Органы дыхательной системы и их функции кратко. Строение органов дыхания и их функции

Заметь время и задержи дыхание. Долго ли ты сможешь не дышать? Некоторые тренированные люди могут задерживать дыхание на 3-4 и даже 6 мин, но не дольше. Более длительное кислородное голодание может привести к смерти. Ведь в нашем организме нет запасов кислорода - газа, необходимого для получения энергии из питательных веществ, а потребление его идет непрерывно. Поэтому кислород должен поступать в организм постоянно.

За сутки человек вдыхает до 10 тыс. литров воздуха. Поступление кислорода из воздуха в кровь и удаление из нее углекислого газа обеспечивают нормальное течение обменных процессов в органах и тканях.

К органам дыхательной системы относятся: носовая полость, носоглотка, гортань,трахея, бронхи и легкие.

Дыхательные пути начинаются ноздрями. Через них воздух попадает в носовую полость, которая образована костями лицевой части черепа и рядом хрящей. Внутри носовая полость разделена на две половины. В каждую половину вдаются три выступа (три носовые раковины), значительно увеличивающие поверхность слизистой оболочки полости носа. Между раковинами остаются для прохода воздуха лишь узкие носовые ходы.

Внутри носовая полость выстлана слизистой оболочкой, пронизанной множеством капилляров. Кровь согревает воздух, который проходит через полость носа. Слизь, выделяемая слизистыми железами, увлажняет вдыхаемый воздух и задерживает пыль. Очищает от пыли воздух и мерцательный эпителий, покрывающий слизистую оболочку. Его клетки имеют тончайшие выросты - реснички, которые все время находятся в движении, колеблются, «мерцают». Благодаря колебаниям ресничек из носовой полости выводятся частицы слизи с прилипшей к ней пылью.

Из носовой полости согретый, увлажненный и очищенный воздух через носоглотку и ротовую часть глотки поступает в гортань.


Гортань расположена в передней части шеи на уровне IV-VI шейных позвонков. Она состоит из нескольких хрящей, соединенных суставами и связками. Наиболее крупный хрящ гортани - щитовидный, его можно прощупать у себя в передней области шеи.

Гортань, являясь частью дыхательных путей, выполняет еще одну функцию: это голосовой аппарат - орган, в котором образуются звуки. В полости гортани имеются натянутые, как струны, складки слизистой оболочки - голосовые связки, пространство между ними называется голосовой щелью. Звук возникает на выдохе: струя выходящего воздуха заставляет связки вибрировать - возникает звук. Его сила зависит от скорости воздушной струи, натяжения голосовых связок и размаха их колебаний. Окончательное формирование звуков у человека происходит благодаря движениям языка, губ, присутствию в ротовой полости зубов. Именно в ротовой полости из отдельных звуков формируются слова, речь.

Важную роль играет особый хрящ - эластичный, гибкий надгортанник. Он закрывает вход в гортань, когда мы глотаем пищу, предохраняя дыхательные пути от попадания в них пищевых частичек.

Гортань переходит в трахею. Это трубка длиной 8,5-15, чаще- 10-11 см. Она имеет твердый скелет в виде хрящевых полуколец. С одной стороны, благодаря этому ее стенки не спадаются, сохраняя просвет постоянно открытым. С другой стороны, мягкая задняя часть трахеи, примыкающая к пищеводу, позволяет пище свободно проходить по пищеводу.

На уровне V грудного позвонка трахея разделяется на два главных бронха, которые входят соответственно в правое и левое легкие и имеют в своих стенках хрящи, как и трахея. В легких главные бронхи ветвятся, образуя бронхиальное дерево. Трахея и бронхи выстланы мерцательным эпителием, который за жизнь человека удаляет из органов дыхания до 5 кг пыли.

