Подсчитать дыхательные движения. Определение основных показателей дыхания. Частота дыхания у малышей

О состоянии ребенка многое могут поведать не только пульс, температура и артериальное давление. Очень информативным показателем считается и частота дыхательных движений. О том, как научиться ее измерять, и какая частота считается нормой, мы расскажем в этой статье.



Информация о поведении ребенка была записана для второго и третьего измерений. Участникам был предоставлен идентификационный номер, основанный на заказе на вербовку. Эти определения согласуются с недавно опубликованным систематическим обзором нормальных, специфичных по возрасту диапазонов для частоты дыхания и сердечных сокращений в педиатрических популяциях.

Характеристики предметов исследования

Возраст участников варьировался от 10 дней до 7 лет, средний возраст - 22 месяца. Среди них у 40 была лихорадка или лихорадка, 38 - кашель, а 15 - затрудненное дыхание. Тридцать два участника были мужчинами, и большинство из них были представлены с малярией или инфекциями нижних и верхних дыхательных путей. Согласие на три чтения было высоким. Соглашение о наличии тахипноэ, зарегистрированное в трех показаниях, также было высоким с коэффициентом Каппы 83.

Что это такое?

Такой биомаркер, как частота дыхательных движений, известен с самых древних времен. Врачеватели античного мира заметили, что у больного человека этот показатель изменяется. Сегодня ЧДД (частота дыхательных движений) не теряет своей актуальности в диагностике самых разнообразных детских и взрослых заболеваний. За одно движение принято считать одну серию «вдох-выдох». Оценивается количество таких движений за конкретный промежуток времени - обычно это 1 минута.

Что это такое?

Сплошная линия в середине окна представляет собой медиану. Ящики охватывают межквартильный диапазон, а усы простираются до ± 5 межквартильного диапазона. Сопряженное согласование между измерениями, проведенными ближе по времени, было немного больше, чем более отдаленные измерения, но различия не были статистически значимыми. Соотношение между первым и вторым составило 95, между вторым и третьим - 98, а между первым и третьим - 93. Инспекция графиков Бланда Альтмана предполагает отсутствие систематического смещения.

Пареальные ассоциации представлены на рисунке 3. Пунктирная линия представляет собой линию идеального согласования. Сплошная линия представляет собой наблюдаемую связь между двумя измерениями, полученными в линейной регрессии. Показаны коэффициент корреляции Пирсона и коэффициент согласования Лин.

Следует отметить, что ЧДД у детей совсем не похожа на аналогичный показатель у взрослых. Дети в силу анатомических особенностей дышат несколько иначе - их дыхание неглубокое, поверхностное, частота вдохов и выдохов значительно выше. Потребности в кислороде у растущего детского организма чрезвычайно велики, а объем легких и размеры грудной клетки маленькие. Именно поэтому малышу необходимо интенсивное дыхание.

Наибольшие различия между двумя измерениями в субъекте не были зарегистрированы для детей, которые плакали во время одного из измерений. Клинические оценки, часто подверженные субъективности наблюдателя, требуют минимальной воспроизводимости, чтобы быть полезной. Изменчивость можно ожидать от субъективных оценок, которые включают оценку сложных форм дыхания или признаков, но объективные данные, такие как жизненно важные признаки, также подвержены изменчивости. В качестве классических примеров согласие между пациентами в оценке систолического артериального давления или тахипнои является низким.

Однако есть определенные нормы для разного возраста. И превышение частоты дыхания сверх этих норм может свидетельствовать о том, что у ребенка имеется кислородное голодание (гипоксия). Учащенное дыхание сопровождает самые разнообразные патологии у детей.



Однако важное различие состоит в том, что, хотя большинство других исследований демонстрируют низкое и умеренное взаимное согласие, настоящее исследование выражает высокое согласие, о чем свидетельствует высокий коэффициент корреляции Пирсона между первым и вторым показаниями, второй и третий и даже между первый и третий. Несмотря на такое высокое согласие между участниками, от 5 до 11% исследуемых субъектов все же были бы классифицированы как не тахипнеические, если бы были сделаны только 1 или даже 2 измерения.

