Каменский я а биография. Ян амос коменский биография кратко

Ян Коменский является известным чешским педагогом и писателем. Будучи епископом Чешскобратской церкви, он получил большую известность благодаря инновационным классно-урочным методам обучения.

В это время Ян Коменский написал множество статей, направленных на возвращение его народу законных территорий и веры. Вскоре он начал подвергаться гонениям, как, впрочем, и его братья по вере.

В результате, реформатор оказался в польском Лешно, где он находился в относительной безопасности.

Первой супругой Яна Коменского была Магдалина Визовская, с которой он прожил 4 года. В 1622 г. она и двое их детей скончались от чумы.

Спустя 2 года Коменский снова вступил в брак, женившись на дочери епископа Марии-Доротее.

Несмотря на беспрерывные войны и религиозное преследование, Коменский продолжал заниматься писательской деятельностью. Одним из самых известных его произведений является «Великая дидактика», в которой он собрал большинство своих работ.

Серьезное внимание Коменский уделял реформированию знаний. Он постоянно стремился усовершенствовать .

Признание в обществе

В начале 1630-х годов, популярность Яна Коменского стала набирать обороты. Его переводились на разные языки и вызывали большой интерес в обществе.

Например, учебник «Открытая дверь к языкам» (1631), позволял быстрее и легче изучать латынь.

В этой книге, в отличие аналогов, вместо традиционных склонений, спряжений и правил, давалось описание реальной действительности.

В скором времени Ян Коменский написал очередную книгу «Христианское всезнание». Она была переведена на и опубликована под названием «Реформа школ».

Его видение воспитания и образования детей было совершенно новым, вследствие чего оно активно обсуждалось в обществе.

Яна стали приглашать в и Францию, где у него было много сторонников. Кардинал Ришелье даже предлагал ему продолжить работать в Париже, обещая создать для него все необходимые условия. Но Коменский отказался.

Вскоре, ему удалось встретиться с , имя которого было известно всей Европе.

Пансофия Яна Коменского

Обосновавшись в Швеции, Ян Коменский вновь столкнулся с трудностями. Руководство Оксеншерна настаивало на том, чтобы педагог писал для обучения школьников.

Однако на тот момент времени Каменский работал над пансофией (обучение всех всему). Тем более что эта идея набирала популярность среди европейских ученых.

В результате, в 1651 г. ему удалось закончить написание сочинения под названием «Пансофическая школа». В нем было изложено устройство пансофической школы, принципы ее работы, учебный план и общий распорядок дня.

По сути, этот труд представлял собой образец для всеобщего получения универсальных знаний.

Неудача в Шарошпатаке

В 1650 г. князь Сигизмунд Ракоци из Трансильвании, пригласил Яна Коменского обсудить школьные реформы, которые планировалось провести в скором будущем.

Кроме этого, Сигизмунд хотел более подробно рассмотреть пансофию Коменского. Педагог согласился помочь князю, и вскоре принялся за работу.

В одной из школ он осуществил множество преобразований, однако в прошествии нескольких лет никаких серьезных результатов не последовало.

Несмотря на отсутствие заметных успехов, Коменский смог в это время написать произведение «Чувственный мир в картинках», которое стало настоящим прорывом в педагогике.

Изображение Коменского на барельефе, украшающем здание школы в Долани (Чехия)

В нем для изучения языков Ян Коменский начал использовать картинки, чего ранее никто не предпринимал. Вскоре он скажет, что «слова должны сопровождаться вещами, и не могут изучаться отдельно от них».

Интересен факт, что современные также включают в себя цветные иллюстрации. Кроме этого, картинки или образы используются в большинстве мнемонических техник.

Последние годы жизни

После того, как Ян Коменский возвратился из Трансильвании в Лешно, между Швецией и Польшей началась война.

Вследствие этого были утеряны все рукописи Коменского, а ему самому пришлось вновь переезжать в другую страну.

Следующим и последним местом жительства Коменского стал Амстердам. За время проживания в этом городе он завершил объемный труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», состоящий из 7 частей.

Ян писал его на протяжении 20 лет, и таким образом смог подвести итоги всей своей деятельности. И хотя фрагменты произведения были опубликованы еще в конце 17 века, оно считалась утерянным.

В 30-е годы 20 века были найдены остальные 5 частей книги. В полном объеме данный труд опубликовали на латинском языке лишь в 1966 г.

Ян Амос Коменский умер в ноябре 1670 г. в возрасте 78 лет. Его похоронили в Наардене, неподалеку от Амстердама.

Идеи и дидактика Яна Коменского

Прочитав краткую биографию Коменского, предлагаем вам ознакомиться с основными идеями великого педагога.

Путь света

Путь света представляет собой разработанную Коменским программу, направленную на просветление человека. Основными ее темами стали благочестие, знание и добродетель.

Большое внимание Коменский уделял Богу. Он считал, что человек обязан открыться для 3-х откровений:

  • видимому творению, в котором видна сила Творца;
  • человеку, созданному по подобию Бога;
  • слову, с его обещанием доброй воли по отношению к человеку.

Все знания и незнания должны быть взяты из 3-х книг: природы, разума (духа человека) и Священного Писания.

Для того чтобы достичь такой мудрости, индивиду надо задействовать чувства, разум и веру.

В связи с тем, что человек и природа созданы Богом, у них должен быть похожий порядок вещей, благодаря которому можно достичь гармонии во всем.

Знать себя и природу

Данная доктрина макрокосма-микрокосма позволяет удостовериться в том, что человек может постичь до сих пор нереализованную мудрость.

Вследствие этого, каждый индивид становится пансофистом – маленьким богом. Язычники не в состоянии постичь такой мудрости по причине нехватки явленного Слова, которым, согласно христианству, является Иисус Христос.

По мнению Яна Коменского, человеку необходимо обращаться только к божественным произведениям и познавать что-либо посредством прямого столкновения с вещами.

Он утверждал, что любое обучение и получение знаний начинается с чувств. Жизнь и мир любого человека являются школой.

Природа учит, учитель является слугой природы, а натуралисты – священниками в храме природы. Исходя из всего сказанного, каждый человек должен стремиться познать себя и природу.

Энциклопедия всезнания

Под этим понятием подразумевается метод, посредством которого человек способен видеть порядок вещей, осознавая их причины.

Благодаря этому, каждый индивид в полной мере сможет постичь различные знания. Более того, человеку удастся достичь состояния, в котором он находился до грехопадения Адама и Евы.

Новаторство в образовании

По мнению Яна Коменского, ребенка следует воспитывать таким образом, чтобы он мог сопоставлять вещи и слова. Обучая его родному языку, родителям нужно избегать пустых слов и сложных понятий.

Книги в учебных заведениях должны быть распределены по группам. То есть, ребенка надо обучать только тому, что он в силах постичь на данный момент времени.

Жизнь как школа

Ян Коменский считал, что вся жизнь является для человека школой и подготовкой к вечной жизни. Девочки и мальчики должны обучаться вместе.

Преподаватели не должны оказывать эмоционального давления на учеников, а тем более подвергать их физическому наказанию.

Процесс обучения должен проходить в игровой манере. Если ребенок не сможет овладеть той или иной , это ни в коем случае не является его виной.

В своих трудах Ян Коменский утверждал, что в основе преобразования человечества должна стоять пансофия, в то время как теология будет являться направляющим мотивом.

В собственных произведениях педагог использовал множество цитат из Священного Писания.

Среди библейских книг его больше всего интересовали пророчества Даниила и Откровение Иоанна Богослова.

Он считал, что читая эти книги, человек сможет получить важнейшие знания, необходимые для библейского тысячелетия.

Человек своего времени

Стоит отметить, что Яна Коменского мало интересовало развитие науки. Вместо этого он акцентировал свое внимание на богословии.

Все свои идеи он заимствовал из теологии Богемских братьев. Более того, он активно изучал труды таких известных деятелей, как Николая Кузанского, Бэкона, Якоба Беме, Хуана Луиса Вивеса, Кампанелла и других мыслителей.

