Определение понятий психогигиена психопрофилактика. В.А. Гиляровский ‹‹Психиатрия. Общие принципы психогигиены

На сегодняшний день, когда стрессогенность в мире зашкаливает, стала популярна среди продвинутых людей психогигиена и психопрофилактика.

Профилактика стресса, депрессии и неврозов — это лучшая психогигиена, наряду с обычной, физической гигиеной тела.

Сегодня, на сайте сайт, вы узнаете что такое психогигиена и психопрофилактика, что нужно делать и какие бывают методы профилактики стресса, депрессии, неврозов и различных расстройств личности.

Психогигиена — гигиена души

Что такое личная гигиена — знают, наверное, все еще с детского сада. Гигиена (от греческого — «здоровый»)- это санитарные нормы и правила, разработанные мероприятия, направленные на предупреждение соматических (телесных) заболеваний, обеспечение нормальных условий бытия, укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни человека.

Практически все цивилизованные люди обучаются личной гигиене еще с раннего детства. Все умываются, чистят зубы, моются, ухаживают за своим телом (особенно женщины), используя различные гигиенические средства.

Психогигиена направлена на предупреждение психических расстройств и укрепление эмоционально-психологического здоровья человека.

В современном темпе жизни, при множестве стрессогенных ситуаций в быту, в семье, школе, на работе, на улице, практически никто не застрахован от невротических, стрессовых, депрессивных, панических расстройств, развития ВСД и различной психосоматики.
Только ежедневная психогигиена — гигиена души, наравне с гигиеной тела, уберегут человека от психических заболеваний.

Три уровня психогигиены:

  1. Превентивная психогигиена направлена на предупреждение эмоционально-психологических, личностных, невротических и психотических расстройств и сохранения психосоматического здоровья отдельного индивидуума и общества в целом.

    Также предупредительная психологическая гигиена помогает не допустить развития как внутриличностных конфликтов, так и межличностных — предупреждение развития личностного, семейного, бытового и социального конфликтов и их последствий.

  2. Восстановительная (корректирующая) психогигиена направлена на психокоррекционную помощь в кризисных жизненных ситуациях и на предупреждение развития серьезных конфликтов, в фазе их зарождения.
  3. Терапевтическая психогигиена — это уже психологическая и психотерапевтическая помощь при обратимых расстройствах личности, развития неврозов и пограничных расстройств, и недопущения психопатологических (психотических) заболеваний.

Цель психогигиены — удовлетворение основных потребностей личности:
1) Любовь, 2) Безопасность, 3) Признание, Утверждение, Чувство успеха, 4) Личное пространство для свободного творчества, 5) Позитивные воспоминания, 6) Самоуважение


Первый уровень превентивной психической гигиены каждый человек может делать ежедневно самостоятельно, также, как и обычную личную гигиену.

И раз в полгода/год не плохо посещать психоаналитика для психогигиенических бесед, так же, как нормальные люди, следящие за гигиеной полости рта, посещают раз в полгода стоматолога.

Второй и третий уровень — это уже посещение профессионального психолога, психотерапевта или психоаналитика.

Но чтобы не доводить себя до этого, стоит следить за своим психическим здоровьем, соблюдая ежедневную гигиену души и тела.

Психопрофилактика

Психопрофилактика — почти тождественна по сути психогигиене, но профилактикой различных психологических проблем занимаются медицинские (клинические) психологи и практические психологи, а не самостоятельно каждый отдельный индивид.

В медицинской психологии , психопрофилактика — это различные мероприятия, изучающие психические воздействия на человека, саму его психику и методы предупреждения психогенных и психосоматических расстройств.

В медицине существует три типа психопрофилактики:

  1. Первичная — это охрана здоровья будущего поколения, изучение и прогнозы на возможные генетические и наследственные заболевания, здоровых брачных отношений и зачатия, охрана беременных от негативного влияния на развитие плода, сохранение его, раннее обнаружение аномалий, помощь при родах и психокоррекция на ранних этапах развития ребенка;
  2. Вторичная — это превентивные меры по оказанию психологической или психиатрической помощи человеку, у которого появились зачатки развития психологических, эмоциональных, психосоматических и психических (психотических) расстройств.
  3. Третичная психопрофилактика — это психотерапевтические медицинские меры, зачастую с использование фармакологии, направленные на людей с уже имеющимися психологическими расстройствами, психопатологиями, с целью предупреждения инвалидизации и ранней смертности.

В практической психологии , психологическая профилактика схожа с первичной психологической профилактикой в клинической психологии.

Она также направлена на охрану психического здоровья будущих поколений, но в данном контексте практический психолог работает в системе дошкольного и школьного образования и развития детей, и официально его называют педагог-психолог.

Психопрофилактическая работа педагога-психолога заключается в:

  • разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;
  • контролю за соблюдение психогигиенических условий обучения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности детей на каждом этапе их развития; элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;
  • обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростков в процессе непрерывной социализации;
  • подготовке детей и подростков к сознанию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания;
  • своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.

Психопрофилактика стресса, депрессии, неврозов, фобий и психозов

В практической психологии, психологической терапии и психоанализе, как и в медицинской и педагогической психологии, используется психологическая профилактика.

Как правило, это индивидуальная, парная или групповая психопрофилактика стресса, депрессии, неврозов, фобических и психотических расстройств и конфликтов.