Подсчет числа дыхательных движений

Различия не были статистически значимыми. Эти цифры не меняются, когда конкретно оцениваются дети. По сравнению с другими исследованиями соглашение между заинтересованными сторонами было высоким между первой оценкой и двумя другими. Что, по-видимому, объясняет это высокое согласие, является метод измерения.

Зачем измерять?

Частота дыхательных движений вкупе с определением частоты сердечных сокращений и типа дыхания имеет важнейшее диагностическое значение при осмотре новорожденного и грудного ребенка. Такие дети не могут рассказать родителям, что именно их беспокоит, и только по показателям ЧДД можно понять, что с крохой что-то не так. Большинство заболеваний, которые сопровождаются учащенным дыханием у детей, успешно лечатся при своевременном обращении и оказании правильной медицинской помощи. Педиатр, конечно, будет обращать внимание на ЧДД ребенка при каждом плановом посещении поликлиники.

Определите количество вдохов в минуту и ​​качество дыхательных движений, чтобы обнаружить возможные изменения.

  • Наблюдайте и контролируйте пациента.
  • Изучите нормальные и патологические значения.
  • Определите основные характеристики дыхания.
Пациенты с изменениями в функции дыхания.

Часы с секундами Черная ручка Уход за детьми. . Для правильной разработки методики. Поместите пациента в удобное и правильное положение. Убедитесь, что вы не выполняли никаких физических или эмоциональных упражнений. Если это так, оставьте его в покое за 5-10 минут до измерения. Наблюдайте и считайте высоты грудной клетки и живота пациента в течение 1 мин. Если торакальные движения не наблюдаются, поместите руку на грудную клетку или живот и подсчитайте частоту. Соблюдайте регулярность, тип и характеристики дыхания. Чтобы прослушать звуки дыхания, поместите стетоскоп в разные места на сундук и попросите пациента выполнить дыхательные движения.

  • Проведите мытье рук.
  • Проверьте правильность работы стетоскопа.
  • Сообщите пациенту.
  • Запросите сотрудничество пациента и семьи.
Частота дыхания: количество вдохов в минуту.

В остальное время на страже детского здоровья находятся родители, именно им нужно уметь отличить нормальное дыхание от ненормального.

Сделать это несложно, частота дыхательных движений - это параметр, который может определить самостоятельно любая мама, любой отец и бабушка малыша. Главное, все сделать грамотно и правильно оценить полученные результаты.

Новорожденный 30 - Незначительный ребенок 20 - Большой ребенок 20 - Дети от 2 до 4 лет 20 - Дети от 6 до 8 лет 20 - Взрослые 15. Характер: сибилянт, шумы и т.д. Поверхностное дыхание: характеризуемое уменьшением амплитуды, оно наблюдается в болезненных процессах, которые изменяют динамику дыхания. Он состоит из глубоких и шумных вдохновений, сопровождаемых паузой, которая может достигать 5 секунд; затем происходит короткое и жалобное истечение, за которым следует новая, более продолжительная пауза, до 45 секунд. Это наблюдается в случаях ацидоза. Затем респираторный центр получает двойной стимул: от хеморецепторов и непосредственно гиперкапнией начинается новый цикл. Биотовое дыхание: характеризуется периодами апноэ переменной продолжительности, сопровождаемой глубоким вдохом, отличается от Чейна Стокса, потому что они не прогрессивные. Это наблюдается при менингитных процессах и других нарушениях центральной нервной системы.

  • Гиперпноэ: повышенная частота и глубина дыхания.
  • Обычно это сопровождается тахипноэ.
  • Глубокое дыхание: характеризуется повышенной амплитудой дыхания.
  • Обычно он сопровождается брадипной.
  • Факультет сестринского дела и подиатрии.
Основная функция легкого состоит в том, чтобы обеспечить достаточное количество кислорода в крови и извлечь из него углекислый газ с помощью дыхательных движений.



Как измерять?

Если родителям кажется, что ребенок дышит слишком часто, следует измерить частоту дыхания. Лучше всего делать это тогда, когда ребенок спокоен, например, во сне. Когда кроха бодрствует, играет, переживает что-то, испытывает эмоции, дыхание становится более частым, и это вполне естественно.