Вследствие этого, Коменскому удалось собрать большой багаж знаний, который помог ему сформулировать собственные взгляды в отношении проблем образования, богословия и научной педагогики.

Что же, надеемся, что теперь вы знаете о жизни и трудах Яна Коменского все самое необходимое. Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею в социальных сетях.

Если же вам вообще нравятся – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org любым удобным способом. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.


Введение

1.1 Краткая биография

1.2 Педагогическое наследие

2. Материнская школа

Заключение


Введение


Ян Амос Коменский - знаменитый чешский педагог, "отец новой педагогики", гуманист, общественный деятель. Современен ли он сегодня - ведь его идеи родились несколько столетий назад? Большинство педагогов сходятся в едином мнении - конечно, современен. Именно он впервые обосновал стройную педагогическую систему, начал говорить о гуманизации процесса образования. Коменский - создатель системы всеобщего образования. Он поставил вопросы об общеобразовательной школе и плановости школьного обучения, о соответствии ступеней образования возрасту человека, об обучении на родном языке.

Деятельность Коменского была посвящена проблемам образования и воспитания, исправления общества в целях взаимопонимания и сотрудничества между народами для "достижения лучшей жизни во всем мире".

По его определению учитель должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе. Своим потомкам Коменский оставил богатейшее педагогическое наследие, оказав огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения "Великой дидактики" вошли в современную теорию обучения, а перечитывая его книгу "Материнская школа", очередной раз убеждаешься, что это классика мировой педагогики.

Таким образом, актуальность данной темы сомнений не вызывает.

Цель: охарактеризовать основные положения педагогического наследия Яна Амоса Коменского.

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.

1. Ян Коменский: педагогическое наследие


1.1 Краткая биография


Коменский Ян Амос родился в 1592 году в Нивнице, в Чехии, в протестантской семье Общины чешских братьев.

В 1608-1610 гг. учился в братской латинской школе, где преподавание было настолько неинтересным, что уже в последних ее классах Коменский начал задумываться о реформировании школьного обучения. Затем учился в Герборнской академии, где после долгого общения с педагогом Я.Г. Альштедом, принял решение стать учителем. Двагода проучился в Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии - "Театр всех вещей" (1614-1627) и начал работу над полным словарём чешского языка "Сокровищница чешского языка". Этот труд занял у него 44 года (1612-1656). В 1614 году - учитель братской школы в Приерове. Именно тогда он впервые начинает использовать свой метод обучения латыни, опираясь на "Правила более легкой грамматики".

В 1616 году он стал священником семейной Общины чешских братьев и проповедником. В 1618-1621 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения-Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В 1627 году Каменский приступил к созданию труда под названием "Дидактика" на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою "Дидактику" на чешском языке (1632), и почти сразу же переведя ее на универсальный язык науки - латынь - под названием "Великая дидактика" (1633-1638).

Каменский подготовил несколько учебников: "Открытая дверь к языкам" (1631), "Астрономия" (1632), "Физика" (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания - "Материнская школа" (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), вызвавшее большой интерес европейских учёных.

В 1650 году Каменский был приглашен в Венгрию для перестройки школьного образования в землях князя Сигизмунда Ракоци, где попытался частично реализовать свою идею устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении "Пансофическая школа" (1651).

В 1657 году по приглашению амстердамского сената он выехал в Голландию, где и прожил до самой смерти. В Амстердаме Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 году капитальным трудом "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих", в котором дал план реформы человеческого общества. Первые две части труда были опубликованы в 1662 году, рукописи остальных пяти частей были найдены только в 30-х гг.20 в.; полностью этот труд был опубликован в 1966 году. Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Каменский применил метод драматизации учебного материала и на основе "Открытой двери к языкам" написал ряд пьес, составивших книгу "Школа-игра" (1656). В Венгрии он закончил первый в истории иллюстрированный учебник "Мир чувственных вещей в картинках" (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов. Итог своим трудами Каменский подвел в книге "Единственно необходимое" (1668). Умер в Амстердаме в 1670 году.


1.2 Педагогическое наследие


Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

коменский педагогическое наследие педагог

Самый известный теоретический труд Коменского по педагогике "Дидактика ", т.е. общая теория обучения. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.

"Материнская школа " - о воспитании ребенка в первые шесть лет жизни.

"Открытая дверь к языкам " - энциклопедический учебник латинского языка, переведенный на 16 языков мира. "Мир чувственных вещей в картинках " - учебник латинского языка для начинающих, упрощённый вариант книги "Открытая дверь языков", первая успешная попытка создания учебной книги на основе психологических принципов. Здесь реализована идея развития внешних органов чувств как главного источника познания у детей; правила перехода от конкретного к отвлеченному, от целого к части и обратно, от простого к сложному. Этот учебник в несколько переработанном виде использовался в некоторых странах Европы до 2-й пол. 19 в., который стал обязательной учебной книгой по "Уставу народных училищ в Российской империи" (1786).

Стремясь сделать учение для школьников более интересным, Коменский составил учебную книгу "Школа-игра ", которая представляла собой драматизацию содержания "Открытой двери языков" и предназначалась для постановки на сцене школьного театра.

"Пансофия " - представляет попытку охватить в одной системе все человеческие знания таким образом, чтобы они составили одно логическое целое, в котором одно вытекает из другого, и знание было бы прочным, убедительным и всем доступным. Одинаковые знания всех обо всем должны стать средством всеобщего улучшения человечества, средством устранения споров и войн и осуществления международного сотрудничества.

Основные педагогические идеи Коменского: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал, что воспитание нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.

В дидактическом учении Коменского одно из важных мест занимает вопрос об общих принципах обучения, которые обычно называют дидактическими принципами . Принципы обучения подразумевают те положения общеметодического характера, на которые опирается обучение и учение вообще. Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:

) принцип сознательности и активности;

) принцип наглядности;

) принцип постепенности и систематичности знаний;

) принцип упражнений и прочного овладения знаниями и навыками.

Каменский требовал гармонического развития человеческих способностей, пробуждения и укрепления самостоятельности и инициативности ученика, гуманного обращения с учащимися. Он доказывал необходимость наглядного обучения и бесполезность механического заучивания на память чего-либо непонятного. Принцип наглядности, первичности ощущений воплощается во всех его педагогических работах.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам - сначала родному, потом латинскому - как языку науки, культуры того времени.

В учебном методе самым существенным он считал порядок и естественность . Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников.

Коменский был убежден в том, что разум человека способен охватить все, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далекому , от знакомого к незнакомому , от целого к частному , добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. При этом сначала у ребёнка надо пробудить интерес к учению, используя для этого различные методы.

Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причем под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания . Вначале он отдавал предпочтение предметному принципу и был автором ряда предметных учебников по физике, геометрии, геодезии, географии, астрономии, истории, но затем пришёл к убеждению, что человек должен получить систему знаний о мире. Примером такого собрания важнейших знаний о мире, природе, человеке, общественном устройстве и духовной области является учебник "Открытая дверь языков". Учебник представлял собой пособие нового типа, он отвергал традиционный догматический путь изучения грамматики и синтаксиса, предлагал метод усвоения языка на основе познания элементов реального мира.

Коменский разработал классно-урочную систему обучения , которая заменила индивидуальную.

Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:

детство - от рождения до 6 лет включительно;

отрочество - от 6 до 12 лет;

юность - от 12 до 18 лет;

возмужалость - от 18 до 24 лет.

В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления, и возмужалость - развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал для каждого из этих возрастных периодов единую школьную систему - от дошкольного воспитания до высшего образования:

для детей от рождения до 6 лет он предлагает материнскую школу , под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери;

с 6 до 12 лет дети обучаются в элементарной школе - школа родного языка в каждой общине, селении, местечке (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания). Коменский также считал, что в "школе родного языка" необходимо знакомить детей с ремёслами;

следующая ступень обучения - в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет - латинская школа или гимназия . В учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными "семью свободными искусствами" естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих "свободных искусств", связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки;

наконец, в каждом государстве должна быть академия - высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет.

