Игротерапия как метод. Игротерапия для детей. Роль игры в жизни ребенка

психотерапия игровая) - метод психотерапии, основанный на использовании игры ролевой как одной из самых сильных форм воздействия на развитие личности. В начале 20-х гг. Я. Морено предложил исполнять драматические инсценировки для лечения болезненных психических проявлений - за счет перестройки отношений и системы переживаний клиента. Он назвал новый метод психодрамой.

Процедура терапии игровой состоит в исполнении группой специальных упражнений, предполагающих взаимное общение - вербальное и невербальное, и разыгрывание различных жизненных ситуаций. В ходе "спектаклей" происходит создание отношений личностных между членами группы, за счет чего снимается напряженность и страх перед другими людьми, возрастает самооценка.

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ

англ. play therapy) -метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В качестве психотерапевтического средства игра стала использоваться в нач. 1920-х гг. в форме игровых инсценировок-драматизации (т. н. психодрама, предложенная Я. Морено) для перестройки отношений и системы переживаний больного человека. В современной психотерапии взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывания различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

И. т. используется также в психотерапии детского аутизма. Психотерапевтический эффект игровых занятий достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и терапевтом. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. Различают директивную и недирективную И. т., индивидуальную и групповую игру с включением в игровую деятельность родителей ребенка и др. варианты И. т. В И. т. используются разнообразные игрушки, рисование, игры с водой, песком и др. И. т. - один из эффективных методов детской психотерапии.

ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ

метод лечебно-педагогического воздействия на детей и взрослых, страдающих различными эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и др. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание игры влиятельным фактором развития личности.

Игровая терапия

play therapy) Детям трудно ясно описать терапевту свои мысли и чувства, но они способны в игре "показать" свои мысли, переживания, желания и страхи. Обычными для детской игры темами являются: а) выполнение желаний, когда дети разыгрывают взаимодействия или личный опыт, к-рые хотели бы иметь, б) повторение отрицательного опыта, когда они продолжают по многу раз проигрывать определенные эпизоды, часто в) со сменой ролей, когда они берут на себя активную (нередко антагонистическую) роль, тогда как в реальной жизни были пассивными реципиентами. Сначала терапевт может просто наблюдать, позволяя детям свободно играть. Эта игра может помочь терапевту в установлении положительных отношений с ребенком, а тж послужить основой для формулирования впечатления об уровне развития навыков ребенка, его эмоциональных конфликтах и стиле коммуникативного поведения. Содержание детской игры, продемонстрированный уровень концептуальной сложности и орг-ции, специфика представленных в игре межличностных отношений и характеров, конфликтов, устремлений и эмоций - все это имеет значение для сбора информ. и постановки диагноза терапевтом. Модус психотерапевтических вмешательств в И. т. имеет множество вариантов. При недирективной И. т. терапевт о основном пассивен и поддерживает ребенка рефлексивными суждениями, помогая ему выразить в игре свои личные конфликты и найти их решение. Терапевты эго-аналитической ориентации, скорее всего, будут во время игры предлагать ребенку интерпретации с тем, чтобы помочь ему понять и принять на сознательном уровне те эмоциональные конфликты, к-рые были вытеснены или отрицались. На др. полюсе располагаются терапевты, ориентирующиеся на теорию социального научения, к-рые сосредоточиваются на обучении ребенка играть с др. (просоциальная манера), а не на аффективном содержании детской игры. В зависимости от конкретных нужд и проблем разных детей, терапевты варьируют уровень структурированности И. т. и могут дополнять ее др. типами вмешательств. См. также Игровое поведение младенцев, Игра, Развитие игры К. Л. Бирман

Данное направление психотерапии стало развиваться с 20-х гг. XX в. на примере аналитической и коррекционно-лечебной работы с детьми (Я. Морено, А. Фрейд, М. Клайн (J. Moreno, A. Freud, М. Klein) и др.). Играя, человек одновременно переживает и условность ситуации, и реальность происходящего. В спонтанной игре характер преодоления трудностей и препятствий играющим отражает стиль его поведения в повседневной жизни и его умения преодолевать разного рода барьеры. Таким образом, игра как бы раскрывает душевные проблемы, внутриличностные и межличностные проблемы отношений, которые существуют у человека в реальности. В то же время специально организованные психотерапевтом игры с пациентом позволяют перестроить неудачную систему отношения у заболевшего человека. Руководствуясь такими представлениями, Я. Морено создал лечебный театр.

Наблюдения за играющими детьми показывают, что содержанием ролевой игры являются обычно отношения между людьми через действия с предметами в различных ситуациях. Игра стимулирует развитие отстающих высших психических функций ребенка, тренирует навыки деятельности, необходимые для данной возрастной группы детей. Она раскрепощает воображение, выполняет символическую функцию, позволяет выразить себя и свои проблемы через действия, а не через слова, что особенно важно для детей раннего и дошкольного возраста. У психотерапевта есть возможность вступить в общение с ребенком на уровне его возможностей, используя средства, удобные для ребенка.

Методы игровой психотерапии. Есть методы игровой психотерапии, которые часто используются при работе с детьми. Например, в рамках недирективного стиля ведения психотерапии применяется метод конгруэнтной коммуникации , в центре которого стоит техника эмпатического активного слушания . При этом психотерапевт не дает ребенку советов, разъяснений, но старается точно описывать эмоции и поведение маленького пациента, предоставляя ему полную свободу в действиях и всячески выражая ему понимание его желаний, чувств и действий.

В игровой психотерапии может быть использован метод систематической десенсибилизации , при котором в игровой форме воспроизводится травмирующая психику ребенка ситуация, где он реально действует в воображаемой ситуации. Постепенно от занятия к занятию психотерапевт сближаег воображаемую ситуацию с реальной, но при этом у ребенка не будут наблюдаться болезненные формы реагирования.

Наконец, в игровой психотерапии нередко используется метод поведенческого тренинга. В этом случае в процессе специально организуемых игр происходит обучение ребенка адекватным формам поведения в трудных для него ситуациях (как и в предыдущих методических приемах, проработка ситуаций и действий в таких ситуациях происходит в воображаемой, представляемой ситуации, но реальными действиями).

Техника десенсибилизации и поведенческого тренинга отчетливо видна, например, в репертуаре психотерапевтических игр, используемым А. И. Захаровым, И. Ромазан, Т. Чередниковой и др. Допустим, с ребенком прорабатывается ситуация, когда взрослый человек разгневан и кричит на него. Разыгрываются сценки, в которых взрослый кричит и ругается, а ребенок показывает, что ему страшно и просит не кричать так ужасно, либо спрашивает, что ему нужно сделать, чтобы взрослый так не ругался. Такие сценки разыгрываются и с куклами, но в обоих случаях совершается обмен ролями среди играющих детей. Или, например, дети и их родители совместно играют в футбол и выкрикивают типичные для их дома угрозы и ругательства, что постепенно нейтрализует страх ребенка перед наказанием.

Игровая психотерапия в форме имаготерапии (И. Е. Вольперт) и особенно психодрамы (Я. Морено) получила широкое распространение не только для лечения детей, но и взрослых пациентов.

При имаготерапии психотерапевт ставит спектакли, роли в которых распределяются в соответствии с задачами для пациентов проанализировать свои проблемы через переживания их персонажей и действовать в соответствии с особенностями личности героя в предлагаемых в спектакле обстоятельствах. Таким образом осуществляется тренинг необходимого поведения. Предположим, робкому, застенчивому мужчине предлагается роль Дон Жуана или грубоватому несдержанному человеку дается роль мягкого, уступчивого героя, а тревожному и нерешительному - роль смелого и отчаянного. Самоанализ, катарсис, нахождение для себя новых решений и действий в проблемных ситуациях осуществляется под руководством психотерапевта, главным образом при выполнении пациентом драматических этюдов на необходимую тему и на репетициях спектакля.

В психодраме пациенты воспроизводят в драматическом действии значимые события своей жизни, в том числе психотравмирующие. При этом сцены разыгрываются по принципу «здесь и сейчас», и главное в сценах - не столько рассказать, сколько показать. Именно действие способствует пояснению проблемы, достижению катарсиса, инсайта, реорганизации старых стереотипов реагирования и нахождению новых перспективных форм поведения.

Пациент в психодраме является одновременно и творцом своей пьесы жизни, и ее главным героем, и исследователем самого себя. В то же время другие пациенты, наблюдая за действиями главного героя (протагониста), эмоционально реагируют на события, получают возможность анализировать и собственные переживания, узнавать и прорабатывать свои проблемы, когда они прямо или косвенно отражаются в реакциях и поведении протагониста.

В психодраматической игре пациент перемещает в настоящее какое-то прошлое переживание или воображаемое событие. Актуализация прошлого или работа над воображаемым в ключе проблемы позволяет протагонисту открыть в себе нечто неизвестное, взглянуть на себя, свою проблему и заболевание иначе, найти новое перспективное для себя решение.

Психотерапевтический сеанс с группой пациентов продолжается обычно один час. Работа начинается с первой стадии - «разогрева». В этой стадии протагониста необходимо привести физически и психически к высокой готовности сыграть свою психодраматическую сцену, максимально свободно, открыто и достоверно показать в действии собственную проблему. Для этого психотерапевт работает над двигательной активностью больного, дает упражнения на воображение, фантазию, на драматизацию внутренних психических процессов и пр. Важно при этом не касаться основной проблемы пациента.

