Восприятие человеком состояния внешней среды и характеристика анализаторов. Внешние раздражители


Информация и жизнедеятельность организма

Жизнедеятельность организма или выполнение определенной работы (тренировки) – это постоянная работа морфологических структур организма. Регулируется количество включенных в работу структур изменением влияний (условий) внешней среды с ее биотическими и абиотическими компонентами. Особое внимание следует обратить на постоянно действующие факторы: состав атмосферного воздуха, воды, геомагнитного поля, излучения приборов и различных транслирующих радио- и телестанций, проникающей радиации, ультрафиолетовое изучение и т.д. Часть этих факторов играют основную роль в изменении микроструктур. Постоянно действующие внешние факторы чрезвычайно важны, в исчезновение одного из них может повлиять на жизнь организма, усиливая либо угнетая ее.

К биотическим факторам – взаимодействие с живой природой с патогенными и сапрофитными микроорганизмами – должно быть серьезное отношение, как к антропогенным и социальным факторам.

Живой материи присуще отражение внешней среды, которое начинается с восприятия информации. Информация всегда материальна, так как ведет к различным (химическим, биохимическим, электрическим) сдвигам в организме. Изменение силы потока информации, его частоты, уменьшения или увеличения - всегда приводит к ответным реакциям со стороны отдельных систем организма. Исчезающий или появляющийся поток информации (это может быть и слово) называется раздражителем.

Восприятие информации производится специальными структурами, называемыми рецепторами. Рецептор, иначе приемник, как правило, это специализированное нервное окончание, способное трансформировать внешний раздражитель в биоэлектрический сигнал. Рецепторы являются началом афферентных (чувствительных) нервных волокон. Они могут воспринимать раздражение из внешней и внутренней среды. Воспринимающих рецепторов из внешней среды называют экстерорецепторами. Они могут быть контактными – воспринимающими раздражение при непосредственном соприкосновении с предметом (средой), или дистантными – воспринимающими сигналы (информацию) на расстоянии.

Рецепторы, несущие информацию от мышц (мышечно-суставных веретен), сухожилий, фасций, суставных сумок, надкостницы, получают название проприорецепторов. Они сигнализируют в ЦНС о состоянии натяжения и расслабления перечисленных образований и тем самым создают условия для характеристики отдельных суставов или тела в целом.

Имеются еще интерорецепторы - информирующие ЦНС о состоянии внутренних органов, сосудов и т.п. Каждый рецептор «настроен» на восприятие определенного раздражителя. В основе строения рецептора лежат гликопротеины или гликолипиды. Рецепторных окончаний чрезвычайно много, так на одной клетки печени имеется около 250 000 молекулярных рецепторов. Не все рецепторы связаны с ЦНС. Информация от клетки к клетке передается через межклеточные контакты, путем перехода через мембраны молекулярных структур. Такой механизм передачи информации называется донервным, или химической передачей раздражения.

При встрече рецептора с раздражителем запускается механизм молекулярного ответа молекулярная перестройка мембран, происходит активация ферментов, расположенных в мембране. Процесс раздражения одного клеточного рецептора приводит к активации всей клетки в целом в виде усиления ее функциональной активности. По межклеточным контактам происходит передача раздражителя на соседние структуры, доходя до нервного рецептора.

Нервные рецепторы – это начальные структуры дендритов чувствительных клеток. Они заложены во всех тканях и органах. Обычно одноименные рецепторы группируются воедино, образуя сенсорные поля (или системы). Передача раздражения по дендритам (и аксонам) происходит в виде электрического потенциала, который возникает в результате изменения проницаемости клеточной мембраны для калия и натрия и происходит перемещение отрицательных и положительных зарядов на внутренних и внешних сторонах мембраны.

Передача раздражения с нервной клетки на нервную клетку происходит через специальные образования – синапсы с помощью молекулярных структур – медиаторов. «Передающая» структура синапса всегда находится на ответвленной веточке нервной клетки. «Воспринимающая» часть может находиться на любой части мембраны нервной клетки – исполнителя. Энергия передачи нервного импульса всегда продуцируется за счет АТФ.

Следует отметить, что восприятие информации всегда происходит за счет противодействия, приводящего к повышению активности раздражаемой структуры. Характер ответа может быть различным и зависит от природы, мощности раздражителя, продолжительности его действия. В передаче раздражения действует правило Шульца, согласно которому слабые раздражители не оказывают влияния, средние – стимулируют, сильные – угнетают, сверхсильные – нарушают жизнедеятельность.

Понятие о реактивности

Реактивностью (нормой реакции) принято называть свойство организма отвечать изменением активности на внешние воздействия. Реактивность теснейшим образом связана с основными факторами жизни: наследственностью, деятельностью нервной системы, обменом веществ, питанием. Реактивность связана с жизнедеятельностью организма, с его защитно-приспособительным характером.

На фоне общей биологической активности формируется индивидуальная активность, которая отличается широкими ответными реакциями в ответ на одни и те же раздражители. Факторы, определяющие силу индивидуальной реактивности, определяются рядом биологических особенностей: наследственностью, конституциональными особенностями, половой принадлежностью, возрастом субъекта, состоянием нервной и эндокринной системы, состоянием здоровья, предварительной настроенностью и опытом.

В спортивной практике индивидуальная реактивность как нигде имеет огромное значение. Известно, что на пике формы реактивность может резко снижаться – появляется чувствительность к факторам, которые раньше были нейтральными. Так, перед соревнованиями спортсмены чаще простужаются, болеют ангинами, реагируют на перепады барометрического давления.