Эту систему, описанную уже в "Чешской дидактике", Коменский в "Пампедии" (всеобщее воспитание) расширил, добавив к ней "школы зрелого возраста и старости", в которых "преподаёт" сама жизнь. Здесь должны преобладать мудрость, жизненный опыт и пр.

Таким образом, Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный приём учащихся осенью, классно-урочная система, учёт знаний учащихся, продолжительность учебного дня и т.д.).

Каменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Так, многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения. Рекомендации его по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в школах различных стран.

Гениальный сын чешского народа, педагог-классик, основоположник педагогической науки, великий мыслитель, патриот, демократ-гуманист и самоотверженный борец за мир между людьми, Ян Амос Коменский принадлежит к числу тех исторических личностей, которые своими творениями и беззаветным служением народу снискали неувядаемую славу и любовь.

Великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая всё то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою современность и необходимость.

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Эта идея проходит красной нитью через его главный труд: "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих", одну из частей которого он назвал "Пампедией" ("Всеобщим воспитанием") где он, в частности, развивает мысль о том, что воспитание и образование человека не заканчивается после выхода из школы. Школьное воспитание и образование должно готовить юношество к будущему самовоспитанию и самообразованию.


2. Материнская школа


В своей книге "Материнская школа" Коменский пишет, что "дети бесценное сокровище." и как счастливы те, кому Бог даровал детей, "для родителей, дети должны быть милее и дороже, чем золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни.". "Золото, серебро, драгоценные камни не могут научить нас ничему, чему нас учат другие творения, а именно - божественной мудрости, благости. А дети нам даются как зеркало скромности, приветливости, доброты, согласия и других христианских добродетелей".

По мнению Ян Коменского, родители должны прилагать максимум старания для правильного воспитания своих творений. Родители часто заблуждаются, видя исполнение родительского долга в обучении детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами. Коменский говорит, что о теле, здоровье нужно заботиться для того, чтобы оно стало достойным вместилищем для нравственности, развитого ума, и было освещено блеском истинной мудрости. В книге "Материнская школа" он фактически ставит перед родителями задачу - разностороннее воспитание детей. На своем жизненном пути дети могут сталкиваться "с различными случайностями", и родители должны учить детей "осторожно и разумно управлять самим собой и всеми внешними и внутренними своими действиями, касающимися настоящей жизни". Предназначение родителей - заботиться о детях, давать им возможность приобретать "изящные культурные навыки и обучаться всему, необходимому для жизни." Коменский выделяет "троякую" цель воспитания: вера и благочестие; добрые нравы; знание языков и наук. И все это в таком порядке, подчеркивает он, а не наоборот.

В своей книге педагог-новатор подчеркивает необходимость обучения и воспитания детей в противовес теориям, которые говорят, что ребенок должен и может самостоятельно обучаться всему. Нельзя никому думать, говорит он, что юношество само по себе, без усилий и труда, может быть воспитано в благочестии, добродетели и науках. Если ребенок нуждался в том, чтобы его научили кушать, пить, бегать, разговаривать и др., то каким образом ему без труда, само по себе может "достаться обладание более высокими и более удаленными от внешних чувств качествами веры, добродетели, мудрости и знания?" Конечно, это "совершенно невозможно".

Родители являются для детей первыми учителями-наставниками, на них возложена "обязанность с величайшей старательностью внедрять в самый нежный ум и искусно внушать ему относящиеся к познанию" знания "и говорить об этом детям, дома ли они или гуляют на дороге, ложатся ли спать или встают".

"Но так как часто родители, - пишет Ян Коменский, - или не способны воспитывать детей, или вследствие занятий служебными или семейными делами не имеют времени на это…, то, по мудрому и спасительному решению, издревле было установлено, что в каждом государстве образование юношества поручалось мужам мудрым, почтенным". Педагоги, наставники, учителя воспитывали и обучали детей в специальных местах, которые назывались коллегиями, школами, гимназиями, т.е. местах отдыха и литературных развлечений. Однако, со временем обучение детей "отклонилось безмерно далеко от первоначального своего приятного характера" и стало "местом тяжелой работы и мучения". Далее Коменский говорит о том, что ребенку гораздо легче привить хорошие манеры, нравственность в юные годы, чем потом его перевоспитывать. И потому родители не должны откладывать воспитание и образование своих детей на более позднее время, на учителей, они должны сами "изучить способы обращения со своими сокровищами…, чтобы под их собственным руководством дети начинали возрастать в мудрости и любви к людям".

По мнению Коменского, в первые шесть лет жизни детей родители должны научить их следующему:

умеренности - дети должны есть и пить "сообразно с требованиями природы; не объедаться и не переполняться пищей и питьем сверх необходимости";

опрятности - где бы ни находился ребенок, он должен "соблюдать приличия при еде, в одежде и в попечении о теле";

почтительности - с уважением относиться к старшим, словам, действиям;

предупредительности - "чтобы они по знаку и слову старших готовы были немедленно выполнить все";

говорить правду - "что есть - то есть, чего нет - того нет. Пусть же никогда не приучают лгать и говорить не то, что есть, серьезно или в шутку";

справедливости - "чтобы они не касались ничего чужого, не трогали, не брали тайно, не прятали и не причиняли кому-либо вреда";

благотворительности - чтобы дети были "приятными для других, чтобы они были щедрыми, а не скупыми и не завистливыми";

трудолюбию - "чтобы они привыкли избегать ленивого досуга";

молчанию - должны уметь не только говорить, но и молчать, "где это необходимо: когда говорят другие";

терпению - "чтобы они не думали, что все должно являться к ним по их мановению; с раннего возраста постепенно они должны приучаться обуздывать страсти";

деликатности (гуманности) и готовности служить старшим - такое воспитание "является особенным украшением юношества, то будет уместным, чтобы и к этому также приучались они с детства";

изяществу манер - проявлять к каждому "деликатность, уметь приветствовать, подавать руку, благодарить за одолжение и прочее";

держать себя с достоинством - "во всем вести себя сдержанно и скромно".

В своей книге выдающийся педагог впервые поднимает вопрос о безопасности ребенка. В первую очередь женщина должна начинать заботиться о здоровье своего ребенка, когда он находится в утробе матери. Он говорит о необходимости сосредоточенно-возвышенного и осторожного отношения беременной женщины к себе и своему будущему ребенку, отношения, призванного способствовать рождению здорового потомства. Заботясь о здоровье ребенка, женщина, носящая его в своем чреве, должна заботиться о себе, чтобы "как-нибудь не навредить ребенку". Женщина, по мнению Коменского, должна соблюдать воздержанность и умеренность, чтобы объеданием и опьянением или несвоевременным постом, очищениями, кровопусканиями, простудами и пр. не изнурять себя и не подрывать своих сил или чтобы не губить и не ослаблять своего ребенка. Женщина должна быть очень осторожной, чтобы не поскользнуться, не споткнуться, не натолкнуться на что-либо или удариться обо что-либо, или "даже неосторожно ступать, так как весьма легко всем этим повредить слабого и еще не окрепшего во чреве ребенка".

Далее Коменский говорит о том, что беременная женщина должна строго воздерживаться от всяких волнений, "чтобы не предаваться внезапному страху, не слишком сердиться, не мучиться, не терзаться и прочему". На рождение здорового ребенка, пишет Коменский, влияют и внешние действия матери. Женщина не должна ослаблять себя излишним сном, валяясь в постели, "вялостью и бездельем", занимаясь делами и выполнением работ, она должна быть бодрой, по возможности быстрой и веселой, "ведь какою она бывает тогда сама, такого характера она родит ребенка".

Большое внимание в книге Коменского уделено детскому питанию, вскармливанию ребенка. Он предлагает обратить особое внимание на то, чтобы мать вскармливала своего младенца сама, своим грудным молоком, "сама была его кормилицей" и подвергает порицанию тех матерей, которые "поручают это делать чужим женщинам". Он сожалеет, "что это жестокое отчуждение детей от их матерей и питание чужим молоком кормилиц (если только не вымывается это каким-нибудь неизбежным случаем или слабостью матери), прежде всего, противно. природе, во-вторых, вредно для детей, в-третьих, гибельно для самих матерей, в-четвертых, совершенно не заслуживает уважении и достойно сильнейшего порицания".