В процессе индивидуальных психологических консультаций, ведения психотерапевтических групп и психоанализа межличностных и семейных отношений, людей обучают как психогигиене, так и психопрофилактике возникновения психологических проблем.

Современные практические психологи, немедицинские психотерапевты и психоаналитики используют для профилактики стресса, депрессий, неврозов, расстройств личности, конфликтных психотравмирующих ситуаций, различные тренинги, обучающие программы, семинары и вебинары, литературу, аудио и видео обучение.

Практически любой взрослый человек, юноша, девушка или старший подросток, может обучится профилактике стресса, невроза, депрессии, тревожных расстройств и фобий самостоятельно или у практического психолога (психотерапевта, психоаналитика) и использовать ее ежедневно (не от раза к разу — большие и малые стрессы каждый день, и они имеют свойство накапливаться и в психике и в теле)

Обученные психогигиене и психопрофилактике стресса, депрессии, тревоги и неврозов родители, легко обучать своих детей. Без психодидактики и ликбеза — на своем примере.

  • Психологическая утренняя зарядка (и вечерняя разрядка психики от накопленных за день стрессов и негативов)

Вопросы к семинару:

1. Психогигиена как предмет, область её применения и решаемые задачи.

2. Психопрофилактика, определение понятия; первичная, вторичная и третичная психопрофилактика.

Литература:

1. Жариков Н.М., Урсова Л.Г., Хритинин Д.Ф. Психиатрия. Учебник. - М.: Медицина, 1989. - С. 56-113.

2. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. - Л.: Медицина, 1982. - С.218-223.

3. Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии. - М.: Медицина, 1976. - С.133-161.

4. Лежепёкова Л.Н., Якубов Б.А. Вопросы психогигиены и психопрофилактики в работе практического врача. - Л.: Медицина, 1977.

Психогигиена - область гигиены, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья человека. Психогигиене принадлежит особое место в связи с возросшей ролью психологических факторов в деятельности человека и в развитии многих заболеваний.

Если раньше человек сталкивался чаще всего с физическими нагрузками, повторяющимися веками и к которым он адаптировался, то теперь на первый план выступают психологические и социальные нагрузки.

Здоровье определяется не только как отсутствие болезни, а значительно шире, как физическое, психологическое и даже социальное благополучие и в поле внимания врачей все больше попадают начальные формы заболеваний, так называемые состояния "субнормы", "предболезни", в которых психологическим механизмам принадлежит немаловажная роль.

Личность человека, его психика, становится центром, в котором, как в фокусе, сходятся социально-психологическое и биологическое. Психогигиена ориентирует медицину на учет наличных и потенциальных резервов личности, участвующих в борьбе за здоровье против болезней, на усиление творческих сторон личности.

В психогигиене выделяют личную (индивидуальную) и общественную (социальную) психогигиену. Наибольшее значение для психогигиены имеют вопросы взаимоотношений отдельных людей и взаимодействия индивидуума с коллективом.

Среди важнейших задач психогигиены можно отметить:

1) предупреждение перегрузок нервной системы, повышение трудоспособности;

2) воспитание правильного соотношения интеллектуальных и эмоционально - волевых сторон личности;

4) воспитание правильного отношения человека к психическому и физическому здоровью.

Практическое решение этих задач осуществляется прежде всего путем создания научно обоснованных нормативов и рекомендаций, регламентирующих условия нормального функционирования человека на производстве и в быту и посредством санитарно-просветительной работы среди населения.

В единой системе психогигиены традиционно выделяются более узкие разделы (возрастная психогигиена, психогигиена быта, труда и обучения, семьи и половой жизни и др.).

Психопрофилактика - отрасль психиатрии, занимающаяся разработкой мероприятий по предупреждению психических заболеваний и их последствий.

Решение многих общепрофилактических задач является вкладом в психопрофилактику. Например, выявление и раннее активное лечение начальных форм сифилиса способствовало практическому исчезновению его таких психических заболеваний, как прогрессивный паралич и сифилис мозга. Психопрофилактика направлена на то, чтобы в трудных для организма условиях предотвра­тить возникновение психических нарушений или их последствий.

В соответствии с уставом ВОЗ выделяют первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.

При первичной психопрофилактике речь идет о мероприятиях, направленных на предупреждение психических расстройств у психически здоровых людей. В первичную психопрофилактику входят:

· борьба с инфекциями, травмами, стрессовыми воздействиями;

· правильное воспитание подрастающего поколения;

· превентивные меры в отношении семейных конфликтов;

· профилактика профессиональных вредностей;

· правильная профессиональная ориентация и профотбор;

· медико-генетическое консультирование.

Первичная психопрофилактика обеспечивает наиболее высокое качество деятельности.

Вторичная психопрофилактика предусматривает возможно более раннее выявление уже начавшегося психического заболевания, его лечение с тем, чтобы оборвать патологический процесс на его начальных этапах, не допустить развития тяжелых форм болезни, перехода течения в хроническое.

Под третичной психопрофилактикой понимают специальную работу с больным, препятствующую его инвалидизации или уменьшающую ее выраженность.

Контрольные вопросы:

1. Области практического применения психогигиены и психопрофилактики.

2. Психогигиена и первичная психопрофилактика в медицине.

Темы рефератов:

1. Психопрофилактика неблагоприятных функциональных состояний человека.

2. Психопрофилактика семейных конфликтов.


Тема 5. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОТЕРАПИЮ.

Вопросы к семинару:

1. Психотерапия, определение понятия, показания к применению.

