На сегодняшний день, когда стрессогенность в мире зашкаливает, стала популярна среди продвинутых людей психогигиена и психопрофилактика.
Профилактика стресса, депрессии и неврозов — это лучшая психогигиена, наряду с обычной, физической гигиеной тела.
Сегодня, на сайте сайт, вы узнаете что такое психогигиена и психопрофилактика, что нужно делать и какие бывают методы профилактики стресса, депрессии, неврозов и различных расстройств личности.
Психогигиена — гигиена души
Что такое личная гигиена — знают, наверное, все еще с детского сада. Гигиена (от греческого — «здоровый»)- это санитарные нормы и правила, разработанные мероприятия, направленные на предупреждение соматических (телесных) заболеваний, обеспечение нормальных условий бытия, укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни человека.
Практически все цивилизованные люди обучаются личной гигиене еще с раннего детства. Все умываются, чистят зубы, моются, ухаживают за своим телом (особенно женщины), используя различные гигиенические средства.
Психогигиена направлена на предупреждение психических расстройств и укрепление эмоционально-психологического здоровья человека.
В современном темпе жизни, при множестве стрессогенных ситуаций в быту, в семье, школе, на работе, на улице, практически никто не застрахован от невротических, стрессовых, депрессивных, панических расстройств, развития ВСД и различной психосоматики.
Только ежедневная психогигиена — гигиена души, наравне с гигиеной тела, уберегут человека от психических заболеваний.
Три уровня психогигиены:
- Превентивная психогигиена
направлена на предупреждение эмоционально-психологических, личностных, невротических и психотических расстройств и сохранения психосоматического здоровья отдельного индивидуума и общества в целом.
Также предупредительная психологическая гигиена помогает не допустить развития как внутриличностных конфликтов, так и межличностных — предупреждение развития личностного, семейного, бытового и социального конфликтов и их последствий.
- Восстановительная (корректирующая) психогигиена направлена на психокоррекционную помощь в кризисных жизненных ситуациях и на предупреждение развития серьезных конфликтов, в фазе их зарождения.
- Терапевтическая психогигиена — это уже психологическая и психотерапевтическая помощь при обратимых расстройствах личности, развития неврозов и пограничных расстройств, и недопущения психопатологических (психотических) заболеваний.
Цель психогигиены — удовлетворение основных потребностей личности:
1) Любовь, 2) Безопасность, 3) Признание, Утверждение, Чувство успеха, 4) Личное пространство для свободного творчества, 5) Позитивные воспоминания, 6) Самоуважение
Первый уровень превентивной психической гигиены каждый человек может делать ежедневно самостоятельно, также, как и обычную личную гигиену.
И раз в полгода/год не плохо посещать психоаналитика для психогигиенических бесед, так же, как нормальные люди, следящие за гигиеной полости рта, посещают раз в полгода стоматолога.
Второй и третий уровень — это уже посещение профессионального психолога, психотерапевта или психоаналитика.
Но чтобы не доводить себя до этого, стоит следить за своим психическим здоровьем, соблюдая ежедневную гигиену души и тела.
Психопрофилактика
Психопрофилактика — почти тождественна по сути психогигиене, но профилактикой различных психологических проблем занимаются медицинские (клинические) психологи и практические психологи, а не самостоятельно каждый отдельный индивид.
В медицинской психологии , психопрофилактика — это различные мероприятия, изучающие психические воздействия на человека, саму его психику и методы предупреждения психогенных и психосоматических расстройств.
В медицине существует три типа психопрофилактики:
- Первичная — это охрана здоровья будущего поколения, изучение и прогнозы на возможные генетические и наследственные заболевания, здоровых брачных отношений и зачатия, охрана беременных от негативного влияния на развитие плода, сохранение его, раннее обнаружение аномалий, помощь при родах и психокоррекция на ранних этапах развития ребенка;
- Вторичная — это превентивные меры по оказанию психологической или психиатрической помощи человеку, у которого появились зачатки развития психологических, эмоциональных, психосоматических и психических (психотических) расстройств.
- Третичная психопрофилактика — это психотерапевтические медицинские меры, зачастую с использование фармакологии, направленные на людей с уже имеющимися психологическими расстройствами, психопатологиями, с целью предупреждения инвалидизации и ранней смертности.
В практической психологии , психологическая профилактика схожа с первичной психологической профилактикой в клинической психологии.
Она также направлена на охрану психического здоровья будущих поколений, но в данном контексте практический психолог работает в системе дошкольного и школьного образования и развития детей, и официально его называют педагог-психолог.
Психопрофилактическая работа педагога-психолога заключается в:
- разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;
- контролю за соблюдение психогигиенических условий обучения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности детей на каждом этапе их развития; элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;
- обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростков в процессе непрерывной социализации;
- подготовке детей и подростков к сознанию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания;
- своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.
Психопрофилактика стресса, депрессии, неврозов, фобий и психозов
В практической психологии, психологической терапии и психоанализе, как и в медицинской и педагогической психологии, используется психологическая профилактика.
Как правило, это индивидуальная, парная или групповая психопрофилактика стресса, депрессии, неврозов, фобических и психотических расстройств и конфликтов.
В процессе индивидуальных психологических консультаций, ведения психотерапевтических групп и психоанализа межличностных и семейных отношений, людей обучают как психогигиене, так и психопрофилактике возникновения психологических проблем.
