем которого является каждый человек, это и образ Божественного бессмертия.

Догмат о Всеобщем воскресении является основным вероучительным положением христианства. В Символе веры, окончательно принятом на II Вселенском Соборе, этот догмат выражен словами: “Чаю воскресения мертвых”».

Поэтому необходимо сказать, что кремация - это грех тех, кто решился на нее; однако душе усопшего она повредить не может. И Церковь не отказывает в отпевании тех почивших, которые впоследствии будут кремированы, или которые уже подверглись кремации.

«Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы. Если даже мы думаем, что кто-то уже мертв, для Бога он жив»

/Лк.20:38/

Что называется отпеванием?
Отпеванием называется молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов людей в другой мир. Отпевание – это народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что более половины молитв в нем поется. Правильное название отпевания – «последование мертвенное». Проведение этого чинопоследования свидетельствует о том, что умерший принадлежал православной общине, и теперь люди собрались для того, чтобы проводить его в последний земной путь. Если умерший был членом Православной Церкви, если он занимался своей духовной жизнью, если он исповедовался и причащался (хотя бы иногда), если он, хотя бы минимально, участвовал в жизни общины – Церковь может его напутствовать. И тогда отпевание приносит покойному духовную помощь.

Есть ли разница между отпеванием, панихидой и литией?
Панихида — это заупокойное молитвословие об умершем. Она может совершаться и до отпевания, и после. Чинопоследование, которое называют отпеванием, совершается над усопшим единожды, в день его погребения. Лития – это заключительная часть отпевания. Она может совершаться на кладбище в памятные дни и мирянами.

Является ли отпевание «пропуском в рай»?
Это не правильное, скорее магическое восприятие отпевания. Люди, которые так воспринимают это чинопоследование, вообще не понимают того, что происходит. Во время отпевания все присутствующие должны соборно молиться о том, чтобы душа прошла те испытания на мытарствах от демонов, с которыми она неминуемо сталкивается после смерти. Покинув тело, душа начинает страдать от своих же собственных несовершенств и страстей. Именно поэтому Церковь призывает верующих бороться со страстями, изменять себя в лучшую сторону еще при своей земной жизни. Молитвы, произносимые во время отпевания, очень помогают душе, утешают ее. Но ни в коем случае нельзя думать, что с помощью отпевания мы можем определять состояние этой души в Вечности, а тем более проводить суд над ней! Это ложное понимание смысла отпевания. Бог принимает во внимание нашу любовь, выраженную в наших молитвах (в т.ч. и в отпевании), милостыне, милосердии в память об усопшем. Но вершит Суд именно Он, а не мы. И, самое главное, что надо понять, отпевание – это не автоматическое прощение грехов! Не отпевание освобождает усопшего от обременявших его грехов, а Таинство Исповеди, в котором он успел покаяться. Поэтому надо вовремя приглашать священника к тяжелобольному для совершения над ним Таинств Соборования, Исповеди и Причастия. Но многие родственники, по своему невежеству, боятся этим напугать умирающего. И совершают этим духовное преступление! Так как смерть всё равно приходит. А их близкий уходит нераскаянным в иное бытие с грузом тяжких грехов, за которые будет нести суровое наказание.

Кому может быть отказано в отпевании?
Священник может отказать в отпевании тогда, когда доподлинно знает, что новопреставленный при жизни хулил Бога или просил в завещании не отпевать его.

Можно ли отпевать самоубийц?
Суицидентов Церковь не отпевает. Исключениями являются только те случаи, когда самоубийца был психически нездоров. Тогда Церковь может отпеть усопшего, но прежде его родственникам надо будет получить специальное разрешение в епархиальном управлении при условии, что он при жизни не был безбожником и богохульником.

Почему священники отказываются отпевать неверующих?
Ничего не меняется после отпевания у человека, который при жизни не верил в Бога и не хотел ходить в Церковь. А, тем более, если он позиционировал себя атеистом или агностиком, смеялся над верой и верующими, а, может, даже был их гонителем. Что может измениться для такого человека? Он же никогда не каялся, не исповедовался, не стремился к Богу, не желал встречи с Ним. Только представьте, что происходит с душой человека, которую насильно толкают к Богу, в то время как она сама отторгается от Него, не признает Его, мучается этим, страдая при этом еще больше! Не стоит навязывать душе близкого общение, которого он не хотел при жизни.