Воздействия на организм физиологических и чрезвычайных раздражителей

Физиологическими (нормальными или адекватными) называют такие нагрузки и раздражители, в ответ на которые организм (клетка, орган, система органов), биологическая система увеличивает свою специфическую активность, то есть выполняет работу, при которой расход энергии структур и их синтез не превышает уровня физиологических колебаний, характерных для конкретных биологических систем. Адекватный раздражитель, действуя на рецепторный аппарат, вызывает свойственную ему активность при минимальных тратах энергии и нагруженности рабочих структур. Адекватный раздражитель не всегда соответствует «нормальному» для организма, иногда при сдвиге реактивности он становится чрезвычайным, иногда – минимальным.

Все остальные раздражители И. П. Павлов предлагал называть «чрезвычайными», или «экстремальными», или «неадекватными».

Примером сильной ответной реакции на минимальный раздражитель может быть слово. Слово тренера (замечания, указания) вызывает яркую ответную реакцию ученика, это же слово товарища по тренировке может быть нейтральным, оставаться без ответа со стороны структур организма.

В ответ на экстремальный раздражитель биологические системы (организм, аппарат и т.д.) отвечают необычайной активностью – резким усилением функции, приводящей к разрушению структур (вплоть до микротравм). Нарушается равновесие между разрушением и воссозданием действующих структур – происходит нарушение гомеостаза. Если ситуация повторяется, обязательно возникает перетренировка, срыв адаптации. После воздействия чрезвычайного раздражителя обычный, адекватный раздражитель приобретает все черты чрезвычайного раздражителя. Чрезвычайными, или неадекватными, раздражителями могут быть:
- физиологические раздражители, действующие на биологическую систему, которая в данный момент находится в возбужденном состоянии;
- физиологические раздражители, но значительно длительно действующие на систему, или в высоком темпе;
- раздражители, с которыми организм встречается впервые или обладает к ним повышенной чувствительностью;
- отсутствие или резкое снижение величины постоянного действующего фактора (гравитации, силового или магнитного поля, не привычная пища, вода и т.д.).

Раздражители в физической культуре и спорте

Ребенок, начавший заниматься спортом, на каждом занятии сталкивается с новыми непривычными раздражителями. Вначале ответные реакции бурные, неадекватные, но со временем они сглаживаются.

Физические нагрузки являются весьма мощным фактором внешней среды, но фактором легко дозируемым – это их прекрасное свойство. В умелых руках они как из пластилина лепят организм устойчивым к внешним раздражителям.

Физические нагрузки в спорте принято различать по мощности воздействия (максимальные, субмаксимальные, большие, умеренные, переменные), по характеру воздействия (циклические, ациклические, однократные, повторные), по времени воздействия (кратковременные, длительные).

Начальные занятия физической культурой, а затем и спортом приходится на первое детство или преддошкольный период. Это период повышенной сенситивности, и дозирование нагрузок должно быть не только строгоопределенным, но обязательно соответствовать соматическим особенностям ребенка и его варианту развития. Тренер должен помнить, что завтрашний ребенок – это ребенок с новой реактивностью, с измененным гомеостазом. В период до 6 лет время идет в ускоренном темпе, создавая новые структуры и новые функции.

У спортсменов 10-16 лет подход должен быть иным. Время, потраченное на создание и обновление внутриклеточных структур, растягивается, но меняется от полугодия к полугодию из-за вступления в активный период желез внутренней секреции (препубертатный и пубертатный период). Реактивность организма становится неустойчивой, гомиорез? подвижным и контролируемым внешними факторами. Опыт тренера и наблюдения за ответными реакциями – инструменты разумного дозирования нагрузок. В этот период необходим строгий педагогический и медицинский контроль для предупреждения неблагоприятных последствий неадекватных нагрузок. Также необходимо обратить внимание на то, что бывшие нормальные (адекватные) нагрузки становятся максимальными, поэтому необходимы факторы восстановления и т.д.
У спортсмена в предсоревновательный и соревновательный периоды добавляются к физическим нагрузкам антропогенные факторы – изменение собственного эмоционального состояния, воздействие публики, сбивающие факторы, свет софитов и т.д.

У спортсменов в период тренировок постоянно действуют добавочные факторы, которые обычный подросток на уроках физической культуры почти не ощущает – это угловые ускорения, изменение сил земного притяжения, смещение внутренних органов, кратковременная невесомость. Сглаживающими моментами служат гигиенические факторы: гигиенические условия проведения тренировок, закаливание, особенности питания и т.д.

Изменение структур в ответ на тренировочные воздействия

Все раздражители по своей сути сходны в действии на жизнедеятельность организма, если не в макро-, то в микроструктурах. Объединяющим фактором служат обменные процессы, обмен веществ, энергии и информации. Жизнь и работа любого организма, органа, клетки, органоида возможны только за счет расхода энергии и структур. В процессе работы (тренировки) структуры клеток изнашиваются и восстанавливаются в количествах, пропорциональных работе. При длительных воздействиях происходит избыточное восстановление, то есть строится разрушившийся органоид плюс новый. В общем, образование энергии в клетках человеческого организма происходит за счет сложных превращений животных и растительных белков, жиров, углеводов и кислорода, поступающих в организм. В каждой клетке отдельно путем анаэробного и аэробного расщепления глюкозы и жирных кислот образуется универсальный носитель энергии – АТФ, который и обеспечивает все функции клетки. Для образования этого универсального носителя энергии, кроме глюкозы и жирных кислот необходимы различные классы ферментов (белковых молекул), катализирующих расщепление и синтез, а также белковые структуры – матрицы, на которых и происходит окисление и синтез.