Вторая стадия работы - это стадия психодраматического действия. Пациент сам или с помощью вспомогательных лиц предъявляет в действии свою проблему, показывает масштаб ее значимости для его жизни. Во время разыгрывания сцены происходит изучение психотравмирующих обстоятельств, с лечебной целью отыскивается новый способ поведения, альтернативные варианты решения, представляются отдаленные последствия «удачного» поведения.

Анализу и поиску решений способствует техники ролевых игр , которые психотерапевт предлагает протагонисту. Например, техника дублирования : вспомогательное лицо становится как бы вторым Я протагониста. В процессе действия в сцене дублер повторяет значимые слова и фразы пациента, ведет обсуждение его скрытых мыслей и чувств, расставляет акценты на дилеммах, тупиках, опасениях пациента и пр.

Техника «реплик в сторону» позволяет пациенту открыто показать в сцене то, что обычно происходит у него внутри. Например, разыгрывая сцену со вспомогательным лицом, протагонист, отвернувшись, прикрыв рот рукой, говорит вслух то, что он сейчас реально думает или чувствует, или хочет сделать.

Для того чтобы протагонист понаблюдал за собой «со стороны», нередко используется техника обмена ролями - два участника сцены (пациент и вспомогательное лицо) меняются ролями, изображая внешние данные, манеры и душевное состояние партнера. Можно использовать с этой целью пустой стул, когда протагонист действует с воображаемым персонажем, предметом или каким-то свойством, представленным стулом.

Помогает наблюдать за собой и техника зеркала. При этом вспомогательное лицо копирует поведение протагониста, воспроизводя какую-либо из проигранных протагонистом сцен (по указанию психотерапевта).

Для нахождения оптимального решения в предстоящей в недалеком будущем проблемной ситуации пациента можно попросить проиграть те варианты, которые, по его мнению, возможны и выбрать для себя наиболее удачный. Эта техника называется «шаг в будущее».

Психотерапевт может предложить пациенту проиграть сцену сновидения, если этот сон представляется важным для анализа.

Можно предложить протагонисту сыграть самый острый эпизод в психотравмирующей ситуации, если необходимо добиться катарсиса (техника « психодраматического шока »).

Разработано множество игровых техник, направленных на разрешение различных ситуаций, но всего многообразия жизненных обстоятельств заранее предусмотреть невозможно, поэтому от психотерапевта требуется творчество, свобода экспромта в конструировании психодраматических сцен.

Третья стадия работы на занятии является завершающей. Здесь пациенту необходимо помочь выйти из роли («деролинг»). Происходит короткая дискуссия участников, обмен мнениями о пережитых ощущениях и чувствах, что обеспечивает пациенту обратную связь. Финальные моменты занятия проходят на оптимистичной ноте, чему бы ни была посвящена психодраматическая сцена.

Игротерапия — лечение с помощью игры. Как правильно играть с ребенком?

Игра – ведущий вид деятельности для малыша. Посмотрите, с каким азартом играют наши дети! Как забавно они «нянчат» пупсов, гоняют машинки и лепят песочные замки. И как мы умиляемся, глядя на эти игры.

Детство каждого из нас ассоциируется с догонялками, куклами или машинками, песочницей. И эти воспоминания, пожалуй, одни из самых теплых и беззаботных. Но далеко не все задумываются о значении игр в нашей жизни. Что же есть игра – просто приятное времяпрепровождение, или что-то большее?

Еще с двадцатых годов прошлого века ученые-психологи заговорили о том, что с помощью игры можно не просто развивать свои способности, но и корректировать разные психологические проблемы, справляться с ограничением физических возможностей, и даже устранять отставание в интеллектуальном развитии. Ученые заметили, что игра является одним из наиболее действенных способов для повышения психологической устойчивости ребенка, приобретения и усовершенствования навыков общения, избавления от различных страхов и фобий. То есть, игровая деятельность — это не только отличный досуг и легкий способ развития, но она также может лечить.

Игра чрезвычайно важна для психического развития ребенка. С ее помощью он сохраняет психическое здоровье, готовится к взрослой жизни. Игровая деятельность помогает малышу приобретать навыки в разных видах деятельности, усваивать социальные нормы поведения, улучшать физическое и эмоциональное состояние, избавиться от психических травм, позволяя пережить болезненные для психики обстоятельства в упрощенной форме.

Как же объяснить такую эффективность игры? Психологи связывают ее с тем, что в процессе игры ребенок почти всегда находится в хорошем настроении, не воспринимает такое занятие как что-то вредоносное или неприятное для него. И именно в таком состоянии малыш наиболее открыт к взаимодействию, в том числе со значимыми для него взрослыми: родителями, бабушками, дедушками.

Что такое «игротерапия»? Немного истории


Игровая терапия, или игротерапия – это метод психотерапевтического воздействия с использованием игры.

Впервые начали использовать игротерапию в психоанализе. Зигмунд Фрейд, описывая детские игры, утверждал, что ребенок превращает в активную игру свои прошлые пассивные переживания.

М. Кляйн начала использовать в психоанализе детей игрушки. Это был первый подобный опыт в истории психологии. Кляйн считала игру ребенка аналогом свободных ассоциаций, открывающим доступ к бессознательному.

Позже игротерапию стали широко использовать и в других психологических подходах. На данный момент выделяют такие виды игротерапии:

  • психоаналитически ориентированную;
  • недирективную и директивную;
  • построения отношений;
  • поведенческую;
  • терапию отреагированием;
  • индивидуальную и групповую;
  • и др.


Среди общих показаний к проведению игротерапии выделяют такие, как: замкнутость, необщительность, фобии, сверхпослушание, нарушения поведения, вредные привычки и др.

Игротерапия является эффективным способом коррекции при работе с детьми, имеющими совершенно разные физические и психические особенности. Единственные противопоказания к игротерапии — неконтактная шизофрения и полный аутизм.

Игротерапия как психотерапевтический метод хорошо помогает:

  • для улучшения психического состояния детей, переживших развод родителей;
  • при агрессивном поведении;
  • при выдергивании волос;
  • для профилактики и лечения страхов;
  • для лечения тревожности и стресса у госпитализированных детей;
  • при трудностях в чтении;
  • для повышения успеваемости детей, имеющих затруднения в обучении;
  • при отставаниях в развитии речи;
  • для ускорения развития детей с умственной отсталостью;
  • при лечении заикания;
  • для облегчения состояния ребенка при некоторых психосоматических заболеваниях (нейродермит, бронхиальная астма, язвенный колит, и пр.);
  • при многих других проблемах.

Многие люди заблуждаются, считая, что игровая терапия – это почти психиатрия, и она необходима только в редких случаях. На самом деле, возможности игротерапии фактически неограниченны. Она помогает в активном формировании познавательной сферы, стимулирует развитие речи, совершенствует эмоциональную и волевую сферы. В процессе игры малыш социализируется, учится взаимодействовать с другими, что позволяет решать многие коммуникативные проблемы.

С кем лучше играть: с игротерапевтом или с мамой?


Конечно, получить специализированный курс игротерапии можно в кабинете детского психолога. Он сможет подобрать методики, наиболее подходящие для вашего ребенка, в зависимости от его потребностей и задач, которые вы перед ним поставите.

Но, тем не менее, специалисты отмечают, что наибольшее воздействие на ребенка оказывает игра, в которой принимает участие мама или папа, а не незнакомый человек.

Кроме того, польза от занятий, которые проводят с ребенком родители, очевидна. При этом происходят изменения не только в ребенке, но и в родителях, меняются детско-родительские отношения. Игротерапия помогает взрослым мамам и папам как будто снова вернуться в свое беззаботное детство. Эти ощущения учат их лучше понимать своих детей, возвращают в общение детскую непосредственность и простоту.

Поэтому если вы все еще думаете, играть или не играть, — играйте! Помогайте своему малышу, а заодно и себе!

С чего начинается игра?


Первым шагом в игротерапии является полное принятие личности ребенка. Что же надо понимать под этим понятием? Это:

  • уважительное отношение к желаниям малыша;
  • недопущение насильного принуждения к игре;
  • дозировка эмоциональной нагрузки на малыша;
  • создание радостной игровой атмосферы;
  • наблюдение за самочувствием ребенка.

Если все эти принципы соблюдены, остается главное – игра. Как же правильно играть с ребенком?

Почти каждый ребенок любит рисовать. С этого обычно и начинаются игры. Малыш рисует свою семью, дом. Через эти рисунки он может показать свои страхи, переживания и даже психологические травмы, которые он не может озвучить. Относитесь внимательно к тому, что рисует ваш ребенок. Совсем не обязательно иметь психологическое образование, чтобы по картинкам определить, что вашего малыша что-то тревожит или страшит. Рисуйте вместе с ним, спрашивайте его в форме игры, кто нарисован на картинке, что он делает, почему он такой и т.п. Таким образом, вы не только станете эмоционально ближе со своим ребенком, но и сможете его успокоить, развеять его сомнения и тревоги своим теплым и приятным участием.

Одной из самых доступных и в то же время эффективных игр считается ролевая – в куклы или в дочки-матери. Дети с удовольствием дают им имена реальных людей, например, родителей. По игре ребенка родитель может определить, что малышу нравится, а что нет. Если обстановка в семье для ребенка благоприятная, его куклы, скорее всего, будут дружить; если же куклы дерутся – малыш чувствует какой-то конфликт в семье, и необходимо его срочно устранить.

Для ребенка игра – такая же естественная функция, как дыхание. Не бойтесь предлагать малышу новые игры! Он всегда готов последовать за интересной выдумкой взрослого.

