Гиперактивность ребенка симптомы и что. Как вести себя с гиперактивным ребенком? Критерии, относящиеся к проявлениям дефицита внимания

В конце 20-го века в России появился новый диагноз – синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Ставился он всем детям, неспособным тихо себя вести и контролировать вспышки эмоций. Сегодня доказано, что гиперактивность – не всегда нарушение, требующее медицинского вмешательства. Иногда она просто является частью характера ребенка.

Признаки гиперактивности

Заметить первые признаки преобладания процессов возбуждения над торможением иногда возможно только по достижению малышом двух-трех лет. Бывает, что он с рождения растет спокойным, уравновешенным и послушным, начиная «показывать характер» в период трехлетнего кризиса. Родителям сложно отличить тревожное состояние с обычным капризным поведением. А вот в детском саду симптомы начинают проявляться более явно и требуют решительных мер – малютке сложно обучаться и строить отношения с другими воспитанниками.

Причины гиперактивности могут быть следующими:

  • осложнения во время беременности, родов;
  • неверная тактика воспитания (чрезмерная опека или игнорирование);
  • заболевания эндокринной и других систем организма;
  • стресс;
  • отсутствие режима.

ВАЖНО! Чем раньше будут замечены нарушения поведения, тем успешнее пройдет лечение.

СДВГ характеризуется следующими симптомами:


Вопросом гиперактивности занимаются невролог и психолог, направление к этим специалистам можно получить у педиатра. Не всегда лечение заключается в приеме медикаментов, иногда врачи просто дают рекомендации, как найти правильный подход к ребенку.

Если ребенок очень гиперактивный: что делать родителям, лечение дома

Чтобы скорректировать домашнюю обстановку, выбрать режим для гиперактивного малыша, родителям полезно будет знать несколько рекомендаций:

  1. Отнеситесь внимательно к досугу . Игры малютки должны быть спокойными, направленными на развитие его умственных способностей. Если в семье есть телевизор, он не должен быть включен целыми днями. Детям безопасно наслаждаться телепередачами всего пару часов в день, и это ни в коем случае не должны быть боевики и спортивные программы. Больше подойдут добрые мультики и передачи для детей.

Четко ставьте задачи, будьте последовательны в словах. Родители должны придерживаться одной модели воспитания. Обстановка в доме должна быть спокойной и позитивной, задача взрослых – сглаживать конфликтные ситуации (особенно, если в семье более одного ребенка).

Важен режим (распорядок дня). Если малыша укладывают спать в разное время, он как бы сталкивается с неизвестностью, а детям нужна стабильность. Например, если после купания их обычно кормят, так должно происходить каждый день.

  1. Медики, вплотную занимающиеся здоровым питанием , рекомендуют его для детей с СДВГ. Ежедневное меню ребенка должно включать красное и белое мясо, рыбу, крупы, овощи и фрукты.

Выбирая продукты для детского питания, следует избегать вредных добавок . Во-первых, усилителей вкуса, консервантов – нитритов и сульфитов. Если возможности покупать 100% натуральную еду нет, можно постараться хотя бы уменьшить их количество, выбирая еду с наименьшим содержанием химии в составе. Доказано, что около половины детей имеют чувствительность к искусственным пищевым добавкам.

Расстройства поведения могут быть связаны с аллергической реакцией на продукты. Самые опасные для детей-аллергиков: молоко, шоколад, орехи мед и цитрусовые. Чтобы определить, есть ли у ребенка реакция на продукты, следует периодически исключать из рациона один из них. К примеру, откажитесь от молока на неделю, а затем посмотрите на эмоциональное состояние малыша. Если оно изменится, значит причина именно в пище. Также поступите с другой едой из ежедневного рациона ребенка. Симптомами пищевой аллергии могут быть сыпь и нарушения стула (понос или запор). Можно провести лабораторные исследования крови, чтобы выявить на что именно возникает такая реакция.

В детский рацион обязательно должна входить пища с незаменимыми жирными кислотами. Мозг нуждается в Омега-3, получить которую можно из жирных сортов рыбы – семга, форель, нерка, кижуч, кета, палтус. Детям, начиная с годовалого возраста, нужно давать рыбу 2 раза в неделю. Также жирными кислотами богато льняное семя, которое можно растирать, а затем добавлять в кашу.

Минимизируйте количество фруктовых соков . Ребенок должен потреблять достаточное количество чистой воды (6-8 стаканов в день), ведь она так нужна мозгу для нормальной работы.

Гиперактивный ребенок: лечение

Как лечить? Часть врачей утверждает, что до четырех лет (или даже до первого класса) гиперактивность можно не лечить, так как дети только учатся выражать свои эмоции. Перед тем, как будет выбрана терапия, специалисты должны точно определить, не являются ли симптомы гиперактивности причинами таких заболеваний, как эпилепсия, гипертиреоз, вегетососудистая дистония, аутизм, нарушение работы органов чувств (частичная или полная потеря слуха или зрения).

Затем врач собирает анамнез – беседует с родителями и наблюдает за поведением ребенка. Делается электроэнцефалограмма мозга, по которой можно определить, нет ли органических поражений. Возможно, присутствует повышенное внутричерепное давление. Исходя из результатов выбирается самый подходящий из следующих вариантов лечения гиперактивности.

Медицинское лечение (медикаментозное)

Что принимать в таком случае? Обычно назначаются ноотропные препараты, действие которых направлено на улучшения кровообращения головного мозга: Кортексин, Энцефабол, Фенибут и другие. Какие лекарства давать в случаях подавленного настроения у ребенка (а также возникновения суицидальных мыслей в более взрослом возрасте)? Рекомендуют применение антидепрессантов: Флуокситин, Паксил, Деприм. Более «легкая» терапия – Глицин (аминокислоты) и Пантогам (гопантеновой кислоты).

Возможно, получится обойтись пищевыми добавками. Исследования подтверждают, что витамины группы B и кальций способствуют нормализации работы нервной системы и успокаивают. Также на возбудимость детей может серьезно повлиять недостаток цинка.

ВАЖНО! Назначать пищевые добавки и подбирать их дозировку должен исключительно врач.

Лечение народными средствами

В аптеке представлен большой ассортимент успокаивающих травяных сборов и трав по отдельности. Самые популярные – ромашка, мелисса, мята. Также есть средства на травяной основе:

  • настойка лимонника – известный антидепрессант;
  • настойка женьшеня улучшает концентрацию, повышает обучаемость;
  • настойка левзеи тонизирует и придает сил.

Популярен препарат Персен, активными компонентами которого являются валериана, перечная мята и мелисса.

Народные средства также могут включать в себя ароматерапию . Несколько капель масла мяты перечной и ладана, добавленные в аромолампу во время детского сна, помогут сосредоточиться и успокоят нервы.

Важно помнить, что ребенок не виноват в возникновении гиперактивности. Ни один тип лечения не сможет заменить главной исцеляющей силы – любви родителей.

– это ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), неврологическими и поведенческими нарушениями, развивающимися в детском возрасте. Поведению гиперактивного ребенка свойственны неусидчивость, отвлекаемость, трудности концентрации внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и т. д. Гиперактивному ребенку требуется нейропсихологическое и неврологическое (ЭЭГ, МРТ) обследование. Помощь гиперактивному ребенку предполагает индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение, проведение психотерапии, немедикаментозной и лекарственной терапии.

Общие сведения

СДВГ - синдром повышенной физической и умственной активности, характеризующийся преобладанием процессов возбуждения над торможением. Гиперактивный ребенок испытывает трудности с концентрацией и поддержанием внимания, саморегуляцией поведения, обучением, обработкой и удержанием информации в памяти. По официальным статистическим данным, в России диагноз СДВГ имеют от 4 до 18% детей. Более того, данный синдром присутствует у 3-5% взрослого населения, поскольку в половине случаев гиперактивный ребенок вырастает в «гиперактивного взрослого». У мальчиков СДВГ диагностируется в 3 раза чаще, чем у девочек. СДВГ является предметом пристального изучения педиатрии , детской психиатрии , детской неврологии , детской психологии.

Причины СДВГ

Специалисты затрудняются в определении точных причин синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Считается, что гиперактивность у детей может быть обусловлена генетическими факторами и ранним органическим повреждением ЦНС, которые нередко сочетаются друг с другом. Современные исследования указывают на то, что при СДВГ имеет место рассогласованность функционирования структур, обеспечивающих организацию произвольного поведения и контроль внимания, а именно - ассоциативной коры, базальных ганглиев, таламуса, мозжечка, префронтальной коры.

Генетический механизм СДВГ объясняется наследованием генов, регулирующих обмен нейромедиаторов (дофамина и норадреналина) в головном мозге. Вследствие дисфункции нейромедиаторных систем нарушается процесс синаптической передачи, что влечет за собой разобщение связей между корой лобных долей и подкорковыми структурами. В пользу данной теории указывает тот факт, что в лечении гиперактивности у детей эффективными оказываются лекарственные средства, способствующие высвобождению и торможению обратного захвата нейромедиаторов в пресинаптических нервных окончаниях.

