Основные формы абстрактного мышления. Абстрактное мышление и его формы

Темы 4-5. ПОНЯТИЯ И СУЖДЕНИЯ КАК ФОРМЫ МЫСЛИ.

Введение
1 .Понятия
1.1 .Понятия как простейшая форма мышления.
1.2.Классификация понятий.
1.3.Отношения между понятиями.

2.Суждения
2.1.Определение суждений.
2.2.Классификация суждений.
2.3.Простые категорические суждения.
З.Отрицание суждений
Заключение

Введение

Логика занимает особое место в системе наук. Особенность ее положения определяется тем, что она выполняет по отношению к другим наукам методологическую роль своим учением об общенаучных формах и методах мышления. ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ довольно специфичен, - это ФОРМЫ МЫСЛИ. Поэтому на первоначальном этапе необходимо определить, что же такое мысль, форма мысли, мышление.

Обратившись к философии, как науке родственной логике, можно представить себе мышление как способ отражения действительности. Существуют несколько форм отражения действительности, последовательное рассмотрение которых приводит к пониманию предмета логики.
Ощущение - форма чувственного отражения, присущая животной жизни. Она непосредственно связанная с органами чувств и нервной системой человека. Это зрительные, звуковые, обонятельные и другие ощущения. Основная их особенность - отражение отдельных свойств и признаков (только формы, звука, запаха). На базе отдельных ощущений, односторонних в силу своей отдельности, формируется восприятие предмета или явления в целом. Например, при изучении человеком обычного стола, он определяет его форму, размер, цвет, шероховатость поверхности. Каждая из этих характеристик основана на ощущении, совокупность которых дает представление, в данном случае о конкретном столе.
По прошествии некоторого времени человек способен воспроизвести в памяти образ этого стола. Здесь речь идет уже об особой форме чувственного восприятия, находящегося на границе между чувственным и рациональным. Эта форма мышления называется представлением. Представление приобретает свойства не присущие ощущениям и восприятию, а именно отвлеченность и обобщенность.

1.ПОНЯТИЯ.

1.1. Понятие как простейшая форма мысли.

Наиболее простейшей в структурном отношении формой мысли выступает понятие. По определению, ПОНЯТИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ФОРМОЙ МЫСЛИ, ОТРАЖАЮЩЕЙ ОБЩИЕ СУЩЕСТВЕНЫЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТА МЫСЛИ.
Признаком будет являться любое свойство предмета внешнее или внутренне, очевидное или непосредственно не наблюдаемое, общее или отличительное. Понятие может отражать явление, процесс, предмет (материальный или воображаемый). Главное для данной формы мысли - отражать общее и в тоже время существенное, отличительное в предмете. Общими признаками выступают те, которые присущи нескольким предметам, явлениям, процессам. Существенным является признак, который отражает внутреннее, коренное свойство предмета. Уничтожение или изменение этого признака влечет за собой качественное изменение самого предмета, а значит и его уничтожение. Но следует иметь в виду, что существенность того или иного признака определяется интересами человека, сложившейся ситуацией. Существенным признаком воды для жаждущего человека и для химика будут два различных свойства. Для первого - способность утолить жажду, для второго - структура молекул воды.
Так как понятие по своей природе является "идеальным", то не имеет вещественно-материального выражения. Материальным носителем понятия выступает слово или сочетание слов. Например, "стол", "группа студентов", "твердое тело".

Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга, которая неразрывно связана с языком. Функции языка: хранить информацию, быть средством выражения эмоций, быть средством познания. Речь может быть устной или письменной, звуковой или незвуковой, речью внешней или внутренней, речью, выраженной с помощью естественного или искусственного языка. Слово лишь выражает понятие, оно - материальное образование, удобное для передачи, хранения и обработки. Слово, обозначая предмет, заменяет его. А понятие, выражаясь в слове, отражает этот предмет в самых важных, существенных, общих признаках. Мысль не возможно передать на расстояние.

Человек передает на расстояние сигналы о возникающих в голове мыслях с помощью речи (слова), которые воспринимаются другими людьми, превращаются в соответствующие исходным, но теперь уже их мысли. На данном этапе можно определить, что понятие, слово и предмет, совершенно разные по своей сути вещи. Например, один человек сообщает другому о том, что он приобрел письменный стол, допустим, не добавляя каких-либо других его характеристик. В целях упрощения, выделяем из контекста лишь одно понятие "письменный стол". Для первого человека оно связано с конкретным предметом, обладающим рядом свойств, из которых выделено существенное - он предназначен для письма. При помощи речи мысль о "письменном столе" передается другому человеку и уже превращается в его мысль. В голове последнего на основании понятия идеального "письменного стола" (обобщенного, абстрактного) возникает образ этого "письменного стола" как предмета. По-моему мнению, несмотря даже на то, что это понятие можно было передать и при помощи не двух, а более сочетаний слов, характеризующих предмет, то в конечном итоге образ "письменного стола", воспроизведенного в голове другого человека все-таки не полностью соответствовал конкретному описанному предмету в точности. Поэтому предмет, слово и понятие взаимосвязаны, но не тождественны. Признаки предмета и признаки понятия не совпадают между собой. Признаки любого материального предмета - это внешнее или внутренние свойства, признаки понятия - обобщенность, абстрактность, идеальность.

Образование понятия включает в себя множество логических приемов.
1. Анализ- это мысленное разложение предметов на его признаки.
2. Синтез - мысленное соединение признаков предмета в одно целое.
3. Сравнение - мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении.
4. Абстрагирование - мысленное сопоставление одного предмета с другими, выявление признаков сходства и различия.

Как форма мысли понятие представляет собой единство двух составляющих его элементов: объема и содержания. Объем отражает собой совокупность предметов, обладающих одинаковыми, существенными и отличительными признаками. Содержание - элемент структуры понятия, характеризующий совокупность существенных и отличительных признаков, присущих предмету. Объем понятия "стол" включает в себя всю совокупность столов, все их множество. Содержание этого понятия - это совокупность таких существенных и отличительных признаков, как искусственности происхождения, гладкость и твердость поверхности, возвышение над землей и т.д.

Внутренним законом структуры понятия является закон обратного отношения объема и содержания. Увеличение объема ведет к сокращению его содержания, а увеличение содержания - уменьшение объема и наоборот. Понятие "человек" включает в себя все население нашей планеты, добавив к нему еще один признак, характеризующий возрастную категорию "пожилой", сразу же обнаруживается, что объем исходного понятия, сократился до нового "пожилой человек".

1.2. Классификация понятий.

За счет изменения одного из элементов структуры понятия подразделяются на виды. По количественному признаку - на единичные, общие и пустые, а так же на регистрирующие и не регистрирующие, собирательные и разделительные. По качественному показателю - на утвердительные и отрицательные, конкретные и абстрактные, относительные и безотносительные.
Единичные понятия отражают индивидуальный предмет. Общие понятия представляют два или более однородных предмета. Например, понятие о "писателе" включает в себя значительный круг людей, занимающихся определенным видом творчества, а понятие о "Пушкине" отражает одного человека. Помимо вышеприведенных понятий существуют пустые(нулевые), объем которых не соответствуют никакому реальному объекту. Это результат абстрагирующей деятельности сознания человека. Среди них можно выделить те, которые отражают идеализированные объекты, наделенные предельными свойствами: "абсолютно ровная поверхность", "идеальный газ". Интересно так же, что к нулевым относятся понятия о персонажах сказок и мифов ("русалка", "кентавр", "единорог").

Понятия, отражающие поддающуюся исчислению область, называются регистрирующимися. Например, "дни недели", "времена года". Соответственно, понятия, объемы которых не поддаются исчислению относятся к не регистрирующим. Это такие предельно широкие понятия, как "человек", "стол", "дом".

По качественному показателю понятия делятся на утвердительные (положительные) и отрицательные.
Утвердительные отражают наличие какого-либо признака у предмета. Следует заметить, что положительными понятиями являются общие, единичные и пустые. Такие, как "стол", "дом", "писатель", "Пушкин", "кентавр".
Отрицательные понятия указывают на отсутствие любого признака, утверждаемого положительным понятием. Образуются они путем прибавления к любому положительному понятию частицы "не". После этой несложной операции образуются понятия "не-стол", "не-дом", "не-писатель". Конечно же, язык человека накладывает определенный отпечаток на значение понятий. Поэтому в повседневной жизни понятия "скупость", "злость", "низость" выражают отрицательную характеристику человека. В логике же эти понятия представляются как положительные, которые можно преобразовать в отрицательные путем прибавления частицы "не".