2. Частные виды психотерапии:

Рациональная психотерапия; - групповая психотерапия;

Суггестивная психотерапия; - функциональная тренировка;

Психоанализ; - культуротерапия.

Литература:

1. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия: Учебное пособие. - 2-е изд., доп. и перераб. - Мн.: Вышэйшая школа, 1997. - 464с.

2. Психотерапия / Под ред. Б.Д.Карвасарского. СПб.: Изд-во "Питер", 2000 - 544 с.

3. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 384 с.

4. Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е.Рожнова, - 2-е изд., доп. и перераб. - Ташкент: Медицина, 1979. - 620 с.

Психотерапия - это комплексное лечебное воздействие с помощью психических средств на психику больного, а через нее на весь его организм с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде.

В основе психотерапии лежит потребность человека в кризисных ситуациях быть выслушанным, понятым и поддержанным.

В широком понимании психотерапия - вся область лечебного психологического воздействия на больного, весь комплекс ежедневных лечебных и организационных факторов, положительно влияющих на больного через его эмоциональные реакции, интеллектуальные возможности и условно-рефлекторные связи (т.е. это следующие подсистемы: врач-больной, средний/младший медперсонал-больной, окружающая среда лечебного учреждения).

Психотерапия может применяться как компонент в комплексном лечении, например, для устранения невротических наслоений, отягощающих соматическое заболевание; психотерапевтическое влияние усиливает лечебный эффект применяемых медикаментов. Наряду с этим, психотерапии при некоторых заболеваниях принадлежит существенная или решающая роль (при неврозах, психосоматических расстройствах, реактивных состояниях). В тоже время применение психотерапии при шизофрении и других выраженных психических расстройствах носит ограниченный характер.

В настоящее время существует исключительно большое количество видов, направлений и методик психотерапии (известно и осуществляется на практике около 400 разновидностей психотерапии для взрослых пациентов и примерно 200 - для детей и подростков); для них всех характерны следующие общие признаки:

1. Хорошие взаимоотношения с врачом, эмоциональная поддержка психотерапевтом больного.

2. Ослабление напряжения на начальных этапах общения с врачом, от которого больной желает получить помощь.

3. Действие явного или неявного убеждения, суггестии (внушения).

4. Познавательное обучение, приобретение специальных навыков и усвоение более адаптивных типов поведения.

5. Модификация поведения в зависимости от одобрения или неодобрения психотерапевта.

Условно можно выделить следующие основные направления, внутри каждого из которых существует очень много модификаций и способов проведения психотерапевтических сеансов:

1) Рациональная психотерапия - логическое, аргументированное разъяснение больному (и его убеждение) в бодрствующем состоянии. Цель - правильно (но с упором на положительное) осветить характер болезни, причинный фактор, прогноз и лечение, мобилизовать больного на борьбу с болезнью. С помощью данного метода врач обращается к рассудку человека, его логике.

Использовать рациональную психотерапию в той или иной степени приходится любому врачу.

2) Суггестивная психотерапия может проводиться как в состоянии бодрствования, так и в состоянии гипнотического сна (гипносуггестивная терапия). Метод, где более выражено эмоциональное, а не рациональное влияние. Пациент пассивен и без размышлений воспринимает слова врача (пассивное восприятие больным - это основной и серьезный недостаток метода).

Суггестию, т.е. внушение проводят индивидуально или коллективно (не более 10-15 человек) в затемненной и изолированной от шума комнаты.

Гипноз, с позиции взглядов И.М.Сеченова, Н.Е.Введенского, И.П.Павлова, можно рассматривать как частичный сон, в основе которого лежит условно-рефлекторный тормозной процесс в корковых клетках (хотя это не совсем так). Гипноз отличается от сна и бодрствования особой избирательностью в переработке и усвоении информации, с чем и связана эффективность психотерапевтического внушения. Продолжительность сеанса чаще 30-40 мин; курс лечения - до 10-15 сеансов, иногда достаточно 1-2 сеансов.

Гипнозу поддается 80-90% людей, одни психотерапевты способны загипнотизировать 10-20%, другие - 90-95%, однако глубина гипнотического состояния не играет решающей роли для эффективности лечения.

В последние года развивается метод Кречмера-Эриксона, когда гипнотизер "вяжет сетку слов" и только периодические вставляет ключевые слова или фразы (выделяя их голосов).

Если внушение проводится врачом (другим человеком), то говорят о гетеросуггестии, если самим больным - то это аутосуггестия (самовнушение). Повышенное самовнушение может быть непроизвольным (лица с истерическими чертами характера или эмоционально неустойчивые) и произвольным (йоги).

Сеансы самовнушения (продолжительностью 15-20 минут) лучше проводить утром по пробуждении или вечером перед засыпанием. Методом самовнушения можно ликвидировать страхи, тревогу, опасения за свое здоровье, избавиться или снизить интенсивность неприятных, болевых ощущений, изменить отношение к психотравмирующей ситуации.

Аутогенная тренировка - метод самовнушения, при котором больной "обучается" (под руководством психотерапевта) руководить деятельностью своих внутренних органов, работой вегетативной нервной системы, собственными чувствами и т.п. Важно, что больной сам активно борется с болезнью.

