Рокотова Е.И. Значение школьного атласа в современном процессе обучении. Виды атласов

Это последняя моя статья из серии, посвященной несвойственной для меня работе методиста. Статья чрезвычайна актуальна и своевременна. Ситуация с созданием школьных исторических карт и атласов сейчас такова, что назначенные или, вернее, прикормившиеся при этом деле авторы творят, что заблагорассудится, совершенно уже не обращая внимание ни на школьную программу, ни на историческую истину, ни на здавый смысл. Примерами отвратительного картографического решения школьных атласов могут служить творения Перзашкевича с Авдеевым, а точнее - только первого, так как второй вообще ничем себя не утруждал. Посмотрите атлас истории Беларуси 16-18 вв. и вы в этом убедитесь. В ближайшем будущем опубликую свою рецензию на этот атлас.

Продолжение:

Дидактические и психолого-педагогические требования к содержанию и оформлению учебных карт и атласов по истории для общеобразовательных учреждений // Веснік адукацыі. № 12. 2009. С. 19–24.

В.Н. Темушев

Дидактические и психолого-педагогические требования

к содержанию и оформлению учебных карт и атласов по истории

для общеобразовательных учреждений


Процесс обучения истории в школе непрерывно сопровождается использованием такого наглядного учебного пособия, как карта. При этом карта, представляемая в виде отдельного пособия (настенная, в сборнике карт - атласе) или включенная в состав учебника, служит не только вспомогательным средством обучения (сопровождение рассказа учителя, иллюстрация каких-либо событий и явлений), но и как самостоятельное средство обучения и воспитания.

В условиях современной школы, испытывающей процесс модернизации, использование таких наглядных средств обучения, как карты как никогда актуально. Прежде всего, в связи с колоссальным увеличением информационного потока, обрушивающегося на современного человека (в том числе на ученика и учителя), чрезвычайной загруженностью учащихся и крайней сложностью для учителя выбрать необходимую и полезную информацию, учебное наглядное пособие решает проблему предоставления большого количества информации в интересном, легко запоминающемся виде (когда в процессе обучения одновременно задействованы органы слуха и зрения, эффективность его значительно возрастает). Так, например, учителю достаточно лишь указать на какое-либо событие или явление на карте (военный поход, распространение народного движения и т.д.), а ученики получат о нем значительно большее представление (обратив внимание через какие пункты, в каком направлении осуществлен поход, удачный или нет, места произошедших битв; территорию, охваченную народным движением, включенность в него государств и народов и т.д.), зафиксируют в пространстве и хорошенько запомнят. Таким образом, карта позволяет снять необходимость пространных рассказов, высвобождая время для изучения других не менее важных тем. В то же время, изменение формы подачи учебного материала происходит не в ущерб процессу обучения, а наоборот, учебный материал лучше усваивается и на более долгий срок запоминается учащимися.

Кроме того, воздействие карты таково, что учащиеся с интересом (к сожалению, все более редким для современной школы) обращаются к изучению истории, самостоятельно рассматривают карту, знакомятся с теми событиями, политическими деятелями и т.д., которые упоминаются или чья деятельность отражается на карте, и делают это уже не только в рамках школьного курса, но и далеко за пределами карты и учебника. Таким образом, применение в процессе обучения карты стимулирует стремление учащихся к самостоятельной работе, приобретающей не только характер заинтересованности, любознательности, но и приводящей от стремления к знаниям к исследовательскому поиску.

В совокупности такие учебные наглядные пособия, как карты формируют у учащихся комплекс знаний, умений и навыков, историческое мышление и сознание, познавательную самостоятельность и творческую активность.

Не следует забывать, что исторический процесс проходит не только во времени, но и в пространстве. Поэтому многие исторические события и явления могут быть поняты только в соотнесении их с местом протекания или условиями окружения (с географической средой). Средством, позволяющим продемонстрировать ход событий, выявить связи, обобщить какие-либо явления и процессы, служит историческая карта.

Учебное наглядное пособие - карта предназначено, таким образом, для использования в учебном процессе в качестве естественного помощника учителя, позволяющего ему, экономя время, с большей эффективностью построить свой рассказ, обеспечить объяснение и усвоение материала.

Актуальность разработки критериев и требований, предъявляемых к создаваемых картам и атласам по всемирной истории и истории Беларуси для общеобразовательной школы, в настоящее время очень высока. Возникла ситуация, когда авторы при создании карт и атласов руководствуются своими собственными представлениями о том, какими они должны быть, то есть концепция, внутреннее содержание, оформление карт и атласов строятся исключительно на произволе их создателей. К сожалению, встречаются случаи полного пренебрежения элементарными требованиями, предъявляемыми к созданию карт и атласов. Так, некоторые авторы не считают необходимым приводить в соответствие внутреннее содержание и структуру карт и атласов с учебной программой и материалом учебника, создают фактически самостоятельные учебные пособия, которыми, при всем желании, учащиеся не смогут пользоваться, и с помощью которых учителя не найдут возможности проиллюстрировать ход урока, дать задание по текущей теме.

Таким образом, разработка требований и критериев для анализа и создания учебных карт и атласов по всемирной истории и истории Беларуси должно иметь не только теоретическое значение, но и стать непременным практическим руководством для авторов, которым поручается столь ответственное дело.

Ко всем видам картографической продукции предъявляется комплекс педагогических, психологических и технических требований.