Разные игры – для разных целей

Существуют игры, направленные на достижение тех или иных целей. Далее мы рассмотрим их подробнее.


Такие игры помогают:

  • наладить контакт между ребенком и родителями;
  • снять нервное напряжение;
  • зарядить оптимизмом и жизнерадостностью;
  • уменьшить страхи одиночества, наказания, нападения, замкнутого пространства;
  • улучшить физическое здоровье ребенка, развить координацию движений, ловкость и сноровку.

К играм, направленным на улучшение общего психологического самочувствия, относятся:

Возрастной критерий – с 4 лет.

Выбирается водящий. Ему завязывают шарфиком глаза. Все остальные игроки бегают вокруг него и хлопают в ладошки.

Водящий ловит участника и должен узнать его на ощупь. Если участника опознали, он становится водящим.

2. Пятнашки

Возрастной критерий – с 3 лет.

Здесь тоже выбирается водящий. Он бегает за остальными игроками, догоняет их и «пятнает» — хлопает рукой по руке, ноге или спине. Тот, кого «запятнали», становится водящим.

Во время игры водящий может выкрикивать шуточные угрозы: «Сейчас догоню!», «Поймаю!». А игроки его дразнят: «Не поймаешь!», «Я быстрее тебя!».

Эта игра всегда сопровождается радостью и весельем, помогает сплотить всех членов семьи.

Эту детскую игру знают все. Но для максимального эффекта нужно внести в нее кое-какие дополнения.

Опять назначается водящий. Ему завязывают глаза, он считает до десяти (за это время все игроки прячутся), снимает повязку и идет искать. При этом в процессе поиска он сердито восклицает: «Где же он спрятался? Сейчас я его отыщу!».

Игрок, которого нашли позже всех, становится водящим.

Потом игру можно усложнить и играть в темноте.

4. Полоса препятствий

Возрастной критерий – с 2 лет.

Из подручных средств – коробок, стульев, пуфиков, одеял и подушек – строится полоса препятствий: тоннели, горы, кочки. Игроки по очереди преодолевают преграды.

В этой игре полезно поддерживать малыша словами: «Молодец! Ура! Быстрее!».


1. Сражение

Имитируется настоящее сражение: игроки бросают друг в друга бумажные шарики, маленькие мягкие игрушки, можно из укрытия.

Игра заканчивается всеобщим перемирием и обнимашками.

2. Злые – добрые кошки

Возрастной критерий – с 2 лет.

Все игроки по команде водящего превращаются то в добрых кошечек, которые выгибают спинку, мурчат, ласкаются, то в злых кошек, которые шипят и царапаются.

3. Каратист

На пол кладут обруч. Игрок становится в середину обруча, и, не выходя за его края, резко двигает ногами, имитируя удары. Зрители подзадоривают его криками: «Сильнее!».

Если вместо движений ногами игрок будет совершать удары руками, то такая игра будет называться «Боксер».

4. Обзывалки овощами, фруктами и ягодами

Возрастной критерий — с 3 лет.

Игроки начинают с сердитыми лицами обзывать друг друга, используя вместо ругательств названия фруктов и овощей: «Ты - редиска!», «А ты – капуста!» и т.д. Если игрок начинает ругаться по-настоящему, используя обидные слова или проявляя физическую агрессию, игра прекращается.

Потом участники называют друг друга цветами: «Ты – тюльпанчик», «А ты - розочка».

Подобные игры помогают ребенку конструктивным способом выплеснуть агрессивную энергию.

Игры, направленные на снятие напряжения, расслабление


1. Снеговик

Возрастной критерий — с 3 лет.

Игроки превращаются в снеговиков: они встают, надувают щеки и разводят руки в стороны. Такую позу надо держать 10 секунд.

Потом родитель говорит: «А теперь вышло солнышко, его лучики коснулись снеговика, и он начал таять». Игроки постепенно расслабляются, начинают опускать руки, приседают на корточки, и в конце ложатся на пол.

2. Буратино

Мама или папа произносит текст и выполняет движения вместе с малышом:

  1. Представьте, что вы превратились в куклу Буратино.
  2. Стоя прямо, замрите в позе куклы. Все тело становится твердым.
  3. Напрягите плечи, руки, пальцы. Представьте, что они стали деревянными.
  4. Напрягите ноги, колени, ступни. Идите так, будто тело стало деревянным.
  5. Напрягите лицо, шею, сожмите челюсти, наморщите лоб.

А теперь из кукол превратитесь снова в людей. Расслабляемся и размякаем.

3. Солдат и тряпичная кукла

Возрастной критерий — с 4 лет.

Предложите малышу представить, что он солдат. Покажите ему, как стоят на плацу, — вытянувшись в струнку и замерев.

Как только вы скажете слово «солдат», пусть игрок изображает военного.

Вторая команда: «тряпичная кукла». Ребенок должен по максимуму расслабиться, наклониться вперед, чтобы руки болтались, как ватные.

Затем снова игрок становится «солдатом».

4. Насос и мяч

Возрастной критерий — с 4 лет.

Игроки становятся друг напротив друга. Один изображает мяч, второй – насос. «Мяч» сначала стоит «спущенным» — голова упала вниз, руки вяло висят, ноги согнуты в коленях.

«Насос» делает движения, имитирующие накачивание. Чем интенсивнее движения «насоса», тем более накачанным становится «мяч»: он надувает щеки, вытягивает руки в стороны.

Потом «насос» осматривает свою работу. Возможно, теперь придется немного сдуть «мяч». Потом можно показать выдергивание шланга насоса. После этого «мяч» полностью сдувается и падает на пол.

5. Ласковые лапки

Возрастной критерий — с 4 лет.

Родитель подбирает несколько мелких предметов разной фактуры: бусину, кусочек меха, стеклянный пузырек, кисточку, вату и т. д. Все это выкладывают на стол.

Ребенок закатывает рукав одежды по локоть. Родитель объясняет, что по руке пробежит «зверек» и будет касаться его ласковыми лапками.

Малыш должен с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» ходит по руке, то есть отгадать предмет. Прикосновения должны быть приятными, поглаживающими, нежными.

6. Цветные ладошки

Возрастной критерий — с 3 лет.

Предложите малышу нарисовать солнышко, травку, облака пальцами, окуная их в краску. Для детей постарше предлагают нарисовать растение, животное, человека.

7. Лепка из соленого теста

Возрастной критерий — с 2 лет.

Это любимая игра малышей. Предварительно необходимо приготовить соленое тесто – напополам муки и соли, воды по норме. Замесив тесто, положите его в холодильник.

Лепить можно все, что угодно – людей, животных, сказочных персонажей. Готовые фигурки можно запечь в печке, а потом раскрасить.

Летом на улице хорошо лепить из песка. Такие игры помогают снять напряжение, успокаивают, а совместные занятия сближают.

Данный блок игр учит ребенка чередовать напряжение и расслабление мышц, снимать мышечные зажимы, снижать агрессивность, развивать чувственное восприятие.


1. Смелые мыши

Возрастной критерий — с 2 лет.

Выбирают «кота» и «мышку». Кот спит в своем домике, а мышка бегает вокруг и пищит. Кот просыпается и бежит за мышкой. Мышь убегает, прячется в домике.

Потом они меняются ролями.

2. Привидение

Возрастной критерий — с 3 лет.

Выбирается водящий. На него надевают простыню, он превращается в привидение, бегает за другими игроками и пугает их криками: «У – у – у!».

Пойманный привидением становится водящим.

3. Сова и зайцы

Возрастной критерий — с 3 лет.

Для этой игры нужна возможность постепенно создавать темноту, поэтому играть лучше вечером.

Выбираются заяц и сова. Днем – когда включен свет — сова спит, а заяц скачет. Ночью — когда свет выключается – вылетает сова, и с криком: «У – у – у» ищет зайца. Заяц замирает.

Когда сова находит зайца, они меняются местами.

Эти простые и теплые игры помогут вам приятно и полезно проводить время со своим ребенком, помогая ему быть радостным и счастливым, и укрепляя ваши отношения в семье.

Но помните, что самое главное – это не в какую игру играть, а как играть. И ответом на этот вопрос должно быть – с любовью! Самая полезная психотерапия – это любовь мамы и папы.


Как можно чаще целуйте, обнимайте своего ребенка, говорите ему о своей любви, о том, какой он у вас замечательный. Тогда любые игры будут самыми лучшими!

Любите своих детей и будьте счастливы!
Анна Кутявина для сайта сайт

Игровая терапия основана на естественной для детей потребности в игре, являющейся важнейшим условием правильного, гармоничного развития ребенка, в том числе воображения, самостоятельности, навыков адаптированного взаимодействия с людьми. Игровая терапия подразумевает организацию игры как терапевтического процесса и требует эмоциональной вовлеченности врача, его гибкости и способности к игровому перевоплощению.

Игровая терапия и внушение являются основой психотерапии у детей, ее движущей силой. Игровая терапия находит свое успешное применение как самостоятельная методика психотерапии, так и в сочетании с другими методиками. Выше уже говорилось о ее возможностях как завершающей стадии семейной и рисуночной психотерапии. При комбинации разъясняющей, игровой и суггестивной психотерапии прием проходит в следующей последовательности: беседа - спонтанная игра - направленная игра - внушение. Спонтанная игра как неформальная часть приема снимает напряжение, возникающее при беседе, повышает интерес к лечению и представляет своеобразную разминку перед направленными играми. У дошкольников на приеме преобладает игровой компонент, у младших школьников время беседы и игры приблизительно одинаково, в подростковом возрасте значительно возрастает доля обсуждений.