В числе пре- и перинатальных факторов, детерминирующих развитие СДВГ, следует отметить различного рода неблагоприятные воздействия, способствующие развитию минимальной мозговой дисфункции у гиперактивного ребенка. Это может быть патологическое течение беременности и родов у матери (гестоз , эклампсия , угроза выкидыша , гемолитическая болезнь плода , стремительные или затяжные роды, употребление беременной алкоголя или некоторых лекарственных препаратов, курение), асфиксия , недоношенность , родовые травмы у ребенка и др. К развитию синдрома гиперактивности у детей могут привести инфекционные заболевания и ЧМТ , перенесенные в первые месяцы и годы жизни.

В формировании гиперактивности у детей не исключается влияние неблагоприятных экологических факторов, прежде всего загрязнения природной среды нейротоксикантами (свинцом , мышьяком, ртутью, кадмием, никелем и др.). В частности, доказана корреляция между повышенным содержанием свинца в волосах по данным спектрального анализа и уровнем гиперактивности, когнитивными и поведенческими нарушениями у детей. Возникновение либо усиление проявлений СДВГ может быть связано с несбалансированным питанием, недостаточностью поступления в организм микронутриентов (витаминов, омега-3 жирных кислот, микроэлементов – магния, цинка, железа, йода). Усилению трудностей адаптации, поведения и внимания у гиперактивного ребенка способствуют неблагоприятные внутрисемейные отношения.

Классификация СДВГ

Международная психиатрическая классификация (DSM) выделяет следующие варианты СДВГ:

  • смешанный – сочетание гиперактивности с нарушением внимания (встречается наиболее часто). Обычно выявляется у мальчиков с определенным фенотипом – светлыми волосами и голубыми глазами.
  • невнимательный – преобладает дефицит внимания. Чаще встречается у девочек, характеризуется уходом в свой мир, бурной фантазией, «витанием» ребенка «в облаках».
  • гиперактивный - преобладает гиперактивность (наиболее редкий тип). С одинаковой вероятностью может быть обусловлен как индивидуальными особенностями темперамента детей, так и определенными нарушениями ЦНС.

Симптомы СДВГ

В раннем детстве гиперактивный ребенок часто имеет повышенный мышечный тонус, страдает неоднократными и немотивированными приступами рвоты, плохо засыпает и беспокойно спит, легко возбуждается, имеет повышенную чувствительность к любым внешним раздражителям.

Первые признаки синдрома гиперактивности у детей, как правило, обнаруживаются в возрасте 5-7 лет. Родители обычно начинают «бить тревогу», когда ребенок идет в школу, что требует от него определенной организованности, самостоятельности, соблюдения правил, сосредоточенности и пр. Второй пик проявлений приходится на пубертатный период (13-14 лет) и связан с подростковым гормональным всплеском.

Основными клинико-диагностическими критериями СДВГ служат невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

Невнимательность у гиперактивного ребенка выражается в неспособности удержания внимания; невозможности сконцентрироваться на игре или выполнении задания. Ввиду повышенной отвлекаемости на посторонние стимулы, гиперактивный ребенок допускает множество ошибок в домашних заданиях, не может до конца выполнить предлагаемую инструкцию или порученные обязанности. У гиперактивного ребенка возникают сложности с организацией самостоятельной деятельности, отмечается рассеянность, забывчивость, постоянная переключаемость с одного занятия на другое, склонность к незавершению начатых дел.

Собственно гиперактивность у детей предполагает беспокойное поведение, непоседливость, чрезмерную двигательную активность в ситуациях, которые требуют сохранения относительного покоя. При наблюдении за гиперактивным ребенком можно заметить постоянные стереотипные движения в кистях и стопах, подергивания, тики . Гиперактивному ребенку свойственно отсутствие произвольного контроля за своим поведением, поэтому дети с СДВГ постоянно находятся в бесцельном движении (бегают, крутятся, разговаривают и пр.) в неподходящих для этого ситуациях, например, во время школьных занятий. У 75% гиперактивных детей отмечается диспраксия – неуклюжесть, неповоротливость, неспособность выполнять движения и работу, требующую определенной ловкости.

Импульсивность у гиперактивного ребенка выражается в нетерпеливости, поспешности выполнения заданий, стремлении дать ответ, не задумавшись над его правильностью. Гиперактивный ребенок обычно не может играть в коллективные игры вместе со сверстниками, поскольку он постоянно мешает окружающим, не соблюдает правила игры, конфликтует и т. д.

Гиперактивный ребенок часто жалуется на головные боли, утомляемость, сонливость. У некоторых детей отмечается ночной и дневной энурез . Среди гиперактивных детей распространены задержки психомоторного и речевого развития , в школьном возрасте - дисграфия , дислексия , дискалькулия . По данным детских психологов, 60-70% детей с СДВГ являются скрытыми левшами или амбидекстрами.

Расторможенность и безрассудство сопровождается снижением инстинкта самосохранения, поэтому гиперактивный ребенок легко получает различного рода травмы.

Диагностика СДВГ

Гиперактивный ребенок является пациентом детского невролога , детского психиатра и детского психолога .

Согласно критериям, выработанным DSM в 1994 г., СДВГ может быть признан при сохранении у ребенка, по крайней мере, 6-ти признаков невнимательности, гиперактивности и импульсивности в течение полугода. Поэтому при первичном обращении к специалистам диагноз СДВГ не ставится, а проводится наблюдение и обследование ребенка. В процессе клинико-психологического обследования гиперактивного ребенка используются методы интервью, беседы, непосредственного наблюдения; получение информации от педагогов и родителей с помощью диагностических опросников, нейропсихологическое тестирование.

Необходимость проведения базового педиатрического и неврологического обследования обусловлена тем, что за СДВГ-подобным синдромом могут скрываться различные соматические и неврологические расстройства (гипертиреоз , анемия , эпилепсия , хорея , нарушения слуха и зрения и мн. др.). С целью уточняющей диагностики гиперактивному ребенку могут назначаться консультации узких детских специалистов (детского эндокринолога , детского отоларинголога , детского офтальмолога , эпилептолога), ЭЭГ , МРТ головного мозга , общий и биохимический анализ крови и т. д. Консультация логопеда позволяет провести диагностику нарушений письменной речи и наметить план коррекционной работы с гиперактивным ребенком.

Гиперактивность у детей следует дифференцировать от фетального алкогольного синдрома , посттравматического поражения ЦНС, хронического отравления свинцом, проявлений индивидуальных характеристик темперамента, педагогической запущенности , олигофрении и др.

Коррекция СДВГ

Гиперактивный ребенок нуждается в комплексном индивидуализированном сопровождении, включающем психолого-педагогическую коррекцию, психотерапию, немедикаментозную и медикаментозную коррекцию.

Гиперактивному ребенку рекомендуется щадящий режим обучения (класс малой наполняемости, сокращенные уроки, дозированные задания), достаточный сон, полноценное питание, длительные прогулки, достаточная физическая активность. Ввиду повышенной возбудимости следует ограничивать участие гиперактивных детей в массовых мероприятиях. Под руководством детского психолога и психотерапевта проводятся аутогенные тренировки, индивидуальная, групповая, семейная и поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная терапия, БОС-технологии. В коррекции СДВГ должно быть активно задействовано все окружение гиперактивного ребенка: родители, воспитатели, школьные педагоги.

Фармакотерапия является вспомогательным методом коррекции СДВГ. Она предполагает назначение атомоксетина гидрохлорида, блокирующего обратный захват норадреналина и улучшающего синаптическую передачу в различных структурах мозга; препаратов ноотропного ряда (пиритинола, кортексина, холина альфосцерата, фенибута, гопантеновой кислоты); микронутриентов (магния, пиридоксина) и др. В ряде случаев хороший эффект достигается использованием кинезиотерапии, массажа шейного отдела позвоночника, мануальной терапии .

Устранение нарушений письменной речи осуществляется в рамках целенаправленных логопедических занятий по коррекции дисграфии и дислексии .

Прогноз и профилактика СДВГ

Своевременная и комплексная коррекционная работа позволяет гиперактивному ребенку научиться выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, контролировать собственное поведение, предупреждает трудности социальной адаптации. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивного ребенка способствует формированию социально-приемлемого поведения. При отсутствии внимания к проблемам СДВГ в подростковом и зрелом возрасте возрастает риск социальной дезадаптации, алкоголизма и наркомании .

Профилактика синдрома гиперактивности и дефицита внимания должна начинаться задолго до появления ребенка на свет и предусматривать обеспечение условий для нормального течения беременности и родов, заботу о здоровье детей, создание благоприятного микроклимата в семье и детском коллективе.

«Неспокойный малыш! Ни минуты не сидит на месте! Опять высыпал конструктор, скинул куклы с полки, ударил другого ребёнка и убежал с его машинкой в противоположный угол группы!» – такие жалобы обычно слышат родители от воспитателей, забирая непоседливого дошкольника из детского сада. Психологи и невропатологи в один голос называют такого малыша гиперактивным. Подобная картинка ежедневно наблюдается у детей по всему миру. Она давно перестала быть редкостью и в нашей стране. По статистике, предоставленной дошкольными педагогами одного из подмосковных детских садов за 2016 год, гиперактивность была поставлена каждому третьему малышу от 3-х до 7 лет. 2017 год существенно не изменил эти показатели, и даже в некоторых возрастных группах увеличил их. Откуда такое явление, так ли это плохо и как его корректировать – все это будет освещаться в этой статье.