Особое значение имеет соблюдение стандартных дидактических требований, предъявляемых к традиционным учебным изданиям (научность, доступность, систематичность и последовательность изложения материала, наглядность в представлении информации, обеспечение прочности усвоения знаний и т. д.), но кроме них выдвигаются требования, присущие такому специфическому учебному пособию, как карта.

1. Строгое соответствие содержания карт учебной программе и материалу учебников.

Данное требование является приоритетным и в связи с этим обозначено первым. Несмотря на высокий статус картографических изданий в образовательном процессе Республики Беларусь - они приравнены к учебным пособиям - карта (и атлас) должна выполнять, прежде всего, функцию иллюстрации учебного материала, представленного в учебнике или же объясняемого в ходе урока учителем. В случае полной самостоятельности карты, ее несоответствия хронологическим рамкам темы, а внутреннего содержания - материалу школьного параграфа, необходимость такого учебного пособия, возможность его использования в процессе обучения могут стать очень сомнительными. Карта должна иллюстрировать тот материал, те события, процессы и явления, которые указаны в школьной программе и содержатся в тексте учебника. В противном случае карты и атласы не будут способствовать образовательным целям, запутают и учителя, и учащихся. Представляется, что произойдет элементарный отказ от использования такого рода учебных пособий.

В то же время, значительным подспорьем в процессе обучения истории служат те карты и атласы, которые наглядно отражают ту информацию, которая изложена в учебнике. Безусловно, содержание карт вынужденно выходит далеко за рамки той информации, которую содержит учебник. Показаны города и государства, которые в учебниках даже не упоминаются, отражены изменения границ, которые в учебниках, естественно, не описываются. Тем не менее, на картах следуют применять ту же терминологию, что и в учебнике, то же хронологическое деление, учитывать приоритет тех событий, которые описаны в учебниках, чтобы карта не оказалась перегруженной, а второстепенные события не заслонили главные. Особенно это касается карт и атласов по истории Беларуси. Не следует их превращать в пособия по истории тех государственных образований, в состав которых в то или иное время входили белорусские земли.

2. Учет возрастных особенностей

Учет возрастных особенностей - одно из основополагающих педагогических требований, предъявляемых к созданию учебных пособий. Опираясь на него, следует регламентировать состав, содержание и нагрузку карт, устанавливать обоснованные объемы содержащейся в картах информации, определять наиболее благоприятный для восприятия различными возрастными группами учащихся внешний вид карт, цветовую схему, размер различных элементов (шрифты, значки, линии границ и т.д.). Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения на листе различных элементов карты (легенда, врезки, название), заставляют учитывать уровень развития абстрактного мышления, соразмерять смысловую нагрузку с возможностью ее анализа со стороны учащегося.

Так, карты в 6-7 классах должны быть достаточно просты, число элементов в них должно соответствовать способности учащихся адекватно воспринять их. При первом же визуальном восприятии карты учащиеся должны иметь возможность полностью держать ее в поле зрения. При этом нужно учитывать пределы кратковременной оперативной памяти учащихся. Очень важно в условиях современной школы правильно выбрать масштаб карты, величину шрифтов и значков. Дело в том, что ученики, сидящие даже на первых партах в классе не всегда способны разглядеть на настенной карте даже основные элементы. В связи с этим возможен новый подход к созданию настенных карт, при котором основным становится упор на информацию, имеющую не текстовый и значковый характер, а реализуемую с помощью цветовых пятен, крупных объектов. Большое значение также приобретает самостоятельное изучение карты.

При этом сама карта должна быть максимально доступна для понимания, она не должна содержать сложных, неоднозначно интерпретируемых или плохо различимых элементов. Психологами обнаружено также, что заучивание в целом эффективнее заучивания по частям. Поэтому важно, особенно при работе с картами, дать целостное понимание обусловленности присутствия в наглядных конструкциях всех их элементов и складывание их в единое целое.

Таким образом, при работе над картой необходимо учитывать возрастные, психологические и физиологические особенности учащихся. Это и упрощенная лексика, и нечрезмерная насыщенность событиями, легкие для понимания и соответствующие уровню восприятия учащихся разного возраста. Необходимо применять большие значки, контрастные, но в то же время, мягкие, не раздражающие зрение цвета, крупный четкий шрифт и т.д.

3. Соблюдение принципа наглядности

Требование соблюдения данного принципа очень важно для подготавливаемой для школ картографической продукции. Карты, используемые на уроках истории в общеобразовательных учреждениях, должны быть в наибольшей степени адаптированы для визуального восприятия учащимися. Здесь имеется в виду: яркость (но не чрезмерная) изображения, размещение в удобном для восприятия месте, оптимальный масштаб, четкая фиксация надписей и специальных знаков и символов, контрастное выделение отдельных элементов, эргономичность и т.д. В этой связи представляются неприемлемыми иногда встречающиеся карты по всемирной истории и истории Беларуси, в которых основные события налеплены в центре карты, а при этом основная ее площадь практически лишена внутреннего содержания (например, карта «Гуситские войны (1419-1434 гг.» из атласа «История средних веков. 6 класс»).

Наиболее полно принцип наглядности должен реализовываться в настенных картах. Именно в них особое значение приобретают продуманность размещения легенды к карте, отдельных врезок к ней, выбор размера шрифта, цветовой палитры и т.д.