Современные практические психологи, немедицинские психотерапевты и психоаналитики используют для профилактики стресса, депрессий, неврозов, расстройств личности, конфликтных психотравмирующих ситуаций, различные тренинги, обучающие программы, семинары и вебинары, литературу, аудио и видео обучение.
Практически любой взрослый человек, юноша, девушка или старший подросток, может обучится профилактике стресса, невроза, депрессии, тревожных расстройств и фобий самостоятельно или у практического психолога (психотерапевта, психоаналитика) и использовать ее ежедневно (не от раза к разу — большие и малые стрессы каждый день, и они имеют свойство накапливаться и в психике и в теле)
Обученные психогигиене и психопрофилактике стресса, депрессии, тревоги и неврозов родители, легко обучать своих детей. Без психодидактики и ликбеза — на своем примере.
- Психологическая утренняя зарядка (и вечерняя разрядка психики от накопленных за день стрессов и негативов)
Вопросы к семинару:
1. Психогигиена как предмет, область её применения и решаемые задачи.
2. Психопрофилактика, определение понятия; первичная, вторичная и третичная психопрофилактика.
Литература:
1. Жариков Н.М., Урсова Л.Г., Хритинин Д.Ф. Психиатрия. Учебник. - М.: Медицина, 1989. - С. 56-113.
2. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. - Л.: Медицина, 1982. - С.218-223.
3. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии. - М.: Медицина, 1976. - С.133-161.
4. Лежепёкова Л.Н., Якубов Б.А. Вопросы психогигиены и психопрофилактики в работе практического врача. - Л.: Медицина, 1977.
Психогигиена - область гигиены, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья человека. Психогигиене принадлежит особое место в связи с возросшей ролью психологических факторов в деятельности человека и в развитии многих заболеваний.
Если раньше человек сталкивался чаще всего с физическими нагрузками, повторяющимися веками и к которым он адаптировался, то теперь на первый план выступают психологические и социальные нагрузки.
Здоровье определяется не только как отсутствие болезни, а значительно шире, как физическое, психологическое и даже социальное благополучие и в поле внимания врачей все больше попадают начальные формы заболеваний, так называемые состояния "субнормы", "предболезни", в которых психологическим механизмам принадлежит немаловажная роль.
Личность человека, его психика, становится центром, в котором, как в фокусе, сходятся социально-психологическое и биологическое. Психогигиена ориентирует медицину на учет наличных и потенциальных резервов личности, участвующих в борьбе за здоровье против болезней, на усиление творческих сторон личности.
В психогигиене выделяют личную (индивидуальную) и общественную (социальную) психогигиену. Наибольшее значение для психогигиены имеют вопросы взаимоотношений отдельных людей и взаимодействия индивидуума с коллективом.
Среди важнейших задач психогигиены можно отметить:
1) предупреждение перегрузок нервной системы, повышение трудоспособности;
2) воспитание правильного соотношения интеллектуальных и эмоционально - волевых сторон личности;
4) воспитание правильного отношения человека к психическому и физическому здоровью.
Практическое решение этих задач осуществляется прежде всего путем создания научно обоснованных нормативов и рекомендаций, регламентирующих условия нормального функционирования человека на производстве и в быту и посредством санитарно-просветительной работы среди населения.
В единой системе психогигиены традиционно выделяются более узкие разделы (возрастная психогигиена, психогигиена быта, труда и обучения, семьи и половой жизни и др.).
Психопрофилактика - отрасль психиатрии, занимающаяся разработкой мероприятий по предупреждению психических заболеваний и их последствий.
Решение многих общепрофилактических задач является вкладом в психопрофилактику. Например, выявление и раннее активное лечение начальных форм сифилиса способствовало практическому исчезновению его таких психических заболеваний, как прогрессивный паралич и сифилис мозга. Психопрофилактика направлена на то, чтобы в трудных для организма условиях предотвратить возникновение психических нарушений или их последствий.
В соответствии с уставом ВОЗ выделяют первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.
При первичной психопрофилактике речь идет о мероприятиях, направленных на предупреждение психических расстройств у психически здоровых людей. В первичную психопрофилактику входят:
· борьба с инфекциями, травмами, стрессовыми воздействиями;
· правильное воспитание подрастающего поколения;
· превентивные меры в отношении семейных конфликтов;
· профилактика профессиональных вредностей;
· правильная профессиональная ориентация и профотбор;
· медико-генетическое консультирование.
Первичная психопрофилактика обеспечивает наиболее высокое качество деятельности.
Вторичная психопрофилактика предусматривает возможно более раннее выявление уже начавшегося психического заболевания, его лечение с тем, чтобы оборвать патологический процесс на его начальных этапах, не допустить развития тяжелых форм болезни, перехода течения в хроническое.
Под третичной психопрофилактикой понимают специальную работу с больным, препятствующую его инвалидизации или уменьшающую ее выраженность.
Контрольные вопросы:
1. Области практического применения психогигиены и психопрофилактики.
2. Психогигиена и первичная психопрофилактика в медицине.
Темы рефератов:
1. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека.
2. Психопрофилактика семейных конфликтов.
Тема 5. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОТЕРАПИЮ.
Вопросы к семинару:
1. Психотерапия, определение понятия, показания к применению.
2. Частные виды психотерапии:
Рациональная психотерапия; - групповая психотерапия;
Суггестивная психотерапия; - функциональная тренировка;
Психоанализ; - культуротерапия.