Для обеспечения обычной жизнедеятельности необходимо поступление из внешней среды: животных и растительных белков – 125 г, жиров – 75 г, углеводов – 450 г, кислорода – 460 л, воды – 2-2,5 л и множество (до 40 наименований) других компонентов. В течение суток синтезируется и расщепляется 30-70 кг АТФ.

Следовательно, выполнение любой функции организма, поддержание жизнедеятельности всегда связано с затратой энергии, распадом одних структур и одновременным синтезом энергетических веществ и реставрацией поврежденных структур. Внешняя среда при этом играет роль поступления «полуфабрикатов» и информации. Организм существует до тех пор, пока два взаимнопротивоположных процесса – распад и синтез – стойко уравновешивают друг друга и поддерживают единство структуры и функции. Нарушение этих процессов ведет к гибели или клетки, или органа, или организма.

Жизнедеятельность любой структуры, клетки, ткани, органа, организма обязательно характеризуется двумя видами работы - внутренней и внешней.

Внутренняя работа идет беспрерывно, не прекращаясь ни на минуту. К этой работе относится переработка поступивших питательных веществ, образование энергии, синтез белково-липидных компонентов, замена изношенных структур, образование тепла. Внутренняя работа направлена на поддержание гомеостаза.

Внешняя работа совершается периодически. Основой ее является внутренняя работа. Внешняя работа это не только перемещение тела в пространстве или перемещение отдельных звеньев тела друг относительно друга. К этой работе относится и выделение секрета, обезвреживание и выведение продуктов распада, образование тепла за счет сокращения мышц и т.д.

Спортивные движения – также продукт внутренней работы. У детей преддошкольного возраста большая часть энергии тратится на сохранение положения тела и позы, на выполнение простых движений из-за не устоявшейся координационной системы. Однако на простые движения ребенок 2 лет тратит энергии, по мнению Н. А. Бернштейна, значительно меньше, чем взрослый субъект, так как движения ребенка в большей мере совершаются с использованием инерции. Биомеханические и энергетические процессы проходят по той же схеме, что и у взрослого.

Длительные наблюдения за человеком в течение дня показали, что энерготраты в различные часы суток существенно отличаются, как и реактивность организма. В утренние часы системы энергообеспечения работают менее активно, чем после 15 часов. Поэтому соревнования по целому ряду видов спорта проводятся в вечерние часы.

Биоритмы и их характеристика

Говорить, писать о возрастной морфологии, о спортивной морфологии, оторвав ее от временной характеристики процессов, протекающих в организме, невозможно. Нельзя разделить пространственные и временные характеристики организма, как невозможно представить вселенную без движения. Движения присутствуют во всех жизненных процессах, так как они протекают ритмично. Изменение ребенка в период детства бросается в глаза за счет происходящих макроизменений, но и в зрелом, стареющем организме оно присутствует, просто на ином уровне. Адаптация целого организма к новым условиям среды, в том числе и высоким физическим нагрузкам, обеспечивается не отдельными органами, а скоординированными в пространстве и времени и соподчиненными между собой специализированными функциональными системами. Рациональная подготовка организма (тренировка) невозможна без знания природы биоритмов. В основе спортивной тренировки лежат представления о механизмах долговременной адаптации, о взаимодействии нагрузки и восстановления организма как факторов, которые обуславливают адаптационные процессы, проявляющиеся в структурных и функциональных преобразованиях в организме спортсмена.

Вспомним анатомию – человеческий организм обладает большим количеством одноименных органов и структур, особенно на тканевом и клеточном уровне организации. Так, в организме имеется две почки, два надпочечника и т.д., даже нервная система имеет два полушария. Рассмотрим почку. Каждая почка состоит примерно из 1 млн. нефронов, в каждом нефроне множество клубочков и т.д. Такое множество одноименных структур вначале наводило на мысль об их попеременной работе. Это подтвердилось, одноименные органы работают попеременно – одно полушарие мозга бодрствует, другое «отдыхает». Т. Н. Крыжановский доказал, что в организме существует принцип неодновременности работы соименных структур. К одноименным структурам относятся парные органы, органы-синергисты, структурно-функциональные единицы – например, мышечные волокна, дольки печени, ацинусы легкого, дольки желез, отдельные одноименные клетки, органоиды (ядрышки, митохондрии, лизосомы, рибосомы). Лежащие рядом структуры обычно работают чередуясь или находятся на разном уровне функционирования. Принцип асинхронности рабочих циклов одноименных структур обеспечивает ритмическую, циклическую работу внутриклеточных структур, создает оптимальные условия для работы и «отдыха» любой структуре. При увеличении работы увеличивается и число работающих структур, не доводя работавшие ранее структуры до разрушения.

Еще следует обратить внимание на полифункциональность клеток (приставка «поли-» говорит о многоцелевом назначении). Из курса анатомии мы знаем, что один и тот же орган может выполнять ряд не похожих действий, а в экстремальных ситуациях могут взять на себя функцию поврежденного органа. К таким полифункциональным клеткам относятся клетки гладкой мускулатуры, лаброциты, макрофаги, фибробласты, гепатоциты. Материальной основой полифункциональности являются качественные особенности строения органов клетки. Установлено, что одни и те же органоиды клетки могут синтезировать разные секреты. Эти особенности работы клеток создают условия для быстрой интенсификации работы и восстановления какой-либо функции. Рассредоточенность клеток, способных выполнять одни и те же функции, создает большую надежность всей биологической системы.