Соблюдение данного требования при составлении карт важно еще и потому, что от ее восприятия во многом зависит отношение учащихся как к предмету истории в частности, так и к учебе вообще. Плохо сделанная карта, вызывающая непонимание и даже раздражение у зрителя в итоге может привести к отчуждению от самого курса истории, сформировать негативное отношение к родине и государству.

Кроме того, следует заметить, что при чрезмерном увлечении наглядностью она становится препятствием на пути глубокого овладения знаниями, тормозом развития абстрактного мышления, понимания сущности общих и всеобщих закономерностей.

4. Создание карт и атласов с учетом принципа научности

В случае применения в учебном процессе картографического материала требование соблюдения принципа научности имеет особое значение, поскольку составляющее карты внутреннее содержание может долго удерживаться в памяти учащихся и, в связи с этим, накладываться и сочетаться с другим изучаемым материалом. При создании карт необходимо учитывать достижения исторической науки, использовать только проверенные данные, основанные на аутентичных и наиболее непротиворечивых источниках. Не нужно вводить в наглядные пособия спорные, дискуссионные и оригинальные представления тех или иных историков об изучаемых событиях, явлениях и процессах. При этом необходимо избегать того, чтобы карты превращались из научных по содержанию в наукообразные по форме.

Создание учебных карт идет вслед за публикацией научной и научно-популярной картографической продукции. Именно оттуда черпают авторы материал для своих карт. Однако в настоящее время развитие исторической географии в Беларуси только начинает развертываться. Примером здесь может служить раздел «История» Национального Атласа Беларуси, в котором далеко не все периоды истории Беларуси проиллюстрированы на должном научном уровне и, кроме того, совершенно отсутствуют целые пласты исторического развития нашей страны. В нем мы не найдем ни экономики, ни культуры, ни религиозной жизни наших земель в прошлом. На настоящий момент с большой долей уверенности можно сказать, что и в России издание исторических карт и атласов находится не на должном уровне (в основном заимствуются советские наработки), а на Западе исторические карты создаются на иных принципах (схематизм, приоритет показа процессов, обобщения и т.д.), несовместимых с целями обучения. На что же ориентироваться нашим авторам при составлении карт?

Безусловно, сами авторы карт могут заняться научными поисками. Ведь даже учебная карта - место для научных изысканий, и они, последние, ничуть не мешают основному содержанию карты, не загружают ее, не мешают восприятию. Дело в том, что, например, границы могут быть точно проведены на карте, а могут и условно - это не изменит восприятие карты в целом. То же и по локализации населенных пунктов, событий, сражений и т.д. Их точность как бы и не обязательна. Она уже относится к серьезности отношения автора к создаваемой карте. Тем не менее, вне зависимости от точности воспроизведения местоположения границ, событий, населенных пунктов, восприятие карты будет одинаковым, даже, может быть, лучшим в случае упрощения и обобщения.

Однако, следует заметить, что проблема создания учебных карт может быть решена только при наличии добротного уровня развития исторической науки и, прежде всего, ее специальной дисциплины, исторической географии у нас в стране. В связи с этим следует заметить, что уже вышел в свет первый том "Вялікага гістарычнага атласа Беларусі", материал которого, несомненно, станет значительным подспорьем, образцом для создания серии атласов и карт, предназначенных для образовательных целей.

5. Следование принципу систематичности при создании атласов и оформлению карт

Требование соблюдения принципа систематичности применительно к созданию карт по истории выражается в хронологической последовательности отраженных на них событий, явлений и процессов, что реализуется, прежде всего, в условных обозначениях (легендах) к карте. Хронологическая последовательность подразумевает постепенность и поступательность отражения на карте исторических событий и явлений, что обеспечивает легкость их понимания и запоминания в целом. Разрыв связи в последовательности изложения учебного материала в общем приведет к полной несогласованности внутреннего содержания карты.

Принцип систематичности применительно к созданию перечня карт в атласах по истории выражается в хронологической последовательности компоновки карт от самой ранней истории вплоть до современности. Хронологическая последовательность подразумевает взаимосвязь последующей карты с предыдущей не только во времени, но и в отображении географических регионов. Разрыв связи того и другого (времени и пространства) в общем приведет к несогласованности карт между собой.

Принцип систематичности является непременным атрибутом при составлении учебных карт по всемирной истории, а тем более - истории Беларуси, в которой, как правило, фигурирует один и тот же регион. Тем не менее, систематичность при создании настенных карт должна быть также характерна. Например, серия карт, посвященная истории европейских стран, должна основываться на хронологической и территориальной преемственности.

Представляется совершенно естественным начало изучения курса истории с древнейшего периода и хронологическая последовательность прохождения курса истории до современного периода. Методически оправданным также является одновременное параллельное по времени прохождение курсов всемирной истории и истории Беларуси. Именно в таком случае лучше осознаются те события и процессы, которые происходили как в целом в мире, так и конкретно в нашей стране.

Принцип систематичности важен также при формировании картографического и топонимического содержания карт. Так, например, необходимо строго следить за соответствием названий населенных пунктов своему времени и территориальных изменений происходящим событиям.