3) Групповая психотерапия (иногда отождествляется с коллективной психотерапией) - базируется на социальном в человеке: человек живет в обществе, которое формирует личность, ее установки, ценности и т.д. Еще в 1951г. К.Левин отметил, что "легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем каждого из них в отдельности". Суть метода - под руководством врача группа (до 8-10 человек) обсуждает болезненные проявления каждого из участников и подыскивает более оптимальные способы реагирования. Преимущества - активная работа и " подсказывает" не врач, а другие такие же "бедолаги-больные", что лучше воспринимается.

Показания зависят от типа группы и метода психотерапии; противопоказания - низкий интеллект и острые психозы. Состав группы (по полу, возрасту, социальному положению) может быть гомогенным и гетерогенным, что определяется целями лечения, его длительностью, преобладающими нарушениями и т.п.

4) Аналитическая психотерапия (психоанализ) - выявление скрытых комплексов (чаще - из раннего детства) и доведение их до сознания больного.

Психоанализ - длительное лечение, обычно требующее от 3-х до 5-ти лет; основные показания - неврозы, психогенные депрессии, психосоматические заболевания; противопоказания - шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, слабоумие, выраженная импульсивность; показания к лечению психоанализом психопатий, девиантных форм поведения решаются индивидуально.

5) Функциональная тренировка - разрушение сложившегося болезненного стереотипа поведения путем тренировки и формирования нового здорового стереотипа. Под наблюдением и при активном участии врача больной с фобиями или с истерическими расстройствами поведения преодолевает свои нарушения, расширяя сферу своей деятельности. Например, при агорафобии (боязни открытых пространств) больной, ободряемый врачом, выходит с ним на площадь, затем на следующий день доходит до её середины, потом проходит всю и т.д. В последующем он проделывает это самостоятельно.

6) Культуротерапия - музыкотерапия, библиотерапия, терапия творческим самовыражением, имаго-терапия и другие.

Контрольные вопросы:

1. Этические проблемы психотерапии.

2. Показания и противопоказания к психотерапии, её возможности.

3. Особенности проведения психотерапевтических сеансов.

4. Значение личности врача для успеха психотерапии.

Темы рефератов:

1. Возрастные аспекты психотерапии (особенности психотерапии детей, подростков, пожилых лиц).

2. Психоанализ (суггестивная психотерапия, терапия творческим самовыражением): современное состояние.

3. Парапсихология и естествознание.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Алейникова Т.В. Психоанализ: Учебное пособие. - Ростов-н/Дону: Феникс, 2000. - 352 с.

2. Амбрумова А.Г., Калашникова О.Э. Клинико-психологическое исследование самоубийства // Социальная и клиническая психиатрия. - 1998. - Т.8, вып.4. - С.65-77.

3. Андреас С., Андреас К. Сердце разума. Практическое использование методов НЛП. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. - 336 с.

4. Берн Э. Групповая психотерапия. - М.: Академический Проект, 2001. - 464 с.

5. Блюм Дж. Психоаналитические теории личности / Пер. с англ., вступ. ст. А.Б. Хавина. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 222 с.

6. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика (учебное пособие). - М.: Издательство "Института психотерапии", 2000. - 368 с.

7. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988. - 304 с.

8. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психологический журнал. - 2000. - Т.21, № 2. - С.79-87.

9. Бурно М.Е. Клиническая психотерапия. - М.: Академический Проект, ОППЛ, 2000. - 719 с.

10.Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. - СПб.: Стройлеспечать, 1997. - 303 с.

11.Гройсман А.Л. Медицинская психология. Лекции. - Магистр, 1997. - 128 с.

12.Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 1999. - 450 с.

13.Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник. - Изд-е 3-е, испр. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 512 с.

14.Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. - Л.: Медицина, 1982. - 271 с.

15.Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. - Минск, 1988. - 202 с.

16.Кочюнас Р. Основы психологического консультирования / Пер. с лит. - М.: Академический Проект, 2000. - 240 с.

17.Лебединский М.С., Мясищев В.Н. Введение в медицинскую психологию. - Л.: Медицина, 1966. - 431 с.

18.Макаров В.В. Психотерапия нового века. - М.: Академический Проект, 2001. - 496 с.

19.Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. Практическое руководство. - М.: МЕДпресс, 1998. - 592 с.

20.Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 1997. - 432 с.

21.Немов Р.С. Психологическое консультирование. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 528 с.

22.Основы социальной работы: Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 368 с.

23.Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. - М., 1999.

24.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты.- Самара, 1998.- 672с.

25.Решетников А.В. Эволюция и проблемы современной социологии медицины // Экономика здравоохранения. -2000. - № 5,6 / 2000.

26.Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С.Ю. Циркина. - СПб.: Изд-во "Питер", 2000 - 752 с.

27.Старшенбаум Г.В. Психотерапия острого горя // Социальная и клиническая психиатрия. - 1994. - Вып.3. - С.73-77.

28.Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы // Психологический журнал. - 1992. - Т.13, № 2. - С.14-29.

29.Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. - М.: Медицина, 1986. - 384 с.

30.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Изд-во "Питер", 1999. - 656 с.

Юдин Б.Г. Здоровье: факт, норма и ценность // Мир психологии.- 2000.- № 1 (21). - С.54-68.


Изд. лиц. ЛР № __________ от ______________. ___________г.

Подписано к печати. .2002г.

Формат 60х84/16. Бумага типографская. Гарнитура Times New Roman.

Усл. печ. л. 2,0. Уч.-изд. л.2,2. Т.1000 экз. Заказ №____.


Похожая информация.