Основной орган дыхательной системы - легкие. Они расположены в грудной полости, почти полностью занимая ее. Каждое легкон снаружи покрыто тонкой оболочкой - плеврой, которая состоит из двух листков. Один листок покрывает легкое, другой выстилает грудную полость, образуя замкнутое вместилище для этого легкого. Между этими листками находится щелевидная полость, в которой содержится немного жидкости, уменьшающей трение при движениях легких. Внешне легкие кажутся крупными, однако масса их всего около 1200 г. Отсюда и их название - легкие. Ткань легких состоит из тончайших разветвлений бронхов и тонкостенных легочных пузырьков - альвеол. В легких насчитывают до 700 млн альвеол, их общая поверхность составляет 60- 120 м 2 , что в 40-70 раз больше общей поверхности тела человека. Такая огромная поверхность легких обеспечивает более полный контакт кислорода с кровью.

Служат легкие и органами выделения. С поверхности альвеол постоянно выделяется С0 2 и испаряется вода, которая в виде пара поступает в легочные пузырьки, а затем по дыхательным путям выводится из организма.

В период полового созревания гортань у юношей разрастается больше, чем у девушек, и голосовые связки сильно удлиняются. В результате голос у мужчин снижается почти на октаву. Голос у девушек меняется гораздо меньше. Во время дыхания голосовые связки широко раздвигаются, а при создании звука почти полностью смыкаются. Голос человека обычно имеет диапазон в полторы октавы, а диапазон всех голосов вида людей составляет пять октав. В оптимальных условиях голос мужчины слышен на расстоянии 180 м.

Проверьте свои знания

  1. Каково значение дыхания?
  2. Как устроена носовая полость?
  3. Что происходит с воздухом в носовой полости?
  4. Какую функцию выполняет гортань?
  5. Как возникает и формируется звук?
  6. В какой орган продолжается гортань?
  7. Расскажите о строении трахеи.
  8. Как устроены легкие? Что такое легочные альвеолы?
  9. Какие дополнительные функции выполняют альвеолы?

Подумайте

  1. Почему нужно дышать через нос, а не через рот?
  2. Почему опущенный в воду кусочек легких не тонет?

Органы дыхания обеспечивают газообмен между внешней средой и организмом. Они состоят из носовой полости, носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и легких. Гортань выполняет также функцию органа воспроизведения звуков (голосообразования).

Значение дыхание. Строение и функции органов дыхания. Голосовой аппарат

Дыхание - общая признак всех живых организмов. Это один из основных процессов обмена веществ и энергии, вследствие которого происходит поступление в организм В 2 и высвобождение СО 2 (внешнее дыхания ), а также использование В 2 клетками и тканями для окисления органических веществ с высвобождением энергии, необходимой для жизнедеятельности (клеточное или тканевое дыхания ).

Дыхательная система осуществляет газообмен между организмом и окружающей средой, является важным фактором теплорегуляции, выполняет функцию выделения. Дыхательная система содержит голосовой аппарат (гортань).

Строение и функции органов дыхания

Систему органов дыхания человека составляют воздухоносные пути и легкие. К воздухоносных путей относятся: носовая полость , носоглотка , гортань , трахея и бронхи. Носовая полость разделяется костно-хрящевой перегородкой на правую и левую половины, в каждой из которых есть извилистые носовые ходы. Слизистая оболочка, выстилающая носовую полость, густо покрытая ресничками, пронизана кровеносными сосудами и железами. Воздух, поступает в носовую полость, очищается, согревается, увлажняется и обеззараживается.

С носовой полости воздух попадает в носоглотку , а затем в гортань. Гортань имеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами. Между хрящами по обеим сторонам гортани являются слизистые складки - голосовые связи , между которыми образуется голосовая щель. Колебания связь при прохождении между ними воздуха обеспечивает образование звука. Его усиливают ротовая и носовая полости, а также глотка. Сверху вход в гортани прикрывается надгортанником , который препятствует попаданию пищи в гортань и дыхательные пути.