Позже постепенно, вместе с молоком матери, ребенка можно приучать к другой пище, такой, которая ему более близка и естественна. "Эта пища должна быть мягкой, сладкой, легко перевариваемой".

Обращаясь к родителям, Коменский говорит о том, чтобы они не давали без необходимости детям лекарства, а также "горячего и острого". Когда дети подрастут и их отнимут от груди, "их нужно питать подобною пищей, приготавливая ее в умеренном количестве, а именно - хлебом, кашами, какими-либо овощами, водою, легкими фруктовыми напитками; нужно доставлять им умеренный сон, частые игры, легкие движения".

За здоровьем детей, как считает Коменский, нужно следить с величайшей тщательностью, так как их небольшое тело хрупко, кости мягкие, кровеносные сосуды слабы, ни один член еще не развился вполне и совершенно. Нужна разумная предусмотрительность в том, как ребенка взять на руки, приподнять, носить, положить, спеленать, качать в колыбели, чтобы по неосторожности не повредить ему, как бы он не упал из рук, не ушибся, а оттуда, как бы не лишился слуха, не стал хромым или увечным.

Дети взрослеют, начинают сидеть, стоять, бегать, они подвижны и любознательны, но еще слабы и неустойчивы, и окружающий мир грозит им ссадинами, шишками, царапинами. Чтобы обезопасить детей от травм, чтобы они во время игр, забав "не ударялись обо что-либо, нужны маленькие кресла, повязки на коленях, колясочки". Занимаясь с детьми разными физическими упражнениями, движениями и бегом, родители должны побеспокоиться о безопасности ребенка во время этих занятий. Нужно в первую очередь выбрать подходящее, безопасное место для детей и показать им "такой способ упражнения, который был бы безвредным".

Далее он говорит о том, что детей всегда нужно одевать по сезону и соответственно погоде, "от холода и простуды их будет защищать соответствующая одежда и теплое жилище". Родители должны постоянно заботиться о том, чтобы слабое, нежное здоровье детей "не потерпело ущерба от ушибов или от чрезмерного жара и холода, от обилия пищи или питья или от голода и жажды", нужно во всем соблюдать умеренность.

Говоря о том, что ребенок должен вести "упорядоченный образ жизни", педагог впервые пишет о соблюдении режима дня. Родители должны следить за тем, чтобы ребенок несколько раз в день ложился спать, нужно несколько раз в день кормить ребенка, развлекать игрой. Соблюдение режима "весьма полезно" и со временем станет основой порядка.

Коменский пишет, что дети для полноценного развития требуют ежедневных упражнений и движения. Чем больше ребенок занят делами, чем больше ребенок что-либо делает, бегает, играет, тем быстрее он развивается, "тем лучше он спит, тем легче варит его желудок, тем быстрее он растет, тем он становится сильнее физически и духовно".

Далее он говорит об эмоциональном здоровье ребенка и приводит народную пословицу "Веселое настроение - половина здоровья". На первом году жизни детям нравится, когда их качают в колыбели, поют им, щелкают трещоткой, носят по двору или саду, им нравятся движения рук, поцелуи, объятия, "лишь бы все это происходило осмотрительно". Взрослеющему ребенку уже интересна "приятная" игра не только со взрослыми, но и со сверстниками, дети любят физические упражнения, беготню, преследования, любят слушать музыку, приятные зрелища, любят рисовать. Ребенка всецело нужно поощрять в его занятиях и ни в коем случае не отказывать в том, "что ему угодно и приятно; мало того, если к тому, что приятно для зрения, слуха и других чувств, будет замечен какой-либо интерес, то это будет укреплять тело и дух".

Таким образом, "Материнская школа" Яна Амоса Коменского должна быть настольной книгой не только для педагогов, воспитателей, но и для каждого родителя. Книга написана простым, понятным языком и дает ответы на все возможные вопросы воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Заключение


Взаимодействие народной педагогики, народного воспитания отчетливее всего прослеживается в творческом наследии великих педагогов. Особенно поучительными и значимыми в этом отношении являются опыт и идеи Яна Амоса Коменского - основоположника научной педагогики и изобретателя классно-урочной системы.

В истории педагогики Коменский является лучшим из идеалов, личностью-символом. Он создал педагогические и философские труды, пронизанные духом гуманизма, демократизма, любовью и уважением к людям, уважением к труду. Коменский проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетения человека человеком, любовь к Родине, оптимистическую веру в будущее, равноправие великих и малых народов и уважение к национальным правам всех народов.

Коменский написал такие книги, как "Великая дидактика", "Материнская школа", "Открытая дверь к языкам", "Новейший метод языков", "Физика", "Астрономия", "Мир чувственных вещей в картинках", "Школа-игра", "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих" и др., которые еще при его жизни получили распространение во всеммире.

Самый известный теоретический труд Коменского "Дидактика", многие ее положения вошли в современную теорию обучения. А "Материнская школа", написанная почти 400 лет назад, поражает своей актуальностью, злободневностью, раскрывает проблемы воспитания дошкольников, отношения между детьми и родителями, указывает пути решения этих проблем. Каждая строчка книги дышит нежнейшей любовью и заботой о детях, желанием помочь родителям в трудном, важном и благородном деле - воспитании детей.

Сегодняшние педагоги считают этого великого классика - учителем всех учителей. Когда говорят, что народы - великие педагоги, и великие педагоги - народны, как наиболее яркая иллюстрация возникает пример Яна Амоса Коменского.

Список используемой литературы


1.Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учебник / Г.Н. Волков. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 168 с.

2.История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие / Под ред.А.И. Пискунова. - М.: ТЦ "Сфера", 2001. - 512 с.

.Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты / Г.М. Коджаспирова. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 224 с. - С.67-69.

.Коменский Я.А. Учитель учителей. Избранное. Материнская школа или о заботливом воспитании юношества в первые шесть лет (с сокращениями) / Я.А. Коменский. - М.: Карапуз, 2008. - 288 с.

.Константинов Н.А., История педагогики/ Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. - М.: Просвещение, 1982. - С.31-33.

.Педагогическое наследие. Коменский Я.А. Великая дидактика (Избранные главы). - М.: Педагогика, 1989. - 416 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Ян Амос Коменский — выдающийся чешский педагог-гуманист, годы жизни: 1592-1670

Труден был жизненный путь Коменского, изгнанного германскими завоевателями из родной Чехии и вынужденного скитаться по разным странам (Польша, Венгрия, Голландия). Многообразной была его деятельность - учителя, проповедника, учёного, философа. И красной нитью через неё проходят глубокий демократизм, забота о судьбе обездоленных, вера в человека, стремление поднять культуру родного народа.

Факты из биографии, взгляды, мировоззрение

Не раз приходилось Коменскому покидать родную землю, видеть, как гибнут в огне военных пожаров его рукописи и книги, начинать сызнова то, что было уже сделано. Религиозные войны и иноземные нашествия сотрясали Чехию, родину Коменского. И потому, наверное, столь постоянно, столь неизменно звучит в книгах Коменского мечта о мире, о совершенном устройстве человеческого общества. Вернейший путь к этому Коменский видел в просвещении - не случайно одна из последних работ его, «Ангел мира», формулирует идею создания международной организации, охраняющей повсюду мир и распространяющей просвещение, - идею, на столетия опередившую свою эпоху.

Но и в ту пору, в разобщенной и терзаемой войнами Европе, деятельность Коменского была поистине интернациональной. Невозможно оценить, скольким обязана Коменскому чешская культура. Но память Коменского имеют основание чтить и в Англии - здесь были впервые изданы лучшие его книги; и в Швеции - им был подготовлен проект реформы шведской школы и написаны для нее многие учебники; и в Венгрии - здесь тоже работал Коменский; и в Голландии -здесь он провел последние годы, здесь было издано первое собрание его педагогических работ.

Коменский был членом секты «чешских братьев». В религиозной оболочке эта секта выступала против власти богачей, против феодальных порядков. В книге «Лабиринт мира и рай сердца» Коменский писал, что одни пресыщаются, другие голодают, одни забавляются, другие рыдают.