Игра проводится в кабинете врача, где имеются коврик и стеллажи с игрушками. Набор игрушек включает неподвижных кукол для детей первых лет жизни, для более старших - кукол-петрушек, надеваемых на пальцы или на руку (кукольный театр), маски, кегли, бубны и небольшой барабан, детскую посуду, разборные конструкции и т. д. В кабинете находится большое горизонтальное зеркало, в котором дети могут видеть себя во время игры. С помощью небольшого количества кукол можно воспроизвести практически неограниченное число игровых ситуаций. В качестве тем для игры используются сказки, стихи, рассказы, придуманные истории, фантазии детей, содержание сновидений или реальные события.

Продолжительность игрового сеанса обычно не превышает 30 мин. Этого времени достаточно для поддержания интереса к игре и удовлетворения потребности в ней. Меньшее время вызывает чувство незавершенности и желание детей продолжать игру. В этом случае недопустимо ее резкое прекращение, так как это отрицательно сказывается на эмоциональном контакте больного с врачом. Большая продолжительность игры может вызвать снижение интереса к ней и чувство пресыщения. Относительно постоянная длительность игрового сеанса является для больного организующим моментом, незримым предписанием. То же относится к запрету повреждения игрушек и их уборке после окончания игры. Частота игровых сеансов зависит от задач психотерапии и возможностей врача. В остром периоде невроза они проводятся 2-3 раза, при хроническом течении - 1 раз в неделю. Соответственно определяется продолжительность курса игровой терапии - от нескольких дней до нескольких месяцев.

Диагностические, терапевтические и обучающие задачи игровой психотерапии тесно связаны между собой. Они реализуются в спонтанной, проводимой без определенного врачебного сценария, игре или в направленной игре по заранее составленному плану. Как правило, последняя не содержит жесткого предписания ролей и допускает значительную долю импровизации. Исключением являются игры в «кегли» и «колобок» со стандартизированной диагностической процедурой.

В игре «кегли» больной бросает шар поочередно с врачом с одного места, проигравший собирает кегли. Врач может «проигрывать» или «выигрывать», создавая преимущества для больного или для себя, усложнять или упрощать игровую задачу, расставляя кегли на большем или меньшем расстоянии друг от друга и т. д. Такая игра выявляет развитие координации, уровень притязаний, стремление к доминированию, реакцию на успех и неудачу. Впечатление можно составить и о внушаемости больного, если он, не задумываясь, повторяет ряд действий врача, например нарочито подчеркнутое непопадание в цель или его нерациональные попытки сбить отдельно стоявшую кеглю вместо нескольких расположенных рядом. С помощью игры в кегли можно повышать толерантность к стрессу и корригировать неблагоприятные черты характера.

В игре «колобок» по мотивам известной сказки роль Колобка исполняет больной, который убегает из дома и встречается с различными персонажами, изображаемыми врачом. На своем пути Колобок должен преодолеть ряд препятствий, например найти дорогу в лесу, укрыться от грозы, перейти речку, защитить себя от угрозы нападения и т. д. Здесь, кроме выявления страхов, имеет значение и то, насколько далеко может уйти ребенок в своей фантазии. У зависимых и тревожных детей Колобок проявляет все больше беспокойства и желания вернуться по мере удаления от дома. У детей с тенденцией к независимости и протестными реакциями Колобок совершает более дальний «побег».

Диагностическая функция игры заключается в раскрытии переживаний больного, особенностей его характера и отношений. Игра как естественный эксперимент выявляет некоторые скрытые симптомы и тенденции, защитные установки, конфликты и способы их разрешения.

Терапевтическая функция спонтанной игры состоит в предоставлении больному возможности для эмоционального и моторного самовыражения, осознания и отреагирования напряжений, страхов и фантазий. Посредством направленной игры укрепляются и тренируются психические процессы, повышается фрустрационная толерантность и создаются более приемлемые формы психического реагирования. Игровая терапия с ее жизнерадостным, оптимистическим настроем активизирует жизненные силы детей, повышает их тонус.

Перестройка отношений больных, коррекция неблагоприятных черт характера, наряду с расширением жизненного кругозора и диапазона общения, формированием навыков адаптивного взаимодействия, позволяют говорить об обучающей функции игровой терапии. Игра также способствует развитию многих психических функций, в том числе сенсорных и моторных компонентов поведения.

При игре соблюдается ряд правил, способствующих лучшей организации психотерапевтического процесса: 1) игра используется как средство диагностики, терапии и обучения; 2) выбор игровых тем отражает их значимость для врача и интерес для больного; 3) руководство игрой строится так, чтобы способствовать развитию самостоятельности и инициативы детей; 4) спонтанные и направляемые врачом игры представляют две взаимодополняющие фазы единого игрового процесса, в котором главное - возможность импровизации; 5) соотношение спонтанных и направленных компонентов игры зависит не столько от возраста детей, сколько от клинических и личностных особенностей. При острых невротических реакциях преобладает спонтанный компонент игры, при невротических развитиях делается акцент на направленном восстановлении нарушенных отношений. Невротические состояния требуют индивидуально подбираемой композиции игры; 6) игра не комментируется врачом; 7) направленное воздействие на больного осуществляется посредством характера воспроизводимых им и врачом персонажей и психотерапевтически моделируемой игровой ситуации.

Рассмотрим построение игрового сеанса. Игра понимается как желательный, но не обязательный вид деятельности. Вначале ребенку предоставляется возможность для самостоятельной деятельности в кабинете врача или в специальной игровой комнате. В последнем случае она вначале может проводиться вместе с одним из родителей, особенно у дошкольников. Затем некоторое время ребенок играет один или в присутствии «занятого своим делом» врача. При затруднениях с началом игры врач предлагает другую деятельность, например рисование, или знакомит больных с игрушками и постепенно вовлекает их в игру. В дальнейшем дети действуют самостоятельно. Не является обязательным и условие непрерывности игры. Она может быть прекращена по собственной инициативе больного, но он должен дать этому объяснение. Обычно прекращение игры связано с потерей к ней интереса или боязнью некоторых ситуаций. Отсутствие вмешательства врача не означает, что он не оказывает влияния. Ребенок видит врача, «занятого своим делом», но не может предсказать его поведение. Возникающая ситуация неопределенности, недосказанности и неизвестности создает определенное психологическое напряжение, которое ребенок должен преодолеть и выполнить поставленную перед ним задачу - действовать самостоятельно. По мере того как он начинает играть сам, у него проходит чувство настороженности и скованности. Увлекаясь, дети начинают все смелее выражать свои эмоции, бурно жестикулировать, говорить и т. д. Обычно эмоциональное оживление больше выражено у детей строгих, ограничивающих родителей. Отреагирование эмоций - не единственный терапевтический механизм спонтанных игр. Имеет значение и возможность выразить себя в безопасной игровой ситуации, где ребенок находится в согласии с самим собой и своими чувствами. Принятие врачом его чувств и отсутствие осуждения действуют успокаивающе, развивают доверие к себе и способность к принятию решения. Взаимопонимание с врачом представляет для ребенка желаемую модель общения, улучшает его самочувствие и восприятие себя, выполняя, таким образом, положительную регулирующую роль в системе его ценностных ориентации.

Некоторые дети, особенно дошкольники, сопровождают спонтанную игру репликами игровых персонажей, что еще больше способствует ослаблению эмоционального напряжения. Незаметное (невключенное) наблюдение врача за поведением и репликами игровых персонажей дает ценную информацию об особенностях темперамента, характера и отношений детей, включая отношения в семье. Так, в игре «дочки-матери» девочки в роли матери могут насильно заставлять куклу есть, спать, кричать на нее, наказывать и читать нравоучения. Если дети изображают мир зверей, то в нем царит атмосфера доброжелательности, понимания и спокойствия или проявляются доминирующие и агрессивные тенденции. В этом нетрудно увидеть отражение желаний детей или воспроизведение реальных жизненных коллизий. Например, мальчик 6 лет часто изображал в игре Бармалея, который набрасывался на зверей со словами: «Нужно раздавить каблуком». Его агрессивность была откликом на частые физические наказания, исходящие от матери, крепко державшей его (сдавливающей) при этом.

В ряде случаев в спонтанных играх участвует и врач в роли, назначаемой детьми. Оставаясь в ее границах, он уступает во всем главному действующему лицу, проявляя у него отрицательные тенденции (чрезмерную обидчивость, настороженность, страхи, избегание или доминирование, агрессивность). Обнажение этих тенденций до степени гротеска ведет к осознанию больным их нежелательного характера. Возможности других игровых персонажей позволяют в непрямой форме воспроизвести некоторые черты характера и поведения больного. Это зеркальное отражение также помогает осознанию неадекватных реакций.

При направляемых врачом играх для каждого больного подбирается индивидуальный темп посредством постепенного увеличения длительности, разной продолжительности игровых пауз и чередования игровых сюжетов. Оптимальный темп устраняет монотонность игры и штамп. В то же время нецелесообразна частая смена сюжетов, так как они требуют определенного времени для разыгрывания и получения терапевтических результатов.

