Весьма длительное время лингвистика не обращала должного внимания на характер и место в лексической системе языка собственных имен, хотя очевидно, что эта лексика, особенно личные имена (антропонимы), играет весьма важную роль в человеческом общении. Семантика собственных имен изучена недостаточно. Возможно, что такое отношение к собственным именам обусловлено тем, что они традиционно считаются «семантически ущербными», не имеющими собственного значения и не выражающими понятия. Этот взгляд на собственные имена имеет солидную традицию, его придерживались такие видные ученые прошлого, как Д.С. Милль (34, с. 24 и ел.), О. Еспероен (35, с. 71 и ел.) и др. Эту точку зрения разделяют и многие современные авторы, например А.В. Суперанская (36, с. 89 и ел.), А.А. Уфимцева (37, с. 156 и ел.) и др.
Собственные имена, например географические названия, обозначают единичные понятия. Их логически подчиненный характер во многих случаях подтверждается соответствующими родовыми понятиями, которые либо устойчиво употребляются вместе с ними (ср. о. Байкал, р. Псвл, г. Белгород, с. Ракитное, пос. Красная Яруга, ст. Готня и т. п.), либо входят вместе с видовым признаком в собственное имя 240
(Черное море, Балтийское море, Русская равнина, Валдайская возвышенность, Тихий океан, Индийский океан, Хибинские горы, Кавказский хребет и т. п.). Но одновременно активно применяются и логически нерасч-лененные собственные имена (Пиренеи, Альпы, Урал, Хибины, Карпаты, Англия, Франция, Москва, Лондон, Варшава и т. п.); в таких названиях их родовой признак входит в значение.
Иную семантическую картину представляют собой личные имена, или антропонимы {Петр, Иван, Павел, Мария, Борис, Елена, Владимир и т. д.). Обозначение личным именем отдельного человека, заключенная в имени преходящая информация о человеке, или смысл имени, послужили поводом для многих лингвистов считать личные имена лексически неполноценными, не способными выражать понятие, содержать сведения о классе индивидов и т. п.
Понятие - это форма мысли, и потому к пониманию его природы мы должны подходить формально. То" есть не следует отождествлять понятийность, как характерную особенность данной формы мысли, с информативностью в речи или актуальным преходящим содержанием. При всей относительности противоположения формы и содержания в пределах языка, мы должны в каждом случае такого соотнесения иметь в виду, что форма - это постоянный, воспроизводимый элемент языковой единицы, который служит средством организации и выражения актуального содержания; это структурно организующий элемент строения содержания. Поэтому понятие трактуется как классифицирующая и квалифицирующая мысль: это мысль о классе определенных предметов, явлений, действий и т. д.; или, по-другому, структурно-логическая схема, образуемая связью определенных классификационных признаков и наполняемая в конкретных условиях актуальным содержанием.
Личные имена отдельными своими признаками существенно отличаются как от нарицательных имен, так и других разрядов имен собственных. Эти отличия обусловлены природой их семантики (наименование лица) и выполняемыми в общении функциями. В отличие от нарицательных имен личные имена, различаясь только по полу, обладают общими категориальными признаками. Так, например, Иван, Борис и т. п.- это: а) русские имена; б) называющие человека; в) мужского пола; г) обозначающие совокупности людей с этими именами; д) обладающие набором грамматических и лексико-грамматиче-ских форм, позволяющих этим словам функционировать в системе русского языка, выражая значения этих форм. Именно на основе обладания общими категориальными признаками некоторые лингвисты считают все такие личные имена синонимичными.
Эти категориальные, «внутриязыковые» признаки семантически не актуальны в непосредственном общении, в речи. В совокупности они образуют элемент языковой формы, постоянно существующий в слове наряду с его внешней формой (звуковым обликом имени). Но в личном
имени форма имеет определенную структуру, в чем, в частности, обнаруживается своеобразие этого разряда лексики. Общие категориальные признаки личных имен свойственны всем именам, следователь-но,внутренней формой конкретного имени они выступать не могут. Если внутренняя форма слова, согласно Потебне, обозначает, как, каким образом входит в наше сознание новое содержание, то внутренней формой личного имени будут те субъективные представления об имени, руководствуясь которыми, родители присваивают имя ребенку, образуя тем самым индивидуальный смысл имени, его «предметную отнесенность». Указанные вышекатегориальные семантические признаки, общие для класса имен, не играют здесь определяющей роли. На первый план выступают внешняя и внутренняя форма конкретного имени, которые воспринимаются говорящими весьма индивидуально и субъективно; однако именно этот субъективизм служит руководством и главным критерием в выборе имени для ребенка.
В постоянно совершающемся в обществе наречении людей имя всякий раз рассматривается участниками наречения с разных точек зрения, при этом стихийно обращается внимание на внешнюю и внутреннюю форму имени. При оценке внешней формы учитываются благозвучность имени, его национальный характер, уместность сочетания с фамилией и отчеством и др. Как говорилось выше, под внутренней формой слова понимается то, как, каким образом входит в наше сознание новое содержание, т. е. смысл имени вновь нареченного человека. Поэтому внутренней формой личного имени выступает не только признак, положенный в название (ср. исконно русские и славянские имена: Владимир, Светлана, Святослав, Вячаслав, Всеволод, Лада, Ратмир, Богуслав и др.) У многих обрусевших имен признаки, положенные в название, остаются, без обращения к их этимологии, неизвестными (ср.: Александр, Алексей, Петр, Елена, Галина, Клавдия и др.). Роль внутренней формы при наречении людей именами выполняют признаки, образующиеся под воздействием многих обстоятельств и факторбв (православная традиция, по которой имя дается в честь святого; историческая традиция в наречении; мода на определенные имена, подчеркивающая их современность; семейная традиция, предания семьи, ближайшего окружения; сословный выбор имени; наречение в честь исторических деятелей, национальных героев, полководцев, писателей-, персонажей художественной литературы, кино, театра...). Все эти признаки мотивируют наречение человека именем и служат, таким образом, внутренней формой имени.
Личное имя существенно отличается от нарицательного характером своей предметно-логической схемы, своим обозначаемым (человек), а также индивидуальным смыслом, образуемым на основе признаков обозначаемого (определенного лица). Личные имена, как говорилось 242
выше, могут иметь одну и ту же предметно-логическую схему, различаясь только своим звуковым обликом (внешней формой).
Нарицательное имя выделяет и обозначает класс предметов или явлений в языке в целом, занимая в его семантической системе определенное место. Индивидуальный смысл нарицательное имя получает в конкретном акте речи.
В отличие от нарицательного имени имя личное выделяет среди людей данного сообщества отдельную их совокупность, носящих одно имя (все лица с именем Петр, Борис, Иван, Татьяна, Екатерина и т. п.). Свою дифференцирующую роль и соответственно индивидуальный смысл личные имена приобретают как имена отдельных людей. Этот смысл, как правило, образуется в узком кругу людей - в семье, в производственном, учебном коллективе, среди знакомых. Смысл личного имени формируется на основе знания человека - черт его характера, деятельности, образа жизни, родственных связей, положения в обществе в узком и широком смысле слова, привычек и пр. Все эти черты и качества человека раскрываются в общении, во взаимоотношениях людей, приобретая несомненную человеческую ценность. Личное имя служит знаком этого знания об обозначаемом человеке; разумеется, у разных людей, знающих данного человека, это знание будет разного объема, а зависимости от близости, активности взаимоотношений с этим человеком. Функциональное своеобразие личного имени, его отличный от нарицательного имени языковой и, в частности, семантический статус обусловлен природой обозначаемого, т. е. человека. Как и человеческая личность смысл личного имени неповторим. Язык, обеспечивая обмен мыслями людей в сообществе в целом, аккумулируя их знания, одновременно может в смыслах своих единиц, в частности личных имен, выражать и закреплять локальную информацию, которой владеет узкий круг людей.
Смысл личного имени, или его конкретное содержание,- это подвижная категория, которая образуется в ограниченном кругу общающихся между собой людей; при этом смысл меняется от человека к человеку. Для круга людей, знающих определенное лицо, смысл его имени изменяется по мере изменения самого человека в зависимости от его возраста, деятельности, взаимоотношения с людьми, близости с ними и др. Во всем этом обнаруживаются особенности характера человека, его качества, способности и пр., что и находит отражение в конкретном содержании антропонима.