Частота дыхания - это количество раз, когда человек дышит в минуту. Это обычно измеряется, когда человек находится в состоянии покоя, и состоит просто в подсчете количества вдохов в течение одной минуты, подсчитывая количество поднятых сундуков. Частота дыхания может повышаться с лихорадкой, болезнями и другими заболеваниями. При измерении дыхания важно также учитывать, есть ли у человека трудности с дыханием. Когда частота превышает 25 вдохов в минуту или меньше 12, ее можно считать ненормальной.

Дыхание - это процесс, посредством которого происходит обмен кислорода и углекислого газа в организме. Внешнее дыхание относится к переносу кислорода в кровь и устранению углекислого газа, также из крови, через системы дыхания и кровообращения. Внутреннее дыхание тканей относится к процессу, посредством которого кислород из крови используется клетками организма. Истечение, как правило, немного дольше, чем вдохновение.

Маме следует положить руку на грудь или живот ребенка. Выбор места замера очень важен, поскольку он определяет тип дыхания малыша. У грудничков и деток до 4-5 лет преобладает диафрагмальное дыхание (ребенок дышит животом, брюшина на вдохе методично поднимается, а на выходе - опускается).



У новорожденных и детей повышенная частота дыхания, чем у взрослых. Тахипноэ: около 20 вдохов в минуту. Брэдипнеа: менее 12 вдохов в минуту. Внешнее дыхание - это обмен кислорода и углекислого газа между альвеолами легких и крови, а внутреннее дыхание - обмен этих газов между кровью и клетками организма. Существует два типа респираторных движений: торакальный происходит под действием мышц ребер, а брюшная полость - за счет брюшных мышц, дыхание женщины на самом деле грудное и брюшного. Дыхательные движения регулируются респираторным центром, расположенным в мозгу.

В 4 года начинается освоение нового для малыша способа дышать - грудного дыхания (когда при совершении вдоха и выдоха поднимается и опускается грудная клетка). К 10 годам у ребенка формируется тот тип, который более свойственен ему по половому признаку. У мальчиков обычно наблюдается брюшное дыхание, а у девочек - диафрагмальное. Таким образом, определить место, куда положить руку, очень просто – надо отталкиваться от возраста ребенка.

Этот центр чувствителен к нескольким факторам, таким как концентрация углекислого газа в крови и расширение легких. Регулируемые таким образом респираторные движения являются автоматическими, однако количество и глубина дыхания в определенной степени зависят от силы воли. Человек может вдохновлять глубоко или иметь легкое и поверхностное, быстрое, медленное дыхание, в пределах ограничений, налагаемых потребностями кислорода в организме.

Брюшной полости, а не расширения.  Может быть преобладающее абдоминально-абдоминальное дыхание, которое наиболее часто встречается у детей обоих полов. Также в этом случае вы можете подсчитать количество движений за полминуты, а затем умножить на два. с мышечной усталостью. Грудная клетка расширяется под действием диафрагмы и межреберных мышц. Иногда невозможно наблюдать торакальные движения дыхания. Обсуждение. дыхание можно контролировать добровольно путем остановки и гипервентиляции. Дыхание - это процесс, состоящий в переносе кислорода в ткань тела и удалении углекислого газа.



Алгоритм подсчета довольно прост. В течение 1 минуты считают эпизоды «вдох-выдох». Одна серия таких движений считается за одно дыхательное движение. Большая ошибка измерять дыхание в течение 30 секунд, чтобы потом умножить полученное число на два. Дыхание не настолько ритмично, как, например, пульс, а потому такой упрощенный способ для измерения ЧДД не подходит. Еще одну минуту родители потратят на измерение частоты сердечных сокращений (пульса) и можно будет оценить состояние ребенка, отталкиваясь от возрастных норм.

Смешанный тип дыхания

Экзаменатор наблюдает за дыхательными движениями, не претендуя на вмешательство в свой ритм. мы отличаем движения, которые в противном случае были бы незаметными. Как следствие. в котором воздух выходит из дыхательной системы. и значения углекислого газа в крови. Они контролируют частоту и глубину дыхания. Обычно поддерживать нормальную функцию обычно сложно. Пациент дышит при помощи межреберной мускулатуры и вспомогательных мышц. Легкие играют фундаментальную роль в этом процессе. Вдохновение - это активный процесс, в котором спускается диафрагма. наружные межреберные мышцы сокращаются, а грудная клетка расширяется, чтобы позволить воздуху двигаться в бронхиальную трахею. но не два движения.

