Детская офтальмология осмотр на. Детская офтальмология. Обследование детей раннего возраста

Проверка зрения у детей - комплекс диагностических мероприятий, позволяющих своевременно и на ранней стадии выявить возможные нарушения остроты зрения и провести их эффективное устранение. Те или иные проблемы со зрением возникают у человека в любом возрасте, но именно в детстве формируются условия для развития в дальнейшем различных патологий. Если ребенок стал хуже видеть, жалуется на головные боли или усталость в глазах, необходимо как можно быстрее обратиться к врачу-офтальмологу для проверки остроты зрения и назначения адекватного лечения (при необходимости).

Основные показания

Уже в первые месяцы жизни можно выявить нарушения работы зрительной системы. В родильном доме при первых осмотрах ребенка врач может распознать признаки наличия врожденного заболевания или аномалий глаз. Максимальное внимание уделяется детям, появившимся на свет раньше намеченного срока или после тяжелых родов. При возникновении подозрений на наличие недуга нужно получить консультацию офтальмолога.

В первый год жизни рекомендуют проводить проверку зрения в возрасте 3, 6 и 12 месяцев. В дальнейшем, при отсутствии жалоб, посетить офтальмолога обязательно нужно в 3 года, 5 лет и уже непосредственно перед школой. Проводить профилактический осмотр детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет врачи рекомендуют как минимум дважды в год. Только в этом случае можно своевременно выявить первые симптомы дальнозоркости, близорукости, косоглазия, астигматизма и других патологий, приводящих к нарушению функционирования зрительной системы.

Как подготовиться к исследованию

Если ребенок жалуется на ухудшение зрения или родители сами обнаружили определенные признаки проблем с ним, следует обратиться за консультацией к офтальмологу. Не стоит планировать визит к врачу во время респираторного заболевания. Плохое самочувствие приводит к тому, что ребенок становится раздражительным и капризным, а это способно воспрепятствовать правильной диагностике состояния глаз. Детям старше 3 лет обязательно нужно объяснить цель визита и суть предстоящей процедуры. От врача требуется в максимально раскрепощенной и игровой форме провести осмотр, а также вызвать у ребенка доверие.

Особенности исследования

Диагностика начинается с осмотра состояния слизистой оболочки, конъюнктивы, век, определения их подвижности и формы.

Методы проверки зрения:

  • определение остроты зрения с помощью проверочных таблиц (Сивцева, Орловой, Головина, Снеллена);
  • компьютерная диагностика;
  • тест на цветоощущения с использованием очков с цветными фильтрами;
  • теневая проба;
  • исследование глазного дна с помощью офтальмоскопа;
  • светотест на реакцию зрачка на свет;
  • проверка фокусировки взгляда на движущемся предмете.

Регулярные визиты к офтальмологу не менее важны, чем регулярное посещение педиатра. К сожалению, беглый осмотр окулиста в поликлинике, детском саду или школе не всегда способен дать полное представление о здоровье детских глаз. Вам повезло, если у вас нет проблем со зрением. Но это не гарантирует, что и у вашего ребенка зрение будет стопроцентным. И наоборот, близорукость у одного из родителей может никак не сказаться на состоянии глаз ребенка. Но лучше избавиться от сомнений и отправиться со всеми вопросами к специалистам.

При помощи IOL-master проводится измерение длины глазного яблока . Этот параметр позволяет уточнить причины многих рефракционных нарушений. Ведь при близорукости глаз зачастую удлиненный, а при дальнозоркости - наоборот, «короткий».

Также современный прибор нового поколения «IOL-master» дает возможность одновременно измерить длину глаза, кривизну роговицы, глубину передней камеры. В клинике детской офтальмологии прибор «IOL-master» незаменим в ходе обследования маленьких пациентов при близорукости.

«IOL-master» обеспечивает «щадящую» диагностику, которая не доставит ребенку неприятных ощущений. Особенность прибора «IOL-master» заключается в том, что от детей не требуется абсолютно точной фиксации. Это - бесстрессовая методика с минимальной световой нагрузкой. Особое внимание уделяется проверке бинокулярных функций. Речь идет не только о таком нарушении зрения, как косоглазие, но и о бинокулярности (т. е. способности создавать «одну картинку» из тех, которые видит каждый глаз отдельно). Есть и более тонкие параметры, например, глубина резкости. «Неправильная» работа зрительной системы снижает качество зрения. При нарушении тонких бинокулярных функций необходимо срочно проводить их восстановление.