Личные имена - это существующий в языке особый класс знаков, который, хотя и функционирует в непосредственных семантических и грамматических связях с нарицательными именами, тем не менее не вступает с ними во внутриязыковые системные процессы, характерные для нарицательной лексики (синонимия, полисемия, антонимия, омонимия и др.). Как единица языка личное имя может неизменно служить таковым в течение многих веков. Нужны особые условия для перехода
личных имен в нарицательные, когда личное имя приобретает свойства последних. Эти случаи здесь не рассматриваются, как и переход нарицательных имен в собственные.
Яркой чертой личных имен, особенно в русском языке, является их исключительная способность к изменениям и преобразованиям, связанным с выражением различных эмоциональных, стилистических и иных оттенков и значений (ласкательных, уменьшительных, фамильярных, уничижительных, официальных, деловых и др.), отражающих богатую гамму межличностных человеческих отношений (ср.: Александр - Саша - Шура - Саня - Алексаша - Санек - Санечка - Шурочка - Сашка - Шурка - Сашок...; Екатерина - Катерина - Катя - Катюша - Катенька - Катька и т. п.).
ЗНАЧЕНИЕ МОРФЕМЫ. ГРАММАТИЧЕСКОЕ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЯ
Как известно, кратчайшей значимой единицей языка является морфема. К морфемам относятся корень и аффиксы (суффиксы, приставки, интерфиксы, постфиксы и др.).
Слово представляет собой органическое семантическое и грамматическое единство, один акт мысли, поэтому выделение его частей и отдельное их рассмотрение и анализ есть искусственный прием, впрочем совершенно необходимый для познания строения слова и его частей. Расчленяя слово, принадлежащее к той или другой части речи и представляющее собой семантическое и грамматическое единство, мы будем рассматривать вычленяемые морфемы как носители известных значений и отношений: корень - отношение вещественной части слова к другим родственным, однокоренным словам; словообразовательный аффикс - как указание на принадлежность к определенному содержательному разряду слов; окончание (грамматическая форма) - на принадлежность к определенному формальному классу. Принадлежность"к содержательному и формальному классу означает и выражение соответствующих общих содержательных и формальных (грамматических) значений.
Выделение всех этих элементов наглядно свидетельствует о системном характере и классификационное™ слова и его значения. Именно по принадлежности к тому или другому классу и показателю этой принадлежности у всего класса мы выделяем общий элемент значения. Значения словообразовательного и словоизменительного элементов слова однородны с вещественным значением. Значение слова представляет собой не простую сумму названных элементов и их значений, но их синтез, в результате которого образуется принципиально новая узловая единица языка с новыми качествами и новыми возможностями. 244
Слово аккумулирует в своем значении результаты познавательной деятельности говорящего коллектива и закрепляет их в системе языка. О том, что в слове происходит синтез значений его элементов, в результате чего образуется семантическое единство с новыми качествами и закономерностями, не равными качествам и закономерностям его частей, свидетельствуют многие факты. По этому поводу Потебня писал: «Вещественное и формальное значение данного слова составляют... один акт мысли, именно потому, что слово формальных языков представляется сознанию одним целым, язык столь мало дорожит его стихиями, первоначально самостоятельными, что позволяет им разрушаться и даже исчезать бесследно»(16, с. 39). К таким фактам относятся фонетические изменения слова, нарушающие его членение, превращение производных слов в непроизводные, опрощение, образование связанных основ или корней, переразложение. Все эти процессы не были бы возможны, если бы слово не представляло собой синтеза элементов и их значений. При опрощении, связанности основы или корня корень слова и другие элементы, по сути дела, теряют отдельное, самостоятельное значение, но собственно значение слова, некогда образованный синтез входящих в состав слова элементов сохраняется. Это говорит о неаддитивности сочетания в слове значений морфем с момента образования слова и о сохранении этого единства в последующее время, несмотря на произошедшие изменения в составе слова. Аналогичное можно сказать о переразложении.
Единство в слове лексических и грамматических значений отмечали и другие ученые. Так, В.В. Виноградов писал: «Слово представляет собою внутреннее, конструктивное единство лексических и грамматических значений. Определение лексических значений слова уже включает в себя указания на грамматическую характеристику слова. Грамматические формы и значения то сталкиваются, то сливаются с его лексическими значениями» (8, с. 15).
Но вместе с тем сам характер реализации в слове грамматических (а также и словообразовательных) значений указывает и на их отличия. Синтез их в отдельном слове не лишает их определенной самостоятельности в системе языка в целом. Об этом свидетельствует отдельность их обозначения особым показателем, участие грамматических форм и словообразовательных аффиксов в оформлении и образовании целых разрядов лексики.
Единство и взаимообусловленность лексических, грамматических и словообразовательных значений обнаруживается в синтаксических преобразованиях одного и того же «внеязычного содержания»:
Ученики решают задачу. Задача решается учениками. Решение задачи учениками. Решающие задачу ученики. Решая задачу, ученики... и т. п.
Такие преобразования демонстрируют формальные возможности языка в препарировании одного и того же «внеязычного содержания». Одновременно они свидетельствуют о цельности, единстве языковой системы, о категориальных субъективно-объективных взаимоотношениях языковой системы и действительности.
Выше мы говорили о выражении элементами слова разных отношений: корня - к другим однокоренным словам, словообразовательных и словоизменительных аффиксов - соответственно к содержательным и формальным классам слов с теми же аффиксами. Отношения, выраженные внешними элементами слова, указывают на его принадлежность к определенным классам слов, а следовательно, и на обладание данным словом общими для этих классов признаками. Эта информация синтезируется в слове и включается во множество других признаков, образующихся на основе непосредственного отражения предметов и явлений действительности, обозначаемых данным словом. Если бы в слове не совершался синтез значимых элементов, то его открытость к новым признакам по мере углубления и расширения нашего знания об обозначаемом была бы затруднительна. Кроме того, если бы значение слова, имеющего строение, было бы аддитивным, то отношение между его элементами и их значениями были бы постоянными и неизменными, чего мы не наблюдаем.
Классификационные содержательные элементы слова - это выражение нашей субъективности в процессе познания и отражения действительности («субъективные приспособления», по выражению Потебни). В самих предметах и явлениях действительности, как в «связках» множества сторон и признаков, все эти вычленяемые нами стороны и признаки, оформляемые с помощью «субъективных приспособлений» в виде субстанций, действий, качеств и др.,- существуют органично, едино, во взаимопроникновении. Познание этих сторон предметов и явлений невозможно без субъективного и, в известном смысле, произвольного их расчленения и рассмотрения. Однако этот субъективный, искусственный прием гносеологически необходим.
Грамматические и словообразовательные аффиксы синсеман-т и ч н ы, т. е. имеют сопроводительные значения по отношению к номинативной единице - слову, носящей аутосемантический характер, т. е. семантически самостоятельной. Лексическое значение слова как аутосемантической единицы не существует и не воспринимается вне его грамматического оформления. Без грамматической формы основа слова или корень не воспринимаются как носители самостоятельного лексического значения. Отсутствие, например, в русском языке окончания у существительных им. падежа, ед. числа, мужского рода (стол, краб, враг и т. п.) служит в парадигме склонения таких слов показателем именно данной формы, которую называют нулевой. Выше мы говорили, что корень выражает отношение к вещественным частям однокоренных, родственных слов и тем 246
самым имплицирует это вещественное значение, выражение которого, однако, требует его грамматического оформления по законам данного
Весьма распространено мнение, что грамматическое значение отличается от лексического степенью отвлеченности. Разумеется, грамматические значения отвлеченные, но не всякая отвлеченность есть формальность. Многие лексические значения более отвлеченные и общие, чем значения грамматические (ср., например, имена числительные); однако это не делает их грамматическими (16, с. 36; 37, с. 9 и ел.) Грамматические значения оформляют слово и указывают на определенные общие разряды слов. «Формальность языка,- утверждал Потебня,- есть существование в нем общих разрядов, по которым распределяется частное содержание языка, одновременно со своим появлением в мысли» (16, с. 61). В другом месте он пишет: «Говорить на формальном языке, каковы арийские,- значить систематизировать свою мысль, распределяя ее по известным отделам» (16, с. 37). Это подведение лексического значения с помощью грамматической формы к определенному общему разряду не есть выражение большей отвлеченности грамматического значения, а реализация его функции в языке - подведение слова в соответствующем оформлении под известный формальный разряд, находящийся в системных отношениях к другим разрядам данного языка (38, с. 12).
