Графико цифровая и международная система обозначения зубов. Правилазаполнения зубнойформулы. Универсальная цифровая буквенная система

  • 5. Преддверие рта, его стенки, рельеф слизистой оболочки. Строение губ, щек, их кровоснабжение и иннервация. Жировое тело щеки.
  • Слизистая оболочка губ и щёк.
  • 6. Собственно полость рта, ее стенки, рельеф слизистой оболочки. Строение твердого и мягкого неба, их кровоснабжение и иннервация.
  • 7. Мышцы дна полости рта, их кровоснабжение и иннервация.
  • 8. Клетчаточные пространства дна полости рта, их содержимое, сообщения, практическое значение.
  • 9. Зев, его границы. Миндалины (лимфоэпителиальное кольцо), их топография, кровоснабжение, иннервация, лимфатический отток.
  • 10. Развитие временных и постоянных зубов. Аномалии развития.
  • 11. Общая анатомия зубов: части, поверхности, их деление, полость зуба, зубные ткани.
  • 12. Фиксация зубов. Строение периодонта, его связочный аппарат. Понятие о пародонте.
  • 13. Общая (групповая) характеристика постоянных зубов. Признаки принадлежности зуба к правой или левой стороне.
  • 14. Молочные зубы: строение, отличия от постоянных, сроки и порядок прорезывания.
  • 15. Смена зубов: сроки и последовательность.
  • 16. Понятие о зубной формуле. Виды зубных формул.
  • 17. Зубная система как целое: виды дуг, окклюзий и прикусов, артикуляция.
  • 18. Понятие о зубочелюстных сегментах. Зубочелюстные сегменты верхней и нижней челюсти.
  • 19. Резцы верхней и нижней челюстей, их строение, кровоснабжение, иннервация, лимфатический отток. Взаимоотношение верхних резцов с носовой полостью.
  • 20. Клыки верхней и нижней челюстей, их строение, кровоснабжение, иннервация, лимфатический отток.
  • 22. Большие коренные зубы верхней и нижней челюстей, их строение, кровоснабжение, иннервация, лимфатический отток, взаимоотношение с верхнечелюстной пазухой и нижнечелюстным каналом.
  • 23. Язык: строение, функции, кровоснабжение и иннервация.
  • 24. Околоушная слюнная железа: положение, строение, выводной проток, кровоснабжение и иннервация.
  • 25. Подъязычная слюнная железа: положение, строение, выводные протоки, кровоснабжение и иннервация.
  • 26. Поднижнечелюстная слюнная железа: положение, строение, выводной проток, кровоснабжение и иннервация.
  • 27. Малые и большие слюнные железы, их топография и строение.
  • 28. Глотка: топография, отделы, сообщения, строение стенки, кровоснабжение и иннервация. Лимфоэпителиальное кольцо.
  • 29. Наружный нос: строение, кровоснабжение, особенности венозного оттока, иннервация, лимфатический отток.
  • 31. Гортань: топография, функции. Хрящи гортани, их соединения.
  • 32. Полость гортани: отделы, рельеф слизистой оболочки. Кровоснабжение и иннервация гортани.
  • 33. Мышцы гортани, их классификация, функции.
  • 34. Общая характеристика желез внутренней секреции, их функции и классификация по развитию. Паращитовидные железы, их топография, строение, функции, кровоснабжение и иннервация.
  • 35. Щитовидная железа, ее развитие, топография, строение, функции, кровоснабжение и иннервация.
  • 36. Общая характеристика желез внутренней секреции. Гипофиз и эпифиз, их развитие, топография, строение и функции.
  • 16. Понятие о зубной формуле. Виды зубных формул.

    Порядок расположения зубов записывается в виде зубной формулы, в которой отдельные зубы или группы зубов обозначаются цифрами или буквами.

    В клинике полная формула временного прикуса записывается римскими цифрами, которые соответствуют порядковому номеру зуба каждой половины челюсти.

    В клинике полная формула зубов постоянного прикуса отмечается также как и временного, но арабскими цифрами:

    Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) предложена следующая запись формулы зубов: цифрами обозначается каждый зуб и каждая половина верхней и нижней челюсти, причем возрастание числового значения идет по часовой стрелке.

    Формула зубов постоянного прикуса (ВОЗ):

    8 7 6 5 4 3 2 1

    1 2 3 4 5 6 7 8

    8 7 6 5 4 3 2 1

    1 2 3 4 5 6 7 8

    При записи формулы зуба этим способом, не ставится значок, отмечающий ту или иную половину челюсти, а ставится соответствующая той или иной половине челюсти цифра. Так, например, чтобы записать формулу второго моляра нижней челюсти слева, ставится обозначение 37 (3 - левая половина нижней челюсти, 7 - второй моляр).

    Формула зубов временного прикуса (ВОЗ):

    17. Зубная система как целое: виды дуг, окклюзий и прикусов, артикуляция.

    Зубы, расположенные в челюстях, образуют зубные дуги . Подзубной дугой в стоматологии понимают линию, проведенную через вестибулярные края окклюзионных поверхностей и режущих краев коронок. Верхний ряд постоянных зубов образуетверхнюю зубную дугу (arcus dentalis superior) , а нижний -нижнюю зубную дугу (arcus dentalis inferior) параболической формы. Верхняя зубная дуга несколько шире нижней, вследствие чего окклюзионная поверхность верхних зубов находятся кпереди и кнаружи от соответствующих нижних.