Литература:
1. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия: Учебное пособие. - 2-е изд., доп. и перераб. - Мн.: Вышэйшая школа, 1997. - 464с.
2. Психотерапия / Под ред. Б.Д.Карвасарского. СПб.: Изд-во "Питер", 2000 - 544 с.
3. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 384 с.
4. Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е.Рожнова, - 2-е изд., доп. и перераб. - Ташкент: Медицина, 1979. - 620 с.
Психотерапия - это комплексное лечебное воздействие с помощью психических средств на психику больного, а через нее на весь его организм с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде.
В основе психотерапии лежит потребность человека в кризисных ситуациях быть выслушанным, понятым и поддержанным.
В широком понимании психотерапия - вся область лечебного психологического воздействия на больного, весь комплекс ежедневных лечебных и организационных факторов, положительно влияющих на больного через его эмоциональные реакции, интеллектуальные возможности и условно-рефлекторные связи (т.е. это следующие подсистемы: врач-больной, средний/младший медперсонал-больной, окружающая среда лечебного учреждения).
Психотерапия может применяться как компонент в комплексном лечении, например, для устранения невротических наслоений, отягощающих соматическое заболевание; психотерапевтическое влияние усиливает лечебный эффект применяемых медикаментов. Наряду с этим, психотерапии при некоторых заболеваниях принадлежит существенная или решающая роль (при неврозах, психосоматических расстройствах, реактивных состояниях). В тоже время применение психотерапии при шизофрении и других выраженных психических расстройствах носит ограниченный характер.
В настоящее время существует исключительно большое количество видов, направлений и методик психотерапии (известно и осуществляется на практике около 400 разновидностей психотерапии для взрослых пациентов и примерно 200 - для детей и подростков); для них всех характерны следующие общие признаки:
1. Хорошие взаимоотношения с врачом, эмоциональная поддержка психотерапевтом больного.
2. Ослабление напряжения на начальных этапах общения с врачом, от которого больной желает получить помощь.
3. Действие явного или неявного убеждения, суггестии (внушения).
4. Познавательное обучение, приобретение специальных навыков и усвоение более адаптивных типов поведения.
5. Модификация поведения в зависимости от одобрения или неодобрения психотерапевта.
Условно можно выделить следующие основные направления, внутри каждого из которых существует очень много модификаций и способов проведения психотерапевтических сеансов:
1) Рациональная психотерапия - логическое, аргументированное разъяснение больному (и его убеждение) в бодрствующем состоянии. Цель - правильно (но с упором на положительное) осветить характер болезни, причинный фактор, прогноз и лечение, мобилизовать больного на борьбу с болезнью. С помощью данного метода врач обращается к рассудку человека, его логике.
Использовать рациональную психотерапию в той или иной степени приходится любому врачу.
2) Суггестивная психотерапия может проводиться как в состоянии бодрствования, так и в состоянии гипнотического сна (гипносуггестивная терапия). Метод, где более выражено эмоциональное, а не рациональное влияние. Пациент пассивен и без размышлений воспринимает слова врача (пассивное восприятие больным - это основной и серьезный недостаток метода).
Суггестию, т.е. внушение проводят индивидуально или коллективно (не более 10-15 человек) в затемненной и изолированной от шума комнаты.
Гипноз, с позиции взглядов И.М.Сеченова, Н.Е.Введенского, И.П.Павлова, можно рассматривать как частичный сон, в основе которого лежит условно-рефлекторный тормозной процесс в корковых клетках (хотя это не совсем так). Гипноз отличается от сна и бодрствования особой избирательностью в переработке и усвоении информации, с чем и связана эффективность психотерапевтического внушения. Продолжительность сеанса чаще 30-40 мин; курс лечения - до 10-15 сеансов, иногда достаточно 1-2 сеансов.
Гипнозу поддается 80-90% людей, одни психотерапевты способны загипнотизировать 10-20%, другие - 90-95%, однако глубина гипнотического состояния не играет решающей роли для эффективности лечения.
В последние года развивается метод Кречмера-Эриксона, когда гипнотизер "вяжет сетку слов" и только периодические вставляет ключевые слова или фразы (выделяя их голосов).
Если внушение проводится врачом (другим человеком), то говорят о гетеросуггестии, если самим больным - то это аутосуггестия (самовнушение). Повышенное самовнушение может быть непроизвольным (лица с истерическими чертами характера или эмоционально неустойчивые) и произвольным (йоги).
Сеансы самовнушения (продолжительностью 15-20 минут) лучше проводить утром по пробуждении или вечером перед засыпанием. Методом самовнушения можно ликвидировать страхи, тревогу, опасения за свое здоровье, избавиться или снизить интенсивность неприятных, болевых ощущений, изменить отношение к психотравмирующей ситуации.
Аутогенная тренировка - метод самовнушения, при котором больной "обучается" (под руководством психотерапевта) руководить деятельностью своих внутренних органов, работой вегетативной нервной системы, собственными чувствами и т.п. Важно, что больной сам активно борется с болезнью.