Современное обследование обязательно предполагает осмотр при расширенном зрачке. Для расширения зрачка применяются препараты нового поколения. В отличие от атропина, они безвредны и легко переносятся. Даже если понадобится более углубленная диагностика с расширенным зрачком, врачам детского отделения клиники «Эксимер» достаточно будет 3-х дневного обследования.

В детском отделении клиники «Эксимер» диагностика является первым и очень важным этапом лечения. Специалисты детского отделения клиники «Эксимер» имеют возможность обнаружить болезнь глаз на самой ранней стадии и начать ее лечение тогда, когда она еще не оказала существенного влияния на функции глаза. Определить заболевание, его причину, назначить необходимый метод лечения невозможно без тщательно проведенной диагностики.

Стоимость основных услуг

Услуга Цена (руб.) По карте
Диагностика

Комплексное обследование органа зрения и консультация врача-офтальмолога детей до 3-х лет ? Определение индивидуальных параметров зрительной системы ребенка до 3-х лет при помощи комплекса педиатрического диагностического оборудования с проведением консультации детского врача-офтальмолога.

5300 ₽

5100 ₽

Комплексное обследование органа зрения и консультация врача-офтальмолога детей до 3-х лет при повторном обращении (до 6-ти месяцев после предоставления услуги) ? Определение индивидуальных параметров зрительной системы ребенка до 3-х лет при помощи комплекса педиатрического диагностического оборудования с проведением консультации детского врача-офтальмолога при динамическом наблюдении за состоянием зрительной системы

4400 ₽

4200 ₽

Комплексное обследование органа зрения и консультация врача-офтальмолога детей, старше 3-х лет ? Определение индивидуальных параметров зрительной системы ребенка старше 3-х лет при помощи комплекса педиатрического диагностического оборудования с проведением консультации детского врача-офтальмолога.

5000 ₽

4850 ₽

Комплексное обследование органа зрения и консультация врача-офтальмолога детей, старше 3-х лет при повторном обращении (до 6-ти месяцев после предоставления услуги) ? Определение индивидуальных параметров зрительной системы ребенка старше 3-х лет при помощи комплекса педиатрического диагностического оборудования с проведением консультации детского врача-офтальмолога при динамическом наблюдении за состоянием зрительной системы

4100 ₽

4000 ₽

Комплексное обследование органа зрения и консультация д. м. н., профессора ? Осмотр и консультация профессора, д.м.н. Першина К.Б.

19-04-2015, 13:50

Описание

История заболевания

Хотя обычно, обследуя новорожденного или ребенка младшего возраста, врач редко интересуется деталями анамнеза, важно не забыть выяснить все нюансы развития заболевания.

Необходимо уточнить:

  1. Замечали ли родители или педиатр какие-либо отклонения в развитии зрения у ребенка?
  2. Родился ли ребенок в положенный срок? Нормально ли протекал перинатальный период?
  3. Страдает ли ребенок каким-либо общим заболеванием?
  4. Принимает ли какие-либо лекарственные препараты?
  5. Беспокоило ли родителей состояние глаз ребенка? Например, слезотечение, длительное покраснение глаз, разный диаметр зрачков и т.д.
  6. Отличается ли развитие зрительных функций у этого ребенка от развития зрения у его братьев и сестер?

Семейный анамнез

Многие заболевания, отражающиеся на развитии маленького ребенка, имеют наследственный характер. Поэтому так важно в деталях выяснить семейный анамнез.

Внимание при опросе останавливают на следующих пунктах.

  1. Возникали ли схожие проблемы у кого-либо из членов семьи?
  2. Встречались ли в семье заболевания глаз, даже существенно отличающиеся от расстройства, наблюдаемого у вашего больного?
  3. Не родственный ли брак у родителей?
  4. Наблюдались ли в семье ребенка наследственные заболевания, даже при отсутствии прямой связи этих расстройств с патологией органа зрения?