Причины возникновения синдрома двигательной дисфункции (СДВГ)

Механизм развития гиперактивности на данном этапе до конца не изучен. Тем не менее, специалисты, занимающиеся этим вопросом, склоняются к трём факторам развития этой проблемы:

  1. Наследственный фактор – как правило, если исследовать родословные детей, страдающих этим синдромом, можно выявить, что ближайшие родственники (чаще по однополой с ребенком линии) тоже имели отклонения в поведении данного характера. Нередко черты некогда гиперактивного ребёнка можно заметить и в поведении самих родителей – взрослые ведут себя излишне суетливо, грызут ногти, стучат по столу пальцами или первым попавшимся под руку предметом, нередко бывают истеричными и несдержанными.
  2. Мутационный фактор – обусловлен приобретенным изменением в одном или в группе генов, отвечающих за формирование психики ребёнка. Данные преобразования возможны как на стадии формирования половой клетки, так и во время внутриутробного развития.
  3. Поведенческий фактор – проще говоря, это «псевдо-гиперактивность». Если посмотреть на психику такого ребёнка, то, скорее всего, ничего характерного для СДВГ не обнаружится. Такие дети, как правило, симпатизируют непоседам и стараются всячески подражать им. Это явление чаще всего наблюдается в дошкольном и подростковом возрастах, когда стремление быть как все подталкивает слабого и нерешительного ребёнка копировать поведение «атамана коллектива», чтобы не быть высмеянным среди одноклассников.

Гиперактивность с медицинской точки зрения

Гиперактивность или СДВГ (синдром двигательной расторможенности ребёнка) — неспособность концентрироваться на определённом деле, частое переключение внимания, одновременно сопряжённое с двигательной активностью. Проще говоря, это дисфункция процессов торможения и возбуждения в пользу последних.

Известно, что за регуляцией этих процессов в организме человека стоит целый комплекс внутренних органов и систем – это нервная, гуморальная (гормональная), опорно-двигательная, дыхательная, сердечно-сосудистая и еще ряд многих органов, входящих в единый организм.

С точки зрения гуморальной нервной системы, за регуляцию этих процессов отвечают 2 ведущих гормона – норадреналин и допамин. Сдвиг в определённую из сторон каждого показателя приводит к внешнему дисбалансу в психике ребёнка. Эти процессы регулируются корой больших полушарий головного мозга, в ней осуществляется закладка всех сознательных импульсов. Процессы возбуждения и торможения – антагонисты друг к другу: смена их циклов – защитная реакция организма от перегрузок и застоев. У ребёнка данные процессы только начинают своё формирование, многому ещё предстоит перестроиться под диктуемый жизнью ритм.

И всё же, почему одни дети не по-детски спокойные, в то время как другие напоминают перекати-поле? Объяснение тут достаточно простое – дело в том, что дисфункция так же имеет разный характер: у одних детишек превалирует возбуждение, а у других наоборот – торможение.

Гиперактивный малыш – какой он?

Гиперактивные дети – самая настоящая педагогическая проблема для воспитателей, а в школьном возрасте – учителей и других педагогов. Неугомонные, они не сидят на месте, часто срываются с него во время занятий, мешают другим, в более старшем возрасте – грубят учителям в ответ на требование к дисциплине. Часто такие дети в основной массе и составляют компании трудных подростков. Как распознать в собственном чаде элементы гиперактивности и вовремя заняться устранением этой проблемы?

Психологи выделяют 2 формы СДВГ – аутичную и классическую.

Аутичная форма СДВГ

«Вроде на гиперактивность и не похоже». Это латентная форма гиперактивности, при которой у ребёнка встречаются аутичные элементы поведения. Такая форма чаще отмечается у девочек младшего школьного возраста. При ней в первую очередь выделяется сильная отвлекаемость внимания – ребёнок словно и не присутствует на уроке. Он стремится познать всё вокруг себя: картины на стене класса, количество ворон на ветке (именно благодаря таким школьникам и пошла поговорка «считать ворон»). Наряду с таким разлитым вниманием параллельно наблюдается сильная двигательная активность – он может рвать в клочья бумажки, разбирать ручку, болтать ногами под столом. Если задевает соседние стулья и мешает другим детям – не осознаёт этого, так как делает это часто не произвольно.

В чём проблема таких детей?

  1. Из-за рассеянности внимания ребёнок часто попадает в неприятные ситуации, начиная от внезапно вытекшего на уроке стержня из пасты, и заканчивая тем, что, пока отвлекается на посторонние предметы, рискует лишиться своих собственных.
  2. Не усваивает информацию на уроке, так как попросту не слушает учителя. Это становится существенной преградой в качественном получении знаний.
  3. Невнимательность может пагубно сказаться в самостоятельных путешествиях ребёнка – он попросту пропустит свою остановку в транспорте и рискует заехать не туда, куда следовал.
  4. Первый этап формирования личной безответственности.

Классическая форма СДВГ

Данная категория составляет само понятие «гиперактивность», как ее принято воспринимать. Это основная форма двигательной расторможенности, встречающаяся у детей любого пола и возраста. Раньше было принято считать, что СДВГ – не заболевание, а педагогическая запущенность ребёнка, невнимание к нему со стороны родителей, безразличие от безысходности у преподавателей. По факту на таких детях либо ставили «крест», либо воспринимали их с лёгкой долей иронии.

Последние исследования всё же доказали, что синдром двигательной расторможенности является психическим заболеванием, которое необходимо вовремя корректировать. Но прежде, чем вносить корректировки, важно правильно выделить основные признаки, согласно которым можно говорить о наличие или отсутствие этого недостатка в данном конкретном случае:

  1. Неусидчивость – ребенок с двигательной расторможенностью не сидит на определенном месте. Ему нужно постоянно перемещаться в пространстве и, если он вынужден сидеть длительное время определённо локализованным – он начинает двигаться, качаться из стороны в сторону, двигать руками- ногами, мешать остальным детям, зачастую, внося лепту в их деятельность и зачиная, таким образом, потенциальный конфликт.
  2. Забывчивость – ребёнок с подобным отклонением на ходу забывает ту деятельность, которой занимался еще недавно, он может пойти в шкаф за расчёской, там в раздевалке встретить другого ребёнка, увидеть у него игрушку и забыть, куда он и зачем шёл.
  3. Рассеянное внимание – не способность концентрироваться на определённом роде деятельности и быстрая переключаемость к другим элементам, часто не несущим заданной нагрузки. Он может клеить кузов у машины, затем вспомнить, что вокруг неё бывают деревья (которых нет в задании!), достать карандаш и начать рисовать деревья. При этом про кузов он может не вспомнить вообще.
  4. Суетливость – неспособность планомерно выполнить определённое двигательное действие. Ребёнок по пути к раздевалке может начать обходить столики и стулья в группе, которые находятся совершенно в другом конце от двери. Во время просьбы воспитателя перенести несколько предметов и поставить их на определённые полки – будет несколько раз бегать туда-сюда с пустыми руками, забывая взять нужное, может взять не то, что ему сказали и поставить не туда. Бывали случаи, когда такие дети после прогулки складывали игрушки в корзинки чужой группы или вещи не в свои шкафчики, а часто и вовсе оставляли их брошенными.

Как же помочь такому ребёнку?

Данному малышу нужна комплексная мера поддержки со стороны 3х и более видов специалистов:

Психолог – ведётся работа на концентрацию внимания у таких детишек. Это различные ролевые игры, театральные постановки, беседы с ребёнком на определённые темы. В работе с такими детьми рекомендована индивидуальная форма занятий, где исключены отвлекающие моменты. Важно понять, в чём выражается большая заинтересованность у малыша, и работать над проработкой недостатков именно исходя из этого направления: если ребёнок интересуется железной дорогой – важно построить свои занятия в этой плоскости.

Педагоги – задача не забрасывать ещё глубже такого малыша, а наоборот, направить его в полезное русло, заинтересовать, подчёркивать его достоинства и минимум уделять внимание недостаткам:

  1. Сделать такого воспитанника «первым помощником», а процесс выполняемой им работы, постоянно держать на обозримом контроле и, если ребёнок начал отвлекаться – вовремя возвращать его к деятельности, которая от него требуется.
  2. Отмечать заслуги малыша перед родителями, подчёркивать, как он хорошо выполнил работу и слегка затронуть сторону недостатков.
  3. Корректировать поведение родителей, если те чрезмерно строги с ребёнком.
  4. Если провинился – строго, но без оскорблений, отругать за плохое поведение, объяснить ему, что он сделал не так, как надо было сделать и потребовать от него повторить всё сказанное.

Медики – как правило, их посещение рекомендуют в том случае, если первые две категории не справляются с поставленными задачами. Родителям советуют пойти на консультацию нейропсихолога, невролога или детского психиатра. Специалист оценивает комплексную работу нервной системы, беседует с ребёнком с целью оценки зрелости речевых функций и интеллекта, а затем подбирает лекарственные препараты, необходимые для коррекции дефекта.

Как правило назначается:

  • ноотропная группа препаратов для подпитки головного мозга;
  • медикаменты, поддерживающие сосудистый тонус;
  • витамины группы В, для гармоничного формирования нервных импульсов;
  • при необходимости — ряд специализированных препаратов, направленных на стабилизацию процессов.