6. Учет принципа доступности для понимания

Карты, которые учитель может предложить на уроках истории, в общих чертах, в основных принципах их построения должны быть знакомы и понятны учащимся. В предшествующий опыт учебы школьников должны «вписываться» внешний вид и внутреннее наполнение наглядных конструкций. Рассматривая карты, которые являются условным отображением местности и происходивших на них событий, они должны понимать те принципы, по которым нанесены реки, границы, пунсоны (условные знаки, определяющие места расположения населенных пунктов) и т.д. В обычной карте учащиеся в полной мере должны представлять, что стрелками обозначены направления походов, миграции населения, фоновыми заливками - принадлежность территории к тому или иному государству, заштрихованные области - присоединение территорий к какому-либо государству и т.д. Типичность и однотипность карт облегчает их понимание учащимися, которым не нужно дополнительно объяснять смысл того или иного элемента карты и можно сосредоточить их внимание только на внутреннем содержании наглядных средств обучения, помогающих изучить новую тему.

7. Учет закономерностей восприятия информации

Восприятие учебной визуальной информации, представленной на картах, будет эффективным, если эта информация учитывает основные закономерности её переработки на различных уровнях: сенсорный уровень (обнаружение объекта, оценка его общих характеристик); перцептивный уровень (анализ, синтез, выделение частей, выявление отношений и взаимосвязей между частями и целым, структура, формы, фигура и фон, число объектов 7±2, уровни 3-5); операциональный уровень (фиксируются операции, отношения, осуществляется оценка, активно включается мышление).

8. Соответствие эстетическим и этическим критериям

Учебная визуальная информация на картах должна соответствовать эстетическим критериям (отвечать композиционным требованиям: симметрии, ритму, ракурсу, контрасту и локализации смыслового центра, перспективе и колориту) и этическим критериям (соответствие содержательным и формальным нормам морали). В связи с этим представляется, что создание карт - это не механический процесс нанесения определенного количества элементов на лист бумаги, но и творчество, направленное на совершенствование восприятия карты, создание положительных эмоций при изучении карты и, благодаря этому, - формирование позитивного отношения к предмету истории и процессу обучения в целом.

9. Стремление к созданию условий для прочности усвоения знаний

Процесс прочного усвоения знаний является очень сложным. Традиционно считалось, что обучение должно основываться на произвольном запоминании, что имеет свои основания. Однако к настоящему времени замечено, что во многих случаях непроизвольное запоминание является даже более продуктивным, чем произвольное. Понимание этого увеличивает значение карт, так как их использование поднимает уровень непроизвольного запоминания. Тем не менее, интенсифицируя непроизвольное запоминание учащихся, не следует давать прямых заданий или указаний: лучше заинтересовать учащихся, время от времени «подогревать» возникший интерес, время от времени обращая внимание на карту.

В современном обучении мышление главенствует над памятью. Следует экономить силы учащихся, не растрачивать их на запоминание малоценных знаний, не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению. В этой связи должно быть построено и содержание учебных карт и атласов.

10. Требование соблюдения принципа сознательности обучения

Сущность образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности . Сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности учащихся, организации учебного процесса и управления познавательной деятельностью учащихся, применяемых преподавателем методов и средств обучения и др. Собственная познавательная активность также является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом. Представляется, что применение в обучении карт естественным образом стимулирует познавательную активность учащихся и формирование сознательности обучения. Ничто так не способствует возникновению сознательности обучения, как творческая активность. Применение в процессе обучения настенных карт, контурных карт развивает творческое мышление, приводит к устойчивому позитивному отношению учащихся к процессу обучения в общем и истории, в частности.

11. Ориентация на формирование патриотических чувств, любви к родине

Такой школьный предмет, как история в наибольшей степени ориентирован на формирование у учащихся патриотических чувств, любви к родине. При этом карты и атласы, в которых в наглядной форме отражено славное прошлое белорусских земель или показаны бедствия, которые обрушивались на наши земли, формируют гордость за свою страну, сочувственное отношение к ее народу.

12. Функциональная пригодность

В связи с несоблюдением ряда требований, перечисленных выше, может возникнуть вопрос о функциональной пригодности карт и атласов, предназначенных для применения в процессе обучения всемирной истории и истории Беларуси. Так, одно лишь несоблюдение требования соответствия учебной программе и материалу учебника сделает наглядную, научнообоснованную, доступную для понимания и т.д. карту функционально непригодной для использования в процессе обучения. В качестве примера можно привести подготовленный к печати, но так до сих пор и не изданный, Атлас истории Беларуси XVI-XVIII вв. Атлас был выполнен сотрудниками Белкартографии на высоком уровне, но на этапе рецензирования возникли большие сомнения о его функциональной пригодности в связи с несоответствием учебной программе и материалу учебника, а также и по другим причинам (соблюдение принципа наглядности, доступности для понимания, научности и т.д.).

13. Практичность

Как и к каждому продукту, произведенному человеком для определенных целей, к карте и атласу должно быть предъявлено требование практичности. Это требование дает понимание того, насколько представленная форма реализации карты удобна для использования в качестве учебного пособия в процессе обучения (как для учителя, так и для ученика). Следует признать, что тот вид, в котором в настоящее время издаются настенные карты, неудобен для использования в школе. Настенная карта представляет собой, как правило, два листа, которые учителю необходимо самостоятельно склеить, снабдить рамкой и для лучшей сохранности заламинировать. Представляется, что все это должно быть сделано уже на уровне подготовки карты к изданию, а школе достаться не полуфабрикат, а готовый к использованию продукт. Также и атласы имеют определенные недостатки. Они представляют собой издания по формату намного большие, чем учебник, они неудобны для переноски, легко изнашиваются.