Периодичность раздражений, сочетающаяся с асинхронностью, и полифункциональность клеток обуславливают периодичность смены функциональной активности и функционального покоя структур – ритмичность работы всего органа или организма в целом. В основе этой ритмичности работы лежат биоритмы живых структур, которые находятся как под сложнейшим контролем наследственных, средовых, эндокринных факторов, так и под влиянием космических законов. Примером может служить ухудшение состояния метеочувствительных людей к сменам фаз луны или вспышкам на солнце.

Биоритмы являются неотъемлемыми свойствами любой биологической системы, изучение их, несомненно, позволит перестроить индивидуальную подготовку спортсменов, а у детей приблизить задаваемые нагрузки к индивидуальному ритму жизни.

Жизненный ритм меняется постепенно с возрастом. У детей ритм сна и бодрствования за год претерпевает существенные изменения, устанавливаясь окончательно в виде индивидуального к 7 годам. Однако у всех животных и человека к периоду начала полового созревания четко устанавливается суточный ритм жизни, то есть каждые 24 часа происходят в определенном порядке смены активности и угнетения деятельности систем. Такой ритм получил название циркадного ритма, однако, в пределах суточного ритма имеются широкие вариации длительности того или иного процесса. Регулируются они, с точки зрения одних исследователей, сменой и проницаемостью клеточных мембран для ионов натрия и калия. Эта теория нашла своих сторонников, но позже появилась еще одна обоснованная теория, утверждающая, что индивидуальный ритм зависит от соотношения «РНК-ДНК». Эти аминокислоты считаются «хозяйками» биоритмов. В настоящее время превалирует «теория периодических процессов», основанная на ритме поступления веществ в клетку, их утилизации. Так или иначе, но проблема, несомненно, связана с биохимией и морфологией клеточных структур. Ритмы – реальность, ждущая своих исследователей и мыслителей, которые вы- строят теорию их возникновения и существования, У каждого человека свой сердечный ритм, свой ритм утилизации поступающих с пищей веществ, но во всех случаях он связан с поддержанием оптимального гомеостаза. Собственный ритм направленными воздействиями можно изменить. Наивысшая активность наблюдается между 4 и 5часами утра, но мы этот период благополучно просыпаем.

Направленными ритмическими упражнениями можно укрепить собственный ритм, повысить волевые качества и жизненную энергию, а возможно, расшатать и прийти в состояние, которое называют «вегетоневрозом».

Работы последних лет по биоритмологии, проведенные в детских дошкольных учреждениях, показали, что в тех детских садах, где систематически проводятся занятия по художественной гимнастике, где общеразвивающие упражнения сочетаются с элементами ритмической гимнастики, дети меньше болеют и легче переносят заболевания.



Внутреннее состояние организма и окружающая среда действуют на собаку как раздражители. Поэтому работоспособность собаки зависит от силы раздражителей, их сигнального или подкрепляющего значения для организма, установленного (выработанного) в процессе жизни и дрессировки.

Раздражители, которые не применяются в дрессировке, но действуют на собаку извне и вызывают ответные реакции, нарушающие условно-рефлекторную деятельность на сигналы дрессировщика, называются внешними отвлекающими раздражителями. Такими раздражителями чаще всего бывают животные, посторонние люди, сильные запахи, звуки, шумы движения автотранспорта и другие. У собак эти раздражители вызывают сильные очаги возбуждения в коре головного мозга и по закону взаимной индукции вызывают торможение условных рефлексов.

Степень отвлечения собаки определяется силой отвлекающего раздражителя и прочностью выработанных у ней навыков. Более сильное отвлекающее действие оказывают раздражители, имеющие важное биологическое значение для собаки, например, запахи пищи и животных, появление птиц, ящериц, змей, сусликов, черепах и т, д.

Собака со временем может привыкнуть ко многим внешним отвлекающим раздражителям при частом их воздействии на расстоянии и не обращать на них внимания. Это достигается правильно организованной дрессировкой, умением дрессировщика оценивать обстановку и управлять собакой в различных ситуациях. Хорошо дрессированная собака, как правило, меньше отвлекается на посторонние раздражители. Отвлечение собаки пресекается применением приказных команд с угрожающей интонацией, своевременным торможением ее нежелательных действий и приучением спокойно реагировать на внешние отвлекающие раздражители. Путем правильной дрессировки и систематической тренировки можно добиться от собаки спокойного отношения к внешним отвлекающим раздражителям и успешного выполнения служебных задач.

Работу собаки могут тормозить внутренние отвлекающие раздражители: естественные потребности животного, голод, жажда, нервное и мышечное утомление, боль и общее заболевание и другие. Отвлекающие раздражители внутреннего происхождения оказывают более сильное торможение, чем внешние. Под действием внутренних раздражителей происходит резкое изменение общего состояния, наступает стойкое торможение не только условных, но и безусловных рефлексов, что заметно отражается на изменении поведения собаки. Она работает вяло или совсем отказывается от работы.

Во всех случаях отказа собаки от работы или резкого снижения ее работоспособности дрессировщик и руководитель обязаны выяснить обстоятельства и установить причины, вызывающие необычное поведение собаки и принять меры к их устранению. Если собака заболела или переутомилась в результате продолжительной перегрузки на занятиях, службе, ее необходимо освободить от работы и показать врачу. Для своевременного и безошибочного выявления отклонений в поведении собаки и принятия мер нужно хорошо знать повседневное поведение ее в нормальных, облегчающих и затрудняющих ее работу условиях.

Раздражимость - это способность организма или отдельных тканей реагировать на окружающую среду. Это также способность мышцы сокращаться в ответ на растяжение. Возбудимостью называют позволяющее ей реагировать на раздражение или стимуляцию, например, способность нервных или мышечных клеток реагировать на электрический стимул.

