Игра «Сердце. Упражнение «Пересадка сердца

Задачи упражнения :

Развитие толерантности при ответственном выборе,
- развитие саморегуляции эмоционального фона в стрессовой ситуации во время принятия ответственного решения.

Инструкция : «Представьте себе, что вы бригада хирургов, которой предстоит сделать операцию по пересадке сердца. У вас есть одно донорское сердце на 10 человек и 15 минут на принятие решения, кого именно вы будете оперировать. Решение должно быть принято единогласно, в противном случае операция не состоится, и пациенты могут погибнуть.» Каждая подгруппа получает список кандидатов на операцию.

Список кандидатов:

  1. Бывший чемпион, 28 лет. Защищал честь страны. Мастер спорта международного класса. Пострадал в автомобильной аварии в состоянии алкогольного опьянения. Холост.
  2. Женщина, 52 года. Мать пятерых взрослых детей.
  3. Священник, 27 лет.
  4. Мужчина, 40 лет, отец двоих детей. Бывший сотрудник КГБ, бывший депутат, сейчас бизнесмен.
  5. Девочка, 5 лет. Задержка психического развития.
  6. Студент, 20 лет, депрессия, две попытки суицида.
  7. Мужчина, 48 лет, врач-онколог, ученый, разрабатывает лекарство от рака. Близок к решению проблемы. Гомосексуалист.
  8. Женщина, 25 лет, мать одного ребенка, ВИЧ-инфицирована.
  9. Женщина, 30 лет, работница коммерческого секса.
  10. Мальчик, 8 лет, единственный ребенок в семье, болен диабетом.

По окончании обсуждения каждая подгруппа озвучивает свое решение и аргументирует его. Вопросы для обсуждения: Пожалуйста, ответьте на три вопроса: Легко ли было принимать решение? Что повлияло на принятие решения? В чем вы видите смысл упражнения?

Вывод из упражнения:

При выборе кандидата на операцию вы руководствовались разными аргументами. Было видно, что вы старались быть справедливыми. И все-таки, может быть, невольно, вы поставили «оценку» каждому человеку. А ведь врачи не имеют права ставить моральные оценки. Они руководствуются совсем другим. Их выбор в данном случае будет основан на совместимости донорского органа и реципиента. Принятие решения должно быть основано на объективных фактах, а не социальных оценках. Также бывает в жизни. Мы хотим быть справедливыми и при этом забываем, что не вправе судить других людей. Нам могут не нравиться их поступки, их стиль жизни. Мы даже можем решить, что не хотим дружить с ними, но мы не можем судить их. Если нам не нравятся их привычки, мы будем вести себя по-другому. Если нам не нравится, как человек строит свою жизнь, мы будем строить свою жизнь по-другому. Но это нам не нравится. А они имеют право. Когда мы принимаем решение, мы не должны принимать на себя роль судьи. Решения всегда лучше принимать, исходя из объективных обстоятельств, оставаясь терпимыми и толерантными к разным людям.

Евплова Е.В. Как развить коммуникативные навыки у студентов? [Текст] / Е.В. Евплова. – Актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2014. – № 1. – С.41–45.

Аннотация. В статье представлены описание навыковых тренингов по развитию коммуникабельности – «Спасение человека», «Рисование фигур», «Перефразирование», «Глухой телефон», «Пересказ», «Игра слов» и др. Размещенной в статье информации достаточно, чтобы провести вышеперечисленные тренинги не обращаясь к дополнительной литературе.
Ключевые слова: коммуникабельность, тренинг, навыки, ведение переговоров, игра, командное взаимодействие и др.

Для успеха в жизни умение общаться с людьми
гораздо важнее обладания талантом .
Джон Леббок

Коммуникабельность – это слово мы слышим все чаще и чаще... Ее требуют при приеме на работу, о ней говорят с экранов телевизора и много пишут про нее в интернете. По развитию коммуникативной компетентности написано не одно научное исследование. Однако практический аспект настоящей темы зачастую страдает.

Не вдаваясь в теоретические дебри, посвятим данную статью описанию весьма интересных и эффективных навыковых тренингов для развития коммуникабельности.

Тренинг «Донорское сердце»
Данный тренинг способствует диагностике лидерства, отработке командного взаимодействия и навыков ведения переговоров, развитию навыка разрешения конфликтов, развитию способности слышать и слушать собеседника и многому другому.
В тренинге участвуют 3–5 команд по 2–5 человек, которым дается одинаковое задание.
После распределения участников по командам, ведущий озвучивает правила тренинга и раздает подготовленный заранее раздаточный материал.

Условия тренинга: представьте себе, что Вы кардиохирурги, профессионалы высокого класса. У Вас есть список пациент, которым в равной степени срочно необходимо провести операцию по пересадки сердца. Но на данный момент в клинике всего одно донорское сердце. Вам необходимо рассмотреть каждый случай и принять общее и единогласное командное решение.

Краткая характеристика пациентов (в виде раздаточного материала):
9. Учительница 44 лет, мать двоих детей, которая недавно похоронила мужа, погибшего в автомобильной катастрофе.
10. Женщина, 32 года, врач-кардиолог, на ее счету сотни успешно проведенных операций на сердце.
11. Мужчина 35 лет, отец троих детей в возрасте трех, пяти и семи лет. Воспитывает детей один.
12. Девочка 12 лет, выдающаяся пианистка.
13. Женщина-врач 33 лет, под ее руководством разрабатывается эффективное лекарство против рака крови.
14. Олимпийский чемпион по бегу, 25 лет.
15. 16-летняя беременная девушка, сирота.
16. Священник, 45 лет, известный проповедник, пользующийся заслуженным уважением в стране.

Следите, чтобы сохранялась подобная нумерация (не с первого пункта), т.к. в последствие это будет иметь решающее значение.

После того как участники узнали условия тренинга, получили раздаточный материал и сделали выбор пациента на донорское сердце, каждая команда озвучивает свое решение и кратко его характеризует.

Как правило команды выбирают разные варианты решения.

После этого наступает второй этап тренинга. Ведущий объявляет, что группам необходимо принять одно общее решение.

Как показал опыт, участники тренинга ведут себя по-разному. Некоторые соглашаются на усредненный вариант решения проблемы (выбирают вариант, который не выбрала ни одна из команд), другие спорят, доказывая правоту лишь своего выбора, третьи соглашаются с выбором другой команды и т.д.

Истина находится в тот момент, когда кто-то из участников обращает внимание на нумерацию списка потенциальных претендентов на донорское сердце и понимает, что врачи - беспрестанные специалисты своего дела, которые руководствуются не эмоциями, а сухими данными. В данном случае, списочным составом претендентов, которые претендуют на донорское сердце в порядке очередности.

Студенты не обязаны «докопаться» до истины. Единственно верный ответ в решение данной проблемы необходим, прежде всего, для того, чтобы после проведения тренинга у участников не осталось негативного отношения друг к другу и данное игровое взаимодействие не переросло в конфликт.

Тренинг "Спасение человека "
Данный тренинг немного напоминает предыдущий, однако имеет определенную специфику.
Суть тренинга заключается в следующем: необходимо спасти после атомной катастрофы трех человек из восьми претендентов.

Тренинг состоит из двух и более раундов. Тренер самостоятельно решает, какое количество раундов будет в тренинге и сколько по времени будет длиться каждый раунд.

Участникам выдается список претендентов на выбор:
1. Женщина 45 лет, мать троих детей, которая недавно похоронила мужа.
2. Женщина, 36 лет, врач-кардиолог, на ее счету сотни успешно проведенных операций на сердце.
3. Бизнесмен 35 лет, отец троих детей в возрасте трех, пяти и семи лет. Воспитывает детей один.
4. Девочка 12 лет, выдающаяся скрипачка.
5. Женщина-врач 33 лет, под ее руководством разрабатывается эффективное лекарство против рака крови.
6. Олимпийский чемпион по бегу, 25 лет.
7. 16-летняя беременная девушка, сирота.
8. Священник, 45 лет, известный проповедник, пользующийся заслуженным уважением в стране.