    Кроме зубных дуг, в стоматологии выделяют альвеолярную дугу - линию, проведенную по гребню альвеолярного отростка (альвеолярной части), ибазальную дугу - линию, проведенную через верхушки корней. В норме на верхней челюсти зубная дуга шире альвеолярной, которая в свою очередь шире базальной. На нижней челюсти самой широкой является базальная дуга и самой узкой - зубная дуга. Формы дуг имеют индивидуальные различия, что н обусловливает особенности положения зубов и прикуса.

    Зубные дуги в целом образуют функциональную систему , единство и устойчивость которой обеспечиваются альвеолярными отростками, пародонтом и периодонтом, фиксирующим зубы, а также порядком расположения зубов в смысле ориентации их коронок и корней.

    Соседние зубы, как отмечалось, имеют контактные пункты (рис. 1), расположенные на выпуклых участках вблизи режущих поверхностей. Благодаря межзубным контактам давление при жевании распределяется на соседние зубы и таким образом уменьшается нагрузка на отдельные корни. По мере функционирования контактные пункты вследствие стирания эмали увеличиваются, что связано сфизиологической подвижностью зубов . При стирании контактных пунктов происходит постепенное укорочение зубной дуги.

    Коронки коренных зубов нижнего зубного ряда наклонены внутрь и вперед, а корни - кнаружи и дистально, что обеспечивает устойчивость зубного ряда и предупреждает его сдвиг назад. Устойчивость верхнего зубного ряда достигается преимущественно увеличением числа корней.

    Поверхность, образуемая окклюзионными поверхностями коренных и режущими краями передних зубов, называется окклюзионной поверхностью . В процессе функционального приспособления она приобретает дугообразное искривление с выпуклостью дуги в сторону нижней челюсти. Линия, проведенная через окклюзионную поверхность, называетсясагиттальной окклюзионной линией . Функциональное перемещение нижней челюсти жевательными мышцами обозначается терминомартикуляция .

    Положение зубных рядов в стадии их смыкания называют окклюзией . Возможны 4 основных вида окклюзии: центральная, передняя и две боковые - правая и левая.Центральная окклюзия образуется при срединном смыкании зубных рядов и физиологическом контакте зубов-антагонистов. В этом случае наблюдаются наиболее полный бугорково-фиссурный контакт зубов-антагонистов, симметричное сокращение жевательных мышц, а головка нижней челюсти находится на середине заднего ската суставного бугорка. Припередней окклюзии отмечается срединное смыкание зубных рядов, но нижний зубной ряд выдвинут.Боковая окклюзия характеризуется сдвигом нижней челюсти влево (левая окклюзия) или вправо (правая окклюзия). Анализ биомеханики артикуляции и окклюзии отражает функциональное состояние различных элементов зубочелюстной системы, что помогает в конструировании зубных протезов.

    Прикусы

    Положение зубных дуг в центральной окклюзии называется прикусом (рис. 2). Различают физиологический и патологический прикусы. Прифизиологическом прикусе жевание, речь и форма лица не нарушены, припатологическом прикусе отмечаются те или иные нарушения. Существуют 4 вида физиологического прикуса: ортогнатия, прогения, бипрогнатия и прямой прикус.

    При ортогнатии (ortos - прямой,gnatio - челюсть) имеется небольшое перекрытие резцами верхней челюсти зубов нижней челюсти.Прогения (pro - вперед,genio - подбородок) характеризуется обратными отношениями. Длябипрогнатии типичен наклон вперед верхних и нижних зубов с перекрытием нижних верхними. Впрямом прикусе режущие края верхних и нижних резцов соприкасаются друг с другом (рис. 3)

    Рис. 3. Разновидности физиологического постоянного прикуса, вид сбоку. Схематично в правом верхнем углу каждого рисунка показаны взаимоотношения зубов верхней и нижней челюстей:

    1 - ортогнатический прикус; 2 - прогенический прикус; 3 - прямой прикус; 4 - бипрогнатический прикус

    К патологическим прикусам (рис. 4) относятся значительные степени прогнатии и прогении, а также открытый, закрытый и перекрестный прикусы.

    Рис. 4. Разновидности (аномалии) постоянного прикуса, вид сбоку и спереди. Схема:

    1 - значительная степень прогнатии; 2 - значительная степень прогении; 3 - перекрестный прикус; 4 - открытый прямой прикус; 5 - открытый боковой прикус

    При открытом прикусе между верхними и нижними резцами образуется большая или небольшая щель; контакта между передними зубами нет. Призакрытом прикусе верхние резцы полностью перекрывают (закрывают) нижние. Приперекрестном прикусе смыкание передних зубов правильное, но щечные жевательные бугорки нижних коренных зубов расположены не кнутри, а кнаружи от верхних. Встречаются и другие виды прикусов (рис. 5, 6).

    Рис. 5. Схема сагиттальных аномалий прикуса (по Энглу). Вертикальными линиями показаны соотношения верхнего и нижнего первых моляров по сравнению с нейтральным прикусом, вид сбоку. Схема:

    1 - нейтральный прикус; 2 - дистальный прикус (или прогнатия) с вестибулярным отклонением верхних резцов; 3 - дистальный прикус (или прогнатия) с лингвальным отклонением верхних резцов; 4 - медиальный прикус (или прогения) с лингвальным отклонением нижних резцов

    "

    Для обозначения каждого зуба в отдельности рядом с буквенным обозначением указывают цифровой индекс, например: І 2 - второй резец, Р 1 - первый премоляр, М 3 - третий моляр. Но такая схема записи не позволяет определить принадлежность зуба к верхней или нижней челюсти, к той или иной ее половине. При такой форме записи нет возможности определить, является зуб постоянным или временным.