Психопрофилактика и реабилитация. Они заложили основы понимания нервических то есть психогенных болезней. Психологическая помощь – это вид самостоятельной психологической практики которая может адресоваться субъекту группе или организации. Психологическая помощь оказывается здоровым людям с разнообразными житейскими проблемами находящимися в критическом состоянии а также больным с различными психическими или соматическими заболеваниями имеющими психологические проблемы невротические или психотические расстройства а также...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция № 6.1.

Тема: Психогигиена и психопрофилактика.

План:

Полный конспект лекции

§ 1. Психогигиена: понятие и разделы.

Психогигиена, являясь частью общей гигиены, в то же время представляет собой самостоятельную отрасль со своими целями, задачами и методами исследования

Психогигиена - это наука об обеспечении и сохранении психического здоровья. Цель психогигиены – разработка системы мероприятий, направленных на формирование, поддержание и укрепление психического здоровья.

В психогигиене выделяют следующие разделы:

1. Возрастная психогигиена разрабатывает систему мероприятий, соответствующих возрасту. Особое место занимает психогигиенические мероприятия детства и старческого возраста. Воспитание, режим питания, отдыха, обучения и т.д.

2. Психогигиена быта разрабатывает систему мероприятий для людей с ослабленной и нестабильной психикой, меры предупреждения бытового пьянства, алкоголизма, наркомании.

3. Психогигиена трудовой деятельности и обучения разрабатывает систему мероприятий в сфере трудовой деятельности, направленную, прежде всего на соблюдение принципов профпригодности, выполнение мероприятий по профориентации, предупреждение трудовых конфликтов, состояния утомления и монотонии в процессе труда. Отдельно рассматриваются мероприятия по соблюдению принципов психогигиены в учебной деятельности (умственный труд).

4. Психогигиена семьи и сексуальной жизни - система мероприятий, которая способствует формированию благоприятной атмосферы в семье для супругов и детей. Одна из главных задач психогигиены – помочь в создании гармоничной половой жизни, т.к. нарушения в этой сфере часто являются источником многих психических травм и нервных расстройств.

5. Психогигиена коллективной жизни регулирует взаимоотношения людей в семье, производственной среде, школьном классе и в других коллективах, разрабатывает мероприятия по учёту совместимости участников общения.

Психогигиена при оказании медицинской помощи.

Психогигиена в медицине берет начало в психиатрии. В 1948 г. создана Всемирная организация психического здоровья, основной задачей которой является разработка концепции психического здоровья и мер по его сохранению. Практически во всех отраслях медицины внимание, уделяемое сохранению психического здоровья, предупреждению психогенных расстройств и психосоматических заболеваний явно недостаточно. Тоже самое можно сказать о психическом здоровье самих медработников.

Психогигиена больного. Обязательна на всех этапах медицинской помощи. Атмосфера мед. учреждения должна благоприятствовать выздоровлению, пребывание в нем не должно напоминать заключение. Психогигиена отношений медработника и пациента , подчиняется принципам медицинской деонтологии. Успешность лечения зависит от их обоюдных отношений, нарушать эти взаимоотношения могут следующие факторы, например – ригидная установка врача, нежелание выслушивать жалобы больного, отношение больного к конкретному медработнику, медицине в целом и т.д. Значительное влияние (не всегда позитивное) на психическое состояние пациента оказывает обсуждение особенностей заболевания во время обходов, клинических разборов и консультаций. Больной придает значение содержанию высказываний, психологическим нюансам поведения медработников. Важное звено психогигиенических мероприятий – преодоление отчужденности и механистичности манипуляций , проводимых в лечебных и диагностических целях. Особенно это касается инструментальных методов, вызывающих у пациента чувство почтения и страха.

§ 2. Понятие и виды психологической помощи.

Истоки возникновения психологической помощи пациентам в России связаны с такими именами, как Н.И. Новиков, Н.И. Радищев, А.И. Галич, М.Я. Мудров и др. Они заложили основы понимания «нервических» (то есть психогенных») болезней. В 1940-1950-е г.г. в России развивается гипнотерапия, в 1950-1970 г.г. развивается динамическая психотерапия, в 1980-е г.г. – взрыв развития психотерапии в нашей стране, в 1982, 1992 г.г. создаются кафедры психотерапии и медицинской психологии в Ленинградском институте усовершенствования врачей. В 1975 г. выходит первый приказ Министерства СССР о психотерапевтической помощи населению, было открыто несколько сот психотерапевтических кабинетов, в 1985 г. – второй приказ о включении психотерапии как самостоятельной отрасли медицины в номенклатуру учебных специальностей. В штате таких кабинетов предусмотрена работа медсестры. В 1995 г. была зарегистрирована Ассоциация психотерапевтов.

Психологическая помощь – это вид самостоятельной психологической практики, которая может адресоваться субъекту, группе или организации.

Психологическая помощь оказывается здоровым людям с разнообразными житейскими проблемами, находящимися в критическом состоянии, а также больным с различными психическими или соматическими заболеваниями, имеющими психологические проблемы, невротические или психотические расстройства, а также характерологические личностные отклонения.

Психологическая помощь включает:

  1. предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления у него психических, психологических или психопатологических феноменов.
  2. активное, целенаправленное психологическое воздействие на индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению, купированию психопатологической симптоматики и реконструкции личности для повышения порога фрустрационной толерантности, формирования стрессо- и неврозоустойчивости.