Второй раунд начинается с того, что участники узнают дополнительную информацию о пациентах, например:
1. Женщина 45 лет, мать троих детей, которая недавно похоронила мужа, погибшего от передозировки наркотических веществ. Женщина сама регулярно употребляет наркотики, имеет судимость, однако любит своих детей.
2. Женщина, 36 лет, врач-кардиолог, на ее счету сотни успешно проведенных операций на сердце. Врач имеет группу учеников и сотрудников, которые владеют уникальной технологией проведения операций по разработанной ей системе.
3. Бизнесмен 35 лет, отец троих детей в возрасте трех, пяти и семи лет. Воспитывает детей один. Мужчина разведен и не допускает мать детей к общению с ними. Занимается незаконной предпринимательской деятельностью, однако дети полностью обеспечены всем необходимым, хорошо питаются, часто выезжают отдыхать в другие страны и т.д.
4. Девочка 12 лет, выдающаяся скрипачка. Ее мать – женщина 45 лет, год назад похоронила свою старшую дочь. Мать девочки не работает, т.к. является инвалидом II группы. Благодаря своим выдающимся способностям девочка обеспечивает свою семью (себя, маму и бабушку) самостоятельно, благодаря заработанным на концертах деньгам.
5. Женщина-врач 33 лет, под ее руководством разрабатывается эффективное лекарство против рака крови. Разработка лекарства пока находится на первоначальном этапе. Лекарство еще не создано и не проведены исследования по его эффективности.
6. Олимпийский чемпион по бегу, 25 лет. Молодой человек участвует в олимпиадах, защищая интересы своей страны. Каждое участие в олимпиаде заканчивает его победой. При этом в настоящее время, в стране нет бегунов, способных показать аналогичные результаты.
7. 16-летняя беременная девушка, сирота. Девушка вынашивает ребенка в столь раннем возрасте, поскольку участвует в Международном исследовании по выявлению генетических заболеваний у плода.
8. Священник, 45 лет, известный проповедник, пользующийся заслуженным уважением в стране. Женат, имеет четырех детей в возрасте 25, 20 и 4 лет.

Тренинг «Рисование фигур»
Данный тренинг способствует сплочению участников группы, развитию способности слышать и слушать собеседника, расширяет словарный запас участников и многому другому.

Участники тренинга садятся попарно спина к спине. Одному из образовавшихся пар выдается лист бумаги с изображениями фигур, линий и т.д. (рис.1) Участник, держащий рисунок должен словесно описать, что изображено на его листе, а партнер попытаться воспроизвести оригинал. По окончанию упражнения необходимо сравнить оригинал с копией. После чего участники могут поменяться ролями.

Сложность упражнения заключается в том, что участникам запрещается называть названия фигур. Они могут заменять названия фигур какими-либо синонимами. Например, круг - солнце без лучей, треугольник - крыша дома и т. д.

Тренинга «Перефразирование»
Данный тренинг направлен на развитие словарного запаса, нестандартности мышления и т.д.

Группа делится на команды. Каждая команда должна вспомнить какое-либо четверостишие из известно стихотворения. При этом необходимо перефразировать строфу таким образом, чтобы каждое слово в ней передавалась иным словом или словосочетанием.
Например, строчка из стихотворения: «Идет бычок, качается, вздыхает на ходу» будет после выполнения задания выглядеть, возможно, так: «Двигается подросток млекопитающего мужского пола, вибрирует телом и сокращается по мере перемещения пешком».

По итогам выполнения задания осуществляется презентация результатов каждой команды, а затем выбор стихотворения «на бис».

Тренинг «Глухой телефон»
Данный тренинг направлен на развитие словарного запаса, формирует навык слушать и слышать собеседника, объяснять и правильно формулировать свои мысли.
Участники тренинга по цепочке передают на ухо друг другу понятие или определение данного понятия.

Например, первый участник получает какое-либо понятие и передает определение данного понятия другому участнику, второй участник, в свою очередь, прослушав определение, передает третьему участнику игры понятие, которое, как он считает наиболее соответствует данному определению.

После того как каждый участник поучаствует в игровом взаимодействии сравнивается запущенное слово и образовавшиеся благодаря групповому взаимодействию.

Тренинг «Пересказ»
Тренинг формирует навык пересказывать информацию, слушать и слышать собеседника, демонстрирует на практике степень влияния коммуникативных барьеров на эффективность общения и др.

Одному из участников группы выдается текст с какой-либо информацией. Примерный объем текста - одна страница формата А4 (1860 символов с пробелами). Желательно, чтобы текст был интересен для данной целевой аудитории и содержал как словесную, так и цифровую информацию.

Участник, которому первому достался текст знакомится с его содержанием и готовится пересказать его следующему участнику. При этом необходимо организовать работу таким образом, чтобы участники не слышали пересказ текста пока до них не дойдет очередность, либо вывести всех участников из аудитории и приглашать в аудиторию по одному. Второй вариант решения проблемы наиболее целесообразен, т.к. при этом участники будут слышать как пересказывают текст после них и сравнивать данный пересказ со своим.
Ведущий тренинга не должен противиться тому, что участники начнут конспектировать материал, уточнять информацию, задавать наводящие вопросы, просить повторить материал и т.д., т.к. подобные действия свидетельствуют о мастерстве коммуникации и находчивости участников тренинга.

Тренинг «Игра слов»
Тренинг направлен на развитие словарного запаса, а а также навыков вербальной креативности.

Участникам предлагается придумать как можно больше предложений по формуле «НГОК», т.к. каждое слово в предложении начинается на одну из указанных букв. Предложения должны иметь смысловую нагрузку и быть стилистически грамотными. Время на выполнения упражнения - три минуты. По прошествии трех минут руководитель усложняет задание. Теперь необходимо придумать рассказ по формуле «НГОКНГОК…». Время на выполнения упражнения - пять минуты.

Упражнение. Каждый участник по кругу называет предложение, но таким образом, чтобы его предложение было смысловым продолжение предложение предыдущего участника. Таким образом, происходит попытка сочинить общий рассказ. При выполнении данного упражнения сразу можно определить участников с коммуникативными проблемами.

Упражнение. Бросая мяч, участник называет какой-либо предмет, например, барабан, монетка и т.д. и действия с ним (упал, сгорел, пропал и т.д.). Участник, которому попал мяч продолжает фразу по аналогии с шутливой приметой: упал нож – придет мужчина. Участники должны придумать такие приметы, которые можно было-бы объяснить.
Помимо всего прочего данные упражнения направлены на развитие гибкости, оригинальности мышления.

Из собственного опыта проведения вышепредставленных тренингов и упражнений можно отметить, что они всегда проходят активно и интересно, участники получают хорошие коммуникативные навыки и выявляют сильные и слабые стороны своих коммуникаций.
Эффективность тренингов и упражнений будет выше, если после их проведения осуществить рефлексию с высказыванием мнений, обсуждением проблем и т.д.


ТРЕНИНГ «ДОНОРСКОЕ СЕРДЦЕ»

В тренинге участвуют 3–5 команд по 2–5 человек, которым дается одинаковое задание.

После распределения участников по командам, ведущий озвучивает правила тренинга и раздает подготовленный заранее раздаточный материал.

Условия тренинга, которые озвучиваются участникам: представьте себе, что Вы кардиохирурги, профессионалы высокого класса. У Вас есть список пациент, которым в равной степени срочно необходимо провести операцию по пересадки сердца. Но на данный момент в клинике всего одно донорское сердце. Вам необходимо рассмотреть каждый случай и принять общее и единогласное командное решение.

Краткая характеристика пациентов (в виде раздаточного материала):

9. Учительница 44 лет, мать двоих детей, которая недавно похоронила мужа, погибшего в автомобильной катастрофе.

10. Женщина, 32 года, врач-кардиолог, на ее счету сотни успешно проведенных операций на сердце.

11. Мужчина 35 лет, отец троих детей в возрасте трех, пяти и семи лет. Воспитывает детей один.