3) Групповая психотерапия (иногда отождествляется с коллективной психотерапией) - базируется на социальном в человеке: человек живет в обществе, которое формирует личность, ее установки, ценности и т.д. Еще в 1951г. К.Левин отметил, что "легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем каждого из них в отдельности". Суть метода - под руководством врача группа (до 8-10 человек) обсуждает болезненные проявления каждого из участников и подыскивает более оптимальные способы реагирования. Преимущества - активная работа и " подсказывает" не врач, а другие такие же "бедолаги-больные", что лучше воспринимается.
Показания зависят от типа группы и метода психотерапии; противопоказания - низкий интеллект и острые психозы. Состав группы (по полу, возрасту, социальному положению) может быть гомогенным и гетерогенным, что определяется целями лечения, его длительностью, преобладающими нарушениями и т.п.
4) Аналитическая психотерапия (психоанализ) - выявление скрытых комплексов (чаще - из раннего детства) и доведение их до сознания больного.
Психоанализ - длительное лечение, обычно требующее от 3-х до 5-ти лет; основные показания - неврозы, психогенные депрессии, психосоматические заболевания; противопоказания - шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, слабоумие, выраженная импульсивность; показания к лечению психоанализом психопатий, девиантных форм поведения решаются индивидуально.
5) Функциональная тренировка - разрушение сложившегося болезненного стереотипа поведения путем тренировки и формирования нового здорового стереотипа. Под наблюдением и при активном участии врача больной с фобиями или с истерическими расстройствами поведения преодолевает свои нарушения, расширяя сферу своей деятельности. Например, при агорафобии (боязни открытых пространств) больной, ободряемый врачом, выходит с ним на площадь, затем на следующий день доходит до её середины, потом проходит всю и т.д. В последующем он проделывает это самостоятельно.
6) Культуротерапия - музыкотерапия, библиотерапия, терапия творческим самовыражением, имаго-терапия и другие.
Контрольные вопросы:
1. Этические проблемы психотерапии.
2. Показания и противопоказания к психотерапии, её возможности.
3. Особенности проведения психотерапевтических сеансов.
4. Значение личности врача для успеха психотерапии.
Темы рефератов:
1. Возрастные аспекты психотерапии (особенности психотерапии детей, подростков, пожилых лиц).
2. Психоанализ (суггестивная психотерапия, терапия творческим самовыражением): современное состояние.
3. Парапсихология и естествознание.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Алейникова Т.В. Психоанализ: Учебное пособие. - Ростов-н/Дону: Феникс, 2000. - 352 с.
2. Амбрумова А.Г., Калашникова О.Э. Клинико-психологическое исследование самоубийства // Социальная и клиническая психиатрия. - 1998. - Т.8, вып.4. - С.65-77.
3. Андреас С., Андреас К. Сердце разума. Практическое использование методов НЛП. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. - 336 с.
4. Берн Э. Групповая психотерапия. - М.: Академический Проект, 2001. - 464 с.
5. Блюм Дж. Психоаналитические теории личности / Пер. с англ., вступ. ст. А.Б. Хавина. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 222 с.
6. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика (учебное пособие). - М.: Издательство "Института психотерапии", 2000. - 368 с.
7. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988. - 304 с.
8. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психологический журнал. - 2000. - Т.21, № 2. - С.79-87.
9. Бурно М.Е. Клиническая психотерапия. - М.: Академический Проект, ОППЛ, 2000. - 719 с.
10.Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. - СПб.: Стройлеспечать, 1997. - 303 с.
11.Гройсман А.Л. Медицинская психология. Лекции. - Магистр, 1997. - 128 с.
12.Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 1999. - 450 с.
13.Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник. - Изд-е 3-е, испр. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 512 с.
14.Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. - Л.: Медицина, 1982. - 271 с.
15.Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. - Минск, 1988. - 202 с.
16.Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Пер. с лит. - М.: Академический Проект, 2000. - 240 с.
17.Лебединский М.С., Мясищев В.Н. Введение в медицинскую психологию. - Л.: Медицина, 1966. - 431 с.
18.Макаров В.В. Психотерапия нового века. - М.: Академический Проект, 2001. - 496 с.
19.Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. - М.: МЕДпресс, 1998. - 592 с.
20.Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 1997. - 432 с.
21.Немов Р.С. Психологическое консультирование. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 528 с.
22.Основы социальной работы: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 368 с.
23.Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. - М., 1999.
24.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты.- Самара, 1998.- 672с.
25.Решетников А.В. Эволюция и проблемы современной социологии медицины // Экономика здравоохранения. -2000. - № 5,6 / 2000.
26.Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С.Ю. Циркина. - СПб.: Изд-во "Питер", 2000 - 752 с.
27.Старшенбаум Г.В. Психотерапия острого горя // Социальная и клиническая психиатрия. - 1994. - Вып.3. - С.73-77.
28.Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы // Психологический журнал. - 1992. - Т.13, № 2. - С.14-29.
29.Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. - М.: Медицина, 1986. - 384 с.
30.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Изд-во "Питер", 1999. - 656 с.
Юдин Б.Г. Здоровье: факт, норма и ценность // Мир психологии.- 2000.- № 1 (21). - С.54-68.
Изд. лиц. ЛР № __________ от ______________. ___________г.
Подписано к печати. .2002г.
Формат 60х84/16. Бумага типографская. Гарнитура Times New Roman.
Усл. печ. л. 2,0. Уч.-изд. л.2,2. Т.1000 экз. Заказ №____.
Похожая информация.