Существует три основных вида оказания психологической помощи , которые различаются по целям и характеру воздействия. Границы между ними очень прозрачны, использовать возможно вместе или раздельно:

  1. психокоррекция
  2. психотерапия

Психологическая проблема, фрустрация

Психопатологические симптомы и синдромы

клиент

пациент

отклонения от возрастной нормы

характерологические девиации

клинические признаки психической девиации

психосоматические

невротические

психотические

психологическое консультирование

психокоррекция

психотерапия

практический психолог

клинический психолог

психотерапевт

психиатр

1. Психологическое консультирование – непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа. Суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь специальными профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач. Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития.

2. Психологическая коррекция – это деятельность специалиста по исправлению тех особенностей личности и психического развития клиента, которые не являются для него оптимальными. Целью является выработка и овладение навыками адекватной для индивида и эффективной для сохранения здоровья психической деятельности, способствующей личностному росту и адаптации человека в обществе.

3. Психотерапия – это система комплексного лечебного вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание человека при различных заболеваниях. Основная цель – купирование психопатологической симптоматики, посредством чего достигается внутренняя и внешняя гармонизация личности.

§ 3. Психотерапевтические приемы и методы.

Термин «психотерапия» был введен в 1872 г. В. Тьюком и стал широко использоваться с конца XIX века. Психотерапия традиционно относилась к медицине – рассматривалась как один из методов лечения и профилактики заболеваний. В 1985 году она была выделена в самостоятельную медицинскую специальность .

Способы психологического воздействия, используемые в психотерапии:

  • воздействие
  • манипулирование
  • управление
  • формирование

Психотерапия – это психологическое воздействие на пациента, целью которого является лечение уже возникших патопсихических симптомов и синдромов или личностных аномалий и девиаций, а также изменение мышления, настроения и поведения человека таким образом, чтобы он был более здоровым, продуктивным и счастливым. Больному человеку требуется реконструкция личности и в большинстве случаев на фоне медикаментозного лечения.

Принято разделят психотерапию на общую и частную.

Под общей психотерапией понимают весь комплекс психических факторов воздействия на больного любого профиля с целью повышения его сил в борьбе с беленью.

Частная применяется в клинике заболеваний, где на первое место выходят психические методы лечения, которые и составляют основное лечение.

Задачи психотерапии:

  • медработник помогает пациенту лучше понять свои проблемы;
    • устраняет эмоциональный дискомфорт, напряжение;
    • поощряет свободное выражение чувств, обеспечивает психологическую поддержку. Прежде всего, это значит сочувственно выслушать пациента и дать ему совет в кризисной ситуации;
    • обеспечивает пациента новыми идеями или информацией о том, как решать проблемы;
  • поддерживает пациента в осознании и использовании своих сил и умений;
  • помогает устранить дезадаптивное поведение и формировать новые, адаптивные стереотипы;
  • содействует осознанию (инсайту) и самораскрытию, в результате чего пациенты начинают лучше понимать свои мотивы, чувства, конфликты, ценности;
  • помогает мобилизовать психические и физические регрессы организма для преодоления недугов.

Формы психотерапии:

1.индивидуальная

2.семейная

3.групповая

Психотерапевтические методы и приёмы.

  1. Когнитивные и поведенческие методы.

Когнитивные методы основаны на обращении к разуму больного, его логике и личным ценностям: рациональная терапия.

Поведенческие методы психотерапии разработаны на базе бихевиоризма.

2. Суггестивные методы представляют собой разнообразные формы психологического воздействия на человека при помощи прямого или косвенного внушения с целью создания у него определённого состояния или побуждения к определённым действиям.

3. Методы самовнушения – осмысленное самовоздействие человека на психику и через нее на весь организм.

4. Психодинамические методы – созданы на базе классического психоанализа и ведущей считают роль внутриличностных конфликтов. Направлены на выведение неосознаваемых конфликтов и их причин в сознании.

§ 4. Психопрофилактика и реабилитация.

Другими видами психологической помощи, направленной на сохранение психического здоровья населения, являются психопрофилактика и реабилитация .

Психопрофилактика и психогигиена – области медицинской психологии, задачей которых является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, облегчения острых психотравматических реакций. Методы психогигиены и психопрофилактики включают психокоррекционную работу в рамках консультативных центров, «телефонов доверия», др. организаций, ориентированных на психологическую помощь здоровым, массовые обследования с целью выявления групп риска и профилактическую работу с ними, информирование населения и т.п.

Психопрофилактика – это раздел общей профилактики, в рамках которого осуществляются мероприятия, направленные на предупреждение психических расстройств.

Психопрофилактические мероприятия принято делить на 3 этапа или 3 уровня , в зависимости от того, здоров человек, страдает преходящим психическим расстройством или имеются факторы риска заболевания, либо у него обнаруживается стойкая выраженная патология психики.

  1. Первичная психопрофилактика – это система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения психических расстройств.
  2. Вторичная психопрофилактика – система мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях могут привести к обострению или рецидиву заболевания, в том числе к возникновению расстройств, опасных для здоровья или жизни самого больного или окружающих, а также предупреждения хронификации заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной психопрофилактики является диспансерное наблюдение, включающее ранних признаков обострения заболевания, динамическое наблюдение, направленное лечение, реабилитационные мероприятия.
  3. Третичная психопрофилактика – комплекс мер, направленных на предупреждение формирования негативных психических расстройств и инвалидизации при хронических психических заболеваниях. Целью мероприятий третичной психопрофилактики является реабилитация больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности.