С гортани вдыхаемый воздух проходит в трахею , имеет вид трубки. Ее передняя стенка образована хрящевыми полукольцами, соединенными между собой связками и мышцами. Задняя мягкая стенка трахеи прилегает к пищеводу и не мешает прохождению пищи. Трахея разветвляется на два бронхи , что входят в правое и левое легкие. В легких бронхи многократно делятся, образуя так называемое бронхиальное дерево . Самые тонкие бронхи - бронхиолы - заканчиваются альвеолярными ходами, на стенках которых расположены легочные пузырьки, или альвеолы. Альвеолы составляют дыхательную (газообмінну) часть легких, а бронхи - повітроносну. Легочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует легкие. Легкие заполняют всю грудную полость, за исключением места, занятого сердцем, кровеносными сосудами, воздухоносными путями и пищеводом.

Легкие - парный орган. Снаружи они покрыты соединительнотканной оболочкой - легочной плеврой. Внутреннюю стенку грудной полости выстилает пристінкова плевра. Герметичная плевральная полость между легкими и пристінковою плеврой увлажненная, и в ней нет воздуха. Основная функция легких - обеспечение газообмена между внешней средой и организмом.

Газообмен в легких происходит вследствие ритмических дыхательных движений - вдохе и выдохе. В легких отсутствует мышечная ткань; дыхательные движения осуществляются за помощью межреберных и грудных мышц и диафрагмы. Под время вдоха, благодаря поднятию ребер и опусканию диафрагмы, объем грудной полости увеличивается. Одновременно с увеличением объема грудной полости расширяются и легкие. Во время выдоха происходит расслабления наружных межреберных мышц, опускание ребер и поднятие купола диафрагмы; объем грудной клетки и легких уменьшается.

Нейрогуморальная регуляция обеспечивает ритмичное чередование вдоха и выдоха, изменения частоты и глубины дыхательных движений. Нервные механизмы дыхания обеспечиваются дыхательным центром , что содержится в продолговатом мозгу и двигательными нервами, ядра которых размещены в спинном мозге. Основным гуморальным фактором регуляции дыхания является концентрация СО 2 в крови (повышенное содержание СО 2 вызывает увеличение глубины и частоты дыхания).

Дыхание — необходимый для жизни про-цесс постоянного обмена газами между организмом и окружаю-щей средой. Дыхание обеспечивает постоянное поступление в ор-ганизм кислорода , необходимого для осуществления окислитель-ных процессов, являющихся основным источником энергии. Без доступа кислорода жизнь может продолжаться лишь несколько минут. При окислительных процессах образуется углекислый газ , который должен быть удален из организма.

В понятие дыхание включают следующие процессы:

1) внешнее дыхание —обмен га-зов между внешней средой и легкими — легочная вентиляция;

2) обмен газов в легких между альвеолярным воздухом и кровью капилляров — легочное дыхание;

3) транспорт газов кровью, пе-ренос кислорода от легких к тканям и углекислого газа из тканей в легкие;

4) обмен газов в тканях;

5) внутреннее, или тканевое, дыхание — биологические процессы, происходящие в митохондри-ях клеток.

Этот этап дыхания является предметом рассмотрения в курсе биохимии . Нарушение любого из этих процессов создает опасность для жизни человека.

Дыхательная система человека включает: воздухоносные пу-ти, к которым относятся полость носа, носоглотка, гортань, тра-хея, бронхи (рис. 41); легкие — состоящие из бронхиол, альвеоляр-ных мешочков и богато снабженные сосудистыми разветвлениями; костно-мышечную систему, обеспечивающую дыхательные движе-ния: к ней относятся ребра, межреберные и другие вспомога-тельные мышцы, диафрагма. Все звенья дыхательной системы претерпевают с возрастом существенные структурные преобразо-вания, что определяет особенности дыхания детского организма на разных этапах развития.

Воздухоносные пути и дыхательный путь начинаются носовой полостью. Слизистая оболочка носовой полости обильно снабжена кровеносными сосудами и покрыта многослойным мерцательным эпителием. В эпителии много железок, выделяющих слизь, кото-рая вместе с пылевыми частицами, проникшими со вдыхаемым воздухом, удаляется мерцательными движениями ресничек. В но-совой полости вдыхаемый воздух согревается, частично очищается от пыли и увлажняется. К моменту рождения носовая полость ребенка недоразвита, она отличается узкими носовыми отвер-стиями и практически отсутствием придаточных пазух, окончатель-ное формирование которых происходит в подростковом возрасте.