Для измерения пригодятся электронные часы, секундомер или часы со стрелкой.





Нормы

В интернете существует масса таблиц, по которым предлагается сопоставить данные, полученные в результате измерения частоты дыхания ребенка с нормами. Сложно оценивать правдивость каждой. Педиатры стараются придерживаться данных, которые опубликованы в Berkowitz s Pediatrics: A Primary Care Approach. Они признаны официально:

Если рука находится на груди пациента. Вдохновения или исчисления засчитываются. Дыхание состоит из двух фаз. Периферические рецепторы в каротидном теле и дуге аорты также реагируют на уровень кислорода в крови. Истечение срока действия - это пассивный процесс, при котором воздух выходит из дыхательной системы. Вдохновение - это движение воздуха, идущего извне в легкие. трапеция и скальпель. Легкие делают это, дыша. Дыхательный центр мозгового энцефалика. Его функция заключается в поддержании гомеостаза артериальной крови.

При вдохе в грудной клетке возникает отрицательное давление. Диафрагма и межреберные мышцы являются основными мышцами, которые используются для дыхания. Они могут использоваться, чтобы помочь дыханию, если это необходимо. Вдохновение и истечение срока. который тащит диафрагму вверх. Если человек знает, что они подсчитывают свое дыхание. Дыхание - это пассивный процесс. в котором диафрагма не сжимается.

  1. Новорожденные. Частота дыхания - 30-60 раз в минуту. Пульс – от 100 до 160.
  2. Дети в 6 месяцев. Частота дыхания - 25-40 раз в минуту. Пульс - от 90 до 120.
  3. Дети в 1 год. Частота дыхания 20-40 раз в минуту. Пульс - от 90 до 120.
  4. Дети в 3 года. Частота дыхания 20-30 раз в минуту. Пульс - от 80 до 120.
  5. Дети в 6 лет. Частота дыхания 12-25 раз в минуту. Пульс - от 70 до 110.
  6. Дети в 10 лет. Частота дыхания - 12-20 раз в минуту. Пульс - от 60 до 90.



Внимательные родители смогут заметить любое отклонение от индивидуальной детской нормы. Речь идет о той частоте, на которой ребенок обычно дышит, ведь у одного грудничка насчитывается 40 вдохов-выдохов за 60 секунд, а у другого малыша в том же возрасте - только 25. Понятно, что во втором случае повышение частоты до 40-45 будет считаться нарушением, а в первом, у крохи с частым от рождения дыханием такие же показатели будут нормой. Родителям не стоит игнорировать собственные наблюдения. Ведь мамы и папы лучше знают индивидуальные особенности своего младенца, чем любой, даже очень хороший доктор, который видит ребенка в первый раз.



Причины отклонения

Превышение частоты дыхательных движений в медицине носит название «тахипноэ» . Это – не заболевание, а всего лишь симптом, который может говорить о развитии определенной патологии. Говорить о тахипноэ можно в том случае, если ЧДД отличается от нормы в большую сторону не менее, чем на 20%. У частого детского дыхания есть вполне объяснимые физиологические и психологические причины. Когда дети волнуются, переживают, находятся в состоянии стресса, испуга, в нервной ситуации, они очень часто реагируют на стресс именно учащением дыхательных движений.

Такое тахипноэ не требует коррекции, лечения и обычно проходит самостоятельно по мере укрепления нежной детской нервной системы. Если стресс очень сильный, то родителям можно проконсультироваться с неврологом и детским психологом.



Патологическое тахипноэ - это всегда довольно серьезные диагнозы:



При одышке поверхностное неглубокое дыхание у ребенка наблюдается только в периоды повышенной физической активности, в моменты, когда ребенок устал и пытается отдышаться. Одышка временная и преходящая. Тахипноэ носит постоянный характер. Если превышение нормальной частоты дыхания не исчезает у ребенка даже во сне, это, безусловно, основание для того, чтобы вызвать врача и обследовать малыша на предмет возможного заболевания.



Что делать?