12. Девочка 12 лет, выдающаяся пианистка.

13. Женщина-врач 33 лет, под ее руководством разрабатывается эффективное лекарство против рака крови.

14. Олимпийский чемпион по бегу, 25 лет.

15. 16-летняя беременная девушка, сирота.

16. Священник, 45 лет, известный проповедник, пользующийся заслуженным уважением в стране.

Следите, чтобы сохранялась подобная нумерация (не с первого пункта), т.к. впоследствии это будет иметь решающее значение.

После того как участники узнали условия тренинга, получили раздаточный материал и сделали выбор пациента на донорское сердце, каждая команда озвучивает свое решение и кратко его характеризует.

Как правило, команды выбирают разные варианты решения.

После чего наступает второй этап тренинга. Ведущий объявляет, что группам необходимо принять одно общее решение.

Как показал опыт, участники тренинга ведут себя по-разному: некоторые соглашаются на усредненный вариант решения проблемы (выбирают вариант, который не выбрала ни одна из команд), другие спорят, доказывая правоту лишь своего выбора, третьи соглашаются с выбором другой команды и т.д.

Истина находится в тот момент, когда кто-то из участников обращает внимание на нумерацию списка претендентов на донорское сердце и понимает, что врачи - беспрестанные специалисты своего дела, которые руководствуются не эмоциями, а сухими данными. В данном случае, списочным составом претендентов на донорское сердце, которые претендуют на него в порядке очередности.

Студенты не обязаны «докопаться» до истины. Единственно верный ответ в решение данной проблемы необходим, прежде всего, для того, чтобы после проведения тренинга у участников не осталось негативного отношения друг к другу и данное игровое взаимодействие не переросло в конфликт.

ТРЕНИНГ «СПАСЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА»


Данный тренинг немного напоминает предыдущий, однако имеет определенную специфику.

Суть тренинга заключается в следующем: необходимо спасти после атомной катастрофы трех человек из восьми претендентов.

Тренинг состоит из двух и более раундов. Тренер самостоятельно решает, какое количество раундов будет в тренинге и сколько по времени будет длиться каждый раунд.

Участникам выдается список претендентов на выбор:

1. Женщина 45 лет, мать троих детей, которая недавно похоронила мужа.

2. Женщина, 36 лет, врач-кардиолог, на ее счету сотни успешно проведенных операций на сердце.

3. Бизнесмен 35 лет, отец троих детей в возрасте трех, пяти и семи лет. Воспитывает детей один.

4. Девочка 12 лет, выдающаяся скрипачка.

5. Женщина-врач 33 лет, под ее руководством разрабатывается эффективное лекарство против рака крови.

6. Олимпийский чемпион по бегу, 25 лет.

7. 16-летняя беременная девушка, сирота.

8. Священник, 45 лет, известный проповедник, пользующийся заслуженным уважением в стране.

Второй раунд начинается с того, что участники узнают дополнительную информацию о пациентах, например:

1. Женщина 45 лет, мать троих детей, которая недавно похоронила мужа, погибшего от передозировки наркотических веществ. Женщина сама регулярно употребляет наркотики, имеет судимость, однако любит своих детей.

2. Женщина, 36 лет, врач-кардиолог, на ее счету сотни успешно проведенных операций на сердце. Врач имеет группу учеников и сотрудников, которые владеют уникальной технологией проведения операций по разработанной ей системе.

3. Бизнесмен 35 лет, отец троих детей в возрасте трех, пяти и семи лет. Воспитывает детей один. Мужчина разведен и не допускает мать детей к общению с ними. Занимается незаконной предпринимательской деятельностью, однако дети полностью обеспечены всем необходимым, хорошо питаются, часто выезжают отдыхать в другие страны и т.д.

4. Девочка 12 лет, выдающаяся скрипачка. Ее мать – женщина 45 лет, год назад похоронила свою старшую дочь. Мать девочки не работает, т.к. является инвалидом II группы. Благодаря своим выдающимся способностям девочка обеспечивает свою семью (себя, маму и бабушку) самостоятельно, благодаря заработанным на концертах деньгам.

5. Женщина-врач 33 лет, под ее руководством разрабатывается эффективное лекарство против рака крови. Разработка лекарства пока находится на первоначальном этапе. Лекарство еще не создано и не проведены исследования по его эффективности.

6. Олимпийский чемпион по бегу, 25 лет. Молодой человек участвует в олимпиадах, защищая интересы своей страны. Каждое участие в олимпиаде заканчивает его победой. При этом в настоящее время, в стране нет бегунов, способных показать аналогичные результаты.

7. 16-летняя беременная девушка, сирота. Девушка вынашивает ребенка в столь раннем возрасте, поскольку участвует в Международном исследовании по выявлению генетических заболеваний у плода.

8. Священник, 45 лет, известный проповедник, пользующийся заслуженным уважением в стране. Женат, имеет четырех детей в возрасте 25, 20 и 4 лет.

ТРЕНИНГ «КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ»


Суть тренинга заключается в следующем: корабль потерпел кораблекрушение, спасательные круги есть только для 1/3 участников. Группе необходимо решить, кто достоин спасения, и как сделать данный выбор. Если команда выделит большее количество претендентов на спасательные круги, то погибнет весь экипаж.

Тренинг состоит из двух раундов по 10 минут. При этом каждый участник участвует в тренинге от своего имени, и защищает свои интересы.
Истинное красноречие состоит в том, чтобы говорить все, что нужно, и ничего, кроме того, что необходимо.
Генрих Гейне
ТРЕНИНГ «РИСОВАНИЕ ФИГУР»
Участники тренинга садятся попарно спина к спине. Одному из образовавшихся пар выдается лист бумаги с изображениями фигур, линий и т.д. (рис. 1). Участник, держащий рисунок должен словесно описать, что изображено на его листе, а партнер попытаться воспроизвести оригинал. По окончании упражнения необходимо сравнить оригинал с копией. После этого участники могут поменяться ролями.


Рис. 1. Пример изображения для тренинга «Рисование фигур»
Сложность упражнения заключается в том, что участникам запрещается называть названия фигур. Они могут заменять названия фигур какими-либо синонимами. Например, круг - солнце без лучей, треугольник - крыша дома и т.д. При этом важно правильно передать не только форму фигуры, но я ее размер, месторасположение, цвет и т.д.
Данный тренинг можно проводить и в другой форме: вызвать одного человека и попросить его описать изображение по вышепредставленным правилам. Затем, роли меняются, и уже вся группа пытается объяснить одному участнику, что изображено на следующем аналогичном изображении. А участник пытается нарисовать его на доске/листе и т.д.

Что вы говорите так громко, что я не слышу, что вы говорите.
Ральф Уолдо Эмерсон
ТРЕНИНГА «ПЕРЕФРАЗИРОВАНИЕ»


Группа делится на команды. Каждая команда должна вспомнить какое-либо четверостишие из известно стихотворения. При этом необходимо перефразировать строфу таким образом, чтобы каждое слово в ней передавалась иным словом или словосочетанием.

Например, строчка из стихотворения: «Идет бычок, качается, вздыхает на ходу» будет после выполнения задания выглядеть, возможно, так: «Двигается подросток млекопитающего мужского пола, вибрирует телом и сокращается по мере перемещения пешком».

По итогам выполнения задания осуществляется презентация результатов каждой команды, а затем выбор стихотворения «на бис».
Каждый может говорить честно, но говорить логично, разумно и адекватно, это талант, которым необходимо обладать.
Мишель де Монтень

ТРЕНИНГ «РАЗЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ»


Одному из участников тренинга предлагается разыграть одну из следующих ситуаций, остальные участники выполняют второстепенные роли в зависимости от конкретной ситуации.
Возможные ситуации:


  1. Вы стоите на остановке. Вам необходимо срочно позвонить, это вопрос жизни и смерти. Но батарея в вашем сотовом телефоне разрядилась. Рядом с вами стоит около двадцати разных людей. Попытайтесь решить данную проблему.