Психопрофилактика и реабилитация. Они заложили основы понимания нервических то есть психогенных болезней. Психологическая помощь это вид самостоятельной психологической практики которая может адресоваться субъекту группе или организации. Психологическая помощь оказывается здоровым людям с разнообразными житейскими проблемами находящимися в критическом состоянии а также больным с различными психическими или соматическими заболеваниями имеющими психологические проблемы невротические или психотические расстройства а также...
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
Лекция № 6.1.
Тема: Психогигиена и психопрофилактика.
План:
Полный конспект лекции
§ 1. Психогигиена: понятие и разделы.
Психогигиена, являясь частью общей гигиены, в то же время представляет собой самостоятельную отрасль со своими целями, задачами и методами исследования
Психогигиена - это наука об обеспечении и сохранении психического здоровья. Цель психогигиены разработка системы мероприятий, направленных на формирование, поддержание и укрепление психического здоровья.
В психогигиене выделяют следующие разделы:
1. Возрастная психогигиена разрабатывает систему мероприятий, соответствующих возрасту. Особое место занимает психогигиенические мероприятия детства и старческого возраста. Воспитание, режим питания, отдыха, обучения и т.д.
2. Психогигиена быта разрабатывает систему мероприятий для людей с ослабленной и нестабильной психикой, меры предупреждения бытового пьянства, алкоголизма, наркомании.
3. Психогигиена трудовой деятельности и обучения разрабатывает систему мероприятий в сфере трудовой деятельности, направленную, прежде всего на соблюдение принципов профпригодности, выполнение мероприятий по профориентации, предупреждение трудовых конфликтов, состояния утомления и монотонии в процессе труда. Отдельно рассматриваются мероприятия по соблюдению принципов психогигиены в учебной деятельности (умственный труд).
4. Психогигиена семьи и сексуальной жизни - система мероприятий, которая способствует формированию благоприятной атмосферы в семье для супругов и детей. Одна из главных задач психогигиены помочь в создании гармоничной половой жизни, т.к. нарушения в этой сфере часто являются источником многих психических травм и нервных расстройств.
5. Психогигиена коллективной жизни регулирует взаимоотношения людей в семье, производственной среде, школьном классе и в других коллективах, разрабатывает мероприятия по учёту совместимости участников общения.
Психогигиена при оказании медицинской помощи.
Психогигиена в медицине берет начало в психиатрии. В 1948 г. создана Всемирная организация психического здоровья, основной задачей которой является разработка концепции психического здоровья и мер по его сохранению. Практически во всех отраслях медицины внимание, уделяемое сохранению психического здоровья, предупреждению психогенных расстройств и психосоматических заболеваний явно недостаточно. Тоже самое можно сказать о психическом здоровье самих медработников.
Психогигиена больного. Обязательна на всех этапах медицинской помощи. Атмосфера мед. учреждения должна благоприятствовать выздоровлению, пребывание в нем не должно напоминать заключение. Психогигиена отношений медработника и пациента , подчиняется принципам медицинской деонтологии. Успешность лечения зависит от их обоюдных отношений, нарушать эти взаимоотношения могут следующие факторы, например ригидная установка врача, нежелание выслушивать жалобы больного, отношение больного к конкретному медработнику, медицине в целом и т.д. Значительное влияние (не всегда позитивное) на психическое состояние пациента оказывает обсуждение особенностей заболевания во время обходов, клинических разборов и консультаций. Больной придает значение содержанию высказываний, психологическим нюансам поведения медработников. Важное звено психогигиенических мероприятий преодоление отчужденности и механистичности манипуляций , проводимых в лечебных и диагностических целях. Особенно это касается инструментальных методов, вызывающих у пациента чувство почтения и страха.
§ 2. Понятие и виды психологической помощи.
Истоки возникновения психологической помощи пациентам в России связаны с такими именами, как Н.И. Новиков, Н.И. Радищев, А.И. Галич, М.Я. Мудров и др. Они заложили основы понимания «нервических» (то есть психогенных») болезней. В 1940-1950-е г.г. в России развивается гипнотерапия, в 1950-1970 г.г. развивается динамическая психотерапия, в 1980-е г.г. взрыв развития психотерапии в нашей стране, в 1982, 1992 г.г. создаются кафедры психотерапии и медицинской психологии в Ленинградском институте усовершенствования врачей. В 1975 г. выходит первый приказ Министерства СССР о психотерапевтической помощи населению, было открыто несколько сот психотерапевтических кабинетов, в 1985 г. второй приказ о включении психотерапии как самостоятельной отрасли медицины в номенклатуру учебных специальностей. В штате таких кабинетов предусмотрена работа медсестры. В 1995 г. была зарегистрирована Ассоциация психотерапевтов.
Психологическая помощь это вид самостоятельной психологической практики, которая может адресоваться субъекту, группе или организации.
Психологическая помощь оказывается здоровым людям с разнообразными житейскими проблемами, находящимися в критическом состоянии, а также больным с различными психическими или соматическими заболеваниями, имеющими психологические проблемы, невротические или психотические расстройства, а также характерологические личностные отклонения.
Психологическая помощь включает:
- предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления у него психических, психологических или психопатологических феноменов.
- активное, целенаправленное психологическое воздействие на индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению, купированию психопатологической симптоматики и реконструкции личности для повышения порога фрустрационной толерантности, формирования стрессо- и неврозоустойчивости.