Реабилитация направлена на восстановление социального статуса больного – ресоциализацию , предполагающую возможность использования трудовых навыков, восстановление социальных связей больного и его индивидуальной и общественной ценности.

Социальная реабилитация – это метод подхода к больному человеку, характеризующийся принципами апелляции к его личности, партнерства с врачом в реализации механизмов, направленных на разные сферы жизни больного и на изменение его отношения к себе и своей болезни.

Суть реабилитации заключается в том, чтобы путем использования сохранившихся психических способностей и функций, а, по возможности, восстановления поврежденных или утраченных функций, их тренировки, приспособить больного к прежним или изменившимся условиям труда и быта.

Выделяют несколько уровней реабилитации :

  1. В основе медицинской реабилитации лежит восстановительная терапия, направленная на выздоровление или максимально возможное улучшение состояния, предупреждение дефекта и восстановление трудоспособности больного.
  2. Под профессиональной реабилитацией понимают использование сохранившейся трудоспособности для возвращения больного к прежней или менее сложной трудовой деятельности.
  3. Под социальной реабилитацией, или реадаптацией, подразумевают создание необходимых условий жизни и быта, восстановление нарушенных контактов с окружающими, которые дают возможность больному вернуться в общество, то есть приводят к восстановлению его общественного положения.

Контрольные вопросы для закрепления:

  1. Психогигиена как часть общей гигиены, ее разделы и задачи.
    1. Психогигиена больного и медицинского работника.
      1. Психопрофилактика как раздел профилактики, уровни психопрофилактики.
        1. Психопрофилактические мероприятия и их назначение.
        2. Виды психологической помощи населению их специфика.
        3. Психотерапия как вид психологической помощи.
        4. Приемы и методы психотерапии, их применение средним мед. работником.
        5. Связь психопрофилактики и реабилитации.
        6. Виды и уровни реабилитации пациента.

Основные источники:

  1. Петрова Н.Н. Психология для медицинских специальностей: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. 6-е издание. / Н.Н. Петрова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. -320 с.

Дополнительные источники:

  1. Жарова М. Н . Моральная ответственность в профессиональной деятельности медицинских работников.// ГлавВрач. – 2011, №1.- URL : http://glavvrach.panor.ru
  2. Жарова М. Н. Этика, ответственность и правовые нормы в профессиональной деятельности медицинских работников.// RELGA – научно-культурологический журнал широкого профиля. – 2010, №7 (205). - URL : http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu- www . woa / wa / Main ? textid =2621& level 1= main & level 2= articles . Дата обращения: 30.05.2012.
  3. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. – URL : http://www.syntone.ru/library/books/content/2367.html . Дата обращения: 16.02.2011.
  4. Медицинская библиотека / Раздел "Книги и руководства" / Руководство по аутопсихотерапии (история, теория, практика) / 4.3. Приемы саморегуляции эмоциоанльной сферы: портал. – URL : http://www.medlinks.ru/sections.php?op=viewarticle&artid=2794. Дата обращения: 16.02.2011
  5. Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. Учебное пособие- 6 изд. Серия «Среднее профессиональное образование». - Ростов н/Д: «Феникс», 2013. – 414 с.
  6. Профессиональные проблемы медицинского работника . – URL : http://chereshneva.ucoz.ru/publ/professionalnye_problemy_medicinskogo_rabotnika/1-1-0-3 . Дата обращения: 30.02.2012.
  7. Пси-фактор. Библиотека по практической психологии: портал. – URL : http://psyfactor.org/lybr.htm . Дата обращения: 16.02.2011
  8. Психология ОНЛАЙН. Библиотека психолога: портал. – URL : http://www.psychological.ru/default.aspx?p=26 . Дата обращения: 16.02.2011
  9. Руденко А.М. Психология. Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: «Феникс», 2012. – 560 с.
  10. Руденко А.М., Самыгин С.И. Психология для медицинских специальностей. Серия «Медицина». - Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 634 с.
  11. Самыгин С.И. Социальная психология. Серия «Среднее профессиональное образование». - Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 352 с.
  12. Синдром “эмоционального выгорания” в профессиональной деятельности медицинской сестры»:Zdrav.ru - медицинский портал для врачей.- URL : http :// www . zdrav . ru / library / publications / detail . php ? ID =2017. Дата обращения: 30.05.2012.
  13. Элитариум: Центр дистанционного образования: портал. – URL : http:// www.elitarium.ru .
  14. Этика и деонтология среднего медицинского работника.- URL: http://www.meddr.ru/etika_i_deontologiya_srednego_medicinskogo_r//9000.html . Дата обращения: 16.02.2011

PAGE \* MERGEFORMAT 91

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

. 728 KB

Психогигиена - это раздел медицинской психологии, который представляет собой совокупность медицинских и психологических знаний, умений и методов, позволяющихся сохранять и укреплять нервно-психическое здоровье человека.

Психогигиена включает в себя:

  • 1) возрастную психогигиену, включая психогигиену детского и пожилого возраста;
  • 2) психогигиену быта, в том числе эмоциональное самообладание и меры профилактики алкоголизма;
  • 3) психогигиену трудовой деятельности и обучения, включая создание благоприятного психологического климата в трудовом коллективе, профилактику конфликтов, промышленную эстетику, психогигиену умственного труда;
  • 4) психогигиену семейной жизни, которая подразумевает благоприятный психологический климат семьи.