  1. Вы находитесь в незнакомом месте незнакомого города. Внезапно вам очень срочно захотелось в туалет. Вам надо спросить у кого-то из прохожих, нет ли где поблизости туалета. Попытайтесь решить данную проблему.

3. Вы работаете в большой организации. С большинством своих коллег знакомы очень поверхностно: у многих не знаете даже имен и фамилий. Так, иногда приходится где-то пересекаться. На Новый год вас назначили ведущим корпоративного праздника (у вас к этому талант). Еще вам сказали найти соведущего. Никто из коллег, с кем вы хорошо знакомы, не захотел в этом участвовать. Надо обращаться к другим. Имеется в виду, что других людей вы знаете только по внешним проявлениям поведения: манере одеваться, походке, мимике, особенности разговора и т.д. Попытайтесь решить данную проблему.

Подобных ситуаций может быть сколь угодно много, главное, чтобы они были проблемными и требовали при решении использование своих коммуникативных способностей.

Общение – человеческое общение – это ключ к личному и профессиональному успеху.
Пол Дж. Майер
ТРЕНИНГ «ПЕРЕСКАЗ»

Одному из участников группы выдается текст с какой-либо информацией. Примерный объем текста – одна страница формата А4 (примерно 1860 символов с пробелами). Желательно, чтобы текст был интересен для данной целевой аудитории и содержал как словесную, так и цифровую информацию, иностранные слова и словосочетание, специальные термины и т.д.

Участник, которому первому достался текст знакомится с его содержанием и готовится пересказать его следующему участнику. При этом необходимо организовать работу таким образом, чтобы участники не слышали пересказ текста пока до них не дойдет очередность. Для соблюдения данного условия можно вывести всех участников из аудитории и приглашать в аудиторию по одному.

Ведущий тренинга не должен противиться тому, что участники начнут конспектировать материал, уточнять информацию, задавать наводящие вопросы, просить повторить материал и т.д., т.к. подобные действия свидетельствуют о мастерстве коммуникации и находчивости участников тренинга, а также снижает негативный эффект от разного рода коммуникативных барьеров.

Примерный вариант текста для пересказа приведен далее.
Apple и Google стали дороже Coca-Cola

Впервые за 13 лет существования рейтинга 100 самых дорогих брендов мира по версии бренд-консалтингового агентства Interbrand его не возглавляет Coca-Cola. Традиционного лидера обогнали бренды Apple, стоимость которого за минувший год выросла на 28% и составляет $98,3 млрд, и Google, выросший на 34% до $93,29 млрд.

Interbrand, которое входит в холдинг Omnicom и специализируется на оценке брендов и составлении рейтингов, включает в 100 самых дорогих мировых брендов только те, которые соответствуют определенным критериям. Так, не менее 30% выручки от бренда должно поступать из-за пределов страны происхождения, он должен присутствовать не менее чем на трех крупных континентах, а также иметь широкий выход на развивающиеся рынки, информация о финансовых показателях бренда должна быть широкодоступна и у него должны быть хорошие перспективы по прибыли. В этот рейтинг не попадают хоть и известные и крупные, но частные компании, не раскрывающие свою финансовую информацию (как, например, Mars и BBC), а также российские компании, не соответствующие критерию глобальности.

Как отмечают авторы рейтинга, Apple, который в 2011 году был на восьмом месте, а в прошлом году уже на втором, «революционизировал наш процесс работы, игры и общения и в совершенстве овладел способностью удивлять и восхищать». Coca-Cola тоже выросла, но всего на 2%: Стоимость этого бренда оценивается в $79,2 млрд.

Еще более активный рост, чем Apple, продемонстрировал в этом году бренд Google. Его стоимость, по версии Interbrand, выросла на 34% и составила $93,29 млрд. Кроме них в первую пятерку вошли также IBM и Microsoft.

Самым быстрорастущим по стоимости признан бренд Facebook: его рост за год составил 43% ($7,73 млрд), бренд поднялся с 69-го на 52-е место. Лидером по сокращению стоимости стал бренд Nokia: он подешевел на 65% и оценивается в $7,4 млрд (падение с 19-го на 57-е место). А бренд Blackberry, который в прошлом году занимал в рейтинге 93-е место, в этом году в него не попал вовсе. Среди брендов, впервые попавших в топ-100, Chevrolet (89-е место) и Discovery (70-е), а Duracell вернулся в рейтинг после двухлетнего отсутствия (85-е). Замыкает рейтинг, как и в прошлом году, GAP, стоимость которого оценивается в $3,9 млрд. Суммарная стоимость всех 100 брендов, входящих в рейтинг, составляет $1,5 трлн, что на 8,4% больше прошлогоднего показателя.

ТРЕНИНГ «ДЕЛОВОЙ РАЗГОВОР ПО ТЕЛЕФОНУ»


Участники разбиваются на пары и поочередно «звонят» друг другу с целью провести телефонный деловой разговор. Тема и условия телефонного разговора обговариваются заранее.

Преподавателю необходимо следить за тем, чтобы были соблюдены все этапы телефонного разговора. Особенно внимательно необходимо следить за тем, чтобы звонящий не забыл поздороваться, преставиться, поинтересоваться удобно ли в данный момент разговаривать собеседнику, озвучить примерную продолжительность телефонного разговора, попрощаться с собеседником и др.

После каждого «телефонного» разговора обязательным условием является проведение рефлексии и коллективного обсуждения положительных и отрицательных моментов в каждом телефонном разговоре.
ТРЕНИНГ «ДЕБАТЫ ПО ФОРМУЛЕ «ПОПС»


Проведение дебат позволяет обучающимся приобрести навык отстаивания своей точки зрения, грамотно доказывать свою позицию, а также происходит закрепление навыка культуры ведения спора.

Формула «ПОПС» – это построение своей доказательной базы в определенной последовательности.

«П» – позиция;

«О» – объяснение (или обоснование);

«П» – пример;

«С» – следствие (или суждение).

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать на примере …».

И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

В качестве примера можно предложить доказательство неизбежности отмены крепостного права в России: « Я считаю, что отмена крепостного права в России была неизбежной. Потому, что оно тормозило развитие всех сфер жизни общества. Я могу доказать на примере того, что Россия значительно отставала от других стран по уровню жизни. Россия позорно проиграла Крымскую войну. Исходя из этого, я делаю вывод, что эта реформа сыграла огромное значение в истории России и дала мощный толчок великим преобразованиям 1860-х годов».

В качестве тем для проведения дебат можно взять любую важную для студентов тему, например: «Переход на двухуровневую систему образования в России: за и против», «Интернет: благо или зло?», «Ранние браки: хорошо или плохо», «Сетевой маркетинг: возможность разбогатеть или разориться?» и т.д.

Адаптация

Цели:

· диагностика лидерского и творческого потенциала

· формирование временных микрогрупп

· работа по группам

Средства:

· Жетоны (красный квадрат – генератор идей, синий прямоугольник – исполнитель, зеленый треугольник – лидер, желтый круг – организатор)

· Листы бумаги формата А4

· Маркеры

Для более точной диагностики, в течение «Адаптации» необходимо дать каждому участнику возможность побывать в группах с разным количеством человек.

Обязательно должно быть минимум 2 наблюдателя – вожатых. При выполнении участниками творческих заданий, наблюдатели раздают соответствующие жетоны, тем, кто себя проявил.

