Основные принципы организации лечебно-профилактической помощи детям. Принципы организации медицинской помощи детям Организация медицинской помощи детям лекция

Организация медицинской помощи детям определяется вступившим в действие ] января 2012 г. Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Законом определены основные принципы охраны здоровья: государственные гарантии и ответственность органов власти, местного самоуправления, должностных лиц при обеспечении прав в сфере охраны здоровья, социальная защищенность граждан при утрате здоровья, доступность и КМП, недопустимость отказа в ней, приоритет интересов пациента при ее оказании и профилактики, соблюдение врачебной тайны.

Эти принципы в полной мере относятся и к охране здоровья детей. В законе в качестве главного принципа впервые определена приоритетность охраны здоровья детей - одно из важнейших и необходимых направлений деятельности государства, создающее условия для оптимального физического и психического развития детей. Дети, независимо от их семейного и социального благополучия.

должны иметь надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья и права па оказание медицинской помощи.

Органы власти различного уровня в соответствии с полномочиями разрабатывают и реализуют программы по профилактике, раннему выявлению и лечению заболеваний, снижению младенческой и детской смертности, формированию у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни и принимают меры по обеспечению детей лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями.

Органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с полномочиями создают детские медицинские организации с обеспечением благоприятных условий пребывания, в том числе детей-инвалидов, и пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру для организованного отдыха, оздоровления детей и восстановления их здоровья.

Важнейший компонент системы охраны здоровья - обеспечение доступности и КМП. Основные механизмы его реализации:

Организация медицинской помощи детям с максимальной приближенностью к месту жительства или обучения;

Наличие необходимого числа медицинских работников с достаточно высоким уровнем квалификации;

Соблюдение порядка оказания и стандарта медицинской помощи;

Предоставление гарантированного объема медицинской помощи согласно ПГГ;

Транспортная доступность медицинских учреждений для всех групп населения. в том числе инвалидов;

Беспрепятственное использование медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента при показаниях в ближайшую медицинскую организацию.

Порядок оказания медицинской помощи определен статьей 37 Федерального Закона ОТ 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ-

Медицинскую помощь оказывают в соответствии с порядком, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями с 2013 г. Порядок оказания медицинской помощи утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минздрав России). Порядок оказания медицинской помощи разработан по отдельным ее видам, профилям. заболеваниям или состояниям п включает:

Этапы оказания медицинской помощи;

Правила деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения. врача);

Стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;

Штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;

Иные положения, исходя из особенностей оказания медицинской помощи. Педиатрическую помощь осуществляют в соответствии с приказом Минздрава

России *Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи» (от 16 апреля 2012 г. № 366н). Порядок устанавливает правила оказания педиатрической помощи медицинскими организациями независимо от их организационно-правовой формы.

Виды медицинской педиатрической помощи:

Скорая, в том числе скорая специализированная;

Специализированная, в том числе высокотехнологичная.

Условия оказания медицинской педиатрической помощи:

Вне медицинского учреждения (по месту вызова бригады скорой медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

Амбулаторно, в том числе на дому при вызове медицинского работника;

В дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения):

Стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

В рамках скорой, в том числе скорой специализированной, педиатрическая помощь при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, оказывается фельдшерскими выездными бригадами скорой медицинской помощи, врачебными выездными бригадами скорой медицинской помощи в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи» (от 1 ноября 2004 г. № 179) с изменениями, внесенными приказами Минздравсоцразвития России от 2 августа 2010 г. № 586н и от 15 марта 2011 г. № 202н. При оказании скорой медицинской помощи при необходимости осуществляют медицинскую эвакуацию, включая саннтарно-авиационную и санитарную. Скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь оказывают в экстренной и неотложной форме вне медицинской организации, в амбулаторных и стационарных условиях.

Бригада СМП доставляет детей с детскими болезнями, осложнившимися угрожающим жизни состоянием, в медицинскую организацию, имеющую отделение или блок (палату) реанимации и интенсивной терапии для круглосуточного наблюдения и лечения детей. При наличии медицинских показаний после устранения угрожающего жизни состояния ребенка переводят в педиатрическое отделение (койки), а при его отсутствии - в терапевтическое отделение для дальнейшего лечения.

Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь детям оказывается врачами-педиатрами и врачами-специалистами в стационаре (в том числе дневном) и включает профилактику, диагностику, лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, медицинскую реабилитацию.

Плановую педиатрическую медицинскую помощь оказывают при профилактике, заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни ребенка. не требующих экстренной и неотложной помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния ребенка, угрозу его жизни и здоровью.

Детей по медицинским показаниям направляют на восстановительное лечение в соответствии с Порядком организации медицинской помощи по восстановительной медицине, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 9 марта 2007 г. № 156.

Медицинские организации (их структурные подразделения), оказывающие педиатрическую помощь, осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями к Порядку оказания педиатрической помощи.

Мы живем в условиях, когда факторы неблагоприятного влияния на состояние здоровья человека значительно активизировались в связи с экономическими и социальными кризисными явлениями. Уровень здоровья любой нации определяет состояние здоровья детей, которые являются индикатором заботы общества о своем будущем.

Мероприятия по здравоохранению детского населения включают следующее :

Антенатальную охрану плода (антенатальный, или дородовый, патронаж);

Патронаж новорожденных;

Патронаж детей первого года жизни;

Диспансеризацию детей дошкольного и школьного возраста.

В системе медицинских мероприятий, направленных на здравоохранение детей, ведущее место занимает амбулаторно-поликлиническая помощь . Ее основные принципы – участковый принцип обслуживания и диспансерный метод работы, которые включают:

– бесплатное, систематическое, квалифицированное, доступное врачебное, фельдшерское, сестринское наблюдение за здоровыми детьми;

– первичная и вторичная профилактика заболеваний;

– раннее выявление и своевременное лечение больных детей;

– реабилитация больных;

– просветительская работа по вопросам воспитания здорового ребенка, обеспечения его нормального физического и психического развития.