Объем носовой полости с возрастом увеличивается примерно в 2,5 раза. Структурные особенности носовой полости детей раннего возраста затрудняют носовое дыхание, дети часто дышат с откры-тым ртом, что приводит к подверженности простудным заболева-ниям. Одним из факторов, затрудняющих дыхание через нос, явля-ются аденоиды . «Заложенный» нос влияет на речь, вызывая за-крытую гнусавость, косноязычие.


При «заложенном» носе воздух недостаточно очищается от вредных примесей, пыли, недостаточ-но увлажняется, отчего возникают частые воспаления гортани и трахеи. Ротовое дыхание вызывает кислородное голодание, за-стойные явления в грудной клетке и черепной коробке, деформацию грудной клетки, понижение слуха, частые отиты, бронхиты, сухость слизистой полости рта, неправильное (высокое) развитие твердого нёба, нарушение нормального положения носовой пере-городки и формы нижней челюсти.
В придаточных пазухах носовой полости детей могут разви-ваться воспалительные процессыгайморит и фронтит .

Гайморит — воспаление придаточной (гайморовой — верхнече-люстной) полости носа. Обычно гайморит развивается после острой инфекции (скарлатина, корь, грипп). Инфекция попадает через кровь из полости носа или из соседнего очага (кариозный зуб). Больной испытывает общее недомогание, познабливание, повышается температура до 38° в первые дни заболевания, по-является головная боль или боль невралгического характера с иррадиацией в щеку, в верхние зубы и висок, слизистая носа (односторонне) набухает, появляются выделения (с той же сто-роны). Необходимо немедленно направить ребенка в лечебное учреждение для своевременного лечения. Недостаточное лечение приводит к переходу заболевания в хроническое состояние.

Фронтит — воспаление лобной пазухи. Больной жалуется на боль над бровью, во лбу и нижней стенке лобной пазухи, наблю-дается слезотечение и светобоязнь. Комплекс этих симптомов по-является периодически, они продолжаются с 10-11 ч утра и за-тихают к 15-16 ч дня. При вертикальном положении тела наб-людаются обильные выделения (гнойные). Важно направить ребенка в лечебное учреждение для своевременного лечения. Не-редко заболевание становится хроническим.

Из полости носа воздух попадает в носоглотку верхнюю часть глотки. В глотку открываются также полость носа, гортань и слуховые трубы, соединяющие полость глотки со средним ухом. Глотка ребенка отличается меньшей длиной, большей шириной и низким расположением слуховой трубы. Особенности строения но-соглотки приводят к тому, что заболевания верхних дыхательных путей у детей часто осложняются воспалением среднего уха, так как инфекция легко проникает в ухо через широкую и короткую слуховую трубу. Заболевания миндалевидных желез, расположен-ных в глотке, серьезно отражаются на здоровье ребенка.

Тонзиллит — воспаление миндалин. Оно может быть острым (ангины) и хроническим. Хронический тонзиллит развивается по-сле частых ангин и некоторых других инфекционных заболеваний, сопровождающихся воспалением слизистой оболочки зева (скар-латина, корь, дифтерия). Особую роль в развитии хронического заболевания миндалин имеет микробная (стрептококк и аденови-рус) инфекция. Хронический тонзиллит способствует возникнове-нию ревматизма, воспалению почек, органическому поражению сердца.

Одним из видов заболеваний миндалевидных желез являются аденоиды — увеличение третьего миндалика, находящегося в носо-глотке. Для увеличения миндалика имеют значение ряд перене-сенных инфекций, климатические условия (в холодном климате аденоиды у детей встречаются чаще, чем в теплом). Разрастание миндалика констатируется преимущественно у детей до 7-8 лет. При аденоидах наблюдаются: долго не прекращающийся насморк, затрудненное носовое дыхание, особенно по ночам (храпение, не освежающий, беспокойный сон с частым пробуждением), притуп-ление обоняния, открытый рот, отчего нижняя губа отвисает, носогубные складки сглаживаются, появляется особое «аденоидное» выражение лица.