Этап Содержание Действия участников
1. ЗНАКОМСТВО (1 группа) «Голландская презентация» За 10 минут узнать как можно больше о соседе слева (одновременность действия: вопросы соседу слева, ответы соседу справа) Участники сидят в кругу и задают сидящему слева вопросы типа: сколько лет? Знак Зодиака? Любимый цвет? Любимое блюдо? и т.д., одновременно отвечая на вопросы сидящего справа. По истечении условленного времени участники по кругу рассказывают о человеке, о котором узнавали. Наблюдатели отмечают для себя тех людей, которые узнали и выдали наибольшее количество информации. Эти люди впоследствии могут стать формальными лидерами временных микрогрупп следующего этапа.
2. 2 группы Мини макси (либо Вагончики) Необходимо как можно быстрее построиться по различным признакам
3. Группы по 5-6 человек Нарисовать дружеский шарж на любого из присутствующих на игре В течение 5 минут участники рисуют дружеский шарж, затем готовые шаржи по кругу передаются другим командам. Их задача придумать оригинальную подпись под полученным шаржем. Когда Шарж «вернется к своей команде», они демонстрируют его всем участникам и зачитывают все подписи, после чего шаржи могут быть подарены объекту изображения.
4. Группы по 3-4 человека Сделать «новый предмет» и презентацию (рекламу) на него. Каждой группе дается «нелепый» набор предметов (например - скотч, кружка, перчатка и маркер), из которых нужно сделать новый предмет и презентовать его для остальных групп.
5. Работа в парах Придумать творческое задание для соседней пары (по часовой стрелке) В течение 3х минут участники придумывают задания типа: спеть песню, рассказать стихотворение, оживить картинку, инсценировать что-нибудь и т.д. Далее пары выполняют задания друг друга.

По окончании игры участники делают аппликацию (свой автопортрет) из тех жетонов, которые они получили за время игры, и презентуют его.

Затем вожатые рассказываю значение жетонов и подводят итоги.

Анатомический человечек (Старший, средний возраст.)

Проводится разбивка по частям тела: руки, ноги, голова, туловище. В результате получилось 4 группы, и в дальнейшем, все задания они выполняют относительно своей части тела.

1. Придумать название команды. Презентация.

2. Перепевка по своим частям тела

5. Изготовление своей части тела. Презентация.

Соединение частей всех групп, оформление человечка на отрядном месте.

Огонек знакомств:

Самолетики с мечтой (Любой возраст.)

Заранее изготавливаются самолетики с ниточками по количеству участников (можно включить в ОР днем - каждый ребенок сделает для себя). Самолетики и пишущие предметы являются оформлением огонька. Вожатый предлагает каждому взять самолетик и написать на нем свою мечту. После того как все закончат писать, каждый ребенок может озвучить свою мечту, и для того чтобы она сбылась самолетик нужно привязать на заранее заготовленную натянутую ленту.

Часы, зеркало, игрушка (Любой возраст.)

Для реквизита потребуется часы, зеркало и игрушка (все по одному). Все три вещи передаются по кругу от участника к участнику. Когда у ребенка в руках находится вещи, сначала он берет игрушку и рассказывает о своем детстве, затем берет зеркало, и, смотрясь в него, говорит о своем настоящем, последними берет часы и говорит о том, каким он видит себя в будущем.

(если есть ограничения во времени, то ребенку следует выбрать одну из вещей и рассказать о чем-то одном.)

От имени любимой вещи (Средний, младший возраст.)

Ребятам нужно вспомнить любимую вещь, предмет и т.д. От имени этой вещи ребенку нужно рассказать о себе, как о хозяине этой вещи.

Основной период:

Игры на ПТБ:

Пицца, кетчуп, кока-кола (Старший возраст.)

Все стоят в кругу, друг за другом, взявшись руками за талию впереди стоящего соседа. Все идут по кругу делают движения и повторяют слова: правая нога – пицца, левая нога – кетчуп, круговые движения тазом – кока-кола. Повторив пару раз, задание усложняется: необходимо взяться руками за талию соседа впереди стоящего через одного. И т.д.

Слепой художник (Любой возраст.)

Все встают в колонну друг за другом. Последнему, стоящему в колонне, ведущий на спине рисует картину. Он должен понять изображение и нарисовать его впереди стоящему. И так до первого участника. Потом ведущий спрашивает у впереди стоящего, что за изображение ему пришло. Если оно не сошлось с заданным, то ведущий пытается выяснить, на каком человеке произошла ошибка.

Человек к человеку (Любой возраст.)

Когда ведущий говорит фразу «человек к человеку», каждому участнику нужно найти себе пару. Далее в парах выполняются задания, которые говорит ведущий. Задания связаны с прикосновением частей тела: правая рука к левой ноге, голова к голове и т.д. Когда ведущий снова говорит «человек к человеку», то необходимо найти себе новую пару.

Посудомоечная машина (Любой возраст.)

Цель: снятие комплекса тактильного контакта, раскрепощение участников. Участники разбиваются на пары и встают парами в колонну лицом друг к другу - это сама «моечная машина». Одна пара разбивается и один человек встаёт в начале колонны - это «вещь», которую необходимо отмыть, а другой - в конце - это «сушилка». «Вещь» начинает медленно двигаться внутри колонны, а все её гладят, трогают, говорят ласковые слова и т. д., то есть «моют». «Сушилка» принимает в свои объятия вымытую «вещь» и «сушит» её, крепко-крепко обнимая. Затем «вещь» и «сушилка» меняются местами.

Игра продолжается до тех пор, пока через «моечную машину» не пройдёт каждый участник игры.

Участник «вещь» может говорить, как его мыть (например, аккуратно, тщательно и.т.д.) в зависимости от степени загрязнения и материала (хрусталь, чугун…).

Алакатонга (Любой возраст.)

Все участники стоят в кругу. Ведущий объясняет: «фраза алакатонга имеет гавайское происхождение и означает приветствие. Когда я буду спрашивать у вас «алакатонга?», то вы мне будете отвечать «алакатонга». Я задам свой вопрос 3раза, после чего все поют и танцуют так, как я скажу и покажу. Слова песни таковы: алакатонга тонга тонга (шагаем по кругу), алакатонга тонга тонга тонга тонга (на месте крутим тазом).»

Ведущий под песню показывает движение, и затем каждый раз усложняет движение: правая рука на плечо соседа справа, левая рука за колено соседа слева, и т.д.

Гиппопотам (Любой возраст.)

Все стоят в кругу, друг за другом, взявшись руками за талию впереди стоящего соседа. Все идут по кругу, делают движения и повторяют слова:

Меня укусил гиппопотам (на слова шагают)

Ам (поворот на 180)

От страха я на дерево залез (на слова шагают)

Ес (поворот на 180)

И вот я здесь (на слова шагают)

А нога моя там (нога в центр круга)

Меня укусил гиппопотам (поворот на 180)

Повторяем и ускоряем темп.

На доверие и сплочение:

Бесконечное кольцо (Средний, старший возраст.)

Все стоят в кругу, взявшись за руки. Ведущий одевает одному из стоящих в кругу на руку завязанную веревку (ремень). Задача команды пропустить веревку через всех участников, не расцепляя рук и не касаясь пола веревкой.

Скала (Средний, старший возраст.)

Игроки встают на невысокую скамейку плотно друг к другу, взявшись под локти. По очереди каждый игрок должен пройти по краю скамейки, держась за стоящих на ней ребят, не оступаясь и не сталкивая со скамьи игроков. Если кто-либо из игроков коснется земли, – все начинают сначала. (упражнение делается молча)

Реактор (Средний, старший возраст.)

На полу нарисован круг диаметром 3метра. В центре круга находятся различные предметы. Задача участников вытащить все предметы, не заходя в круг.

Болгарская спичка (Средний, старший возраст.)

Все стоят в кругу. Один человек из круга зажигает спичку и передает ее по кругу. Человеку, на котором погасла спичка, ребята задают вопрос, на который он честно должен ответить. Затем этот человек снова зажигает спичку и начинает ее передавать по кругу дальше.

Хлопок (Любой возраст.)

Все стоят в кругу. Ведущий поворачиваясь к соседу справа должен хлопнуть в ладоши одновременно с соседом. Потом этот сосед поворачивается направо и вновь должен хлопнуть одновременно с вновь образовавшимся соседом и т.д. Если у какой-то пары не получилось выполнить задание, то игра начинается сначала.

Колокол (Средний, старший возраст.)

Цель игры: удержать водящего в центре круга и уберечь его от падения. Эта игра даёт участникам замечательную возможность научиться доверять друг другу на практике, а также воспитывает чувство единства и доверия, так же, как и игры «Скала» и «Свободное падение»

Все участники стоят в кругу, вытягивают руки вперёд. Один участник выходит в центр, выпрямляется, ноги соединяет вместе, и не сдвигается со своего места.