Лечебно-профилактическая помощь детям осуществляется в медицинских учреждениях разных уровней :

- первичный уровень : сельская врачебная амбулатория или амбулатория семейного врача, участковая больница, фельдшерско-акушерский пункт, фельдшерский пункт - жителям села, а жителям города - детские поликлиники, учреждения скорой и неотложной помощи;

- вторичный уровень: городские детские больницы и центральная районная больнице с поликлиническим детским отделением и стационаром;

- третичный уровень : областные детские больницы, специализированные диспансеры, ЦПС и генетического консультирования, центры матери и ребенка, клиники НИИ (центры республиканского уровня (онкологический, кардиохирургческий, трансплантационный, гемодиализа,….).



Медицинское наблюдение за ребенком должно быть систематическим и беспрерывным, в связи с чем особое значение приобретает преемственность в работе врачей различных профилей.

Забота о здоровье ребенка начинается в женской консультации еще до его рождения. Следующим этапом является родильный дом. После выписки из родильного дома здоровый ребенок поступает под наблюдение детской поликлиники. Все беременные должны во время беременности пройти дородовый патронаж участковым педиатром, а также профилактические осмотры другими специалистами для профилактики патологии новорожденных. Работа поликлиники осуществляется по территориально-участковому принципу.

Структурные подразделения детской поликлиники состоят из административно-хозяйственной, лечебно-профилактической, диагностической и лабораторной части, молочной кухни, дневного стационара.

Работа детской поликлиники строится в соответствии с общими принципами лечебно-профилактической помощи - участковый принцип обслуживания, профилактическая направленность и диспансерный метод работы.

Основными направлениями деятельности детской поликлиники являются:

· организация и проведение комплекса профилактических мероприятий (включая профосмотры детей и диспансерное наблюдение относительно групп здоровья и вида патологий. Под диспансерным наблюдением должны быть все дети, независимо от возраста и состояния здоровья);

· противоэпидемические мероприятия (своевременное определение инфекционных заболеваний, изоляция больных, планирование и проведение профилактических прививок);

· лечебно-консультативная помощь детям в поликлинике и дома;

· лечебно-профилактическая работа в дошкольных учреждениях и школах;

· организационно-методическая работа.

Поликлиники оказывают медицинскую помощь детям от рождения до 18 лет (17 лет 11 мес. 29 дней) на приеме в поликлинике, при вызове врача на дом, в дошкольных учреждениях и школах.

Деятельность поликлиники обеспечивается медицинскими работниками, штат которых устанавливается с учетом численности детского населения (количество детей на врачебном участке в возрасте до 15 лет – 800). Кроме врачей-педиатров, в штате поликлиники обязательно есть многочисленная группа врачей других специальностей: хирурги, психоневрологи, офтальмологи, рентгенологи, физиотерапевты и др.

Разделы работы участкового педиатра:

Оказание квалифицированной педиатрической помощи детям в поликлинике и дома, диагностика болезней · оказание квалифицированной медицинской помощи детям в поликлинике и дома; · своевременная госпитализация; · направление на восстановительное лечение в санатории; · экстренная медицинская помощь независимо от местожительства; · экспертиза временной неработоспособности · организация консультаций и лабораторных обследований; · отбор детей для лечения и учебы в специализи- рованных дошкольных и школьных заведениях;
Профилактическая работа среди детей своего участка · антенатальная охрана плода; · профилактическое наблюдение за здоровыми детьми; · посещение младенцев в первые дни после выписки из роддома; · диспансерное наблюдение в соответствии с группами здоровья и вида патологии; · профилактические прививки; · проведение санитарно просветительской работы среди родителей и детей;
Противоэпидемические мероприятия на участке · учет детей, которые подлежат прививкам, планирование этой работы; · специфическая иммунизация детей - проведение прививок соответственно рекомендованным срокам; · подготовка к прививкам детей, которые часто болеют, при наличии в анамнезе аллергических реакций на введение вакцин; · подготовка материалов по противопоказаниям для проведения прививок для обсуждения на комиссии, выполнение рекомендаций этой комиссии; · контроль за детьми после проведения прививок, учет необычных реакций, профилактика и лечение осложнений после прививок; · анализ эффективности прививок на участке; · своевременное выявление инфекционных заболеваний, уведомление о них СЭС; · изоляция (госпитализация) больных.
Динамическое наблюдение за группой диспансерного учета · периодические профилактические осмотры групп здоровых детей, объединенных возрастно-физиологическими признаками; · активное динамическое наблюдение за больными; · своевременное комплексное проведение необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий
Санитарно просветительная работа ·
Отчетно-статистическая работа ·
Расчет стоимости медицинских услуг ·

Участковый педиатр осуществляет постоянную связь с женской консультацией, проводит антенатальный (дородовый) патронаж, что имеет особенно важное значение для беременных женщин из группы риска. О здоровье детей врач-педиатр начинает заботиться с момента выписки их из роддома, посещает новорожденных в первые три дня после выписки. Помощником участкового педиатра является участковая медицинская сестра.

На каждого новорожденного и нового ребенка на участке оформляют историю развития ребенка (форма № 112/О) , которая является основным медицинским документом.

В течение первого месяца жизни медицинский работник обслуживает ребенка только дома. Профилактическая работа с детьми первого года жизни включает патронаж, профилактические приемы с оценкой физического, нервно-психического и двигательного развития детей, контроль за правильным вскармливанием, режимом жизни и воспитания. В этом педиатрам помогает кабинет здорового ребенка – методический центр по вопросам развития, воспитания здорового ребенка.

Работники кабинета – врач и опытная медсестра (фельдшер):

· проводят индивидуальные и коллективные беседы с родителями детей, прежде всего раннего возраста (до 3-х лет) по вопросам воспитания здорового ребенка;

· учат родителей методике ухода за детьми, закаливания, организации режима дня, проведение массажа, гимнастики, правилам питания ребенка;

· проводят работу по профилактике рахита;

· совместно с участковыми педиатром и участковой медицинской сестрой готовят детей к поступлению в детский сад и школу.

В течение первого года жизни здоровый ребенок должен быть осмотрен участковыми медицинскими работниками поликлиники, а также ортопедом, офтальмологом, невропатологом. Схема кратности обязательных медицинских профилактических осмотров детского населения представлена в таблице 3. Участковый педиатр отображает результаты наблюдений в этапных эпикризах истории развития ребенка (в возрасте ребенка 3, 6 и 9 мес.). В конце первого года наблюдения после осмотра и обследования ребенка (общие анализы крови, кала и мочи, антропометрические измерения), проведения профилактических прививок педиатр оформляет детальный эпикриз, составляет план оздоровительных мероприятий на последующий период.