Существует три основных вида оказания психологической помощи , которые различаются по целям и характеру воздействия. Границы между ними очень прозрачны, использовать возможно вместе или раздельно:
- психокоррекция
- психотерапия
Психологическая проблема, фрустрация |
Психопатологические симптомы и синдромы |
||||||
клиент |
пациент |
||||||
отклонения от возрастной нормы |
характерологические девиации |
клинические признаки психической девиации |
|||||
психосоматические |
невротические |
психотические |
|||||
психологическое консультирование |
|||||||
психокоррекция |
|||||||
психотерапия |
|||||||
практический психолог |
|||||||
клинический психолог |
|||||||
психотерапевт |
|||||||
психиатр |
1. Психологическое консультирование непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа. Суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь специальными профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач. Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития.
2. Психологическая коррекция это деятельность специалиста по исправлению тех особенностей личности и психического развития клиента, которые не являются для него оптимальными. Целью является выработка и овладение навыками адекватной для индивида и эффективной для сохранения здоровья психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе.
3. Психотерапия это система комплексного лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека при различных заболеваниях. Основная цель купирование психопатологической симптоматики, посредством чего достигается внутренняя и внешняя гармонизация личности.
§ 3. Психотерапевтические приемы и методы.
Термин «психотерапия» был введен в 1872 г. В. Тьюком и стал широко использоваться с конца XIX века. Психотерапия традиционно относилась к медицине рассматривалась как один из методов лечения и профилактики заболеваний. В 1985 году она была выделена в самостоятельную медицинскую специальность .
Способы психологического воздействия, используемые в психотерапии:
- воздействие
- манипулирование
- управление
- формирование
Психотерапия это психологическое воздействие на пациента, целью которого является лечение уже возникших патопсихических симптомов и синдромов или личностных аномалий и девиаций, а также изменение мышления, настроения и поведения человека таким образом, чтобы он был более здоровым, продуктивным и счастливым. Больному человеку требуется реконструкция личности и в большинстве случаев на фоне медикаментозного лечения.
Принято разделят психотерапию на общую и частную.
Под общей психотерапией понимают весь комплекс психических факторов воздействия на больного любого профиля с целью повышения его сил в борьбе с беленью.
Частная применяется в клинике заболеваний, где на первое место выходят психические методы лечения, которые и составляют основное лечение.
Задачи психотерапии:
- медработник помогает пациенту лучше понять свои проблемы;
- устраняет эмоциональный дискомфорт, напряжение;
- поощряет свободное выражение чувств, обеспечивает психологическую поддержку. Прежде всего, это значит сочувственно выслушать пациента и дать ему совет в кризисной ситуации;
- обеспечивает пациента новыми идеями или информацией о том, как решать проблемы;
- поддерживает пациента в осознании и использовании своих сил и умений;
- помогает устранить дезадаптивное поведение и формировать новые, адаптивные стереотипы;
- содействует осознанию (инсайту) и самораскрытию, в результате чего пациенты начинают лучше понимать свои мотивы, чувства, конфликты, ценности;
- помогает мобилизовать психические и физические регрессы организма для преодоления недугов.
Формы психотерапии:
1.индивидуальная
2.семейная
3.групповая
Психотерапевтические методы и приёмы.
- Когнитивные и поведенческие методы.
Когнитивные методы основаны на обращении к разуму больного, его логике и личным ценностям: рациональная терапия.
Поведенческие методы психотерапии разработаны на базе бихевиоризма.
2. Суггестивные методы представляют собой разнообразные формы психологического воздействия на человека при помощи прямого или косвенного внушения с целью создания у него определённого состояния или побуждения к определённым действиям.
3. Методы самовнушения осмысленное самовоздействие человека на психику и через нее на весь организм.
4. Психодинамические методы созданы на базе классического психоанализа и ведущей считают роль внутриличностных конфликтов. Направлены на выведение неосознаваемых конфликтов и их причин в сознании.
§ 4. Психопрофилактика и реабилитация.
Другими видами психологической помощи, направленной на сохранение психического здоровья населения, являются психопрофилактика и реабилитация .
Психопрофилактика и психогигиена области медицинской психологии, задачей которых является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, облегчения острых психотравматических реакций. Методы психогигиены и психопрофилактики включают психокоррекционную работу в рамках консультативных центров, «телефонов доверия», др. организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым, массовые обследования с целью выявления групп риска и профилактическую работу с ними, информирование населения и т.п.
Психопрофилактика это раздел общей профилактики, в рамках которого осуществляются мероприятия, направленные на предупреждение психических расстройств.
Психопрофилактические мероприятия принято делить на 3 этапа или 3 уровня , в зависимости от того, здоров человек, страдает преходящим психическим расстройством или имеются факторы риска заболевания, либо у него обнаруживается стойкая выраженная патология психики.
- Первичная психопрофилактика это система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения психических расстройств.
- Вторичная психопрофилактика система мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях могут привести к обострению или рецидиву заболевания, в том числе к возникновению расстройств, опасных для здоровья или жизни самого больного или окружающих, а также предупреждения хронификации заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной психопрофилактики является диспансерное наблюдение, включающее ранних признаков обострения заболевания, динамическое наблюдение, направленное лечение, реабилитационные мероприятия.
- Третичная психопрофилактика комплекс мер, направленных на предупреждение формирования негативных психических расстройств и инвалидизации при хронических психических заболеваниях. Целью мероприятий третичной психопрофилактики является реабилитация больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности.