Анамнез заболевания

Основное внимание при выяснении истории развития ребенка обращают на процесс становления его зрительных функций.

Определенную помощь могут оказать следующие вопросы.

  1. Насколько хорошо ребенок видит?
  2. Отличается ли зрительная активность этого ребенка от таковой у его братьев и сестер?
  3. Несуществует ли каких-либо особенностей со стороны зрения больного? Например, страдает ли ребенок светобоязнью?
  4. Не отстает ли развитие зрительных функций от общего развития ребенка? Не существует ли задержки общего развития?
Если родители обеспокоены нарушением развития зрения ребенка, важно установить динамику процесса, уточняя характер имеющихся жалоб.

Непостоянство предъявляемых жалоб наблюдается при:

  1. нарушении зрительных функций центрального генеза;
  2. влиянии на патологический процесс окружающей обстановки - например, больной с колбочковой дистрофией страдает светобоязнью и избегает ярко освещенных помещений.

Общее обследование органа зрения

Зрительная активность ребенка и оценка остроты зрения

Практически во всех случаях наблюдение является наиболее важной частью обследования. Врач обычно уже при сборе анамнеза способен отметить, фиксирует ли ребенок взгляд на предметах и наблюдает ли за ними. Зрительная фиксация должна быть устойчивой, а прослеживающие движения глазного яблока плавными и соответствовать направлению движения предмета заинтересовавшего ребенка.

Замечено, что способность преследовать зрительную цель (что обычно исследуют в клинической практике) зависит от правильности саккадических (но не поисковых) движении и у многих детей с неврологическими расстройствами эта способность значительно ослаблена. Поэтому нарушения фиксации и прослеживающих движений глазного яблока не всегда адекватны степени снижения зрения. Интересно, что дети с пониженным зрением на одном или обоих глазах способны сохранять практически нормальную фиксацию и прослеживающие движения глазного яблока.

Исследование фиксации

Оценка фиксации может быть упрощена за счет использования специальной системы, разработанной Зипфом (1976). Методика позволяет определить, способен ли каждый глаз к центральной и устойчивой фиксации. Необходимо отметить, что оценку топографии и устойчивости фиксации производят в условиях монокулярного зрения. Например, ребенку закрывают левый глаз, а на правом глазу выявляют центральную, устойчивую (по отсутствию нистагмоидных движении) в течение нескольких секунд фиксацию. Затем врач позволяет ребенку смотреть на объект двумя глазами. Если исследуемый глаз сохраняет фиксацию объекта, врач делает вывод о нормальной остроте зрения этого глаза.

Напротив, если исследуемый глаз в условиях бинокулярного зрения немедленно отклоняется в сторону и ребенок фиксирует объект ранее закрытым глазом - ост-рота зрения на исследуемом глазу снижена. Несмотря на то, что данное исследование помогает выявить снижение зрения, оно не в состояние дать количественную оценку остроты зрения. Центральная, по неустойчивая фиксация может иметь место при остроте зрения, находящейся в диапазоне от 6/9 (0,6) до 6/36 (0,16). Более того, эту методику используют лишь при наличии косоглазия, так как оценка устойчивости фиксации бессмысленна при правильном положении глаз.

Исследование с призмами

При отсутствии косоглазия проводят обследование с вертикальными призмами. Призму оптической силой 10 призм, дптр. ставят перед одним из глаз, поочередно направляя основание призмы вверх или вниз, что обычно вызывает появление вертикального отклонения в 10 призм, дптр. При этом парный глаз начинает фиксировать объект. Если фиксацию сохраняет глаз, перед которым стоит призма, можно сделать вывод о снижении зрения парного глаза.

Объективное количественное определение остроты зрения

Эти методики используют для объективного определения остроты зрения ребенка, не умеющего читать. К ним относят исследование оптокинетического нистагма, зрительных вызванных потенциалов и метод форсированного избирательного зрения.

Оптокинетический нистагм

Хотя техника исследования оптокинетического нистагма была разработана раньше других методов, в настоящее время этот способ применяется редко.