Конкретные понятия отражают предмет, явление или процесс в целом. Конкретными могут быть любые утвердительные понятия как единичные, так общие и пустые.
Абстрактными называются понятия, которые отражают отдельное свойство предмета, как будто оно существует отдельно, например "человечность", "чернота", "стерильность". Надо заметить, что самих по себе в природе таких предметов нет.

Соотносительными понятиями считаются те, которые требуют обязательного соотнесения с другими понятиями. Например, "копия" ("копия документа"), "больше" ("больше жизни"), "начало" ("начало пути"). Соответственно безотносительными понятия могут существовать без соотношения с другими предметами.
Безотносительными понятиями можно считать как утвердительные и отрицательные, так конкретные и абстрактные, общие и единичные.
Собирательные понятия специфичны, они своим содержанием отражают определенное количество однородных предметов как нечто целое ("группа", "класс", "созвездие"). Разделительные понятия своим содержанием относимы к каждому предмету множества. Например, "всякий", "каждый".

1.3. Отношения между понятиями.

Перечисленные выше понятия находятся в определенных отношениях между собой.
Во-первых, это отношение сравнимости, когда в объеме или содержании понятий имеется что-то общее: "черный" и "белый", "кот" и "пес". В отношении несравнимости находятся те понятия, в объеме и содержании которых нет ничего общего "небо" и "стул", "совесть" и "черепаха". Как правило, данный вид отношений в логике не рассматривается, так как, кроме того, что эти понятия не сравнимы, больше о них сказать не чего.
Во-вторых, среди сравнимых понятий можно выделить совместимые и несовместимые. Первые характеризуются тем, что объемы этих понятий полностью или частично совпадают: "европеец", "француз", "житель Парижа". Несовместимые понятия характеризуются тем, что их объемы полностью не совпадают, а их отдельные содержательные признаки исключают друг друга ("правый"-"левый", "верх"-"низ").
В-третьих, между совместимыми и несовместимыми понятиями устанавливаются отношения тождества, подчинения и частичного совпадения. Тождественные понятия отражают один и тот же предмет по различным признакам, их объемы полностью совпадают. Здесь можно привести несколько интересный пример. Известно, что некоторые дома, находящиеся на пересечении двух улиц, имеют адрес как по одной из них, так и по другой. Таким образом, письмо, отправленное по адресу: "г. Бердск, ул. Герцена, д. 9 кв. 25" или по адресу: "г. Бердск, ул. Ленина, д. 20, кв. 25" получит одна и та же семья.

В отношении подчинения могут находиться два или более понятий, из которых одно своим объемом полностью входит в другое. В таком отношении находятся между собой понятия "спортсмен", "футболист". Понятие "футболист" входит в объем понятия "спортсмен", но не каждый спортсмен является футболистом. В отношении частичного совпадения находятся два или более понятия, объемы и содержание которых совпадают. Например, "студент", "спортсмен", "юноша". Некоторые (но не все) студенты являются спортсменами, некоторые спортсмены юноши, некоторые юноши студенты.

Между несовместимыми понятиями так же устанавливаются три вида отношений.
В отношении противоречия находятся два понятия, из которых одно утверждает некоторые признаки, а другое их отрицает. А именно это отношения между утвердительными и отрицательными понятиями: "черный" - "не-черный", "белый" - "не-белый", "умный" - "не-умный", "спортсмен" - "не-спортсмен".
Отношения противоположности устанавливаются между двумя понятиями, одно из которых утверждает какие-либо признаки, а другое их отрицает путем противопоставления полярных. В отношении противоположности находятся утвердительные понятия: "белый" - "черный", "умный" - "глупый".
В отношении соподчинения находятся два или более понятия, которые полностью не совпадают между собой, но которые входят в объем более общего понятия. Например, объемы понятий "футболист", "лыжник", "теннисист" не совпадают, но каждое из них попадает в объем более общего понятия "спортсмен".

1.4. Операции над понятиями.

После рассмотрения понятий в статичной форме необходимо приступить к изучению операции над ними. Среди операций можно выделить такие, как отрицание, умножение, сложение, вычитание, обобщение, ограничение, деление, определение.

Наиболее понятной операцией с понятиями является отрицание. Она проводится путем простого прибавления к исходному понятию частицы "не". Таким образом, утвердительное понятие преобразуется в отрицательное. Эта операция может производиться неограниченное количество раз с одним и тем же понятием. В конечном итоге выявляется, что отрицание отрицательного понятия дает положительное. Отрицание отрицательного понятия "не-умный" - "не-не-умный" соответствует понятию "умный". Можно сделать вывод о том, что сколько бы раз не производилась эта операция, в результате может быть получено либо утвердительное, либо отрицательное понятие, третьего не дано.

Операция сложения представляет собой объединение объемов двух и более понятий, даже если они и не совпадают между собой. Объединив объем понятий "юноши" и "девушки" получаем некоторую область, отражающую признаки того и другого в общем понятии "молодежь".

Операция умножения заключается в отыскании области, которая обладает свойствами как одного, так и другого понятия. Умножение понятий "юноша" и "спортсмен" выявляет область юношей, являющихся спортсменами, и наоборот.

Вычитание объема одного понятия из другого дает усеченную область объема. Вычитание возможно только между совместимыми понятиями, а именно с пересекающимися и подчиненными понятиями. Вычитая из объема понятия "юноша" объем понятия "спортсмен" дает уже несколько иную область.

Обобщение в логике является методом, а так же операцией над понятиями. Как операция оно состоит в увеличении объема исходного понятия, а именно в переходе от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом за счет уменьшения содержания исходного понятия. Так обобщением будет переход от понятия "юноша" к понятию "человек", естественно содержание исходного понятия уменьшилось.

Обратная операция обобщению - ограничение. Соответственно это переход от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. Оно совершается, как правило, путем прибавления к исходному понятию одного или нескольких новых признаков. Например, к содержанию понятия "житель города Новосибирска" можно прибавить еще один признак "житель Октябрьского района города Новосибирска". Продолжать эту операцию можно до тех пор, пока не сформируется единичное понятие о конкретном человеке. В операции обобщение уловить суть предельного понятия несколько сложнее, оно будет являться философской категорией ("юноша", "человек", "примат", "млекопитающее", "позвоночное", "живой организм", "материя"). Поэтому, на мой взгляд, проделать операцию ограничения несколько проще.

Деление - логическая операция, раскрывающая объем исходного понятия на виды, группы, классы. По единому признаку. В делении существует делимое понятие, основание и члены деления. Основанием деления служит общий признак для всех членов деления. Например, один рубль можно расчленить на копейки. Но деление это особое расчленение, каждый член как составная часть объема понятия должен сохранять признак делимого. Одна копейка в отдельности не составляет рубля. Если разделить понятие "рубль", то можно получить "рубль металлический" и "рубль бумажный", полученные понятия полностью сохраняют свойства делимого понятия. Делению поддаются общие понятия, единичные понятия, объемы которых индивидуальны, разделить невозможно.

Определение - логическая операция, раскрывающая содержание понятия, а именно это перечисление существенных и отличительных признаков предмета, которые отражают мысль о нем. Например, "гепатит - инфекционное заболевание, передающиеся воздушно-капельным путем". Следует заметить, что определение не должно быть отрицательным, так как отрицание не раскрывает сущности предмета, не перечисляет существенные признаки. Последовательным переходом от определения понятия будет рассмотрение суждений.
Таким образом, выше было рассмотрено понятие как наиболее простейшая форма мысли, состоящей из объема и содержания.

2.СУЖДЕНИЯ

1.2. Определение суждений.

СУЖДЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ФОРМУ МЫСЛИ, УСТАНАВЛИВАЮЩУЮ ЛОГИЧЕСКУЮ СВЯЗЬ МЕЖДУ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ПОНЯТИЯМИ. Между понятиями, как вышеперечисленно, устанавливаются отношения тождества, подчинения, частичного совпадения, которые могут выражаться логической связкой "есть". Отношения противоречия, противоположности и соподчинения могут выражаться логической связкой "не есть". Эти отношения, выраженные в форме грамматических предложений, будут суждениями разного вида.

Представители номиналистической логики рассматривают логику как науку о языке. "Логика, - говорит английский номиналист Р. Уэтли, - имеет дело только с языком. Язык вообще, для какой бы цели он не служил, составляет предмет грамматики, язык же, насколько он служит средством для умозаключения, составляет предмет логики". Исходя из такого понимания предмета логики, номиналисты отождествляют суждение с предложением. Для них суждение - это сочетание слов или имен. "Предложение, - говорит номиналист Гоббс, - есть словесное выражение, состоящее из двух, связанных между собой связкой имен...". Таким образом, согласно номиналистам, то о чем мы, что-либо утверждаем (или отрицаем) в суждении, есть определенная связь этих слов. Такое истолкование природы суждения неправильно. Конечно, всякое суждение выражается в предложении. Однако предложение есть только языковая оболочка суждения, а не само суждение. Любое суждение можно выразить в предложении, но не всякое предложение может выражать суждение. Так не выражают суждений вопросительные, побудительные предложения, поскольку они не отражают ни истины, ни лжи, не устанавливают логических отношений. Хотя они и являются формами мысли.