Реабилитация направлена на восстановление социального статуса больного ресоциализацию , предполагающую возможность использования трудовых навыков, восстановление социальных связей больного и его индивидуальной и общественной ценности.
Социальная реабилитация это метод подхода к больному человеку, характеризующийся принципами апелляции к его личности, партнерства с врачом в реализации механизмов, направленных на разные сферы жизни больного и на изменение его отношения к себе и своей болезни.
Суть реабилитации заключается в том, чтобы путем использования сохранившихся психических способностей и функций, а, по возможности, восстановления поврежденных или утраченных функций, их тренировки, приспособить больного к прежним или изменившимся условиям труда и быта.
Выделяют несколько уровней реабилитации :
- В основе медицинской реабилитации лежит восстановительная терапия, направленная на выздоровление или максимально возможное улучшение состояния, предупреждение дефекта и восстановление трудоспособности больного.
- Под профессиональной реабилитацией понимают использование сохранившейся трудоспособности для возвращения больного к прежней или менее сложной трудовой деятельности.
- Под социальной реабилитацией, или реадаптацией, подразумевают создание необходимых условий жизни и быта, восстановление нарушенных контактов с окружающими, которые дают возможность больному вернуться в общество, то есть приводят к восстановлению его общественного положения.
Контрольные вопросы для закрепления:
- Психогигиена как часть общей гигиены, ее разделы и задачи.
- Психогигиена больного и медицинского работника.
- Психопрофилактика как раздел профилактики, уровни психопрофилактики.
- Психопрофилактические мероприятия и их назначение.
- Виды психологической помощи населению их специфика.
- Психотерапия как вид психологической помощи.
- Приемы и методы психотерапии, их применение средним мед. работником.
- Связь психопрофилактики и реабилитации.
- Виды и уровни реабилитации пациента.
- Психопрофилактика как раздел профилактики, уровни психопрофилактики.
- Психогигиена больного и медицинского работника.
Основные источники:
- Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. 6-е издание. / Н.Н. Петрова. М.: Издательский центр «Академия», 2013. -320 с.
Дополнительные источники:
- Жарова М. Н . Моральная ответственность в профессиональной деятельности медицинских работников.// ГлавВрач. 2011, №1.- URL : http://glavvrach.panor.ru
- Жарова М. Н. Этика, ответственность и правовые нормы в профессиональной деятельности медицинских работников.// RELGA научно-культурологический журнал широкого профиля. 2010, №7 (205). - URL : http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu- www . woa / wa / Main ? textid =2621& level 1= main & level 2= articles . Дата обращения: 30.05.2012.
- Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. URL : http://www.syntone.ru/library/books/content/2367.html . Дата обращения: 16.02.2011.
- Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Руководство по аутопсихотерапии (история, теория, практика) / 4.3. Приемы саморегуляции эмоциоанльной сферы: портал. URL : http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=2794. Дата обращения: 16.02.2011
- Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. Учебное пособие- 6 изд. Серия «Среднее профессиональное образование». - Ростов н/Д: «Феникс», 2013. 414 с.
- Профессиональные проблемы медицинского работника . URL : http://chereshneva.ucoz.ru/publ/professionalnye_problemy_medicinskogo_rabotnika/1-1-0-3 . Дата обращения: 30.02.2012.
- Пси-фактор. Библиотека по практической психологии: портал. URL : http://psyfactor.org/lybr.htm . Дата обращения: 16.02.2011
- Психология ОНЛАЙН. Библиотека психолога: портал. URL : http://www.psychological.ru/default.aspx?p=26 . Дата обращения: 16.02.2011
- Руденко А.М. Психология. Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: «Феникс», 2012. 560 с.
- Руденко А.М., Самыгин С.И. Психология для медицинских специальностей. Серия «Медицина». - Ростов н/Д: «Феникс», 2009. 634 с.
- Самыгин С.И. Социальная психология. Серия «Среднее профессиональное образование». - Ростов н/Д: «Феникс», 2009. 352 с.
- Синдром “эмоционального выгорания” в профессиональной деятельности медицинской сестры»:Zdrav.ru - медицинский портал для врачей.- URL : http :// www . zdrav . ru / library / publications / detail . php ? ID =2017. Дата обращения: 30.05.2012.
- Элитариум: Центр дистанционного образования: портал. URL : http:// www.elitarium.ru .
- Этика и деонтология среднего медицинского работника.- URL: http://www.meddr.ru/etika_i_deontologiya_srednego_medicinskogo_r//9000.html . Дата обращения: 16.02.2011
PAGE \* MERGEFORMAT 91
Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм> |
|||
. | 728 KB | ||
Психогигиена - это раздел медицинской психологии, который представляет собой совокупность медицинских и психологических знаний, умений и методов, позволяющихся сохранять и укреплять нервно-психическое здоровье человека.
Психогигиена включает в себя:
- 1) возрастную психогигиену, включая психогигиену детского и пожилого возраста;
- 2) психогигиену быта, в том числе эмоциональное самообладание и меры профилактики алкоголизма;
- 3) психогигиену трудовой деятельности и обучения, включая создание благоприятного психологического климата в трудовом коллективе, профилактику конфликтов, промышленную эстетику, психогигиену умственного труда;
- 4) психогигиену семейной жизни, которая подразумевает благоприятный психологический климат семьи.