Создание в игре направления означает не только руководство ею со стороны врача, но и принятие им переживаний больного как условия совместной игры. В ней действуют правила игровой реальности и игрового равенства. Последнее подразумевает разделение ответственности за принятие решений и исполнение главных и подчиненных ролей как врачом, так и больным. Паритетное участие врача повышает игровую инициативу детей, которым предлагается выбрать любую из действующих ролей. Цель игры не объясняется, а характер роли определяется ее общепринятым значением в сказках, например, роль волка подразумевает агрессивность и жадность, зайца - непосредственность и страх, лисы - хитрость и коварство, медведя - силу и глупость, петуха - воинственность, кота - бескорыстную дружбу и т. д.

В импровизационной игре создаются специальные стрессовые ситуации испуга, обвинения, спора, и ребенку предоставляется возможность их самостоятельного разрешения. Если он не может сделать это приемлемым образом, ему подсказываются пути разрешения конфликта, но не прямо, а через соответствующее поведение персонажа, изображаемого врачом. Подобное поведение подразумевает уверенность, кооперацию, ролевую гибкость, отсутствие страха и агрессивности. Воспроизведение врачом терапевтически направленных моделей воспринимается больным не как специальный показ требуемого поведения, а как наиболее приемлемый способ игрового общения и решения возникающих трудностей. Во время игры больному не говорится о том, как нужно играть, что именно он должен изображать в каждый конкретный момент и какие реплики произносят игровые персонажи. Отсутствие жесткого режиссерского контроля и обязательств объяснять поведение персонажей игры позволяет сохранить принцип игровой реальности и облегчает вживание в роль. В противном случае ребенок обязан контролировать свою игру, что затрудняет перевоплощение и импровизацию.

Кроме показа моделей решения конфликтных ситуаций, в направленной игре устраняются некоторые страхи и корригируются неблагоприятные черты характера и поведения больного. Вначале рассмотрим игровую методику устранения страхов. Страхи перед реальными и сказочными животными (собакой, медведем, волком и т. д.) обычно устраняются в течение одного сеанса, состоящего из трех фаз игрового взаимодействия. В первой фазе устанавливают характер страха и тип реагирования больного в виде избегания пугающего объекта, показываемого врачом. По существу, это означает воспроизведение ситуации, вызывающей страх. Во второй фазе проводится десенсибилизация к страху посредством перемены ролей. Врач поведением своего персонажа (например, зайца) изображает страх больного, последний воспроизводит угрожающий образ (изображая, например, волка). При этом дети проявляют агрессивность, обычно выраженную в такой же степени, в какой они испытывают чувство страха. Терапевтический эффект обусловлен глубиной вживания в угрожающий образ, его эмоциональным отреагированием и десенсибилизацией в сознании больного. В третьей фазе используются обучающие модели поведения посредством повторной перемены ролей. Изображение врачом угрожающего образа уже не сопровождается реакциями страха у больного.

Таким образом, боязнь животных устраняется в течение трех фаз игрового действия: актуализации страха, его отреагирования и закрепления достигнутых результатов.

На дальнейших приемах детям предоставляются роли бесстрашного командира, летчика, моряка, пожарного и т. д., развивающие уверенность в себе и способность к принятию решения.

Краткой иллюстрацией игровой методики устранения страха может служить игровая терапия девочки 2,5 лет, у которой появились заикание и боязнь темноты после ночного испуга, причину которого она не могла объяснить. Прием проходил спустя несколько дней после ночного эпизода. В спонтанной игре с куклами было заметно избегание «волка». В то же время больная охотно играла с другими игрушками. Мы обратили на это внимание родителей, которые вспомнили, что незадолго до заболевания они читали дочери сказку «Красная Шапочка». Возникло предположение об отражении сказки в кошмарном сновидении. По ее сюжету была проведена игра, в которой мать изображала посредством управляемой куклы доброго волка. При этом девочка уже не обнаруживала прежней остроты страха, что явилось результатом совмещения угрожающего образа с эмоционально близким для нее лицом. В дальнейшем роль волка исполнял врач, постепенно наделяя его соответствующими атрибутами поведения. Как и в игре с матерью, у девочки отмечалась лишь незначительная ответная реакция страха. При перемене ролей, когда больная изображала волка, надев на руку тряпичную куклу, она кричала и угрожала Красной Шапочке, роль которой исполнял врач. При обратном изменении ролей у девочки отсутствовали реакции страха. Она стала лучше засыпать дома, прекратились страхи темноты, в течение недели полностью нормализовалась речь. Рецидива не было, по данным десятилетнего катамнеза.

Показательна и игровая терапия страхов у мальчика 3 лет с невротическим заиканием. На приеме он боялся волка, который, по его словам, «всех бьет». Видел его во сне, при рассказе об этом сильно заикался. Жесткий по характеру и импульсивный отец мальчика крайне непоследовательно относился к сыну и часто наказывал его физически. В противовес отцу мать была мягкой по характеру, но ограничивала подвижность сына. Мальчик боялся не только волка, но и отчасти лисы: «У нее зубы острые». На приеме сам взял роль волка, надев тряпичную куклу на руку, мать сделал лисичкой. Волк вел себя агрессивно и нападал на лису. Страх был снят и перестал звучать в дальнейшем. Одновременно удалось быстро купировать заикание.

У других детей в случае страха темноты, обусловленного страхом одиночества, хорошо себя зарекомендовала игра «в прятки» и «жмурки» в постепенно затемняемом кабинете, вначале в присутствии родителей и врача, затем при участии только врача и больного. У стеничных детей страх темноты может быть также устранен с помощью игры «кошки-мышки». Врач и больной поочередно прячутся в постепенно затемняемом кабинете. При эмоциональном вовлечении в игру дети обычно полностью «изживают» свой страх.

Нередко страхи темноты мотивированы страхом неожиданного воздействия, нападения, что находит свое отражение в кошмарных сновидениях. В этом случае терапевтически эффективным является следующее построение игрового сеанса. Вначале больной прячется в кабинете без света, и его, надев маски, поочередно ищут мать, отец, врач и незнакомые взрослые, которые сопровождают свои действия соответствующими «агрессивными» репликами, что, однако, не увеличивает, а уменьшает страх детей. Затем роли меняются, и в кабинете поочередно прячутся взрослые. Больной в «страшной» маске находит их, проявляя при этом больше интереса и игрового азарта, чем скованности и страха. Этот прием устранения страхов обычно не требует обратной перемены ролей при условии выраженного эмоционального отреагирования страха. Если ребенок по собственному желанию сразу изображает объект своего страха, это указывает на его большую решимость преодолеть этот страх.

Страх темноты, особенно если он носит конкретный характер, является одним из выражений страха изменения «я», осложняющим принятие новых ролей, развитие эмпатии и адекватной социальной отзывчивости. При наличии выраженного страха изменения, обычно коррелирующего с общей тревожностью, показана игровая терапия, направленная на улучшение самого процесса принятия и играния ролей. Подобным коммуникативным тренингом удается устранить страх изменения «я» вне зависимости от конкретной формы его выражения. Тогда описанные выше психотерапевтические приемы устранения страхов могут выступать в качестве его предварительного этапа. На следующем этапе совместно с родителями проигрываются несложные истории, сочиненные больным дома. Здесь главными являются импровизация и изображение не себя, а других, т. е. вхождение в их образ. Само по себе ролевое перевоплощение по ходу инсценировок - желательное, но не обязательное условие игры. Не менее существенны изображение других по принципу «если бы...» и весь эмоциональный настрой игры, ее жизнеутверждающая, созидательная активность. В дальнейшем используются сюжеты некоторых сказок, где происходят волшебные превращения, например: «Красная Шапочка», «Сказка о потерянном времени», сказка о «Василисе Премудрой», которая умеет оборачиваться в птиц и творить чудеса, делая человека необыкновенно сильным, сказка о «Царевне-лягушке», которой также все покорно в области чудесных превращений. Разыгрывание этих сказок ребенком, врачом и родителем уменьшает страх изменения «я» при постепенном усложнении сюжетов, импровизации и чередовании ролей, т. е. изменения игры, придания ей каждый раз элементов новизны. На последних занятиях моделируется общение в экстремальных жизненных ситуациях. Ребенок при этом изображает себя как уверенного в своих силах и возможностях, в то время как врач и родители подкрепляют это изображением других. В итоге достигается ролевая гибкость поведения, подразумевающая безболезненное и полностью контролируемое вхождение в тот или иной образ, проигрывание его при условиях сохранения цельности «я» и уверенности в себе, т. е. без страха изменения «я».

Участие родителей в игровой терапии и перестройка их отношений закрепляют полученные результаты. Если же речь идет о необходимости дальнейшего изменения отношений больного и его неблагоприятно сложившихся черт характера, то показана ролевая коррекция поведения. В своей элементарной форме она состоит из трех игровых этапов, осуществляемых на одном или нескольких сеансах. На первом этапе больному назначаются роли, отображающие неблагоприятные черты его характера. Дается их краткая характеристика, например плаксивый ежик, капризный мишка, боязливый зайчик и т. д. Врач изображает персонажей с противоположными, положительными чертами характера, показывая тем самым модель приемлемого поведения. На вторым этапе роли меняются. Больной показывает желательную модель поведения, в то время как врач контрастно отражает особенности его поведения. На третьем этапе они оба воспроизводят адекватную модель игрового взаимодействия.

Описываемая игровая методика применима не только к младшим школьникам и старшим дошкольникам, но и к детям 2,5-4 лет, у которых практически невозможны другие методики психотерапии. В последнем случае не требуется вхождения в игровой образ, а используется выраженная в этом возрасте тенденция к подражанию, т. е. больший акцент делается на процессе обучения посредством имитации и внушения.