Из народных средств применяются различные успокоительные сборы, направленные на подавление преобладания возбуждающих процессов:

  • Таблетки валерианы (спиртосодержащая настойка не рекомендуется).
  • Чаи с липой, мятой, мелиссой.
  • Отвары дягеля, зверобоя.
  • С осторожностью даётся настойка пустырника.
  • Настои шиповника для повышения иммунных функций.
  • Перед сном рекомендуются хвойные или лавандовые ванны.

Родители – несмотря на то, что они зачастую не являются специалистами, их роль остаётся самой важной в жизни ребёнка. Их задачей становится – формирование правильного режима, как общего, так и питания:

  1. Составить и продумать правильный режим дня, чётко следить его соблюдение.
  2. Исключить раздражающие и продукты непонятного состава из рациона.
  3. Обеспечить спокойный своевременный отход ко сну: препятствовать всяческим активным играм, приглушить свет, снизить громкость звука телевизора (музыки) или вовсе выключить его.
  4. Контроль за информацией получаемой извне (интернет, друзья, школа, ТВ).
  5. Исключить стрессовые ситуации в семье, в особенности, связанные с разводом, постараться в присутствии детей быть деликатнее друг с другом.
  6. Понаблюдать за родственниками – нет ли фактора отрицательной настройки против одного из родителей, попустительства в воспитании, дурного примера.
  7. Участвовать в решении конфликтных ситуаций с педагогами, стараться быть ребёнку в них адвокатом, а не прокурором.
  8. Почаще разговаривать с сыном или дочерью о его внутреннем состоянии: что беспокоит, решать личные проблемы, не уводить общение в узкую плоскость «школа – уроки».

Ошибки, допускаемые в воспитательном подходе к ребёнку с СДВГ

Несмотря на то, что СДВГ во всём мире признана патологией и разработаны комплексы мер по помощи в её преодолении, по сей день взрослые допускают ряд серьёзных ошибок в обращении с такими детьми:

  1. Постоянно придираются и отдёргивают их, унижая при этом личность ребёнка, Чрезмерно критикуют каждое действие, при этом, не считая нужным хвалить.
  2. Допускают вседозволенность в поведении.
  3. У детей имеется бесконтрольный просмотр телевидения и Интернета.
  4. Стрессовые ситуации в семье, провоцирующие излишние переживания.
  5. Некорректное поведение с ребёнком одного из родственников (попустительство в развитии вредных привычек, грубых выражений, настрой против других членов семьи, пример асоциального образа жизни и т.д.).
  6. Нет контроля за режимом дня (позволяют ребёнку управлять собой).

Разумный подход к устранению проблемы – залог успешного её решения во всех сложных жизненных ситуациях. Личность отдельно взятого каждого малыша – будущее семьи и нации в целом.

Видео: 10 правил воспитания гиперактивного ребёнка


или СДВГ – это самая распространенная причина нарушения поведения и проблем в учебе у детей дошкольного возраста и школьников.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка – расстройство развития, проявляющееся в нарушении поведения. Ребенок с СДВГ непоседливый, проявляет «бестолковую» активность, не может усидеть на занятиях в школе или детском саду, не станет заниматься тем, что ему неинтересно. Он перебивает старших, играет на уроках, занимается своими делами, может залезть под парту. При этом ребенок правильно воспринимает окружающее. Он слышит и понимает все указания старших, однако не может выполнять их инструкции из-за импульсивности. Несмотря на то, что ребенок понял задание, он не может довести начатое до конца, не в состоянии планировать и предвидеть последствия своих поступков. С этим связан высокий риск получить бытовую травму, потеряться.

Неврологи рассматривают синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, как неврологическое заболевание. Его проявления не являются результатом неправильного воспитания, запущенности или вседозволенности, они следствие особой работы мозга.

Распространенность . СДВГ обнаруживается у 3-5% детей. Из них 30% «перерастают» заболевание после 14 лет, еще около 40% приспосабливаются к нему и обучаются сглаживать его проявления. Среди взрослых этот синдром обнаруживают лишь у 1%.

У мальчиков синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируют в 3-5 раз чаще, чем у девочек. Причем у мальчиков синдром чаще проявляется деструктивным поведением (непослушанием и агрессией), а у девочек невнимательностью. По данным некоторых исследований заболеванию больше подвержены светловолосые и голубоглазые европейцы. Интересно, что в разных странах уровень заболеваемости значительно отличается. Так, исследования, проведенные в Лондоне и штате Теннесси, выявили СДВГ у 17% детей.

Типы СДВГ

  • Дефицит внимания и гиперактивность выражены в равной степени;
  • Преобладает дефицит внимания, а импульсивность и гиперактивность проявляются незначительно;
  • Преобладает гиперактивность и импульсивность, внимание нарушено незначительно.
Лечение . Основные способы – педагогические меры и психологическая коррекция. Медикаментозное лечение применяется в тех случаях, когда другие методы оказались неэффективны, поскольку используемые препараты обладают побочными эффектами.
Если оставить синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка без лечения повышается риск развития :
  • зависимости от алкоголя, наркотических веществ, психотропных лекарственных средств;
  • трудностей с усвоением информации, которые нарушают процесс обучения;
  • высокой тревожности, которая приходит на смену двигательной активности;
  • тиков – повторяющихся подергиваний мышц.
  • головных болей;
  • антисоциальных изменений – склонности к хулиганству, воровству.
Спорные моменты. Ряд ведущих специалистов в области медицины и общественных организаций, среди которых Гражданская комиссия по правам человека, отрицает существование синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка. С их точки зрения проявления СДВГ считаются особенностью темперамента и характера, поэтому не подлежат лечению. Они могут быть проявлением естественной для активного ребенка подвижности и любознательности, либо протестным поведением, которое возникает в ответ на психотравмирующую ситуацию – жестокое обращение, одиночество, развод родителей.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, причины

Причину синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка установить не удается. Ученые убеждены, что болезнь провоцирует сочетание нескольких факторов нарушающих работу нервной системы.
  1. Факторы, нарушающие формирование нервной системы у плода, которые могут привести к кислородному голоданию или кровоизлиянию в ткань мозга:
  • загрязнение окружающей среды, высокое содержание вредных веществ в воздухе, воде, продуктах питания;
  • прием женщиной во время беременности лекарственных препаратов;
  • воздействие алкоголя, наркотиков, никотина;
  • инфекции, перенесенные матерью во время беременности;
  • конфликт по резус-фактору – иммунологическая несовместимость;
  • угроза выкидыша ;
  • асфиксия плода;
  • обвитие пуповиной;
  • осложненные или стремительные роды, приведшие к травмированию головы или позвоночника плода.
  1. Факторы, нарушающие работу мозга в младенческом возрасте
  • заболевания, сопровождающиеся температурой выше 39-40 градусов;
  • прием некоторых лекарственных средств, оказывающих нейротоксическое действие;
  • бронхиальная астма , пневмония ;
  • тяжелые заболевания почек;
  • сердечная недостаточность , порок сердца .
  1. Генетические факторы . Согласно этой теории, 80% случаев синдрома дефицита внимания и гиперактивности связано с нарушениями в гене, который регулирует выделение дофамина и работу дофаминовых рецепторов. Результатом становится нарушение передачи биоэлектрических импульсов между клетками мозга. Причем болезнь проявляется в том случае, если помимо генетических отклонений присутствуют неблагоприятные факторы окружающей среды.
Неврологи считают, что эти факторы способны вызвать повреждение на ограниченных участках мозга. В связи с этим некоторые психические функции (например, волевой контроль над импульсами и эмоциями) развиваются несогласованно, с опозданием, что вызывает проявления болезни. Это подтверждает факт, что у детей с СДВГ обнаруживалось нарушение обменных процессов и биоэлектрической активности в передних отделах лобных долей мозга.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, симптомы

Ребенок с СДВГ одинаково проявляет гиперактивность и невнимательность дома, в детском саду, в гостях у незнакомых людей. Не бывает ситуаций, в которых бы малыш вел себя спокойно. Этим он отличается от обычного активного ребенка.

Признаки СДВГ в раннем возрасте


Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, симптомы
которого ярче всего проявляются в 5-12 лет, можно распознать в более раннем возрасте.

  • Рано начинают держать голову, сидеть, ползать, ходить.
  • Испытывают проблемы с засыпанием, спят меньше нормы.
  • Если утомляются, не занимаются спокойным видом деятельности, не засыпают самостоятельно, а впадают в истерику.
  • Очень чувствительны к громким звукам, яркому свету, незнакомым людям, смене обстановки. Эти факторы вызывают у них громкий плач.
  • Выбрасывают игрушки, еще до того, как успели их рассмотреть.
Подобные признаки могут указывать на склонность к СДВГ, но они присутствуют и у многих беспокойных детей до 3-х лет.
СДВГ накладывает отпечаток и на функционирование организма. Ребенок часто испытывает проблемы с пищеварением. Поносы – результат чрезмерной стимуляции кишечника вегетативной нервной системой. Аллергические реакции и кожные высыпания появляются чаще, чем у сверстников.