Участник в центре закрывает глаза и медленно начинает падать вперёд или назад Стоящие в кругу осторожно, медленно ловят его ладонями и передают по кругу. Затем участник в центре меняется.

Я тигр, я бегу (средний, старший.)

Участники выстраиваются в 2 одинаковые по количеству человек шеренги и поворачиваются лицом друг к другу образуя коридор из пар. Ведущий выходит перед колонной и спрашивает всех «Вы готовы?» Участники отвечают да и вытягивают руки вперед. Участник говорит «Я – тигр, я бегу» и бежит между колонной, в это время участники, как только видят, что ведущий приближается к их паре, поднимают руки вверх. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не попробуют себя в роли тигра.

На двух пальцах (Старший возраст.)

Один участник ложится на стол, все остальные подкладывают под него по два пальца каждой руки.

Все медленно поднимают лежащего. Игру можно закончить, когда все поиграют, либо когда устают.

Игры на МПВ:

Шахматы (Любой возраст.)

Команда делится на две части: мальчики отдельно, девочки отдельно. Каждой девочке говорится одна буква из алфавита по порядку начиная с «а», каждому мальчику говорится цифры по порядку начиная с 1. Потом девочки становятся напротив мальчиков, образуется две шеренги. Между двух линий становится ведущий и называет комбинацию из буквы и цифры. Если ведущий мальчик, то задача девочки-буквы поцеловать его, а задача мальчика-цифры не дать поцеловать девочке, поцеловав ее первым. Если девочка поцеловала ведущего, то мальчик-цифра становится голящим, а если мальчик-цифра вперед поцеловал девочку, то голящей становится девочка-буква. Обратная ситуация происходит и если девочка стоит на месте ведущего.

Да, нет, да (Любой возраст.)

Из группы вызывается обычно 3 мальчика и 3 девочки.

Ведущий оставляет себе одного участника противоположного пола.

Остальных уводят, чтобы они не подслушивали и не подглядывали.

С оставшимся участником договариваются, что он будет отвечать на

вопросы в последовательности «Да» - «Нет» - «Да».

Ведущий задает такие вопросы:

1) ты знаешь, что это?

2) ты знаешь, для чего это?

3) а хочешь узнать?

В первой серии ведущий показывает на ладонь и после согласия узнать, Для чего она нужна, пожимает ладонь участника.

Во второй серии ведущий показывает на плечо и после 3-го ответа нежно обнимает за плечо участника.

В третьей серии ведущий показывает на губы и после 3-го ответа вытягивает свои губы к участнику, как бы для поцелуя, но потом играет на своих губах пальцем, как маленький.

После дружного хохота ведущий просит прощения за невинную шутку и предлагает участнику пошутить также.

Ведущий садится в зал, а на его место встает 1-й участник и для него вызывается 2-й участник противоположного пола. Так по очереди проходят все 6 участников.

Нравится, не нравится (Средний, старший возраст.)

Ребята по очереди смотрят на соседа справа и говорят, какая материальная вещь им нравится в нем, а какая не нравится. Во втором кругу ребята должны укусить непонравившуюся вещь у соседа и поцеловать ту, которая понравилась.

Статуя любви (Любой возраст.)

Для проведения этой игры необходимо, чтобы четверо (2 мальчика и 2 девочки) вышли из помещения. Выбирается мальчик, который будет исполнять роль «первого скульптора», и мальчика и девочку, которые будут «статуей». «Скульптору» ставится условия: «Представь, что ты настоящий скульптор, и ты должен слепить «статую любви». Перед тобой стоит глина, из которой ты можешь слепить всё, что посчитаешь нужным, она застынет так, как ты захочешь». Он приступает к выполнению скульптуры, а после того, как он закончит её, его просят занять место мальчика в его «скульптуре». Затем приглашают девочку из-за двери и повторяют ей то же самое условие. После окончания её работы она должна занять место девочки в этой «скульптуре». И так дальше с остальными участниками, стоящими за дверью.

Ара-рам-шим-шим (Любой возраст.)

Водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами и вытянутой вперед рукой. Все играющие идут по кругу со словами:

«Ара – рам – шим – шим

Ара – рам – шим – шим

Арамия – гусия

Покажика-ка на меня»

На последние слова круг останавливается, и играющие смотрят, на кого показывает рука водящего. Если мальчик в центре, то выходит девочка (даже если и не на неё показал, то рядом стоящая) и, наоборот, если девочка в центре, то выходит мальчик в круг и встает спина к спине с водящим. Все хором произносят: «раз, два, три». На счет «три» стоящие в центре одновременно поворачивают голову. Если они повернули головы в одну сторону, то водящий целует в щечку своего партнера. Если в разные стороны, то они жмут друг другу руки. После этого первый водящий уходит, а второй начинает игру сначала. Иногда, когда в центре стоит мальчик, говорят такие слова:

«Шире – шире – шире круг, у (имя этого мальчика) сто подруг. Эта – эта – эта – эта, а любимая вот эта».

Сваха (Старший возраст.)

Играющие и сваха сидят в кругу. Около свахи два свободных стула, в руке у неё полотенце. Сваха предлагает занять стул двум юношам. Юноши думают (не совещаются) и шепотом каждый называет имя девушки, сидящей в кругу, свахе на ухо. Если они оба назовут имя одной девушки, то сваха ударяет полотенцем им по коленкам и предлагает перегадать, если названы имена разных девушек, то сваха называет имена девушек и приглашает их подойти к юношам. Если девушки угадали (подошли к тому, кто их загадал), то сваха разрешает поцеловать избранниц. После чего юноши покидают свои места, а девушки занимают их места. Если не угадали, сваха бьет девушек по коленкам, а юноши загадывают снова.

Станция поцелуйная (Любой возраст.)

Для проведения этой игры необходимо, чтобы четверо (2 мальчика и 2 девочки) вышли из помещения. Остальные встают друг за другом, образуя поезд, первым стоит ведущий. Выбирается мальчик, который будет исполнять роль «последнего вагона», ему дается задание: когда придет девочка из другой комнаты и станет последним вагоном, то перед ней нужно будет поиграть на своих губах пальцем, как маленький.

Из другой комнаты приглашается девочка и ей предлагается встать последним вагоном в поезд. Паровозик начинает двигаться, говоря характерное «Ту-туууу» и останавливается говоря «Станция поцелуйная», ведущий целует в щечку второй вагон, второй целует третий и т.д., а последнему вагону играют на губах пальцем. Затем заходит следующий участник и все начинается с начала.

КТД:

Надувалочка

Небольшая преамбула.

Это КТД было разработано нашей омской коллегой - Костулян Натальей Владимировной. После чего удачно привезено и обработано Носенко Ольгой в родной СДО ТО «Чудо».

Непосредственно о КТД.

«Надувалочка» проводится на 2-6 группах, в каждой из которых от 4 до 12 человек. Группы располагаются полукругом, лицом к столу, за которым сидят ведущие. Командам для простоты подсчёта присваивают номера (1ая, 2ая и т.д.). Затем каждой выдают «длинненькие» (примерно 3х10 см) и «маленькие» (3х3) листочки, в уголке которых написан номер команды. Командам дают какое-нибудь необычное по звучанию и малоиспользуемое слово (одно на всех), которое ведущие заранее пишут на листке и складывают его «домиком». Например, фён. Задача каждой команды «надуть» все остальные: написать к данному слову такое определение, чтобы в него поверило наибольшее количество команд. Определение группы пишут на «длинненьких» листочках и сдают ведущим. Они перемешивают определения команд и правильное, после чего зачитывают их:

первое определение-…

второе определение-…

и т.д. Следует сказать, что номера определений (порядок, в котором их зачитывают ведущие) не совпадают с номерами команд. Первое определение- это не определение команды номер один, второе определение – не обязательно определение второй команды и т.д. После того, как ведущие зачитают все варианты определения, команды пишут на «маленьком» листочке номер того, которое на их взгляд правильное. И тоже сдают ведущим. Если команда отгадает настоящее определение, то зарабатывает СЕБЕ 1 балл. Если отдаёт свой голос за определение другой (то есть не отгадывает), то зарабатывает ТОЙ команде 2 балла. При этом у неё самой баллы не отнимаются. На этом первый раунд заканчивается. Ведущие озвучивают результаты: сколько баллов и за что заработала каждая команда. Начинается второй раунд. Предоставляется следующее слово, команды пишут к нему определение, голосуют, подводятся итоги.