Форсированное избирательное зрение

Методика основывается на факте, что ребенок предпочитает смотреть па структурированные стимулы, а не на однородные объекты. Например, если перед правым глазом ребенка поместить стимул в виде вертикально расположенных полос, а перед левым глазом - гомогенный, равномерно освещенный контрольный стимул, то при возможности различить вертикальные линии на тест-объекте ребенок предпочтет смотреть вправо. Исследование проводят как в условиях монокулярного, так и в условиях бинокулярного зрения. Чаще всего для проведения обследования используют набор карточек известных под названием Карты Кплера (рис. 4.1).


Оценка зрительных функций с помощью этого теста требует движения не только глаза, но и головы и шеи. Поэтому невозможность выполнения этого теста может свидетельствовать о нарушениях глазодвигательной функции, а не о расстройствах первичной сенсорной системы. Более того, результаты исследования при определенных патологических состояниях и. что наиболее важно, при всех формах амблиопии, демонстрируют завышенную остроту зрения.

Зрительные вызванные потенциалы

Преимущество исследования зрительных вызванных потенциалов состоит в том, что для опенки зрительной функции при этом методе отсутствует необходимость в движениях глазных яблок. Однако для исключения возможности погрешностей в ходе обследования необходимо добиться внимания со стороны ребенка. Во избежание завышения остроты фения амблпопичных глаз, предпочтительно использовать структурированные зрительные стимулы, а не обычные вспышки. Истинный источник генерации зрительных вызванных потенциалов до сих нор не известен.

Исследование с помощью оптотипов

Существуют самые разнообразные оптотипы, включая оптотипы Снеллена (Snellen) для оценки зрительной функции даже у детей младшего возраста. Таблица Снеллена является золотым стандартом для проверки остроты зрения, но вполне пригодны и другие тесты, включая кольца Ландольга (Landolt), цифровые, детские оптотипы (картинки) и так называемая Е Гейм (Е Game). По возможности проверяют остроту зрения для дали и для близи. Напомним, что обследование амблиопичного больного желательно проводить полным контуром или буквами, во избежание завышения остроты зрения.

Поле зрения

Хотя у детей младшего возраста проведение обычной компьютерной периметрии невозможно, V школьников это исследование вполне достижимо (рис. 4.2).


Ориентировочно определить границы поля зрения можно практически в любом возрасте. Большой интерес представляют цветные объекты, с помощью которых у ребенка вызывают саккадические движения, направленные соответственно положению объекта в периферическом поле зрения, (рис. 4.3).


У больного с врожденной гемнанонсией может иметь место гипометрия саккадических движении. В некоторых случаях вспомогательную роль при изучении состояния нолей зрения играют электрофизиологические методики. Затруднение проведения импульса через синапс при врожденной гемпанопсин диагностируют с помощью электрофизиологического исследования зрительного нерва.

Цветовое зрение

Исследование цветового зрения незаменимо в диагностике функциональных расстройств сетчатки и зрительного нерва. Исследование проводят с помощью набора стандартизированных цветных иллюстрации Ишнхара (Ishihara, City University, Llantony or HRR) или других методик, например Фанворта (Farnsworth) D 15. У маленьких детей часто присутствует агнозия па цвета, что необходимо помнить во избежание ошибочного заключения о цветовой слепоте ребенка (рис. 4.4).

Зрачки

Офтальмологическое обследование ребенка в обязательном порядке включает определение диаметра и формы зрачков, исследование реакции зрачков на свет.

Афферентная система

Афферентный путь реакции зрачка на свет включает сетчатку и зрительный нерв и соединяется с соответствующей областью ствола мозга.

Эфферентная система

Эфферентный путь включает III пару черепно-мозговых нервов и симпатическую нервную систему.

Зрачок в период новорожденности

У новорожденных зрачок имеет маленький диаметр и вялую реакцию на свет. С возрастом диаметр зрачка обычно увеличивается.

Реакция зрачка

Оценка прямой реакции зрачка посредством мигающих вспышек (исследование афферентной реакции зрачка) трудноосуществима в связи с необходимостью контроля над фиксацией обследуемого ребенка. При этом фиксируемый объект расположен дальше источника света. Невозможность обеспечить это условие приводит к синкинезии, и реакция зрачка теряет связь со световой стимуляцией.