Ролевую коррекцию поведения можно проиллюстрировать на примере девочки 5,5 лет с невротическим заиканием. Будучи активной, энергичной и самостоятельной, она находилась в условиях чрезмерной опеки, излишне строгого, принципиального отношения родителей и полностью разрешающего отношения двух бабушек. Поэтому она становилась все более упрямой и в то же время эмоционально неустойчивой и капризной. К этому следует добавить частые наказания со стороны отца-педагога за проявление упрямства и своеволия у дочери. Ее младший брат сосредоточивал на себе все внимание родителей, что вызывало у нее чувство обиды и обращенные к родителям навязчивые вопросы: «Вы меня любите?» Эти вопросы указывали на появление сомнений в искренности родительских чувств и связанное с этим чувство беспокойства. Психическое состояние девочки улучшилось после того, как родители, по советы врача, стали дома поочередно играть с ней, позволяя выразить в игре фантазии, обиды и раздражения, в том числе и в отношении к ним. На приеме девочка, подготовившись дома, рассказывала содержание сказки и сама распределяла роли. В дальнейшем темы для игры выбирали поочередно девочка, родители и врач. Игра начиналась в поликлинике и продолжалась дома. В своих инсценировках больная была храбрым зайцем, который нападал на волка, изображаемого поочередно родителями и врачом, и одерживал над ним победу. Так в символической форме были отреагированы недовольство и обида. При перемене ролей волк был миролюбивым. Дальнейшее улучшение в состоянии больной, включая ее речь, произошло после использования регрессивной игровой тактики. Родителям было рекомендовано относиться к дочери, как к маленькому ребенку, подобно годовалому брату сажать ее на колени, качать, петь песни, дать возможность пользоваться рожком, соской и т. д. Девочка с восторгом приняла смягчение отношения родителей, компенсирующее недостаток душевной отзывчивости и тепла с их стороны. Кроме того, она таким образом уравнивалась в правах с братом, что устраняло ее обиду на родителей.

Через некоторое время девочка и ее родители стали лучше осознавать крайности своих отношений, что способствовало их перестройке и сделало ненужным продолжение регрессивной игровой тактики.

Конфликт между сибсами, начиная с 5-6 лет, может быть устранен не только изменением отношений родителей, но и их проигрыванием совместно с врачом. Детям рекомендуется запоминать или записывать возникающие между ними конфликтные ситуации, с тем чтобы вместе обсудить и проиграть на приеме. При ревности к одному из родителей он изображается поочередно каждым из участников конфликта, а врач представляет отсутствующего родителя. Сбалансированного отношения между сибсами удается достичь и посредством проигрывания сказочных сюжетов, где драматизированы отношения между персонажами.

Приведем еще ряд примеров ролевой коррекции поведения. В первом случае речь шла о мальчике 3 лет с невротическим заиканием, возникшим в результате перенапряжения возможностей развития (раннее интенсивное обучение) и блокирования эмоционального самовыражения (гиперопека в сочетании с излишне строгим и морализующим отношением родителей и двух бабушек). Потребность в эмоциональной разрядке у стеничного по природе мальчика была настолько велика, что временами он сам непроизвольно создавал поводы для плача, после чего заметно успокаивался, т. е. плач являлся средством разрядки эмоций. Мальчик осознавал затруднения в речи и переживал их. После корригирующих бесед с родителями было проведено несколько игровых сеансов. На первом сеансе врач был слоненком, который, минуя все препятствия, пробирался в Африку к доктору Айболиту, изображаемому больным, как и врачом, соответствующей игрушкой. Представ перед Айболитом, слоненок, заикаясь, сказал, что ему мешает говорить заноза во рту и если она будет удалена, то он сможет говорить легко и чисто (косвенное внушение со стороны врача). Айболит согласился с этим и удалил занозу - маленькую палочку, которую слоненок (врач) держал во рту. Слоненок поблагодарил доктора и, сказав (с внушающим акцентам), что теперь ему ничто не мешает говорить, продемонстрировал свою чистую речь, постоянно восклицая, какой сильный доктор Айболит, он все может. Айболит воспринял все это очень эмоционально и стал, радостно жестикулируя, кричать вместе со слоненком, что ему теперь ничто не мешает говорить, слова идут сами, легко и свободно. После приема мальчик торжественно выбросил «занозу» в мусорное ведро. Его речь значительно улучшилась, но, как это часто бывает при невротическом заикании, он стал более возбудимым, капризным, упрямым и агрессивным, поскольку заикание как психомоторная форма разрядки в какой-то мере предотвращало эти реакции. По совету врача родители не стали противиться шумным играм мальчика, в которых он хотя и перевозбуждался, но активно выражал свои чувства и настроение. После уменьшения возбудимости заострилось беспокойство, т. е. обнажился базальный уровень невротического реагирования. На очередном сеансе врач вместе с больным ползал по игровой комнате, имитируя опасность и ее активное преодоление с громогласными утверждениями: «Нам не страшен серый волк, прогоним все плохое». После игры мальчик стал заметно спокойнее. В последующих игровых сеансах он, как и раньше, выступал в роли всемогущего доктора Айболита, который успешно лечил всякие болезни у зверят, представляемых врачом. Звери постоянно подчеркивали чистую речь «доктора» и его уверенность, как пример для них (суггестивное закрепление достигнутых результатов у мальчика). В приведенном случае мы видим успешное сочетание игры с косвенным внушением врача и перестройкой отношений родителей.

Во втором случае мы наблюдали девочку 4 лет с невротическими тиками, возникшими несколько месяцев назад на юге во время летнего отдыха. Девочка с трудом перенесла перемену обстановки и не ела так, как хотели родители, несмотря на насильное кормление с их стороны. Еще на юге она стала капризной и раздражительной, на что родители отреагировали резким усилением строгости и наказаниями. В ответ на это девочка стала плаксивой, и вскоре у нее появились разнообразные чередующиеся тики. Основным было «зевание» - непроизвольное открывание рта, которое напоминало гримасу отвращения. Так девочка бессознательно выражала протест против насильного кормления. По мере нарастания тиков у нее уменьшилась эмоциональная напряженность. Это говорит о том, что тики как психомоторная форма разрядки выполняют в некотором роде защитную функцию для организма. Одновременно они указывают на конституциональную дефицитарность психомоторной сферы (у отца девочки глазной тик). На первом приеме больная с трудом входила в контакт с врачом, оставаясь эмоционально напряженной и скованной. Она предпочитала разрушать сделанные ею же постройки, эмоционально бурно реагируя при этом. На втором приеме заявила, что хочет накормить всех зверюшек, но, в отличие от матери, при осуществлении этого была терпеливой, никого не уговаривала и не принуждала. Полностью вошла в контакт с врачом. На третьем приеме попросила мать выйти из кабинета и стала играть с врачом «в гости». Пригласив его к себе, стала угощать, но без уговоров и давления. Затем она стала звонить врачу по игрушечному телефону. При этом врач выступал от имени ежика (просунув руку в тряпичную куклу), а девочка - от имени различных зверюшек, которых она, как и врач, поочередно держала в руках. Ежику сообщалось, что зверюшки все делают быстро, едят без уговоров, слушаются родителей и не дергаются. Ежик все это внимательно выслушивал, радовался вместе с девочкой и хвалил ее, сообщая новость всем сидящим рядом куклам. Мотивом таких заверений были положительный эмоциональный контакт с врачом и его авторитет в глазах девочки. Она дорожила этим и старалась понравиться врачу, оправдывая его ожидания в отношении изменения своего поведения. В следующий раз к игре была подключена мать, которую дочь, поменявшись с ней ролями, кормила без уговоров и, главное, хвалила ее. Вместе с перестройкой отношений родителей состояние девочки постепенно пришло в норму.

В третьем случае стеничная и внешне похожая на отца девочка 6 лет из неполной семьи конфликтовала с гиперсоциализированной и истеричной матерью, испытывавшей много собственных проблем и живущей в своем, закрытом от дочери, внутреннем мире. Мать пунктуально заставляла дочь учить стихи, два раза в день чистить зубы, делать зарядку, делала ей бесчисленные замечания, постоянно одергивая и физически жестоко наказывая при непослушании. В первые годы жизни девочки мать воевала с ней из-за плохого, с ее точки зрения, аппетита и нежелания спать днем. В результате дочь, будучи упрямой и негативной к матери, постоянно «закатывала» истерики и неоднократно обмачивалась в течение дня. На первом сеансе мать и дочь долго не могли наладить контакт в игре, в то время как при участии в ней врача девочка была полностью контактной и некапризной. Она выбрала роль зайчика, назначила на роль волка врача и сделала мать лисой, что вполне соответствовало ее льстиво-вкрадчивому голосу. Волк и лиса гонялись за зайцем и не могли его поймать, т. е. дочь хотела, чтобы мать не настигла ее хотя бы в игре. Затем девочка превратила себя в медведя, а мать в косулю, которую медведь сразу же загрыз. Так в символической форме она выразила ответную агрессию к матери. Далее дочь стала охотником, а мать снова сделала лисой. Агрессивного волка (врача) охотник сразу подстрелил, лиса же спряталась и, когда охотник сел отдохнуть, незаметно подкралась сзади и пыталась схватить ружье, но была сразу же застрелена. Подобным действием девочка как бы устраняла травмирующий образ «не матери», как символ неискренности, обмана и коварства. После этого драматического эпизода она захотела поиграть с матерью сама. Врач вышел из кабинета. Игра происходила без ссор. Поведение девочки отличалось мягкостью и уступчивостью. В последующие дни мать отметила, что дочь была как никогда спокойной, без капризов, истерик и упрямства. Прекратилось дневное недержание мочи, девочка стала более внимательной и критичной к себе. На следующем приеме мать впервые опустилась на коврик и стала играть с дочерью «лицом к лицу». Пришедшего врача девочка сделала папой, а себя мамой. Дочерью она обозначила куклу, сказав про нее, что она не только капризничает, писается, но и какается. Отстранив таким образом от себя все плохое, девочка в роли матери и врач в роли реабилитированного отца начали воспитывать дочь. «Мать» доминировала в игре, ставила «дочь» в угол, шлепала, читала нравоучения и утверждала, что она ни на что не способна, что она плохая, грязная, никого не любит и т. д. Мать не принимала непосредственного участия в игре, но видела и слышала, как дочь, увлекшись игрой, изображала ее отношение. Наконец, «неисправимую дочь» девочка в роли матери повела в больницу, где их принял доктор - мать девочки. Доктор дал советы по воспитанию и выписал различные лекарства. В отличие от поведения дома мать в роли доктора давала уже более адекватные советы, в том числе предлагала играть с дочерью. Затем снова мать и дочь дружно играли вместе без врача. Между приемами девочка была спокойной. Мать и дочь стали лучше понимать друг друга и дорожить этим. На третьем приеме через неделю девочка опять выступала в роли матери, а мать в роли дочери. В отличие от предыдущей игры в их взаимодействии были большая гибкость и спонтанность. У девочки по-прежнему не было случаев недержания мочи. В последующем она хорошо адаптировалась в школе.