В XVII веке земли и политическая власть Чехии находились в руках немецких феодалов. В деятельности Коменского борьба против угнетателей народа естественно слилась с борьбой за национальную независимость Чехии, с борьбой против войн, за мир между народами. «Люди, - писал Коменский, - являются гражданами одного и того же мира, и ничто не мешает им установить широкое объединение на основе человеческой солидарности, общих знаний, прав, религии».

Коменский, естественно, не мог в ту эпоху правильно определить пути уничтожения социальных противоречий. Он думал, что их можно преодолеть средствами религии, нравственного совершенствования, воспитания. Но в противовес средневековой церкви он подчёркивал, что человек не «раб божий», а «творец вселенной».

Яе Амос Коменский как педагог

Педагогическая деятельность начинается складываться в ранние годы ученого, во время того, как Коменский был священником, был написан первый труд «Письма к небу», создана антикатолическая книга «Разоблачение антихриста». Будучи ректором национальной школы, расположенной в городе Лешно, Коменский начинает работать над главным трудом всей своей жизни, состоящим из четырех томов, под названием «Великая дидактика». В «Великой дидактике» ученый пытается донести до общественности, что главнейшей наукой человечества является педагогика . Параллельно с работой над четырехтомником Коменский создает несколько трудов, отражающих эту же идею главенства педагогики – «Открытая дверь языков», «Открытая дверь предметов», «Предвестник пансофии». В этот период Ян Амос Коменский приобретает известность, его деятельность становится признанной. В первой части своей «Дидактики» педагог развивает идею реформирования школы, которую подхватывает Швеция и внедряет в деятельность.

Коменский становится хорошим преподавателем, отказывается от политических воззрений и начинает писать новый труд «Мир чувственных вещей в картинках», чуть позже занимается разработкой пособия, в котором предусмотрено обучение детей латинскому языку.

Коменский, разрабатывая новые подходы в педагогике как науке , руководствовался несколькими принципами: желанием охватить знаниями большую массу людей, выстроить жизненные познания в определенной системе, прийти от размеренности к общей гармонии.

Коменский о воспитании детей в семье

Демократизм, глубокую веру в человека Коменский положил также в основу своих педагогических идей . Он был убеждён, что все люди - и мужчины, и женщины — должны получить образование, все они способны к образованию. Деля детей на шесть типов по остроте ума, темпу работы и степени прилежания, Коменский считал, что даже самые трудные дети (тупые, медлительные, ленивые) могут быть обучены. Он требовал, чтобы в каждом селении была организована школа родного языка. Все дети имеют право переходить из начальной школы в среднюю и высшую.

Ян Амос Коменский выдвинул идею систематического воспитания детей в семье . В «материнской школе» - так назвал он воспитание до шести лет - детям должна быть предоставлена возможность играть, бегать, резвиться. Необходимо воспитывать у них трудолюбие, правдивость, почтительность к старшим, вежливость. Детям следует дать широкий круг представлений об окружающей природе и общественной жизни. Они должны иметь представление о том, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, деревья, рыбы, реки, горы, солнце, звёзды в т. д. Знать, кто управляет городом; быть знакомыми с важнейшими событиями; научиться запоминать, что произошло вчера, неделю назад, в прошлом году. Последовательно нужно вооружать детей всё расширяющимся кругом трудовых навыков. Родители должны воспитывать у детей любовь и интерес к школе, уважение к учителю.

Всё это явилось первой продуманной системой воспитания детей в семье.

Педагогика Яна Коменского

Такую же глубоко продуманную систему Коменский внёс и в школьное обучение. В его педагогических взглядах ярко выразилось стремление развить духовные силы учащихся и обеспечить радостное обучение.

Коменский подверг резкой критике средневековую школу за то, что в ней учили «смотреть чужими глазами», «думать чужим умом», что превращало школу в «пугало для мальчиков и место пыток для дарований». Он требовал, чтобы школа была местом «радости и счастья».

Здание должно быть светлым с площадкой для игр, классы - чистыми, красивыми. Следует дружески относиться к детям; «голос учителя должен сам проникать в души учащихся, наподобие самого нежного масла».

Коменский сформулировал «золотое правило наглядности» , согласно которому всё должно восприниматься соответствующим органом чувства (видимое - зрением, слышимое- слухом и т. д.) либо несколькими органами, если это возможно:

«…всё должно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое – зрению, слышимое – слуху, обоняемое – обонянию, вкушаемое – вкусу, осязаемое – осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам».

Вместо зубрёжки непонятного материала он предложил исходить из того, что «нет ничего в памяти, чего не было раньше в понимании». Обобщив опыт передовых школ, в том числе братских школ Юго-Западной Руси, Коменский разработал классно-урочную систему организации учебной работы. Он предложил проводить обучение в классах с постоянным составом учащихся, начинать занятия в определенное время года (1 сентября), делить материал на уроки, строить каждый урок методически продуманно и целесообразно.

Это был огромный шаг вперёд по сравнению со средневековой школой.

По-новому Коменский подошёл и к вопросу школьной дисциплины, указав, что основным средством её воспитания является не палка, а правильная постановка занятий и пример учителя. Он называл школу «мастерской гуманности» и указывал, что учитель добьётся успеха лишь тогда, когда будет «сгорать нетерпением рассеять мрак умственный» и обращаться с детьми как отец.

Неизмеримый вклад в педагогику

Ян Амос Коменский внес огромный вклад в развитие педагогики как науки . В свое время никто не одобрил методику, разработанную Коменским, в которой были освящены совершенно новые педагогические идеи. Методика не была принята современниками, так как считалась чрезмерно «еретичной». Многие направления имели глубокий христианский уклон, учиться в его школе было очень просто и интересно. Для того времени это считалось невозможным. Однако по истечении небольшого количества времени методика Коменского была принята в обществе и признана одной из эффективных.

Учебные пособия, созданные Коменским для начального обучения, ещё при его жизни были переведены на много языков. Его педагогические идеи оказали глубокое влияние на развитие школы и педагогики во многих странах. Они были восприняты и русской передовой педагогикой.

Наглядность, активность, доступность обучения - эти принципы сегодня входят в методику любого предмета. Они были впервые изложены Коменским в «Великой дидактике». И еще один принцип, который, может быть, и не был им сформулирован, но который пронизывал всю его деятельность, - дерзновенность поиска, ненависть к готовым истинам, смелость в отвержении всего косного, догматического, античеловеческого. Принцип каждого настоящего ученого. Таким и был Ян Амос Коменский.

И сегодня любой педагог, где бы он ни жил, в какой бы сфере образования ни работал, непременно обращается к трудам Коменского - основоположника современной науки об образовании и воспитании. И разве не современно звучат такие слова: «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся же больше бы учились».

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Ян Амос Коменский является известным чешским педагогом и писателем.

Будучи епископом Чешскобратской церкви, он получил большую известность благодаря инновационным классно-урочным методам обучения. Ян Амос Коменский - основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.

Биография, деятельность и признание в обществе Яна Амоса Коменского:

Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 года в чешском городке Нивнице. Кроме него, в семье Каменских было еще четверо детей. Его родители были верующими людьми и принадлежали к протестантской общине Богемских братьев. Когда маленькому Яну только исполнилось 7 лет, его отдали в религиозную школу, поэтому он получил первоначальное образование в братской школе.

В 1602 году в его городке разразилась эпидемия чумы, от которой умерли его родители и две старшие сестры. Маленький мальчик, ставший свидетелем такой ужасной трагедии, замыкается в себе на долгие годы. Но он продолжает обучение, так как этого сильно хотели его родители.

В 16-летнем возрасте Ян поступил в латинскую школу в Пршерове, в которой проучился 2 года. После этого Коменский продолжил учебу в Реформаторской академии Херборна, а затем в, Гейдельбергском университете.

К 1611 году Коменского крестят, и он получает свое второе имя Амос. В 1616 году Ян становится священником общины Богемских братьев, в которой была его семья. Также он занялся проповедованием.