Суждения, реально отражающие предмет и его свойства, будут являться истинными, а неадекватно отражающие - ложными.
Как форма мысли суждение идеальное отражение предмета, процесса, явления, поэтому оно материально выражается в предложении. Признаки предложений и признаки суждений не совпадают и не тождественны друг другу.

Элементами предложений являются подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство, а элементами суждений - предмет мысли (субъект), признак предмета мысли (предикат) и логическая связка между ними. Логическое “подлежащее" - это понятие, отражающее предмет, оно обозначается латинской буквой "S". Логическое "сказуемое" - это понятие, которое отражает присущие или не присущие субъекту признаки, и обозначается латинской буквой "Р". Связка может выражать в русском языке словами "есть"-"не есть", "суть"-"не суть", "является"-"не является", помимо этого она может и опускаться. Например, суждение "береза есть дерево", как правило, выражается "береза-дерево". Кроме названных элементов в суждениях имеется не всегда выразимый элемент, отражающую количественную характеристику, его называют "квантор" суждения. В языке он выражается словами "все", "без исключения", "каждый", "многие", "часть". Например, "Часть S есть Р", "Все S суть Р". В соответствии с количественными и качественными показателями элементов суждений, последние подразделяются на несколько видов. По числу субъектов и предикатов суждения делятся на простые и сложные.

2.2. Классификация суждений.

Среди простых суждений по качественной характеристике связки выделяются суждения действительности, необходимости и возможности. В целом эту группу суждений считают суждениями модальности, которая представляет собой степень достоверности того или иного простого суждения.

К суждениям действительности относятся те, что адекватно или не адекватно, но категорично отражают действительность с помощью связок "есть"("не есть"), "суть"("не суть").Примеры суждений действительности: "Иванов - студент юридического факультета", "Иванов не является студентом юридического факультета".

Суждения необходимости могут отражать прошлое, настоящее и будущее. Они выражаются с помощью слова "необходимо", включенным в структуру суждения. Например, "Необходимо, что наличие кислорода есть условие реакции горения" или "Наличие кислорода - необходимое условие реакции горения".

Суждения возможности так же отражают то, что могло быть в прошлом, может быть в настоящем или в будущем. Они выражаются с помощью слова "возможно": "Возможно, данное предложение не согласовано" ("Возможно S есть Р").

Особенную группу составляют суждения существования, которые утверждают существование того или иного предмета, процесса, явления. Например, суждение "Жизнь существует", в нем предикат и связка как бы сливаются. Конечно же это суждение можно представить как "S-", но все встанет на свои места в следующей его формулировке "Жизнь есть существующее". Не следует забывать, что язык накладывает свой отпечаток на формулировку суждений, но путем его несложного преобразования можно все расставить на свои места.

Утверждая или отрицая принадлежность признака предмету, мы вместе с тем отображаем в суждении существование или не существование предмета суждения в действительности. Так, например, в таких простых суждениях, как: "существуют космические луга", "Русалки не существуют в действительности" и т.п., мы непосредственно утверждаем (или отрицаем) существование предмета суждения в действительности. В прочих простых суждениях существование предмета суждения в действительности нам уже заведомо известно. Не только в суждениях существования, а и во всяком простом суждении содержится знание о существовании или не существовании этого суждения в действительности.

Помимо суждений модальности выделяются суждения отношений, в которых устанавливается отношения причины и следствия, части и целого и т.п., выраженные в русском языке словами "больше", "меньше", "старше", "взрослее" и т.п. Например, "Новосибирск восточнее Москвы", "Москва больше Новосибирска". Символически эти суждения выражаются формулой "в R с", что читается как "в и с находятся в отношении R".

Наиболее подробно в логике рассматривается простые категорические суждения. Это такие суждения, в которых между субъектом и предикатом устанавливается категорическая утвердительная или отрицательная связь, а именно отношения тождества, подчинения, частичного совпадения, противоречия, противоположности и соподчинения.

Простое категорическое суждение может быть истинным или ложным. По количественному и качественному признакам простые категорические суждения подразделяются на виды. По количественному показателю они делятся на единичные, частные и общие.

Единичное суждение отражает единственный предмет мысли, а значит субъект этого суждения - единичное понятие. Например, "Новосибирск -крупнейший город Сибири".

Частное суждение отражает некую совокупность предметов, процессов, явлений, но не всю. Это подчеркивается квантором: "Некоторые крупные города России являются областными центрами".

Общие суждения - суждения обо всех предметах определенного вида с квантором "все" (ни один, каждый, всякий) перед субъектом: "Все S есть Р". Например, "Каждый студент имеет зачетную книжку".

По качественному признаку, а именно по характеру связки, простые категорические суждения делятся на отрицательные и утвердительные. В русском языке утвердительная связка может опускаться.
Если объединить качественный и количественный показатель, то все простые категорические суждения можно разделить на шесть видов: общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные, единичноутвердительные, единичноорицательные.

Между видами простых категорических суждений устанавливаются следующие отношения.
Отношения противоречия складываются между суждениями разными по качеству и по количеству, т.е. между общеутвердительными и частноотрицательными, общеотрицательными и частноутвердительными.

Отношения противоположности устанавливаются между общими суждениями разными по качеству, а именно между общеутвердительными и общеотрицательными. Отношения подпротивоположности (частного совпадения) - разными по качеству частными суждениями (часноутвердительными и частноотрицательными).

В отношении подчинения находятся суждения одинакового качества, но разного количества, т.е. общеутвердительные и частноутвердительные, общеотрицательные и частноотрицательными.

З. Отрицание суждений.

Подобно тому, как можно проделывать операции с понятиями, так и возможно производить определенные действия с суждениями. Операции с суждениями, как с единством составных частей, позволяют произвести интеллектуальные действия с данной формой мысли. К таким логическим операциям относятся отрицание, обращение, превращение и противопоставление. Наиболее подробно остановимся на отрицании суждений.

Отрицание суждений связано с отрицательной частицей "не". Производится оно путем отрицания связки суждения, т.е. замены утвердительной связки на отрицательную. Отрицать можно не только утвердительное, но и отрицательное суждение. Этим действием истинное исходное суждение преобразуется в ложное, а ложное - в истинное. Отрицается суждение посредством отрицания квантора, субъекта, предиката или нескольких элементов сразу. Например, отрицая суждение "Кеша -(есть) мой любимый волнистый попугай", получаем следующие суждения "Кеша не есть мой любимый волнистый попугай", "Не Кеша есть мой любимый волнистый попугай", "Кеша есть не мой любимый волнистый попугай", "Не Кеша не есть мой любимый волнистый попугай" и т.д.

В процессе отрицания суждений возникает ряд сложностей. Так суждение "Не все студенты - спортсмены" ("Не все S есть Р") тождественно частноутвердительному "Некоторые студенты спортсмены" (Некоторые S есть Р). Значит, подчиненное суждение иногда может выступать отрицанием общего. Например, суждение "Все студенты - спортсмены" можно отрицать суждением "Только некоторые студенты - спортсмены" или "Неверно, что все студенты - спортсмены".

Более понятной в логике является операция отрицания суждения -превращение. Она представляет собой действие, связанное с изменением качества исходного суждения - связки. При этом предикат полученного суждения должен противоречить исходному. Таким образом, утвердительное суждение превращается в отрицательное и наоборот. В виде формул это выглядит так:

S есть Р S не есть Р
S не есть не-Р S есть не Р

Общеутвердительное суждение "Все студенты есть учащиеся" превращается в общеотрицательное "Все студенты не есть не учащиеся", а общеотрицательное "Все растения не есть фауна" - в общеутвердительное "Все растения есть не ¬- фауна". Частноутвердительное суждение "Часть студентов есть спортсмены" превращается в частноотрицательное "Часть студентов не есть не-спортсмены". Частноотрицательное суждение "Некоторые цветы есть домашние" превращается в частноутвердительное "Некоторые цветы не есть не-домашние"

При отрицании, какого либо суждения необходимо так же помнить о принципах логики. Обычно формулируются четыре основных: принцип тождества, противоречия и достаточности. Не вдаваясь в подробности, можно остановиться не наиболее существенных для операции отрицания суждений.