Следует сказать и о мальчике 5 лет из неполной семьи, имеющем чрезмерно его опекающую авторитарную бабушку и эмоционально-неустойчивую мать с истерическими чертами характера. Мать практически не занималась сыном, отдавая все время работе. В то же время она была подчеркнуто строгой и принципиальной и не допускала его встреч с отцом. Неудовлетворенная потребность соответствующей по полу идентификации оборачивалась страхами, капризами, упрямством и одновременно тревожной зависимостью от матери, протестом против посещения детского сада. При первом визите мать и ребенок были оставлены в игровой комнате с предложением начать игру. Возвратившись, врач увидел, что мать вместо игры с ребенком читала ему нравоучения. В ее присутствии врач начал игру с мальчиком, косвенно отражая поведением персонажей его проблемы общения в детском саду. Мать по совету врача незаметно вышла, чтобы не сковывать игровую инициативу сына. После совместной игры врач предложил мальчику поиграть в кегли и вышел к матери, чтобы прокомментировать игру. При втором визите через 10 дней мать отметила отсутствие плача и капризов при посещении детского сада. Как и в первый раз, она не смогла играть с сыном. Он же по собственной инициативе изобразил различные проблемные ситуации в детском саду, сказав, что это относится не к нему, а к другому мальчику. По секрету признался врачу, что он солдат, т. е. утвердил себя в соответствующей полу роли. При третьем визите через 10 дней рассказал придуманное им стихотворение: «Небо синее, море сильное, папа сильный, мама красивая». На рисунке «семья» включил отца в состав семьи. В детский сад ходил с желанием. Прекратились конфликты с ребятами, стал участвовать в игре, а не стоять, как раньше, в стороне. Дома после просмотра телефильма на военную тему впервые все воспроизвел в лицах. Готовился с нетерпением к празднику в детском саду, сам сделал костюм «Чиполлино». По этому поводу возник конфликт с матерью, которой не понравился выбор сына. Было решено проигрывать возникающие конфликты с матерью на приеме, после чего они полностью прекратились дома, так как мать стала сдерживать себя. На приеме врач и мальчик без матери воспроизводили сцены различных сражений. Они прятались за стулья, кидая друг в друга «гранаты» и считая число попаданий. Затем проводился поединок на «саблях». Заметим, что подобные игры, в которые часто играют здоровые дети, естественным образом предотвращают страх прикосновения и изменения «я» и могут быть с успехом использованы в психотерапевтической практике. На этом же приеме в коридоре поликлиники проводилась игра в прятки. Вначале прятался мальчик, а врач и мать искали его, затем наоборот. Отмечались с похвалой ловкость и сообразительность мальчика, его выдержка и терпение. В качестве награды были вручены спортивные значки. При четвертом визите через 10 дней состояние мальчика было полностью нормализовано. Прекратились конфликты с матерью, которая перестала препятствовать игре сына. Ведущей деятельностью на приеме была экскурсия по поликлинике с посещением кабинетов врачей, которые одобрительно отзывались о мальчике. После приема мать впервые повезла сына в городок аттракционов. На этом примере видно, как своевременное удовлетворение возрастной потребности мальчика в ролевой игре и соответствующей полу потребности в идентификации помогает ему чувствовать себя более уверенным и способным к общению со сверстниками.

Как видно из примеров, главное в игровой терапии - отреагирование эмоционального напряжения и ролевое моделирование разнообразных путей решения проблем общения в совместном с врачом и родителями творческом поиске, сущностью которого являются раскрытие неиспользованных возможностей развития, укрепление единства «я», чувства собственного достоинства и веры в себя как человека. Мы привели лишь сравнительно простые случаи игровой терапии как составной части психотерапевтического процесса. Важно подчеркнуть, что нет двух одинаковых игровых сеансов, как и двух одинаковых больных, и что игровые решения проблемных ситуаций основаны в большей мере на творческой импровизации врача, чем на подгонке больного под заранее составленный и не допускающий исключений сценарий. Важно и то, что используемая по показаниям игровая терапия предотвращает излишне частое применение психофармакологических средств.

Игровая терапия (инсценировки) наиболее успешна в возрасте 4-7 лет, когда происходит интенсивный процесс ролевого развития личности. Целесообразно ее использование и в более младшем (подвижные, предметные игры) и старшем возрасте (драматизация). У подростков игра проводится без кукол и игрушечного реквизита, в той или иной воображаемой обстановке. В совместных с врачом проигрываниях существенным является обучение подростка принятию адекватных решений в стрессовых ситуациях общения, т. е. коммуникативный тренинг. Для этого исключительное значение имеет образ действий врача и его авторитет в глазах подростка. Большее значение по сравнению с другим возрастом придается организации обсуждений и дискуссий. Помогают драматизациям сделанные подростком маски людей с различными чертами характера и диалоги в масках с врачом. В целом ролевая психотерапия у подростков более успешна в группе, отражающей их возрастную потребность в общении.

Игра у детей всегда связана с яркими эмоциями. Ребенок, чувствуя себя свободным, раскрывает свои представления о реальности. Но часто в ней присутствуют страхи, переживания и комплексы, с которыми сложно справиться маленькому человеку. Игротерапия поможет выявить проблему, найти причины и мягко устранить.

Роль игры в жизни ребенка

Чтобы понять детей и найти правильный подход, нужно увидеть мир их глазами, ведь так часто взрослые воспринимают малышей своей уменьшенной копией! Но люди старшего возраста способны выразить мысли словами, а для дошкольников, особенно самых маленьких, это умение недоступно. Пока их язык - игра. И именно на нем они рассказывают о тревогах, радостях и мыслях.

Нет необходимости заставлять или учить детей играть. Все происходит спонтанно, с удовольствием, без какой-либо цели - это абсолютно естественный процесс. Но это не только развлечение, а также способ, с помощью которого малыши начинают знакомиться с окружающим миром и учатся в нем жить.

Что такое игротерапия

Для дошкольников - это один из эффективных методов работы. Именно игры и игрушки оказываются инструментами разрешения конфликтов и выражения чувств. С ними связаны моменты жизни, когда малыш чувствует себя в безопасности и может контролировать собственную жизнь. Манипулируя ими, дети более точно выражают отношение к ровесникам, взрослым или событиям.

Малыш начинает лучше разбираться в своих чувствах, учится принимать решения, повышает самооценку и практикует навыки общения. Игротерапия у дошкольников - это и физическая активность. Через игру они расходуют энергию, учатся взаимодействовать с окружающими.

Результаты и возможности

Игротерапией успешно корректируются:

  • агрессивность и тревожность;
  • страхи и низкая самооценка;
  • проблемы с обучением и коммуникацией;
  • сверхэмоциональное напряжение и переживания личного характера (несчастные случаи, развод родителей и другие).

Благодаря можно добиться того, что ребенок:

  • научится справляться с психологическими травмами и текущими проблемами;
  • получит возможность выразить и преодолеть накопленные эмоциональные переживания и трудности;
  • станет более уверенным, спокойным и доброжелательным;
  • сможет выражать эмоции правильным способом.

Как проходят консультации

Игротерапия для дошкольников проводится в присутствии психолога или педагога. Он направляет ребенка, акцентируя проблему, или помогает решить ее самостоятельно. Иногда во время сеанса выявляются проблемы, которых взрослые не замечали до настоящего момента.

На консультациях нередко присутствуют и родители - этот момент особенно важен тревожным или застенчивым детям.

С чего начинать игру

Есть несколько особых моментов и, чтобы получить максимум пользы, их нужно соблюдать.

Самое важное - уважать личность малыша. Учитывать его желания, не заставлять играть в то, что ему не хочется. Потому игра должна быть естественной и проходить в приятной атмосфере уважения и доверия друг к другу. В процессе обязательно наблюдать за ребенком и его эмоциональной нагрузкой. Нельзя допустить переутомления!