Важным разделом деятельности участкового педиатра является систематическое профилактическое наблюдение за здоровыми детьми, в котором также принимают участие врачи других специальностей. Здоровые дети обследуются и наблюдаются непосредственно в поликлинике.

Педиатр проводит динамическое наблюдение за группой диспансерного учета, осуществляет оздоровление детей вместе с врачами других специальностей, оценивает эффективность диспансеризации, обеспечивает обследование, необходимые оздоровительные и профилактические мероприятия, проводит учет и отбор тех, кто по состоянию здоровья нуждается в санаторном лечении. На каждого ребенка, который нуждается в диспансерном наблюдении , оформляют карточку диспансерного наблюдения (форма № 30/0). По состоянию здоровья дети распределяются на группы здоровья

Больных детей первого года жизни лечат преимущественно в стационаре. Лечение детей до одного года в домашних условиях требует ежедневного посещения врача для контроля эффективности лечения и своевременной госпитализации тяжело больных в случае необходимости. При необходимости ребенку на дому оказывается неотложная помощь.

Функционирует в поликлинике кабинет доврачебного приема с квалифицированным средним медперсоналом, задачами которого являются:

· измерение артериального давления и температуры;

· взятие мазка из зева для бактериологических исследований;

· выдача справок об эпидемическом окружении по месту жительства, выписок из истории развития ребенка;

· выдача направления на обследование перед вступлением в дошкольные учреждения и школы;

· проведение контрольных кормлений детей;

· проведение антропометрических измерений.

Профилактические прививки детям в городе осуществляются в специальных прививочных кабинетах при детских поликлиниках, а в сельской местности - в лечебно-профилактических учреждениях сельского врачебного участка или в поликлиническом отделении районной больницы. Прививки организованным детям проводят в детских дошкольных учреждениях или школах.

Структурным подразделением детской поликлиники является пункт (отделение) неотложной помощи, который обеспечивает медпомощь на дому в выходные дни. В нем работают врач-педиатр и фельдшер. В этом отделении предоставляется необходимая медицинская помощь детям при состояниях, которые не представляют угрозы для жизни, а также обслуживаются вызовы, поступившие после прекращения их приема в поликлинике.

Важным разделом в работе врача-педиатра и участковой медицинской сестры является подготовка детей к поступлению в дошкольные учреждения. К мероприятиям, которые проводит медицинский персонал детской поликлиники по этому вопросу, относятся работа с родителями, консультации специалистов, окончание вакцинации (не позднее чем за один месяц до начала посещения дошкольного учреждения).

Перед поступлением в школу комплексные медицинские осмотры детей проводят врачи основных специальностей: офтальмолог, отоларинголог, невропатолог, хирург, стоматолог, логопед, проводят лабораторные исследования (анализы крови, мочи, кала), антропометрические измерения, определение артериального давления.

Выводы каждого специалиста фиксируют в индивидуальной карточке ребенка (форма № 26/0) и в истории развития ребенка (форма № 112/О), где указывается диагноз, группа здоровья, при необходимости - назначения.

Диспансеризацию детей школьного возраста осуществляют школьные педиатры вместе с врачами-специалистами путем проведения плановых осмотров, во время которых особенное внимание уделяют режиму дня, питанию, гигиеническому воспитанию школьников, своевременному проведению профилактических прививок, оздоровительных мероприятий, раннему выявлению заболеваний, диспансерному наблюдению за больными детьми с разнообразной патологией.

Прием детей в поликлинике.

Эффективная организация работы участковых медицинских работников зависит от правильно составленного посменного графика работы, который позволяет родителям с детьми посещать поликлинику в удобное для них время; правильной организации работы вспомогательного звена (регистратуры, кабинетов функциональной диагностики и лаборатории); использование консультативной помощи. Один день в неделю выделяется для профилактического приема здоровых детей. Поликлинический прием участковый врач проводит вместе с медицинской сестрой. Все данные об обследовании, диагнозе и лечении ребенка вносят в форму № 112/0. При необходимости госпитализации участковый педиатр оформляет подробную выписку из истории развития (форма № 112/0) с указанием о проведенном лечении, профилактических прививках, эпидемическом окружении . В случае выявления инфекционного заболевания оформляет экстренное извещение (форма № 058/0), которое направляет в санитарно-эпидемиологическую станцию, устанавливает карантин.

За здоровыми детьми врачи должны проводить наблюдение непосредственно в поликлинике. В случае острого хода заболеваний или обострений хронических болезней лечения ребенка и ее обследования врач проводит в домашних условиях. В поликлинику такие пациенты идут через отдельный вход – это дает возможность устранять контакт со здоровыми детьми.

Врач может организовать стационар на дому для оказания квалифицированной медицинской помощи детям. Основные задачи стационара на дому включают проведение мероприятий по диагностике и лечению больных детей при острых заболеваниях или обострении хронических болезней, долечивания после выписки из стационара. Отбор больных детей для лечения в стационаре на дому осуществляет участковый врач-педиатр по согласованию с заведующим педиатрическим отделением поликлиники.

На современном этапе рядом с развитием стационаров дома получили распространение дневные стационары, организация которых имеет целью:

· интенсификацию работы детской поликлиники;

· более полное обеспечение детей стационарной помощью;

· рациональное использование коечного фонда.

Структура дневного стационара для детей:

· процедурный кабинет;

· кабинет психологической разгрузки и отдыха больных;

· кабинет врача;

· палаты для больных.

На лечение в дневной стационар направляются больные дети:

· которые не нуждаются в строгом постельном режиме;

· способные к активному передвижению;

· которые не имеют противопоказаний для лечения за пределами стационара.

В медицинском обеспечении детей важное место занимает стационарная помощ ь, потребность в которой возникают при необходимости в постоянном врачебном наблюдении за больным ребенком, в проведении комплексного интенсивного лечения и исследований, которые невозможно осуществить в амбулаторно-поликлинических условиях. Стационарная помощь предоставляется в детских больницах (многопрофильных или специализированных).

Основной задачей детской больницы (отделения) является оказание высококвалифицированной помощи в достаточном объеме. В ее структуру входят различные подразделения. Наличие специализированных отделений и их профиль определяются с учетом местных условий, особенностей региональной заболеваемости, возрастного состава детей.