    Поэтому на практике для точного определения принадлежности зуба применяют различные способы записи зубной формулы при помощи комбинации символов и цифр (рис. 32).

    Общим для всех способов записи зубной формулы является то, что для обозначения порядкового номера зуба используют сквозную нумерацию зубов в мезиодистальном направлении, где цифрой обозначают порядковый номер зуба в челюсти.

    Одна из форм записи зубной формулы предполагает использование символов плюс (+) и минус (-) для определения принадлежности зубов к верхней или нижней челюсти. Знаком (+) определяют отношение зуба к верхней челюсти, а знаком (-) - к нижней. Принадлежность зубов к левой или правой половине челюсти определяется местом положения знаков плюс или минус. Например, если один из этих знаков располагается впереди цифрового обозначения зуба, то зуб относится к левой половине челюсти, если знак расположен после цифры - то к правой. Так, третий верхний левый постоянный зуб будет обозначен в виде (+3), а нижний правый постоянный моляр - в виде (6-). Для обозначения принадлежности зубов к временному прикусу используют десятичную цифровую запись порядкового номера зуба. Для обозначения верхнего левого временного клыка запись будет выглядеть как (+0,3), а для обозначения нижнего правого второго временного моляра - (0,5-).

    Рис. 32. Способы записи зубной формулы

    Наибольшее распространение получила форма записи зубной формулы, при которой весь зубной ряд разделен на четыре сегмента горизонтальной и вертикальной линиями. Таким образом, зубы верхней челюсти располагаются над горизонтальной линией, нижней челюсти - под ней. Зубы правой половины челюсти располагаются слева, а зубы левой половины челюсти - справа от вертикальной линии. Зубы временного прикуса обозначают римскими цифрами, постоянного прикуса - арабскими. Например, обозначения перечисленных ниже зубов выглядят следующим образом:




    Методика записи зубной формулы, предложенная ВОЗ, заключается в том, что каждой половине челюсти присваивается цифровое обозначение. Отсчет начинается с верхней правой половины челюсти, которой присваивается цифровое значение 1 в случае обозначения зубов постоянного прикуса или цифра 5 - для временного прикуса. Далее обозначения половин челюстей производят по часовой стрелке в таком порядке: для постоянного прикуса левая половина верхней челюсти обозначается цифрой 2, временного прикуса - цифрой 6, нижняя левая - соответственно 3 и 7, правая нижняя - соответственно 4 и 8.

    Таким образом, по методике ВОЗ обозначения имеют вид:

    верхнего правого постоянного клыка - 13;

    нижнего левого второго постоянного моляра - 37;

    правого нижнего временного клыка - 83;

    левого верхнего второго временного моляра - 65.


    В случае обнаружения при осмотре полости рта пораженных зубов их состояние отмечают в зубной формуле следующими символами: С - кариес; Р - пульпит; Рt - периодонтит; R - корень; П - пломбированный; О - отсутствующий зуб. Буквенные обозначения соответствующих заболеваний проставляют в формуле над или под пораженным зубом. Например:

    Зубы человека являются костными образованиями во рту, играющими основную роль в процессах переработки еды, формировании речевых навыков и улыбки.

    Виды зубов и их количество

    В норме у взрослого человека насчитывается 28-32 зуба, у каждого из которого существует свое предназначение. Принято разделять все зубы на временные (молочные) и постоянные (коренные). Каждый из зубов относится к одной из четырех групп, в зависимости от своих функций. Принадлежность к той или иной группе определяется исходя из формы зуба, его внутреннего строения и места в зубном ряду.

    На заметку! Зубы являются единственными органами в человеческом организме, которые не могут быть восстановлены. Неправильный уход и вредные привычки приводят к разрушению зубов.

    Согласно выполняемым функциям зубы делятся на четыре типа:

    • резцы – необходимы человеку для того, чтобы легко отделять куски пищи;
    • клыки – предназначены для раздавливания отделяемых кусков;
    • премоляры – помогают максимально передавливать пищу;
    • моляры – нужны для измельчения кусочков еды.

    На заметку! Самыми крупными из всех зубов челюсти являются моляры.

    Зубы образуют сверху и снизу две дуги. На каждой из них находятся по 4 резца, 2 клыка, 4 малых коренных моляра (премоляра) и 6 крупных коренных моляров. Из 6 моляров по норме может быть только 4, так как не у всех людей появляются зубы мудрости.

    Состояние и здоровье элементов челюсти оказывает прямое влияние на пищеварительный процесс. Благодаря наличию здоровых зубов осуществляется нормальное питание, влияющее на рост организма и его нормальное развитие.

    На заметку! В мире не существует лекарств, которые могут повлиять на форму и зубов, так как она заложена генетически.

    Названия и формулы зубов

    Стоматолог при постановке диагноза ориентируется на определенные схемы и нумерации зубов. Цифры и буквы отражают порядок их расположения, что облегчает работу стоматологам при постановке диагноза и определения зуба, который нужно лечить.