Что близкие могут сделать для душ родственников, которые умерли неверующими?
Ради грешной души близкого человека (а все мы грешные), мы можем творить милостыню, совершать дела милосердия, поститься, молиться, и, тем самым, примирять душу ушедшего близкого с Богом. При этом надо помнить о том, что земное начальство не ждет каждого из нас, а вот Бог принимает каждого, кто обращается к Нему. Так что, нет причины для отчаяния. Наоборот, у нас еще есть время для совершения необходимых дел, которые могут помочь душам покойных родных и близких. При этом, мы поможем и самим себе в деле укрепления своей веры, качество которой определит и нашу посмертную жизнь в вечности.

Что надо делать во время отпевания?
Любить! Молитва за умершего должна исходить не только из уст, но и из сердца любящего человека. Он также должен доказывать свою любовь не только словом, но и делом. Любовь определяется степенью жертвенности человека. Как доказать свою любовь? Потрудись для души того, кто сам уже не может для нее потрудиться. Любой человек может почитать Псалтирь о новопреставленном близком человеке. Читать надо по кафизме в день, и не просто механически читать, а стараться понимать то, о чем читаешь – это первое. Второе – это Акафист по единоумершему, который имеет уникальное содержание. Его тоже следует читать после того как прочитали Псалтирь, в течение сорока дней. А в некоторых случаях, если есть такая возможность, можно читать Псалтирь и Акафист вместе. Например, утром Псалтирь, а вечером Акафист. Читать эти дивные молитвы нужно не лежа на диване, а серьезно, с пониманием того, перед Кем ты их читаешь. При этом, по возможности необходимо творить милостыню, дела милосердия за усопшего. Именно это, а не выворачивающие душу проявления скорби, является настоящим показателем любви к умершему.

Где может происходить отпевание?
Отпевание должно совершаться в храме. В исключительных случаях это чинопоследование совершается прямо на могилах (раньше это допускалось во время ведения военных действий или эпидемий). Но сейчас войны, слава Богу, нет! Иногда отпевание может совершаться и дома. Но, если уж хоронят верующего, то, что мешает родственникам принести его тело в храм – дом Божий? Ведь душе приятно и отрадно находиться там! Кстати, с давних времен по традиции умершего не только отпевали в храме, но и оставляли его там на три дня. И в течение этого времени, вплоть до похорон читали по усопшему Псалтирь.

Как проходит отпевание?
У православных принято хоронить в гробу, который до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий). Отпевание и погребение принято совершать на третий день. Первым днем считается сам день кончины.
Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном) - в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в ее святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви - она до скончания века будет молиться о его душе. Покров этот украшен надписями с текстами молитв и выдержками из Священного Писания, изображением Крестного знамения и Ангелов. В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. После чтения разрешительной молитвы происходит прощание с покойным. Близкие просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и к венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.

Что означает венчик на голове покойного?
Бумажный венчик – это символ венца, символическое обозначение того, что усопший ушел в Вечную жизнь как воин, одержавший победу на поле брани. Венчик напоминает нам о том, что подвиги христианина на земле в борьбе со всеми грехами, искушениями, соблазнами и страстями кончились, и теперь он ожидает за них награду в Царствии Небесном.

Существует ли заочное отпевание?
Раньше вообще не было такого понятия как «заочного отпевание». Исключения составляли войны, стихийные бедствия, эпидемии чумы, холеры и другие обстоятельства, при которых люди погибали в огромных количествах. Их тела невозможно было найти. А в некоторых случаях тела были, но их приходилось хоронить в братских могилах без опознания. Вот тогда покойного отпевали заочно. Сейчас же «заочное отпевание» встречается неоправданно часто. И говорит это только об одном – об отношении к усопшему его родственников, которым лень привезти покойного в храм, или же батюшку привезти на место погребения или домой. Если человек любит своего близкого и хочет по-христиански его похоронить, то нужно это делать по традиционным правилам Церкви.

Может ли душа попасть на Небеса без отпевания?
В первые столетия христианства этого чинопоследования вообще не существовало. И именно в те времена жило огромное количество подвижников веры, святых людей, отцов Церкви. Как видите, отсутствие отпевания не повлияло на их прославление Богом. А вспомните мучеников Христа ради! Первых христиан убивали целыми семьями, общинами, бросая ко львам на растерзание. Ведь там даже тел не оставалось! И тогда было не до отпеваний. Давайте вспомним и русских новомучеников ХХ века, которых богоборческая власть расстреливали сотнями и тысячами. Кто их всех отпевал? Несмотря на то, что чинопоследование не проводилось, они причислены к лику святых. Но это, конечно, не говорит о том, что отпевание не является обязательным. Мы все далеко не святые, и молитвы, возносимые в Церкви, обязательно помогут нашим грешным душам.

