Занятия физической культурой и спортом при заболевании "близорукость". Занятия физической культурой и спортом при близорукости Зрение минус 2.75 какая группа здоровья

Основные противопоказания к занятиям спортом для лиц с близорукостью.

Многие считают, что миопия не мешает заняться спортом, но они глубоко ошибаются. Как и с другими сложными заболеваниями, при миопии следует обратить особое внимание на подход к выбору вида спорта и дозволенных нагрузок.

Для близоруких обязательно нужно правильно определить противопоказания. Врачи должны контролировать состояние органа зрения. Занятия спортом могут хорошо воздействовать на состояние глаз при миопии и содействовать ее стабилизации, но могут и плохо воздействовать на глаза и ослеплять. Это зависит от степени миопии, а также от структуры выбранного вида спорта и спортивных нагрузок.

Особенности занятия спортом при близорукости и дальнозоркости

Близорукость (миопия, от греческого «мио» - щуриться и «опсис» - взгляд) - изменение круглой формы глаза на овальную, из-за чего внутри него нарушается преломление света, и световые лучи, проходя через глазное яблоко, фокусируются перед сетчаткой, а не на ней. Поэтому предметы, которые находятся вдали, близорукие люди видят расплывчатыми. При этом клетки сетчатки, находящиеся в зоне максимальной световой чувствительности, разрежаются и растягиваются. Это основная причина, по которой врачи накладывают запрет на занятия, связанные с прыжками, ударами, натуживанием и возможностью получить черепно-мозговую травму - из-за высокого риска разрыва или отслоения сетчатки.

При дальнозоркости, например, глаз оказывается не вытянутым, а сплюснутым, и сетчатка не растягивается так критично, как при близорукости. Поэтому дальнозорким людям в спорте практически всегда дается «зеленый свет», по крайней мере, офтальмологами.

Однако сам по себе диагноз «миопия» не является окончательным приговором, который ставит крест на занятиях спортом. Во-первых, она бывает врожденная и приобретенная. Вторая, естественно, опасней.

Во-вторых, имеет значение степень близорукости. Официально различают:

  • слабую миопию - до 3 диоптрий
  • среднюю миопию - от 3 до 6 диоптрий
  • сильную миопию - выше 6 диоптрий

До 3 диоптрий, как правило, никаких ограничений по физическим нагрузкам нет. От 5 диоптрий - врачи с осторожностью дают допуски на занятия спортом, даже при отсутствии дегенеративных изменений на глазном дне. В этом случае начинающим спортсменам придется забыть о тяжелой атлетике, боксе, всех видах спортивной борьбы, акробатике и спортивной гимнастике. Свыше 6 диоптрий - максимум ограничений, независимо от спортивных разрядов и достижений.

В-третьих, эта градация весьма условна, так как можно при зрении -1 иметь прогрессирующую миопию (когда за год она увеличивается на одну и более диоптрий). Тогда врач еще хорошо задумается, какое заключение вам давать. А можно всю жизнь ходить с -3, заниматься боксом, борьбой и тяганием железа, при этом глаза будут отлично себя чувствовать. Ну, может не совсем отлично, но не меньше, чем на -3.

И, в-четвертых, резюмируя предыдущие два пункта, ограничения на занятия спортом накладываются не в соответствии со степенью близорукости, а исходя из изменений внутри глаза. Скажем, гораздо хуже и опасней, когда при слабой миопии на глазном дне просматриваются кровоизлияния и сетчатка ослаблена, чем стабильное состояние при средних показателях близорукости.

При не прогрессирующей близорукости обязательно нужно заниматься с каким-либо видом спорта. Если невозможно заняться спортом с очками и с контактными линзами, то во время занятий очки можно снимать. Если нельзя пользоваться с очками, а острота зрения необходима, то в таких случаях нужно воспользоваться контактными линзами, надеваемыми прямо на глазное яблоко.

Когда развивающейся близорукость, нельзя заниматься видами спорта с большим физическим напряжением (бокс, борьба, тяжелая атлетика и т.д.).

Если у человека близорукость больше 4 дптр, то врачи не должны его пропускать к занятиям спортом. Близорукость может и прогрессировать во время занятий, в таком случае, спортсмен должен прекратить заниматься спортом или снизить нагрузки.

Занятия спортом могут положительно влиять на стабилизацию зрения. Большие плюсы им дают спортив-ные игры, плавание, катание на лыжах, горный спорт.

При ограничении физической активности у близоруких людей наблюдается ухудшение кровоснабжения различных органов, в том числе глаз, и ухудшение способности к аккомодации. При этом, как отмечают исследователи, не все физические упражнения будут полезны людям с близорукостью. Наиболее полезными названы циклические упражнения средней интенсивности (бег, плавание), при которых частота сердечных сокращений остается на уровне 100-140 ударов в минуту. Вызывая приток крови к глазам, эти упражнения улучшают работу цилиарной мышцы глаза и нормализуют циркуляцию внутриглазной жидкости. Циклические упражнения высокой интенсивности, а также акробатика, прыжки, упражнения на гимнастических снарядах, вызывающие учащение пульса до 180 ударов в минуту, приводят к значительной длительно сохраняющейся ишемии глаз, поэтому противопоказаны близоруким людям.

Уменьшение общей физической активности и гиподинамия в сочетании со значительными зрительными нагрузками, часто встречающаяся у школьников и студентов, способствует развитию и прогрессированию близорукости. Для профилактики возникновения и лечения миопии у детей и молодежи показано сочетание физических упражнений, направленных на общее развитие, со специальными упражнениями, улучшающими кровоснабжение глаз и вызывающими укрепление цилиарной мышцы.

Чтобы правильно оценить возможность занятия теми или иными видами физкультуры и спорта, необходимо ориентироваться на имеющиеся критерии для разделения студентов и школьников на группы в соответствии со степенью миопии и наличием или отсутствием у них осложнений и изменений на глазном дне. Согласно этой методике, выделяют основную, подготовительную и специальную группы для занятий физической культурой. Учащиеся с дальнозоркостью или миопией выше 6 диоптрий, хроническими или дегенеративными заболеваниями глаз и изменениями глазного дна должны заниматься по индивидуальной программе под присмотром врача в специальной группе. В подготовительную группу должны быть направлены все учащиеся с дальнозоркостью или близорукостью от 3 до 6 диоптрий. Если же аномалии рефракции не превышают 3 диоптрий, учащиеся могут посещать занятия физкультурой в основной группе.

Студентам и школьникам со слабой степенью миопии или гиперметропии полезны спортивные игры, в ходе которых происходит постоянное переключение зрения попеременно на близкое и далекое расстояние. Такие виды спорта как волейбол, баскетбол или настольный теннис благоприятно сказываются на аккомодационной способности глаз и тренируют глазные мышцы, предотвращают прогрессирование патологических изменений органа зрения.

Учащимся со средней степенью близорукости или дальнозоркости следует ограничивать интенсивность занятия физкультурой, а также такие виды физической активности, как прыжки (в длину, в высоту, с вышки и пр.). Их занятия физкультурой необходимо дополнить специальными упражнениями, направленными на укрепление мышц глаза, гимнастикой для глаз, лечебной физкультурой.

При высокой степени близорукости, осложнениях и изменениях глазного дна показано существенное ограничение видов физической активности. Миопия и спорт не совместимы в случаях занятия такими спортивными дисциплинами, как бокс и борьба, прыжки, большой теннис и футбол, горнолыжный спорт, тяжелая атлетика, велоспорт или конный спорт. Полезными будут дозированные циклические упражнения под наблюдением врача (бег, плавание, спортивная ходьба, стрельба, гребля, фехтование).

Занятия лечебной физкультурой при миопии

Больным с миопией слабой и средней степени для улучшения зрения нужно ежедневно выполнять ниже перечисленные упражнения, обращенные на укрепление мышц. Нужно во все комплексы содержать упражнение «метка на стекле» для тренировки цилиарной мышцы.

Примерные упражнения для улучшения зрения:

А) Упражнение делается стоя, кисти ставятся на затылок. Сначала поднять руки вверх, прогнуться, потом вернуться в нынешнее положение. Сделать 7 раз.

Кубанский Государственный университет

“Заболевания глаз. Миопия”

Выполнила: Алексеева Юлия Валерьевна

Математический факультет

21 группа

Краснодар

Введение

Причины миопии

Коррекция миопии

Лечение миопии

По состоянию органа зрения

Первое упоминание о близорукости встречается у Аристотеля (384-322 гг.
до н. э.). Он отметил, что при слабости щурящегося глаза к нему подносят
близко то, что хотят увидеть. У Аристотеля впервые встречается и слово
“миопс”, означавшее: закрывать глаза мигая, от которого произошел
современный термин “миопия”.

Миопия (близорукость) является сильной сильной рефракцией, поэтому
напряжение аккомодации в таких глазах не может улучшить изображения
отдаленных предметов и миопы плохо видят вдаль и хорошо - на близком
расстоянии.

Принято выделять три степени миопии: слабую - до 3.0 дптр, среднюю - 6.0
дптр, высокую - свыше 6.0 дптр.

По клиническому течению различают миопию непрогрессирующую и
прогрессирующую.

Прогрессирование миопии может протекать медленно и закончиться с
завершением роста организма. Иногда миопия прогрессирует непрерывно.
достигает высоких степеней (до 30.0-40.0 дптр.), сопровождается рядом
осложнений и значительным снижением зрения. Такая миопия называется
злакачественной - миопической болезнью. Непрогрессирующая миопия
является аномалией рефракции. Клинически она проявляется снижением
зрения вдаль, хорошо корригируется и не требует лечения. Благоприятно
протекает и временно прогрессирующая миопия. Постоянно прогрессирующая
миопия - всегда серьезное заболевание, являющаяся основной причиной
инвалидности. связанной с патологией органа зрения.

Клиническая картина миопии связана с наличием первичной слабости
аккомодации, перенапряжением конвергенции и растяжением заднего сегмента
глаза, происходящим после остановки роста глаза.

Аккомодативная мышца в миопических глазах развита слабо, но так как при
рассматривании близко рассположенных предметов напряжения аккомодации не
требуется. клинически это обычно не проявляется, однако по данным,
способствует компенсаторному растяжению глазного яблока и увеличению
близорукости.

Несбалансированность слабой аккомодации со значительным напряжением
конвергенции может привести к спазму ресничной мышцы, развитию ложной
близорукости, которая со временем переходит в истинную. При миопии выше
6.0 дптр постоянное напряжение конвергенции, обусловленное близким
расположением дальнейшей точки ясного зрения, является большой нагрузкой
для внутренних прямых мышц, в результате чего возникает зрительное
утомление - мышечная астенопия.

Растяжение заднего сегмента глазного яблока приводит к анатомическим и
физиологическим изменениям. Особенно резко на зрительной функции
сказываются нарушения в сосудистой и сетчатой оболочках. Следствием этих
нарушений являются типичные для миопии изменения глазного дна. В
начальных стадиях наблюдается миопический конус. Затем дистрофия
сосудистой и сетчатой оболочек может захватить всю окружность диска
зрительного нерва, образуя ложную заднюю стафилому, распространяясь на
область желтого пятна, она приводит к резкому снижению зрения. В очень
тяжелых случаях высокой миопии растяжение заднего сегмента склеры вблизи
зрительного нерва вызывает образование ограниченного выпячивания
глазного яблока.

Растяжение оболочек глаза сопровождается повышенной ломкостью сосудов с
повторными кровоизлияниями в сетчатку и стекловидное тело. Медленно
рассасывающиеся кровоизлияния приводят к помутнению стекловидного тела и
образованию хориоретинальных очагов на глазном дне. Особое значение
имеет образование грубого пигментного очага, которое сильно снижает
остроту зрения. Ухудшение зрения может наступить и в связи с
прогрессирующим помутнением стекловидного тела, его отслойкой и
развитием осложненной катаракты. Очень тяжелым осложнением высокой
близорукости является отслойка сетчатки, развивающаяся в связи с
разрывом ее в различных участках глазного дна.

Причины миопии

В развитии близорукости следует рассматривать следующие факторы.

1. Генетический, несомненно имеющий большое значение, так как у
близоруких родителей часто бывают близорукие дети. Особенно наглядно это
проявляется в больших группах населения. Так, в Европе число миопов
среди студентов достигает 15%, а в Японии - 85%.

2. Неблагоприятные условия внешней Среды, особенно при длительной работе
на близком расстоянии. Это профессиональная и школьная миопия, особенно
легко формирующаяся, когда развитие организма не завершено.

3. Первичная слабость аккомодации, приводящая к компенсаторному
растяжению глазного яблока.

4. Несбалансированное напряжение аккомодации и конвергенции, вызывающее
спазм аккомодации и развитие ложной, а затем и истинной миопии.

При современном уровне развития офтальмологии нет единой, достаточно
обоснованной научной концепции развития миопии. Участие приведенных выше
факторов следует считать достаточно вероятным, но убедительных данных о
приимущественном значении какого либо из них нет. По-видимому, разные
виды миопии имеют различное происхождение, а их развитие обусловлено
одним из факторов или имеет сложный генез.

Коррекция миопии

Коррекцию миопии осуществляют рассеивающими стеклами. При назначении
очков за основу принимают степень миопии, которую характеризует самое
слабое рассеивающее стекло, дающее наилучшую остроту зрения. Во
избежании назначения минусовых стекол при ложной миопии рефракцию в
детском и юношеском возрастеопределяют в состоянии медикаментозной
циклоплегии.

При миопии слабой степени, как правило, рекомендуется полная коррекция,
равная степени миопии. Носить такие очки можно не постоянно, а только в
случае необходимости. При миопии средней и особенно высокой степени
полная коррекция при работе на близком расстоянии вызывает перегрузку
ослабленной у миопов ресничной мышцы, что проявляется зрительным
дискомфортом при чтении. В таких случаях, особенно в детском возрасте,
назначают две пары очков(для дали - полная коррекция миопии, для работы
на близком расстоянии с линзами на 1.0-3.0 дптр слабее) или для
постоянного ношения бифокальные очки, у которых верхняя часть стекла
служит для зрения вдаль, а нижняя - вблизи.

Лечение миопии

В период роста организма миопия прогрессирует чаще, поэтому особенно
тщательно следует проводить ее лечение в детском и юношеском возрасте.
Обязательны рациональная коррекция, устранение спазмов ресничной мышцы и
явлений астенопии. Рекомендуются специальные упражнения для тренировки
ресничной мышцы.

При высокой осложненной миопии, кроме того, показан общий щадящий режим:
ислючают физические напряжения (подъем тяжестей, прыжки и т. п.)и
зрительные перегрузки. Назначают общеукрепляющее лечение и специальную
терапию. Такие осложнения, как отслойка сетчатки и осложненная
катаракта, требуют хирургического лечения. Однако эти предложенные
лечебные мероприятия бывают недостаточно эффективными, и, несмотря на
тщательное лечение, миопия часто прогрессирует и приводит к тяжелым
осложнениям.

Хирургические вмешательства при миопии

Хирургическое лечение миопии в настоящее время получило широкое
распространение. Исследования в этой области проводятся в двух основных
направлениях: укрепление растягивающегося заднего сегмента глазного
яблока и уменьшение преломляющей силы глаза.

Хирургические вмешательства при миопии. Хирургические вмешательства при
миопии любой степени сложности производят на хрусталике, роговой
оболочке и склере.

Идея о возможности повышения некорригированной остроты зрения при
близорукости путем удаления прозрачного хрусталика была впервые
высказана еще в восемнадцатом веке. В настоящее время удаление
хрусталика при миопии производят только отдельные офтальмологи. Этот
метод используется в основном при помутнении хрусталика у больных с
близорукостью высокой степени. Его рекомендуют сочетать с
предварительной склеропластикой, что значительно снижает число
операционных и послеоперационных осложнений и позволяет получить более
высокий визуальный эффект.

В последние 20 лет получили развитие операции на роговице, выполняемые с
целью изменить ее преломляющую способность при аметропиях. Предложено
несколько разновидностей таких операции при миопии, которые производят
для уменьшения оптической силы рогрвицы.

Операции на роговой оболочке при миопии, естественно, не предупреждают
ее прогрессирования и возникновения осложнений.

Что касается близорукости высокой степени, то при ней основная задача -
предупредить ее прогрессирование и развитие осложнений. Важную роль в
этом играют склеропластические операции. Смысл их заключается в
наложении своеобразного бандажа, преимущественно на заднюю поверхность
глаза, чтобы предупредить дальнейшее растяжение склеры в этом отделе.

Эффект склеропластики при близорукости состоит в прекращении или резком
замедлении прогрессирования миопии, а также в небольшом уменьшении
степени миопии и повышении остроты зрения.

Занятия физической культурой и спортом при близорукости.

Результаты ииследования последних лет, особенно касающиеся механизмов
происхождения близорукости, позволили по-новому оценить возможности
физической культуры при этом дефекте зрения.

Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это
рекомендовалось еще недавно, признано неправильным. Показана важная роль
физической культуры в предупреждении миопии и ее прогрессирования,
поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению
организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности
цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза.

Ученые установили, что девушки 15-17 лет, имеющие близорукость средней
степени, значительно отстают по уровню физической подготовленности от
сверстниц. У них отмечается существенное снижение кровотоков в сосудах
глаза и ослабление аккомодационной способности. Циклические физические
упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности
(пульс 100-140 уд./мин.) оказывают благоприятное воздействие на
гемодинамику и аккомодационную способность глаза, вызывая реактивное
усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагрузки и
повышения работоспособности цилиарной мышцы. После выполенения
циклических упражнений значительной интенсивности (пульс 180 уд./мин.),
а также упражнений на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой,
акробатических упражнений отмечаются выраженная ишемия глаз,
сохраняющаяся длительное время, и ухудшение работоспособности цилеарной
мышцы. Апробация методики физического воспитания детей с миопией средней
степени с учетом указанных выше эффектов действия физических упражнений
показала, что применение этой методики способствует профилактике
прогрессирования миопии: спустя год в экспенриментальной группе
рефракция уменьшилась в 37.2% случаев, осталась на прежнем уровне в
53.5% и увеличилась у 9.3%, тогда как в контрольной группе это
наблюдалось в 2.4; 7.4 и 90.2% соответственно.

Исследования ученых позволили установить, что снижение общей
двигательной активности студентов при повышенной зрительной нагрузке
может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения
общеразвивающего характера в сочетании со специальными упражнениями для
цилиарной мышцы оказывают положительное влияние на функции миопического
глаза. На основе результатов проведенных исследований разработана
методика лечебной физкультуры для студентов и школьников с близорукостью
и показана ее эффективность при применении в комплексе мер по
профилактике близорукости и ее прогрессирования. Ю.И.Курпан обосновал
методику физического воспитания студентов, страдающих близорукостью.

Особенность физического воспитания школьников и студентов,
способствующего предупреждению близорукости и ее прогрессирования,
состоит в том, что в занятия, помимо общеразвивающих упражнений,
включают и специальные упражнения, улучшающие кровоснабжение в тканях
глаза и деятельность глазных мышц, в первую очередь цилиарной мышцы.

Ограничения к занятиям физкультурой школьников и студентов

По состоянию органа зрения

Группа занятий по физкультуре Острота зрения Рефракция Другие изменения
органа зрения

I.Основная (занятия по полной программе, сдача норм ГТО, участие в
споритвных секциях и соревнованиях) Не допускаются учащиеся с остротой
зрения без коррекции ниже 0.5 на лучше видящем глазу Не допускаются
учащиеся с гиперметропией и миопией более 3.0 дптр Не допускаются
учащиеся с хроническими воспалительными и дегенеративными заболеваниями
глаз

II.Подготовительная (основная программа физического воспитания
удлиняется на 1 -1.5 года; исключаются спортивные тренировки, участие в
соревнованиях) Не допускаются учащиесся с корригированной остротой
зрения ниже 0.5 на лучше видящем глазу Не допускаются учащиеся с
гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты зрения. Не
допускаются учащиеся с хроническими воспалительными и дегенеративными
заболеваниями глаз

III. Специальная Занимаются по специальной индивидуальной программе
учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты
зрения, а также с хроническими воспалительными и дегенеративными
заболеваниями глаз

Основные противопоказания к занятиям спортом для лиц с близорукостью

Вид спорта Противопоказания в зависимости от степени
близорукости и состояния глаз Рекомендации об использовании оптической
коррекции

Бокс Любая степень близорукости Контактная

Борьба Любая степень близорукости Контактная

Тяжелая атлетика Любая степень близорукости Контактная

Велогонка на треке Близорукость выкой степени, а также любая степень

Велогонка на шоссе Близорукость выкой степени, а также любая степень
близорукости с осложнениями на глазном дне Контактная

Гимнастика спортивная Любая степень близорукости, кроме стационарой

Гимнастика художественная Близорукость выкой степени, а также любая
степень близорукости с осложнениями на глазном дне При значительном
понижении зрения - контактная коррекция

Стрельба стендовая, пулевая, из лука Противопоказаний нет Очковая или
контактная

Современное пятиборье Любая степень близорукости, кроме стационарой
близорукости слабой степени См. соответствующие виды спорта

Конный спорт Близорукость выкой степени, а также любая степень

Фехтование Осложненная близорукость Очковая или контактная

Плавание Осложненная близорукость Без коррекции

Водное поло Близорукость выкой степени, а также любая степень
близорукости с осложнениями на глазном дне Без коррекции

Прыжки в воду Любая степень близорукости, кроме стационарой близорукости
слабой степени Без коррекции

Гребля Осложненная близорукость Очковая

Парусный спорт Осложненная близорукость Без коррекции

Лыжные гонки Осложненная близорукость Без коррекции

Биатлон Осложненная близорукость Очковая или контактная

Горнолыжный спорт Любая степень близорукости, кроме стационарой
близорукости слабой степени Без коррекции

Прыжки на лыжах с трамплина Любая степень близорукости Без коррекции

Лыжное двоеборье Любая степень близорукости Без коррекции

Скоростной бег на коньках Близорукость выкой степени, а также любая
степень близорукости с осложнениями на глазном дне Без коррекции

Фигурное катание Близорукость выкой степени, а также любая степень
близорукости с осложнениями на глазном дне Контактная

Спортивная ходьба Осложненная близорукость Без коррекции

Бег на короткие дистанции Любая степень близорукости, кроме стационарой
близорукости слабой степени Без коррекции

Бег на средние и длинные дистанции Осложненная близорукость Без
коррекции

Метание Высокая и осложненная близорукость Без коррекции

Прыжки Любая степень близорукости Без коррекции

Волейбол, баскетбол Близорукость выкой степени, а также любая степень
близорукости с осложнениями на глазном дне Без коррекции

Футбол, ручной мяч Любая степень близорукости, кроме стационарой
близорукости слабой степени Без коррекции

Хоккей Любая степень близорукости Без коррекции

Тенис большой, настольный, бадминтон Близорукость выкой степени, а также
любая степень близорукости с осложнениями на глазном дне Без коррекции

Санный спорт Любая степень близорукости, кроме стационарой близорукости
слабой степени Без коррекции

Мотоспорт Любая степень близорукости, кроме стационарой близорукости
слабой степени Без коррекции

Городки Близорукость выкой степени, а также любая степень близорукости с
осложнениями на глазном дне Очковая

Физическая культура для студентов с близорукостью

Ведущее место в системе физического воспитания учащихся
общеобразовательных школ и ВУЗов занимают уроки физической культуры.

Обязательные занятия студентов и школьников физкультурой проводят в трех
группах: основной, подготовительной и специальной.

В основную группу не допускаются учащиеся с остротой зрения без
коррекции ниже 0.5 на лучше видящем глазу, с гиперметропической или
миопической рефракцией более 3 дптр.

В подготовительной группе спортивные тренировки и соревнования
исключены. Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо
от остроты зрения не допускаются к занятиям в этой группе.

Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6.0 дптр независимо от остроты
зрения, а также с хроническими и дегеративными заболеваниями глаз
занимаются в специальной группе по индивидуальной программе.

Отбор школьников и студентов в каждую из этих групп по состоянию органа
зрения осуществляют в соответствии с инструкцией, приведенной в таблице
далее (табл.1).

Для школьников и студентов, страдающих близорукостью и включенных в
специальную группу, разработаны специальные упражнения типа лечебной
физкультуры.

Как уже отмечалось выше, значительная часть студентов страдают
близорукостью. По мере перехода на старшие курсы отмечается тенденция к
ее прогрессированию. Это вызвано, очевидно, большой зрительной
нагрузкой, недостаточной двигательной активностью, нарушением
гигиенических нарушений труда и быта.

При распределении студентов с близорукостью в учебные группы для занятия
физической культурой с учетом данных медицинского осмотра следует
руководствоваться приведенными выше ограничениями.

Используются следующие формы физического воспитания: обязательные и
факультативные занятия; культурно-массовые мероприятия; самостоятельные
занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по
закаливанию организма, а также специальные упражнения для цилиарной
мышцы.

Студенты с близорукостью слабой степени входят в основную группу и могут
заниматься физической культурой в подготовительном отделении спортивного
совершенствованияю Полезны занятия спортивными играми. Постоянное
переключение зрения при игре в волейбол, баскетбол, теннис с близкого
расстояния на далекое и обратно способствует усилению аккомодации и
профилактики прогрессирования близорукости.

При наличии близорукости средней степени студентов включают в
подготовительную медицинскую группу, они должны заниматься физической
культурой в подготовительном учебном отделении. Практические занятия с
ними следует проводить отдельно от студентов основной медицинской
группы. В программные требования для них целесообразно ввести некоторые
ограничения:исключить прыжки с высоты более 1.5 м., упражнения,
требующие большого и продолжительного физического напряжения. Степень
нервно-мышечного напряжения и общая нагрузка при занятиях физической
культурой должны быть несколько ниже, чем у студентов из основной
медицинской группы.

Для студентов подготовительной медицинской группы наряду с учебными
занятиями необходимо предусмотреть также самостоятельные занятия,
включающие специальные упражнения для мышц глаз или занятия лечебной
физкультурой.

Студенты с близорукостью высокой степени (6.0 дптр и более) должны
заниматься физической культурой только в специальном медицинском
отделении. Используются следующие формы физического воспитания: а)
обязательные и факультативные занятия;

Б) самостоятельные занятия, включающие утреннюю
гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, упражнения для
повышения уровня общей и силовой выносливости, а такжетренировку
цилиарной мышцы. Кроме того можно рекомендовать и занятия лечебной
физкультуры.

Физические упражнения и спорт - это основные средства укрепления
здоровья и поддержания хорошей работоспособности в любом возрасте,
однако для людей страдающих заболеваниями глазного органа, необходимы
специальные комплексы упражнений.

Список используемой литературы:

Аветисов Э.С. “Близорукость”-М.: Медицина, 1986.

“Глазные болезни”: Учебник/Под ред. Т.И.Ерошевского, А.А.
Бочкаревой. - М.: Медицина 1983.

С таким термином как «группа здоровья» встречаются папы и мамы детей, проходящих диспансеризацию при поступлении в общеобразовательное учреждение (садик или школу), при оформлении справок в спортивный летний лагерь или оздоровительный санаторий. Группу здоровья определяют по окончании медосмотра подросткам, поступающим в ССУЗы и ВУЗы на очное отделение.

Что это? Таблица группы здоровья детей и подростков поможет разобраться в этом подробнее.

Что это: группы детского здоровья?

Под группами здоровья понимается совокупность данных обследования физико-психологического состоянии детей. Это условная шкала учета здоровья и развития с факторами риска и прогнозированием на будущее. Установлено пять групп здоровья, для их обозначения используют римские цифры. Цифра от I до V указывается на медкарте ребенка, и медработник детского сада или школы по ней узнает информацию о здоровье ребенка без уточнения диагнозов.

Комплексную и объективную оценку состоянию здоровья ребенка делает педиатр, исходя из данных обследования узкими специалистами (окулист, хирург, лор и прочие). Группа здоровья присваивается благодаря данным непосредственно на момент обследования. У детей, которым при рождении или после были поставлены какие-то диагнозы, но к моменту обследования никаких патологий не обнаруживается, все прошлые болезни (кроме хронических и тяжелых гинетических) не учитываются. Таким образом, группа детского здоровья может изменяться к подростковому возрасту.

Критерии для определения группы здоровья

Определенная группа здоровья присваивается на основе оценки по таким критериям:

  • хронические заболевания (их наличие либо их отсутствие), генетические заболевания, врожденные патологии и прочее;
  • гармоничность развития (физического и психического) в соответствии возрасту;
  • частота возникновения заболеваний (от элементарных вроде ОРЗ до тяжелых) и уровень сопротивляемости им организма.

Группа здоровья у детей: таблица по заболеваниям

Группы
Хроническая патология
Функциональное состояние основных органов и систем
Резистентность и реактивность Физическое и нервно-психическое развитие
Группа 1
без отклонений
отсутствует
без отклонений
заболеваемость за период, предшествующий наблюдению, -редкие и легко протекающие острые заболевания
нормальное, соответствует возрасту
Группа 2.
С функциональными отклонениями (группа риска)
отсутствует
наличие функциональных отклонений
Продолжительные острые заболевания с последующим затяжным периодом выздоровления (вялость, повышенная возбудимость, нарушения сна и аппетита, субфебрилитет и т. д.)
Нормальное физическое развитие или избыток массы тела 1й степени. Нормальное или не резко выраженное отставание нервно-психического развития
Группа 3
Состояние компенсации
Наличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем без изменения функций
Наличие функциональных отклонений без клинических проявлений
Редкие, нетяжелые по характеру течения обострения хронического заболевания без выраженного ухудшения общего состояния и самочувствия
Группа 4
Состояние субкомпенсации
Наличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем
Изменение функций пораженных органов, клинические проявления заболевания
Частые обострения основного хронического заболевания. Частые простудные заболевания с затяжным периодом восстановления
Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост нервно-психическое развитие нормальное или отстает
Группа 5
Состояние декомпенсации
Наличие тяжелой хронической патологии или тяжелого врожденного порока, приводящих к инвалидности ребенка
Выраженные изменения функций пораженных органов и систем
Частые тяжелые обострения основного хронического заболевания, частые острые заболевания
Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост, нервно-психическое развитие нормальное или отстает

I группа включает в себя детей с нормальными для своего возраста физическими, физиологическими и психическими показателями.

Ко II группе относят детей, у которых диагностированы функциональные изменения, не опасные для здоровья. Чаще всего, это непропорциональное возрасту соотношение роста и массы тела. Таких детей распределяют по 2 подгруппам:

  • А – дети, имеющие фактор наследственности;
  • Б – дети с риском возникновения и развития хронических болезней.

В III группе находятся дети с диагностированными хроническими заболеваниями в ремиссионной стадии, с последствиями перенесенных сложных травм, операций с полным восстановлением функционирования органов.

К IV группе здоровья относят небольшой процент детей, у которых имеются весьма сложные хронические заболевания на стадии субконпенсации, требующие постоянного наблюдения у специалистов; сюда входят дети, перенесшие травмы и операции, с частичной утратой функционирования определенных систем организма.

В V группу включены дети с ограниченными возможностями (инвалиды). Таким детям противопоказаны физические нагрузки, и, как правило, для этих деток существуют коррекционные образовательные учреждения.

Поступившие в образовательное учреждение дети I и II групп здоровья, находятся на общих основаниях, испытывают интеллектуальные и физические нагрузки без ограничений в соответствии с образовательной программой. Ребятишкам из III группы, посещающим то же учреждение, требуется специальное питание, ограниченная физнагрузка, Дети с IV группой здоровья в большинстве случаев определяются в специализированные учреждения, а дети V группы зачастую не посещают их, для таких деток может быть предусмотрено домашнее либо дистанционное обучение.

Заключение

Главной целью деления на группы является подбор соответствующих методов воспитания в зависимости от индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребенка с выбором определенного режима, уровня физнагрузок, нормативов и т.д.

2-06-2012, 15:50

Описание

Результаты исследования последних лет, особенно касающиеся механизма происхождения близорукости, позволили по-новому оценить возможности физической культуры при этом дефекте зрения.

Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось еще недавно, признано неправильным. Показана важная роль физической культуры в предупреждении миопии и ее прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза.

И. В. Сухиненко (1980) установила, что девушки 15-17 лет, имеющие близорукость средней степени, значительно отстают по уровню физической подготовленности от сверстниц с эмметропией и гиперметропией. У них отмечается существенное снижение кровотока в сосудах глаза и ослабление аккомодационной способности. Циклические физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100- 140 уд/мин) оказывают благоприятное воздействие на гемодинамику и аккомодационную способность глаз , вызывая реактивное усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагрузки и повышение работоспособности цилиарной мышцы. После выполнения циклических упражнений значительной интенсивности (пульс 180 уд/мин и выше), а также упражнений на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой, акробатических упражнений отмечаются выраженная ишемия глаз, сохраняющаяся длительное время, и ухудшение работоспособности цилиарной мышцы. Апробация методики физического воспитания детей с миопией средней величины с учетом указанных выше эффектов действия физических упражнений показала, что применение этой методики способствует профилактике прогрессирования миопии: спустя год в экспериментальной группе рефракция уменьшилась в 37,2 % случаев, осталась на прежнем уровне в 53,5 % и увеличилась у 9,3 %, тогда как в контрольной группе это наблюдалось в 2,4; 7,4 и 90,2 % случаев соответственно.

Исследования Е. И Ливадо (1977) позволили установить, что снижение общей двигательной активности школьников при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения общеразвивающего характера в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы оказывают положительное влияние на функции миопического глаза . На основе результатов проведенных исследований разработана методика лечебной физкультуры для школьников с близорукостью и показана ее эффективность при применении в комплексе мер по профилактике близорукости и ее прогрессирования. Ю. И. Курпан (1975, 1979) обосновал методику физического воспитания студентов, страдающих близорукостью.

Особенность физического воспитания школьников и студентов, способствующего предупреждению близорукости и ее прогрессирования, состоит в том, что в занятия, помимо общеразвивающих упражнений, включают и специальные упражнения , улучшающие кровоснабжение в тканях глаза и деятельность глазных мышц, в первую очередь цилиарной мышцы.

Специальные упражнения

Разработан комплекс упражнений [Аветисов Э. С., Ливадо Е. И., 1977], предназначенный для лиц, чья работа связана с длительным рассматриванием близко расположенных мелких объектов. Приводим примерный комплекс таких упражнений .

1 . Исходное положение (и.п.) - сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть на 3-5 с. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц.

2 . И.п. - сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин. Упражнение способствует улучшению кровообращения век.

3 . И.п. - стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 с, перевести взгляд на палец вытянутой правой руки, расположенный по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, и смотреть на него 3-5 с, опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

4 . И.п. - стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенный по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 6-8 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

5 . И.п. - сидя. Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальца. Повторять в течение 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение век.

6 . И.п. - стоя. Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 с, прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3-5 с, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 с, расположить палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть обоими глазами на конец пальца 3-5 с, прикрыть ладонью правой руки правый глаз на 3-5 с, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 с. Повторить 5-6 раз. Упражнение укрепляет мышцы обоих глаз (бинокулярное зрение).

7 . И.п. - стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и, не двигая головой, следить глазами за пальцем; медленно передвигать палец полусогнутой руки слева направо и, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия и совершенствует их координацию.

8 . И.п. - сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1-2 с снять пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

Способствуют улучшению работоспособности цилиарной мышцы следующие общие упражнения .

1 . Передача мяча (волейбольный, баскетбольный, набивной) от груди к партнеру, стоящему на расстоянии 5-7 м. Повторить 12-15 раз.

2 . Передача мяча партнеру из-за головы. Повторить 10-12 раз.

3 . Передача мяча партнеру одной рукой от плеча. Повторить 7-10 раз каждой рукой.

4 . Подбросить мяч обеими руками вверх и поймать. Повторить 7-8 раз.

5 . Подбросить мяч одной рукой вверх, поймать другой (либо двумя). Повторить 8-10 раз.

6 . Ударить с силой мяч об пол, дать ему подскочить и поймать одной или двумя руками. Повторить 6-7 раз.

7 . Броски теннисного мяча в стену с расстояния 5-8 м. Повторить по 6-8 раз каждой рукой.

8 . Броски теннисного мяча в мишень. Повторить по 6-8 раз каждой рукой.

9 . Бросить теннисный мяч с таким расчетом, чтобы он отскочил от пола и ударился о стену, а затем поймать его. Повторить по 6-8 раз каждой рукой.

10 . Броски мяча в баскетбольное кольцо одной и двумя руками с расстояния 3-5 м. Повторить 12-15 раз.

11 . Верхняя передача партнеру волейбольного мяча. Выполнять в течение 5-7 мин.

12 . Нижняя передача волейбольного мяча партнеру. Выполнять в течение 5-7 мин.

13 . Подача волейбольного мяча через сетку (прямая нижняя, боковая нижняя). Повторить 10-12 раз.

14 . Игра в бадминтон через сетку и без нее - 15-20 мин.

15 . Игра в настольный теннис - 20-25 мин.

16 . Игра в большой теннис у стенки и через сетку - 15- 20 мин.

17 . Игра в волейбол - 15-20 мин.

18 . Удары футбольным мячом по стенке и в квадраты с расстояния 8-10 м - 15-20 мин.

19 . Передача футбольного мяча в парах (пас) на расстоянии 10-12 м - 15-20 мин.

20 . Броски обруча вперед с приданием ему обратного вращения.

Ниже приведены общеразвивающие упражнения, выполняемые в сочетании с движениями глаз. При их выполнении рекомендуется голову не поворачивать, движения глазами выполнять медленно .

1 . И.п. - лежа на спине, руки в стороны, в правой руке теннисный мяч. Руки соединить впереди, переложить мяч в левую руку. Вернуться в и.п. Руки соединить впереди, переложить мяч в правую руку. Вернуться в и.п. Смотреть на мяч. Повторить 10- 12 раз.

2 . И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руку вверх (за голову) и, опуская ее, переложить мяч в другую руку. То же другой рукой. Смотреть на мяч. Повторить 5-6 раз другой рукой. При поднимании рук - вдох, при опускании - выдох.

3 . И.п. - лежа на спине, руки вперед - в стороны. Выполнять скрестные движения прямыми руками в течение 15-20 с. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Дыхание произвольное.

4 . И.п. - то же. Махи одной ногой к разноименной руке. Повторить 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на носок. Мах выполнять быстро. Во время маха - выдох.

5 . И.п. - лежа на спине, в поднятых вперед руках держать волейбольный мяч. Махи ногой с касанием носком мяча. Повторить 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на носок. Во время маха - выдох.

6 . И.п. - лежа на спине, руки вперед. Выполнять скрестные движения руками, опуская и поднимая их. Следить за кистью одной, затем другой руки. Выполнять 15-20 с.

7 . И.п. - лежа на спине, в правой руке, поднятой вперед, теннисный мяч. Выполнять рукой круговые движения вперед и назад в течение 20 с. Смотреть на мяч. Менять направление движения через 5 с.

8 . И.п. - сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка подняты. Выполнять скрестные движения 15-20 с. Смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.

9 . И.п. - то же. Поочередно поднимать и опускать ноги. Выполнять 15-20 с. Смотреть на носок одной ноги.

10 . И.п. - сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх-влево, вернуть в и.п. То же левой ногой вверх-вправо. Повторить 6-8 раз каждой ногой. Смотреть на носок.

11 . И.п. - то же. Правую ногу отвести вправо, вернуть в и.п. То же другой ногой влево. Смотреть на носок. Повторить 6-8 раз каждой ногой.

12 . И.п. - то же, прямая нога слегка приподнята. Выполнять круговые движения ногой в одном и другом направлении. То же другой ногой. Выполнять 10-15 с каждой ногой. Смотреть на носок.

13 . И.п. - то же, но подняты обе ноги. Выполнять круговые движения в одном и другом направлении 10-15 с. Смотреть на носки.

14 . И.п. - стоя, держать гимнастическую палку внизу. Поднять палку вверх, прогнуться - вдох, опустить палку - выдох. Смотреть на палку. Повторить 8-12 раз.

15 . И.п. - то же. Присесть и поднять гимнастическую палку вверх, вернуться в и.п. Смотреть на палку. Повторить 8-12 раз.

16 . И.п. - стоя, держать гантели впереди. Круговые движения руками в одном и другом направлении - 15-20 с. Смотреть то на одну, то на другую гантель. Выполнять круговые движения 5 с в одном направлении, затем 5 с в другом.

17 . И.п. - то же. Одну руку поднимать, другую - опускать, затем наоборот - 15-20 с. Смотреть то на одну, то на другую гантель.

18 . И.п. - стоя, гантели в опущенных руках. Поднять гантели вверх, затем опустить. Смотреть сначала на правую гантель, затем на левую. Вновь перевести взгляд на правую гантель. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 15-20 с. Менять направление движения глаз через 5 с.

19 . И.п. - стоя, в вытянутой руке обруч. Вращать обруч в одну, затем в другую сторону 20-30 с. Смотреть на кисть. Выполнять одной и другой рукой.

20 . И.п. - стоя, смотреть только вперед на какой-либо предмет. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 8-10 раз в каждую сторону.

21 . И.п. - то же. Голову поднять, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 10 раз. Смотреть на какой-либо предмет.

Специальные упражнения чередуют с упражнениями для укрепления мышц шеи и спины, передней брюшной стенки, а также дыхательными упражнениями. Лицам с близорукостью высокой степени нежелательно назначать упражнения с продолжительными и напряженными переходами из положения сидя в положение лежа и обратно.

Подвижные игры - прекрасное средство тренировки организма и повышения эмоционального состояния играющих. Необходимо исключить игры, при которых имеется вероятность столкновения играющих, ударов по лицу и голове, а также игры, требующие большого напряжения и натуживания.

Желательно проводить игры с непродолжительным быстрым бегом (10-15 м), передачей и ловлей мяча, бросками в стену или мишень. На одном занятии можно использовать три-четыре игры, с повторениями каждой по 2-3 раза. Если занимающиеся устали, между отдельными играми рекомендуется выполнять дыхательные упражнения. Приводим перечень подвижных игр, которые можно использовать на занятиях физкультурой.

1 . Эстафета с бегом, броском мяча в сторону с последующей ловлей мяча.

2 . Эстафета с передачей мяча во встречных колоннах.

3 . Игры с метанием мяча в мишень.

4 . Игры с метанием мешочка с песком на стул либо в квадрат, начерченный на полу.

5 . Игры с метанием теннисного мяча в корзину (ведро).

6 . Игра в «челнок» с метанием набивного мяча.

7 . Гонка мячей по кругу.

Физическая культура для школьников с близорукостью. Ведущее место в системе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ занимают уроки физической культуры. Однако они не всегда обеспечивают нужное физическое развитие школьников, у которых отмечается состояние гиподинамии. В связи с этим особое значение приобретают дополнительные формы физического воспитания: утренняя гигиеническая гимнастика, гимнастика до уроков, физкультминутки на уроках, игры на переменах, внеклассные спортивные занятия. Различные формы физического воспитания необходимо использовать для перестройки двигательного режима ребенка, который в течение 4-5 ч сидит за партой. Снижение двигательной активности неблагоприятно влияет и на аккомодационный аппарат глаза.

Обязательные занятия школьников физкультурой проводят в трех группах: основной, подготовительной и специальной.

В основную группу не допускаются учащиеся с остротой зрения без коррекции ниже 0,5 на лучше видящем глазу, с гиперметропической или миопической рефракцией более 3 дптр.

В подготовительной группe основную программу физического воспитания осуществляют в течение 1 - 1,5 лет. Спортивные тренировки и соревнования исключены. Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6,0 дптр независимо от остроты зрения не допускаются к занятиям в этой группе.

Учащиеся с гиперметропией и миопией более 6,0 дптр независимо от остроты зрения, а также с хроническими и дегенеративными заболеваниями глаз занимаются в специальной группе по индивидуальной программе.

Отбор школьников в каждую из этих групп по состоянию органа зрения осуществляют в соответствии с инструкцией, утвержденной Министерством здравоохранения СССР 15 ноября 1974 г. (табл. 40).

Таблица 40. Ограничения к занятиям физкультурой школьников по состоянию органа зрения

Для школьников, страдающих близорукостью и включенных в специальную группу, разработаны специальные упражнения типа лечебной физкультуры.

Учитывая, что физическая культура может не только способствовать замедлению или задержке прогрессирования уже имеющейся близорукости, но и препятствовать ее возникновению, целесообразно включать ряд специальных упражнений в общий комплекс физических упражнений для всех школьников, занимающихся в основной и подготовительной группах.

Специальные упражнения для глаз на уроке физкультуры необходимо выполнять вместе с общеразвивающими и корригирующими упражнениями. При выполнении многих общеразвивающих упражнений, особенно связанных с движениями рук, можно одновременно выполнять упражнения для цилиарной мышцы и наружных мышц глаза, фиксируя взгляд на кисти или удерживаемом предмете. Эти упражнения необходимо выполнять для того, чтобы функция аккомодационного аппарата не снижалась и адаптация к повышенной зрительной нагрузке проходила бы в более благоприятных условиях.

Кроме уроков физкультуры, необходим активный отдых для глаз на общеобразовательных уроках . Через 25-30 мин после начала урока школьникам предлагают быстро поморгать глазами в течение 20-30 с, затем закрыть глаза и посидеть спокойно 1 мин, откинувшись на спинку парты.

Особое внимание следует уделять школьникам 1-4-х классов , у которых в этот период глаза приспосабливаются к возрастающей зрительной нагрузке и вместе с тем резко снижается двигательная активность. В связи с этим на уроках физкультуры в 1-4-х классах для всех школьников, кроме общеразвивающих и корригирующих упражнений, рекомендуется включать 2-3 упражнения для глаз, способствующих укреплению аккомодационного аппарата. Школьникам младших классов с близорукостью, направленным в подготовительную или специальную группу, целесообразно рекомендовать, помимо уроков физкультуры, занятия лечебной физкультурой.

В 5-7-х классах школьникам , страдающим близорукостью до 6,0 дптр, при отсутствии патологических изменений на глазном дне разрешаются занятия физкультурой в достаточно полном объеме. Особую пользу им принесут уроки, на которых используются спортивные игры, плавание и туризм.

К школьникам с близорукостью более 6,0 дптр , занимающимся в 5-7-х классах, необходим индивидуальный подход . Если у таких школьников нет патологических изменений на глазном дне и близорукость не прогрессирует, то их можно допускать к занятиям в специальной группе, исключив упражнения высокой интенсивности, а также упражнения, связанные с сотрясением тела (прыжки, подскоки) или требующие большого напряжения (стойки, упоры, висы, подтягивания на перекладине, поднятие тяжестей).

В 8-10-х классах в связи с увеличением объема и интенсивности учебного процесса, дефицитом свободного времени, дальнейшим снижением двигательной активности значение физической культуры в профилактике близорукости и ее прогрессирования еще больше возрастает.

Для юношей с близорукостью до 6,0 дптр необходимо исключить упражнения на перекладине в программе по гимнастике, преодоление полосы препятствий, а также классическую борьбу. Занятия легкой атлетикой, лыжами, плаванием и спортивными играми проводятся без ограничений, исключаются силовые упражнения на перекладине, подтягивание и подъем из виса в упор, их можно заменить подъемом по канату с помощью ног.

Школьники старших классов с неосложненной близорукостью более 6,0 дптр могут заниматься в специальной группе или группе лечебной физкультуры. Для школьников с осложненной близорукостью рекомендуются индивидуальные занятия физической культурой, методику которых целесообразно определить совместно с опытным окулистом.

Занятия лечебной физкультурой включают как общеразвивающие, так и специальные упражнения в соотношении 1:2; 1:3.

Учитывая, что у лиц, страдающих близорукостью, чаще наблюдают нарушения осанки, слабость соединительно-тканевого аппарата, а также тенденция чрезмерно наклонять кпереди туловище и голову при зрительной работе на близком расстоянии, большое значение следует придавать упражнениям для укрепления мышц-разгибателей и корригирующим упражнениям .

Важную роль играют и дыхательные упражнения , усиливающие легочную вентиляцию, кровообращение, улучшающие окислительно-восстановительные процессы в организме. Кроме того, дыхательные упражнения служат средством периодического снижения физической нагрузки.

При построении методики лечебной физкультуры необходимо соблюдать все ее основные принципы:

Системность воздействия физических упражнений и последовательность их применения;

Регулярность воздействий;

Длительное применение физических упражнений;

Постепенное увеличение физической нагрузки на протяжении как отдельной процедуры, так и всего лечебного курса;

Индивидуализация физических упражнений в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья занимающихся;

Сочетание общей и специальной тренировки во время курса лечения.

Курс лечебной физкультуры для школьников, страдающих близорукостью, целесообразно разделить на два периода - подготовительный и основной (тренировочный) . Подготовительный период обычно продолжается 12-15 дней. Он характеризуется выполнением преимущественно общеразвивающих упражнений и постепенным увеличением специальной тренировки разгибателей головы и туловища. Особое внимание уделяют обучению правильному дыханию. Соотношение дыхательных и общеразвивающих упражнений должно быть сначала 1:1, затем 1:2.

Правильным следует считать полное дыхание с использованием всего дыхательного аппарата . Начинать обучение нужно с усвоения статического дыхания, а затем постепенно усложнять различные сочетания дыхания с движениями. Динамические дыхательные упражнения должны быть просты по построению, выполнять их следует свободно, без усилий.

К специальным упражнениям, выполняемым в этот период, относятся дыхательные и корригирующие упражнения , а также упражнения, укрепляющие своды стоп. Упражнения выполняются в следующих исходных положениях: лежа, сидя, стоя. Корригирующие упражнения в основном проводят в условиях разгрузки позвоночника - лежа. Темп выполнения упражнений медленный и средний. Используют гимнастические снаряды, палки, мячи, набивной мяч и др.

Помимо гимнастических упражнений , используют подвижные игры и отдельные элементы из спортивных игр для общеоздоровительных воздействий, а также повышения эмоционального тонуса, что имеет важное значение в детском возрасте. Спортивные игры проводятся в исходном положении сидя и стоя. В игры с передачей мяча или бросками мяча в баскетбольную корзину включают элементы соревнования.

Основной период длится 2,5 мес . На фоне общеразвивающих, дыхательных и корригирующих упражнений применяют специальные упражнения, укрепляющие наружные мышцы глаза и цилиарную мышцу. Эти упражнения должны быть строго дозированы. Вначале их повторяют 2 раза, а затем число повторений доводят до четырех-шести. Целесообразно выполнять упражнения для наружных мышц глаза одновременно с общеразвивающими упражнениями в исходном положении лежа или стоя у гимнастической стенки, наиболее оптимальном для сохранения правильной осанки.

По окончании курса лечения школьники получают индивидуальные рекомендации об общем и зрительном режиме, о проведении комплекса лечебной гимнастики. Важно, чтобы ребенок не прекращал выполнение рекомендованных ему упражнений дома. В школе от занятий физкультурой детей не освобождают.

Физическое воспитание студентов с близорукостью . Значительная часть студентов страдают близорукостью. По мере перехода на старшие курсы отмечается тенденция к ее прогрессированию. Это вызвано, очевидно, большой зрительной нагрузкой, недостаточной двигательной активностью, нарушением гигиенических условий труда и быта.

При распределении студентов с близорукостью в учебные группы для занятий физической культурой с учетом данных медицинского осмотра следует руководствоваться приведенными выше ограничениями к занятиям физической культурой школьников по состоянию органа зрения.

Используются следующие формы физического воспитания : обязательные и факультативные занятия; физкультурно-массовые мероприятия; самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, а также специальные упражнения для цилиарной мышцы.

Студенты с близорукостью слабой степени входят в основную группу и могут заниматься физической культурой в подготовительном отделении или в отделении спортивного совершенствования. Программные требования выполняются ими без ограничений. Полезны занятия спортивными играми. Постоянное переключение зрения при игре в волейбол, баскетбол, теннис с близкого расстояния на далекое и обратно способствует усилению аккомодации и профилактике прогрессирования близорукости.

При наличии близорукости средней степени студентов включают в подготовительную медицинскую группу, они должны заниматься физической культурой в подготовительном учебном отделении. Практические занятия с ними следует проводить отдельно от студентов основной медицинской группы. В программные требования для них целесообразно ввести некоторые ограничения: исключить прыжки с высоты более 1,5 м, упражнения, требующие большого и продолжительного физического напряжения. Степень нервно-мышечного напряжения и общая нагрузка при занятиях физической культурой должны быть несколько ниже, чем у студентов из основной медицинской группы.

Для студентов подготовительной медицинской группы наряду с учебными занятиями необходимо предусмотреть также самостоятельные занятия, включающие специальные упражнения для мышц глаз или занятия лечебной физкультурой.

Если нет возможности выделить студентов с близорукостью средней степени в самостоятельную группу, то их целесообразно разделить на две подгруппы : студентов с миопией 3,5-4,5 дптр включить в подготовительную группу, а студентов с близорукостью 5,0-5,5 дптр - в специальную медицинскую группу.

Студенты с близорукостью высокой степени (6,0 дптр и более) должны заниматься физической культурой только в специальном медицинском отделении. Используются следующие формы физического воспитания: а) обязательные и факультативные занятия; б) самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и меры по закаливанию организма, упражнения для повышения уровня общей и силовой выносливости, а также тренировку цилиарной мышцы. Кроме того, можно рекомендовать и занятия лечебной физкультурой.

Лучше комплектовать группы из студентов одного курса (потока). Численность таких групп должна быть по 12 человек. Если нет возможности выделить студентов с близорукостью в самостоятельную группу, то их целесообразно объединить со студентами, страдающими заболеваниями органов дыхания.

Студенты с близорукостью до 8,0 дптр , у которых не выявлены патологические изменения на глазном дне, при хорошей физической подготовленности могут выполнять почти все упражнения из программы по физическому воспитанию для практически здоровых студентов. Помимо особенностей физического воспитания, на которые было указано выше, важно также учитывать, что для студентов этой группы, страдающих близорукостью, нежелательны упражнения на высоком и среднем бревне типа прыжков и соскоков, опорные прыжки через снаряды, кувырки и стойка на голове, упражнения на гимнастической стенке на высоте более 2 м, прыжки с подкидного мостика, прыжки в воду вниз головой, продолжительные упражнения со скакалкой, а также другие упражнения, при выполнении которых возможны падения и резкие сотрясения тела. В этой группе следует более широко использовать дыхательные и корригирующие упражнения, а также специальные упражнения для глаз.

Установлено, что занятия по физической культуре, проводимые 2 раза в неделю, не вызывают существенных изменений в физическом развитии студентов и что на протяжении большей части учебного года у них наблюдается явление гипокинезии. В связи с этим необходимы самостоятельные занятия физической культурой.

Ежедневное выполнение утренней гигиенической гимнастики и процедур по закаливанию организма;

Выполнение общеразвивающих упражнений по заданию преподавателя;

Выполнение упражнений по улучшению аккомодационной способности.

Прежде чем приступить к организации самостоятельных занятий физической культурой, важно убедить студентов в их необходимости и пользе. Для наглядности используют результаты медицинского осмотра, антропометрических измерений и оценки физической подготовленности студентов.

При близорукости 8,5 дптр и более без нарушения состояния глазного дна студентам рекомендуют заниматься лечебной физкультурой. Помимо занятий лечебной гимнастикой, студентам необходимо проводить самостоятельные занятия, включающие утреннюю гигиеническую гимнастику и процедуры по закаливанию организма.

Занятия лечебной гимнастикой проводят во внеучебное время групповым методом (по 6-8 человек в группе) не менее 2 раз в неделю. Продолжительность занятий от 15 до 30 мин в зависимости от состояния глаз и уровня физического развития студентов.

Занятия лечебной гимнастикой начинают с ходьбы и дыхательных упражнений . Затем следуют общеразвивающие упражнения для мышц конечностей и туловища с передачей предметов, перебрасывание набивного мяча массой 2-3 кг, несложные упражнения у гимнастической стенки, элементы танца, медленный бег на носках и другие упражнения. Завершают занятия медленной ходьбой, дыхательными упражнениями на расслабление мышц.

На занятиях лечебной физкультурой необходимо полностью исключить все прыжковые упражнения , резкие движения туловищем, резкие наклоны туловища и приседания. Степень нервно-мышечного напряжения должна быть средней. Занятия не должны вызвать утомления, поэтому общеразвивающие упражнения чередуют с дыхательными.

Близорукость и занятия спортом . Физические упражнения и спорт - это основные средства укрепления здоровья и поддержания хорошей работоспособности в любом возрасте. Спорт отличают высокая эмоциональность, соревновательный характер, стремление к достижению наивысших результатов. Однако во время занятий многими видами спорта (особенно на уровне высоких достижений) спортсмены испытывают значительные по объему и интенсивности тренировочные нагрузки, от них требуется предельное напряжение физических и психических сил. В связи с этим очень важно правильно выбрать вид спорта для лиц с близорукостью и обеспечить систематический врачебный контроль за состоянием их органа зрения. Спортивные тренировки могут благотворно повлиять на состояние глаз при миопии и способствовать ее стабилизации, но в то же время могут оказать и весьма неблагоприятное воздействие на орган зрения и привести к осложнениям близорукостью. Все зависит от степени близорукости, состояния глаз, а также от специфики данного вида спорта и интенсивности спортивных нагрузок.

При неосложненной стационарной близорукости можно и полезно заниматься некоторыми видами спорта. Если занятия данным видом спорта несовместимы с ношением очков и возможны без оптической коррекции, то на время занятий очки разрешается снимать. В некоторых видах спорта требуется высокая острота зрения и в то же время пользоваться очками нельзя. В таких случаях целесообразна контактная коррекция.

При прогрессирующей миопии , особенно осложненной, противопоказаны виды спорта, связанные с большим физическим напряжением, быстрым перемещением тела и возможностью его сотрясения.

В табл. 41

Таблица 41. Основные противопоказания к занятиям спортом для лиц с близорукостью

приведены основные противопоказания к занятиям спортом для лиц с близорукостью, а также даны рекомендации по использованию оптической коррекции во время спортивных занятий.

В системе медицинского обеспечения физкультурного движения важное место занимает проблема исследования анализаторных систем, прежде всего органа зрения. Особые трудности вызывает прогностическая оценка близорукости . Вследствие этого офтальмологи часто оказываются в затруднительном положении, когда изменение рефракции превышает допустимые градации, особенно у спортсменов высокой квалификации, при подготовке которых нередко используются предельные нагрузки. Важность этого вопроса для современного спорта заключается в том, что в последние годы в большом спорте все чаще встречаются спортсмены, страдающие близорукостью. В связи с этим появилась настоятельная необходимость уточнить тактику спортивного врача при данном виде патологии органа зрения.

Следует отметить, что рассматриваемая проблема имеет два аспекта: первый - близорукость и массовый спорт, второй - близорукость и большой спорт . По существующему положению при первичном врачебном осмотре к занятиям спортом не допускаются лица с близорукостью более 3,0 дптр, а в том случае, если миопия в процессе занятий спортом увеличились до 6,0 дптр, спортсмену рекомендуется прекратить занятия. Однако если на начальном этапе спортивной подготовки вопрос о недопуске к тренировкам лиц с близорукостью решается сравнительно просто, то вопрос о судьбе спортсменов олимпийского резерва, имеющих миопию, требует тщательного изучения. Мы считаем, что решать данный вопрос необходимо сугубо индивидуально. При этом важно учитывать спортивную квалификацию и перспективность спортсмена. Известно немало примеров, когда спортсмены с миопией средней степени с успехом защищали спортивную честь нашей Родины на международной арене. Так, близорукость не помешала тяжелоатлетам Ю. Власову и Ю. Зайцеву стать олимпийскими чемпионами, а фигуристу Ю. Овчинникову - призером чемпионата Европы. В настоящее время в составе сборных команд страны и резерва находятся спортсмены с близорукостью слабой и средней степени. Спортивным врачам необходимо обращать внимание на состояние органа зрения этих спортсменов и проводить необходимое восстановительное лечение. Офтальмологам следует обследовать их не реже одного раза в 3 мес. Вопрос о пользовании оптической коррекцией во время спортивных занятий и соревнований решают в зависимости от вида спорта и от того, какая коррекция является для спортсмена привычной. Спортивный врач должен в полной мере применять все средства профилактики прогрессирования близорукости, включая специальные упражнения для наружных и внутренних мышц глаза.

Приведенной выше таблицей следует руководствоваться прежде всего при решении вопроса о возможности занятий спортом начинающими спортсменами с близорукостью . Эта таблица может служить также ориентиром и при решении этого вопроса в отношении спортсменов высокого класса с использованием индивидуального подхода.

Статья из книги:

С началом нового учебного года, одной из самых востребованных справок у школьников становится освобождение от физкультуры. Некоторые школьники (при поддержке родителей) не желают посещать школьные уроки физкультуры. Другие не могут посещать стандартные школьные уроки физкультуры по состоянию здоровья.

Освобождение от физкультуры

А Российское правительство в настоящее время заботится о физическом воспитании населения. В том числе школьников. С помощью различных законов государство старается обеспечить доступ к занятиям физической культурой и спортом даже для людей с ограниченными возможностями. Школьным урокам физкультуры уделяется большое, а иногда даже повышенное, внимание.

Поэтому, на сегодняшний день освободить школьника от уроков физкультуры может только официальный медицинский документ — справка. Освобождение от физкультуры может быть только временным (максимально до 1 года).

Педиатр

Врач-педиатр единолично имеет право освободить ребенка от занятий физкультурой на 2 недели — 1 месяц. Такое освобождение дается ребенку в обычной справке после болезни. После обычного ОРЗ — дается стандартное освобождение от физкультуры на 2 недели. Но, после более серьезного заболевания, например после ангины или пневмонии — на 1 месяц.

КЭК

После некоторых тяжелых заболеваний (гепатит, туберкулез, язвенная болезнь), травм (переломы, сотрясение головного мозга) или операций требуется более длительное освобождение от физкультуры. Любое, освобождение от физкультуры свыше 1 месяца оформляется через КЭК. Чтобы его оформить нужна выписка из стационара, с рекомендациями в отношении занятий физкультурой. И (или) запись в амбулаторной карте врача специалиста по заболеванию ребенка с соответствующими рекомендациями. Заключение КЭК (контрольно-экспертной комиссии) заверяется тремя подписями: лечащий врач, зав. поликлиникой, главный врач и круглой печатью поликлиники. А вся информация о справке вносится в журнал КЭК.

Длительно (на весь учебный год) от физкультуры обычно освобождаются дети-инвалиды. Как правило, те из них кто имеет право на домашнее обучение. Подход к этому вопросу строго индивидуальный, решается совместно: лечащим врачом-специалистом, родителями, с учетом желания ребенка. Некоторым детям разрешаются занятия физкультурой в специальной или даже в подготовительной группе.

Даже если ребенок освобождается от занятий физкультурой на весь период обучения в школе, справка КЭК обновляется ежегодно.

Физкультурные группы

Длительное освобождение от физкультуры в настоящее время редкость. И требует достаточных оснований. А число школьников с отклонениями в состоянии здоровья, которые не могут справляться со стандартной нагрузкой на уроках физкультуры с каждым годом растет. Чтобы подобрать физическую нагрузку, соответствующую состоянию здоровья школьника, существуют физкультурные группы.

Основная (I)

Основная группа — для здоровых детей и детей с незначительными функциональными отклонениями, не влияющими на их физическое развитие и физическую подготовленность. Эта группа в медицинских и школьных документах обозначается римской цифрой I. Все школьники попадают в нее. Если в медицинской карте ребенка нет записей, рекомендующих занятия физкультурой в другой группе.

Подготовительная (II)

Подготовительная группа, обозначается цифрой II — для детей, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья и(или) слабую физическую подготовку. Занятия в этой группе может порекомендовать врач-специалист по заболеванию ребенка. От него требуется сделать четкую запись с рекомендациями в отношении школьных занятий физкультурой в амбулаторной карте ребенка. Заключения КЭК для занятий в подготовительной группе не требуется. На справке достаточно одной врачебной подписи и печати поликлиники. Зато, необходима четкая и конкретная запись с рекомендациями в школьной справке. Эту справку обычно выдает участковый педиатр на основании рекомендаций врача-специалиста.

Обязательно указывается диагноз, срок на который рекомендуются занятия в подготовительной группе. Например, на весь учебный год, на полугодие, на четверть. И конкретные рекомендации, что именно нужно ограничить ребенку при занятиях физкультурой. Например, не разрешаются занятия физкультурой на улице или в бассейне, ребенок не допускается к соревнованиям или сдаче каких-то определенных нормативов, не разрешаются кувырки через голову или прыжки и т.д.

Подготовительная группа для ребенка означает, что он будет посещать занятия физкультурой вместе со всеми, соблюдая те ограничения, которые указаны в его справке. Лучше, если ребенок сам будет знать, какие именно упражнения на уроке физкультуры ему делать нельзя. По окончанию срока действия справки, ребенок автоматически окажется в основной группе.

Бланк справки о занятиях в подготовительной физкультурной группе

Специальная

Специальная группа — это физкультурная группа для детей с серьезными отклонениями в состоянии здоровья. Справка определяющая специальную физкультурную группу для ребенка оформляется через КЭК. Показаниями к занятиям ребенка в спецгруппе могут быть заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной и других систем организма. Желающие могут ознакомиться с примерным перечнем этих заболеваний ().

Если Вы решили оформить ребенку справку для занятий в специальной группе по физкультуре, начать нужно с посещения врача специалиста по заболеванию ребенка. В амбулаторной карте обязательно должна быть его запись с четкими рекомендациями. Далее справка оформляется также, как освобождение от физкультуры, с указанием срока ее действия (максимально на один учебный год), и заверяется тремя подписями членов КЭК и круглой печатью поликлиники.

Бланк справки о занятиях ребенка в специальной физкультурной группе

На сегодняшний день выделяют две специальные группы: Специальная «А» (III группа) и Специальная «Б» (IV группа).

Специальная «А» (III)

К специальной группе «А» или III физкультурной группе относятся дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации (вне обострения).

В школах занятия в спецгруппе «А» проводятся отдельно от общих занятий физкультурой. Т.е. ваш ребенок больше не будет посещать физкультуру вместе с классом. Но, будет заниматься физкультурой в спецгруппе в другое время (не всегда удобное).

В спецгруппе «А» обычно собираются дети с отклонениями в состоянии здоровья из разных классов. Если в школе таких детей много, отдельно проводят занятия для младших, средних и старших школьников, если детей мало — сразу для всех. Нагрузку и упражнения для ребенка всегда подбирают с учетом его заболевания. В соревнованиях такие дети не участвуют, нормативы не сдают. По окончанию срока действия справки, ребенок автоматически переводится в основную группу. Родителям нужно следить за ее своевременным обновлением.

Специальная «Б» (IV)

К специальной группе «Б» или IV физкультурной группе относятся дети с хроническими заболеваниями или отклонениями в состоянии здоровья, в том числе временного характера, в состоянии субкомпенсации (неполной ремиссии или на выходе из обострения). Спецгруппа «Б» означает замену физкультуры в школе занятиями лечебной физкультурой в медицинском учреждении или на дому. Т.е. фактически — это освобождение от школьных занятий физкультурой.

Обращаю внимание родителей, что любые справки о занятиях физкультурой: освобождение от физкультуры, справка о занятиях в подготовительной или специальной физкультурной группах, должны обновляться не реже одного раза в год. Если в начале учебного года ребенок не приносит новую справку с рекомендациями врача в отношении занятий физкультурой, он автоматически попадает в основную физкультурную группу.

Освобождение от физкультуры. Физкультурные группы.