Итак, создание учебных карт и атласов по истории для общеобразовательных учреждений должно быть подчинено нуждам обучения, школьной программе, специфическому восприятию учащихся и т.д., что, впрочем, не исключает и строгого научного подхода к работе над ними. Несмотря на то, что процесс издания учебной картографической продукции выглядит организованным и налаженным, в ходе подготовки и использования настенных карт и атласов существует ряд проблем. Для их решения требуется пересмотр представления о сущности учебной исторической карты, изменение отношения к авторству карт и разработка научнообоснованных требований к содержанию и оформлению учебных карт и атласов.

Литература

1. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация: учеб. пособие. М., 2004.

3. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие. М., 2007.

4. Миницкий Н.И. Методы построения научного и образовательного исторического знания. Мн., 2006.

5. Психолого-педагогический словарь / сост. Е.С. Рапацевич. Мн., 2006.

Атлас географический – систематическое собрание карт, выполненных по единой программе и изданных в виде книги, альбома, комплекта листов в папке в одном или нескольких томах или в электронной форме . Считается, что первый атлас появился в Римской империи во 2 в. н. э. Его автор – математик и картограф Клавдий Птолемей, включил в атлас карту ойкумены – всего известного греками и римлянами мира и 26 карт отдельных частей Европы, Африки, Ближнего Востока и Южной Азии .

Атласы используются в образовательных целях с давних пор и являются отличным способом изучения различных процессов, явлений и событий в привязке к географическому расположению. Несмотря на то что мы живем в цифровом веке, где стремительными темпами происходит развитие техники и технологий, в образовательных учреждениях учебные пособия до сих пор остаются в том же бумажно-карандашном виде, что и десятки лет назад.

Несомненно методы и способы обучения в школах переживают множество реформ, ежегодно разработчиками выпускается на рынок все больше информационных приспособлений для оптимизации образования, для облегчения восприятия информации детьми, но ученикам бывает сложно перейти от одного нововведения к другому и перед преподавателями стоит сложные задачи – донести необходимую информацию и в тоже время привить любовь к тому или иному предмету. В данной статье мы рассматриваем важность школьного географического атласа, с которыми впервые сталкиваются в шестом классе, в том возрасте, когда очень важным остается интерес ребенка в изучении новой науки.

Атлас это не просто бумажное издание в котором сосредоточенны проекции тех или иных объектов и явлений, он содержит систему карт, тесно увязанных между собой и друг друга дополняющих, поэтому в процессе обучения, школьники не просто изучают карты, они прослеживают зависимость и взаимосвязь многих природных, а также техногенных процессов на протяжении всего школьного курса.

В чем же заключаются основные преимущества школьного атласа?

Во-первых – это наглядность, как мы знаем, самая долгая память у человека, это зрительная, для детей только начинающих курс географии очень важно видеть то, что им пока неизвестно, чтобы в дальнейшем сохранились общие представления мира.

Не менее важным показателем является масштаб. Зайдя в интернет и запросив изображения каких-либо континентов, иной раз может сложиться ложное представление о соразмерности таковых, так как мало кто обращает внимание на масштаб представленной карты (особенно ученики). В атласах все проекции континентов представлены в одном масштабе и тем самым дается истинное представление о размерах, расположении материков и других объектов земного шара.

Важно отметить, что в картах соблюдается баланс между количеством аналитических, комплексных и синтетических карт.

Во всех школьных атласах используется единая система знаков и символов обозначений, ученик знающий условные обозначения может читать карту не пользуясь легендой. И эти знания очень важно сохранить в дальнейшем. Так как несмотря на достижения науки и техники люди по – прежнему используют географические карты, которые являются более надежным источником географической информации, особенно это важно для людей, посвятивших свою жизнь путешествиям.

Весьма весомым критерием является – единый временной интервал, все представленные данные относятся к определенному периоду. Работая со школьным атласом ученики не столкнуться с проблемой расходящихся данных и не встретят в одном издании карты СССР и Российской Федерации.

Также существенным показателем, является – единый стиль дизайна. Если рассматривать данный аргумент, на примере физической карты мира, можно отметить, что благодаря единой закономерности расцветки, с начального курса географии ребенок знает, каким цветом изображены океаны, материки и вследствие чего происходит затемнение или осветление палитры карт.

Обычно над атласами трудятся большие коллективы картографов, географов разного профиля, геологов, экологов и других ученых. Работы длятся долго, много времени затрачивается на сбор материала, согласование карт и т.д. . Но в итоге выпускается хороший комплексный атлас, который служит многие годы и даже через столетие не теряет значения. Географические карты не заменимы во время учебного процесса. Пользуясь картой, мы можем безошибочно определить расположение того или материка, острова, реки и даже города. Ученики могут легко выяснить все особенности промышленных регионов, социальную и религиозную структуру государств.

Подобно картам, атласы подразделяют по пространственному охвату, выделяя атласы планет (мира, Венеры, Луны), континентов, океанов, крупных географических районов, государств, областей, городов. Возможны самые разные варианты группировки атласов по административному делению, политическим, историческим, природным, экономическим признакам. Есть атласы, охватывающие полушарие (Атлас обратной стороны Луны), атласы группы стран (Атлас Дунайских стран), небольших территорий и акваторий (Атлас Южного берега Крыма, Атлас озера Байкал).