Почему облачения священников так резко контрастируют с траурной одеждой скорбящих близких умершего?
В белых праздничных облачениях священники и крестят, и отпевают. Это имеет большое символическое значение. Если крещение - это духовное рождение во Христе, то отпевание - это рождение души для Жизни Вечной. Оба этих события являются важнейшими этапами жизни человека и большими праздниками. Белая одежда священников подчеркивает значимость этих событий.

Что означают свечи, которые держат в руках присутствующие на отпевании люди?
Символы торжества над смертью содержатся не только в одеждах священника. На отпевании люди всегда держат в руках зажженные свечи. Почему? Потому что свет - символ радости, свет также является символом жизни, победы над мраком, свет – это выражение светлой любви к усопшему и теплой молитвы за него. И, конечно, свечи напоминают нам о тех свечах, которые мы держим в пасхальную ночь, свидетельствуя о Воскресении Христовом… И вселяют в наши сердца надежду на воскресение каждого из нас – в день Страшного Суда.

Достойные похороны - последняя забота родственников о теле покойного. Очное или заочное отпевание - забота близких о душе усопших.

Для чего необходим обряд?

Чином отпевания (или чином погребения) называют специальный ритуал, который проводится в храме. Из-за большого количества песнопений этот обряд и был назван отпеванием.

Православная церковь верит в загробный мир. Умирает лишь тело человека. Душа продолжает жить, отправляясь в другое измерение, где ей придется держать ответ за все содеянное при жизни тела. В течение жизни человек совершает множество греховных поступков, иногда неосознанных или непроизвольных. Задача церкви состоит в том, чтобы специальными молитвами проводить душу в лучший мир, помочь ей обрести покой.

Для этого умершего необходимо отпеть.

Священнослужители настаивают на необходимости проведения обряда. При этом каждому человеку еще при жизни следует помнить о том, что отпевание не способно полностью избавить его ото всех грехов. По мнению священников, праведник, за которого после смерти некому помолиться, попадет в рай. Душа человека, не соблюдавшего заповеди Божьи, может лишиться вечного покоя и после проведения чина погребения.

Отпевание не следует путать с панихидой. В ХХ в. в СССР появилось такое понятие, как гражданская панихида. По мнению святых отцов, это бессмысленный набор слов, словосочетание, каждый элемент которого исключает другой. Панихидой называют заупокойную молитву об усопшем, читать которую можно как до, так и после погребения. Отпевание по общему правилу проводится в день похорон перед тем, как везти тело на кладбище.

Что требуется от родственников покойного?

Вне зависимости от того, будет ли проводиться очное или заочное отпевание, родственники должны самостоятельно позаботиться о душе близкого еще до проведения обряда в церкви. После того как родным пришла весть о смерть, они должны начать читать Псалтырь (Псалтирь). Делать это нужно беспрерывно днем и ночью, не останавливаясь. Поскольку эмоциональное состояние родственников не всегда позволяет им посвящать время молитвам за усопших, для чтения Псалтыря можно пригласить опытного человека, не обязательно священника. Наши предки приглашали знахарок, которые в отдаленных деревнях нередко выполняли функции священнослужителей. Чтецов должно быть несколько, чтобы у них была возможность для отдыха.

Обязательное условие: молиться по Псалтырю за усопших имеет право только крещеный православный.

Когда отпевают заочно?

Церковь настаивает на том, чтобы отпевание было проведено своевременно (перед погребением) и очно (перед гробом умершего человека). Однако соблюсти это требование возможно не всегда:

  1. Если родным воина пришла печальная телеграмма, им необходимо позаботиться о том, чтобы умерший был отпет заочно. Обычно погибших воинов хоронят в спешке в братской могиле. Обстоятельства, при которых проводятся похороны, не позволяют достойно каждого погибшего. Иногда при погребении присутствует священник, читающий молитву за всех воинов. Но в большинстве случаев похороны проходят без участия священнослужителей.
  2. Погибших в крупной авиакатастрофе или во время кораблекрушения полагается отпеть заочно. Пассажиры разбившихся самолетов и затонувших кораблей, как правило, не выживают. Не следует торопиться с проведением заочного отпевания для пропавших без вести. О таком человеке рекомендовано молиться, как о живом. Известная пословица гласит, что у Бога все живы. Если родственник погиб, моления за него будут способствовать спасению души. Если же он все еще жив, обращение к Богу поможет пропавшему найти дорогу домой. Известны случаи, когда люди теряют память, попадают в рабство и т. п. Это мешает им воссоединиться с родственниками, которые считают их умершими.
  3. Чин погребения проводится после похорон, если отпевание не было проведено своевременно. В годы советской власти церковь подвергалась гонениям. Проведение церковных обрядов было под строгим запретом. В результате многие люди были похоронены не по-христиански. В таких случаях проведение чина погребения церковью разрешается, несмотря на то, что после смерти человека прошел не один год.
  4. При отсутствии храма в населенном пункте допустимо отпевать заочно. Транспортировка гроба может занять более суток. Перевозить усопшего на дальние расстояния нежелательно. Допустимо приглашать священнослужителя на дом, но это тоже не всегда возможно по целому ряду причин. Отсутствие денег на транспортировку гроба или для приглашения священника на дом является еще одним обстоятельством отказаться от очного отпевания. Родственникам следует помнить о недопустимости обмана священнослужителя. Иногда родные умершего не хотят везти гроб в церковь из-за желания сэкономить, оправдывая свои действия мнимой бедностью.

Как проходит церемония?

При проведении заочного ритуала внесение в храм гроба отпеваемого не требуется. Во всем остальном церемония напоминает обряд, который проводится очно. Отпевать усопших можно практически в любой день.

Проведения ритуала избегают в Рождество Христово и первый день Пасхи.

При проведении заочного ритуала священник молится перед тетраподом. Так называется специальный подсвечник, на котором зажигают свечи в память об усопших. Церемония начинается с пения стихов из 17 кафизмы. Затем поют заупокойные тропари, в которых просят Бога принять душу усопшего, простить ей все грехи и позволить ей быть в раю с праведниками. Далее следует помянуть человека на заупокойной ектении. После этого поют ирмосы заупокойного канона и заупокойный седален.

После того как хор закончит петь погребальную стихиру, священнослужитель вычитывает отрывки из Нового Завета, в которых упоминается о том, что после смерти человека ждет иная жизнь и суд Божий. Далее вновь следуют тропари и стихиры. В конце отпевания священнослужитель читает сугубую ектению, в которой поминает усопшего и провозглашает ему вечную память.

Церемония заочного отпевания имеет свои отличительные особенности. Если гроб с телом еще не захоронен, священник отдает родственникам венчик, землю и разрешительную молитву. Венчик надевают на лоб покойного. Разрешительную молитву вкладывают ему в руку. Землю нужно высыпать в гроб крестообразно, но не на само тело, а на покрывало, которым оно прикрыто. На усопшем обязательно должен быть нательный крестик, который был получен при крещении. Если человек уже похоронен, землю высыпают на его могилу.

Если же местонахождение тела неизвестно, в похоронных атрибутах нет необходимости.

Церковью допускается заочное отпевание, сколько бы времени ни прошло после смерти. Однако родственники должны стремиться заказать чин как можно раньше. Считается, что душа не сразу уходит в другой мир. Некоторое время она пребывает на земле. Это время и нужно использовать для того, чтобы вымолить у Бога прощение за грехи, совершенные этим человеком.

Особенности церемонии

Священник, участвующий в ритуале, надевает белые одежды. Родным и близким покойного рекомендовано сделать то же самое. Церковь рассматривает физическую смерть человека, как рождение в ином мире. Усопший покидает несовершенную реальность, чтобы перейти в лучшее измерение и встретиться со своим Создателем. Вот почему священнослужители облачаются в белое для проведения отпевания так же, как и церемонии крещения. Таким образом подчеркивается, что в жизни человека происходят 2 важных события - приобщение к церкви и переход в иной мир.

Черная одежда на отпевании считается скорее светской, чем церковной традицией.

Свечи в руках родных усопшего символизируют свет и радость. Душа покойного проходит тьму смерти, чтобы увидеть свет новой жизни. Свечи должны напоминать родственникам умершего о том, что дорогой им человек не перестал существовать, а возродился для нового бытия. Физическая смерть не должна вызывать чувства скорби.