Основные симптомы

  1. Нарушение внимания
  • Ребенок с трудом концентрирует внимание на одном предмете или занятии . Он не обращает внимания на детали, не в силах отличить главное от второстепенного. Ребенок пытается заниматься всеми делами одновременно: раскрашивает все детали не доводя до конца, читает текст, перескакивая через строчку. Это происходит, из-за того, что он не умеет планировать. При совместном выполнении заданий объясняйте: «Сначала сделаем одно, затем другое».
  • Ребенок под любым предлогом пытается избежать рутинных дел , уроков, творчества. Это может быть тихий протест, когда ребенок убегает и прячется, или истерика с криком и слезами.
  • Выражена цикличность внимания. Дошкольник может заниматься одним делом 3-5 минут, ребенок младшего школьного возраста до 10 минут. Затем на протяжении такого же периода нервная система восстанавливает ресурс. Часто в это время складывается впечатление, что ребенок не слышит речь, обращенную к нему. Затем цикл повторяется.
  • Внимание может быть сосредоточено, только если остаться с ребенком один на один . Ребенок более внимательный и послушный, если в комнате тишина и отсутствуют раздражители, игрушки, другие люди.
  1. Гиперактивность

  • Ребенок совершает большое количество нецелесообразных движений, большую часть которых он не замечает. Отличительный признак двигательной активности при СДВГ – ее бесцельность . Это может быть вращение кистями и стопами, бег, прыжки, постукивание по столу или по полу. Ребенок бегает, а не ходит. Карабкается на мебель. Ломает игрушки.
  • Разговаривает слишком громко и быстро . Он отвечает, не дослушав вопроса. Выкрикивает ответ, перебивая отвечающего. Говорит неоконченными фразами, перескакивая с одной мысли на другую. Глотает окончания слов и предложений. Постоянно переспрашивает. Его высказывания часто необдуманные, они провоцируют и обижают других.
  • Мимика очень выразительная . Лицо выражает эмоции, которые быстро появляются и исчезают - гнев, удивление, радость. Иногда кривляется без видимой причины.
Установлено, что у детей с СДВГ двигательная активность стимулирует структуры мозга, отвечающие за мышление и самоконтроль. То есть, пока ребенок бегает, стучит и разбирает предметы, его мозг совершенствуется. В коре устанавливаются новые нейронные связи, которые в дальнейшем улучшат работу нервной системы и избавят ребенка от проявлений болезни.
  1. Импульсивность
  • Руководствуется исключительно своими желаниями и выполняет их незамедлительно. Действует по первому побуждению, не обдумывая последствий и не планируя. Для ребенка не существует ситуаций, в которых он должен сидеть спокойно. На занятиях в детском саду или в школе он вскакивает и бежит к окну, в коридор, шумит, выкрикивает с места. Забирает у сверстников понравившуюся вещь.
  • Не может выполнять инструкции , особенно состоящие из нескольких пунктов. У ребенка постоянно появляются новые желания (импульсы), которые мешают довести до конца начатое дело (сделать домашнее задание, собрать игрушки).
  • Не способен ждать или терпеть . Он должен немедленно получить или сделать то, что ему хочется. Если этого не происходит, он скандалит, переключается на другие дела или выполняет бесцельные действия. Это ярко заметно на занятиях или при ожидании своей очереди.
  • Перепады настроения случаются каждые несколько минут. Ребенок переходит от смеха к плачу. Вспыльчивость особенно характерна детям с СДВГ. Рассердившись, ребенок швыряет предметы, может завязать драку или испортить вещи обидчика. Он сделает это сразу, не обдумывая и не вынашивая плана мести.
  • Ребенок не чувствует опасности. Он может совершать поступки, опасные для здоровья и жизни: взобраться на высоту, гулять по заброшенным зданиям, выходить на тонкий лед, потому что ему захотелось это сделать. Это свойство приводит к высокому уровню травм у детей с СДВГ.
Проявления болезни связаны с тем, что нервная система ребенка с СДВГ слишком уязвима. Она не в состоянии осилить большой объем информации, поступающий из внешнего мира. Излишняя активность и недостаток внимания – попытка защититься от непосильной нагрузки на НС.

Дополнительные симптомы

  • Трудности в обучении при нормальном уровне интеллекта. Ребенок может испытывать трудности с письмом и чтением. При этом он не воспринимает отдельные буквы и звуки или полностью не владеет этим навыком. Неспособность к изучению арифметики может быть самостоятельным нарушением или сопровождать проблемы с чтением и письмом.
  • Нарушения в общении. Ребенок с СДВГ может проявлять навязчивость по отношению к сверстникам и незнакомым взрослым. Он может быть слишком эмоциональным или даже агрессивным, что осложняет общение и установление дружеских контактов.
  • Отставание в эмоциональном развитии. Ребенок ведет себя излишне капризно и эмоционально. Он не терпит критики, неудач, ведет себя неуравновешенно, «по детски». Установлена закономерность, что при СДВГ происходит отставание на 30% в эмоциональном развитии. Например, 10-тилетний ребенок ведет себя как 7-милетний, хотя интеллектуально развит не хуже сверстников.
  • Негативная самооценка. Ребенок слышит за день огромное количество замечаний. Если при этом его еще и сравнивают со сверстниками: «Посмотри как хорошо себя ведет Маша!» это усугубляет ситуацию. Критика и претензии убеждают ребенка, что он хуже других, плохой, глупый, непоседливый. Это делает ребенка несчастным, отстраненным, агрессивным, прививает ненависть к окружающим.
Проявления синдрома дефицита внимания связаны с тем, что нервная система ребенка слишком уязвима. Она не в состоянии осилить большой объем информации, поступающий из внешнего мира. Излишняя активность и недостаток внимания – попытка защититься от непосильной нагрузки на НС.

Положительные качества детей с СДВГ

  • Активны, деятельны;
  • Легко считывают настроение собеседника;
  • Готовы на самопожертвование ради людей, которые им нравятся;
  • Не злопамятны, не способны затаить обиду;
  • Бесстрашны, им не свойственны большинство детских страхов.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, диагностика

Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности может включать несколько этапов:
  1. Сбор информации – интервью с ребенком, беседа с родителями, диагностические опросники.
  2. Нейропсихологическое обследование.
  3. Консультация педиатра.
Как правило, невролог или психиатр ставит диагноз на основании беседы с ребенком, проанализировав информацию от родителей, воспитателей и учителей.
  1. Сбор информации
Большую часть информации специалист получает во время беседы с ребенком и наблюдения за его поведением. С детьми беседа проходит в устной форме. При работе с подростками врач может попросить заполнить бланк опросника, напоминающий тест. Дополнить картину помогает информация, полученная от родителей и учителей.

Диагностический опросник – это список вопросов, составленный таким образом, чтобы собрать максимальное количество информации о поведении и психическом состоянии ребенка. Обычно он имеет вид теста с вариантами ответов. Для выявления СДВГ используются:

  • Диагностический опросник СДВГ для подростков Вандербильта. Существуют версии для родителей, педагогов.
  • Родительский симптоматический опросник проявлений СДВГ;
  • Структурированный опросник Коннерса.
Согласно международной классификации болезней МКБ-10 диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» у ребенка ставится при обнаружении следующих симптомов:
  • Нарушение адаптации. Выражается несоответствием характеристикам нормальным для этого возраста;
  • Нарушение внимания, когда ребенок не может сосредоточить свое внимание на одном предмете;
  • Импульсивность и гиперактивность;
  • Развитие первых симптомов в возрасте до 7-ми лет;
  • Нарушение адаптации проявляется в различных ситуациях (в детском саду, школе, дома), при этом интеллектуальное развитие ребенка соответствует возрасту;
  • Данные симптомы сохраняются на протяжении 6-ти и более месяцев.
Врач имеет право поставить диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» в том случае, если у ребенка обнаруживаются и прослеживаются на протяжении 6-ти и более месяцев минимум 6 симптомов невнимательности и минимум 6 симптомов импульсивности и гиперактивности . Эти признаки проявляются в постоянно, а не время от времени. Они выражены настолько, что мешают ребенку в обучении и повседневной деятельности.

Признаки невнимательности

  • Не удерживает внимание на деталях. В работе допускает большое количество ошибок из-за небрежности и легкомыслия.
  • Легко отвлекается.
  • С трудом сосредоточивает внимание при игре и выполнении заданий.
  • Не слушает речь, обращенную к нему.
  • Не в состоянии довести до конца выполнение задания, сделать домашнюю работу. Не может придерживаться инструкции.
  • Испытывает трудности в выполнении самостоятельной работы. Нуждается в руководстве и контроле со стороны взрослого.
  • Сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного умственного напряжения: домашних заданий, задач учителя или психолога. Избегает такой работы под разными поводами, выказывает недовольство.
  • Часто теряет вещи.
  • В повседневной деятельности проявляет забывчивость и рассеянность.