Больше 7 раундов проводить не стоит, так как участники устают. Количество «длинненьких» равно количеству «маленьких» листочков (для каждой команды) равно количеству раундов и,соответственно, слов. Слова можно найти, наобум открыв толковый словарь. В конце игры проводится подсчёт баллов и «раздача слонов».

Небольшой список слов, которые можно использовать.

Фрахт – плата за перевозку груза.

Дифтонг – в языкознании: сочетание в одном слоге двух гласных звуков, не разделенных согласным.

Мантисса вещественное число с фиксированной точкой.

Фён – сухой ветер, дующий с гор.

Амальгама – жидкий, полужидкий или твёрдый сплав ртути с другими металлами.

Имярек – слово, заменяющее чьё-нибудь конкретное имя, фамилию в значении тако1-от, тот-то.

Нивхи – народ, живущий по нижнему течению реки Амур и на острове Сахалин.

Коллаборационист – предатель, сотрудничающий с врагами своей родины.

Юкола – на Севере и Дальнем Востоке: вяленая рыба.

На выявления лидера:

Мини макси (Любой возраст.)

Ребята делятся на 2 команды и выстраиваются в 2 равные шеренги друг напротив друга. Далее дается задание: Построиться в каждой шеренге, не разговаривая по: росту; цвету глаз; алфавиту имен; размеру ноги. Какая команда выполнит каждое задание быстрее, та побеждает.

Выкинуть пальцы (Любой возраст.)

Отряд встает в круг, дается задание: не договариваясь нужно показать выкинуть одинаковую фигуру из пальцев. В итоге, ребята начинают повторять за лидером в отряде.

Подвижные игры:

Хвост дракона (Любой возраст.)

Ребята выстраиваются в колонну, каждый держит впереди стоящего за пояс. Они изображают «дракона». Первый в колонне – это голова дракона, последний – хвост. По команде ведущего «дракон» начинает двигаться. Задача «головы» – поймать «хвост», а задача «хвоста» – убежать от головы. Туловище дракона не должно распадаться, т.е. играющие не имеют права расцепить руки. После поимки «хвоста» можно выбрать новую «голову» и новый «хвост».

Кошки мышки (Любой возраст.)

Для игры выбираются два человека: один – «кошка», другой – «мышка». В некоторых случаях количество «кошек» и «мышек» может быть больше. Это делается для того, чтобы оживить игру. Все остальные играющие встают в круг, взявшись за руки – «ворота». Задача «кошки» - догнать (дотронуться рукой) «мышку». При этом «мышка» и «кошка» могут бегать внутри круга и снаружи. Играющие стоят в кругу, сочувствуют «мышке» и, чем могут, помогают ей. Например: пропустив через «ворота» «мышку» в круг, они могут закрыть их для «кошки». Или если «мышка» выбегает из «дома, «кошку» можно там запереть, т.е. опустить, закрыть все ворота. Однако опускать либо поднимать руки они могут только по сигналу ведущего (хлопок). Игра эта не проста, особенно для «кошки». Пусть «кошка» проявит и умение бегать, и свою хитрость, и сноровку. Когда «кошка» поймает «мышку», из числа играющих выбирается новая пара.

Воробьи и вороны (Любой возраст.)

На расстоянии 1-1,5 метра чертятся две параллельные линии. От них отмеряется еще 4-5 метров в разные стороны, и прочерчиваются еще две линии. Первые две линии - это линии старта, вторые - «домики». Команды выстраиваются спиной друг к другу около первых линий, т.е. на расстоянии 1-1,5 метров. Команд две, одна из них называется «воробьи», а вторая - «вороны». Ведущий встает между командами и называет слова: воробьи или вороны. Если ведущий сказал: «вороны», то вороны догоняют воробьев, которые пытаются убежать за вторую линию, т.е. спрятаться в «домик». Все пойманные воробьи становятся воронами. Если ведущий говорит «воробьи», то воробьи бегут и ловят ворон. Игра может продолжаться до тех пор, пока в одной из команд не останется играющих. Или игра идет определенное количество раз, и тогда побеждает команда, в которой больше играющих.

Белые медведи (Любой возраст.)

Выбираются два добровольца (мальчик и девочка). Они назначаются мамой-медведем и папой-медведем. Остальные участники медвежата. Взявшись за руки, родители-медведи бегают и ловят медвежат. Как только они поймали кого-нибудь, то медвежонок встает в дом (между родителями) и взявшись с ними за руки ловит остальных. Задача родителей собрать в дом всех медвежат.

Разбивки:

Кастрюля (Любой возраст.)

Выбирается два повара, они выбирают себе по одной кастрюле. Все остальные являются пельменями. Задача поваров собрать в кастрюлю всех пельменей как можно быстрее и больше. При этом кастрюли стоят на месте, пельмени бегают, а повара могут собирать пельмени и класть их в кастрюлю только по одной.

Броуновское движение (Любой возраст.)

Играющие хаотично движутся по одному, пока ведущий не скажет «По двое!» (трое или четверо). Играющие должны объединиться в пары (тройки или четверки). Не успевшие – выбывают.

Времена года (Любой возраст.)

Всем участникам на ушко говорятся разные времена года. Затем всем дается задание: собраться по командам, изображая свое время года.

Картинки на спину (Любой возраст.)

Участники закрывают глаза, ведущий проходит и рисует всем разные изображения на спине, а затем дается задание собраться командами по фигурам. Количество фигур зависит от того, на сколько команд требуется разделить отряд.

Игры перед огоньком:

Геометрические фигуры (Любой возраст.)

Дети становятся в круг, держась за руки. Ведущий предлагает ребятам построить квадрат, треугольник, пирамиду, звезду, ромб, закрыв глаза, не расцепляя рук. Участники имеют право советоваться, разговаривать вслух, искать решение в точно отведенное время. Казалось бы задание не столь сложно. Но в предложенном состоянии все-таки сделать это не так-то легко. Сначала у ребят может быть растерянность, затем они начинают искать пути решения, спорить. Кто-то обязательно будет руководить всеми. Эти «кто-то» и есть лидеры.

Можно игру провести в два этапа. Первый - построение с закрытыми глазами, затем с закрытыми глазами и в полной тишине. Между этапами попросить ребят поменяться местами.

Слепой поводырь (Средний, старший возраст.)

Описание игры: участники игры делятся на пары. Один человек закрывает (или ему завязывают) глаза: он – «слепой», второй – его «поводырь». Задача «слепого» – бродить, куда ему вздумается; задача «поводыря» – обеспечить его безопасность, голосом или прикосновениями руководя действиями «слепого», но не отбирая у него инициативы.

Инструкция для команды исследователей. Только в одном месте в мире растут белые апельсины. Это уникальный фрукт, обладающий набором волшебных свойств. Вы – команда исследователей, которая создает препарат, способный продлить жизнь человека в три раза. Вы узнаете, что мякоть белых апельсинов содержит вещества, из которых можно создать этот препарат. Вы узнаете, где они растут, получаете деньги от своего института в размере 50 млн. долларов и едете за партией урожая. Приехав, вы узнаете от местных жителей, что к плантатору, владельцу рощи белых апельсинов отправилась банда торговцев оружием, которые собираются закупить урожай белых апельсинов для производства нового вида взрывчатки . Ваша задача – уговорить плантатора продать апельсины именно вам.

Инструкция для команды наркодльцов. Вы – команда наркодельцов, выдающих себя за врачей, создающих вакцину от птичьего гриппа. Вам необходимо произвести дорогой и сильнодействующий наркотик из кожуры белых апельсинов. В вашем распоряжении – 150 млн. долларов. Ваша задача – уговорить плантатора продать апельсины именно вам.