    Специальные обозначения, которые используются для указания расположения зубов, называются зубной формулой. На сегодняшний день активно применяются несколько систем записи этой схемы. Зубная формула является конечным итогом санации челюсти. Временные зубы в формуле представлены римскими цифрами, а постоянные – арабскими.

    Существует универсальная зубная схема, которую принято называть буквенно-цифровым методом. В общепринятой формуле каждый вид зубов обозначается большими буквами без указания количества:

    • I – резцы;
    • C – клыки;
    • P – премоляры;
    • M – моляры.

    При лечении детей вместо заглавных букв будут использованы строчные. Арабскими цифрами нумеруется расположение зуба в ряду.

    Согласно схематическому рисунку формула имеет вид:

    Если расшифровать запись, получится, что у пациента в наличии две пары резцов, одна пара клыков на верхней челюсти, две пары премоляров и три пары моляров. Эта формула работает при сохранении постоянного прикуса с 32 зубами.

    Причины создания зубной формулы

    Зубы человека, несмотря на визуальное сходство, имеют определенные отличия. Каждый зуб индивидуален и предназначен для выполнения своей функции. Благодаря нумерации в стоматологической сфере максимально оптимизирован осмотр ротовой полости пациента.

    Четкие и лаконичные обозначения помогают точно занести информацию в карту больного. При этом соблюдается использование одинаковой системы нумерации. Это необходимо для того, чтобы новый врач мог расшифровать историю болезни и прошлое лечение, которое проводилось другим дантистом. Разные стоматологи не могут применять индивидуальную систему расчетов, так как это изменит ведение больничной истории пациента.

    Нумерация зубов у дантистов

    Помимо зубной формулы стоматологи используют специальную нумерацию. Она начинается от середины ряда и продвигается в разные стороны к концу челюсти. Например, моляры врачи называют «восьмерками» или «шестерками».

    Первый номер присваивается двум передним зубам, а образования, идущие сразу за ними, получили второй номер. Оба клыка, которые находятся за резцами, нумеруются «тройками». Идущие следом за ними зубы записываются в виде цифр 4 и 5. Последние три моляра в ряду имеют идущие далее порядковые номера: 6, 7 и 8.

    Данная нумерация существенно упрощает обозначение зубов дантистам. Но кроме номера стоматологу нужно знать, в каком сегменте челюсти располагается определенный зуб. Для уточнения записей о состоянии зубов больного виртуально вся челюсть делится на четыре зоны.

    На заметку! Порядок счета зубов стартует с верхней дуги челюсти, начиная с правого края, и осуществляется по часовой стрелке.

    На верхней дуге с начала ряда визуализируются десятки, а следующая зона слева вверху называется двадцатками. По такому же принципу отмечен и низ челюсти: зубы, находящиеся слева называют тридцатками, а с другой стороны – сороковыми. При диагностике ротовой полости к цифре осматриваемого зуба дописывают номер зоны, в которой он расположен. Так каждому из зубов присваивается цифра.

    Всемирная организация здравоохранения разработала собственную форму записи зубной формулы. В ней каждый зуб обозначается цифрой, как и каждый сегмент челюсти. Выглядит запись таким образом:

    Таблица 1. Зубная формула по методу ВОЗ

    На заметку! В формуле ВОЗ для удобства возрастание цифр производится по часовой стрелке.

    Видео — Анатомия зубов

    Нумерация в детской стоматологии

    Из-за нюансов анатомии детской челюсти нумерация в стоматологии для детей проводится по-другому. Молочные зубы у ребенка, которые появляются обычно в период с 4 месяцев до полугода, прорезываются одновременно с формированием корней постоянных зубов. Из-за этого на рентгеновском снимке будут видны и постоянные, и временные зубы. Постоянные уже имеют свои числа, поэтому счет детских зубов ведется со следующих десятков.

    На заметку! Для подсчета временных зубов у детей есть специальная формула, в которой буквой N указывается количество зубов, а n – записывается возраст ребенка. Формула выглядит следующим образом: N = n — 4

    Понимание нумерации зубов и расшифровка формулы зубов взрослого человека помогут пациенту лучше понять своего стоматолога. С помощью общепринятых значений становится понятным смысл лечения и уточнен диагноз, записанный в больничной карте.

    PAGE 4

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    практического занятия № 3

    по разделу

    IV семестр).

    Тема: Физиологические варианты строения временных и постоянных зубов у детей, зубные ряды (индексы КПУ, кп, кп+КПУ).

    Цель: Изучить варианты строения зубов у детей. Уметь выявлять патологические отклонения в строении и структуре рядов и зубов с выяснением возможных причинных факторов и отличать от физиологических вариантов развития зубочелюстной системы.

    Место занятия: Комната гигиены и профилактики ГКСП № 1.

    Материальное обеспечение: Типовое оснащение комнаты гигиены, рабочее место стоматолога - профилактика, таблицы, стенды, выставка средств гигиены и профилактики, ноутбук .

    Продолжительность занятия: 3 часа (117 мин).

    План занятия

    Этапы занятия

    Оборудование

    Учебные пособия и средства контроля

    Место

    Время

    в мин.

    1. Проверка исходных данных.

    План содержания занятия. Ноутбук.

    Контрольные вопросы и задачи, таблицы, презентации.

    Комната гигиены (поликлиники).

    2. Решение клинических задач.

    Ноутбук, таблицы.

    Наборы временных и постоянных зубов.

    Бланки с контрольными ситуационными задачами.