Однородностью своих значений либо, напротив, их разнородностью, выполняемыми функциями, общим грамматическим понятием грамматические значения объединяются в совокупности, в четко функционирующие системные образования. Такие совокупности грамматических значений называются грамматическими категориями. Эти категории могут быть свойственны одной части речи (например, в русском языке глагольные категории времени, лица, наклонения, вида); грамматическими категориями называют также и собственно части речи, образованные по определенным словообразовательным моделям и оформленные набором свойственных им грамматических форм. Но категории могут распространяться на разные части речи, доказывая тем самым внутреннее единство грамматической системы (ср. в русском языке категории рода, числа, падежа).
Надо заметить, что словообразовательные аффиксы и их значения, подобно грамматическим формам, группируются по типовым своим значениям в совокупности, называемые многими лингвистами словообразовательными категориями (например, категории действующего лица, отвлеченности, предметности, субъективной оценки и др.).
Если к этому добавить, что и словарный состав языка объединяется вокруг базовых, категориальных понятий, образуя семантические, понятийные, тематические поля, организованные на логически подчиняющих и подчиненных отношениях, и прежде всего родовидовых, то
""■ |
можно утверждать, что разные типы языковых значений обнаруживают известный изоморфизм отношений.
Однако несмотря на указанный изоморфизм эти типы значений существенно различаются по месту и роли в системе языка, по выполняемым функциям, способу выражения. Так, грамматические значения относятся к внутренней структуре языка как наиболее абстрагированные от вещественных значений элементы. Грамматические формы и их значения оформляют части речи, различающиеся, как известно, характером своих лексических значений, набором грамматических форм. С помощью последних выражаются также связи между словами в речи и образуются принципиально новые по своим семантическим и грамматическим качествам единицы - словосочетания и предложения.
Слово является носителем лексического, грамматического и словообразовательного значения. Все эти типы значений относятся к внутренней форме языка, образуя ее структуру. Как элементы внутренней иерархической структуры, эти типы значений не противопоставляются друг другу, а образуют в слове семантическое единство, один акт мысли (Потебня). Они не противопоставляются и по своему содержанию. Выше мы приводили мысль Потебни, что грамматическая форма есть элемент значения слова и однородна с его вещественным значением (16, с. 39). Отсутствие противоположения грамматического значения лексическому по своему содержанию отмечают и современные ученые (38, с. 8 и ел.). Но будучи элементами внутренней формы языка, эти типы значений различаются своими функциями.
Наиболее отвлеченным от вещественных значений строевым элементом внутренней формы выступает грамматическое значение. Грамматические формы и их значения оформляют слова с вещественным значением, перекрывая в своей формальной классификации различные содержательные разряды слов, показателем которых являются словообразовательные аффиксы.
Образованное с помощью словообразовательных средств слово определенной части речи одновременно владеет набором грамматических форм и их значений, обеспечивающих функционирование слова в языке, т. е. его вступление, в соответствии со своей грамматической природой, в связи с другими словами определенного формального порядка. Это особенно наглядно обнаруживается в случаях прямой деривации, иными словами, при образовании так называемых синтаксических дериватов. Производное слово (синтаксический дериват) наследует абстракцию производящего слова, видоизменяет ее в сторону большего абстрагирования (ср. дериваты: относительные прилагательные, отыменные глаголы, атрибутивные существительные и др.). Синтаксический дериват «эксплуатирует» эту абстракцию на новом для нее участке или уровне языковой системы, в новых семантических и грамматических связях со словами определенного формального поряд-248
ка. В результате семантически обогащается как вновь образованное слово, так и те слова, которые вступили с ним в семантические и грамматические связи.
Словообразовательные значения более близки к лексическим; они указывают на семантические разряды последних, соответственно их оформляя словообразовательными показателями (суффиксы, приставки и др.). Словообразовательное значение и формируется на основе типового семантического соотношения производящих и производных основ. По сравнению с грамматическими формами и их значениями словообразовательное значение ближе к действительности, указывая на общие, однопорядковые предметы и явления.
Индивидуальное, конкретное отражение действительных предметов и явлений осуществляется с помощью лексики языка. Многие лингвисты считают, что собственно лексические значения и есть содержание, выражаемое языком (39, с. 352-407). Однако закрепленное за словом значение (содержание, понятие) известно всем говорящим на данном языке, и потому нет необходимости его сообщать кому-либо. Само по себе владение такими значениями не создает еще мысли, которую нужно было бы сообщить другому. Язык не есть кладезь готовых мыслей, используемых людьми; он средство создания мыслей в процессе отражения предметов и явлений действительности и одновременно средство передачи мыслей в общении. Лексические значения, которыми владеют говорящие в отвлечении от конкретного их применения («внутриязыковые значения») - это обобщения, логико-семантические схемы, или формы, под которые подводятся конкретные предметы и явления, собственно и представляющие собой материал сообщения. Именно в речи и рождается конкретный смысл или «предметная отнесенность», которые и есть цель сообщения. Все названные элементы внутренней формы языка - грамматические, словообразовательные, лексические значения - служат средством организации, оформления и выражения в речи конкретного предметного содержания.
Иерархически организованная внутренняя форма языка построена таким образом, что оформление индивидуального содержания, являющегося предметом сообщения, осуществляется с помощью разного уровня абстракций: от грамматических и словообразовательных значений до лексического значения, непосредственно отражающего предмет или явление действительности. Но и здесь лексическое значение не есть предмет сообщения, оно - необходимое средство выделения конкретного предмета или явления действительности из континуума действительности и сообщения о нем.
Отмеченная Потебней однородность грамматических и лексических значений доказывается происхождением грамматических форм из слов. Исторически грамматические формы и их значения образуются на базе слов и их значений, специализируясь в выполнении опреде-
I |
ленных системных, классификационных функций. Это свидетельствует об относительном противоположении в языке категорий формы и содержания, что особенно наглядно обнаруживается при сравнении грамматических и лексических значений разных языков. То, что в одном языке выступает грамматической формой, в другом может быть содержанием, требующим всякий раз для своего выражения подбора определенных лексических средств. Потебня по этому поводу писал: «Есть языки, в коих подведение лексического содержания под общие схемы, каковы предмет и его пространственные отношения, действие, лицо и пр., требует каждый раз нового усилия мысли. То, что мы представляем формой, в них является лишь содержанием, так что грамматической формы они вовсе не имеют» (16, с. 38).
Образование грамматической формы и ее значения (как и любой значимой единицы, языкового знака) происходит по единому в языке способу. Согласно Потебне, языковая единица (знак) генетически и функционально предполагает необходимые компоненты: внешнюю форму (определенным образом упорядоченные звуки), внутреннюю форму (представление) и собственно значение. Поскольку грамматические формы и их значения исторически образуются на базе слов и их значений, то внутренней формой или представлением служат значения лексические. Их отбор в каждом языке избирателен и индивидуален. Потребность формальной классификации содержания, надо полагать, в каждом языке диктуется задачами выражения самого содержания. Поэтому «при создании грамматических форм мышление ищет те особенности семантики слова, которые могли бы быть использованы для языкового выражения того или иного грамматического отношения» (40, с. 66).
Образование грамматических форм и их значений уходит в глубокую древность, исчисляемую многими тысячелетиями. Во всяком случае индоевропейский праязык уже имел развитую флективную систему.
Потребность в формальной классификации, а также и ее основание рождаются в языковой деятельности, в практике общения. И как говорилось выше, избираемое лексическое значение для грамматического отношения исторически выступает его внутренней формой. Так, в русском языке личные окончания глаголов образованы из личных местоимений, как и окончания членных прилагательных; для выражения местного падежа, обозначаемого местонахождение предмета в чем-либо, в различных языках используются такие слова, как «внутренность», «середина» и т. п. (40, с. 63 и ел.). Например, аналитические формы прошедшего времени в разных языках используют слова «иметь», «быть», «начинать», «желать»; ср. также форму будущего времени в русском языке: буду писать; в народной латыни: Scribere habeo «Ябуду писать». В английском языке форма варианта настоящего времени использует глагол «быть» J am writing («Я пишу в данный
момент») и др. Различны способы выражения определенности имени существительного в разных языках. В некоторых языках определенность выражается с помощью указательного местоимения (ср.: во французском языке - 1а, 1е, в испанском - el, la; в английском - the и т. д.).