Инструкция для команды торговцев оружием. Вы – команда торговцев оружием, выдающих себя за исследователей, которые создают препарат, способный продлить жизнь человека в три раза. Вам необходимо произвести дорогое и эффективное средство для улучшения работы оружия из мякоти белых апельсинов. В вашем распоряжении – 60 млн. долларов. Ваша задача – уговорить плантатора продать апельсины именно вам.

Инструкция для команды псевдоплантаторов. Вы – команда псевдоплантаторов, которые хотят произвести незаконную сделку по продаже белых апельсинов, используя поддельные документы. Назначенная вами цена за урожай – 200 млн. долларов. В процессе торгов вы можете снижать цену в диапазоне от 200 до 150 млн. долларов. Ваша цель – продать несуществующий товар более высокой цене.

Отметим, что данный тренинг считается завершенным, если состоялась сделка по купле-продаже белых апельсинов. Сделка считается состоявшейся, если команды подпишут импровизированный коллективный договор (таблица 1) и скрепят факт подписания договора дружеским рукопожатием. При этом победителями считаются те группы, которые достигли поставленной перед ними цели. Еще раз перечислим цели команд и акцентируем внимание на некоторых особенностях.

Цель команды «Плантаторы» – продать весь товар по как можно более высокой цене на полезные и добросовестные нужды. Для этого команде плантаторов необходимо вычислить псевдоврачей и/или псевдоисследователей, продав свой урожай настоящим врачам и исследователям на добросовестные цели. Иногда целесообразно намекнуть об этом команде «Плантаторов», однако, не стоит говорить, что есть недобросовестные команды. Пусть они догадаются до этого самостоятельно. Отметим, что плантаторам необходимо реализовать всю партию, группе врачей или исследователей или каждой группе по частям.

Важно, чтобы группы врачей и исследователей догадались, что им необходимы разные части белого апельсина (врачам – кожура, исследователям – мякоть). Однако акцентировать на этом внимание ведущему тренинга заранее не стоит. Интереснее, если команды самостоятельно догадываются до этого и найдут пути выхода из сложившейся проблемы. При этом, если к завершению 3–4 раунда ведущий понимает, что команды не догадались о данном нюансе, то есть необходимость поочередно вызвать членов команд для разъяснения особенностей.

Цель команды «Врачи» и «Исследователи» приобрести партию апельсинов у плантаторов по стоимости не выше имеющейся в их распоряжении суммы.

Командам «Наркодельцы» и «Торговцы оружием» также необходимо приобрести партию апельсинов у плантаторов по стоимости не выше имеющейся в их распоряжении суммы. Однако, ко всему прочему, им необходимо выдавать себя за реальных врачей или исследователей и доказать свою правдивость.

При этом три и более команды не могут поделить партию между собой, т. к. каждой команде нужна кожура или мякоть от целой партии.

Команде «Псевдоплантаторов» необходимо продать несуществующий товар как можно по более высокой цене. При этом интерес вызывает тот факт, что псевдоплантаторы, в отличие от реальных плантаторов, могут продать свой несуществующий товар любой из групп, вне зависимости от направления их деятельности и добросовестности или не добросовестности их цели.

Отметим, что данный тренинг можно проводить неоднократно в одной и той же группе, поскольку даже у студентов, знакомых с особенностями тренинга, вызывает интерес участие в других ролях и разоблачение псевдогрупп.

Таблица 1

Договор

Команда/ы

Итого:

Общение работает для тех, кто работает на него.
Джон Пауэлл

ТРЕНИНГ «ДОНОРСКОЕ СЕРДЦЕ»

Автокатастрофа" href="/text/category/avtokatastrofa/" rel="bookmark">автомобильной катастрофе .

10. Женщина, 32 года, врач-кардиолог, на ее счету сотни успешно проведенных операций на сердце.

11. Мужчина 35 лет, отец троих детей в возрасте трех, пяти и семи лет. Воспитывает детей один.

12. Девочка 12 лет, выдающаяся пианистка.

13. Женщина-врач 33 лет, под ее руководством разрабатывается эффективное лекарство против рака крови.

14. Олимпийский чемпион по бегу, 25 лет.

16. Священник, 45 лет, известный проповедник, пользующийся заслуженным уважением в стране.

Следите, чтобы сохранялась подобная нумерация (не с первого пункта), т. к. впоследствии это будет иметь решающее значение.

После того как участники узнали условия тренинга, получили раздаточный материал и сделали выбор пациента на донорское сердце, каждая команда озвучивает свое решение и кратко его характеризует.

Как правило, команды выбирают разные варианты решения.

После чего наступает второй этап тренинга. Ведущий объявляет, что группам необходимо принять одно общее решение.

Как показал опыт, участники тренинга ведут себя по-разному: некоторые соглашаются на усредненный вариант решения проблемы (выбирают вариант, который не выбрала ни одна из команд), другие спорят, доказывая правоту лишь своего выбора, третьи соглашаются с выбором другой команды и т. д.

Истина находится в тот момент, когда кто-то из участников обращает внимание на нумерацию списка претендентов на донорское сердце и понимает, что врачи - беспрестанные специалисты своего дела, которые руководствуются не эмоциями, а сухими данными. В данном случае, списочным составом претендентов на донорское сердце, которые претендуют на него в порядке очередности.

Студенты не обязаны «докопаться» до истины. Единственно верный ответ в решение данной проблемы необходим, прежде всего, для того, чтобы после проведения тренинга у участников не осталось негативного отношения друг к другу и данное игровое взаимодействие не переросло в конфликт.
ТРЕНИНГ «СПАСЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА»


Данный тренинг немного напоминает предыдущий, однако имеет определенную специфику.

Суть тренинга заключается в следующем: необходимо спасти после атомной катастрофы трех человек из восьми претендентов.

Тренинг состоит из двух и более раундов. Тренер самостоятельно решает, какое количество раундов будет в тренинге и сколько по времени будет длиться каждый раунд.

Участникам выдается список претендентов на выбор:

1. Женщина 45 лет, мать троих детей, которая недавно похоронила мужа.

2. Женщина, 36 лет, врач-кардиолог, на ее счету сотни успешно проведенных операций на сердце.

3. Бизнесмен 35 лет, отец троих детей в возрасте трех, пяти и семи лет. Воспитывает детей один.

4. Девочка 12 лет, выдающаяся скрипачка.

5. Женщина-врач 33 лет, под ее руководством разрабатывается эффективное лекарство против рака крови.

6. Олимпийский чемпион по бегу, 25 лет.

7. 16-летняя беременная девушка, сирота.

8. Священник, 45 лет, известный проповедник, пользующийся заслуженным уважением в стране.

Второй раунд начинается с того, что участники узнают дополнительную информацию о пациентах, например:

1. Женщина 45 лет, мать троих детей, которая недавно похоронила мужа, погибшего от передозировки наркотических веществ. Женщина сама регулярно употребляет наркотики, имеет судимость, однако любит своих детей.

2. Женщина, 36 лет, врач-кардиолог, на ее счету сотни успешно проведенных операций на сердце. Врач имеет группу учеников и сотрудников, которые владеют уникальной технологией проведения операций по разработанной ей системе.

3. Бизнесмен 35 лет, отец троих детей в возрасте трех, пяти и семи лет. Воспитывает детей один. Мужчина разведен и не допускает мать детей к общению с ними. Занимается незаконной предпринимательской деятельностью , однако дети полностью обеспечены всем необходимым, хорошо питаются, часто выезжают отдыхать в другие страны и т. д.

4. Девочка 12 лет, выдающаяся скрипачка. Ее мать – женщина 45 лет, год назад похоронила свою старшую дочь. Мать девочки не работает, т. к. является инвалидом II группы. Благодаря своим выдающимся способностям девочка обеспечивает свою семью (себя, маму и бабушку) самостоятельно, благодаря заработанным на концертах деньгам.