    — || —

    74,3%

    3. Подведение итогов занятия. Задание на следующее занятие.

    Лекции, учебники,

    дополнительная литература, методические разработки.

    — || —

    Занятие начинается с инструктажа преподавателя о содержании и целях занятия. В ходе опроса выясните исходный уровень знаний студентов. В процессе занятия со студентами разбираются особенности строения временных и постоянных зубов, признаки нормы и патологии. Далее разбирают возможные записи зубной формулы: графико-цифровая и международная двузначная системы. Преподаватель со студентами разбирают запись и подсчет индекса интенсивности кариеса зубов, в зависимости от прикуса (временный, сменный и постоянный). Занятие заканчивается решением ситуационных задач и тестовых заданий.

    Контрольные вопросы для выявления исходных знаний студентов:

    1. Особенности строения временных резцов и клыков.
    2. Физиологические варианты строения временных моляров.
    3. Количество временных зубов у ребенка, их обозначение в зубной формуле.
    4. Количество постоянных зубов, обозначение в зубной формуле.
    5. Отклонения в строении зубных рядов при патологии.
    6. Физиологические (возрастные) изменения прикуса и структуры зубов (тремы, диастемы, стирание, прямой прикус).
    7. Признаки патологии зубов (количества, формы, цвета, увлажненности, блеска эмали и т.д.).
    8. Что такое зоны риска и где они располагаются?

    Этапы обследования зубов

    Этап

    Норма

    Патология

    Определение размеров зубов (с помощью зеркала).

    Зубы соответствуют средним размерам их групповой принадлежности.

    Размеры могут быть увеличены или уменьшены.

    Определение формы (целостности) коронки и эмали (с помощью зеркала).

    Форма коронки соответствует групповой принадлежности. Эмаль гладкая, без трещин и других деформаций.

    Форма может быть изменена, в том числе из-за травмы. Разрушение коронок кариоз-ным процессом. Образование участков гипоплазии эмали. Образование участков гиперплазии эмали. Наличие трещин эмали. Повышенная сгораемость зубов.

    Определение цвета коронки зуба, пятен, налета (с помощью зеркала).

    Временные зубы голубовато-белые, постоянные - белые с желтоватым оттенком, светло-желтые, белые. Отсутствуют пятна, нет отложений на зубах.

    При кариесе цвет меловой, коричнево-черный.

    При гипоплазии и флюорозе - меловой, желтая пигментация, пятнистость.

    При наследственных нарушениях от желтого до коричневого, при гибели пульпы - серый, при кровоизлиянии в пульпе - розовый.

    После лечения - окрашивание препаратами.

    Мягкие и (или) твердые зубные отложения.

    Определение блеска эмали (с помощью зеркала).

    Выраженный блеск.

    При кариесе и флюорозе блеск отсутствует.

    Определение состояния поверхности эмали (зондирование).

    Поверхность эмали гладкая, зонд фиксируется в естественных фиссурах и ямках.

    При кариесе поверхность эмали шероховатая, размягченная, зонд фиксируется в полостях. При некариозных поражениях - плотная, шероховатая, бугристая.

    Определение состояния эмали и дентина (с помощью зеркала и зонда).

    Эмаль и дентин сохранены на всех участках коронки.

    При кариесе эмаль и дентин могут быть разрушены с образованием полости, при некариозных поражениях могут быть углубления, бороздки на эмали, повышенное стирание эмали, дентина.

    Для записи зубной формулы используются:

    1. Графико-цифровая система.

    Зуб обозначается цифрой (порядковым номером), помещенной в соответствующий квадрант:

    Постоянные зубы

    Верхняя челюсть

    Справа слева

    Нижняя челюсть

    Временные зубы

    Верхняя челюсть

    Справа слева

    Нижняя челюсть

    1. Международная двузначная система. Зуб обозначается двумя цифрами: 1-я - номер квадранта, 2-я - порядковый номер зуба.

    Для постоянных зубов обозначение квадрантов следующее:

    Для временных зубов обозначение квадрантов следующее:

    при этом порядковый номер временного зуба записывается так же, как и постоянного зуба - арабской цифрой.

    Примеры: зуб 17 = 7 - постоянный второй моляр верхней челюсти справа.

    При клиническом обследовании полости рта особое внимание необходимо обращать также на зоны риска в области зубов. К таким зонам относятся фиссуры (бороздки) на жевательной поверхности моляров и премоляров, пришеечная область зубов, контактные поверхности. В этих местах часто при видимом отсутствии патологии она может носить скрытый характер. В глубине фиссур и на контактных поверхностях - скрытое кариозное поражение, в пришеечной зоне под слоем зубного налета - очаговая деминерализация эмали, нарушение зубодесневого соединения, поддесневой зубной эмали, патологический карман.

    Отличие зубов временного и постоянного прикусов

    Признак

    Временный прикус

    Постоянный прикус

    Количество зубов

    28-32

    Групповая принадлежность

    Резцы, клыки, моляры

    Резцы, клыки, премоляры, моляры

    Размер коронок

    Меньший

    Больший

    Соотношение ширины и высоты

    Преобладает ширина

    Преобладает высота

    Цвет

    Бело-голубой

    Бело-желтый

    Переход коронки в шейку

    Резкий за счет эмалевого валика

    Плавный

    Самая широкая часть коронки

    Пришеечная

    Экваториальная

    Ретенционные пункты

    Фиссуры неглубокие, ямки отсутствуют

    Фиссуры и ямки глубокие

    Выраженность бугров коронок

    После 3-4 лет в норме частично стираются

    В норме в детском возрасте не стираются

    Расположение зубов в зубном ряду

    В первом периоде временного прикуса плотное, во втором периоде появляются тремы

    В норме без трем и диастем

    Подвижность зубов

    В период физиологической резорбции нарастает

    В норме отсутствует

    Расположение корней

    У однокорневых выражен вестибулярный изгиб, у многокорневых корни расходятся широко.