Принцип противоречия требует, чтобы мышление было последовательным. Он требует, чтобы, утверждая нечто о чем-то, мы не отрицали того же о том же в том же самом смысле в то же самое время, т.е. запрещает одновременно принимать некоторое утверждение и его отрицание.
Вытекающий из принципа противоречия, принцип исключенного третьего требует не отвергать одновременно высказывание и его отрицание. Суждения "S есть Р" и "S не есть Р" нельзя отвергнуть одновременно, так как одно из них обязательно истинно, поскольку произвольная ситуация либо имеет, либо не имеет места в действительности.

Согласно этому принципу нужно уточнять наши понятия так, чтобы можно было давать ответы на альтернативные вопросы. Например: "Является ли это деяние преступлением или оно не является преступлением?". Если бы понятие "преступление" не было точно определено, то в некоторых случаях на этот вопрос невозможно было бы ответить. Другой вопрос: "Солнце взошло или не взошло?". Представим себе такую ситуацию: Солнце наполовину вышло из-за горизонта. Как ответить на этот вопрос? Принцип исключенного третьего требует, чтобы понятия уточнялись для возможности давать ответы на такого рода вопросы. В случае с восходом Солнца мы можем, например, договориться считать, что Солнце взошло, если оно чуть-чуть показалось из-за горизонта. В противном случае считать, что оно не взошло.
Уточнив понятия, мы можем сказать о двух суждениях, одно из которых является отрицанием другого, что одно из них обязательно истинно, т.е. третьего не дано.

Заключение.

В обобщение всего вышесказанного можно привести сравнительный анализ понятий и суждений.
Во-первых, существует такая точка зрения, что понятие есть свернутая форма мысли, раскрытие ее требует нескольких суждений. Это значит - суждение структурно проще понятия. Но ведь, логика не ставит своей задачей раскрыть содержание каждого понятия. Поэтому достаточным является то, сто содержание во всяком понятии есть. Содержания понятий раскрывают науки, исследующие определенные предметные области. Поэтому логика раскрывает понятие как форму мысли, выделяя содержание как элемент структуры. Понятие состоит из двух элементов (объема и содержания). Суждение составляют как минимум два понятия, и даже простое суждение состоит из трех элементов, значит понятие более простая форма мысли, лежащая в основе более сложных. Таким образом, полностью выяснено отношение между понятиями и суждениями.
Во-вторых, классификация понятий и суждений осуществляется, исходя из общих принципов. А именно понятия и суждения подразделяются на виды по количественным и качественным показателям. Например, понятия по количественному признаку подразделяются на общие, единичные, нулевые, а простые категорические суждения общие, единичные, частные.
В-третьих, отношения, существующие между простыми категорическими суждениями: противоречия, противоположности, подчинения, соответствуют отношениям противоречия, противоположности, подчинения понятий.
В-четвертых, процесс образования отрицательных понятий схож по своей сути с операцией отрицания суждений. Отрицательные понятия образуются путем прибавления к любому положительному понятию частицы "не". Эту операцию можно производить бесконечное количество раз. Отрицание суждений связано с отрицательной частицей "не". Производится оно путем отрицания связки суждения, т.е. замены утвердительной связки на отрицательную. Отрицать можно не только утвердительное, но и отрицательное суждение. Этим действием истинное исходное суждение преобразуется в ложное, а ложное - в истинное.
Конечно же, можно привести еще целый ряд аналогий, но уже на данном этапе можно сделать вывод, что понятия и суждения имеют много общего, так как суждения образуются на основании понятий.

Темы 6-8. УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ КАК ФОРМЫ МЫСЛИ.

ДЕДУКТИВНЫЕ, ИНДУКТИВНЫЕ И УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО АНАЛОГИИ.

План.
Введение.
1.Дедуктивные умозаключения:
1.1.Условно-категорические
1.2.разделительно-категорические
1.3.Дилеммы
1.4.Непосредственные
1.5.Категорический силлогизм
1.6.Энтимема
2. Индуктивные умозаключения
2.1. Общая индукция
2.2.Популярная и научная индукция
2.3. Умозаключения по аналогии
Заключение

Введение

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - ЭТО РАССУЖДЕНИЕ, В ПРОЦЕССЕ КОТОРОГО ИЗ НЕКОТОРЫХ ЗНАНИЙ, ВЫРАЖЕННЫХ В СУЖДЕНИЯХ, ПОЛУЧАЮТ НОВОЕ ЗНАНИЕ, ВЫРАЖЕННОЕ В СУЖДЕНИИ.
Исходные суждения называются ПОСЫЛКАМИ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ, а получаемое суждение - ЗАКЛЮЧЕНИЕМ.

Умозаключения делятся на ДЕДУКТИВНЫЕ и ИНДУКТИВНЫЕ. Название «дедуктивные умозаключения» происходит от латинского слова « deductio» («выведение»). В дедуктивных умозаключениях связи между посылками и заключением представляют собой формально логические законы, в силу чего при истинных посылках заключение всегда оказывается истинным.
Название «индуктивные умозаключения» происходит от латинского слова « inductio» («наведение»). Между посылками и заключением в этих умозаключениях имеют место такие связи по формам, которые обеспечивают получение только правдоподобного заключения при истинных посылках.
Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» некоторую мысль из других мыслей, а индуктивные умозаключения лишь «наводят» на мысль.

1. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ.

Рассмотрим виды дедуктивных умозаключений. Это умозаключения, в которых одна посылка – условное суждение, вторая посылка совпадает с основанием или следствием условного суждения или же с результатом отрицания основания или следствия условного суждения.

Существуют два правильных вида (модуса) этих умозаключений.

Утверждающий модус (modus ponens)
Отрицающий модус (modus tollens)

Умозаключения этих логических форм могут быть правильными, а других неправильными. Чтобы выяснить, является ли условно-категорическое умозаключение правильным или нет, нужно выявить его форму и установить, относится оно к одному из правильных модусов или нет. Если оно относится к правильному модусу, то оно правильное. В противном случае - неправильное.

Пример:
Если на хлебоприемном пункте систематически создается неучтенный резерв зерна, то на нем имеет место хищение зерна.
На хлебоприемном пункте имеет место хищение зерна.
Следовательно, на хлебоприемном пункте систематически создается неучтенный резерв зерна.
Форма этого умозаключения: .
Умозаключение неправильное.

1.2. РАЗДЕЛИТЕЛЬНО-КАТЕГОРИЧЕСКИЕ умозаключения.

В этих умозаключениях одна из посылок является разделительным суждением, а вторая совпадает с одним из членов разделительного суждения или с отрицанием одного из членов этого суждения. Заключение тоже совпадает с одним из членов разделительного суждения или с отрицанием одного из членов разделительного суждения.

Формы правильных разделительно-категорических умозаключений:
- утверждающе-отрицательный модус (modus ponendo-tollens)
-отрицающе-утверждающий модус (modus tollendo-ponens)

Для установления правильности умозаключения рассматриваемого вида необходимо выяснить, относится ли оно к одному из правильных модусов. Если относится, то оно правильное. В противном случае - неправильное.

1.3. ДИЛЕММЫ.

Название этих умозаключений происходит от греческих слов «ди» - дважды и «лемма» - предположение. ДИЛЕММА – это умозаключение из трех посылок: две посылки - условные суждения, а она- разделительное суждение.
Дилеммы делятся на простые и сложные, конструктивные и деструктивные.
Примером простой конструктивной дилеммы может служить рассуждение Сократа:
Если смерть-переход в небытие, то она благо.
Если смерть-переход в мир иной, то она благо.
Смерть – переход в небытие или мир иной.
Смерть – благо.

1.4. НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ.

НЕПОСРЕДСТВЕННЫМИ называются умозаключения из одной посылки, являющиеся категорическим суждением (общеутвердительным, общеотрицательным, частноутвердительным или частноотрицательным атрибутивным суждением). Непосредственными умозаключениями являются превращение и обращение категорических суждений.
Превращение категорического суждения - это изменение его качества одновременно с заменой предиката на противоречащий ему термин. Превращение осуществляется в соответствии со следующими схемами:

А: I:
Все S суть Р Некоторые S суть Р
Ни один S не суть не-Р Некоторые S не суть не-P

Е: О:
Ни одно S не суть Р Некоторые S не суть Р
Все S суть не-Р некоторые S суть не-Р

Пример
Некоторые материалисты-метафизики.
Некоторые материалисты не суть не метафизики.
Обращение категорического суждения заключается в перемене местами его субъекта и предиката в соответствии со следующими схемами:

А: Все S суть Р
Некоторые Р суть S

Общеутвердительное суждение обращается с ограничением, т.е. вывод по схеме:
Все S суть Р
Все Р суть S не является правильным;

I: Некоторые S суть Р E: Ни один S не суть Р
Некоторые Р суть S Ни один Р не суть S

О: Частноотрицательное суждение не обращается, т.е. вывод по схеме:

Некоторые S не суть Р
Некоторые Р не суть S не является правильным

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ-это умозаключение, в котором из двух категорических суждений выводится третье категорическое суждение.
В заключении связь между терминами устанавливается на основании знания их отношения к некоторому «третьему» термину в посылках.