Психопрофилактика - это система мероприятий, направленных на снижение нервно-психической заболеваемости, предупреждение возникновения психических заболеваний. Психопрофилактика включает в себя разработку и внедрение мер, направленных на охрану психического здоровья, улучшение производственных и бытовых условий жизни людей. Важное средство психопрофилактики - пропаганда психогигиенических знаний и здорового образа жизни, психологическое просвещение. В целях психопрофилактики важно выявлять начальные симптомы психических заболеваний. Для этой цели в системе здравоохранения существуют психодиспансеры, которые занимаются учетом, выявлением и лечением заболеваний. В их деятельности принимают участие и медицинские психологи.

Медицинские психологи участвуют также в психологической и социальной реабилитации больных. Длительное пребывание больных в стационаре приводит к госпитализму, проявляющемуся в утрате социальных связей и профессиональных навыков. Реабилитация заключается в проведении комплекса медицинских, педагогических, профессиональных, психологических мероприятий, направленных на восстановление трудоспособности, личного и социального статуса людей, перенесших заболевание. Психотерапевтическое воздействие занимает в этом комплексе мероприятий важное место. Основная цель психотерапии на данном этапе - восстановление потерянной активности больного, его способности к активной жизни, помощь больному в правильной оценке своих возможностей. Длительное пребывание в стационаре вызывает у больных выраженную астению, усиление болезненных симптомов, эмоциональную напряженность, чувство страха при переходе с постельного режима к активным движениям. У многих больных вследствие заболевания утрачивается способность к прежнему труду, появляется необходимость приспособиться к новой работе и быту. В результате возникают опасения, повышается тревожность.

Поэтому основные задачи психотерапии на этапе реабилитации сводятся к воспитанию у больных оптимизма, веры в свои силы, готовности к активной жизни и позитивным контактам с окружающими.

В качестве психопрофилактических и реабилитационных мероприятий могут использоваться курсы санаторно-курортного лечения. Помимо таких лечебных факторов природы, как благоприятный климат, минеральные воды, лечебные грязи, достаточно широко применяются также физиотерапия, лечебная физкультура, массаж и психотерапия. Важная роль медицинского психолога в данном случае может заключаться в организации психотерапевтических занятий, проведении сеансов релаксации, аутотренинга, музыкотерапии.

Актуальной медико-психологической проблемой является также инвалидность , которая возникает вследствие тяжелой болезни, физических и психических травм, а также по причине врожденных умственных и физичсских недостатков. Психологические последствия, связанные с получением инвалидности, могут быть драматичными, поэтому необходимо изучать проблемы социально-психологической адаптации инвалидов.

Вопросы практики

Из ГОСТ Р 53872-2010. Национальный стандарт Российской Федерации "Реабилитация инвалидов. Услуги по психологической реабилитации инвалидов "

  • (введен в действие Приказом Госстандарта от 17 сентября 2010 г. № 252-ст)
  • 5.22. Психологическая профилактика - это содействие инвалиду:

в приобретении психологических знаний, повышении психологической реабилитационной компетентности, формировании общей психологической культуры:

  • - формировании потребности (мотивации) использовать эти знания для работы над собой, своими проблемами;
  • - создании условий для полноценного психического функционирования личности (устранение или снижение факторов психологического дискомфорта на рабочем месте, в семье и других социальных группах, в которые инвалид включен), для своевременного предупреждения новых возможных психических нарушений.
  • 5.22.1. Психологическая профилактика для инвалидов боевых действий и военной травмы должна быть нацелена на раннее выявление состояний психологической дезадаптации и систематический контроль за проявлением реакций дезадаптации. на обеспечение и поддержку психологического благополучия, предупреждение возможных нарушений системы взаимоотношений в микро-, мезо- и макросоциумах за счет актуализации психологических механизмов адаптации и компенсации.
  • 5.23. Психотерапия, в том числе биоэнергетическая, трансперсональная, индивидуальная терапия по работе с алкогольной, никотиновой зависимостью и игрома- нией, фитотерапия и др.
  • 5.24. Социально-психологический патронаж - систематическое наблюдение за инвалидами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта, обусловленных проблемами адаптации инвалида в семье, на производстве, в социуме, а для инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы еще и проблемы адаптации к условиям гражданской жизни и оказания им при необходимости социально-психологической помощи.
  • 5.24.1. При патронаже применяют социально-психологическую помощь следующих видов:
    • - по коррекции и стабилизации внутрисемейных отношений (психологического климата в семье);
    • - по коррекции и стабилизации межличностных отношений в рабочей группе, трудовом коллективе, коррекции отношений субординации:

по организации обучения членов семьи методам психологического взаимодействия с инвалидом;

По оказанию психологической помощи семье в целом как ближайшему социальному окружению инвалида.

Медицинские психологи часто участвуют в научном и практическом решении проблем травматического и посттравматического стресса. Стихийные бедствия (землетрясения, наводнения), технологические катастрофы (аварии, пожары), ситуации насилия и угрозы жизни, военные конфликты являются сильными стрессогенными факторами. И психологическая помощь в таких ситуациях оказывается очень актуальной. Посттравматическим стрессом называют эмоциональные, личностные, поведенческие изменения, которые появляются у человека после выхода

из травматической ситуации. В сознании человека упорно воспроизводятся образы и переживания, связанные с травмой, повышается уровень физиологической и психологической возбудимости. Помощь психолога в преодолении этих проблем может быть очень полезной.