В его школе так нудно и неинтересно преподавали, что в выпускных классах Ян впервые задумался о реформировании обучения в школе.

Окончив обучение в 1614 году, Ян вернулся домой и начал работать учителем в школе. Через 2 года он был уже пастором. Тогда же Каменский написал книгу «Грамматика латыни».

В это время началась Тридцатилетняя война (1618-1648), в которую были втянуты многие европейские страны. Она серьезно отразилась на жизни и взглядах Каменского, поскольку военный конфликт произошел вследствие столкновения протестантов и католиков Германской империи. Кстати, это противостояние, длившееся около 30 лет, стало последним крупным религиозным конфликтом в истории.

В это время Ян Коменский написал множество статей, направленных на возвращение его народу законных территорий и веры. Вскоре он начал подвергаться гонениям, как, впрочем, и его братья по вере. В результате этого, реформатор оказался в польском Лешно, где он находился в относительной безопасности.

Ян Амос Коменский, работая учителем в школе города Пшерове, знакомится с Магдалиной Визовской, своей первой женой. Она была падчерицей бургомистра, с ней он прожил 4 года. У пары родилось двое детей, но эпидемия чумы в 1622 году унесла жизнь любимой жены и детей.

Спустя 2 года Коменский снова вступил в брак, женившись на дочери епископа Марии-Доротее. Но и она умерла, оставив его одного.

Потом Коменский женился в третий раз на Яне Гаюсовой, с которой счастливо прожил до самой смерти.

Несмотря на беспрерывные войны и религиозное преследование, Коменский продолжал заниматься писательской деятельностью. Одним из самых известных его произведений является «Великая дидактика», в которой он собрал большинство своих работ.

Серьезное внимание Коменский уделял реформированию знаний. Он постоянно стремился усовершенствовать педагогические методы. В связи с этим он опубликовал книгу «Материнская школа», в которой подробно описал свое видение на воспитание ребенка в первые 6 лет его жизни. Совершая преобразование школьного дела в Венгрии, Коменский впервые сделал попытку создать новую школу с 7-летним обучением. Также новшество Коменского было в том, что к каждому классу прикреплялись учебные комнаты, учебники и учителя.

Кроме реформирования учебного процесса, Коменский любил рисовать и занимался картографией. Он нарисовал карту Моравии, которую напечатали в 1627 году. Ее много раз переиздавали и активно пользовались на протяжении XVII века.

В начале 1630-х годов, популярность Яна Коменского стала набирать обороты. Его книги переводились на разные языки и вызывали большой интерес в обществе. Например, учебник «Открытая дверь к языкам» (1631), позволял быстрее и легче изучать латынь. В этой книге, в отличие аналогов, вместо традиционных склонений, спряжений и правил, давалось описание реальной действительности.

В скором времени Ян Коменский написал очередную книгу «Христианское всезнание». Она была переведена на английский язык и опубликована под названием «Реформа школ». Его видение воспитания и образования детей было совершенно новым, вследствие чего оно активно обсуждалось в обществе.

Яна стали приглашать в Великобританию и Францию, где у него было много сторонников. Кардинал Ришелье даже предлагал ему продолжить работать в Париже, обещая создать для него все необходимые условия. Но Коменский отказался. Вскоре, ему удалось встретиться с Рене Декартом, имя которого было известно всей Европе.

Обосновавшись в Швеции, Ян Коменский вновь столкнулся с трудностями. Руководство Оксеншерна настаивало на том, чтобы педагог писал интересные книги для обучения школьников. Однако на тот момент времени Каменский работал над пансофией (обучение всех всему). Тем более что эта идея набирала популярность среди европейских ученых. В результате, в 1651 году ему удалось закончить написание сочинения под названием «Пансофическая школа». В нем было изложено устройство пансофической школы, принципы ее работы, учебный план и общий распорядок дня. По сути, этот труд представлял собой образец для всеобщего получения универсальных знаний.

В 1650 году князь Сигизмунд Ракоци из Трансильвании, пригласил Яна Коменского обсудить школьные реформы, которые планировалось провести в скором будущем. Кроме этого, Сигизмунд хотел более подробно рассмотреть пансофию Коменского. Педагог согласился помочь князю, и вскоре принялся за работу. В одной из школ он осуществил множество преобразований, однако в прошествии нескольких лет никаких серьезных результатов не последовало. Несмотря на отсутствие заметных успехов, Коменский смог в это время написать произведение «Чувственный мир в картинках», которое стало настоящим прорывом в педагогике. В нем для изучения языков Ян Коменский начал использовать картинки, чего ранее никто не предпринимал. Вскоре он скажет, что «слова должны сопровождаться вещами, и не могут изучаться отдельно от них».

Интересен факт, что современные методики по изучению иностранных языков также включают в себя цветные иллюстрации. Кроме этого, картинки или образы используются в большинстве мнемонических техник.

После того, как Ян Коменский возвратился из Трансильвании в Лешно, между Швецией и Польшей началась война. Вследствие этого были утеряны все рукописи Коменского, а ему самому пришлось вновь переезжать в другую страну.

Следующим и последним местом жительства Коменского стал Амстердам. За время проживания в этом городе он завершил объемный труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», состоящий из 7 частей. Ян писал его на протяжении 20 лет, и таким образом смог подвести итоги всей своей деятельности. И хотя фрагменты произведения были опубликованы еще в конце 17 века, оно считалась утерянным. В 30-е годы 20 века были найдены остальные 5 частей книги. В полном объеме данный труд опубликовали на латинском языке лишь в 1966 году.

Ян Амос Коменский умер в ноябре 1670 года в возрасте 78 лет. Его похоронили в Наардене, неподалеку от Амстердама.

Основные идеи и дидактика великого педагога Яна Амоса Коменского:

Ян Амос Коменский был человеком своего времени. Его мало интересовало развитие науки. Вместо этого он акцентировал свое внимание на богословии. Все свои идеи он заимствовал из теологии Богемских братьев. Более того, он активно изучал труды таких известных деятелей, как Николая Кузанского, Бэкона, Якоба Беме, Хуана Луиса Вивеса, Кампанелла и других мыслителей. Вследствие этого, Коменскому удалось собрать большой багаж знаний, который помог ему сформулировать собственные взгляды в отношении проблем образования, богословия и научной педагогики.

1)Путь света

Путь света представляет собой разработанную Коменским программу, направленную на просветление человека. Основными ее темами стали благочестие, знание и добродетель. По мнению автора, мудрость человек мог достичь только после освоения и применения всех 3-х качеств. Из этого следует, что источником и целью всех его работ было богословие.

Большое внимание Коменский уделял Богу. Он считал, что человек обязан открыться для 3-х откровений: видимому творению, в котором видна сила Творца; человеку, созданному по подобию Бога; слову, с его обещанием доброй воли по отношению к человеку.

Все знания и незнания должны быть взяты из 3-х книг: природы, разума (духа человека) и Священного Писания. Для того чтобы достичь такой мудрости, индивиду надо задействовать чувства, разум и веру. В связи с тем, что человек и природа созданы Богом, у них должен быть похожий порядок вещей, благодаря которому можно достичь гармонии во всем.

2)Знать себя и природу

Данная доктрина макрокосма-микрокосма позволяет удостовериться в том, что человек может постичь до сих пор нереализованную мудрость. Вследствие этого, каждый индивид становится пансофистом – маленьким богом. Язычники не в состоянии постичь такой мудрости по причине нехватки явленного Слова, которым, согласно христианству, является Иисус Христос. По мнению Яна Коменского, человеку необходимо обращаться только к божественным произведениям и познавать что-либо посредством прямого столкновения с вещами. Он утверждал, что любое обучение и получение знаний начинается с чувств. Жизнь и мир любого человека являются школой. Природа учит, учитель является слугой природы, а натуралисты – священниками в храме природы. Исходя из всего сказанного, каждый человек должен стремиться познать себя и природу.

3)Энциклопедия всезнания

Под этим понятием подразумевается метод, посредством которого человек способен видеть порядок вещей, осознавая их причины. Благодаря этому, каждый индивид в полной мере сможет постичь различные знания. Более того, человеку удастся достичь состояния, в котором он находился до грехопадения Адама и Евы.