Пример

Некоторые поэтические произведения- философские.
Все философские произведения-мировоззренческие
Некоторые мировоззренческие произведения-поэтические.

В категорическом силлогизме три дескриптивных термина, являющихся общими. Термины, входящие в заключение, называются крайними, а термин, входящий в каждую из посылок, но не входящий в заключение, - средним.
В примере средним термином является общее имя «философское произведение».
Средний термин обычно обозначается буквой М(от латинского «terminus medius»- «термин средний»).Термин, соответствующий субъекту заключения, называется меньшим. Он, как правило, обозначается латинской буквой S . Термин, соответствующий предикату заключения, называется большим и обычно обозначается латинской буквой Р.
Структура произведенного выше силлогизма:

Некоторые Р суть М.
Все М суть S
Некоторые S суть Р

Фигуры силлогизмов. Фигурами называются типы силлогизмов, выделяемые на основе способов расположения терминов в посылках.

I фигура II фигура III фигура IY фигура

Правила трех первых фигур.

Правила I фигуры:
1. большая посылка должна быть общим суждением (единичное суждение обычно отождествляется с общим);
2. меньшая посылка должна быть утвердительным суждением.

Правила II фигуры:
1. большая посылка должна быть общим суждением;
2. одна из посылок должна быть отрицательным суждением.
Правила III фигуры:
1. меньшая посылка должна быть утвердительным суждением;
2. заключение должно быть частным суждением.

Пример:
Все студенты нашей группы (М) – философы (S).
Все студенты нашей группы (М) изучают логику (Р).
Все философы (S) суть изучающие логику (Р).

Это силлогизм III фигуры. Он не является правильным, поскольку заключение в нем не является частным суждением.

1.6. ЭНТИМЕМА.

Силлогизмы часто формируются не полностью -не высказывается одна из посылок или заключение. Такие (сокращенные) силлогизмы называются ЭНТИМЕМЫ (от греческого «энтиме»-«в уме»).

Для проверки правильности энтимемы нужно попытаться восстановить пропущенную часть таким образом, чтобы получился правильный силлогизм. Если этого сделать нельзя, то энтимема является неправильной, если удается, то правильной.
При исследовании энтимемы в процессе аргументации целесообразно попытаться установить, является ли восстановленная посылка силлогизма истинной или ложной. Если она оказывается истинной, то аргументация корректная, в противном случае- некорректная.

Пусть дана энтимема, в которой пропущена одна из посылок:
Дельфины - не рыбы, так как они киты.
Рекомендуется сначала выделить в энтимеме заключение и написать его под чертой (не высказанное заключение обычно находится легко). Заключение стоит после слов «следовательно», «поэтому», и соответствующих им по смыслу или же перед словами «так как», «потому, что», «ибо» и т.д. В приведенном рассуждение заключением является высказывание «Дельфины не рыбы». Далее следует выделить в заключении меньший и больший термины и выяснить, какой посылкой является высказывание «Дельфины-киты». Очевидно, что в это высказывание входит меньший термин, т.е. оно является меньшей посылкой.

Имеем:
…………………………………………….
Дельфины (S) суть киты (М).
Дельфины (S) не суть рыбы (Р).
Как восстановить пропущенную большую посылку? В нее должны входить средний термин («киты») и больший («рыбы»). Большей посылкой является истинное суждение «Ни один кит не является рыбой». Полный силлогизм:

Ни один кит (М) не является рыбой (Р).
Все дельфины(S) – киты (М).
Все дельфины (S) – не рыбы (Р).

Правила первой фигуры соблюдены. Соблюдены также общие правила силлогизма. Силлогизм является правильным.

2. ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ.

Обобщающая индукция.

Обобщающая индукция-это умозаключение, в котором осуществляется переход от знания об отдельных предметах класса или о подклассе класса к знанию о всех предметах класса или о классе в целом.
Различают полную и неполную обобщающую индукцию. Полная обобщающая индукция – это умозаключение от знания об отдельных предметах класса к знанию о всех предметах класса, предполагающее исследование каждого предмета этого класса. Умозаключение от знания лишь о некоторых предметах класса к знанию о всех предметах класса называют (нестатистической) неполной индукцией.

Полная индукция осуществляется в соответствии со следующей схемой:


Предметы S1.S2…..Sn –элементы класса К.
{ S1,S2,…..Sn} = К (множества {S1,S2…..Sn} и К равны).

Неполная нестатистическая индукция осуществляется в соответствии со следующей схемой:

Предмет S1 обладает свойством Р.
Предмет S2 обладает свойством Р.

Предмет Sn обладает свойством Р.
Предметы S1,S2,…Sn –элементы класса К.
{S1,S2,…Sn} = К(множества {S1,S2,….Sn} и К равны),
{S1,S2,…Sn} К(множество {S1,S2,…Sn} строго включается в К),
Все предметы класса К обладают свойством Р.

Статистическая неполная индукция – это умозаключение, осуществляемое в соответствии со следующей схемой:

Предметы класса S обладают свойством А с относительной частотой f(А).
Класс S включается в класс К.
Предметы класса К обладают свойством А с относительной частотой f(А).

Популярная и научная индукция.

Неполная индукция называется популярной, если при ее применении не используется научная методология. Научная индукция бывает двух типов: индукция через отбор случаев, исключающих случайные обобщения, (индукция через отбор) и неполная индукция, в процессе которой при установлении принадлежности предметам свойства не используются какие-либо индивидуальные признаки этих предметов (индукция на основе общего).

УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО АНАЛОГИИ.

Умозаключением по аналогии называется рассуждение, в котором из сходства двух объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве в других признаках.
Сравниваемыми объектами могут быть как отдельные предметы, так и системы и неупорядоченные множества предметов. В первом случае переносимым признаком может быть наличие или отсутствие свойства, в во втором -как наличие или отсутствие свойства (если система или множество предметов рассматриваются как нечто целое), так и наличие или отсутствие отношения. В последнем случае имеет место аналогия отношений, а в первых- аналогия свойств.

Схема умозаключения по аналогии:

Объект a характеризуется признаками P,Q,R.
Объект b характеризуется признаками P,Q,R,S.
Объект b характеризуется признаком S.

Различают ненаучную (нестрогую) аналогию и научную (строгую) аналогию.
Нестрогая аналогия представляет собой рассуждение указанной формы, возможно, дополненное методологией здравого смысла, включающей в себя следующие принципы: (1) нужно обнаружить как можно большее число общих признаков у сравниваемых предметов; (2) общие признаки должны быть существенными для сопоставляемых предметов; (3) общие признаки должны быть по возможности отличительными для этих предметов, т.е. должны принадлежать только сравниваемым предметам или, по крайней мере, сравниваемым и лишь некоторым другим предметам; (4) названные признаки должны быть как можно более разнородными, т.е. характеризовать сравниваемые предметы с разных сторон; (5) общие признаки должны быть тесно связаны с переносимым признаком. Выполнение перечисленных требований повышает степень правдоподобия заключения, но не намного.

Строгая аналогия бывает двух типов. В аналогии первого вида в качестве научной методологии используется теория, объясняющая связь признаков а, b, с с переносимым признаком d. Этот вид строгой аналогии сходен с научной индукцией на основе общего.
При научной аналогии второго вида в качестве общей методологии, кроме перечисленных выше методологических принципов здравого смысла, применяются следующие требования: (1) общие признаки а, b, с должны быть в точности одинаковыми у сравниваемых предметов; (2) связь признаков а, b, с с признаком d не должна зависеть от специфики сравниваемых предметов.

Основными функциями аналогии являются:
1. эвристическая - аналогия позволяет открывать новые факты (гелий);
2. объясняющая - аналогия служит средством объяснения явления (планетарная модель атома);
3. доказательная. Доказательная функция у нестрогой аналогии слабая. Иногда даже говорят: "Аналогия - не доказательство". Однако строгая аналогия (особенно первого вида) может выступать в качестве доказательства или же, по крайней мере, в качестве аргументации, приближающейся к доказательству;
4. гносеологическая - аналогия выступает в качестве средства познания.

Заключение.

Таким образом, выяснение и усвоение учащимися основных видов дедуктивных и индуктивных умозаключений, а также умозаключений по аналогии, поможет им еще дальше продвинуться на пути поиска истины, которая теоретически обосновывается логическим путем.
Итак, мы рассмотрели наиболее важные разделы, законы, понятия, логические процедуры, знание которых поможет студентам в процессе учебы более глубоко постигать основные положения изучаемых дисциплин, а в процессе работы более умело отстаивать свои взгляды, и аргументировано полемизировать с оппонентами.