Атласы общегеографические

Атласы физико-географические:

геологические

геофизические

климатические

океанологические

гидрографические

почвенные

ботанические

зоогеографические

медико-географические комплексные

физико-географи ческие

Атласы социально-экономические:

населения промышленности сельского и лесного хозяйства культуры

политико-административного деления

комплексные социально-экономические

Атласы эколого-географические:

факторов воздействия на среду и отдельные ее компоненты последствий воздействия и загрязнения среды экологических ситуаций условий жизни населения экологической безопасности

Атласы исторические:

Древнего мира средних веков новейшей истории военно-исторические

Атласы общие комплексные

Классификацию атласов по содержанию обычно сочетают с делением их на комплексные, включающие широкий набор карт природы, населения и хозяйства, отраслевые (например, геоботанические) и узкоотраслевые (например, атлас ареалов лекарственных растений).

Наиболее полезной с практической точки зрения является группировка атласов по назначению, в соответствии с которой выделяют атласы справочные, научно-справочные, популярные, учебные, туристские, дорожные, военные и т.п.

Справочные атласы - это обычно общегеографические и политико-административные атласы, максимально подробно передающие общегеографические элементы: населенные пункты, рельеф и гидрографию, дорожную сеть, границы. Атласы этого типа особенно точны в отношении номенклатуры, сопровождаются обширными указателями и другими справочными данными.

Прекрасным примером картографических произведений этого типа стал упоминавшийся выше российский справочный Атлас Мира, вышедший 3-м изданием в 1999 г. Его структура характерна для капитальных справочных атласов этого типа. Атлас состоит из восьми разделов: карты мира, России, зарубежной Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании, Арктики и Антарктики, Атлантического, Индийского и Тихого океанов. В нем помещены также карты крупнейших городов мира. Масштабы основных карт - от 1:1 250 ООО до 1:7 500 ООО. Карты регионов России приведены в масштабе 1:2 500 ООО, а в некоторых случаях - 1:1 500 ООО. Москва и Санкт-Петербург показаны в масштабе 1:250 000. Особое место в Атласе отведено крупномасштабным картам (от 1:25 000 до 1:1 000 000) густонаселенных и важнейших промышленно-экономических районов мира таких, как Рурская область, Средняя Англия, Центральная Япония, Среднеатлантичес-кий район США и др. Одновременно издан идентичный том Атласа Мира на английском языке.

Атласы научно-справочные- капитальные картографические произведения, содержащие наиболее полную и научно достоверную характеристику территории. Часто это многотомные издания, которые дают системное представление о территории. Они предназначены в основном для ученых, администраторов, органов планирования и т.п. Таков отечественный многотомный Атлас Океанов, первые три тома которого были изданы в 1974, 1977 и 1980 гг. (рис. 9.7), Физико-географический атлас мира (1964), Атлас снежно-ледовых ресурсов мира (1997) и др.

Выдающимся произведением российской и мировой картографии стал атлас «Природа и ресурсы мира», созданный Российской академией наук в 1999 г. (рис. 9.8). Над ним почти 10 лет трудились свыше 300 ведущих специалистов в области наук о Земле. В 2-томном атласе большого формата (35 х 49 см) представлены самые современные научно обработанные картографические материалы по географии и геологии нашей планеты, включая такие сферы знания, как минералогия, почвоведение, метеорология и климатология, экология, биология и медицинская география. Атлас насыщен космическими снимками и сопровождается географическими описаниями.

Популярные атласы предназначены для массового читателя, они общедоступны, а пользование ими не требует профессиональной подготовки. Они адресованы школьникам, туристам, краеведам, охотникам и рыболовам. Поэтому в атласы включают лишь основные карты природы и экономики, зато дополняют их картами достопримечательных мест и исторических памятников, туристских маршрутов. Такие издания обычно сопровождают яркими фотографиями, рисунками, справочными данными. К этой группе близки школьно-краеведческие атласы, предназначенные для учащихся, изучающих родной край, а также для путешественников и краеведов.

Четко выделяется группа учебных атласов, ориентированных на применение в начальной, средней и высшей школах.

Набор карт в таких атласах, степень их подробности и глубина раскрытия тем определяются соответствующими учебными программами.

В последние годы большую популярность приобрели туристские и дорожные атласы. Они нужны автолюбителям, спортсменам, туристам. В них подробно показывают туристские объекты, сеть автомобильных и железных дорог, размещение кемпингов и мотелей, пешеходные, водные и иные туристские маршруты.

Особую группу составляют военные и военно-исторические атласы, предназначенные для высшего командного состава и офицеров армии и флота. Они удобны в работе, строги по оформлению, насыщены справочными материалами по военной географии и истории, экономике и природе стран мира, в них включены справочные сведения по общей топографии и астрономии, планы крупнейших городов.

Атласы можно классифицировать и по иным признакам, например по формату и способу брошюровки. Выделяют атласы настольного формата- большие фолианты, пользоваться которыми можно только, держа их на столе. Большинство атласов имеют книжный формат. Существуют также малые (карманные) и миниатюрные атласы, и эти последние более всего ценятся за свое полиграфическое изящество.

Обычно атласы брошюруются в переплете, но бывает, что их издают в виде отдельных листов в общей папке или в коробке размером с чемодан и на металлических запорах. Листы карт атласа удобно использовать для сравнения и взаимного сопоставления. Но главное, для такого атласа всегда можно выпустить новую дополнительную карту или обновить в переиздании устаревшую. Национальные атласы некоторых стран издают именно таким образом. По мере выхода в свет новых карт подписчики атласа приобретают их и складывают в общую папку. Издание и обновление карт атласа может продолжаться много лет.