4)Новаторство в образовании

По мнению Яна Коменского, ребенка следует воспитывать таким образом, чтобы он мог сопоставлять вещи и слова. Обучая его родному языку, родителям нужно избегать пустых слов и сложных понятий. Книги в учебных заведениях должны быть распределены по группам. То есть, ребенка надо обучать только тому, что он в силах постичь на данный момент времени.

5)Жизнь как школа

Ян Коменский считал, что вся жизнь является для человека школой и подготовкой к вечной жизни. Девочки и мальчики должны обучаться вместе. Преподаватели не должны оказывать эмоционального давления на учеников, а тем более подвергать их физическому наказанию. Процесс обучения должен проходить в игровой манере. Если ребенок не сможет овладеть той или иной наукой, это ни в коем случае не является его виной. В своих трудах Ян Коменский утверждал, что в основе преобразования человечества должна стоять пансофия, в то время как теология будет являться направляющим мотивом. В собственных произведениях педагог использовал множество цитат из Священного Писания. Среди библейских книг его больше всего интересовали пророчества Даниила и Откровение Иоанна Богослова. Он считал, что читая эти книги, человек сможет получить важнейшие знания, необходимые для библейского тысячелетия.

Научное и творческое наследие Яна Амоса Коменского:

Ян Амос Коменский, учась в Гейдельбергском университете, приступил к созданию своеобразной энциклопедии - «Театр всех вещей» (1614-1627) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-1656).

В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения - Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания - «Материнская школа» (1632).

Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных. В 40-е годы опубликовал ряд учебников. В 1650 году Коменский был приглашён для организации школ в Венгрии, где попытался частично осуществить свой замысел устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).

Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656).

В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.

Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (лат. De rerum humanarum emendatione culsultatio catholica), в котором дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х годах 20 века; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966 году.

Его оригинальный и фундаментальный труд по составлению чешского словаря «Сокровищница богемского языка», над которым он работал более 40 лет, по нелепой случайности сгорел в огне.

Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).

Интересные факты о Яне Амосе Каменском:

* Портрет Яна Амоса Каменского помещён на аверс банкноты в 200 чешских крон.

* В честь него названа улица в Росвиговском районе Мукачево (Закарпатье).

* На территории Чешской республики было выпущено несколько серий медалей Яна Амоса Коменского.

*Одной из таких медалей (серия 1953 года) был награжден в 1976 году Волгоградский государственный педагогический университет.

* В 1957 году Чехословакия выпустила памятную монету номиналом в 10 крон с портретом Я.А. Коменского. Вес 12 грамм, Проба 500.

* В Киеве в 1907-1918 годах действовало чешское культурно-просветительское общество имени Яна Амоса Коменского.

Афоризмы и высказывания Яна Амоса Коменского:

* Книги - это инструмент насаждения мудрости.

*Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями.

* Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, ещё ревностнее - лучшее, и всего ревностнее - наилучшее.

*Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально.

* Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.

* Следует как можно больше заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность, было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали, как их называют, «мастерскими людей».

* Спорить с Природой - напрасное дело.

* Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле.

*Без примера ничему не выучишься.

*Добродетель взращивается посредством дел, но не посредством болтовни.

*Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

*Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.

* Ничто притворное не может быть продолжительным.

*Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного.

*Тот, кто мало знает, малому может и учить.

* Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.

Биография и деятельность

Родился в семье члена общины Чешских братьев . Получил первоначальное образование в братской школе, в 1608-10 учился в латинской школе, затем в Херборнской академии, Гейдельбергском университете , где приступил к созданию своеобразной энциклопедии - «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 Коменский - учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке , изучал труды гуманистов эпохи Возрождения - Т. Кампанеллы , Х. Вивеса и др.

В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католиков Коменский эмигрировал в Польшу (г. Лешно). Здесь он преподавал в гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания - «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.

Изображение Коменского на барельефе, украшающем здание школы в Долани (Чехия)

Вместе с тем в определении цели воспитания у Коменского отчётливо чувствуется влияние религиозной идеологии: он говорит о подготовке человека к вечной жизни.

Исходя из познаваемости мира, Коменский считал познаваемыми и все явления, связанные с педагогическим процессом , делая вывод о возможности управлять им. Поскольку человек представляет собой часть природы , то, по мнению Коменского, он должен подчиняться общим её законам и все педагогические средства должны быть природосообразными. Вместе с этим принцип природосообразности воспитания, по Коменскому, предполагает изучение законов духовной жизни человека и согласования с ними всех педагогических воздействий.

Педагогическая система Я.А. Коменского

Источники выработки мировоззрения: античная философия, Ф.Бэкон , Ф.Рабле . Основные педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.

Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность .

Глава 16. Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться.

Основоположение 1

  • Образования человека надо начинать в весну жизни, т.е. в детстве.
  • Утренние часы для занятий наиболее удобны.
  • Всё, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста – так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в данном возрасте.

Основоположение 2

  • Подготовка материала: книг и др. учебных пособий – заранее.
  • Развивать ум ранее языка.
  • Реальные учебные предметы предпосылать формальным.
  • Примеры предпосылать правилам.

Основоположение 4

  • В школах должен быть установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались бы только одним предметом.

Основоположение 6

  • С самого начала юношам, которым нужно дать образования, следует дать основы общего образования (распределить учебный материал так, чтобы следующие затем занятия не вносили ничего нового, а представляли только некоторое развитие полученных знаний).
  • Любой язык, любые науки должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложились общие понятия их как целого.

Основоположение 7

  • Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы – так, чтобы предшествующее всегда открывало дорогу последующему и освещало ему путь.
  • Время должно быть распределено с величайшей точностью – так, чтобы на каждый год, месяц, день и час приходилось своя особая работа.

Глава 17. Основы лёгкости обучения и учения

Основоположение 1

  • Образование юношества должно начинаться рано.
  • У одного и того же ученика по одному и тому же предмету должен быть только один учитель.
  • По воле воспитателя прежде всего должны быть приведены в гармонию нравы.

Основоположение 2

  • Всеми возможными способами нужно утверждать в детях горячее стремление к знанию и учению.
  • Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий.

Основоположение 3

  • Каждая наука должна быть заключена в самые сжатые, но точные правила.
  • Каждое правило нужно излагать немногими, но самыми ясными словами.
  • Каждое правило должно сопровождаться многочисленными примерами, чтобы стало очевидно, как разнообразно его применение.

Глава 18 Основы прочности обучения и учения

  • Основательно должны рассматриваться только те вещи, которые могут принести пользу.
  • Всё последующее должно опираться на предыдущее.
  • Всё должно закрепляться постоянными упражнениями.
  • Всё нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимания на чём то одном.

Глава 26 О школьной дисциплине

9 правил искусства обучения наукам

  1. Всему, что должно знать, нужно обучать.
  2. Все, чему обучаешь, нужно преподносить учащимся, как вещь действительно существующую и приносящую определенную пользу.
  3. Всему, чему обучаешь, нужно обучать прямо, а не окольными путями.
  4. Всему, чему обучаешь, нужно обучать так, как оно есть и происходит, то есть путем изучения причинных связей.
  5. Все, что подлежит изучению, пусть сперва предлагается в общем виде, а затем по частям.
  6. Части вещи должно рассмотреть все, даже менее значительные, не пропуская ни одной, принимая во внимание порядок, положение и связь, в которой они находятся с другими частями.
  7. Все нужно изучать последовательно, сосредоточивая внимание в каждый данный момент только на чем-либо одном.
  8. На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят.
  9. Различия между вещами должно передавать хорошо, чтобы понимание всего было отчетливым.