Глоссарий

Атрибутивные суждения - суждения, в которых выражается принадлежность предметам свойств или отсутствие у предметов каких-либо свойств.

Дизъюнктивное суждение - суждение, в котором утверждается наличие по крайней мере одной из двух ситуаций.

Дилемма - это умозаключение из трех посылок: две посылки - условные суждения, а одна - разделительное суждение.

Категорический сил¬логизм это умозаключение, в котором из двух категори¬ческих суждений выводится третье категорическое суждение, в заключении категорического силлогизма связь между терминами устанавливается на основании знания их отношения к некоторому "третьему" термину в посылках.

Неполная обобщающая индукция - это умозаключение от знания лишь о некоторых предметах класса к знанию о всех предметах класса.

Обобщающая индукция - это умозаключение, в котором осуществляется переход от знания об отдельных предметах класса или о. подклассе класса к знанию о всех предметах класса или о классе в целом.

Отрицание суждения - это операция, заключающаяся в таком преобразовании суждения, в результате которого получают суждение, находящееся в отношении контрадикторности к исходному.

Полная обобщающая индукция - это умозаключение от знания об отдельных предметах класса к знанию о всех предметах класса, предполагающее исследование каждого предмета этого класса.

Простое суждение - суждение, в котором нельзя выделить часть являющуюся суждением.

Разделительно-категорическое умозаключение - это умозаключение, в котором одна из посылок является разделительным суждением, а вторая совпадает с одним из членов разделительного суждения или с отрицанием одного из членов этого суждения, а заключение тоже совпадает с одним из членов разделительного суждения или с отрицанием одного из членов разделительного суждения.

Разделительные суждения - это суждения, в которых утверждается наличие одной из двух, трех и т.д. ситуаций.

Сложное суждение - суждение, в котором можно выделить часть являющуюся суждением.

Соединительные суждения - это суждения, в которых утверждается наличие двух ситуаций.

Строго-дизъюнктивное суждение - суждение, в котором утверждается наличие ровно одной из двух или более ситуаций.

Суждение - это мысль, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо положений дел.

Суждение эквивалентности - это суждение, в котором утверждается взаимная обусловленность двух ситуаций.

Суждения об отношениях - суждения, в которых говорится о том, что определенное отношение имеет место (или не имеет места) между элементами пар, троек и т.д. предметов.

Умозаключение - это рассуждение, в процессе которого из некоторых знаний, выраженных в суждениях, получают новое знание, выраженное в суждении.

Умозаключение по аналогии - рассуждение, в котором из сходства двух объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве в других признаках.

Условное суждение - суждение, в котором утверждается, что наличие одной ситуации обусловливает наличие другой.

Условно-категорическое умозаключение - это умозаключение, в котором одна посылка - условное суждение, а вторая посылка совпадает с основанием или следствием условного суждения или же с результатом отрицания основания или следствия условного суждения.

Энтимема - сокращенный силлогизм, то есть силлогизм, в котором не высказана одна из посылок или заключение.

Абстрактное мышление относится к такому виду мышления, которое не берет во внимание отдельные детали, а концентрируется на размышлении в целом. Это дает возможность совершить абсолютно новые открытия. Такое мышление рекомендуется развивать еще с раннего возраста, тогда это в значительной мере поможет в решении важных задач в будущем.

Абстрактное мышление имеет три основные формы:

1. Понятие

Этой формой мышления один или несколько предметов объединяются по одним или несколькими признаками. Причем каждый признак должен быть существенным, а сами предметы однородными. Понятие может быть обозначено либо одним словом, либо словосочетанием. Именно с такими однородными понятиями мы начинаем знакомить наших маленьких детей, развивая их: "дом", "река", "дерево", "стул".

2. Суждение

Эта форма мышления позволяет утверждать или же отрицать что-либо какой-нибудь фразой, описывающей то или иное явление, а также взаимосвязь предметов. Суждение может быть простым и сложным. Простое суждение имеет вид четкой короткой фразы, а сложное может состоять из нескольких словосочетаний и похоже, скорее, на повествовательное предложение. К таком суждению мы подводим малышей, знакомя их с миром: "кошка мяукает", "машина едет", "Маша не плачет".

3. Умозаключение

При такой форме мышления из нескольких суждений делают вывод, который является уже новым суждением. Это основа логики. Начальные суждения называют предпосылками, а конечные - заключениями. Так, мы объясняем ребенку: "Маша уже покушала, на улице тепло и сухо, значит, Маша будет сейчас играть в песочнице".

Возможно ли развить абстрактное мышление?

Одни люди с детства наделены способностью рисовать, другие - писать стихи, третьи же могут абстрактно мыслить. Однако это не значит, что такому мышлению невозможно научиться. Достаточно с детства приучить ребенка размышлять.

На сегодняшний день существует масса полезной литературы, позволяющей развивать мыcлительные . Это всевозможные , кроссворды и ребусы. Необходимо заниматься хотя бы по 30–40 минут несколько раз в неделю, и результат не заставит себя ждать. Тем более в раннем возрасте это дается значительно легче.

Если абстрактное мышление полностью отсутствует, то это способно привести к возникновению проблем в будущем. Существует очень много видов деятельности, в которых ключевым моментом является возможность абстрактно мыслить. Это касается и многих творческих аспектов. Поэтому очень важно уделять развитию способности размышлять у ребенка достаточно внимания.

Правильно развитое мышление помогает найти решения, не использовавшиеся ранее никем, или даже совершить открытие, а также найти ответы на многие жизненные вопросы. Отличие абстрактного мышления в том, что для того, чтобы сделать соответствующие выводы и заключения, не требуется тесного контакта с изучаемым объектом.

В мире нет ничего однозначного. Если руководствоваться точными знаниями, то можно многого не заметить. Мир не живет точно по инструкции, которая написана человеком. Многое еще не изведано.

Когда человек чего-то не знает, у него включается абстрактное мышление, которое помогает ему делать догадки, выносить суждения, рассуждать. Чтобы понимать, что это такое, необходимо ознакомиться с примерами, формами и методами его развития.

Что такое Абстрактное мышление?

Что это такое и почему сайт психотерапевтической помощи сайт затрагивает тему абстрактного мышления? Именно способность мыслить в общем помогает в нахождении решения тупиковой ситуации, появлении иного взгляда на мир.

Есть точное и обобщенное мышление. Точное мышление включается тогда, когда человек располагает знаниями, информацией и четким пониманием происходящего. Обобщенное мышление включается тогда, когда человек не знает точных данных, не располагает конкретной информацией. Он может догадываться, предполагать, делать общие выводы. Обобщенное мышление – абстрактное мышление простыми словами.

Научным языком абстрактным мышлением является вид познавательной деятельности, когда человек отходит от конкретных деталей и начинает рассуждать в общем. Картина рассматривается в целом, не затрагивая деталей, конкретики, точности. Это способствует отхождению от правил и догм и рассмотрению ситуации с разных сторон. Когда некое событие рассматривается в общем, тогда находятся различные способы ее решения.

Обычно человек исходит из конкретных знаний. К примеру, мужчина лежит на диване и смотрит телевизор. Возникает мысль: «Он бездельник». В данной ситуации смотрящий исходит из собственных представлений о том, что происходит. А что могло происходить на самом деле? Мужчина прилег на 5 минут, чтобы отдохнуть. Он уже все сделал по дому, поэтому позволил себе посмотреть телевизор. Он заболел, поэтому и лежит на диване. Здесь может быть много вариантов того, что происходит. Если абстрагироваться от конкретики и посмотреть на ситуацию с разных сторон, тогда можно выяснить много нового и интересного.

При абстрактном мышлении человек думает приблизительно. Здесь нет ни конкретики, ни деталей. Используются обобщенные слова: «жизнь», «мир», «в общем», «по большому счету».

Абстрактное мышление полезно в тех ситуациях, когда человек не может найти выход (интеллектуальный тупик). В силу отсутствия информации или знаний он вынужден рассуждать, догадываться. Если абстрагироваться от ситуации с ее конкретными деталями, тогда можно рассмотреть в ней то, что не замечалось до этого.

Абстрактно-логическое мышление

В абстрактно-логическом мышлении используются абстракции – единицы определенных закономерностей, которые были вычленены из «отвлеченных», «воображаемых» качеств предмета, явления. Другими словами, человек оперирует явлениями, которые не может «потрогать руками», «увидеть глазами», «понюхать».