В наши дни, наряду с традиционными бумажными, широко используют компьютерные атласы, атласы на компакт-дисках и даже виртуальные, размещенные в сетях телекоммуникации.

С давних пор человека интересовало, что же располагается за горизонтом - новые территории или край земли. Шли века, цивилизация накапливала знания. Настала та пора, когда ученые, которые никогда не бывали в далеких землях, многое о них знали. В этом им помогали источники географической информации.

Данная статья расскажем вам о том, что же это такое, а также об их разновидностях.

Общие понятия

Как можно догадаться, так называются все из которых человек может получить интересующие его сведения. Какие рассматривает источники географической информации 5 класс (в среднеобразовательной школе)? Давайте их перечислим:

  • Все географические карты, атласы, а также разнообразные топографические планы, включая военные.
  • Разнообразные географические описания конкретной местности.
  • Справочники, энциклопедические статьи, результаты и отчеты различных экспедиций.
  • Аэрофотоснимки и космическая
  • и GPS/ГЛОНАСС.

Вот какие знает источники географической информации 5 класс в среднестатистической общеобразовательной школе. Мы же попробуем рассмотреть характеристики некоторых из них чуть более подробно.

Современные технологии

В последние годы все больше и больше источников переводят из бумажного в цифровой вид. И это неудивительно. Практически все 5 источников географической информации, о которых мы только что говорили, сегодня можно отыскать именно в цифровом виде. Даже профессиональные ученые в последние годы предпочитают работать именно с «цифрой».

С той же системой ГИС работать куда удобнее, чем с грудой книг. А сейчас обсудим некоторые источники географической информации подробнее.

Карты

Картой называют схематическое обобщенное изображение поверхности какого-то участка земли, всей планеты или небесных тел. Она строится по принципу масштабирования, то есть для этого используются математические методы. Именно в зависимости от масштаба все карты принято подразделять на три крупные группы:

  • Крупномасштабные.
  • Среднемасштабные.
  • Мелкомасштабные.

Если говорить о первой категории, то у этих документов соотношение может быть 1:200 000 и крупнее. Сюда входят практически все топографические планы. Мелкомасштабными считаются все карты, соотношение которых меньше 1:1 000 000. Обычный географический атлас включает в себя или мелкомасштабные, или среднемасштабные планы, которые лучше всего подходят для изучения той или иной местности.

Сортировка картографической информации

Следует знать, что еще задолго до создания карты специалисты производят строгий отбор того, что на ней будет изображено. Процесс этот называется следующим образом: картографическая генерализация. Естественно, что наиболее строгий отбор существует в отношении мелкомасштабных карт, так как на них требуется вместить максимальный объем полезной информации при минимально занимаемой площади документа. В самой генерализации чрезвычайно важную роль играет непосредственное назначение карты, а также пожелания ее заказчика.

Планы местности

Так называются чертежи местности, которые выполняются в крупном масштабе (1:5000 и более), причем чертятся с использованием специальных условных обозначений. Этим они напоминают школьный географический атлас. Построение таких планов осуществляется на основе глазомерных, инструментальных измерений, аэрофотосъемки или же комбинированным методом.

Так как на планах указываются сравнительно небольшие участки земной поверхности, при их создании кривизной планеты можно пренебречь. Следует четко понимать, что эти источники географической информации, которые мы только что описали, кардинально отличаются друг от друга.

Основные отличия планов от карт

  • В сантиметре плана редко закладывается более пяти реальных километров на местности. Они куда подробнее карт, в одном миллиметре которых могут быть заложены сотни километров земной поверхности.
  • Все объекты на местности в планах изображаются максимально подробно. В принципе, на среднестатистическом чертеже отмечены все более-менее значимые участки. Так, на топографических планах Генерального штаба ВС РФ (и СССР, конечно же) могут быть отображены даже деревья и мелкие ручейки. На карты невозможно уместить всю эту информацию. Собственно, потому и проводится генерализация, о которой мы говорили выше. Даже точные очертания континентов на многих картах отобразить нельзя, а потому они зачастую наносятся со значительными искажениями. Кроме того, вышеописанная дополнительная литература по географии использует внемасштабные условные обозначения.
  • Еще раз подчеркнем, что при построении плана пренебрегают кривизной земной поверхности. Карты, особенно в маленьком масштабе, учитывают ее в обязательном порядке.
  • На планах никогда не бывает градусной сетки. В то же время параллели и меридианы есть на каждом из них.
  • План всегда прост в плане ориентирования. Верх документа - север, низ, соответственно, - юг. На картах же направление определяется по параллелям.

Способы изображения объектов на планах и на картах

Условными знаками в этом случае являются общепринятые варианты, в которых закодирована характеристика изображенных на карте или плане объектов. С их помощью можно отобразить как что-то конкретное (гору, к примеру), так и нечто совершенно абстрактное, условное (плотность населения в городе, деревне и т. п.). Разумеется, все они существенно облегчают жизнь человеку, который знает основы картографии и умеет читать эти чертежи.

В течение какого времени карта сохраняет свою актуальность?

Этим вопросом хотя бы еиножды задаются практически все географы и геологи. Конкретный ответ на него зависит от назначения, масштаба, автора плана. Так, средневековые исследователи нередко рисовали карты буквально «на коленке», так что об их точности говорить уже не приходится. А вот карты Генштаба, несмотря на время, до сих пор поражают своей точностью.