Приемное отделение стационара обеспечивает:

· санитарную обработку поступающих на лечение больных;

· изоляцию детей, которые были в контакте с инфекционными больными;

· оказание первой неотложной помощи;

· справочно-информационные функции;

· учет движения больных в стационаре и их выписку.

Лечебные отделения детского стационара рассчитаны на 40-60 коек с изолированными одна от другой палатными секциями на 20-30 коек. Палаты могут быть небольшими, на 3-4 койки, что позволяет заполнять их одновременно с учетом возраста и заболевания ребенка. В отделениях для старших детей предусмотрены столовые, комнаты для игр и школьных занятий. Это особенно важно для детей с хроническими заболеваниями, требующими длительного стационарного лечения (ревматизм, гломерулонефрит и др.). В крупных стационарах вводятся должности педагогов-методистов, которые организовывают воспитательную работу с детьми. В детских больницах создаются также отделения реанимации и/или палаты интенсивной терапии, в том числе для новорожденных.

В любом из отделений стационара ребенок находится под непосредственным наблюдением врача-ординатора, который обследует его, устанавливает диагноз, определяет план лечения, проверяет правильность и своевременность выполнения всех назначений медицинской сестрой, проводит санитарно-просветительную работу с родителями, в случае необходимости организовывает консультации пациента другими специалистами.

Во время лечения детей в стационаре матери предоставляется возможность находиться вместе с ребенком в специальных отделениях совместного пребывания матери и ребенка.

Принципы организации лечебно – профилактической помощи детям в поликлинике: основные направления работы участкового врача. Диспансеризация здорового ребёнка, её цели и задачи.

После рождения ребёнка родильным домом передаётся соответствующее извещение в детскую поликлинику по месту жительства и в течении 1 – 2 дней после выписки ребёнка посещают участковый врач и мед. Сестра – патронаж н/рожденного, осмотр, изучением документации родильного дома, оценку состояния лактации у матери, инструктаж по технике вскармливания и уходу. В первый месяц – 3 раза (по необходимости ежедневно). Далее один раз в месяц в поликлинике: оценка состояния здоровья, физических и психических нарушений, проведения мероприятий препятствующих возникновению наиболее частых заболеваний детей первого года – рахита, анемии, расстройства питания, + контроль за проведением прививок, + осмотр хирург – ортопед, офтальмолог, невропатолог. Здоровых детей второго года жизни педиатр наблюдает не ранее один раз в квартал, а на третьем году – не ранее один раз за полугодие. В дальнейшем – ежегодно проводится диспансеризация в поликлиниках. Дети, посещая детских участковых находятся под наблюдением участкового педиатра и врача соответствующего детского участка. Активные профосмотры в период подготовки ребёнка к школе (с трёх лет) для выявления заболеваний, нарушений и заблаговременное их лечение. Консультации стоматолога, невропатолога, окулиста, отоларинголог, хирург – ортопед и другие специалисты по показаниям. Детей состоявших на учёте по каким – либо заболеваниям углублено исследуется ежедневно. При возникновении острых или хронических заболеваний при необходимости посещать ежедневно.

Организация вакцинопрофилактики в условиях детской поликлиники. Календарь профилактических прививок. Правило подготовки детей к вакцинации. Приказ МЗ РФ № (375) № 229 от 27.06.2001.

В первые 12 часов – НВV,

3 – 7 день – tbc,

1 месяц – НВV – вторая прививка,

3 месяц – коклюш, дифтерия, столбняк, полиемилит,

4 – 5 месяц - коклюш, дифтерия, столбняк, полиемилит – вторая прививка,

6 месяц - коклюш, дифтерия, столбняк, полиемилит – третья прививка, НВV – третья,

12 месяц – корь, краснуха, паротит.

18 месяц – ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиемилита.

20 месяц – ревакцинация полиемилита – 2,

6 лет – ревакцинация против кори, краснухи, паротита.

7 лет – ревакцинация tbc, дифтерии – 2, столбняка – 2.

13 лет – девочек – краснуха, ранее не привитые против НВV.

14 лет – 3 ревакцинация против дифтерии, столбняка, tbc, полиемилита.

Взрослые против дифтерии, столбняка вакцинируются каждые 10 лет.


Подготовка заключается в лечении обострений острых и хронических заболеваний.

Приказ № 375. основные положения об организации и проведении профилактических прививок.

14 профилактические прививки проводятся в медицинских учреждениях государственных, муниципальных, частных системах здравоохранения.

15 Отвечающим является руководитель медицинского учреждения (им установлен порядок проведения прививок).

16 Используются вакцины зарегистрированные в РФ.

17 Транспортировка осуществляется с соблюдением требований *холодовой цели*

18 Приглашает мед. Сестра в определённый для прививки день.

19 Перед проведением – медицинский осмотр, для исключения острых заболеваний.

20 В строгом соответствии с показаниями и противопоказаниями к проведению прививок согласно инструкции.

21 Проведение в прививочных кабинетах с соблюдением санитарно – гигиенических требований.

22 В помещении должен быть холодильник, шкаф для инструментов и мед. веществ, биксы со стерильным материалом, медицинская кушетка, стол для подготовки препаратов, стол для хранения документов.

24 Каждому отдельным шприцем и отдельной иглой

25 БЦЖ вакцину и туберкулин – в отдельных помещениях.

26 Проводить обученными медицинскими работниками.

27 Проводят семинары для врачей и средних медицинских работников по теории и технике проведения с обязательной сертификацией.

28 Запись о проведенной прививке – в рабочем журнале прививочного кабинета, истории болезни ребёнка.

Основные принципы организации стационарной помощи детям.

Основная задача стационара – создание необходимых условий для улучшения лечения, повышение качеств медицинской помощи детям. Своевременная диагностика, лечебно – охранительный режим, санитарно – гигиенический режим.

Приёмный покой – организован по системе изолированных и смотровых боксов. Санпропускник может быть общим, состоит из раздевальной, ванно – душевой. Для детей с не выявленным диагнозом – изоляционное отделение (боксы, полубоксы, одиночные палаты). Для оказания экстренной помощи ПИТ. Работает метод направл. Историй болезни детей с неинфекционными заболеваниями из поликлиники в стационар.

Заполняются истории болезни, ставится диагноз, назначается лечение, уход, питание. Затем проходит санитарную обработку. Все отделения больницы каждое утро отправляют в стол справок данные о ребёнке. Проводится специализация отделений для максимальной квалифицированной медицинской помощи.