Признаки импульсивности и гиперактивности

  • Совершает большое количество ненужных движений. Не может спокойно сидеть на стуле. Вертится, совершает движения, стопами, кистями, головой.
  • Не может сидеть или оставаться на месте в ситуациях, когда это делать необходимо – на уроке, на концерте, в транспорте.
  • Проявляет необдуманную двигательную активность в ситуациях, когда это недопустимо. Встает, бегает, крутится, без спросу берет вещи, пытается куда-то забраться.
  • Не может спокойно играть.
  • Чрезмерно подвижен.
  • Излишне болтлив.
  • Отвечает, не дослушав вопрос до конца. Не задумывается перед тем, как дать ответ.
  • Нетерпелив. С трудом дожидается своей очереди.
  • Мешает окружающим, пристает к людям. Вмешивается в игру или беседу.
Строго говоря, диагностика СДВГ основывается на субъективном мнении специалиста и его личном опыте. Поэтому, если родители не согласны с диагнозом, то имеет смысл обратиться к другому неврологу или психиатру, который специализируется на данной проблеме.
  1. Нейропсихологическое обследование при СДВГ
С целью исследовать особенности работы мозга ребенку делают электроэнцефалографическое обследование (ЭЭГ). Это измерение биоэлектрической активности мозга в состоянии покоя или при выполнении заданий. Для этого через кожу головы измеряют электрическую активность мозга. Процедура безболезненная и безвредная.
При СДВГ бета-ритм снижен, а тета-ритм увеличен. Соотношение тета-ритма и бета-ритма в несколько раз выше нормы. Это говорит о том, что биоэлектрическая активность мозга снижена, то есть генерируется и проходит по нейронам меньшее количество электрических импульсов, по сравнению с нормой.
  1. Консультация педиатра
Проявления сходные с СДВГ могут быть вызваны анемией , гипертиреозом и другими соматическими заболеваниями. Подтвердить или исключить их может педиатр, после анализа крови на гормоны и гемоглобин .
Обратите внимание! Как правило, помимо диагноза СДВГ в медицинской карте ребенка невролог указывает еще ряд диагнозов:
  • Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – легкие неврологические расстройства, вызывающие нарушения двигательных функций, речи, поведения;
  • Повышенное внутричерепное давление (ВЧД) – повышенное давление ликвора (спинномозговой жидкости) которая находится в желудочках головного мозга, вокруг него и в спинномозговом канале.
  • Перинатальное повреждение ЦНС – повреждение нервной системы, возникшее во время беременности, родов или в первые дни жизни.
Все эти нарушения имеют сходные проявления, поэтому часто и пишутся в комплексе. Такая запись в карточке не означает, что у ребенка большое количество неврологических заболеваний. Напротив, изменения минимальны и поддаются коррекции.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, лечение

  1. Лечение медикаментами при СДВГ

Лекарственные препараты назначают по индивидуальным показаниям только в том случае, если без них не удается улучшить поведение ребенка.
Группа препаратов Представители Эффект от приема медикаментов
Психостимуляторы Левамфетамин, Дексамфетамин, Дексметилфенидат Увеличивается выработка нейромедиаторов, благодаря чему нормализуется биоэлектрическую активность мозга. Улучшают поведение, уменьшаются импульсивность, агрессивность, проявления депрессии.
Антидепрессанты, ингибиторы обратного захвата норадреналина Атомоксетин. Дезипрамин, Бупропион
Уменьшают обратный захват нейромедиаторов (дофамина, серотонина). Их накопление в синапсах улучшает передачу сигналов между клетками мозга. Повышают внимание, снижают импульсивность.
Ноотропные препараты Церебролизин, Пирацетам, Инстенон, Гамма-аминомасляная кислота Улучшают обменные процессы в ткани мозга, его питание и обеспечение кислородом, усвоение глюкозы мозгом. Повышают тонус коры больших полушарий. Эффективность этих препаратов не доказана.
Симпатомиметики Клонидин, Атомоксетин, Дезипрамин Повышают тонус сосудов мозга, улучшая кровообращение. Способствуют нормализации внутричерепного давления.

Лечение проводят низкими дозами препаратов, чтобы свести к минимуму риск развития побочных эффектов и привыкания. Доказано, что улучшение наступает только на время приема препаратов. После их отмены симптомы появляются вновь.
  1. Физиотерапия и массаж при СДВГ

Этот комплекс процедур направлен на лечение родовых травм головы, шейного отдела позвоночника, снятие спазма мышц шеи. Это необходимо для нормализации мозгового кровообращения и внутричерепного давления. При СДВГ применяются:
  • Лечебная гимнастика , направленная на укрепление мышц шеи и плечевого пояса. Должна выполняться ежедневно.
  • Массаж воротниковой зоны курсами по 10 процедур 2-3 раза в год.
  • Физиопроцедуры . Применяют инфракрасное облучение (прогревание) спазмированных мышц с помощью инфракрасных лучей. Также используют прогревание парафином. По 15-20 процедур 2 раза в год. Эти процедуры хорошо сочетаются с массажем воротниковой зоны.
Обратите внимание, что это процедуры можно начинать только после консультации с неврологом и ортопедом.
Не стоит прибегать к услугам мануальных терапевтов. Лечение у неквалифицированного специалиста, без предварительного рентгена позвоночника, может стать причиной серьезной травмы.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, коррекция поведения

  1. БОС-терапия (метод биологической обратной связи)

БОС-терапия современная методика лечения, которая приводит в норму биоэлектрическую активность мозга, устраняя причину СДВГ. Эффективно используется для лечения синдрома более 40-ка лет.

Мозг человека генерирует электрические импульсы. Их разделяют в зависимости от частоты колебаний в секунду и амплитуды колебаний. Основными являются: альфа-, бета-, гамма-, дельта- и тета-волны. При СДВГ снижена активность бета-волн (бета-ритм), которые связаны с фокусированием внимания, памятью, обработкой информации. Одновременно повышается активность тета-волн (тета-ритм), которые свидетельствуют о эмоциональном напряжении, утомлении, агрессивности и неуравновешенности. Есть версия, что тета-ритм способствует быстрому усвоению информации и развитию творческого потенциала.

Задача БОС-терапии нормализовать биоэлектрические колебания мозга – стимулировать бета-ритм и снизить до нормы тета-ритм. Для этого используется специально разработанный программно аппаратный комплекс «БОС-ЛАБ».
На определенные места на теле ребенка закрепляются датчики. На мониторе ребенок видит, как ведут себя его биоритмы и пробует произвольно их изменить. Также биоритмы изменяются в ходе выполнения компьютерных упражнений. Если задание сделано правильно, то раздается звуковой сигнал или появляется картинка, которые являются элементом обратной связи. Процедура безболезненная, интересная и хорошо переносится ребенком.
Эффект от процедуры – повышается внимание, снижается импульсивность и гиперактивность. Повышается успеваемость и взаимоотношение с окружающими.

Курс состоит из 15-25 сеансов. Прогресс заметен после 3-4 процедуры. Эффективность лечения достигает 95%. Эффект сохраняется длительно, на 10 лет и более. У части пациентов БОС-терапия полностью устраняет проявления болезни. Не оказывает побочных эффектов.

  1. Психотерапевтические методики


Эффективность психотерапии значительная, но для прогресса может потребоваться от 2-х месяцев до нескольких лет. Улучшить результат можно сочетая различные психотерапевтические методики, педагогические меры родителей и преподавателей, физиотерапевтические методы и соблюдение режима дня.

  1. Когнитивно-поведенческие методы
Ребенок под руководством психолога, а затем самостоятельно, формирует различные модели поведения. В дальнейшем из них выбирают наиболее конструктивные, «правильные». Параллельно психолог помогает ребенку понять свой внутренний мир, эмоции и желания.
Занятия проводят в форме беседы или игры, где ребенку предлагают различные роли – ученика, покупателя, друга или оппонента в споре со сверстниками. Дети разыгрывают ситуацию. Затем ребенку предлагают определить, что чувствует каждый из участников. Правильно ли он поступил.
  • Навыки управления гневом и выражения своих эмоций в приемлемой форме. Что ты чувствуешь? Чего ты хочешь? Теперь скажи это вежливо. Что мы можем сделать?
  • Конструктивное решение конфликтов. Ребенка учат договариваться, искать компровис, избегать ссор или выходить из них цивилизованно. (Не хочешь делиться – предложи другую игрушку. Тебя не принимают в игру – придумай интересное занятие и предложи другим). Важно научить ребенка говорить спокойно, выслушивать собеседника, четко сформулировать чего он хочет.
  • Адекватные способы общения с учителем и со сверстниками. Как правило ребенок знает правила поведения, но не соблюдает их из-за импульсивности. Под руководством психолога в игре ребенок совершенствует навыки общения.
  • Правильные методы поведения в общественных местах – в детском саду, на уроке, в магазине, на приеме у врача и т.д. осваиваются в форме «театра».
Эффективность метода значительная. Результат проявляется через 2-4 месяца.
  1. Игровая терапия
В форме игры приятной для ребенка, происходит формирование усидчивости и внимательности, обучению контроля гиперактивности и повышенной эмоциональности.
Психолог индивидуально подбирает набор игр с учетом симптомов СДВГ. При этом он может изменять их правила, если ребенку слишком легко или тяжело.
Игровая терапия на первых порах проводится индивидуально, затем может стать групповой или семейной. Также игры могут быть «домашним заданием», или проводится учителем во время пятиминутки на уроке.
  • Игры на развитие внимания. Найди 5 отличий на картинке. Определи запах. Определи предмет на ощупь с закрытыми глазами. Испорченный телефон.
  • Игры на развитие усидчивости и борьбу с расторможенностью . Прятки. Молчанка. Рассортируй предметы по цвету/размеру/форме.
  • Игры на контроль двигательной активности. Перебрасывание мяча с заданным темпом, который постепенно увеличивается. Сиамские близнецы, когда дети в паре, обнимая друг друга за талию, должны выполнять задания – похлопать в ладоши, пробежаться.
  • Игры на снятие мышечных зажимов и эмоционального напряжения . Направлены на физическое и эмоциональное расслабление ребенка. «Шалтай-болтай» на поочередное расслабление различных групп мышц.
  • Игры на развитие памяти и преодоление импульсивности. «Говори!» - ведущий задает простые вопросы. Но отвечать на них можно только после команды «Говори!», перед которой он делает паузу в несколько секунд.
  • Компьютерные игры, которые одновременно развивают усидчивость, внимание и сдержанность.
  1. Арт-терапия

Занятие различными видами искусства снижает утомление и тревожность, освобождает от негативных эмоций, улучшает адаптацию, позволяет реализовать таланты и поднять самооценку ребенка. Помогает развить внутренний контроль и усидчивость, улучшает взаимоотношения между ребенком и родителем или психологом.

Интерпретируя результаты работы ребенка, психолог получает представление о его внутреннем мире, душевных конфликтах и проблемах.

  • Рисование цветными карандашами, пальчиковыми красками или акварелью. Используются листы бумаги разного размера. Сюжет рисунка ребенок может выбирать сам или психолог может предложить тему – «В школе», «Моя семья».
  • Песочная терапия . Необходима песочница с чистым, увлажненным песком и набор разнообразных формочек, включающий человеческие фигурки, транспорт, домики и т.д. Ребенок сам решает, что именно он хочет воспроизвести. Часто он обыгрывает сюжеты, которые его бессознательно беспокоят, но он не может донести это до взрослых.
  • Лепка из глины или пластилина. Ребенок лепит из пластилина фигурки на заданную тему – веселые животные, мой друг, мой домашний питомец. занятия способствуют развитию мелкой моторики и функций мозга.
  • Слушанье музыки и игра на музыкальных инструментах. Для девочек рекомендована ритмичная танцевальная музыка, а для мальчиков – маршеобразная. Музыка снимает эмоциональное напряжение, повышает усидчивость и внимание.
Эффективность арт-терапии – средняя. Она является вспомогательным методом. Может использоваться для установления контакта с ребенком или для отдыха.
  1. Семейная терапия и работа с преподавателями.
Психолог информирует взрослых об особенностях развития ребенка с СДВГ. Рассказывает о эффективных методах работы, формах влияния на ребенка, как сформировать систему поощрений и санкций, как донести до ребенка необходимость выполнения обязанностей и соблюдения запретов. Это позволяет снизить число конфликтов, сделать обучение и воспитание более легким для всех его участников.
При работе с ребенком психолог составляет программу психокоррекции, рассчитанную на несколько месяцев. На первых сеансах он устанавливает контакт с ребенком и проводит диагностику, чтобы определить насколько выражены невнимательность, импульсивность и агрессивность. С учетом индивидуальных особенностей он составляет программу коррекции, постепенно вводя различные психотерапевтические методики и усложняя задания. Поэтому родителям не стоит ожидать кардинальных изменений уже после первых встреч.
  1. Педагогические меры


Родителям и учителям необходимо учитывать цикличность работы мозга у детей с СДВГ. В среднем ребенок 7-10 минут усваивает информацию, затем 3-7 минут мозгу необходимо на восстановление и отдых. Эту особенность обязательно использовать в процессе обучения, выполнения домашних заданий и в любой другой деятельности. Например, давайте ребенку задания, которые он успеет выполнить за 5-7 минут.

Правильное воспитание – основной путь борьбы с симптомами СДВГ. От поведения родителей зависит «перерастет» ли ребенок эту проблему и насколько успешным будет во взрослой жизни.

  • Будьте терпеливы, сохраняйте самоконтроль. Избегайте критики. Особенности в поведении ребенка не его вина и не ваша. Оскорбления и физическое насилие недопустимы.
  • Общайтесь с ребенком экспрессивно. Проявления эмоций в мимике и голосе помогут удержать его внимание. По этой же причине важно смотреть в глаза ребенку.
  • Используйте физический контакт . Держите за руку, поглаживайте, обнимайте, используйте элементы массажа при общении с ребенком. Это действует успокаивающе и помогает сосредоточиться.
  • Обеспечьте четкий контроль выполнения заданий . Ребенок не обладает достаточной силой воли завершить начатое, у него велик соблазн остановиться на полпути. Знание, что взрослый будет контролировать выполнение задания, поможет ему довести дело до конца. Обеспечит в будущем дисциплину и самоконтроль.
  • Ставьте перед ребенком посильные задачи . Если он не справляется с задачей, которую вы перед ним поставили, то в следующий раз упростите ее. Если вчера ему не хватило терпения убрать все игрушки, то сегодня попросите только собрать кубики в коробку.
  • Ставьте ребенку задание в виде коротких инструкций . За один раз давайте одно задание: «Почисть зубы». Когда это будет завершено, попросите умыться.
  • Делайте перерывы в несколько минут между каждым видом деятельности . Собрал игрушки, отдохнул 5 минут, пошел умываться.
  • Не запрещайте ребенку проявлять физическую активность во время занятий . Если он машет ногами, крутит в руках различные предметы, переминается возле стола, это улучшает его мыслительный процесс. Ели же вы ограничите эту мелкую активность, то мозг ребенка впадет в ступор и не сможет воспринимать информацию.
  • Хвалите за каждый успех. Делайте это один на один и в кругу семьи. У ребенка занижена самооценка. Он часто слышит, какой он плохой. Поэтому похвала ему жизненно необходима. Она стимулирует ребенка быть дисциплинированным, прикладывать еще больше усилий и упорства в выполнении заданий. Хорошо, если похвала будет наглядной. Это могут быть фишки, жетоны, наклейки, карточки, которые ребенок сможет пересчитать в конце дня. Время от времени меняйте «награды». Лишение награды – эффективный способ наказания. Он должен следовать сразу за проступком.
  • Будьте последовательны в своих требованиях . Если нельзя долго смотреть телевизор, то не делайте исключения, когда у вас гости или мама устала.
  • Предупреждайте ребенка, что последует далее. Ему трудно прервать деятельность, которая интересна. Поэтому за 5-10 минут до окончания игры предупредите, что скоро он закончит играть и будет собирать игрушки.
  • Учите планировать. Вместе составляйте список дел, которые необходимо выполнить сегодня, а затем вычеркивайте сделанное.
  • Составьте распорядок дня и придерживайтесь его . Это научит ребенка планировать, распределять свое время и предвидеть, что будет в ближайшее время. Это развивает работу лобных долей и создает ощущение безопасности.
  • Поощряйте ребенка заниматься спортом . Особенно полезны будут восточные единоборства, плаванье, легкая атлетика, велоспорт. Они направят активность ребенка в правильное полезное русло. Командные виды спорта (футбол, волейбол) могут вызвать сложности. Травматичные виды спорта (дзюдо, бокс) могут повысить уровень агрессивности.
  • Пробуйте различные виды занятий. Чем больше вы предложите ребенку, тем выше шанс, что он найдет свое хобби, которое поможет ему стать более усидчивым и внимательным. Это выработает у него самоуважение и улучшит отношения со сверстниками.
  • Оградите от длительного просмотра телевизора и сидения за компьютером. Примерная норма – 10 минут на каждый год жизни. Так 6-тилетний ребенок не должен смотреть телевизор дольше часа.
Помните, если вашему ребенку поставили диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности», это не означает, что он отстает от сверстников в интеллектуальном развитии. Диагноз лишь указывает на пограничное состояние между нормой и отклонением. Родителям придется приложить больше усилий, проявить много терпения в воспитании, и в большинстве случаев после 14 лет ребенок «перерастет» это состояние.

Часто дети с СДВГ имеют высокий уровень IQ и их называют «дети индиго». Если ребенок увлечется чем то конкретным в подростковом возрасте, то он направит на это всю свою энергию и доведет до совершенства. Если это хобби перерастет в профессию, то успех гарантирован. Это доказывает тот факт, что большинство крупных бизнесменов и выдающихся ученых в детстве страдали от синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Статья посвящена очень распространенному явлению в наши дни — гиперактивности у детей. Если ваш ребенок стал беспокойным, капризным, рассеянным, плохо спит, то это значит лишь то, что его организм просит у вас помощи. Как вести себя с гиперактивным ребенком, чем его кормить и какие добавки принимать читайте далее.

По данным ведущих детских психиатров США, Канады, Великобритании (Б.Фейнгольд, А.Смит, У.Роберте, Дж.Ф.Тейлор), СДВГ - это наиболее часто встречаемая патология поведения у детей. Признаки гиперактивности ребенка следующие: импульсивность, беспокойство, повышенная активность/подвижность, проблемы со сном и координацией, рассеянность, нетерпение, неусидчивость, чрезмерная эмоциональность . Эти дети обычно замечают все происходящее вокруг них и не могут не отреагировать, по этой причине снижена способность концентрировать внимание на одном предмете и при сохраненном интеллекте успеваемость хуже, чем у сверстников.

Действия родителей:

Прежде всего, Вам следует поговорить с несколькими специалистами для уточнения диагноза. Дело в том, что психиатры часто назначают психотропные средства при поведении, которое можно наблюдать у большинства здоровых детей в определенных жизненных ситуациях. Так, психиатрическое определение СДВГ включает такие симптомы, которые часто встречаются и у абсолютно здоровых детей: например, ребенку трудно играть тихо, ребенок легко отвлекается на внешние раздражители, ребенок излишне разговорчив, ребенок нуждается в руководстве, и т.д. Возможно, существуют доказательства, что и вышеперечисленные симптомы могут быть частью СДВГ, но оправдывают ли эти симптомы назначение психотропных средств детям?

В случае, если наличие СДВГ у Вашего ребенка не вызывает сомнений, у Вас есть выбор.

  • Во-первых , Вы можете пойти по пути лекарственной терапии - это психотропные препараты из группы амфетаминов. За последние 5 лет объемы продаж амфетаминов в США возросли в 3,7 раз, из них детскому контингенту - в 2,8 раза. Число детей, получающих амфетамины, оценивается в 4 млн. человек. В странах СНГ такая статистика не является общедоступной, однако, трудновоспитуемые дети, подростки с «проблемным поведением» и так называемые «дети улиц» - это не только следствие социальных неурядиц, это проблема, в том числе, из ряда медико-психологических.
  • Амфетамины создают видимость успокоения ребенка, на самом деле не решают проблем, приведших к СДВГ. Достаточных данных о безопасности продолжительного приема амфетаминов детьми не существует. Побочные эффекты от применения амфетаминов: бессонница, головные боли, задержка интеллектуального развития, сонливость, аллергические реакции и т.д.
  • Во-вторых , Вы можете разобраться в причинах появления СДВГ у Вашего ребенка и пойти по немедикаментозному пути решения проблемы. Это более долгий и сложный для Вас путь. Однако результаты того стоят. Если Вы выбрали второй вариант пути - вперед, к причинам СДВГ.

Наиболее вероятными причинами СДВГ признаны искусственные компоненты пищи, являющиеся ядом для детского мозга.

Подсчитано, что более 2000 наименований химических веществ - красителей, ароматизаторов, консервантов, стабилизаторов и т.д., - ежедневно поглощается Вашим ребенком. Каждый ребенок съедает около 2 кг химических добавок ежегодно! Детские психиатры, изучающие СДВГ, убеждены в том, что химические дополнения к пище могут действовать на мозг ребенка как сильное возбуждающее средство. Такие факторы, как наследственность, стресс, отравления тяжелыми металлами, железодефицитная анемия, глисты, аллергизация могут усиливать проявления СДВГ, а ослабление детоксицирующей функции печени при дефиците антиоксидантов провоцируют появление СДВГ при наличии «внутренней готовности» мозга. Доктора Дж.Карпер, А.Смит, Л.Стевенс, Б.Фейнгольд и др. считают, что поведение детей с CДВГ можно контролировать без лекарственной терапии. Как считает доктор Фейнгольд, при помощи изменения стереотипа питания можно эффективно помочь ребенку с СДВГ.

Что помогает при гиперактивности ребенка?

Диета Фейнгольда - это максимальное исключение продуктов, содержащих искусственные красители, ароматизаторы, химические добавки . Обязательным является прием кальция и магния . Это связано с тем, что более чем у 85% детей с СДВГ выявляется дисбактериоз и поражение органов пищеварения, что зачастую сопровождается непереносимостью молока и поэтому требуется полная отмена молочных продуктов. Кальций в сложившейся ситуации играет роль гипоаллергизующего и детоксицирующего фактора, кроме того, он крайне необходим для нервной системы растущего организма. Роль магния также весьма многогранна, он помогает уравновесить процессы торможения и возбуждения в нервной системе и уменьшает тягу ребенка к шоколаду, который также нежелателен в рационе ребенка с СДВГ. Очень важно, чтобы препараты кальция и магния не содержали ароматизаторов, подсластителей и прочих «завлекалочек» для улучшения вкуса. Фирма производитель должна гарантировать высочайшее качество своих препаратов, так как речь идет о лечении ребенка. Кальций Магний Хелат NSP – это высококачественный и полностью безопасный продукт для поддержки детей и взрослых.

Особое значение в немедикаментозном лечении СДВГ имеет Омега 3. У 95% детей с диагностируемым СДВГ уровень Омега-3 в крови на 35 и более процентов ниже, чем у здоровых сверстников. Исследователи Лаура Стевенс и Джон Бургисс (Великобритания) утверждают, что тест на уровень Омега-3 в крови обязателен для всех детей и подростков для раннего выявления СДВГ.

Что такое Омега-3?

Это особый вид жирных кислот. Каждую клетку живого организма окружает белково-липидная мембрана, контролирующая все процессы жизнедеятельности клетки. В состав липидного (жирового) слоя мембраны как раз и входят Омега-3 жиры . Этот особый вид жиров настолько необходим клеткам, что при их дефиците клетки перестают нормально функционировать. Омега-3 необходимы дня прохождения импульсов по клеткам сердца, головного мозга, обеспечивают функцию клеток кровеносных сосудов, суставов, слизистых оболочек, влияют на настроение, память, концентрацию внимания. Нехватка Омега-3 в мембранах клеток мозга провоцирует нарушение работы мозга по многим направлениям - от СДВГ, депрессии, болезни Альцгеймера до рассеянного склероза.

Источником Омега-3 могут быть жирная рыба, меньше Омега-3 в семенах льна или льняном масле, орехах. Широкомасштабные исследования по коррекции СДВГ при помощи лечебных доз Омега-3, как сообщают доктора Бургисс и Стевенс, показывают ошеломительные результаты: «сочетание высоких доз Омега-3 с антиоксидантами показывают высокую успешность в лечении детей с СДВГ. Жирные кислоты - чрезвычайно мощная и важная субстанция для клеток мозга ребенка».

В чем разница между давно известным рыбьим жиром и капсулами Омега-3?

Рыбий жир - это сочетание всех жирорастворимых субстанций, которые накапливаются в печени рыб. Для того чтобы обеспечить суточную лечебную дозу Омега-3, Ваш ребенок должен принимать не менее 15 столовых ложек рыбьего жира. Количество витаминов А и D в таком объеме рыбьего жира может быть токсичным и вызвать отравление уже на 3–7 сутки лечения, а длительность приема Омега-3 при СДВГ должна быть не менее 3-х месяцев. Кроме того, печень любого живого существа - это фильтр, на котором осаждается много опасных веществ. Диетологи рекомендуют отказываться от употребления внутренних органов животных, рыб, птиц вообще или сократить частоту их применения до 1–2 раз в месяц.

Омега-3 должна быть добыта из жира тела (мышечной ткани) рыбы, а не из жира печени рыбы. Нужно быть уверенным в качестве препарата, который Вы даете больному ребенку. Качественная Омега-3 не может быть дешевой, однако и высокая цена продукта не является 100% гарантией качества. Продукт Омега-3 от NSP изготовлен из жира мышечной ткани рыб, обитающих в холодных морях (лосось и скумбрия), и имеет хорошее соотношение эйкозапентаеновой и декозагексаеновой кислот. Также в состав Омега-3 от NSP входит антиоксидант – витамин Е , предотвращающий возможное окисление упомянутых кислот, что придает данному препарату особую ценность.

Об антиоксидантах

Компания NSP предлагает несколько препаратов с антиоксидантными свойствами, лучшим из которых является Грэпайн с протекторами , представляющий собой вытяжку из виноградных зерен и кожицы винограда в сочетании с экстрактами более чем 10 различных овощей и фруктов. Он запатентован в США (№4,698,360 SynerPro Grapine with protectors). Степень антиоксидантной защиты у данного препарата в 30 и 50 раз соответственно выше, чем у витаминов С и Е. А за счет вытяжек из овощей и фруктов Ваш ребенок, соблюдающий диету Фейнгольда, получит полный набор витаминов, микроэлементов и минералов без риска аллергизации.

«Запитка» мозга лецитином

Лецитин – защитник и строитель нервной системы, головной мозг на 35% состоит из лецитина, так же лецитин составляет основу миелиновой оболочки нервов всего организма. Продукты, богатые лецитином, считаются «пищей для мозга». Это в первую очередь яйца, печень, соя, икра, рыбий жир, жирный творог, говядина. Не каждый ребенок соглашается есть печень или рыбу, но большинство детей любят яйца. Если же у ребенка аллергия или неприязнь к рыбе, например, или к большинству продуктов из этого списка – родителям не остается выбора, как прибегнуть к помощи биологически активных добавок. Применение лецитина дает колоссальные результаты в лечении многих заболеваний нервной системы, в том числе и для борьбы с гиперактивностью.

Лецитин для детей с гиперактивностью поможет улучшить внимание, память, эмоциональное равновесие. Детям очень нравится Лецитин НСП , они раскусывают капсулы и с радостью их жуют.

Схема лечения ребенка с гиперактивностью без применения психотропных препаратов:

  1. Соблюдение диеты Фейнгольда (исключить продукты, содержащие красители, ароматизатары и консерванты, молоко и сладости).
  2. Кальций Магний Хелат в течение 3-6 месяцев (дозировку уточняйте).

Итак, есть выбор из существующих на сегодняшний день способов вылечить от СДВГ Вашего ребенка. Возможно, Вам придется изменить образ жизни, привычки, пищевые стереотипы всей семьи. Однако, здоровье Вашего ребенка - это достойная цель! Некоторые дети отреагируют на Ваши усилия уже через несколько дней, другим, возможно, потребуется несколько месяцев. Здоровья Вам и Вашим детям!