Исследование глазодвигательной системы

Исследование глазодвигательной системы имеет особое значение именно у детей.

Косоглазие

Косоглазие является одним из наиболее частых заболеваний глаз в детском возрасте (установлено, что распространенность косоглазия составляет 2% от общего числа доношенных новорожденных). Оценка положения глаз является первым этапом в обследовании глазодвигательной системы. У детей, не достигших 6-месячного возраста, дополнительно исследуют лишь положение светового рефлекса на роговице по методу Гиршберга (Hirschberg). Необходимо помнить, что в норме роговичный рефлекс несколько смещен от центра зрачка в носовую сторону. В связи с высокой чувствительностью это исследование обладает особой практической ценностью для выявления маленьких углов косоглазия. Однако прикрывание одного глаза, а также попеременное прикрывание и открывание одного из глаз обычно дают более точные результаты, особенно в диагностике косоглазия с маленьким углом отклонения. Для получения точных результатов при обоих методах исследования обеспечивают контроль над фиксацией ребенка.

Для выявления маленьких углов косоглазия, не определенных с помощью описанных выше методов исследования, может быть использован призменный компенсатор 4 приз. дптр. Поочередная установка призменного компенсатора перед каждым глазом приводит при отсутствии косоглазия к восстановлению фиксации для сохранения правильного положения глаз. Если перед одним из глаз поставлена призма, а попытки восстановления фиксации не происходит, можно сделать вывод о наличии скотомы подавления, обусловленной косоглазием с маленьким углом, на том глазу, перед которым установлена призма (рис. 4.5).


Вывод о правильном положении глаз может быть сделан лишь после исследования при крайних отведениях вертикального и горизонтального взора. При этом может быть выявлено косоглазие, которое не определялось в первичном положении взора. Роговичный рефлекс в ходе обследования локализуют, поочередно прикрывая глаза или наблюдая за характером отведения глаз в вертикальном и горизонтальном направлении. Важно не пропустить как гиперфункцию, так и гипофункцию наружных мышц глаза. Вынужденный наклон головы и положение подбородка могут скрывать косоглазие. Поэтому исследование положения глаз проводят при правильном положении лица и головы ребенка.

Супрануклеарные расстройства

В некоторых случаях особую важность приобретает исследование супрапуклеарной системы регуляции. Например, у детей с парезами центрального происхождения часто обнаруживают недостаточность саккаднческих движений, при этом возможно ошибочное заключение об отсутствии у ребенка зрения. Аналогичной, часто возникающей проблемой, является исследование у детей нистагма. Необходимо проведение дифференциального диагноза между врожденным и приобретенным нистагмом, имеющим более угрожающее клиническое значение. Тенденция к ухудшению фиксации при врожденном нистагме является одним из диагностических критериев при сравнении с улучшением, наблюдаемым при приобретенных его формах.

Стереоскопическое зрение

Влияние косоглазия на сенсорные отношения оценивают с помощью нескольких методов. Стереоскопическое зрение представляет собой бинокулярную функцию, посредством которой осуществляется пространственное восприятие. Восприятие глубины пространства происходит за счет наличия диспаратных точек сетчатки, играющих важную роль в формировании зрительного образа.
Правильное положение глаз, так же как и высокая острота зрения, - необходимые условия для совершенного стерео рения. Количественную оценку остроты стереоскопического зрения проводят с помощью стереоскопической методики Рендота (Randot) или флап-теста Тнтмуса (Titnius). Эти методики требуют контакта с ребенком, поэтому интерпретация результатов обследования маленьких детей должна быть очень осторожной. Из-за возможности появления погрешностей, связанных с использованием монокулярных стимулов, методику Рендота расценивают как менее точную.