Важнейшее биологическое свойство

Раздражимость - это в биологии свойство тканей, которые могут воспринимать внутреннее или внешнее вмешательство и отвечать на него путем перехода в возбужденное состояние. Такие ткани называются возбудимыми и имеют определенное количество характерных качеств. К ним относят следующие:

1. Раздражимость. Это когда клетки, ткани и органы способны на ответную реакцию при вмешательстве определенных раздражителей - как внешних, так и внутренних.

2. Возбудимость. Это такое качество животной или растительной клеток, при котором становится возможной смена состояния покоя на состояние физиологической активности организма.

3. Проводимость. Это способность к распространению возбудительных реакций. Она зависит от строения ткани и ее функциональных особенностей.

4. Память отвечает за фиксирование происходящих перемен на уровне молекул с занесением изменений в Это качество дает возможность предвидеть поведение организма в ответ на повторные вмешательства.

Раздражимость: определение и описание

Что такое раздражимость? Является ли это свойство организма нормой или же это, скорее, состояние болезненной возбудимости и чрезмерная чувствительность органа или части тела? Естественная восприимчивость характерна для всех живых организмов, тканей и клеток, которые под влиянием определенных раздражителей реагируют определенным способом. В физиологии раздражимость - это свойство нервной, мышечной или другой ткани реагировать на раздражители. Способность реагирования на изменения в физической или биологической среде является свойством всего живого на Земле. Примерами может служить следующее: к свету, сужение и расширение зрачка в связи с изменением и так далее.

Этимология понятия

Термин происходит от латинского irritabilitas. Раздражимость - это реакция возбуждения на определенные внешние факторы. Этот термин используется для описания физиологических реакций на раздражители, а также патологических проявлений, связанных с чрезмерной чувствительностью. Это понятие не стоит путать с раздражительностью.

Это свойство может быть продемонстрировано в поведенческих реакциях на окружающую среду, ситуационные, социологические и эмоциональные стимулы и проявляться в неконтролируемом гневе, злости и чувстве разочарования. Как правило, это качество присуще только людям. Раздражимость - это свойство всего живого, включая животный и растительный мир.

Раздражимость и адаптация

Все обладают таким свойством, как раздражимость. Это способность организма воспринять и ответить на определенные стимулы, которые могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние. Растение обычно склоняется в ту сторону, где имеется больше солнечного света. Почувствовав тепло, человек может убрать руку от горячей печи.

Тесно связанной с понятием "раздражимость" является адаптация, которая отвечает за изменения в организме в ответ на внешнее воздействие. Например, человеческая кожа темнеет при воздействии интенсивного солнечного света. Термин «адаптация» часто используется для описания определенных перемен в популяциях, которые, как правило, не могут быть переданы потомству и поэтому не являются эволюционно значимыми. Кроме того, эти изменения обычно обратимы. Например, загар будет постепенно исчезать, если индивид перестанет пребывать на солнце. Условия окружающей среды также могут вызвать долгосрочные изменения в генетическом составе популяции, которые будут уже необратимы у отдельных организмов.

Основные понятия

Раздражимостью называют способность живых организмов реагировать определенным образом на внешнее воздействие путем изменения своей формы и некоторых функций. В роли раздражителей выступают те факторы окружающей среды, которые могут вызвать ответную реакцию. В ходе эволюционного развития были сформированы ткани, которые обладают повышенным уровнем чувствительности благодаря наличию в клетках специальных рецепторов. К таким восприимчивым тканям относятся нервная, мышечная и железистая ткань.

Взаимосвязь раздражимости и возбудимости

Раздражимость и возбудимость неразрывно связаны между собой. Возбудимостью называют такое свойство высокоорганизованных тканей, как реакция на внешнее воздействие путем изменения физиологических качеств. На первом месте по возбудимости будет находиться нервная система, за ней следуют мышцы и железы.

Виды раздражителей

Различают внешние и внутренние способы вмешательства. К внешним относятся:

  1. Физические (механические, тепловые, лучевые и звуковые). Примерами могут быть звук, свет, электричество.
  2. Химические (кислоты, щелочи, яды, лекарства).
  3. Биологические (бактерии, вирусы и тому подобное). Раздражителем может также считаться пища и особь противоположного пола.
  4. Социальные (для людей это могут быть обычные слова).

Что касается внутренних, то здесь идет речь о веществах, которые производятся самим организмом. Это могут быть гормоны и другие биологически активные составляющие. По силе воздействия выделяют три группы: подпороговые - те, которые могут и не вызывать ответа, пороговые - вмешательства умеренной интенсивности - и сверхпороговые, вызывающие наиболее сильную реакцию.

Раздражители - это факторы внешней или внутренней среды, вызывающие возбуждение, повышенную чувствительность и другие психические или физические реакции. Мы реагируем на множество самых разных раздражителей. Они оказывают влияние на наше поведение, ощущения и самочувствие. Некоторые факторы окружающей среды способны оказывать прямое воздействие на обмен веществ, деятельность защитной системы организма и общее самочувствие. Многие внешние раздражители просто необходимы для поддержания жизненно важных функций организма. Например, под действием солнечных лучей кожа приобретает коричневый оттенок - это защитная реакция кожи, предохраняющая организм от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей. Высокая температура также является раздражителем. Она вызывает потоотделение, которое является основным средством терморегуляции организма.

Возникновение многих нежелательных реакций обусловлено загрязненностью атмосферы и другими факторами окружающей среды. Ежедневно создаются химические вещества, которые оказывают раздражающее действие на организм.