Следующее звено воздухоносных путей — гортань. Скелет гор-тани образован хрящами, соединенными между собой суставами, связками и мышцами.

Полость гортани покрыта слизистой оболочкой, которая обра-зует две пары складок, замыкающих вход в гортань во время глотания. Нижняя пара складок покрывает голосовые связки. Про-странство между голосовыми связками называют голосовой щелью. Таким образом, гортань не только связывает глотку с трахеей, но и участвует в речевой функции.

Гортань у детей короче, уже и располагается выше, чем у взрослых. Наиболее интенсивно гортань растет на 1-3-м годах жизни и в период полового созревания. В период полового со-зревания появляются половые различия в строении гортани. У мальчиков образуется кадык, удлиняются голосовые связки, гортань становится шире и длиннее, чем у девочек, происходит ломка голоса.

От нижнего края гортани отходит трахея. Длина ее увеличи-вается в соответствии с ростом туловища, максимальное ускоре-ние роста трахеи отмечено в возрасте 14-16 лет. Окружность трахеи увеличивается соответственно увеличению объема грудной клетки. Трахея разветвляется на два бронха, правый из которых более короткий и широкий. Наибольший рост бронхов происходит в первый год жизни и в период полового созревания.

Слизистая оболочка воздухоносных путей у детей более обиль-но снабжена кровеносными сосудами, нежна и ранима, она со-держит меньше слизистых желез, предохраняющих ее от.повреж-дения. Эти особенности слизистой оболочки, выстилающей возду-хоносные пути, в детском возрасте в сочетании с более узким про-светом гортани и трахеи обусловливают подверженность детей воспалительным заболеваниям органов дыхания.
Легкие.
С возрастом существенно изменяется и структура основного органа дыхания — легких. Первичный бронх, вступив в ворота легких, делится на более мелкие бронхи, которые об-разуют бронхиальное дерево. Самые тонкие веточки его называют бронхиолами. Тонкие бронхиолы входят в легочные дольки и вну-три них делятся на конечные бронхиолы.


Бронхиолы разветвляются на альвеолярные ходы с мешочка-ми, стенки которых образованы множеством легочных пузырь-ков — альвеол. Альвеолы являются конечной частью дыхательного пути (рис. 42). Стенки легочных пузырьков состоят из одного слоя плоских эпителиальных клеток. Каждая альвеола окружена снаружи густой сетью капилляров. Через стенки альвеол и ка-пилляров происходит обмен газами — из воздуха в кровь перехо-дит кислород, а из крови в альвеолы поступают углекислый газ и пары воды.

В легких насчитывают до 350 млн. альвеол, а их поверхность достигает 150 м 2 . Большая поверхность альвеол способствует луч-шему газообмену. По одну сторону этой поверхности находится альвеолярный воздух, постоянно обновляющийся в своем составе, по другую — непрерывно текущая по сосудам кровь. Через обшир-ную поверхность альвеол происходит диффузия кислорода и угле-кислого газа. Во время физической работы, когда при глубоких входах альвеолы значительно растягиваются, размеры дыхатель-ной поверхности увеличиваются. Чем больше общая поверхность альвеол, тем интенсивнее происходит диффузия газов.

Каждое легкое покрыто серозной оболочкой, называемой плев-рой. У плевры два листка. Один плотно сращен с легким, дру-гой приращен к грудной клетке. Между обоими листками — не-большая плевральная полость, заполненная серозной жидкостью (около 1-2 мл), которая облегчает скольжение листков плевры при дыхательных движениях. В альвеолах осуществляется газооб-мен: кислород из альвеолярного воздуха переходит в кровь, из крови углекислый газ поступает в альвеолы.

Стенки альвеол и стенки капилляров очень тонкие, что спо-собствует проникновению газов из легких в кровь и наоборот. Газообмен зависит от поверхности, через которую осуществляется диффузия газов, и разности парциального давления диффундирую-щих газов. Такие условия есть в легких. При глубоком вдохе альвеолы растягиваются и их поверхность достигает 100-150 м 2 . Также велика и поверхность капилляров в легких. Есть и доста-точная разница парциального давления газов, альвеолярного воз-духа и напряжения этих газов в венозной крови. Для кислорода эта разница составляет 70 мм рт.ст., для углекислого газа - 7 мм рт. ст.

Легкие у детей растут главным образом за счет увеличения объема альвеол (у новорожденного диаметр альвеолы 0,07 мм, у взрослого он достигает уже 0,2 мм). До 3 лет происходит уси-ленный рост легких и дифференцировка их отдельных элементов. Число альвеол к 8 годам достигает числа их у взрослого челове-ка. В возрасте от 3 до 7 лет темпы роста легких снижаются. Особенно энергично растут альвеолы после 12 лет. Объем легких к 12 годам увеличивается в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденного, а к концу периода полового созревания — в 20 раз (в основном за счет увеличения объема альвеол). Соот-ветственно изменяется газообмен в легких, увеличение суммарной поверхности альвеол приводит к возрастанию диффузионных воз-можностей легких.

Дыхательные движения.

Обмен газов между атмосферным воз-духом и воздухом, находящимся в альвеолах, происходит благо-даря ритмическому чередованию актов вдоха и выдоха. В легких нет мышечной ткани, и поэтому активно они сокра-щаться не могут. Активная роль в акте вдоха и выдоха принад-лежит дыхательным мышцам. При параличе дыхательных мышц дыхание становится невозможным, хотя органы дыхания при этом не поражены.

При вдохе сокращаются наружные межреберные мышцы и ди-афрагма. Межреберные мышцы приподнимают ребра и отводят их несколько в сторону. Объем грудной клетки при этом увеличи-вается. При сокращении диафрагмы ее купол уплощается, что также ведет к увеличению объема грудной клетки. При глубоком дыхании принимают участие и другие мышцы груди и шеи. Лег-кие, находясь в герметически закрытой грудной клетке, пассивно следуют во время вдоха и выдоха за ее движущимися стенками, так как при помощи плевры они приращены к грудной клетке. Этому способствует и отрицательное давление в грудной полости. Отрицательное давление — это давление ниже атмосферного. Во время вдоха оно ниже атмосферного на 9-12 мм рт. ст., а во время выдоха — 2-6 мм рт. ст.

В ходе развития грудная клетка растет быстрее, чем легкие, отчего легкие постоянно (даже при выдохе) растянуты. Растяну-тая эластичная ткань легких стремится сжаться. Сила, с которой ткань легкого стремится сжаться за счет эластичности, противо-действует атмосферному давлению. Вокруг легких, в плевральной полости, создается давление, равное атмосферному минус эла-стическая тяга легких. Так вокруг легких создается отрицатель-ное давление. За счет отрицательного давления в плевральной полости легкие следуют за расширившейся грудной клеткой. Лег-кие при этом растягиваются. Атмосферное давление действует на легкие изнутри через воздухоносные пути, растягивает их, прижимает к грудной стенке.

В растянутом легком давление становится ниже атмосферно-го, и за счет разницы давления атмосферный воздух через дыха-тельные пути устремляется в легкие. Чем больше увеличивается при вдохе объем грудной клетки, тем больше растягиваются лег-кие, тем глубже вдох.

При расслаблении дыхательных мышц ребра опускаются до исходного положения, купол диафрагмы приподнимается, объем грудной клетки, а следовательно, и легких уменьшается и воздух выдыхается наружу. В глубоком выдохе принимают участие мыш-цы живота, внутренние межреберные и другие мышцы.

Постепенность созревания костно-мышечного аппарата дыха-тельной системы и особенности его развития у мальчиков и дево-чек определяют возрастные и половые различия типов дыхания. У детей раннего возраста ребра имеют малый изгиб и занимают почти горизонтальное положение. Верхние ребра и весь плечевой пояс расположены высоко, межреберные мышцы слабые.

В связи с такими особенностями у новорожденных преобладает диафрагмальное дыхание с незначительным участием межреберных мышц. Диафрагмальный тип дыхания сохраняется до второй половины первого года жизни. По мере развития межреберных мышц и роста ребенка грудная клетка опускается вниз и ребра принимают ко-сое положение. Постепенно дыхание грудных детей становится грудобрюшным, с преобладанием диафрагмального, причем в верх-нем отделе грудной клетки подвижность остается все еще не-большой.

В возрасте от 3 до 7 лет в связи с развитием плечевого пояса все более начинает преобладать грудной тип дыхания, и к 7 го-дам он становится выраженным.
В 7-8 лет выявляются половые отличия в типе дыхания: у мальчиков становится преобладающим брюшной тип дыхания, у девочек — грудной. Заканчивается половая дифференцировка дыхания к 14-17 годам. Следует заметить, что тип дыхания у юношей и девушек может меняться в зависимости от занятий спортом, трудовой деятельностью.
Возрастные особенности строения грудной клетки и мышц обусловливают особенности глубины и частоты дыхания в дет-ском возрасте. Взрослый человек делает в среднем 15-17 дыха-тельных движений в минуту, за один вдох при спокойном дыха-нии вдыхается 500 мл воздуха. Объем воздуха, поступающий в легкие за один вдох, характеризует глубину дыхания.

Дыхание новорожденного ребенка частое и поверхностное. Ча-стота подвержена значительным колебаниям — 48-63 дыхатель-ных цикла в минуту во время сна. У детей первого года жизни частота дыхательных движений в минуту во время бодрствования 50-60, а во время сна — 35-40. У детей 1—2 лет во время бодр-ствования частота дыхания 35-40, у 2-4-летних — 25-35 и у 4-б-летних — 23-26 циклов в минуту. У детей школьного воз-раста происходит дальнейшее урежение дыхания (18-20 раз в минуту).
Большая частота дыхательных движений у ребенка обеспечи-вает высокую легочную вентиляцию.

Объем вдыхаемого воздуха у ребенка в 1 месяц жизни состав-ляет 30 мл, в 1 год — 70 мл, в 6 лет — 156 мл, в 10 лет — 239 мл, в 14 лет — 300 мл.

За счет большой частоты дыхания у детей значительно выше, чем у взрослых, минутный объем дыхания (в пересчете на 1 кг массы). Минутный объем дыхания — это количество воздуха, ко-торое человек вдыхает за 1 мин; он определяется произведением величины вдыхаемого воздуха на число дыхательных движений за 1 мин. У новорожденного минутный объем дыхания составляет 650-700 мл воздуха, к концу первого года жизни — 2600-2700 мл, к 6 годам — 3500 мл, у 10-летнего ребенка — 4300 мл, у 14-летнего — 4900 мл, у взрослого человека — 5000-6000 мл.

Важной характеристикой функционирования дыхательной си-стемы является жизненная емкость легких — наибольшее количе-ство воздуха, который человек может выдохнуть после глубокого вдоха. Жизненная емкость воздуха легких меняется с возрастом (табл. 18), зависит от длины тела, степени развития грудной клет-ки и дыхательных мышц, пола. Обычно она больше у мужчин, чем у женщин. У спортсменов жизненная емкость легких больше, чем у нетренированных людей: у штангистов, например, она состав-ляет около 4000 мл, у футболистов — 4200, у гимнастов — 4300, у пловцов — 4900, у гребцов — 5500 мл и более.

Таблица 18: Средняя величина жизненной емкости легких (в мл)

Так как измерение жизненной емкости легких требует актив-ного и сознательного участия самого ребенка, то она может быть определена лишь после 4-5 лет.
К 16-17 годам жизненная емкость легких достигает величин, характерных для взрослого человека. Для определения жизнен-ной емкости легких используется прибор спирометр. Жизненная емкость является важным показателем физического развития.