Отдельные патологии детей раннего возраста – госпитализация детей с облит. Бронхо лёгочной патологией вместе с матерью в боксированные палаты. Но можно и боксы на 2 – 4 койки. Правильное размещение коек. Тщательная организация пищевого режима, контролировать суточное потребление воды, проветривание и дезинфекция помещений. Разобщение палат и место нахождения сестры – стеклянное. Врачам – ординаторские. Буфетные с плитой и холодильником. Отдельная комната для кормящих матерей.

Для детей старшего возраста – размещение по возрастному полу и заболеванию. В отдельные палаты – дети с ЖКТ, заболеваниями неясной этиологии. Если мама сопровождала её уход нужно сделать менее заметным. Приём должен быть такой чтобы ребёнок легче и быстрее привык к новой среде. Уделить ему больше внимания.

Режим дня: 7-00 – измерение температуры, уборка, проветривание. 7-30 – первый завтрак,

10-30 – второй, с 9 – 13 врачебный обход, медицинские манипуляции. 13 – 14 обед, 14-30 до 16 – сон, 16-00 – полдник, 16-30 – занятие с педагогами. 17-30 – измерение температуры. 18-00 – ужин. 19-00 – вечерний туалет. 19-30 – сон.

1 раз в пять дней гигиеническая ванна, смена белья.

Медикаменты хранят в шкафу на разных полках, этикетки с чёткими надписями. Специальный шкаф для хранения ядовитых и сильнодействующих веществ. Использованные препараты регистрируются в журнале.

Организация медицинской помощи детям

Одна из главных проблем России в настоящее время - ухудшение демографической ситуации вследствие снижения рождаемости и роста смертности. Так, младенческая смертность и смертность детей 1-го года жизни в нашей стране в 2-4 раза выше, чем в экономически развитых странах. Кроме того, в последнее время отмечают ухудшение здоровья детей и подростков, снижение показателей их физического развития и полового созревания, рост общей заболеваемости и высокий уровень социально значимых болезней. Последние связаны с неблагоприятными социально-бытовыми факторами и экологическими воздействиями, неполноценным питанием, несвоевременной медико-психологической и педагогической коррекцией. К наиболее очевидным причинам роста смертности детей в возрасте до года в начале 90-х гг. XX века относят переход России на новое определение живорождения, рекомендованное ВОЗ, и ухудшение общей социально-экономической ситуации в стране.

Улучшение здоровья детей возможно только при последовательной государственной политике в области охраны материнства и детства. В связи с этим в Российской Федерации принято более 100 нормативно-правовых актов, направленных на защиту детей. Материнство, детство и семья в соответствии с Конституцией РФ находятся под защитой государства, что означает создание социально-экономических и правовых предпосылок для нормального развития и воспитания детей. Федеральный Закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" (1998) в статьях 5 и 8 предусматривает установление показателей качества жизни детей, включающих минимальный объём социальных услуг, гарантированное и общедоступное бесплатное образование, социальное обслуживание, социальную защиту детей, организацию оздоровления и отдыха, обеспечение питанием в соответствии с минимальными нормами, бесплатное медицинское обслуживание. Однако медико-демографический мониторинг показывает, что осуществляемые государством меры не сдерживают отрицательного влияния социально-экономических факторов на качество жизни детей, система льгот и пособий, в том числе для детей-инвалидов, не компенсирует темпов роста стоимости жизни. В связи с этим перспективным можно считать внедрение малозатратных и развитие стационарозамещающих технологий, ликвидацию имеющихся диспропорций и выполнение целевых программ. В России ратифицированы Конвенции ООН "О правах ребёнка" и "О ликвидации всех форм дискриминации женщин", проводится государственная социальная политика по защите и выхаживанию детей и женщин путём реализации федеральных целевых программ "Дети России", "Планирование семьи" и "Безопасное материнство". Достижение эффекта от принятых программ возможно при условии оздоровления окружающей среды, развитии социальной инфраструктуры и создании условий для здорового образа жизни.

Медицинская помощь детям в России

В нашей стране существуют служба планирования семьи, развитая сеть перинатальных центров, медико-генетических отделений и кабинетов, консультативно-диагностических служб, совершенствуется медицинская помощь детям и беременным. Планирование семьи направлено на сокращение количества нежелательных беременностей и абортов (особенно среди девушек-подростков), снижение уровня гинекологических заболеваний, сокращение материнской и младенческой смертности, восстановление репродуктивной функции женщин, страдающих бесплодием, предотвращение бесплодия у юношей. Для продолжения реализации государственной политики по охране здоровья женщин и детей разработана и реализуется федеральная целевая программа "Дети России", предусматривающая внедрение в стране мониторинга материнской и младенческой смертности, врождённых пороков развития, а также разработку и внедрение федеральных стандартов оказания медицинской помощи новорождённым, детям раннего возраста и применение новых медицинских технологий для профилактики, диагностики и лечения социально значимых болезней.

В родильных домах открыты палаты интенсивной терапии для новорождённых, оснащённые современным оборудованием, включая аппараты искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ), для проведения эффективной первичной реанимации ребёнка, родившегося в асфиксии. Оборудование обеспечивает объективный контроль за жизненно важными функциями организма при проведении длительной интенсивной терапии. Происходит внедрение современных технологий по выхаживанию новорождённых с малой массой тела. Детей, находившихся в критическом состоянии, а также имеющих перинатальную патологию или малую массу тела, переводят на второй этап выхаживания в специализированные отделения. Разрабатывают вопросы диагностики и лечения внутриутробных инфекций (ВУИ).

Пренатальная диагностика врождённых аномалий развития и многих наследственных заболеваний способствует снижению рождаемости детей с пороками развития, не совместимыми с жизнью.

Новорождённых обследуют на фенилкетонурию и врождённый гипотиреоз, что позволяет своевременно выявлять детей с этой патологией и предотвращать их инвалидизацию.

Ранняя диагностика, предоперационная подготовка и экстренная хирургическая медицинская помощь детям с врождёнными пороками сердца (ВПС) значительно улучшают исходы в этой группе новорождённых. Важную роль играет преемственность в ведении детей с перинатальной патологией между стационарами, поликлиниками и консультативно-диагностическими центрами.