Отношения между внутренней формой грамматической единицы и ее функциональным значением развивается по общей для всех языковых единиц закономерности: по мере развития отвлечения сглаживается заложенное в форме представление.
В основе всех грамматических понятий и категорий, которые, казалось бы, обрели в языке чисто формальный характер, в конечном счете лежат вполне определенные вещественные представления, тесно связанные с жизнью человека. Ярким примером такой категории в русском языке является грамматический род. Потебня писал об этой категории: «Грамматический род принадлежит к числу человекообразных понятий (антропоморфических категорий), служащих для расчленения, приведения в порядок и усвоения всего содержания мысли. По второму предикату это определение слишком широкое, так как чело-векообразность - постоянное свойство человеческой мысли. Мыслить иначе, как по-человечески (субъективно), человек не может. Если под мышлением понимать ту долю умственной деятельности, которая сказывается в языке, то оно есть создание стройного, упрощенного целого из наплыва восприятий. Представить себе такое создание мысли иным, чем созданием «по образу и подобию» своему, чем внесением в познаваемое свойств познающего, мы не в силах; но свойства познающего изменяются в определенном направлении, благодаря чему возможна история мысли и ее человекообразности, т. е. без hendiadys, история человекообразности мысли» (41, с. 461).
Образование грамматического значения из лексического не есть его деградация и потеря содержания. Напротив, избранная форма, образованная из слова и его значения, оказалась необходимой для расширяющихся актов мысли; одновременно превращение лексического значения в грамматическое, сугубо классификационное представляет собой экономию умственной энергии, сэкономленная энергия тем самым может использоваться для творческой индивидуальной работы мысли.
Многие лингвисты наряду с названными типами языковых значений выделяют значение словообразовательное. Новые слова образуются из уже существующих в языке слов. Поэтому словообразовательное значение создается на основе регулярного соотношения значений производных и производящих слов, осуществляемого с помощью определенного словообразовательного элемента (суффикса, приставки). Словообразовательным значением, таким образом, является обобщенное значение производных слов в их отношении к категориальному значению слов производящих, имеющих соответст-
вующий словообразовательный показатель. Следовательно, носителем словообразовательного значения выступают слова, обладающие одним и тем же словообразовательным показателем и образующие тем самым один словообразовательный тип: ср., например, глаголы с суффиксом -е- в русском языке, образованные от прилагательных и имеющие значение «приобретать признак, названный производящим, мотивирующим прилагательным»: белеть, краснеть, зеленеть и т. п.; или прилагательные с относительным суффиксом - ск- и производными от него -еск~, -ическ-, -овск- и др., имеющие общее значение: «относящийся к тому или свойственный тому, что названо производящим, мотивирующим словом»: морской, институтский, медицинский, гармонический, московский и т. п.
Вместе с тем распространено также и мнение, что словообразовательное значение есть собственно значение словообразовательных аффиксов, имеющих регулярную связь с определенными видами основ, а следовательно, с определенными их семантическими разрядами.
Словообразовательные форманты, их значения и взаимоотношения образуют систему словообразовательных средств языка как особую область внутри общей языковой системы. Наличие такой системы доказывается многими фактами:
Связью словообразовательных элементов, словообразовательных
типов, или моделей, с определенными частями речи и их грамматическими формами;
Выражением словообразовательными средствами содержательной
классификации словарного состава языка;
Группированием на основе частных словообразовательных значений и их формантов общих словообразовательных категорий (ср.,
например, у существительных суффиксы таких категорий, как лица,
отвлеченности, предметности и др.; у прилагательных - суффиксы
относительности, качественности, притяжательности и др.);
Наличием системных семантических взаимоотношений между словообразовательными аффиксами (синонимия, вариантность, многозначность, антонимия, омосемия);
Закономерными формальными связями с морфологическим, фонетическим окружением (см. различные виды дистрибуции морфем)
и др.
Лексическое значение имени существительного
Номинация «Предметы гуманитарного цикла»
Нурманова Талшин Калиевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ « СОШ №1 г. Ершова Саратовской области»
Урок-исследование.
Тема: Лексическое значение имени существительного.
Тип урока. Урок открытия нового знания, обобщения и углубления изученного.
Цели урока:
подвести детей к пониманию лексического богатства русского языка, развивать речь учащихся, логическое мышление, коммуникативные возможности обучающихся.
обобщить и расширить изученные ранее знания по теме "Имя существительное».
воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практического применения.
Задачи урока:
Обучающая: научить различать группы существительных по их лексическому значению.
Развивающая: развивать умение анализировать и логически мыслить.
Воспитывающая: формирование навыков активного сотрудничества учащихся друг с другом и учителем в процессе познания
Урок проходит в 5 классе.
Продолжительность занятия – 45 минут.
Ход урока
I. Оргмомент .
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих
Я вас приглашаю в путешествие в удивительный мир исследования. Наш класс превратился в научную лабораторию, а ученики - в учёных - исследователей, которые будут сегодня открывать тайны русского языка. В каждой лаборатории есть научный руководитель, который контролирует процесс научной работы. Поскольку в нашем классе уже давно работают три сплоченные группы, предлагаю выбрать трех главных аналитиков
II. Языковая разминка.
Сначала проведем небольшую разминку.
Запишем под диктовку предложение:
.
1. Обозначьте знакомые орфограммы в корне слова.
2. Произведите синтаксический разбор предложения, дайте характеристику предложению.
У берегов наросла стеклянная полоска льда . (Повест., невоск., простое, распрост.)
3. Обозначить части речи в предложении
III. Введение в тему с постановкой основного вопроса урока.
1. Подводящая к вопросу беседа .
Запишите в тетрадь ответы на вопросы
– О какой хорошо известной вам части речи сказал поэт?
А)Давно живу я в мире этом,
Даю названья всем предметам . (Имя существительное.)
Б)То, что обозначает слово, его толкование это..(лексическое значение)
2. Прочитайте, что вы написали.(Имя существительное, лексическое значение)
3. Имя существительное, лексическое значение – это ключевые слова урока. Определите по ним тему урока (Слайд №1)
Что вы знаете об имени существительном?
Ответы учеников .
Что вы можете сказать о значении имени существительного? (Обозначает предметы, явления природы, события.)
В каких частях слова заключается его лексическое значение?
А общее значение однокоренных слов?
– Чем, на ваш взгляд, отличается лексическое значение слова от лексического значения части речи (существительного)? (Лексическое значение слова индивидуальное, а части речи – обобщённое.)
Слово аналитикам.
2. Определяем проблему урока
Рассмотрим материал для наблюдений и, работая в парах, ответим на вопросы
Слайд №2
Ребята, определим проблему урока. Прочитайте слова
Работая в парах, попробуйте дать толкование этих имен существительных. (Ответы учащихся).
Проверяем себя
Слайд №3
Сопоставив значения имен существительных, подумайте, на какие группы их можно разделить? (Ответы учащихся)
Какое противоречие вы заметили? (Существительное обозначает то же, что и прилагательное и глагол)
Как можно назвать значения во 2-й и 3-й группе
- С какими проблемами столкнулись? Что нам скажут аналитики? Какие возникли гипотезы?
(Первым двум словам столик, друг легко дать толкование лексического значения, остальным словам сложнее: зелень – чтото зелёного цвета; широта – чтото широкое; чтение – читать и т.п.)
Как же будет звучать тема нашего исследования?
В процессе наблюдений формулируют вопрос: «Какие значения могут иметь имена существительные?»
IV. Открытие новых знаний.
Слайд №4
1 . – Какие же лексические значения могут иметь имена существительные? Проверьте свои ответы, данные в начале урока. Прочитайте отрывок из стихотворения А. Шибаева «Слова, слова, слова» изучающим чтением.
- Какое чтение называется изучающим?