Фузионная способность

Наличие или отсутствие сенсорной фузии может быть определено посредством четырехточечного цветового прибора Ворта (Worth). Ребенку надевают очки с красным (перед правым глазом) и зеленым (перед левым глазом) светофильтрами. Цветовой прибор включает четыре подсвечивающихся точечных кружка - один красного цвета, один - белого цвета и два - зеленого цвета. Исследование проводят на разных расстояниях. При нормальной фузионной способности ребенок видит четыре кружка. При диплопии будут видны пять кружков. При монокулярном зрении левым глазом будут видны три кружка, а при монокулярном зрении правым глазом - два кружка. Некоторые авторы утверждают, что исследование сенсорной фузии необязательно для оценки моторного компонента фузии.

Исследование на щелевой лампе

Осмотр на щелевой лампе, даже при отсутствии современных приспособлении, поддерживающих голову, обычно удается провести даже у маленьких детей. Ребенка сажают на колени родителей или ставят его коленями па стул. При осмотре особое внимание уделяют состоянию конъюнктивы, роговицы и передней камеры. Обследование помогает принять решение о необходимости хирургического вмешательства у ребенка с частичной катарактой.

Измерение внутриглазного давления

Хотя измерение внутриглазного давления у большинства детей не является обязательной процедурой, в определенных обстоятельствах оценка офтальмотонуса становится необходимой.

Внутриглазное давление измеряют у детей:

  • с врожденными и травматическими катарактами;
  • при наследственной предрасположенности к глаукоме;
  • при системных заболеваниях, часто сопровождающихся вторичной глаукомой (синдром Стерджа-Вебера и т.д.);
  • при длительном приеме лекарственных средств, угрожающих повышением внутриглазного давления (стероидные препараты).
Измерение внутриглазного давления можно проводить контактным и бесконтактным способами.

Положение
о порядке обращения пациента
в АО «Медицинские услуги» Поликлинику № 6

  1. Все приемы специалистов Поликлиники № 6 осуществляются по предварительной записи. В этой связи можно записаться на прием к интересующему вас специалисту позвонив по телефонам +7 495 474-00-00 или +7 499 189-98-48, а также через наш интернет сайт www.сайт
  2. Если вы не знаете точно к какому именно специалисту обратиться, необходимо записаться на консультацию к врачу общей практики (терапевту) для полного осмотра и, в случае необходимости, для дальнейшего направления к специалистам узкого профиля.
  3. При первичном посещении, в целях оформления необходимых документов (договора возмездного оказания услуг, согласия на обработку биометрических персональных данных, правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, а также информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств), необходимо подойти к стойке регистратуры не позднее чем за 15 минут до назначенного времени приема специалиста, обязательно имея при себе документ, удостоверяющий личность.
  4. Медицинские услуги оказываются как за наличный расчет в рублях, по безналичному расчету (банковские карты), по полису добровольного медицинского страхования (ДМС), по заключенным договорам. Оплату возможно осуществить в кассах 1 этажа, а также в кассе Стоматологического отделения Поликлиники на 2 этаже. Кроме того, для удобства пациентов, вызывающих врача на дом, предусмотрена возможность оплаты данной услуги через интернет портал www.сайт
  5. При входе в Поликлинику просьба надевать бахилы, а также сдавать верхнюю одежду в расположенный слева от входа гардероб для сохранения чистоты Поликлиники.
  6. Убедительно просим заблаговременно прибывать в Поликлинику в целях недопущения опоздания на прием к специалисту. В случае опоздания более чем на 10 минут специалист вынужден будет принять следующего пациента, осуществив перенос вашего визита на свободное от записи время (возможно на другой приемный день).
  7. В случае наличия у Пациента результатов анализов или иных методов исследования, полученных в других медицинских учреждениях Российской Федерации, просьба предоставлять их специалисту на рассмотрение на бумажном носителе в читабельном виде в начале приема.
  8. Просим учесть, что ориентировочное время приема составляет не более 30 минут, в связи с чем следует уважительно относиться к работе наших специалистов, а также пациентам, ожидающим своего времени приема, в том числе отключить звук мобильного телефона перед входом в кабинет, а также не пытаться общаться со специалистом на отвлеченные от медицинского приема темы.
  9. Получив результаты всех назначенных исследований, необходимо записаться на повторную консультацию (со скидкой) к врачу, который на основании этих результатов примет окончательное решение и назначит необходимое лечение. При неполной записи и загрузке специалиста будем рады осуществить повторную консультацию в день первичного приема.
  10. Если присутствует необходимость получить выписку или копию медицинской документации, пожалуйста, сделайте письменное заявление на имя Главного врача Поликлиники. Мы обязуемся предоставить соответствующие документы в пятидневный срок.
  11. Мы рады предоставить документы для налоговой службы. Для этого необходимо заранее обратиться в приемную Главного врача Поликлиники.
  12. Лечение детей младше 18 лет осуществляется обязательно в сопровождении законного представителя (одного из родителей или иного лица при наличие нотариальной доверенности).
  13. При возникновении вопросов по качеству лечения, пожалуйста, подайте письменное заявление на имя заместителя главного врача Поликлиники по медицинской работе. Наши регистраторы помогут вам в этом. Мы обязательно рассмотрим каждое обращение в кратчайшие сроки и сообщим о результатах.
  14. Представляется необходимым сообщить, что мы оставляем за собой право отказать в предоставлении услуги без объяснения причин посетителям с запахом алкоголя, неадекватным поведением.
  15. Если вы задерживаетесь или вообще не можете прибыть на прием, пожалуйста, предупреждайте об этом нас по телефонам: +7 495 474-00-00 или +7 499 189-98-48. В это время мы можем помочь человеку, которому требуется наша помощь.
Надеемся, что посещение нашей поликлиники поможет вам решить проблемы со здоровьем!