Стратегическая основа рождения и воспитания здорового ребёнка - профилактика. В этой области важное место во всех возрастных группах занимает первичное звено медицинской помощи - врач-педиатр районной поликлиники. Профилактические осмотры - первый и обязательный этап диспансеризации детского населения. Их цель - раннее выявление заболеваний и проведение необходимого комплекса профилактических, лечебно-оздоровительных и медико-социальных мероприятий. Объём и содержание профилактических осмотров должны соответствовать возрастному физическому и нервно-психическому развитию ребёнка.

Профилактический осмотр проводят поэтапно:

  • I этап - доврачебное обследование по скрининг-программе.
  • II этап - врач-педиатр осматривает ребёнка, затем на основе данных осмотра и скрининг-диагностики и с учётом возраста ребёнка оценивает уровень его психомоторного, нервно-психического, физического развития и определяет объём специализированного обследования.
  • III этап - врач соответствующего профиля осматривает ребёнка в присутствии родителей.
  • IV этап - по итогам профилактического осмотра врач-педиатр делает заключение о состоянии здоровья ребёнка (относит его к соответствующей группе здоровья), даёт рекомендации (по режиму, питанию, физическому воспитанию, вакцинации).

Профилактика заболеваний

Важное место в работе педиатра занимает постоянный контроль за состоянием здоровья детей 1-го года жизни: регулярные осмотры с оценкой физического и психического развития, рекомендациями по питанию, коррекцией выявленных нарушений, профилактическими прививками. Педиатр осматривает новорождённого на дому в течение первых двух дней после выписки ребёнка из роддома, затем через день после первого посещения, на 10-е и 21-е сутки жизни и в возрасте 1 мес (в детской поликлинике). В период новорождённости по показаниям обеспечивают консультации специалистов на дому и проводят вакцинацию против туберкулёза, если её не сделали в роддоме.

В 1 мес в условиях поликлиники по итогам заключений врача-неонатолога роддома, участкового педиатра и специалистов (невролога, офтальмолога и хирурга-ортопеда) определяют группу здоровья ребёнка. Матерей обучают проведению комплексного массажа и методам профилактики рахита. Проводят разъяснительную работу по обеспечению грудного вскармливания и рационального докорма детей. При отсутствии у матери молока контролируют схему искусственного вскармливания и правила введения прикорма.

В течение первого года жизни педиатр осматривает ребёнка 11 раз - 4 раза за время периода новорождённое, далее в 2, 3, 5, 7, 9 и 12 мес. Новорождённых второй и третьей групп здоровья педиатр осматривает на дому 4 раза в год, невролог - 1 раз.

В 3 мес проводят скрининговое лабораторное обследование, ребёнка осматривают специалисты (невролог, офтальмолог, хирург-ортопед), оформляют заключение по показаниям и противопоказаниям к проведению профилактических прививок. В последующие месяцы первого года жизни (также в условиях детской поликлиники) детей осматривает участковый педиатр. Он корригирует питание ребёнка, проведение профилактических прививок, даёт рекомендации по закаливанию, контролирует нервно-психическое развитие. Если ребёнок заболел, его обязательно консультируют специалисты. В случае необходимости обеспечивают активное наблюдение участкового педиатра и врачей круглосуточной медицинской помощи на дому.

В 1 год участковый педиатр с учётом перенесённых заболеваний и данных осмотра тех же специалистов делает новое заключение о состоянии здоровья ребёнка.

На 2-м году жизни профилактические осмотры проводят дважды (в 1,5 и 2 года), в последующем - ежегодно.

В возрасте 3 лет перед поступлением в детское дошкольное учреждение детям проводят доврачебное и лабораторное обследования, их осматривают педиатр и врачи-специалисты; при этом оценивают нервно-психическое и физическое развитие, определяют группы здоровья и распределяют на медицинские группы для занятий физической культурой. Затем в 5 и 6 лет проводят то же обследование, что и в 3 года, и определяют функциональную готовность детей к обучению в школе. В 8 лет при полном диспансерном осмотре оценивают адаптацию к обучению в школе, в 8, 9, 10, 11, 12,13 и 14 лет также контролируют усвоение школьной программы. В 6 и 12 лет в программу профилактических осмотров включают электрокардиографию (ЭКГ).

Комплексный осмотр врачами-специалистами (офтальмологом, хирургом-ортопедом, отоларингологом, стоматологом, неврологом и другими специалистами при наличии показаний) обязателен в 1, 3, 5, 6, 8, 10, 12 и 14 лет. Ежегодно детей осматривают стоматолог и педиатр, врачи других специальностей - по показаниям. Наблюдение за подростками осуществляют в полном объёме в условиях поликлиники до 17 лет, включая помощь психолога.

Особое внимание уделяют профилактике гинекологических и экстрагенитальных заболеваний у девочек-подростков, по показаниям их осматривает детский гинеколог.

Улучшение консультативно-диагностической работы с детьми заключается в увеличении доступности для них квалифицированной специализированной медицинской помощи, уменьшении экономических затрат, организации дневных стационаров для быстрого уточнения диагноза и сокращения сроков пребывания в стационаре.

Диспансерное наблюдение особенно тщательно проводят за детьми, имеющими факторы риска возникновения заболеваний (вторая группа здоровья) и хронические заболевания (третья группа здоровья), с включением комплекса профилактических, лечебно-оздоровительных мероприятий и медико-педагогической коррекции. Реабилитацию осуществляют в центрах и отделениях восстановительного лечения, а также в специализированных санаториях.

Детям с хроническими заболеваниями, относимым к группам риска и с необычными реакциями и поствакцинальными осложнениями специфическую иммунопрофилактику проводят с использованием оптимальных режимов после консультации со специалистами и с учётом результатов клинических, функциональных и лабораторных исследований.

Рацион питания детей

Известно, что правильное питание имеет важнейшее значение для развития детского организма. К современным негативным тенденциям относят уменьшение количества детей, находящихся на грудном вскармливании, раннее введение прикорма, увеличение распространённости заболеваний желудочно-кишечного тракта (ЖКТ). Пропаганда естественного вскармливания и применение различных видов стимуляции лактации - важное звено в системе мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и снижение заболеваемости. В этой работе используют основные положения совместной Декларации ВОЗ/ЮНИСЕФ "Охрана, поощрение и поддержка грудного вскармливания".