Как вы думаете, о чем будет стихотворение?
Всему название дано –
И зверю , и предмету.
Вещей вокруг полнымполно,
А безымянных – нету!
И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, –
И всё, что в памяти у нас, –
Означено словами .
– Какие названия здесь перечислены?
Приведите примеры слов, которые дают названия зверям, предметам, вещам.
Слайд №5
2 . Итак, ребята, следующим объектом для наблюдения будет упр. 339 выполняем работу в группе самостоятельно .(Группировка имён существительных по общности лексического значения части речи.)
Как только группа закончит работу, аналитики поднимите сигнальную карточку
– Какие значения показались для вас неожиданными? Почему? (Действие, признак. Эти значения есть у глаголов и прилагательных.)
3 . Продолжаем работу в группах – упр.340. Обсудите в своих группах вопросы после упражнения. Отгадайте, о каких словах идет речь и запишите их. (Развивается умение определять слово по его лексическому значению и выяснять обобщённый характер этого значения (бег, пение, прыжок – это действия, но мыслятся как предмет).
– Чем отличаются слова в парах бег и бежать, пение и петь: значением или частью речи?
– Что вам помогло определить часть речи у слов бег, пение, прыжок, имеющих значение действия? (Вопрос, окончание.)
– Сделайте вывод: какие лексические значения могут иметь имена существительные?
(Последний клик слайда №5)
4 . Прочитаем текст правила изучающим чтением.
- Какие действия по ходу чтения вы будете выполнять?
Дети читают тест правила.
- Какие вопросы вы можете поставить к тексту правила?
- Подберите другие примеры существительных со значением действия и признака.
– Какими значениями вы могли бы дополнить предложенный в тексте список? (Растения, животные, события.)
Слайд №6
5. Ребята, работая в группах, составьте схемуопору текста в рамке .
-Как будет называться наша схема?
– Сколько групп слов вы выделите?
Ученики под руководством учителя составляют опорную запись в тетрадях (см. презентацию).
- Расскажите по схеме о лексическом значении имени существительного.
V. Развитие учебно
языковых и речевых умений.
1. Упр. 341 – развивается умение находить в тексте имена существительные, определять значение действия у отвлечённых существительных ( движение ), грамотно оформлять текст на письме.( Работа у доски )
2.Упр. 343 – развивается умение выявлять обобщённое лексическое значение имён существительных и группировать слова в соответствии с их значением. ( Самостоятельно с последующей взаимопроверкой)
Слайд №7
3.Самостоятельная работа (выдаются бланкилисточки для работы на каждого ученика).
a) – Надписать над существительными из стихотворения А. Фета лексические значения: П – предмет, Пр – признак, Д – действие.
Д Д
Шёпот, робкое дыханье,
П П
Трели соловья.
Пр Д
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Д П
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
П Д
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
(Самопроверка по презентации)
VI. Итог урока.
Чему мы хотели научиться в своей научной лаборатории? (Определять лексическое значение существительных)
_ Научились?
– К какому выводу пришли мы по результатам исследования?
- Были ли трудности? Что было интересно на уроке?
– Оцените свою работу на уроке . Перед вами своеобразная лестница успеха. Выберите ту фразу, которая показывает, насколько вы поняли тему нашего исследования.
Знаю и объясню другому;
– знаю;
– сомневаюсь, что знаю;
– не знаю.
(Рефлексия деятельности: ученик должен задуматься над такими вопросами: «Что я успел сделать на уроке? Чего достиг? Что осталось нерешенным?»
VII. Домашнее задание.
1. По § 37: подобрать примеры к схеме «Лексическое значение имён существительных» ( Для слабых )
2.Упр. 345 (без последнего задания: составить самостоятельно аналогичные задания).( Для сильных )
Литература:
Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х книгах. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева, Н.А.Исаева. – М. :Баласс, 2012.
Русский язык 5 класс. Методические рекомендации для учителя. Е.В. Бунеева, Л.Ю.Комиссарова – М. : Баласс, 2012.
Сайт «Школа 2100»
Методы и приемы, использованные на уроке.
Приемы:
Перевоплощение – превращение класса в исследовательскую лабораторию (1 этап урока)
Создание ситуации успеха – языковая разминка по пройденным орфограммам (2 этап урока)
Методы:
Подводящая к проблеме беседа (3 этап урока)
Создание проблемной ситуации (3 этап урока)
Наблюдение (3 этап урока)
Самостоятельная работа (4 этап урока)
Упражнение – организованное выполнение различных действий с целью закрепления и формирования навыков (5 этап урока)
Самостоятельная работа по усвоению знаний (5 этап урока)
Рефлексия деятельности.(6 этап урока)
Использование презентации на уроке (3,4 этап,
В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме формируются следующие УУД
Личностные: принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности
Познавательные: умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,
Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать проблему урока и его цель.
Коммуникативные: умение работать в парах, строить связное монологическое высказывание, слушать и слышать других.
Цели:
- познакомить учащихся с обобщенным лексическим значением имен существительных – являются названием людей, вещей, событий, явлений природы;
- познакомить с именами существительными, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы: Кто? , Что? ;
- развивать речь учащихся, память, мышление;
- воспитывать трудолюбие, интерес к русскому языку.
Оборудование: сигнальные карточки по теме “Состав слова”, предметные картинки по развитию речи.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Учитель: Прежде, чем проверить домашнее задание, вспомним о частях слова. Что такое корень?
Дети: Общая часть родственных слов называется корнем.
Учитель: Что такое окончание?
Дети: Окончанием называется изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Учитель: Что мы называем суффиксом?
Дети: Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для для образования новых слов.
Учитель: Что мы называем приставкой?
Дети: Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
При опросе пользуемся таблицей:
Учащиеся читают из учебника слова и разбирают по составу: загадка, парное, запах, восход, надпись и т.д.
III. Минутка чистописания
Учитель: Сегодня мы проведем необычную экологическую минутку чистописания. Какое наступило время года?
Дети: Весна.
Учитель: Кто прилетает к нам с наступлением весны?
Дети: Птицы.
Учитель: Наши пернатые друзья принесли нам три буквы, которые имеют одинаковые элементы в написании: n, m, р .
IV. Словарь
Учитель: Какие слова мы называем словарными?
Дети: Слова, которые нельзя проверить, а нужно запомнить.
Учитель: Сегодня вы услышите сказку о том, как помидор стал красным.
Огурец:
Я – веселый молодец!
Я – зеленый огурец!
Капуста:
А без меня на грядке пусто,
И зовут меня – капуста!
Помидор:
Любят взрослые и дети
Вкусный сладкий помидор!
Учитель: Хозяйка любила свой маленький огородик и каждый день поливала его. Овощи жили дружно и никогда не ссорились. Но однажды помидор решил, что он лучше всех и начал хвастаться:
Помидор:
Я на свете всех вкуснее,
Всех вкуснее, зеленее!
Меня взрослые и дети
Любят больше всех на свете!
Овощи:
Хором овощи сказали:
“Хвалился, хвалился, да с куста свалился!”
Ворона:
Кар! Кар! Кар! Позор! Кошмар!
Не хотел быть с нами дружен –
Будешь никому не нужен!
Учитель: Стыдно стало помидору, заплакал и покраснел он от стыда.
Помидор:
Вы меня, друзья, простите,
Вы меня с собой возьмите!
Учитель: А теперь поработаем со словами, которые забрались в словарную корзину.
1. Словарь:
- О ГУРЕЦ,
- КА ПУСТА,
- ПО МИ ДОР,
- КА РТОФЕ ЛЬ,
- О ГО РОД,
- УРО ЖАЙ,
- ОВО ЩИ.
2. Работа надпредложением
Учитель: Ребята, давайте напишем под диктовку предложение и определим в нем члены предложения. Какие вы знаете главные члены предложения?
Дети: Подлежащее и сказуемое.
Учитель: На грядке созрел спелый помидор.
V. Орфографическая пятиминутка
Учитель: Как проверить безударную гласную в корне?
Дети: Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово так, чтобы безударный слог стал ударным.
Каждому ученику дается карточка со словами, в которых пропущены буквы, например:
прил…тели, кр…сивый, посм…трели.