С уважением,
Администрация АО «Медицинские услуги» Поликлиника №6

По подсчетам специалистов, за время обучения в школе частота встречаемости нарушений зрения у детей возрастает пятикратно. Казалось бы, все можно объяснить колоссальной нагрузкой на зрительный аппарат в процессе обучения. Но не лишним будет напомнить и о том, что орган зрения ребенка только формируется, а потому пластичен и обладает практически неисчерпаемыми резервами. Это позволяет приспосабливаться к любым условиям работы и легко усваивать как вредные, так и полезные привычки. Благодаря этим свойствам многие глазные заболевания поддаются лечению исключительно в детском возрасте, и тем более успешно, чем раньше начато лечение.

Готовимся к первому глазному обследованию

Первый визит к офтальмологу не стоит откладывать позднее 6 месяцев со дня появления на свет. Последующие посещения рекомендуются в 1, 3 года, перед поступлением в школу (в 5-7 лет) и далее каждые 2 года обучения в школе. Если Ваш ребенок носит очки или контактные линзы, ему необходим ежегодный осмотр.

Сообщите доктору, если заметили, что ребенок трет глазки, часто мигает, не фиксирует взгляд.
Особенности глазного обследования определяются возрастом ребенка. В большинстве случаев оно включает в себя: оформление истории болезни, исследование остроты зрения и рефракции (необходимости в коррекции зрения очками или контактными линзами), оценка содружественности движений глазных яблок, биомикроскопия и осмотр глазного дна, обучение родителей.

Значение грамотно составленной истории болезни сложно переоценить. Ваши ответы на вопросы доктора во многом определяют направление диагностического поиска. Особенно важны сведения об осложнениях течения беременности и родов, недоношенности, задержке моторного развития. Сообщите доктору, если заметили, что ребенок трет глазки, часто мигает, не фиксирует взгляд. Доктор непременно расспросит Вас о ранее установленных глазных болезнях, проведенном обследовании и лечении. Поинтересуется, были ли случаи близорукости, дальнозоркости, амблиопии, косоглазия и других болезней глаз в семье.

Обследование детей раннего возраста

С первым лучом свет, достигшим сетчатки, зрительная система начинает развиваться стремительно. Уже к 2-3 месяцам малыш фиксирует взгляд и следит за движением предметов, явно отличает игрушки ярких цветов (красного, оранжевого). К году – оценивает форму предметов (куб, пирамида, шар) и их удаленность.