Влияние внешних раздражителей на человека

По наблюдениям врачей, за последние несколько десятилетий число людей, страдающих аллергическими болезнями, увеличилось. Разумеется, не в каждом случае можно точно определить причины аллергической болезни, однако предполагается, что чаще всего аллергия возникает под действием вредных факторов окружающей среды. По утверждению врачей, очень редко у человека бывает аллергия только на одно вещество. Очень опасно, когда иммунная система человека проявляет повышенную чувствительность ко многим веществам. В этом случае она подвергается огромной нагрузке, т.к. должна постоянно приспосабливаться к новым, неизвестным раздражителям. Иммунная система как бы пребывает в состоянии постоянной готовности и иногда слишком бурно реагирует на абсолютно безвредные вещества, что проявляется в виде аллергии.

Реакция на внешние раздражители

Избежать воздействия вредных факторов окружающей среды невозможно. Со временем организм человека привыкает к тому или иному раздражителю и перестает проявлять к нему чувствительность. Например, домохозяйки, которые очень много времени проводят на кухне легче переносят жару, чем другие люди. Реакция на раздражители может изменяться - усиливаться или ослабевать. Например, пациенты с хроническими болями со временем привыкают к ним.

Гипосенсибилизация

Это метод лечения, применение которого позволяет уменьшить чувствительность организма к аллергену, а зачастую и справиться с аллергией. Пациенту дают малые дозы аллергена с целью вызвать привыкание. Дозы постепенно увеличивают, что приводит к снижению чувствительности организма. Процедуры повторяют до тех пор, пока аллергия не проходит. Аллерген нельзя вводить беременным, а также женщинам во время месячных, за несколько дней до них и после. Если аллерген не установлен, то проводится неспецифическая гипосенсибилизация, которая заключается в применении физиотерапевтических средств, климатотерапии, акупунктуры. Одним из наиболее эффективных методов смягчения последствий избытка раздражителей является аутогенная тренировка. Это метод позволяет излечить легкие формы аллергических болезней. Кстати, положительные результаты достигаются и при применении многих других методов расслабления.

Гипосенсибилизация проводится не во всех случаях (она требует от больного очень много терпения,так как лечение длится очень долго). Это метод может применять только опытный врач (врач-аллерголог).

Полезные раздражители

Существует немало раздражителей, которые оказывают положительное действие на организм. Например, климатотерапия, массаж, лечение теплом или холодом и многие другие подобные методы способствуют выздоровлению и сохранению здоровья. Раздражающее действие на организм и иммунную систему оказывают многие лекарства и вакцины (они помогают организму справиться с болезнями). В гомеопатии в качестве лекарств применяются вещества, вызывающие болезнь. Их многократно разбавляют и дают пациенту. Гомеопатические средства способствуют самопроизвольному выздоровлению.

Для правильного понимания закономерностей воздействия внешних раздражителей на содержание сновидений вначале целесообразно ознакомиться с некоторыми фактами. Отметим, что феномен включения внешних раздражителей в состав сновидений является одним из хорошо и подробно изученных в области психологии сновидений. В литературе по этому вопросу накоплены многочисленные интересные факты.

Заметим прежде всего, что если человек находится в фазе парадоксального сна и имеет образные сновидения, то только часть внешних Раздражителей включается в структуру этих сновидений. В одном из с воих исследований У. Димептп и И. Вольпертп показали, что в состав сно- в идений входит от 20 до 60% раздражителей.

Исследования показали, что под воздействием слуховых раздражи- Те лей в психике спящего появляются в основном зрительные образы и их ассоциации. Нередки такие зрительные образы, которые в реаль-

ной жизни сочетаются с определенными звуками. Например, голос знакомого человека вызывает его же сновидный образ, мурлыкание кощ-ки - образ кошки, лай собаки - образ собаки и т. п. Зарегистрированы любопытные случаи, когда около спящего звучала оперная музыка, и он во сне видел зрительные сцены данного оперного представления (но только в том случае, если в реальной жизни воспринимал соответствующие сцены). Русский исследователь В. И. Касаткин из собственной жизни описывает случай, когда он и его племянница спали в соседних комнатах и во сне видели одни и те же сцены оперы «Евгений Онегин». Выяснилось, что они подсознательно восприняли арию Ленского, которую передавали по радио в то время, когда они спали. Такие факты подсказывают нам мысль, что, быть может, существует возможность активизации с помощью музыкальных раздражителей подсознательных творческих процессов музыкально одаренных людей. На этом пути основным препятствием мы считаем то, что как и звуки вообще, музыкальные раздражители, воздействуя на спящего, вызывают в его психике в основном зрительные образы и их ассоциации. Более или менее упорядоченные и осмысленные ассоциации неречевых звуков в сновидениях появляются редко. Замечено, что в сновидениях музыкально одаренных людей слуховые образы, в том числе музыкальные звуки и даже целостные мелодии, занимают значительное место.



В этом отношении представляют интерес результаты группового эксперимента, организованного В. Н. Касаткиным ".

За несколько минут до подъема для 16 солдат сначала в соседней комнате, а затем в самой спальне прозвучала песня «Широка страна моя...». После пробуждения 10 солдат воспроизвели свои сновидения. У восьми из них образы сновидений были связаны с содержанием песни. Некоторые видели во сне поля, горы и леса, другие присутствовали на концерте или на свадьбе, где пели эту песню. Гармонист рассказал, что во сне играл эту песню, причем намного лучше, чем днем, и, слушая свою игру, радовался за свой успех.

Как видно из этих наблюдений, в сновидениях некоторых испытуемых мелодия песни отразилась в прямой, непосредственной форме, у других - в виде зрительных образов. Те же испытуемые, которые не воспроизводили никаких сновидений, по-видимому, не включили данный музыкальный раздражитель в состав своей сновидной психической активности, хотя мы с уверенностью сказать этого не можем. Вполне возможно, что эти шестеро испытуемых в «момент» подачи

Касаткин В. Н. Теория сновидений. - Л., 1972. - С. 242.

«ешнего раздражителя находились в ортодоксальной фазе сна. К сожалению, при организации описанного эксперимента исследователь не учел того, в какой фазе сна находится каждый из его испытуемых. Знание этого обстоятельства предоставило бы в наше распоряжение пополнительную и весьма ценную информацию о том, какова специфика отражения внешних раздражителей в различные фазы и периоды сна, в которых функциональные состояния спящих в значительной степени различны.

Исследованием вопроса о том, каким образом кожно-мышечные ощущения связаны со сновидениями, еще в прошлом веке занимался шведский исследователь Морли Фолд. В результате многочисленных опытов он пришел к выводу, что во многих случаях зрительные галлюцинации являются зрительными выражениями кожно-мышечных ощущений, которые «визуализируются». М. Фолд выдвинул принцип функциональной замещаемости в сновидениях кожно-мышечных ощущений и зрительных образов. Он установил, что при давлении на кожу сюжет сновидения либо имеет отношение к предмету, который производит давление, либо в сновидении появляется другой сходный предмет. Этот сновидный образ предмета оказывается в зрительном поле спящего. Любопытно, что собственные ощущения и переживания в сновидениях часто приписываются другим лицам.

Вот такой пример: человек спит на спине, лежа на i гескольких поленьях, а во сне видит большого зверя с горбами и с сидящим на них человеком. М. Фолд показал также, что если определенный орган спящего подвергается кожно-двигательным раздражениям, то ему обычно снятся активные действия, при выполнении которых этот орган играет преобладающую роль. В других случаях такие активные действия приписываются другим сновидным персонам. «Например, в случае подошвенного сгибания стоп спящему снится, что он бежит, подымается по лестницам или поднимается на цыпочках, либо он видит других лиц, выполняющих эти движения. При надевании на ночь перчаток спящий видит во сне, что его рука (или чужая) ударяет по другой его Руке, сжимает ее и т. д. Обычно все тело участвует в этих движениях, но иногда спящий видит двигающейся только конечность, соответствующую той, которая подвергается раздражению. В более редких случаях движение в сновидении представляется "задержанным", когда, например, спящему снится, что он стоит на цыпочках. Иногда снится велосипед или другой аналогичный образ (например, в случае подошвенного сгибания обеих стоп). Иногда спящий видит, что кто-то ступает по его телу» ".

вольперт И. Е. Сновидения в обычном сне и гипнозе. - Л., 1966. - С. 27.

Поскольку соответствующие сновидения вызывают и те раздражители, которые воздействовали до опыта, в бодрствующем состоянии, и они тоже имели кожно-мышечный характер, то установленные этим автором экспериментальные факты могут служить ключом для понимания роли недавних впечатлений в образовании сновидений. Свежие следы этих впечатлений вызывают к жизни сновидения, однако в объяснении их смысла эти раздражения мало чем помогут. Сновидение есть выражение тех личностио значимых проблем, которые на подсознательном концептуальном уровне уже вызывали интерес личности, но как бы ждали сигнала для образного выражения. Именно поэтому у разных индивидов один и тот же раздражитель вызывает различные сновидения.

Сходные сновидения в большом количестве появляются и в естественных условиях, под влиянием усталости конечностей, ревматизма, рефлекторных движений спящего и т. д. Многие галлюцинации и навязчивые представления, по-видимому, обусловлены этим.

Микродвижения органа вызывают сновидный образ соответствующего движения. Возможно, что в образовании сновидения такую же роль играют мозговые следы прошлых действий: во сне они не только вызывают образы, но приводят к повторным иннервациям соответствующих органов. Таким образом, в образовании сновидений огромную роль играет идеомоторный механизм, который действует то в направлении от движений к образу, то от образа к движению.

Поскольку даже в бодрствующем состоянии восприятие движений других вызывает у нас микродвижения в соответствующих органах, во сне может иметь место обратный процесс: раздражение органов может привести к возникновению образов других лиц, совершавших соответствующие движения. Однако подобные явления все же нуждаются в психологическом истолковании: почему появились образы именно этих людей, почему эти воображаемые лица совершают именно эти движения и в данной воображаемой ситуации и т. п.? Каковы бы ни были физиологические механизмы сновидения, не следует забывать, что любое сновидение представляет собой комплексное выражение личности и наиболее значимых для нее проблем.

В механизмах возникновения сновидений и галлюцинаций имеются сходные черты. В психиатрии известны многочисленные случаи, когда у больных зрительные галлюцинации возникают под воздействием ненормальных мышечных и кожных раздражений. Таков, по-видимому, механизм возникновения гипногогических галлюцинаций.

Зрительные впечатления, воспринятые человеком перед сном, в сновидении если и появляются, то в измененном виде. Чаще всего, как

отмечал еще М. Фолд, в сновидении появляется естественный или до-[олнительный цвет воспринятого предмета.

Интересные мысли об этой проблеме в очень сжатой форме выска-ял исследователь прошлого века 77. Йессен.

Он писал: «Каждый случайно воспринимаемый шум вызывает соответствующее сновидение. Раскаты грома переносят нас на ноля сражения, крик петуха превращается в отчаянный вопль человека, скрип двери вызывает сновидение о разбойничьем нападении. Когда ночью с нас спадает одеяло, нам снится, что мы ходим голые или же что мы упали в воду. Когда же мы лежим в постели в неудобном положении или когда ноги свешиваются через край, нам кажется, что мы стоим на краю пропасти или же что мы падаем с огромной высоты. Когда голова попадает под подушку - над нами висит громадная скала, готовая похоронить нас под своей тяжестью. Накопление семени вызывает сладострастные сновидения, локальные боли - представление о претерпеваемых побоях или тяжелом поражении и увечьи» ".

Эти эмпирические факты вполне реальны. В последующие годы получено огромное количество новых фактов сходного характера. Однако остается открытым важнейший вопрос: а почему указанные раздражители вызывают к жизни такие сложные и личностно значимые сновидения, причем каждый раз и у разных людей различные? Сновидения всегда являются крайне персонифицированными образованиями, их богатство и личностная значимость ни в коей мере не сводятся к тем раздражителям, которые явились поводом для их возникновения. И речи быть не может о том, чтобы сновидения считать отражениями непосредственно воздействующих на спящего человека Внешних и внутренних раздражителей. Даже в тех случаях, когда сновидение начинается под воздействием внешних раздражителей, оно, как творчество психики, формируется центром личности из содержаний подсознательного.

Еще в 1938 году Л. А. Орбели высказал интересную мысль о том, что естественные сновидения возникают без соответствующих внешних раздражителей. К сожалению, ни В. Н. Касаткин, ни другие российские исследователи не смогли по достоинству оценить это высказывание и продолжали утверждать, будто сновидения возникают только под воздействием внешних и внутренних сугубо физиологических раздражителей. Эта идея в значительной степени задержала развитие научной Пс ихолопш сновидений в СССР.

Исследованием вопроса возникновения сновидений под воздей- тв ием внешних раздражителей занимался также известный психиатр

Касаткин В. Н. Теория сновидений. - Л., 1967. - С. 34.

И. Е. Вольперт. Для этого он пользовался методом гипноза и внушения сновидений в гипнотическом состоянии. Он доказал, что в психике человека, находящегося в таком состоянии, под влиянием внешних раздражителей, в том числе внушения гипнотизера, возникают сновидения, в которых так или иначе отражаются эти раздражители.

Во время одного из опытов около спящей женщины в течение 5 секунд прозвучал камертон. Под воздействием этого раздражителя у нее возникло сновидение, в котором она бежала, чтобы успеть сесть на пароход, слышала гудок парохода. Кругом было много людей, она не успела на пароход, вспотела и т. п.

Другая загипнотизированная особа под воздействием запаха скипидара видела сон: она в магазине покупала сахар, встретила знакомую, разговорились, а в магазине красят и стоит сильный запах краски.

Наконец, еще одна испытуемая, когда к ее носогубной складке приложили на 10 секунд пробирку с холодной водой (+ 5"), увидела во сне, что стоит зима, кругом много снега, а сама она раздета и находится на улице".

Внешние раздражители нередко включаются в состав уже протекающих сновидений, иногда полностью меняют их ход, вызывают новые темы и сцены.

Например, одна испытуемая И. Е. Вольперта видела себя на сенокосе, когда психиатр пять раз проводил в области ее левой носогубной складки волоском Фрейя № 4: она видела во сне, что хочет лежать на сене, но оно «в лицо лезет, все лицо исцарапало». Здесь внешнее воздействие отражено довольно адекватно. В других же случаях оно видоизменяется до неузнаваемости. Например, другая испытуемая И. Е. Вольперта под воздействием волоска Фрейя на левое крыло носа видела во сне, что встретила в трамвае психиатра (Вольперта) и тот случайно задел ее щеку локтем. Затем они поехали на ее лекцию, после чего вместе ужинали дома. Таким образом, определенное внешнее воздействие в сновидении преобразилось в другое, вплетаясь в сложный сюжет сновидения, не лишенного сексуальных и других социальных мотивов (мечта о семейном уюте и т. п.), активизировавших познавательные процессы сновидца вокруг образа лечащего врача.

В ходе других опытов И. Е. Вольперта были получены интересные данные о том, как отражаются в сновидениях проприоцептивные раздражители. Выяснилось, что под воздействием таких раздражителей возникают сновидения, в которых сновидцы совершают определенные действия теми органами, которые раздражаются. Но в этих искусственно порожденных сновидениях возникают такие дополнительные образы и воображаемые события, в которых выражаются основные заботы, надежды и тревоги личности. Во время

Вольперт И. Е. Сновидения в обычном сне и гипнозе. - Л., 1966. - С. 204-205.

одного из опытов И. Е. Вольперт у загипнотизированной испытуемой продел «10 пассивных движений в первом межфаланговом суставе третьего пальца правой руки размахом в 30°». Сразу после этого, разбудив ее, он с просил, видела ли она сои. «Да... шила я... вышивала...», - ответила испытуемая. Затем И. Е. Вольперт повторно усыпил ее и внушил, что ей снится сон, после чего 10 раз двигал ее правый локтевой сустав. Разбудив и спросив о сновидении, он получил ответ: «Я в прачечной стирала белье». После пробуждения она рассказала сновидение, в котором сначала у себя дома вышивала какой-то узор, затем «будто пряла на самопрялке» и т. д."

Удивительно, как относительно простые раздражения воспроизводят упорядоченные картины таких сновидных событий, которые могли бы случиться в реальной жизни, а некоторые фрагменты их действительно случались. У другой испытуемой, например, под воздействием 10 движений в правом локтевом суставе появилось сновидение: к ней привели ребенка, которого она начала качать. Ясно, что во всех подобных сновидениях, несмотря на их искусственное происхождение, проявляются основные заботы и мотивы личности сновидца.