Учитель: Ребята, вы должны вставить пропущенные буквы, поставить ударение, выделить корень и написать проверочное слово.
VI. Работа над новым материалом
Учитель: Сейчас мы будем путешествовать по стране “Части речи”. Какие мы знаем части речи?
Дети: Имя существительное, прилагательное, глагол, предлог.
Учитель: Всем построиться на парад частей речи.
Ученики читают стихи о частях речи:
Существительное:
Определяю я предметы,
Я украшаю вашу речь,
Прилагательное:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Глагол:
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – всё в действие придет.
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады
И хлеб в полях растет.
Предлог:
Чудесный выдался денек,
А я учу предлоги…
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
“Что значит – “по”?
“Что значит – “за”?
И “за”, и “по” – предлоги,
А хорошо бы за порог
И мчаться по дороге!
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?
(А.Шибаев)
Учитель: Сегодня мы поговорим об имени существительном. Как же отличить имена существительные от других частей речи? Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что? называются именами существительными.
VII. Исследовательская работа в замке “Части речи”
1. Упражнение в классификации слов.
Учитель: Распределите данные существительные по группам: люди, животные, растения, явления природы – теленок, девочка, ветер, земляника, мастерица, пшеница, метель, ученик, береза, молния, осина, верблюд, обезьяна.
2. Знакомство с правилом.
Учитель: К именам существительным, которые обозначают людей и животных подставляют вопрос Кто?
Дети: К именам существительным, которые обозначают растения, вещи, профессии подставляют вопрос что?
VIII. Физминутка
Упражнение для рук. Дети сидят за партой, руки на парте ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.
ЛОШАДКА
Вот помощники мои,
Их, как хочешь, поверни.
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
3. Работа по учебнику.
Упражнение в классификации слов, отвечающих на вопросы Кто? , Что?
Учитель: Распределите существительные в две группы: в первую – отвечающие на вопрос кто? (обозначающие занятия людей), во вторую – отвечающие на вопрос что? (обозначающие орудия труда): учитель, молоток, ножницы, доярка, инженер, плуг, лопата, космонавт, топор.
4. Творческая работа учащихся.
Упражнение в составлении сочетания слов по образцу.
Учитель: Образуйте словосочетания по образцу: час/завод – часовой завод; чудо/картина-чудесная картина; железо/лопата – железная лопата; овощи/магазин – овощной магазин; простор/комната – просторная комната. Подчеркните имена существительные.
IX. Подведение итогов
Учитель: Что называют именем существительным?
Дети: Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? или что?
Имя существительное. Лексическое и грамматическое значение
Основной семантический признак имени существительного предметность. Но предметность не всегда сводится к конкретности: стол, дерево, человек - эти имена существительные имеют ясный для детского понимания денотат, тогда как бег, терпение, свойство, выражая предметность, все же ребенком не воспринимаются как предметы. Это абстракции. Поэтому первоначальное знакомство с именами существительными происходит на конкретном материале. Это первая ступень овладения именем существительным как частью речи.
В механизме этого осознания велика роль вопросов кто? что?. Сначала это вопросы именительного падежа, но в дальнейшем они изменяются по падежам - кого? чего? и т.д. Позже механизм задавания вопросов расширяется, становится универсальным.
Однако А.М. Пешковский обратил внимание на то, что, ставя вопрос к слову или словоформе, человек уже каким-то внутренним чутьем должен уловить и обобщить какие-то свойства того слова, к которому относится вопрос. По-видимому, вопрос опирается на способность, до сих пор мало изученную, получившую название языкового чутья, или языковой интуиции.
Умение ставить вопросы к словам - это переход от морфологии к синтаксическим отношениям, к связям внутри предложения. Это умение требует, как минимум, знакомства с главными его членами. А это уже вторая ступень осознания отличительных признаков части речи. Такая логика предполагает знакомство с подлежащим и сказуемым на ранних этапах формирования понятий о частях речи. Второй этап - функциональный; он изучает функцию имени существительного в речевой конструкции, передающей мысль говорящего.
Третья ступень связана с постоянными свойствами существительного: это, в частности, грамматический род существительных -признак, который в русском языке не всегда обоснован денотативно. Дочь и сын - род этих существительных не вызывает у детей никаких сомнений, но им трудно понять, почему потолок мужского рода, стена - женского, эти признаки носят грамматический характер, выражаются окончаниями: нулевым и -а. А вот случай еще более сложный: слово мышь обозначает и самку, и самца. Не случайно появляются попытки ввести слово мыш: Однажды кот поймал мыта (С. Михалков).
Четвертая ступень - изменение формы слова, т.е. образование формы множественного числа, не вызывает затруднений. Изменение по падежам, т.е. склонение, осознается детьми намного труднее: большие затруднения вызывают значения падежей, правописание безударных окончаний, отчасти -- предлоги с падежными формами.
Усвоению склонения способствуют падежные вопросы и особенно включение падежной формы в предложение, хотя бы небольшое: Чего у нас нет? У нас нет воды.
Все эти четыре ступени - лишь подготовительные, ибо формирование понятия «имя существительное как часть речи» продолжается, понятие обогащается новыми признаками. И все же к концу начального этапа обучения многие типы имен существительных еще не включаются в систему грамматической работы: существительные общего рода, несклоняемые, существительные на -мя, на -ия, -ий, субстантивированные прилагательные типа столовая, учащийся, отглагольные существительные типа ускорение, зависимость и пр. Склонение существительных во множественном числе вводится лишь в усложненных программах.
Тема «Род имен существительных»
К этой теме учащиеся начальных классов обращаются дважды: при введении общего понятия о роде, как о грамматической категории, и при разграничении типов склонения - 1-го, 2-го и 3-го. А также позднее, при изучении имен прилагательных, так как родовая форма прилагательных зависит от рода существительного, к которому прилагательное относится, с которым согласуется.
Как уже отмечалось, род существительных слабо связан с понятиями «мужской/женский». Следовательно, и здесь приходится опираться на языковое чутье, на интуицию. По методической традиции, род существительного определяется по местоимению: тот, та, то (мой, моя, мое). Но нельзя забывать о том, что такой прием пригоден в работе только с темп детьми, для которых русский язык-родной, или с ранними билингвами.
Следовательно, семантическая основа для работы над родом имен существительных малоэффективна; работать следует над грамматическими признаками, синтаксическими сочетаниями (на основе языковой интуиции) или над морфологическими признаками: имена существительные мужского рода, как правило, имеют нулевое окончание в именительном падеже единственного числа, среднего рода - окончания -о, -е, -ё, женского - окончания -а, -я или нулевое, причем основа оканчивается на мягкий согласный с буквой ь.
Дети, для которых русский язык неродной, усваивают род существительных с большим трудом, особенно если в родном языке такой категории нет вовсе (таковы тюркские языки).
В работе над родовыми признаками существительных, помимо языкового анализа и определения рода существительных в его ходе, рекомендуются следующие упражнения (устные и письменные):
а) образование пар имен существительных мужского и женского рода по типу хозяин - хозяйка, ткач - ткачиха, англичанин -англичанка. В процессе выполнения могут встретиться случаи, когда пары не получаются: шофер, космонавт;
б)составление словосочетаний типа согласования «существительное + прилагательное» при изучении темы «Склонение имен прилагательных» в разных падежных формах;
в) составление словариков с распределением существительных по родам, по родовым признакам и пр.;
г) составление предложений и небольших текстов на антонимической основе, например: Брат и сестра не были похожи друг на друга: он блондин, она брюнетка;
д) исследовательское задание: доказать, какого рода имена существительные: степь, Ваня, скот и скотина, мышь, боль, Казань, пингвин, сирота;
е) исследовательское задание: проследить, для каких частей речи характерна категория рода и как она в них выражается. Какие части речи могут изменяться по родам? Как?
На примере рода имен существительных формируется понятие языковой (лексико-грамматической) категории, так как признак рода имеет место во всех знаменательных частях речи, кроме наречия.
Тема «Число имен существительных»
Вотличие от категории рода число имен существительных отражает реальность, т.е. обозначает количество предметов более одного. Поэтому отвлеченные (абстрактные) существительные имеют только единственное число - терпение, запах. Если же от некоторых из них и удается образовать форму множественного числа, то обобщенное значение исчезает, возникают конкретные значения: Ветер доносил запах сена - Я легко различаю запахи разных деревьев: еловый, сосновый, запах черемухи. Эти семантические тонкости могут стать предметом исследований.