    Выражен признак угла корня

    Толщина твердых тканей зуба

    Меньшая

    Большая

    Степень минерализации

    Меньшая

    Большая

    Наличие "иммунных зон" эмали

    Отсутствует

    Выражены в области бугров, режущего края

    Размер полости зуба

    Относительно большой, корневые каналы широкие.

    Относительно большой после прорезывания, ширина корневых каналов варьирует, с возрастом полость зуба уменьшается, корневые каналы суживаются.

    Строение дентинных каналов

    Короткие, широкие

    Уже, длиннее, с анастомозами

    Схема ориентировочной основы действия –

    изучения вариантов строения зубов у детей. Методика проведения осмотра

    Этапы диагностики

    Средства и условия обследования

    Критерии и формы самоконтроля

    Жалобы больного (матери ребенка).

    Осмотр матери и ребенка.

    Жалоб может и не быть при начальных формах кариеса, флюорозе, гипоплазии, хронической травме зубов, наличии зубных отложении, адентиях, хронических пульпитах, периодонтитах и т.д.

    Анамнез:

    2.1.

    Жизни ребенка

    Опрос матери ребенка, иногда выписка из истории болезни.

    2.1.1.

    Антенатальный период. Течение беременности у матери: токсикозы, гиповитаминозы, инфекционные заболевания.

    При патологическом течении беременности может нарушиться минерализация коронок временных зубов, после прорезывания зубов могут стать кариесвосприимчивыми или быть пораженными гипоплазией.

    Постнатальный период

    а) Характер вскармливания.

    Искусственное вскармливание способствует развитию кариеса.

    б) Заболевания ребенка на первом году жизни.

    Влияют на минерализацию постоянных зубов (гипоплазия системная, восприимчивость к кариесу).

    в) Хронические заболевания: ревматизм, хр. тонзиллит и др. в период формирования зубов;

    после формирования зубов.

    Ведет к нарушению минерализации постоянных зубов.

    Способствует появлению очаговой деминерализации в зонах риска.

    г) Гигиена полости рта: с какого времени чистит зубы, чем, сколько раз, имеет ли индивидуальную зубную щетку, как часто производят её замену.

    Низкий уровень гигиены полости рта способствует развитию кариеса у детей, появлению минерализованных зубных отложений, возникновению пародонтитов.

    д) Характер питания ребенка. Потребление белков - степень кулинарной обработки пищи, наличие углеводов в рационе.

    Полноценное питание и культура потребления углеводов, а также преодоление жевательной ленности оказывают влияние на самоочищение полости рта, ускоряет созревание эмали.

    2.1.2.

    Заболевания: с какого времени появились пятна на зубах, стали разрушаться зубы.

    При появлении пятен на зубах в период прорезывания можно судить о нарушении минерализации, появление их в более поздние сроки и нарушение целостности эмали (дефект эмали говорит о наличии осложненного или неосложненного кариеса).

    Объективное обследование больного, общий осмотр.

    а) определите вид ребенка, степень его физического развития, со стояние кожных покровов, тип дыхания.

    Внешний осмотр

    Бледный, худой, астенического телосложения ребенок часто страдает множественным кариесом.

    Полный, рыхлый, гиперстенического типа сложения ребенок имеет предрасположенность к развитию кариеса.

    Ротовое дыхание благоприятствует развитию кариеса.

    б) Состояние лимфатических узлов: поднижнечелюстных, шейных, подбородочных.

    Пальпация лимфоузлов.

    Увеличенные лимфоузлы пальпируются при хронических заболеваниях и множественном осложненном кариесе.

    в) Слюнные железы: секреция, характер слюны.

    Осмотр с помощью

    зеркала.

    Гипосаливация и повышенная вязкость слюны способствует развитию кариозного процесса, воспалительных заболеваний полости рта.

    г) Слизистая оболочка преддверия и полости рта, зоны риска слизистой (уздечки, губы и язык, десневая бороздка, ретромолярный треугольник.

    Осмотр с помощью

    зеркала.

    Хронические воспалительные заболевания миндалин, полости рта способствуют развитию множественного кариеса (страдает гигиена полости рта).

    д) Заполнение зубной формулы, подсчет индексов:

    кп - временный прикус

    кп + КПУ – сменный прикус

    КПУ – постоянный прикус.

    Осмотр с помощью зеркала и зонда.

    Выявление

    к – кариозных временных зубов

    к - кариозных временных зубов

    п - пломбированных временных зубов

    К - кариозных постоянных зубов

    П - пломбированных постоянных зубов

    У - удаленных постоянных зубов

    по поводу осложненного кариеса.