Участие взрослого в игротерапии

  1. Активное. Организатором является игротерапевт. Например, он предлагает выбрать игрушки, которые вызывают ассоциации с тревогой или страхом. После разыгрывается проблемная ситуация, в которой дошкольник проявляет себя. Игра идет по заранее составленному плану с четким распределением ролей. В результате создаются конфликтные моменты, а ребенок успешно решает их.
  2. Пассивное. Терапевт не направляет игру и не участвует в ней. Ведущая роль предоставляется ребенку, который проигрывает ситуацию. Конечно, в результате он самостоятельно приходит к решению проблемы, ведь когда проблему можно увидеть со стороны, то и решение дается легче. Цель участия взрослого в упражнениях игротерапии для дошкольников - дать детям оставаться собой, благодаря чему возможно их самовыражение, освобождение от страхов и эмоционального напряжения.

Групповая и индивидуальная игротерапия

Каждый из вариантов призван решить свои задачи.

Групповая форма помогает каждому ребенку оставаться собой, параллельно выстраивая отношения со взрослым и остальными участниками. Наиболее эффективна работа в группе из 5-8 человек примерно одного возраста.

Особенность подхода в том, что оценивается не группа в целом, а каждая личность отдельно. Дети наблюдают друг за другом, стремятся участвовать в игре, примеряя на себя различные роли. Они получают свободу и самостоятельно оценивают свое поведение и возможности.

Такой вариант игротерапии для дошкольников является наиболее предпочтительным, поскольку в нем отсутствуют общие задачи, но важны отношения участников друг с другом.

Индивидуальная форма применяется, если у малыша отсутствует потребность в общении со сверстниками или он находится в стрессовом состоянии. Эффективно проводить ее в присутствии родителей, чтобы помочь им наладить отношения с ребенком, совершенствовать их, а также понять и принять его.

При индивидуальной работе игротерапевт взаимодействует с дошкольником. Отказ от доминирования, ограничений, оценивания, любого вида агрессии или вмешательства поможет установить с ребенком дружеские отношения, а он, почувствовав себя свободнее, сможет более четко выразить свои чувства и эмоции.

Родители, поняв принцип, смогут подключиться позже или дома.

Примеры занятий в групповой и индивидуальной форме

Упражнения и игры для игротерапии дошкольников могут быть направлены на коррекцию различных проблем.

Например, для приобретения опыта сотрудничества отлично подойдет задание „Построим домик”. Используют картонные коробки, краски, ножницы, клей. Совместное занятие в группе предполагает распределить роли, а дело по силам найдется для каждого.

Чтобы выстроить доброжелательные взаимоотношения, можно поиграть в „Комплимент”. Дети ходят по залу, а сталкиваясь, говорят друг другу приятные слова, глядя в глаза. Позже добавляются рукопожатия или объятия.

Для создания сплоченности группы подойдет задание „Паутина”. Участники садятся по кругу. Взрослый, сообщив какую-либо интересную деталь о себе, зажимает край нити в руках и передает клубок ребенку напротив. Тот должен назвать имя и/или рассказать про себя.

Так, в результате бросания нити из рук в руки, получается запутанная паутина. Распутывая, каждый передает клубок в обратном порядке, называя следующего участника. Завершая, можно обсудить, чья история понравилась больше или произвела впечатление.

Индивидуальные игры для игротерапии дошкольников не менее эффективны. Например, ребенку предлагается обвести руку и на каждом пальце написать качество, которое в себе нравится. На месте ладони добавить, что не нравится. Упражнение дает возможность лучше понять себя, а терапевту - проблему, с которой продолжит работать.

Родители нередко задаются вопросом о том, возможно ли использование дома игротерапии для дошкольников. Упражнения и игры абсолютно реально подобрать и в этом случае. В привычной обстановке ребенок чувствует себя максимально расслабленным, и сеанс окажется более действенным.

Можно попросить ребенка изобразить членов семьи. При этом важны использованные цвета, расположение людей, появление посторонних или отсутствующие близкие. Обсуждение рисунка поможет понять переживания.

Психологи приводят множество примеров, когда благодаря такому способу удалось предотвратить множество проблем и сгладить конфликты в семье. Например, девочка рисовала одного из родителей маленького размера и в стороне от других. Оказалось, она не чувствовала любви и поддержки этого близкого человека.

Или мальчик изображал девочку без рук. Когда выяснилось, что его постоянно обижает старшая сестра, родители сумели немедленно отреагировать. Многие проблемы „вырастают” в семье, и никогда не поздно заняться их решением.

Доступна в домашних условиях и ролевая игра. В ней несложно определить, что нравится ребенку, а что пугает или беспокоит. Например, если куклы или прочие герои дружат, находятся в отличном настроении, как правило, его ничего не беспокоит. В случае если на протяжении игры у игрушек между собой часто возникают конфликты, скорее всего, придется искать проблему в реальной жизни. Можно задавать ребенку наводящие вопросы, чтобы узнать о нем больше. К примеру - что любит делать эта кукла? Что для нее самое вкусное? Чего она боится?

Доступные совместные занятия помогают создать эмоциональную близость, успокоить малыша и развеять его тревоги.

Может ли игра научить общаться?

Многие родители и педагоги отмечают, что современным детям становится все сложнее найти общий язык друг с другом. В результате они не могут выстраивать отношения, чаще ссорятся и замыкаются в себе.

Общие интересы, задания, совместные действия способствуют возникновению гармоничных отношений между сверстниками. Для этого важно уметь выражать собственное состояние словами, мимикой, жестами, а также распознавать эмоции окружающих.

К сожалению, не всегда ребенку удается с легкостью овладеть навыками коммуникативной компетентности. Недостаточное развитие подобных умений может стать барьером для свободного общения и познавательной деятельности, что замедлит развитие ребенка как личности.

Скорректировать проблему возможно средствами игротерапии. Развитие коммуникативной компетентности у дошкольников происходит благодаря совместным занятиям. Дети легко начинают общаться, развивая речь и получая новые навыки.

Основные приемы включают объединение детей и создание доброжелательной обстановки вокруг них. Все предполагаемые игры строятся не на соперничестве, а на отношениях партнерства: хороводы, игры-забавы. Например, интересна игра „Секретик”, когда ведущий раздает каждому из волшебного сундучка маленький секретик (мелкую игрушку, бусину, красивый камушек), который нельзя показывать другим. Дети ходят и уговаривают друг друга показать свою „драгоценность”. Взрослый помогает, но в игре у участников просыпается фантазия и они пытаются найти общий язык и подходящие слова и доводы.

В игре „Рукавички” ведущий раскладывает несколько пар черно-белых бумажных рукавичек, а дети должны найти „свою пару”, а потом вместе раскрасить одинаково. Игроки, справившиеся первыми, побеждают. Участникам предстоит найти похожую деталь и договориться, какие цвета выбрать.

В игротерапии для дошкольников подобные задания помогают найти новые способы устанавливать контакты и партнерские отношения, а также получать удовольствие от общения. В дальнейшем такие умения пригодятся, чтобы жить комфортно в обществе людей, легко понимать других и самому быть понятым.

Для детей любого возраста и с любой проблемой, включая которые нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания, можно подобрать подходящие занятия.

Методы игротерапии

Для успешного достижения целей используются кукольные театры, подвижные игры, песочные столы. Одним из самых новых является такой метод игротерапии дошкольников, как настольная игра. Важны все этапы, начиная от подготовки. Например, для агрессивных детей будет полезно участвовать в ее создании - они придумывают правила, рисуют отдельные элементы, а замкнутые дошкольники уже на этапе подготовки включаются в игру.

Для развития коммуникации дошкольников с ОВЗ игротерапия также предполагается использование настольных игр. Они привлекают детей красочностью, способствуют формированию произвольного внимания, учат соблюдать правила. Можно немного усложнять игру, чтобы тренировать навыки счета, чтения, распознавания образов или цветов.

Поле представляет собой игру-ходилку с разноцветными кружками, каждый из которых предполает задание определенного вида (комплименты участникам, продолжить фразу или закончить короткий рассказ, загадать и изобразить с помощью мимики действие).

Простое, на первый взгляд, развлечение превратилось в эффективный терапевтический метод. Детские творения из песка связаны с их внутренним миром и переживаниями.

Песочная игротерапия, как форма здоровьесбережения дошкольников, полезна для снятия мышечного и эмоционального напряжения, развития тактильной чувствительности и зрительно-моторной координации. Занятия с песком - увлекательнейший процесс, пробуждающий к творчеству, расслабляющий и вдохновляющий.

С помощью различных мелких фигурок ребенок инсценирует ситуации, которые его волнуют, освобождается от внутреннего напряжения или раздражения. Главная задача психолога - построить доверительный контакт, чтобы стать частью игры и создать диалог. На следующем этапе, совместно, попытаться помочь справиться с проблемой.

Фигурки, природные материалы, любимые игрушки - это не только отражение мира ребенка, но и мостик, который поможет проникнуть в его внутреннее „Я”.

Для песочных занятий предлагается богатый выбор фигурок - герои сказок, люди различных профессий, животные и птицы, транспорт, мебель и многое другое. Другими словами - это мир малыша в миниатюре, который живет по его законам.

Возможности песочной игротерапии с дошкольниками позволяют создавать бесконечные сюжеты, поскольку песок - чудесный материал, через который психологическая помощь имеет заметный эффект. Подобные занятия нравятся детям, оказывая на их организм оздоравливающее действие.