Впрочем, в традиционных учебниках принято сдержанное, осторожное отношение к таким лексико-семантическим группам существительных, как абстрактные. Но дети легко понимают невозможность изменения по числам многих собственных имен: Байкал (озеро), Париж, Дюймовочка, Кощей Бессмертный, Венера (планета) и т.п. Особенности подобных имен существительных могут стать предметом исследовательской работы учащихся.
Практические упражнения в образовании форм множественного числа начинаются в I классе, в системе грамматической пропедевтики на основе наблюдений над читаемым и произносимым текстом: сначала значение, затем - форма выражения значения множественности. Понятие «окончание» еще впереди, но форму множественного числа дети отличают от формы единственного.
Во II классе дети уже выделяют формальные признаки. Теоретического материала по этой теме немного: это понятие «множественное число», способ (форма) выражения множественного числа, соотношение понятий «один» и «много». Частные случаи этой формы рассматриваются практически, в частности в письменных упражнениях.
Наиболее употребительные упражнения, помимо фиксации существительных во множественном числе в ходе языкового анализа:
а) образование форм множественного числа существительных, данных в единственном числе. Различные варианты: с ударяемыми и безударными окончаниями; с твердой или мягкой основой; слова из разных тематических групп; пары антонимов и пр.;
б) образование единственного числа от формы множественного числа: деревья, лошади, сани (конфликтное слово), имена, рисунки, падежи и пр.;
в) составление словосочетаний в единственном и во множественном числе: кирпичный дом - кирпичные дома; небольшие предложения: Мальчики ловили рыбу в речке Мальчик ловил...;
г) построение предложений и фрагментов текста с изменением не только числа имени существительного, но и содержания вызванным изменением числа: Мальчик... принес двух окуньков; Мальчики... принесли целое ведро карасей;
д) исследовательские задания: подбор слов к именам существительным, которые не имеют единственною числа - только множественное (например, сани, качели), не имеют множественного (стужа, космос) с обоснованием.
Обобщение по теме «Множественное число» - в конце IV класса, в виде составления таблицы, отражающей особенности форм множественного числа во всех изученных частях речи.
Тема «Склонение имен существительных»
Тема трудна, но очень богата возможностями. В ней раскрываются механизмы включения имен существительных в речевые конструкции: в словосочетания, предложения, в текст.
Она богата и в орфографическом отношении, ибо дает теоретическую основу для проверки правописания безударных падежных окончаний.
Склонение имен существительных можно было бы дать учащимся догматически, в виде готовых таблиц склонения, с выделением падежей и падежных окончаний (заметим, что раньше так и поступали). Но современная методика избирает функциональный подход, помогающий детям понять функции всех падежных форм в выражении мысли, в наилучшем выполнении коммуникативной задачи.
Уже в начальных классах склонение рассматривается как изменение формы, т.е. окончаний имен существительных, выражающих различные варианты отношений к другим словам, связей с ними в предложении. При этом каждый падеж может выражать не один тип этих связей, а несколько: это и есть значения падежей.
В русском языке шесть падежей, причем косвенные падежи могут иметь предлоги (дети должны знать предлоги каждого падежа).
Теоретический материал в этой теме - это понятия «склонение имен», «сами падежи с их вопросами и предлогами», «падежные формы, т.е. окончания», «значения падежей» (хотя бы некоторые, чтобы дети поняли функции падежей), «окончания ударяемые и безударные».
К значениям падежей следует идти от текста, от его смысла, ОТ предложения и его внутренних связей. Падежные вопросы играют второстепенную роль, но для школьников они удобны и - на основе языковой интуиции - безошибочны.
На основе анализа текста строится таблица падежей:
Имена существительные склоняются и вне текста: таким образом отрабатывается быстрота, четкость в умении изменять слова по падежам.
Вывод: падежные формы позволяют выразить в предложении, в речи, в тексте различные значения, различные связи.
Падежные формы образуются с помощью окончаний: дети называют окончания разных падежей. В записи окончания выделяются или обозначаются условным значком - .
На этом этапе начинается орфографическая работа: безударные падежные окончания проверяются ударяемыми (фонематический способ: слабая позиция фонем проверяется сильной позицией). Ударяемыми окончаниями слова весна могут быть проверены безударные окончания существительных того же типа книга. груша, рубашка.
В теме «Склонение имен существительных» главная трудность еще впереди: это три типа склонения (остальные типы в начальных классах не даются). Эти типы различаются по двум признакам, вполне доступным: по родовому признаку и по окончаниям падежных форм в именительном падеже единственного числа.
Таблица родовых окончаний имен существительных школьникам уже известна: мужской род - нулевое окончание, женский род - окончания -а, -я или нулевое окончание при мягкой основе, средний род окончания -о, -е, -ё (существительные на -ия, -мы, -мя в начальных классах традиционного уровня не даются).
Порядок изучения трех склонений выбирается по целям обучения и по готовности учащихся: исследовательский или догматический.
В первом случае школьники подбирают по таблице родов примеры имен существительных, склоняют их письменно, окончания выделяют; чтобы не было ошибок, берут такие примеры, в которых нет безударных окончаний.
Затем сравнивают, исследуют окончания и убеждаются, что, судя по окончаниям, падежные формы выстраиваются достаточно четко в три группы:
Организующая роль учителя сводится в основном к тому, чтобы не было таких существительных, которые составляют отклонение от общего правила. Случаи с мягкими и твердыми ocновами можно сразу не давать, оставить на вторую очередь. Случай с одушевленными существительными тоже не обязательно давать сразу, можно перенести на этапы углубления темы.
Достоинство исследовательского варианта в том, что склонение существительных сразу предстает перед учащимися как система.
Догматический метод тоже имеет свои преимущества, поскольку он позволяет постепенно вводить 1-е, 2-е, 3-е склонения; что касается самого процесса склонения, записи, выделения окончаний, то все это имеет место и во втором варианте. Здесь нетрудно заметить также исследовательские моменты, наблюдения, выводы, обобщения.
После уточнений три склонения сводятся в единую таблицу:
Из экономии места здесь дана сжатая таблица. Но в работе с детьми целесообразно воспроизводить вопросы, падежные формы включать в словосочетания и предложения для понимания и объяснения значений падежей в доступных случаях. Попутно разъясняются функции предлогов, варианты о и об, обращается внимание на твердые и мягкие основы склоняемых существительных и на то, что, в сущности, окончания -о и -ё - это одно окончание: [акно], . С целью углубления понимания значений падежных форм целесообразно вводить их (формы) в различные сочетания: родительный падеж: чего или кого нет, чего мы не видим, чего не знаем? - Нет стены: мы не видим коня, виден уголок окна; у нас нет соли; Коля вернулся из города Иркутска...
Роль предлогов в образовании падежных форм может быть исследована школьниками методом лингвистического эксперимента: в самом деле, без предлога форма родительного падежа может не получиться: вернулся - откуда? Из города. Мне скучно. Почему?- Без книги. Без тебя...
Винительный падеж: что видим, кого позвали? Видим лec вдали. Позвали соседа в гости. Возникает еще одна проблема -сочетаемости слов: она не изучается теоретически, но практически сочетания - в каждом предложении.
Все новые и новые наблюдения. Оказывается, предложный падеж потому и называется предложным, что форма этого падежа употребляется с предлогами (о, в, на).
Составляется таблица предлогов, употребляемых с падежными формами существительных.
Углубление темы «Склонение имен существительных» возможно через введение осложняющих систему вариантов: несклоняемых имен существительных типа кофе, пальто; склонения существительных во множественном числе; склонения существительных типа учащийся; типа чудо - чудеса и мн. др.
Теоретическая работа:
обобщение всех грамматических изменений имен существительных;
Соотнесение формального и семантического в системе формоизменений существительных;
связи форм склонения и синтаксических связей в словосочетании и предложении.