    Ситуационные задачи

    1. Определите и запишите зубную формулу ребенка 5-и лет, он имеет все временные зубы.
    2. Ребенок 8-и лет кроме временных имеет в прикусе все первые постоянные моляры и постоянные резцы верхней и нижней челюсти. Какой это прикус?
    3. Ребенок 13 лет имеет все постоянные зубы. Запишите его зубную формулу.
    4. У ребенка 4-х лет прямой скользящий прикус. Норма это или патология?
    5. У ребенка 13 лет в зубной формуле отсутствуют верхние боковые резцы. Ваша тактика в оценке уровня здоровья?
    6. У ребенка 13 лет сформирован постоянный прикус, имеется широкая диастема, между центральными резцами имеется шиловидный зуб. Диагноз?
    7. У ребенка 7 лет не стерты моляры и клыки. Норма это или патология?

    Список литературы для подготовки к занятиям по разделу

    «Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний»

    кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА (IV семестр).

    Учебно-методическая литература (основная и дополнительная с грифом УМО), в том числе подготовленная на кафедре, электронные учебные пособия, сетевые ресурсы:

    Профилактический раздел.

    А. ОСНОВНАЯ.

    1. Детская терапевтическая стоматология. Национальное руководство: [с прил. на компакт-диске] / ред.: В.К.Леонтьев, Л.П.Кисельникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 890с. : ил.- (Национальный проект «Здоровье»).
    2. Канканян А.П. Болезни пародонта (новые подходы в этиологии, патогенезе, диагностике, профилактике и лечении) / А.П. Канканян, В.К.Леонтьев. - Ереван, 1998. – 360с.
    3. Курякина Н.В. Стоматология профилактическая (руководство по первичной профилактике стоматологических заболеваний) / Н.В.Курякина, Н.А. Савельева. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. - 288с.
    4. Курякина Н.В. Терапевтическая стоматология детского возраста / под ред. Н.В.Курякина. – М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. – 744с.
    5. Лукиных Л.М. Лечение и профилактика кариеса зубов / Л.М.Лукиных. - Н.Новгород, НГМА, 1998. - 168с.
    6. Первичная стоматологическая профилактика у детей. / В.Г. Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д.Вагнер. – Омск, 1997. - 315с.
    7. Профилактика стоматологических заболеваний. Учеб. Пособие /Э.М.Кузьмина, С.А.Васина, Е.С. Петрина и др. – М., 1997. – 136с.
    8. Персин Л.С. Стоматология детского возраста /Л.С. Персин, В.М. Емуарова, С.В. Дьякова. – Изд. 5-е переработанное и дополненное. – М.: Медицина, 2003. - 640с.
    9. Справочник по детской стоматологии: пер. с англ. / ред. А.Камерон, Р.Уидмер. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2010. – 391с.: ил.
    10. Стоматология детей и подростков: Пер. с англ. / под ред. Ральфа Е. Мак-Дональда, Дейвида Р. Эйвери. - М.: Медицинское информационное агентство, 2003. – 766с.: ил.
    11. Сунцов В.Г. Основные научные работы кафедры стоматологии детского возраста / В.Г. Сунцов, В.А.Дистель и др. - Омск, 2000. - 341с.
    12. Сунцов В.Г. Применение лечебно профилактических гелей в стоматологической практике /под ред. В.Г. Сунцова. - Омск, 2004. – 164с.
    13. Сунцов В.Г. Стоматологическая профилактика у детей (руководство для студентов и врачей) / В.Г.Сунцов, В.К.Леонтьев, В.А.Дистель. – М.: Н.Новгород, НГМА, 2001. – 344с.
    14. Хамадеева А.М., Архипов В.Д. Профилактика основных стоматологических заболеваний / А.М.Хамдеева, В.Д.Архипов. - Самара, СамГМУ – 2001. – 230с.

    Б. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ.

    1. Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 1). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. – Иркутск, 2001. – 70с.
    2. Васильев В.Г. Профилактика стоматологических заболеваний (Часть 2). Учебно-методическое пособие / В.Г.Васильев, Л.Р.Колесникова. – Иркутск, 2001. – 87с.
    3. Комплексная программа стоматологического здоровья населения. Сонодент, М., 2001. – 35с.
    4. Методические материалы для врачей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учетелей школ, студентов, родителей / под ред. В.Г. Васильева, Т.П. Пинелис. – Иркутск, 1998. – 52с.
    5. Улитовский С.Б. Гигиена полости рта - первичная профилактика стоматологических заболеваний. // Новое в стоматологии. Спец. выпуск. – 1999. - №7(77). – 144с.
    6. Улитовский С.Б. Индивидуальная гигиеническая программа профилактики стоматологических заболеваний / С.Б. Улитовский. – М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. – 292с.
    7. Фёдоров Ю.А. Гигиена полости рта для всех / Ю.А. Фёдоров. – СПб, 2003. - 112с.

    Сотрудниками кафедры стоматологии детского возраста издана учебно-методическая литература с грифом УМО

    С 2005 года

    1. Сунцов В.Г.Руководство к практическим занятиям по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. – Омск, 2005. -211с.
    2. Сунцов В.Г. Руководство по детской стоматологии для студентов педиатрического факультета / В.Г.Сунцов, В.А.Дистель, В.Д.Ландинова, А.В.Карницкий, А.И.Матешук, Ю.Г.Худорошков. - Ростов на Дону, Феникс, 2007. - 301с.
    3. Применение лечебно-профилактических гелей в стоматологической практике. Руководство для студентов и врачей / Под редакцией профессора В.Г.Сунцова. - Омск, 2007. - 164с.
    4. Стоматологическая профилактика у детей. Руководство для студентов и врачей / В.Г.Сунцов, В.К. Леонтьев, В.А. Дистель, В.Д. Вагнер, Т.В.Сунцова. - Омск, 2007. - 343с.
    5. Дистель В.А. Основные направления и методы профилактики зубочелюстных аномалий и деформаций. Пособие для врачей и студентов / В.А.Дистель, В.Г.Сунцов, А.В.Карницкий. – Омск, 2007. - 68с.