Узнать, правильно ли развивается зрительная система Вашего малыша, поможет обследование:

  • Исследование реакции зрачков на свет;
    Прямая реакция определяется поочередным засвечиванием правого и левого глаза. Доктор прикрывает ладонью один из глаз Вашего ребенка, а затем быстро открывает. В темноте (под ладонью) зрачок расширяется, а на свету суживается. Содружественная реакция правого глаза определяется при засвечивании левого и наоборот. Если каждый из зрачков реагирует на свет, доктор полагает, что у ребенка видят оба глаза. Живость реакции характеризует качество зрения.
  • Исследование фиксации движущимся объектом, например, световым пятном или ярко-красным шариком, подвешенным на нитке;
  • Исследование состояния сред и осмотр глазного дна: с помощью офтальмоскопа доктор освещает один из глаз Вашего ребенка, оценивает прозрачность сред и осматривает структуры глазного дна.

Эти исследования проводятся для исключения врожденной катаракты и глаукомы, атрофии зрительного нерва, ретинопатии недоношенных.

Обследование детей дошкольного возраста

Вы заметили, что Ваш 3-летний малыш с увлечением смотрит мультфильмы? За этим стоит способность различать нарисованные изображения и хорошо развитое цветовое зрение. Вы удивитесь, но Ваш ребенок уже может проходить глазное обследование, совсем как взрослый, даже если не знает букв или стесняется говорить.

а
  • Исследование остроты зрения проводится с помощью специальных детских таблиц с картинками.
  • Исследование бинокулярного зрения основано на разделении полей зрения обоих глаз цветными фильтрами.
    Ребенку надевают очки с красным стеклом перед правым глазом и зеленым перед левым, через которые он рассматривает цветные кружочки. При наличии бинокулярного зрения видны красные и зеленые кружочки, при монокулярном зрении – либо красные либо зеленые, различаемые только одним глазом.
  • Тест с «прикрыванием» выявляет характер косоглазия.
    Ребенка просят смотреть на какой-либо предмет (игрушку, ручку, зеркало офтальмоскопа) и, поочередно прикрывая ладонью один из его глаз, наблюдают за другим: не будет ли установочного движения. Если оно происходит кнутри, диагностируют расходящееся косоглазие, если кнаружи – сходящееся.
  • Подвижность глаз определяют, перемещая перед исследуемым глазом в 8 направлениях какой-либо предмет.
  • Исследование рефракции выявляет необходимость в коррекции зрения очками или контактными линзами.
    У детей рефракцию определяют методом скиаскопии (ретиноскопии). Доктор освещает зрачок ребенка скиаскопом, при покачивании которого из стороны в сторону в просвете зрачка видна движущаяся тень. Приставляя к глазу скиаскопическую линейку с положительными или отрицательными линзами, доктор определяет, какая из них нейтрализует движение тени. Эта линза соответствует рефракции.
  • Биомикроскопия позволяет под большим увеличением осмотреть передний отдел глаза (веки, конъюнктиву, роговицу, радужку и хрусталик).
  • Офтальмоскопия – структуры глазного дна (сетчатку, диск зрительного нерва и сосуды).

Эти исследования выявляют воспалительные, травматические, дистрофические изменения и нарушения развития глаза. Особенно важны ранняя диагностика и лечение косоглазия и амблиопии.

Обследование детей школьного возраста

Ваш ребенок капризничает и уклоняется от выполнения домашнего задания? Не исключено, что тому виной проблемы со зрением.

Ребенок может плохо видеть с доски, испытывать трудности при чтении и усвоении прочитанного, но вряд ли пожалуется на проблемы со зрением, так как просто не знает, что такое хорошее зрение. Поэтому регулярные обследования школьников так важны.

а
  • Острота зрения исследуется с помощью буквенных таблиц.
  • Исследование рефракции проводится методом скиаскопии или с помощью прибора – авторефрактометра.
  • Наличие бинокулярного зрения проверяется с помощью цветотеста.
  • О состоянии конвергенции можно судить, приближая к глазам по средней линии какой либо предмет.
  • Биомикроскопия и офтальмоскопия выявляют воспалительные, травматические, дистрофические изменения и нарушения развития структур глаза.

Ранняя диагностика и коррекция нарушений рефракции (близорукости, дальнозоркости и астигматизма) и зрительных функций (бинокулярного зрения, конвергенции и аккомодации) позволяют избежать многих трудностей с учебой.