Психопрофилактика - это система мероприятий, направленных на снижение нервно-психической заболеваемости, предупреждение возникновения психических заболеваний. Психопрофилактика включает в себя разработку и внедрение мер, направленных на охрану психического здоровья, улучшение производственных и бытовых условий жизни людей. Важное средство психопрофилактики - пропаганда психогигиенических знаний и здорового образа жизни, психологическое просвещение. В целях психопрофилактики важно выявлять начальные симптомы психических заболеваний. Для этой цели в системе здравоохранения существуют психодиспансеры, которые занимаются учетом, выявлением и лечением заболеваний. В их деятельности принимают участие и медицинские психологи.
Медицинские психологи участвуют также в психологической и социальной реабилитации больных. Длительное пребывание больных в стационаре приводит к госпитализму, проявляющемуся в утрате социальных связей и профессиональных навыков. Реабилитация заключается в проведении комплекса медицинских, педагогических, профессиональных, психологических мероприятий, направленных на восстановление трудоспособности, личного и социального статуса людей, перенесших заболевание. Психотерапевтическое воздействие занимает в этом комплексе мероприятий важное место. Основная цель психотерапии на данном этапе - восстановление потерянной активности больного, его способности к активной жизни, помощь больному в правильной оценке своих возможностей. Длительное пребывание в стационаре вызывает у больных выраженную астению, усиление болезненных симптомов, эмоциональную напряженность, чувство страха при переходе с постельного режима к активным движениям. У многих больных вследствие заболевания утрачивается способность к прежнему труду, появляется необходимость приспособиться к новой работе и быту. В результате возникают опасения, повышается тревожность.
Поэтому основные задачи психотерапии на этапе реабилитации сводятся к воспитанию у больных оптимизма, веры в свои силы, готовности к активной жизни и позитивным контактам с окружающими.
В качестве психопрофилактических и реабилитационных мероприятий могут использоваться курсы санаторно-курортного лечения. Помимо таких лечебных факторов природы, как благоприятный климат, минеральные воды, лечебные грязи, достаточно широко применяются также физиотерапия, лечебная физкультура, массаж и психотерапия. Важная роль медицинского психолога в данном случае может заключаться в организации психотерапевтических занятий, проведении сеансов релаксации, аутотренинга, музыкотерапии.
Актуальной медико-психологической проблемой является также инвалидность , которая возникает вследствие тяжелой болезни, физических и психических травм, а также по причине врожденных умственных и физичсских недостатков. Психологические последствия, связанные с получением инвалидности, могут быть драматичными, поэтому необходимо изучать проблемы социально-психологической адаптации инвалидов.
Вопросы практики
Из ГОСТ Р 53872-2010. Национальный стандарт Российской Федерации "Реабилитация инвалидов. Услуги по психологической реабилитации инвалидов "
- (введен в действие Приказом Госстандарта от 17 сентября 2010 г. № 252-ст)
- 5.22. Психологическая профилактика - это содействие инвалиду:
в приобретении психологических знаний, повышении психологической реабилитационной компетентности, формировании общей психологической культуры:
- - формировании потребности (мотивации) использовать эти знания для работы над собой, своими проблемами;
- - создании условий для полноценного психического функционирования личности (устранение или снижение факторов психологического дискомфорта на рабочем месте, в семье и других социальных группах, в которые инвалид включен), для своевременного предупреждения новых возможных психических нарушений.
- 5.22.1. Психологическая профилактика для инвалидов боевых действий и военной травмы должна быть нацелена на раннее выявление состояний психологической дезадаптации и систематический контроль за проявлением реакций дезадаптации. на обеспечение и поддержку психологического благополучия, предупреждение возможных нарушений системы взаимоотношений в микро-, мезо- и макросоциумах за счет актуализации психологических механизмов адаптации и компенсации.
- 5.23. Психотерапия, в том числе биоэнергетическая, трансперсональная, индивидуальная терапия по работе с алкогольной, никотиновой зависимостью и игрома- нией, фитотерапия и др.
- 5.24. Социально-психологический патронаж - систематическое наблюдение за инвалидами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта, обусловленных проблемами адаптации инвалида в семье, на производстве, в социуме, а для инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы еще и проблемы адаптации к условиям гражданской жизни и оказания им при необходимости социально-психологической помощи.
- 5.24.1. При патронаже применяют социально-психологическую помощь следующих видов:
- - по коррекции и стабилизации внутрисемейных отношений (психологического климата в семье);
- - по коррекции и стабилизации межличностных отношений в рабочей группе, трудовом коллективе, коррекции отношений субординации:
по организации обучения членов семьи методам психологического взаимодействия с инвалидом;
По оказанию психологической помощи семье в целом как ближайшему социальному окружению инвалида.
Медицинские психологи часто участвуют в научном и практическом решении проблем травматического и посттравматического стресса. Стихийные бедствия (землетрясения, наводнения), технологические катастрофы (аварии, пожары), ситуации насилия и угрозы жизни, военные конфликты являются сильными стрессогенными факторами. И психологическая помощь в таких ситуациях оказывается очень актуальной. Посттравматическим стрессом называют эмоциональные, личностные, поведенческие изменения, которые появляются у человека после выхода
из травматической ситуации. В сознании человека упорно воспроизводятся образы и переживания, связанные с травмой, повышается уровень физиологической и психологической возбудимости. Помощь психолога в преодолении этих проблем может быть очень полезной.