Молочно-раздаточные пункты по рецептам врачей обеспечивают детей бесплатными молочными продуктами. В связи с высокой распространённостью заболеваний органов пищеварения необходим тщательный медико-санитарный надзор за питанием школьников. Развитие индустрии детского питания позволяет обеспечивать детское население, особенно первых 3 лет жизни и детей, имеющих хронические заболевания, специальными продуктами питания, включая лечебные.

При заболевании ребёнка наблюдение и обследование в полном объёме обеспечивают на догоспитальном этапе, при необходимости ребёнка направляют в стационар, в том числе в специализированные отделения. С целью оказания квалифицированной помощи детям в течение суток функционируют служба круглосуточной медицинской помощи на дому, станции скорой и неотложной медицинской помощи.

Комплексное решение проблем организации помощи детям-инвалидам включает социально-педагогические, психологические и медицинские аспекты и способствует социальной ориентации детей и их интеграции в общество.

Один из важнейших вопросов современной педиатрии в нашей стране – это охрана здоровья детей , которая основывается на общих принципах организации лечебно-профилактической помощи: доступности, бесплатности, участковости медицинской помощи, применении диспансерного наблюдения , последовательности амбулаторной и стационарной помощи, этапности медицинского обеспечения.

В основу участкового принципа положено деление территории населенных пунктов на участке таким образом, чтобы на одном участке проживало не более 800 детей в возрасте до 15 лет, из них до 100 детей 1-го года жизни. Медицинская помощь детям предоставляется участковым педиатром и медицинской сестрой.

Этапность и последовательность медицинского обеспечения – это оказание медицинской помощи детям в определенном порядке. Сначала ребенка обследует участковый врач с привлечением (при необходимости консультаций) специалистов узкого профиля. Для дальнейшего обследования и лечения ребенка направляют в районную или городскую больницу, далее – в областную больницу. При необходимости медицинская помощь может быть оказана в центрах охраны материнства и детства и научно-исследовательских институтах. Последним этапом помощи детям является реабилитационно- оздоровительные учреждения (санатории и курорты).

В нашей стране для оказания медицинской помощи создана мощная сеть детских лечебно-профилактических учреждений. Во всех областных центрах и больших городах дети получают общую и профильную помощь в многопрофильных детских больницах. В состав этих лечебных учреждений входят кардиологическое , пульмонологическое, гастроэнтерологическое,нефрологическое и другие отделения, а также отделение интенсивной терапии и реанимации, отделение патологии новорожденных, отделение выхаживания недоношенных детей и тому подобное.

2.Принципы организации лечебно-профилактической помощи детям.

Ведущим учреждением в оказании лечебно-профилактической помощи детям является детская поликлиника. Работает поликлиника с участковым принципом. Работа врача и медицинской сестры на участке включает непрерывное динамическое наблюдение за детьми, начиная с рождения, оказания медицинской помощи детям с острыми и хроническими заболеваниями, диспансеризацию детей из групп риска, детей, перенесших острые заболевания, и детей с хронической патологией.

Врачи-педиатры проводят профилактические и противоэпидемические мероприятия, направленные на обеспечение правильного физического и нервно-психического развития детей , на снижение заболеваемости и смертности, подготовке и проведении прививок. Кроме того, важным аспектом деятельности врача-педиатра и медицинской сестры является санитарно-просветительная работа и правовая защита детей.

Эффективные профилактические мероприятия на участке начинаются еще до рождения ребенка . Участковая медицинская сестра осуществляет дородовый патронаж беременной в течение 10 дней после получения уведомления о беременной из женской консультации. Она проводит беседу о значении режима дня и питания женщины для развития плода и процесса родов. Вторично медицинская сестра посещает будущую мать на 32-й неделе беременности с целью определения подготовленности семьи к появлению ребенка, наличия необходимого для ухода за новорожденным, рассказывает об особенностях его поведения, вскармливания и развития. Врач-педиатр посещает беременную конце беременности только в случае необходимости.

Большое значение в снижении заболеваемости и детской смертности имеет организация обслуживания ребенка после выписки из родильного отделения . Первый патронаж новорожденного ребенка врач-педиатр и медицинская сестра проводят в течение первых 3 дней после получения уведомления. Цель первого посещения – определить состояние здоровья ребенка, оценить его физическое и нервно-психическое развитие. Особое внимание следует обратить на поведение ребенка (возбуждение или вялость), активность сосания, состояние кожи (бледность, желтуха, цианоз, сыпь, уплотнения) и пупочного кольца. После тщательного обследования ребенка дают оценку ее состояния, уточняют группу здоровья, намечают оздоровительные мероприятия, составляют план дальнейшего наблюдения за ребенком. Также во время первого посещения необходимо ознакомить мать с правилами вскармливания, купания и ухода за новорожденным, ухода за грудью, техникой сцеживания грудного молока . В течение 1-го месяца педиатр должен трижды осмотреть новорожденного, ребенка из группы риска – не менее чем 4 раза. При повторных посещений новорожденного ребенка участковый педиатр и медицинская сестра убеждаются в правильном ее развития. Особое внимание следует уделить таким детям: недоношенным, близнецам, детям, находящимся на искусственном вскармливании, детям, перенесших асфиксию, родовую травму; больным рахитом, гипотрофией, анемией, диатез, детям, которые часто болеют острыми респираторными заболеваниями. Эти дети относятся к группе повышенного риска, под * ложатся клиническому обследованию вместе со специалистами (невропатологом, окулистом, хирургом, отоларингологом и др.). По индивидуальному графику.

В поликлинике на ребенка оформляется “Карта индивидуального развития ребенка”, которую ведут до наступления 15-летнего возраста. В ней отмечают даты посещений, возраст ребенка, динамику физического и психического развития, особенности вскармливания, нарушения ухода, данные о заболевании.

Дальнейшее наблюдение здоровых детей 1-го года жизни участковый врач-педиатр и медицинская сестра осуществляют ежемесячно в поликлинике. Врач оценивает физическое и нервно-психическое развитие ребенка , состояние различных функциональных систем детского организма. Назначает мероприятия по профилактике наиболее распространенных заболеваний (рахит, анемия и др.). Здоровых детей от 1 до 2 лет педиатр осматривает 1 раз в квартал, от 2 до 3 лет – 1 раз в 6 мес.