При обнаружении повышения ЧДД у новорожденных, лучше всего вызвать врача. Если у малыша имеются и другие симптомы - насморк, кашель, жар, вдох или выход стали затрудненными, оптимальное решение - позвонить в «Скорую помощь». Ребенку постарше можно попытаться оказать помощь самостоятельно. Обязательное условие - отсутствие каких-либо дополнительных болезненных признаков.

Для купирования приступа тахипноэ достаточно взять бумажный пакет, прорезать в нем небольшое отверстие и предложить ребенку в игровой форме подышать через пакет. Это поможет восстановить газовый обмен в клетках, и дыхание стабилизируется.

Вдох и выдох должны делаться только через пакет, воздух извне вдыхать нельзя.

Внезапное учащение дыхания без видимых причин (волнения, стресса, испуга) - всегда тревожный симптом, игнорировать который родители не должны. Важно быстро взять себя в руки, успокоить малыша, подышать через пакет, удостовериться, что кожные покровы ребенка имеют нормальный окрас, не изменились, не побледнели и не появилось синюшности. Лечение всегда подразумевает терапию основного заболевания, вызвавшего учащенное дыхание.



Чего делать нельзя?

Родители не должны пытаться дать ребенку с участившимся дыханием медикаменты. Никакие таблетки и капли в этот момент не могут повлиять на отдельный симптом вероятного скрытого заболевания. Но вот ухудшить состояние малыша самовольно данными препаратами вполне возможно. Не стоит пытаться сделать ребенку с нарушениями частоты дыхания ингаляции. Помочь они не в состоянии, а вот ожог дыхательных путей, который кроха может получить при ингаляции паром, – вполне реальная угроза.

Родителям важно научиться отличать тахипноэ от самой обыкновенной одышки.



О том, какая частота дыхания у ребенка считается правильной, смотрите в следующем видео.

Цель : оценка состояния пациента.

Показание: оценка функционального состояния органов дыхания.

Приготовьте: часы с секундной стрелкой, температурный лист, ручку с синим стержнем.

ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ

1.Вымойте и осушите руки.

2.Объясните пациенту ход процедуры, получите его согласие.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ

1.Придайте пациенту удобное положение (лежа). Вам необходимо видеть верхнюю часть его грудной клетки и живота.

2.Одной рукой возьмите руку пациента так, как для исследования пульса на лучевой артерии, чтобы отвлечь его внимание.

3.Положите свою и пациента руку на грудь (при грудном типе дыхания) или на эпигастральную область (при брюшном типе дыхания) пациента.

4.Подсчитайте число дыхательных движений за одну минуту, пользуясь секундомером (вдох и выдох - это одно дыхательное движение).

8.Объясните пациенту, что ему сосчитали частоту дыхательных движений, сообщите результаты.

ОКОНЧАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ

1.Вымойте и осушите руки.

2.Зарегистрируйте данные в температурном листе.

Примечание:

Подсчет частоты дыхательных движений проводится незаметно для пациента;

Число дыхательных движений за 1 минуту называют частотой дыхательных;

Движений (ЧДД);

У здорового взрослого человека норма частоты дыхательных движений в покое

составляет 16-20 в минуту;

ЧДД относится к ЧСС в среднем как 1:4;

При повышении Т° тела на 1°С ЧДД учащается на 4 дыхательных движения;

- брадипноэ - редкое дыхание с частотой менее 16 в 1 минуту;

Тахипноэ - учащенное дыхание с частотой более 20 в 1 минуту.

Водный баланс

Цель: определить соотношение между введённой в организм и выделенной из организма жидкостью.

Показания: назначения врача

Оснащение: градуированный сосуд (для определения суточного диуреза пользуются специальным градуированным сосудом), бумага, ручка (для ведения записей).

ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ

3.Объяснить пациенту, как он должен фиксировать количество выпитой и съеденной жидкости и выделяемой мочи и других жидкостей.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ

1.Обучить пациента технике сбора мочи для её суточного подсчёта:

В 6-00 предложить пациенту выпустить мочу в унитаз;

Обратите внимание! Это количество мочи не учитывается Подсчёт мочи начинается после утреннего опорожнения мочевого пузыря.

Собирать всю выделяемую мочу в одну ёмкость в течение суток (до 6-00 следующего дня);

Измерить общее количество мочи (это суточный диурез).