16 правил искусства развивать нравственность

  1. Добродетели должны быть внедряемы юношеству все без исключения.
  2. Прежде всего основные, или, как их называют «кардинальные» добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость.
  3. Мудрость юноши должны почерпать из хорошего наставления, изучая истинное различие вещей и их достоинство.
  4. Умеренности пусть обучаются на протяжении всего времени обучения, привыкая соблюдать умеренность в пище и питье, сне и бодрственном состоянии, в работе и играх, в разговоре и молчании.
  5. Мужеству пусть они учатся, преодолевая самих себя, сдерживая свое влечение к излишней беготне или игре вне или за пределами положенного времени, в обуздывании нетерпеливости, ропота, гнева.
  6. Справедливости учатся, никого не оскорбляя, воздавая каждому свое, избегая лжи и обмана, проявляя исполнительность и любезность.
  7. Особенно необходимые юношеству виды мужества: благородное прямодушие и выносливость в труде.
  8. Благородное прямодушие достигается частым общением с благородными людьми и исполнением на их глазах всевозможных поручений.
  9. Привычку к труду юноши приобретут в том случае, если постоянно будут заняты каким-либо серьёзным или занимательным делом.
  10. Особенно необходимо внушить детям родственную справедливости добродетель - готовность услужить другим и охоту к этому.
  11. Развитие добродетелей нужно начинать с самых юных лет, прежде чем порок овладеет душой.
  12. Добродетелям учатся, постоянно осуществляя честное!
  13. Пусть постоянно сияют перед нами примеры порядочной жизни родителей, кормилиц, учителей, сотоварищей.
  14. Однако нужно примеры сопровождать наставлениями и правилами жизни для того, чтобы исправлять, дополнять и укреплять подражание.
  15. Самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества испорченных людей, чтобы они не заразились от них.
  16. И так как едва ли удастся каким-либо образом быть настолько зоркими, чтобы к детям не могло проникнуть какое-либо зло, то для противодействия дурным нравам совершенно необходима дисциплина .

См. также

Медаль Яна Амоса Коменского (серия 1992 года выпуска)

  • На территории Чешской республики было выпущено несколько серий медалей Яна Амоса Коменского . Одной из таких медалей (серия 1953 года) был награжден в 1976 году Волгоградский государственный педагогический университет .
  • В Киеве в 1907-1918 годах действовало чешское культурно-просветительское общество имени Яна Амоса Коменского .

Библиография

  • Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех важнейших предметов в мире и действий в жизни = «Orbis Sensualium Pictus» / Пер. с латинского Ю. Н. Дрейзина; Под ред. и со вступит. статьёй проф. А. А. Красновского. - Изд. 2-е. - М .: Учпедгиз, 1957. - 352 с. - 20 000 экз. (в пер.)
  • Dílo, sv. 1-2, 17, Praha, -- (изд. продолжается): Listy přátelům a přiznivcům, Praha, : в рус. пер.- Избр. соч., ч. 1-3, Ревель, -
  • Избр. педагогические сочинения, 2 изд., ч. 1-2, М ., -
  • Избр. педагогические сочинения, т. 1-3, М ., -
  • Избр. педагогические сочинения, М .,
  • Видимый свет на латинском, российском, немецком, итальянском, французском языках представлен с реестром самых нужнейших российских слов, М .,
  • Материнская школа / Пер. с нем. С-Пб., 1892 (репринт М .,1992,тираж 100000)
  • Лабиринт света и рай сердца. М .: Изд-во МИК, 2000
  • Коменский Ян Амос: Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.). М .: Карапуз, 2009, 288 с. ISBN 978-5-8403-1480-7

Афоризмы

  • Спорить с Природой - напрасное дело (Великая дидактика, гл. XXIII).
  • Добродетель взращивается посредством дел, но не посредством болтовни (Великая дидактика, гл. XIII).
  • Без примера ничему не выучишься.
  • Вечным законом да будет:учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле.
  • Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
  • Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными.
  • Книги - это инструмент насаждения мудрости.
  • Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным.
  • Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного.
  • Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально.
  • Мудрое распределение времени есть основа для деятельности.
  • Ум освещает путь воле, а воля повелевает действиями.
  • Тот, кто мало знает, малому может и учить.
  • Ничто притворное не может быть продолжительным.
  • Читать и не понимать - то же, что совсем не читать.
  • Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, ещё ревностнее - лучшее, и всего ревностнее - наилучшее.
  • Следует как можно больше заботиться о том, чтобы искусство внедрять настоящим образом нравственность было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы стали, как их называют, «мастерскими людей».

Память

  • Названа улица в Росвиговском районе Мукачево (Закарпатье).
  • В 1957 г Чехословакия выпустила памятную монету номиналом в 10 крон с портретом Я.А. Коменского. Вес 12 грамм, Проба 500.
  • Портрет Яна Амоса Каменского помещён на аверс банкноты в 200 чешских крон .

Примечания

Литература

  • Красновский А. А. Я. А. Коменский, М., 1953;
  • Материалы науч. сессии АПН РСФСР, посвящённой 300-летию опубликования собрания дидактических трудов Я. А. Коменского (13-14 декабря 1957 г.), М., 1959;
  • Альт Р. Прогрессивный характер педагогики Коменского, пер. с нем., М., 1959;
  • Лордкипанидзе Д. Ян Амос Коменский, М., 1970;
  • Kvačala J. J. A. Comenius. Sein Leben und seine Schriften, B., 1892;
  • Heyberger A. J. A. Comenius (Komenský). Sa vie et son oeuvre d "éducation. P., 1928;
  • Novák J., Hendrich J. J. A. Komenský. Jeho život a spisy, Praha, 1932: Young R. F., Comenius in England, Oxf., 1932;
  • Kopecký J., Patočka J., Kyrašek J. J. A. Komonský. Nástin života a díla, Praha, 1957;
  • Kurdybacha Ł. Działalność Jana Amosa Komenskiego w Polsce, Warsz., 1957;
  • Larangé S.S. La Parole de Dieu en Bohême et Moravie. La tradition de la prédication dans l’Unité des Frères de Jan Hus à Jan Amos Comenius, Paris, L’Harmattan, 2008 ISBN 978-2-296-06087-6
  • Sesja naukowa w Lesznie w czterechsetną rocznicę powstania Gimnazjum i w trzechsetną wydania «Opera didactica omnia» J. A. Komeńskiego, red. Kurdybacha, Wrocław - Warszawa, 1957;
  • Soupis děl J. A. Komenského v československých knihovnách, archivech a museích, Praha, 1959;
  • Schaller K. Die Pädagogik des Johann Amos Comenius und die Anfänge des pädagogischen Realismus im 17. Jahrhundert, Hdlb., 1962;
  • «Acta Comeniana», Archiv pro bádání о životě a díle Jana Amose Komenského, t. 25, Praha, 1969;
  • Floss P. J. A. Komenský. Od divadla věcí k dramatu člověka, Ostrava, 1970;
  • Kožik F. Světlo v temnotách. Bolestný a hrdinský život J. A. Komenského, ;
  • Łibrt С. Bibliografie české historie, t. 5, Praha, 1912, č. 17324-30638.
  • VeverkovÁ, Kamila . Идеи Коменского как инспирация образования в мультикультурном обществе/ Comenius" Ideas as an Isnspiration for the Education. In Muldma, Maia., Talts, Leida. Haridus kuidialoog mitmekultuurilises ühiskonnas. 1.vyd. Tallinn: Tallinn University, 2012. 216 s. ISBN 978-9949-29-033-8 , s. 20-31.

Ссылки

  • Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. Отдельные произведения (фото-файлы).
  • Коменский Я. А. «Великая дидактика» (избр. главы (по хрестоматии М.:Просвещение, 1988)) (html)
  • Коменский Я. А. Материнская школа (html)
  • Коменский Я. А. «Пампедия» (избр. главы (по хрестоматии М.:Просвещение, 1988)) (html)
  • Коменский Я. А. Статьи в Сарос-Патаке. (html)
  • J.A.Comenius’ museum in Uherský Brod Официальный сайт музея Яна Амоса Коменского в Чехии (на английском).
  • The Comenius Medal . Международное бюро просвещения. (недоступная ссылка)
  • Коменский, Ян Амос - Биография. Библиография. Высказывания
  • Коменский Я. А. Мир чувственных вещей в картинках
  • Куприянов Н. И. Два жанра говорящей графики (о книге Я. А. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках»).
  • Бим-Бад Б.М.