    Электронные учебные пособия

    1. Программа для текущего контроля знаний студентов (профилактический раздел).
    2. Методические разработки к практическим занятиям студентов 2 курса.
    3. «О повышении эффективности оказания стоматологической помощи детям (проект приказа от 11.02.05)».
    4. Требования к сан-гигиеническому, противоэпидемическому режимам и условиям труда работающих в негосударственном ЛПУ и кабинетах частнопрактикующих врачей стоматологического профиля.
    5. Структура Стоматологической Ассоциации федерального округа.
    6. Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов.
    7. Иллюстрированный материал к государственным междисциплинарным экзаменам (04.04.00 «Стоматология»).

    С 2005 года сотрудниками кафедры изданы электронные учебные пособия:

    1. Учебное пособие кафедры стоматологии детского возраста ОмГМА по разделу «Профилактика и эпидемиология стоматологических заболеваний» (IV семестр) для студентов стоматологического факультета /В.Г.Сунцов, А.Ж.Гарифуллина, И.М.Волошина, Е.В.Екимов. – Омск, 2011. – 300 Mb .

    Видеофильмы

    1. Обучающий мультфильм по чистке зубов фирмы «Колгейт» (детская стоматология, раздел профилактика).
    2. «Скажите доктор», 4 научно-практическая конференция:

    Г.Г. Иванова. Гигиена полости рта, средства гигиены.

    В.Г. Сунцов, В.Д. Вагнер, В.Г. Бокая. Проблемы профилактики и лечения зубов.

    Запись зубной формулы графико-цифровая система

    87654321 12345678
    87654321 12345678
    V IV III II I I II III IV V
    V IV III II I I II III IV V
    постоянные зубы
    5
    временные зубы
    V

    Запись зубной формулы Международная двузначная система ВОЗ

    1
    2
    18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28
    48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38
    4
    3
    6
    5

    постоянные зубы

    8
    7
    временные зубы

    Запись зубной формулы

    С – кариес
    Р – пульпит
    Pt – периодонтит
    П – пломба
    О – отсутствующий зуб
    К – коронка
    R - корень

    Индексы для оценки распространенности и интенсивности кариеса

    Распространенность кариеса

    лица, у которых найдены
    те или иные проявления кариеса
    Х
    общее количество обследованных
    100%

    Интенсивность кариеса зубов

    Интенсивность кариеса постоянных зубов
    Индекс КПУз – сумма кариозных,
    пломбированных и удаленных зубов.
    Индекс КПУп – сумма поверхностей,

    удаленных зубов.
    O
    C
    П
    С
    Pt
    17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27
    47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37
    О
    C2
    П3 П
    КПУз =
    КПУп =

    Интенсивность кариеса зубов

    Интенсивность кариеса временных зубов
    Индекс кпз – сумма зубов, пораженных
    кариесом и пломбированных.
    Индекс кпп – сумма поверхностей, пораженных
    кариесом и пломбированных.
    Р
    С2 С
    C
    55 54 53 52 51 61 62 63 64 65
    85 84 83 82 81 71 72 73 74 75
    О О
    Рt3
    кпз =
    кпп =

    Интенсивность кариеса зубов

    Интенсивность кариеса зубов в период
    сменного прикуса
    Индекс КПУз+кпз - сумма постоянных и
    временных зубов, пораженных кариесом,
    пломбированных, удаленных постоянных
    зубов.
    Индекс КПУп+кпп - сумма поверхностей
    постоянных и временных зубов,
    пораженных кариесом, пломбированных,
    удаленных постоянных зубов.

    10. Интенсивность кариеса зубов

    O
    C
    П
    С2
    16 55 54 53 12 11 21 22 63 64 65 26
    46 85 84 83 42 41 31 32 73 74 75 36
    О
    C2
    O
    C
    П С2

    6 V IV III 2 1 1 2 III IV V 6
    О
    C2
    КПУз+кпз =
    КПУп+кпп =

    11. Среднегрупповая интенсивность кариеса зубов

    сумма индивидуальных интенсивностей
    количество обследованных в группе

    12. Уровни интенсивности кариеса по ВОЗ для 12-летних детей

    КПУ = 0 – 1,1 очень низкий уровень
    КПУ = 1,2 – 2,6 низкий уровень
    КПУ = 2,7 – 4,4 средний уровень
    КПУ = 4,5 – 6,5 высокий уровень
    КПУ = 6,6 и выше – очень высокий уровень

    13. Прирост интенсивности кариеса

    изменение индекса интенсивности кариеса
    за какой-либо промежуток времени
    (например, через 1 год).
    индивидуальный
    среднегрупповой

    14. Редукция прироста интенсивности кариеса (по Лубоцкой)

    Мк - Мо
    Х
    Мк
    100%
    Мк – прирост среднегрупповой интенсивности
    кариеса в контрольной группе
    Мо - прирост среднегрупповой интенсивности
    кариеса в опытной группе