Нередко родственники совершают большую ошибку: заказывают службу и уходят из храма. Через несколько дней они возвращаются, чтобы забрать землю, венчик и разрешительную молитву. Церковь не одобряет подобное поведение. Смысл таких обрядов, как поминки или отпевание, состоит не в том, чтобы провести красивую пышную церемонию и выглядеть праведником в глазах других христиан.

Любой похоронный ритуал предназначен для того, чтобы помочь недавно отделившейся от тела душе преодолеть препятствия на пути к Создателю. Родные должны присутствовать в церкви на очном и заочном отпевании и не покидать церемонию без крайней необходимости. Во время проведения обряда следует молиться за близкого человека. Делать это можно не только по специальной литературе, но и своими словами. Богом будет принята любая искренняя молитва.

Кому будет отказано в проведении церемонии?

Правила отказа для заочного отпевания те же, что и для очного ритуала:

  1. Запрещено отпевать самоубийц. Грех самоубийства считается одним из самых тяжких. Отмолить его крайне трудно. Родные и близкие человека, который оборвал свою жизнь собственными руками, могут возносить молитвы за оступившегося. Есть вероятность, что благодаря мольбам неравнодушных людей Всевышний простит своего раба. Однако со стороны церкви будет получен категорический отказ. В некоторых случаях возможны исключения. Самоубиенными не признаются люди, совершившие грех в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием психоактивных веществ. Человек согрешил не по доброй воле, а в измененном состоянии сознания, не отдавая себе отчета в том, что он делает. Не признаются самоубийцами и психически больные люди, которые не несут ответственности за свои поступки. Чтобы получить разрешение на отпевание душевнобольного, родственникам нужно обратиться в епархию. Причинение себе смерти по неосторожности (гибель из-за несоблюдения техники безопасности, отравление недоброкачественными продуктами и т. д.) тоже не рассматривается, как суицид.
  2. Чин погребения не проводится над некрещеными. Если покойный был добрым человеком, верил в Бога, но при этом не прошел таинство крещения, проводить по нему отпевание запрещено. Покойный не принадлежал церкви, священнослужители не имеют права заступаться за него. Родственникам такого человека разрешено молиться за него дома.
  3. При наличии завещания, запрещающего проводить церемонию, усопшего не отпевают. Почтительное отношение к религии не должно быть навязанным. Истинная вера исходит от души. Если покойный по каким бы то ни было соображениям не захотел быть отпетым и завещал родным письменно или на словах не проводить неприятный ему обряд, делать этого не стоит. Руководствуясь естественным побуждением помочь близкому, родные могут не исполнить последнюю волю усопшего. По мнению богословов, проводить отпевание против воли покойного нельзя. Душа не только не войдет в Царство Небесное, но и будет страдать о того, что родные отказались выполнить последнюю просьбу. Отказавшийся от отпевания необязательно является атеистом или противником религии. Возможно, покойный просто выбрал для себя другую форму поклонения Богу и не желает, чтобы его провожали в мир иной по христианскому обряду.
  4. Церковь отказывает в отпевании тому, кто при жизни был ее гонителем, открыто богохульствовал, притеснял служителей культа, публично осмеивал религию. Проводить чин погребение над человеком, который отрекался от Бога, не станет ни один священник. Забота о грешной душе ложится на плечи семьи, которая своими молитвами может повлиять на дальнейшую участь родственника-богохульника.
  5. В отпевании нередко отказывают бандитам, погибшим во время грабительского налета. Если преступник был пойман и успел раскаяться в содеянном, церковь обязана его отпеть. Все люди имеют право на прощение, вне зависимости от тяжести грехов. Священнику не следует выступать в качестве судьи. Ему предназначена роль адвоката.


Родным наркоманов и алкоголиков необходимо помнить о том, что человек, погибший от вредной зависимости, может быть отпет церковью. Несмотря на то, что эти люди, безусловно, нарушали Божью волю, доставляли немало хлопот своим близким, оставлять их души без молитв нельзя. Наркоманию и алкоголизм следует рассматривать как тяжелые заболевания, справиться с которыми могут не все. Даже если семья была в ссоре со своим близким родственником, покойного следует простить, молиться за него и заказать для усопшего .

От пагубных увлечений не застрахован никто.

Ни один церковный обряд не может гарантировать умершему пропуск в рай и прощение всех грехов. Об этом стоит помнить еще при жизни. Даже богословы признают, что значение имеют не сами ритуалы, а тот смысл, который в них вкладывает человек. Искренняя молитва близкого способна дать умершему намного больше, чем отпевание, красивый памятник или поминальный обед в дорогом ресторане.