Важнейшие виды упражнений учащихся
УРОК 81 Тема: Лексическое значение имени существительного. Имя существительное как часть речи. Тип урока. Урок открытия нового знания, обобщения и углубления изученного. Цели как деятельность учеников. М/п: извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, таблицу, ключевые слова), анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. 6ЛР: анализировать и характеризовать общеграмматическое значение «предмет» (в том числе значения «действие» как предмет и «признак» как предмет), выявлять морфологические признаки имени существительного. Этапы урока I. Оргмомент. II. Языковая разминка. III. Введение в тему с постановкой основного вопроса урока. ООО «Баласс», 2012 Ход урока Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. – Записать под диктовку предложение: У берегов наросла стеклянная полоска льда. (К. Паустовский) – Обозначьте орфограммы в корне слова. Это один или разные виды орфограмм? – Произведите синтаксический разбор предложения, составьте схему. – Разберите слово льда по составу, подберите к нему однокоренные слова разных частей речи. Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Учитель может использовать материал предметного диска (см. prezent_rus_5kl_ur81) или использовать предложенный ниже материал. 1. Подводящая к вопросу беседа. – О какой хорошо известной вам части речи сказал поэт? Давно живу я в мире этом, Даю названья всем предметам. (Имя существительное.) Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель. Страница 1 – Что вы знаете об имени существительном? Ответы учеников. – Откройте учебник на с. 5 и прочитайте название § 37. – Что вы можете сказать о значении имени существительного? (Обозначает предметы, явления природы, события.) – Прочитайте вопросы после параграфа, обсудите их в парах и ответьте на вопрос: – Чем, на ваш взгляд, отличается лексическое значение слова от лексического значения части речи (существительного)? (Лексическое значение слова индивидуальное, а части речи – обобщённое.) – Назовите ключевые слова урока. (Имя существительное, лексическое значение.) 2. Формулировка основного вопроса урока. Наблюдение по учебнику после рубрики «Определяем проблему урока». Среди предложенных для наблюдения слов представлены слова как с конкретным предметным значением, так и с отвлечённым. Важно зафиксировать это различие на уровне толкований: показать, что если первым двум словам столик, друг легко дать толкование лексического значения, то остальным словам сложнее: зелень – что-то зелёного цвета; широта – что-то широкое; чтение – читать и т.п. В процессе наблюдений формулируют вопрос: «Какие значения могут иметь имена существительные?» IV. Открытие новых знаний. ООО «Баласс», 2012 1. – Какие же лексические значения могут иметь имена существительные? Проверьте свои ответы, данные в начале урока. Послушайте отрывок из стихотворения А. Шибаева «Слова, слова, Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и Страница 2 слова». личностную рефлексию. Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных – нету! И всё, что может видеть глаз – Над нами и под нами, – И всё, что в памяти у нас, – Означено словами. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы, обобщать. 2. Извлекать, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему). – Какие названия здесь перечислены? Приведите примеры слов, которые дают названия зверям, предметам, вещам. 2. Упр. 339 – группировка имён существительных по общности лексического значения части речи. Ученики выполняют самостоятельно, проверка коллективная. Запись имён существительных группами. – Какие значения показались для вас неожиданными? Почему? (Действие, признак. Эти значения есть у глаголов и прилагательных.) 3. Упр. 340 – развивается умение определять слово по его лексическому значению и выяснять обобщённый характер этого значения (бег, пение, прыжок – это действия, но мыслятся как предмет). – Чем отличаются слова в парах бег и бежать, пение и петь: значением или частью речи? – Что вам помогло определить часть речи у слов бег, пение, прыжок, имеющих значение действия? (Вопрос, окончание.) – Сделайте вывод: какие лексические значения могут иметь имена ООО «Баласс», 2012 Страница 3 существительные? 4. Чтение текста в рамке после упр. 340. – Какими значениями вы могли бы дополнить предложенный в тексте список? (Растения, животные, события.) – Составьте схему-опору текста в рамке. – Сколько групп слов вы выделите? Ученики под руководством учителя составляют опорную запись в тетрадях (см. материал предметного диска – схему-опору «Лексическое значение имён существительных» к п. 37). V. Углубление и обобщение изученного. ООО «Баласс», 2012 1. Актуализация изученного. – Вспомните, какими ещё признаками кроме значения характеризуются части речи. Ответы учеников. а) Беседа по вопросам § 38 после рубрики «Вспоминаем то, что знаем». Ученики задают вопросы друг другу (первый ряд – второму, второй – третьему, третий – первому). б) Упр. 342 – наблюдение над признаками имён существительных. – Какое лексическое значение имеют выделенные в тексте имена существительные? (Конкретные предметы, животные, птицы.) – А какие ещё возможны значения у имён существительных как части речи? (Действие, признак.) – Назовите морфологические признаки выделенных слов, функцию их в предложении. 2. Чтение текста-определения имени существительного в рамке после упр. 342. – Что нового в определении имени существительного вы обнаружили? (Значение «предмет в грамматике».) – Покажите на примере, когда значения «предмет в грамматике» и Познавательные УУД 1. Ориентироваться в своей системе знаний, отграничивать новое от старого, свёртывать информацию до ключевых слов. 2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, группировать, строить рассуждения. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в таблицу). Страница 4 «предмет в жизни» расходятся. – Как можно классифицировать морфологические признаки имён существительных? (Постоянные, непостоянные.) – Оформите содержащиеся в тексте сведения об имени существительном в виде таблицы (см. материал предметного диска – таблицу «Имя существительное как часть речи» к п. 38). Имя существительное Грамматическое Вопрос Морфологические значение признаки Роль в предложении постоянные непостоянные Предмет Кто это? Что это? Род Число, падеж Подлежащее, дополнение – Прочитайте ключевые слова темы. Конкретизируйте понятие «общее грамматическое значение». VI. Развитие учебно- языковых и речевых умений. ООО «Баласс», 2012 Упр. 341 – развивается умение находить в тексте имена существительные, определять значение действия у отвлечённых существительных (движение), грамотно оформлять текст на письме. Упр. 343 – развивается умение выявлять обобщённое лексическое значение имён существительных и группировать слова в соответствии с их значением. Ученики на основе выполненной работы делают вывод об общем грамматическом значении «предмет у всех слов» и лексическом Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели. Страница 5 значении «предмет у одной из групп слов». Выполняется самостоятельно, результаты обсуждаются коллективно. Упр. 344 – развивается умение выявлять сходство и различие в признаках имён существительных, определять морфологические признаки имён существительных. – По какому признаку оказались лишними слова в каждом ряду? (В 1-м и 2-м рядах – по значению, в 3-м – по принадлежности к части речи.) – Над какими признаками существительных вы работали в этом упражнении? (Над морфологическими признаками.) Выполняется в парах, проверка с помощью доски (на закрывающихся частях доски работают два человека, 3-й пример – взаимопроверка между парами). Дополнительно. Самостоятельная работа (выдаются бланки-листочки для работы на каждого ученика). a) – Надписать над существительными из стихотворения А. Фета лексические значения: П – предмет, Пр – признак, Д – действие. Д Д Шёпот, робкое дыханье, П П Трели соловья. Пр Д Серебро и колыханье П Сонного ручья. Д П Свет ночной. Ночные тени, П Тени без конца. ООО «Баласс», 2012 Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Уметь работать в парах, договариваться о совместной деятельности. 4. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Страница 6 П Д Ряд волшебных изменений П Милого лица. б) – Выписать из стихотворения по одному существительному, соответствующему морфологическим признакам: 1) существительное неодушевлённое, женского рода, 3-го склонения, во множественном числе, именительном падеже; 2) существительное одушевлённое, мужского рода, 2-го склонения, в единственном числе, родительном падеже. VII. Итог урока. – Ответьте на основной вопрос урока: «Какие значения могут быть у имён существительных?» – Какое общее грамматическое значение их всех объединяет? (Предмет.) – Чему учились на уроке? – Были ли трудности? Что было интересно на уроке? – Оцените свою работу на уроке. – По каким критериям будете оценивать себя? VIII. Домашнее задание. ООО «Баласс», 2012 Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ 1. По § 38: подобрать примеры к схеме «Лексическое значение имён существительных», рассказать по таблице об имени существительном как части речи. 2. Н. Упр. 345 (без последнего задания: составить самостоятельно аналогичные задания). П. Упр. 345 – выполнить последнее задание. Страница 7 ООО «Баласс», 2012 Страница 8