В дальнейшем проводится плановая регулярная диспансеризация в поликлиниках. На основании данных обследования, показателей антропометрии и лабораторных исследований врач определяет для каждого ребенка группу здоровья, поскольку от этого зависит объем необходимых лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий. Распределение детей по группам здоровья производится следующим образом. К первой группе относятся дети, не имеющие отклонений в функциональном состоянии основных органов и систем. Острые заболевания у них возникают редко и имеют легкое течение. Физическое развитие детей соответствует возрасту. Ко второй группе относятся дети с функциональными изменениями со стороны одного органа или системы, а также дети 1-го года жизни с отягощенным акушерским анамнезом (гестоз, осложненное течение родов, многоплодная беременность и др.), недоношенностью без выраженных признаков незрелости, неблагоприятным течением раннего неонатального периода. Эти дети часто болеют острыми заболеваниями, процесс выздоровления имеет затяжной характер. В основном они имеют нормальное физическое развитие, но возможны незначительные отклонения в виде дефицита или избытка массы тела. Вероятное отставание нервно-психического развития. К третьей группе относятся дети с хроническими заболеваниями или врожденными аномалиями развития органов и систем в стадии компенсации. Имеющиеся функциональные и патологические изменения основных органов и систем, но без клинических проявлений. Дети редко болеют интеркуррентные заболевания, но ход их усложняется легким обострением основного хронического заболевания. Физическое и нервно-психическое развитие этих детей соответствует возрасту, могут иметь место дефицит или избыток массы тела, низкий рост. Дети четвертой группы имеют хронические заболевания или пороки развития в стадии субкомпенсации, функциональные нарушения одного или нескольких патологически измененных органов или систем. При интеркуррентных заболеваний происходит обострение основного хронического заболевания с нарушением общего состояния и самочувствия или с затяжным периодом выздоровления. Дети могут отставать в нервно-психическом и физическом развитии. Пятая группа объединяет детей с хроническими заболеваниями или врожденными пороками развития в стадии декомпенсации, что приводит инвалидность ребенка. Имеющиеся врожденные функциональные нарушения патологически измененных органов или систем. Наблюдаются частые обострения основного хронического заболевания.

Участковый педиатр устанавливает сроки проведения профилактических прививок и иммунобиологических проб согласно последним инструкциям. Важно правильно отобрать детей для проведения профилактических прививок. Перед проведением прививок педиатр должен тщательно собрать анамнез и осмотреть ребенка и при необходимости провести подготовку ребенка к прививке. Диспансеризация детей старшего возраста – это динамическое наблюдение и организация лечебно-оздоровительных мероприятий среди детей с выявленной патологией. Все данные о выявленной патологии врач заносит в “Контрольной карты диспансерного наблюдения”, намечает в ней объем и характер необходимых мероприятий, направленных на предупреждение рецидивов заболеваний, фиксирует количество осмотров в течение года.

На педиатрическом участке большое внимание уделяется санитарно-просветительской работе , которая включает индивидуальные и групповые беседы о воспитании здорового, гармонично развитого ребенка, систематическое санитарно-гигиеническое воспитание родителей и других членов семьи, пропаганду здорового образа жизни.

В медицинском обслуживании детского населения важное место занимают стационары, где больным детям оказывается высококвалифицированная медицинская помощь. Детская больница может иметь отделения общего и специализированного профиля, учитывая специфику местных условий, особенности заболеваемости, возрастной состав детей. При организации детских стационаров учитывается, что подавляющее большинство острой патологии у детей имеет инфекционную природу. Учитывая это, доказана необходимость создания условий максимального отделения детей, чего достигают путем организации боксовой или напивбоксовои системы отделений и применение принципа одномоментного заселения палат.

В любом отделении ребенок находится под присмотром врача-ординатора, работа которого заключается в сборе анамнеза, проведении клинического обследования и инструментального исследования, установлении диагноза, лечении ребенка, определении плана реабилитационных мероприятий. При необходимости к обследованию ребенка привлекаются специалисты узкого профиля, работники научных учреждений.

Каждому ребенку назначается индивидуальный режим с учетом тяжести патологии, возраста ребенка, изменения его поведения, количества кормлений. Все это фиксируется в “Истории стационарного больного”, которая оформляется при поступлении ребенка в стационар. Направление детей на стационарное лечение может быть плановым (по направлению участковых педиатров) или экстренным (при самообращению или направления службой неотложной или скорой медицинской помощи).

Соблюдение необходимого для ребенка режима, выполнение назначений возможно только в случае четкой скоординированной работы медицинского персонала отделения. Все необходимые данные о течении болезни, изменения в состоянии ребенка, выполнение назначений врача сообщает медицинская сестра, ее работа должна быть хорошо продуманной, четко отрегулированной и согласованной с действиями других сотрудников, чтобы обеспечить максимально непрерывное наблюдение за больными детьми.

Основные функциональные обязанности палатной медицинской сестры состоят в выполнении назначений врача, проведении туалета больных детей, измерении температуры тела, кормлении детей, наблюдении за их досугом и сном, организации прогулок, помощи врачам при обходе. Во время обхода сестра получает от врача четкие указания об изменении назначений и режима для каждого больного ребенка.

Особое внимание медсестра уделяет строгому соблюдению санитарно-противоэпидемического режима в отделении, осуществляет контроль за работой младшего медицинского персонала. Она размещает больных в палатах по виду заболеваний, возрасту и полу, следит за цикличностью заполнения палат и соблюдением распорядка дня. Особого внимания требуют тяжелобольные дети. Очередная медицинская сестра следит за дыханием, пульсом, состоянием полости рта, глаз, кожи таких детей, удобно вкладывает, переворачивает, берет их на руки, фиксирует любые изменения в их состоянии, меняет пеленки и белье. В случае ухудшения состояния тяжелобольного ребенка она должна немедленно вызвать врача и до его прихода оказать неотложную медицинскую помощь.

Медицинская сестра следит за правильностью организации питания больных детей, которое должно соответствовать возрасту, характеру заболевания, индивидуальным вкусам ребенка. Даже незначительные нарушения в кормлении могут вызвать ухудшение состояния здоровья.

С детьми постарше проводят воспитательную, а в некоторых стационарах, где пребывание детей длительное, – и учебную работу, которая входит в лечебно-охранительного режима и существенно влияет на эмоциональный тонус ребенка, ускоряя процесс выздоровления.