Очень ярким примером такого мышления является математика, в которой объясняются явления, которых нет в физической природе. Например, не существует такого понятия, как цифра «2». Человек понимает, что речь идет о двух одинаковых единицах. Однако эта цифра придумана людьми с целью упрощения некоторых явлений.

Прогресс и развитие человечества заставило людей пользоваться понятиями, которых по сути не существует. Другим ярким примером может оказаться язык, которым человек пользуется. В природе не существует букв, слов, предложений. Человек придумал алфавит, слова и выражения для упрощения выражения своей мысли, которую он желает передать другим людям. Это позволило людям находить общий язык, поскольку все понимают значение одного и того же слова, распознают буквы, строят предложения.

Абстрактно-логическое мышление становится необходимым в ситуации наличия некой определенности, которая пока еще не понятна и не известна человеку, и возникновения интеллектуального тупика. Возникает необходимость в выявлении того, что есть в реальности, в нахождении ему определения.

Абстракцию разделяют на виды и цели. Виды абстракции:

  • Примитивно-чувственная – выделение одних свойств предмета, игнорируя прочие его качества. Например, рассмотрение структуры, но игнорирование формы предмета.
  • Обобщающая – выделение общей характеристики в одном явлении, игнорируя наличие индивидуальных особенностей.
  • Идеализирующая – замещение реальных свойств идеальной схемой, которая исключает имеющиеся недостатки.
  • Изолирующая – выделяет тот компонент, на котором сосредоточено внимание.
  • Актуальной бесконечности – бесконечные множества определяются как конечные.
  • Конструктивизация – «огрубление», придание формы явлениям, которые имеют расплывчатые границы.

По целям абстракции бывают:

  1. Формальными (теоретическое мышление), когда человек рассматривает объекты по внешним их проявлениям. Сами эти качества не существуют сами по себе без этих предметов и явлений.
  2. Содержательная, когда человек может выделить из предмета или явления свойство, которое способно существовать само по себе, быть автономным.

Развитие абстрактно-логического мышления является важным, поскольку именно оно позволило вычленить из окружающего мира то, то невозможно распознать естественными органами чувств. Здесь образовались понятия (языковые выражения), которые передают общую закономерность того или иного явления. Теперь каждому человеку не приходится выявлять то или иное понятие, поскольку он узнает о нем в процессе обучения в школе, университете, дома и т. д. Это подводит нас к следующей теме о формах абстрактного мышления.

Формы абстрактного мышления

Поскольку человек не может каждый раз «создавать колесо», он должен систематизировать полученные знания. Многие явления не видны человеческому глазу, чего-то вообще не существует, однако все это есть в человеческой жизни, поэтому должно иметь ту или иную форму. В абстрактном мышлении выделяют 3 формы:

  1. Понятие.

Это мысль, которая передает общее свойство, которое прослеживается в разных предметах. Они могут быть разными. Однако их однородность и схожесть позволяет человеку объединить их в одну группу. Так, например, стул. Он может быть с круглыми ручками или квадратными сидениями. Разные стулья имеют разный окрас, форму, состав. Однако их общей особенностью является то, что они имеют 4 ножки и на них принято сидеть. Одинаковое предназначение предметов и их конструкция позволяет человеку объединить в одну группу.

Данным понятиям люди обучают детей с самого детства. Говоря о «собаке», мы понимаем животное, которое бегает на 4 лапах, гавкает, лает и т. д. Сами собаки бывают разных пород. Однако все они имеют одинаковые признаки, по которым их объединяют в одно общее понятие – «собака».

  1. Суждение.

Данной формой абстракции люди пользуются, когда желают что-то подтвердить или опровергнуть. Причем данная словесная форма является однозначной. Оно бывает двух форм: простое и сложное. Простое – например, кот мяукает. Оно короткое и однозначное. Второе – «мусор выкинули, ведро опустело». Зачастую выражается целыми предложениями повествовательной формы.

Суждение может быть истинным или ложным. Истинное суждение отображает реальное положение дел и часто базируется на том, что человек не проявляет к нему никакого отношения, то есть судит объективно. Ложным становится суждение, когда человек заинтересован в нем и базируется на собственных выводах, а не на реальной картине происходящего.

  1. Умозаключение.

Это мысль, которая формируется на основе двух и более суждений, из которых образуется новое суждение. В каждом умозаключении есть 3 составляющих: предпосылка (посылка), вывод и заключение. Посылка (предпосылка) – это начальные суждения. Вывод – это процесс логического размышления, которое приводит к заключению – новое суждение.

Примеры абстрактного мышления

Рассмотрев теоретическую часть абстрактного мышления, следует ознакомиться с различными примерами. Самым ярким примером того, что такое абстрактное суждение, являются точные науки. Математика, физика, астрономия и прочие науки часто базируются на абстрактном мышлении. Мы не видим цифр, как таковых, однако мы умеем считать. Предметы собираем в группу и называем их количество.

Человек рассуждает о жизни. Но что это такое? Это существование тела, при котором человек двигается, дышит, функционирует. Невозможно дать четкого определения, что такое жизнь. Однако человек может однозначно определять, когда кто-то живет, а когда умирает.

Четко абстрактное мышление проявляется, когда человек думает о будущем. Неизвестно, что там будет, однако каждый имеет цели, желания, планы. Без возможности мечтать и воображать, человек не смог бы построить планов на будущее. Теперь он стремится реализовать эти цели. Его движение по жизни становится более целенаправленным. Появляются стратегии и тактика, которые должны привести к желаемому будущему. Этой реальности еще не существует, однако человек стремится ее сформировать такой, какой желает видеть.

Еще одной распространенной формой абстракции является идеализация. Люди любят идеализировать окружающих и мир в целом. Женщины мечтают о принцах из сказок, не замечая, какими мужчины являются в реальном мире. Мужчины мечтают о послушных женах, игнорируя тот факт, что только немыслящее существо может находиться в подчинении у другого.

Многие люди пользуются суждениями. Нередко они являются ложными. Так, женщина может сделать вывод о том, что «все мужчины плохие» после того, как ее предал один-единственный партнер. Поскольку она выделяет мужчину как единый класс, которому свойственно одно и то же качество, она приписывает всем то качество, которое проявилось в одном человеке.

Нередко на основе ложных суждений делаются неверные умозаключения. К примеру, «соседи неприветливые», «отопление не подается», «нужно менять проводку» — значит, «квартира неблагополучная». На основе эмоционального дискомфорта, который возникает при имеющихся обстоятельствах, делаются однозначные суждения и выводы, которые искажают реальность.

Развитие абстрактного мышления

Самым оптимальным возрастом для развития абстрактного мышления является дошкольный период. Как только ребенок начинает познавать мир, ему можно помогать в развитии всех видов мышления.

Самым эффективным способом развития являются игрушки. Через формы, объемы, цвета и прочее ребенок начинает сначала распознавать детали, после чего объединять их в группы. Можно дать ребенка несколько игрушек квадратной или круглой формы, чтобы он их разложил на две кучки по одинаковым признакам.

Как только ребенок научается рисовать, лепить, мастерить своими руками, следует ему позволять заниматься подобными увлечениями. Это развивает не только мелкую моторику, но и способствует проявлению творческого потенциала. Можно сказать, что абстрактное мышление – это творчество, которое не ограничено рамками, формами, цветами.

Когда ребенок научается читать, считать, писать и воспринимать слова на звук, можно вместе с ним заниматься развитием абстрактно-логического мышления. Здесь хорошо подойдут загадки, которые следует разгадывать, задачки, где необходимо решить какой-то вопрос, упражнения на смекалку, где необходимо заметить ошибку, неточность.

Поскольку абстрактное мышление не рождается вместе с человеком, а развивается по мере его роста, здесь помогут различные ребусы, кроссворды, головоломки. Существует много литературы на тему того, как развить разные виды мышления. Следует понимать, что одни задачки не могут развивать только один вид мышления. Все они частично или полностью занимаются развитием различных видов познавательной деятельности.

Особенно эффективными становятся различные жизненные ситуации, в которых ребенок должен найти выход из ситуации. Простое задание вынести мусор заставит ребенка сначала подумать над тем, как одеться и во что обуться, чтобы выйти из дома и отнести мусорный пакет до бака. Если мусорный бак находится вдали от дома, тогда он будет вынужден заранее спрогнозировать свой маршрут. Прогноз на будущее является еще одним способом развития абстрактного мышления. У детей хорошо работает фантазия, которую не следует угнетать.

Итог

Итогом абстрактного мышления является то, что человек способен находить выходы в любой ситуации. Он думает творчески, гибко, нестандартно. Не всегда точные знания являются объективными и способными помочь в любой ситуации. Обстоятельства случаются разные, что заставляет человека думать, рассуждать, прогнозировать.