Не стоит забывать, что карты отличаются достаточно высокой стабильностью, в то время как планы Амазонки и Нила можно смело выбрасывать лет через пятьдесят после их опубликования. Реки эти настолько эффективно и быстро изменяют рельеф поверхности Земли, что от более старых документов толк есть только в исторической перспективе.

Географические описания, открытия

Все источники географической информации, рассмотренные выше, какие-то сухие, неинтересные. Куда увлекательнее почитать описание какого-то региона, местности или даже материка, написанное человеком, который все это открыл!

Шутки шутками, но описания и отчеты о географических (геодезических, биологических) исследованиях порой способны дать куда больше информации, чем самый подробный топографический план местности. Тем более что в последнем не отобразить некоторые неприятные особенности той или иной местности (малярию, встречающуюся в некоторых центральных областях Африки на каждом шагу, к примеру).

Тот список литературы по географии, который учащимся выдается в школе (например, Николина В. В. География, Поурочные разработки; Самкова В. А. Мы изучаем лес; Лесная энциклопедия: в 2 т./гл. ред. Г. И. Воробьёв), как раз-таки и сформирован благодаря трудам исследователей, в свое время заносивших все эти сведения на карту, находясь в самой гуще событий.

Краткие сведения об открытии Африки

Расскажем немного об истории открытия Черного континента. Конечно же, слово «открытие» здесь не совсем корректно: вот Австралия - да, с ней пришлось помучиться. В случае с Африкой были прекрасно исследованы прибрежные районы, где отлавливали чернокожих рабов и покупали у арабских торговцев слоновую кость, а вот о том, что же творится в глубине континента, не знал практически никто.

Все изменилось в XIX веке, когда в Африку прибыл легендарный Именно ему принадлежит честь открытия истоков Нила и великолепного озера Виктория. Мало кто знает, но исследованиями Центральной Африки в свое время занимался русский ученый В. В. Юнкер (в 1876-1886 годах).

Для коренного населения материка все это закончилось печально: основные источники географической информации (то есть карты), данные для которых с таким трудом и постоянной опасностью для жизни собирали все эти отважные ученые, начали активно использоваться работорговцами…

Итак, с картами и планами мы фактически закончили. Географические атласы относятся к той же категории. А какова роль современных источников географической информации? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим принцип совместного использования старых бумажных карт и навигатора, которым сейчас активно пользуются даже профессиональные географы и геологи.

GPS/ГЛОНАСС + карты

Следует отметить, что этот способ великолепно подходит для определения точности карт, атласов и топографических планов. Кроме того, данная методика удовлетовряет нужды историков, так как они могут воочию убедиться, насколько сильно изменилась местность, которую описывают в исторических хрониках современники тех или иных событий. Впрочем, литература по географии нередко содержит планы местности, которые не обновлялись с начала прошлого века.

Чтобы воспользоваться столь точным, но довольно трудоемким и несколько экстравагантным методом, вам придется выполнить трехкратную привязку (три разные карты) к одному и тому же участку местности:

  • Сначала найти более-менее современную карту или топографический план.
  • Желательно иметь при себе свежий аэрокосмический снимок исследуемой местности с топографической привязкой к системе координат.
  • Наконец, нужна та карта, сведения которой вы и собираетесь проверять.

Смысл данной операции в том, чтобы внести в память навигатора все три этих чертежа местности. Современные модели подобных устройств имеют достаточно мощный процессор и впечатляющий объем оперативной памяти, так что переключаться между картами можно будет мгновенно.

Определение маршрута следования

Прокладку маршрута лучше всего осуществлять, пользуясь современной картой или топографическим планом. Не советуем применять для этого старые документы. Вполне возможно, что на месте болота сейчас находится проходимая местность, а вот по опушке некогда редкого молодого леса вы пройти уже не сможете, так как у местности кардинально поменялась география. Карта - это хорошо, вот только в большинстве случаев такие документы не слишком-то точны.

Почему аэрофотосъемка и космические снимки предпочтительнее карт?

Но почему бумажные чертежи так уступают продуктам современных технологий? Дело в двух следующих причинах:

  • Во-первых, актуальность космической съемки или аэрофотоснимка в большинстве случаев намного выше. Когда еще картографы сподобятся провести очередную генерализацию новых данных и выпустят актуальные планы местности?
  • На снимках вы буквально в режиме реального времени сможете определять характеристики той или иной местности. На карте или даже топографическом плане породы деревьев в лесу будут отображены только схематично и лишь в общем порядке. Проще говоря, наткнуться на густой еловый пролесок посреди березняка вполне реально, а в условиях густого хвойного леса заблудиться куда проще.

Выбрав маршрут и сверившись с новыми снимками, рекомендуется обратиться к старой карте. Для чего такие сложности? Представьте, что вы являетесь биологом на полевом выходе. Вам нужно определить, насколько разросся лес, какие новые появились породы деревьев, сколько типов леса сменилось за все эти годы. Идеально подходит для решения всех этих задач простое наложение новой карты на ее старый аналог. Таким образом, все становится видно максимально наглядно.

Вот какие источники использует география. Карта - едва ли не самый главный из них, но при этом не стоит забывать, что за минувшие десятилетия наука и техника сделали огромный шаг вперед, а потому глупо не воспользоваться всеми современными достижениями.

Заключение

Вот вы и узнали, какие источники географической информации в настоящее время наиболее актуальны. Как ни странно, но мы до сих пор применяем все те же самые планы и карты, которые были изобретены еще до нашей эры. Конечно же, с поправкой на их современный вид.