Обратите внимание! Мочу можно не собирать в одну большую ёмкость, а каждую порцию мочи собирать в мерный сосуд, записывать выделенное количество мочи и выливать в унитаз.

2.В течение суток фиксируйте количество выпитой жидкости (включая овощи и фрукты) и количество вводимых парентерально растворов;

ОКОНЧАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ

1. Данные, полученные при определении водного баланса, запишите в температурный лист (записывает медсестра).

Примечание: Соотношение между потребляемой за сутки жидкостью и суточным диурезом носит название водного баланса . Выпитая жидкость включает первые и третьи блюда, овощи, фрукты, а также количество вводимых парентерально растворов. Суточный диурез должен составлять не менее 70-80% от всей потребляемой за сутки жидкости.

Если больной в течение суток выделяет мочи меньше, чем потребляет жидкости (отрицательный диурез), значит, часть жидкости задерживается в организме, увеличиваются отеки и накапливается жидкость в полостях.(водянка полости). Если мочи выделяются за сутки больше общего количества выпитой жидкости, говорят о положительном диурезе. Оннаблюдается у больных с недостаточностью кровообращения в период схождения отеков, при приеме мочегонных препаратов.

Физиометрические показатели

а)жизненная ёмкость лёгких (спирометрия)

б)мышечная сила (динамометрия.

Жизненную ёмкость лёгких (ЖЕЛ) определяют с помощью спирометра. Измерения проводят водяным спирометром, который состоит из двух полых металлических цилиндров, вставленных один в другой. Ёмкость спирометра 7л.

СПИРОМЕТРИЯ является методом определения функции дыхательного аппарата. По показаниям спирометра можно до известной степени судить о функции сердечнососудистой системы.

Средние показатели жизненной емкости легких для взрослых мужчин 3500 - 4000 куб.см, для женщин -2500-300 куб.см. С возрастом показатели жизненной емкости легких меняются и значительно изменяются показатели у пациентов, страдающих заболеваниями органов дыхания и кровообращения.

Спирометрия

Цель: определить жизненную ёмкость лёгких (ЖЕЛ).

Показания: назначения врача (заболевания дыхательной системы).

Оснащение: спирометр,бумага, ручка (для ведения записей).

ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ

1.Создать доверительные конфиденциальные отношения с пациентом.

2.Объяснить цель исследования и получить согласие пациента.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ

1.Наденьте индивидуальный стерильный стеклянный мундштук на резиновую трубку.

2.Пациента расположите лицом к спирометру.

3.Возьмите мундштук с резиновой трубкой в руку.

4.Предложите пациенту сделать предварительно 1 -2 вдоха и выдоха.

5.Предложите пациенту сделать самый глубокий вдох, зажать нос и медленно произвести максимальный выдох через стеклянный наконечник, взятый в рот.

6.Определите объем выдыхаемого воздуха по шкале на поверхности цилиндра или на боковой части аппарата.

ОКОНЧАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ

1.Снять индивидуальный стеклянный мундштук, продезинфицировать.

2.Записать данные в историю болезни.

Обратите внимание! Исследование проводят три раза подряд и отмечают лучший результат

ДИНАМОМЕТРИЯ - измерение мышечной силы, определение проводится с помощью, ручного динамометра, который представляет собой эллипсоидную стальную пластинку, сжимание которой показывает силу мышц, выраженную в килограммах.

Динамометрия

Цель: измерить мышечную силу.

Показания: назначения врача (заболевания опорно-двигательного аппарата).

Оснащение: динамометр,бумага, ручка (для ведения записей).

ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ

1.Создать доверительные конфиденциальные отношения с пациентом.

2.Объяснить цель исследования и получить согласие пациента.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ

1.Предложите пациенту взять динамометр в кисть циферблатом внутрь.

2.Руку вытянуть в сторону, строго в горизонтальном положении

3.Максимально сжать динамометр.

ОКОНЧАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ

1.Запишите показатели динамометра для каждой кисти отдельно.

Обратите внимание! Исследование для каждой кисти проводят 3 раза и записывают лучший результат.

Запомните! Показатели динамометрии для мужчин - 40-45 кг, для женщин - 30-35кг.

Показатели силы левой кисти обычно меньше на 5-10 кг (если пациент не левша)