Психологи отмечают негативные последствия, если родители не будут заниматься развитием данного мышления у своего ребенка. Во-первых, малыш не научится выделять общее из деталей и, наоборот, из общего переходить к деталям. Во-вторых, он не сможет проявлять гибкость мышления в ситуациях, в которых он не знает выхода. В-третьих, он будет лишен способности прогнозировать будущее своих поступков.

Абстрактное мышление отличается от линейного тем, что человек не думает причинно-следственными связами. Он абстрагируется от деталей и начинает рассуждать в общем. Самое примечательное здесь заключается в том, что только после общего видения дел человек может перейти к деталям, которые важны в ситуации. А когда детали не помогают в решении проблемы, тогда возникает необходимость абстрагироваться, выйти за пределы происходящего.

Абстрактное мышление позволяет находить новое, творить, создавать. Если бы человек был лишен подобного мышления, тогда не смог бы создать колесо, автомобиль, самолет и прочие технологии, которыми теперь многие пользуются. Не существовало бы никакого прогресса, который зарождается сначала из способности человека воображать, мечтать, выходить за пределы принятого и разумного. Данные навыки оказываются полезными и в обыденной жизни, когда человек сталкивается с разными характерами и поведениями людей, с которыми ранее никогда не встречался. Умение быстро перестраиваться и адаптироваться в неизменных обстоятельствах происходит благодаря абстрактному мышлению.

Основными формами, с которыми совершаются мыслительные операции при отвлечённом, абстрактном мышлении, являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – форма мышления, отражающая наиболее общие и существенные признаки, свойства предмета или явления, выраженная словом.

В понятии как бы соединились все представления человека о данном предмете или явлении. Значение понятия для процесса мышления очень велико, т.к. сами понятия и являются той формой, которой оперирует мышления, образуя более сложные мысли – суждения и умозаключения. Умение мыслить – всегда есть умение оперировать понятиями, оперировать знаниями.

Житейские понятия формируются через личный практический опыт. Преобладающее место в них занимают наглядно-образные связи.

Научные понятия формируются с ведущим участием вербально-логических операций. В процессе обучения они формулируются учителем и лишь затем наполняются конкретным содержанием.

Понятие может быть конкретным , когда предмет или явление в нём мыслится как нечто самостоятельно существующее («книга», «государство»), и абстрактным , когда имеется в виду свойство предмета или отношение между предметами («белизна», «параллельность», «ответственность», «смелость»).

Объём понятия – это совокупность предметов, которая мыслится в понятии.

Увеличение содержания понятия ведёт к уменьшению его объёма и наоборот.

Так, увеличивая содержание понятия «порок сердца» путём добавления нового признака «ревматический», мы переходим к новому понятию меньшего объёма – «ревматический порок сердца».

Суждение – форма мышления, в которой отражаются связи между понятиями, выраженные в виде утверждения или отрицания. Эта форма существенно отличается от понятия.

Если понятие отражает совокупность существенных признаков предметов, перечисляет их, то суждение отражает их связи и отношения.

Обычно суждение состоит из двух понятий – субъекта (тог, относительно чего в суждении что-либо утверждается или отрицается) и предиката (собственно утверждения или отрицания). Например, «Роза красная» - «роза» - субъект, «красная» - предикат.

Бывают общие суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается относительно всех предметов данного класса или группы («все рыбы дышат жабрами»).

В частных суждениях утверждение или отрицание относится к некоторым представителям класса или группы («некоторые студенты – отличники»).

Единичным суждением называется такое, в котором что-то утверждается или отрицается об одном предмете («это здание – памятник архитектуры»).

Всякое суждение может быть либо истинным , либо ложным , т.е. соответствовать или не соответствовать реальности.

Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений (посылок) выводится новое суждение (заключение). Умозаключение, как новое знание, мы выводим из уже имеющихся знаний. Следовательно, умозаключение – это опосредованное, выводное знание.

Между посылками, из которых выводится заключение, должна существовать связь по содержанию, посылки должны быть истинными, кроме того, должны применяться определённые правила или методы мышления.

Методы мышления.

Различают три основных метода (или способа) получения умозаключений при рассуждении: дедукция, индукция и аналогия.

Дедуктивное умозаключение (от лат.deductio – выведение) – направление хода рассуждений от общего к частному. Например, два суждения: «Драгоценные металлы не ржавеют» и «Золото – драгоценный металл» - взрослый человек с развитым мышлением воспринимает не как два разрозненных утверждения, а как готовое логическое соотношение (силлогизм), из которого можно сделать только один вывод: «Следовательно, золото не ржавеет».

Индуктивное умозаключение (от лат.inductio – наведение) – рассуждение идёт от частного знания к общим положениям. Здесь имеет место эмпирическое обобщение, когда на основании повторяемости признака делают вывод о его принадлежности всем явлениям этого класса.

Умозаключение по аналогии делает возможным при рассуждении сделать логический переход от известного знания об отдельном предмете к новому знанию о другом отдельном предмете на основании подобия этих предметов (от единичного случая к подобным единичным случаям, или от частного к частному минуя общее).

Типы мышления.

Главной особенностью мышления является его целенаправленный и продуктивный характер. Необходимой же предпосылкой способности к мышлению является мысленное создание внутреннего представления об окружающем мире.

При наличии такого внутреннего представления уже не обязательно выполнять то или иное действие в действительности для того, чтобы судить о его последствиях. Всю последовательность событий можно предвидеть заранее путём мысленного моделирования событий.

В этом мысленном моделировании огромную роль играет уже известный нам из темы «память» процесс образования ассоциативных связей между предметами или явлениями.

В зависимости от преобладания тех или иных ассоциаций различают два типа мышления:

Механически-ассоциативный тип мышления . Ассоциации формируются преимущественно по законам смежности, сходства или контраста . Здесь нет чёткой цели мышления. Такое «свободное», хаотически-механическре ассоциирование можно наблюдать во сне (этим часто объясняется причудливость некоторых образов сновидений), а также при снижении уровня бодрствования (при утомлении или болезни).

Логически-ассоциативное мышление отличается целенаправленностью и упорядоченностью. Для этого всегда необходим регулятор ассоциаций – цель мышления или «руководящие представления (Г.Липман, 1904). Они направляют ассоциации, что приводит к подбору (на подсознательном уровне) необходимого материала для образования смысловых ассоциаций.

Наше обычное мышление состоит как из логически-ассоциативного, так и из механически-ассоциативного мышления. Первое мы имеем при концентрированной интеллектуальной деятельности, второе – при переутомлении или во сне.

Виды мышления.

Мышление. Воображение. Речь

Практическое занятие № 3

Мышление – психический процесс отражение наиболее существенных свойств предметов и явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире.

Мышление, «думанье» есть только тогда, когда, когда выполняется что-то новое для человека, приводящее к получению новых знаний о мире. Другой существенной особенностью мышления является единство его с речью.

Источником мыслительной деятельности людей является реальная жизнь, практика. Труд, учение, игра – любые виды деятельности требуют решения мыслительных задач.

Мыслительные операции .

1. Анализ – мысленное разделение целого на части или свойства

2. Синтез – мысленное объединение частей и свойств предмета или явления в единое целое.

3. Сравнение – мысленное сопоставление предметов или явлений и нахождение сходств и различий между ними.

4. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

5. Абстракция – мысленное выделение существенных свойств или признаков при одновременном отвлечении от несущественных свойств или признаков предметов и явлений. Мыслить абстрактно – значит уметь извлечь какой-то момент, сторону, черту или свойство познаваемого объекта и рассмотреть их вне связи с другими особенностями того же объекта.

Предметно – действенное мышление – вид мышления, которое осуществляется только при наличии предметов и непосредственном действии с ними.

Наглядно-образное мышление – характеризуется опорой на представления (образы ранее воспринятых предметов и явлений), а так же оперирует наглядными изображениями объектов (рисунок, схема, план)

Абстрактно-логическое мышление – опирается на абстрактные понятия и логические действия с ними.

1. Понятие – форма мышления, отражающая наиболее общие и существенные признаки, свойства предмета или явления объективного мира, выраженная словами.

2. Суждение – форма мышления, в которой отражаются связи между понятиями, выраженные в виде утверждения или отрицания.

3. Умозаключения – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений (посылок) выводится новое суждение (заключение). Умозаключение, как новое знание, мы получаем путём выведения из уже имеющихся знаний. Умозаключение – опосредованное, выводное знание.

Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. "Интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами " (Векслер), т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде .


Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности .

Речь для человека является основным средством общения, средством мышления, носителем сознания и памяти, носителем информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения. Речь, как и все высшие психические функции человека, является продуктом длительного культурно-исторического развития.

Речь – это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках.

Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Третья функция речи – функция коммуникации, т. е . передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную.